Сказка о мертвой царевне и семи богатырях отношение автора к царевне и царице

Для сказки о мертвой царевне и семи богатырях пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. для подготовки

Для «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о мертвой царевне» для читательского дневника. Данное произведение является жемчужиной русской литературы в своём жанре.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.

Другие персонажи:

  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Читайте также: Лев Толстой — Три медведя сказка читать на нашем сайте.

«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.

Вывод:

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.

Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»

Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин

«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:

Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.

Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.

Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.

Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.

Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.

В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.

Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.

Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.

Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.

Заключение:

«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.

Читайте также: Евгений Онегин Письмо Татьяны к Онегину и Евгения Татьяне.

Видео краткое содержание Мёртвая царевна

Эта история находит прототипы во многих культурах и народах, за что известна во всем мире, а Пушкин написал свою версию, не опираясь на другие варианты, познакомиться с ней можно в кратком содержании «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

МБОУ «Средняя школа №2» города велижа

Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

А. С. Пушкина

(урок литературы в 5 классе)

Выполнил: Голубев

Михаил Алексеевич,

учитель русского языка

и литературы

Велиж

2017

Тема урока: «Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина»

Слайд 1.

(титульный лист презентации к уроку)

Цели урока:

— при работе над текстом сказки раскрыть ее нравственный смысл, рассмотрев понятия добра и зла;

— продолжить обучение 1)элементам анализа художественного произведения, 2) навыкам сравнительного анализа, обобщения;3) развивать речь и воображение;

— формировать интерес к русской литературной сказке, творчеству А. С. Пушкина, прочную нравственную позицию на распознание истинной красоты.

Задачи урока:

— проанализировать сказку А. С. Пушкина, закрепив знание ее текста, учить характеризовать и сравнивать героев;

— учить выбирать информацию о героях;

— воспитывать любовь к русской литературе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные:

— формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; внутренняя несостоятельность и обреченность зла; беззащитность и доверчивость доброты перед жестоким и коварным злом; противопоставление мягкости и надменности, любви и эгоизма; нравственная красота, взаимное уважение и целомудрие – моральный идеал народа; истинная красота человека – красота души;

Метапредметные:

— формирование умения отбирать нужный материал;умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста;

Предметные:

-владение литературоведческим термином «фольклорные элементы»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые педагогические технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, ИКТ.

Методические приемы: различные виды чтения (творческое, комментированное, выборочное), беседа, анализ эпизодов.

Оборудование урока: текст «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», слайды презентации к уроку, мультимедийный проектор, экран, портрет А. С. Пушкина.

Ход урока:

1.Организационный момент.

(Приветствие. Отсутствующие)

2.Слово учителя.

Ребята, мы с вами уже говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».

Слайд 2.

(Портрет А.С.Пушкина.

Обложка «Сказки»)

Мы говорили о сюжете и главных героях сказки. А вначале вспомним, как вы усвоили сюжет сказки.

Слайд 3.

(Разместите эпизоды по порядку)

(Ученики самостоятельно работают с карточками, на которых проставляют номера эпизодов сказки.)

-Ну, а теперь проверьте себя.

Я думаю, у вас все получилось! Молодцы!

Слайд 4.

(Правильный порядок эпизодов.)

3.Проверка домашнего задания.

Сегодня мы продолжим нашу с вами работу над сказкой.

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Слайд 5.

(Эпиграф.)

Прочитайте слова великого грузинского поэта и подумайте, какие нравственные понятия (категории) будут в центре нашего урока сегодня, т.е. какова тема нашего урока?

Ученики: Понятия добра и зла.

Учитель: Правильно, ребята. Молодцы!

4.Сообщение темы урока.

Слайд 6.

(Тема урока.)

Итак, тема нашего урока: «Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

— Как вы думаете, а какова основная цель нашего урока, исходя из его темы и из того, что это противоположные понятия?

Слайд 7.

(Цель урока для учащихся.)

— Итак, цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» в сказке А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст. Надеюсь, что у нас вместе все получится.

Ребята, нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках добро всегда побеждает зло». Что же это такое – Добро и Зло?

Вам необходимо было найти в толковых словарях значение этих слов и записать в тетради.

(Учащиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря.)

Хорошо, ребята, молодцы!. А теперь посмотрите на экран и прочитайте толкование данных терминов, подготовленных мною.

(Один ученик читает вслух.)

Слайд 8.

— Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

— Мне хочется, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словарях, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

5.Объяснение нового материала.

1.Работа с произведением.

На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.

Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Слайд 9

Ученики: Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван – крестьянский сын. (Добро.)

Зло: Баба-Яга, Кощей бессмертный, Чудо-Юдо поганое.

Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Ученики: перечисляют героев:

Положительные: Отрицательные:

-К какому же выводу мы приходим?

Ученики: В сказке больше положительных героев, а образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным.

— Хорошо!

Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В образах (персонажах) Царевны и царицы.

Для того, чтобы представить образы царицы-мачехи и царевны, мы обратимся к слайду, ко 2-ой части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов царевны и Царицы.

(Учащиеся зачитывают(представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Слайд 10

(По описанию узнай, о ком идет речь).

Ученики: О Царице:

— Дополните ее характеристику из домашнего задания.

-А теперь обратимся к слайду 10.

Слайд 11

(По описанию узнай, о ком идет речь).

Ученики: о Царевне.

— Дополните ее характеристику из домашнего задания.

— Хорошо, ребята, молодцы! А сейчас запишите в тетради (карточках) определения, характеризующие героинь, в виде таблицы, в 2 столбика.

— Посмотрите, что у вас получилось, и сравните с таблицей.

Слайд 12

(Сравнительная характеристика героинь.

Чем похожи злая Царица и Царевна и чем отличаются?).

Царица Царевна

Общие черты(происхождение, ум, внешность).

Царского происхождения, умны, красивы.

Различие(характер, поведение).

Злая Добрая(делающая добро другим,

отзывчивая)

завистливая бескорыстная(чуждая корыстных

интересов)

гордая(исполненная чувства скромная(не хвастливая, сдер

собственного достоинства, жанная)

сознающая свое превосходство)

своенравная (упрямая, капризная, кроткая (незлобливая, покор

поступающая так, как вздумается) ная, смирная)

ленивая трудолюбивая

грубая(недостаточно культурная, вежливая

неучтивая, неделикатная)

надменная (высокомерная, кичливая) простая(добродушная, нецере

монная, простодушная)

жестокая (очень суровая, беспощадная, добродетельная (высоко-нра

безжалостная) вственная, проявляющая добро

детель)

-Подумайте, чем отличаются словосочетания?

Ученики: Это противоположные понятия.

-Ребята, почему Царица решила погубить Царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а Царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее», чем она.

-А какими словами мы можем выразить отношение Царицы к Царевне?

Ученики: ненависть, зависть.

— Есть ли у доброго человека такие чувства?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

— А как относится царевна к царице, которая решила ее погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес.

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

— Ребята, и царица, и царевна внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной, красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит, душа у нее черная. А царевна по- настоящему красива, она всех любит, творит (делает) добро, и все ей помогают.

— Вспомните, как Пушкин называет ее в сказке?

Ученики: «Душа моя», очень добрая, щедрая душой, всех любит (тем самым показывает свое любовное отношение к царевне ).

2. Анализ произведения:

— Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

Читаем отрывки на стр.161 учебника «Царица и зеркало», «Но царевна молодая».

— Что вы можете сказать о Царице?

-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась – и расцвела»?

Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок розы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

— А теперь, ребята, давайте прочитаем следующий отрывок «но невеста молодая До зари в лесу блуждая…»(стр.164), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна добро.

— Почему царевна решила, что в тереме «Люди добрые живут»?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

— Что сделала царевна в доме?

(Зажгла свечу, затопила печь.)

— Как это характеризует ее?

( Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.)

_ Правильно, ребята, молодцы! Пушкин рисует образ царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность. Т

— Можем ли мы про царевну сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

— Читаем еще один отрывок из сказки «Раз царевна молодая» ( стр.169)

— Кто приходит к царевне с целью погубить ее? Погубить с помощью чего?

Ученики: Чернавка ( или царица, переодетая монахиней).

Слайд 13

(По описанию узнай, о чем идет речь.

Отравленное яблоко).

— На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помощь царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с царевной.

— Получается, ребята, что зло победило.

Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученики: Нет, Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, Месяца, Ветра, спасает свою невесту.

— Да, в сказках у добра всегда много помощников, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту, а зло – одиноко.

— Что же происходит со злой мачехой-царицей? Найдите и прочитайте строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни? (Чтение отрывка страница 176).

— Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

6.Закрепление.

— А сейчас, ребята, вновь обратите внимание на эпиграф(записан на доске, есть на слайде 5).

Слайд 14

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Ш.Руставели «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет».

Ученики: Да, ведь царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.

— Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?

Ученики: Как А. С. Пушкин противопостовляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.

— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые (плохие). Любим, желаем добра и здоровья. И тут же завидуем, обижаемся, и даже, бывает, ненавидим.

И поэтому домашнее задание вам такое.

Слайд 15

(Домашнее задание)

1.Подумайте, чему научила вас сказка А.С. Пушкина и считаете ли вы себя добрыми?(Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях).

2.Понравившийся отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богаты

рях» выучите наизусть.(25-30 строк).

— И в заключение урока за работу на всех этапах я хочу сказать вам

М О Л О Д Ц Ы!

Слайд 16

Источники:

  1. Меркин Г.С. Литература. 5 кл: Учеб.для общеобразоват.учреждений в 2-х ч.: М.: Русское слово, 2014

  2. Карасева И.В. , Пташкина В.Н. Литература.5 кл.: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2010

  3. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. Методическое пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 5 класс.: М.: Русское слово, 2013

  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях характеристика царицы мачехи и царевны
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях мультфильм 1951 слушать
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях картинки из мультика
  • Сказка о любви красавица и чудовище слушать на русском языке
  • Сказка о лисе зайце и петухе читать