Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях мультфильм 1951 ютуб

Александр сергеевич пушкин настоящий христианский писатель. чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать, например, его чудесные сказки. с какой сказки

%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B823

Александр Сергеевич Пушкин – настоящий христианский писатель. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать, например, его чудесные сказки.

С какой сказки начать? Да не все ли равно – все жемчужины!

«Сказка о рыбаке и рыбке» полна православной христианской символики.

1.Кого нужно больше слушаться – Бога или человека? Старик нарушает это правило, он слушается человека – и получается ерунда.

2.Кто глава семьи? Муж. А здесь, выходит, жена. Она верховодит во всем. И получается конфуз.

3.Братья Зеведеевы попросили Господа: позволь нам сесть в Царствии Небесном по правую сторону от Тебя и по левую. А Господь ответил: не знаете, чего просите.

Так и тут: старуха не знает, чего просит, ее просьбы греховные, материальные. А Евангелие учит: не заботьтесь о земном, заботьтесь о Небесном.

4. Старик и старуха жили вместе тридцать лет и три года – возраст Иисуса Христа.

Если бы старик, отпустив рыбку, ничего не просил, рыбка дала бы ему все: и новое корыто, и новый дом. А больше ничего и не нужно: дворянство не нужно, царицыно звание тоже не нужно, и уж тем более не нужно быть владычицей морей, так как это безумие.

5. Чудовищная материальность женщины, ее гордыня и сварливость.

Насколько смиреннее старик.

6. Сравним образ старухи с душой. Она, душа, желает и того, и другого, и третьего. И не может насытиться. Потому что материальными вещами насытиться нельзя, только еще больше себя распалишь. Что толку, если приобретешь весь мир, а душе своей повредишь, говорит Господь.

7. Греховное поведение людей вызывает гнев Божий: сначала море слегка играет, потом шумит, потом чернеет, потом бурлит. А вслед за этим разыгралась буря и все смела.

Так и с Россией – наши беды нарастают день ото дня, а мы сидим, сложа руки, как будто этого не замечаем.

Разбитое корыто – это символ нашей сегодняшней жизни.

Рыбка говорит:

Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.

Тут бы попросить одного – Царствия Небесного. А старик стал просить земных вещей.

У сребролюбия нет предела: появился один миллион долларов, хочется два; появилось два, хочется четыре; и так без конца. А кончается все чем? Все тем же разбитым корытом. Однако сребролюбцы этого знать не хотят – гонка продолжается до самой смерти.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Мертвая царевна – это наша душа, а точнее, мы сами, так как каждый из нас мертвец.

Семь богатырей – это семь церковных Таинств.

Как Ева погибла, откусив от запретного плода, так и молодая царица умерла, отведав яблока, которое собака не давала ей кушать, так как оно было для нее запретное.

Мачеха – олицетворение диавола; она посылает своих слуг творить черные дела (так диавол посылает бесов творить зло).

Королевич Елисей – это Господь наш Иисус Христос. Сила его любви разбивает гроб, и царевна оживает.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Почему Пушкин выставил в таком невыгодном свете священника? Видимо, были на то причины. Наверно, уже тогда, в первой трети девятнадцатого века, священники были не на высоте.

Поп пошел «по базару поискать кое-какого товару». Это – не его дело заниматься «товаром», священник должен заниматься делами духовными. Не о земном радейте, а о Небесном, говорит Спаситель. Поп ищет работника, который ему нужен для хозяйства. Вот если бы он искал его для того, чтобы окрестить или призвать к покаянию, тогда другое дело. А хозяйство – это удел мирян.

В начале двадцатого века духовный уровень священства стало еще плачевнее. Александр Куприн пишет в одном из своих рассказов, что священник играл (вместе с другими людьми) в карты.

А. Пушкин подметил червоточину в священниках и гениально ее высмеял.

Балда. Это Иван-дурачок – главный герой русской народной сказки. Он везде выходит победителем. И здесь тоже. Он играючи расправляется с бесами. Значит, душа народа была еще здорова.

Поп прибегает к неправде, задав Балде невыполнимую задачу. А тот как будто и не видит этого, спокойно отправляется ее выполнять, и бесы трепещут при одном его виде.

Жена дает попу совет – это голос врага.

За свои грехи человек расплачивается – рано или поздно. Поп – тоже.

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

«Сказка о золотом петушке»

Это сказка о том, как страсть губит человека. Человека может погубить и вражеский помысл. Враг видимый не так страшен, с ним легче справиться. А враг невидимый – очень опасен, с ним труднее бороться.

Шамаханская царица – это наша какая-то страсть. Чтобы погибнуть, достаточно одной страсти. Пьяницы, курильщики, наркоманы, прелюбодеи, воры, завистники в Царствие Небесное не войдут.

А кто такой золотой петушок? Это, скорее всего, наша совесть, а, может, Церковь.

А мудрец кто? Это, наверно, Господь наш Иисус Христос. Он спасает царство. Он просит у царя Дадона шамаханскую царицу, чтобы спасти его, а тот не хочет с ней расставаться, с ней жить очень хорошо, и поэтому он погибает.

Есть в сказке и еще один очень важный мотив, может, быть, самый главный: женщина губит человека. Старший сын царя Дадона выходит с войском и попадает в плен к шамаханской царице, затем – младший сын; из-за пустой, надменной красавицы они дерутся, и оба погибают. Мало того: их воины тоже начинают драться и все до единого погибают. Погибает и царь Дадон, увлекшись призрачной красотой шамаханской царицы.

Кто она такая, шамахзанская царица? Пушкин дает ей уничтожающую характеристику:

(Она) хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Не боится, знать, греха.

То есть она элементарная блудница. А сколько людей погубила!

Сказака ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

«Добрым молодцам», а не кому-нибудь!

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Православная символика просматривается от начала сказки и до конца.

С самого Своего рождения Господь наш Иисус Христос был гоним; сын царя Салтана, князь Гвидон, тоже гоним с первого дня своей жизни. Там – бегство в Египет, здесь – плавание в бочке; там – возвращение обратно в Палестину, здесь – избавление из бочки.

Город на острове – это Небесный Иерусалим. Тут все чудесное: и белка, которая грызет золотые орешки, а внутри орехов – изумруд; тридцать три богатыря – это Небесное Ангельское Воинство.

А ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха – это мы, грешники. И если мы покаемся, как они, то обретем милость Божию.

Эта сказка о Промысле Божием. Какие бы козни ни строил враг рода человеческого, какие бы палки ни ставил в колеса, Господь Бог все равно устрояет все к лучшему. Другими словами, Он любое зло претворяет в добро.

Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой решили погубить молодую царицу с ребенком и кинули их в бочке в море. Но Господь их чудесным образом спасает. Они поселяются в большом городе «с златоглавыми церквами, с теремами и садами». «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты». И князь Гвидон стал там править.

Но на этом испытания не кончаются. Все те же ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой сказали царю Салтану, что есть на свете чудо:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд.

И это чудо он, царь, должен обязательно увидеть.

Господь устрояет так, что белочка появляется не где-нибудь, а у князя Гвидона, на его острове.

Новое испытание:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

И где же они появляются? Конечно, у князя Гвидона.

Мало этого, Бабариха – баба себе на уме — говорит:

За морем царевна есть,

Что не можно глас отвесть:

Днем свет Божий замевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо,

Это диво, так уж диво.

И что же? Эта царевна становится женой славного князя Гвидона. Все – по Промыслу Божиему — заканчивается самым наилучшим образом.

Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите «Ctrl+Enter».

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

— Проверка домашнего задания.

«Снегурочка» — немецкая народная сказка

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Сходство

1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей

2. Соперничество в красоте.

3. Говорящее зеркальце.

4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та
остается жива.

5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи
отравленного яблока ей это удается.

6. Дело было зимой.

7. Захоронение в хрустальном гробу.

8. Царевны белы, чернобровы

9. Царевен спасают царевичи.

10. Злые царицы умирают в конце сказки

11. Семь карликов и семь богатырей.

12. Царь женится через год.

Различия.

Егерь

Чернавка

У царевны был жених – царевич Елисей.

Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока
выскочил, когда гроб пошатнулся)

Царевич целует царевну.

Карлики

Богатыри

Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко

Только яблоко.

Злую царицу убивают

Злая царица умирает от «тоски».

Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер,

Злая царица разбивает зеркальце.

Проза

Стихотворная сказка 

— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.

— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.

— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).

— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).

— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.

Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»

— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)

— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).

— Итак, какой вывод мы можем
сделать?

Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.

— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.

Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.

Когда ее зеркальце хвалит:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!…

Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.

— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?

(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).

Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.

— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.

— Обратите, например,  внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.

— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.

А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».

 Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.

— Давайте подведем итог.

Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).

Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.

Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам. 

Еще со школьной парты все знают, какое значение в жизни Александра Пушкина играла его няня Арина Родионовна, которая с самого раннего детства рассказывала будущему поэту и писателю сказки, привив ему любовь к языку, к миру литературы и к интересным историям. 6 июня будет отмечаться день рождения поэта, и это отличный повод узнать, как великий писатель создавал свои сказки и из каких историй черпал вдохновение.

Сказочный период

Александр Пушкин писал сказки в начале 1830-х годов, тогда к фольклору были обращены взоры многих писателей. К примеру, именно в этот период Гоголь создал свои «Вечера на хуторе близ Диканьки», Ершов — «Конька-горбунка», а Владимир Даль — «Русские сказки». Правда, сборник последнего был позже запрещен, поскольку цензура увидела в пересказанных простым языком народных сказках жалобы на тяжелую долю солдат в Российской армии и насмешки над правительством. Кроме того, язык был признан слишком простым, предназначенным для низших классов.

Также в начале 1830-х годов создал одни из своих самых известных сказок Василий Жуковский — «Сказку о мертвой царевне» и «Сказку о царе Берендее». Стоит отметить, что Жуковский и Пушкин вели негласное состязание в написании сказок, а сам Александр Сергеевич позаимствовал у Василия Андреевича некоторые сюжетные ходы. Поэт вообще черпал вдохновение иногда из самых неожиданных мест. К примеру, сюжет своей первой сказки он услышал на ярмарке.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Эту сказку Пушкин написал в 1830 году. Она имеет под собой народную основу, как было сказано ранее, поэт услышал ее на ярмарке, о чем свидетельствует запись в его тетрадях. Однако поначалу он опасался ее публиковать, поскольку еще были живы воспоминания о последствиях публикации «Русских сказок» Далем, ведь сказка о попе имеет достаточно смелый характер и в невыгодном свете представляет церковнослужителя. Первые строки сказки («Жил-был поп, толоконный лоб») уже звучат несколько оскорбительно. А главный герой сказки, выходец из простого народа — Балда — имеет огромную силу. Балдой во времена поэта называли дубину или кувалду, а глупых людей этим словом стали именовать гораздо позже.

Сама же сказка по своей структуре и морали больше напоминает даже басню, ведь жадный поп был наказан Балдой, а автор прямым текстом сказал: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Стоит отметить, что и впервые издававший сказку Жуковский побоялся публиковать ее в первоначальном виде и заменил попа другим героем — кузнецом. В авторском же виде она впервые появилась только в 1882 году.

«Сказка о царе Салтане»

Специалисты называют эту сказку итогом состязания поэта с Жуковским. Кратко изложенный сюжет этой сказки был найден в тетрадях, где поэт записывал пересказ сказок, которые ему рассказывала Арина Родионовна. Позже он значительно расширил сюжет, добавил множество героев, имена многих из которых позаимствовал из эпоса «Бова Королевич».

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях мультфильм 1951 ютуб

«Сказка о царе Салтане» написана в 1931 году в народной манере, по ходу действия она имеет массу повторяющихся действий и диалогов. В ней соединены две темы. Первая — о несчастной жене, которую оклеветали перед лицом мужа. Этот сюжет был широко распространен в фольклоре Западной Европы 16-го века. А вот сюжет об островном государстве, которое является практически идеальным, — это авторская выдумка Пушкина. В сказке он подробно описывает все чудеса, которые возникают по волшебству и которыми славится эта страна. Кроме того, от народного фольклора Пушкин взял идею оборотничества, введя в произведение персонаж, способный обращаться из лебедя в прекрасную царевну.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Ее Пушкин написал в 1933 году, позаимствовав сюжет у знаменитых сказочников — братьев Гримм. Рукопись сказки Александр Сергеевич вручил Далю с пометкой: «Твоя от твоих!», потому долгое время считалось, что именно Даль подсказал идею сказки поэту.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях мультфильм 1951 ютуб

Однако сюжет сильно схож с померанской сказкой, записанной братьями Гримм, которая имеет название «О рыбаке и его жене». В этой сказке рыбак поймал рыбу-камбалу, которая оказалась заколдованным принцем. Получив дом, замок, став царицей, жена рыбака возжелала, чтобы рыбка обратила ее в римского папу. У Пушкина в записях был найден вариант, в котором и его старуха потребовала от рыбки возможности стать папой, но, конечно, поэт не стал развивать свой сюжет таким образом. Однако именно эта черновая запись натолкнула исследователя на мысль, что поэт позаимствовал сюжет в западных источниках, и позже он нашел сказку у братьев Гримм.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Практически любому человеку понятно, что эта сказка также имеет западные корни, а сюжет ее очень схож со сказкой о Белоснежке, написанной все теми же братьями Гримм. Сказка Пушкина полна деталей и поэтических образов, в его варианте не сама девушка просила помощи и защиты, а царевич Енисей. Гномы у Пушкина превратились в богатырей, а слова царевны, обращенные к ним в конце, очень напоминают будущее письмо Татьяны: «Всех я вас люблю сердечно, но другому я навечно отдана…»

«Сказка о золотом петушке»

Прототип этой сказки нашла поэтесса Анна Ахматова, найдя «Легенду об арабском звездочете» Вашингтона Ирвинга и явное ее сходство с сюжетом произведения Пушкина. Написана «Сказка о золотом петушке» в 1934 году, когда у Пушкина была ссора с Николаем I. Его строки «Но с царями плохо спорить» были заменены цензором на «Но с иными плохо спорить».

Сказка поэта имеет значительные отличия от первоисточника. У Ирвинга старый царь остается жив, а его талисман — медный всадник — просто превращается во флюгер, лишая царя волшебной силы. У Пушкина же в силу его личных обстоятельств на тот момент, связанных с Николаем I, Дадон оказывается и обманутым, и погибшим.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

                         
Литературный баттл  « По страницам сказок  А. С. Пушкина »

Педагог: Добрый
день, дорогие ребята и уважаемые взрослые ! Рада приветствовать вас ! 
Традиционно мы встречаемся в этом зале, чтобы сразиться в
литературно-поэтическом  баттле!

Педагог Велик и
разнообразен сказочный мир А.С. Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна
Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда…

А
чье сердце не замираетот этих манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в
тридесятом государстве жил-был…»

Кто
из вас не хотел бы попасть к золотой рыбке и попросить  ее исполнить самое
заветное желание?

Кто
не представлял себя царевичем или царевной?

 И
сейчас, ребята, у вас есть такая  возможность, вы  станете героями сказки  А.
С. Пушкина «О мертвой царевне и  семи богатырях».

Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдет,
О том поэте, чьи стихи мы прославляем во все 
дни.

Он гениальный был поэт, о нём мы помним много
лет.

И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас.
(Звучит музыка)

Звучит музыка. На
авансцену перед занавесом выходят дети с книгой в руках, читают:

1
ребенок            
У лукоморья дуб зелёный

                              
Златая цепь на дубе том,

2
ребенок             И
днём и ночью кот учёный

                               Всё
ходит по цепи кругом.

3 ребенок             
Идёт  направо – песнь заводит,

                             
Налево – сказку говорит.

4 ребенок             
Там чудеса, там леший бродит,

                              
Русалка на ветвях сидит

  5 Девочка:  Как
там, наверное, интересно, вот бы увидеть всё это своими глазами!

6 ребенок               
Там на неведомых дорожках

                               
Следы невиданных зверей…

7 Девочка   Но
попасть туда совсем непросто, наверное, это возможно только в мечтах.

(Закрывает глаза,
прижимает к себе книгу. Звучит музыка) Занавес открывается, на сцене:

Хореографическая
картинка «Маленькая страна»  (Детский сад)

После танца девочки
бегут за ними

5 Девочка:
Подождите, подождите, возьмите нас с собой… Не успели…..

                    Смотри , а кто
это там ???

Звучит музыка Римского-Корсакова «Море»
(фр.оперы «Садко»)

Музыкальная
картинка «Море» и танец Золотой Рыбки (В. Даша)

7 Девочка: Ах
милая, золотая рыбка! Говорят, ты можешь исполнять любые желания?

Рыбка: Да, это
верно. Говори, девочка, что тебе надобно?

5 Девочка: Мы хотим попасть
 в сказку!.

Рыбка: Не
печальтесь, ступайте себе с богом, так и быть исполню я ваше  желание!

Возьми это зеркальце….

Девочка:
Какое чудесное зеркальце, спасибо , ай да рыбка!

(берет зеркальце, рассматривают его)    Голос
в записи

 Свойство зеркальце имеет, говорить оно
умеет. Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи      Я ль на свете всех
милее, всех румяней и белее ?  Мелодия волшебная

                    
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

   Музыка: (царские палаты) 

                                     
4 класс

Богатырь:

Одно
старинное преданье

Я вам
поведаю сейчас

О злобной
мачехе-царевне,

О
раскрасавице – девице

 И о семи
богатырях,

О гробе на
златых цепях,

О
королевиче влюбленном,

О
самолюбии уязвленном…

Но что заглядывать
вперед?

Всему в
рассказе свой черед.

(на
сцене Царь и Царица стоят, голова царицы на плече у Царя)

Царь:

Вот с
царицею простился,

В путь –
дорогу снарядился

(стоят
прощаются)

Царица:    

 А, я сяду
у окна

 Стану
ждать тебя одна

(говорит грустно
царю, опускает глаза, машет платочком, царь медленно уходит)

Жду –
пожду с утра до ночи,

Смотрю в
поле, инда очи

Разболелась,
глядючи

С белой
зори до ночи.

Не видать
милого друга!

Только
вижу: вьется вьюга,    

снег валится
на поля,

Вся
белешенька земля!

(садится с
пяльцами у окна в комнате. Оформлена из декорации (стол, сундук, посуда,
пряжа).

Ведущая 1.

Девять месяцев проходит,

С
поля глаз она не сводит

           Вот в
сочельник в самый, в ночь

            Бог дает
царице дочь
.

(царица
берет на руки «ребенка»,  с нежным взглядом смотрит»)

Рано утром
наконец

Воротился
царь отец.

(царь
выходит на сцену, подходит к царице, она отдает ребенка отцу, уходит со сцены
медленно. Царь ходит по сцене с ребенком, уходит).

На него
она взглянула,

Тяжелешенко
вздохнула,

Восхищенья
не снесла

И к обедне
умерла.

Ведущая 2.

Год
прошел, как сон пустой,

Царь
женился на другой

(входит
царица-мачеха кокетливо и гордо проходит под музыку с царем)

Правду
молвить, молодица

Уж и
впрямь была царица:

Высока,
стройна, бела,

И умом и
всем взяла,

Но зато
горда, ломлива,

Своенравна
и ревнива.

(сидит
царица у стола, перебирает драгоценности).

Ведущая 3.

Ей в
приданое дано

Было
зеркальце одно.

(царица
смотрит в зеркальце).

Свойство
зеркальце имело:

говорить
оно умело:

с ним
одним она была

добродушна,
весела,

с ним
приветливо шутила

И,
красуясь, говорила.

 2класс      

        Царица:

Свет мой,
зеркальце! Скажи,

Да всю
правду доложи:

Я ль на
свете всех милее,

Всех
румяней и белее?

(входит
зеркальце)

Зеркальце

Ты,
конечно, спору нет,

Ты,
царица, всех милее,

Всех
румяней и белее:

Царица:

Ха-ха-ха

(плечами
пожимать, подмигивать, вертеться, гордо смотреть, уходит).

Ведущая 4.

Но царевна
молодая,

Тихомолком
расцветая,

Между тем
росла-росла,

Поднялась
и расцвела,

Белолица,
черноброва,

Нраву
кроткого такого.

И жених
сыскался ей,

Королевич
Елисей.

(появляется
царевна и Елисей – музыка)  уходят, появляется царица).

Царица:

Я ль,
скажи мне, всех милее,

Всех
румяней и белее?

Зеркальце:

Ты
прекрасна, спору нет,

Но царевна
всех милее,

Всех
румяней и белее.

(отпрыгнула,
замахнулась на зеркальце, прихлопывает ногами и властно говорит).

Царица:

Ах, ты,
мерзкое стекло!

Это врешь
ты мне назло.

Как
тягаться ей со мною?

Я в ней
дурь – то успокою.

Вишь,
какая подросла!

И не диво,
что бела:

Но скажи:
как можно ей

Быть во
всем меня милей?

Признавайся:
всех я краше.

Обойди все
царство наше,

Хоть весь
мир, мне равной нет.

Так ли?

Зеркальце:

А царевна
всех милее,

Всех
румяней и белее.

Царица:

Позвать ко
мне Чернавку!

(говорит
властным голосом, входит Чернавка).

Царица:

Веди
Царевну в глушь лесную

И, связав
ее, живую

Под сосной
оставишь там,

На
съедение волкам

(уходит).

Музыка
(сцена леса)

Ведущая 5.

Вот
Чернавка в лес пошла,

И в такую
даль свела,

Что
Царевна догадалась,

И до
смерти испугалась

Царевна:

Жизнь,
моя!

В чем,
скажи, виновна я?

Не губи
меня, девица!

А  как
буду я царица,

Я пожалую
тебя.

Чернавка:

Я в душе
тебя люблю!

Отпущу и
не свяжу!

Не
кручинься, бог с тобой.

(уходит)

(царские
палаты)

Царица:

Что?

Где
красавица девица?

Чернавка:

Там, в
лесу, стоит одна, —

Крепко
связаны ей локти,

Попадется
зверю в когтю,

Меньше
будет ей терпеть,

Легче
будет умереть (уходят)

(по сцене
бегают слуги, шепчутся,

— Дочка,
царская пропала (3 раза)

(входят
царь и Елисей. В руках стрелы и лук).

3А класс 

          
Елисей:

Усердно
богу помолюсь

В путь
дорогу снаряжусь

За
красавицей душой,

За
невестой молодой (уходит).

Музыка, на
сцене Царевна попадает в дом богатырей.

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.

В ворота вошла она,
На подворье тишина.

Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно
.

    Дом
царевна обошла

Все порядком
убрала,

Засветила
богу свечку,

Затопила
жарко печку,

На
полати взобралась

И
тихонько улеглась.

Час
обеда приближался,
             Топот по двору раздался:
             Входят семь богатырей,
             Семь румяных усачей.
.(Музыка, слышен топот, царевна прячется,
входят семь богатырей).

Богатырь
1.

Что за
диво!

Все так
чисто и красиво.

Богатырь
2.

Кто-то
терем прибирал

Да хозяев
поджидал.

Богатырь3.

Кто же?
Выдь и покажися,

С нами
честно подружися.

Богатырь
4.

Коль ты
старый человек,

Дядей
будешь нам навек.

Богатырь
5.

Коли
парень ты румяный,

Братец
будешь нам названый.

Богатырь
6.

Коль
старушка, будь нам мать

Так и
станем величать

Богатырь
7.

Коли
красная девица

Будь нам
милая сестрица

(царевна
выходит, в пояс поклонилась), (удивляются, восхищаются).

Царевна

           
И царевна к ним сошла,

           
Честь хозяям отдала,

          
В пояс низко поклонилась;

      
    Закрасневшись, извинилась,

        
  Что-де в гости к ним зашла,

        
   Хоть звана и не была.

      День за днем идет, мелькая   А царевна молодая

         
Все в лесу, не скучно ей

         
У семи богатырей.

3 Б
класс

       
Между тем царица злая,

Про
царевну вспоминая,

Не
могла простить ее,

А
на зеркальце свое

Долго
дулась и сердилась;

Наконец
об нем хватилась

Царица:

Здравствуй,
зеркальце! Скажи

Да всю
правду доложи,

Я ль на
свете всех милее,

Всех
румяней и белее?

Зеркальце:

Ты,
прекрасна, спору нет!

Но живет
без всякой славы,

У семи
богатырей,

Та, что
все ж тебя милей.

(зеркальце
уходит)

Царица:

Позвать,
ко мне Чернавку

(входит
Чернавка)

Как ты
смела

Обмануть
меня? И в чем?

Чернавка:

Я
признаюсь вам во всем

Не
связала, не убила

В лесу
глухом оставила

Царица:

Иль тебе
не жить,

Иль
царевну погубить

(дает
яблоко, уходят)

(Музыка,
смена – терем богатырей)

(Царевна 
сидит за прялкой, рядом пес).

Пес:

Гав, гав,
гав (входит бабка, в черном одеянии, пес не пускает ее к царевне).

Царевна:

Видно
выспался он худо!

Бабушка,
постой немножко,

Пригрожу
сама я псу

И кой, что
тебе снесу

(дает
хлеб).

Чернавка:

Бог тебя
благослови,

Вот за то
тебе, лови!

(бросает
Царевне яблочко)

(музыка)
тревожная.

Кушай, яблочко,
мой свет

Благодарствуй,
за обед –

(уходит)

(Царевна,
любуется яблочком, прикусила, пошатнулась, закатила глаза, садится на лавку).

(входят
богатыри, уводят царевну в сторону).

(смена
действия – царские палаты)

(вертится
перед зеркальцем)

Царица:

Я, ль,
скажи мне, всех милее,

Всех
румяней и белее?

Зеркальце:

Ты,
царица, спору нет,

Ты на
свете всех милее,

Всех
румяней и белее

(царица
улыбается, уходит)

(лес,
входит Елисей,  и Солнышко, ходят по кругу).

Елисей:

Свет наш
солнышко! Ты ходишь

Круглый
год по небу, сводишь

Зиму с
теплою весною

Всех нас
видишь под собою.

Аль
откажешь, мне в ответе?

Не видало
ль где на свете

Ты царевны
молодой?

Я жених
ей.

Солнышко:

Свет ты
мой, —

Я царевны
не видало.

Знать, ее
в живых уж нет.

Разве
месяц, мой сосед

Где-нибудь
ее да встретил

Или след
ее заметил

(солнце
уходит, Елисей далее идет по кругу,  выходит месяц).

Елисей

Месяц,
месяц, мой дружок,

Позолоченный
рожок!

Ты встаешь
во тьме глубокой,

Круглолицый,
светлоокий,

И, обычай
твой любя,

Звезды
смотрят на тебя.

Аль,
откажешь мне в ответе?

Не видал
ли где на свете

Ты царевны
молодой?

Я жених
ее.

1 класс

                 
Месяц:

Братец мой

Не видал я
девы красной

На стороже
я стою

 Только в
очередь мою

Без меня
царевна видно,

Пробежала!

Елисей:

Как обидно!

Месяц:

Погоди! Об
ней быть может,

Ветер
знает, Он поможет.

Ты к нему
теперь ступай, не печалься же, прощай.

(месяц
уходит)

(Елисей
ходит по кругу, под дуновение ветра, шум, вбегает ветер)

Елисей:

Ветер,
ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь
стаи туч,

Ты волнуешь
сине море,

Всюду
веешь на просторе,

Не боишься
никого, Кроме бога одного,

Аль
откажешь мне в ответе?

Не видал
ли где на свете

Ты царевны
молодой?

Я жених
ее!

Ветер:

Постой!

Там за
речкой тихоструйной,

Есть
высокая гора,

В ней
глубокая нора,

В той
норе, во тьме печальной,

Гроб
качается хрустальный

На цепях
между столбов

Не видать
ничьих следов

Вокруг
того пустого места,

В том
гробу твоя невеста

(ветер
уходит, Елисей кланяется ему, подходит к ширме с тканью, плачет, выходят
вместе).

(потягивается).

Царевна:

Как же
долго я спала!

(обнимаются).

Все дети
хором:

— Дочка
царская жива! (3 раза).

(выбегают
девочки).

Царевна:

Я, ль на
свете

Всех
милее,

Всех
румяней и белее?

Зеркальце:

Ты
прекрасна, слова нет!

Но царевна
все ж милее

Все
румяней и белее?

(входят
Елисей и царевна)

И
с невестою своей

Обвенчался
Елисей;

И
никто с начала мира

Не
видал такого пира;

Музыка.

5Девочка:

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок!

7 Девочка   Спасибо
тебе, золотая рыбка, за прекрасное путешествие в  волшебный мир !

Урок: № 
19

Класс: 5

Предмет: литература

Тема: Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
.

Вид
урока:
 урок- импровизация.

Тип
урока: 
изучение нового
материала.

Цель: знакомство с биографией А.С.Пушкина, литературной
сказкой «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Задачи:


обучающие:
 формировать умения
разграничивать народную и литературную сказки, привить навыки выразительного
чтения;


развивающие:
 развивать
познавательные способности детей: образное мышление, воображение, память, внимание;


воспитывающие:
 расширить
кругозор детей, воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Методы
работы: 
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый.

Формы
работы: 
индивидуальная,
коллективная.

Средства
обеспечения:
 слайдовая
презентация, видеозапись мультфильма, аудиозапись «Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях»
, костюмы, царский трон.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация базовых знаний.

III. Изучение нового материала.

IY. Закрепление изученного материала.

Y. Подведение итогов урока.

YI. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент

А) приветствие;

Б) эмоциональный настрой учащихся к уроку

На фоне тихой мелодии учитель выразительно читает
высказывание Алексея Николаевича Толстого о сказке: «Сказка – великая
духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается
перед нами тысячелетняя история народа». 
(Алексей Николаевич Толстой)

В) сообщение цели и задач урока.

— А великий русский поэт А.С.Пушкин говорил о сказках: «Что
за прелесть эти сказки!» Сегодня урок литературного чтения посвящен сказке А.С.
Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Мы с вами вместе
поближе познакомимся с литературными героями «Сказки…», научимся различать
народную сказку от литературной, посмотрим отрывок из мультфильма

II. Актуализация базовых знаний

А) Литературная разминка

1.Что такое сказка? (Интересные рассказы о необыкновенных,
вымышленных событиях.)

2. Какие сказки называются волшебными? (Рассказывается о
необыкновенных подвигах героев, которым надо защитить от врага родную землю,
победить злых и коварных врагов)

3.Какие сказки называются бытовыми? (Рассказывается о
повседневной жизни людей, об их находчивости и смекалке, трудолюбии,
высмеиваются недостатки людей)

4.Какие сказки относятся к сказкам о животных? (Главные
герои сказок – животные, знакомые всем звери: лиса – хитрая обманщица, волк –
хищник, заяц — трусишка )

5.Какие произведения относятся к устному народному
творчеству? (Сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки)

6.Чему учат нас сказки? (Сказки учат нас прощать друг
друга, быть терпимыми, не завидовать, делать добрые дела).

7.Почему вы любите сказки? (В сказках добро всегда
побеждает зло, у сказки всегда хороший конец).

Б) Ролевая игра «Если бы я был волшебником, то …»

– Ребята, вы находитесь сейчас на «острове детской мечты»,
где проходит интересная смена, которая называется «Язык – душа народа». На
нашем острове исполняются все мечты. Я предлагаю вам помечтать и представить
себя на мгновение волшебниками. Итак, вы – волшебники! Продолжите мысль: «Если
бы я был волшебником, то …» А для этого я по очереди приглашаю вас на волшебный
трон.(Ребята по очереди выходят, садятся на трон и говорят)

III. Изучение нового материала

А) Вступительное слово учителя (слайдовая презентация):

— Великий русский поэт А.С. Пушкин родился в Москве два
века назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей. Но
особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, мастерица петь песни,
рассказывать сказки. Говор у неё был особый певучий. Маленький Саша очень любил
свою няню и называл её ласково матушкой.

— Ребята! А кто из вас знает, как звали няню поэта? (Арина
Родионовна)

Когда Александр Сергеевич был совсем ещё маленьким
ребёнком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу
к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А всё же Александр
Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнёт она сказки
рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. На основе этих
рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете.

— Назовите их. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и
о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке»)

Б) Работа по таблице.

— Сегодня мы должны научиться различать народные сказки и
литературные сказки.

4. Речевая разминка. Задача: чётко проговаривать слова.

В) Знакомство с фольклорным вариантом сказки (народным).
Арина Родионовна рассказывает маленькому Саше «Сказку о мертвой царевне и
семи богатырях».
Выразительное чтение текста.

Г) Прослушивание аудиозаписи «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях»

— Ребята, понравилась вам музыка? Замечательно!

Д) Выразительное чтение с комментированием частей сказки,
словарная работа.

— А сейчас, ребята, мы познакомимся с литературной сказкой
А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Е) Ролевое чтение

Инсценировка отрывка (первая встреча царевны с
богатырями 
)

IY. Закрепление изученного материала

А) Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях»

— Ребята, что вы больше любите: читать сказки, слушать или
смотреть? Хорошо! Давайте сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях»

Б) Игра «Назови  сказку» 

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица …»  «Сказка 
о  царе  Салтане…»

 «Старичок к старухе воротился,

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным…»  «Сказка  о 
рыбаке  и  рыбке»

Y. Подведение итогов урока.

YI. Рефлексия.

— Ребята! Сейчас каждый из вас сможет высказать свое
отношение к уроку.

Сегодня на уроке

Я УЗНАЛ …         МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…   МНЕ БЫЛО ТРУДНО…

  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях александр пушкин мультфильм
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях александр пушкин книга читать
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях матом
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях как создавалась сказка
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях мультфильм 1951 отзывы