Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях мультфильм 1951 отзывы

сказка о мртвой царевне и о семи богатырях советский рисованный мультипликационный фильм, выпущенный студией союзмультфильм в 1951 году, и

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях мультфильм 1951 отзывы

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — советский рисованный мультипликационный фильм, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1951 году, и экранизация одноимённой сказки (1833) Александра Пушкина.

Сюжет

Жили-были царь и царица. Царь уехал на 1 год. Пока он отсутствовал, у его жены родилась дочь. Царица умирает, когда царь возвращается домой. Он горюет, но проходит год, и во дворце появляется новая царица. Она очень красивая, но жестокая, своенравная и завистливая. У этой царицы есть волшебное зеркальце, которое разговаривает с ней. Когда царица смотрится в зеркальце, она спрашивает у него:

Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Из года в год зеркальце отвечает, что на всём свете нет никого прекраснее царицы. Но идут годы, и царица уже не молода. А вот её падчерица, наоборот, подрастает и становится всё прекраснее. В один прекрасный день зеркало заявляет царице, что она красива, но есть та, которая гораздо красивее:

Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.

Натура царицы даёт о себе знать, и зависть к главной героине не имеет пределов. Царица зовёт свою служанку Чернавку и приказывает ей:

Ты царевну в глушь лесную
Уведи; связав, живую
Под сосной оставишь там
На съедение волкам.

Выполняя приказ царицы, Чернавка ведёт царевну в лес, но не желает ей зла. Она только исполняет приказ хозяйки и поэтому отпускает царевну. Затем Чернавка возвращается к царице и сообщает ей о гибели царевны.

Царь, узнав о пропаже дочери, горюет. Жених царевны, королевич Елисей, отправляется по свету на поиски пропавшей невесты. Последняя долго бродит по дремучему лесу и в результате, в глухой чаще, находит большой дом. Царевна заходит туда, но хозяев дома нет. К вечеру они появляются. Это семь братьев-богатырей. Царевна рассказывает, что с ней случилось, и богатыри оставляют её жить в их доме.

Главная героиня ведёт хозяйство по дому. Она понравилась богатырям. Последние предлагают ей выбрать одного из них себе в мужья. Царевна отвечает, что ей все богатыри милы, но у неё уже есть жених, и она вынуждена отказать. Тем временем царица, думая, что её падчерица давно мертва, спрашивает у зеркальца:

Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Зеркало отвечает, что царица без спору прекрасна, но царевна всё равно красивее. Тогда царица решает сама покончить с падчерицей. Она переодевается старухой, идёт в лес искать царевну и находит дом семи богатырей. Царевна не узнаёт мачеху, жалеет старуху и даёт ей милостыню. Только сторожевой пёс надрывно лает на старуху. Царица даёт падчерице отравленное яблоко. Последняя надкусывает его и умирает.

Когда вечером вернулись богатыри, они увидели тело царевны. Пёс, проглотивший отравленное яблоко, лежит рядом. Богатыри осознают, что царевну отравили. Позднее они положат её в хрустальный гроб, который подвесят в горной пещере. Довольная царица слышит от зеркальца долгожданный ответ, что она прекраснее всех на свете.

Елисей ищет царевну по всему белому свету, но нигде нет его невесты. Тогда он обращается за помощью к тем, кто всё видит — к солнцу, месяцу и ветру. Солнце и месяц ничего не знают о пропавшей царевне. Только ветер дал Елисею печальный ответ:

Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста.

Опечаленный Елисей едет посмотреть на свою невесту и целует её, в результате чего она просыпается. Счастливые влюблённые возвращаются домой, чтобы сыграть свадьбу. В это время царица спрашивает у зеркальца, кто прекрасней всех на свете, и в очередной раз слышит о том, что царевна прекраснее её. В приступе ярости царица разбивает вдребезги зеркальце, а при личной встрече с царевной умирает с тоски. Мультфильм заканчивается свадьбой царевны и королевича Елисея, на которой, видимо, присутствуют названые братья царевны, семь богатырей.

Отличия от оригинала

  • В оригинале отравленное яблоко царевне приносит нищая черница (монахиня) по приказу царицы. В мультфильме это делает сама царица, переодевшись монахиней.
  • В конце мультфильма царевна просыпается от поцелуя Елисея, тогда как в оригинале он разбивает её гроб.

Создатели

  • Сценарий Ивана Иванова-Вано, Юрия Олеша
  • Музыка Юрия Никольского
  • Режиссёр-постановщик: Иван Иванов-Вано
  • Второй режиссёр: Александра Снежко-Блоцкая
  • Главный художник: Лев Мильчин
  • Второй художник: Виктор Никитин
  • Оператор: Николай Воинов
  • Звукооператор: Николай Прилуцкий
  • Ассистенты художника: Лидия Модель, А. Дураков
  • Художники-декораторы: Галина Невзорова, Дмитрий Анпилов, Ирина Светлица, Ирина Троянова
  • Технические ассистенты: Н. Орлова, В. Свешникова, Фёдор Гольдштейн
  • Монтажница: Нина Майорова
  • Художники-мультипликаторы:
    • Владимир Арбеков
    • Надежда Привалова
    • Борис Бутаков
    • Лидия Резцова
    • Фаина Епифанова
    • Иосиф Старюк
    • Григорий Козлов
    • Татьяна Фёдорова
    • Рената Миренкова
    • Николай Фёдоров
    • Лев Попов
    • Фёдор Хитрук
    • Константин Чикин
    • Константин Малышев

Роли озвучивали

  • Вера Попова — текст от автора
  • Мария Бабанова — царица/зеркальце
  • Галина Новожилова — царевна
  • Зинаида Бокарева — Чернавка
  • Михаил Названов — эпизод
  • Николай Литвинов — 5-й богатырь/7-й богатырь
  • Валентина Сперантова — месяц

Переозвучка

В 2001 году мультфильм был отреставрирован и заново переозвучен компаниями ООО «Студия АС» и ООО «Детский сеанс 1». В новой версии была полностью заменена фонограмма, к переозвучиванию привлечены современные актёры, в титрах заменены данные о звукорежиссёре и актёрах озвучивания. Переозвучка была крайне негативно воспринята как большинством телезрителей, так и членами профессионального сообщества. Качество реставрации также иногда подвергается критике.

Отзывы

В следующих своих фильмах — «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1951) по Пушкину, «Снегурочка» (1952), полнометражной рисованной картине по пьесе Островского, с использованием музыки Римского-Корсакова, «Двенадцать месяцев» (1956) по Маршаку — режиссёр Иванов-Вано продолжает искать воплощение своих замыслов в сочетании тем, образов, языка, стиля большой литературы с изобразительной и музыкальной драматургией, лежащей в основе сказочной мультипликационной фантастики. При этом важно отметить, что гармоничное сложение трёх потоков — традиционных национально-изобразительных мотивов, классической музыки и литературы — как бы помножено на современное мировосприятие художника, на гражданственность и гуманизм, составляющие суть его творческой позиции.

— Асенин С. В.

На протяжении нескольких десятилетий неустанно разрабатывает Иванов-Вано великолепный, сверкающий и неистощимый пласт русской сказки. Сказки народной и сказки литературной, близкой по духу народной… В «Сказке о царе Дурандае» мы находим как бы запев русской темы Иванова-Вано. Темы, которой так или иначе не минует большинство его фильмов. Она прозвучит в коротенькой «Зимней сказке» — поэтической фантазии, сотканной из снега и наивных волшебств рождественского леса, положенных на музыку П. И. Чайковского; блёстками засверкает в «Коньке-Горбунке», триумфально обошедшем весь мир; в той или иной мере отразится в «Гусях-лебедях», в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», в «Снегурочке» и в «Двенадцати месяцах»…

— Абрамова Н.

Видео

В 1980-е годы мультфильм выпущен на видеокассетах в коллекции «Видеопрограмма Госкино СССР». В начале 1990-х годов мультфильм выпущен кинообъединением «Крупный план» вместе с мультфильмом «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950) на видеокассетах. В середине 1990-х выпускался на VHS Studio PRO Video в сборнике мультфильмов-сказок А. С. Пушкина, вместе с мультфильмом «Двенадцать месяцев» (1956), и в сборнике мультфильмов киностудии «Союзмультфильм» студией «Союз».

Практическая
работа: методическая разработка

Выполнила
Бессонова Наталия Валерьевна

«Формы
и методы обучения на современном учебном занятии»

Тема: А.С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Центральные образы сказки. Противостояние
добрых и злых сил. 5 класс.

Цель: формирование
у обучающихся навыков анализа и интерпретации
литературного произведения как художественного целого с использованием
теоретико-литературных знаний.

Метапредметные
результаты
 обучения:

— развитие умения осваивать разнообразные формы
познавательной и личностной рефлексии;

— формирование умения активно использовать речевые средства и
средства информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;

— совершенствование владения логическими действиями сравнения
персонажей, умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
строить рассуждения в процессе анализа;

— совершенствование владения базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри
литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств
(музыка, живопись, театр, кино). 

Предметные
результаты
 обучения:

— развитие умения характеризовать художественные и
научно-популярные тексты;

— развитие умения анализировать различные аспекты лексики в
художественном тексте;

— развитие умения пользоваться монологической, диалогической,
устной и письменной речью;

— формирование умения применять литературоведческие понятия
для характеристики (анализа) текста.

Методы
организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый,
исследовательский, метод критического мышления.

 Формы
организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: элементы
дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, модульной технологии.

Базовый УМК:
Литература 5 кл. под ред. В.Я. Коровиной в 2-х ч., М., «Просвещение», 2020г.

1.     Стадия
вызова.

— Здравствуйте,
ребята! Посмотрите на экран и назовите героинь нашей сказки, изображения
которых вам представлены. Как вы думаете, почему именно эти персонажи были
выбраны мной? Как это связано с темой нашего урока?

image001 image002

Ребята
высказывают свои предположения.

2.    
Работа с литературоведческим термином
«образ»

— Еще раз посмотрите
на тему, записанную на доске. Как вы думаете, есть в ее формулировке новый для
вас термин?

Образ.

— А что такое
образ? (
Записываем совместно сформулированное
определение «образ героя»
) Где еще, в каких видах
искусства мы встречаем этот термин? Чем этот термин будет отличаться от
литературоведческого? А что общего в этих понятиях?

Ребята
высказывают свои предположения.

3.    
Прием «Чтение с остановками». Заполнение
сравнительной таблицы (с использованием смарт-доски). Подключаем игровой момент
«Кто лучше знает текст сказки?»

Царица

Царевна

Кто
это?

Вторая
жена Царя, мачеха: «
Год прошел, как сон пустой,// Царь
женился на другой.// Правду молвить, молодица// Уж и впрямь была царица
»

Дочь Царя от первой жены: «Вот
в сочельник в самый, в ночь// Бог дает царице дочь
.// Рано
утром гость желанный,// День и ночь так долго жданный,// Издалеча
наконец// Воротился царь-отец.// На него она взглянула,//Тяжелешенько
вздохнула,// Восхищенья не снесла// И к обедне умерла».

Внешность

«Высока,стройна, бела,//
И умом и всем взяла»;

«Но царевна молодая,//
Тихомолком расцветая,//
Между тем росла, росла.//
Поднялась —и расцвела.//
Белолица, черноброва»

Характер

«Но зато горда,
ломлива,//Своенравна и ревнива»

«Нраву кроткого такого»

Отношение
к окружающим

Заносчива со всеми, кроме зеркальца: «Ей в приданое дано//
Было зеркальце одно;//
Свойство зеркальце имело:// Говорить оно умело.// С ним одним она
была//Добродушна, весела,// С ним приветливо шутила
», но когда
зеркальце говорит ей, что «царевна всех милее», возмущается: «Ах ты,
мерзкое стекло!
»

Вежлива со всеми: «И царевна к ним сошла,//
Честь хозяям отдала,//
В пояс низко поклонилась;//Закрасневшись, извинилась,/
/ Что-де
в гости к ним зашла,// Хоть звана и не была». «Им она
не прекословит»

Отношение
к домашней работе

Сама ничего не делает, у нее есть
Чернавка, сенная девушка (служанка для черной работы)

«Дом царевна обошла,//
Все порядком убрала,//
Засветила богу свечку,//
Затопила жарко печку»;
«А хозяюшкой она//
В терему меж тем одна//
Приберет и приготовит
»

Манера
говорить

«Ах ты, мерзкое стекло!// Это врешь ты мне назло.//
Как тягаться ей со мною?//
Я в ней дурь-то успокою»

«Жизнь моя!// В чем, скажи, виновна я?// Не губи
меня, девица!// А как буду я царица,//
Я пожалую тебя»
. «Ой вы,
молодцы честные,
Братцы вы мои родные
, —
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей»

(Под
запись в тетрадь – только ключевые элементы (выделены жирным шрифтом). Во время
заполнения таблицы на каждом этапе работаем с деталями: так, например, в первой
графе выясняем, зачем автору понадобилось такое уточнение, как то, что царевна
родилась «в сочельник в самый, в ночь» — царица, споря с зеркальцем говорит: «И
не диво, что бела:// Мать брюхатая сидела// Да на снег лишь и глядела» и т.д.)

— Мы с вами сейчас
заполнили таблицу, в которой сравнили двух героинь сказки. Этот вид работы
называется сравнительная характеристика. Вам еще не раз на уроках литературы
придется встретиться с этим заданием. Как вы думаете, для чего мы это делали?

Ребята
высказывают свои предположения.

— Давайте еще раз
рассмотрим иллюстрации к сказке, которые были представлены в начале урока. Как
в изобразительном искусстве называется этот жанр?

Портрет

— В нашей
сравнительной характеристике мы с вами анализировали литературные портреты. Чем
литературный портрет отличается от портрета в изобразительном искусстве?

Ребята
высказывают свои предположения.

Делаем
вывод:
 Портрет
играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для
создания образа.

Для слабо мотивированных обучающихся работа с
карточкой:

Карточка 1

1.Определите героя по фразе:

1)    «Говорить оно умело»

2)    «За невестою своей// […], // Помолясь усердно
Богу,// Отправляется в дорогу»

3)    «Всюду веешь на просторе»

4)    «Та, в душе ее любя, не убила, не связала»

5)    «Гордо в зеркальце глядясь»

6)    «Но как быть? И он был грешен»

7)    «Между тем все шла да шла, и на терем набрела»

8)     «Прибежал и смолк, играя»

9)    «Топот по двору раздался»

10) 
«Ходит по
двору, клюкой отгоняя пса»

11) 
 «Круглый год
по небу ходишь, сводишь зиму с теплою весной»

12) 
«Ты встаешь
во тьме глубокой, круглолицый, светлоокий»

2. Составьте кроссворд на пять слов по сказке

4.    
Итог
урока. Рефлексия.

 — Наш
урок подходит к концу, давайте подведем итоги нашей работы. Для этого мы
выполним творческое задание. Вам нужно будет ответить на вопросы для каждого
ряда свой:

1 ряд. Почему
Чернавка не исполнила приказ царицы?

2 ряд. Почему пес
Соколко беспрепятственно пропустил царевну в дом, а Черницу не подпустил даже к
крыльцу?

3 ряд. За что
полюбили братья царевну?

— А
теперь сделаем общий вывод: о чем хотел сказать нам А.С. Пушкин своей сказкой,
ведь «сказка – ложь, да в ней намек»? Что для нас должно в ней стать уроком?

Домашнее
задание:

1)    Дополнить таблицу цитатами

2)    Персонализированное задание (к слабо мотивированным
обучающимся): попробуйте охарактеризовать братьев-богатырей

3)    На дополнительную оценку: нарисовать понравившийся эпизод сказки

4)    Персонализированное задание (для более сильных учащихся).
Посмотреть мультфильм «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 1951г.
Сравнить свое впечатление от прочтения сказки с режиссерским прочтением

  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях александр пушкин книга смотреть
  • Сказка о мертвой царевне жуковский слушать
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс меркин
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях александр пушкин книга слушать
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 1833