Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях персонажи сказки

Автор j.g. на чтение 5 мин обновлено 31 июля, 2021 сказка о мертвой царевне и семи богатырях читательский дневник поможет

На чтение 5 мин Обновлено

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и то о чём сказка и кто главные герои, чему учит. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению .

«Сказка о мертвой царевне» читательский дневник (анализ)

Австор — Пушкин А.С.

Год написания — 1833

Сколько страниц — 13

Жанр: волшебная сказка

Признаки волшебной сказки: говорящее зеркальце, так же говорящие солнце, месяц и ветер, превращение мачехи в нищенку, оживление Царевны, добро побеждает зло..

Герои сказки о мертвой царевне

  • Царевна — дочь царя. Внешне очень красивая, а по характеру добрая, застенчивая, честная и трудолюбивая. Любила королевича Елисея
  • Царь — погоревав о смерти своей жены женился на другой красавице ставшей мачехой царевне.
  • Царица — мачеха — красивая женщина, но злая и завистливая и к тому же очень коварная.
  • Королевич Елисей —  искал свою невесту не жалея сил везде где только мог: спрашивал о ней и у солнца, и у месяца, и у ветра.
  • Чернавка — служанка царицы. Она исполнила её приказ: отвела царевну в лес, чтобы её съели волки. Но пожалела девушку и отпустила ее.
  • Семь богатырей — витязи, которые полюбили царевну за её красоту кротость и трудолюбие. Семь богатырей были сильными, смелыми, честными и справедливыми.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» главная мысль

 Такие человеческие пороки как зависть и гордыня совсем не красят человека, а порой даже приводят к смерти. Основная мысль сказки в том, что добро побеждает зло, а истинная любовь не знает никаких преград.

План сказки о мертвой царевне

1) Рождение царевны
2) Смерть любимой жены и новая женитьба.
3) Диалог Царицы с чудо-зеркалом.
4) Зависть Царицы.
5) Приказ Чернавке.
6) Царевна знакомится с богатырями.
7) Царица дарит яблоко
8)  Отравление Царевны.
9) Хрустальный гроб
10) Елисей находит гроб и целует любимую.
11) Смерть царицы
12) Свадьба.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» краткое содержание для читательского дневника

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях кратко1) После рождения дочери царица умирает, а царь женится вновь, но царица оказалось злой и завистливой.

2) Царица не может пережить, что молодая царевна краше ее, поэтому отправляет свою служанку Чернавку, чтобы та отвела царевну в лес и связала.

3) Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей и живет у них как сестра.

4) Узнав, что царевна жива, царица отправляет Чернавку в виде старухи-странницы убить царевну с помощью отравленного яблока и царевна, откусив от него умирает.

5) Богатыри хоронят царевну, но Елисей находит ее по совету ветра в хрустальном гробу в горе. Елисей разбивает гроб и царевна оживает

6) Мачеха-царица с тоски умирает,  а королевич Елисей женится на ожившей царевне.

Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

 Сказка учит быть добрым и справедливым и никому не завидовать. Внутренняя красота гораздо важнее внешней.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» отзыв

Эта сказка Пушкина мне очень понравилась, у нее интересный и захватывающий сюжет. Не смотря на то, что она написана в стихотворной форме, ее очень легко читать.  Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» пословицы

  • Добрая слава злому ненавистна.
  • Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит.
  • Завистливый по чужому счастью сохнет
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» о чем сказка?

Мертвая царевна и семь богатырей план сказкиЦарица рожает дочь и вскоре после этого умирает. Скоро Царь жениться снова и у царевны появляется мачеха. Мачеха своенравная и горделивая женщина, у неё в приданном лишь одно волшебное зеркальце, оно ей говорит, кто на свете всех краше. Однажды зеркальце говорит, что царевна краше и милее царицы. Разгневанная царица повелевает Чернавке свести царевну в лес и привязать к дереву. Та выполняет её веление, но, пожалев, царевну отпускает.

Бродя по лесу, царица видит на терем. Там она прибралась и легла отдыхать. Возвратясь домой, семь богатырей обрадовались гостье, и предложили её жить с ними, назвали ее своей сестрой. Богатыри полюбили девушку, даже попросили стать для одного из них женой. Но та отказывает, признаваясь, что у неё уже есть жених.

Тем временем царице зеркальце говорит, что царевна жива и она ещё краше. Злая царевна снова отправляет Чернавку, убить царевну. Переодетая в старуху Чернавка даёт волшебное яблоко царевне. Царевна откусывает яблоко и засыпает мёртвым сном. Богатыри положили царевну в стеклянный гроб, который подвесили на высоких столбах.

Королевич Елисей, ища царевну, спрашивает у солнца и месяца, где ему найти любимую, и только ветер указывает ему дорогу. Королевич Елисей разбивает гроб, целует ее и царевна оживает.

Возвратясь домой, они встречают царицу. Которая, как только завидев царевну, умирает от тоски. Королевич и царевна закатывают пир в честь своего венчания.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.

Другие персонажи:

  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.

Вывод:

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»

Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Популярные сегодня пересказы

  • Летучий корабль — краткое содержание сказки
    У старика со старухой было три сына: двое старших умные, а младший дурак. К умным сыновьям родители всегда хорошо относились, мать давала им чистые рубашки. А третий сын все время сидел на печи
  • Краткое содержание Рассказа отца Алексея Тургенева
    История про старика Алексея. Благодаря диалогу выясняются чувства священника которой серьезные психологические проявления. Автор является частным аудитором поместья своей тети, где он встречает местных священников
  • Краткое содержание романа Жизнь господина де Мольера Булгакова
    На жизнь и творчества Булгакова большое влияние оказало творчество Жана Батиста Поклена, и Булгаков посвятил ему книгу.
  • Критика чистого разума — краткое содержание книги Канта
    Данное произведение относится к ключевым работам, которые входят в число философии. Все идеи, которые выдвигает философ касаются теории познания. Автор ставит перед собой задачу, он хочет познать и понять ценности

Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин

«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:

Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.

Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.

Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.

Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.

Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.

В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.

Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.

Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.

Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.

Заключение:

«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.

( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )

Слайд 2

А.С.Пушкин« Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Текст слайда:

А.С.Пушкин
« Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»


Слайд 3

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.А. С. Пушкин

Текст слайда:

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.
А. С. Пушкин


Слайд 4

Сказки в народном духе А.С. Пушкин записывал на протяжении всей жизни. Он старался понять интересы народа,

Текст слайда:

Сказки в народном духе А.С. Пушкин записывал на протяжении всей жизни. Он старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Часто просил няню снова и снова «сказывать» сказки, знакомые ему с детства.


Слайд 5

С какими произведениями мировой литературы сюжетно связана «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Текст слайда:

С какими произведениями
мировой литературы сюжетно связана
«Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях»?


Слайд 6

Сказка братьев Гримм «Белоснежка»Русские народные сказки о мачехе и падчерицеМиф о боге любви Амуре и Психее (мотив

Текст слайда:

Сказка братьев Гримм «Белоснежка»
Русские народные сказки о мачехе и падчерице
Миф о боге любви Амуре и Психее (мотив зависти красоте и пробуждение ото сна любовью)


Слайд 7

Лето 1831 года А.С.Пушкин и В.А. Жуковский проводили в Царском Селе. Там они решили устроить «состязание»: кто

Текст слайда:

Лето 1831 года А.С.Пушкин и
В.А. Жуковский проводили
в Царском Селе. Там они решили устроить «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.
Жуковский впоследствии написал
«Сказку о спящей царевне»,
а Пушкин «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».


Слайд 8

Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие

Текст слайда:

Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

О чём эта сказка?


Слайд 9

Над какими вопросами нам нужно подумать при знакомстве со «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Текст слайда:

Над какими вопросами нам нужно подумать при знакомстве со «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях»?


Слайд 10

Как можно сформулировать тему урока?Какие цели вы поставите перед собой?

Текст слайда:

Как можно сформулировать тему урока?

Какие цели вы поставите перед собой?


Слайд 11

Герои и события « Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

Текст слайда:

Герои и события « Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина


Слайд 12

На какие особенности сказки нужно обратить внимание при её анализе?

Текст слайда:

На какие особенности сказки нужно обратить внимание при её анализе?


Слайд 13

СюжетКомпозицияГерои и их поступкиОсновная идея сказки Язык сказки Пушкина

Текст слайда:

Сюжет
Композиция
Герои и их поступки
Основная идея сказки
Язык сказки Пушкина


Слайд 15

5, 4, 3, 1, 10, 2, 9, 8, 7, 6, 13, 12, 11

Текст слайда:

5, 4, 3, 1, 10, 2, 9, 8, 7, 6, 13, 12, 11


Слайд 16

1. Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы2. «Царь женился на другой…»6. «А царевна все ж милее…»7. «Царица

Текст слайда:

1. Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы

2. «Царь женился на другой…»

6. «А царевна все ж милее…»

7. «Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить»

3. «Но царевна молодая… между тем росла…»

4. «…вот чернавка в лес пошла»

5. «Будь нам милая сестрица»

8. «… нищая черница ходит по двору с клюкой…»

9. «В руки яблочко взяла…»

10. «Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»

11. «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»

12. «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»

13. «Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили»


Слайд 17

Герои сказкиПоложительныеЦарица - мать Молодая царевна Семь богатырей Соколко Королевич Елисей Силы природы: солнце, месяц, ветер Зеркальце

Текст слайда:

Герои сказки

Положительные
Царица — мать
Молодая царевна
Семь богатырей
Соколко
Королевич Елисей
Силы природы: солнце, месяц, ветер
Зеркальце (всегда говорит правду)

Отрицательные
Царица – мачеха
Чернавка (?)


Слайд 18

ЦАРИЦА-МАТЬПрочитаем отрывок из сказки (1) от слов «Царь с царицею простился…» и до слов «И к обедне

Текст слайда:

ЦАРИЦА-МАТЬ

Прочитаем отрывок из сказки (1) от слов «Царь с царицею простился…» и до слов «И к обедне умерла»


Слайд 20

ЦАРИЦА-МАЧЕХАПрочитаем отрывок из сказки (2) от слов «Правду молвить, молодица…» и до слов «Гордо в зеркальце глядясь»

Текст слайда:

ЦАРИЦА-МАЧЕХА

Прочитаем отрывок из сказки (2) от слов «Правду молвить, молодица…» и до слов «Гордо в зеркальце глядясь»


Слайд 21

Сложная лексикаГордый – сознающий своё превосходство.Ломлива – капризна.Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.Ревнива – здесь: мучительно

Текст слайда:

Сложная лексика

Гордый – сознающий своё превосходство.
Ломлива – капризна.
Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.
Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.


Слайд 22

ЦАРЕВНАПрочитаем отрывок из сказки (3) от слов «Но царевна молодая…» и до слов «Да сто сорок теремов»

Текст слайда:

ЦАРЕВНА

Прочитаем отрывок из сказки (3) от слов «Но царевна молодая…» и до слов «Да сто сорок теремов»


Слайд 23

Сложная лексикаНрав – характер, душевные качества.Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Текст слайда:

Сложная лексика

Нрав – характер, душевные качества.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.


Слайд 24

Прочитаем отрывок из сказки (4) от слов «На девичник собираясь…» и до слов «Всех румяней и белее»

Текст слайда:

Прочитаем отрывок из сказки (4) от слов «На девичник собираясь…» и до слов «Всех румяней и белее»


Слайд 25

Что в сказке противопоставлено злобе царицы? В каких словах проявляется отношение автора к царице?Прочитаем отрывок из

Текст слайда:

Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
В каких словах проявляется отношение автора к царице?

Прочитаем отрывок из сказки (5) от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной…» и до слов «За невестой молодой»


Слайд 26

Обратимся к иллюстрации В. М. Конашевича. Прочитайте эпизод, соответствующий иллюстрации.Как Соколко встретил царевну? Почему?

Текст слайда:

Обратимся к иллюстрации
В. М. Конашевича. Прочитайте эпизод, соответствующий иллюстрации.

Как Соколко встретил царевну? Почему?


Слайд 27

О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?Прочитаем отрывок из сказки (6) от слов «И царевна очутилась…» и

Текст слайда:

О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?

Прочитаем отрывок из сказки (6) от слов «И царевна очутилась…» и до слов «И тихонько улеглась»


Слайд 28

Какие черты характера открываются нам в богатырях?Как богатыри относятся к царевне и почему?Помощники царевны

Текст слайда:

Какие черты характера открываются нам в богатырях?
Как богатыри относятся к царевне и почему?

Помощники царевны


Слайд 29

Какие моральные идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки?Прочитаем отрывок из сказки (7) от слов «Братья

Текст слайда:

Какие моральные идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки?

Прочитаем отрывок из сказки (7) от слов «Братья милую девицу полюбили…» и до слов «Стали жить да поживать»


Слайд 30

Прочитаем отрывок из сказки (8) от слов «Между тем царица злая …» и до слов «Иль царевну

Текст слайда:

Прочитаем отрывок из сказки (8) от слов «Между тем царица злая …» и до слов «Иль царевну погубить»


Слайд 31

Прочитаем отрывок из сказки (9) от слов «Раз царевна молодая …» и до слов «И тиха, недвижна

Текст слайда:

Прочитаем отрывок из сказки (9) от слов «Раз царевна молодая …» и до слов «И тиха, недвижна стала»


Слайд 32

Прочитаем отрывок из сказки (10) от слов «Братья в ту пору домой…» и до слов «Только гробу

Текст слайда:

Прочитаем отрывок из сказки (10) от слов «Братья в ту пору домой…» и до слов «Только гробу одному»


Слайд 33

Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?

Текст слайда:

Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?
Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?


Слайд 34

В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини?

Текст слайда:

В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне.
Чем отличаются героини?


Слайд 35

Царского происхождения, умны, красивыЦарицаЦаревнаЗлаяЗавистливаяГордаяСвоенравнаяЛениваяГрубаяНадменнаяЖестокосерднаяДобраяБескорыстнаяСкромнаяКроткаяТрудолюбиваяВежливаяПростаяДобродетельная

Текст слайда:

Царского происхождения, умны, красивы

Царица

Царевна

Злая
Завистливая
Гордая
Своенравная
Ленивая
Грубая
Надменная
Жестокосердная

Добрая
Бескорыстная
Скромная
Кроткая
Трудолюбивая
Вежливая
Простая
Добродетельная


Слайд 36

Какие силы помогают Елисею в поисках Царевны?

Текст слайда:

Какие силы помогают Елисею в поисках Царевны?


Слайд 37

Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость

Текст слайда:

Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.


Слайд 38

Счастливый конец«Свадьбу тотчас учинили,И с невестою своейОбвенчался Елисей;И никто с начала мираНе видал такого пира...»

Текст слайда:

Счастливый конец

«Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира…»


Слайд 39

Борьба добра и злаМожем ли мы сказать, что в сказке добро борется со злом?

Текст слайда:

Борьба добра и зла

Можем ли мы сказать, что в сказке добро борется со злом?


Слайд 40

ДОБРО и ЗЛО Добро – всё положительное, хорошее, полезное.(Словарь С.И. Ожегова)Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый

Текст слайда:

ДОБРО и ЗЛО

Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)

Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
(Большой толковый словарь русского языка)


Слайд 41

Как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях?Какова же основная

Текст слайда:

Как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какова же основная идея сказки Пушкина?


Слайд 42

СюжетКомпозицияГерои и их поступкиОсновная идея сказки Язык сказки Пушкина

Текст слайда:

Сюжет
Композиция
Герои и их поступки
Основная идея сказки
Язык сказки Пушкина


Слайд 43

Итоги урока 1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?а) очень доволен;б) доволен;в)

Текст слайда:

Итоги урока

1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?
а) очень доволен;
б) доволен;
в) не доволен;
г) остался безразличным.
2. Как тебе понравился наш класс, хорошо ли мы вместе работали, уважительно ли относились друг к другу?
3. Насколько важным, полезным, интересным было «путешествие»?
а) очень понравилось (укажи почему);
б) да, понравилось, но в нём надо изменить следующее (укажи);
в) не понравилось (напиши, что конкретно не понравилось).


Слайд 44

Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть.Нарисуйте иллюстрацию к сказкеДомашнее задание

Текст слайда:

Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть.
Нарисуйте иллюстрацию к сказке

Домашнее задание


Городской конкурс — выставка

 «Созвездие идей»

Номинация:
урок  литературы

Тема:

А.С.Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне

pushkin    
и о семи богатырях». Герои и персонажи  «Сказки…»

http://st.kp.yandex.net/images/shop/42501.jpg

                        
Автор:
Картавая Галина
Дмитриевна,

                                     учитель русского
языка и литературы                                      

                                    
МАОУ «СОШ № 18» г.Череповец

Череповец, 2021

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях».

 Герои и персонажи «Сказки…»

Цели:

·        
Формирование
умения анализировать поступки героев, выявление главных и второстепенных  героев
сказки.

·        
Развитие
логического мышления, памяти, речи.

·        
Воспитание нравственных
качеств, дружелюбного отношения друг к другу.

Оборудование:
компьютер, доска магнитная, экран, презентация, раздаточный материал.

Оформление доски (Доска
закрыта
):  18 ноября  Тема урока
: А.С.
Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои и персонажи
«Сказки…»

Справа: Знать: содержание
сказки

                Уметь: определять
главных и второстепенных героев, положительных и

отрицательных.

Центральная часть доски: таблица
«Главные и второстепенные герои»

Слева:  Портрет
А.С.Пушкина, иллюстрации к его сказкам.

Вверху: табличка-схема   гимнастики
для глаз

Ход
урока

I. Организационный момент

·       
Здравствуйте,
ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим
настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений ? Повернитесь друг
к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне — улыбнёмся друг другу.

Молодцы! Я уверена, что
ваши улыбки помогут нам сегодня в работе. Можете садиться на места.

II. Актуализация знаний

Учитель: Мы продолжаем работу по изучению произведений А.С. Пушкина.

Слайд 1

И мне нужна ваша помощь.

·       
Кто
может продолжить вот эти строки….

Пошёл старик к синему
морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать …(золотую
рыбку.)

Приплыла к нему рыбка,
спросила:

… «Чего тебе
надобно, старче?»

Слайд 2

·       
Как
называется это произведение?

Уч-ся: («Сказка  о рыбаке
и  рыбке»)

Учитель: Правильно! Молодцы! 

Щелчок после ответа

·       
Предположите,
с каким литературным материалом мы будем работать на уроке литературы? (со
сказками)

Учитель: Одну сказку вы уже отгадали. Вы читали  другие сказки А.С.Пушкина ?

·       
Проверим,
хорошо ли вы  их знаете!

Слайд 3

1. Жил-был
поп,

    Толоконный лоб.

    Пошел поп по базару

    Посмотреть
кой-какого товару.

    Навстречу ему Балда

    Идет, сам не зная
куда.(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Щелчок после ответа

                                                           
Слайд 4

2. Вот мудрец перед Дадоном
    Стал и вынул из мешка
    Золотого петушка.
   «Посади ты эту птицу, —
    Молвил он царю, — на спицу;
    Петушок мой золотой

   
Будет верный сторож твой». («Сказка о золотом петушке»)

Щелчок после ответа

Слайд
5

3. Три девицы под окном

   Пряли поздно вечерком.

  «Кабы я была царица, —

   Говорит одна девица, —

   То на весь крещеный
мир

   Приготовила б я пир».

  («Сказка о царе
Салтане»)

   Щелчок после ответа

Учитель: Молодцы! Доказали, что
читали замечательные сказки А.С.Пушкина

III.Гимнастика для глаз.      
Табличка –схема  на доске

!!! компьютер перевести
в «спящий» режим или  Слайд 6-белый!!!

Учитель: Проведём гимнастику для
глаз.

http://festival.1september.ru/articles/312963/image1.jpg

IV. Мотивация
деятельности уч-ся.

Учитель: Сегодня на уроке мы
будем работать ещё с одной сказкой А.С.Пушкина, которую вы прочитали
самостоятельно. Как  эта сказка называется?

Уч-ся отвечают. «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях».

Учитель: Правильно! Кто сможет
предположительно назвать тему нашего урока?

Уч-ся отвечают:

           Учитель открывает
доску. Тема урока : А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях». Герои и персонажи «Сказки…»

Учитель: Молодцы! Откройте
тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока

Слайд
6

Учитель: А знаете, у этой сказки
 очень интересная история.
Пушкин    записывал  сказки  со  слов своей  няни Арины  Родионовны.

                                                         
Слайд 7

 В
основе  «Сказки о мёртвой царевне…»  тоже лежит история, рассказанная няней
.
Вот  одна  из  его  записей:  «Царевна  заблудилась  в  лесу.  Находит  дом 
пустой,  убирает  его.  12  братьев  приезжают:  «Ах, —  говорят,  —  тут  был 
кто-то,  али  мужчина,  али  женщина;  коли  мужчина,  будь  нам  отец  родной 
али  брат  названый;  коли  женщина,  будь  нам  мать  али  сестра…» 

…Мачеха  её  приходит в  лес  под 
видом  нищенки  —  собаки  ходят  на  цепях  и  не  подпускают  её.  Она 
дарит  царевне  красивую рубашку,  которую  та,  надев,  умирает…»

·       
Сюжет  этот 
стал  «Сказкой  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях».

·       
Понравилась вам
сказка? Вы помните её содержание? Это очень важно для работы.

Учитель: Посмотрите на правую
половинку доски, прочтите, что на ней написано. Попробуете определить цель
урока ?

Уч-ся отвечают (определяют цели
урока)

·       
будем
работать над содержанием сказки, определять её героев

Учитель: Правильно .

 Цель урока:
определение героев сказки, деление их на группы. Поможет нам в работе таблица
в  центральной части доски. У вас на столах тоже таблички.

Главные герои

Второстепенные персонажи

положительные

отрицательные

Герои
бывают главные и второстепенные. Положительные и отрицательные.

Главные — без которых не было бы
всех описанных  событий.

Второстепенные – участвуют в событиях,
но не являются основными действующими лицами, помогают свершению
действий и событий.

IV. Работа над темой урока.

 Заполнение таблицы. При заполнении таблицы дети по очереди выходят к
доске и прикрепляют таблички с именами героев в нужную колонку.

Учитель: Итак, начнём работу!
Определять героев будем в форме разминки для ума.

1. Чтобы расшифровать
имя первого героя сказки, надо прочитать только русские буквы.

R L w ц g а Y l р J и L Z i ц v Y а

Учитель: У нас появилось имя
первого героя сказки:

Уч-ся:  Царица                      

                               
Слайд 8  (каждый главный герой-по щелчку)

·       
Как
же  Царица-мачеха появилась в сказке? (У Царя умерла жена и он женился
на другой.)

·       
Давайте
подтвердим ваши высказывания словами из сказки  (стр.103)

Уч-ся читают отрывок:
стр.103 .

Учитель: В отрывке прозвучали
имена ещё двух героев. Каких? 

Уч-ся: Царь, зеркальце.

Учитель: В какую группу
отнесёте Царя? Он главный герой или второстепенный ?

·       
Царь
виноват в том, что случилось?( Нет, он не знал, что царица злая)

·       
А
автор осуждает царя за это? (Скорее сочувствует.)

·       
 Найдите
строки, подтверждающие ваши слова. 

Уч-ся: зачитывают строки,
рассуждают , в какую группу отнести Царя.

Вывод: второстепенный,
положительный и отрицательный

Учитель: Почему именно Царице
Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду,
остальные её боялись.)

·       
Чему
нас учит зеркальце? (Говорить правду.)

·       
Какой 
герой ЗЕРКАЛО?

Уч-ся: Второстепенный положительный

Учитель: Ребята, всегда ли
нужно говорить правду? 

Уч-ся: отвечают

Учитель: В сказке есть такие
строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная
зависть»?

·       
К
чему привела чёрная зависть в сказке?(Царица решила погубить царевну)

·       
Почему
Царица решила погубить царевну? (Завидовала её красоте.)

·       
Куда
поместим Царицу за её дела?

Уч-ся:  Главный
отрицательный

Учитель: Чтобы определить имя
следующего героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы.

Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра 

Уч-ся: Царевна

Учитель: Найдите в тексте, как
говорит поэт о Царевне.

Уч-ся: читают

Учитель: С чем сравнивает
Пушкин царевну?(С цветком, с ромашкой, так как она нежная)

·       
А с
розой ,такой же красивой, но с шипами, можно сравнить царевну?

·       
Определите
её место в табличке.

Уч-ся: Главный
положительный

Учитель: Вы помните, что
случилось с Царевной? (Царица приказала отвести её в лес и оставить там на
съедение волкам)

·       
Кто
помог Царевне, кто приютил её в своём тереме?(семь богатырей)

          Их место в
таблице?

Уч-ся: Главные
положительные

·       
Угадайте,
как зашифрованы эти герои и по какому принципу их надо прочесть?

                                         1 3 5
7           2  4  6 8 10 12 14 16 18

Срелмгь
рбдощгтадтгыоргежй

(Первое слово
читаем нечетные буквы, а во втором слове все чётные.)

Учитель: Следующий герой
сказки. По какому принципу надо прочитать его имя?

Ко-Е-ро-ли-ле-сей-вич

(Сначала нечетные
слоги, а затем чётные.)

·       
В чём заслуга этого героя? (спас царевну, разрушил злые
чары царевны-мачехи)

·       
Его куда поместите?

Уч-ся: Главный положительный

Учитель: Молодцы!
Вы не устали? Я предлагаю провести физкультминутку, она поможет  назвать тех
персонажей, которые не являются героями. Но без них сказка была бы не такая
интересная.

IV. Физкультминутка

 Дети повторяют движения за
учителем(можно любые движения)

Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)

Садятся

·       
Учитель
читает загадки и  показывает картинки после ответа уч-ся. Картинки крепятся на
доске (их прикрепляют вызванные ученики)

http://contur.ucoz.ru/OgnSud/solnt.pngНу-ка, кто из вас ответит:
Не огонь. А больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит.


И не пекарь, а печёт. (Солнце.)

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRfvxCk_GtlLYNwtgZG_MOaXEiAviSlPKFv2T0S9He0uqjGuuO1

Ночью над домом, над
дорожкой
Висит пол-лепёшки. (Месяц.)

·       
 Как
эти слова-отгадки связаны со сказкой? (Они помогли найти королевичу
царевну, они помощники.)

·       
Куда
их поместим в табличке?

Уч-ся: Второстепенные
положительные

·       
Какие
герои сказки остались неназванными? 

Уч-ся:Чернавка, собака
Соколко

Учитель: Их куда поместим?

Уч-ся:  Собака-
второстепенные +; Чернавка –второстепенные+и-

Учитель: Почему
вы считаете, что Чернавка и положительный, и отрицательный персонаж?

Уч-ся:  рассуждают.

V. Обобщение

Учитель: Итак, табличка
заполнена! Мы разделили героев сказки на группы.

Главные герои

Второстепенные персонажи

положительные

отрицательные

               Царь + —

Царевна

Царица-мачеха

              Зеркальце+

Семь богатырей

              Солнце+

Королевич Елисей

              Ветер+

              Месяц+

             Собака Соколко+

             Чернавка — +

1. Главные герои.

Царица, Царевна, семь
богатырей, Царевич Елисей.

Положительные герои и
отрицательные
: Царица – отрицательный герой, а остальные положительные.

2.Второстепенные герои – положительные
:солнце, ветер, месяц, собака Соколко.

Царь и Чернавка —
наделены и положительными чертами, и отрицательными.

·       
По
какому принципу произвели распределение?

Уч-ся: По качествам и
поступкам

Учитель: Чтобы определить
героев мы работали над содержанием сказки?

Уч-ся:  работали

Учитель: Цели,
которые мы поставили  в начале  урока,  выполнили?

Уч-ся: Да,
выполнили

VII.Рефлексия

Учитель:
Оцените свою работу на уроке.

1. На
уроке я работал достаточно …активно/неактивно

2. Своей
работой на уроке я… довольна/недовольна

3.На
уроке я  не устал(а)/устал(а)

4.Моё
настроение /стало лучше/хуже.

Уч-ся: отвечают

https://cs7060.vk.me/c540103/v540103826/27442/jGlHW9JN0CU.jpghttp://licey11vdonsk.ucoz.ru/1AA2015/soln.jpgУчитель:  На
столах у вас лежат  картинки. На одной —
тучка, на
другой —
солнышко.

Поднимите 
картинку, соответствующую вашему настроению.

Уч-ся
поднимают  картинки.

Учитель:
Молодцы. Спасибо за работу!

·       
Выставление отметок

VIII. Домашнее
задание:
Работа над сказкой не закончена, у нас будет ещё 1 урок.
Чтобы он тоже был интересным, вам необходимо выполнить  следующее д/з.

1.Найдите в тексте все эпизоды
с участием  Царицы и Царевны. Подготовьте их выразительное чтение .

2.Найдите в Толковом словаре
значение слов
ДОБРО, ЗЛО и запишите в тетрадь.

  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 1951 анимационный короткометражный hd
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях на английском языке с переводом
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях александр сергеевич пушкин книга
  • Сказка о любой части речи
  • Сказка о медведихе краткое содержание сказки