Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс меркин

Автор: гавохина людмила сергеевна организация: гкоу казачий кадетский корпус населенный пункт: ставропольский край, г. буденновск цели урока: -раскрыть нравственный смысл

Автор: Гавохина Людмила Сергеевна

Организация: ГКОУ «Казачий кадетский корпус»

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Буденновск

Цели урока:

раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;

-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Эпиграф урока:

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих).

2. Слово учителя. ПРИТЧА. Слайд 1.

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(Ученики отвечают, что мы будем говорить о добре и зле).

— На примере какого литературного произведения мы будем говорить об этих понятиях?

(На примере сказки А.С. Пушкина, будем говорить о добрых и злых героях, о царевне и мачехе, будем сравнивать их).

  • Правильно, молодцы. (СЛАЙД 2)

Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина.

Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Работа с эпиграфом к уроку.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели (грузинский поэт)

— Как вы думаете, так ли это? Можем ли мы согласиться с высказыванием поэта?

— Отвечают.

Учитель:

-Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному творчеству.

— Кто знакомил Пушкина с русским народным творчеством?

(Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей).

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”.

Так что же это такое – Добро и Зло?

(Обучающиеся формулируют определение добра и зла).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы.

СЛАЙД 3. (На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов):

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? Как в русском языке называются такие группы слов?

(Да, добро и зло – противоположные понятия, это антонимы).

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”.

4. Объяснение нового материала.

  • 4). А теперь давайте вспомним, чем отличается народная сказка от литературной?

(СЛАЙД 5). СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ НАРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗОК.

1. Работа с текстом.

Беседа.

Учитель: (СЛАЙД 6)

— В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.

— Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце).

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями.

— Кого мы отнесём к отрицательным героям? (Царицу – мачеху).

(СЛАЙД 7).

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

(СЛАЙД 8.) (В персонажах Царевны и царицы).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

(СЛАЙД 9).

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у нас получилось.

(Учащиеся зачитывают определения в таблицу).

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Поведение,

характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красавица-душа

Милая

Приветливая

Цветовая гамма

Черны

(зависть)

Белый

Красный

Румяный

Делаем вывод по таблице.

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива – капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

Учитель:

-Ребята, почему царица- мачеха решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

(Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

(Ненависть, зависть)

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

(Нет, эти чувства характерны для злых людей)

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

(Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).

Учитель:

-Ребята, и царица-мачеха, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

(Царица-мачеха красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).

Учитель:

— В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. Так кто из героев встает на путь добра и совершает добрые поступки???

Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Учитель:

— Что же в конце происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

(СЛАЙД 10.)

5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель: (СЛАЙД 11.)

-А сейчас, ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.)

Учитель:

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли? (Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло?)

(Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло.

ВЫВОД: В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

  • 12) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Отрывок из сказки выучите наизусть.

Литература.

  1. http://xn--h1admk1b.xn--p1ai/main/2803.html
  2. http://festival.1september.ru/articles/560119/
  3. Борисов, А.С. Занимательное пушкиноведение: Викторины, литературные игры, кроссворды.— М.: НТЦ «Университетский», 1999 .— 191 с.
  4. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989 – 159с.
  5. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я. Коровина. – М.: РОСТ, Скрин, 1998
  6. Мищенко М.В. Фольклорно-мифологические мотивы в «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина // Литература в школе – 2014. — № 5. – с. 14 – 16
  7. Кармазина Ж.Б., Федорищева Т.Д. «Сказка о царе Салтане…» в литературе, музыке и живописи (5-й класс) // Начальная школа плюс до и после – 2003. — № 4 – с. 49 – 55
  8. Демиденко Е. В надежде славы и добра (разговор с пятиклассниками о Пушкине и его сказках) / Литература // Первое сентября. – 1995. — №7 – с. 4 – 5

Источники.

  1. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин, В.П. Журавлев. – М.: Издательство «Просвещение», 2020. – 328с.
  2. http://pushkin.ellink.ru

Приложения:

  1. file0.doc.. 59,0 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 597,4 КБ

Опубликовано: 05.10.2021

Урок литературы. 5 класс.

Учитель – Ильясова А.В.

МОУ СОШ №5г. Ноябрьска

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».        

Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока:

раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;

-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

                                                                                 Эпиграф урока:

                                                                            Лишь добро одно                                    бессмертно.

                                                                            Зло подолгу не живет.

                                                                                                              Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.

Ход урока

 1. Организационный момент. (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих).

 2. Слово учителя.

Учитель:

-Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о  семи богатырях». Мы говорили о сюжете и  о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой.

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

3. Проверка домашнего задания. 

Учитель: 

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

(Обучающиеся  зачитывают определения терминов из толкового словаря).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.     

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов):     «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).                

«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Зло — худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли  утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

4. Объяснение нового материала.

  1. Работа с текстом.

Беседа.

Учитель:

-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Ученики: Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван — крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде слайда на экране):  

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Поведение,

характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красавица-душа

Милая

Приветливая

Цветовая гамма

Черны

(зависть)

Белый

Красный

Румяный

Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

   2. Анализ художественного произведения.

Учитель:

-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»

Учитель:

-Ребята, что вы можете сказать о Царице?

-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?

Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.

Проводится физкультминутка для учащихся.

Учитель:

-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Учитель:

-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель:

-Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель:

-Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель:

-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”

Учитель:

-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель:

— На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель:

-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Учитель:

-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

                                                  “Злая мачеха, вскочив,  

                                                   Об пол зеркальце разбив,        

                                                   В двери прямо побежала

                                                   И царевну повстречала    

                                                  Тут ее тоска взяла,                

                                                  И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

   5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель:

-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро победило.

Учитель:

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?

Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть.

6.Презентация сказок А.С.Пушкина (выставка книг). Просмотр картинной галереи и анализ рисунков ребят.

Выставление и комментирование отметок.

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

pushkin i nyanya v mihailovskom
Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

carevna i bogatyri

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

carica i zerkalo

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

carevna i chernica

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

korolevich elisei

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

План – конспект урока литературы в 5 классе
«Сопоставление «Сказки о мертвой царевне
и семи богатырях» А.С. Пушкина и
«Спящей царевны» В.А. Жуковского»

Автор: Сиякина Нафиса Равиловна

Организация: ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Тетюши

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цели:

Деятельностная: Формировать умения сравнивать, обобщать выводы о сходствах и об отличительных особенностях авторских сказок на примере произведений А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Содержательная: изучить сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», рассмотреть сходства и отличительные особенности авторских сказок на примере произведений А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и В.А. Жуковского «Спящая царевна».

Планируемые результаты:
Личностные: формирование ценностной сферы ученика в ходе работы с ценностными понятиями «добро» и «зло», «долг», «совесть»; воспитание любви к авторским и народным сказкам; научить готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: ученик научится: целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных ориентиров действий в новом учебном материале;

Ученик получит возможность осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные УУД: развивать умения анализировать и сравнивать изученные сказки между собой, соотносить их с народной сказкой; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в учебнике и словаре; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме.

Коммуникативные УУД: ученик научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме;

ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

Предметные: знать содержание сказок; владеть литературоведческими терминами «сравнение», «народная и литературная сказка»; уметь воспринимать, анализировать и сопоставлять авторские сказки; уметь формулировать идею, проблематику произведений и давать характеристику героям.

Необходимое оборудование: Литература. 5 класс. Г.С. Меркин. – ООО «ТИД «Русское слово», 2011

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: эталоны для самопроверки

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Прочтите высказывание, которое написано на доске. Как вы его понимаете?

Всякое уменье трудом дается

Ученик. Я думаю, эта пословица гласит: чтобы уметь выполнять разные дела, нужно этому учиться.

Ученик. А я считаю, что для этого мы в школе должны хорошо учиться, много трудиться.

Ученик. Я хочу добавить, что только благодаря упорному труду можно научиться всему.

Учитель. Вы готовы трудиться? Готовы начать урок?

Ученик. Готовы.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. Проверим домашнее задание. Вам было дано задание на выбор: Составить цитатный план сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях» или ответить на вопросы. Ребята, составившие цитатный план, садятся по правую руку от меня, а те, кто подготовил ответы на вопросы – по левую руку. Слово предоставляется группе, которая составила цитатный план. Отвечает капитан группы.

Ученик. Мы составили следующий план:

«Царь с царицею простился…»

«Царь женился на другой…»

«Но царевна молодая, тихомолком расцветая…»

«А царевна все ж милее…»

«Вот Чернавка в лес пошла…»

«Будь нам милая сестрица…»

«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»

«…Нищая черница ходит по двору с клюкой…»

«В руки яблочко взяла»

«…Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»

«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»

«Гроб разбился. Дева вдруг ожила…»

«Свадьбу тотчас учинили…»

Учитель. Прослушаем ответы тех, кто отвечал на вопросы. Слово предоставляется второй группе. Первый вопрос: Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?

Ученик. Читая сказку, мы приобщаемся к волшебству, забываем о неприятностях, переносимся в чудесный мир. Начиная с присказки, мы ждём развития событий, а потом спешим дочитать до конца, когда зло наказано, а герои празднуют победу. Испытания персонажей заставляют нас переживать за них, злобные выходки отрицательных героев будят чувство справедливости, негодования. В сказке Пушкина мы ещё и окунаемся в мир поэзии, легко читая необыкновенно красивые стихи. Настроение меняется по мере происходящих событий. Жалость к сироте царевне сменяет возмущение поступками злобной мачехи. Переживая, отправляемся на поиски вместе с королевичем Елисеем, благодарим ветер за помощь, солнышко и месяц-за наблюдательность. Опечаливает гибель Соколко, пёс не спас царевну, горюем с богатырями, потерявшими сестру названую. Но потом нас охватывает радость, Елисей спас царевну. Наступает время веселья-пир на весь мир. Настроение замечательное, добро торжествует. Нас наполняет оптимизм, жизнь полна чудес и волшебства.

Учитель. Послушаем ответ на второй вопрос. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

Ученик.

Как герой этой сказки, нам больше всего понравилась сама царевна. Она красивая, нежная, добрая, хозяйственная и красивая.

Злая ведьма у меня вызывала плохие чувства, потому что она коварная, сварливая и мстительная. Ведьма отличается от всех героев этой сказки.

Учитель. Молодцы, все выполнили домашнее задание. А теперь скажите, на какое произведение похожа эта сказка?

Ученик. Мы затрудняемся ответить.

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1.Выполнил домашнее задание

2. Активно работал в группе

3. Выполнял свои обязанности

4. Соблюдал культуру общения

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения, но ты справился

— у тебя не получилось работать в группе

5.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Обратимся к изображениям на экране. Кого видите? Слайд №2.

Ученик. Мы видим, что здесь изображены гениальные русские поэты – Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель. А что изображено ниже?

Ученик. Это кадры из мультфильмов по мотивам сказок «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Учитель. Итак, давайте вместе попробуем обозначить тему нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить?

Ученик. Будем говорить о сказках В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». Слайд №3.

Учитель. А теперь прочитайте вопросы на экране. Слайд №4.

Ученик. Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения?

Ученик. В данных сказках больше различий, чем общего?

Ученик. Какая из сказок ближе к народной?

Учитель. Мы можем с вами ответить на вопросы, которые выведены на экран?

Ученик. Нет, мы затрудняемся.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Как вы думаете, какова же цель нашей дальнейшей работы? Ученик. Мы будем анализировать текст, сравнивать образы героев.

Ученик. Будем учиться находить сходства и различия народных и авторских сказок.

Ученик. Мы узнаем какая из этих сказок ближе к народной.

Учитель. Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – сопоставить «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящую царевну» В.А. Жуковского». Слайд № 5

V. Реализация построения проекта.

Словарная работа

Учитель. Прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе, давайте рассмотрим новое определение. Итак, сегодня мы будем сопоставлять, сравнивать сказки. Что же такое сравнение?

Ученик. Сравнивать – значит находить различия и схожесть.

Учитель. Правильно ребята. Давайте обратимся к словарю литературоведческих терминов и запишем новое определение в словарик.

Ученик. Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия. Слайд №6.

Учитель. Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина сказки — русские народные, у Жуковского тоже русские народные сказки. Чудное дело!»

Да, именно сказку, подобную народной должен был написать каждый из великих поэтов. Слайд №7.

Давайте произведём разбивку на кластеры и вспомним, какие отличительные черты имеет у нас народная сказка. Слайды № 8,9.

Эталон

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс меркин

Ученик. Мы составили кластер, где указали такие отличительные черты народных сказок: борьба добра и зла, бывают положительные и отрицательные герои, есть зачин и концовка, написана в прозе.

Учитель. А теперь посмотрим те аспекты, по которым мы будем с вами сравнивать сказки. (На экране слайд № 10)

Учитель. Ребята, что входит в предмет сравнения?

Ученик. Предметы сравнения: название, сюжет, композиция, форма написания произведения.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс меркин

Парная работа. Слайды №11,12.

Учитель. Сравнение названия сказки проводим по структуре «Таймд пэа шэа» в парах. Вам даётся ровно минута, чтобы поделиться с соседом по парте мнением о сходстве и различии в названии сказок.

Ученик. У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник).

Ученик. У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (свое название).

Ученик. В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Учитель. А какие различия есть в названии?

Ученик. Царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.

Учитель. Перейдём к рассмотрению сюжетной линии. В основу сказок положен сюжет народной сказки. Из каких сказок брали сюжеты В.А. Жуковский и А.С. Пушкин? Слайд №13

Ученик. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Ученик. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах.

Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.

Учитель. Как же можно проследить путь от сказки народной до рождения авторской? Чтобы ответить на этот вопрос составьте схему из предложенных карточек с понятиями.

Карточка №1.

Разложите понятия в виде цепочки-связи.

Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки.

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.

Эталон к карточке №1.

Прослушивание народной сказки — запись сказки — обработка сказки — авторская литературная сказка.

Учитель. Итак, сначала рассмотрим совпадения и различия в сюжетных линиях обеих сказок. Используем структуру «Финк-райт-раунд робин» («подумай-запиши-обсуди в команде») и заполняем таблицу. Сначала обдумайте, запишите совпадения в тетради. На это вам отводится три минуты. Обсудите свои записи с соседом по парте. Время – 1 минута.

Карточка №2. Слайд №14

Совпадения в сюжете сказок

Различия в сюжете сказок

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Слайд №15.

Эталон к карточке №2.

Совпадения в сюжете сказок

Различия в сюжете сказок

  1. Беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле.
  1. Причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида.

3. Зло совершают женщины: старуха-чародейка и царица-мачеха.

4. Царевны пробуждаются – оживают.

5. Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени).

6. Царевны обе красавицы.

7. Женитьба спасителей на царевнах.

1. Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я чародейка — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

2. У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

3. У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация), у Жуковского – уснула (романтические мотивы).

4. У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю), у Жуковского — 300 лет спала.

5. Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку), царевичу Жуковского помогает старик.

6. Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте, у Жуковского – спит дома.

7. Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок), у Жуковского — веретено.

8. Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).

9. У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла, у Жуковского злая колдунья исчезла.

Физкультминутка. Слайд № 16.

Учитель. Ребята, а место действия в сказках разные или одинаковые?

Ученик. Разные, у Жуковского – дворец, бор, у Пушкина – дворец, терем в лесу, пустая гора.

Учитель. Правильно, молодцы. Теперь оцените свою работу на данном этапе.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Какой следующий аспект сравнения?

Ученик. Композиция.

Учитель. Назовите основные элементы композиции.

Ученик. Завязка, кульминация, развязка. Но в сказках ещё выделяют зачин и концовку. Слайд №17.

Учитель. Давайте сравним сказки по этому аспекту. Слайд №18.

Для этого проведем групповую работу. 1 группа работает с текстом сказки В.А. Жуковского (стр.71), вторая – с текстом сказки А.С. Пушкина (стр. 95)

Ученик. Композиция сказок похожа: в обеих, как и в народных есть зачин.

Учитель. Давайте его найдём в сказке В.А. Жуковского. (1 группа)

Ученик. (читает)

Жил-был добрый царь Матвей,

Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет,

А детей все нет, как нет. (стр. 71)

Учитель. А теперь его найдём в сказке А. С. Пушкина. (2 вариант)

Ученик. (читает)

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна. (стр. 95)

Учитель. Давайте найдем в сказках завязку.

Ученик. У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери (чтение стр. 71).

Ученик. У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи. (чтение стр. 96)

Учитель. Ребята, а как развиваются действия в сказках?

Ученик. У Жуковского: пир — взросление царевны — укололась веретеном и уснула, все уснули — охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.

Ученик. У Пушкина: сватание царевны — девичник- гнев и зависть мачехи — Чернавка уводит царевну в лес — жизнь царевны в доме семи богатырей — отравление царевны яблоком — погребение ее в горе — поиски невесты королевичем Елисеем — спасение царевны — смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).

Учитель. Зачитайте то место, которое является ключевым моментом – кульминацию в сказке Жуковского.

Ученик. На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнем

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И ее поцеловал. (стр. 80)

Ученик. У Пушкина: Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг ожила. (стр. 110)

Учитель. Молодцы, все правильно. А какие строчки зачитаете в качестве концовок сказок?

Ученик. У Жуковского: Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот ни капли не попало. (стр. 81)

Ученик. У Пушкина: И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил. (стр. 112)

Учитель. Ребята, а что общего вы видите в форме произведений? Слайд № 19.

Ученик. Сказки написаны в стихотворной форме.

Учитель. Что различного?

Ученик. Сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом.

Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?

Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.

VII этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Давайте проверим полученные знания. Я предлагаю вам выполнить графический диктант «Да-нет».

Вы ставите знак + если согласны с утверждением.

Вы ставите знак — если не согласны с утверждением в таблицу.

  1. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящая царевна» В.А. Жуковского литературные сказки.
  2. В этих сказках главной героиней является царица.
  3. Главная мысль сказок выражена пословицей: «Добро не умрет, а зло пропадет».
  4. В основе создания характеров героинь лежит прием сравнения.
  5. В данных сказках есть композиционные части: присказка, зачин, кульминация, концовка.
  6. Царица придумала расправиться с Царевной с помощью отравленного персика.
  7. Чародейка предсказала, что Царевна заснет, вкусив яблоко.
  8. Житие – жанр литературы, в котором рассказывается о жизни людей, причисленных Церковью к лику святых.

Учитель. Проверьте себя по эталону.

1

2

3

4

5

6

7

8

+

+

+

Не знаем

Учитель. Почему вас затруднило последнее утверждение?

Ученик. Мы не знаем, что такое житие.

Учитель. Правильно. Это мы будем рассматривать на следующем уроке. А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.

  1. балла — нет ошибок; 1 балл — 1-2 ошибки; 0,5 балл — 3 ошибки; 0 баллов — 3 ошибки

VIII этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Ребята, какую учебную задачу мы с вами ставили? Удалось ли ее решить? Слайд №20

Ученик. Итак, на сегодняшнем уроке мы выяснили, что сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – собственно авторские литературные произведения, рассмотрели их сходные и различные черты.

Ученик. Мы выяснили, какая из сказок ближе к народной, это сказка А.С. Пушкина. Во-первых, троекратный повтор. Царица 3 раза обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру. У Жуковского нет троекратных повторов.

Ученик. Во-вторых, как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей, королевич Елисей). Учитель. Слайд №21. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство: экспрессивную лексику, обилие глаголов, придающих событиям динамизм, народные обращения-заклинания к силам природы.

  • . Предлагаю составить синквейн, связанный с главными образами двух сказок.

Ученик. (А.С. Пушкин)

Царевна
Добрая, скромная.
Любит, ждет, помогает.
Познакомилась с семью богатырями.
Сказка.

Ученик. (В.А. Жуковский)

Царевна
Добрая, кроткая.
Покоряется, верит, надеется.
Прекрасный образ невесты и дочери.
Красавица.

Учитель. Оцените свою работу, поставьте баллы.

1 б. – если активно работали на этом этапе урока,

0,5 б. – если отвечали, но не на все вопросы,

0 – если не участвовали в беседе.

IX этап. Этап рефлексии

Учитель. Я хочу узнать ваши впечатления от урока и чему сегодня вы научились. Для этого продолжите фразы:

Я научился…

Я узнал на уроке….

Мне было трудно, когда…

Мне было интересно…

Ученик. Я научился сравнивать героев произведения.

Ученик. Мне было трудно, когда писали графический диктант.

Ученик. Я узнал, как анализировать произведение.

Ученик. Мне было интересно заполнять таблицу, особенно, когда нужно было по тексту найти информацию о сходстве и различии в сюжетах сказок.

Учитель. Оцените свою работу на уроке. Сколько баллов вы заработали?

Учитель. Слайд №22. Запишите домашнее задание:

1. Придумайте свою небольшую сказку;

2. Выучите наизусть понравившийся отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (25-30 строк).

3. Напишите мини-сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?»

Учитель. Слайд №23. Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

Список используемой литературы
1. Меркин Г.С. Литература. 5 класс. — М.: ООО ТИД «Русское слово», 2011.
2. Соловьёва Ф.Е. Методическое пособие. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
3. Мультимедийное приложение к учебнику «Литература. 5 класс» Г.С. Меркина.
4. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. — М.: Просвещение, 2011.
5. Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 5 класс». — М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2010.
6. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс».

Приложения:

  1. file0.pptx.zip.. 4,3 МБ

Опубликовано: 01.12.2019

Урок 18 А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»


13.05.2015


15104


0



Цели: познакомить с текстом литературной
сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить
художественные особенности произведения.

Ход урока

Анализ текста сказки. Пролог

Чтение первых 12
строк пролога.

Вопросы:

1. С
каким настроением осталась у окна царица? (Тоска, уныние.)

2. Что
хочет подчеркнуть Пушкин, когда употребляет глаголы: ждет – пождет;  (очи) разболелись,  глядючи
не видать (друга);  вьется
(вьюга); (снег) валится; (девять месяцев) проходят; (глаз) не
сводит
?

Печаль
внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять
строки наполняются грустью: умирает царица.

3.
Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета? (Пушкину нужно событие, с помощью
которого можно продолжить развитие действия.)

4.
Расскажите, какими вам представляются царь и царица?

5.
Почему звучат такие эпитеты, как «желанный», «жданный»?

6.
Какую интонацию нужно задать при чтении?

7.
Какой ритм чтения будет уместным?

ЦАРИЦА-МАЧЕХА

Появляется
новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.

…Молодица

Уж и
впрямь была царица:

Высока,
стройна, бела,

И умом
и всем взяла;

Но
зато горда, ломлива,

Своенравна
и ревнива.

Охарактеризуйте
интонацию, какие нотки утрачены? Исчезла теплота, душевность, свойственные
первой царице. Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна.

Ей в
приданое дано

Было
зеркальце одно,

Свойство
зеркальце имело:

Говорить
оно умело.

Это
необыкновенный предмет, к нему одному царица благосклонна, ласкова. Почему?

Зеркальце
сообщает царице о ее красоте, именно это радует ее сверх меры. Кроме
пригожести, ее ничто не интересует. Главное то, что она в этом единственная,
первая. Как реагирует царица на похвалы зеркальца?

И
царица хохотать,

И
плечами пожимать,

И
подмигивать глазами,

И
прищелкивать перстами,

И
вертеться, подбочась,

Гордо
в зеркальце глядясь.

ПЕРВЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЦАРИЦЫ

При
чтении этой строфы чувствуется, как изменяется интонация. Здесь читатель
внезапно начинает наблюдать своеобразную конфронтацию между царицей-мачехой и
царевной.

Кажется,
все вопросы решены: у царевны есть жених – царевич Елисей, она ничем не мешает
мачехе.

Почему
же зеркальце разбито?

Оно
вдруг сказало правду! Царевна «…всех милее, всех румяней и белее». «Тихомолком
расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела. Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…» Единственное, что беспокоит мачеху,– красота падчерицы.
По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент все изменилось – она
вторая.

Что же
замышляет царица?

Позвала
к себе Чернавку

И
наказывает ей…

Весть
царевну в глушь лесную

И,
связав ее, живую

Под
сосной оставить там

На
съедение волкам.

В ЛЕСУ

Вот
царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении:

Жизнь
моя!

В чем,
скажи, виновна я?

Чернавка
оказалась доброй девушкой, она отпустила царевну. Мачеха успокоилась, считая
молодую соперницу мертвой.

Во
дворце – переполох, все царство взволновалось:

И
молва трезвонить стала:

Дочка
царская пропала!

На
поиски юной царевны отправляется королевич Елисей.

У БОГАТЫРЕЙ

Но
невеста молодая,

До
зари в лесу блуждая,

Между
тем все шла да шла

И на
терем набрела…

Царевна
решилась войти и оказалась в светлой горнице. Единственный, кто встретил ее у
ворот, – пес Соколко. Пес рад ее появлению, он перестал лаять, приласкался,
понимая, что это добрая гостья.

Пушкин
далее показывает, как старательна героиня:

Дом
царевна обошла,

Все
порядком убрала,

Засветила
Богу свечку,

Затопила
жарко печку,

На
полати взобралась

И
тихонько улеглась.

Все
работы, которые выполнила царевна в тереме, всегда выполняли простые русские
крестьянские девушки. Это народный мотив. Именно своим умением хозяйничать
удивила царевна семерых богатырей.

На
основании чего братья догадались, что перед ними царевна, а не крестьянка? (Речь,
умение себя держать.)

В
следующей сцене героиня удивлена и испугана просьбой семерых братьев.  Она 
понимает,  что  огорчит 
их  отказом,  но 
иначе  поступить не может:

Ой вы,
молодцы честные,

Братцы
вы мои родные, –

Коли
лгу, пусть Бог велит

Не
сойти живой мне с места,

Как
мне быть? Ведь я невеста.

Для
меня вы все равны,

Все
удалы, все умны,

Всех я
вас люблю сердечно…

Но
другому я навечно отдана.

Мне
всех милей

Королевич
Елисей.

Богатыри
не обиделись на отказ царевны.

Попробуем
составить характеристики героинь:

Царица-мать

Царевна-падчерица

Царица-мачеха

Любящая

Нежная

Добрая

Сердечная

Умная

Скромная

Нежная

Добрая

Сердечная

Умная

Гневная

Злобливая

Эгоистичная

Черствая
душой

Хитрая

    Попробуйте обобщить. Какие мысли у вас возникли?

РАЗГОВОР С ЧЕРНАВКОЙ

Далее действие
сказки переносит нас во Дворец, где злая царица уже знает, что
красавица-соперница жива. И вновь царица принимает страшное решение:

…Иль
не жить,

Иль
царевну погубить.

Что же
на этот раз придумала коварная красавица?

ПЕРЕДАЧА ЯБЛОЧКА

Самая
трагичная сцена сказки – это получение яблока царевной и ее смертельный сон.
Чернавка, переодетая старухой-богомолкой, на этот раз не может помочь юной
деве, так как ее жизнь тоже висит на волоске. Она передает отравленное яблоко
царевне. Большое беспокойство проявляет Соколко, в этот момент он является
защитником девушки:

Пес
залаял…

Ходит
по двору, клюкой

Отгоняя
пса.

Ох,
ты, дитятко девица!

Пес
проклятый одолел,

Чуть
до смерти не заел.

Посмотри,
как он хлопочет!

Пес
предчувствует беду. Он бросается под ноги царевне, лает, не пускает. Но
царевна, добрая душа, не догадывается по беспокойному поведению собаки о
недобрых намерениях черницы.

Следует
обратить внимание на следующие моменты: поэт называет Чернавку старушонкой,
царевна – бабушкой. С какой целью это сделано? Понаблюдайте, как часто
повторяется звук «о», это ассонанс. Для чего Пушкин использует ассонанс?

Отгоняя пса: «Постой,

Бабушка,
постой немножко», –

Ей
кричит она в окошко.

(Чтобы  создать 
завывающие,  тревожные  звуки, 
этим  поэт  настораживает читателя; хочется подсказать
царевне о надвигающемся несчастии.)

ЯБЛОЧКО

Соку
спелого полно,

Так
свежо и так душисто,

Будто
медом налилось!

Видны
семечки насквозь…

Как не
съесть такого чудесного яблочка! Зло свершилось и восторжествовало. Царевна
мертва.

Вопросы:

1. В
какой момент мачеха решается избавиться от царевны?

2.
Когда это происходит второй раз?

3.
Расскажите, какими вы увидели героев сказки?

4.
С  какими 
героями  вам  приятно 
общаться,  с  какими 
неприятно? Почему?

Домашнее
задание:
работать по
вопросам в учебнике.


  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 1833
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях александр пушкин книга отзывы
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях epub
  • Сказка о мертвой царевне братья гримм читать
  • Сказка о медведице читательский дневник