Сказка о механическом движении 7 класс

Статья находится на проверке у методистов skysmart. если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат в правом нижнем углу

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Механическое движение

Когда мы идем в школу или на работу, автобус подъезжает к остановке или сладкий корги гуляет с хозяином, мы имеем дело с механическим движением.

Механическим движением называется изменение положения тел в пространстве относительно других тел с течением времени.

«Относительно других тел» — очень важные слова в этом определении. Для описания движения нам нужны:

  • тело отсчета
  • система координат
  • часы

В совокупности эти три параметра образуют систему отсчета.

В механике есть такой раздел — кинематика. Он отвечает на вопрос, как движется тело. Дальше мы с помощью кинематики опишем разные виды механического движения. Не переключайтесь ?

Прямолинейное равномерное движение

Движение по прямой, при котором тело проходит равные участки пути за равные промежутки времени называют прямолинейным равномерным. Это любое движение с постоянной скоростью.

Например, если у вас ограничение скорости на дороге 60 км/ч, и у вас нет никаких препятствий на пути — скорее всего, вы будете двигаться прямолинейно равномерно.

Мы можем охарактеризовать это движение следующими величинами.

Скалярные величины (определяются только значением)

  • Время — в международной системе единиц СИ измеряется в секундах [с].
  • Путь — длина траектории (линии, по которой движется тело). В случае прямолинейного равномерного движения — длина отрезка [м].

Векторные величины (определяются значением и направлением)

  • Скорость — характеризует быстроту перемещения и направление движения материальной точки [м/с].
  • Путь — вектор, проведенный из начальной точки пути в конечную [м].

Проецирование векторов

Векторное описание движения полезно, так как на одном чертеже всегда можно изобразить много разнообразных векторов и получить перед глазами наглядную «картину» движения.

Однако всякий раз использовать линейку и транспортир, чтобы производить действия с векторами, очень трудоёмко. Поэтому эти действия сводят к действиям с положительными и отрицательными числами — проекциями векторов.

Если вектор сонаправлен с осью, то его проекция равна длине вектора. А если вектор противоположно направлен оси — проекция численно равна длине вектора, но отрицательна. Если вектор перпендикулярен — его проекция равна нулю.

вектор перемещения

Скорость может определяться по вектору перемещения и пути, только это будут две разные характеристики.

Скорость — это векторная физическая величина, которая характеризует быстроту перемещения, а средняя путевая скорость — это отношение длины пути ко времени, за которое путь был пройден.

Скорость

→ →
V = S/t


V — скорость [м/с]

S — перемещение [м]
t — время [с]

Средняя путевая скорость

V ср.путевая = S/t

V ср.путевая — средняя путевая скорость [м/с]

S — путь [м]

t — время [с]


В чем разница между перемещением и путем?

Перемещение — это вектор, проведенный из начальной точки в конечную, а путь — это
длина траектории.

что такое пермещение

Задача

Найдите, с какой средней путевой скоростью должен двигаться автомобиль, если расстояние от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода в 210 километров ему нужно пройти за 2,5 часа. Ответ дайте в км/ч.

Решение:

Возьмем формулу средней путевой скорости
V ср.путевая = S/t

Подставим значения:
V ср.путевая = 210/2,5 = 84 км/ч

Ответ: автомобиль будет двигаться со средней путевой скоростью равной 84 км/ч

Уроки физики в онлайн-школе Skysmart не менее увлекательны, чем наши статьи!

Уравнение движения

Основной задачей механики является определение положения тела в данный момент времени. Для решения этой задачи помогает уравнение движения, то есть зависимость координаты тела от времени х = х(t).

Уравнение движения

x(t) = x0 + vxt

x(t) — искомая координата [м]
x0 — начальная координата [м]
vx — скорость тела в данный момент времени [м/с]
t — момент времени [с]

Если положительное направление оси ОХ противоположно направлению движения тела, то проекция скорости тела на ось ОХ отрицательна, скорость меньше нуля (v < 0), и тогда уравнение движения принимает вид:

Уравнение движения при движении против оси

x(t) = x0 — vxt

x(t) — искомая координата [м]
x0 — начальная координата [м]
vx — скорость тела в данный момент времени [м/с]
t — момент времени [с]

Графики

Изменение любой величины можно описать графически. Вместо того, чтобы писать множество значений, можно просто начертить график — это проще.

В видео ниже разбираемся, как строить графики кинематических величин
и зачем они нужны.


Прямолинейное равноускоренное движение

Чтобы разобраться с тем, что за тип движения в этом заголовке, нужно ввести новое понятие — ускорение.

Ускорение — векторная физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости. В международной системе единиц СИ измеряется в метрах, деленных на секунду в квадрате.

СИ — международная система единиц. «Перевести в СИ» означает перевод всех величин в метры, килограммы, секунды и другие единицы измерения без приставок. Исключение — килограмм с приставкой «кило».

Итак, прямолинейное движение — это движение с ускорением по прямой линии. Движение, при котором скорость тела меняется на равную величину за равные промежутки времени.

Уравнение движения и формула конечной скорости

Основная задача механики не поменялась по ходу текста — определение положения тела в данный момент времени. У равноускоренного движения в уравнении появляется ускорение.

Уравнение движения для равноускоренного движения

x(t) = x0 + v0xt + axt^2/2

x(t) — искомая координата [м]
x0 — начальная координата [м]
v0x — начальная скорость тела в данный момент времени [м/с]
t — время [с]
ax — ускорение [м/с^2]

Для этого процесса также важно уметь находить конечную скорость — решать задачки так проще. Конечная скорость находится по формуле:

Формула конечной скорости

→          →
v = v0 + at


v — конечная скорость тела [м/с]
v0 — начальная скорость тела [м/с]
t — время [с]

a — ускорение [м/с^2]

Задача

Найдите местоположение автобуса через 0,5 часа после начала движения, разогнавшегося до скорости 60 км/ч за 3 минуты.

Решение:

Сначала найдем ускорение автобуса. Его можно выразить из формулы конечной скорости:

v = v0 + at
a = v — v0 / t

Так как автобус двигался с места, v0 = 0. Значит
a = v/t

Время дано в минутах, переведем в часы, чтобы соотносилось с единицами измерения скорости.

3 минуты = 3/60 часа = 1/20 часа = 0,05 часа

Подставим значения:
a = v/t = 60/0,05 = 1200 км/ч^2
Теперь возьмем уравнение движения.
x(t) = x0 + v0xt + axt^2/2

Начальная координата равна нулю, начальная скорость, как мы уже выяснили — тоже. Значит уравнение примет вид:

x(t) = axt^2/2

Ускорение мы только что нашли, а вот время будет равно не 3 минутам, а 0,5 часа, так как нас просят найти координату в этот момент времени.

Подставим циферки:
x = 1200*0,5^2/2 = 1200*0,522= 150 км

Ответ: через полчаса координата автобуса будет равна 150 км.

Графики

Мы уже знаем, что такое графики функций и зачем они нужны. Для прямолинейного равноускоренного движения графики будут отличаться. Об этом — в видео ниже


Движение по вертикали

Движение по вертикали — это частный случай равноускоренного движения. Дело в том, что на Земле тела падают с одинаковым ускорением — ускорением свободного падения. Для Земли оно приблизительно равно 9,81 м/с^2, а в задачах мы и вовсе осмеливаемся округлять его до 10 (физики просто дерзкие).

Вообще в значении ускорения свободного падения для Земли очень много знаков после запятой. В школе обычно дают значение: g = 9,8 м/с2. В экзаменах ОГЭ и ЕГЭ в справочных данных дают g = 10 м/с2.

И кому же верить?

Все просто: для кого решается задача, тот и главный. В экзаменах берем g = 10 , в школе при решении задач (если в условии задачи не написано что-то другое) берем g = 9,8
м/с2.

Частным случаем движения по вертикали (частным случаем частного случая, получается) считается свободное падение — это равноускоренное движение под действием силы тяжести, когда другие силы, действующие на тело, отсутствуют или пренебрежимо малы.

Помните о том, что свободное падение — это не всегда движение по вертикали. Если мы бросаем тело вверх, то начальная скорость, конечно же, будет.

Сказка о трех силах:
Сила тяжести, сила трения и сила упругости
7 класс
учитель физики Турманидзе Т.Л.
Ведущий:
В некотором царстве, в некотором государстве жил­был король. Имя у
него было довольно редкое и необычное – Гравитон! И было у него три
дочери:   Сила   Тяжести,   Сила   Упругости,   Сила   Трения.   Любимым
занятием   Силы   (Трения)   Тяжести   было   наблюдения   за   свободным
падением   тел.   Еще   бы!   Ведь   только,   она   была   его   причиной.   (Сила
Тяжести наблюдает за вакуумной трубкой из опыта «Свободное падение
тел»).
Сила упругости любила деформировать пружины. Особенно приятно ей
было, когда от неожиданности дверь школы резко закрывалась и била
кого­нибудь   по   лбу.   (Сила   упругости   наблюдает   за   деформацией
пружины). 
Сила   Трения  любила  наблюдать  за  тем,  как  стираются  покрышки  на
велосипедах и автомобилях и добывать огонь. (Сила трения зажигает
спички).
Гравитон:
Дочери вы мои милые, дочери вы мои красивые! Никогда мы с вами не
расставались. Да, вот беда, стар я стал, болен, нужно мне дефицитное
лекарство, которое есть у нашей несравненной тетушки Инерции, а идти
далеко   –   в   другое   королевство.   Три   дня   потребуется.   Кого   из   вас
послать, даже не знаю, боюсь, отсутствие хоть одной из вас на нанесет
непоправимый вред своему королевству.
Сила Тяжести:
Батюшка,   я   придумала!   Мы   с   сестрами   по   очереди   прекратим   свое действие минут на пять.
Сила Упругости:
И   та,   отсутствие   которой   будет   менее   заметной,   отправится   за
лекарством.
Сила Трения:
Да­да, батюшка, не волнуйся, это самый лучший вариант. Прямо сейчас
и начнем. Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня?
Сила Тяжести:
Батюшка, я говорю заклинания.
Гравитон:
Говори, деточка, говори, ситуация­то, безвыходная.
Сила Тяжести:
Пусть все кругом
Горит огнем,
А я сейчас спою:
Ути, боссе, буссе, басе,
Биссе, и отдохну!
Ведущий:
С   того   момента   действие   силы   тяжести   прекратилось.   И   что   тут
началось!   От   возмущенных   посетителей   не   было   отбоя.   Ваше
Величество, к нам Карлсон. 
Карлсон:
Я   самый   красивый,   самый   умный,   самый   симпатичный,   в   меру
упитанный мужчина в полном расцвете сил. Но самое главное, чем я
отличался   от  других  и чем  я  страшно  гордился, ­  я  умел  летать.  А
теперь, что? На кого не посмотришь, все летают, даже без пропеллера и
без   кнопки.   Я   так   не   играю!   Если   не   вернете   назад   силу   (трения) тяжести,   я   объявляю   голодовку!   Я   не   позволю   растоптать   мою
индивидуальность.
Ведущий:
Ваше Величество, к вам Баба Яга пожаловала.
Баба Яга:
Это   что   за   безобразие?!   Я   ступу   свою   винила,   которая   мне   верой   и
правдой 300 лет служила, а это, оказывается, сила Тяжести разленилась!
Я из­за этого Аленку с ее братцем так и не поймала, потому что ступа
моя   вниз   не   опускалась.   Тебе,   Гравитон,   все   сказки   переделывать
придется, ­ я не привыкла отступать от сценария.
Ведущий:
Ваше   Величество,   королевский   повар   пожаловал,   разъяренный   очень.
Берегитесь!
Повар:
Что же такое?! Я абсолютно ничего не могу сделать на кухне! Еще
несколько минут таких мучений – и вы, Ваше Величество, останетесь
без обеда. Я не могу набрать воды в кастрюлю! Открыв кран, я увидел,
что нет привычной струи, а образуется огромная капля воды в виде
шара,   которая   растет   с   невероятной   быстротой,   и   ее   невозможно
затолкать в кастрюлю! Кастрюля же оказывается окутанной толстым
слоем воды! Только после того, как я смазал снаружи кастрюлю жиром,
кое­как удалось удержать воду внутри. А как вскипятить эту воду? Вы
когда­нибудь кипятили воду при отсутствии силы тяжести. Ведь этих
условиях   –   ребята   из   8­го   класса   не   дадут   соврать   –   концентрация
невозможна, теплые слои не поднимаются вверх и не перемещаются с
холодными   слоями,   а   теплопроводимость   воды   очень   плохая,   и
нагревается   она   невероятно   долго.   А   этот   бездельник­газовщик!   Он
никак не может наладить работу печи, пламя постоянно гаснет! Газовщик:
Но я ведь здесь ни при чем! Пламя и не будет гореть при отсутствии
силы   тяжести!   При   горении   образуется   углекислота,   негорючий   газ,
который улетает вверх, потому что теплый, а значит, более легкий. Но
сейчас тяжести нет, и этот газ остается на месте, окружает пламя и
преграждает доступ горючему газу кислороду, поэтому пламя гаснет!
Ведущий:
Ваше Величество, тут странное существо какое­то! На слона похоже, но
не слон (входит ученик в противогазе).
Ученик в противогазе:
Гравитон,   что   происходит?   Молекулы   воздуха   вследствии   своего
движения   покидают   нашу   планету   и   рассеиваются   по   всему
космическому пространству! Ведь их на Земле уже ничего не держит,
силы тяжести нет! Атмосфера исчезнет, я вот кое­как приспособил себе
кислородную   подушку,   но   это   ведь   ненадолго.   Катастрофа!   Мы
погибли!
Министр связи:
Тут телеграммы пришли, разрешите прочитать?! Гидроэлектростанции
остановились, течение рек исчезло. Дожди прекратились, сосульки не
растут. Сплошные бедствия!
Гравитон:
По  всему  видно,  нельзя  отлучаться  тебе,  Сила  Тяжести,  опасно  это.
Сила Трения, может быть, ты попробуешь?
Сила Трения:
Хорошо, батюшка, говорю заклинание:
Пусть всё кругом
Горит огнем, 
А я сейчас спою: Ути, боссе, буссе, бассе,
Биссе, и отдохну!
Ведущий:
Тут к нам врач пожаловал.
Врач:
Ваше   Величество!   Вы   ответите   за   несчастные   случаи,  которые   стали
происходить   с   того   момента,   как   исчезла   сила   трения!   Около   1400
человек поступили в больницу с переломами рук и ног. Люди словно
ходить   разучились,   такое   впечатление,   что   на   улице   гололед.
Автотранспортным происшествиям числа нет!
Ведущий:
Модница желает с вами поговорить, Гравитон!
Модница:
Я   так   люблю   всякие   украшения!   Сегодня   творится   что­то
невообразимое: мои клипсы на ушах совершенно не держатся, падают, я
устала   водворять   их   на   место.   А   накраситься   я   тоже   не   могу,   все
выпадает из рук, что бы я ни взяла!
Плотник:
Ваше Величество, король Гравитон!

Тип урока: урок-игра по обобщению и систематизации знаний.

Цели урока:

  • Образовательные: обобщить понятие “механическое движение”;
    систематизировать знания по теме; провести тренировку практических и
    экспериментальных навыков через организацию дидактической игры.
  • Воспитательные: воспитывать активность, умение работать
    самостоятельно и в группе; понимание жизненной важности изучаемой темы.
  • Развивающие: развивать устойчивый интерес к предмету физики;
    физическую речь; умение обосновывать, доказывать, делать выводы;
    самостоятельно систематизировать учебный материал и готовиться к проверке
    знаний.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Телевизор, видеомагнитофон, ПК.
  • Бланки структурной схемы по теме (на каждого учащегося)
    <Рисунок 3>
    .
  • Компьютерная презентация “Понятия, определения”
    <Приложение 1>
    .
  • Карточки-таблички по переводу единиц измерения (S, v, t).
  • Компьютерная презентация “S, v, t” <Приложение
    2>
    .
  • Карточки с задачами на нахождение S, v, t.
  • Карточки с экспериментальными заданиями на расчет механического
    движения.
  • Надписи для “фундамента знаний по теме” <Рисунок
    1>
    .
  • Формулы на прямоугольниках формата А4, круги с физическими величинами S,
    v, t и их единицами измерения <Рисунок 3>.
  • Прибор для изучения механического движения; детский заводной автомобиль,
    секундомеры.
  • Надписи на листах формата А4: “механическое движение”, “Механика”,
    “Определение положения тела”; задача на нахождение средней скорости
    движения.
  • Магниты, бланки для жюри, названия команд, скотч.
  • Материалы для оформления центральной части доски
    <Рисунок 2>
    .

Методы и приемы, используемые на уроке.

№ п/п Наименование метода Входящие в данный
метод прием
На каком этапе игры
реализован
1 Метод упражнений Сообщение условия задачи.
Приемы записи условия.
Прием планирования выполнения упражнения.
Решение текстовых задач в тетрадях и на доске.
Решение задач с пропусками на перевод единиц.
2 Логические Обобщение.
Систематизация.
Конкретизация.
Заполнение структурной схемы. Формирование понятийного
аппарата.
Объяснение физических явлений и действий.
3 Метод самоуправления учебными действиями Самостоятельная работа с приборами, объектами. Экспериментальное определение требуемой физической
величины.
4 Наглядный метод Демонстрация иллюстраций, физических явлений,
видеопоказ и др.
На каждом этапе урока
5 Метод контроля Устный контроль Объяснение явлений или действий.
Перевод физических величин.

Использована: технология системного усвоения знаний по физике
(авторы: проф. Крутский А.Н., Косихина О.С.).

Элементы технологии.

№  п/п Элементы технологии Действия
обучающихся на открытом уроке
1 Доминирующие элементы знания Учащиеся:
– дают четкие определения понятий, явлений, физических величин;
– объясняют физические явления, действия.
2 Правила усвоения физических величин Учащиеся:
– дают название физической величины;
– указывают единицы измерения в системе СИ;
– осуществляют перевод физической величины из одних единиц в другие;
– озвучивают формулы;
– решают задачи с применением формул;
– выполняют экспериментальное задание на нахождение указанной величины.
3 Структурные схемы Учащиеся:
– заполняют схему, которая систематизирует весь изученный материал по
теме “механическое движение”.

Ход урока

1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я приветствую
всех на открытом уроке, темой которого является… А вот тему то, как раз, и надо
угадать…

Подсказки:

  1. То, что здесь (на доске) написано, совершается всеми телами, процессами,
    мыслями…
  2. Это присуще людям, животным, машинам, это доступно пароходам, это
    совершают самолеты.
  3. Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом,
    без него не было бы жизни!

Итак, тема сегодняшнего урока “Механическое движение”.

Учитель: На доске еще два неоткрытых прямоугольника.

  1. Какой раздел физики изучает механическое движение?
  2. Какова основная задача механики?

Учитель открывает прямоугольники. Предлагает просмотреть видеофрагмент
“Движение, движение…”

2. Организация обобщающей игры с классом.

Учитель: Ребята! Это первая обобщающая игра по 1-й теме. Поэтому вы
будете сегодня учиться правильно систематизировать знания, грамотно повторять
тему и готовиться к контрольной работе. А чтобы здание ваших знаний стояло
крепко, что необходимо?

ФУНДАМЕНТ ЗНАНИЙ!

Итак! 3 команды …………….(название команд) борются за звание лучшего
застройщика!

Задание 1. (Учитель открывает 1-й слой фундамента.)

1-й этап. Дать четкое определение понятия, явления, физической
величины.

Команды по очереди дают определения, две другие тут же придумывают примеры.

Учитель проводит этот этап с помощью презентации “Понятия, определения”
<Приложение 1>.

Тело отсчета, материальная точка, система координат, траектория движения,
путь, равномерное движение, скорость тела, неравномерное движение, векторные
величины, движение по инерции, инерция, механика.

2-й этап. Определить по тренажеру положение точки в системе координат
(по 3 для каждой команды).

Учитель проводит этот этап с помощью тренажера “Определение координат
точки” (диск, 7 класс).

Учитель: Итак, 1-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим?
(Слово жюри.)

Задание 2. (Учитель открывает 2-й слой фундамента.)

1-й этап. Дать название величины, указать единицы измерения в
системе СИ.

Команды по очереди открывают круги на правой боковой доске. Получают карточки
с заданием перевести величины из одних единиц измерения в другие.

Путь, S Время, t Скорость, V
10 км=…….м 20 мин=……….с 720 км/ч=……..м/с
5 мм=……..м 2 ч=…………с 120 м/мин=……м/с
0,2 см=………..м —- —-

Учащиеся работают в регламенте, отдают ответы жюри.

Учитель: открывает на компьютере презентацию “S, v, t”
<Приложение 2>
с правильными ответами и выборочно
от каждой команды этот ответ обосновывается.

2-й этап. Показать знание формул, отгадать загадку, решить
задачу.

По очереди каждая команда открывает прямоугольники на правой боковой доске,
предварительно показав знание формулы. После формулы команда отгадывает загадку
о виде транспорта и получает задачу на расчет одной из величин S, V, t.

Загадки об автомобиле, ракете, мотоцикле. Решенные задачи сдают жюри.

Загадка 1-ая:

Чтобы он тебя повез, ему не нужен овес,
Накорми его бензином, на копыта дай резину,
И тогда, поднявши пыль, побежит… (Автомобиль.)

Задача. Какой путь проедет автомобиль, двигаясь со скоростью 30 м/с за
2 ч? (216000 м)

Загадка 2-ая:

Крыльев нет, но эта птица пролетит и прилунится.
Чудо-птица, алый хвост, пролетела в стаю звезд.
Хороша, как чудо света!
Что ж летит, ответь?……..(Ракета.)

Задача. Ракета движется со скоростью 7 км/с. За какое время она
пролетит путь в 280000м? (40 с)

Загадка 3-я:

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться за этой тараторкой.
В четыре такта его цикл, Это быстрый…(Мотоцикл.)

Задача. С какой скоростью двигался мотоцикл, если он промчался 100 км
за 60 мин. (100 км/ч)

Задачи должны быть грамотно оформлены на бланках.

Учитель: Для образца оформления, закрепления навыков решения задачи на
нахождение средней скорости движения, на доске совместно решаем задачу.

Загадка 4:

Кто далеко живет, тот пешком вряд ли пойдет.
Наш приятель тут как тут, всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай, отправляется……. (трамвай)!

Задача. Трамвай прошел первые 200 м со скоростью 5 м/с, а следующие
600 м со скоростью 10 м/с. Определить его среднюю скорость движения на всем
пути. (8 м/с)

Учитель: Итак, 2-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим?
(Слово жюри.)

Учитель:

Все! Сплошные “что”, да “если”,
“Почему”, “откуда”, “как”,
А на них ответы есть ли?
Вас проверим мы – вот так!!!

Задание 3. (Учитель открывает 3-й слой фундамента.)

Учитель: Сейчас вы будете наблюдать явления или действия, затем
недолго обсуждать причину этих явлений и объяснять всем нам. Главное условие –
при объяснении использовать термины, понятия нашей темы: “Механическое
движение”.

№ п/п Явление, действие Смысловой вопрос
1 Тормозят грузовой и легковой
автомобиль.
(Презентация, диск, физика – 7-й класс.)
У какого автомобиля и почему
тормозной путь больше?
2 Идет дождь. Вы спасаетесь под
зонтом. Решили зайти в помещение

(Учитель имитирует дождь, учащийся находится под зонтом.)
Как быстро освободить зонт от
дождевых капель?
Почему именно так?

(Продемонстрировать.)
3 Вы решили насадить метлу (лопату)
на черенок.

(Учитель держит в руках метлу и черенок.)
Как и почему это лучше сделать?
(Продемонстрировать.)

Учитель: Итак, 3-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим?
(Слово жюри.)

Учитель: М.В. Ломоносов говорил: “Мысленные рассуждения произведены
бывают из надежных и много раз повторенных опытов”.

Задание 4. (Учитель открывает 4-й слой фундамента.)

Каждая команда получает экспериментальное задание, выполняет его и затем
делает отчет о его выполнении по указанной схеме. Жюри определяет точность,
быстроту выполнения эксперимента, грамотное объяснение результатов.

№ п/п Задание
1 Найти среднюю скорость движения
игрушечного автомобиля на указанном пути.
2 Найти среднюю скорость движения
одного из членов команды на указанном пути.
3 Найти среднюю скорость движения
каретки с грузами по линейке.

Во время отчета команд учитель открывает правую боковую доску со схемой
отчета, по которой команды работают.

img1

Учитель: Итак, 4-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим?
(Слово жюри.)

Задание 5. (Учитель открывает 5-й слой фундамента.)

Необходимо систематизировать материал по теме в структурных схемах. После
заполнения учитель проводит Блицопрос по проделанной работе.

3. Подведение итогов игры и открытого урока.

Учитель обращает внимание на выстроенный “фундамент знаний”. Кто оказался
лучшим застройщиком?! Жюри объявляет результаты игры. Проводится награждение
участников игры призами.

Домашнее задание. Придумать интересные задачи и вопросы по теме
“Механическое движение”. Сочинить сказку о механическом движении (можно
стихотворение). Эстетично оформить придуманное.

План урока:

Главная особенность механического движения

Скорость движения. Первые задачи по физике

Вектор – число и направление

Основная задача механики

Главная особенность механического движения

Раздел физики, который называется механикой, изучает движение, описывает и характеризует его, выясняет причины движения и покоя.

1                                                

Изменение положения одних тел относительно других механическим движением называется. Дети перемещались относительно жилых домов, школы, деревьев. А вот одежда школьников как была на них, так и осталась. А если дети добирались до стадиона на автобусе? Они перемещались относительно домов, столбов, пешеходов, но не двигались по отношению к  водителю, креслам, самому автобусу.

Главная особенность механического движения состоит в том, что оно относительно. Какое расстояние проходит ученик седьмого класса, пока длится урок в школе? «Никакое», — скажут те, кто отсчитывает расстояние от школьной парты. «81 000 км», — ответят другие, кто учитывает, что ученик вместе со школой и Землей движется вокруг Солнца со скоростью 108 000 км/ч. Значит, относительно парты школьник в течение урока не движется, а относительно Солнца преодолевает большое расстояние.

zemlya vokrug solnca

Тело движется, оставляет след, или этот след можно мысленно представить. В физике линия, вдоль которой тело движется, называется траекторией. Когда баскетболист отдает пас напарнику, мяч летит по прямой – траектория прямолинейная. Когда вратарь бросает в поле мяч, то он летит по кривой линии – криволинейная траектория.

3     

Самую сложную траекторию для изучения разбивают на прямолинейные и криволинейные участки.

Движение характеризуется пройденным путем или длиной траектории. Лыжня – это траектория, а длина лыжни – дистанция или пройденный лыжником путь. Траектория кончика часовой стрелки – это окружность, пройденный путь – длина окружности.

Пройденный путь обозначают буквой s. Это расстояние или длина, поэтому измеряется в метрах.

4
(Источник)

Движение, кроме траектории, описывается путем за единицу времени, т.е. за одну секунду. Если этот путь остается неизменным, то движение равномерное (за одну секунду одинаково), в противном случае – неравномерным (неодинаково за одну секунду).

Из большого количества различных видов движений самое простое – прямолинейное движение. В действительности такие движения крайне редки. Автомобиль, спортсмен, мотоцикл, самолет и другие движущиеся тела лишь небольшие промежутки времени участвуют в прямолинейном равномерном движении.

Итак, для запоминания:

5

Скорость движения. Первые задачи по физике

Урок физкультуры. Идут школьные соревнования по бегу. Как ни старался Артем (он пробежал 60 м за 12 секунд), место победителя досталось Денису, пробежавшему дистанцию за 10 секунд. Значит, Денис бежал быстрее соперника. На прохождение того же пути ему понадобилось меньше времени.

Что же характеризует быстроту движения? Семиклассникам знакомо слово «скорость», которое как раз и определяет быстроту движения. Скорость самолета больше скорости автомобиля, но меньше скорости ракеты.

6

Самая большая скорость в природе у света (300 000 км/с), ничто не может двигаться быстрее, чем свет.

Как найти скорость? В приведенном примере Денис 60 м пробежал за 10 с., значит, за секунду он пробегал по 6 м, а Артем на 60 м затратил 12 с времени, т. е. за 1 с он пробегал по 5 м. Денис опережал Артема на 1 м в течение одной секунды, а значит, бежал быстрее.

sorevnovanie

Скорость – это путь, проходимый телом за единицу времени. При решении задач нерационально каждый раз записывать правило, показывающее, как найти нужную величину, например, «Для вычисления скорости, надо пройденный путь разделить на время этого пути», затем составлять числовое выражение и считать. Поэтому в физике и других науках используется понятие «формула». Формула – это правило, записанное с помощью букв.

 Если ввести условные буквенные обозначения: скорость – v, пройденный путь – s, время – t, то правило вычисления скорости запишется коротко и ясно:

v = s / t

Это самая первая формула физики седьмого класса. Она называется формула скорости. Формулы важно запоминать и уметь применять для конкретных задач.

Измеряется скорость в м/с (СИ), т. е. единица пути делится на единицу времени, следуя формуле. Используются разные единицы. Например, движение транспорта чаще измеряется в км/ч.

 Например, нарушает ли водитель правила, если легковой автомобиль движется со скоростью 20 м/с, а на обочине стоит знак с ограничением скорости «60»? На дорожных знаках скорость берется в км/ч. Значит, скорость автомобиля тоже надо перевести в км/ч. 1 м = 0,001 км, 1 ч = 3600с.

20 м/с = 20 ∙ 0, 001 ∙ 3600 км/ч = 72 км/ч.

ogranichenie

Следует вывод: водитель нарушил правила дорожного движения.

А теперь нужно научиться правильно решать и оформлять физические задачи. Существует определенный порядок решения:

  1. Условие задачи записать в сокращенном виде;
  2. Выразить заданные величины в СИ;
  3. Записать нужную формулу;
  4. Проделать математические вычисления;
  5. Получившийся результат записать в ответе.

Задача первая: Попрыгунья стрекоза летает со скоростью 36 км/ч, а скворец – 12 м/с. Догонит ли скворец стрекозу?

     Образец оформления задачи:

9

Задача вторая: Гепард считается самым быстрым животным в мире. В погоне за добычей 36 км он пробегает за 20 минут. Чему равна скорость гепарда?

     Образец оформления задачи:

10

Зная скорость, легко определить и пройденный путь. Например, акула имеет скорость 10 м/с, значит, за 1 с она проплывет 10 м, за 2 с – 20 м, за 3 с – 30 м и т.д. А за 15 с? Надо скорость умножить на время. Получится 150 м. Для пройденного пути также есть правило, записать которое можно в виде формулы пути:

s = v ∙ t

а формула времени имеет вид:

t = s / v

Задача третья: Старик Хоттабыч с Волькой и Мишкой на машине «Волга», двигающейся со скоростью 108 км/ч, отправились за город. До привала они ехали 2 часа. На каком расстоянии от города был сделан привал?

     Решение:

11

В случае этой задачи единицы в СИ переводить не надо. Они соответствуют друг другу (время дано в часах и скорость в километрах в час, а не в метрах в секунду) и дают реальное представление о времени и расстоянии.

В приведенных примерах считалось, скорость не менялась на всем пути, т. е. движение было прямолинейным и равномерным. А как быть с неравномерным движением? Из его определения получается, что скорость тела различна на отдельных участках пути.

Неравномерное движение характеризуется другой величиной – средней скоростью. Чтобы ее найти надо путь (пусть он даже состоит из отдельных участков) разделить на полное время движения.

vср = s / t

Средняя скорость волка при беге 16 м/с, это вовсе не значит, что он все время бежит с этой скоростью. Один участок пути он бежит со скоростью 18 м/с, другой – со скоростью 14 м/с, а в среднем – 16 м/с.

volk

Иногда среднюю скорость считают скоростью равномерного движения. Например, автобус движется со скоростью 60 км/ч. Но ведь это его средняя скорость. У остановок автобус тормозит, а потом набирает скорость, на гладких участках дороги едет чуть быстрее, на неровностях медленнее. Вот и берется скорость, которая получается в среднем.

Скорость – значит быстро или медленно.

Вектор – число и направление

Если где-то используется знак стрелки, то ясно, что она показывает направление, в котором следует двигаться. А скорость имеет направление? Где будет находиться автобус, если он движется от остановки со скоростью 70 км/ч? Местоположение автобуса не назвать, так как неизвестно, куда автобус едет от остановки, в каком направлении. Скорость имеет и численное значение. Она бывает маленькая и большая. Медленно движется черепаха, но быстро бежит гепард.

Получается, у скорости есть численное значение и направление. Такие величины называются векторными (просто векторами).

Обозначается векторная величина стрелкой над буквой, например, v. Численное значение векторной величины записывается с двумя вертикальными палочками и называется модулем вектора. Например, модуль вектора скорости автобуса | v| = 70 км/ч. Зная модуль вектора скорости, можно вычислить какой путь автобус прошел от остановки, а при известном направлении вектора (т.е. в какую сторону от остановки) уже определяется местоположением автобуса.                          

Величины, не имеющие направления, называются скалярами. Примеры скалярных величин: температура, время, объем, площадь, длина.

Вектор изображают в виде направленного отрезка, т. е. имеющего начало и конец. Конец отрезка отмечают стрелкой.

Основные свойства векторов

Два или несколько векторов с одинаковым модулем и направлением и равны.

13

  • Векторы, различающиеся по направлению не равны, если даже равны их численные значения.

14

  • Сумма одинаково направленных векторов по модулю равна сумме модулей этих векторов и имеет то же направление.

По этому правилу находят скорость по течению. Теплоход имеет собственную скорость, которую могут создать двигатели теплохода. У течения реки есть своя скорость. При движении по течению река будто помогает теплоходу. Скорости складываются. Числовой результат получается больше. Например, собственная скорость теплохода 60 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. Результирующая скорость по модулю равна 62 км/ч, а направление остается тем же.

15

  • Если векторы направлены в противоположные стороны, то результирующий вектор направлен в сторону большего из них, а его численное значение равно разности численных значений этих векторов.

16

По этому правилу находят скорость против течения. При движении против течения река будто мешает движению теплохода, толкает течением назад. Значит, из модуля скорости теплохода надо вычесть модуль скорости течения. Здесь важно, чтобы вектор собственной скорости был больше, чем вектор скорости течения, иначе теплоход будет двигаться назад, даже при постоянной работе двигателей. Например, теплоход с собственной скоростью 60 км/ч движется в обратном направлении против течения реки, скорость которой 2 км/ч. Теплоход в результате будет иметь численное значение скорости 58 км/ч, направление вектора скорости – против течения.

  • Векторы можно умножать, делить, складывать. Как это делается, изучают на уроках математики.

Физикой свойства векторов используются при изучении величин, имеющих модуль и направление. Первой из них и является скорость.

Основная задача механики

17

Это строки из замечательного произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

Том целый день копался в земле то у дерева, то на холме, но клада так и не нашел. Прежде, чем отправиться за кладом, надо знать, где он находится.

Умение найти положение любого тела в данный момент времени и есть основная задача механики. Эту задачу решают диспетчеры, отправляющие поезд в путь. Они должны знать, как двигаются поезда, иначе – авария. Отправляя самолет в рейс, ракету в полет, специальные службы просчитывают траектории их движения. Космический корабль в огромных просторах космоса должен встретиться и состыковаться со станцией. Для этого надо произвести точнейшие расчеты, чтобы избежать ошибок, приводящих к неудаче.

Почему Том Сойер не мог решить основную задачу механики? Чтобы определить положение тела, надо знать еще какое-то тело, от которого вести отсчет расстояния, и направление, куда это расстояние отмерять. Герои «Острова сокровищ» (автор книги Роберт Стивенсон) смогли найти место, где лежал клад, так как у них была информация о направлении поиска и о дереве, от которого надо вести отсчет расстояния.

18

Так было написано на карте, которая вела к кладу на острове Сокровищ.

19

Стоит разобраться в записке на карте. Итак, высокое дерево – это тело, от которого надо вести отсчет расстояния в указанном направлении. Дано и расстояние — «в десяти саженях». Основная задача механики здесь решается.

Чтобы определить, где находится тело на прямой, на плоскости, в пространстве, нужно знать:

20

Если соединить по прямой тело отсчета с местом, где оказалось движущееся тело, получится отрезок, имеющий длину и направление (в сторону от тела отсчета до нового положения). Этот отрезок называется перемещением. Для обозначения используется буква s, но в отличие от пройденного пути над буквой ставится стрелка, так как перемещение есть векторная величина. Пройденный путь – это скаляр, он имеет только длину.

Итак, перемещение s — это вектор, соединяющий начальное и конечное положение тела.

21(Источник)

Имея тело отсчета и перемещение, легко можно справиться с основной задачей механики.

При движении тела по прямой численные значения перемещения и пройденного пути совпадают и находятся по формуле s = v ∙ t. А если движение криволинейно? Вот три различных примера.

  1. На соревнованиях по ориентированию, двигаясь от старта строго по компасу на северо-восток, Миша прошел 670 м. В этом случае 670м – это и пройденный мальчиком путь, и модуль вектора перемещения, направление которого задано.
  2. Дима с Сережей отправились в лес за грибами. В лес они зашли от столба с пометкой 5 км. Набрав по корзинке грибов, друзья через 2 ч вышли на шоссе у столба с пометкой 6 км. Разве ребята прошагали по лесу 1 км? В этом случае перемещение мальчиков направлено от первого столба ко второму и по модулю равно 1 км. А вот пройденный путь, который прошли мальчики за 2 ч, двигаясь по сложной траектории, составляет несколько километров.
  3. Братья Чук и Гек после прогулки вернулись домой. Начало совпадает с концом пути. Перемещение братьев получается равным нулю. За время прогулки дети прошли несколько метров, значит пройденный путь, в отличие от перемещения, нулю не равен.

Итак:

22

«Механическое движение»

Урок-обобщение для 7 класса

Учитель физики ГБОУ СОШ 68

Калининского района

Санкт-Петербурга

Перлова Инга Евгеньевна

Цель урока: повторить и обобщить материал, пройденный по теме «Механическое движение».

Ход урока

Организационный.

Взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния класса и готовность к уроку, организация внимания.

Этапы проверки домашнего задания и всесторонней проверки знаний.

В этом году вы приступили к изучению нового предмета – физика. Физика изучает мир, в котором мы живем, явления в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления, и как они взаимосвязаны. Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. С каких физических явлений мы начали изучать физику?

Ученик:механические явления.

Учитель:приведите примеры физических явлений.

Ученики: движение машин, самолетов, небесных тел, течение жидкости и т.д.

Учитель: изучение механических явлений мы начали с понятия «механическое движение». Вам на дом было задано повторить тему «Механическое движение». Сегодняшний урок будет посвящен повторению и обобщению материала, пройденного по теме «Механическое движение».

Учитель: что такое механическое движение?

Ученик: механическое движение – это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Учитель: что в этом определении обозначает словосочетание «относительно других тел»?

Ученик: нет, и не может быть абсолютно неподвижных тел.

Учитель: приведите примеры тел подвижных и неподвижных относительно других тел.

Ответы учащихся…

Учитель: что такое траектория движения?

Ученик: линия, вдоль которой движется тело.

Учитель: что такое путь?

Ученик: путь – это длина траектории, обозначается буквой S, измеряется в метрах.

Далее с помощью мультимедийного проектора на экран выводится задание и один из учащихся выполняет задание у компьютера, класс оценивает его работу (электронные уроки и тесты «Физика в школе», ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005).

Задание:вставить пропущенные слова в текст, используя предложенный набор слов.

Текст: множество тел окружает нас: одни из них относительно нас движутся, а другие –покоятся. Любое тело одновременно может находиться и в состоянии покоя относительно одних тел, и в движении относительно других тел. Например, автомобилист относительно нас движется, но относительно своеймашины покоится.

Изменение положения тела или его частей относительно другого тела с течением времени называютмеханическим движением.

Расстояние, пройденное за некоторый промежуток времени по траектории, по которой движется тело, называют путем.

Эту физическую величину обозначают буквойS.

Учитель:какие виды механического движения вы знаете?

Учащийся на доске изображают схему с видами механического движения, дает определение каждому из них и объясняет на примере тележек и шарика, скатывающегося по наклонному желобу. Движение тележки по столу – равнозамедленное движение. Движение шарика по наклонному желобу – равноускоренное движение.

Виды механического движения:

а) равномерное – тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковый путь;

б) неравномерное – тело за любые равные промежутки времени проходит разный путь;

в) прямолинейное – траектория движения тела — прямая линия;

г) криволинейное – траектория движения тела – кривая линия.

Учащиеся приводят примеры различных видов движения из жизни.

Один из учащихся выполняет задание у компьютера, класс оценивает его работу.

Задание:мальчик не худое ведро. Когда он вышел из-под навеса, то обнаружил, что капает дождь. Но мальчик не испугался: его движение оставалось прямолинейным и равномерным. На рисунке показано расположение следов от капель на дорожке, по которой шел мальчик. Как бы выглядела эта картинка, если бы дождь не капал?

Далее всему классу предлагается письменно выполнить задание №1 из дидактического материала, находящегося у каждого на парте (см.приложение).

Учитель:итак, первая физическая величина, которую вы изучили в физике – это путь.

Вы знаете, что каждая физическая величина обозначается своей буквой, выражается в определенных единицах измерения в международной системе единиц (СИ), измеряется определенным прибором и рассчитывается по своей формуле.

Мы изучили три физические величины. Какие?

Учащийся изображает на доске схему физических величин:

Скорость Путь Время

V S t

м/с м с

спидометр линейка, рулетка часы, секундомер

Учитель:часто в задачах физические величины даны в других единицах измерения. Как перевести в СИ?

На доску с помощью проектора выводится задание.Один учащийся выполняет его у доски, весь класс в своей рабочей тетради.

1 км = 1000 м 1 ч = 3600 с

1 см = 1/100 м = 0,01 м 1 мин = 60 с

1 мм = 1/1000 м = 0,001 м

2 км = 200 м 2 ч = 7200 с

0,5 км = 500 м 10 мин = 600 с

20 см = 0,2 м 20 мин = 1200 с

50 мм = 0,05 м

36 км/ч == 10 м/с А если наоборот:

72 км/ч = = 20 м/с 6 м/с = = 21,6 км/ч

20 км/с = 20000 м/с

60 м/мин = = 1 м/с

Один из учащихся выполняет задание на компьютере, класс в тетради.

Задание:перевести значения физических величин из одних единиц в другие, заполнив пропуски недостающими числами.

Далее всему классу предлагается письменно выполнить задание №2 из дидактического материала, находящегося у каждого на парте.

Учитель:а теперь давайте вспомним формулы, по которым можно определить эти физические величины и как решать задачи по формулам.

Учащийся на доске пишет формулы:

= S = t t =

Скорость – это векторная величина, то есть величина, имеющая направление, это обозначается стрелкой над обозначением скорости.

Двум учащимся предлагается проделать опыт по определению скорости движения пузырька воздуха по трубке.

Оборудование:трубка, заполненная водой и закрытая с обоих концов, линейка, секундомер.

Несколько учащихся выполняют задания у компьютера, класс оценивает их работу.

1 задание: заполнить пропуски с помощью слов из предложенного набора, чтобы получилось правило для вычисления скорости.

Для того, чтобы получить значение модуляскорости при равномерном движении, необходимо пройденный путь разделить на время за которое пройден этот путь.

2 задание: заполнить пропуски числами, чтобы получились правильные предложения.

Если тело равномерно переместилось вдоль прямой на расстояние S = 16 м за t = 2 с, то скорость тела была равна V = 8м/с.

При равномерном движении со скоростью 4 м/с тело за 1 с проходит путь, равный 4 м; за 2 с – путь, равный 8м, за 0,5 с – путь, равный 2 м.

3 задание: улитка равномерно проползла по листку бумаги отрезок ОА за 20 с. Длина стороны клетки равна 4 мм. Определить скорость улитки и выразить ее в различных единицах.

V = 20 мм/20 с = 1 мм/с = 0,1 см/с= 0,001 м/с.

Учитель: а теперь давайте вспомним как правильно оформлять задачи по физике и решим несколько задач сначала на компьютере. Весь класс решает в рабочей тетради, трое у компьютера.

За какое время лилипуты добегают от пятки до макушки спящего двухметрового Гулливера, если их скорость составляет 0,18 км/ч?

За какое время черепаха доберется до кормушки, если ее скорость составляет 0,54 км/ч, а нужно пройти путь 2 м 70 см?

Конькобежец, двигаясь равномерно, прошел дистанцию 420 м за 35 с. Найти скорость конькобежца.

Далее учащиеся самостоятельно выполняют задание № 3 из дидактического материала, находящего у каждого на парте.

Учитель: еще один вид задач – графический.

Учащийся на доске изображает зависимость S(t) и V(t) для покоящегося тела и для тела двигающегося равномерно.

Трое учащихся выполняют задания на компьютере, остальные в тетради.

1 задание. На рисунке представлен график зависимости пройденного пути S от времени t. Пользуясь данными, представленными в графическом виде, заполни таблицу недостающими числами.

2 задание. На рисунке представлены два графика зависимости пройденного пути от времени: для автомобиля и мотоцикла при равномерном движении. Используя данные, представленные в графическом виде, заполни слева направо все пустые ячейки таблицы недостающими числами.

3 задание. В течение 8 с страус двигался со скоростью 20 м/с, а машина со скоростью 35 м/с. Построить графики скорости от времени для страуса и машины.

Далее учащиеся самостоятельно выполняют задание № 4 из дидактического материала, находящегося у каждого на парте.

Учитель: и последнее, что сегодня хотелось бы вспомнить, это как определить среднюю скорость.

Учащийсяу доски пишет формулу средней скорости и объясняет ее физический смысл.

Один учащийся выполняет задание у компьютера, остальные в рабочей тетради.

Задание: мальчик ехал на велосипеде первые 20 с – со скоростью 4 м/с, а потом 30 с – со скоростью 5 м/с. Определите среднюю скорость мальчика.

Далее учащиеся самостоятельно выполняют задание № 5 из дидактического материала, находящегося на парте, после чего сдают тетради с выполненными заданиями учителю на проверку.

3 этап – домашнее задание, инструктаж по его выполнению. В качестве домашнего задания учащимся раздаются карточки с задачами на тему «Механическое движение». (см.приложение).

Подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, выставление оценок.

Приложение 1

Домашнее задание

1 вариант

Трактор за первые 5 мин проехал 600 м. Какой путь он пройдет за 20 мин, двигаясь с той же скоростью?

Летчик на реактивном самолете пролетел 100 км по кругу за 2,5 мин. Определите скорость самолета в м/с и км/ч.

Один велосипедист в течение 10 с двигался со скоростью 6 м/с, а второй проехал тот же участок пути за 12 с. Какова скорость второго велосипедиста?

2 вариант

Сколько времени займет спуск на парашюте с высоты 2 км при скорости равномерного снижения 5 м/с?

Скорость роста гриба в теплую погоду равна 4 мм/мин. На сколько вырос бы гриб, если бы он рос с такой скоростью 5 ч?

Велосипедист и мотоциклист одновременно выезжают на шоссе и движутся в одном направлении. Скорость первого 12 м/с, второго – 54 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 5 ми?

3 вариант

На горизонтальном участке дороги автомобиль двигался со скоростью 36 км/ч в течение 20 мин, а затем проехал спуск со скоростью 72 км/ч за 10 мин. Определите среднюю скорость автомобиля на всем пути.

Поезд в метрополитене проходит между станциями расстояние 6 км за 4 мин. Определите скорость поезда.

Велосипедист за первые 20 мин проехал 2,4 км. Какой путь он проедет за 1,5 ч, двигаясь с той же скоростью?

Приложение 2

Дидактический материал

1 вариант

Задание 1

В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится эта книга относительно:

а) рельсов б) стола

2. Как движется токоприемник, расположенный на крыше вагона электропоезда, относительно:

а) вагона б) контактного провода

3. Автомобиль и комбайн движутся прямолинейно, так что некоторое время расстояние между ними не меняется. Укажите, относительно каких тел они находятся в это время в покое и относительно каких тел движутся?

Задание 2

Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18 км/ч. Кто из них быстрее?

Скорость тепловоза 28 м/с, а автомобиля 36 км/ч. Что из них быстрее?

Скорость электровоза 25 м/с, а скорость автомобиля «Москвич» 108 км/ч. Что из них быстрее?

Задание 3

За какое время плывущий по течению реки плот пройдет 15 км, если скорость течения 0,5 м/с?

В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь он прошел за это время?

Вычислите скорость лыжника, прошедшего 20 км за 2 ч.

Задание 4

По графику определите путь, пройденный телом за 4 с.

По графикам 1 и 2 путей двух равномерно движущихся тел определите скорость каждого тела. У какого тела скорость больше?

Задание 5

Трактор проехал путь 500 м за время, равное 4 мин, а за следующие 10 мин – 2 км. Определите среднюю скорость трактора за все время движения.

2 вариант

Задание 1

Сидящий на вращающемся «чертовом колесе» видит, что колесо относительно него неподвижно, а деревья и строения движутся. С каким телом в данном случае связана система отсчета?

Рассмотрите движение концов минутной и часовой стрелок. Что между этими движениями общего? Чем они отличаются друг от друга?

Какие тела движутся прямолинейно: поезд вдоль платформы станции, лифт, искусственный спутник Земли?

Задание 2

Скорость скворца 72 км/ч, а скорость велосипедиста 25 м/с. Кто из них быстрее?

Миша бежит со скоростью 18 км/ч за Сашей, убегающим от него со скоростью 12 м/с. Догонит ли Миша Сашу?

Тележка движется со скоростью 1 м/с. Какова ее скорость в километрах в час?

Задание 3

За какое время пройдет автомобиль «Жигули» путь 2 км, если его скорость 60 м/с?

Страус бежит со скоростью 22 м/с. Какой путь он пробежит за 1 мин?

Листья, поднятые ветром, за 5 мин, двигаясь равномерно, переместились на расстояние 7500 м. Какова скорость урагана?

Задание 4

По графику определить путь, пройденный телом за 4 с.

По графикам 1 и 2 путей двух равномерно движущихся тел определить скорость каждого тела. У какого тела скорость больше?

Задание 5

Трамвай первые 50 м двигался со скоростью 5 м/с, а следующие 500 м – со скоростью 10 м/с. Определите среднюю скорость трамвая на всем пути.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Сказка о мите и маше о веселом трубочисте и мастере золотые руки 1967
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях читать краткое содержание для читательского дневника
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях читать читательский дневник
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях читательский дневник рисунок
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях сюжет краткое содержание
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии