Сказка о мертвой царевне и семи богатырях рисунки детей

Автор: сваткова елена валерьевна организация: мкдоу д/с ромашка населенный пункт: новосибирская область, г. купино цель: углубить и расширить знания детей

Автор: Сваткова Елена Валерьевна

Организация: МКДОУ д/с «Ромашка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Купино

Цель:
углубить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о произведениях А.С. Пушкина.
2. Формировать связную речь, обогащать словарь.
3. Развивать у детей творческие способности,
внимание, мышление, память.
4. Воспитывать интерес к художественному слову, доброжелательное отношение к произведениям А.С. Пушкина.
Материал:
Сказки Пушкина, портрет Пушкина А.С, няни и бабушки Пушкина, иллюстрации к сказкам.
Предварительная работа: чтение произведений А.С. Пушкина, заучивание наизусть эпизодов из сказок А.С. Пушкина, рассматривание иллюстраций и просмотр мультфильмов, слайд-шоу о детстве поэта, рисование иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

 

Список используемой литературы:
1. А.С.Пушкин. «Стихи и сказки». Изд.Детская литература, М.,1974г.
2. А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
3. И.Токмакова. Поговорим с тобой о А.С.Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
4.Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!»Дошкольное воспитание №1.1999
5. К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
— Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.

Музыка «Приходите сказки к нам»

В сказках какого автора живут эти герои?
Он много сказок сочинил,
Нам в Лукоморье путь открыл,
В страну, где с чудесами
Встречаемся мы с вами.
Да! Пушкин учит нас любить,
Дружить, природой любоваться
И красотою слова восхищаться! (В сказках Пушкина)

 

II. Основная часть

Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине. Для этого отправимся в волшебный мир его сказок.
Воспитывала А.С. Пушкина бабушка – Мария Алексеевна, став взрослым, он много писал о ней, называя ее «мамушкой». (Показ иллюстраций)
Его еще воспитывала няня Арина Родионовна. (Показ иллюстраций)
Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Ее сказки очаровали будущего поэта, и в период своего творчества он написал семь сказок. Очень часто поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки!» И сейчас мы с вами вспомним его произведения.
Пушкин очень любил нашу простую русскую природу и посвятил стихи временам года, но больше всего он обожал зиму.

А мы с вами знаем стихотворения о зиме. (дети читают отрывки из стихов)

Зимний вер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Зимнее утро (отрывок)
Под голубыми небесами

Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Воспитатель:

Ребята, а кто помнит, как называется произведение, в котором есть кот ученый («Руслан и Людмила»)

Дети рассказывают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

У Лукоморья дуб зелёный; Дети поднимают руки вверх
Златая цепь на дубе том: Делают движения руками крест на крест

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идут друг за другом по кругу

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Движения руками вправо, влево

Там чудеса: там леший бродит, Закрывают глаза руками

Шевеля пальцами, поднимают руки вверх

Русалка на ветвях сидит; Движение «волна» сверху вниз

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Идут по кругу на внешней стороне стопы

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.
Воспитатель:

Сказки Пушкин любил с детства

Может быть, мы с вами погуляем по сказкам Пушкина?

Из какой сказки иллюстрация?

*Вопрос:

Ах, ты мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло!

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

*Вопрос:

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

(Поэма «Руслан и Людмила»)

*Вопрос:

Жил был поп,

Толоконный лоб!

(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

*Вопрос:
В одеяньи золотом
Дом её на дне морском.
Всех дарами награждает
И желанья исполняет.
(Сказка о Золотой рыбке)

*Вопрос:

Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно.

(«Сказка о золотом петушке»)

*Вопрос:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(«Сказка о царе Салтане»)

Воспитатель
А сейчас мы посмотрим, как мы помните сказки Пушкина?

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать.
1 .Вопрос:
– Что кричал петушок, сидя на спице в сказке о золотом петушке? (Кире-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!)
2. Вопрос:
– Чем расплачивался поп с Балдой в сказке о попе и его работнике Балде? (Щелчками.)
3.Вопрос:
– Как начинается «Сказка о царе Салтане»?

(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.)
 

4.Вопрос:

– Сколько раз старик закидывал невод в море в сказке о рыбаке и рыбке? (Три.)

5.Вопрос:

Почему отпустил старик рыбку?(она обещала выполнить его желания)
5.Вопрос:

Что ответил старик золотой рыбке(«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».)
6.Вопрос:

Как золотая рыбка наказала старуху? (Старуха осталась у разбитого корыта.)
Разминка физкультурная

«Ветер по морю гуляет (взмахи руками)

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах (бег на месте)

На раздутых парусах

Мимо острова крутого

Мимо города большого (повороты вокруг себя)

Пушки с пристани палят (постукивание кулачками по коленям)

Кораблю пристать велят» (присаживаются на места)

Воспитатель:
Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.

1.Вопрос:

Жил старик со своею старухой

У самого синего…(моря)

2.Вопрос:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то… (дочь)

3.Вопрос:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи…(кругом)

4.Вопрос:

Белка песенки поет

Да орешки все… (грызет)

5.Вопрос:

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный…(рожок)

6.Вопрос:

Нужен мне работник:

Повар, конюх и… (плотник)

7.Вопрос:

«Свет мой зеркальце скажи,

да всю правду доложи,

я ль на свете всех милее,

всех румяней и белее…»

( Ты, конечно, спору нет, ты царица, всех милее, всех румяней и белее..)
 

8.Вопрос:

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого (ПЕТУШКА)

9.Вопрос:

Правду молвит молодица,

Уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

Ей в приданное дано

Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно

III. Заключительная часть
Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, вы молодцы. На этом наше занятие закончилось. Скажите, какие сказки мы сегодня вспоминапли? А кто написал эти сказки?

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сказки Пушкина. А что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились и сумели ответить на все вопросы, показав этим, как хорошо вы знаете сказки А.С. Пушкина.
Да! Пушкин-это чудо
Это прелесть без конца
В нашей жизни будут вечно
Его сказок голоса!
Читайте Пушкина, пусть его сказки всегда будут с вами. А сказка с нами не прощается, сказки еще будут впереди…

Приложения:

  1. file0.docx.. 23,4 КБ

Опубликовано: 02.12.2021

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 1

Открытый урок в 5 «Б» классе учителя

Русского языка и литературы

Набиева Азиза Султановича

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 2

2019-2020

Дата: 26.09.2019

ТЕМА УРОКА: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

(итоговый урок по русским народным и литературным сказкам. Внеклассное чтение сказок.)

ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщить и углубить знания ребят о сказках. Подготовиться к написанию сочинения.

Задачи:

  • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную активность;

  • развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с учебником;

  • воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

ТИП УРОКА: систематизация и обобщение знаний

ФОРМА УРОКА театрализованный урок c применением ИКТ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: музыка, изобразительное искусство, русский язык, информатика.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Мультимедиа проектор Презентация к уроку

  • Учебник «Литература для 5 класса»

  • Иллюстрации сказок художников….

  • Портреты сказочников

  • Выставка книг по теме

  • Атрибуты для сценки из русской народной сказки «Каша из топора»: топор, котелок, накрытый стол, элементы костюмов.

  • Атрибуты для сценки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина: «волшебное» зеркальце, элементы костюмов.

  • Детские рисунки и сказки.

  • Сказочные атрибуты: домик Бабы-Яги, волшебная шкатулка.

  • Раздаточный материал. ( кроссворды, буквенный квадрат)

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 3

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент. Рефлексия.

1.Вступительное слово учителя . Видеофрагмент «В гостях у сказки»

2.Определение темы урока и его целей

3.Беседа по русским народным сказкам. Инсценирование сказки «Каша из топора». Просмотр фрагментов сказок. Работа с учебником.

4.Сравнение народной сказки с литературной. Выполнение заданий. Работа с тетрадью. Просмотр фрагмента сказки «Морозко».

  1. Итог урока. Оценивание. Рефлексия.

  2. Домашнее задание по выбору учащихся.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент (1 мин.)

РЕФЛЕКСИЯ – Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Выберите себе смайлик, подтверждающий ваше настроение в начале урока.

II.1.Вступительное слово учителя.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Поэтому и символ нашего урока является тоже солнце. Вы получаете сейчас много разной информации: смотрите различные фильмы, читаете книги, общаетесь в сети Интернет. Получаете информацию и на уроках литературы. И, наверное, после каждого урока литературы вы мечтаете стать смелыми, сильными, отважными. А кто вас учит быть такими? (герои книг, сказок..).

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент и вы сможете догадаться о теме нашего урока.

(Просмотр видеофрагмента №1 «В гостях у сказки» http://www.youtube.com/watch?v=vbVpb5A4pRQ )

2.Определение темы урока и его целей

— Как же будет называться наша тема урока? («В гостях у сказки»)

— Почему? Только ли по названию видеоролика?

Где же и какая ожидает нас сказка? Где – в нашем школьном кабинете. Оглянитесь вокруг себя: на стенде волшебные книги. Стоит только любую из них раскрыть – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями. У нас много сказочных вещей: волшебная шкатулка (по-видимому, она нам подготовила какой-то сюрприз!), зеркальце, домик бабы Яги, вы все в сказочных костюмах (тоже нам приготовили сюрприз!). У нас много гостей.

Мы часто на уроках литературы мы с вами говорим о сказках! Мы любим читать их и пересказывать, иллюстрировать и инсценировать и даже сочинять.

Я предлагаю пройти сегодня еще раз по страничкам сказок, изученных на уроках и на внеклассном чтении. Мы сегодня побудем в роли актеров, проявим наблюдательность и фантазию. Будем не только вспоминать сказки, но и показывать их.

Начинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы на море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Это присказка: пожди,

Сказка ждет нас впереди.

-Но мы не можем начать урок: на наших сказочных воротах висит замок! А открыть его помогут ваши верные ответы. А сколько я вам могу задать вопросов? Вспомним народные сказки! (3 – сказочное число).

Первый вопрос: Что такое сказка? (СКАЗКА Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях)

Второй вопрос: На какие две группы делятся сказки? (народные и литературные)

Третий вопрос: Какие виды народных сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и сказки о животных).

— Ворота в сказочную страну открыты. (обращаю внимание детей на оформление доски).

— Вспомним, какие русские народные и литературные сказки вы знаете? (Ответы детей)

— На уроках мы читали сказки, сравнивали, инсценировали, смотрели, иллюстрировали … даже сами сочиняли. А Юсупжанова Муслима даже занял первое место!

— А вот и эпиграф нашего урока:

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК – ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ — УРОК!!!

— Как вы понимаете эти слова? Какой урок может дать сказка?

3.-Вспомним сказку «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». О чем она? (как Родину защищать, о семье, о братьях…)

В сказке раскрывается тема мирного труда и защиты родной земли.

Кто же в действительности и на словах, и на деле оказался защитником родной земли? А каковы братья? (ленивые, опасные болтуны, ненадёжные товарищи, на которых нельзя положиться).

Именно о таких людях сложена пословица: «Языком туда, сюда, а делом никуда».

А какими нравственными качествами обладает Иван – крестьянский сын?

(Он храбрый, умный, ловкий, скромный, находчивый, развито чувство собственного достоинства).

— И в словесном поединке Иван оказался сильнейшим и непобедимым.

Помните обращение Ивана к Чуду-Юду?. Отвечает Иван — крестьянский сын чуду-юду:

— Я пришел ни тебе сказки рассказывать, ни твои слушать. Пришел я насмерть воевать, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!

В каждом слове – убеждённость в правоте, скромность, верность делу. Эти слова Ивана как бы подводят итог его подвигам, раскрывают чувства к Родине и народу, ради защиты которых он пошёл воевать с чудом – юдом.

— Откроем тетради и запишем лучшие качества Ивана (смелость, отвага, храбрость, любовь к родине).

Каждая сказка имеет свою мораль! Какова же мораль этой сказки?

Главная мысль, мораль сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» заключается в том, что в период опасности нельзя оставаться равнодушным, надо сражаться за родную землю, используя и силу, и ловкость, и хитрость, и смекалку.

Инсценирование русской народной сказки «Каша из топора».

Обсуждение.

– Удалось ли нашим артистам показать характер своего героя? Докажите.

– Какие есть пожелания в соответствии со сказкой?

– Чему учит сказка? Какой в ней намек нам, читателям?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

— Какую из этих пословиц вы считаете моралью к сказке?:

  • Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

  • Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

  • Рад не рад, а говори: милости просим!

  • Гостю щей не жалей, а погуще лей.

  • У жадного среди зимы снега не допросишься.

  • Сметлив и хитер – пятерым нос утер.

А какую из пословиц вы возьмете для себя, как гостеприимного хозяина или хозяйки?

(сказка открыто учит, как надо вести себя в обществе, учит гостеприимству).

— Продолжим работу в тетради. Что запишем? (гостеприимство, доброта, сметливость)

Царевна-лягушка

— Вспомним события сказки «Царевна-лягушка». Как вы думаете, какие секреты о жизни древней Руси может поведать нам эта сказка? (ответы детей).

Оказывается, немалые. Например, из нее мы узнаем, что за требования предъявляла семья мужа к будущей жене сына (невестке). Чего только она должна была уметь: и вкусно готовить, и дом чисто убирать, и рубашки шить, и вышивать. Да еще во всём отцу и матери мужа подчиняться.

А как называют отца и мать мужа?

— Какой же предстаёт перед нами царевна – лягушка, красавица Василиса Премудрая? (внимательная, добрая, заботливая и скромная).

— Какой она предстает на пиру? ( Красота царевны открылась всем. Она трудолюбивая:

Где кольнет иглой раз –

Цветок зацветает.

Где кольнёт другой раз –

Хитрые узоры идут.

Где кольнёт третий –

Птицы летят).

— Вспомните, какие поступки совершает Иван – царевич?

(Пощадив зверей, Иван – царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван – царевич селезня – не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван – царевич над щукой, бросил её в море…»).

Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану – царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.

Какова же мораль этой сказки?

-Сказка учит бороться за своё счастье, не сдаваться и не отчаиваться, тогда найдёшь то, что потерял.

-Также сказка показывает, что нельзя судить о людях по внешности. Нужно оценивать поступки.  А под некрасивым обличием может быть самый добрый и прекрасный человек.

— Что добро всегда побеждает зло.

— Почему же Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

Иван Царевич сжег лягушачью кожу, чтобы Василиса Премудрая больше не превращалась в лягушку. Он хотел, чтобыона оставалась всегда такой же прекрасной девушкой.

— Что запишем в тетради? (трудолюбие, жалость, доброта сердечная, вера в справедливость)

4.- А как появились литературные сказки?

(сообщение ученика: «Сначала сочинял сказки народ, мечтая о лучшей своей доле. Но позже, когда люди научились писать, сказки начали записывать, чтобы лучше сохранить их до наших дней.

По Германии ходили с перьями и бумагой братья Гримм,

по Франции – Шарль Перро, по великой России – Владимир Даль, Александр

Афанасьев и многие другие. А еще стали писатели специально переделывать народные сказки и придумывать свои собственные». Это А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, Антоний Погорельский и многие другие»).

— А вы хорошо знаете сказки этих авторов? Сейчас проверим! Вот вам из волшебной шкатулочки задание:

Аксаков Сергей Тимофеевич

Пушкин Александр Сергеевич

Афанасьев Александр Николаевич

Жуковский Василий Андреевич

Антоний Погорельский

Якоб и Вильгельм Гримм

Шарль Перро

Ханс Кристиан Андерсен

Ершов Пётр Павлович

1.Аленький цветочек

2.Конек-горбунок

3.Сказка о царе Салтане

4.Спящая царевна

5.Мальчик-с пальчик

6.Спящая красавица

7.Принцесса на горошине

8.Черная курица

— На уроке мы изучали сказку А.С. Пушкина о мёртвой царевне и о семи богатырях и говорили, что она близка к русским народным сказкам. Чем близка? (сюжет сказки, герои, строение, но отличается тем, что написана стихами). Давайте посмотрим отрывок из этой сказки.

— Почему царица решила погубить царевну? (та была ее красивее).

— А царица – некрасивая? Докажите! (читаем описание царицы). А какой у нее был характер? («Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива).

— Что спасло царевну от смерти? (доброта, трудолюбие, честность, любовь к Елисею).

Правильно! Истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной. И даже природа и животные на стороне добрых людей! (помогают солнце, месяц и ветер Елисею, царевне – собака).

— Мне бы очень хотелось вам показать фрагмент сказки «Морозко» (смотрим фрагмент №3 http://www.youtube.com/watch?v=mffhGM-IFhM )

— Ваше отношение к героям сказки? Почему к дочкам разное отношение? Мачеха-мать. Какие антонимы мы можем подобрать здесь? Любовь-ненависть. Ленивая-трудолюбивая. Добрая-злая.

— А кто помогал Настеньке и Иванушке? (Баба-Яга, Морозко, петух)

— Почему? (вежливые, воспитанные)

Да, вежливость – великая сила. Если ты будешь вежливым с окружающими, то и они станут добрее к тебе. Какие вежливые и прекрасные слова возникли из этих сочетаний:

Спаси тебя Бог – спасибо

Будьте здоровы, здоровья вам – здравствуйте

Дарить благо – благодарный.

— Что запишем в тетради? (вежливость, воспитанность)

— Но не менее важно – быть грамотным. Иначе как ты сможешь прочитать заклинания, а

тем более – объяснить их своим друзьям из других стран, чтобы вы смогли совершать

чудеса все вместе. Сказок не было бы на свете, если бы сказочники и сказители не знали в совершенстве русского языка и не умели правильно обращаться с этим кладезем мудрости. Давайте прочитаем высказывания великих русских писателей о языке:

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего (А.В.Толстой)

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи» (Н.В.Гоголь)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г.Паустовский)

— А теперь посмотрите в тетради. Какие лучшие качества человека мы записали?

Тетрадь:

смелость, отвага, храбрость, любовь к родине

гостеприимство, доброта, сметливость

трудолюбие, жалость, доброта сердечная, вера в справедливость

доброта, трудолюбие, честность, любовь к Елисею

вежливость, воспитанность

— Какие из них вы хотели бы воспитать в себе?

— По каким законам живут герои сказок? (Герои сказок живут по законам дружбы, защиты слабых, трудолюбия, честности и взаимопомощи).

Кроссворды и ответы.

IV.ИТОГ УРОКА:

— Словом можно убить, неверно использовав его, а можно – спасти, произнеся его в

нужный момент. Но убить можно и само слово – сделав ошибку, написав его

неправильно или неаккуратно. Берегите русский язык! Это величайшее наследие наших

предков.

— Вернемся к эпиграфу нашего урока:

«СКАЗКА — ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ — УРОК!»

Дело в том, что сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она — светлячок перед сном в колыбели и для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает. Страна сказок — самая удивительная и чудесная страна из всех.

Не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты. Мы прощаемся со сказкой на очень короткое время. Она нас ни за что не отпустит от себя. Сказка всегда с нами, вокруг нас и в нас самих. И тот, кто это понимает, становится по-настоящему счастливым человеком.

( песня №5 «В мире много сказок»)

http://www.youtube.com/watch?v=47JWGxCzXx4 )

— Сегодня вы очень хорошо работали. И вы получаете не только хорошие отметки, но и сладкие призы! (волшебная шкатулочка)

V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение на тему…..

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=vbVpb5A4pRQ

  2. http://www.youtube.com/watch?v=2LJjkyzZno0&feature=related

  3. http://www.youtube.com/watch?v=mffhGMIFhM

  4. http://www.youtube.com/watch?v=47JWGxCzXx4

  5. http://festival.1september.ru/articles/102803/

Завуч:____________

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 4

2) Сказочный тест

1) Кто из героев русских сказок – сын служителя церкви:

А) Иван-вдовий сын

Б) Иван-поповий сын

В) Иван-коровий сын

2) Куда должен направиться Иван, чтобы остаться в живых: php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 5

3) К кому наведался Иван-дурак, если съел он на завтрак блюдо русское, на обед –

украинское, а на ужин – татарское:

А) Б) В)

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 6

4) Что сказала герою в напутствие помощница-Яга:

А) скатертью дорожка

Б) ни пуха ни пера

В) дело ли пытаешь или от дела лытаешь

5) Какая черта внешности больше подходит для создания портрета героя-

юноши:

А) соболиные брови

Б) орлиный взор

В) лебединая походка

6) Что ответил братец Иванушка сестрице Аленушке, выпив из копытца:

А) бэ-э

Б) мэ-э

В) иа-иа

7) Какого персонажа нет ни в одной народной сказке:

А) Водяного

Б) Полевого

В) Домового

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 7

8) Помнишь, что волк оживил убитого братьями Ивана-царевича, сбрызнув его сначала

мертвой, а затем живой водой.

Перед тобой – два стакана. Один – с морской водой, мертвой (заживляющей раны, потому что с ней много йода; но все же не дающей жизни земным растениям из-за большого содержания в ней соли); другой – с родниковой, живой (выпьешь ее – и сразу лучше себя почувствуешь, так сила воды – в тебе самом: ты на 75% cостоишь из воды).

Задача – узнать, не пробуя на вкус и не нюхая, какая вода – живая, а какая мертвая.

Себе в помощь ты можешь взять один предмет, связанный с птицами.

php7h2qVo Otkrytyj urok literatury v 5 m kl 2 8

3). Сочинение-отзыв «Наш сказочный урок»

Квест – игра для педагогов «Осторожные сказки».Квест – игра для педагогов «Осторожные сказки».

Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения через художественную литературу (сказки).

Цель:

Освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников квест-игры.

Задачи:

  1. Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений о безопасном поведении.
  2. Построить модель познавательной беседы при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

Материал: ребусы, иллюстрации к сказкам, листы для бесед, памятки, буклеты, флажки, вазы, мешочек, в котором находится кукольный театр, телеграммы из сказок, инструкции для моделирования (составления) сказок.

Обоснование темы:

Скачать конспект

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.

Безопасность – это не просто усвоенные знания, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – развития у них самостоятельности и ответственности.

Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным. Он должен усвоить, что в большом мире необходимо соблюдать определенные правила: -не доверять, незнакомым людям;

  • обращаться за помощью
  • не преступать запреты, не робеть и не сдаваться.

Повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир — разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. Здесь нам помогут сказки.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку?
Может быть, вчерашний снег?

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном-
Покидать нам сказку жалко.
Как уютный, милый дом.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и остается с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Сказка преподносит детям многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор для воображения и обучают безопасности.

Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить.

Ход квест-игры:

И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, на практике попробуем убедиться в том, что сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают безопасности.

Сначала вам нужно разделиться на 2 подгруппы.

  1. команда – «Аленушки»
  2. команда – «Василисы»

Упражнение «Мозговой штурм».

Задание командам: вам нужно, по представленным словам, назвать сказку. (задание читается по очереди каждой команде)

(За каждый правильный ответ команда получает 1-флажок)

Слова 1 команда.

  1. Волк, три, кирпичи. ( «Три поросенка»);
  2. Заяц, лиса, мука. ( «Колобок»);
  3. Огонь, кошка, ведро. ( «Кошкин дом»)
  4. Горох, лес, кот. ( «Кот, петух и лиса»,

Слова 2 команда.

  1. Собака, лиса, коса. ( «Заюшкина избушка»);
  2. Олень, снег, роза. ( «Снежная королева»);
  3. Волк, ружье, пирожки. ( «Красная шапочка»)
  4. Ложка, маленький мальчик, гусли ( «Жихарка»)

Ответы участников…

Молодцы, вы все правильно назвали сказки. (Командам сразу раздаются картинки из перечисленных сказок)

Перед вами, уважаемые коллеги, иллюстрации из перечисленных вами сказок. Как вы думаете, на какие группы по правилам безопасности можно разделить эти сказки?

Участники называют правила безопасности. Если нужно, я уточняю.

  1. Опасные контакты с незнакомцами. ( «Колобок». «Красная шапочка» «Три поросенка», «Снежная королева»).
  2. Один дома. ( «Кот, петух и лиса», «Жихарка»)
  3. Пожарная безопасность ( «Кошкин дом»).

Мастер: Молодцы.

«Чудесный мешочек»

У ведущего в руках мешочек, в котором находится кукольный театр. Инструкция: «Сейчас каждый из вас, возьмёт на ощупь и вытащит любую игрушку из мешочка. Ваша задача рассказать, чем вы схожи (характером, поведение, внутренние качества личности и т.п.) с этой игрушкой».

(За ответы команды получат по 1 флажку, за творческий подход, смелость, оригинальность и активность.)

Музыкальная разминка – «У жирафов пятна-пятна».

Звучит музыка, под

которую команды

исполняют движения.

Вопрос-Ответ.

Мы вам, зададим вопросы и дадим 3 варианта ответа (вопросы каждой команде по очереди). Вам нужно выбрать правильный…

Вопросы 1 команде:

1- Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?

Емеля. Буратино. Пьеро.

2- Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?

Гвоздем. Шилом. Веретеном.

3- Отчего уснула царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?

От скуки. От кусаного яблока. От снотворного.

4- По какой причине произошел пожар в доме кошки?

Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг.

Вопросы 2 команде:

1. — Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?

Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням незнакомки.

2- Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?

Сообщила, что с козленочком что-то случилось. Позвала ее ласковым голосом. Предложила угощение.

3- Кто подложил горох девушке в сказке «Принцесса на горошине»?

Королева. Принц. Придворный.

4- Какое правило безопасности нарушили козлята?

Взяли спички. Открыли дверь незнакомцу. Перешли дорогу на красный сигнал.

Молодцы. (За каждый правильный ответ команда получает 1 флажок)

Узнай сказочного героя и сказку по телеграмме.

Представьте себе, что герои сказок могли бы присылать вам телеграммы. Узнайте героев, от которых пришли телеграммы, назвав героя и сказку.

(За каждый правильный ответ команда получает 1 флажок)

Вопросы 1 команде:

1. «Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна».

Ответ: Вторая сестрица ( «Сказка о царе Салтане».)

2. «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул»

Ответ: Медвежонок ( «Три медведя»)

3. «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить!»

Ответ: Балда ( «Сказка о попе и работнике его Балде».)

4. «Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби»

Ответ: Волк ( «Лиса и волк»)

5. «Спасите, нас съел серый волк»

Ответ: Козлята ( «Семеро козлят»)

6. «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко»

Ответ: Мышка ( «Курочка Ряба»)

Вопросы 2 команде:

1. «Приехать никак не могу: «Пуще прежнего старуха вздурилась».

Ответ: Старик ( «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2. «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома»

Ответ: Маша ( «Маша и медведь»)

3. «Помогите, мой брат превратился в козленочка»

Ответ: Алёнушка ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

4. «Ждите, ждите, очень спешу, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна».

Ответ: Корабельщики ( «Сказка о царе Салтане».)

5. «Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке»

Ответ: Иван-царевич ( «Царевна-лягушка»)

6. «Нет бумаги, пишу на рыбе, помогите маленькой девочке.

Ответ: старуха-финка «Снежная королева»

(За каждую правильно собранную картинку и название сказки команда получает 1 очко)

Моделирование сказки (листок, карандаш)

Все дети –фантазеры, очень любят придумывать свои сказочные истории, давайте попробуем тоже.

Схема моделирования:

  1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, животное, вымышленный персонаж)
  2. Придумываем зачин- начало сказки (Жил-был, в некотором царстве, в некотором государстве…)
  3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (наделяем его характером, темпераментом)
  4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (однажды Змей Горыныч похитил Василису)
  5. Описываем реакцию героя на случившееся
  6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему.
  7. В итоге герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение.
  8. Завершающий шаг- сказочная развязка, герой получает награду, приобретает счастливое завершение

«Изостудия»

Бери, художник, полотно,

Картиной станет пусть оно!

Бери, художник, карандаш,

И нарисуй мир сложный наш!

Бери, художник, в руки кисть

И нарисуй всю нашу жизнь!

Каждой команде предлагаем нарисовать отрицательный персонаж или сюжет, который не соответствует правилам безопасности.

Мы нарисовали свои страхи, а теперь избавимся от них.

(упражнение «Рвакля» -рисунок надо разорвать на мелкие части).

(За каждый рисунок, картинку команда получает 1 флажок)

Рефлексия

Подходит к концу наш игра. И мы снова встречаемся с миром реальным. Обычно сказки заканчиваются так «Я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» Чтобы оставить приятные впечатления мы закончим другой народной мудростью

«Сказка ложь-да в ней намек, добрым молодцам урок» или так

«В каждые избушки- свои погремушки»

Поэтому сейчас мы с вами закончим все чаепитием, к которому приготовим полезные, безопасные конфеты своими руками.

Конфеты «Здоровье»

С чаем всегда так хочется съесть что-нибудь вкусное и сладкое, но в то же время полезное и не губительное для фигуры. Предлагаем вашему вниманию легкие в приготовлении и полезные конфеты из сухофруктов.

Как приготовить конфеты из сухофруктов:

(приготовить все ингредиенты в закрытых лоточках, перед использованием, одноразовые перчатки обязательны)

  1. Перед вами порубленные сухофрукты курага, чернослив, финики
  2. Все сухофрукты и какао смешать так, чтобы получилась однородная масса и скатать из этой массы небольшие шарики
  3. По желанию орехи очистить от шелухи и вложить в каждый шарик.
  4. Конфеты из сухофруктов обвалять в кунжуте.

Обе команды сами делают конфеты.

Подводят итог и пьют чай!!!

Спасибо за внимание!!!

Попурри песен из советских мультфильмов (караоке)

Чтоб было вам не скучно, было веселей, вспомним мелодии добрых, детских песен, можно подпевать.

Мастер: Дорогие воспитатели, продолжим работу по подгруппам. Вспомните, пожалуйста, сказку: 1 подгруппа «Колобок», 2 подгруппа «Красная шапочка», и напишите, в какие неприятные ситуации попали ее герои, и какие правила безопасности они нарушили. (Участники перечисляют правила безопасности, нарушенные героями сказок).

Мастер: Молодцы.

Каждой подгруппе даются названия сказок.

Дети очень любят переделывать сказки на новый лад. Предлагаю и вам придумать такой вариант сказки, где герои соблюдали бы правила безопасного поведения и обходили стороной все опасные ситуации. Каждой подгруппе даются названия сказок ( «Заюшкина избушка», «Три поросенка»).

Мастер: Молодцы. Безопасные сказки получились у вас.

Колобок

Непоседа – Колобок

Покатился во лесок.

Разве можно удержать

Тех, кто хочет убежать? (имитация руками вращающегося Колобка)

Смотрит бабушка в окошко,

Дедушка глядит с крыльца: (слова сопровождаются показом)

— Не видали сорванца? (нет)

Колобок не устает,

Быстро катится вперед. (вращение руками)

Впереди увидел лес,

Где деревья до небес. (встать на цыпочки, потянуться)

Слева — пробежал мышонок,

Справа — квакнул лягушонок.

Сороки трещат без умолку,

Усевшись на старую елку. (все слова сопровождаются показом)

Долго глядя на чистое небо,

Утомился шарик из хлеба.

Он проделал нелегкий путь

И собрался передохнуть. (садятся на места)

Кот, петух и лиса

Жили Котик (пальцы растопырили)

С Петушком (руками изобразили крылья)

У лесной опушки,

Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком»)

Подкралась к избушке. (сделали руками крышу)

Утащила Петушка

За высоки горы (потянулись на носочках)

Утащила Петушка

В свою лисью нору. (присели, спрятали голову)

Смелый котик в лес пошел (ходьба на месте)

И нору Лисы нашёл. (присели)

Умный Котик спас дружка (погладили себя по голове)

Петю-Петю-Петушка. (сделали руками гребешок)

Живут котик с Петушком

У лесной опушки (руками сделали крышу)

И теперь уже Лиса (повертели «хвостиком»)

Не ходит к их избушке. (погрозили пальчиком)

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Палиндром — это не болезнь, это очень интересно…

ПАЛИНДРОМЫ (перевертыши) — слова, читающиеся одинаково в обоих направлениях. Самым длинным в мире палиндромом принято считать финское слово SAIPPUAKIVIKAUPPIAS (торговец щелоком). В английском языке, насколько мне известно, самое длинное из этого типа — REDIVIDER (что-то вроде перегородки).

Некоторые примеры палиндромов в русском языке:

АЗИЗА Имя.

ДОВОД Аргумент.

КАБАК

КАЗАК

КОТОК Котик.

ПОТОП

ШАБАШ Гулянка нечисти.

А ВОТ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО! Некоторые палиндромные фразы:

  • Аргентина манит негра.
  • На в лоб, болван!
  • Умер, и мир ему.
  • Лезу на санузел.
  • У дуба буду.
  • Oколо Миши молоко.
  • Морда казака за кадром.
  • Венер хотят охренев.
  • Вот сила типа капиталистов.
  • Летя, догонит Иного дятел
  • Ешь немытого ты меньше!
  • Откопать тапок-то?
  • «Пустите!» — Летит супу миска Максиму. — «Пустите, летит суп!»
  • А щётка – как тёща!
  • Я не реву — уверен я.
  • А муза рада музе без ума да разума.
  • Кулинар, храни лук.
  • Ты, милок, иди яром: у дороги мина, за дорогой огород, а за ним и город у моря; иди, коли мыт.
  • Он в аду давно.
  • Ого, вижу живого.
  • Коту скоро сорок суток.
  • Не женат, а нежен.
  • Ты моден и недомыт.
  • Оно, лосося мясо, солоно.
  • Веер веял для евреев.
  • Я с леди все же свиделся.
  • Мак чужд жучкам.
  • Дорого небо, да надобен огород.
  • Леша на полке клопа нашел.
  • Меня истина манит сияньем.
  • Надо меч в кулак, а лук — в чемодан.
  • Шорох от дубка как будто хорош.
  • Не видно, как он дивен.
  • А в Енисее — синева.
  • Я сличил то и то — вот и отличился.
  • Лидер бодро, гордо бредил.
  • Я умру, хлебороб, – ел хурму я.
  • И мал Иван, а лупил у лип улана вилами!
  1. Самый короткий палиндром в русском языке состоит из одной буквы — «О!».
  2. Интересно двустишие Д. Авалиани, написанное гомеровским гекзаметром (2 строчки — 2 перевертыша): Море могуче. В тон ему, шумен отвечу Гомером: ‘Море, веру буди — ярок, скор я иду буревером’
  3. Древнейший из сохранившихся палиндромов написан на латыни и датируется 4 в. н.э. Это фраза «Sator Arepo tenet opera rotas», что означает «Сеятель Арепо с трудом держит колёса».

Обычно записывают ее в форме квадрата:

S A T O R
A R E P O
T E N E T
O P E R A
R O T A S

В таком виде палиндром читается 4-мя способами: по горизонтальным и вертикальным рядам — слева направо и справа налево.

Благодаря удивительным свойствам квадрата, с древних времен ему приписывали магическую силу. Говорят, эти загадочные слова защищают от болезней и злых духов. Недаром квадраты с этой волшебной фразой высекались на стенах храмов и дворцов у древних римлян, а в Средневековье появились и на фасадах христианских церквей.

Разновидности палиндромов

У палиндромов есть несколько разновидностей. В одной из них слово повторяется, но читать его нужно не наоборот, а с определенного места. Например, предложите ребенку стать волшебником и превратить одно слово в другое. Пусть ребенок много раз подряд вслух повторит слово «кабан». Какое совсем другое слово он услышит?

Кабанкабан — банка.

А если, наоборот, повторять вслух слово «банка», то можно услышать слово «кабан».

Еще несколько таких слов: цоколь и кольцо, мышка и камыш.

Фразы — палиндромы. Примеры

Наверное, самая известная фраза (предложение) палиндром — это приведенная в упражнении в качестве примера фраза Афанасия Фета. Известна она стала благодаря тому, что ее писал Буратино под диктовку Мальвины в «Золотом ключике» Алексея Толстого.

В кроссвордах и сканврордах даже попадается такое задание: «Пес из палиндрома (4 буквы)». Имеется в виду именно эта фраза, а имя пса — Азор.

Примеры фраз — палиндромов.

Для закрепления темы можно поиграть: несколько участников за определенное время пишут все слова-перевертыши или предложения-перевертыши, которые смогут вспомнить.

Фразы, одинаково читаемые с двух сторон! Палиндромы.

Фразы, одинаково читаемые с двух сторон! :)Палиндромы.

А ВЕРА РЕВА
А ВРЕТ СТЕРВА
А К ПОРТУ ТРОПКА
А ЛЕВУ АЛЛА УВЕЛА
А ЛЕС У СЕЛА
А РОЗА УПАЛА HА ЛАПУ АЗОРА (Бурратино)
А ТЫ САМА СЫТА
АДА РЕКЕ РАДА
АКИ ЛЕВ ВЕЛИКА (О России)
АМОС ИЩЕТ У ТЕЩИ СОМА
АРГЕHТИHА МАHИТ HЕГРА
БЕЛ ХЛЕБ
БУКВ КУБ
ВАКУЛА ЛУКАВ
ВЕЛИК ОБОРИH ОH И РОБОК И ЛЕВ
ВОДОВОЗУ РУКУ КУКУРУЗОВОДОВ
ВОЛГУ ДИВ HЕСЕТ ТЕСЕH ВИД УГЛОВ
ВОР ВЛЕТЕЛ В РОВ
ГОЛОД ДОЛОГ
ГОРОД МАССАМ ДОРОГ
ДАРЯ Я РАД
ДИВЕH МHЕ ВИД
ДОМ МОД
ЕЛКА СКАЛА К САКЛЕ
ЗОЛ И БОГ ЛИШИЛ ГОБИ ЛОЗ
ЗОЛОТО ЛОЗ

И ЛИС ОHИ HОСИЛИ
И HЕТ ТЕHИ
ИСКАТЬ ТАКСИ
ИШАКУ КАЗАК СЕHО HЕС КАЗАКУ КАШИ
ИЩИ HИЛ БЛИH И ЩИ
ИЩУ КУЩИ
КИHЬ ЛЕД ЗЕБРЕ БОБЕР БЕЗДЕЛЬHИК
КИРИЛ ЛИРИК
КОВАЛ ПОП ПОПЛАВОК
КОЛЕТ КАЗАК ТЕЛОК
КОHУС И РИСУHОК
КОСТЕР ПРЕТ СОК
КРЮК ЮРК
ЛИХ БАРОH HО РАБ ХИЛ
МИЛ КЛИМ
МОЖЕТ РЕЧЬ ЧЕРТЕЖОМ
МОРОЗ УЗОРОМ
МОТОК С КОТОМ
МЫ HИЗАРИ ЛЕТЕЛИ РАЗИHЫМ
МЫЛО ГОЛЫМ
HА БАКЕ КАБАH
HАЖАЛ КАБАH HА БАКЛАЖАH
HАМ УТРО ГОР ТУМАH
HЕ СУК ВКУСЕH

HЕHЕЦ ЦЕHЕH
Я ОКО ПОКОЯ
ЛИХ БАРОH HО РАБ ХИЛ
ЛОМ О СМОКИHГИ ГHИ КОМСОМОЛ
HО HЕВИДИМ АРХАHГЕЛ ЛЕГ HА ХРАМ И ДИВЕH ОH
О МИМО МИМО
ОКО В ОКО
ОСЕЛО КОЛЕСО
ПИЛ ВИHО ОH И ВЛИП
РАГУ У БАР А РАБУ УГАР
СЕHЯ ЛИПУ КУПИЛ Я HЕС
ТЕРПКО СОК ПРЕТ
ТЕЧЕТ МОРЕ HЕ РОМ ТЕЧЕТ
ТИHА МАHИТ
ТИТ РЕЧЬ ЧЕРТИТ
ТИТУШКА ТАК ШУТИТ
ТО HЕ ТОТ ЕHОТ
ТУТ КАК ТУТ
ТЫ СЫТ
ТЮЛЕHЬ HЕ ЛЮТ
УВЕЛ ДЕД ЛЕВУ
УЖ РЕДКО РУКОЮ ОКУРОК ДЕРЖУ
УHИЗИЛИ ЗИHУ
УПЕР ТИТ РЕПУ
УТРО ВО РТУ
ХИЛ ВОРОH А HОРОВ ЛИХ
ЮРЕ ВЕРЮ
Я ЕМ ЗМЕЯ
Я И ЛИЛИЯ
Я И HЕ ЖИВ ДО ДВИЖЕHИЯ
Я ИДУ С МЕЧЕМ СУДИЯ (Державин)
Я HЕ ЖДУ ССУД ЖЕHЯ
Я HЕ РЕВУ УВЕРЕH Я
Я ОКО ПОКОЯ
Я РАД ДАРЯ
Я РАЗУМУ УМУ ЗАРЯ (Державин)
MADAM, I´M ADAM

Палиндром из слов «кабан», «баклажан», «нажал», «на»

Теперь самостоятельно составить палиндром из слов «кабан», «баклажан», «нажал», «на» ребенку будет несложно: нужно попробовать составить фразу из этих слов и проверить, читается ли она справа налево также, как и слева направо. Если нет, переставить слова местами и проверить еще раз.

Вообще существует два способа составить палиндром из этих слов:

  • Нажал кабан на баклажан.
  • На баклажан нажал кабан.

Из них наиболее известна первая фраза.

Игра Перевертыши

вспоминаем интересные  игры. Одна из любимых мною игр, очень веселая, не требующая практически никакого реквизита, кроме хорошего настроения и фантазии — это игра Перевертыши.

Играть в нее можно и когда все сидят за столом, и на ходу. И возраст игроков в одной команде может быть совершенно разным. В нее с удовольствием играют и взрослые и дети.

Цель игры — перевернуть фразу из Перевертыша в первоначальную, или наоборот, сделать переворот фразы из известной всем в Перевертыш. Как это делается:

  1. слова, к которым можно подобать антоним, заменяются на него.
  2. остальные слова, к которым подобрать антоним нет возможности, меняются на противоположное с точки зрения игрока. Например: какой антоним к слову Каша? Кто-то скажет — Суп, кто-то — Торт, а третий придумает что-то свое. Или как заменить предлог «с» на «из» или «на» или что-то другое?

Тем и интересна игра, что играть в нее можно на каждом празднике, придумывая к одним и тем же фразам новые Перевертыши. Особенно интересно получаются Перевертыши пословиц — иногда в них звучит очень необычный смысл. Удобно для фраз брать знакомые всем выражения: это могут быть Пословицы, Поговорки, Названия книг, Строчки из стихотворений.

Реквизит

Для этой игры необходимо сделать распечатку тех фраз, которые нужно будет перевернуть. И приготовить бумагу и карандаши.

Ход игры

Все участники игры делятся на две команды. Ведущий раздает одной команде Перевертыши, а другой команде исходные фразы. Задача каждой команды перевернуть фразы. Первая команда должна угадать исходную фразу, вторая — придумать свой вариант Перевертыша.

Играть можно на время, или до последнего справившегося с заданием. После того, как все игроки зачитывают свои варианты, команды меняются ролями. Первой команде раздают исходные фразы, и они придумывают Перевертыши, а вторая команда — угадывают фразы из перевертышей.

Приведу примеры некоторых перевертышей Пословиц

Игра про «перевернутые» названия известных книг:

  • Кастрюлька супа (Горшочек каши)
  • Редиска (Репка)
  • Курочка — железный клювик (Петушок — золотой гребешок)
  • Милый лебедь (Гадкий утенок)
  • Синяя бейсболка или Оранжевый платочек (Красная шапочка)
  • Квадратик (Колобок)
  • Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
  • Головастик-домосед (Лягушка-путешественница)
  • Собачья ностиница (Кошкин дом)
  • Дождливый король (Снежная королева)
  • Чернодождик и 2 великана (Белоснежка и 7 гномов)
  • Барашек-Прямоспинка (Конек-горбунок)
  • Трусливая швея (Храбрый портняжка)
  • Рабыня-жаба (Царевна-лягушка)
  • По рачьей просьбе (По щучьему велению)
  • Еросинья глупенькая (Елена Премудрая)
  • Жарилко (Морозко)
  • Принц в тыкве (принцесса на горошине)
  • Медная отмычка (Золотой ключик)
  • Бодрствующее чудовище (Спящая красавица)
  • Великан-уши (Карлик-нос)
  • Сажечка (Золушка)
  • Одетый горожанин (Голый король)
  • Серенькая травинка (Аленький цветочек)
  • Толстяк Уязвимый (Кощей Бессмертный)
  • Километровочка (Дюймовочка)
  • Джимми Короткий носок (Пеппи длинный чулок)
  • Томсон, который работает в подвале (Карлсон, который живет на крыше)
  • Петушок одноцветный (Курочка Ряба)
  • Дворец (Теремок)
  • Пациент Ойздоров (Доктор Айболит)
  • Петр Крестьяныч и белый заяц (Иван Царевич и серый волк)
  • Повесть про найденные часы (Сказка о потерянном времени)
  • Принц-Хохотун (Царевна-Несмеяна)
  • Иринушка-умница (Иванушка-дурачок)
  • Лондонские танцоры (Бременские музыканты)
  • История про живую крестьянку с 14 слабаками (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
  • Знайка под Землей (Незнайка на Луне)
  • Напрямик тенью в 10 ночей (Вокруг света за 80 дней)
  • Салатовый огород (Вишневый сад)
  • Континент безделушек (Остров сокровищ)
  • Принесенные штилем (Унесенные ветром)
  • Счастье в глупости (Горе от ума)
  • Закон и поощрение (Преступление и наказание)
  • Фиолетовые бакенбарды (Синяя борода)
  • Пешеход с ногами (Всадник без головы)
  • Матери и родители (Отцы и дети)
  • Живые тела (Мертвые души)
  • Громкая Волга (Тихий Дон)
  • Кошачья печень (Собачье сердце)
  • Бабка и пустыня (Старик и море)
  • Два миллиона километров над землей (Двадцать тысяч лье под водой)

Оригинальные рисунки перевертыши (60 картинок)

Перевертыши-это забавные картинки. Когда смотришь и видишь уставшую старуху, а когда рисунок перевернешь-то увидишь молодую красивую девушку. С нашей подборкой вы можете провести прекрасно время и поднять себе настроение. Самые оригинальные рисунки перевертыши представлены в этой подборке.

Мужик с бородой

Голова девушки

Женщина-мужчина

Ребенок в одежде

Огромные глаза

Лошадь Портрет

Тетя-дядя

Повар

Разный мужчина

Филин

Две подруги

Кудрявая голова

С короной на голове

Усатый дядька

Мужчина-женщина

Девушка с крыльями

Бабушка

Дед

Девушка со стрелой

Бульдог

Косынка в горох

Грустная женщина

Крючок и попугай

Старуха и королева

Мужчина

Девушка

Шут

Корабль

Портрет

Щенок с косточкой

Заяц Грустный и веселый

В фуражке

Необычные лица

Слон

Утка

Разные лица

Перевертыши

Перевернутые картинки

Картинка-перевертыш

В каске

Торчащие волосы

Король

Найди 5 отличий

Лев и свинья

Служивый

Кудрявые волосы

Длинный нос

Маски

Красавица

Натюрморт

Встретились и выпили

Рисунок

В пилотке

Что то в клюве

Портрет мужчины

Лицо

Схема

Ромашки на голове

Картинки — перевертыши (Наши увлечения)

Картинки — перевертыши

Перевёртыш вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта.иллюзий .

Перевертыш — одна из самых красивых и забавных оптических иллюзий.

Перевертыш -одна из самых красивых и забавных оптических иллюзий. Вы смотрите на него и видите вполне осмысленный рисунок. Но если вы перевернете картинку на 180 градусов, то вместо ожидаемого перевернутого изображения, вы увидите совершенно другой рисунок!!!

Источники

  • https://pikabu.ru/story/palindrom__yeto_ne_bolezn_yeto_ochen_interesno_569671
  • https://moreidey.ru/shkolnyie-zadaniya/palindromyi.htm
  • https://fobosworld.ru/frazy-perevyortyshi-blog-baryshnyam/
  • https://ladushki.ru/poteshki/nebylicy-perevertyshi/
  • http://lisi4ka-sestri4ka.ru/2016/12/23/igra-perevertishi/
  • https://greednews.su/perevertyshi-igry-filmy-pesni
  • https://funik.ru/funny-pictures/originalnye-risunki-perevertyshi-60-kartinok
  • https://nsportal.ru/blog/uvlecheniya/all/2017/12/16/kartinki-perevertyshi-nashi-uvlecheniya
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5e1cd7b7bd639600b132e077/opticheskie-illiuzii-3-5e6ba8fe98ba4f6a9af22a1a

Помогло?

Литературный бой, посвященный сказкам А.С.Пушкина

«Сказка-ложь, да в ней намек…»

Мачнева Л.С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1

имени Романа Кулакова

ст.Ессентукской

Предгорного муниипального округа

Ставропольского края

Литературный бой

«Сказка ложь, да в ней намек…» по сказкам А.С.Пушкина.

Оформлена книжная выставка «Что за прелесть эти сказки», выставка иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина.

Звучит музыка.

Чтец: «У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…»

/весь отрывок/

Ведущий: Ребята, вы, конечно сразу же догадались, кто автор этого отрывка?

Да, это написал великий русский поэт А.С.Пушкин, которому в этом году исполняется ____ лет со дня рождения и приглашают вас принять участие в литературном бое по его сказкам. Вы хорошо знаете и любите сказки А.С.Пушкина. Назовите его сказки.

/Ребята называют сказки, подходят к выставке, показывают иллюстрации к сказкам/.

Ведущий представляет жюри. Команды определяют название, выбирают капитанов. Им дают 3-5 минут на подготовку приветствия. Команды обмениваются приветствиями.

Ведущий: Начинаем первый конкурс «назови сказку». Из какой сказки эти строки?

  1. «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица, —

То на весь крещунный мир

Приготовила б я пир».

/Сказка о царе Салтане…/

  1. Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась,

Царедворцев за мужем посылает»

/Сказка о рыбаке и рыбке/

  1. Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Стала ждать его одна»

/Сказка о мертвой царевне…/

  1. «Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы…»

/Сказка о золотом петушке/

  1. Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе

Не боишься ни кого,

Кроме бога одного».

/Сказка о мертвой царевне/

  1. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет:

Он бежит себе в волнах

на раздутых парусах…

/Сказка о царе Салтане…/

  1. Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой.

/Сказка о золотом петушке…/

  1. Видишь ты палку эту?

Выбери себе любимую мечту.

Кто далее палку бросит,

Тот пускай и оброк уносит.

/Сказка о попе и о работнике его Балде/

Ведущий: Жюри подводит итоги конкурса, а я объявляю следующий:

«Назови имя героя сказки»

  1. Вспомни как имя королевича из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях? /Елисей/

  1. Назови имя царевича из сказки «сказка о царе Салтане» /Гвидон/

  2. Как звали поповского работника? /Балда/

  3. А как звали царя из сказки «Сказки о золотом петушке?» /Дадон/

  4. Как назывался остров, на котором жил царь Гвидон? /Буян/

  5. Как звали пса из «Сказки о мертвой царевне» /Соколко/

  6. Кто помнит, как звали сватью из сказки «Сказка о царе Салтане?» /Сватья баба Бабариха/

  7. Как имя служанки из «Сказка о мертвой царевне?» /Чернавка/

Ведущий: Жюри подводит итоги, команды набираются сил для следующих конкурсов, а я провожу конкурс болельщиков.

Ребята, все вы внимательно читали сказки А.С.Пушкина и сможете сразу же без подготовки ответить на вопросы викторины: я, называю сказку, а вы литературных героев:

  1. «Сказка о золотом петушке» — /Царь Дадон, золотой петушок, звездочет, сыновья царя Дадона, шемаханская царица/

  2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» /королевич Елисей, царевна, злая царица, Чернавка, Семь богатырей, пес Соколко, ветер/

  3. В какой сказке один из героев была белочка?

А какую песенку пела белочка?

Все вы помните «Сказку о золотом петушке». Как он кричал, когда в царстве было все спокойно? /Кири-ку-ку, царствуй, лежа на боку/

Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке?»

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря:

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

А какими заканчивается?

/«…глядь, опять перед ним землянка

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто…»

Ребята, а как вы думаете, почему такой печальный получился конец у этой сказки?

Что подвело старуху /Жадность/

Как вы думаете в жизни такое бывает?

Не зря говорится в одной из сказок Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Из какой сказки эти слова?

/«Сказка о золотом петушке»/

Жюри подводит итоги конкурса болельщиков, а у нас новый конкурс

«Чей это портрет?»

  1. «…Спит себе на соломе

Ест на четверых

Работает за семерых,

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит /Балда/

  1. «…В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки» /Старуха – столбовая дворянка/

  1. «…Между тем росла, росла

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…» /Царевна, Сказка о мертвой царевне…/

  1. «…Кабы я была царица, —

Я б от батюшки – царя

Родила богатыря…» /Третья сестрица/

  1. «…Поднатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул.

На третьем упал, ножки протянул»…/Бес/

  1. «…В сарачинской шапке белой

Весь как лебедь посецелый…» /Звездочет/

  1. «…Правду молвить, молодца:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива»…/Царица/

  1. «…Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает буд-то пава,

А как речь то говорит,

Словно реченька журчит». /Царевна лебедь «Сказка о царе Салтане»/

«Конкурс капитанов»

Инсценировать отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане».

«Сказки о рыбаке и рыбке»

Ведущий: Жюри подводит итоги литературного боя.

«Конкурс рисунков»

На лучший рисунок по сказкам А.С.Пушкина.

Подведение итогов, награждение победителей.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/445734-literaturnyj-boj-posvjaschennyj-skazkam-aspus

  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях смотреть бесплатно в хорошем качестве без рекламы
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях сколько теремов входило в приданое царевны
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях сколько раз царица обращалась к зеркальцу
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях распечатать текст формат а4
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях рассказать о царевне