Сказка о мертвой царевне и семи богатырях непонятные слова и их значение

Урок-игра в 5 классе по сказкам пушкина сказка - ложь, да в ней намк жеребьвка деление на 3 команды: золотая

Урок-игра в 5 классе по сказкам Пушкина

«Сказка — ложь, да в ней намёк…»

Жеребьёвка (деление на 3 команды): «Золотая рыбка», «Золотой петушок», «Семь богатырей». В командах выбирается капитан и секретарь, который фиксирует правильные ответы у каждого участника.

Представление жюри:

библиотекарь гимназии Гнаевская Галина Ивановна

от родителей в жюри приглашается

Слово ведущего (учитель литературы)

2016 год в России объявлен Годом Литературы. И наша игра сегодня будет посвящена этому знаменательному событию. Как известно, кто много читает, тот много знает, а значит, многого добьётся в жизни. Каждый россиянин знает имя Александра Сергеевича Пушкина, потому что с самого раннего детства мы слышим его имя и его сказки. И игра наша будет посвящена именно сказкам великого поэта. Называется она так: «Сказка — ложь, да в ней намёк…».

Вам, ребята, придётся показать все свои знания, проявить смекалку и эрудицию. Жюри в конце игры назовет самого лучшего знатока сказок Пушкина из каждой команды и самого лучшего художника из каждой команды. Начинаем первый этап игры.

Первый этап – литературоведческий.

Вопросы задаются обеим командам одновременно, затем дается 1 минута на обсуждение. Отвечает команда, которая первой заявит о своей готовности. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сочинял народ или коллективный автор).

  2. Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений?(Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка – это авторская обработка сказки народной).

  3. Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Александр Сергеевич в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше Пушкину? (Его няня Арина Родионовна).

Второй этап посвящен сказкам.

Конкурс 1. Он называется «Все сказки в гости к нам»

Командам предлагается по очереди назвать сказки Пушкина. Побеждает команда, которая последней назовет сказку.

(Сказок всего 6, если все сказки названы и ни одна команда не ошиблась и не пропустила ход, обе команды получают равное количество баллов – по 1 баллу за каждую сказку).

Сказки Пушкина:

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о медведихе»

Конкурс 2. Конкурс для капитанов команд.

Приглашается от каждой команды капитаны за отдельные столы. Задание: Расшифровать название сказки, вписав его в клетки. За правильный ответ 1 балл, за скорость ещё 1 балл.

Ответ: Сказка о попе и е работнике его Балде .

Конкурс 3. Пока капитаны соревнуются, мы проведём блицтурнир.

Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затрудняется дать ответ на вопрос, то отвечать могут соперники, зарабатывая тем самым себе дополнительные баллы.

Вопросы для первой команды:

  1. Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)

  2. Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)

  3. Какое домашнее животное было с царевной – невестой Елисея? (Пёс)

  4. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун)

Вопросы для второй команды:

  1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

  2. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (королевич)

  3. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

  4. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)

Вопросы для третьей команды:

  1. Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!»)

  2. Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)

  3. Что бросила царевне в руки  нищая черница? (Яблоко)

  4. Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)

Конкурс 4. Этот конкурс называется «Сказка о рыбаке и рыбке»

Команды должны перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Время на выполнение – 1 минута, за правильный ответ присуждается – 2 балла.

(корыто – изба – столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская. Итог: разбитое корыто.)

Конкурс 5. Узнай сказочного героя.

Описания портретов читаются по очереди то одной, то другой командой. За правильный ответ – 1 балл, за название сказки – 1 балл.

  1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха – столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Высока, стройна, бела,

И умом, и все взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(Царица-мачеха. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна-Лебедь.«Сказка о царе Салтане»)

Конкурс 6. Этот конкурс называется «Кроссворд». От каждой команды выберите 4 игрока, которые должны разгадать кроссворд

Конкурс заканчивается, когда одна из команд первой решит кроссворд.(1 балл – за каждый правильный ответ в кроссворде, 1 балл – за скорость).

Конкурс 7. А пока игроки решают кроссворд, мы проведем следующий конкурс – «Иллюстрация к сказке».

Каждый из вас мог нарисовать иллюстрацию к любой сказке Пушкина. Соберите, пожалуйста, все рисунки, сделанные вашей командой, и сдайте в жюри для подсчёта.

Жюри подсчитывает количество сделанных командой иллюстраций к сказкам, за каждую присуждается – 1 балл. Жюри должно выбрать лучшего художника в каждой команде.

А мы продолжаем игру. Конкурс 8. Этот конкурс называется «Сказочный предмет».

Представители команд по очереди выбирают карточки с изображениями сказочных предметов. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Зеркало – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

жемчужное ожерелье – «Сказка о рыбаке и рыбке»

орех – «Сказка о царе Салтане»

верёвка — «Сказка о попе и его работнике Балде»

мешок — «Сказка о золотом петушке»

Конкурс 9. А этот конкурс нам помогут провести Золотые рыбки.

Золотая рыбка задает вам вопросы, ребята. На полу лежат рыбки с номерами. Члены команд по очереди вылавливают рыбку, находят карточку с тем же номером, что и на рыбке, зачитывают вопрос и отвечают на него. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна согласилась стать его женой)

  2. С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? (Жил-был поп, толоконный лоб)

  3. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду? (Полба)

  4. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)

  5. Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами и печатными пряниками)

  6. Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (монета)

  7. Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)

  8. В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)

  9. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

  10. Кто вынул из мешка пред Дадоном золотого петушка? (Мудрец)

Конкурс 10. У нас остался последний конкурс «Продолжи фразу» .

Командам присуждается 1 балл за правильное продолжение фразы и 1 балл за название сказки, из которой она взята.

Задание для первой команды

  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Жили они в ветхой землянке… (ровно тридцать лет и три года.«Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Жил-был поп,

Толоконный лоб,

Пошёл поп по базару… (Посмотреть кой-какого товару.«Сказка о попе и его работнике Балде»)

Задание для второй команды

  1. Улетела лебедь-птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так… (лечь решили натощак.«Сказка о царе Салтане» )

  1. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь… (не мышока, не лягушку, а неведому зверушку.«Сказка о царе Салтане»)

Вопросы для третьей команды:

  1. В синем море звезды блещут,

В синем море волны хлещут…( Туча по небу идет, бочка по морю плывет. «Сказка о царе Салтане»)

  1. И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был… (мед-пиво пил, да усы лишь обмочил.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

И в конце нашего урока хочу вас спросить:
 — Чему учат сказки А.С.Пушкина? (Дети отвечают.)
 — Сказки А.С.Пушкина учат быть щедрыми и честными, понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда?
А.С.Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. Пушкин велик! Я уверена, что вам захочется еще не раз перелистать страницы пушкинских сказок.

Вот и подошла к концу наша игра. Мы предоставляем слово жюри.

Подведение итогов.

Награждение.

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда +
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян +
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче +
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет +
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7 +
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6 +
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде» +
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» +

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос +
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» +
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Викторина по сказкам Пушкина

(учитель: Ивандеева Елена Викторовна)

Цель:

— познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта;
— пробудить интерес  к  творчеству поэта;
— воспитывать умение видеть красоту родной природы слушая и читая стихи поэта;

Предварительная работа:
конкурс рисунков по сказкам А.С.Пушкина, чтение сказок поэта.

Используемая литература: 
сказки А.С.Пушкина, книга с загадками.Ход конкурсной программы:

          — Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас в удивительный мир сказок А. С. Пушкина. Александр Сергеевич родился 6 июня 1799 года, в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, -внучка «арапа Петра великого», Абрама Ганнибала. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать, сам немного сочинял стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было три года.

        Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторить их. Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам необходимо разделиться на 2 команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд). Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него могут ответить другая команды. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. В конце викторины мы посчитаем жетоны, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Пушкина и достойна приза.

Задание 1:  Шифровка (каждая команда получает по две шифровки, в них названия животных из сказок Пушкина).

GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).

JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).

WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).

JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).

Задание 2: «Назови сказку правильно»
Ведущий: Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
— «Сказка о рыбаке и ….» 
(рыбке)

— «Сказка о царе Салтане и …» (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)
— «Сказка о Золотом …» 
(петушке)
— «Сказка о попе и …» 
(о работнике его Балде)
— «Сказка о спящей царевне и…» 
(семи богатырях)


Задание 3:  «Найдите ошибку в данном отрывке»
(Отрывок из сказки напечатан на листе и зачитывается ведущим, потом передаётся в команды. Каждой команде – один отрывок. На обсуждение даётся 1-2 минуты. За правильный ответ жюри присуждает 3 жетона, за ответ с подсказкой – 2 жетона. Первым правом подсказки обладают команды-соперницы.)


А) Свет мой, солнышко, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, 
Всех румяней и белее. (правильно: зеркальце)
Б) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно двадцать лет и три года. (правильно: тридцать)
В) За морем принцесса есть, 
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает, 
Месяц на косе блестит,
А во лбу звезда горит. (правильно: царевна)

Задание 4: «Вспомни название сказки»  (по опорным словам участники викторины называют название сказки)

1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров.  («Сказка о царе Салтане»).
2) Простофиля, дурачина, изба, корыто.  («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Базар, жадность, оброк, веревка. («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет.    («Сказка о золотом петушке»)
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер.   («Сказка о мертвой царевне»)

Задание 5:  «Из какой сказки отрывок»

  Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. 
(«Сказка о царе Салтане…»)
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» 
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». 
( «Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». 
( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил-был поп, толоконный лоб». 
(«Сказка о попе и его работнике Балде»)
6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» 
(«Сказка о золотом петушке».)
7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. 
(«Сказка о царе Салтане».)
8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» 
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)


Задание 6:  «Знатоки сказок».
(1. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку,
Царствуй, лежа на боку.

2. Из какой сказки эти строки?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.)

3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)

4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)

5. Из какой сказки эти строки?

… Дева вдруг 
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”

(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

6. Из какой сказки эти строки?

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)

7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?

(“.. Волю первую твою
Я исполню, как мою”.)

8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)

9. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)

10. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)

Задание 7:  «Самый внимательный» 
1.Сколько раз менялось море в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (4 раза) 
2.Как море менялось? («Море слегка разыгралось», «Помутилося синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море») 
3.Продолжи строфы: 
«Приплыла к нему рыбка, спросила …» («-Чего тебе надобно, старче?») 
«Белка песенки поёт, да …» (« … орешки всё грызёт.) 
«Я ль, скажи мне, всех …» ( « … милее, всех румяней и белее?») 
«Сказка – ложь, да в ней …» (« … намёк! Добрым молодцам урок.») 
4.Чем старик ловил рыбу в «Сказке о рыбаке и рыбке»? 
5.В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане…»? (В муху, комара, шмеля) 
6.Что пела белочка, грызя орешки в «Сказке о царе Салтане…»? («Во саду ли, в огороде») 
7.Где жил старик со всоею старухой? («У самого синего моря») 
8.Почему пушки с пристани палят в «Сказке о царе Салтане…»? («Кораблю пристать велят») 
9.Что приговаривал Балда с укоризной в «Сказке о попе и о работнике его Балде»? 
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной») 
10. Какой был у попа лоб? (Толоконный) 
11.Отчего умерла царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»? 
(Съела отравленное яблоко) 
12.На ком хотел жениться царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»? (На Шамаханской царице)

 
Задание 8: «Собери картинку»
Ведущий: У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой. Та команда, которая быстрее справиться с заданием получит 3 жетона. Вторая команда – 2 жетона.

Задание 9: «Сказочные прилагательные» 
Назовите существительные из сказок А. С. Пушкина, которые согласуются со следующими прилагательными: 

хрустальный (гроб, дом белки), разбитое (корыто), золотой (петушок), синее (море), распроклятая (мошка), бедненький (бес), золотые (скорлупки), красная (девица), чудный (остров), славный (царь), столбовая (дворянка), парчовая (кичка), печальная (тьма, мгла). 

Подведение итогов викторины
Подсчитываются очки. Команда, получившая наибольшее количество баллов, награждается книгами с произведениями А. С. Пушкин

Еще со школьной парты все знают, какое значение в жизни Александра Пушкина играла его няня Арина Родионовна, которая с самого раннего детства рассказывала будущему поэту и писателю сказки, привив ему любовь к языку, к миру литературы и к интересным историям. 6 июня будет отмечаться день рождения поэта, и это отличный повод узнать, как великий писатель создавал свои сказки и из каких историй черпал вдохновение.

Сказочный период

Александр Пушкин писал сказки в начале 1830-х годов, тогда к фольклору были обращены взоры многих писателей. К примеру, именно в этот период Гоголь создал свои «Вечера на хуторе близ Диканьки», Ершов — «Конька-горбунка», а Владимир Даль — «Русские сказки». Правда, сборник последнего был позже запрещен, поскольку цензура увидела в пересказанных простым языком народных сказках жалобы на тяжелую долю солдат в Российской армии и насмешки над правительством. Кроме того, язык был признан слишком простым, предназначенным для низших классов.

Также в начале 1830-х годов создал одни из своих самых известных сказок Василий Жуковский — «Сказку о мертвой царевне» и «Сказку о царе Берендее». Стоит отметить, что Жуковский и Пушкин вели негласное состязание в написании сказок, а сам Александр Сергеевич позаимствовал у Василия Андреевича некоторые сюжетные ходы. Поэт вообще черпал вдохновение иногда из самых неожиданных мест. К примеру, сюжет своей первой сказки он услышал на ярмарке.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Эту сказку Пушкин написал в 1830 году. Она имеет под собой народную основу, как было сказано ранее, поэт услышал ее на ярмарке, о чем свидетельствует запись в его тетрадях. Однако поначалу он опасался ее публиковать, поскольку еще были живы воспоминания о последствиях публикации «Русских сказок» Далем, ведь сказка о попе имеет достаточно смелый характер и в невыгодном свете представляет церковнослужителя. Первые строки сказки («Жил-был поп, толоконный лоб») уже звучат несколько оскорбительно. А главный герой сказки, выходец из простого народа — Балда — имеет огромную силу. Балдой во времена поэта называли дубину или кувалду, а глупых людей этим словом стали именовать гораздо позже.

Сама же сказка по своей структуре и морали больше напоминает даже басню, ведь жадный поп был наказан Балдой, а автор прямым текстом сказал: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Стоит отметить, что и впервые издававший сказку Жуковский побоялся публиковать ее в первоначальном виде и заменил попа другим героем — кузнецом. В авторском же виде она впервые появилась только в 1882 году.

«Сказка о царе Салтане»

Специалисты называют эту сказку итогом состязания поэта с Жуковским. Кратко изложенный сюжет этой сказки был найден в тетрадях, где поэт записывал пересказ сказок, которые ему рассказывала Арина Родионовна. Позже он значительно расширил сюжет, добавил множество героев, имена многих из которых позаимствовал из эпоса «Бова Королевич».

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях непонятные слова и их значение

«Сказка о царе Салтане» написана в 1931 году в народной манере, по ходу действия она имеет массу повторяющихся действий и диалогов. В ней соединены две темы. Первая — о несчастной жене, которую оклеветали перед лицом мужа. Этот сюжет был широко распространен в фольклоре Западной Европы 16-го века. А вот сюжет об островном государстве, которое является практически идеальным, — это авторская выдумка Пушкина. В сказке он подробно описывает все чудеса, которые возникают по волшебству и которыми славится эта страна. Кроме того, от народного фольклора Пушкин взял идею оборотничества, введя в произведение персонаж, способный обращаться из лебедя в прекрасную царевну.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Ее Пушкин написал в 1933 году, позаимствовав сюжет у знаменитых сказочников — братьев Гримм. Рукопись сказки Александр Сергеевич вручил Далю с пометкой: «Твоя от твоих!», потому долгое время считалось, что именно Даль подсказал идею сказки поэту.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях непонятные слова и их значение

Однако сюжет сильно схож с померанской сказкой, записанной братьями Гримм, которая имеет название «О рыбаке и его жене». В этой сказке рыбак поймал рыбу-камбалу, которая оказалась заколдованным принцем. Получив дом, замок, став царицей, жена рыбака возжелала, чтобы рыбка обратила ее в римского папу. У Пушкина в записях был найден вариант, в котором и его старуха потребовала от рыбки возможности стать папой, но, конечно, поэт не стал развивать свой сюжет таким образом. Однако именно эта черновая запись натолкнула исследователя на мысль, что поэт позаимствовал сюжет в западных источниках, и позже он нашел сказку у братьев Гримм.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Практически любому человеку понятно, что эта сказка также имеет западные корни, а сюжет ее очень схож со сказкой о Белоснежке, написанной все теми же братьями Гримм. Сказка Пушкина полна деталей и поэтических образов, в его варианте не сама девушка просила помощи и защиты, а царевич Енисей. Гномы у Пушкина превратились в богатырей, а слова царевны, обращенные к ним в конце, очень напоминают будущее письмо Татьяны: «Всех я вас люблю сердечно, но другому я навечно отдана…»

«Сказка о золотом петушке»

Прототип этой сказки нашла поэтесса Анна Ахматова, найдя «Легенду об арабском звездочете» Вашингтона Ирвинга и явное ее сходство с сюжетом произведения Пушкина. Написана «Сказка о золотом петушке» в 1934 году, когда у Пушкина была ссора с Николаем I. Его строки «Но с царями плохо спорить» были заменены цензором на «Но с иными плохо спорить».

Сказка поэта имеет значительные отличия от первоисточника. У Ирвинга старый царь остается жив, а его талисман — медный всадник — просто превращается во флюгер, лишая царя волшебной силы. У Пушкина же в силу его личных обстоятельств на тот момент, связанных с Николаем I, Дадон оказывается и обманутым, и погибшим.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях непонятные слова и их значение

Тверской академический театр драмы поздравляет с наступающими праздниками и ждёт театралов в гости. Для взрослых зрителей и детей приготовили насыщенную спектаклями программу.

Для детей и их родителей: 

2 и 3 января в 11:00 – Новогоднее поздравление Деда Мороза и Снегурочки перед началом спектакля и музыкальная сказка «Золушка» Ш. Перро в постановке И. Мельниковой (0+). 

4 и 5 января в 11:00 – Новогоднее поздравление Деда Мороза и Снегурочки перед началом спектакля и мюзикл для детей «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» по А.С. Пушкину в постановке И. Мельниковой (0+).

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях непонятные слова и их значение

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях непонятные слова и их значение

6 и 7 января в 11:00 – Новогоднее поздравление Деда Мороза и Снегурочки перед началом спектакля и невероятные полеты во сне и наяву, сказка «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен в постановке А. Павлишина (0+).

8 и 9 января в 11:00 – Новогоднее поздравление Деда Мороза и Снегурочки перед началом спектакля и премьера, музыкальная сказка «Каменный цветок» П. Бажова в постановке И.  Мельниковой (6+). 

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях непонятные слова и их значение

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях непонятные слова и их значение

Для взрослых: 

2 января в 17:00 – ночь ожиданий в одном действии «Весы» по пьесе Евгения Гришковца в постановке Александра Павлишина (18+). 

Герои спектакля – мужчины в предвкушении чуда. Откровенно, честно и с неподдельной верой во встречу с счастьем они расскажут свои истории из приемного отделения роддома. О чем говорят будущие и опытные отцы, пока их не слышат женщины?

3 января в 18:30 – комедия «№13 (Беспорядок)» Рея Куни в постановке Бориса Михни в версии «Перезагрузка» (16+). 

Всё начинается с того, что Ричард Уилли — помощник британского премьер-министра — решает предпочесть дебатам в палате Общин уютный номер пятизвёздочного отеля в компании молоденькой секретарши Джейн. Уже готовые вступить в совершенно неделовые отношения, они обнаруживают за шторами окна тело мужчины средних лет. Что же делать?! Позвонить в полицию нельзя – иначе придётся объяснять, почему женатый политик с прекрасной репутацией ночует вне дома. Значит, остается одно: избавиться от незнакомца! …но как?..

4 января в 18:30 – комедия «Женитьба Белугина» по Александру Островскому в постановке Народного артиста Александра Чуйкова и версии «Перезагрузка» от Александра Павлишина (16+). Спектакль участвует в проекте «Пушкинская карта». 

Это история женитьбы богатого купца Андрея Белугина. Молодой человек имеет горячее сердце и накануне своей свадьбы с Таней Сыромятовой заявляет ей, что влюблён в другую. И ни бедность, ни холодность его новой возлюбленной не уменьшают его желание жениться на ней. Благословят ли родители Андрея такой брак? И полюбит ли его Елена…? Образы центральных героев в «Перезагрузке» спектакля исполняют артисты Геннадий Бабинов, Екатерина Юркова и Алексей Майский.

5 января в 18:30 – комедия «Энергичные люди» по Василию Шукшину в постановке Александра Сафронова (18+). Спектакль участвует в проекте «Пушкинская карта». 

6 января в 18:30 – комедия «Вишневый сад» Антона Чехова в постановке Александра Павлишина (16+). Спектакль участвует в проекте «Пушкинская карта». 

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях непонятные слова и их значение

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях непонятные слова и их значение

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях непонятные слова и их значение

7 января в 18:30 – трагикомедия «Дядюшкин сон» Федора Достоевского в постановке Заслуженного деятеля искусств Валерия Персикова (16+). Спектакль участвует в проекте «Пушкинская карта». 

Жительница провинциального Мордасова, Мария Москалева, стремясь к жизни в столице, хочет устроить выгодное замужество для своей дочери Зинаиды. Как нельзя кстати в городе появляется богатый и успешный Князь К., правда, крайне почтенного возраста: «волосы у него накладные, глаза вставные, ноги пробочные и весь он на пружинах…». Чем же завершится авантюрный проект главной героини в попытке выиграть счастливый билет в совсем иную жизнь?

8 января в 17:00 – лирическая драма в одном действии «Гранатовый браслет» Александра Куприна в постановке Андрея Цисарука (16+). Спектакль участвует в проекте «Пушкинская карта». 

9 января в 17:00 – пластический спектакль в одном действии «Аргентинские страсти» в постановке Иоланты Мельниковой и балетмейстера Наталии Черниной (16+). 

В этом спектакле слов действительно нет — главными выразительными средствами здесь являются пантомима, танец, музыка, свет и цвет. Отказавшись от текста как основы драматического театра, постановочная группа попыталась найти иные художественные средства выражения своих мыслей, чувств и эмоций. О любви и страсти, ревности и доверии, об отношениях мужчины и женщины можно говорить вечно. Они могут дарить счастье или разбивать сердца, вдохновлять или уничтожать. Как сохранить любовь? Как не ошибиться на распутье чувств и привязанности?..

Театр соблюдает все нормы безопасности: в здании «масочный» режим, зал заполняется лишь на 50%, предусмотрена рассадка с соблюдением необходимого безопасного расстояния. 

Ход урока

2.Актуализация знаний

— Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку.

 -Наш урок литературного чтения начинается в цветочном магазине.

1. Дыхательная гимнастика.

« В цветочном магазине».

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали

восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом

и выдох ртом (3 раза).

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и

задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный торт. На нём много маленьких

свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких

свечек.

III. Проверка домашнего задания.

— Дети, работу над какой большой темой мы закончили?

(Люблю природу русскую.)

— О каком времени года говорили на всех уроках?

(Мы говорили об осени.)  

-Напомните, название раздела, над которым мы начали работать? (русские

писатели)

— И сегодня мы познакомимся с первым русским писателем А.С. Пушкиным. Может кто-то знает о нём? Просмотрите видео о его жизни. 

— Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни?

— А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 222 года со дня

его рождения, а память о нём живёт. Читая Пушкина, слышишь его голос.

Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими

людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

-Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. 

Изучение нового материала.

1.1. Сообщение темы урока.

— (слайд 4) А сейчас литературная разминка. Из какой сказки этот

отрывок?

(слайд 5) «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,

То на весь крещёный мир

Приготовила бы пир.»

(слайд 6) « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»

— Кто автор этих сказок?

(А.С.Пушкин)

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!» (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем

богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

2. « В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.»(Сказка о рыбаке и рыбке)

3.Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4.Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке)

5.Жил – был поп

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой –какого товару. (Сказка о попе и его работнике Балде)

-Мы с вами вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.

-Какие бывают сказки? 

— Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого

раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают

и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?- Как вы думаете, какова

тема нашего сегодняшнего урока?-А какие жанры вы знаете еще? (быль,

рассказ, былины)

— Сейчас я прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти

строки.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…..

— Определи жанр (стихотворение)

 — Назовите жанры произведений А.С. Пушкина?

 — Но есть еще один жанр, в котором писал А.С. Пушкин.

— А как называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.

— Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос? (Поэма – это большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

— Сегодня на уроке мы будем читать вступление к поэме А. С. Пушкина

«Руслан и Людмила», которое называется «У лукоморье дуб зеленый».

-А сейчас я предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте

глаза и внимательно послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря)

— Расскажите, что вы слышали?(крик чаек, шум моря)

— Как вы думаете, где оказались?

— И вдруг, на берегу моря мы видим ……

-Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного

дуба)

— Отройте учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию

— Как вы думаете, о чём произведение?

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.

Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб

зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)

— Подтвердились ли наши предположения?

-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?

— С какими героями вы встретились?

Словарная работа.

— Прежде чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.

-Где мы найдем значение этих слов?

-Правильно, в словаре. (Дети,сами читают и отвечают)

Словарная работа

-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» — устаревшие, сейчас мы их в

речи не услышим.

-А подумай те, как бы они звучали сегодня?

-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»

Тужит – горюет,тоскует,печалится

Чахнет – (слабеет, умирает.)

Чтение по цепочке

— Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.

— Посмотрите на наш дуб.

— Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,

-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает

некоторых персонажей.)

— Какой картиной начинается отрывок из поэмы?

-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)

— Прочитайте описание этой картины.

— А что дальше, впереди? (Леший)

— Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?

-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?

— Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?

— Как понимаете невиданные звери?

— Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут

быть неведомые?

— Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?

— Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в

избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

— Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой

из вод выходят ясных, дядька морской)

— Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку

от непрошенных гостей)

-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.

— Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?(

Борьба добра со злом)

— Кто не даёт творить зло перед народом?

-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

— Почему ступа идёт , бредёт сама собой?

— Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для

него это будет конец)

-Найдите в тексте строчку:

«Там русский дух…там Русью пахнет!»?

— Найдите в строке родственные слова?

— Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами

автор)?

-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)

-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться

такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная

сказка.)

-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в

этом отрывке?

-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как

А.С. Пушкин.

Выразительное чтение

— Будем учиться выразительно читать отрывок из поэмы.

— Что значит читать выразительно? (Задача выразительного чтения: поставить

себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно

слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)

— Каким должно быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)

7.Включение в систему знаний и повторение

-Вспомните, с каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?

— Вступление, к какой поэме мы сегодня читали?

— Как называется это вступление?

  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях народная мораль нравственность
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях информация
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях внешность царицы и царевны
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях разбор по частям
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс ответы на вопросы климанова