Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях распечатать текст с картинками

Повести белкина сборник александр пушкин в 1830 году россию охватила вспышка холеры. дорога к москве была перекрыта из-за карантина, и
  • Подборка: все романы А. С. Пушкина Повести Белкина (сборник) Александр Пушкин В 1830 году Россию охватила вспышка холеры. Дорога к Москве была перекрыта из-за карантина, и Александр Сергеевич Пушкин оказался в вынужденном затворничестве в имении Большое Болдино. “Болдинская осень” войдёт в историю как самый продуктивный творческий период писателя. За три месяца он создал около пятидесяти произведений, в том числе и знаменитые “Повести Белкина”. Среди несметного числа художников, иллюстрировавших цикл повестей, особое место занимают акварели Владимира Алексеевича Милашевского.
  • Подборка: все романы А. С. Пушкина
  • Бестселлер Подборка: все романы А. С. Пушкина Евгений Онегин Александр Пушкин
    ISBN: 978-5-699-82321-5
    Год издания: 2015
    Издательство: Эксмо, Эксмо ООО
    Язык: Русский

    Знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» и вечная история любви — одно из самых значительных произведений русской словесности. Работу над романом сам автор назвал подвигом.

  • Бестселлер Подборка: все романы А. С. Пушкина Пиковая дама Александр Пушкин
    ISBN: 978-5-699-67214-1
    Год издания: 2013
    Издательство: Эксмо
    Язык: Русский

    Знаменитый шедевр А. Пушкина – “Пиковая дама” актуален и востребован и в наши дни. Ведь азарт, алчность, желание достичь своих целей любыми средствами неистребимы в человеке. Тема игры, талантливо подхваченная и осмысленная Ф. Достоевским в повести “Игрок”, разработана великим Пушкиным как судьбоносная фатальность, а ставшее афоризмом выражение “Тройка, семерка, туз” – символом судьбы, которую невозможно обмануть.

  • Подборка: все романы А. С. Пушкина
  • Подборка: все романы А. С. Пушкина Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях Александр Пушкин
    ISBN: 978-5-00041-186-5
    Год издания: 2016
    Издательство: Мелик-Пашаев
    Язык: Русский

    Сказки Александра Сергеевича Пушкина всем знакомы и всеми любимы с детства. Образно и легко говорит гениальный поэт об очень важных для маленького читателя вещах: о том, как доброта и простодушие побеждают злобу и коварство, как вознаграждается мужество и верная любовь. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” говорит русскому сердцу куда больше, чем сказки “Спящая красавица” и “Белоснежка”, имеющие сходный сюжет.

  • Подборка: все романы А. С. Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке Александр Пушкин
    ISBN: 5-88093-282-5 , 978-5-88093-324-2, 978-5-88093-355-6, 978-5-88093-398-3
    Год издания: 2016
    Издательство: Звонница-МГ
    Язык: Русский

    Дорогие читатели! Перед вами одна из сказок Александра Сергеевича Пушкина – “Сказка о рыбаке и рыбке”, иллюстрации к которой выполнил замечательный русский художник Иван Яковлевич Билибин. Страстное увлечение Билибина старинным русским искусством отразилось в его иллюстрациях к пушкинским сказкам: к “Сказке о царе Салтане”, “Сказке о золотом петушке”, “Сказке о рыбаке и рыбке”. Билибинскому стилю свойственна красота узорного рисунка и изысканная декоративность цветовых сочетаний. В иллюстрациях к “Сказке о рыбаке и рыбке” художник умело сочетает и цветные, и черно-белые рисунки. Художник надеялся, что “…под влиянием увлечения минувшей… Развернуть

  • Подборка: все романы А. С. Пушкина Капитанская дочка Александр Пушкин Творчество Александра Сергеевича Пушкина знакомо каждому еще со школы. И любой читатель находит в нем именно то, что ему близко: одни восторженно относятся к пушкинской лирике, другие учат наизусть “Евгения Онегина”, третьи любят простоту и ясность его прозы. Уникальный язык пушкинской прозы стал той плодородной почвой, на которой поднялся великий русский реализм ХIХ века. В книгу вошли повести “Капитанская дочка” и “Пиковая дама”, роман “Дубровский”, “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкин написал болдинской осенью 1830 года, находясь на трехмесячном карантине. И, по… Развернуть
  • Подборка: все романы А. С. Пушкина Дубровский Александр Пушкин
    ISBN: 978-5-04-112778-7
    Год издания: 2020
    Издательство: Эксмо
    Язык: Русский

    Повесть А. Пушкина “Дубровский” рассказывает о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой — потомков двух враждующих помещичьих семейств. Существуют разные мнения о повести: как о неудаче поэта, писавшего совсем в духе Вальтера Скотта и наоборот, как о достижении – именно с этой повести А. Пушкин завершил провинциальную и открыл мировую русскую прозу. Николай I видел в Александре Пушкине опасного «вождя вольнодумцев»: даже любимая многими повесть «Дубровский» была задумана автором как роман из эпохи пугачёвщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков. Но кто не сопереживал молодому Дубровскому, ставшему честным… Развернуть

  • Подборка: все романы А. С. Пушкина
  • Сказка о Попе и о работнике его Балде Александр Пушкин Что вас ждет под обложкой: Уникальное издание чудесной сказки А.С.Пушкина – лучший подарок на любой детский праздник, а также в домашнюю коллекцию. Внутри книги вы найдете тщательно отобранные иллюстрации художников XIX-XX веков, издаваемые крайне редко или не издаваемые ранее. В коллекцию вошли книги: – “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”; – “Сказка о попе и работнике его Балде”; – “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”; – “Сказка о рыбаке и рыбке”; – “Сказка о золотом петушке”. Изюминки: – Яркие и красочные иллюстрации. -… Развернуть
  • Руслан и Людмила Александр Пушкин
    ISBN: 978-5-9268-2735-1
    Год издания: 2018
    Издательство: Речь
    Язык: Русский

    “Руслан и Людмила” – первая законченная и напечатанная поэма А. С. Пушкина. В обрамлении сказочного сюжета – волшебной истории о том, как доблестный Руслан, отправившись на поиски похищенной невесты, побеждает коварство, обман и злое колдовство, – соединяются черты лирических жанров и героического эпоса, многоплановость повествования и авторская ирония, раскрывая великий талант автора. Многогранность, драматизм и поэтическую прелесть текста передают живые и яркие иллюстрации А. Д. Рейпольского.

  • Маленькие трагедии (сборник) Александр Пушкин
    ISBN: 978-5-9951-3429-9
    Год издания: 2018
    Издательство: Стрекоза
    Язык: Русский

    “Маленькие трагедии” – пушкинский цикл из четырёх пьес: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”. Все они были написаны Пушкиным в Болдино, в 1830 году, и все объединены общим мотивом изображения греховной страсти, которая разъедает саму основу человеческой души, даже если та глубока и сильна. Для среднего и старшего школьного возраста.

  • Капитанская дочка (сборник) Александр Пушкин
    ISBN: 978-5-699-88790-3
    Год издания: 2016
    Издательство: Эксмо
    Язык: Русский

    Александра Сергеевича Пушкина(1799 -1837) по праву считают одним из величайших поэтов, сумевшим своим творчеством значительно изменить русскую литературу. Его произведения, как поэзия, так и проза, принадлежат к шедеврам мировой литературы, к которым каждое поколение возвращается вновь и вновь. В сборник вошли знаменитые прозаические и драматические произведения А. С. Пушкина.

  • Евгений Онегин. Поэмы. Драмы. Сказки Александр Пушкин
    ISBN: 978-5-17-023219-2
    Год издания: 2010
    Издательство: АСТ
    Язык: Русский

    Александра Сергеевича Пушкина называют создателем русского литературного языка. Когда мы читаем стихи Пушкина, такие гармоничные и простые, кажется, что они именно в такой форме сами легли на бумагу. И нам не видно, сколько труда было им вложено, чтобы получилось так просто и естественно. Пушкин не старался подделываться под какой- либо литературный стиль, он выражал свою мысль такой, какой она возникала у него в уме. В сборник вошли роман в стихах “Евгений Онегин”, поэмы, драмы и сказки Пушкина.

  • Метель Александр Пушкин
    ISBN: 978-5-392-30580-3
    Год издания: 2020
    Издательство: Проспект
    Язык: Русский

    Издание содержит повесть Александра Сергеевича Пушкина “Метель”, которая входит в цикл “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”.

  • Капитанская дочка (сборник) Александр Пушкин
    ISBN: 978-5-373-04028-0
    Год издания: 2011
    Издательство: Олма Медиа Групп
    Язык: Русский

    Великолепное подарочное издание. Книга в обложке из бархата с трехсторонним золотым обрезом и шелковым ляссе. Обложка книги украшена золотым тиснением и вставкой с иллюстрацией. Сложно переоценить личность Александра Сергеевича Пушкина, чье творчество оказало такое сильное влияние на развитие всей русской литературы. Его произведения вошли в золотой фонд мировой культуры, выдержав испытание на прочность без малого двумя веками. В эту книгу включены знакомые каждому из нас с детства прозаические произведения: “Капитанская дочка”, цикл “Повести Белкина”, “Дубровский”, “Пиковая дама” и “Египетские ночи” – реалистические шедевры, поднятые… Развернуть

  • Сказка о золотом петушке Александр Пушкин
    ISBN: 5-88093-327-3 , 978-5-88093-356-3, 978-5-88093-397-6
    Год издания: 2016
    Издательство: Звонница-МГ
    Язык: Русский

    Перед вами одна из сказок Александра Сергеевича Пушкина – “Сказка о золотом петушке”, иллюстрации к которой выполнил замечательный русский художник Иван Яковлевич Билибин. Страстное увлечение Билибина старинным русским искусством отразилось в его иллюстрациях к пушкинским сказкам: к “Сказке о царе Салтане”, “Сказке о золотом петушке”, “Сказке о рыбаке и рыбке”. Билибинскому стилю свойственна красота узорного рисунка и изысканная декоративность цветовых сочетаний. Иллюстрации к “Сказке о золотом петушке” заслуженно признаны самым ярким проявлением этого стиля. Художник надеялся, что “…под влиянием увлечения минувшей красотою… создастся… Развернуть

  • Капитанская дочка. Дубровский (сборник) Александр Пушкин
    ISBN: 978-5-9268-2707-8
    Год издания: 2018
    Издательство: Речь
    Язык: Русский

    Сюжеты романов “Дубровский” и “Капитанская дочка” Пушкин взял из самой жизни: первый написан на основе рассказа об известном дворянине, а второй результат исследований автора истории пугачевских восстаний. Несмотря на историческую подоплеку и внимание Пушкина к проблеме крестьянства, ведущей в обоих текстах остается любовная линия, которая вкупе с динамичным повествованием делает эти произведения не только глубокими, но и захватывающими внимание читателей. Романы сопровождают классические иллюстрации Дементия Шмаринова, удивительно точно передающие характеры героев и настроение произведений.

Топ-10. Лучшие книги А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин известен не только, как поэт, но и прозаик. Он является одним из основателей русского реалистического направления в литературе. Его перу принадлежат сотни стихов и десятки художественных произведений. Лучшие книги Пушкина список которых расположился ниже, входят в перечень обязательных к прочтению в школе и высших учебных заведениях.

10. Станционный смотритель

Подборка: все романы А. С. Пушкина

«Станционный смотритель» открывает список лучших произведений Александра Сергеевича. В центре сюжета дочь станционного смотрителя Дуня. Внешне она невероятно красива. В нее влюбляется состоятельный гусар по имени Минский. Чтобы задержаться на станции он ссылается на то, что болен. Таким образом, он хочет выиграть время и поближе сойтись с Дуней. Он обманным путем увозит девушку с собой, а та становится его содержанкой. Не выдержав утраты дочери, отец девушки спивается и умирает.

9. Борис Годунов

Подборка: все романы А. С. Пушкина

«Борис Годунов» является одной из лучших книг Пушкина с историческим уклоном. На создание пьесы автора толкнула прочтение «Истории государства Российского». Произведение посвящено всему периоду правления Бориса Годунова.

Написание трагедии было переломным моментом в творчестве писателя, когда тот отходит от романтизма к реализму. Главным героем пьесы выступает простой народ, от которого во многом зависит судьба целого государства. Одной из главных тем, которая прослеживается в произведении, выступает власть и человек.

8. Кавказский пленник

Подборка: все романы А. С. Пушкина

«Кавказский пленник» входит в список лучших поэм, написанных Александром Сергеевичем Пушкиным. В центре сюжета молодой герой, которому присуще равнодушие ко всему окружающему Пленник несмотря на свой возраст устал от жизни, потерял свою прежнюю любовь. Но несмотря ни на что он жаждет свободы.

Второе главное лицо поэмы – черкешенка, которая влюбляется без ума в молодого пленника и готова пойти ради него на все. Все события произведения разворачиваются на фоне невероятно красивых кавказских пейзажей.

7. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Подборка: все романы А. С. Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» − произведение, написанное Пушкиным по мотивам русской народной сказки. Царь находится в отъезде. В это время умирает его супруга, после того как рожает на свет дочку. Погоревав год, царь находит другую царицу.

Внешне новая жена прекрасна, но внутри очень жестока и коварна. У нее есть волшебное зеркальце, с которым она разговаривает. Царица постоянно любуется собой, смотрясь в него и спрашивая о том на самом ли деле она всех прекраснее на свете. Зеркальце говорит ей, что нет ее лучше во всем мире.

Но приходит момент, когда зеркальце говорит о том, что есть на земле более прекрасная особа, чем она. Царица приходит в ярость и готова сделать все, чтобы загубить девицу.

6. Дубровский

Подборка: все романы А. С. Пушкина

«Дубровский» − художественное произведение Пушкина, входящее в список наиболее популярных. В центре сюжета влюбленная пара – Владимир Дубровский и Мария Троекурова. Они относятся к помещичьим семействам, которые ведут между собой вражду на протяжение многих лет. Отец Маши собирается выдать ее замуж за князя Верейского. Дубровский пытается предотвратить этот брак.

Владимир и Маша сговариваются между собой и строят план, как избежать этого. Молодой человек прибывает за возлюбленной в договоренное время, но оказывается слишком поздно. Дальнейшие события складываются не в пользу Дубровского.

5. Барышня крестьянка

Подборка: все романы А. С. Пушкина

«Барышня крестьянка» входит в список наиболее известных книг, написанных Александром Сергеевичем. В центре сюжета дочь зажиточного помещика Лиза Муромская, которая дюже любит попроказничать. Она претворяется крестьянской служанкой, чтобы стать ближе к Алексею Бестерову, с которым отец девушки не ладит.

Лиза надуманно производит впечатление необразованной девицы, обучением которой начинает заниматься Алексей. Он приходит в восторг от того, насколько способна и быстро обучаема его воспитанница.

Молодой человек влюбляется в молодую служанку, и имеет намерения жениться на ней. Алексей удивляется и приходит еще в больший восторг от своей возлюбленной, когда узнает о ее происхождении.

4. Пиковая дама

Подборка: все романы А. С. Пушкина

«Пиковая дама» − одна из наиболее популярных повестей, написанных Александром Сергеевичем Пушкиным. Произведение было неоднократно экранировано. В повести писатель раскрывает тему фортуны. Главный герой книги Германн по происхождению немец ведет обыденную жизнь и постепенно собирает накопления.

Однажды его приятель рассказывает историю о своей бабушки, которая проиграла все свое имущество в карты. Она хотела взять деньги в долг у одного графа, но тот вместо финансовой поддержки раскрывает ей секрет трех карт, которые обязательно выиграют. Благодаря им графиня возвращает себе все свое имущество, оставшись в наваре.

Эта история сыграла с главным героем роковую шутку. Желание разузнать, что это за карты становится для Германна навязчивой идеей и приводит в сумасшедший дом.

3. Сказка о царе Салтане

Подборка: все романы А. С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане» − книга, написанная великим мастером русского слова. Книга рассказывает о женитьбе царя Салтана и дальнейшем появлении на свет его сына по имени князь Гвидон. Из-за козней родных теток Гвидон оказывается на необитаемом острове. Там он встречает могущественную волшебницу, известную как царевна Лебедь.

Именно благодаря ей главный герой вновь оказывается рядом с отцом и становится могущественным правителем.

2. Капитанская дочка

Подборка: все романы А. С. Пушкина

«Капитанская дочка» − одна из лучших книг Пушкина. Жанр произведения – исторический роман. Действия в книге связаны с периодом восстания донского казака Емельяна Пугачева. Главным действующим лицом литературного произведения выступает Петр Андреевич Гринев.

Пожилой помещик рассказывает о событиях своей прошлой жизни. Отец направляет его на службу. В это время судьба его сводит с Пугачевым, когда тот не был известным и слыл обычным казаком. Он соглашается проводить помещика в непогоду до постоялого двора.

В благодарность за это Гринев награждает Емельяна тулупом. Прибыв на службу Петр знакомится с Машей Мироновой, которая является дочерью коменданта. Дальнейшие события романа в большей степени завязаны на отношениях молодых людей.

1. Евгений Онегин

Подборка: все романы А. С. Пушкина

«Евгений Онегин» возглавляет список лучших книг Александра Сергеевича Пушкина. Самое популярное произведение мастера слова получило признание не только в России, но и за рубежом. Это первый русский роман, написанный в стихах. Работа над ним осуществлялась писателем на протяжение семи лет.

В произведении описываются события, охватившие период с 1819 по 1825 гг. Этот временной отрезок был ознаменован такими происшествиями, как разгром наполеоновской армии, а затем восстанием декабристов. Основная сюжетная линия связана с любовной историей.

Особенностью данного произведения критики выделяют, что каждая из глав имеет завершенный смысл и вполне могла бы быть последней в романе.

Автор Александр Сергеевич Пушкин

 «А Пушкин — наше всё».

Аполлон Григорьев

Величайший русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка, Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье. Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение – Царскосельский Лицей под Петербургом, где  впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар.

Его вдохновляли французские поэты XVII—XVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Пушкинская лирика периода 1813—1815 годов пронизана мотивами быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждения радостями бытия.

С 1816 года он обращается к элегиям, где развивает характерные для этого жанра мотивы: неразделённой любви, ухода молодости, угасания души. Не замыкаясь на поэзии камерной, Пушкин обращался к темам более сложным, общественно-значимым.

В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати в издававшемся в Москве журнале «Вестник Европы».

Ещё будучи воспитанником Лицея, Пушкин вошёл в литературное общество «Арзамас», выступавшее против рутины и архаики в литературном деле, и принял действенное участие в полемике с объединением «Беседа любителей русского слова», отстаивавшим каноны классицизма прошлого века.

Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине коллежского секретаря и определён в Коллегию иностранных дел.

Не участвуя в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи «К Чаадаеву», «Вольность», «Н. Я. Плюсковой», «Деревня».

В эти годы он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила», отвечавшей программным установкам литературного общества «Арзамас» о необходимости создания национальной богатырской поэмы. 

Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору  Петербурга  графу  М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений, несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь.

Лишь благодаря хлопотам друзей  удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию. По пути к новому месту службы Александр Сергеевич заболевает воспалением лёгких, искупавшись в Днепре. Для поправления здоровья Раевские вывозят в конце мая 1820 г.

больного поэта с собой на Кавказ и в Крым.

16 августа 1820 года Пушкин прибыл в Феодосию. Через два дня Пушкин вместе с Раевскими отбыл морем в Гурзуф. Лишь в сентябре он прибывает в Кишинёв.

Первая «южная поэма» Пушкина «Кавказский пленник» поставила его во главе всей современной русской литературы, принесла заслуженную славу первого поэта. Позже выходит другая «южная поэма» «Бахчисарайский фонтан». Поэма получилась фрагментарной, словно таящей в себе нечто недосказанное, что и придало ей особую прелесть. 

Вместе с тем поэт пытается обратиться к российской древности, наметив планы поэм «Мстислав» и «Вадим», создаёт сатирическую поэму «Гавриилиада»,  поэму «Братья разбойники».

Со временем в Пушкине созрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы.

В таком ключе был начат в мае 1823 года в Кишинёве роман в стихах «Евгений Онегин».

Четырёхлетнее пребывание Пушкина на юге — новый романтический этап развития его как поэта. Основным свойством пушкинской поэзии стала её выразительная сила и в то же время необыкновенная сжатость, лаконизм. Сочетание старых, усложнённых и условных форм с романтическими красками и напряжённостью ярко проявились в «Кавказском пленнике».

В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта от службы. Он был сослан в имение своей матери, и провёл там два года.

Здесь Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», поэму «Цыганы», продолжает писать роман в стихах.

Осенью 1824 года он возобновляет работу над автобиографическими записками и обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов», пишет шуточную поэму «Граф Нулин». Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений.

8 сентября, сразу же после прибытия, Пушкин доставлен к императору для личной аудиенции. Поэту по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры.

В декабре 1828 года Пушкин знакомится с московской красавицей Натальей Гончаровой. По собственному признанию, он полюбил её с первой встречи. В конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение Гончаровой. Неопределённый ответ матери девушки, по словам Пушкина «свёл его с ума». Он уехал в армию Паскевича, на Кавказ, где в то время шла война с Турцией. 

 В 1830 году повторное его сватовство к Наталье Николаевне Гончаровой было принято, и осенью он отправляется в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе.

Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Повести Белкина»), «Опыт драматических изучений» («Маленькие трагедии»), последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений.

18 февраля (2 марта) 1831 венчается с Натальей Гончаровой. 

В ноябре 1833 года Пушкин возвращается в Петербург. Широкой публике, сокрушающейся о падении пушкинского таланта, было неведомо, что лучшие его произведения не были пропущены в печать, что в те годы шёл постоянный, напряжённый труд над обширными замыслами: «Историей Петра», романом о пугачёвщине.

Со времени закрытия «Литературной газеты» он добивался права на собственное периодическое издание. Основанный в 1836 году журнал получил название «Современник». В нём печатались произведения самого Пушкина, а также Н. В. Гоголя,  А. И. Тургенева,  В. А. Жуковского,  П. А. Вяземского.

Тем не менее, читательского успеха журнал не имел: к новому типу серьёзного периодического издания, посвящённого актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намёками, русской публике предстояло ещё привыкнуть.

  Несмотря на финансовую неудачу, Пушкин до последнего дня был занят издательскими делами, «рассчитывая, наперекор судьбе, найти и воспитать своего читателя».

Бесконечные переговоры с зятем о разделе имения после смерти матери, заботы по издательским делам, долги, и, главное, ставшее нарочито явным ухаживание кавалергарда Дантеса за его женой, повлёкшее за собой пересуды в светском обществе, были причиной угнетённого состояния Пушкина осенью 1836 года.

 3 ноября его друзьям был разослан анонимный пасквиль с оскорбительными намёками в адрес Натальи Николаевны. Пушкин, узнавший о письмах на следующий день, был уверен, что они — дело рук Дантеса и его приёмного отца Геккерна. Вечером 4 ноября он послал вызов на дуэль Дантесу.

Дуэль удалось предотвратить. 17 ноября Дантес сделал предложение сестре Натальи Николаевны Екатерине Гончаровой. Брак не разрешил конфликта. Дантес, встречаясь с Натальей Николаевной в свете, преследовал её. Пушкин послал 26 января 1837 года Луи Геккерну «в высшей степени оскорбительное письмо».

Формальный вызов на дуэль от Геккерна, одобренный Дантесом, был получен Пушкиным в тот же день. Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным.

Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г.

«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..» – писала петербургская газета.

Пушкин Александр Сергеевич

ПУШКИН, Александр Сергеевич (1799–1837), поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Родился 26 мая (6 июня н.с.) 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна Пушкина, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала — “арапа Петра Великого”.

Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века.

Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.

В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия.

Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также корифеями русской литературы: Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным.

Пушкин и Петербург

Петербургский период (лето 1817 — весна 1820) проходит бурно: формально числясь по Коллегии иностранных дел, Пушкин не обременен службой, предпочитая ей театр, дружеские пирушки, светскую жизнь, короткие “романы” и частые дуэли, резкие стихи, остроты и эпиграммы.

По убеждению, разделяемому как Карамзиным, так и людьми декабристского склада, Пушкин ветрен, легкомыслен и едва ли достоин своего поэтического дарования. В то же время продолжается дружба Пушкина с П.Я. Чаадаевым и другими известными поэтами и писателями того времени, он общается с убежденным противником крепостничества Н.И.

Тургеневым (воздействие его взглядов ощутимо в стихотворении “Деревня”, 1819), пишет стихи в высокой гражданственной традиции (“Вольность”, 1818), отказывается (не без влияния П.А. Катенина) от безоглядного карамзинизма и отдает должное исканиям поэтов-архаистов; через Дельвига знакомится с Е.А. Баратынским и П.А. Плетневым.

Молодежью — студентами и вольнодумцами того времени — Пушкин осознается как признанный лидер. Итогом этих лет стала поэма “Руслан и Людмила” (отдельным изданием опубликована в начале августа 1820), явившаяся исполнением поэтического заказа эпохи, над которым тщетно бились Жуковский и Батюшков.

В поэме непринужденно сочетаются историческая героика, элегическая меланхолия, фривольность, национальный колорит, фантазия и юмор.

Ссылка

Императора не на шутку встревожили возмутительные, по его мнению, стихи и рассказы Пушкина. Он решил наказать поэта, сослав в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Пушкин был вызван к военному губернатору Петербурга графу М.А. Милорадовичу.

Там он, сознавшись в том, что загодя уничтожил крамольные стихи, заполнил ими целую тетрадь (не найдена). Тронутый рыцарским жестом, Милорадович обещал царское прощение; обращался к Александру I, по-видимому, и Карамзин, обычно к ходатайствам не склонный.

Наказание было смягчено, и Пушкин был откомандирован в распоряжение наместника Бессарабии генерал-лейтенанта И. Н. Инзова. Встретившись в Екатеринославе с новым начальником и совершив с его разрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев (сентябрь 1820).

Вести о европейских революциях и греческом восстании, бессарабская “смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний”, контакты с членами тайных обществ (М.Ф. Орлов, В.Ф. Раевский, П.И. Пестель и др.

) способствовали как росту политического радикализма (высказывания, зафиксированные современниками; перед высылкой Пушкин обещал Карамзину не писать “против правительства” два года и слово сдержал), так и творческому увлечению Дж. Байроном.

Поэтизация индивидуализма, сложно связанного со свободолюбием, могучей страсти или разочарования, внимание к экзотическому колориту (природа, чуждые цивилизации нравы и обычаи), усиление суггестивности приметны в новых элегиях (“Погасло дневное светило”, 1820), балладах (“Черная шаль”, 1820; “Узник”, 1822), философско-политической лирике (“Наполеон”, 1821) и особенно в ориентированных на “восточные повести” Байрона поэмах (“Кавказский пленник”, 1820).

Дуэль

17 декабря 1825 Пушкин узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, “могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв”.

С глубоким волнением Пушкин ждал вестей из столицы, в письмах просил друзей “не отвечать и не ручаться” за него, оставляя за собой свободу действий и убеждений. Дни томительного ожидания закончились в сентябре 1826, когда Пушкин получает с фельдъегерем приказ Николая I немедленно прибыть к нему в Москву (император был коронован в Кремле).

Напуганный всеобщим неодобрением казней и ссылки дворян-офицеров, император Николай I искал пути примирения с обществом. Возвращение поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости, он объявил Пушкину, что сам будет его цензором.

Цензорство царя обернулось полицейским надзором: “Борис Годунов” был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода: “Воспоминание”, “Дар напрасный, дар случайный”, “Предчувствие” (1828). В апреле 1830 Пушкин вновь сделал Н.

Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и осенью поехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как “Болдинская осень”. Испытывая большой творческий подъем, Пушкин писал своему другу и издателю П.

Плетневу: “Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов” — и сдержал свое слово: в Болдине Пушкин написал такие произведения, как “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, “Маленькие трагедии”, “Домик в Коломне”, “Сказка о попе и о работнике его Балде”, стихотворения “Элегия”, “Бесы”, “Прощение” и множество других, закончен “Евгений Онегин”.

18 февраля 1831 в Москве Пушкин обвенчался с Н.н. Гончаровой. Летом 1831 Пушкин вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать “Историю Пугачева” (1833), историческое исследование “История Петра I”.

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительным для поэта, т.к. это придворное звание обычно “жаловалось” молодым людям.

За поэтом следили, перлюстрировали его письма, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей — Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги.

Но, хотя в таких тяжелых условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы Пушкин написал повести “Пиковая дама” (1833), “Египетские ночи”, “Капитанская дочка” (1836), поэму “Медный всадник”, сказки. В конце 1835 Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им “Современник”.

Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели — художественный уровень журнала был необычайно высок: такого собрания блистательных талантов не знала еще русская периодика (Жуковский, Баратынский, Вяземский, Д. Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов).

Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля н.с.) 1837 на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. “Солнце русской поэзии закатилось”, — написал В. Жуковский. Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта, А. Тургенев. Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях»

Цель:

обучать грамотному, выразительному чтению; определять
категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”;
учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать
умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ;
развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное
чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания.

Задачи:

Образовательная: познакомить
с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, развивать умения выразительно читать
произведение, передавая интонацией настроение.        
                 

 
  Воспитательная:
   воспитывать
эстетическое отношение к искусству слова,

 
    формировать интерес к чтению и книге, потребность в общении с
миром художественной литературы

 
  Развивающая:
 развитие художественно-творческих и
познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений, формирование эстетического отношения искусства.

  Ход урока.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Артикуляционная
гимнастика

Ы
А О У Э И


Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)


Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение.
Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

 и
певуньей.

 Проверка
домашнего задания

Прочитайте
стихотворение « Няне» наизусть.


Кто из вас подготовил иллюстрации к нему? Расскажите, что вы изобразили.

IV.
« Слайд №2»
 Физкультминутка

(Исполняется
под музыку.)


А сейчас представьте одинокий падающий лист.Давайте встанем, и покажем сначала
левой рукой, как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах рукой).
– Повернёмся к схеме универсальных символов и последим глазами за движением
листа.
– Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.

V.
 Работа по теме урока.

1.Чтение
и анализ стихотворения «Туча»

Слайд
№3.

(Чтение
стихотворения «Туча» учителем на с. учебника.)

Слайд
№4,5


Как Пушкину удаётся показать, что пора ненастья миновала?

Какие
слова он для этого выбирает?

Слайд
№6.


Объясните значение слова « алчный». ( Жадный , корыстолюбивый, страстно
желающий чего – нибудь.)


Подберите синоним к слову « унылый».


Подберите антоним к слову  « ликующий».


Можно ли сказать, что поэт ведёт воображаемый диалог с тучей? Объясните?


Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.

-Какое
настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

(Выразительное
чтение стихотворения учащимися)

2.
Чтение и анализ стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье!..»(Слайд №7)

(Чтение
стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье!..»

 учителем
на с. учебника.)


Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8строк, а сколько чувств.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора!
Очей очарованье!”.


На уроке мы должны:

Проанализировать
стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует
картины осени.
Познакомиться с новым литературным приёмом, позволяющим автору передать всю
полноту чувств.

Какие
чувства передаёт автор? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень
уходит).


Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик
читает всё стихотворение.)


То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил,
одним словом ЛЮБЛЮ.
 

(Дети
составляют катрочку)

http://festival.1september.ru/articles/581344/img5.gif 

А
дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И, ветра шум, и свежее
дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы.Соответственно,
нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения.
Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано
на одном дыхании.

– А
теперь прочитаем вслух.

(Читают
2–3 ученика.)


Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите
внимание, что автор больше всего любит в осени?

(Читают
про себя.)


Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)


Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)

– Увяданье –
само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это
слово со словом 
пышное, автор получает совершенно
другой образ.

(Слайд
№8)
– Что значит пышное? (Красивое, яркое,  торжественное.)
– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и
прочитайте эти строки.

(Ученик
читает 4–8 строки)

В
багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.


Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да, можно.)
– В багрец и в золото одетые леса.
– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало
употребляем? (Багрец.)

(На
слайде № 9 появляется слово БАГРЕЦ).


Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия
Николаевича Ушакова.

Багрец

1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.
2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.


Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего
стихотворения? (Первое значение – красная краска тёмного оттенка,
багровая.)

– А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.)
– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово,используемое в поэтической
речи.
– А что придают устаревшие слова данному произведению? (Они придают
таинственность ,сказочность, торжественность – очей очарованье.)

– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.

Унылая
пора! Очей очарованье!


Автор использует всё тот же приём, слово 
УНЫЛАЯ рисует
нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “
Очей
очарованье
!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.
– Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.

(Читает
2–3 ученика.)

3.Работа
с репродукциями картин (Слайд№10)

– Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также
как и Пушкин восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице вам даны
репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.

 Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, — писал Поленов
в 1914 году 
Константину
Коровину
. — Ведь мы с Вами первые открыли ее
красоту и выбрали место для жительства». Многие годы жизни на берегу Оки не
разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту
природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в
различные времена года, в различных ее состояниях.

«Золотая осень» Поленова — символ русской природы. Поленов сумел
передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно
катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит
в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы,
обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в
голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения
художника — холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками
кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение,
представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатленных
художником приокских лугов.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом
пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий
рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно
умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием
изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая
берега Оки и смиренно блистающая своей «красою тихой» (Пушкин).

Исаак Левитан – великий мастер кисти и человек с тяжёлой
судьбой – оставил большое наследство, представленное яркими и
выразительными пейзажами.

(Слайд №11)

В 1892 году художник создал полотно «Вечерний звон». В этой
картине отразились впечатления, которые получил автор в поездке по святым
местам на Волге. Увиденные им монастыри стали основой необычайно
поэтического изображения, которое созвучно знаменитой музыке и стихам,
церковному колокольному звону.

Мастер изображает знойный летний вечер. В лучах полыхающего
заката слышится колокольный звон, приглашающий на вечернюю молитву. Ещё
один, подходящий к концу день навевает приятную тоску и печаль и ожидание
нового дня.

Природная торжественность и величие подчёркиваются слегка
темнеющим небом с широко разлитой по нему розоватой дымкой. Небесная высь
серыми разводами отражается в ровной и спокойной водной глади.

Река широко и спокойно течёт между тёмных берегов, песчаных
возле кромки воды, а дальше покрытых зарослями кустарника. По гладкой воде
в лодке переплывают на противоположную сторону люди-паломники. Они спешат
успеть к вечерней службе. На том берегу их уже ждут услужливые монахи. А
две лодки с скучающим лодочником, деревянные сходни остались на этом
берегу.

В прозрачной и тихой воде отражаются также белокаменные стены
и золотые купола монастырей, острый шпиль колокольни. Сами величественные
постройки скрываются за зеленью деревьев. Здесь как бы слились воедино духовное
и природное начала, которые приводят к тишине и успокоению.

«Вечерний звон» — одна из значительных картин великого
художника-пейзажиста. В ней проявляется мастерство опытного живописца,
умеющего видеть красоту природы и воплощать её на холсте в красках. Здесь
же хорошо видно настроение автора, его стремление к божественному.
Необычайно величественная и завораживающая душевная музыка художника
передаётся зрителю.

– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что
это пора увяданья природы,листья опадают, деревья стоят голые, краски
тускнеют, появляется больше серого.)

– А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что
это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным
ковром.)

– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на
эти с каждым днём меняющиеся картины.

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у
нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не
увидим такого буйства красок.

1. Кто главные героини произведения А. С. Пушкина? Расскажи о
них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая,
кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой
выбор. Дополни своими словами.

Царица, царевна.
Царевна добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая,
наивная.
Царица жадная, равнодушная, злая, завистливая.

2. Прочитай описание внешнего вида и качеств характера героинь
сказки.

Героиня Внешний вид           
      Качества характера
Царица  Высока, стройна, бела..   И умом и всем взяла;
                     
                     
       Но зато горда, ломлива,
                     
                     
       Своенравна и ревнива
Царевна Белолица, черно-брова…Нраву кроткого такого…

Сравни описание главных героинь сказки: что общего и чем
различаются? Можно ли сказать, что характер одной героини противопоставлен
характеру другой?

Они обе красивы.
Да, характер одной героини противопоставлен характеру другой.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням.
Почему вы так думаете?

К царевне автор
относится с нежностью:
«И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз»
Царицу автор не любит:
«Черт ли сладит с бабой гневной?»

4. Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.

«И царевна
очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;…
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу.»

В светлице светло и просторно. Кругом стоят лавки, покрытые ковром. Стоит
дубовый стол, печь с лежанкой, украшенная изразцами.

5. Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти
фрагменты.

     
  Царица обращалась к зеркальцу пять раз. В первый раз зеркальце сказало,
что царица самая красивая. Во второй раз зеркальце сказало, что царевна
красивее. Царица рассердилась и отправила Чернавку заманить царевну в лес. В
третий раз зеркальце сказало, что царевна красивее и что царевна живет в
лесу. Царица рассердилась и отправила Чернавку отравить царевну. В четвертый
раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. В пятый раз зеркальце
сказало, что царевна красивее. На этот раз царица не смогла причинить царевне
зла.

6. Найди слова, которые говорят о скромности царевны.

 Поэт говорит
о царевне как о цветке: «…росла, росла, поднялась — и расцвела»,
«тихомолком расцветая…», то есть скромно, никому не навязываясь.

7. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу,
месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и
понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы
Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.

Солнце: «свет наш
солнышко», «ходишь круглый год по небу», «всех нас
видишь. «
Месяц: «позолоченный рожок», «круглолицый,светлоокий»,
«ты встаешь во тьме глубокой». 
Ветер: «могуч», «гоняешь стаи туч», «веешь на
просторе», «не боишься никого». 

8. Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на
вопросы:
• Какие события происходят? 
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев? 
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части? 
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно
нужно изобразить и почему?

1.
Рождение царевны и смерть царицы 
2. Новая царица 
3. Черный умысел царицы
4. Царевна остается одна в лесу 
5. Дом семи богатырей» 
6. Царица узнает о том, что царевна жива
7. Отравленное яблоко» 
8. Хрустальный гроб
9. Елисей в поисках царевны
10. Царевна проснулась
11. Смерть царицы, свадьба царевны и Елисея

9. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план
ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые
ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина
стихотворное.

     
         План 13-й части
1) Королевич узнал о смерти царевны. 
2) Королевич Елисей у гроба. 
3) Елисей разбивает хрустальный гроб. 
4) Царевна ожила. 
5) Весть о воскрешении царевны. 
6) Смерть мачехи. 
7) Свадебный пир. 

10. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они
различаются? Обсудите с другом.

 Пушкинскую
сказку роднит с народными наличие зачина, концовки, стиль повествования,
сюжет. Но эта сказка написана в стихотворной форме. 

VI. Рефлексия.

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко
удавалось выполнить?

VII.Подведение итогов урока.

— Какое из стихотворений Александра Сергеевича вам больше
всего понравилось?

— Осень-любимое время года Пушкина.А любите ли  его
 вы ? За что?

Домашнее  задание.

Выучить любое стихотворение. По желанию: проиллюстрировать его

Урок-игра в 5 классе по сказкам Пушкина

«Сказка — ложь, да в ней намёк…»

Жеребьёвка (деление на 3 команды): «Золотая рыбка», «Золотой петушок», «Семь богатырей». В командах выбирается капитан и секретарь, который фиксирует правильные ответы у каждого участника.

Представление жюри:

библиотекарь гимназии Гнаевская Галина Ивановна

от родителей в жюри приглашается

Слово ведущего (учитель литературы)

2016 год в России объявлен Годом Литературы. И наша игра сегодня будет посвящена этому знаменательному событию. Как известно, кто много читает, тот много знает, а значит, многого добьётся в жизни. Каждый россиянин знает имя Александра Сергеевича Пушкина, потому что с самого раннего детства мы слышим его имя и его сказки. И игра наша будет посвящена именно сказкам великого поэта. Называется она так: «Сказка — ложь, да в ней намёк…».

Вам, ребята, придётся показать все свои знания, проявить смекалку и эрудицию. Жюри в конце игры назовет самого лучшего знатока сказок Пушкина из каждой команды и самого лучшего художника из каждой команды. Начинаем первый этап игры.

Первый этап – литературоведческий.

Вопросы задаются обеим командам одновременно, затем дается 1 минута на обсуждение. Отвечает команда, которая первой заявит о своей готовности. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сочинял народ или коллективный автор).

  2. Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений?(Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка – это авторская обработка сказки народной).

  3. Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Александр Сергеевич в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше Пушкину? (Его няня Арина Родионовна).

Второй этап посвящен сказкам.

Конкурс 1. Он называется «Все сказки в гости к нам»

Командам предлагается по очереди назвать сказки Пушкина. Побеждает команда, которая последней назовет сказку.

(Сказок всего 6, если все сказки названы и ни одна команда не ошиблась и не пропустила ход, обе команды получают равное количество баллов – по 1 баллу за каждую сказку).

Сказки Пушкина:

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о медведихе»

Конкурс 2. Конкурс для капитанов команд.

Приглашается от каждой команды капитаны за отдельные столы. Задание: Расшифровать название сказки, вписав его в клетки. За правильный ответ 1 балл, за скорость ещё 1 балл.

Ответ: Сказка о попе и е работнике его Балде .

Конкурс 3. Пока капитаны соревнуются, мы проведём блицтурнир.

Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затрудняется дать ответ на вопрос, то отвечать могут соперники, зарабатывая тем самым себе дополнительные баллы.

Вопросы для первой команды:

  1. Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)

  2. Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)

  3. Какое домашнее животное было с царевной – невестой Елисея? (Пёс)

  4. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун)

Вопросы для второй команды:

  1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

  2. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (королевич)

  3. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

  4. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)

Вопросы для третьей команды:

  1. Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!»)

  2. Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)

  3. Что бросила царевне в руки  нищая черница? (Яблоко)

  4. Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)

Конкурс 4. Этот конкурс называется «Сказка о рыбаке и рыбке»

Команды должны перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Время на выполнение – 1 минута, за правильный ответ присуждается – 2 балла.

(корыто – изба – столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская. Итог: разбитое корыто.)

Конкурс 5. Узнай сказочного героя.

Описания портретов читаются по очереди то одной, то другой командой. За правильный ответ – 1 балл, за название сказки – 1 балл.

  1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха – столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Высока, стройна, бела,

И умом, и все взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(Царица-мачеха. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна-Лебедь.«Сказка о царе Салтане»)

Конкурс 6. Этот конкурс называется «Кроссворд». От каждой команды выберите 4 игрока, которые должны разгадать кроссворд

Конкурс заканчивается, когда одна из команд первой решит кроссворд.(1 балл – за каждый правильный ответ в кроссворде, 1 балл – за скорость).

Конкурс 7. А пока игроки решают кроссворд, мы проведем следующий конкурс – «Иллюстрация к сказке».

Каждый из вас мог нарисовать иллюстрацию к любой сказке Пушкина. Соберите, пожалуйста, все рисунки, сделанные вашей командой, и сдайте в жюри для подсчёта.

Жюри подсчитывает количество сделанных командой иллюстраций к сказкам, за каждую присуждается – 1 балл. Жюри должно выбрать лучшего художника в каждой команде.

А мы продолжаем игру. Конкурс 8. Этот конкурс называется «Сказочный предмет».

Представители команд по очереди выбирают карточки с изображениями сказочных предметов. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Зеркало – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

жемчужное ожерелье – «Сказка о рыбаке и рыбке»

орех – «Сказка о царе Салтане»

верёвка — «Сказка о попе и его работнике Балде»

мешок — «Сказка о золотом петушке»

Конкурс 9. А этот конкурс нам помогут провести Золотые рыбки.

Золотая рыбка задает вам вопросы, ребята. На полу лежат рыбки с номерами. Члены команд по очереди вылавливают рыбку, находят карточку с тем же номером, что и на рыбке, зачитывают вопрос и отвечают на него. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна согласилась стать его женой)

  2. С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? (Жил-был поп, толоконный лоб)

  3. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду? (Полба)

  4. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)

  5. Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами и печатными пряниками)

  6. Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (монета)

  7. Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)

  8. В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)

  9. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

  10. Кто вынул из мешка пред Дадоном золотого петушка? (Мудрец)

Конкурс 10. У нас остался последний конкурс «Продолжи фразу» .

Командам присуждается 1 балл за правильное продолжение фразы и 1 балл за название сказки, из которой она взята.

Задание для первой команды

  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Жили они в ветхой землянке… (ровно тридцать лет и три года.«Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Жил-был поп,

Толоконный лоб,

Пошёл поп по базару… (Посмотреть кой-какого товару.«Сказка о попе и его работнике Балде»)

Задание для второй команды

  1. Улетела лебедь-птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так… (лечь решили натощак.«Сказка о царе Салтане» )

  1. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь… (не мышока, не лягушку, а неведому зверушку.«Сказка о царе Салтане»)

Вопросы для третьей команды:

  1. В синем море звезды блещут,

В синем море волны хлещут…( Туча по небу идет, бочка по морю плывет. «Сказка о царе Салтане»)

  1. И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был… (мед-пиво пил, да усы лишь обмочил.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

И в конце нашего урока хочу вас спросить:
 — Чему учат сказки А.С.Пушкина? (Дети отвечают.)
 — Сказки А.С.Пушкина учат быть щедрыми и честными, понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда?
А.С.Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. Пушкин велик! Я уверена, что вам захочется еще не раз перелистать страницы пушкинских сказок.

Вот и подошла к концу наша игра. Мы предоставляем слово жюри.

Подведение итогов.

Награждение.

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда +
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян +
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче +
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет +
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7 +
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6 +
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде» +
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» +

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос +
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» +
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях присказка в сказке
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ответ на вопрос
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях пушкина описание
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях презентация 5 класс коровиной
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях про ветер