Знакомое ощущение: Новый год, минутная стрелка описывает круг, настроение на пике – и вдруг, откуда ни возьмись, эта странная досада: ничего не изменилось. В России стрелка жизни не просто ходит по кругу, а упорно стремится вспять. В декабре на традиционном хоккейном «Кубке Первого канала» хозяева турнира проводили матчи в свитерах с надписью «СССР», тем самым отдавая, как было сказано, дань уважения советским хоккеистам. «…Не помогло», как пелось в известной песне Владимира Высоцкого; в решающем матче сборная Финляндии победила со счетом 3:2.
Цитатой из Высоцкого и продолжу: «Я платье, говорит, взяла у Нади, я буду нынче как Марина Влади!» На киностудии «Мосфильм» воссоздали знаменитую квартиру главной героини «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» Нади Шевелевой. По чертежам воссоздали, пишут, с учетом всех деталей: в ванной висит шуба Ипполита, а в зале платье и гитара Нади. Для тех, кто захочет там встретить Новый год, будет ужин с фирменной заливной рыбой, оливье и так далее. Ну а что – вполне вероятно, найдутся желающие. Для ещё более глубокого погружения в эпоху можно было бы расширить аттракцион – перед посещением предложить гостям, например, постоять в очереди. В 1970-е в Москве или Ленинграде, конечно, с продовольственным снабжением было получше, чем в регионах, но пару-тройку часов за промтоварами пришлось бы отстоять. Попутно можно воссоздать неповторимый колорит советской очереди – описанный Владимиром Сорокиным в одноименном произведении.
Но особенно заметна эта реанимация брежневского «далека» на экране. С момента реанимации киностудии «Союзмультфильм» получили продолжение уже три культовых мультфильма 1970-х. Герои нового «Простоквашина» (2018) более-менее переползли в новый мир, осваивают гаджеты и ведут фермерское хозяйство. Год назад вышел обновлённый мультфильм про Чебурашку и Гену, «Секрет праздника». Герои словно застыли между советским временем и настоящим; причем это так сознательно сделано, говорят авторы, чтобы сохранить «уютный мирок». И вот в декабре 2021-го мы дождались и новой версии «Волка и Зайца» – вышли первые четыре серии.
Попытка насильно втиснуть советские смыслы в современность или «объединить» прежние ценности с нынешними выглядит автоописанием страны на нынешнем этапе
…Чем глубже в это погружаешься, тем заметнее, насколько концептуально обстояло дело в СССР с мультипликацией. Каждый мультик – не просто развлечение: попутно самым маленьким строителям коммунизма объясняли азы советской жизни. Ненавязчиво – тут не поспоришь – мультфильмы знакомили с устройством советского космоса; труд, учеба, отдых. Заяц, конечно, слаб (а с кем же еще ассоциировать себя самым маленьким зрителям?), но на защиту от Волка в случае чего встает весь социум, от медведей до роботов. Этот маленький мир соответствовал декларируемым принципам большого – и, главное, принципу патернализма, столь любимого обывателем до сих пор.
Какая же норма жизни вырисовывается у нас теперь, в новых сериях «Ну, погоди»?
На первый взгляд всё выглядит обнадеживающе. Животные инстинкты преодолены: Волк уже не охотится за Зайцем, чтобы его непременно съесть, но стремится его победить, переиграть; вполне в духе новой этики. Герои обрели вторую молодость (Заяц и Волк по возрасту теперь почти ровесники), еды навалом, на курорте типа сочинского всех ждёт шведский стол. Но, несмотря на бешеную динамику, возникает ощущение, что героям нечем заняться. Может быть, оттого, что они вынуждены гонять по кругу старые смыслы (первые серии посвящены спорту, что, конечно, уже было в советском мультике)? Да и сами герои как-то странно напоминают лишь цифровые копии самих себя.
Заяц и Волк словно превратились в героев пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», их окружает максимально условный, пустынный мир, хотя и вовсю разукрашенный. Но даже в этом курортно-гастрономическом раю не получается достичь гармонии. Есть что-то фрейдистское в том, что единственным развлечением в итоге становится нанесение увечий; герои по большому счету занимаются только тем, что лупят и швыряют друг друга (достаётся больше всех Волку, понятно). Что, по замыслу авторов, вероятно, должно вызывать беззаботный смех зрителей.
Попытка насильно втиснуть советские смыслы в современность (всё это, заметим, происходит в тридцатую годовщину распада СССР) или, что ещё ужаснее, «объединить» прежние ценности с нынешними выглядит, собственно, автоописанием страны на нынешнем этапе. Перепридуманный, подправленный задним числом мир прошлого теперь лишен недостатков, но зато подчеркнуты все его преимущества. И опять, как встарь, противостояние с НАТО – пока что риторическое; надеемся, что только таким оно и останется. Но вот какая штука, на примере кино особенно заметная: насильно втиснутые в современность старые смыслы по какой-то необъяснимой внутренней логике не трансформируются, не взаимодействуют, а как бы тают, испаряются, постепенно превращаясь в ничто. На наших глазах происходит – как бы это выразиться? – мультипликация прошлого. А заодно и настоящего. С Новым годом, как говорится, дорогие товарищи!
Андрей Архангельский – журналист и культуролог
Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции
Ридли Скотт и Дени Вильнев сняли одни из лучших своих работ, фильмы ужасов вышли на новый уровень, не меньше впечатлили и дебютанты. Корреспондент.net рассказывает о лучших фильмах года. Они расположены в произвольном порядке.
Дюна
Дени Вильнев, фантастика
Дени Вильнев, тот самый режиссер, которому — пусть и со спорными результатами — хватило духу три года назад снять сиквел культового фильма Ридли Скотта Бегущий по лезвию, взялся за еще одну неподъемную классику фантастического жанра, эпическую сагу Фрэнка Герберта Дюна, которую прежде экранизировал великий Девид Линч.
Вильнев выступил одновременно сценаристом, режиссером и продюсером картины. Он работал с киностудиями Legendary Pictures и Warner Bros. Получился удивительный блокбастер, довольно близкий к тексту первого романа из легендарного цикла.
Официальный синопсис фильма звучит следующим образом: Человечество расселилось по далеким планетам, а за власть над обитаемым пространством постоянно борются разные могущественные семьи.
Правда насладиться антично-величественным, визуально безупречным, презирающим нарративные аттракционы и угодливый юмор фильмом едва ли можно на домашнем экране.
Последняя дуель
Ридли Скотт, историческая драма
Ридли Скотт своей новой работой доказал, что он не «исснимавшийя режиссер в кризисе», поставив чарующую старомодностью, мертвой визионерской хваткой и, конечно, присущим только ему академическим слогом, причудливую смесь из Гладиатора и Расемона.
Ветеран блокбастеров создал зрелищную историческую фактуру: средневековые замки, покрытые мраком, содомские вечеринки графа и сквайера, сумрачные ландшафты и лязги тяжелых лат.
Но главное — какая энергетика сочится из актеров, балансирующих между артистическим реализмом и пародией.
Скотт остается правдорубом и феминистом, не опускаясь до самодовольной репрезентативной повестки, а действуя в аккурат заданному нарративу — вот где виден настоящий профессионализм.
Это история о том, как женский голос пытается прорваться через свирепую богословскую казуистику, виктимблейминг и примат божественной правды. История о мужчинах, использующих женщину как предлог для удовлетворения своих военных амбиций.
И главное в Скотте, конечно, его мастерское кросс-историческое чутье, где средневековые баталии ничем не отличаются от сегодняшней медийной шумихи, а истина по-прежнему требует безжалостной борьбы.
Историческое кино Скотта не служит задачи стать реликтом времени, а пробуждает моральное взаимодействие эпох, в этом, конечно, Последняя дуэль безупречное высказывание: выверенное, брутальное, находящее правильное соотношение между романными страстями и зрелищным кровопролитием.
Титан
Джулия Дюкорно, ужасы
Главный победитель Каннского кинофестиваля этого года — радикальный боди-хоррор, который рассказывает о романе девушки с автомобилем.
Это сплав из провокации, юмора, саспенса, пронизанного религиозными аллюзиями в диапазоне от древнегреческой мифологии до раннего христианства, и сентиментальности. Подробно о нем в материале Шокирующий победитель в Каннах.
Неудачный трах, или Безумное порно
Раду Жуде, комедия / драма
Скандальный лауреат Золотого медведя Берлинского фестиваля 2021 года о природе ханжества в авторитарных культурах и государствах.
Один из самых оригинальных и радикальных режиссеров нового румынского кино начинает свой фильм с порноролика, снятого в домашних условиях главной героиней — школьной учительницей истории.
А остальной фильм посвящает вопросу о том, имеет ли право на интимную жизнь человек подобной профессии и как лицемерие общества в частных случаях влияет на состояние мира и его будущее.
Агнец
Вальдимар Йоханнссон, ужасы
Самый яркий дебют года, получивший в Каннах приз с формулировкой «за оригинальность». Исландский режиссер показал себя вдумчивым и самобытным драматургом, обладающим сугубо северной чувствительностью к природе и разговору о ней.
Жутковатая и поэтичная сказка о бездетной паре фермеров, усыновившей девочку-мутанта, может быть прочитана и как всеобъемлющая притча о человеке и окружающей среде, и как остросоциальное высказывание о приемных детях, и как исследование любой инаковости и границ в ее принятии, и как приглашение к разговору о скрытой сути христианства и язычества.
Французский вестник
Уэс Андерсон, комедия
Самое изобретательное и сложносконструированное творение Уэса Андерсона. Игровое кино и анимация, комедия и трагедия, чистая политика и голая абстракция, черно-белая и цветная пленка — режиссер здесь оторвался на полную катушку.
Разумеется, вкупе с его форменной страстью к архитектурным формам и осевой симметрии от всего этого порой начинает кружиться голова — тем более что на этот раз избран жанр альманаха (поминки по несуществующему журналу Французский вестник включают в себя пролог, три спецрепортажа и эпилог).
Если оценивать новеллы, можно заметить, что, увы, планка качества падает от блестящей первой (сатиры на современное искусство) чрез неплохую вторую (зарисовку о студенческих бунтах в духе раннего Годара) к уже посредственной третьей (комиксовой полицейской истории под Мельвиля).
Иногда Андерсон уж слишком откровенно полагается на отсылки, где-то теряет нить повествования, а где-то его визуальный перфекционизм полностью подминает под себя составляющие многослойного сюжета.
В целом, это не лучшая работа Андерсона, но в ней достаточно изящества, постановочного чутья и оригинальных дизайнерских решений, чтобы назвать его главным интеллектуальным аттракционом текущего сезона.
Рука Бога
Паоло Соррентино, драма
Самый личный и лучший фильм современного итальянского классика — его свободная автобиография о взрослении в Италии 1980-х, любви к семье и футболу, первой страсти и грандиозной потере.
Экранное альтер эго Паоло — молодой парень Фабьетто, фанатеющий по Диего Марадоне и растущий в шумном и токсичном итальянском семействе с парой десятков одиозных родственников.
Именно любовь к Марадоне сыграет роковую роль в жизни Фабьетто, который только мечтает снимать кино, а пока мучается от влечения к тете и радуется встречному ветру, когда несется на скутере по набережной моря.
Аннетт
Леос Каракс, романтический мюзикл
Душераздирающий готический кинороман о любви стендап-комика и оперной дивы, плод которой, чудо-девочка Аннетт, умеет левитировать и петь. Мюзикл создан братьями Маэл из группы Sparks, но мастерски апроприирован отцом-одиночкой Караксом, обнаружившим в вымышленном сюжете немало параллелей с собственной судьбой.
Впрочем, всего этого можно и не знать. И просто наслаждаться яростными противоречиями этого «неправильного» фильма, дискомфортно исследующего самые чувствительные зоны и не отступающего ни перед чем, словно его восхитительно-отвратительный антигерой, «обезьяна бога» Генри Макгенри.
Сядь за руль моей машины
Рюсукэ Хамагути, драма
Японский роуд-муви, экранизация рассказа Харуки Мураками, в центре которого — театральный режиссер, два года назад потерявший жену. Его приглашают поставить пьесу Дядя Ваня на театральном фестивале в Хиросиме. В поездку он отправляется в компании своей старой красной машины и молчаливой водительницы. В дороге они сближаются.
Сядь за руль моей машины завоевал приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале и стал лучшим фильмом года по версии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса. На Rotten Tomatoes у фильма 100 процентов положительных рецензий от критиков и 84 процента «свежести» по мнению зрителей, а пользователи IMDb оценили фильм в 7,9 балла.
Прошлой ночью в Сохо
Эдгар Райт, ужасы
Самобытный реверанс с фирменной иронией Эдгара Райта, вкусным цитированием джалло и виртуозной режиссурой.
История разворачивается вокруг девушки Элли, повернутой на 1960-х. После сложного периода детства (ее мать покончила с собой, чем сломала дочери психику), Элли готова выпорхнуть из гнезда и отправиться в чарующий Лондон, чтобы выучиться на дизайнера. Город оказывается не таким уж приветливым: подозрительные таксисты, мелочные и озлобленные соседки по общага и полное отсутствие «волшебства с открыток».
Хорошо хотя бы удалось найти сносную комнату. Дороговато, зато аутентично. Там можно слушать любимую музыку и засыпать под звенящую неоновую подсветку за окном. Сладких снов… Просыпайся, ты в Лондоне 60-х, наблюдаешь из зазеркалья за становлением начинающей певицы Сэнди. И кажется она в опасности…
Фильм не портит, ни театральщина с танцами и манерностью, ни нарочитая бутафория некоторых сцен, ни читаемый поворот, ни даже Томасин МакКензи, которая многим показалась мало заметной для главной героини.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet
Хедлайнеры двести пятнадцатого выпуска подкаста и радиопрограммы «Музыка на Свободе» – участники британского юмористического ансамбля The Bonzo Dog Band, вооружённые не только шутками, но также гитарами, барабанами и клавишными. Рок-критик Артемий Троицкий уверен в том, что немалый потенциал BDB так и остался нереализованным. Вот и узнаем почему.
Нет, пожалуй, в мире более признанного и узнаваемого национального юмора, чем английский. В самом деле, прикиньте: ну что такое «американский юмор»? Наверное, грубоватый? «Русский юмор»? Это грустный, что ли? «Французский юмор»? Э-э-э, пикантный или галантный? А вот скажут «английский юмор» – и сразу всем всё ясно! «Чёрный», глумливый, абсурдный, обязательно изощрённый и не каждому до конца понятный. Можно вспомнить и Джерома К. Джерома, и знаменитые лимерики Эдварда Лира, и массу всякой классики, но если говорить о современном английском юморе, то его абсолютный образцовый эталон, вполне сопоставимый с музыкальным эталоном The Beatles, это гениальная комедийная группа Monty Python (1969–1989). Секстет Джона Клиза, Терри Гиллиама, Майкла Пэлина, Эрика Айдла, Терри Джонса и Грэма Чепмена – это всемирный культ, однако мало кто знает, что у Monty Python имелась точная аналогия в музыкальной сфере, и называлась эта группа The Bonzo Dog Band. Более того, участники двух коллективов пересекались и создавали совместные проекты!
«Доисторический» период созревания Bonzo Dog Band (белый пёсик Бонзо – популярный персонаж английских комиксов 1920–1930-х годов) охватил годы с 1962-го по 1966-й. За это время из разношёрстных участников английской студенческой музыкальной и комедийной самодеятельности возник костяк джазово-шуточного коллектива в составе: Вив Стэншелл (вокал, туба, валторна); Нил Иннес (клавишные, гитары, вокал); Родни Слейтер (саксофон, кларнет); Роджер Раскин Спир (саксофон, игрушечные и самодельные инструменты); Легс Ларри Смит (ударные). Репертуар – забавные песенки в духе довоенного диксиленда и водевиля. В 1966 году группа дебютировала на телевидении в детской программе «Не настраивайте свой телевизор» вместе с будущими участниками Monty Python и выпустила первые два сингла.
Немного парадоксально, но абсурдные шоу Bonzo Dog Band, их анекдотические скетчи и звуковая эксцентрика пришлись по вкусу не только детям, но и деятелям музыкального андерграунда, которые увидели в чудаковатом Стэншелле и компании чуть ли не английский аналог Фрэнка Заппы и его Mothers of Invention. Первый альбом Bonzos, под названием Gorilla (1967), стал таким же событием, как дебюты Pink Floyd или Procol Harum. Я выбрал с него типично-безумный трек «Вступление и заключение», где Стэншелл по очереди представляет всех многочисленных участников ансамбля, постепенно переходя от реальных музыкантов к всевозможным одиозным персонажам, от «Эрика Клэптона на укулеле» до британского премьер-министра Гарольда Вильсона и «Адольфа Гитлера на вибрафоне».
Bonzo Dog Doo-Dah Band с композицией The Intro and the Outro
Необычную группу очень полюбили знаменитости: The Who пригласили Bonzo Dog Band «на разогрев» в своё американское турне; The Beatles сняли их у себя в знаменитом психоделическом телефильме Magical Mystery Tour. Стиль ансамбля заметно мутировал от джаза и песенок в сторону рока и «концептуальности». При этом у группы было два ярко выраженных лидера/худрука: визуально-интеллектуальный Стэншелл и музыкальный, Нил Иннес. Вив тяготел к крупным театрализованным композициям в стиле арт-рока, а Нил к коротким мелодичным песням а-ля The Beatles. На втором альбоме, «Пончик в бабушкиной теплице»(1968) имеется характерный образец первого подхода – мистерия Стэншелла «Одиннадцать усатых дочерей».
Работая над своим третьим альбомом, Bonzo Dog Band сделали попытку как-то консолидировать два разнонаправленных вектора, и взялся за эту задачу не кто-нибудь, а сам Пол Маккартни, большой поклонник BDB. Он выступил в качестве копродюсера и записал единственный в истории эксцентричной группы настоящий хит! Зимой 1968/69 года песня Иннеса «Я – городской космонавт» из альбома «Головастики» потрясла британские чарты.
Но дальше этого дело не пошло. Четвёртый лонг-плей Bonzo Dog Band, «Кейншем» (1969), не произвёл впечатления ни на публику, ни на критику. Всё внимание было приковано к новым героям британского подполья – Led Zeppelin, King Krimson, Jethro Tull. А очень специфический BDB постигла судьба хорошего, но уже слышанного анекдота… Хотя были в этом альбоме прелестные песни; хотя бы эта – «Невеста, раздетая догола холостяками» (название заимствовано у Марселя Дюшана и впоследствии использовано Брайаном Ферри). Группа считала «Кейншем» своей лучшей работой, так что разочарованию не было конца.
В 1970-м было объявлено о самороспуске коллектива. Но не тут-то было: фирма грамзаписи Bonzo Banda напомнила о контракте, согласно которому группа должна была записать для неё пять альбомов… И вот в последний раз измученные рок-юмористы собрались в студии в ноябре 1971 года. Альбом вышел в следующем году, назывался «Давайте накрасимся и будем дружелюбны» и стал единственным, на обложке которого красуется сам пёсик Бонзо. Пластинка получилась прекрасная: особенно хороши открывающий трек «Натуга» и девятиминутный эпос Стэншелла Rawlinson End, в котором Вив представляет своё новое alter ego, загадочного лорда сэра Генри Роулинсона. Но я выбрал для этого выпуска «Музыки на Свободе» композицию «В ожидании гардероба», одно из редких сочинений Роджера Раскина Спира.
Закончу в стиле финалов романов Чарльза Диккенса. Итак, Вивиан ‘Вив’ Стэншелл сгорел при пожаре в собственном доме в 1995 году, выпустив четыре сольных альбома. Нил Иннес создал совместно с Эриком Айдлом из Monty Python знаменитый квартет The Rutles – пародийных псевдо-Вeatles, записал с ними популярный альбом и снял фильм All You Need Is Cash («Всё, что вам нужно – это наличные»). Умер он в 2019 году. В 2006–2007 годах все живые участники Bonzo Dog Band ненадолго воссоединились ненадолго и записали (спустя 35 лет!) альбом Pour l’amour des Chienes, «Ради собачьей любви».
Плейлист 215-го выпуска «Музыки на Свободе»:
1. Arielle Dombasle & Nicolas Ker (France). Twin Kingdom Valley, LP Empire
2. Kel Assouf (Belgium/Niger/Tunisia). Tenere, LP Black Tenere
3. L.A.Witch (USA). True Believers, LP Play with Fire
4. Paul Haslinger (Austria/USA). Valse 1, LP Exit Ghost
5. Bonzo Dog Doo-Dah Band (UK). The Intro and the Outro, LP Gorilla
6. Bonzo Dog Band (UK). 11 Moustachioed Daughters, LP The Doughnut in Granny’s Greenhouse
7. Bonzo Dog Band (UK). I’m the Urban Spaceman, LP Tadpoles
8. Bonzo Dog Band (UK). The Bride Stripped Bare (By Bachelors), LP Keynsham
9. Bonzo Dog Band (UK). Waiting for the Wardrobe, LP Let’s Make Up and Be Friendly
10. Xiu Xiu & Sharon Van Etten (USA). Sad Mezcalita, LP Oh No
11. Xiu Xiu & Angela Seo (USA). Fuzz Gong Fight, LP Oh No
12. Suistamon Sähkö (Finland). Pakoon, LP Varokkaa! Hengenvaara
13. Pere Ubu (USA). Sonic Reducer, LP By Order of Mayor Pawlicky
14. Trond Kallevåg ft. Ivar Myrset Asheim (Norway). Sentralen, LP Fengselfugl
Подписывайтесь на подкаст «Музыка на Свободе» на сайте Радио Свобода
Слушайте наc на APPLE PODCASTS – SPOTIFY – YANDEX MUSIC
М.Курников― Екатерина Шульман, в студии. Добрый вечер.
Е.Шульман― Здравствуйте.
М.Курников― Помогаю я, Максим Курников. И вопросы уже отобраны, поэтому скорее мы идем к первой рубрике, чтобы все успеть.
НЕ НОВОСТИ, НО СОБЫТИЯ
Е.Шульман― Дорогие слушатели, хотя этот выпуск является у нас последним в текущем календарном году, тем не менее подведением итогов никаким заниматься не будем, во-первых, потому что поток событий не оставляет для нас времени, а во-вторых, нет ничего глупее, чем пытаться континуальные социально-политические процессы засунуть в какие-то хронологические отрезки. Почему-то никто не подводит итогов, например, «политические итоги весны». Или скажем, итоги того времени, когда день прибавляется. Хотя некоторые календарные черты будут у нас обсуждены в следующих рубриках нашей программы, тут мы занимаемся тем, что происходит прямо сейчас, является наследием того, что происходило за некоторое время до этого и будет, поверьте, продолжаться и в следующем 2022 году тоже.
Сегодня состоялось заседание Верховного суда, рассматривавшего по существу иск прокуратуры о ликвидации международного «Мемориала*».
М.Курников― Который был признан российскими властями иностранным агентом.
Е.Шульман― Да не прервется деятельность его вовеки. Иск этот, как вы уже, наверное, многократно слышали в течение дня, был удовлетворен. Всякие по этому поводу гражданские чувства выражались и будут выражаться, и правильно, если вы их испытываете, выражать их тоже надо. Но мы давайте попробуем некую событийную рамку вспомнить, потому что в этом естественном внимании к символическому весу, символической тяжести происходящего легко как-то потеряться и забыть, откуда что растет и к чему, что, собственно говоря, может привести.
Как вы помните, вероятно, у нас есть два судебных трека. Один касается международного «Мемориала*», и вот он сегодня не завершился, но дошел до некоторого своего логического венца в Верховном суде. Второй касается правозащитного центра «Мемориал*» и по нему заседание будет завтра. Это заседание будет в Московском городском суде.
Сегодня в Верховном суде – судью, кстати, звали Алла Назарова (такие вещи полезно помнить) – было принято решение о ликвидации организации международный «Мемориал*» и всех ее отделений.
Что дальше происходит процессуально? Сторона защиты будет это решение обжаловать. Поскольку дело происходит в Верховном суде, то следующая стадия – это кассационная коллегия Верховного суда и далее, как я уже сказала, команда защиты, куда входят лучшие современные российские адвокаты Генри Резник, Михаил Бирюков и Мария Эйсмонт, они намереваются обращаться в ЕСПЧ.
Е.Шульман: Мне показалось, что это все театр подготовки к январскими переговорам Россия – НАТО
М.Курников― То есть юридическая борьба еще не закончена.
Е.Шульман― Она отнюдь не закончена. Я понимаю чувства всех и разделяю их. Понятно, как соблазнительно сейчас говорить, что 30-летний период какой-то закончился, не знаю, перестройку закрыли, еще что-нибудь такое произошло необычайно масштабное. Может быть, задним числом все это окажется и правдой, но мы находимся в той хронологической точке, в которой находимся. Давайте в ней будем ориентироваться.
В Европейском суде уже несколько лет – Европейский суд обычно организация неторопливая – находится иск «Мемориала*» о том, что законодательство об иностранных агентах нарушает европейскую конвенцию о правах человека. Мы можем предположить, что последние события и реакция на него международного сообщества ускорит рассмотрение этого дела.
Мы помним, как по, в общем, чем-то похожему сюжету с отсутствием закона о домашнем насилии ЕСПЧ принял пилотный проект, согласно которому признана дыра в национальном законодательстве. И соответственно, все дела подобного рода рассматриваются быстрее. То же самое или что-то похожее может произойти и сейчас по этому поводу.
Надо помнить еще вот о чем. Международный «Мемориал*» действительно организация очень старая, она старше Российской Федерации, она зародилась в прошлом веке. «Мемориал*» был создан в 87-м году для того, чтобы собирать свидетельства о политических репрессиях в Советском Союзе. Так вот довольно долгое время организация существовала безо всякой регистрации. Как вы понимаете, в Советском Союзе ничего подобное зарегистрировать было невозможно. Первым руководителем «Мемориала*» был академик Сахаров, лауреат Нобелевской премии мира…
М.Курников― На секундочку.
Е.Шульман― Да. При этом при его жизни «Мемориал*» не был зарегистрирован. Разрешение на регистрацию дал Горбачев, когда Сахаров уже умер. Около 20 лет возглавлял организацию Арсений Рогинский, который умер недавно. Вообще надо сказать, что в наших условиях, притом, что мы не любим персонализацию, но уход такого рода авторитетных фигур действительно оставляет организацию беззащитной. Я до сих пор думаю, что погибель Совета по правам человека началась после того, как умерла Алексеева.
Опять же, может быть, я слишком часто предаюсь этим воспоминаниям, но когда меня приглашали войти в состав Совета, она была. После того, как я согласилась, и мы с Михаилом Александровичем Федотовым, председателем тогдашним, все это обговорили, она умерла, и я была на ее похоронах. После этого мы все поехали в Кремль на первое наше заседание, первую встречу с президентом. То есть все это было как-то символически сильно нагружено.
М.Курников― А почему такая роль личности? За ней не было никакого аппарата…
Е.Шульман― Нет, конечно.
М.Курников― Почему?
Е.Шульман― Не знаю. Фиксирую, но не могу объяснить. Мне самой опять же это все не очень нравится, потому что я, как знают дорогие слушатели, все больше за институты, чем за личности, именно по этой причине: институты устойчивы и самовоспроизводятся. Личности, какие бы они яркие и великие не были, они уходят, и может начаться то, что время от времени происходит. Но, что называется, на светлой стороне в случае с какими-то отрицательные общественными явлениями это тоже работает. Довольно часто какая-нибудь вредная структура была, а потом глядишь: не стало ее руководителя, и она тоже загнулась.
Так вот возвращаемся к нашим организационным вопросам. И международный «Мемориал*», и правозащитный центр «Мемориал*» практически с самого начала действия законодательства об иностранных агентах были признаны иностранными агентами. Правозащитный центр, кстати, первым. Я придерживаюсь все-таки той версии, что главная опасность «Мемориала*» – это не столько даже их историческая миссия, сколько ведение списков политзаключенных. Мне кажется, что все, что мы слышали на суде, клонится именно к этому.
Почему я вспоминаю, как долго он являются иностранными агентами? Это не первая попытка ликвидировать организацию. Предыдущая была в 14-м году. Минюст точно так же обращался в Генеральную прокуратуру тем же требованием. Тогда было основание следующее: Устав организации не соответствует правилам, по которым должны регистрироваться общественные организации. Минюст тогда требовал, чтобы отделения «Мемориала*» в регионах стали его частью. То есть чтобы у них был головной офис и были отделения.
Почему это важно? Рогинский тогда говорил, что у нас все не так, что наши отделения никакие не отделения, а самостоятельно возникшие структуры. Действительно, структуры «Мемориала*» на местах возрастали из кружков краеведов, волонтеров, всяких раскопщиков могил, вот таких, как Юрий Дмитриев. О нем сегодня тоже мы скажем. То есть это не была такая структура, как у партии есть региональные отделения.
Тогда Минюст этого потребовал. В противном случае грозился ликвидировать организацию. «Мемориал*» изменил свой устав, и Минюст отозвал свой иск. Теперь решение принято о ликвидации организации и всех ее отделений.
М.Курников― Ах ты. Так бы они остались.
Е.Шульман: Утром не с той ноги встал, что-нибудь не то увидел в интернете – давайте преследовать блогеров
Е.Шульман― Я не утверждаю этого наверное. Но посмотрев на эту историю ретроспективно, у меня вот такая картина возникает. Каким образом будет происходить эта ликвидация, мы не знаем. Мы сегодня только услышали без мотивировочной части, только резолютивную. У «Мемориала*» есть 30 дней на кассацию, в течение 30 дней это решение не вступает в силу.
Насколько я понимаю их нынешнюю организационную структуру, кроме их отделений региональных у них есть еще организации родственные, которые делят с ними офис и разным образом на кого записана вся техника и прочее. В общем, пока 30 дней на это. Придет полный текст решения суда – станет понятно, каков будет порядок этой ликвидации.
Завтра будет Мосгорсуд рассматривать аналогичное дело правозащитного центра «Мемориал*». Будет довольно странно, если после вышестоящей судебной инстанции они примут какое-то другое решение.
М.Курников― На всякий случай напомню, что и та, и другая организация признаны иностранными агентами.
Е.Шульман― Дай бог им всего хорошего. Другая часть этого же куста происходящего – это то, что происходит с ОВД-Инфо*.
М.Курников― Тоже признанной Российским государством иностранным агентом.
Е.Шульман― Одна из любимейших наших общественных организаций. Вот их мы особенно любим и поддерживаем. ОВД-Инфо* решением Луховицкого районного суда – это где огурцы – им заблокировал их сайт. Пока до сих пор пока неизвестно, по поводу чего и на основании чего. Вообще, кстати, несмотря на все то, что в суде было сказано много разных странных слов по поводу «Мемориала*» и того, как он очерняет советскую историю, давайте помнить и не забывать, что основанием решения является несоблюдение законодательства об иностранных агентах, больше ничего. Все остальное – это риторика прокуратуры, которая призвана как-то загладить тот факт, что у них нет никаких материалов. Материалов у них нету, потому что они выписывали штрафы за нарушения – «Мемориал*» эти штрафы оплачивал. Так сказать, у них нет непогашенных судимостей в административном смысле и нет никакого регулярного неисполнения закона, которое могло бы быть основанием. Поэтому выдуваются все эти пузыри изо рта.
Почему я привлекаю к этому внимание? К тому, чтобы мы с вами не терялись в исторических далях и не говорили о том, что там чекисты… наследники чекистов – это может быть десять раз правда – но пока корень зла – это законодательство об иностранных агентах.
Поскольку в следующем году вокруг этого комплекса законов будет происходить еще много чего, давайте этого из поля зрения не терять – почему более масштабные рассуждения меня пока несколько не удовлетворяют – потому что из них не очень понятно, что следует.
Вот из того, что я говорю, понятно, что следует. Надо добиваться всячески изменения этого законодательство. Любое изменение здесь сделает жизнь легче.
М.Курников― Кроме ужесточения.
Е.Шульман― Любое изменение в разумную сторону.
Еще одно замечание в том же духе. Когда происходит что-то возмутительное, а оно у нас особенно под конец года каждый день происходит (во второй части мы постараемся объяснить, почему под конец года), время от времени звучат разговоры о том, что смотрите, раньше имитировали какую-то законность, а теперь перестали претворяться, перестали стесняться. Мы за этим следим. Как вы понимаете, вот этот показной легизм один из ключевых признаков, свойств нашего политического режима. Если тут начнет что-то меняться, поверьте, мы вас предупредим. Как имитировали, так и имитируют. Хорошо это или дурно, к добру это или к худу, тем не менее, это происходит. Бумажками обкладываются со всех сторон. То, что в этих бумажках написано – как в известном анекдоте, «тыр-дын, тыр-дын, тыр-дын» – это не меняет этой природы. Легизм, тем более имитация его – это не законность, это не власть закона. Но это стремление провести все через ту процедуру, которая регламентно, стадиально и этапно напоминает процедуру закона. В этом отношении все у нас осталось то же самое.
Из этого следует, что изменения в бумажках влекут за собой и изменения в действиях тоже.
М.Курников― Мы сейчас послушаем рекламу и после этого продолжим первую рубрику.
РЕКЛАМА
М.Курников― И, к сожалению, это не последнее событие, связанное с судом и так или иначе с «Мемориалом*», признанным российскими властями иностранным агентом.
Е.Шульман― Дай им бог всем здоровья. Продолжаем мы нашу печальную повесть. Возвращаемся к ОВД-Инфо* и к их сайту, на который напали «бешеные огурцы» и его заблокировали. Опять же мы пока не знаем никаких обоснований, но заблокирован он по обвинению в оправдании терроризма и экстремизма. Видимо, речь идет о публикациях, соответствующих процессах над членами тех организаций, которые российскими властями признаются либо экстремистскими, либо террористическими.
Я обращаю на это внимание, потому что ОВД-Инфо* не признана ни экстремистской, ни террористической организацией, как многие с перепугу услышали, поэтому, пожалуйста, те, кто как порядочный человек, подписаны на регулярные пожертвования, как я, например – хорошо про себя сказала, должен продолжать это делать, а те, кто не подписался, должен подписаться, а то в следующем году у него будет сыпь по всему телу. Это совершенно точно установлено наукой.
Кстати говоря, тут подъехали интересные данные по поводу ОВД-Инфо*, который мы тут часто называли министерством внутренних дел здорового человека, который помогает десяткам тысяч и информационно, и организационно…
Е.Шульман: Эти кампании расцветают как зловонные цветы на болоте и так же непредсказуемо сворачиваются
М.Курников― Но при этом российскими властями называется иностранным агентом.
Е.Шульман― Что заставляет нам к нему относиться с еще большим душевным сочувствием. Что у нас по динамике поддержки получается? У них действительно взлеты пожертвований происходят тогда, когда какая-нибудь заваруха в России происходит. В частности, предыдущий взлет был летом, осенью 19-го года, в 20-м было все более-менее потише, потому что все сидели под карантином. Но в 21-м году в самом начале вот такой случился взрывной рост. Я, кстати, думаю, что по этой причине, когда эти данные дошли до лиц, принимающих решение, там забеспокоились.
После январско-апрельских митингов произошло некоторое снижение, но не до предыдущего уровня. И общий объем, сумма ежемесячная выросла, и количество жертвователей выросло, и не произошло спада, что важно, после сентября 2021 года, когда это объявление иностранным агентом и случилось. То есть людей это не напугало и не отвратило. Тем более, вот это все безобразие с огурцами не должно никого останавливать. Помощь ОВД-Инфо* может понадобиться каждому в любой момент.
Что касается далее происходящего, его некоторой теоретической основы. Пару слов скажем об этом. Оглядываясь назад, мы видим эти два последних публичных мероприятия года с участием президента: встреча с членами СПЧ и большую пресс-конференцию. Мы как-то не обратили внимания, вроде ничего особенного сказано и не было – сейчас задним числом видится и в одном, и в другом длительном публичном появлении какая-то позиция, может быть, немного отличающаяся от той, которую президент высказывал раньше. Позиция такого отстранения по отношению к тому, как работает государственная машина.
Опять же мы сгоряча обозначили как типа «президента никто не слушает». Вот он там чего-нибудь говорит – «Зуева не надо под стражей держать», «к деятельности «Мемориала*» я всегда относился с уважением» – а дальше суды выносят что-то такое свое. Но если посмотреть весь объем того, что он говорил, он говорил как будто уже… ну ни как посторонний, но не как человек, который говорит: «Сейчас я разберусь, и сделаем все правильно». Это уже какое-то такое: «Я на тебя смотрю, любимый, почти уже со стороны…».
Если хотите по этому поводу больше прикладной политологии, то можете посмотреть, послушать, что говорят Константин Гаазе и Андрей Перцев в своем, по-моему, очень любопытном подкасте или как это называется, в общем, на YouTube у них есть регулярные диалоги. Это такая элитология, я этим не очень люблю заниматься, но культурно поданная. И второе: на сайте Московского центра Карнеги сегодня, по-моему, вышла статья Татьяны Становой, политолога, под названием «Левиафан как преемник Путина». Вот там эта идея государственной машины, либо в которой президент уже растворяется, либо которая уже действует более-менее сама, будучи взращена на тех ценностях, которыми он ее вскормил. Но в общем, посмотрите. О ручном управлении давно уже никто не заикается особенно.
Это любопытно, и это то, за чем мы будем наблюдать в 2022 году. В связи с этим обращу внимание на такие почти демонстративные объявления сначала от анонимных источников, потом и подтвержденные пресс-секретарем президента о том, что администрация президента начала подготовку к президентским выборам 2024 года и что (особенно не забудьте) дефолтным сценарием является сценарий переизбрания действующего президента. Что называется, давайте запомним этот твит.
Далее мы обещали сказать про дело Дмитриева, которому к его 13 годам колонии прибавили еще 2 года, получилось 15. Такая акция вполне демонстративная. В связи с этим обратим внимание на одно кадровое назначение, которое мы упустили, хотя мы за кадровыми назначениями стараемся следить. Вся траектория дела Дмитриева многосложная – как мы помним, его оправдывали, что в наших судах чрезвычайно редко бывает; потом суд возвращался к этом делу и переиграл все назад, вот сейчас эти добавочные 2 года – это отыгрывание полностью, в том числе по статьям типа хранение какого-то старого дробовика, по каким он был оправдан, сейчас он по ним опять осужден – все это удивительным образом совпадает с карьерными траекториями высокопоставленного сотрудника ФСБ Анатоля Серышева. Он кадровый кагэбэшник с 88 года. А с 11-го по 16-й год он был руководителем УФСБ Карелии. Карелия пограничный регион. Тамошняя ФСБ отличается особой свирепостью, потому что граница должна быть на замке. Кругом враги, они через эту границу переползут и чего-нибудь, в общем, не то сделают.
Потом он перешел с некоторой паузой, работая в Федеральной таможенной службе, перешел на должность помощника президента. Более того, он стал членом президентской комиссии, которая рассматривает кандидатуры федеральных судей. И вот с этого момента дело Дмитриева покатилось назад, то есть все его оправдания были отменены, он был взят под стражу и снова весь тот срок, который сначала был отменен, ему весь вернулся.
12 октября этого года Анатолий Серышев стал полпредом президента в Сибирском федеральном округе. В этом Сибирском федеральном округе сегодня, кстати говоря, двух бывших руководителей штабов Навального* задержали. Это в Новосибирске и в Томске и Иркутске…
М.Курников― А в Новосибирске не задержали.
Е.Шульман― Что касается глав штабов Навального*, то они почти все уехали.
М.Курников― Напомню, что штабы Навального* запрещенная организация…
Е.Шульман― Мне кажется, и иностранные агенты, и экстремисты.
М.Курников― Все вместе.
Е.Шульман: Рандомность – это, конечно, один из инструментов запугивания
Е.Шульман― Сил и мужества всем причастным. Так вот этих людей очень активно побуждают уезжать. Те, которые не уезжают, к ним приходят. Пример – это Лилия Чанышева (это уфимский бывший штаб). И вот теперь эти два сибирских города. Там этих двух молодых людей допросили, предъявили обвинение и выпустили с запретом определенных действий, что является очевиднейшим образом предложением уехать. Вот типа того, что пока не поздно, как многие соратники Навального уже сделали. Тут тоже все идет привычным образом без каких-то неожиданностей.
Это по нашей судебной части, поверьте, в будущем году, если вообще мы будем выходить в эфир, говорить об этом мы будем много. Тут опять же никаких фазовых переходов ни в ту, ни в другую сторону у нас не ожидается.
О чем еще мы в будущем году будет уж точно говорить? Одно из магистральных направлений административной политики – это, с одной стороны, диджитализация управления, то есть перевод всего администрирования в цифру. Может быть, с этим, что мы называем политическим растворением президента, это тоже связано. То есть должна быть выстроена такая управленческая машина, которая работает как бы сама собой, будучи руководима искусственном интеллектом, Big data и всякими другими замечательными вещами.
С этим связана еще одна тема. Это суверенизация интернета. Многие обратили внимание на оборотные штрафы, выписанные крупным иностранным IT-компаниям, которые работают в России. Соответственно, в следующем году будем смотреть, как тут будет происходить торговля: с успехом ли, не с успехом, уйдут или останутся. На это все посмотрим.
Напомню среди прочего, что 1 января, когда вы все будете спать, вступит в действие закон, который в Думе называется поэтически «Приземлением IT-гигантов». «Приземление гигантов» – это вообще название какого-то блокбастера, я считаю. Интернет-компании иностранные, с суточной аудиторией более полумиллиона посетителей должны будут открыть в России филиал: представительство или уполномоченное юрлицо. Это закон, который приняла Дума, и вот он у нас 1 января следующего года вступит в действие.
М.Курников― Чтобы было, кого в заложники брать.
Е.Шульман― Может быть и так. Вы знаете, с одной стороны, конечно, люди, страдающие от Фейсбука (а все мы таковые), думают со злостью, что может быть, хорошо бы, чтобы было какое-то представительство, чтобы было, к кому обратиться. Потому что сейчас мы находимся в худшей точке развития мирового интернета, когда есть государственная цензура, государственные репрессии за слова и есть еще…
М.Курников― Цукербергова цензура.
Е.Шульман― Всепроникающая и тоже идиотическая, хотя менее насильственная цензура самих платформ. Существовать в этой атмосфере затруднительно.
М.Курников― Мы сейчас прервемся. После новостей и рекламы вернемся в студию.
НОВОСТИ
М.Курников― Событий так много, что мы продолжаем рубрику «Не новости, но события».
Е.Шульман― Вообще-то говоря, последний выпуск можно было целиком посвятить событиям, но мы все-таки хотим (потом поймете, почему мы этого хотим) сохранить нашу следующую рубрику.
Итак, мы в конце сказали про приземление IT-гигантов, тем самым переходим к законотворческим итогам прошедшей сессии. Тут итоги уже можно подводить, потому что сессия закрылась, Государственная дума ушла на каникулы. Вернется она, если кто волнуется, 17 января, они немножко дольше отдыхают, чем все люди обычные, и приступит опять к своей работе обычной.
На что мы будем продолжать обращать внимание в новой весенней сессии. Ушедшая сессия была насыщенной. Основным занятием, как всегда, было принятие бюджета и бюджетообразующих документов. Если кому интересно, бюджет у нас профицитный, если вы волновались, и инфляция должна быть 4%. Вот с этим принятым законом о федеральном бюджете вот и идите в магазин на новогодние закупки, дорогие граждане, очень вам советуем.
М.Курников― Посчитайте, сколько процентов там.
Е.Шульман― Посчитайте, сколько. Если больше 4-х, то прямо показываете федеральный закон, подписанный президентом – как вам не стыдно?
Также, кстати, с 1 января повышается МРОТ. Мы все-таки хотим хорошими новостями как-то обрадовать слушателей. Составляет он сейчас 13 тысяч рублей.
Закон об организации региональной власти много времени у нас занял, и не зря, потому что это важный законодательный акт принят и будет постепенно вступать в действие. Кстати говоря, когда он уже был принят, я стала смотреть, каким образом он в Думе принимался и поглядела, в частности, на то, на что никто не смотрит – на таблицы поправок ко второму чтению. Поправок там было много, но не углубляясь в их детали, скажу, что бросается в глаза и печалит. Авторы тех поправок, которые были приняты – это, во-первых, сами Клишас с Крашенинниковым. Во-вторых, некоторое количество поправок было принято от Госсовета Татарстана. Притом, что буквально на днях президент Татарстана, глава республики Татарстан…
М.Курников― А он уже прекратил называться президентом?
Е.Шульман: Ощущение, что в конце года эта хтонь как-то концентрируется — характерно для всего северного полушария
Е.Шульман― Мы уже заглядываем вперед. Не будем заглядывать вперед. Хорошо, пока президент республики Татарстан сказал, что не услышана была позиция региона в предусмотрении этого законопроекта. При этом некоторое количество поправок им удалось провести. Если открыть таблицу поправок, рекомендованных к отклонению, мы увидим картину еще более душераздирающую. Огромное количество поправок вносила Сардана Авксентьева. Все они были отклонены. Некоторое количество поправок вносило законодательное собрание Башкирии. Им тоже не повезло. И довольно много было поправок от группы коммунистов, которые хотели, прежде всего, защитить местных региональных депутатов: их право собираться, встречаться с избирателями и их право не согласовывать это с местными властями. Тоже ничего из этого не вышло.
В Государственной думе происходит, надо сказать, законотворческая борьба, но она лежит под поверхностью, ее не очень видно, потому что мы видим в большинстве случаев только финальный текст.
Законопроект о новой системе местного самоуправления как части системы единой публичной власти внесен. Первое чтение будет уже в следующем году, вероятно, в январе. Та же неутомимая пара Клишас и Крашенинников все это внесла.
Законопроект по QR-кодам, стоивший много крови Государственной думе, много наделавший шума, принят в первом чтении. Основной из них: «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения». Второе чтение ждем в следующем году. Правда, председатель комитета по здравоохранению в Думе сказал, что «а может, QR-коды и не понадобятся, если пандемия сойдет на нет. А вдруг само все рассосется?» – надеются наши законодатели.
Транспортный законопроект тоже никуда не делся, но до первого чтения еще не дошел, в Думе лежит. За этим будем продолжать наблюдать.
Последнее, что скажем в сфере законотворчества – это конституционное законотворчество братской нашей республики Беларусь. Там опубликован проект Конституции на официальном правовом портале для обсуждения в народе. Обсуждение, насколько я понимаю, будет продолжаться месяц. Новая Конституция должна приниматься на общенародном референдуме, который планируется в 20-х числах февраля. Точная дата еще неизвестна.
Я прочитала этот волнующий документ. Он небезынтересен. Опять же, кто интересуется конституционным правом, советую на это дело поглядеть. Что там нового. Во-первых, очевидно, что следовали за российскими образцами во многом. Сунули туда мужчину и женщину, которые должны обязательно сочетаться браком. Почему-то теперь написано отдельно, что Беларусь развивает ядерную энергетику, причем в той главе, которая про природу. Про поддержание исторической памяти – это долг каждого белоруса. Что родители должны готовить детей к общественно-полезному труду. И другие такого рода «пионерские зорьки».
Из сущностного, что обращает на себя внимание? Была фраза о том, что Беларусь является нейтральной страной, она ушла. Но появилась фраза о том, что Беларусь не допускает со своей территории военной агрессии по отношению к другим странам. То есть, например, приехать в Беларусь, напасть оттуда на Польшу не рекомендуется в новой Конституции.
М.Курников― Или Украину.
Е.Шульман― Внесена оригинальная идея Всебелорусского народного собрания, нового представительного органа, который собирается раз в году. Который формируется непонятным образом (как он формируется, будет разъяснено в законе). Туда входит целый список людей по должности. Президент является членом этого Всебелорусского собрания, бывший президент, представители законодательной, судебной, исполнительной власти, представители местных советов депутатов, представители гражданского общества.
М.Курников― Это что такое?
Е.Шульман― Неизвестно. Предельная численность 1200 человек. Формируется на 5 лет. Дальше такая загадочная история: «Всебелорусское народное собрание созывается на первое заседание Центральной избирательной комиссии не позднее 60 дней после выборов депутатов». Кажется, что все понятно, на самом деле нет.
Дело в том, что согласно предыдущим фразам, в этом собрании не депутаты, а делегаты. Помните, у нас азбуке понятий была разница между депутатом и делегатом? Вот там делегаты. Депутаты – это в двухпалатном Белорусском парламенте. Каким образом образуются эти 1200 человек, на самом деле неясно.
Что делает это собрание. Оно утверждает основные направления внутренней и внешней политики, программу развития, премьер-министра заслушивает. Оно может Конституцию менять, предлагать референдумы, рассматривать вопросы о легитимности выборов, а также смещать президента с должности. То есть право импичмента передается этому собранию. А также можно вводить чрезвычайное положение.
М.Курников― А кто возглавляет собрание?
Е.Шульман― Неизвестно. Не написано, что президент возглавляет. Они судей избирают, между прочим, высших судов и председателя, членов ЦИК. То есть тут полномочия, в том числе и кадровые. А также могут награждать президента государственными наградами.
Не реже раза в год собирается это загадочное собрание. Что тут напрашивается? Коллегам мой Григорий Юдин назвал этот штатами. Как Генеральные Штаты во Франции, то есть институтом сословного представительства, который забирает часть полномочий у парламента. Что это за песня, пока неясно. С одной стороны, это несколько похоже на российский Госсовет и одновременно на российский Совет безопасности, только с кадровыми полномочиями.
М.Курников― И общественную палату одновременно.
Е.Шульман: Приехать в Беларусь, напасть оттуда на Польшу не рекомендуется в новой Конституции
Е.Шульман― Это более-менее некий орган, в который бывший президент может удалиться опять же по казахстанскому варианту и там продолжать держать в своих руках основные нити государственной власти.
В общем, компетенция, порядок формирования и деятельность собрания определяются законом. Закона пока нету.
М.Курников― Вынесли это предложение к концу года. А почему в конце года происходит всякая такая чертовщина, вот как раз следующая рубрика.
ПО ПОНЯТИЯМ
Е.Шульман― Дорогие слушатели, мы в последнем новогоднем выпуске решили рубрику «По понятиям» посвятить, можно сказать, рассказыванию сказки. Если вы знакомы с началами фольклористики (а об антропологии и политической антропологии мы говорили в прошлом выпуске), то на предложение: «Давайте я расскажу вам сказку» вы должны громко закричать и убежать. Потому что на самом деле ничего особенно светлого и радостного в настоящих сказках не рассказывают.
Но хотелось бы поговорить о том, в каком именно календарном периоде мы находимся и еще некоторое время будем находиться, и почему именно в это время происходит всякая хтоничность, а во-вторых, наш род человеческий считает своим долгом уже долгие века и тысячелетия собираться вместе, жечь огни, много есть, дарить друг другу подарки и вообще демонстрировать повышенную витальность. Сейчас поймете, зачем это надо. Может быть, начнете делать с удвоенной силой.
Этот календарь называется Юль или Йоль. Это время самого короткого дня, самой темной ночи. И в европейской части человечества и в том числе в Северном полушарии вообще это самые большие морозы. У германских, скандинавских народов – а скандинавские народы, как понимаете, пришли к нам в виде наших викингов, варягов и принесли с собой эти традиции.
Это время отсчитывалось – иногда это 12 дней от 21 декабря, иногда с больше. В общем, это конец декабря и до начала января – темное время. В это темное время далекие предки наши собирались вместе, жгли костры, резали всякую домашнюю скотину, ее жарили и ели для того, чтобы показать окружающим темным силам, что они их не боятся, что они рассчитывают дожить до весны и, возможно, даже до будущего урожая, что их на самом деле много и они сила. Потому что в это время силы зла властвуют безраздельно. Это время так называемой дикой охоты. Популярное ее немецкое название, популяризированное братьями Гримм вы можете видеть на нашей доске: Wilde Jagd (Дикая охота).
М.Курников― А почему у нас на буквах как раз Wilde Jagd ромбики красные?
Е.Шульман― А это относится к тому, кто предводительствует Дикой охотой. Давайте сначала расскажем, что это такое. Это процессия демонов, которые скачут на темных лошадях с красными, огненными глазами. У лошадей иногда шесть ног. Также на волках, козлах и барах и других, мало подходящих для этого животных. Иногда это неупокоенные души грешников. Иногда это эльфы, гномы и какие-то лесные духи. В целом это, конечно, демоны. Довольно часто это воины в полном вооружении.
Кстати, как ни странно, аналогичное поверье существует, например, на Гавайях, где никакой зимы не бывает. Там мертвые воины тоже собираются и идут шеренгой. Встреча с ними предвещает войну. Если кто-то из путников заговорит с ними, то они возьмут его с собой, и он станет частью этой охоты и не сможет уже от нее избавиться.
И считалось иногда, что если встать ровно посреди дороги, хотя это, кажется, самый рискованный вариант, то тогда они тебя не тронут. Иногда они охотятся на детей. Это призраки некрещеных младенцев, тех, кто умерли до крещения. Это вот эта самая Дикая охота и есть.
Иногда бывает, что участники ее, которым удалось спастись, обнаруживают, что то, что им казалось несколькими часами, проведенными в бешеной скачке, на самом деле было столетиями. Они возвращаются в свои жилища, обнаруживают, что умерли уже все те, кого они знали.
Так кто же предводительствует этой самой Дикой охотой. В англо-германском фольклоре его называют король Херла. Считается, что это одно и воплощений Одина, который, собственно, первоначально этой охотой-то и предводительствовал.
Этот демон иногда ассоциируется с разными историческими фигурами. Иногда считают, что это Атилла, иногда какие-то большие грешники, кто там в данной исторической местности считается историческим грешником, записываются в вожди этой самой хоты. Иногда он скачет на этом шестиногом коне, именно иногда на колеснице, что, собственно, соответствует скандинавским традициям.
Но по мере того, как человечество несколько цивилизовалось, нравы смягчались и, кстати говоря, жертвоприношения, которыми нужно было умилостивить землю, заменялись на жареное мясо и другую всякую замечательную еду. Этот самый король Херла тоже модифицировался. И из этого черного зловещего демонического существа он превращался в такого, я бы сказала, клоуна. И называли его Элликен или Эрликен. Это будущий Арлекин.
В своей демонической ипостаси, которая знакома и современному читателю и слушателю, а не только тем, кто интересуется фольклористикой – это Джокер. Помните такого. Вот почему дети клоунов боятся? Правильно они боятся. Это демоны из ада, которые гоняются за неупокоенными душами. Поэтому бояться их очень даже справедливо.
Итак, в течение веков языческие верования вытеснялись новыми христианскими традициями. Праздник рождества, как вы понимаете, инкорпорировался в этот мрачный языческий календарь. Христос родился. С демонами стало как-то полегче. Но вот это ощущение того, что в конце года вся эта хтонь как-то особенно концентрируется и надо дождаться, забаррикадировавшись дома зажегши все поленья в камине, того времени, когда день пойдет в рост, оно, в общем, характерно для всего северного полушария. Вот такая у нас сегодня, дорогие слушатели, сказочка.
Теперь, я надеюсь, вы лучше будете понимать, что вокруг вас происходит. Если это объяснение кажется вам иррациональным, то постарайтесь представить себе весь путь развития человечества в некой цельности, в которой, как мы видим, ничего не пропадает. Мы неоднократно говорили в этом эфире, что в мире идей ничто не умирает. И в мире культурных идей, архетипов, тоже не умирает ничего.
М.Курников― А в мире призраков так тем более.
Е.Шульман: Показной легизм — один из ключевых признаков, свойств нашего политического режима
Е.Шульман― Может быть, хотели бы, да не получается.
М.Курников― Ну а теперь мы переходим к вопросам.
ВОПРОСЫ ОТ СЛУШАТЕЛЕЙ
М.Курников― В Фейсбуке Михаил спрашивает вас: «Екатерина Михайловна, за последние 20 лет российское общество стало заметно цивилизованней. Мы научились не драться в магазинах, говорить спасибо и даже возвращать деньги обронившему их прохожему. Мы вежливы и миролюбивы как никогда. Это потрясающе. Но скажите, не делает ли это нас инфантильно беспомощными в противостоянии с реальным агрессором? Что будут стоить тысячи слов, когда нужна будет крепость руки?»
Е.Шульман― С первым наблюдением нельзя не согласиться. Процесс цивилизования идет семимильными шагами. Вы знаете, это не только наше свойство, скажу я, как наш президент об Америке: «Вы знаете, что там происходит?», не могу тут не упомянуть этот самый great crime drop – «великое снижение преступности», которое происходит универсально по всему человечеству. Видимо, это связано с ростом благосостояния и с информационной эпохой. Люди стали несколько менее голодными и несколько более видимыми друг другом. Это побуждает вести себя приличнее. Насильственных преступлений во всем мире действительно становится все меньше.
Для России, которая пережила позднесоветское и постсоветское одичание, нищету и убожество быта, и свирепую борьбу за еду и одежду – это, конечно, в большей степени позитивный процесс. Ничего более позитивного с нами не происходило уже много десятилетий.
Да, действительно, у нас и убивать стали тоже реже, хотя по-прежнему очень часто, и вежливость как-то повысилась, и дикой совершенно грубости стало меньше. Потому что где она концентрировалась? Она концентрировалась там, где было узкое горлышко, куда рвался народ, которого всегда слишком много. А там стояла продавщица, вахтерша, начальник, еще кто-нибудь и говорил: «Вас много – я одна» (или я один). По мере того, как эти отношения производителя услуг и потребителя услуг перевернулись с головы на ноги, наконец-то нравы стали много помягче. С детьми стали лучше обращаться. Вообще много тут можно сказать хорошего. Не устаем этому радоваться каждый день.
Тем не менее, слушатель спрашивает: А вот когда придет пора защищаться от агрессора? Я не очень понимаю, о каком агрессоре он говорит? Солдаты НАТО придут?
М.Курников― А может быть, это государство, например?
Е.Шульман― Или это нехорошее государство. Действительно возникает ощущение, что есть это самое государство с монополией на легитимное насилие, которое не стесняется. А есть цивилизованное общество, которое может только петиции подписывать. Особенно в минуты всяких грустных событий это вызывает очень большое раздражение и очень хочется прямо увидеть толпы сограждан с коктейлями Молотова в руках, а не вот это все.
Но коллеги, слушатели, давайте помнить: этот самый процесс цивилизованности носит универсальный характер. На государство он действует в меньшей степени, потому что элиты живут в своем волшебном яичке и у них там нравы действительно гораздо более дикие, чем снаружи. Это бывает. Но тем не менее, то, что государственное насилие принимает не те формы, которые, мягко скажем, которые оно принимало в XX веке в проявлении того же самого процесса. Не совсем справедливо будет сказать, что по одну сторону какие-то прямо берсерки, а по другую сторону – хипстеры тонконогие. Нельзя сказать, что по обе стороны тонконогие хипстеры, это было бы хорошей ситуацией, она настанет по мере смены поколений, о которой мы так много говорим. Но надо ее не дожидаться, а энергично…
М.Курников― Так-так-так. Биология побеждает политологию.
Е.Шульман― Нет, мы не об этом говорим. Сам по себе поколенческий переход – это не исключительно демографическое явление, это явление социально-политическое тоже. Поэтому не переживайте, что вы недостаточно дикий и свирепый для того, чтобы не послужить добру, убив всех плохих людей. Это не тот метод, которому служит добро в XXI веке.
М.Курников― Теперь вопрос из Твиттера. Две зефирки спрашивают вас…
Е.Шульман― Обе спрашивают?
М.Курников― Обе. «То, что система случайно выбирает, каких людей съесть, насколько это уникальная черта российского режима? Многие отмечают, что правил больше нет. Непонятно, на кого обозлится система в следующий момент: на людей с фото на фоне храма, на мужчин в женской одежде или даже лояльных блогеров».
Е.Шульман― А в чем вопрос, собственно?
М.Курников― Вопрос том – это черта российского режима, что случайно людей вот так вот?..
Е.Шульман― Информационные автократии, которые действуют путем произведения впечатления на людей, чем реальными массовыми деяниями социального инжениринга, скажем аккуратненько. То есть они не переселяют массу народа из деревни в города. Они не ссылают кого-то в Сибирь строить железные дороги. Они не занимаются массовыми репрессиями и фронтальными войнами и слава богу. Но им, тем не менее, надо как-то народ-то пугать. Вот пугают они народ, производя впечатление. Поэтому рандомность – это, конечно, один из инструментов этого запугивания. Это действительно производит именно терроризирующее воздействие. Как с терактом. Никогда не знаешь, когда это произойдет, где люди абсолютно случайные. Возникает ощущение, что от судеб защиты нет, нельзя спастись.
На самом деле, поскольку действует государственное легитимное насилие, пока замечаем, не происходит размывания этой государственной монополии, государство держит все репрессии в свои руках. Всякие SERB, НОД и прочие активисты не поощряются на самом деле и ничем серьезным они не заняты. Опять же нет отрядов молодчиков, как у Гитлера были, которые ходят и громят магазины.
Е.Шульман: Корень зла – это законодательство об иностранных агентах
М.Курников― Напомню, что «Мемориал*», признанный иностранным агентом перед тем, как попал под эту ликвидацию, попал именно под такую историю.
Е.Шульман― Да, была такая история. Но не это повредило его деятельности. Там приехала полиция, забрала всех, подержала, отпустила. Кстати, это интересный эпизод. Сейчас можно это рассматривать как часть компании, и можно себе представить, что легисты победили погромщиков.
М.Курников― Или погромщики были сообщниками легистов. Потому что сделала полиция? Она изъяла компьютеры «Мемориала*», признанного иностранным агентом и, вполне возможно, пыталась найти что-то, чтобы предъявить.
Е.Шульман― Вы знаете, на суде не было видно, что именно из этого они хоть что-то извлекли.
М.Курников― Потому что «Мемориал*» – это прекрасная организация, которая еще работает.
Е.Шульман― Ваша версия вполне валидная. Просто посмотрите, что государство продолжает действовать своими методами государственного террора и репрессирования. В этом смысле, конечно, государственная машина более-менее предсказуемая. Она имеет склонность к кампанейщине. Вот эти бурные кампании – кто показал голую задницу на фоне чего-нибудь там, того давайте привлекать к уголовное ответственности (вместо того, чтобы к административной) – эти кампании расцветают как зловонные цветы на болоте и так же непредсказуемо сворачиваются. Это может быть связано с дурным нравом того или иного начальника. Руководители наших силовых структур довольно пожилые люди, у них свои какие-то в голове пертурбации.
М.Курников― Советское образование лучшее в мире, например.
Е.Шульман― Да, какие-то воспоминания советские. Мирей Матьё спела, еще что-нибудь в этом роде. Утром не с той ноги встал, что-нибудь не то увидел в интернете – давайте преследовать блогеров. Тем не менее, тут есть своя рутинность, есть своя периодизация. В общем, понятно, какой этап за каким будет следовать. Опять же это не для того, чтобы хвалить этих замечательных людей. Это для того, чтобы описать природу этого явления.
М.Курников― Клио спрашивает вас на сайте «Эхо Москвы»…
Е.Шульман― Муза истории.
М.Курников― Почему Рамзан Ахматович, да продлит аллах его дни, да получит он мои извинения, – пишет Клио – считает теперь допустимым поучать Владимира Путина, как ему управлять страной и что ему присоединять к Российской Федерации. И если он действительно говорит о присоединении Украины к Чечне, как себя должны чувствовать Ставропольский и Краснодарский край?
Е.Шульман― Вы знаете, я не занимаюсь Северным Кавказом. Это очень специфический регион. Им надо заниматься, чтобы понимать, что там происходит.
От тех людей, которые занимаются, я слышала, что в отношениях Чечни и федерального центра происходят тоже какие-то изменения, что они как будто бы уплывают не в ту стороны, точнее съезжают с той платформы, на которой стояли до этого, которая была для нас привычной. Я понимаю, что это звучит невнятно. Более определенно не могу сказать, потому что это просто не моя тема. Но хочу обратить внимание на общий принцип. Довольно часто то, что прямо стоит перед глазами и особенно то, что многократно декларируется как само собой разумеющееся, прикрывает что-то совсем другое. Если вам что-нибудь такое все время говорят, не объясняя ничего – «ну всем известно, что…» – спросите себя, откуда, собственно, это? Ну Кадыров не делает ни одного заявления, не согласовав его с Кремлем. Он сам говорит, что он «пехотинец Путина»… Опять же из этого не следует, что реальностью является нечто противоположное. Из этого следует, что полезно задуматься, что такое происходит?
Я бы по наивности своей предположила, что такого рода заявления нужны для поддержки этого облака устрашающей риторики, которая нужна для подготовки к переговорам в январе между Россией и НАТО. То есть вот смотрите, какие у нас тут есть вообще страшные… У нас есть вот эти боевые опять же берсерки, скажем в духе нашей скандинавской эстетики. Мы их еле удерживаем. Стоит нам чуть-чуть ослабить хватку – они тут кинутся, глотку вам выгрызут. Вот мне показалось, что это все театр подготовки к январскими переговорам Россия – НАТО.
Но вот это другое обстоятельство, о котором я сказала фразой раньше, я, что называется, предлагаю вашему вниманию, за этим стоит посмотреть.
Е.Шульман: Я до сих пор думаю, что погибель Совета по правам человека началась после того, как умерла Алексеева
М.Курников― Бонусный четвертый вопрос из ВКонтакте. Саша Свиридов спрашивает вас: «Екатерина Михайловна, в различных выступлениях вы упоминали о социологически выверенных последствиях чемпионата мира по футболу 18-го год. А конкретно – о повышении уровня доброжелательности к другим странам. Хотелось бы узнать о том, может ли транслируемая госпропагандой информация, содержащая угрозы внешнему миру или представление об угрозе со стороны этого внешнего мира вновь перевернуть динамику данного показателя? А также способна ли еще машина пропаганды совершать такие «чудеса», как в 2014-м?».
Е.Шульман― С одной стороны, мы видим, что ответы респондентов на вопросы, касающиеся внешней политики, довольно ровно следуют за телевизионным дискурсом. Эти вопросы людей наименее волнуют, они в них не разбираются и разбираться не хотят, поэтому, когда им задает вопрос социолог, спрашивающий, они обычно вспоминают, чего они в последний раз по телевизору услышали. То есть тут мы видим, эту динамику можно прямо поставить на этой кривой точке, где та или иная новость активно обсуждалась по телевизору в новостях и политических шоу. Это с одной стороны.
С другой стороны, в течение 21-го года у нас количество людей, которые доброжелательно относятся к США превысило количество людей, которые относятся к ним недоброжелательно. То же самое касается отношения к Украине. Вообще опросы в России и Украине по поводу отношения друг к другу дают абсолютно перевернутую картину. То есть действительно, как мы говорили, Украина находится в отношениях войны с Россией. Россия не находится в отношениях войны с Украиной. Мы сейчас говорим о картине в общественном мнении, не о каких-то реальностях военно-технических, а вот только об общественном мнении.
Удивительным образом 21-й год сделал россиян гораздо более расположенными и к США, и к Украине и к Евросоюзу, кстати, тоже. Это потому что соскучились безвыездно сидеть. Но тем не менее, фиксируем этот факт.
М.Курников― Всем пока.
*
«Международный Мемориал» —
НКО, признанное иностранным агентом.
«Мемориал» —
НКО, признанное иностранным агентом.
«ОВД-Инфо» —
незарегистрированное общественное объединение, признанное иноагентом.
Штабы Навального —
НКО, признанное иностранным агентом; экстремистская организация, запрещённая в России.