Сказка о лентяе жамбыл жабаев

Введение 1 древняя казахская литература 1.1 эпосы коркыт-ата и огузнаме 1.2 героические и лирические поэмы 1.3 религиозная литература 2 казахская

Введение
1 Древняя казахская литература
1.1 Эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме»
1.2 Героические и лирические поэмы
1.3 Религиозная литература
2 Казахская устная литература XV-XIX вв.
3 Зарождение казахской письменной литературы
4 Казахская литература советского периода
4.1 Творчество Жамбыла Жабаева
4.2 Литература второй четверти XX века
4.3 Творчество Олжаса Сулейменова
5 Современная казахская литература

Введение

Казахская литература — литература на казахском языке.

1. Древняя казахская литература

По свидетельствам китайских летописных источников VI-VIII вв., уже к этому времени у тюркоязычных племён Казахстана существовала устная поэтическая традиция, восходящая к более раннему периоду. Это подтверждают также различные элементы эпической поэзии (эпитеты, метафоры и другие литературные приёмы), обнаруженные в орхонских памятниках — текстах надгробных стел Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих о событиях V-VII вв[источник не указан 421 день].

1.1. Эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме»

Именно на территории Казахстана[источник не указан 331 день] сложились наиболее известные древние эпосы на тюркских языках — «Коркыт-Ата» и «Огузнаме». Распространявшийся устно эпос «Коркыт-Ата», возникший в кыпчакско-огузской среде в бассейне реки Сырдарья около VIII-X вв., был записан в XIV-XVI вв. турецкими писателями в виде «Книги деда Коркыта». В действительности Коркыт — это реальный человек, бек огузо-кыпчакского племени кият, который считается основоположником эпического жанра и музыкальных произведений для кобыза. Эпос «Коркыт-Ата» состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. В нём упоминаются такие тюркские племена, как усуней и канглы.
Поэма «Огузнаме» посвящена детству тюркского правителя Огуз-хана, его подвигам и победам, женитьбе и рождению сыновей, которых звали Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора и Море. Став правителем уйгур, Огуз вёл войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией). Также в этом сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлуков, кангаров, кыпчаков и других племён.

1.2. Героические и лирические поэмы

Не секрет, что ещё с момента зарождения казахской поэтической традиции её главной и обязательной фигурой был народный поэт-импровизатор — акын. Именно благодаря акынам до нас и дошли многочисленные эпические произведения, сказки, песни, поэмы, написанные ещё несколько веков назад. Казахский фольклор включает более 40 жанровых разновидностей, некоторая часть характерна только для него — песни-прошения, песни-письма и т.д. Песни, в свою очередь, делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые. Поэмы также можно разделить на героические, то есть повествующие о подвигах героев («Кобыланды батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс батыр», «Камбар батыр» и др.), и лирические, воспевающие самоотверженную любовь героев («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек»).
В XI-XII вв. при дворе Караханидов появилось первое крупное литературное произведение — поэма «Кутатгу билик» («Благодатное знание») (1069) Юсуфа Баласагуни. Она состоит из 13 тысяч двустиший. Поэма построена в виде диалогов, изречений, назиданий. В её основу легли эпизоды и предания районов Жетысу, бассейна озера Иссык-Куль и Кашгарии, её действующие персонажи — реальные исторические лица. Основная идея этой поэмы заключается в том, что знание — единственный источник благополучия и правителей, и народа.

1.3. Религиозная литература

У кочевых тюркоязычных племён Казахстана даже вплоть до начала XX в. сохранялись своеобразная монотеистическая религия тенгрианство, культ гор, а также шаманизм. В VI-IX вв. в казахские степи пришли буддизм, зачатки христианства и манихейства. Верования населения средневекового Казахстана отличались многообразием и синкретизмом. Однако начиная с IX в. картина постепенно изменилась. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать культ Тенгри, а в оседлых земледельческих районах получил распространение ислам, и начала развиваться религиозная литература.
В период распространения ислама литературный язык оставался пёстрым, неоднородным, письменная литература развивалась в основном в городах. Значительное место в культурной жизни городского населения играли произведения дервишских поэтов и писателей. Одним из наиболее известных дервишей был сын степного музыканта[источник не указан 59 дней], проповедник ислама Ходжа Ахмет Яссауи, автор сборника стихов религиозно-мистического содержания «Диван-и-Хикмет» («Книга премудрости»). В своём сочинении Яссауи проповедовал аскетизм и смирение, полагая, что путь к истине и есть путь к богу. Книга содержит немало культурно-исторических, этнографических сведений о племенах того времени. Ученик Яссауи Сулеймен Бакыргани — автор сборника «Заму назир китабы» («Книга о конце света»). Она повествует о том, что во время конца света все сущее погибнет, но Бог опять создаст мир и все возродится вновь. Книги Яссауи и Бакыргани на протяжении последующих столетий были обязательным учебным пособием в медресе Средней Азии и Казахстана. Кроме них известным произведением того времени является книга Ахмета Иугнеки «Хибат ул-Хакайк» («Подарок истины»), призывавшая к достойной жизни, упорному труду, стремлению к знаниям и человечности.

2. Казахская устная литература XV-XIX вв.

Наиболее ранние произведения казахского устного народного творчества, чьё авторство можно считать установленным, относятся к XV в. В XVI-XVII в. были хорошо известны сочинения легендарного Асан-Кайгы, акынов Доспамбета, Шалкииза, а также Бухар-жырау Калкаманова, автора острых политических стихотворений. В Казахстане сложилась традиция проведения песенно-поэтических состязаний между акынами — так называемых айтысов. Стали выделяться такие жанры песен, как толгау — философское размышление, арнау — посвящение и т.д. В XVIII-XIX вв. в творчестве казахских акынов Махамбета Утемисова, Шернияза Жарылгасова, Суюнбая Аронова появляются новые темы — призывы к борьбе против баев и биев. В то же время акыны Дулат Бабатаев, Шортанбай Канаев, Мурат Монкеев представляли собой консервативное направление, идеализируя патриархальное прошлое и восхваляя религию. Акыны второй половины XIX в. — Биржан Кожагулов, Асет Найманбаев, Сара Тастанбекова, Жамбыл Жабаев и др. — использовали айтысы как форму выражения общественного мнения, отстаивая социальную справедливость.

3. Зарождение казахской письменной литературы

Казахская письменная литература в её современном виде начинает складываться только во второй половине XIX в. под влиянием контактов и диалогов с русской и западной культурами. У истоков этого процесса стоят выдающиеся казахские просветители, такие как Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев.
Начало XX в. стало периодом расцвета казахской литературы, впитавшей в себя многие черты европейской литературы. В это время были заложены основы современной казахской литературы, окончательно сформировался литературный язык, появились новые стилистические формы.
Нарождающаяся казахская литература осваивала крупные литературные формы, до сих пор незнакомые казахским писателям, — романы, повести. В это время большую известность приобрёл поэт и прозаик Миржакип Дулатов, автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа «Несчастная Жамал» (1910), выдержавшего несколько изданий и вызвавшего большой интерес у русской критики и казахской общественности. Он также занимался переводами Пушкина, Лермонтова, Крылова, Шиллера, был реформатором казахского литературного языка.
В конце XIX — начале XX вв. группа «книжников», в которую входили Нуржан Наушабаев, Машур-Жусуп Копеев и др., активно проповедовала патриархальные взгляды и собирала фольклорный материал. Вокруг газеты «Казах» группировались националистические силы — Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов, Магжан Жумабаев, после 1917 года перешедшие в лагерь контрреволюции.

4. Казахская литература советского периода

4.1. Творчество Жамбыла Жабаева

В советский период наибольшую известность в СССР приобрело творчество казахского народного поэта-акына Жамбыла Жабаева, певшего под аккомпанемент домбры в стиле толгау. С его слов были записаны многие эпосы, например, «Суранши-батыр» и «Утеген-батыр». После Октябрьской революции в творчестве Джамбула появились новые темы («Гимн Октябрю», «Моя Родина», «В Мавзолее Ленина», «Ленин и Сталин»). В его песни вошли почти все герои советского властного пантеона, им придавались черты героев, богатырей. Песни Жамбула были переведены на русский язык и языки народов СССР, получили всенародное признание и в полной мере использовались советской пропагандой. В годы Великой Отечественной войны Жамбыл писал патриотические произведения, зовущие советский народ на борьбу с врагом («Ленинградцы, дети мои!», «В час, когда зовет Сталин» и т.д.)

4.2. Литература второй четверти XX века

Родоначальниками казахской советской литературы стали поэты Сакен Сейфуллин, Баймагамбет Изтолин, Ильяс Джансугуров, писатели Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов, Беимбет Майлин.
В 1926 г. была создана Казахская ассоциация пролетарских писателей, которая в первые годы своего существования активно боролась с националистическими проявлениями в литературе. В 1934 был организован Союз писателей Казахстана, в составе которого позже стали работать секции русских и уйгурских писателей.
Первой на события Великой Отечественной войны в казахской литературе отозвалась гражданско-патриотическая поэзия — появились поэма Аманжолова «Сказание о смерти поэта» (1944), повествующая о подвиге погибшего под Москвой поэта Абдуллы Джумагалиева, стихи Токмагамбетова, Жарокова, Орманова и др. Уже после войны вышли романы «Солдат из Казахстана» Габита Мусрепова (1949) и «Грозные дни» Ахтапова (1957).
В 1954 г. Мухтар Ауэзов закончил получившую отклик во многих странах тетралогию — роман-эпопею «Путь Абая», посвящённую жизни великого казахского поэта Абая Кунанбаева. Послевоенная казахская литература стала осваивать масштабные литературные формы большого советского стиля — романы, трилогии, поэмы и романы в стихах. Развивались также драматургия и научная фантастика.

4.3. Творчество Олжаса Сулейменова

В 1970-х внимание читателей привлекла книга казахского поэта и писателя Олжаса Сулейменова «Аз и Я». В ней он развил идеи о родстве казахов и древних шумеров, обращал внимание на большое количество слов тюркского происхождения в русском языке, что говорило, по его мнению, о сильном влиянии тюркской культуры на русскую. Однако в оживленной дискуссии, развернувшейся в печати, Сулейменова обвинили в пантюркизме и национализме.

5. Современная казахская литература

Литературу Казахстана конца 1990-х — начала 2000-х можно охарактеризовать попытками осмыслить постмодернистские западные эксперименты в литературе и использовать их в казахской. Также по-новому стали осмысливаться многие произведения известных и малоизвестных казахстанских авторов.
Сейчас литература Казахстана продолжает развиваться в контексте общемировой цивилизации, впитывая и развивая новые культурные веяния с учётом собственных возможностей и интересов.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии.
Синхронизация выполнена 12.07.11 12:33:28
Похожие рефераты: Казахская ССР, Казахская письменность, Казахская АССР, Казахская Википедия, Казахская степь, Казахская лошадь, Казахская культура, Казахская философия, Казахская кухня.
Категории: Литература по языкам, Литература Казахстана, Казахи, Казахский язык.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

українська література казка ох

Ох! Колись-то давно, не з моєї пам’яті, мабуть, ще й батьків і дідів наших не було на світі, жив собі убогий чоловік з жінкою, а у них був одним один син, та й той не такий як треба: таке ледащо той одинчик, що господи! Нізащо і за холодну воду не візьметься, а все тільки на печі сидить та просцем пересипається.

За матеріалами: «Ох!» Українська народна казка. Художник Ольга Сенченко. Київ, видавнитво дитячої літератури «Веселка», 1980 р., 19 с. Дивіться також на нашому сайті: Українські народні казки. Українські казки для дітей. Чимало українських письменників творили казки. Серед них Іван Франко, Леонід Глібов, Марко Вовчок, Леся Українка, Олена Пчілка, Юрій Федькович, Григорій Квітка-Основ’яненко, Левко Боровиковський, Петро Гулак-Артемовський, Євген Гребінка, Микола Костомаров, Пантелеймон Куліш, Юрій Федькович, Іван Наумович, Василь Сухомлинський та багато-багато інших.

Бібліотека Української Літератури. Українська література. Світова література. Навчання. Літературознавство. На русском. Українська література. А як з ранку та й до ранку стали люди обридать, Ох зробив собі землянку, Оха більше не видать. Але хто те місце знає, де трухлявий пень і мох, той приходить і волає або й тихо каже: «Ох!» Хоч би навіть ненароком теє «ох!» промовив ти, знай, що вилізе те боком, — воріття вже не знайти! Бо затягне з головою трясовиця мохова і з душею ще живою під землею похова. Під землею ж там — палати, де вольможний Ох сидить, гарні, пишнії кімнати, срібло-злото скрізь ряхтить; дорогії самоцвіти, наче зорі, миготять, скрізь заморські дивні квіти, по клітках пташки сидять

Ох. Українська народна казка Покуття. Був собі чоловік та мав хлопця, такого нездалого, що лиш у попелі грався. Каже той чоловік: — Гай навчу тебе, відведу я тебе навчити якогось ремесла. Я тіко сказав: «Ох, Боже, Боже». А той каже: — Я — Ох, лісовий цар підземний. А куди ти йдеш із своїм сином? — Веду його на науку.

Ох — украинская народная сказка. Отдал отец ленивого сына в обучению старичку-волшебнику. Тот его многом научил, да только отпускать потом не захотел. Усадил Ох хлопца и велит работникам его накормить. Дали ему борща зелёного и воды зелёной. Поел он и попил. — Ну, — говорит Ох, — пойди на работу: дров наколи да наноси в хату. Пошёл хлопчик. Колоть не колол, а лёг на травку, да и заснул. Приходит Ох, а он спит.

Дав Ох завдання хлопцеві — нарубати дров. А той ліг та й спить. Наказав тоді Ох спалити наймита. Так і зробили. Вуглину, яка залишилася, Ох сприснув живущою водою — хлопець ожив і став таким гарним, що й не сказати. Так повторювалося п’ять разів. Із ледачого парубка став моторний і гарний козак.

Ох! Год выпуска: 1983 г. Автор: Украинская народная сказка Категория: Издание для детей Издатель: «Веселка» (Киев) Язык курса: Украинский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Кол-во страниц: 24 ISBN: нет Описание: Сказка о лентяе, который стал молодцем и победил злого лесного царя Оха.

Казка «Ох». Аналіз фантастичного і реального, смішного і страшного, красивого і потворного в казках. Мета: ознайомити зі змістом казки «Ох» та її ідейно-художніми особливостями; розвивати навички виразного читання, переказу казок, з’ясувати особливості будови, усвідомлювати роль у ній фантастичного елементу; формувати вміння характеризувати казкових героїв, аналізувати реальне і фантастичне, смішне і страшне в житті, красиве й потворне; висловлювати власні міркування про зміст казки, проводити аналогії з сучасним життям; розвивати творчі здібності (уяву, фантазію, прагнення експериментувати).

Ответы и решения задач. Українська література. Краткий пересказ казки ,, Ох». Краткий пересказ казки ,, Ох». 0 голосов. 11 просмотров. Краткий пересказ казки ,, Ох». краткий. пересказ. Допоможіть будь ласка написати лист до головного героя казки Ох. Питаня до казки ох наприклад чому йог звати ох. Пожалуйста назвить фантастични елементи казки ох, спасибо. План до казки Ох народна казка. Добрати прислів’я до казки » Ох » пліззз. НАПИСАТИ план до казки «ОХ». План до казки Ох,п подскажите пж). Головна думка казки Ох. Основна думка казки Ох. Основна думка казки ох. Міні твір на тему мій улюблений герой з казки ОХ. Характеристика оха до казки ох. Скласти план до казки ох. Прислівя до казки «Ох».

Мета: □ Навчальна: проаналізувати казку «Ох», охарактеризувати її героїв, визначити, хто з них втілює добро, а хто — зло. □ Виховна: виховувати шанобливе ставлення до народної творчості, повагу до дорослих, почуття справедливості. □ Розвивальна: формувати кругозір, навички виразного читання та вміння висловлювати власну думку. Тип уроку: комбінований. Обладнання, наочність: дидактичний матеріал. ПЕРЕБІГ УРОКУ І. МОТИВАЦІЯ …

Тест на урок Українська література скачати. Народна казка «Ох». Опис документу: Контроль знань за змістом твору. Перегляд матеріалу. Отримати код. Народна казка «Ох». Тест. Варіант 1. Який був син в убогого чоловіка та його жінки? а) ледар; б) розумний

Українська народна казка “Ох” До якого виду казок ви можете віднести казку “Ох”? Чому? 3 слайд. Описание слайда: Ох лінь старість асоціювання. 4 слайд. Описание слайда: Зміст казки “Ох» Тему казки Переказувати епізоди казки від імені героїв Основну думку казки Уявляти прочитане Аналізувати ситуації, зображені в казці Розповідати про враження Характеризу-вати героїв, висловлюва-ти ставлення до них Оцінювати власну діяльність на уроці Визначати основну думку казки ЗНАТИ ВМІТИ Встановлювати логічну послідовність подій.

навчальна: продовжувати роботу над народною казкою, ознайомити школярів із фантастичною казкою «Ох» . Доведіть, що «Мудра дівчина» — це саме українська народна казка (Є реалії українського сільського життя: корова – годувальниця в сім’ї; як вирощують курчат; як тчуть полотно з льону; описують знаряддя для прядіння; є специфічні українські слова й виразі: убогий (бідний), як кіт наплакав (мало), чи ба (чи бачили), ґринджоли (санчата), світлиця (вітальня), рундук (ґанок. ), люди добрі та ін.; українські загадки). Дати відповідь на питання: У казці розповідається про бідного й багатого братів (Так). Суперечка між братами розпочалася через землю (Ні). Перша загадка пана така: «Що в світі є ситніше.

ГДЗ Українська література 5 клас Коваленко. Казка «ОХ». Казка «ОХ». Опубліковано alexa Срд, 10/03/2018 — 17:00. 1. Як Ох намагався повернути хлопця-наймита? 2. Чому Охові так потрібно було його повернути? 4. Чому казка закінчується одруженням ледачого сина з царівною? 5. Назви три вчинки хлопця, які ти не схвалюєш. Чому, на твою думку, він саме так вчинив? . Переліки навчальної літератури, який рекомендований Міністерством освіти та науки України для у закладів освіти у 2019/2020 навчальному році. Перший урок 2015-2016 н.р. методичні рекомендації, підбірка матеріалів. Розробки уроків з світової літератури для 5 класу за новою програмою. Українська література — твори, довідник. Характеристика учня.

  • Сказка о кумихо поцелуй
  • Сказка о кумихимо дорама
  • Сказка о кругленьких и длинненьких человечках слушать
  • Сказка о кривом человеке краткое содержание
  • Сказка о красоте своей родины