Сказка о лешем и бабе яге

Московия изобилует всякой нечистью земли русской, да персонажами сказок и народных приданий. и очень хочется рассказать о каждом из них.

Московия изобилует всякой нечистью земли Русской, да персонажами сказок и народных приданий. И очень хочется рассказать о каждом из них.

Баба Яга

1411.jpg

1882.png

Ба́ба-яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Помимо русских встречается в словацких и чешских сказках. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских землях Каринтии в Австрии, масленичным персонажем в Черногории и ночным духом в Сербии, Хорватии и Болгарии.
В славянском фольклоре Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса в избушке на курьих ножках (или подпёртой блинами), окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). В сказке «Иван-царевич и Марья Моревна» живёт Яга Ягишна (баба Яга, костяная нога) «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой», где владеет табуном славных кобылиц. Яга — мать трёх демонических дочерей (иногда — царевны, чудесной невесты героя), змея, которого убивает герой сказки.

В. И. Даль дополняет: «она простоволоса и в одной рубахе, без опояски: то и другое — верх бесчиния».

Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры.

Двойственная природа Бабы-яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так, во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но, либо, накормив-напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

Лесавка

Lesavka.jpg

1881.png

Лесавки — мелкие лесные духи славянской мифологии. Согласно одним источникам — это дети лешего и кикиморы, согласно другим — дед и бабка лешего. «Они очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Обитают в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лета до середины осени. Все это время веселятся, водят хороводы, поднимают листву, шелестят, шебуршат, копошатся — маленькие лохматые клубочки за короткое время натрудятся, умаются, а потом долго спят.

Так же к детям лешего относят проклятых, унесенные и уведенных крестьянских детей, а так же детей, рожденных в браке с лешачихой. Как и всякие дети, они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной. Но смертельного вреда для людей не представляют. Одеваются в одежки изо мха и листвы, поэтому могут маскироваться на деревьях и в кустах, оставаясь незамеченными. Иногда могут принять вид причудливых веток и коряжек.

Ребенок лешего (которым он нередко стремится подменить обычное дитя) частенько уродлив (криклив, «голова с пивной котел»), или незначительно отличается от прочих лесных духов. В Вятской губернии считали, что «плодом от сожития лешего с унесенной им девушкой бывает тоже леший, но не столько злой, как тот, который происходит от лешачихи. Людская кровь-де в том стоит за себя. Леший, родившийся от девушки, пожалуй, рад бы делать и добро людям, но другие лешие при разделе лесов всегда стараются отмежевать ему такой участок, от которого верст на тысячу во все стороны нет никакого жилья».

Мавка

4936d8e3fd3402a2431990b97d276b34.jpg

1884.png

Мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Также мавкой может стать ребёнок, умерший на Русальной неделе. Украинцы считают, что после смерти такие дети попадают к русалкам. Их представляют в виде детей или прекрасных дев с длинными волосами, украшенными цветами, в белых сорочках. Особенностью внешнего вида мавок является отсутствие кожного покрова на спине, в результате чего сзади у них можно было видеть все внутренности. По этой причине их также называют «не имеющие спины». Когда в лесу мерещится что-то красное среди деревьев, то считалось, что это хоровод мавок, которые «фуфелом идут», то есть танцуют необычайно быстро и бешено. И так как их видно со спины, то их стремительный хоровод сливается в одну красную полосу.

Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озёрах, часто сближаются с русалками и мстят людям, за то, что допустили их раннюю смерть, сбивая путников с дороги, заводя в болота и убивая, могут защекотать до смерти. Так же, как и русалки, часто завлекают к себе мужчин и убивают их. Часто просят путников дать им гребешок. Если гребешок получают, то расчёсываются и уходят, иначе могут погубить.

На Русальную неделю бегают по полям и напевают — «Меня мать породила, некрещёную схоронила!» (укр. «Мене мати породила, нехрещену схоронила!»).

По единичным украинским поверьям, мавки появлялись на земле в то время, «когда земля покрывалась весенней зеленью».

По представлениям словинцев, мавки летают по воздуху в виде больших чёрных птиц с большими клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти.

Если на них брызнуть водой и сказать «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа», они обращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю большие услуги. Это может произойти только в течение семи лет, после того, как ребёнок превратился в мавку. Если же в течение семи лет мавку никто не покрестит, то она навсегда остаётся мавкой.

Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.
Ма́вка — персонаж украинской мифологии, злой дух, русалка. По ряду признаков близка русалке, карпато-украинской «лесной паночке» или горному женскому духу. На Юге России с XX века мавку стали называть книжным («учёным») словом — «русалка».
По народным поверьям, мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Также мавкой может стать ребёнок, умерший на Русальной неделе. Реже встречаются поверья, что в мавок превращаются дети, проклятые родителями или похищенные нечистой силой.
Являются эпонимом для равнины Навки на Венере.
Слово мавка (навка), видимо, образовано от общеславянского «навь», означавшего «смерть», «мёртвое тело».

По единичным украинским поверьям, мавки появлялись на земле в то время, «когда земля покрывалась весенней зеленью».
В украинском языке название мавка является синонимом слова русалка. Украинцы называли четверг на русальной (зелёной) неделе, когда русалки празднуют свою Пасху, мавской или навской Пасхой (укр. мавський, нявський великдень), что подтверждает синонимичности понятий «мавка» и «русалка».
У южных славян также считается, что мавками становятся души умерших некрещёных детей. На западе Болгарии и востоке Сербии верили, что они появляются в облике птицы (в стае) и опасны для человека, особенно для роженицы и её ребенка. Представление об умерших некрещёных детях, как о птицах, восходит к праславянскому представлению о том, что покойники навещают мир живых людей в образе птиц. В южной Сербии и в Македонии нави, наве, навои являются в облике женщин (самовил) — они появляются в вихре, и если вихрь налетит на роженицу, она сразу заболеет.

Кикимора

Bbe05ec0cf2b197748625bcc75c1b80a.jpg

1883.png

Кики́мора — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж, преимущественно женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям. Представления о кикиморе известны с XVII века, предполагается также связь её образа с более древними персонажами.

Народные поверья производят кикимор от умерших «неправильной» смертью (некрещёных или убитых детей, самоубийц и др.), от проклятых и похищенных нечистой силой детей. Также считалось, что кикимору могут наслать в дом недовольные строители и колдуны, подложив в него магический предмет, чаще куколку, которая затем оживала.

Кикимору описывали как низенькую скрюченную неряшливую и безобразную старушку, длиннокосую девушку или женщину, как маленькую девочку или даже как мужика или старика. Согласно различным другим описаниям кикимора может быть очень мала и тонка, с большой головой, длинными руками, короткими ногами, у неё выпученные глаза, мохнатые лапы, есть рожки, хвост, она покрыта перьями или шерстью. Она могла представать и в образе животного. Кикиморы обыкновенно невидимы. Они неугомонны, быстро бегают. Кикиморы могут общаться с людьми человеческой речью и при помощи стука.

Согласно народным представлениям, кикиморы обитают в жилых домах, реже — в хозяйственных постройках, в бане, в пустых домах. Появление кикиморы считалось признаком того, что в доме «нечисто», неблагополучно. В большинстве регионов активность кикиморы не привязывалась к определённому времени года, лишь в некоторых местах её причисляли к святочной нечисти. Днём кикимора скрывается от людей в укромных местах строения. Ночью она выходит из укрытия и занимается любимыми делами, на первом месте среди которых прядение и подобные женские работы. Однако работу эту кикимора делала некачественно, так что после неё хозяйкам приходилось всё переделывать.

Обыкновенно считалось, что кикиморы причиняют людям различные неприятности: мешают спать и пугают различными звуками, досаждают маленьким детям, наваливаются и душат по ночам, кидаются различными предметами, роняют и ломают вещи, вырывают или выстригают во сне волосы у людей, шерсть у скота, перья у домашней птицы. Активность кикиморы могла даже вынудить хозяев покинуть свой дом. Есть истории, в которых кикимора губит человека. Увидеть кикимору считалось дурным предзнаменованием. В народе описывался ряд средств как защититься от кикиморы и даже изгнать её из дома.
Представления о кикиморе были довольно расплывчаты. Под этим именем кроме самостоятельного домашнего духа также мог пониматься целый ряд других персонажей. Так, под воздействием образов домового и его жены кикимора могла рассматриваться и как полезный домашний дух, помогающий хорошей хозяйке в прядении, работе по дому, уходе за детьми и животными. В современной же культуре чаще появляются лесная или болотная кикимора — покрытая травами и мхом безобразная старушка, пугающая и сбивающая с дороги людей и похищающая детей. Кикимора является персонажем ряда художественных произведений.

Леший

Leshy (1906).jpg

1880.png

Ле́ший — дух-хозяин леса в мифологии восточных славян. Леший был одним из самых популярных славянских мифологических персонажей и, учитывая современный упадок мифологической традиции, сохраняет относительную популярность и сейчас. Традиционный образ лешего сложен, многогранен и расплывчат.
В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа. Для лешего также обычно появляться в виде родственников и знакомых. Леший описывался то как гигант, то как карлик; есть поверья, что он мог изменять свой рост. Если леший одет, то в целом так же, как обычный человек. Часто его сопровождает сильный ветер, или сам он может представать им. У лешего отсутствует тень. Он может становиться невидимым. Леший обладает огромной силой. Ему приписывается всё разнообразие лесных звуков, но он может разговаривать и по-человечески.

Чаще леший представлялся одиноким существом, считалось, что в одном лесу только один леший, но в ряде мифологических рассказов лешие собираются вместе и живут семьями и даже деревнями (жена лешего — лешачиха или похищенная девушка, дети — собственные лешачата или также похищенные). Леший может изображаться имеющим степенный характер, а может как любитель повеселиться, то он сильный и страшный, то глуповатый. Как хозяин, леший заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных и растений.

Отношение к лешему в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку и опасной для него нечистой силе, впрочем, чаще не целенаправленно вредящей людям, а проказничающей, но делающей это грубо и зло. С другой стороны, лешего считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях, а может и помочь человеку.По народным представлениям, леший мог обеспечить удачу на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо принести ему дар и заключить с ним договор.

Блуждания человека в лесу связывали с воздействием лешего. Также, прикинувшись знакомым, леший может маячить впереди на расстоянии, не давая себя догнать. Считалось, что избавиться от лешего можно при помощи или молитвы, или матерной брани, оберегов и других средств. Чтобы снять его чары, нужно переодеть свою одежду наоборот. С лешим связывали пропажу людей и скота в лесу. Как повод для «похищения» рассматривали проклятие в виде посылания «к лешему». Леший может подменивать младенцев на полено или на своего уродливого ребёнка. Похищенных девушек лешие берут себе в жёны и могут заводить с ними детей. Чтобы найти пропавших, предпринимали не только обычные поиски, но и совершали обряд «отведывания» — преподносили дар или угрожали магией или заступничеством святых.

Лешему приписывали способность предсказывать будущее, в связи с чем существовали ритуалы его вызывания и гаданий. В бывальщинах и сказках леший мог беспрепятственно общаться с людьми, иногда он принимал от них помощь, за что щедро благодарил.Леший является популярным персонажем художественных произведений. Благодаря этому его образ обрёл новые черты, не всегда соответствующие традиционным представлениям.

Змей Горыныч

2f6229f54ca9ece530e43d3be316a579.jpg

1885.png

Змей Горы́ныч — русский фольклорный змей, похищающий женщин. В старых русских песнях имеет образ огненного шара; изображение его в виде дракона является поздним заимствованием из западной культуры.
В некоторых славянских языках значения «гора» и «лес» не различаются, поэтому есть версия, что Горыныч — от слова «гора» в значении «лесной». Также описывается под именами Горынич, Горынчат, Горынчище, Горынище.
Горыныч живёт обычно в горах, нередко у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Существует версия, что Змей Горыныч был собирательным образом половцев.
Многоголовость змея — непременная его черта. Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 или 12, но также бывает 5 или 7. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Другие черты змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Ещё одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живёт в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды[7]. Также, в некоторых историях он является страшным помощником другого злодея — Кощея Бессмертного[источник не указан 991 день]. По Далю, «Горыня — сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич м. сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор, вертепов, пещер».

Морозко

D7e3f159c1cfa8238bb18f97a6016502.jpg

ScreenMOTR1392.jpg

Морозко — один из помощников Перуна, сменяющих Леших в предзимнем лесу и строго следящих в зимнее время за порядком нем: Морозко рукой об руку поколачивает, ноги на ногу поскакивает, по елкам потрескивает, с елки на елку перепрыгивает. Под ним ельник трещит, сосняк поскрипывает.
Представляли его в виде дедушки в белой шубе, подпоясанной кушаком, в шапке с красным верхом и белой меховой (снежной) оторочкой, с волшебным посохом в руке. Его бород искрится ледяными звездами.
Этот смотритель зимнего леса может быть опасен для людей. Его дыхание леденит все окружающее. Он любит заманивать их в свои ледяные чертоги (а живет он именно в ледяно избе), поэтому человек, идя в зимний лес должен быть готовым к борьбе с его стихиями. Особенно сей дед не любит тех, кто боится холода, а бодрых и веселых он награждает здоровым румянцем.

Для предотвращения нежелательных последствий деятельности Мороза к нему обращались с заговорами. В зимние святки, например, Хозяин дома, открыв дверь, приглашал:
«Мороз! Мороз! Иди в хату кисель есть». «Зимой ходи, а летом под колодиной лежи».
Весной, отсчитывая сорок утренников (утренних заморозков), пекли сорок шариков из ржаной и овсяной муки и, выбрасывая каждый день по одному шарику, приговаривали:

Мороз — Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!
Мороз, или Морозко, у славян был повелителем зимних холодов. Сначала считалось, что Мороз крадёт детей и уносит их в свой ледяной дворец. Чтобы вернуть детишек, Морозке преподносили подарки. Зимой Мороз ходит по лесам да по полям, по улицам и переулкам, стучит своим волшебным посохом, а от этого стука начинаются трескучие морозы — сковываются льдами реки, деревья покрываются снегом. Стоит только дыхнуть морозу, как тут же начинается сильная стужа. Морозко вовсе не злой — он покрывает стёкла окон красивыми узорами, поверхность озёр и рек замораживает, чтобы детвора могла кататься и играть, он дарит много снега, чтобы новый урожай был хорошим.

Русалка

902c1a1e8b2838334fdc247ec6cd1a3c.jpg

64-65.jpg

Русалки — берегини (от слова «русый», что означало светлый, чистый), сказочные жительницы воды, обладающие вечной юностью и красотой и олицетворявшие стихийную, естественную силу воды. Если в языческом образе русалки доминировало светлое, чистое, то в православии русальная неделя называется «грязной» неделей, а самим им приписываются только отрицательные черты.
В языческом мире русалка имела значение речной богини, владетельницы сокровищ и чаровницы; при переходе же Руси из язычества к христианству она представляется тоскующей и злобствующей на человека.
Согласно поверью, русалки живут в кристальных дворцах, построенных на дне рек; старшая над ними называется царицей и назначается водяным начальником русалок из их же среды. …Без позволения царицы русалки не могут не только погубить, но даже испугать Человека.
Русалки — полуженщины-полурыбы. Изображались с красивым женским лицом и женским бюстом. Далее — рыбье туловище и рыбий хвост. По иным описаниям, напротив, Ничего рыбьего в их облике нет — это просто молодые, красивые, обнаженные или облаченные в белое, нередко с венком на голове девушки. Иногда они появляются в том виде, в каком их похоронили. У них русые, а иногда зеленые волосы, которые они любят расчесывать, сидя на берегу или раскачиваясь на ветвях деревьев в лунные летние ночи. При этом русалки прекрасно поют. Спят же они днем.
Русалкам специально посвящалась так называемая русальная неделя — неделя, предшествующая дню Ивана Купалы (по некоторым источникам, это семицкая неделя). На всю эту неделю русалки из того мира перебирались на землю. Их в это время можно было видеть и на деревьях, и на перекрестках дорог, и на кладбищах. Пробирались они в дома, где раньше жили. Больше всего их якобы в это время находилось в цветущей ржи, которую они оберегали, способствовали ее цветению и плодородию: русалки бегали по ржи и, приговаривая «бух, бух, соломенный дух», хлопали в ладоши.

Кощей Бессмертный

D5fb3e9119aa072db93cb5d51ba7d97d.jpg

Кощей Бессмертный— божество из свиты царя подземного мира Чернобога. Сын Вия и Матери Сырой земли. Представлялся в виде живого остова, живого скелета в одежде, подчас в латах — в виде отвратительного костлявого старика-костосея. Скряга, скупое существо — дрожит над подземными богатствами. Иногда Кощея можно считать Чернобогом.
Символизирует не смерть в полном ее значении, а состояние временного окостенения, окаменения — превращает героев то в дерево, то в камень. Его бессмертие не настоящее, а механическое. Смерть Кощея находится в игле, игла — в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в сундуке, сундук — на высоком дубе, дуб — на краю земли.
С помощью Бабы Яги витязь (Иван-царевич или Иван-крестьянский сын) добирается до нужной иглы, и Кощей рассыпается в прах. Рушится и все его царство, рушится и его власть: от поцелуя или слезы витязя все окаменевшее или одеревеневшее вновь оживает, расцветает. Временное окостенение, застывание всего под чарами Кощея и пробуждение всего застывшего к жизни под действием поцелуя и слез могло символизировать смену времен года, зимы и весны (поцелуй и слезы — тепло, солнце и капель).
До наших дней дошли тексты, в которых похищенную Кощеем женщину выручает ее сын. Например, сказка «Кощей Бессмертный» из сборника Александра Афанасьева начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный». Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить ее удается лишь младшему — Ивану-царевичу. По пути он спасает еще одну пленницу Кощея — царскую дочь, на которой впоследствии женится.

В этом сюжете, как и во многих других, описана смерть Кощея: «У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Иногда в сказке говорится, что внутри яйца находится игла, а смерть Кощея — на конце той иглы.

Исследователи связывали кощееву смерть из ларца с древнейшими представлениями о душе и мире:
…Душа мыслится как самостоятельное существо, могущее жить вне человека. Для этого даже не всегда нужно умереть. И живой человек может иметь душу или одну из душ вне себя. Это так называемая внешняя душа, bush soul. Обладателем такой души является Кощей.

Чудо-Юдо Рыба-Кит

851e7f4c607d0a52c66846408386e61d.jpg

В сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок» 1834 года как самостоятельный персонаж присутствует Чудо-юдо Рыба-кит. Собственно, это рыба-остров, которая лежит «поперёк моря».

В фильме «Варвара-краса, длинная коса», поставленном по мотивам сказки Василия Андреевича Жуковского «Сказка о царе Берендее, о добром царе Еремее и злом Чуде-юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею», Чудо-юдо — царь подводного мира, который похитил царя земного — Еремея. Выручает царя Еремея, на мотив сказки народной, Андрей — рыбацкий сын.
Чудо — юдо явно имеет нечто общее с классическим библейским китом из Книги пророка Ионы. Тот уклонился от выполнения Господнего поручения проповедовать в Ниневии ее скорую гибель и устроился на корабль, который тут же попал в бурю. Ничто не могло спасти обреченное судно, никакие молитвы и жертвы не помогали. И тогда — то корабельщики догадались, что виной тому — низкий моральный уровень Ионы. И, в согласии с пророком, кинули его за борт, и тогда «утихло море от ярости своей». Тогда, как я понимаю, не желавший, чтобы Иона утонул, Господь велел киту проглотить пророка. Кит послушно поспешил к месту падения Ионы в море, проглотил его, и тот провел в ките без всякого вреда для себя трое суток и молился Господу из чрева кита, за что, по прошествии срока, был извергнут китом на сушу. Мне представляется что, описывая чудо — юдо, Ершов имел в виду информацию об обоих известных китах прошлого и дополнил ее яркими штрихами, придающими чудо — юдо рыбе — киту индивидуальность

Рыба — кит в наказание за то, что глотает корабли целыми флотилиями, была обречена терпеть людские издевательства, впрочем, лишь до того, как раскается и выплюнет корабли, подобно тому как библейский кит выплюнул Иону.

А раз на ките давно уже вырос лес и даже завелись в нем грибы, Можно допустить, что и корабли провели в ките куда больше, чем три дня, наверняка их плен в желудочном соке исчислялся годами. Почему — то кит не хотел их окончательно переваривать.

Белочка

Gotkr15 109.jpg

1104.png

Зверьки семейства грызунов и другие мелкие дикие животные не такие частые «гости» на страницах сочинений А.С. Пушкина, как лошади, кошки, собаки и медведи. Чаще других грызунов поэт упоминает белок и зайцев — по 15 раз, мышей (мышат) — 10 раз и крыс 5 раз. Остальные «гостят» в его произведениях ещё реже.

Самая яркая героиня — белочка в «Сказки о царе Салтане…», где упоминается несколько раз. Впервые о чудесном зверьке говорит Бабариха:
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут…

Основным источником «Сказки о царе Салтане…» послужила Пушкину запись со слов его няни Арины Родионовны, сделанная в Михайловском в конце 1824 года. Но вместо чуда с белочкой там было другое: «за морем стоит гора, и на горе два борова, боровы грызутся, а меж ими сыплется золото да серебро». Замена оказалась гораздо милее и симпатичнее.

Неслучайно белочка поёт русскую народную песенку, ведь это подлинно фольклорный персонаж. Белка в народном сознании олицетворяется с понятиями ума, изящности, ловкости, трудолюбия, благополучия. В пословицах и поговорках она вызывает в основном приятные ассоциации.

Однако в народных сказках чудесницы белки, подобной пушкинской, нет. Знаток сказок М.К. Азадовский считал источник этого образа невыясненным . Можно в основном согласиться с этим мнением, но с небольшими поправками. Некоторые прообразы белочки всё-таки можно найти в русских сказках и скандинавских сказаниях. Так, в 1908 г. Н.Е. Ончуков издал сборник «Северные сказки», где опубликована записанная в Архангельской губернии и кое в чём похожая на «Сказку о царе Салтане…» сказка «Фёдор-царевич, Иван-царевич и их оклевётанная мать». В ней имеется необычная героиня: «…середи моря есть остров, на острову есть сосна, на этой сосне ходит белка, на вершиночку идет, песенки поет, на комелек идет, сказки сказывает и старины поет. У этой белки на хвосту байна, под хвостом море, в байне вымоешься, в море выкупаешься; то утеха, то забава». Вот такая «космическая» белка, поющая песенки, подобно пушкинскому «коту учёному». Неизвестно, слышал ли эту или подобную сказку А.С. Пушкин. Кроме того, на сказителей могла оказать определённое влияние и сама «Сказка о царе Салтане…».

Камень Трех Дорог

Regnum picture 14743131422621219 normal.jpg

ScreenMOTR1344.jpg

…На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись:

«Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь».

О чём это? Какую мудрость хотели передать нам этим заветом предки?
Конь» – это животная природа путника, «всадник» – природа человеческая.
Пойти «направо» – это значит пойти Стезёй Правды: победить в себе животное начало началом человеческим, следовать общественной праведности, правде. Поэтому, коня (материальные блага в перевес духовным, животное начало) на этом пути ты потеряешь,… но себя спасёшь (или найдёшь).
Пойти «налево» – значит пойти Стезёй Кривды: высвободить своё животное начало в ущерб человеческому, и отринуть все общественные устои. Да, ты приобретёшь на этом пути материальные блага, увеличишь свои страсти и похоти, своё животное начало. Но совершенно точно окончательно потеряешь ся (себя).

Пойти «прямо» – это значит пойти наикратчайшим путём, Стезёй Мудрых, отринув и животное и человеческое ради «Божского», Божественного. Этот Путь – Путь Мудрых . Прямая стезя – ни для зверей, ни для людей, но лишь для тех, кто дерзнёт идти за пределы всего известного. Это путь прозорливых волхвов, умирающих для маяты мирской и возрождающихся для Жизни Вечной и познания Вечной Изначальной Мудрости .

Серый волк

Ifsurgpt7c-jpg.jpg

1106.png

Волк в русских народных сказках в большинстве случаев является негативным персонажем. Он сильный и опасный противник, но в то же время это наивный и не отличающийся особым умом герой. Часто попадает в передряги из-за своей глупости, злонамеренности, излишнему доверию Лисе и другим более смышленым персонажам. В редких повествованиях волк все же становится верным другом и защитником.
Положительная и отрицательная роль волка в сказках: ее истоки
Неоднозначное изображение персонажа связано с таким же нечетким отношением к животному в народе. В сказках он нередко становится собирательным образом, наделенным силой и глупостью одновременно. С помощью поучительных историй демонстрируется, что физическая мощь противника – это еще не главное качество для победы в схватке. Удачно дополняет этого персонажа пословица «Сила есть – ума не надо!». Но в тоже время, когда в сказке хитрая Лиса издевается над волком, мы сопереживаем ему. Его простодушие нам ближе, чем коварность рыжей плутовки.

Образ простодушного волка опровергается в некоторых сказках. Например, в рассказе об Иване-царевиче волчий герой наоборот демонстрирует мудрость, неожиданно становится на сторону добра, выполняет роль советчика и помощника. Но это скорее исключение, чем правило.

В изображении сказочного волка народ далеко отошел от реальных качеств животного. Если данное лисе качество хитрости, а зайцу – трусости кажутся вполне логичными, то совсем непонятно почему столь опасному хищнику приписали глупость. В природе волк — отличный охотник. Он даже приносит определенную пользу, как санитар леса. Приписанное ему качество прямодушия можно разве что связать с тем, что он способен глаза в глаза столкнуться с опасностью. Также о бесхитростности говорит его манера охотиться: волк не гоняется долго за жертвой, нападает чаще стаей и только на самых слабых особей из стада.

Характер волка в народных сказках
В первую очередь волк – это персонаж-злодей. Вот только в некоторых сказках он несет угрозу для других героев, а в остальных является безобидным и даже полезным.

«Как волка уму разуму учили» — волчий персонаж в этом рассказе глупый и ленивый. Он проявляет прямодушие, которое можно было бы расценивать как положительную черту, если бы она не была связана с глупостью.
«Волк и Коза» — здесь он злонамеренный обманщик, безжалостный и жадный, но все же не лишенный наивности.
«Лисичка-сестричка и Волк» — волчий герой отображается как глупый и наивный персонаж, который, несмотря на свою злобную личину, страдает от проделок Кумушки-Лисы.
«Иван-царевич и серый волк» — изображается как совестливый злодей, решивший возместить свое злодеяние добрым делом и помочь человеку советом и делом. Здесь он раскрывается как добрый и бескорыстный персонаж.
«Волк, кот и собака» — здесь персонаж демонстрирует неухищренные уловки, это один из немногих рассказов, где проявляется его способность к обману. Не такому искусному, как у Лисы, но все же способному причинить вред.
Как можно заметить, серый волк является самым поучительным, как в положительной, так и в отрицательной ипостаси.

Мария Моребна

MM-04.jpg

ScreenMOTR1418.jpg

Референс к сказке «Мария, Мирабеела» — детский полнометражный музыкальный анимационно-художественный фильм 1981 года совместного производства киностудий Социалистической Республики Румынии и СССР. Поставлен румынским кинорежиссёром Ионом Попеску-Гопо при участии советского композитора Евгения Доги, поэта Григоре Виеру, известных эстрадных исполнителей из Румынии и СССР.

Румынская премьера состоялась 21 декабря 1981 года в Бухаресте, советская — 3 марта 1982 года в Москве.

PAD TAMADORA.gif

В густом дремучем лесу, среди высоких старых деревьев расположилась небольшая избушка. Стоит эта
избёнка на трёх ногах, да не простых, а курьих. Ветхие доски поросли мхом, занавесочки в цветочек поблекли, а из
трубы день и ночь валит черный-черный дым. Живёт в этом доме бабушка. Давно живёт, уж больше ста пятидесяти лет. А
бабушку эту каждый знает, да не каждый видел. Много сказок про нее написано, много песен сложено, да не все
правдивые. Живёт в этом старом заброшенном, на первый взгляд, доме настоящая Баба Яга.

Темной ночью не спит она, горит в избе на курьих ножках свет в окошке. Сидит Баба Яга с Лешим, да чай попивает. О
жизни своей отшельничей беседу ведет:

Вот скажи мне, Леший, ты мне друг?

Вот ты Бабка, совсем из ума выжила, у нас, у нечести, друзей не бывает. Кто мимо не пройдет, мы того
пугаем, да в печку сажаем.

А что ж ты, зелёный, тогда сушки мои ешь, да чай литрами пьешь, коль не друзья мы?

Так, как же иначе то? Мы друг другу помогать должны, по одиночке то пропадем в лесу дремучем.

Значит, нет у меня на старости лет ни одного друга. Вот те на.

Ты, Яга, ерундой не занимайся, а дровишек лучше в печь подбрось, а то околеем. Чай с вареньем пей, да
спать ложись. Завтра к нам очередного Иванушку-дурачка прислать должны, надо все, как обычно, сделать. Я его по лесу
погоняю, а когда он утомится, то к тебе отправлю. Ты его накорми, напои, да в печь усади. Договорились?

Эх, Леший, куда ж я денусь. Я свои обязанности знаю, уж столько лет одно и тоже.

Вот и хорошо, побегу я, Баба Яга, готовиться гостя встречать.

На следующей день была Яга сама не своя. Печь хорошенько разогрела, булочки вкусные к чаю для Иванушки испекла, да
как-то по-особому старалась на этот раз. Пошла она даже в лес и собрала трав вкусных, чтобы в чай добавить. Села у
окошка, занавесочки отодвинула и стала Иванушку высматривать. Час прошел, другой, не идёт гость. Притомилась Баба
Яга, да взгрустнулось ей:

Эх, уж сто лет одно и тоже. А для чего не пойму.

Глаза закрыла, и уснула. Так бы и проспала она до вечера у окошка, если бы не услышала настойчивый стук в дверь.

Тут кто-нибудь живёт? — спросил незнакомый мужской голос.

Баба Яга со сна чуть не забыла, что надо путнику ответить. Глаза протёрла, да говорит:

Встань а лесу задом, к избе передом.

А просто так вы дверь открыть не можете? — попросил настойчиво мужской голос.

В другой раз Баба Яга бы разозлилась, и путника бы запугала, но в этот вдруг неожиданно для себя произнесла:

Иду, иду, голубчик.

Отворив дверь Баба Яга оглядела гостя. Не похож он был на обычного Иванушку Дурачка. Взгляд умный-умный, да и
веснушек на голове нет, а в руках букет цветов.

А вы случайно, дверью не ошиблись? — решила уточнить у путника бабушка.

Вы Бабушка Яга? — спросил мужчина.

Меня так ещё никто не называл… — растрогалась Яга, — Все «бабка» да «ёжка», леший так вообще «каргой
старой» зовёт. А ты кто? Иван-Дурак что-ли?

Я Иван, но не дурак. Иванушка-смышлёный. Меня в лес отец отправил, чтоб я решил что с бабой Ягой
делать, как ее победить. Я вам это честно говорю не тая, потому что я вас побеждать не собираюсь. Я вам цветов
принес. Загонял меня, конечно, Леший по лесу, но благодаря ему, я нашел одну прекрасную поляну, на которой растут
такие цветы, — Иванушка-смышлёный протянул Бабе Яге букет.

Приняла старуха цветы, да растерялась. Куда поставить то и не знает. Пыль с окна протёрла, в банку старую воды
набрала, да на подоконник поставила.

Проходи, что-ли. Чай пить будем. Устал ты пожалуй по лесу бегать.

Спасибо, бабушка, я с удовольствием с вами чаю попью, да пирогов поем.

Рассказывай, где живёшь, чем занимаешься.

А может быть вы мне про себя лучше расскажете? Так сказать, для того чтобы я о вас правильное
представление составил. В деревне говорят вы «злая карга», а я словам людским не верю. Они, не зная, такую
прекрасную бабушку порочат.

Ой, ой, да что ты, внучек. Разве ж можно так старую Ягу называть. Сто пятьдесят лет тут живу, а в
деревне то самой и не была ни разу. Сам видишь, быт у меня простой.

Вижу-вижу, уютная избёнка.

Эх, врешь ты все, Иванушка, а ещё смышлёный, где ж она уютная, вон пыль везде.

Так это мы быстро исправим, — сказал Иванушка, поднимаясь из-за стола, — Где у вас тряпки, ведра?
Понимаю, вам наклоняться самой тяжело, возраст почтенный, я вам сейчас все полы вымою, да пыль протру.

Да что ты, что ты, не надо, — запричитала старушка.

Иванушка тем временем сам нашел ведро, да воды в него налил, тряпку взял и стал полы намывать, да пыль протирать.
Смотрит Яга на него да диву дается: каков удалец, ловко с тряпкой обращается.

У меня, милок, гости нечасто бывают, сам понимаешь. Уж столько лет на свете прожила, да так друзей и
не нажила, — горько вздохнула она.

А Леший как же? Не друг он вам что-ли? — откликнулся Иван, продолжая тщательно вытирать пыль.

Зелёный то? Да ему лишь бы чай у меня пить, да сушки грызть. Он говорит, у нечести друзей не бывает…
— призадумалась старая.

Вспомнила она, что ей Иванушку надо в печь посадить, да не хочется, беседа то интересная. Решила Яга повременить,
всегда успеет дело сделать, а такого собеседника ещё может и не попадется никогда больше.

Вот и все, бабушка, теперь у вас чисто, да уютно. Давайте мы в печь дровишек подбросим, так ещё и
тепло станет.

Ты, Иван, и вправду смышлёный, — заговорила Яга с грустью, — спасибо тебе за помощь, да за слова
добрые, но ты слышал пожалуй, что Яга то с путниками делает?

Как же не слышать, слышал. Вы их в печь на лопате сажаете.

Да, сажаю. Сам понимаешь, работа такая. Все свое дело делать должны. Понимаешь?

Как же не понимать, понимаю. Что и меня в печь хотите?

Да в том-то и дело, что понравился ты мне. Человек ты хороший, прикипела к тебе всем своим старым
сердцем, да Леший ругать меня будет, коль отпущу тебя я, — грустно сообщила Ивану Яга.

Ну, коль нет другого выхода, сажайте, — ничуть не колеблясь сообщил Иван.

И что? Не боишься даже? И сбегать не будешь? И провести меня не попытаешься? Был тут у меня один, так
он мне самой на лопату сесть предложил!

Да разве ж я могу? Коль Леший ругать вас будет, значит надо мне в печь полезть. Понимаю я все. Только
спасибо хотел вам сказать за гостеприимство. И чай хороший был, вкусный с травами. Да, что уж теперь…

Иванушка-смышлёный лопату взял, дровишек в печку подбросил, да стал на лопату забираться.

Погоди! Не могу я так.

Да что вы бабушка! Не беспокойтесь, это ваша работа, я все понимаю.

А ну-ка слезай с лопаты, живо, — скомандовал Яга.

А вот и не слезу, нечего ради меня такое место терять хорошее.

Слезай, кому говорю! Раскомандовался он, моя изба, что хочу, то и делаю. Если говорю, что не буду тебя
в печь совать, то и не буду! — сказала Яга и подошла к печи, чтоб Иванушку согнать.

Слез Иван с лопаты, да говорит.

Спасибо вам бабушка Яга, я вашей доброты не забуду, а Лешего мы с вами вместе прогоним.

А как это ты его прогнать вздумал? Он в этом лесу дольше меня живёт, его и метлой отсюда не выгонишь.

Знаю я один способ. Выгнать его, мы не можем, а вот задобрить…

И рассказал Иванушка-смышлёный свой план, как злого Лешего лесного добрым сделать. Стали Иванушка и Баба Яга к
приходу Лешего готовиться.

Ближе к вечеру показался возле избушки на курьих ножках Леший. К Бабе Яге случится, а она не открывает. Походил,
побродил вокруг избушки, да говорит:

Ты чего, старая, не открываешь?

Вдруг, слышит Леший, как кто-то по пню палкой стучит. А это обряд древний, чтобы Лешего приманить. И пошел он на
звук. Видит он, стоит Иван и Баба Яга.

Ты чего это, Яга выдумала? Ивана почему в печь не посадила? Не дело это нарушать устои леса. Я вам
сейчас обоим тут устрою. Защекочу, так и знайте.

Только собрался Леший колдовство свое направить на Ягу и Ивана, как видит — одежда-то у них задом-наперед надета. Это
древняя защита от духа Леса. Понял он тогда, что сделать то ничего и не может.

Дорогой Леший, давайте договоримся, — сказал Иван.

Вот ещё, я с Иванушками — дурачками ещё переговоров не вел! И не собираюсь!

А он не дурачок, он смышлёный. Леший, не упрямься, давай договариваться, как нам в мире жить. Сам-то
не устал ещё путников пугать? Ты же лесной дух, ты лес охранять должен, за зверями приглядывать, а мы с тобой
ерундой уж сколько лет занимаемся, — стала убеждать Лешего Яга.

Пока Баба Яга говорила, Иванушка-смышлёный достал из мешка конфет сладких, пряников, печенья, да на пенечке разложил.
Он в одной книжке читал, что Лешего так задобрить можно.

Увидал Леший дары и говорит:

Подкупить меня хотите, задобрить…

Что ты, старый, мы ж о тебе думаем. Чтоб ты о сам решение принял, что тебе больше по нраву: людей
пугать или договариваться с ними.

Эх, ладно, давайте ваши конфеты, так и быть. Что взамен хотите?

Перестаньте пожалуйста всех подряд пугать в лесу, да в печи сажать. Если путник заблудился, то ему
помочь можно — найти дорогу домой. А если с плохими намерениями человек в лес пришел, то тут уж дело ваше как с ним
поступать.

Ладно, договорились, — нехотя произнес Леший, собирая конфеты.

А мне идти пора, рад был с вами познакомиться, — сказал Иван обращаясь к Яге и Лешему.

Ты Иванушка, про бабушку Ягу не забывай, заходи на чай с вареньем. Я пирогов испеку, Лешего позовем. А
ты нам рассказывать будешь чем люди в деревне живут.

Конечно, с радостью!

Вернулся Иванушка смышлёный домой без происшествий, да рассказал отцу, что нынче все по новому в лесу устроено будет.
Кто с хорошими намерениями в лес пойдет, тот дорогу домой всегда найдет. А если по грибы по ягоды, то Лешего
задобрить надо, положить ему конфетку на пенек, он тогда на поляну грибную выведет.

Но ежели кто с плохими намерениями в лес пожалует, костры жечь или белок ловить — пусть Лешего с Бабой Ягой
остерегаются, они тем спуску давать не будут, повезет ещё, ежели ноги унести успеют.

сценарий новогодней сказки для старшеклассников



Поделитесь с друзьями, возможно,
им с нужна эта информация!

Сценарий новогодней сказки Новогоднее приключение Бабы-яги

ОПИСАНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ

ЯГА
Живет в избушке на курьих ножках вместе с котом Василием. Забывчивая и боится, что забудут и ее саму. Поэтому любит принарядиться и напустить порчу на город.

КОТ ВАСИЛИЙ
Говорящий и ученый. Хоть и дразнит Ягу, очень ей предан.

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ
Племянница Бабы-яги. Разумная, но не всегда внимательная. Есть брат-двойняшка Матвей.

МАТВЕЙ ПРЕМУДРЫЙ
Брат Василисы, племянник Бабы-яги. Внимательный, но не всегда разумный.

МЭР
Глава города. До того, как стал Мэром, очень хотел стать Мэром. Сейчас разрывается между желанием сделать город лучше и сэкономить.

КАЗНАЧЕЙ
Юный казначей, только что закончивший казначейскую школу. Считает Мэра скупердяем.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК
Лесной житель, дружит с Лешим и опасается грибочков.

ВЕСЕЛЫЕ ГРИБОЧКИ
Их забыли отправить в спячку, поэтому, вопреки веселой натуре, они крайне недовольны.

    МУХОМОР – cамый красивый и самый противный.
    БЕЛЫЙ ГРИБ – просто Белый гриб.
    ПОДБЕРЕЗОВИК – растет под березой.
    ПОДОСИНОВИК – растет под осиной.
    МАСЛЕНОК – самый младшенький из грибов.
    ЛИСИЧКА – лесная красавица-затейница.

ЛЕШИЙ
Дружит с Лесовичком и немного глуховат.

ЦАРЬ
В печали, потому как жители избрали Мэра, и все идет к конституционной монархии. Любит пельмени и Царицу. Добродушный толстяк.

ЦАРИЦА
Жена Царя. Недовольна, что муж отныне не главный.

ПОВАРИХА
Любит потчевать его Высочество пельменями со сметанами, что по Царю и видно.

ВОЕВОДА
Солдафон. Говорит отрывисто. Жить не может без войн и без своих солдат. Волнуется за авторитет Царя как за свой собственный.

ПРИДВОРНЫЙ ПАРИКМАХЕР
Считает Царя тюфяком. Дай ему волю, перестриг бы все королевство.

БОЯРИН
С брюшком. Предпочитает отмалчиваться и заседать.

БОГАТЫРЬ
Умный, но ленивый, из-за этого хитрый. Не выполнил ни одного царского поручения, так как всегда додумывался до плана получше.

ДЕД МОРОЗ

СНЕГУРОЧКА

Подобрать костюмы для участников сказки можно в каталоге карнавальных костюмов портала «Солнышко»



СЦЕНАРИЙ

Мы в типичной избушке Бабы-яги. На стенах висят травы, платки. Над котлом с зельем склонилась сама Яга. У ее ног сидит кот.

БАБА-ЯГА: Опять я все забыла. Зачем я к котлу подошла? Зачем огонь развела? Что сегодня варим, Василий? О, рыба в котле! Наверное, я хотела навести лягушачий сглаз на весь город? Ох, они и попляшут у нас!

КОТ ВАСИЛИЙ (насмешливо): Скорее, запрыгают!

БАБА-ЯГА (входит в еще больший раж): Ох и побелеют от страха!

КОТ ВАСИЛИЙ (закатывая глаза): Позеленеют от злости!

БАБА-ЯГА: Еще и укроп в котле. Укроп есть в рецепте дождя из змей. Может, я собиралась устроить дождь из змей на городской площади? Вот они удивятся! Это будет как… как…

КОТ ВАСИЛИЙ (устало): Как снег на голову…

БАБА-ЯГА (дико смеется): Точно! Как снег. Только змеи. Змеи на голову под Новый год! Василий! Тебя спрашиваю, что варить-то я хотела? Тут в котле еще и картошка плавает. И укроп. И лавровый лист…

КОТ ВАСИЛИЙ: Уху ты варить хотела, cтарая, уху!

БАБА-ЯГА: Тьфу на тебя! Твоя кошка-мать всего на столетие позже моего рождения окотилась. Все настроение барсуку под нос.

КОТ ВАСИЛИЙ: Коту под хвост.

БАБА-ЯГА (взяв в руки метлу и стараясь шугнуть кота): Как скажешь, под хвост так под хвост! Не все коту Пасха.

Вдруг раздается стук в дверь.

КОТ ВАСИЛИЙ: Мняу, Масленица же! Дверь лучше открой, Яга!

БАБА-ЯГА: Кто же это к нам мог пожаловать? Может, Вася, жаркое будет, а не уха. Кого нечистая принесла? Чьи косточки нам к ужину послала?

МАТВЕЙ и ВАСИЛИСА: Это мы, Тетя-яга, открывай! Матвей и Василиса Премудрые! Нас родители прислали погостить, им путевки на работе дали. А нас на Новый год — к тебе.

БАБА-ЯГА (охая, в панике мечется по избе, пряча атрибуты баб-ягинской жизни): Как некстати! Мы же Новый год должны сорвать успеть, Василий! Ну же, кот, что ты как козел на новые ворота смотришь, прячь все! Не тяни собаку за хвост!

КОТ ВАСИЛИЙ (пряча ступу или еще что магическое): Я не смотрю как баран на ворота, не тяну кота за хвост, помогаю! Ты думаешь, они так и не догадались, что ты никакая не тетя, а самая настоящая Баба-яга?

БАБА-ЯГА: Цыц! ДитЯм ни слова. Открывай дверь.

Кот открывает дверь. На пороге стоят племянники Матвей и Василиса Премудрая.

МАТВЕЙ: Здрасьте, теть Яга! Ой, а это кот нам дверь открыл?!

БАБА-ЯГА: Он дрессированный.

ВАСИЛИСА: Привет, кот Василий! Ой, а чего ты про жаркое и косточки такое смешное говорила?

КОТ ВАСИИЙ (чуть было не отвечает на приветствие, но тут же получает пинок от Яги): Приве… то есть Мяу! Мяу мяу мяу.

БАБА-ЯГА: Жаркое… Жарким, говорю, кормить вас буду! А то одни косточки да кожа! Ах, Василий, чего ж ты разорался! Погулять, видно, хочешь.

Выставляет кота за дверь

ВАСИЛИСА: Но там же холодно!

БАБА-ЯГА: Ой, кто его разберет, что ему надо. К нему и на кривой свинье не подъедешь, пускай!

КОТ ВАСИЛИЙ (из-за двери): Козе!

МАТВЕЙ: Кот сказал «козе»?!

БАБА-ЯГА: Это он охрип просто! Он же дурачок, что он кроме мяу сказать может?

Из-за двери раздается рассерженный и протяжный мяу.

БАБА-ЯГА: Надоел, ей богу.

ВАСИЛИСА: Ой, Теть-яга, а чего у тебя котел такой, как у ведьмы? И травки какие-то на стенах висят. Прямо избушка на курьих ножках!

БАБА-ЯГА: Ааа, это… Это с Хеллоуина, замоталась я, не успела прибрать. Все не так идет под Новый год. Ненавижу этот глупый праздник! Огни везде горят…

ВАСИЛИСА: Люблю огоньки!

БАБА-ЯГА: Мандаринами повсюду пахнет…

МАТВЕЙ: Обожаю мандарины!

ВАСИЛИСА: И елку на площади ставят!

МАТВЕЙ: И Дед Мороз каждый год у елки на городской площади всем подарки раздает.

БАБА-ЯГА: Слава Кощею, без елки в этом году обойдутся! Не дал Мэр добро на елку, нет бюджета!

МАТВЕЙ: Как нет бюджета?

ВАСИЛИСА: Как без елки?

МАТВЕЙ: Нужно срочно во всем разобраться. Тетя-яга, не волнуйся, мы с Василисой пойдем на площадь, и все выясним.

Дети убегают из избушки. В избушку забегает Василий, ошалевший от мороза.

БАБА-ЯГА: Я только и волнуюсь, что вы чего выясните. Полечу-ка за ними, прослежу. А ты, Васька, за главного. Кот всему голова.

КОТ ВАСИЛИЙ: Здесь спорить не буду. Метлу не забудь!

Яга садится в ступу и улетает. Кот, вздохнув, начинает подметать избу забытой метлой.
Действие переносится на городскую площадь. На площади расхаживают Мэр с Казначеем.

МЭР: Отлично, просто замечательно!

Казначей (поддакивает): Лучше не бывает! А про что мы?

МЭР: Про экономию, дорогой Казначей, про экономию! Спасибо Яге, надоумила. Елку не ставим, раз. Значит, огоньки под вопросом, два. Детишкам на подарки тратить деньги бюджетные не придется, это три-с. Вот это плохо, это плохо. Как же мы на это деньги из государственного бюджета получим? На Деда Мороза да мешок с подарками?

КАЗНАЧЕЙ: Так Дед Мороз же у нас всамоделишный, дорогой Мэр! Бесплатный. И на подарки мы сроду и не тратились! Их тот же Дед Мороз и привозил. Его только пригласить требуется, мы всегда ему приглашение отправляем под Новый год.

МЭР: Молчите, мой честный и благородный друг. Общественности об этом знать не обязательно. Да и вопросов общественность не вопрошает. А не приедет Дед Мороз – и это к лучшему. Можно и дорогу для саней не чистить. Экономия!

На площадь прибегают Матвей и Василиса. За ними крадется Яга в ступе. Она прячется и остается незамеченной.

МАТВЕЙ (Василисе): Да тут сам Мэр! Он нам точно поможет.

ВАСИЛИСА: Простите, Мэр! А правда, что елку в этом году ставить не будут?

КАЗНАЧЕЙ (ехидно): А вот и общественность. Вопрошает.

МЭР (Казначею): Мы ничего не слышим и не видим. Делаем вид, что у нас очень важные дела. И незаметно уходим!

Казначей спотыкается и падает. Мэр заламывает руки от такой неуклюжести. Дети подходят.

МАТВЕЙ (помогая подняться Казначею): Здравствуйте! Мы тут про елку спросить хотели.

КАЗНАЧЕЙ: Благодарствую! А про елку – все вопросы к Мэру.

МЭР: Ну ты и Казначей!.. Дорогие дети! Сам горюю-убиваюсь, вон, от волнения облысел весь. Здесь вина не моя, я же всего-навсего Мэр. Не дает нам елку… эээ…

КАЗНАЧЕЙ (приходит на помощь и выкрикивает в итоге вместе с Мэром): Старичок-Лесовичок!

МЭР (одновременно): Царь!

МАТВЕЙ: Царь?!

ВАСИЛИСА: Старичок-Лесовичок?! Так кто елку-то поставить не дает?

МЭР: Оба, оба и не дают! Старичок-Лесовичок елку не выдает, а Царь-батюшка поставить ее не дает, и Деда Мороза не зовет. Вот с них и спрос. А у нас дела.

Быстро уходит и увлекает за собой Казначея. На площади остаются только дети.

ВАСИЛИСА: Ну, что делать будем?

МАТВЕЙ: Предлагаю разделиться! Ты иди к Старичку-лесовичку, а я к Царю побегу.

ВАСИЛИСА: Хитрый ты, братец! Как я Лесовичка найду?

МАТВЕЙ: Да он в лесу, точно! С таким-то именем. А лес тут – не заблудишься.

Дети разделились и убежали каждый в свою сторону. Из своего укрытия выходит Яга.

БАБА-ЯГА (достает телефон): Разделятся они… Да еще в лес, гляди-ка, побежала. Надо бы проследить. Придется вызывать на подмогу Василия!

Лес. Полянка. На полянке пенек. На пеньке сидит Старичок-Лесовичок. Вокруг него бегают веселые грибочки. На полянку выходит Василиса. Около кулис притаилась Яга.

ЛЕСОВИЧОК (явно расстроенно): Ну, хватит, хватит! Прекратите мельтешить.

Грибочки не прекращают.

ВАСИЛИСА: Старичок-Лесовичок! Вас-то я и искала! Нужна Ваша помощь!

ЛЕСОВИЧОК: Мне самому помощь нужна! Поганые грибы згнали меня на пень и не дают спустится. Мельтешат! Голова уже кругом идет.

ГРИБЫ: Мы не поганые! Я — Белый гриб, а я — Подберезовик, я — Подосиновик, а я — Масленок, а я — Лисичка.

МУХОРОМ (игриво подмигивая Лесовичку): А я — Мухомор! Я тут самый красивый. Самый красный. И самый опасный. Но только назови меня поганым, противный Лесовик! Отравлю!

ЛЕСОВИЧОК: Поганые поганки, вот вы кто! Поганки самые натуральные! Все вы, а ты особенно, Мухомор!

Грибы удерживают Мухомора, рвущегося в бой.

ВАСИЛИСА: Неужели все нельзя мирно решить? За что вы так Лесовичка, грибочки?

ГРИБЫ: А тебя ничего не смущает, девочка? Ты, может быть, несообразительная? Как тебя зовут?

ВАСИЛИСА: Я — Василиса Премудрая.

МУХОМОР (ехидно): А больше на Прекрасную похожа.

ВАСИЛИСА: Ой, спасибо!

ГРИБЫ: Девочка! Новый год на носу, какие грибы?! Этот старый пень забыл нас снежком укутать да от вьюг спрятать.

ЛЕСОВИЧОК: Не забыл я! Сигнала мне не было, снежком укутывать. Перед первым снежком у меня Мэр всегда елку заказывал. Сначала елку с Лешим найду, затем грибы на зиму снегом запорошим. У меня алгоритм! Претит моей природе все не по порядку делать.

ВАСИЛИСА: Старичок-Лесовичок, иди за елкой к Лешему! Грибочки, давайте я вас снегом укутаю.

Танец Василисы и грибочков, в котором она укутывает их снегом. Яга пытается помешать, но безуспешно.

БАБА-ЯГА: Ах ты ж, поганки окаянные! Полечу к Лешему, еще все будет по-моему!

Сцена у Лешего. Леший с Лесовичком явно друзья.

ЛЕШИЙ: Вот и Старикан-Лесовикан пожаловал!

ЛЕСОВИЧОК: От старикана слышу!

ЛЕШИЙ: Пень трухлявый!

ЛЕСОВИЧОК: От пня слышу!

ЛЕШИЙ: Ты умен, как солдат Урфин Джуса!

ЛЕСОВИЧОК: Ты хитер, как Буратино!

ЛЕШИЙ: Как же я скучал по тебе, болван деревянный, иди обниму!

ЛЕСОВИЧОК: Почему бы и не обнять любимую дубину стоеросовую!

ЛЕШИЙ: Зачем пришел?

ЛЕСОВИЧОК: Елочку я для площади пообещал. Организуешь? За мной не заржавеет!

ЛЕШИЙ: Не вопрос! Все будет исполнено в лучшем виде, будет к Новому году у города елка.

Лесовичок благодорит Лешего, уходит. К последнему сразу же подбегает Яга.

БАБА-ЯГА: Леший, а Леший. Тебе говорили, какой ты безумно обаятельный мужчина?

ЛЕШИЙ (горделиво): Говорили!

БАБА-ЯГА: Без очков кто, небось, говорил.

ЛЕШИЙ: А?

БАБА-ЯГА: Говорю, я без очков сегодня, ближе ко мне подойди, милый! Любоваться тобой желаю!

ЛЕШИЙ: Ну, любуйся!

БАБА-ЯГА: Ужасно.

ЛЕШИЙ: А?

БАБА-ЯГА: Ужасно красив. Не откажи даме в танце да выпей со мной моего зелья!

ЛЕШИЙ: Дама? Где дама?

БАБА-ЯГА: Ох ты и шутник! На, пей, оно в сон клонящее.

ЛЕШИЙ: А?

БАБА-ЯГА: Бодрящее, говорю! Танцуем!

Танцуют. В процессе танца Леший засыпает. Радостная Яга летит дальше. К Лешему возвращается Лесовичок.

ЛЕСОВИЧОК: Так я и знал! Задрых. А ведь секунду назад тут музыка играла. И Яга так стремительно вылетела. Видимо, натанцевались. Устал, полено бедное. Ладно, пусть спит, срублю я сам елку.

Нежно целует Лешего в лоб и накрывает одеялом. Уходит.
Переносимся во дворец. Трон. На троне сидит Царь. Явно в печали. Рядом Царица и придворные, старающиеся его успокоить.

ЦАРЬ: Я никто в собственном царстве. Как выбрали жители Мэра, я – никто!

ЦАРИЦА: В государстве, Царь-батюшка! Да и не твое оно уже, а общее!

ЦАРЬ: Я никто в несобственном государстве.

ПОВАРИХА: Да что вы, Царь батюшка! Как такой представительный мужчина как вы может никем быть! Такой… видный. С такими выдающимися щеками! С такой солидной фигурой! А давайте я вам пельмешков налеплю, а?

ЦАРЬ: Не помогут мне твои пельмешки! Со сметаной?

ПОВАРИХА: Со сметанкой, Царь-батюшка, со сметанкой!

ЦАРЬ: Ну, налепи тогда. Но я никто, и звать меня никак.

ЦАРИЦА: Ну как же, Царь-батюшка! Дадон Берендеевич Страшный вас звать.

ЦАРЬ: Еще и страшный я! Вот почему не Дадон Берендеевич Прекрасный?

ВОЕВОДА: Так для устрашения, Царь-батюшка! Для устрашения! Кто прекрасного бояться-то будет!

ЦАРЬ: А может, я не хочу, чтоб меня боялись! Хочу, чтоб все восхищались!

ПАРИКМАХЕР: Это мы мигом! Что бы вы хотели изменить в своей внешности, уважаемый Царь? Кроме, конечно же, очевидного?

ЦАРЬ: Может, седину закрасить да усы подвить? В смысле, кроме очевидного?

ПАРИКМАХЕР (примеряя Царю парик и завешивая волосами все царское лицо): Хм… Хм… А как Вы думаете, Царь?

ЦАРЬ: Головой!

Царь сердито стягивает парик. Входит Кот Василий.

БОЯРИН: Да все восхищаются! Эй ты, усатый, ты восхищаешься нашим Царем-батюшкой?

КОТ ВАСИЛИЙ: Конечно же, восхищаюсь! Я поэтому и пришел, выразить свое восхищение! Слышал, что вы, Царь, такой могущественный, что запретили Мэру елку на городской площади ставить да Дед Морозу приезжать. И наперекор вашему слову никто не пойдет! Все послушались.

ЦАРЬ: Да как же так? Без елки Новый год? Без Деда Мороза? Я же наоборот…

ВОЕВОДА: Все верно! Наш Царь такой страшный в гневе!

ЦАРЬ: Прекрасный…

ЦАРИЦА: Прекрасно страшен в гневе!

БОЯРИН: Именно! Это наш Царь запретил, и Новый год запретил, не бывать празднику!

ПОВАРИХА: Как же так, а салаты? А пельмени? А шампанское?

ЦАРЬ: Ну уж нет, этого я точно не запрещал!

ВОЕВОДА: Пельмени не запретил, а елку с Дед Морозом запретил! Страшный человек! Так всем и передай, кот.

КОТ ВАСИЛИЙ: Передам, передам!

Кот Василий, довольный, уходит. Царь выглядит еще больше опечаленным. Входит Матвей.

МАТВЕЙ: Как легко у нас оказывается к Царю попасть! Царь, Вы – мой кумир! Вы явно смелый человек и нисколько не зазнайка.

ЦАРЬ: Ой, правда, мальчик? Ты так считаешь?

МАТВЕЙ: Конечно! Да так все считают. Вы хороший и добрый Царь. Даже в интересах города Мэра предложили избрать.

ЦАРЬ: Значит, ценят! Значит, любят! Чего ты хочешь, мальчик?

МАТВЕЙ: Я хотел от лица всех детей города попросить вас о елке. И Деда Мороза пригласить! Мэр говорит, что все от Вашего слова зависит!

ЦАРЬ: Правда, он сам так сказал? От моего?

МАТВЕЙ: Конечно, от Вашего! Вы же Царь.

ВОЕВОДА: Царь, но как же устрашение?

ЦАРИЦА: Как же уважение?

БОЯРИН и ПАРИКМАХЕР: Как же восхищение?

ЦАРЬ: Молчать! Я просто хочу, чтобы меня любили. Будь по-твоему, мальчик! Вот, подписываю указ, пусть елку ставят! И огоньков на ней побольше пусть будет! И игрушек! И конфет всем! А вот как с приглашением быть? До Нового года совсем ничего осталось. Где Дед Мороз живет я знаю, но послать мне туда некого, кто в такую вьюгу до него дойдет? Может, ты, Богатырь? Ты сильный, ты справишься!

БОГАТЫРЬ: Я умный, я даже не возьмусь. Вот вам лучше, дети, клубок волшебный! Он вас до Деда Мороза и доведет!

Царь пишет приглашение и отдает его и клубок Матвею. Матвей выходит из дворца и встречает Василису. Идут за клубком. За ними следом идут Яга с Котом.

МАТВЕЙ: Василиса, как все здорово выходит! Сейчас доставим письмо Деду Морозу, а в это время елку поставят!

ВАСИЛИСА: Представляю, как Тетя-яга обрадуется! Она так волновалась, что ничего у нас не выйдет!

БАБА-ЯГА (Василию): Я волновалась, что у вас выйдет! Ну-ка, Васька! Подсоби! Беги и клубок разорви!

Кот Василий бежит к клубку и начинает с ним играться, постепенно разматывая клубок.

ВАСИЛИСА: Васенька! Что ты тут делаешь?

МАТВЕЙ: А ну, бросай клубок! Мы тебе потом другой дадим, чего ты делаешь, глупенький!

КОТ ВАСИЛИЙ (разматывая клубок): Я, к вашему сведению, умненький, даже ученый!

ВАСИЛИСА: Ты говорящий!

БАБА-ЯГА (выходя из укрытия): Дрессированный он.

МАТВЕЙ: Тетя-яга, как хорошо, что ты здесь! Помоги нам Деда Мороза найти! Вот, у нас тут приглашение.

БАБА-ЯГА: Какое-такое приглашение?

ВАСИЛИСА: Вот такое!

Дети отдают приглашение Яге. Яга тут же разрывает приглашение. И прячет кусочки в карман.

БАБА-ЯГА: Ха! Вот и нет никакого приглашения.

МАТВЕЙ: Тетя-яга, зачем ты это сделала?!

БАБА-ЯГА: Потому что я никакая не Тетя-яга, я самая настоящая Баба-яга! И ваш этот Новый год ненавижу! Все в Новый год веселятся, подарками обмениваются, а я в избушке с котом сижу! И никто даже на площадь или в гости меня не позовет! И мандарином не угостит!

КОТ ВАСИЛИЙ: Я тебе подарки дарю, вообще-то! Только ты же на следующий день забываешь все, старая! Память у тебя уже не та! А Мороз, наверное, обиделся после того раза, как ты ему бороду зеленкой облила.

БАБА-ЯГА: Не помню такого…

МАТВЕЙ: И мы тебя с родителями зовем в гости всегда, к нам на Новый год!

ВАСИЛИСА: А ты почему-то не приезжала ни разу. Мы думали, у тебя дела. И подарок мы тебе приготовили!

МАТВЕЙ: Вот он! Хотя вовсе же и не о подарках Новый год. И не о елке. И не об огонечках и мандаринках. Просто очень хорошо всем вместе собраться у елки. И по тебе мы всегда скучаем, ты для нас любимая тетя, а никакая не Баба-яга.

ВАСИЛИСА: И для Кота Василия у нас подарок есть! Только мы не знали, что ты ученый, Вася. Мы тебе игрушечную мышку сшили. Мы тебе потом книжку купим!

КОТ ВАСИЛИЙ: Это самая лучшая мышка на свете! Спасибо! А книжку я сам себе куплю.

Матвей и Василиса вручают подарки Яге и Коту. Те явно растроганы.

МАТВЕЙ: Жаль только, на елку мы не успеем.

ВАСИЛИСА: И Деда Мороза не позовем.

БАБА-ЯГА: Залезайте в ступу! Успеем!

КОТ ВАСИЛИЙ: А Деда Мороза нам ребята на площади позвать помогут!

Летят на площадь. Там собрался уже весь город.

ВАСИЛИСА: Дорогие все! Давайте позовем Деда Мороза! Помогите нам!

Весь город зовет Деда Мороза.

ДЕД МОРОЗ: Здравствуйте все!

СНЕГУРОЧКА: Здравствуйте, ребята! Какая у вас елка нарядная! И какие вы все нарядные!

ДЕД МОРОЗ: А мы уже заждались, когда нас позовут! Яга, и ты здесь! Смотри-ка, я отмыл бороду! Ох и хохотала Снегурка.

СНЕГУРОЧКА: Будто не Дед Мороз, а Водяной! Я очень рада тебя видеть, Яга! Какой платок у тебя дивный! И тебя, кот Василий, рада видеть. И всех вас, ребята!

БАБА-ЯГА: Да, чувство юмора у меня что надо. Где-то у меня в избушке еще синька была…

ДЕД МОРОЗ: Нет, Яга, пошутили и хватит. Давайте лучше елку зажигать! Ребята, помогайте!
Раз, два, три, елочка – гори!
Громче!
Раз, два, три, елочка – гори!
Еще громче!
Раз, два, три, елочка – гори!

Елка зажигается огнями. Герои, восхищенные, стоят у елки. Часы начинают бить двенадцать.
Звучит песня, герои водят хоровод со всеми. Представление героев.

Автор: Татьяна Русакова (г. Санкт-Петербург),
специально для детского портала «Солнышко».
Опубликовано 24 ноября 2021 года
под редакцией Татьяны Евтюковой


Комментарии к сценарию

Новогоднее приключение Бабы-яги



  • Сказка о легендарном либидо
  • Сказка о лисе 4 класс небольшое
  • Сказка о лесной музыке сапгир
  • Сказка о курае башкирская сказка на русском языке
  • Сказка о кумихо фанфики