Литература. 5 класс.
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Противоборство добрых и злых сил в сказке.
Урок-исследование
Цели урока.
-
Содержательная – рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
-
Деятельностная – помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развить навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты. Определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).
-
Развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.
-
Воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе знакомства с произведениями искусства и литературы.
Задачи урока:
-
Образовательные задачи
Совершенствовать понятие о литературной сказке
Видеть противостояние добрых и злых сил в сказке
Дать понятие о гиперболе и антитезе.
-
Развивающие задачи
Совершенствовать навыки выразительного чтения
Развивать навыки критического мышления
Сопоставлять произведения разных видов искусства
-
Воспитательные задачи
Видеть красоту внутреннюю и внешнюю
Ценить человека по поступкам, совершаемым им
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.
Методика проведения: комбинированный урок-исследование (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов) .
Работа в группах (одна пара работает у доски)
Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки со словами, красным карандашом подчеркиваете слова, которые характеризуют черты положительного героя, синим – отрицательного.
Проверка.
Положительный герой Отрицательный герой
доброта зависть
любовь злоба
верность ревность
кротость эгоизм
отзывчивость предательство
Добавьте свои слова: милосердие ( к положительному герою); равнодушие (к отрицательному герою).
Обобщение
Положительный герой тот, который совершает героические поступки, творит добро на благо других людей.
Отрицательный герой всегда вредит, старается помешать, причинить зло другим.
Учитель. ВСЕГДА ЛИ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ, КТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, А КТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ? В чем раскрывается характер героя?
Ученики. Характер героя раскрывается в его поступках, поведении.
Ход урока.
1-ый этап. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.
Слайд 1.
Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»
Ход урока
I. Актуализация прошлых знаний.
1. Вступительное слово учителя.
Вам знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».
— А как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.
Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».
2-ой этап. Постановка учебной задачи.
Учитель рассказывает притчу.
Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть внутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Объект исследования — сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Тема исследования – ДОБРО И ЗЛО В СКАЗКАХ ПУШКИНА.
Гипотеза нашего исследования будет такой – Добро побеждает зло
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
IV. Новая тема.
Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»;
сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна — счастливый конец сказки).
Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2
Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».
Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).
Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3
Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?
Так может она совсем не отрицательный герой?
Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).
Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.
-
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
-
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)
-
Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
-
Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
(Большой толковый словарь русского языка)
Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)
Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5
Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).
3. Проверка домашнего задания.
Учитель:
-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.
(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).
Учитель:
-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.
(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов): «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель:
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель:
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
Учитель:
-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).
Учитель:
— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики: В персонажах Царевны и царицы.
Учитель:
— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).
Учитель:
-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.
(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде
— Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?
Возможные варианты, предложенные детьми:
1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?
2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?
3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?
4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?
5.А легко ли распознать добро и зло?
6.Что в итоге побеждает: добро или зло?
7.Почему добро часто бывает беззащитным?
— А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?
(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).
Учитель:
-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель:
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
— Кто ещё совершает злые поступки?
— Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?
— Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)
— Есть ли на нем какая-нибудь вина?
Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей — и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.
Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.
— А какова Чернавка?
— Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)
— Она тоже верно служит. Но кому?
— Чем продиктовано её верное служение царице( ( боится наказания и смерти)
— Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)
Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.
— Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?
Такая верность основана на любви.
Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, что случилось с царевной.
Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.
— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Слайд 2
Работа с эпиграфом к уроку.
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели.
— Как вы думаете, так ли это?
— Отвечают.
— Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.
3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.
— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.
II. Актуализация новых знаний.
1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)
— Вы уже прочитали эту сказку дома.
— Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).
— Назовите героев сказки. Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.
Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).
Вопросы на осмысление содержания сказки.
(Задание для 1 группы)
Слайд 3
4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.
— Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?
— Царевны и царицы. Слайд 4.
— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела.
(Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.
— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу-мачеху).
Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.
Слайд 5.
— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?
( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).
Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.
Составление небольшого монологического высказывания.
— Как разворачиваются события дальше?
— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.
5-ый этап. Первичное закрепление
Работа над образом царевны. Слайд 6 .
Работа в группах по заданному плану.
План.
-
Представление сказочного персонажа.
-
Описание внешности.
-
Черты характера.
-
Отношение к окружающим.
-
Отношение окружающих к героине
-
Кому героиня противопоставлена в сказке?
Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.
Работа над образом царицы-мачехи.
Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.
Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.
Слайд 7.
Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.
Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.
Учащиеся делают выводы. Слайд 8
Снятие утомления с глаз. Слайд 9
Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»
— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).
— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)
— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).
Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.
Учитель
В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.
— А что же происходит со злой царицей-мачехой?
— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.
— Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.
Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»
— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).
— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)
— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).
Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.
Учитель
В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.
— А что же происходит со злой царицей-мачехой?
— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.
Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».
И никто не пожалел, что царицы не стало.
Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.
Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели — прочитать слова эпиграфа.
Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …
— Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?
6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.
1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».
Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.
2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?
Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.
Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.
— Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)
Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)
Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.
— Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.
— Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?
— А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?
— Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»
— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)
— Нарисуем два символических дерева(слайд11)
дерево добра дерево зла
— Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?
(как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)
ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.
— Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?
(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)
— Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)
Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя.
Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.
7-ой этап. Рефлексия деятельности.
— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?
Какими нельзя быть?
Итог урока. Слайд 10
Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.
Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.
На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.
Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.
2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.
В сказках добро всегда побеждает зло.
Выставление оценок
— Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?
— В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?
Слайд 21
Домашнее задание .
Наше исследование подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича Елисея и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?! Давайте подарим красивые слова о добре.
Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие добрые слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам нужно будет записать свои пожелания на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все добрые слова, которые вы напишите, вернутся вам и вашим близким людям.
«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» — сказал мыслитель Альберт Швейцер.
V. Итоги урока.
Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.
Слайд 15
Правильно ли мы ответили?
(Ученики отвечают: Да, правильно).
Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.
Слайд 16
Отдохнув, двигаемся дальше.
Рефлексия. Составление коллективного синквейна.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный способ проверить знания. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:
-
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
-
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные).
-
Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы).
-
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
-
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы
Учитель. Для подведения итогов нашего урока предлагаю составит коллективный синквейн. ( На доске пишет учитель)
1. ЦАРЕВНА 1. ЦАРИЦА,
2. красивая, кроткая 2. жестокая, своенравная
3. расцвела, догадалась 3. ненавидит, завидует, просит, сквернословит
4. Обещает отблагодарить. 4. Готова на все, лишь бы быть лучше всех.
5. ЧУДО. АНГЕЛ. ЭЛЬФ 5. ЗЛО. МОНСТР. (1 слово)
План описания царевны
1. Описание внешности царевны и её внутренних качеств.
2. Отношение к ней других персонажей сказки:
А) Чернавки;
Б) пса Соколки;
В) семи богатырей,
Г) королевича Елисея.
3. Поведение царевны:
А) в тереме богатырей,
Б) по отношению к окружающим её людям.
4. Отношение автора к героине.
Палиндром — это не болезнь, это очень интересно…
ПАЛИНДРОМЫ (перевертыши) — слова, читающиеся одинаково в обоих направлениях. Самым длинным в мире палиндромом принято считать финское слово SAIPPUAKIVIKAUPPIAS (торговец щелоком). В английском языке, насколько мне известно, самое длинное из этого типа — REDIVIDER (что-то вроде перегородки).
Некоторые примеры палиндромов в русском языке:
АЗИЗА Имя.
ДОВОД Аргумент.
КАБАК
КАЗАК
КОТОК Котик.
ПОТОП
ШАБАШ Гулянка нечисти.
А ВОТ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО! Некоторые палиндромные фразы:
- Аргентина манит негра.
- На в лоб, болван!
- Умер, и мир ему.
- Лезу на санузел.
- У дуба буду.
- Oколо Миши молоко.
- Морда казака за кадром.
- Венер хотят охренев.
- Вот сила типа капиталистов.
- Летя, догонит Иного дятел
- Ешь немытого ты меньше!
- Откопать тапок-то?
- «Пустите!» — Летит супу миска Максиму. — «Пустите, летит суп!»
- А щётка – как тёща!
- Я не реву — уверен я.
- А муза рада музе без ума да разума.
- Кулинар, храни лук.
- Ты, милок, иди яром: у дороги мина, за дорогой огород, а за ним и город у моря; иди, коли мыт.
- Он в аду давно.
- Ого, вижу живого.
- Коту скоро сорок суток.
- Не женат, а нежен.
- Ты моден и недомыт.
- Оно, лосося мясо, солоно.
- Веер веял для евреев.
- Я с леди все же свиделся.
- Мак чужд жучкам.
- Дорого небо, да надобен огород.
- Леша на полке клопа нашел.
- Меня истина манит сияньем.
- Надо меч в кулак, а лук — в чемодан.
- Шорох от дубка как будто хорош.
- Не видно, как он дивен.
- А в Енисее — синева.
- Я сличил то и то — вот и отличился.
- Лидер бодро, гордо бредил.
- Я умру, хлебороб, – ел хурму я.
- И мал Иван, а лупил у лип улана вилами!
- Самый короткий палиндром в русском языке состоит из одной буквы — «О!».
- Интересно двустишие Д. Авалиани, написанное гомеровским гекзаметром (2 строчки — 2 перевертыша): Море могуче. В тон ему, шумен отвечу Гомером: ‘Море, веру буди — ярок, скор я иду буревером’
- Древнейший из сохранившихся палиндромов написан на латыни и датируется 4 в. н.э. Это фраза «Sator Arepo tenet opera rotas», что означает «Сеятель Арепо с трудом держит колёса».
Обычно записывают ее в форме квадрата:
S A T O R
A R E P O
T E N E T
O P E R A
R O T A S
В таком виде палиндром читается 4-мя способами: по горизонтальным и вертикальным рядам — слева направо и справа налево.
Благодаря удивительным свойствам квадрата, с древних времен ему приписывали магическую силу. Говорят, эти загадочные слова защищают от болезней и злых духов. Недаром квадраты с этой волшебной фразой высекались на стенах храмов и дворцов у древних римлян, а в Средневековье появились и на фасадах христианских церквей.
Разновидности палиндромов
У палиндромов есть несколько разновидностей. В одной из них слово повторяется, но читать его нужно не наоборот, а с определенного места. Например, предложите ребенку стать волшебником и превратить одно слово в другое. Пусть ребенок много раз подряд вслух повторит слово «кабан». Какое совсем другое слово он услышит?
Кабанкабан — банка.
А если, наоборот, повторять вслух слово «банка», то можно услышать слово «кабан».
Еще несколько таких слов: цоколь и кольцо, мышка и камыш.
Фразы — палиндромы. Примеры
Наверное, самая известная фраза (предложение) палиндром — это приведенная в упражнении в качестве примера фраза Афанасия Фета. Известна она стала благодаря тому, что ее писал Буратино под диктовку Мальвины в «Золотом ключике» Алексея Толстого.
В кроссвордах и сканврордах даже попадается такое задание: «Пес из палиндрома (4 буквы)». Имеется в виду именно эта фраза, а имя пса — Азор.
Примеры фраз — палиндромов.
Для закрепления темы можно поиграть: несколько участников за определенное время пишут все слова-перевертыши или предложения-перевертыши, которые смогут вспомнить.
Фразы, одинаково читаемые с двух сторон! Палиндромы.
Фразы, одинаково читаемые с двух сторон! :)Палиндромы.
А ВЕРА РЕВА
А ВРЕТ СТЕРВА
А К ПОРТУ ТРОПКА
А ЛЕВУ АЛЛА УВЕЛА
А ЛЕС У СЕЛА
А РОЗА УПАЛА HА ЛАПУ АЗОРА (Бурратино)
А ТЫ САМА СЫТА
АДА РЕКЕ РАДА
АКИ ЛЕВ ВЕЛИКА (О России)
АМОС ИЩЕТ У ТЕЩИ СОМА
АРГЕHТИHА МАHИТ HЕГРА
БЕЛ ХЛЕБ
БУКВ КУБ
ВАКУЛА ЛУКАВ
ВЕЛИК ОБОРИH ОH И РОБОК И ЛЕВ
ВОДОВОЗУ РУКУ КУКУРУЗОВОДОВ
ВОЛГУ ДИВ HЕСЕТ ТЕСЕH ВИД УГЛОВ
ВОР ВЛЕТЕЛ В РОВ
ГОЛОД ДОЛОГ
ГОРОД МАССАМ ДОРОГ
ДАРЯ Я РАД
ДИВЕH МHЕ ВИД
ДОМ МОД
ЕЛКА СКАЛА К САКЛЕ
ЗОЛ И БОГ ЛИШИЛ ГОБИ ЛОЗ
ЗОЛОТО ЛОЗ
И ЛИС ОHИ HОСИЛИ
И HЕТ ТЕHИ
ИСКАТЬ ТАКСИ
ИШАКУ КАЗАК СЕHО HЕС КАЗАКУ КАШИ
ИЩИ HИЛ БЛИH И ЩИ
ИЩУ КУЩИ
КИHЬ ЛЕД ЗЕБРЕ БОБЕР БЕЗДЕЛЬHИК
КИРИЛ ЛИРИК
КОВАЛ ПОП ПОПЛАВОК
КОЛЕТ КАЗАК ТЕЛОК
КОHУС И РИСУHОК
КОСТЕР ПРЕТ СОК
КРЮК ЮРК
ЛИХ БАРОH HО РАБ ХИЛ
МИЛ КЛИМ
МОЖЕТ РЕЧЬ ЧЕРТЕЖОМ
МОРОЗ УЗОРОМ
МОТОК С КОТОМ
МЫ HИЗАРИ ЛЕТЕЛИ РАЗИHЫМ
МЫЛО ГОЛЫМ
HА БАКЕ КАБАH
HАЖАЛ КАБАH HА БАКЛАЖАH
HАМ УТРО ГОР ТУМАH
HЕ СУК ВКУСЕH
HЕHЕЦ ЦЕHЕH
Я ОКО ПОКОЯ
ЛИХ БАРОH HО РАБ ХИЛ
ЛОМ О СМОКИHГИ ГHИ КОМСОМОЛ
HО HЕВИДИМ АРХАHГЕЛ ЛЕГ HА ХРАМ И ДИВЕH ОH
О МИМО МИМО
ОКО В ОКО
ОСЕЛО КОЛЕСО
ПИЛ ВИHО ОH И ВЛИП
РАГУ У БАР А РАБУ УГАР
СЕHЯ ЛИПУ КУПИЛ Я HЕС
ТЕРПКО СОК ПРЕТ
ТЕЧЕТ МОРЕ HЕ РОМ ТЕЧЕТ
ТИHА МАHИТ
ТИТ РЕЧЬ ЧЕРТИТ
ТИТУШКА ТАК ШУТИТ
ТО HЕ ТОТ ЕHОТ
ТУТ КАК ТУТ
ТЫ СЫТ
ТЮЛЕHЬ HЕ ЛЮТ
УВЕЛ ДЕД ЛЕВУ
УЖ РЕДКО РУКОЮ ОКУРОК ДЕРЖУ
УHИЗИЛИ ЗИHУ
УПЕР ТИТ РЕПУ
УТРО ВО РТУ
ХИЛ ВОРОH А HОРОВ ЛИХ
ЮРЕ ВЕРЮ
Я ЕМ ЗМЕЯ
Я И ЛИЛИЯ
Я И HЕ ЖИВ ДО ДВИЖЕHИЯ
Я ИДУ С МЕЧЕМ СУДИЯ (Державин)
Я HЕ ЖДУ ССУД ЖЕHЯ
Я HЕ РЕВУ УВЕРЕH Я
Я ОКО ПОКОЯ
Я РАД ДАРЯ
Я РАЗУМУ УМУ ЗАРЯ (Державин)
MADAM, I´M ADAM
Палиндром из слов «кабан», «баклажан», «нажал», «на»
Теперь самостоятельно составить палиндром из слов «кабан», «баклажан», «нажал», «на» ребенку будет несложно: нужно попробовать составить фразу из этих слов и проверить, читается ли она справа налево также, как и слева направо. Если нет, переставить слова местами и проверить еще раз.
Вообще существует два способа составить палиндром из этих слов:
- Нажал кабан на баклажан.
- На баклажан нажал кабан.
Из них наиболее известна первая фраза.
Игра Перевертыши
вспоминаем интересные игры. Одна из любимых мною игр, очень веселая, не требующая практически никакого реквизита, кроме хорошего настроения и фантазии — это игра Перевертыши.
Играть в нее можно и когда все сидят за столом, и на ходу. И возраст игроков в одной команде может быть совершенно разным. В нее с удовольствием играют и взрослые и дети.
Цель игры — перевернуть фразу из Перевертыша в первоначальную, или наоборот, сделать переворот фразы из известной всем в Перевертыш. Как это делается:
- слова, к которым можно подобать антоним, заменяются на него.
- остальные слова, к которым подобрать антоним нет возможности, меняются на противоположное с точки зрения игрока. Например: какой антоним к слову Каша? Кто-то скажет — Суп, кто-то — Торт, а третий придумает что-то свое. Или как заменить предлог «с» на «из» или «на» или что-то другое?
Тем и интересна игра, что играть в нее можно на каждом празднике, придумывая к одним и тем же фразам новые Перевертыши. Особенно интересно получаются Перевертыши пословиц — иногда в них звучит очень необычный смысл. Удобно для фраз брать знакомые всем выражения: это могут быть Пословицы, Поговорки, Названия книг, Строчки из стихотворений.
Реквизит
Для этой игры необходимо сделать распечатку тех фраз, которые нужно будет перевернуть. И приготовить бумагу и карандаши.
Ход игры
Все участники игры делятся на две команды. Ведущий раздает одной команде Перевертыши, а другой команде исходные фразы. Задача каждой команды перевернуть фразы. Первая команда должна угадать исходную фразу, вторая — придумать свой вариант Перевертыша.
Играть можно на время, или до последнего справившегося с заданием. После того, как все игроки зачитывают свои варианты, команды меняются ролями. Первой команде раздают исходные фразы, и они придумывают Перевертыши, а вторая команда — угадывают фразы из перевертышей.
Приведу примеры некоторых перевертышей Пословиц
Игра про «перевернутые» названия известных книг:
- Кастрюлька супа (Горшочек каши)
- Редиска (Репка)
- Курочка — железный клювик (Петушок — золотой гребешок)
- Милый лебедь (Гадкий утенок)
- Синяя бейсболка или Оранжевый платочек (Красная шапочка)
- Квадратик (Колобок)
- Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
- Головастик-домосед (Лягушка-путешественница)
- Собачья ностиница (Кошкин дом)
- Дождливый король (Снежная королева)
- Чернодождик и 2 великана (Белоснежка и 7 гномов)
- Барашек-Прямоспинка (Конек-горбунок)
- Трусливая швея (Храбрый портняжка)
- Рабыня-жаба (Царевна-лягушка)
- По рачьей просьбе (По щучьему велению)
- Еросинья глупенькая (Елена Премудрая)
- Жарилко (Морозко)
- Принц в тыкве (принцесса на горошине)
- Медная отмычка (Золотой ключик)
- Бодрствующее чудовище (Спящая красавица)
- Великан-уши (Карлик-нос)
- Сажечка (Золушка)
- Одетый горожанин (Голый король)
- Серенькая травинка (Аленький цветочек)
- Толстяк Уязвимый (Кощей Бессмертный)
- Километровочка (Дюймовочка)
- Джимми Короткий носок (Пеппи длинный чулок)
- Томсон, который работает в подвале (Карлсон, который живет на крыше)
- Петушок одноцветный (Курочка Ряба)
- Дворец (Теремок)
- Пациент Ойздоров (Доктор Айболит)
- Петр Крестьяныч и белый заяц (Иван Царевич и серый волк)
- Повесть про найденные часы (Сказка о потерянном времени)
- Принц-Хохотун (Царевна-Несмеяна)
- Иринушка-умница (Иванушка-дурачок)
- Лондонские танцоры (Бременские музыканты)
- История про живую крестьянку с 14 слабаками (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
- Знайка под Землей (Незнайка на Луне)
- Напрямик тенью в 10 ночей (Вокруг света за 80 дней)
- Салатовый огород (Вишневый сад)
- Континент безделушек (Остров сокровищ)
- Принесенные штилем (Унесенные ветром)
- Счастье в глупости (Горе от ума)
- Закон и поощрение (Преступление и наказание)
- Фиолетовые бакенбарды (Синяя борода)
- Пешеход с ногами (Всадник без головы)
- Матери и родители (Отцы и дети)
- Живые тела (Мертвые души)
- Громкая Волга (Тихий Дон)
- Кошачья печень (Собачье сердце)
- Бабка и пустыня (Старик и море)
- Два миллиона километров над землей (Двадцать тысяч лье под водой)
Оригинальные рисунки перевертыши (60 картинок)
Перевертыши-это забавные картинки. Когда смотришь и видишь уставшую старуху, а когда рисунок перевернешь-то увидишь молодую красивую девушку. С нашей подборкой вы можете провести прекрасно время и поднять себе настроение. Самые оригинальные рисунки перевертыши представлены в этой подборке.
Мужик с бородой
Голова девушки
Женщина-мужчина
Ребенок в одежде
Огромные глаза
Лошадь Портрет
Тетя-дядя
Повар
Разный мужчина
Филин
Две подруги
Кудрявая голова
С короной на голове
Усатый дядька
Мужчина-женщина
Девушка с крыльями
Бабушка
Дед
Девушка со стрелой
Бульдог
Косынка в горох
Грустная женщина
Крючок и попугай
Старуха и королева
Мужчина
Девушка
Шут
Корабль
Портрет
Щенок с косточкой
Заяц Грустный и веселый
В фуражке
Необычные лица
Слон
Утка
Разные лица
Перевертыши
Перевернутые картинки
Картинка-перевертыш
В каске
Торчащие волосы
Король
Найди 5 отличий
Лев и свинья
Служивый
Кудрявые волосы
Длинный нос
Маски
Красавица
Натюрморт
Встретились и выпили
Рисунок
В пилотке
Что то в клюве
Портрет мужчины
Лицо
Схема
Ромашки на голове
Картинки — перевертыши (Наши увлечения)
Картинки — перевертыши
Перевёртыш вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта.иллюзий .
Перевертыш — одна из самых красивых и забавных оптических иллюзий.
Перевертыш -одна из самых красивых и забавных оптических иллюзий. Вы смотрите на него и видите вполне осмысленный рисунок. Но если вы перевернете картинку на 180 градусов, то вместо ожидаемого перевернутого изображения, вы увидите совершенно другой рисунок!!!
Источники
- https://pikabu.ru/story/palindrom__yeto_ne_bolezn_yeto_ochen_interesno_569671
- https://moreidey.ru/shkolnyie-zadaniya/palindromyi.htm
- https://fobosworld.ru/frazy-perevyortyshi-blog-baryshnyam/
- https://ladushki.ru/poteshki/nebylicy-perevertyshi/
- http://lisi4ka-sestri4ka.ru/2016/12/23/igra-perevertishi/
- https://greednews.su/perevertyshi-igry-filmy-pesni
- https://funik.ru/funny-pictures/originalnye-risunki-perevertyshi-60-kartinok
- https://nsportal.ru/blog/uvlecheniya/all/2017/12/16/kartinki-perevertyshi-nashi-uvlecheniya
- https://zen.yandex.ru/media/id/5e1cd7b7bd639600b132e077/opticheskie-illiuzii-3-5e6ba8fe98ba4f6a9af22a1a
Помогло?
Урок литературы в 5 классе по теме «А.С.Пушкин.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Противоборство добрых и злых сил
в сказке».
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях». Противоборство добрых и злых сил в сказке
Учитель: Николаева
Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы.
Цель деятельности учителя: научить
анализировать художественное произведение, оценивать поступки героев с точки
зрения морали, познакомить с жанром баллады
— формировать умение формулировать тему
урока, цели урока, принимать и сохранять учебную задачу;
— развивать умение работать с информацией
на уроке, связно излагать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку
зрения;
— формировать умение работать с текстом,
выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции
анализа, синтеза, классификации;
— интегрировать информацию в имеющийся
запас знаний, преобразовывать и применять с учетом решаемых задач.
Ход урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания,
упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
УУД
1. Организационный момент. Приветствие
учащихся.
Эмоциональная, психологическая и
мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала
Учитель приветствует учащихся,
настраивает их на активную работу на уроке, решает организационные моменты
Слушают учителя, демонстрируют
готовность к уроку
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к
учению, приобретают новые знания. Совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: осознают
учебно-познавательную задачу
2. Актуализация знаний
Актуализация полученных знаний с помощью
беседы и метода незаконченных предложений
1) Фронтальная беседа:
— С каким автором мы познакомились на
прошлом уроке?
— Что вы запомнили из его биографии?
— О каком произведении говорили?
Отвечают на вопросы учителя, выполняют
задание «Продолжи предложение» в парах с помощью учебника и записей в тетради
Фронтальная, групповая
Познавательные: выполняют поиск
необходимой информации, анализируют, делают выводы
Регулятивные: контролируют свою
деятельность, осуществляют работу в парах
Коммуникативные: учатся работать в
парах, слушать и понимать друг друга
3. Самоопределение к деятельности.
Определение темы и цели урока
Отгадывание темы урока по притче
Учитель рассказывает притчу.
— Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал,
что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась
ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд
был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое
сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро
и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило
содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же
такое добро и зло, чего в его душе больше.
— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и
злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать
их.
— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель
нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере
анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев,
анализировать текст.
Ученики рассматривают рисунок,
отгадывают слово, формулируют тему урока и доказывают ее полезность
Фронтальная
Познавательные: принимают и понимают
учебную задачу, анализируют, делают выводы
Регулятивные: формулируют тему и цель
урока
Коммуникативные: доказывают свою точку
зрения
4. Знакомство с жанром
Определение специфики жанра, работа с
произведением по определению жанра
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро
всегда побеждает Зло».
Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте,
что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.
— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и
дадим определение этим понятиям.
Ученики отвечают на вопросы учителя,
доказывают свое мнение, слушают учителя
Подготовленный ученик знакомит ребят с
жанром, остальные записывают информацию в тетрадь
Фронтальная, индивидуальная
Личностные: осознают недостаточность
своих знаний
Познавательные: осуществляют поиск
информации, учатся делать выводы, анализировать и доказывать свое мнение
Регулятивные: сохраняют учебную задачу,
контролируют свою деятельность
Коммуникативные: учатся доказывать свое
мнение, слушать и понимать чужую точку зрения
5. Анализ сказки
Поэтапный анализ содержания сказки
— Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие,
самые запоминающиеся?
— Царевны и царицы.
— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела.
(Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики
рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств
героев.
— Мы встретились в сказке не только с положительными, но
и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? (
Царицу – мачеху).
Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица
– мать и царица – мачеха.
— А кто эти героини? Почему иллюстрация с
изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как
вы думаете, почему?
( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет
нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой,
олицетворяющий злые силы).
противопоставление = антитеза.
— Как разворачиваются события дальше?
— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица
умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает
дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених –
Елисей.
Работа над образом царевны.
Работа в группах по заданному плану.
План.
- Представление сказочного персонажа.
- Описание внешности.
- Черты характера.
- Отношение к окружающим.
- Отношение окружающих к героине
- Кому героиня противопоставлена в сказке?
Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и
выступают.
Работа над образом царицы-мачехи.
Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи.
Выступает только с выводами.
Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.
Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы
можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.
Чтение по ролям эпизода, в
котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица
«милее» и «белее», чем она.
1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».
Работа в парах. Составить вопросы по
эпизоду и ответить на них.
2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы
избавиться от царевны?
Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное
отравленное яблочко.
Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у
добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.
Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток
– иллюстраций худ. Л.Присекиной.
Ученики отвечают на вопросы учителя,
осуществляют поиск ответов в тексте
Ученики выполняют задание в группах,
представляют результат работы перед классом
Фронтальная, групповая
Познавательные: рассуждают, анализируют,
фантазируют
Регулятивные: контролируют свою
деятельность, работают в группах, представляют результаты работы
Коммуникативные: учатся работать в
парах, слушать и понимать друг друга, доказывать свое мнение, учатся
выступать перед классом
6. Подведение итогов и рефлексия:
Оценка работы на уроке
— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой
царевне и о семи богатырях?
Какими нельзя быть?
Итог урока. Оцените свою работу на уроке по оценочной
лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.
Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в
конце урока.
На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся,
дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают
их.
Ученики отвечают на вопросы учителя,
подводят итоги, осуществляют рефлексию, оценивают работу друг друга
Фронтальная, индивидуальная
Личностные: оценивают свою работу на
уроке, учатся справедливо оценивать работу других учеников
Познавательные: делают выводы,
анализируют, принимают решения
Регулятивные: сохраняют учебную задачу,
контролируют свою деятельность, оценивают работу друга
7. Домашнее задание
Объяснение домашнего задания
На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.
2 Выучить
понравившийся отрывок наизусть.
Ученики слушают учителя, выбирают
домашнее задание, задают вопросы
Фронтальная, индивидуальная
Личностные: делают выбор домашнего
задания по своему желанию
Регулятивные: контролируют свою
деятельность
Задания к сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» (урок № 1) (5 класс)
Вопросы о биографии А. С. Пушкина (конспект статьи из
учебника)
№
1. Когда родился А. С. Пушкин?
—
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года.
№
2. В каком городе прошло детство будущего поэта?
—
Детство будущего поэта прошло в Москве.
№
3. С литературой каких стран ознакомился А. С. Пушкин уже в раннем детстве?
—
Уже в раннем детстве А. С. Пушкин ознакомился с русской и французской
литературой.
№
4. Кто из родных А. С. Пушкина обладал литературным дарованием?
—
Литературным дарованием обладали Пушкин Василий Львович (дядя поэта), дальний
родственник Пушкин Александр Михайлович, сестра — Пушкина Ольга Сергеевна и
брат — Пушкин Лев Сергеевич.
№
5. В каком возрасте А. С. Пушкин начал создавать литературные произведения?
—
Литературные произведения (маленькие трагедии на французском языке) А. С.
Пушкин начал создавать на 8-м году жизни.
№
6. В каком возрасте А. С. Пушкин, по словам его брата, «знал наизусть всю
французскую литературу»?
—
А. С. Пушкин, по словам его брата Льва Сергеевича, «знал наизусть всю
французскую литературу» на 11-м году.
№
7. Кто ознакомил юного поэта с устным народным творчеством?
—
С устным народным творчеством юного поэта ознакомили бабушка Мария Алексеевна и
няня Арина Родионовна.
Задание
№ 1:
впишите
пропущенные слова из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:
№ 1. «Царь с царицею простился,/ В путь-дорогу (..?)».
— снарядился.
№ 2. «Вот в (..?) в самый, в ночь / Бог даёт царице дочь».
— сочельник.
№ 3. «Год прошёл, как сон (..?), / Царь женился на другой».
— пустой.
№ 4. «Но зато горда, ломлива, / (..?) и ревнива».
— Своенравна.
№ 5. «Свойство зеркальце имело: / (..?) оно умело».
— Говорить.
№ 6. «Я ль на свете всех милее, / Всех (..?) и белее».
— румяней.
№ 7. «И царица хохотать, / И плечами (..?)».
— пожимать.
№ 8. «Белолица, (..?), / Нраву кроткого такого».
— черноброва.
№ 9. «Бросив зеркальце под лавку, / Позвала к себе (..?)».
— Чернавку.
№ 10. «Под сосной оставить там / На съедение (..?)».
— волкам.
№ 11. «Крепко связаны ей (..?); / Попадётся зверю в когти».
— локти.
№ 12. «Королевич (..?), / Помолясь усердно богу, / Отправляется
в дорогу».
— Елисей.
№ 13. «И царевна очутилась / В светлой горнице; кругом / (..?),
крытые ковром».
— Лавки.
№ 14. «Дом царевна обошла, / Всё порядком (..?)».
— убрала.
№ 15. «Входят семь богатырей, / Семь румяных (..?)».
— усачей.
№ 16. «Коль ты старый человек, / (..?) будешь нам навек».
— Дядей.
Задание № 2: разъясните
значение устаревших слов из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»,
используя «Материал для справок»:
(1) И´нда, (2) сочельник, (3)
молодица, (4) ломлива, (5) перст, (6) девичник, (7)
чернавка, (8) подбираясь, (9) под святыми, (10) пола´ти, (11)
светлица, (12) сорочи´н, (13) спе´шить, (14) перечить, (15)
рогатка, (16) черни´ца.
Материал для справок: (А) сбросить
с коня, сделать пешим; (Б) даже; (В) под иконами; (Г) монахиня;
(Д) палец; (Е) день накануне Рождества; (Ж) в старину
небольшая светлая комната в верхней части дома; обычно в таких комнатах жили
девушки; (З) служанка для «черной» работы; (И) молодая жена; (К)
недруг, враг; (Л) праздник в доме невесты (перед свадьбой), на который
собираются ее подруги, родственницы; (М) старинное орудие наказания; (Н)
подбирая, приподнимая длинное платье; (О) спорить, возражать; (П)
широкие нары для спанья, расположенные под потолком; (Р) упряма,
капризна.
Ключ:
№ | Устаревшее слово | Буква-соответствие | Лексическое значение устаревшего слова |
1 | И´нда | Б | даже |
2 | сочельник | Е | день |
3 | молодица | И | молодая |
4 | ломлива | Р | упряма, |
5 | перст | Д | палец |
6 | девичник | Л | праздник |
7 | чернавка | З | служанка |
8 | подбираясь | Н | подбирая, |
9 | под | В | под |
10 | полати | П | широкие |
11 | светлица | Ж | в |
12 | сорочи´н | К | недруг, |
13 | спе´шить | А | сбросить |
14 | перечить | О | спорить, |
15 | рогатка | М | старинное |
16 | черница | Г | монахиня |
Задания к сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» (урок № 1) (5 класс)
Вопросы о биографии А. С. Пушкина (конспект статьи из
учебника)
№
1. Когда
родился А. С. Пушкин? № 2. В каком городе прошло детство будущего поэта?
№ 3. С литературой каких стран ознакомился А. С. Пушкин уже в раннем
детстве? № 4. Кто из родных А. С. Пушкина обладал литературным
дарованием? № 5. В каком возрасте А. С. Пушкин начал создавать
литературные произведения? № 6. В каком возрасте А. С. Пушкин, по словам
его брата, «знал наизусть всю французскую литературу»? № 7. Кто
ознакомил юного поэта с устным народным творчеством?
Задание №
1: впишите
пропущенные слова из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:
№
1. «Царь с царицею простился,/ В путь-дорогу (..?)».
№ 2. «Вот в (..?) в самый, в ночь / Бог
даёт царице дочь». № 3. «Год прошёл, как сон (..?), / Царь
женился на другой». № 4. «Но зато горда, ломлива, / (..?) и
ревнива». № 5. «Свойство зеркальце имело: / (..?) оно умело». №
6. «Я ль на свете всех милее, / Всех (..?) и белее». № 7. «И
царица хохотать, / И плечами (..?)». № 8. «Белолица, (..?),
/ Нраву кроткого такого». № 9. «Бросив зеркальце под лавку, / Позвала к
себе (..?)». № 10. «Под сосной оставить там / На съедение (..?)».
№ 11. «Крепко связаны ей (..?); / Попадётся зверю в когти». №
12. «Королевич (..?), / Помолясь усердно богу, / Отправляется в
дорогу». № 13. «И царевна очутилась / В светлой горнице; кругом / (..?),
крытые ковром». № 14. «Дом царевна обошла, / Всё порядком (..?)».
№ 15. «Входят семь богатырей, / Семь румяных (..?)». № 16.
«Коль ты старый человек, / (..?) будешь нам навек».
Задание
№ 2: разъясните
значение устаревших слов из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»,
используя «Материал для справок»:
(1) И´нда, (2)
сочельник, (3) молодица, (4) ломлива, (5) перст, (6)
девичник, (7) чернавка, (8) подбираясь, (9) под святыми, (10)
пола´ти, (11) светлица, (12) сорочи´н, (13) спе´шить, (14)
перечить, (15) рогатка, (16) черни´ца.
Материал для справок: (А) сбросить с коня,
сделать пешим; (Б) даже; (В) под иконами; (Г) монахиня; (Д)
палец; (Е) день накануне Рождества; (Ж) в старину небольшая
светлая комната в верхней части дома; обычно в таких комнатах жили девушки; (З)
служанка для «черной» работы; (И) молодая жена; (К) недруг, враг;
(Л) праздник в доме невесты (перед свадьбой), на который собираются ее
подруги, родственницы; (М) старинное орудие наказания; (Н) подбирая,
приподнимая длинное платье; (О) спорить, возражать; (П) широкие
нары для спанья, расположенные под потолком; (Р) упряма, капризна.
Урок литературного чтения в 3
«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цели:
-
Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.
-
Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.
-
Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.
Личностные результаты.
У учащихся будут формироваться:
-
эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
-
познавательная мотивация учения;
-
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
У учащихся могут быть сформированы:
-
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
-
устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;
результаты освоения.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
-
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
-
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
-
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
-
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-
находить нужную информацию
-
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-
сравнивать
-
устанавливать причинно-следственные связи
-
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
-
сравнивать и классифицировать
-
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-
работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-
точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
-
владеть диалогической формой речи;
-
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
-
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Предметные результаты освоения курса
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
-
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного
-
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
-
определять тему и главную мысль
-
ставить вопросы
-
составлять план
-
различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
составлять личное мнение
-
высказывать свое суждение
Методические приёмы: творческое чтение, работа в группах , работа с учебником.
Ход урока.
1. Самоопределе ние к деятельности.
Цель:Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне
— Здравствуйте, уважаемые гости.
Мы рады вас приветствовать на нашем уроке литературного чтения!
— Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил, если хотите поднять себе настроение прочитайте или послушайте несколько стихотворений А.С. Пушкина. Какое время года было любимым у поэта? (Осень) Давайте поднимем себе настроение и начнём наш урок с творческого задания которое вы готовили в группах .
-Напомните какое было задание?( Представить в интересной форме стих. Пушкина об осени) /5 групп представляют отрывки из стх. Пушкина:
1 «Унылая пора! Очей очарованье!»
2. «Октябрь уж наступил»
3. «У осени холодною рукою»
4. « Уж небо осенью дышало!»
5. « Дни поздней осени бранят ..»
— Чему учат стих. Пушкина? ( Видеть неповторимую красоту русской природы!)
— Где были написаны эти стихи ? ( В Болдино)
— А какое ещё известное вам произведение было написано в Болдино? (1833 « Сказка о мёртвой царевне …»
2. Целеполагание
-Сегодня мы ещё раз окунёмся в мир этой волшебной сказки
-Попробуйте определить тему нашего урока.( Обобщение знаний по сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне..»
-Сформулируйте цели нашего урока по схеме «Вспомнить – учиться- проверить» ( Вспомнить: интересные факты из жизни Пушкина , историю создания сказки, содержание сказки.
Учиться : слушать и слышать друг друга, анализировать сказку, работать в группе, выразительному чтению.
Проверить : знания содержания сказки .
3. Актуализация знаний учащихся.
— Прежде , чем мы ещё раз окунёмся в мир сказки А. С. Пушкина давайте вспомним некоторые интересные факты из его жизни и проведём блиц – опрос для групп . Посовещайтесь в группе и выберете кто будет участвовать в опросе.
1)Блиц –опрос «Интересные факты из биографии Пушкина»
1группа :- Дата рождения Пушкина (6июня 1799)(фото), в каком городе родился (Москва), имена родителей (Сергей Львович , Надежда Осиповна), сколько братьев и сестёр было у Пушкина( 2 сестры и 5 братьев).Имя старшей сестры и младшего
Брата (Ольга, Лев)(фото)
2 группа : — Имя бабушки ( Мария Алексеевна Ганнибал) (фото) — Имя няни ? ( Арина Родионовна Яковлева) (фото) Что вы знаете о прадеде Пушкина? (Абраам Петрович Ганнибал) (фото)
3 группа : — В каком возрасте Пушкин поступил в лицей ? (12 лет)
Любимые предметы ? ( Русская и французская литература , фехтование) Как называли Пушкина в лицее? ( француз)
4 группа : — Где Пушкин познакомился со своей женой ? ( на балу)
Какие строки увидев ее впервые сочинил? ( У удивлён , я очарован , короче , я огончарован) (фото)
Сколько детей было у Пушкина ( Мария, Григорий , Александр, Наталья) (фото)
5 группа: — Какая дуэль по счёту и с кем стала для Пушкина смертельной ? ( 21 дуэль с Дантесом) ( фото ) Кем приходился Пушкину Дантес? ( был мужем родной сестры Натальи Гончаровой) Когда умер Пушкин? (10 февраля 1837 г. в возрасте 37 лет )
-Какие интересные факты из жизни Пушкина вы хотели бы озвучить ещё?
3. Истоки сказки.
— Кто помнит историю возникновения сказки о мёртвой царевне?(В основу была положена русская народная сказка «Самоглядное зеркало», которую Пушкин услышал от крестьян
Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал сказку «Спящая царевна»., Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне…».)
4. Аналитическая беседа по сказке. Выборочное чтение и анализ сказки.
Игра «Гонка за лидером»
-Я думаю у каждого из вас в этой сказке есть любимый отрывок. Откройте учебник и найдите его. Предлагаю поиграть в игру «Гонка за лидером» Напомните , как проходит эта игра? ( Лидер начинает читать отрывок, класс пытается найти его и подстроится за чтением « лидера» , по сигналу ведущего «гонка» прекращается.)
Выборочное чтение.
— Давайте проверим насколько хорошо вы знаете содержание сказки. Я задаю вопрос , свой ответ вы подтверждаете словами из теста.
1. -В какое время дня «Издалече, наконец, воротился царь отец»?
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
2.-В какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это ночь перед рождеством. Зима.)
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
3. — Что в этот момент случилось с царицей?
(Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.)
4.-Через какое время царь женился на другой? (Год)
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой
5.-Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
6.- С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком)
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела…
7.- Назовите имя её жениха? (Елисей)
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
8.-Что приказала царица Чернавке?
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
9.-Что сделала Чернавка с царевной?
Та, в душе её любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
“Не кручинься, бог с тобой”.
А сама пришла домой.
10.-Что сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала?
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.
11-Куда попала царевна, блуждаю в лесу?
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
12.- Сколько богатырей жило в тереме?
Семь богатырей,
Семь румяных усачей.
13-Что случилось с царицей, когда она надкусила ядовитое яблоко?
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…
14.-Прочитайте, где и как ожила царевна?
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила.
15.- Какими словами заканчивается сказка?
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Анализ сказки.
1.-Что особенно понравилось , запомнилось в сказке?(Добро побеждает зло, чудесное зеркальце, преданный Саколко…)
2.- Кто в сказке в центре внимания автора? (Царица – мачеха и царевна Представляют собой добро и зло)
3.-Откуда в царице такая ненависть к царевне?
(Зеркало сказало правду , что царевна красивее её, чем вызвало ненависть царицы)
4.-Почему в приданое царице было дано лишь зеркало?(Она любовалась своей красотой –это для неё было самым важным)
5.-Можно ли о человеке судить только по внешней красоте ? Почему? ( Внешняя красота должна дополнятся душевной красотой)
6.-Чему же учит сказка?(Добру, верности, что главное в человеке его душа, а не внешняя красота)
4.Работа в группах
-А сейчас я предлагаю поработать в группах.
-Две группы инсценируют отрывок из сказки.
— Две группы составляют вопросы по содержанию сказки .
-Одна группа вспоминает текст составляет план сказки .
1. Рождение царевны и смерть матери
2. Новая супруга царя
3. Чудо-зеркальце
4. Зависть царицы
5. Чернавка в лесу
6. Царевна у семи богатырей
7. Царица дарит яблоко
8. Хрустальный гроб
9. Солнце, месяц и ветер
10. Елисей находит гроб
11. Смерть царицы
12. Свадьба
5. Тестовая работа по произведению А.С. Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
ФИ ________________________
1. Впиши пропущенные слова из текста сказки
а) И жених сыскался ей
___________ Елисей.
б) Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая __________.
в) Ей в приданое дано
Было _____________ одно.
2. Объясни значение слов:
Очи:________________
Уста: _______________
Персты — __________
3. Вспомни день рождения царевны.
а) зима б) весна в) лето г) осень
4. Через сколько времени царь женился на другой?
а) через 3 года б) через 10 дней в) через 1 год г) через 2 года
5. Подчеркни слова, которыми можно охарактеризовать Царицу-мачеху:
Гордая, добрая, ревнивая, послушная, милая, своенравная, завистливая, злая.
6. Кто указал Елисею дорогу к невесте?___________
7. Чем закончилась сказка?____________________________
5. Рефлексия.
—Давайте вспомним цели нашего урока . Получилось ли их достичь?
Домашнее задание.
— У меня для вас есть сюрприз. Ваши родители тоже приняли участие в нашем уроке . Нарисовали иллюстрации к своим любимым сказкам Пушкина. Я предлагаю вам дома прочитать вместе с родителями их любимую сказку Пушкина .И на
следующем уроке её представить.
—Урок я хочу закончить небольшим стихотворением:
«Читайте Пушкина друзья,
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.
Читайте Пушкина друзья вот вам подсказка
И пронесёте сквозь года вы радость сказки»
Спасибо за урок!