Сказка о микуле селяниновиче

См. пред. статью: русские богатыри: святогор.микула селянинович могучий воин и пахарь-богатырь.микула селянинович пахарь богатырь /yandex.ru/прославленные сказочные персонажи, чьи

См. пред. статью: Русские богатыри: Святогор.

Микула Селянинович – могучий воин и пахарь-богатырь.

Микула Селянинович

Микула Селянинович – пахарь богатырь /yandex.ru/

Прославленные сказочные персонажи, чьи образы кажутся знакомыми с детства, имеют многовековую историю. Воины и богатыри из преданий и легенд, которые рассказывали бабушки и дедушки, – не просто представители традиционного фольклора, а персонажи, олицетворяющие дух и традиции русского народа.

Герои былин наделены недюжинными талантами для защиты родной земли. В веренице могучих воинов находится место и Микуле Селяниновичу. Он – пахарь. Он с легкостью возделывает землю, выкорчевывая пни и камни деревянной сохой, украшенной драгоценными каменьями.

Кобыла Микулы Селяниновича увешана шелковыми гужами, да и сам наряд богатыря не похож на простое крестьянское платье. Становится понятно, что перед читателем герой, для которого усердная пахота – это развлечение.

Микула Селянинович – богатырь-пахарь в былинах новгородского цикла. Его необычное имя чаще всего связывают с просторечным вариантом, образованным от Николая. Впрочем, не исключено и нечто среднее между именами Николай и Михаил.

Микула Селянинович

А.Рябушкин. Микула Селянинович. 1895г. /yandex.ru/

Микула – народная форма имени Николай; возможно, это результат контаминации с именем Михаил. У Микулы Селяниновича есть еще вариант имени – Викула, который объясняется переходом губного носового «м» в губной неносовой «в» в олонецком говоре.

Гораздо разнообразнее отчество у Микулы: Селянинович, Селянович, Селянинов, Сеятелевич, Селягинов и Селягинович, происходящие главным образом от слова «село».

Микула Селянинович был предком народа-землепашца, его судьба – успехи, неудачи и слава, связанные с земледелием, пашней и хлебом, основа жизни, заключающаяся в развитии ремесел, городов и военного могущества.

Микула Селянинович – это героический персонаж, в образе которого заложена историческая судьба народа, получившего золотой плуг прямо с неба, как дар, определивший его дальнейшую судьбу.

В образе Микулы Селяниновича прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красоты простой жизни, достоинства труженика и превосходство его над князем и его слугами.

Сила Микулы Селяниновича направлена только на мирные дела – пахать землю и выращивать хлеб. Этот образ был олицетворением русского землепашца.

Микулу Селяниновича относят к так называемым Старшим Богатырям. По своим возможностям и силе он является самым могущественным. В то же самое время Микула Селянинович – носитель сакральных знаний и обладатель магических предметов.

Родила Микулу Селяниновича сама Мать Сыра Земля, оттого и главный его дар – поднимать «тягость земную», а более такой подвиг не по силам ни одному из богатырей.

Микула Селянинович – символ крестьянской силы, и мощь сия неистощима. Его родила сама Земля. Он исправно сеет и пашет. Биться с ним нет никакой возможности, потому как «любит Матушка Сыра Земля весь род Микулов».

Когда богатырь Святогор не смог взять суму, в которой заключена «тягость земная», именно Микула с легкостью поднял ее одной рукой.

Микула Селянинович представлен в образе героя, почитаемого на Руси больше всех. Работе, связанной с землей, посвящались праздники, с ней сопряжены традиции и предания.

Образ богатыря-пахаря более всего почитался на Руси крестьянством. Ему были посвящены крестьянские праздники, в его честь бытовали братчины-микульщины (вид пирования на Руси, совершаемое в складчину в определённое время и на котором могли решаться внутренние вопросы сельского или городского обществ). Микула Селянинович почитался в народе покровителем крестьянства и звался Святым Николаем.

Микула – народный герой, его прототипом считался Святой Николай, покровитель крестьянства. Некоторые исследователи русских былин связывают образ Микулы Селяниновича с Николаем Чудотворцем. Например, считается, что праздник Николы вешнего, который отмечается 9 мая, являлся Микулиным днем.

Существует определенная связь былинного богатыря Микулы Селяниновича с христианским святым Николаем Чудотворцем.

Как почитанье Грома Гремучего при введении Христианства на Руси перенесли на почитанье Ильи Громовника, а почитанье Волоса, бога скота – на святого Власия, так и чествованье Микулы Селяниновича перевели на христианского святого Николая Чудотворца, чтобы приурочить его к празднику Матери Сырой Земли, которая любит «Микулу и род его».

До сих пор два народных праздника сходятся вместе: первый день «Микулы с кормом» (9 мая по ст. ст.), другой день  «именины Матери Сырой Земли». (10 мая по ст. ст.)

Микула Селянинович

Микула Селянинович и Вольга Святославович. /yandex.ru/

Есть две былины, которые посвящены Микуле Селяниновичу: «Вольга Святославович и Микула Селянинович» и «Святогор и Микула Селянинович».

Вольга и Святогор – также Старшие Богатыри, но по своей силе они уступают Микуле, значит, он – более древний и могучий богатырь. Микула Селянинович – пахарь и крестьянин, он – олицетворение непобедимой крестьянской силы. Победить его нельзя потому, что его род любит Мать Сыра Земля.

Микула Селянинович противостоит князю Вольге (Волх, Волк Огненный Змей) со своей дружиной, хитрому, заносчивому и надменному персонажу. Попытка Вольги посмеяться над богатырем оканчивается бесславным поражением.

Микула посрамляет князя с дружиною, он обгоняет резвых коней дружинников неторопливо идя за своим плугом. И ни один воин из дружины Вольги не в состоянии даже приподнять, чтоб вытащить из земли, оставленный пахарем сошник.

Микула Селянинович

И.Билибин. Вольга и Микула. 1940г. /yandex.ru/

Вольга приглашает Микулу Селяниновича в свою дружину, но тот отказывается, говоря, что должен продолжать работать в поле. Данная победа символизирует превосходство крестьянского труда над традиционными военными проявлениями силы.

Специфика былины «Вольга и Микула Селянинович» заключается в художественных приемах. Она включает в себя элементы архаичного языка и многочисленные повторы. Посредством красочных эпитетов описываются детали одеяния, черты характера героев, окружающий их быт.

В былине противопоставляются друг другу образы крестьянина и воина. При этом труд простого землепашца ставится выше, ведь пахаря могли призвать на защиту родины в любой момент, а работать на земле дано не каждому.

В другой былине Микула Селянинович противопоставляется богатырю Святогору. Святогор также один из древнейших мифологических персонажей Русского Эпоса.

Он олицетворяет абсолютную вселенскую силу. Сильнее него нет никого на свете, он настолько огромен и тяжел, что его «не держит мать сыра земля», и он ездит на своем богатырском коне по горам. В этой былине образ Микулы приобретает космическое звучание.

Микула Селянинович

Микула Селянинович и Святогор /yandex.ru/

Однажды Святогор увидел идущего впереди «добра молодца пешего». Святогор пустил своего коня «во всю силу лошадиную», но не смог догнать пешехода. И говорит тогда богатырь таковы слова: «Аи же ты, прохожий человек! Приостановись немножечко, не могу тебя догнать на добром коне».

Прохожий остановился, снял с плеч свою суму и положил ее на землю. Святогор спросил: «А что у тебя в сумочке?» Прохожий ответил: «А вот подыми с земли, так увидишь!» Стал Святогор ее поднимать, да не смог даже позволить, «а сам по колена угряз в землю».

Святогор не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».

Все былины о Микуле Селяниновиче подчеркивают его взаимосвязь с твердыней русской. Любимый сын Матери Сырой Земли, которого в сказаниях называют «оратаюшко», наделен родительницей неистощимой силою. А посему и одолеть Микулушку никто не может. «Простой крестьянин я, князь. Землю пашу. Хлебом Русь кормлю» – говорит Микула Селянинович.

О жене Микулы Селяниновича ничего не известно, но, согласно фольклору, у Микулы Селяниновича было две дочери – богатырки-поленицы (воительницы). И это тоже неспроста – у Земли в русских поверьях должны быть дочери-роженицы, но не сыны.

Микула Селянинович

А.Рябушкин. Настасья Микулична. 1898г. /yandex.ru/

Дочери, как и он сам, обладают могуществом, но не применяют свою силу во зло. Такова и сила Рода https://traditio.wiki/Род_(мифология) – творить только благо, рожать, а не уничтожать. Обе дочери Микулы Селяниновича являются женами самых славных из богатырей а также центральными героинями русских былин и знамениты собственными подвигами: 1. Василиса Микулишна – жена Ставра Годиновича; 2. Настасья Микулишна – жена Добрыни Никитича.

Микула Селянинович обладает двумя магическими предметами: сохой и сумой. Оба эти предмета никто не может поднять. Богатыри из дружины Вольги попытались выдернуть соху, которую позабыл в земле Микула, но не смогли это сделать. А сам богатырь выдернул её одной рукой.

Сума перемётная у Микулы Селяниновича – это самый сакральный предмет из его атрибутов. Даже самый могучий из богатырей Святогор не смог поднять сумку, которую обронил Микула. Подняв свою суму одной рукой, Микула Селянинович объяснил Святогору, что в его суме – тяга земная.

Микула Селянинович – герой-богатырь, герой-созидатель, впитавший силу матери-земли и почитающий ее. Он отличается исполинской силой и мудростью, трудолюбием и гордостью, отсутствием тщеславия. Его победить нереально, потому что его любит сама Мать-сыра земля.

Качества Микулы Селяниновича, близость его образа к природе и к земле, обладание магическими атрибутами более всего сближает Микулу Селяниновича с образом древнерусского бога Рода, о котором мы знаем очень мало, так как он древнее Перуна, Даждьбога и Сварога.

Обладание тягой земной означает повелевание над равновесием и тяготением земли, власть над всей землёй. При этом Микула Селянинович просто обрабатывает землю – то есть возделывает своё владение.

Микула Селянинович есть само олицетворение Земли в образе человеческом, её мужское начало. Даже отчество Микулы – Селянинович – говорит о том, что у него не было отца, он сын крестьянства, сын народа.

Микула Селянинович

Микула Селянинович /yandex.ru/

Микула Селянинович – обладатель покладистого характера и доброй души, щедрый и гостеприимный человек. Без него княжеские воины не способны даже вытянуть легкую сошку, а значит, царское могущество зиждется на силе пахаря.

Богатырская сила не делает Микулу хвастуном. Герой скромен и спокоен, не лезет на рожон и просто общается с князем. Бесконфликтный персонаж – везде свой. Он со всеми вежлив, доброжелателен, умеет работать и отдыхать на славу.

Характер Микулы Селяниновича – это душа русского крестьянина землепашца. Широкая, раздольная и добрая. И сам он и его поступки символизируют силу народа, без которого княжеская власть ничего не стоит.

Сказка о микуле селяниновиче

Пахарь-богатырь Земли Русской Микула Селянинович /yandex.ru/

Основные черты его характера – доброта, скромность, бесконфликтность, простота, умение отдохнуть и с мужиками пообщаться, трудолюбие. Для народа он есть живое олицетворение всех вышеперечисленных качеств.

Вся жизнь Микулы Селяниновича связана с трудом на земле. Земля – основа жизни, для него всё связано с ней. Именно поэтому Микула Селянинович и стал обобщённым символом русского крестьянства со всеми присущими ему чертами характера и души.

Характеристика героя, его поступки дают нам представление обо всех простых крестьянах Руси, на которых держалась, держится и будет держаться русская земля, не смотря на все усилия воронов, пытающихся её растащить.



14 октября 2021

Знакомимся с работами великого художника перед выставкой в Третьяковке

Михаил Врубель — это «русский Ван Гог» и создатель целого десятка демонов. Его работы не изучить по искусствоведческим описаниям: они требуют личного контакта, вызывают эмоции, ненависть или обожание, но всегда оставляют след в восприятии зрителя.

Перед ноябрьской выставкой в Третьяковской галерее вспомним шедевры Михаила Врубеля из разных периодов его творчества, чтобы понять, как и когда создавались работы этого самобытного мастера.

01_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Автопортрет, 1905 год © Public Domain

Врубель в Киеве: «Богоматерь с младенцем»

«Богоматерь с младенцем» — одна из ранних работ Врубеля, которую он создал в Киеве. Туда его пригласил историк искусства Адриан Прахов. Главной задачей Врубеля в Киеве стала реставрация и стилизация росписей в Кирилловской церкви. «Богоматерь с младенцем» — один из четырех образов, написанных им для иконостаса.

02_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Богоматерь с младенцем», 1885 год, Кирилловская церковь, Киев © Public Domain

«Богоматерь с младенцем» связана с важным эпизодом жизни Врубеля — пылкой и страстной любовью к жене Прахова — Эмилии. Именно она стала прообразом Богоматери: в ее лице легко улавливаются черты прекрасной, но эксцентричной Эмилии. Безответно влюбленный Михаил Врубель даже сделал ей предложение, но услышал от уже замужней женщины отказ. После этих событий Прахов отправил юного конкурента в Италию для знакомства со средневековым искусством и работами раннего Возрождения.

03_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель, эскиз «Голова женщины», 1884 год © Public Domain

Врубель долго и болезненно переживал эту любовь. На память художнику остались шрамы, про которые он рассказывал своему другу и художнику Константину Коровину:
«Я любил женщину, она меня — нет. Вернее, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались».

Демон: главный образ художника

Демон — главная загадка и притяжение творчества Врубеля. Александр Блок на похоронах художника сказал о нем так:
«Нить жизни Врубеля мы потеряли вовсе не тогда, когда он „сошел с ума“, но гораздо раньше: когда он создавал мечту своей жизни — Демона».

Интерес к демонам пришел в жизнь Врубеля задолго до появления Демониады. Своего первого демона художник создал и почти сразу уничтожил еще в юности, в киевский период биографии. Но демонический сюжет никогда не исчезал из жизни Врубеля надолго, так произошло и тогда.

04_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Демон летящий. 1890-е годы © Public Domain

Вскоре после переезда в Москву художнику предложили создать иллюстрации к юбилейному изданию Лермонтова. Не удивительно, что особенно увлекла художника работа по поэме «Демон». Эти созданные Врубелем иллюстрации не приглянулись публике и привели к граничащим с оскорблениями, негативным комментариям о грубом и карикатурном рисунке иллюстратора. Этот опыт подтолкнул Врубеля создать своего демона.

Первая картина этого цикла Врубеля — «Демон сидящий» — изображает не дьявола и не воплощение зла, не женщину и не мужчину. Это дух, который находится между землей и небом. Он печален, потому что не знает своего места. Его мрачность подчеркивается глубокими цветами, мастерски подобранными художником. Сильное человеческое тело демона по-земному могуче, а в глазах, поднятых к небу, еще теплится надежда отыскать свое место на небе.

05_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Демон сидящий», 1890 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

В демонический цикл входят также недописанный «Демон летящий» и «Демон поверженный». Последнюю картину цикла художник писал в период быстро прогрессирующего сумасшествия. Даже после выставления картины на публику Врубель приходил и ежедневно дописывал и изменял лицо демона.

На картине мы видим разбитое после неудавшегося полета тело демона, которое контрастирует с его пронзительным, готовым к борьбе взглядом. Физическая оболочка разбита, но дух не сломлен. То же можно сказать и об авторе. Несмотря на поставленный диагноз, потерю сына и слепоту, которая настигла его на закате жизни, он продолжал создавать картины.

06_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Демон поверженный», 1892 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Сказочный цикл: «Царевна-Лебедь» и «Пан»

В начале 1896 года Михаил Врубель встретился с оперной певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение чуть ли не в первый день знакомства, лишь впервые услышав голос певицы. Добившись согласия на брак, а позже воодушевленный женитьбой и знакомством с операми Римского-Корсакова, в конце 19 века Михаил Врубель создал ряд работ на мифологическую тему, который условно объединяют в «сказочный цикл».

На создание картины «Царевна-лебедь» художника вдохновила не только сказка Пушкина «О царе Салтане», но и партия любимой жены в одноименной опере Римского-Корсакова. Сам Врубель создавал к ней декорации.

07_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Царевна-лебедь», 1900 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

На картине изображена сама Надежда Забела в образе нежной и чувственной женщины-птицы. Царевну будто запечатлели в момент превращения: на одну половину она еще человек, на другую — птица. Царевна прекрасна и спокойна, но в ее образе сквозит предчувствие печали и даже некоторое прощание: возможно, с уходящим временем (картина написана на рубеже 19 и 20 веков), а, может быть, с устоявшейся и здоровой жизнью самого художника.

История другой картины из «сказочного цикла» началась с портрета жены, который Врубель начал создавать, гостив с Надеждой в имении знакомой княгини. Художник писал портрет жены на фоне лесного пейзажа, но, недовольный итогом, затер наброски портрета, а пейзаж оставил. Позже он вписал в пейзаж другого героя — Пана.

08_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. «Пан», 1899 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

В античной традиции Пан — лесное божество, покровитель скотоводства и пастушества, олицетворение дикой природы. Михаил Врубель изобразил Пана вполне канонично: на голове — рога, в руках — свирель, а на ногах — слегка уловимая шерсть. Однако мифологический античный персонаж, вписанный в русскую природу, скорее похож на привычного для этих мест лешего. Врубель объединил европейскую традицию с национальным фольклором, которым в тот период очень увлекался. В итоге получился живой и необычный образ, одна из вершин творчества художника.

Шедевр декоративно-прикладного искусства: изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович»

Этот шедевр напоминает, что Михаил Врубель был не только художником, но и декоратором, который любил использовать в своих работах русские народные сюжеты. За эту работу Врубель всего за несколько лет до смерти получил звание академика.

В 1896 году, перед Всероссийской промышленной выставкой в Нижнем Новгороде, меценат Савва Мамонтов, тогда уже покровительствующий творчеству Врубеля, заказал художнику два панно. Появление их на выставке должно было впервые продемонстрировать работы Врубеля широкой публике: тогда уже автор своего главного демона был еще мало кому знаком. Для выставки художник создает одно панно по европейскому сюжету — о любви трубадура к принцессе, которой никогда не видел, а второе — на основе новгородской народной былины о могучем пахаре-богатыре Микуле Селяниновиче.

09_«Демон», но не только. Главные шедевры Михаила Врубеля
Михаил Врубель. Камин «Вольга и Микула» по эскизу 1899 года. Русский музей, Санкт-Петербург © Wikimedia Commons

Савва Мамонтов не согласовал заказ с Академией художеств, и ее комиссия решила, что Врубель выставляться не будет. Из павильона работу Врубеля вынесли, но Савва Мамонтов выкупил землю у выставочного павильона и построил отдельный зал для панно Врубеля. Академия художеств не смогла препятствовать этому ходу, который привлек к работам Врубеля на выставке интерес многочисленной публики.

Позднее по мотивам этих панно были созданы работы в технике майолики — керамики с расписной глазурью. Сюжет о Микуле Селяниновиче украсил камин, созданный в нескольких экземплярах. Один из них получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже и сразу же был продан, другие выставляются сегодня по одному в Русском музее и Третьяковской галерее.

Для справки

Банк ВТБ и Государственную Третьяковскую галерею связывают многолетние партнерские отношения. Масштабная выставка работ Михаила Врубеля, генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ, откроется в ноябре 2021 года в Новой Третьяковке на Крымском валу. Здесь будет представлено более 300 произведений художника из 14 российских и зарубежных музеев. Более 100 работ поступит в экспозицию из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).

Пикалкина
Н.Б,

Учитель
географии МОУ «Сретенская ООШ № 2»

н

в Внеклассное мероприятие «22 апреля —
День Земли»

       Цели: 1. Познакомить учащихся с
праздником «День Земли»,

                 
  2. формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание,

                 
   3. воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного
участия в деле защиты окружающей среды.

                 
                     
      Ход урока.

Сегодня мы собрались на необычный день рождения. Кто сегодня
именнинек, вы  узнаете разгадав загадку.

                  «Ни
начала, ни конца

                 
   Ни затылка, ни лица

                 
    Но знают все и стар и мал

                 
     Что она огромный шар»  (Земля).

Земля — третья от Солнца планета Солнечной системы. Земля имеет
один спутник-Луну. Вращение Земли вокруг оси вызывает смену дня и ночи.  
Родилась Земля в космосе около 5 млрд. лет назад. Человек появился на Земле
около 2 млн. лет. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле ,
стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи, и увы,  отстающей  по-
детски беззащитной перед нами. В природе все взаимосвязано , все зависит друг
от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком, если исчезнет
воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить, если исчезнут растения
– нечего будет есть животным и человеку.

      Ученик:

             Есть одна планета
— сад

              В этом космосе
холодном.

              Только здесь леса
шумят,

               Птиц  скликая
 перелетных.

                Лишь на
ней одной увидишь

               Ландыши в
траве зеленой,

               И стрекозы
только тут

                В речку
смотрят удивленно.

                Береги
свою планету,

                Ведь
 другой на свете нету

День Земли ежегодно отмечается во многих странах мира 22 апреля.
Это Международный праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Традиции его
празднования лежит в 40-х годах 19 века Первый  День Земли в США отметили
22 апреля 1970 года, в память о катастрофе  1969 года возле города  

Санта- Барбары. Тогда из скважины вылились миллионы тонн нефти, в
результате чего погибло множество птиц и морских животных.  С 1994 года
этот день был объявлен всемирным. С 1997 года День Земли начали отмечать и в
России. Это самая массовая и масштабная природоохранная акция . В этот день
решаются важнейшие задачи по благоустройству и озеленению городов, сельских
поселений, расширению площади зеленых насаждений, уменьшению загрязнения
 и земель промышленными выбросами  и твердыми бытовыми отходами. В
День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей
Земли сохранять красоту нашего дома. Колокол Мира — символ спокойствия мирной
жизни и дружбы.

       Ученик.

        Что за пруд без лягушат,

          Что за озеро без рыб.

            Только слезы старых
 ив

            Воду грязную мутят.

            Приходите к нам лягушки,

            Насекомые,
 зверушки.

            Поселяйтесь здесь цветы

            Птицы, рыбы и кроты.

Песня « Живи Земля «

Человек живет в этом прекрасном мире. И судьба планеты Земля – в
ЕГО руках.

          Выступление детей:

Вода. Ученые подсчитали , что каждый год  во всем мире в водоемы
попадает столько Вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч
товарных  поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В
результате «деятельности» человека в реках Волга, Дунай, Рейн купаться вообще
 нельзя. В сибирских  из-за затонувшего леса и сброса неочищенных
стоков появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья и человека, и
животных.

Байкал в результате «деятельности» закрытого ныне
целлюлозно-бумажного комбината теряет способность самоочищаться: омуль еле
шевелиться. Весь  мир облетели снимки плачущей нерпы. Байкал содержит 13
мировых запасов пресной воды. В реке Амур столько минеральных  удобрений,
что дети после купания покрываются сыпью. В организме рыбы происходят мутации:
увеличивается  в  размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами.

Почва. Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет! А вот
разрушить ее можно очень быстро. За  последние  100 лет на Земле
разрушено примерно 14 часть всех плодородных почв!  Человек начал вносить
горы минеральных удобрений: пестицидов, нитратов. Происходило засаливание
земель , отравление почв и людей. Например, селитра в Средней Азии
стимулировала   рос т фруктов , но травила почву и влияла на здоровье
человека. Люди испортили почву Прикаспийской низменности, где выращивали рис.

Воздух. За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5
миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые
дыры: постоянная — над Антарктикой, временами над  Арктикой,  район
Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые
 заболевания, уменьшается количество кислорода. Уничтожаются леса, в
основном тропический многоярусный лес. Смешанные леса России усыхают в
результате неправильной мелиорации. А усохшие леса — плохие поставщики
кислорода в воздух. А если сюда добавить выхлопные газы от транспорта,
котельных, заводов черной и химической промышленности?

Здравствуй, планета!

Здравствуй, Земля!

Отныне мы дети твои и друзья,

Отныне мы вместе большая семья-

Цветы и деревья, птицы и я!

Ведущий
1.
 А теперь небольшая викторина «Вопрос
– ответ»

1.
Название какой части света состоит из четырех букв? (Азия)

2. Как
называется морская единица измерения длины? (Миля)

3. Как
называется модель земного шара? (Глобус)

4. Дерево
– символ нашей Родины. (Береза)

5. Самая
длинная параллель земли. (Экватор)

6. Одно из
красивейших и не известнейших явлений природы. Его можно наблюдать в северных
странах, близ полюсов. В небе загораются светящиеся полосы, искры, которые
окрашены в разные цвета и имеют разные оттенки.(Северное сияние)

7. Голубой
шатер все небо покрыл. (Небо)

8. Когда
чаще всего бывает первая гроза? (Весной, в мае чаще, в апреле реже)

9. Растет
ли дерево зимой? (Нет, оно
замерзает)

10. Верхний слой земли, на котором
растут растения. (Почва)

Как ещё принято называть Землю?
Ответ: «Мать-Земля», «Матушка-Земля»,
«Мать — сыра Земля», «Земля-кормилица».

3. Почему мы называем Землю матерью, кормилицей?
Ответ: Женскую сущность земли
составляет ее способность родить. Например, Земля родит хлеб.

Мы стараемся никогда не обижать мать. Точно также сокровенно и
свято мы должны относиться и к нашей Земле — матушке-кормилице.

4. Как вы считаете, нужно ли Земле помогать и почему?
Ответ: «Земля – кормилица, а и сама
есть-пить просит».
Если ее не удобрять, не заботиться о ней, не защищать её от водной, ветровой эрозии
– тяжело ей придётся. Да и нам тоже. А на людскую заботу о себе Земля всегда
ответит сторицей.

5. Какие помощники есть у Земли-кормилицы?
Ответ: Солнце, Воздух, Вода, и конечно,
люди.

6. Отгадайте загадки:

Загадка: Один льёт, другой пьёт, третий
зеленеет, да растёт.
Ответ: дождь, земля, растения

Загадка: Не можем жить мы без него, хотя
не видели его.
Ответ: воздух

Загадка: Что выше леса, краше света, без
огня горит?
Ответ: солнце

7. Продолжите пословицу:

Больше землю удобряй — …(больше
будет урожай)
Где пашет сошка — …(там хлеба крошка)
Где правильный учёт – там зерно не …(утечёт)
Землю вскачь не …(пашут)
Без хозяина земля – круглая …(сирота)
Земля не уродит – никто не …(наградит)
У пахаря рука черна, да хлеб…(бел)

8. Есть ли у Земли именины?
Ответ: Да, у Земли, которая воспринимается нами
почти как живое существо, есть именины. Это Духов день. В этот день запрещается
работать на земле, принято поздравлять ее с праздником. В этот день Земля
отдыхает.

9. В какой былине рассказывается о трудовых подвигах
крестьянина-труженика, созидателя?

Ответ: в былине о Вольге и Микуле
Селяниновиче.
Былина о Вольге и Микуле Селяниновиче занимает в русском эпосе особое
положение. Эта былина рассказывает о трудовых подвигах крестьянина-труженика,
созидателя.

10. Кто такой Микула Селянинович?
Ответ: Микула Селянинович – это
обобщённый образ крестьянина-землепащца.

11. Какие сказки о земле, о плодородии, об урожае вы знаете?
Ответ: «Золотые серпы» (Жил-был крестьянин Иван.
Работал он усердно, да жил бедно
…). «Житный дед» (Жил-был житный дед в поле. Сам
с колосок, голова с колобок, зелёная борода в три аршина
…). «Мужик
и медведь» (Как-то
подружились мужик да медведь. И решили вместе репу сеять. Как посеяли, стали
рядить, кому что брать
…)

12. Какие картины русских художников об урожае, земле вам знакомы?
Ответ: А. Венецианов «На пашне. Лето», А. Платов «Сенокос», «Жатва»,
И.Шишкин «Рожь», Б.Кустодиев «Жатва», П.Целебровский «Сеятель», Т. Яблонская
«Хлеб»

13. Земля родит хлеб. А что такое хлеб?
Ответ: пищевой продукт, выпекаемый из муки. Один из самых основных
продуктов питания.

14. Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Ответ: «Хлеб – всему голова», «Какова земля, таков и хлеб», «Ремесло
пить-есть не просит, а хлеб приносит», «Хлеб да каша — пища наша», «Без хлеба
сыт не будешь», «Без хлеба и медом сыт не будешь», «Голодной куме только хлеб
на уме».

15. Как нужно относиться к хлебу?
Ответ: бережно, с уважением, экономно.
«Хлеба к обеду в
меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори
».

Заключительная песня; на мотив «Бременских  музыкантов»

Ничего  на свете лучше  нету ,

Чем спасти от гибели планету.

Будет лес любимый свеж и зелен,

Эту радость мы с тобой  разделим  (2 раза)

         Береги ты все живое рядом

          И на все смотри  хозяйским
 взглядом

         Знают даже маленькие дети-

         Должен быть порядок на планете
(2 раза)

Пусть  вода в реке быстрей струиться

Пусть всегда поют над нами птицы.

И природе мы с тобой поможем

Эту радость мы с тобой умножим (2 раза)

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка о механическом движении 7 класс
  • Сказка о мите и маше о веселом трубочисте и мастере золотые руки 1967
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях читать краткое содержание для читательского дневника
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях читать читательский дневник
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях читательский дневник рисунок
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии