Сказка о мертвой царевне на новый лад

Задания к сказке а. с. пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях урок 2 5 класс задание

Задания к сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» (урок № 2) (5 класс)

Задание
№ 1
:
впишите
пропущенные слова из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:

№ 1. «Вмиг по речи те познали, / Что (..?) принимали…».

— царевну.

№ 2. «Пирожок лишь разломила / Да (..?) прикусила…».

кусочек.

№ 3. «Братья дружною толпою / Выезжают погулять, / Серых (..?)
пострелять…».

— уток.

№ 4. «Помири нас как-нибудь: / Одному женою будь, / Прочим
ласковой (..?)».

— сестрою.

№ 5. «Но другому я навечно / Отдана. Мне всех милей / Королевич (..?)».

— Елисей.

№ 6. «Но живёт без всякой славы, / Средь зелёныя (..?), /
У семи богатырей / Та, что всё ж тебя милей».

— дубравы.

№ 7. «Раз царевна молодая, / Милых братьев поджидая, / (..?),
сидя под окном».

— Пряла.

№ 8. «“Ради скуки / Кушай (..?), мой свет. / Благодарствуй
за обед…”».

— яблочко.

№ 9. «И она под образа / Головой на лавку пала / И тиха, (..?)
стала».

— недвижна.

№ 10. «“Свет ты мой, — / Красно (..?) отвечало, — / Я
царевны не видало…».

— солнце.

№ 11. «“Месяц, месяц, мой дружок, / Позолоченный (..?)!».

— рожок.

№ 12. «“Ветер, ветер! Ты могуч, / Ты гоняешь стаи (..?)…».

— туч.

№ 13. «В той норе, во тьме печальной, / Гроб качается (..?)».

— хрустальный.

№ 14. «И в хрустальном гробе том / Спит царевна (..?)
сном».

— вечным.

№ 15. «В путь пускаются обратно, / И (..?) уже молва: /
Дочка царская жива!».

— трубит.

№ 16. «Злая мачеха, вскочив, / Об пол (..?) разбив, / В
двери прямо побежала…».

— зеркальце.

№ 17. «И никто с начала мира / Не видал такого (..?)».

— пира.

Задание
№ 2
: по цитате определите, о
каком герое из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» идет речь:

№ 1. «До зари в лесу блуждая,
/ Между тем всё шла да шла / И на терем набрела».

— Царевна.

№ 2. «На него она взглянула,
/ Тяжелёшенько вздохнула, / Восхищенья не снесла / И к обедне умерла».

— 1-я царица.

№ 3. «Ей в приданое дано /
Было зеркальце одно».

— 2-я царица – мачеха царевны.

№ 4. «Тихомолком расцветая, /
Между тем росла, росла, / Поднялась — и расцвела…».

— Царевна.


5.
«Ждёт-пождёт с утра до ночи, / Смотрит в
поле, инда очи / Разболелись…».

— 1-я царица.

№ 6. «…в лес пошла / И в
такую даль свела, / Что царевна догадалась / И до смерти испугалась».


Чернавка.

№ 7. «Белолица, черноброва, /
Нраву кроткого такого…».

— Царевна.

№ 8. «И плечами пожимать, / И
подмигивать глазами, / И прищёлкивать перстами…».

— 2-я царица – мачеха царевны.

№ 9. «Помолясь усердно богу, /
Отправляется в дорогу / За красавицей душой…».

— Королевич Елисей.

№ 10. «Засветила богу свечку,
/ Затопила жарко печку, / На полати взобралась / И тихонько улеглась».

— Царевна.

№ 11. «Отвели они
девицу / Вверх, во светлую светлицу…».

— Семь братьев богатырей.


12.
«Не убила, не связала, / Отпустила и
сказала: / “Не кручинься, бог с тобой”».

— Чернавка.

№ 13. «Выезжают погулять, /
Серых уток пострелять…».

— Семь братьев богатырей.


14.
«В терему меж тем одна / Приберёт и
приготовит…».

— Царевна.

№ 15. «Высока, стройна, бела,
/ И умом и всем взяла; / Но зато горда, ломлива…».

— 2-я царица – мачеха царевны.

№ 16. «Ходит по двору, клюкой
/ Отгоняя пса…».

— Нищая черница.

№ 17. «Возвращалися толпой / С
молодецкого разбоя…».

— Семь братьев богатырей.


18.
«Он горько плачет, / И кого ни спросит он,
/ Всем вопрос его мудрён».

— Королевич Елисей.

№ 19. «…сидела / Перед
зеркальцем своим / И беседовала с ним…».

— 2-я царица – мачеха царевны.

№ 20. «…очутилась / В светлой
горнице; кругом / Лавки, крытые ковром».

— Царевна.

Задания к сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» (урок № 2) (5 класс)

Задание №
1:
впишите
пропущенные слова из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:


1.
«Вмиг по речи те познали, / Что (..?) принимали…».
№ 2. «Пирожок лишь разломила / Да (..?) прикусила…». № 3.
«Братья дружною толпою / Выезжают погулять, / Серых (..?) пострелять…».
4.
«Помири нас как-нибудь: / Одному женою будь, / Прочим ласковой (..?)».
№ 5. «Но другому я навечно / Отдана. Мне всех милей / Королевич (..?)».
№ 6. «Но живёт без всякой славы, / Средь зелёныя (..?), / У семи
богатырей / Та, что всё ж тебя милей». № 7. «Раз царевна молодая, /
Милых братьев поджидая, / (..?), сидя под окном». № 8. «“Ради
скуки / Кушай (..?), мой свет. / Благодарствуй за обед…”». № 9.
«И она под образа / Головой на лавку пала / И тиха, (..?) стала».
10.
«“Свет ты мой, — / Красно (..?) отвечало, — / Я царевны не
видало…». № 11. «“Месяц, месяц, мой дружок, / Позолоченный (..?)!».
№ 12. «“Ветер, ветер! Ты могуч, / Ты гоняешь стаи (..?)…».
13.
«В той норе, во тьме печальной, / Гроб качается (..?)». № 14.
«И в хрустальном гробе том / Спит царевна (..?) сном». № 15. «В
путь пускаются обратно, / И (..?) уже молва: / Дочка царская жива!».
16.
«Злая мачеха, вскочив, / Об пол (..?) разбив, / В двери прямо
побежала…». № 17. «И никто с начала мира / Не видал такого (..?)».

Задание № 2: по цитате определите, о каком
герое из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» идет речь:

№ 1. «До зари в лесу блуждая, / Между тем всё шла да шла / И на
терем набрела». № 2. «На него она взглянула, / Тяжелёшенько вздохнула, /
Восхищенья не снесла / И к обедне умерла». № 3. «Ей в приданое дано /
Было зеркальце одно». № 4. «Тихомолком расцветая, / Между тем росла,
росла, / Поднялась — и расцвела…».
№ 5. «Ждёт-пождёт с утра до ночи, / Смотрит в
поле, инда очи / Разболелись…». № 6. «…в лес пошла / И в такую даль
свела, / Что царевна догадалась / И до смерти испугалась». № 7. «Белолица,
черноброва, / Нраву кроткого такого…». № 8. «И плечами пожимать, / И
подмигивать глазами, / И прищёлкивать перстами…». № 9. «Помолясь усердно
богу, / Отправляется в дорогу / За красавицей душой…». № 10. «Засветила
богу свечку, / Затопила жарко печку, / На полати взобралась / И тихонько
улеглась». № 11. «Отвели они девицу / Вверх, во светлую
светлицу…».
№ 12. «Не
убила, не связала, / Отпустила и сказала: / “Не кручинься, бог с тобой”».
13.
«Выезжают погулять, / Серых уток пострелять…».
№ 14. «В терему меж тем одна / Приберёт и
приготовит…». № 15. «Высока, стройна, бела, / И умом и всем взяла; / Но
зато горда, ломлива…». № 16. «Ходит по двору, клюкой / Отгоняя пса…».
17.
«Возвращалися толпой / С молодецкого разбоя…».
№ 18. «Он горько плачет, / И кого ни спросит он,
/ Всем вопрос его мудрён». № 19. «…сидела /
Перед зеркальцем своим / И беседовала с ним…». № 20.
«…очутилась / В светлой горнице; кругом / Лавки, крытые ковром».

На чтение 12 мин. Опубликовано

Переделанные сказки на юбилей

Такое событие, как юбилей, принято праздновать с размахом — приглашённые гости за накрытым столом чествуют именинника, желают ему всяческих благ и дарят подарки. Затем наступает время развлечений — всевозможные конкурсы проводят, чтобы разбавить поднадоевшие застольные посиделки.

Украшением мероприятия послужат переделанные сказки на юбилей, в которых будут задействованы участники торжества. Как правило, от желающих побыть в роли актера и поучаствовать в шуточной постановке нет отбоя, чего нельзя сказать обо всех без исключения номерах, которые предлагают ведущие. Для участия в иных – гостей приходится долго уговаривать. Сказка хороша тем, что порадует и детей, и взрослых, развеселит приглашённых и запомнится им надолго.

Смешная сказка-сценка про Муху-Цокотуху

Как должна выглядеть Муха-Цокотуха?

Выбрать подходящую для юбилея сказку — задача не из легких, в особенности, если вы не очень знакомы с юбиляром или не знаете о его интересах и увлечениях.

Сделать правильный выбор будет проще, если поставить перед собой цель выбрать сказку из числа “женских” — для юбилея женщины, или “мужских” — для мужчины.

Если юбиляр — дама, вполне уместна будет юмористическая постановка сказки Чуковского о гостеприимной Мухе-Цокотухе, естественно, переделанная для взрослого праздника.

Знакомая с детства история, рассказанная на современный лад, станет бесспорным хитом на любом застолье.

Главные действующие лица нашей сказки:

  • Муха-Цокотуха, приветливая и радушная хозяйка, влюбчивая и доверчивая особа.
  • Мотылёк, любвеобильный и ветреный мужчина, хорош собой, тайная страсть Мухи, жиголо.
  • Моль, гордо именующая себя Бабочкой, обворожительная стройная кокетка, пользуется бешеным успехом у мужчин, материально обеспечена.
  • Приятельницы Мухи: Блоха 1 — знакома с героиней ещё со школьной скамьи, Блоха 2 — коллега, Блоха 3 — кумушка, живущая по соседству.
  • Тетушка Пчела — любительница сплетен и интриг, не стесняясь, сует нос в чужие дела.
  • Комар-удалец, хороший приятель нашей героини, давно в неё влюбленный, непримечательный внешне, но интеллигентный и образованный.
  • Паук, суровый и неуступчивый сотрудник службы судебных приставов.

Для того чтобы постановка удалась на славу, героев из зала нужно выбирать как можно менее подходящих — чем абсурдней будет выглядеть персонаж, тем громче будут хохотать зрители.

Кокетку Бабочку может изображать крупный мужчина в возрасте, желательно с усами или бородой, с ролью Цокотухи отлично справится бойкий юноша, на роль грозного Паука стоит присмотреть кого-нибудь очень миниатюрного, а франтоватым Мотыльком, ко всеобщему веселью, можно назначить бабушку — божий одуванчик.

Необходимые для сценки реквизиты

Как сделать костюм паука?

К подготовке костюмов стоит подойти с особой тщательностью. Не стоит забывать, что успех сценки во многом зависит не только от артистичности выступающих, но и от их внешнего вида.

Нередко бывает так, что персонаж, появляясь на сцене, одним своим видом вызывает восторг у зрителей еще задолго до того, как начнёт разыгрываться представление.

Хорошими помощниками в создании удачного образа станут аксессуары. Откровенное платье с нескромным вырезом, чулки в сетку, и модные солнцезащитные очки будут очень эффектно смотреться на нашей бородатой Бабочке.

Тетушке Пчеле следует выдать мешковатую юбку в пол, теплый пуховый платок, а на шею повесить бинокль. Для Цокотухи подготовьте увесистый мешочек с мелочью, с надписью “Ничьё”. Комару дайте толстую книгу, лучше — словарь. Простор для творчества открывается при подготовке сценического образа Паука.

Из старой одежды и перчаток можно соорудить многолапый паучий костюм, в импровизированные лапы можно вставить каркас из проволоки. Помимо костюма, Пауку понадобится вместительная сумка.

Вступление и выход Мухи-Цокотухи

Вступление читает ведущий:

Про Муху спектакль на твой юбилей
В подарок прими от любимых гостей.
Наши актёры готовы, отмечу,
Давайте устроим им тёплую встречу!
(Здесь зрители аплодируют)

Так вот, наша Муха (вот ведь везуха!)
Однажды по улице шла,
Летящей походкой,
Вдруг видит — находка!
Деньги, ничьи — чудеса!

С улыбкой от уха до уха
Спешит в магазин наша Муха,
Забыв о налогах и прочих долгах,
Думая лишь о весёлых делах.

Нынче гуляние в доме мушином —
Нужно отпраздновать случай счастливый!

Чтобы происходящее в сказке выглядело еще комичней, не забудьте о веселом музыкальном сопровождении. Забавная песня Верки Сердючки про пирожок удачно впишется в начало нашей сказки. Будет здорово, если Муха сыграет процесс находки денег в танце.

Действие второе с участием Блошек

Действие сказки разворачивается в доме Цокотухи: хозяйка принимает гостей. Первыми приходят приятельницы-блохи.

Тамада:
– Вот и первая Блоха — в подарок мыло принесла.

Цокотуха с улыбкой принимает презент, нюхает, говорит громко:

– Вот спасибо, угодила, до чего душисто мыло!
(шепотом): Нет, ну надо ж догадаться — в гости с мылом припираться!
(во весь голос): До чего ж ты хороша! Любуюсь просто не дыша!

Тамада: Вот еще одна Блоха, в прихожей туфельки снимает — торт хозяюшке вручает.

Цокотуха ведет приятельницу под руку.
(во всеуслышание): Рада видеть! Как дела? Наконец-то, ты пришла!
(насмешливо, полушепотом): Есть твой торт не стану — сброшу килограммы. Сама, голубушка, толстей от промышленных сластей!
(обращаясь к Блохе): Ну, рассказывай скорей! Как у мужа? У детей?

Тамада: Вот и третья Блоха в гости подоспела: Я презент под стать тебе выбрать не сумела!

Хозяйка: Добро пожаловать, кума! Главное — пришла сама!
(язвительным шепотом, обращаясь к залу): Нет, скажите, хороша! Поесть приперлась задарма!
(Вслух): Где тебе присесть удобнее? У окошка? Тут свободнее.
(За спиной): Для таких вот “королев” должен быть отдельный хлев!

Действие третье – появление на сцене Мотылька

Как должен выглядеть Мотылек?

Любвеобильный и ветреный мужчина, коим является наш герой, может позволить себе несколько фривольное поведение — двусмысленные взгляды или жесты, конечно, все это в комичной форме.

Музыкальное сопровождение также стоит подобрать под стать образу Мотылька. Например, отличным вариантом станет переделка известного хита певицы Натали “О боже, какой мужчина”.

Герой появляется на пороге мухиного дома с большой охапкой цветов наперевес, при этом непременно стреляет глазами и по другим присутствующим дамам.

Слова в песне Мотылька могут звучать так: “О, боже, вот это Муха! Обнять бы её за брюхо! Похожа на мёда бочку, влюбился я это точно! Подаришь мне новую тачку? И за границей дачку! Прекраснее нет на свете — готов за базар ответить!”

Мотылёк бросается перед Мухой на колени и преподносит ей букет. Она же, смущаясь, отвечает тоже песней на мелодию “Отцвели уж давно хризантемы”: “Ты – мой принц, ты – мечта, вот тебе рука моя! Свое сердце дарю — и готова к алтарю… Поздравляйте, друзья — стану Мухой Мотылёк я!”

Действие четвертое – выход моли

Тут на сцену выходит Моль, по словам тамады — обворожительная стройная кокетка, которая пользуется бешеным успехом у мужчин. Зрители же видят перед собой здоровенного разодетого в женские одежды мужика, который с порога просит называть его “Бабочка”.

Подводкой к выходу Моли может послужить переделанная песня “Я готов целовать песок” или “Ах, какая женщина”. Бабочка чем-то опечалена, грустно вздыхает, смахивает слезинки носовым платком.

Мачо-Мотылек заинтересованно рассматривает новую гостью, затем окидывает придирчивым взглядом Муху, забирает цветы из рук влюбленной Цокотухи и принимается за обольщение Бабочки.

– Не встретишь ты лучше мужчины, хочу от тебя машину, жить буду в твоей я квартире, не будет счастливей нас в мире!

Тут, под песню “Бабушки, бабушки, бабушки – старушки” появляется пронырливая Тетушка Пчела, в руках – неоконченное вязание, на шее – оптический бинокль. Бесцеремонно осмотрев Муху и ее гостей в бинокль, фотографирует Цокотуху на сотовый и кому-то звонит.

Заключительное действие

После звонка Тетушки Пчелы на сцене появляется Паук, который, маршируя в такт песни из сериала “Улицы разбитых фонарей”, напевает:

Работа наша и опасна, и трудна —
Должников натура, ужас, как хитра!
Если что-то кто-то где-то вдруг порой
В кассу не уплатит,
Справедливость наведем своей рукой,
По Уставу – это вовсе не разбой,
Нам за это платят!

Допев свою песню, Паук останавливается и осматривается по сторонам. Заметив Муху, достает сотовый, внимательно всматривается в снимок на телефоне, обращается к зрителям:

-Она?

Тетушка Пчела радостно кивает и потирает руки, после чего, пританцовывая, уходит со сцены.

Паук, обращаясь к Цокотухе:

-Гражданочка, должен устроить допрос!
К нам поступил анонимный донос: “Некая Муха, пишет старуха, однажды по улице шла летящей походкой, вдруг видит — находка! Деньги лежат – чудеса! С улыбкой от уха до уха бежит в магазин эта Муха, забыв о налогах и прочих долгах, думая лишь о весёлых делах. “Ну-с, что вы на это скажете?

Муха: Уйдите, прошу Вас, оставьте меня!

Паук: Выполнить долг просит служба моя.
То, что добыли, придётся отдать,
А я в этом буду Вам помогать.

После этих слов Паук принимается складывать в свою сумку угощение со стола, стаскивает с гостей Мухи украшения, вещи, обувь, примеряется к столу и стульям. В этот момент на сцене появляется Комар, который вступает в интеллектуальный поединок с Пауком. И, конечно, побеждает.

Честь Мухи спасена. Окончание сказки можно играть по тексту Чуковского — Комар признаётся Мухе в пылких чувствах и делает предложение руки и сердца.

Видео

Сказка о спящей Царевне на празднике для взрослых

Как должна выглядеть спящая Царевна?

На успех обречены переделанные сказки сценки на юбилей, сюжет которых будет близок имениннику. Можно с юмором обыграть его хобби или моменты, возникающие на работе, случай из жизни семьи.

Если виновник торжества — мужчина, который увлечён компьютером или много времени проводит в разъездах, к неудовольствию своей супруги, удачным выбором станет “Сказка о спящей Царевне”.

Повествование может идти в стихотворной манере, например, Александра Сергеевича Пушкина. Текст сказки не обязательно переделывать из готового произведения, можно придумать новую историю, которая больше подойдет для вашего случая.

Повествование, как правило, ведёт рассказчик. Актёры играют свои роли по сценарию, или, если разыгрывается сказка-экспромт, где задумка и исход спектакля известна только ведущему, выполняют действия по ходу пьесы.

Требуемые атрибуты для проведения сценки

Для того чтобы спектакль выглядел более убедительно, позаботьтесь о реквизите. Так, для “Сказки о спящей Царевне” понадобятся:

  • Рыбацкие принадлежности для командированного мужа.
  • Огромного размера носовой платок, в который тоскующая супруга будет лить горючие слезы.
  • Костюм Компьютера – большую коробку, оформленную в виде экрана.
  • Большую ёмкость с пометкой “Для соли”.

Вступление к сказке о Спящей красавице

Текст может читать как тамада, так и ведущий, выбранный из числа гостей:

Сказка — ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
С молодой женой простившись,
В путь-дорогу снарядившись,
О голубушке своей
Всюду помнить ты сумей.

“С добрым утром!”, “Как дела?”,
“Где гуляла?”, “Как спала?”,
“Что в любимом сериале?”
Шлите чаще милой даме.
Про звонки не забывай,
“Чмоки-Чмоки” добавляй!
Wi-Fi мир — покруче ружей
На страже верности супружьей.

Часть первая – действия разворачиваются

Наш герой, по воле судеб,
В путь пустился без супруги.
А лебедушка одна
Тосковала у компа.

Скрасить чтоб часы разлуки,
Приглушить сердечны муки,
Раз за разом обновляет,
Сообщения ожидая,
От любезного супруга,
“Одноклассники” подруга.

Ни ответа, ни привета
Ей от суженого нету.
— Ах, молчишь! — вскипела дева,
Видно, ждать ей надоело — стали глазки закрываться,
И девица за компом
Погрузилась в крепкий сон.

Той порой сосед нагрянул —
Мол, за солью, за приправой,
А хозяюшка молчит, потому как крепко спит.
Сном глубоким, беспробудным.
— Подожду! — решил сосед.

И уткнулся в интернет.
Тут, тихонько скрипнув, отворилась дверь.
Блудный муж явился —
Как тут без потерь!

Горемычному соседу
Не дал он начать беседу.
И немедля, в сей же час, дал ему с размаху в глаз.
Поразив ударом друга, ищет наш герой супругу.

Часть вторая – жена уснула

А жена ни сном, ни духом —
Шепчет ей супруг на ухо,
Приобнял, потрогал лоб —
Даже глазом не ведёт.
Так её глубоки дремы.

“Ладно, спи, — промолвил он.
— Я немало удивлен.
Чтоб решить сию задачу
Отправляюсь я на дачу”.

Речь сказал — и был таков.
Модно так у мужиков.

Часть третья с участием героя в роли компьютера

Нужно отметить, что по сценарию в прикольные и смешные переделанные сказки на юбилей, всегда заложена немалая доля иронии, поэтому и актерам нужно подойти к исполнению своей роли с юмором. В данной сказке компьютер наделен человеческими качествами, поэтому на эту роль тоже нужен актёр.

Поскольку представление разыгрывается на юбилее мужчины, будет вполне допустимым присутствие нескромных шуток.

Спит прекрасная девица,
Ей бы впору пробудиться.
Тут тихонько, словно вор,
Вдруг включился монитор,
Озирается кругом.

Видит деву пред собой,
Поражен её красой,
Даром время не теряя,
Томно шепчет: “Дорогая, Ты свела меня с ума!”

Тут проснулась и жена.
Говорит сама себе: “Сон чудной приснился мне…
Про супруга и соседа, как веду с компом беседу…”
(Немного поразмыслив, обращается к компьютеру):
“Расскажи-ка мне дружок, где гуляет муженек!”

Молвит ей хитрец в ответ: “Дам тебе один совет.
Муж не скоро твой вернется — он на дачу к вам несётся,
Рядом я, любовью движим, умоляю — сядь поближе!”.

Заключительное действие сценария

Здесь ведущий отходит на второй план. Сцену флирта Жены и Компьютера актёры могут обыграть без слов, однако, нужно постараться сделать пантомиму как можно более наглядной и смешной. Не лишним будет включить фоновую музыку.

Ведущий возвращается:

Сердце дрогнуло у дамы, столько нежных пылких слов уж давно она не знала…
Вдруг раздался двери скрип — на пороге муж стоит…
Здесь оставлю я героев разбираться меж собою,
Только дам совет один — он касается мужчин.

Для своих законных жен
Вы на ласку не скупитесь, и подарочки дарите —
Будет верная жена мужем лишь увлечена.
Интернет – не друг, а враг — от него в семье разлад!

Юбиляру пожелаем: Счастья, радости, побед, быть здоровым много лет,
Чтоб был дом полнейшей чашей,
И привет супруге вашей!
Ведущий и актеры берутся за руки, раскланиваются и уходят.

Квест – игра для педагогов «Осторожные сказки».Квест – игра для педагогов «Осторожные сказки».

Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения через художественную литературу (сказки).

Цель:

Освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников квест-игры.

Задачи:

  1. Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений о безопасном поведении.
  2. Построить модель познавательной беседы при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

Материал: ребусы, иллюстрации к сказкам, листы для бесед, памятки, буклеты, флажки, вазы, мешочек, в котором находится кукольный театр, телеграммы из сказок, инструкции для моделирования (составления) сказок.

Обоснование темы:

Скачать конспект

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.

Безопасность – это не просто усвоенные знания, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – развития у них самостоятельности и ответственности.

Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным. Он должен усвоить, что в большом мире необходимо соблюдать определенные правила: -не доверять, незнакомым людям;

  • обращаться за помощью
  • не преступать запреты, не робеть и не сдаваться.

Повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир — разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. Здесь нам помогут сказки.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку?
Может быть, вчерашний снег?

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном-
Покидать нам сказку жалко.
Как уютный, милый дом.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и остается с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Сказка преподносит детям многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор для воображения и обучают безопасности.

Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить.

Ход квест-игры:

И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, на практике попробуем убедиться в том, что сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают безопасности.

Сначала вам нужно разделиться на 2 подгруппы.

  1. команда – «Аленушки»
  2. команда – «Василисы»

Упражнение «Мозговой штурм».

Задание командам: вам нужно, по представленным словам, назвать сказку. (задание читается по очереди каждой команде)

(За каждый правильный ответ команда получает 1-флажок)

Слова 1 команда.

  1. Волк, три, кирпичи. ( «Три поросенка»);
  2. Заяц, лиса, мука. ( «Колобок»);
  3. Огонь, кошка, ведро. ( «Кошкин дом»)
  4. Горох, лес, кот. ( «Кот, петух и лиса»,

Слова 2 команда.

  1. Собака, лиса, коса. ( «Заюшкина избушка»);
  2. Олень, снег, роза. ( «Снежная королева»);
  3. Волк, ружье, пирожки. ( «Красная шапочка»)
  4. Ложка, маленький мальчик, гусли ( «Жихарка»)

Ответы участников…

Молодцы, вы все правильно назвали сказки. (Командам сразу раздаются картинки из перечисленных сказок)

Перед вами, уважаемые коллеги, иллюстрации из перечисленных вами сказок. Как вы думаете, на какие группы по правилам безопасности можно разделить эти сказки?

Участники называют правила безопасности. Если нужно, я уточняю.

  1. Опасные контакты с незнакомцами. ( «Колобок». «Красная шапочка» «Три поросенка», «Снежная королева»).
  2. Один дома. ( «Кот, петух и лиса», «Жихарка»)
  3. Пожарная безопасность ( «Кошкин дом»).

Мастер: Молодцы.

«Чудесный мешочек»

У ведущего в руках мешочек, в котором находится кукольный театр. Инструкция: «Сейчас каждый из вас, возьмёт на ощупь и вытащит любую игрушку из мешочка. Ваша задача рассказать, чем вы схожи (характером, поведение, внутренние качества личности и т.п.) с этой игрушкой».

(За ответы команды получат по 1 флажку, за творческий подход, смелость, оригинальность и активность.)

Музыкальная разминка – «У жирафов пятна-пятна».

Звучит музыка, под

которую команды

исполняют движения.

Вопрос-Ответ.

Мы вам, зададим вопросы и дадим 3 варианта ответа (вопросы каждой команде по очереди). Вам нужно выбрать правильный…

Вопросы 1 команде:

1- Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?

Емеля. Буратино. Пьеро.

2- Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?

Гвоздем. Шилом. Веретеном.

3- Отчего уснула царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?

От скуки. От кусаного яблока. От снотворного.

4- По какой причине произошел пожар в доме кошки?

Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг.

Вопросы 2 команде:

1. — Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?

Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням незнакомки.

2- Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?

Сообщила, что с козленочком что-то случилось. Позвала ее ласковым голосом. Предложила угощение.

3- Кто подложил горох девушке в сказке «Принцесса на горошине»?

Королева. Принц. Придворный.

4- Какое правило безопасности нарушили козлята?

Взяли спички. Открыли дверь незнакомцу. Перешли дорогу на красный сигнал.

Молодцы. (За каждый правильный ответ команда получает 1 флажок)

Узнай сказочного героя и сказку по телеграмме.

Представьте себе, что герои сказок могли бы присылать вам телеграммы. Узнайте героев, от которых пришли телеграммы, назвав героя и сказку.

(За каждый правильный ответ команда получает 1 флажок)

Вопросы 1 команде:

1. «Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна».

Ответ: Вторая сестрица ( «Сказка о царе Салтане».)

2. «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул»

Ответ: Медвежонок ( «Три медведя»)

3. «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить!»

Ответ: Балда ( «Сказка о попе и работнике его Балде».)

4. «Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби»

Ответ: Волк ( «Лиса и волк»)

5. «Спасите, нас съел серый волк»

Ответ: Козлята ( «Семеро козлят»)

6. «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко»

Ответ: Мышка ( «Курочка Ряба»)

Вопросы 2 команде:

1. «Приехать никак не могу: «Пуще прежнего старуха вздурилась».

Ответ: Старик ( «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2. «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома»

Ответ: Маша ( «Маша и медведь»)

3. «Помогите, мой брат превратился в козленочка»

Ответ: Алёнушка ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

4. «Ждите, ждите, очень спешу, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна».

Ответ: Корабельщики ( «Сказка о царе Салтане».)

5. «Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке»

Ответ: Иван-царевич ( «Царевна-лягушка»)

6. «Нет бумаги, пишу на рыбе, помогите маленькой девочке.

Ответ: старуха-финка «Снежная королева»

(За каждую правильно собранную картинку и название сказки команда получает 1 очко)

Моделирование сказки (листок, карандаш)

Все дети –фантазеры, очень любят придумывать свои сказочные истории, давайте попробуем тоже.

Схема моделирования:

  1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, животное, вымышленный персонаж)
  2. Придумываем зачин- начало сказки (Жил-был, в некотором царстве, в некотором государстве…)
  3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (наделяем его характером, темпераментом)
  4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (однажды Змей Горыныч похитил Василису)
  5. Описываем реакцию героя на случившееся
  6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему.
  7. В итоге герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение.
  8. Завершающий шаг- сказочная развязка, герой получает награду, приобретает счастливое завершение

«Изостудия»

Бери, художник, полотно,

Картиной станет пусть оно!

Бери, художник, карандаш,

И нарисуй мир сложный наш!

Бери, художник, в руки кисть

И нарисуй всю нашу жизнь!

Каждой команде предлагаем нарисовать отрицательный персонаж или сюжет, который не соответствует правилам безопасности.

Мы нарисовали свои страхи, а теперь избавимся от них.

(упражнение «Рвакля» -рисунок надо разорвать на мелкие части).

(За каждый рисунок, картинку команда получает 1 флажок)

Рефлексия

Подходит к концу наш игра. И мы снова встречаемся с миром реальным. Обычно сказки заканчиваются так «Я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» Чтобы оставить приятные впечатления мы закончим другой народной мудростью

«Сказка ложь-да в ней намек, добрым молодцам урок» или так

«В каждые избушки- свои погремушки»

Поэтому сейчас мы с вами закончим все чаепитием, к которому приготовим полезные, безопасные конфеты своими руками.

Конфеты «Здоровье»

С чаем всегда так хочется съесть что-нибудь вкусное и сладкое, но в то же время полезное и не губительное для фигуры. Предлагаем вашему вниманию легкие в приготовлении и полезные конфеты из сухофруктов.

Как приготовить конфеты из сухофруктов:

(приготовить все ингредиенты в закрытых лоточках, перед использованием, одноразовые перчатки обязательны)

  1. Перед вами порубленные сухофрукты курага, чернослив, финики
  2. Все сухофрукты и какао смешать так, чтобы получилась однородная масса и скатать из этой массы небольшие шарики
  3. По желанию орехи очистить от шелухи и вложить в каждый шарик.
  4. Конфеты из сухофруктов обвалять в кунжуте.

Обе команды сами делают конфеты.

Подводят итог и пьют чай!!!

Спасибо за внимание!!!

Попурри песен из советских мультфильмов (караоке)

Чтоб было вам не скучно, было веселей, вспомним мелодии добрых, детских песен, можно подпевать.

Мастер: Дорогие воспитатели, продолжим работу по подгруппам. Вспомните, пожалуйста, сказку: 1 подгруппа «Колобок», 2 подгруппа «Красная шапочка», и напишите, в какие неприятные ситуации попали ее герои, и какие правила безопасности они нарушили. (Участники перечисляют правила безопасности, нарушенные героями сказок).

Мастер: Молодцы.

Каждой подгруппе даются названия сказок.

Дети очень любят переделывать сказки на новый лад. Предлагаю и вам придумать такой вариант сказки, где герои соблюдали бы правила безопасного поведения и обходили стороной все опасные ситуации. Каждой подгруппе даются названия сказок ( «Заюшкина избушка», «Три поросенка»).

Мастер: Молодцы. Безопасные сказки получились у вас.

Колобок

Непоседа – Колобок

Покатился во лесок.

Разве можно удержать

Тех, кто хочет убежать? (имитация руками вращающегося Колобка)

Смотрит бабушка в окошко,

Дедушка глядит с крыльца: (слова сопровождаются показом)

— Не видали сорванца? (нет)

Колобок не устает,

Быстро катится вперед. (вращение руками)

Впереди увидел лес,

Где деревья до небес. (встать на цыпочки, потянуться)

Слева — пробежал мышонок,

Справа — квакнул лягушонок.

Сороки трещат без умолку,

Усевшись на старую елку. (все слова сопровождаются показом)

Долго глядя на чистое небо,

Утомился шарик из хлеба.

Он проделал нелегкий путь

И собрался передохнуть. (садятся на места)

Кот, петух и лиса

Жили Котик (пальцы растопырили)

С Петушком (руками изобразили крылья)

У лесной опушки,

Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком»)

Подкралась к избушке. (сделали руками крышу)

Утащила Петушка

За высоки горы (потянулись на носочках)

Утащила Петушка

В свою лисью нору. (присели, спрятали голову)

Смелый котик в лес пошел (ходьба на месте)

И нору Лисы нашёл. (присели)

Умный Котик спас дружка (погладили себя по голове)

Петю-Петю-Петушка. (сделали руками гребешок)

Живут котик с Петушком

У лесной опушки (руками сделали крышу)

И теперь уже Лиса (повертели «хвостиком»)

Не ходит к их избушке. (погрозили пальчиком)

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Литература. 5 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Урок-исследование

Цели урока.

  1. Содержательная – рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

  2. Деятельностная – помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развить навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты. Определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).

  3. Развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.

  4. Воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе знакомства с произведениями искусства и литературы.

Задачи урока:

  • Образовательные задачи

Совершенствовать понятие о литературной сказке

Видеть противостояние добрых и злых сил в сказке

Дать понятие о гиперболе и антитезе.

  • Развивающие задачи

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Развивать навыки критического мышления

Сопоставлять произведения разных видов искусства

  • Воспитательные задачи

Видеть красоту внутреннюю и внешнюю

Ценить человека по поступкам, совершаемым им

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Методика проведения: комбинированный урок-исследование (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов) .

Работа в группах (одна пара работает у доски)

Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки со словами, красным карандашом подчеркиваете слова, которые характеризуют черты  положительного героя, синим – отрицательного.

Проверка.

Положительный герой                               Отрицательный герой

доброта                                                              зависть
любовь                                                               злоба
верность                                                             ревность
кротость                                                             эгоизм
отзывчивость                                                     предательство

Добавьте свои слова:  милосердие  ( к положительному герою); равнодушие  (к отрицательному герою).

Обобщение

Положительный герой тот, который совершает героические поступки, творит добро на благо других людей.
Отрицательный герой всегда вредит, старается помешать,  причинить зло другим.

Учитель. ВСЕГДА ЛИ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ, КТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, А КТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ? В чем раскрывается характер героя?

Ученики. Характер героя раскрывается в его поступках, поведении.

Ход урока.

1-ый этап. Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Слайд 1.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Ход урока

I. Актуализация прошлых знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Вам знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».

— А как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.

Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».

2-ой этап. Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть внутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Объект исследования — сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Тема исследования – ДОБРО И ЗЛО В СКАЗКАХ ПУШКИНА.

Гипотеза нашего исследования будет такой – Добро побеждает зло

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

IV. Новая тема.

Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»;

сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна — счастливый конец сказки).

Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2

Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».

Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).

Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3

Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?

Так может она совсем не отрицательный герой?

Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.

(Большой толковый словарь русского языка)

Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?

(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)

Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5

Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов): «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).

«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде

— Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?

Возможные варианты, предложенные детьми:

1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?

2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?

4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?

5.А легко ли распознать добро и зло?

6.Что в итоге побеждает: добро или зло?

7.Почему добро часто бывает беззащитным?

— А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).

Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

— Кто ещё совершает злые поступки?

— Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?

— Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)

— Есть ли на нем какая-нибудь вина?

Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей — и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.

Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.

— А какова Чернавка?

— Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)

— Она тоже верно служит. Но кому?

— Чем продиктовано её верное служение царице( ( боится наказания и смерти)

— Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)

Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.

— Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?

Такая верность основана на любви.

Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, что случилось с царевной.

Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.

Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Слайд 2

Работа с эпиграфом к уроку.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели.

— Как вы думаете, так ли это?

— Отвечают.

— Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

II. Актуализация новых знаний.

1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)

— Вы уже прочитали эту сказку дома.

— Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).

— Назовите героев сказки. Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.

Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).

Вопросы на осмысление содержания сказки.

(Задание для 1 группы)

Слайд 3

4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

— Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— Царевны и царицы. Слайд 4.

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела.

(Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу-мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

Слайд 5.

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

— Как разворачиваются события дальше?

— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом царевны. Слайд 6 .

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.

  2. Описание внешности.

  3. Черты характера.

  4. Отношение к окружающим.

  5. Отношение окружающих к героине

  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

Слайд 7.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

Учащиеся делают выводы. Слайд 8

Снятие утомления с глаз. Слайд 9

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

— Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».

И никто не пожалел, что царицы не стало.

Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.

Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели — прочитать слова эпиграфа.

Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …

— Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?

6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

— Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.

— Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.

— Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?

— А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?

— Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»

— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)

— Нарисуем два символических дерева(слайд11)

дерево добра дерево зла

Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?

(как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)

ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.

— Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?

(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)

— Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)

Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя.

Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

7-ой этап. Рефлексия деятельности.

— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока. Слайд 10

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.

В сказках добро всегда побеждает зло.

Выставление оценок

— Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?

— В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Слайд 21

Домашнее задание .

Наше исследование подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича Елисея и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?! Давайте подарим красивые слова о добре.

Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие добрые слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам нужно будет записать свои пожелания на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все добрые слова, которые вы напишите, вернутся вам и вашим близким людям.

«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» — сказал мыслитель Альберт Швейцер.

V. Итоги урока.

Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.

Слайд 15

Правильно ли мы ответили?

(Ученики отвечают: Да, правильно).

Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.

Слайд 16

Отдохнув, двигаемся дальше.

Рефлексия. Составление коллективного синквейна.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный способ проверить знания. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема  (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Учитель.  Для подведения итогов нашего урока предлагаю составит коллективный синквейн.    ( На доске пишет учитель)

1.   ЦАРЕВНА                                                                     1.   ЦАРИЦА,
2.   красивая, кроткая                                                         2.  жестокая, своенравная  
3.   расцвела, догадалась                                                   3.  ненавидит, завидует, просит, сквернословит
4.   Обещает отблагодарить.                                             4.  Готова на все, лишь бы быть лучше всех.
5.  ЧУДО. АНГЕЛ. ЭЛЬФ                                                 5.  ЗЛО. МОНСТР.  (1 слово)

   План описания царевны

1.     Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2.      Отношение к ней других персонажей сказки:

                   А) Чернавки;  

                   Б) пса Соколки;

                   В) семи богатырей,

                   Г) королевича Елисея.

     3. Поведение царевны:

                    А) в тереме богатырей,

                    Б) по отношению к окружающим её людям.

      4. Отношение автора к героине.

  • Сказка о мертвой царице краткое содержание
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ютуб мультфильм смотреть
  • Сказка о мертвой царевне и трех богатырях
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях читать слушать
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях читать полностью бесплатно с картинками пушкин текст