Урок 18 А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
13.05.2015
15136
0
Цели: познакомить с текстом литературной
сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить
художественные особенности произведения.
Ход урока
Анализ текста сказки. Пролог
Чтение первых 12
строк пролога.
Вопросы:
1. С
каким настроением осталась у окна царица? (Тоска, уныние.)
2. Что
хочет подчеркнуть Пушкин, когда употребляет глаголы: ждет – пождет; (очи) разболелись, глядючи;
не видать (друга); вьется
(вьюга); (снег) валится; (девять месяцев) проходят; (глаз) не
сводит?
Печаль
внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять
строки наполняются грустью: умирает царица.
3.
Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета? (Пушкину нужно событие, с помощью
которого можно продолжить развитие действия.)
4.
Расскажите, какими вам представляются царь и царица?
5.
Почему звучат такие эпитеты, как «желанный», «жданный»?
6.
Какую интонацию нужно задать при чтении?
7.
Какой ритм чтения будет уместным?
ЦАРИЦА-МАЧЕХА
Появляется
новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.
…Молодица
Уж и
впрямь была царица:
Высока,
стройна, бела,
И умом
и всем взяла;
Но
зато горда, ломлива,
Своенравна
и ревнива.
Охарактеризуйте
интонацию, какие нотки утрачены? Исчезла теплота, душевность, свойственные
первой царице. Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна.
Ей в
приданое дано
Было
зеркальце одно,
Свойство
зеркальце имело:
Говорить
оно умело.
Это
необыкновенный предмет, к нему одному царица благосклонна, ласкова. Почему?
Зеркальце
сообщает царице о ее красоте, именно это радует ее сверх меры. Кроме
пригожести, ее ничто не интересует. Главное то, что она в этом единственная,
первая. Как реагирует царица на похвалы зеркальца?
И
царица хохотать,
И
плечами пожимать,
И
подмигивать глазами,
И
прищелкивать перстами,
И
вертеться, подбочась,
Гордо
в зеркальце глядясь.
ПЕРВЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЦАРИЦЫ
При
чтении этой строфы чувствуется, как изменяется интонация. Здесь читатель
внезапно начинает наблюдать своеобразную конфронтацию между царицей-мачехой и
царевной.
Кажется,
все вопросы решены: у царевны есть жених – царевич Елисей, она ничем не мешает
мачехе.
Почему
же зеркальце разбито?
Оно
вдруг сказало правду! Царевна «…всех милее, всех румяней и белее». «Тихомолком
расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела. Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…» Единственное, что беспокоит мачеху,– красота падчерицы.
По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент все изменилось – она
вторая.
Что же
замышляет царица?
Позвала
к себе Чернавку
И
наказывает ей…
Весть
царевну в глушь лесную
И,
связав ее, живую
Под
сосной оставить там
На
съедение волкам.
В ЛЕСУ
Вот
царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении:
Жизнь
моя!
В чем,
скажи, виновна я?
Чернавка
оказалась доброй девушкой, она отпустила царевну. Мачеха успокоилась, считая
молодую соперницу мертвой.
Во
дворце – переполох, все царство взволновалось:
И
молва трезвонить стала:
Дочка
царская пропала!
На
поиски юной царевны отправляется королевич Елисей.
У БОГАТЫРЕЙ
Но
невеста молодая,
До
зари в лесу блуждая,
Между
тем все шла да шла
И на
терем набрела…
Царевна
решилась войти и оказалась в светлой горнице. Единственный, кто встретил ее у
ворот, – пес Соколко. Пес рад ее появлению, он перестал лаять, приласкался,
понимая, что это добрая гостья.
Пушкин
далее показывает, как старательна героиня:
Дом
царевна обошла,
Все
порядком убрала,
Засветила
Богу свечку,
Затопила
жарко печку,
На
полати взобралась
И
тихонько улеглась.
Все
работы, которые выполнила царевна в тереме, всегда выполняли простые русские
крестьянские девушки. Это народный мотив. Именно своим умением хозяйничать
удивила царевна семерых богатырей.
На
основании чего братья догадались, что перед ними царевна, а не крестьянка? (Речь,
умение себя держать.)
В
следующей сцене героиня удивлена и испугана просьбой семерых братьев. Она
понимает, что огорчит
их отказом, но
иначе поступить не может:
Ой вы,
молодцы честные,
Братцы
вы мои родные, –
Коли
лгу, пусть Бог велит
Не
сойти живой мне с места,
Как
мне быть? Ведь я невеста.
Для
меня вы все равны,
Все
удалы, все умны,
Всех я
вас люблю сердечно…
Но
другому я навечно отдана.
Мне
всех милей
Королевич
Елисей.
Богатыри
не обиделись на отказ царевны.
Попробуем
составить характеристики героинь:
Царица-мать | Царевна-падчерица | Царица-мачеха |
Любящая Нежная Добрая Сердечная Умная | Скромная Нежная Добрая Сердечная Умная | Гневная Злобливая Эгоистичная Черствая Хитрая |
Попробуйте обобщить. Какие мысли у вас возникли?
РАЗГОВОР С ЧЕРНАВКОЙ
Далее действие
сказки переносит нас во Дворец, где злая царица уже знает, что
красавица-соперница жива. И вновь царица принимает страшное решение:
…Иль
не жить,
Иль
царевну погубить.
Что же
на этот раз придумала коварная красавица?
ПЕРЕДАЧА ЯБЛОЧКА
Самая
трагичная сцена сказки – это получение яблока царевной и ее смертельный сон.
Чернавка, переодетая старухой-богомолкой, на этот раз не может помочь юной
деве, так как ее жизнь тоже висит на волоске. Она передает отравленное яблоко
царевне. Большое беспокойство проявляет Соколко, в этот момент он является
защитником девушки:
Пес
залаял…
Ходит
по двору, клюкой
Отгоняя
пса.
Ох,
ты, дитятко девица!
Пес
проклятый одолел,
Чуть
до смерти не заел.
Посмотри,
как он хлопочет!
Пес
предчувствует беду. Он бросается под ноги царевне, лает, не пускает. Но
царевна, добрая душа, не догадывается по беспокойному поведению собаки о
недобрых намерениях черницы.
Следует
обратить внимание на следующие моменты: поэт называет Чернавку старушонкой,
царевна – бабушкой. С какой целью это сделано? Понаблюдайте, как часто
повторяется звук «о», это ассонанс. Для чего Пушкин использует ассонанс?
Отгоняя пса: «Постой,
Бабушка,
постой немножко», –
Ей
кричит она в окошко.
(Чтобы создать
завывающие, тревожные звуки,
этим поэт настораживает читателя; хочется подсказать
царевне о надвигающемся несчастии.)
ЯБЛОЧКО
Соку
спелого полно,
Так
свежо и так душисто,
Будто
медом налилось!
Видны
семечки насквозь…
Как не
съесть такого чудесного яблочка! Зло свершилось и восторжествовало. Царевна
мертва.
Вопросы:
1. В
какой момент мачеха решается избавиться от царевны?
2.
Когда это происходит второй раз?
3.
Расскажите, какими вы увидели героев сказки?
4.
С какими
героями вам приятно
общаться, с какими
неприятно? Почему?
Домашнее
задание: работать по
вопросам в учебнике.
План урока:
История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны
Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина
История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной
Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.
Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».
Пушкин с няней в Михайловском
Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны
Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям
В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.
Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.
Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.
Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.
Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».
Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.
Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.
Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.
Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.
Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.
Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина
Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.
Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.
Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки. Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.
Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.
Словарь
Фабула – основа сюжета, история.
Кодекс – закон, норма.
Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).
Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).
Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.
Кручиниться – печалиться, горевать
Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: города Липецка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературы в 5-м классе «Автор и герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»» в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование
Предмет _______________Литература__________________________________ Класс ____5___________________________________
Автор УМК В.Я. Коровина
Тема урока
Автор и герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
Тип урока Урок открытия нового знания
Планируемый
результат
Создание проекта
(продукт
практической
направленности).
Таблица к уроку
Предметные умения
— умение работать с текстом (воспринимать и
анализировать)
-составлять примерный опорный сигнал (таблицу
сравнительной характеристики персонажей)
-находить средства выразительности (эпитет)
— давать характеристики героям
-закрепить знания о художественном образе, эпитете.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные
Личное совершенствование через
ценностные
ориентиры
(нравственно-этическую
ориентацию).
Положительно
относиться
к
учению,
познавательной
деятельности
Регулятивные
Саморегуляция,
оценка.
Принимать и сохранять учебную
задачу.
Планировать
необходимые
действия, действовать по плану.
Познавательные
Решение
учебно-познавательных
проблем
через
формулирование
проблемы,
поиск
информации,
контроль
и
оценка
процесса
и
результатов деятельности
Коммуникативные
Совершенствование
навыков
работы
в
группе,
парах
(сотрудничество).
Строить
небольшие
монологические
высказывания,
осуществлять
совместную
деятельность.
Основные
понятия
Эпитет, художественный образ.
Организация
пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Литература и музыка
Индивидуальные
в
составе
группы
Презентация
Литература и живопись
Индивидуальные
в
составе
группы
Основные этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Технологии,
формы
Формируемые УУД
1
Самоопределение к
деятельности.
Организационный момент
Включение учащихся в
деятельность на личностно-
значимом уровне
Вступительное слово
учителя о настоящих
читателях
Учащиеся читают девиз урока: «Наблюдать,
слушать, думать, находить, доказывать,
запоминать»
Вопросно-
ответное
общение
2
Актуализация знаний и
фиксация затруднения в
деятельности
Повторение изученного
материала (понятие образа),
необходимого для «открытия
нового знания»
Акцентирует внимание
учащихся на отсутствии
темы урока (вместо записи
вопросительный знак)
Что нам предстоит
сделать?
А для этого нужны знания.
Проверим, какие мы
читатели.
Учащиеся приходят к выводу, что тему
нужно будет сформулировать самим в конце
урока.
Работа с тестом (узнавание сказок А.С.
Пушкина по иллюстративному фрагменту
через образы) в сопровождении музыки.
Другой вариант работы – тест, нацеленный на
узнавание сказок по фрагменту текста, но
тоже через восприятие образа.
Взаимопроверка, самооценивание.
Тест
(слайд 1-6)
Анализ объектов с
целью выделения
признаков, подведение
под понятие (П)
Саморегуляция в
ситуации затруднения
(Р)
3
Постановка проблемы,
учебной задачи
Обеспечение восприятия,
осмысление и закрепление
С каким жанром мы
продолжаем работать?
Работа с эпиграфом.
Предлагает закончить
Со сказкой
Учащиеся называют сказку и определяют
ключевое слово в этом отрывке («правда»)
Создание
проблемной
ситуации.
Целеполагание (П)
понятий «образ», «эпитет»
знакомые строки и назвать
произведение («Свет мой,
зеркальце, скажи!…)
Что же мы будем делать
сегодня на уроке?
Что для этого нужно
сделать?
Искать правду в сказке.
Внимательно читать, сравнивать, делать
выводы.
Работа со словарем, поиск определения,
фиксация в тетрадях. Или сами дают
определение понятию «правда», если это не
вызывает затруднений. Вспоминают, что
такое эпитет. Выписывают определение
понятия «образ».
Работа с
определением
Работа со
словарем.
Выражение своего
мнения, аргументация
своего мнения, учет
разных мнений (К)
Поиск, выделение
информации (П)
4
Открытие детьми нового
знания.
С кем мы будем
общаться в сказке? Кто
нам может рассказать
правду о пушкинской
сказке?
Правильно, но не
забывайте, что мы имеем
дело с литературной
сказкой. Можем ли мы
сразу сказать, что перед
нами обыкновенная
волшебная сказка?
Вспомните, что отличает
волшебную сказку, и,
используя свои знания,
докажите или
опровергните мое
утверждение: «Сказка о
мертвой царевне и семи
богатырях» — волшебная
С главными и второстепенными героями, с
автором.
Нет, ее нужно сравнить другими волшебными
сказками.
Составление небольшого монологического
высказывания с использованием знаний по
теме «Волшебная сказка». Учащиеся
рассуждают о необычной концовке
пушкинской сказки, так как нет поцелуя, нет
заклятия. Елисей разбивает хрустальный гроб,
царевна оживает. Есть волшебный предмет –
зеркальце, но не помогает и не мешает
Беседа
Проблемное
объяснение
Ответ
учащихся
Аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации, учет
разных мнений (К)
сказка.
царице.
Есть ситуация выбора у царевны (эпизод с
отравленным яблоком), особые числа (три
раза обращается Елисей к силам природы,
семь богатырей…)
Вывод: сказка необычная.
5
Первичное закрепление во
внешней речи.
Учитель направляет и
координирует работу в
группах.
Вы будете объективны и
бесстрастны, как
волшебное зеркальце в
сказке.
Работа в группах по заданному плану.
Группа 1-2. Сопоставительная характеристика
царицы и царевны.
— описание внешности;
-черты характера;
-отношение к окружающим и отношение
окружающих к героине;
— выбрать колорит для портрета героини или
музыкальные инструменты (учащиеся в роли
художника, композитора)
— найти эпитеты, характеризующие героинь;
— выяснить, какой из образов какому
противопоставлен.
Группа 3-4. Герои сказки глазами автора.
— отношение автора к царевне и царице (через
ключевые сцены);
— положительные и отрицательные герои;
— автор о королевиче Елисее, о царе;
— зачем нужен образ чернавки, можно ли
считать этот персонаж отрицательным?
(в ходе работы учащиеся используют сюжет
и средства выразительности (эпитет)
Выполняют
задания в
группах
(работа в
группе 3-4
рассчитана на
сильных
учащихся)
Аргументация
собственного
мнения
Анализ образа с целью
составления целого из
частей (П)
Выражение своих
мыслей с полностью и
точностью;
формулирование и
аргументация своего
мнения; учет разных
мнений (К)
Контроль, коррекция,
оценка (Р)
Заслушивание выводов,
комментарий учителя.
Учащиеся рассказывают о своих выводах,
опираясь на текст, средства выразительности.
6
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
Что вам помогло
справиться с заданием?
Все ли получилось? Над
чем нужно поработать?
Чему научились?
Учитель.
Проверим, внимательными
ли и чуткими мы были
читателями.
.
Говорят о сложностях, удачах.
1.Учащиеся работают в парах, выбирая
эпитеты, характеризующие царевну и царицу
(Слайд 7)
Завистливая, добрая, нежная, капризная,
преданная, милосердная, злая, уважительная.
2.Подбирают слова, характеризующие
отношение доброе, правдивое, равнодушное,
безучастное, объективное,
бесстрастное…автора к героям (Слайд
3. Определяют, образы каких героев автор
считал положительными, а каких –
отрицательными.
Работа с
информацией
по парам
Самооценка;
адекватное понимание
причин успеха или
неуспеха в УД (Л)
Выражение своих
мыслей полно и точно;
Формулирование и
аргументация своего
мнения: учет разных
мнений (К)
7
Включение в систему знаний
и повторение.
Сказка – ложь, да в ней
намек…
Какие уроки мы извлекли?
Кем были на уроке?
На нашем уроке мы были
Учащиеся заканчивают фразу.
Сказка Пушкина очень необычна, не совсем
похожа на волшебную сказку, но она тоже
учит быть добрыми, честными,
милосердными…
Мы видим отношение автора к героям, он
честен.
Внимательными и чуткими читателями
Вопросно-
ответное
общение
Анализируют
работу на
уроке через
самооценку
Контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности (П)
Следование в
поведении моральным
нормам и этическим
требованиям (Л)
бесстрастны, как
волшебное зеркальце, и,
как и А.С. Пушкин, были
честны, говоря о героях.
Сформулируйте тему
урока.
Возможные варианты:
1.Автор и герои «Сказки о мертвой царевне и
семи богатырях»
2.Правда о сказке А.С. Пушкина
3.Герои сказки глазами автора
Учитель
записывает
тему,
выбранную
учащимися
8
Рефлексия. (Э, Д, Р)
Домашнее задание
Оцените свою работу на
уроке
Выполнили ли мы
поставленную задачу?
Домашнее задание по
выбору:
1.
Выучить
понравившийся
фрагмент сказки
2.
Нарисовать рисунок
Учащиеся выбирают:
1.
На уроке я работал достаточно …..
активно/неактивно
2.
Своей работой на уроке …..
доволен/недоволен
3.
На уроке я устал/не устал
4.
Мое настроение стало лучше/хуже
— Да
Самооценка
своей работы
Оценивание
классом своей
работы
Запись
домашнего
задания (по
выбору) в
тетрадь
(создать коллаж), в
котором
присутствует образ
автора и герои
«Сказки о мертвой
царевне и о семи
богатырях»
3.
Найти пословицы,
отражающие
качества
полюбившегося
героя сказки.
МБОУ Елизаветинская СОШ Азовского района
Конспект урока литературы для 5 класса
Тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Подготовила:
Дроздова И. С.
учитель русского языка и литературы
2018-2019 уч. год
Цели:
Рассказать об истоках рождения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;
Выявить систему образов сказки;
Учить составлять план;
Развивать навыки анализа текста;
Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.
Планируемые результаты:
Знание истории создания, содержания и героев сказки;
Владение элементами анализа текста;
Составлять план произведения;
Находить общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках.
1. Слово учителя.
Несколько уроков назад мы говорили о литературном состязании В.А. Жуковского и А.С. Пушкина в написании сказок в народном духе, о том, что, памятуя об этом соревновании, А.С. Пушкин через два года написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С. Пушкина к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой.
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
2. Понятие «Добро» и «Зло».
Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло?
Обратимся к словарям.
«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
Зло — худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
(Да, добро и зло – противоположные понятия).
Учитель:
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
3.Объяснение нового материала.
1) Работа с текстом.
Беседа.
Учитель:
-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
( Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван — крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое).
Учитель:
-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).
Учитель:
— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
(В персонажах Царевны и Царицы).
Учитель:
— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
— А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы.
Царица
Царевна
Внешность
Высока
Стройна
Бела
Белолица
Черноброва
Поведение, характер
Горда
Ломлива
Своенравна
Ревнива
Злая
Красавица-душа
Милая
Приветливая
Цветовая гамма
Черны
(зависть)
Белый
Красный
Румяный
4. Физкультминутка.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумел листвою клён
Учитель:
-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
(Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она).
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
(Ненависть, зависть).
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
(Нет, эти чувства характерны для злых людей).
Учитель:
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
(Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
(Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).
2) Анализ художественного произведения.
Учитель:
-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков на стр. 105-106 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»
Учитель:
-Ребята, что вы можете сказать о Царице?
-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?
(Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза).
Учитель:
-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая До зари в лесу блуждая…» (стр. 108 ), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
Учитель:
-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
(Есть иконы, в горнице чисто, светло).
Учитель:
-Что сделала героиня в доме?
(Зажгла свечу, затопила печь).
Учитель:
-Как это характеризует героиню?
(Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая).
Учитель:
-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
(Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой).
Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”
Учитель:
-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
(Царица, переодетая монахиней).
Учитель:
— На чьей стороне Соколко? Почему?
(Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной).
Учитель:
-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?
(Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, Месяца, ветра спасает свою невесту).
Учитель:
-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
Учитель:
-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.
Учитель:
— Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило).
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
6. Рефлексия деятельности. «Продолжи предложение».
Труднее всего мне было…
На уроке я смог…
Больше всего мне понравилось…
Я понял, что…
Мне показалось важным…
(Выставление отметок)
Домашнее задание:
Чему научила вас сказка А.С. Пушкина и считаете ли вы себя добрым? (Ответ в тетради)
Нарисовать иллюстрацию к сказке
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/372548-konspekt-uroka-po-literature-5-klassa-as-push
Цель:
- выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
смысл противопоставления злой царицы и царевны,
красоты внешней и внутренней, роли
художественно-изобразительных средств в сказке; - развивать навыки выразительного чтения,
лексической работы, работы с иллюстрациями; - воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная
презентация.
ХОД УРОКА
І. Актуализация знаний учащихся.
1. Организационный момент.
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
трагически оборвалась более полутора веков
назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания. Выразительное
чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
“Няне”. Слайд №2.
1. Беседа по первичному восприятию
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
А.С.Пушкина. Слайд №3.
— Ребята, расскажите, какие факты жизни и
творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
известны?
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
народные обряды, просил няню снова и снова
сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
не ограничивался задачей пассивного изучения
народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
творчески овладеть её содержанием и формой. И это
ему удалось настолько, что некоторые его
произведения в народном духе (например, “Песни о
Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.
Слайд №4.
— Дайте определение “сказки”, расскажите,
какие они бывают, из чего состоят.
Слайд №5.
— Составьте цитатный план.
- “Царь с царицею простился..”
- “Царь женился на другой..”
- “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
- “А царевна все ж милее..”
- “Вот Чернавка в лес пошла..”
2. Разгадывание кроссворда.
Слайд №6.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.
— Сегодня на уроке мы должны проанализировать
образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
смысл противопоставления героинь, каково
отношение автора к героиням, ну и, конечно,
рассмотреть ваше отношение к данным образам.
— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина.
— Ребята, а с какой сказкой Александра
Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
уроке?
— Докажите, что это произведение – сказка.
1. Слайд №7.
— Вы говорите, что в сказках обязательно идет
борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
И между кем она идет?
2. Анализ содержания сказки.
— С нашими героинями мы знакомимся с самого
начала сказки. Откройте сказку в учебнике.
Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
“Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
умерла”.
— Назовите слова и выражения, свойственные
народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
издалече, тяжелёшенько).
Данному отрывку свойственна особая интонация.
Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
няня.
– Как в описании проводов царя и ожидания его
царицей подчёркивается грустное настроение
царицы? (Ожидание царицы томительно: она
“ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
героини.)
Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
глядясь”.
— Какие слова передают отношение автора к
другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
ревнива).
— Объясните лексическое значение слова
“ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).
— Что хотела услышать царица, обращаясь к
зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
Царица тщеславна, она считает себя самой
красивой и постоянно хочет слышать
подтверждение этому. Однако при всей своей
красоте она не уверена в себе. Зеркальце
необходимо ей для самоутверждения. Таким
образом, автор показывает внутреннюю
несостоятельность и обречённость зла.)
— Какова роль повторов в данном фрагменте
сказки?
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.
(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
раскрывают самые разные значения слова
“ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
весела).
Слайд №8.
3. Лексическая работа
— Скажите, как вы понимаете слова:
- Нрав – характер, душевные качества.
- Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
- Гордый – сознающий своё превосходство.
- Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
капризна. - Своенравный – упрямый, поступающий так, как
вздумается. - Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
лучшей.
— Какие качества вы еще можете добавить от себя
каждой героине? Назовите.
— А какие общие черты их соединяют?
— Ребята, скажите, почему повествование о
царевне поэт начинает с противительного союза
НО?
— Какие средства выразительности использует
автор, показывая образы царицы и царевны?
СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.
— Давайте прочитаем следующий эпизод и
проанализируем его.
4. Выразительное чтение эпизода от слов
“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
невестой молодой”.
— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
— В каких словах проявляется отношение автора к
царице?
— Что происходит с царевной в лесу?
5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
(с.109 учебника, ч.1).
— Как Соколко встретил царевну? Почему?
6. Выразительное чтение фрагмента от слов
“И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
улеглась”.
— О каких качествах героини рассказывает этот
эпизод?
Слайд №9.
Слово учителя.
Царевна в сказке больше всего похожа на
крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
воспитанную и, главное, любящую и умеющую
трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
Богу свечку, затопила жарко печку…”.
Пушкин, перевоплотившись в народного
рассказчика, уверенного, что именно так ведут
себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали…”.
Подробно развивается эпизод пребывания
красавицы царевны в доме семи богатырей,
“румяных усачей”, которые скоро полюбили её.
7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
“Стали жить да поживать”.
— Какие идеалы народа нашли отражение в этом
эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
нравственность, чистота).
— Как злой царице удалось узнать о том, что
царевна жива?
— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
фрагмент мультфильма данной сказки.
Слайд №10.
8. Просмотр мультфильма до Елисея.
— Почему автор так внимательно следит за каждым
движением героини? В каких строчках проявляется
отношение автора к героине?
— Найдите в указанном отрывке существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
роль они выполняют в тексте?
— Каким настроением проникнута сцена прощания
богатырей с названой сестрицей?
— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.
IV. Подведение итогов урока.
— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
противопоставлена царевне. Чем отличаются
героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
противопоставления? (Между царевной и царицей
есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
автор подчёркивает, что красота души важнее
всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
отвратителен может быть внешне привлекательный
человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
защите; зло коварно, подло и жестоко, но
изначально обречено).
Слайд №11.
— Обобщите образы в синквейне о царице и о
царевне.
Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.
Слайд №12.
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
— от слов “За невестою своей…” до слов “Или
след её заметил”;
— от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
печалься же, прощай”;
— от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
гробу твоя невеста”,
Ответить на вопросы стр.126 -128.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях” А.С. Пушкина.
Выполните тест, обведите в овал правильный
ответ.
1. Царевна родилась под Рождество:
ДА НЕТ
2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:
ДА НЕТ
3. В приданое царевна получала семь городов и
сто сорок теремов:
ДА НЕТ
4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
пообещала девушке щедрый подарок:
ДА НЕТ
5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
Эти слова принадлежат младшему из семерых
братьев-богатырей:
ДА НЕТ
6. Царевна подала нищей монахине хлеба:
ДА НЕТ
7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:
ДА НЕТ
8. Братья положили царевну в золотой гроб:
ДА НЕТ
9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:
ДА НЕТ
10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
волшебного зеркальца, что царевна жива:
ДА НЕТ
Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да