Сказка о мертвой царевне и семи богатырях основная мысль читательский дневник

Это история о человеке, отправившемся в опасное приключение ради любви. и королевича елисея не остановили ни собственный страх, ни запреты

Это история о человеке, отправившемся в опасное приключение ради любви. И королевича Елисея не остановили ни собственный страх, ни запреты придворных в отсутствие настоящего царя, ни политические интриги мачехи, ненавидящей свою падчерицу-царевну. Об этом рассказывает Сказка о мертвой царевне, краткое содержание которой повествует о наследнике трона, рискнувшим пойти в далёкие земли, ведомый одним чувством – любовью.

Персонажи

Кратчайшее содержание Сказки о мертвой царевне рассказывает и о персонажах, продвигающих сюжет произведения вперёд:

  • Царь. Человек, управляющий собственным королевством. После смерти своей первой жены, женился во второй раз спустя один год. В начале повествования покидает родные земли и отправляется в путешествие.
  • Царица. Первая жена монарха. Погибла от большой радости после возвращения мужа через девять месяцев. Перед смертью успела родить мужу дочку.
  • Царевна. Дочка короля и погибшей королевы. Обладает кротким характером. Терпит издевательства со стороны второй жены правителя. Имеет волшебное зеркало, подтверждающее её красоту.
  • Мачеха. Вторая жена лидера страны. С момента появления во дворце невзлюбила падчерицу и старалась ей насолить из-за зависти к внешности наследницы престола. Подговорила служанку вывести цесаревну в лес и связать девушку там.
  • Королевич Елисей. Приближённый королевской семьи. После взросления царской дочери стал кандидатом для женитьбы с девушкой. Когда во дворце появилась новая вторая половинка правителя, его благоверная пропала. Где девица находится – неизвестно. Но неизвестность не остановила молодого парня, и тот отправляется на поиски королевны, не располагая обширной информацией насчёт её текущего местоположения.
  • Семеро богатырей. Жители лесного терема, в котором пропавшая девушка переждала события последнего дня. Мужчины позволили гостье остаться в доме и защищали деву от угроз, исходящих от некоторых жителей дворца.

Основной сюжет

Краткое содержание Сказки о мертвой царевне поможет лучше понять все перипетии сюжета.

На заметку! Пушкин написал свое произведение в период Болдинской осени. Краткое содержание Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях напоминает сюжет сказки братьев Гримм про Белоснежку.

Рождение Царевны

Из-за накопившихся обстоятельств Царь вынужден отправиться в далёкие земли. Его преданная жена Царица осталась в королевстве дожидаться своего суженного. Оставил мужчина свою вторую половинку, когда она была беременна.

По истечению девяти месяцев настало два события. Первое – это сочельник, который праздновали все жители королевства. Второе – рождение царского ребёнка. Новорожденным оказывается девочка, которая и становится потенциальным наследником царского трона. Пока её отец отстаивал интересы царства в далёких землях, мама занималась воспитанием дочери. К взрослению она получила такие черты характера, как целомудренность, скромность и кротость. Внешность цесаревны становилась лучше с её взрослением. Местные даже снискали наследнице достойного жениха – Елисея.

Во дворце настало радостное событие для всех приближённых. Из долгого похода вернулся король. Его встречали все советники, дворяне и иные приближённые. Больше всех возвращению мужчины обрадовалась его жена. Женщина была настолько счастлива, что её сердце не выдержало эмоциональной нагрузки и остановилось. Королева умерла. Так великий праздник превратился в великую трагедию. И даже новое знакомство со своей дочерью никак не скрасило этот день.

Козни мачехи

Заново жениться монарх смог только спустя год. Вторая королевская жена не могла похвастаться положительными качествами. Она завидовала внешности падчерицы и не желала находиться в одном помещении с юной девушкой. Тогда Мачеха решила избавиться от юной девушки. Через служанку, которой она приказала вывести дочь Царя в лес и связать её, дабы она не выбралась.

Выполнила поручение служанка только наполовину. Она вывела Царевну в лес, но связывать её не стала. Однако зашли две девушки глубоко в лес, но путь назад знала только слуга. Это привело к тому, что цесаревна начала блуждать по лесной чаще, желая выбраться оттуда.

Во дворце начинается переполох. Никто не может найти царевну, и только завистница в глубине души радуется. Больше всех волновался королевич Елисей. Не найдя суженную во дворце, парень снаряжает коня и отправляется на поиски.

Семеро спасителей

Между тем, девушка плутала по лесу и нашла терем, где жили семеро богатырей. Те её приняли к себе в дом, и новая жительница начала следить за хозяйством мужей.

Интересно! Семерка на Руси всегда считалась магическим числом. В православии существует именно семь добродетелей, семь смертных грехов, сечь богов древнерусского пантеона, семь святых даров.

Узнав о провале своего плана, мачеха придумала план по отравлению падчерицы. Взяв инициативу в свои руки и прикинувшись незнакомой старушкой, новая императорская жена передала деве отравленное яблоко. План сработал. Откусив часть от него, Царевна впала в кому. Здесь бы могло окончиться краткое содержание Сказки о мертвой царевне, если бы не упорство влюбленного.

Обойдя весь мир, у царевича не получилось отыскать вторую половинку. Ветер указал парню дорогу к ней. Когда они встретились, Царевна ожила от поцелуя любви. После возвращения пары во дворец, Мачеха умерла из-за эмоциональной бури негативных эмоций, а двое влюблённых сыграли свадьбу.

Так заканчивается Сказка о мертвой царевне, краткое содержание которой дано в этой статье. В своем произведении Пушкин показывает, что ради любви даже обычный человек способен свернуть горы.

Сказка о мёртвой царевне, краткое содержание которой поможет заполнить читательский дневник школьника, рассказывает о настоящей любви и о Елисее, преодолевшем все преграды на пути к своей любимой.

Предмет: Литературное
чтение.

Класс: 4.

Тема: А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Тип урока: урок
открытия нового знания.

Цель урока: создать
условия для знакомства учащихся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях».

Образовательные:
создать условия для обогащения словарного запаса учащихся.

Воспитательные: создать
условия для воспитания любви к книге, к чтению; сформировать положительное
отношение к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой.

Развивающие:
создать условия для развития познавательного и эмоционального интереса к работе
с текстом; для развития памяти, речи, внимания.

Личностные: уметь
отличать добро от зла; уметь ценить доброе отношение к ближнему.

Метапредметные:
уметь формулировать учебную задачу урока; анализировать художественный текст,
выделять в нем основную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в
книге, уметь ориентироваться в учебной и художественной книге.

Предметные: уметь
читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп
чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение.

Дидактические
средства:
учебник, презентация.

Способ
промежуточного контроля:
самооценка.

Используемые ИКТ
на уроке:
компьютер, проектор, экран, презентация.

Этап
урока

Виды
работы, формы, методы, приемы (время проведения)

Содержание
педагогического взаимодействия

Формируемые
УУД

Планируемые
результаты

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

1. Мотивационный
этап.

Фронтальная
беседа.

Здравствуйте,
ребята. Я рада сегодня всех вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь,
пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения.

Проверьте
свою готовность к уроку, на партах должны лежать учебник, дневник и пенал.

Приветствуют
учителя, желают успехов друг другу. Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме.

Метапредметные:
организовать свое рабочее место, настраиваться на познавательную
деятельность.

Организовать
детей. Проверить готовность к уроку.

2.
Актуализация знаний.

Фронтальная
беседа.

Давайте вспомним,
с творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

Что вы
знаете об А.С.Пушкине?

Да,
верно. А еще А.С.Пушкин был не только поэтом, но и сказочником.

Какие
сказки Пушкина вы знаете?

Вспомните,
какие бывают сказки?

Почему
они так называются?

Ребята,
на доске вывешены иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Посмотрите на них.
Назовите названия сказок, ориентируясь на иллюстрации.

Пятую
сказку дети не называют.

С
творчеством А.С.Пушкина.

Пушкин
родился 6 июня 1799 в Москве, в семье офицера Гвардии. Учился в
Царскосельском лицее. Стихотворения Пушкин начал писать уже в 7 лет. Был в
ссылке в селе Михайловском и на Кавказе. Участвовал в дуэле с Дантесом, в
результате которого был тяжело ранен. Скончался в Петербурге в 1837 году.

«Сказка
о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе
Салтане».

Сказки
бывают авторскими и народными.

У
авторских есть автор, а народные- у них нет автора, они написаны народом.

«У
Лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике
его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя Регулятивные: принимает и сохраняет
учебную задачу; осуществляет контроль своей деятельности.

Создать условия для развития речи, внимания. Повторение
изученного на предыдущем уроке.

3.
Выявление затруднения.

Фронтальная
беседа.

Ребята,
какая иллюстрация осталась без названия?

Почему
вы затрудняетесь сказать ее название?

Пятая иллюстрация.

Мы ее не
знаем.

Личностные:
мотивация узнать что-то новое.

4.
Разработка плана по решению данной задачи.

Фронтальная
беседа.

Работа с
иллюстрациями.

С этой
сказкой мы познакомимся сегодня на уроке. А ее название мы узнаем, открыв учебник.
Откройте учебники на странице 70 и прочитайте название сказки.

Предположите
тему нашего урока. А какую поставим цель?

Откройте
учебник на странице 71. Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? Какая
она? Что она делает?

(Аналогичная
работа со всеми иллюстрациями).

Как вы
думаете, кто главный герой сказки?

Предположите,
о чем сказка?

Открывают
учебники, читают название сказки.

Тема:
знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях».

Цель:
познакомиться с данной сказкой и проанализировать ее.

Царица.
Она выглядит властной и гордой. Сидит и любуется на себя в зеркало.

Предполагают
главного героя.

Личностные: учить грамотно формулировать свои мысли.
Познавательные: Находить ответы на вопросы, используя учебник.

Дети определяют
тему и цель урока.

5.
Реализация выбранного плана по решению затруднения.

Речевая
разминка.

Работа с
незнакомыми словами.

Перед
тем, как начать прочтение сказки, я предлагаю вам выполнить речевую разминку.
Сначала прочитаю я, а затем все вместе:

Ва-ва-ва-
вот высокая трава.

Вы-вы-вы-
даже выше головы.

Ве-ве-ве-
васильки видны в траве.

Ву-ву-ву-
васильков букет нарву.

Ви-ви-ви-
только много их не рви.

Откройте
страницу 70. Обратите внимание, на данной странице, есть слова, выделенные
синим цветом. Это устаревшие слова, значения которых мы можем найти в
словаре, в конце нашего учебника. Откройте страницу 219 и найдите значения
слов: Инда, Сочельник, молодица, перст, девичник, сенная девушка, подворье,
горница, изразцовая лежанка, полати, сорочин, спешить, ради. Прочитайте и
запомните значения данных слов.

Вернитесь
к началу сказки. Я начну читать сказку, а вы внимательно слушайте и следите
пальчиком по тексту. Дальше вы будете читать сказку по цепочке.

Личностные:
умение слушать и анализировать прочитанное.

Регулятивные:
управление своей деятельностью на уроке.

Работа с
незнакомыми словами, чтение сказки.

Гимнастика
для глаз.

Чтобы
продолжить работу со сказкой давайте отдохнем и проведем гимнастику для глаз.

Начинаем
двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурьте глаза считая до десяти.
Откройте глаза, представьте себе большой круг. Обведите его глазами по
часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

6.
Первичное закрепление нового знания.

Анализ.

Ребята,
мы с вами прочитали сказку. Понравилась ли она вам? Чем она вам понравилась?

Какие
чувства вы испытывали при прочтении сказки?

О чем
сказка? Чему она учит? Докажите мне, что это сказка.

Какие
главные герои в сказке?

Да,
понравилась.

При
чтении сказка вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло
чувство грусти и тревоги за судьбу царевны.

Эта
сказка о прекрасной девушке, мать которой умирает после родов, царь-отец женится
на красивой, но коварной мачехе.

Сказка
учит тому, что добро в любом случае победит зло.

Это
сказка потому что в ней присутствуют:

Присказка— царь с
царицею простился, в путь-дорогу снарядился.

Зачин— Но
царевна молода, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась-и
расцвела.

Троекратные
повторы и сказочные цифры
— 7 богатырей, три раза Елисей
обращается к природе.

Волшебные
предметы

отравленное яблоко и говорящее зеркальце.

Сказочные
персонажи

Ветер, Месяц, Солнце.

Волшебство— от
удара об хрустальный гроб царевна проснулась от вечного сна.

Мораль и
поучение
.

Концовка.

Главными
героями сказки являются: царица, царевна, королевич Елисей и 7 богатырей.

Личностные:
самостоятельная работа. Познавательные: выполнение
логических операций. Регулятивные: контроль своей деятельности и
самостоятельность.

Оценить
усвоение нового материала.

7.
Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Самостоятельная
работа.

Перед
вами лежат две карточки. Одна карточка-кроссворд, вторая- карточка-таблица.
Возьмите карточку-таблицу. В ней два столбца: первый столбец- Положительные
герои сказки, второй столбец отрицательные герои сказки. Выполните задание в
парах, на выполнение задания вам отводится 3 минуты.

Посмотрите
на слайд презентации, и сверьте правильные ответы.

Возьмите
карточку-кроссворд. Ответьте на вопросы работая в парах. На решение
кроссворда вам отводится 3 минуты.

1.Кому царица велела
избавиться от царевны?

2.Где Чернавка
оставила царевну?

3. Кто помог
королевичу найти царевну?

4.Как звали жениха
царевны?

5. В какой гроб
уложили царевну богатыри?

6. Сколько было
богатырей в сказке?

7. К кому обращалась
за советом царица?

8. Как называлось
место, в котором жила царевна в тереме?

Посмотрите
на слайд, сверьте правильные ответы

Выполняют
задания на карточке:

Положительные:
царевна, 7 богатырей, королевич Елисей, Солнце, Месяц, Ветер, Зеркальце,
собака Соколко, Чернавка.

Отрицательные:

Царица,
Чернавка.

Решают
кроссворд:

1.
Чернавка.

2. Лес.

3.
Ветер.

4.
Елисей.

5.
Хрустальный.

6. Семь.

7.
Зеркальце.

8.
Светлица.

Регулятивные:
контроль своей деятельности.

Проверить
усвоение нового материала.

8.
Включение в систему знаний и умений.

Фронтальная
беседа.

К сожалению,
наш урок подходит к концу, давайте подведем его итоги.

Какая
была тема нашего урока?

Какая
была цель? Достигли мы ее?

Кто из
героев сказки вам понравился больше всего?

Тема
урока: знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях». Цель: познакомиться с ней и проанализировать. Мы достигли
поставленной цели.

Говорят,
кто им понравился из героев.

Метапредметные: учить анализировать и выделять общее; учить
готовности слушать собеседника и вести диалог

Обобщение
изученного материала.

9.
Рефлексия.

Фронтальная
беседа.

Продолжите
фразы:

Сегодня
на уроке

Я
познакомился…

Я понял…

У меня
получилось…

Откройте дневники, запишите домашнее задание: подготовить характеристику
каждого героя по следующему плану:

1. Где живет герой?

2. Внешний облик героя.

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Свое отношение к герою.

Урок окончен, можете отправляться на перемену.

Продолжают
фразы. Записывают домашнее задание.

Личностные:
учить проверять себя; учить давать оценку своим деятсвиям.

Осуществление
самооценки свое деятельности.

  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях олицетворение из сказки
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях нарисовать рисунок 4 класс из отрывка
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях кроссворд с ответами по сказке
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях краткое содержание для читательского дневника 2 класс
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях краткое содержание слушать