Януш Корчак | |
Януш Корчак | |
Псевдоним(ы) | Януш Корчак |
Дата рождения | 22.07.1878 |
Место рождения | Варшава |
Дата смерти | 6.08.1942 |
Место смерти | Треблинка |
Гражданство | Царство Польское (Российская Империя), Польша |
Род деятельности | писатель |
Язык произведений | польский |
Януш Корчак (польск. Korczak Janusz) — польский детский писатель, педагог, врач, общественный деятель.
Януш Корчак / Биография
Януш Корчак (настоящее имя Эрш Генрик Гольдшмидт) родился 22 июля 1878 года в Варшаве. Школьные годы Эрша Генрика Гольдшмидта прошли в родном городе. Учился в русской гимназии Варшавского учебного округа Министерства народного просвещения России.
Имя, под которым стал известен писатель — Януш Корчак — было псевдонимом. Под этим именем автор начал печататься во времена учебы в университете. Интерес к педагогике возник еще в 15 лет, когда Корчак начал зарабатывать деньги, занимаясь репетиторством со сверстниками и детьми более младшего возраста.
В 1896 году будущий писатель опубликовал в журнале «Шипы» статью «Гордиев узел» (Węzeł gordyjski). В этой статье рассматриваются и анализируются проблемы педагогики того времени. Автор пишет от безответственности родителей по отношению к детям, а главную проблему видел в том, что в те времена воспитание ребенка было заботой нянек и нанятых воспитателей, а не отца и матери. «Гордиев узел» стал началом карьеры Корчака как публициста и писателя. После смерти отца Корчак решил получить медицинское образование, так как он остался единственным кормильцем в семье, а профессия врача в те времена была хорошо оплачиваемой.
В 1898 году он успешно поступил в Варшавский университет на медицинский факультет, сохраняя при этом интерес к педагогике и продолжая свою литературную деятельность. В годы учебы в университете Корчак пишет своё первое крупное произведение — повесть «Дети улицы» (Dzieci ulicy). В 1901 году работу опубликовали.
Ранее, в 1899 году, Корчак отправился в Швейцарию, чтобы изучить педагогические труды выдающегося педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Наибольший интерес для Януша Корчака представляла деятельность детских больниц, школ и приютов. В период с 1903 по 1911 годы работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов. В 1900–1915 годах — активный деятель Общества летних лагерей. В 1904 и 1907 годах работал воспитателем в доме отдыха «Михалувка». Итогом работы воспитателем в детских лагерях стали две книги: «Моськи, Иоськи и Срули» (Mośki, Joski, Srule, 1910 г.), и «Юзьки, Яськи и Франки» (Józki, Jaśki i Franki, 1911 г.).
Весной 1905 года Януш Корчак окончил медицинский факультет и, получив диплом врача, сразу был отправлен на фронт. Русско-японская война (1904–1905) стала первым военным конфликтом, в котором будущему педагогу довелось принять участие в качестве военного врача. По окончании работы в военных условиях писатель принял решение посвятить всю свою жизнь педагогике и, в особенности, детям. Через два года после окончания войны (в 1907 году) Корчак отправился в Берлин, где в течение года был слушателем на курсах по педагогике и педиатрии, а также проходил практику в детских клиниках и больницах.
Затем в 1911 году Януш Корчак принимает решение оставить профессию врача и заняться проблемами и вопросами педагогики. Следующим шагом в его педагогической карьере стало основание знаменитого «Дома сирот» в Варшаве. Это был детский дом, важной особенностью которого была новаторская для того времени система управления и воспитания детей-сирот. «Домом сирот» Корчак руководил до конца своей жизни. Только в годы Первой мировой войны (1914–1918), Корчак временно оставил руководство приютом, так как снова был отправлен на фронт в качестве военного врача. Во время войны Корчак был отправлен в Киев в приют в качестве детского врача. За это время он написал одну из своих самых известных и важных книг «Ребенок в семье» (Dziecko w rodzinie), которая была издана в 1919 году. А в 1920 году был издан целый цикл из четырех книг, получивший название «Как любить ребенка» (Jak kochać dziecko). Данный цикл позднее признали величайшей писательской и педагогической заслугой Корчака. В этих работах, посвященных вопросам воспитания детей, автор показывает свою основную жизненную позицию, говорит о важности и ценности детства, а также приводит описание его собственной системы воспитания детей.
- Януш Корчак
-
Слава / Януш Корчак, 1918
-
Когда я снова стану маленьким / Януш Корчак, 1964
-
Правила жизни / Януш Корчак
-
Король Матиуш на необитаемом острове / Януш Корчак
-
Несерьезная педагогика / Януш Корчак
-
Кайтусь-чародей / Януш Корчак
С ноября 1919 года Корчак был тесно связан с приютом «Наш Дом», которым в то время руководила основательница приюта — Мария Фальская. В 20-е годы Корчак начал активное сотрудничество с учреждениями для подготовки учителей и воспитателей, в том числе с Государственной семинарией для учителей иудейского вероисповедования, а также с училищем общественно-просветительской работы.
В 1923 году издаются еще две книги для детей «Король Матиуш Первый» («Król Maciuś Pierwszy») и «Король Матиуш на необитаемом острове» («Król Maciuś na wyspie bezludnej»). Главный герой — маленький мальчик Матиуш, который после смерти своего отца становится королем. Корчак описывает героя-ребенка как идеал человеческой личности. Несмотря на свой детский возраст, Матиуш должен противостоять взрослым людям, которые оказываются гораздо сильнее его. В конце повести Матиуш оказывается в изгнании, он проигрывает своим противникам, но даже в такой ситуации он не теряет своего нравственного облика. Более того, Матиуш взрослеет нравственно и добровольно отправляется в изгнание. Мальчик отрекается от престола, но сохраняет в себе самое главное качество — человечность. Знаменитое детское произведение оказывается отражением жизненных и политических взглядов самого Януша Корчака. Однако, делая главным героем ребенка, Корчак подчеркивает важность воспитания и сохранения этой человечности с малых лет.
Другими не менее известными произведениями Корчака для детей становятся «Банкротство маленького Джека» (Bankructwo małego Dżeka, 1924) и «Кайтусь-чародей» (Kajtuś czarodziej, 1935). В связи с возросшими антисемитскими настроениями, вызванными оккупацией Польши немцами в 1939 году, «Дом сирот» был отправлен в гетто в 1940 году. Сам Януш Корчак был арестован и несколько месяцев провёл в тюрьме. Корчаку поступало немало предложений о помощи, но покинуть гетто, оставив детей, педагог отказался.
В августе 1942 года все воспитанники и воспитатели «Дома сирот» были обязаны прибыть в Треблинку — концентрационный лагерь. Дети под опекой Януша Корчака и Стефании Вильчинской следовали на вокзал, откуда их в товарных вагонах отправили в концентрационный лагерь. Всё это время Януш Корчак был рядом с детьми, старался ободрить их и поддержать. К тому времени Корчак уже был известным настолько, что нацисты, из уважения к писателю, предложили ему освобождение. Однако Корчак твёрдо решил остаться с детьми. По прибытии в Треблинку, Януш Корчак вместе с детьми принял смерть в газовой камере. Так подошла к концу жизнь великого писателя и педагога.
В память о Януше Корчаке установлен памятник в Варшаве.
Януш Корчак / Книги
Художественные произведения
- Korczak, J. Dzieci ulicy : powieść Janusza Korczaka. — Warszawa : A. Pajewski, 1901. — [4], 267 s. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Dziecko salonu / Janusz Korczak. — Warszawa : Księgarnia Powszechna, 1906. — 349 s. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Mośki, Joski i Srule / Janusz Korczak ; il. S. Lipszycowej. — Warszawa : J. Mortkowicz, 1910. — 120 s. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Józki, Jaśki i Franki / Janusz Korczak. — Warszawa : J. Mortkowicz, 1911. — 144 s., 11 k. tabl. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Sława : opowieść / Janusz Korczak ; okł. i il. J. Toma. — Warszawa : J. Mortkowicz, 1913. — 87 s., 2 k. tabl. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Bobo / Janusz Korczak. — Warszawa : G. Centnerszwer ; Kraków : S. A. Krzyżanowski, 1914. — 189 s. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Król Maciuś Pierwszy : powieść / Janusz Korczak. — Warszawa : Tow. Wydawn., 1923. — 364 s., 1 k. tabl. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Król Maciuś na wyspie bezludnej : powieść / Janusz Korczak. — Warszawa ; Kraków : Towarzystwo Wydawnicze w Warszawie, 1923. — 259 s. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Bankructwo małego Dżeka : powieść / Janusz Korczak. — Warszawa : Towarzystwo Wydawnicze ; Kraków : s. n., 1924. — 224 s. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Kiedy znów będę mały / Janusz Korczak. — Warszawa ; Kraków : J. Mortkowicz, 1925. — 225 s. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Kajtuś czarodziej : powieść / Janusz Korczak. — Warszawa : nakł. Autora, 1935 [i. e. 1934]. — [4], 315, [3] s. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Uparty chłopiec : życie Ludwika Pasteura / Janusz Korczak. — Warszawa : J. Mortkowicz, 1938. — [4], 129, [1] s. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Корчак, Я. Слава : повесть / Януш Корчак ; пер. с пол. Э. П. ; с рис. худож. Н. Денисова. — Москва : журн. «Дет. мир», 1915. — 74 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Корчак, Я. Мошки, Иоськи и Срули : [рассказ из жизни евр. детей] / Януш Корчак ; пер. с пол. Евг. Шведера. — Петроград : М. И. Семенов, 1915. — 95 с. — [Хранится в РГБ].
- Корчак, Я. Приключения короля Матюша : повесть / Ян Корчак ; пер. с польск. [Ю. Н. Райтлер ; ил. худож. Б. В. Покровского]. — Ленинград : Прибой. Сектор «Юный пролетарий», 1924. — 250 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Корчак, Я. Джек кооператор : [рассказ] / Ян Корчан ; пер. с польск. и обработка Ю. Райтлер ; обложка и рис. худ. С. Бигос. — [Москва] : Молодая гвардия, 1929. — 72 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Корчак, Я. Король Матиуш Первый / Корчак Я. ; пер. с польского Музы Павловой ; [ил. Ежи Сроковского]. — Варшава : Полония, 1958. — 242 с. : ил.
- Корчак, Я. Когда я снова стану маленьким : повести / пер. с польск. К. Сенкевич ; вступ. ст. В. Смирновой ; худож. Д. Штеренберг. — Москва : Детгиз, 1961. — 254 с., 1 л. портр.
- Корчак, Я. Король Матиуш Первый ; Король Матиуш на необитаемом острове : сказочные повести / Я. Корчак ; сокр. пер. с пол. Н. Подольской ; послесл. В. Смирновой ; худож. Е. Сроковский. — Москва : Детская литература, 1972. — 416 с., 8 л. ил. : ил.
- Корчак, Я. Король Матиуш Первый ; Король Матиуш на необитаемом острове : повести-сказки / Януш Корчак ; [сокр. пер. с польского Н. Я. Подольской ; послесл. В. Смирновой ; худож. И. Карт]. — Петрозаводск : Карелия, 1990. — 352 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Корчак, Я. Кайтусь-чародей : повесть-сказка / [пер. с польского Л. Цывьяна ; худож. Г. Ясинский]. — Санкт-Петербург : Лицей, 1992. — 207 с. : ил.
- Корчак, Я. Маленький бизнесмен : повесть / Я. Корчак ; пер. с пол. Н. Подольской. — Москва : Художественная литература, 1992. — 190 с. : ил.
- Корчак, Я. Король Матиуш Первый ; Король Матиуш на необитаемом острове : [повести-сказки] / Я. Корчак ; пер. с пол. М. Павловой ; предисл. Л. Глушковской ; худож. Ю. Буянов, А. Маев. — Москва : Авлад, 1993. — 478 с., [4] л. ил. : ил.
- Корчак, Я. Король Матиуш Первый ; Король Матиуш на необитаемом острове / Я. Корчак ; пер. с пол. М. Павловой ; худож. Е. Сроковский. — Москва : Захаров, 2002. — 541 с., [5] л. ил.
- Корчак, Я. Король Матиуш Первый ; Король Матиуш на необитаемом острове : повести-сказки / Януш Корчак ; [пер. с пол. Н. Подольской]. — Екатеринбург : У-Фактория : АСТ, 2010. — 509 с. — (Внеклассное чтение).
- Корчак, Я. Кайтусь-чародей : повесть-сказка / Януш Корчак ; пер. с пол. Леонид Цывьян ; иллюстрации Геннадий Соколов. — Москва : Махаон, 2015. — 223 с. : ил. — (Сказочные повести).
- Корчак, Я. Король Матиуш Первый : повесть-сказка / Януш Корчак ; сокращенный пер. с пол. Н. Подольская ; худож. О. Капустина. — Москва : Махаон, 2015. — 255 с. : ил. — (Сказочные повести). — [Хранится в РГБ].
- Корчак, Я. Король Матиуш Первый / Януш Корчак ; [пер. с пол. Н. Подольской ; иллюстрации Е. Медведева, В. Шикина]. — Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2015. — 447 с., [8] л. ил. : ил. — (Наши любимые книжки). Содерж.: Король Матиуш Первый ; Король Матиуш на необитаемом острове.
- Корчак, Я. Всё о короле Матиуше и Кайтусе-чародее / Януш Корчак ; [пер. с пол. Н. Подольской, Л. Цывьяна ; ил. О. Граблевской]. — Санкт-Петербург : Азбука, 2016. — 638 с. : ил. — (Всё о…). Содерж.: Король Матиуш Первый ; Король Матиуш на необитаемом острове ; Кайтусь-чародей.
- Корчак, Я. Когда я снова стану маленьким : повесть / Януш Корчак ; пер. с пол. Кинги Сенкевич ; худож. Ольга Капустина. — Москва : Махаон, 2016. — 159 с. : ил. — (Весёлая компания).
- Корчак, Я. Король Матиуш на необитаемом острове : повесть-сказка / Януш Корчак ; сокращенный пер. с пол. Н. Подольская ; худож. О. Капустина. — Москва : Махаон, 2016. — 191 с. : ил. — (Сказочные повести ).
- Корчак, Я. Лето в Михалувке ; Лето в Вильгельмувке / Януш Корчак ; перевод с польского Кинги Сенкевич и Виктории Фёдоровой ; иллюстрации Каси Денисевич. — Москва : Самокат, 2020. — 367 с. : ил.
Педагогические произведения
- Korczak, J. Momenty wychowawcze / Janusz Korczak. — Warszawa : Książka Polska, 1919. — 35 s. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Jak kochać dziecko : dziecko w rodzinie / Janusz Korczak. — Warszawa ; Kraków : Tow. Wydawnicze w Warszawie, 1919. — [4], 145 s. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Prawo dziecka do szacunku / Janusz Korczak. — Warszawa ; Kraków : J. Mortkowicz ; Warszawa : Tow. Wydawnicze, 1929. — 45 s. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Prawidła życia : pedagogika dla młodzieży i dorosłych / Janusz Korczak. — Warszawa ; Kraków : J. Mortkowicz, 1930 [i. e. 1929]. — 145 s. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Korczak, J. Pedagogika żartobliwa ; Moje wakacje / gadaninki radiowe Starego Doktora. — Warszawa : Tow. Wydawnicze, 1939. — 120 s. — [Хранится в Национальной библиотеке Польши].
- Корчак, Я. Как любить детей : (Интернат) / Иоанн Корчак ; пер. с польск. Л. Кон ; предисл.: Н. Крупская. — Москва : Гос. изд-во, 1922. — VI, 116 с. — [Хранится в РГБ].
- Корчак, Я. Как любить детей / Я. Корчак ; пер. с пол. К. Э. Сенкевич ; предисл. Н. Атарова. — Москва : Знание, 1968. — 96 с. — (Народный университет. Педагогический университет ; 2).
- Корчак, Я. Избранные педагогические произведения : [пер. с пол.] / Я. Корчак ; сост. и примеч. Е. С. Рубенчик ; вступ. ст. М. Кондакова, М. Шабаевой, А. Левина. — Москва : Педагогика, 1979. — XXII, 473 с. : ил.
- Корчак, Я. Как любить ребенка : книга о воспитании : [сборник : пер. с польского] / Я. Корчак. — Москва : Политиздат, 1990. — 493 с. : ил.
- Корчак, Я. Правила жизни : педагогика для детей и взрослых / Януш Корчак ; [пер. с польского К. Э. Сенкевич ; худож. Ю. Иванов]. — Москва : Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2012. — 159 с. : ил., портр.
- Корчак, Я. Любовь к ребенку / Януш Корчак. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 286 с. : ил. — (Родителям о детях).
- Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Януш Корчак ; [перевод с польского Ирины Адельгейм]. — [2-е изд.]. — Москва : Самокат, 2015. — 256 с. — (Самокат для родителей).
- Корчак, Я. Уважение к ребенку / Януш Корчак. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 223 с. : ил. — (Родителям о детях).
- Корчак, Я. Воспитательные моменты ; Как любить ребенка ; Оставьте меня детям (Педагогические записки) / Януш Корчак ; [пер. с пол. Л. Стоцкой]. — Москва : АСТ, 2017. — 286 с. : портр., фот. — (Бестселлеры воспитания).
- Корчак, Я. Как любить ребенка / Януш Корчак ; [пер. с польск. К. Э. Сенкевич]. — Москва : Росмэн, 2017. — 383 с.
- Корчак, Я. Оставьте меня детям… : педагогические записки / Януш Корчак ; [пер. с пол. Л. Стоцкой]. — Москва : АСТ, 2017. — 334 с. : портр., фот. — (Личный архив).
- Корчак, Я. Правила жизни = Prawidla zycia / Януш Корчак ; [пер. с польского К. Э. Сенкевич]. — Москва : Самокат, 2018. — 277 с. — (Самокат для родителей).
- Корчак, Я. Как любить ребенка ; Оставьте меня детям ; Воспитательные моменты : полный курс лекций / Януш Корчак ; [пер. с пол. Л. Стоцкой]. — Москва : АСТ, 2019. — 479 с. : портр., фот. — (Полный курс лекций).
Януш Корчак / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
- Корчак, Я. Кайтусь-чародей : повесть-сказка / Януш Корчак ; пер. с пол. Леонид Цывьян ; иллюстрации Геннадий Соколов. — Текст : электронный. — Москва : Махаон, 2017 (Москва : НБР, 2017). — 223 с. : ил. — (Сказочные повести).
- Корчак, Я. Когда я снова стану маленьким : повести / Януш Корчак ; рисунки Д. Штеренберга ; [перевод с польского Кинги Сенкевич ; под редакцией А. Исаевой]. — Текст : электронный. — Москва : Детская литература, 1964 (Москва : РГДБ, 2013). — 254 с. : ил. Содерж.: Когда я снова стану маленьким ; Лето в Михалувке ; Слава.
- Корчак, Я. Когда я снова стану маленьким : повесть / Януш Корчак ; пер. с пол. Кинги Сенкевич ; худож. Ольга Капустина. — Текст : электронный. — Москва : Махаон, 2016 (Москва : НБР, 2017). — 159 с. : ил. — (Весёлая компания).
- Корчак, Я. Король Матиуш на необитаемом острове : повесть-сказка / Януш Корчак ; сокращенный пер. с пол. Н. Подольская ; худож. О. Капустина. — Текст : электронный. — Москва : Махаон, 2015 (Москва : НБР, 2017). — 191 с. : ил. — (Сказочные повести ).
- Корчак, Я. Король Матиуш Первый : повесть-сказка / Януш Корчак ; сокращенный перевод с польского Натальи Подольской ; художник Ольга Капустина. — Текст : электронный. — Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2015 (Москва : ЛитРес, 20150725223708.0). — 403628 зн. : 32 к. ; 9335304 байт.
- Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Януш Корчак ; [перевод с польского Ирины Адельгейм]. — Текст : электронный. — [2-е изд.]. — Москва : Самокат, 2015 (Москва : НБР, 2017). — 256 с. — (Самокат для родителей).
- Корчак, Я. Правила жизни / Януш Корчак ; [перевод с польского К. Э. Сенкевич]. — Текст : электронный. — Москва : Самокат, 2018 (Москва : Самокат, 2019). — 290 с. — (Самокат для родителей).
- Корчак, Я. Слава : повесть / Януш Корчак ; перевод с польского М. Щавинской. — Текст : электронный. — Москва : Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1918 (Москва : РГДБ, 2013). — 38 с. — (Библиотека И. Горбунова-Посадова ; № 344).
Диафильмы
- Корчак, Я. Король Матиуш Первый. Ч. 1 : диафильм в 2 ч. / Януш Корчак ; худож. И. Рублев ; [ред. Н. Мартынова ; худож. ред. Л. Усайтис]. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1968 (Москва : РГДБ, 2018). — 1 дф. (55 кд.) : цв. — Из частной коллекции Галины Ворониной.
- Корчак, Я. Король Матиуш Первый. Ч. 2 : диафильм в 2 ч. / Януш Корчак ; худож. И. Рублев ; [ред. Н. Мартынова ; худож. ред. Л. Усайтис]. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1968 (Москва : РГДБ, 2018). — 1 дф. (55 кд.) : цв. — Из частной коллекции Галины Ворониной.
О жизни и творчестве
- Богатырёва, Н. Завещание Старого Доктора : [творческая биография Януша Корчака] / Н. Богатырёва // Читаем вместе. — 2012. — № 8/9. — С. 34. — Портр. — Фот. — (Читаем с родителями).
- Богацкий, Т. Защитник детей : история жизни Януша Корчака / Томек Богацкий ; пер. с англ. Валерия Генкина ; ил. авт. — Москва : Текст : Книжники, 2010. — [32] с. : ил. — (Радуга).
- Брандис, Е. П. Я. Корчак, его книги для детей и о детях // От Эзопа до Джанни Родари : зарубежная литература в детском и юношеском чтении / Евг. Брандис. — доп. и перераб. изд. — Москва : Детская литература, 1980. — С. 287–290.
- Валеева, Р. А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака : учеб. пособие / Р. А. Валеева ; Рос. о-во Я. Корчака, Казан. гос. пед. ин-т. — Казань : КГПИ, 1994. — 115 с. — [Хранится в РГБ].
- Глушковская, Л. Доктор Корчак и дети / Л. Глушковская // Король Матиуш Первый ; Король Матиуш на необитаемом острове : [повести-сказки] / Я. Корчак ; пер. с пол. М. Павловой ; худож. Ю. Буянов, А. Маев. — Москва : Авлад, 1993. — С. 5–8.
- Зиман, Л. Я. Как любить детей : к 130-летию со дня рождения Януша Корчака / Леонид Зиман // Семейное чтение. — 2008. — № 3. — С. 30–34. — (Чтение — праздник души).
- Зиман, Л. Я. Польская литература для детей в XX веке // Зарубежная литература для детей и юношества : учеб. пособие / Л. Я. Зиман. — Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. — С. 255–265. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 4–5).
- Зубкова, М. Детский мир Януша Корчака : [к 140-летию со дня рождения польского писателя, педагога и врача] / М. Зубкова // Читаем вместе. — 2018. — № 8/9. — С. 36. — (Читаем с родителями).
- Зурабова, К. Грустный король : [о жизни и творчестве Я. Корчака] / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 2. — С. 52–61. — (Социально-личностное развитие).
- Кассиль, Л. А. Отдавший жизнь детям : [о Я. Корчаке] / Л. Кассиль // Детская литература. — 1968. — № 8. — С. 28–30. — (За морями, за горами…).
- Корчак, Я. Дневник / Я. Корчак. — Иерусалим : Став, 1982. — 167 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Корчак, Я. Дневник. Фрагменты. Часть I / Януш Корчак // Детская литература. — 1992. — № 2–3. — С. 24–30. — (Детство в воспоминаниях, дневниках, письмах).
- Корчак, Я. Дневник. Часть вторая / Януш Корчак // Детская литература. — 1992. — № 4. — С. 51–57. — (Детство в воспоминаниях, дневниках, письмах).
- Корчак Януш // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь : в 3 ч. : Ч. 1 / Российская государственная детская библиотека ; сост. Н. О. Воронова и др. — Москва : Либерея, 1998. — С. 213–216. — Библиогр.
- Кочнов, В. Ф. Януш Корчак : книга для учителя. — Москва : Просвещение, 1991. — 190 с., [4] л. ил. : портр.
- Лифтон, Б. Д. Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака = The King of Children. The life and death of Janusz Korczak / Бетти Джин Лифтон ; [пер. с англ. И. Гуровой и В. Генкина]. — Москва : Рудомино : Текст, 2004. — 399 с., [4] л. ил., портр. — (Праведники). — [Хранится в РГБ].
- Матвеева, А. С. Корчак Януш / А. С. Матвеева // Зарубежные детские писатели в России : биобиблиографический словарь / под общей редакцией И. Г. Минераловой. — Москва : Флинта : Наука, 2005. — С. 214–221.
- Смирнова, В. В. Януш Корчак и его книга «Король Матиуш Первый» / Вера Смирнова // Король Матиуш Первый ; Король Матиуш на необитаемом острове : сказочные повести / Я. Корчак ; сокр. пер. с пол. Н. Подольской ; худож. Е. Сроковский. — Москва : Детская литература, 1972. — С. 409–415.
- Смирнова, В. В. Януш Корчак и его книги // Из разных лет : статьи и воспоминания / В. В. Смирнова ; предисл. Б. Брайниной. — 2-е изд. — Москва : Советский писатель, 1979. — С. 388–402.
- Соловейчик, С. Послесловие / Симон Соловейчик // Как любить ребенка : книга о воспитании : [сборник : пер. с польского] / Я. Корчак. — Москва : Политиздат, 1990. — С. 476–485.
- Тубельская, Г. Н. Корчак Януш // Зарубежные детские писатели : сто имен : биобиблиографический справочник. Ч. 1 : А–М / Г. Н. Тубельская. — Москва : Школьная библиотека, 2005. — С. 174–182. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека» ; Сер. 1. Вып. 2–3).
- Харитонов, М. Вымысел и реальность Януша Корчака : к 50-летию книги «Король Матиуш Первый» / М. Харитонов // Детская литература. — 1973. — № 12. — С. 26–29. — (Зарубежная литература).
- Шаров, А. И. Януш Корчак // Волшебники приходят к людям : книга о сказке и сказочниках / Александр Шаров ; худож. Ника Гольц. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — С. 417–464. — (Дар Речи).
- Яворский, М. Януш Корчак / М. Яворский ; пер. с польск. М. Белевич ; послесл. С. Волошина. — Варшава : Интерпресс, 1978. — 208 с. : фот.
- Виневская, А. В. Уроки любви к детям Януша Корчака. Часть 1 / Виневская Анна Вячеславовна, Очирова Валентина Батуевна. — Текст : электронный // Общество: социология, психология, педагогика. — 2015. — №. 2. — С. 43–47.
- Виневская, А. В. Уроки любви к детям Януша Корчака. Часть 2 / Виневская Анна Вячеславовна, Очирова Валентина Батуевна. — Текст : электронный // Общество: социология, психология, педагогика. — 2015. — №. 4. — С. 20–24.
- Витковская, А. Януш Корчак: писатель и учитель / Агнешка Витковская. — Текст : электронный // Culture.pl : [портал о Польше и польской культуре] : сайт.
- Демакова, И. Д. Краткая биография Януша Корчака / Демакова Ирина Дмитриевна. — Текст : электронный // Социальная педагогика. — 2018. — № 2–3. — С. 139–140.
- Корчак Януш. — Текст : электронный // Электронная еврейская энциклопедия : сайт.
- Куприянов, Б. В. Сказка о короле Матиуше Первом как социально-педагогическая антиутопия Януша Корчака / Куприянов Борис Викторович. — Текст : электронный // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. — 2012. — Т. 18, № 4. — С. 7–11.
- Мацюк, Д. 22 июля родился Януш Корчак / Дмитрий Мацюк. — Текст : электронный // Букландия : сайт.
- Ерёмин, В. Януш Корчак (Janusz Korczak). — Текст : электронный // Жизнеописания славных писателей-сказочников / В. Ерёмин. — [Б. м.] : Aegitas, 2016.
Награды, премии
- 1937 — Золотые академические лавры Польской академии литературы.
- 1947 — Командорский крест Ордена возрождения Польши (посмертно).
- 1972 — Премия мира немецких книготорговцев (посмертно).
- 2018 — Орден Белого орла (посмертно).
Экранизации
- Król Macius I / Король Матиуш I. Художественный фильм. Реж.: Ванда Якубовска, Кристина Цекальска, Кэрол Дабровски, Анна Соколовска. Польша, 1957.
- Расскажите сказку, доктор (по мотивам повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый»). Мультипликационный фильм в трёх частях. Реж. Аида Зябликова. СССР, 1988.
- Macius / Мациус. Телевизионный мультипликационный сериал. Реж.: Зандор Йессе, Лютц Штютцнер. Германия, Франция, Польша, Венгрия, 2002.
- Der kleine König Macius — Der Film / Маленький король Матиуш. Мультипликационный фильм. Реж.: Зандор Йессе, Лютц Штютцнер. Польша, Германия, Франция, 2007.
Фильмы о Януше Корчаке
- Sie sind frei, Doktor Korczak / Они будут свободны, доктор Корчак. Художественный фильм. Реж. Александр Форд. Германия (ФРГ), Израиль, 1975.
- Korczak / Корчак. Художественный фильм. Реж. Анджей Вайда. Польша, Германия, Великобритания, 1990.
- Yanush Korchak / Януш Корчак. Документальный фильм. Реж. Семен Винокур. Израиль, 2004.
Памятники, музеи
- Памятник Янушу Корчаку у Дома сирот на улице Якторовской в Варшаве (Польша). Автор — К. Дуниковский. Установлен в 1977 году.
- Памятник «Януш Корчак и дети» на территории национального мемориала Катастрофы (Холокоста) и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме (Израиль). Автор — Б. Сакциер. Установлен в 1978 году.
- Памятник Янушу Корчаку в районе Марысин Ваверски в Варшаве (Польша). Автор — Х. Данилевич. Установлен в 1979 году.
- Памятник Янушу Корчаку в Зелёна-Гуре (Польша). Авторы: Т. Тобош и М. Пржецлавский. Установлен в 1979 году.
- Горельеф «Последний путь Корчака» на фасаде синагоги «Парк Авеню» в Нью-Йорке (США). Автор — Н. Рапопорт. Создан в 1980 году.
- Кенотаф Янушу Корчаку и его воспитанникам на Еврейском кладбище Варшавы (Польша). Автор — М. Сморчевский. Установлен в 1982 году.
- Памятник Янушу Корчаку и детям в Гюнцбурге (Германия). Автор — И. Бельфер. Установлен в 2003 году.
- Памятник Янушу Корчаку в Парке Свентокшиском, рядом с Дворцом Культуры и Науки, в Варшаве (Польша). Авторы: З. Вильма и Б. Хмелевский. Установлен в 2006 году.
- Бюст Януша Корчака в сквере на улице, носящей его имя, в Сувалках (Польша). Автор — Б. Хмелевский. Установлен в 2010 году.
- Мемориальная доска Янушу Корчаку в Киеве (Украина). Размещена на доме (ул. Владимирская, 47), в котором Януш Корчак работал во время Первой мировой войны. Автор — И. Григорьев. Открыта в 2012 году.
- Памятник Янушу Корчаку и детям в Бат-Яме (Израиль). Автор — Я. Эпштейн.
См. также
- Бжехва Ян
- Керн Людвик Ежи
- Конопницкая Мария
Есть некоторые исторические загадки, которые, возможно, никогда не будут разгаданы: от даты, когда Иисус родился, от личности Джека Потрошителя, до местоположения гробницы Клеопатры. Иногда это происходит потому, что соответствующие раскопки были потеряны или археологические памятники были разрушены. В других случаях это связано с тем, что новые доказательства вряд ли появятся или сохранившиеся доказательства слишком расплывчаты, чтобы привести ученых к консенсусу.
Отсутствие ответов только делает эти загадки еще более интригующими.
Был ли настоящий король Артур?
Существовал ли король Артур? / pixabay.com
Читайте также: Археологи нашли доказательства ханукального восстания Маккавеев
История короля Артура многократно рассказывалась и пересказывалась на протяжении более 1000 лет. Камелот, рыцари круглого стола, волшебник Мерлин и меч Экскалибур — все это известные части сказок о короле Артуре.
Однако, если король Артур действительно существовал, реальность, вероятно, была менее волшебной. Самые ранние из сохранившихся отчетов относятся к девятому веку и рассказывают о лидере (возможно, даже не о короле), который участвовал в нескольких битвах с саксами; даже точность этих отчетов спорна.
В Британии есть ряд мест, о которых легенды связывают с королем Артуром, например, Тинтагель, прибрежный участок, который предположительно был домом короля Артура; но раскопки не подтвердили, жил ли здесь Артур когда-либо или вообще существовал ли. В конце концов, кажется маловероятным, что ученые когда-либо узнают наверняка, был ли король Артур настоящим или этот человек был чисто вымышленным.
Кем был Джек-Потрошитель?
Личность Джека-Потрошителя так и не установили / depositphotos.com
В 1888 году Джек-Потрошитель убил в Лондоне по меньшей мере пять женщин, изувечив их тела. В полицию было отправлено несколько писем, предположительно от Потрошителя, в которых они высмеивали попытки офицеров найти Потрошителя. (Были ли какие-либо из них написаны Потрошителем, является предметом споров среди ученых.) Имя «Джек-Потрошитель» происходит от этих писем.
Излишне говорить, что Потрошителя так и не нашли, и за эти годы десятки людей были выдвинуты в качестве возможных кандидатов. В своей книге 2012 года «Джек-потрошитель: Рука женщины» Джон Моррис предполагает, что Потрошителем была женщина по имени Лиззи Уильямс, хотя другие эксперты ставят это под сомнение.
Где гробница Клеопатры?
Где находится гробница Клеопатры? / pixabay.com
Читайте также: Археологи нашли древнее царство легендарного царя Мидаса
Древние писатели утверждают, что Клеопатра VII и ее возлюбленный Марк Антоний были похоронены вместе в гробнице после их смерти в 30 г. до н. э. Писатель Плутарх (45–120 гг. г. э.) писал, что гробница находилась рядом с храмом Исиды, египетской богини, и была «высоким и прекрасным» памятником, содержащим сокровища из золота, серебра, изумрудов, жемчуга, черного дерева и слоновой кости.
Местоположение гробницы остается загадкой. В 2010 году Захи Хавасс, бывший министр древностей Египта, провел раскопки на участке недалеко от Александрии, ныне называемом Тапосирис Магна, где находится ряд гробниц, относящихся к эпохе, когда Египтом правила Клеопатра VII. Хотя было сделано много интересных археологических открытий, гробницы Клеопатры VII не было среди них, о которых Хавасс сообщил в серии пресс-релизов. Археологи отметили, что даже если гробница Клеопатры сохранилась до наших дней, она может быть сильно разграблена и не идентифицирована.
Кто убил Кеннеди?
Кеннеди убили в Далласе / Wikimedia
Это, вероятно, самая большая загадка в американской истории, которая никогда не будет раскрыта ко всеобщему удовлетворению. 22 ноября 1963 года Ли Харви Освальд застрелил президента Джона Ф. Кеннеди в Далласе (хотя некоторые предполагают, что стрелял не только он). 24 ноября 1963 года, прежде чем Освальд предстал перед судом, Освальд был смертельно ранен владельцем ночного клуба Джеком Руби. Руби умерла от рака легких 3 января 1967 года.
Наиболее широко распространенное объяснение состоит в том, что Освальд убил Джона Кеннеди по собственному желанию, а Руби убила Освальда по собственному желанию. Заявленная мотивация Руби заключалась в том, чтобы избавить Жаклин Кеннеди «от неудобств, связанных с возвращением Освальда к суду». Однако все еще есть значительное количество профессиональных историков, а также множество любителей, которые не согласны с этим объяснением, и после смерти Джона Кеннеди историками и любителями были выдвинуты многочисленные альтернативные объяснения. Учитывая, что новые важные свидетельства вряд ли появятся, твердого консенсуса, вероятно, никогда не будет.
Был ли Цезарион истинным сыном Цезаря?
Статуя Цезариона / Wikimedia
Читайте также: Археологи нашли место, где Иоанн Креститель был приговорен к смерти
В 47 г. до н.э. Клеопатра VII родила сына по имени Цезарион, который, как она утверждала, был сыном Юлия Цезаря. Клеопатра назвала Цезариона соправителем Египта в 44 г. до н.э., и сохранившееся искусство изображает мать и сына соправителями.
Однако неизвестно, действительно ли ребенок был сыном Цезаря. Цезарь никогда не признавал ребенка своим. Один из друзей Цезаря, Гай Оппий, даже написал брошюру, отрицая, что Цезарион был сыном Цезаря. Клеопатра VII покончила жизнь самоубийством после того, как она и Марк Антоний были побеждены Октавианом в 30 г. до н.э., а Цезарион был убит вскоре после этого.
Настоящее ли сокровище медного свитка?
Медный свиток / Wikimedia
Еще одна сказка о сокровищах, которая, вероятно, никогда не будет разгадана, более древняя. В 1952 году археологи нашли медный свиток в пещере вместе с другими свитками Мертвого моря на месте Кумрана. Как следует из названия, надпись была выгравирована на медном свитке. В свитке записано огромное количество спрятанных золотых и серебряных сокровищ — фактически так много, что некоторые ученые считают, что его существование невозможно.
Свиток датируется более чем 1900 годами того времени, когда Римская империя контролировала территорию Кумрана. В то время, когда был написан свиток, было несколько восстаний против римского правления, и ученые выдвинули гипотезу о том, что сокровище было спрятано, чтобы предотвратить его захват римскими войсками. Настоящее ли сокровище, где именно оно было спрятано, было ли оно когда-либо найдено и могло ли оно существовать сегодня — все это загадки, которые, вероятно, никогда не будут разгаданы.
Судьба Ковчега Завета
Ковчег Завета найти не могут / depositphotos.com
Читайте также: Археологи нашли в Иерусалиме следы древней войны
В 587 г. до н.э. вавилонская армия под командованием царя Навуходоносора II захватила Иерусалим, разграбив город и разрушив Первый Храм — здание, которое евреи использовали для поклонения богу. В Первом Храме находился Ковчег Завета, на котором были таблички с 10 заповедями.
Судьба Ковчега неясна. Древние источники указывают на то, что ковчег был либо перевезен в Вавилон, либо спрятан до того, как город был захвачен. Также возможно, что ковчег был разрушен при разграблении города. В любом случае местонахождение ковчега неизвестно. С момента исчезновения был рассказан ряд историй и легенд о судьбе ковчега. Одна история предполагает, что ковчег в конечном итоге попал в Эфиопию, где он хранится сегодня. Другая история гласит, что ковчег был скрыт богом и не появится, пока не придет мессия.
Когда родился Иисус?
Дата рождения Иисуса неизвестна / pixabay.com
Хотя многие христиане сегодня отмечают 25 декабря как рождение Иисуса, он, вероятно, родился не в этот день. Дата 25 декабря могла быть выбрана потому, что она близка по времени к Сатурналиям, римскому фестивалю, посвященному богу Сатурну. Самые ранние записи о том, что 25 декабря был днем рождения Иисуса, относятся к четвертому веку — более чем через 300 лет после его рождения.
Древние записи предполагают, что ранние христиане никогда не могли договориться о дате рождения Иисуса, и даже сегодня многие православные христиане празднуют день рождения Иисуса 6 января. В конце концов, маловероятно, что дата рождения Иисуса будет когда-либо известна — на самом деле, даже точный год неизвестен, хотя ученые в целом согласны с тем, что это было где-то около 4 г. до н.э.
Были ли висячие сады Вавилона настоящими?
Висячие сады существовали и в прошлом / Wikimedia.com
Читайте также: Археологи нашли восьмиметровую статую Рамзеса Второго в Каире
Древние писатели описывают фантастическую серию садов, построенных в древнем городе Вавилон на территории современного Ирака. Неизвестно, когда были построены эти сады, но некоторые древние писатели были настолько впечатлены садами, что назвали их «чудом света». Около 250 г. до н.э. Филон Византийский писал, что в Висячих садах «растения выращивали на высоте над уровнем земли, а корни деревьев уходили в верхнюю террасу, а не в землю».
Пока что археологам, раскопавшим Вавилон, не удалось найти остатки сада, отвечающего этому описанию. Это поставило археологов перед вопросом: действительно ли существовали висячие сады? В 2013 году Стефани Далли, исследователь из Оксфордского университета, предположила в своей книге, что сады на самом деле находятся в ассирийском городе Ниневии. За последние два десятилетия и Вавилон, и Ниневия пострадали от войн и грабежей, и кажется маловероятным, что эта загадка когда-либо будет полностью раскрыта.
Существовал ли город Атлантида?
Где-то может скрываться Атлантида / pixabay.com
Греческий философ Платон в четвертом веке до нашей эры рассказал историю о земле под названием Атлантида, существовавшей в Атлантическом океане и предположительно завоевавшей большую часть Европы и Африки в доисторические времена. По сюжету доисторические афиняне наносят ответный удар Атлантиде в конфликте, который заканчивается исчезновением Атлантиды под волнами.
Хотя ни один серьезный ученый не верит, что эта история буквально правдива, некоторые предполагают, что легенда могла быть частично вдохновлена реальными событиями, произошедшими в истории Греции. Одна из возможностей состоит в том, что минойская цивилизация (как ее теперь называют), которая процветала на острове Крит примерно до 1400 г. до н.э., могла вдохновить историю Атлантиды. Хотя Крит находится в Средиземном море, а не в Атлантике, минойские поселения понесли значительный ущерб во время извержения вулкана Тера в Греции.
Кроме того, археологи обнаружили, что минойцы в конечном итоге были побеждены (или вынуждены присоединиться) к группе людей, называемых микенцами, которые базировались на материковой Греции. Маловероятно, что этот спор когда-либо будет окончательно урегулирован.
Каким был Иисус на самом деле?
Мы не знаем, существовал ли вообще Иисус / pixabay.com
Читайте также: Найден город, где Иисус ходил по воде
Отсутствие сохранившихся текстов об Иисусе первого века ставит перед библеистами ряд вопросов. Когда были написаны Евангелия? Сколько историй произошло на самом деле? Каким был Иисус в реальной жизни? Археологические исследования Назарета, родного города Иисуса, позволяют больше узнать об окружающей среде, в которой он вырос. Совсем недавно ученые обнаружили дом первого века, который спустя столетия после жизни Иисуса почитался как дом, в котором рос Иисус, но неизвестно, действительно ли это был дом Иисуса.
Хотя новое исследование даст больше информации, ученые думают, что вряд ли они когда-либо полностью узнают, каким был Иисус на самом деле.
Где Святой Грааль?
Индиана Джонс нашел Грааль, а настоящие археологи — нет / Кадр из фильма
Святой Грааль, чаша, из которой Иисус пил во время своего последнего ужина со своими учениками перед распятием, никогда не была найдена и почти наверняка никогда не будет. Фактически, только в средние века к ней проявился большой интерес, после того как авторы некоторых историй о короле Артуре описали поиск Святого Грааля как квест, за который взялись король Артур и его рыцари.
Серьезных научных попыток найти Святой Грааль нет, хотя он по-прежнему популярен в художественной литературе и используется в качестве сюжета в таких фильмах, как Индиана Джонс и последний крестовый поход, где он использовался для исцеления Индианы Джонса после того, как он был расстрелян нацистами.
Напомним, ранее сообщалось, что археологи нашли возможное место захоронения Нефертити.
Автор На чтение 17 мин. Опубликовано
Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск
Król Maciuś Pierwszy | |
Автор: | Януш Корчак |
---|---|
Язык оригинала: | польский |
Оригинал издан: | 1923 |
Переводчик: | Муза Павлова |
Оформление: | Ежи Сроковский (польск.), Евгений Медведев |
«Король Матиуш Первый» (польск. «Król Maciuś Pierwszy») — повесть польского писателя и педагога еврейского происхождения Януша Корчака (настоящее имя — Хенрик Гольдшмит, 1878—1942). Первое издание (на польском языке) — Варшава, 1923 год. В том же году вышло продолжение повести — «Король Матиуш на необитаемом острове» (польск. «Król Maciuś na wyspie bezludnej»).
Сюжет
После внезапной смерти короля на троне оказывается его маленький сын — король Матиуш I. В то же время, в действительности за спиной у Матиуша королевством правят коррумпированные министры. Когда по их вине начинается война сразу с тремя соседними королевствами, Матиуш с помощью своего друга Фелека бежит из дворца на фронт, где под вымышленным именем становится «сыном полка» и на себе испытывает ужасы войны и тяготы солдатской службы. В конце концов его инкогнито раскрывается, войска охватывает воодушевление, и война заканчивается полным разгромом неприятеля. Матиуш, ставший гораздо решительнее, но не намного опытнее в управлении государством, берет власть в свои руки. Он пытается проводить реформы, направленные на то, чтобы улучшить положение жителей королевства, особенно — детей. В частности, Матиуш создаёт детский парламент, в котором заседают его сверстники. Новшества всё же приводят к плачевным результатам из-за неопытности детей и дезинформации Матиуша о поддержке реформ втёршимся в доверие иностранным шпионом; вновь начинается война, которую Матиуш проигрывает, и победители решают сослать его на необитаемый остров.
В продолжении повести Матиуш совершает побег из заключения и вновь оказывается в своей стране инкогнито. Затем он объявляет о себе и добровольно удаляется в изгнание на необитаемый остров. Нравственно повзрослевшему, ему приходится затем опять вернуться в страну. Наконец, отрекшись от престола, Матиуш устраивается работать на фабрику и гибнет в результате несчастного случая.
Исторический контекст
Некоторые события в книге напоминают факты реальной истории Польши: разделы Речи Посполитой между тремя державами, приобретение Польшей выхода к морю после Первой мировой войны и строительство порта Гдыня. Матиуша как короля-реформатора можно сравнить с последним польским королём Станиславом II, который также проводил реформы и, в частности, способствовал основанию первой польской газеты «Monitor».
Считается, что книга Януша Корчака «Король Матиуш I» навеяна также судьбой Наполеона II.
Можно[зачем?] усмотреть в книге и предвидения будущих событий и тенденций: катастрофической для Польши Второй Мировой Войны (в финале первой повести), терроризма со стороны мировой периферии (нападение дикарей на королей и дипломатов во второй повести), необратимости изменений мира, произошедших в первой половине XX века.
На русском языке
В 1924 году в СССР вышла книга «Приключение Короля Матюша» (перевод с польского Ю. Н. Райтлер; рис. Б. В. Покровского. — Ленинград: Сектор «Юный Пролетарий» Рабочего Изд-ва «Прибой», 1924. — 250 с.).
Первый полный перевод двух повестей о Матиуше на русский язык был сделан Музой Павловой и выпущен варшавским издательством «Полония» в 1958 году (впоследствии неоднократно переиздавался). В России этот перевод был впервые опубликован в Москве в 1992 году[1].
Первая известная экранизация была сделана польской кинематографисткой Вандой Якубовской под названием «Король Мацюсь I» в 1957 году; в заглавной роли снялся Юлек Выжиковский[2].
В 1964 году Пётр Фоменко в ЦДТ осуществил первую сценическую интерпретацию повести.
В 1967 году молодой режиссёр Владимир Пахомов поставил на сцене Одесского театра юного зрителя спектакль «Король Матиуш Первый».
В 1988 году на сюжет повести композитор Лев Конов создал одноактный мюзикл для детей. В том же году он был впервые исполнен, а в 1992 году была осуществлена звукозапись (Либретто Льва Конова и Ольги Жуковой, режиссура Али Ибрагимова).
Кукольный мультфильм в трех частях «Расскажите сказку, доктор» (ТО Экран, 1988 год, режиссёр Аида Зябликова) имеет две сюжетных линии, одна из которых посвящена гибели Корчака и его воспитанников, а другая представляет собой рассказываемую Доктором (то есть Корчаком) сказку о короле Матиуше. По сравнению с дилогией Корчака, линия короля Матиуша сокращена: после начала реформ он со своими сподвижниками гибнет в результате взрыва, устроенного теряющими власть министрами.
В 2009 году Лев Конов переработал свой мюзикл в двухактную оперу.
На других языках
Великие евреи: Корчак и его детское королевство-1
Автор — бабушка3. Это цитата этого сообщения <blockquot Король Матиуш Первый
Предисловие Корчака
Кто именно послужил прототипом для создания образа юного короля, неизвестно. В некоторых событиях, происходящих в книге, нетрудно узнать реальные события, произошедшие в Польше: приобретение страной выхода к морю, раздел Польши и т. д. Вымышленный Матиуш I очень похож на короля Станислава II, который также имел склонность к новаторству.
Некоторые исследователи полагают, что на создание книги Корчака вдохновила судьба Наполеона II. В какой-то степени прототипом короля Матиуша мог быть и сам автор. В своём предисловии Корчак указывает, что мечтал когда-то быть королём.
Будучи ребёнком, автор был уверен, что если бы он был на месте короля, то непременно смог бы сделать жизнь людей лучше.
Краткое содержание
Политика чиновников привела к тому, что королевство Матиуша оказалось втянутым в войну с тремя соседними государствами. Король тайно покидает дворец и отправляется на фронт. Матиуш берёт себе новое имя и становится «сыном полка».
Отправляясь на войну, юный король и не подозревал, насколько она ужасна. Война представлялась Матиушу слишком романтичной. Тем не менее, разочарование не смогло сломить Матиуша. Он достойно переносит все тяготы солдатской жизни. Вскоре воины узнают, что среди них находится король. Всех охватывает воодушевление. Война заканчивается полным разгромом неприятеля.
Вернувшись домой, Матиуш решает управлять страной самостоятельно. Король считает себя повзрослевшим и более опытным, хотя на самом деле опыта в управлении страной у него по-прежнему нет. Матиуш I проводит ряд реформ, направленных на улучшение жизни своих подданных. Особое внимание король уделяет детям. Он создаёт детский парламент, в котором заседают его ровесники. Согласно королевскому предписанию, все дети королевства должны занять рабочие места взрослых. Взрослые, в свою очередь, отправляются учиться вместо детей.
Реформы Матиуша приводят к плачевным результатам. Королевство вновь оказывается втянутым в войну. На сей раз, победил неприятель. Юный король был сослан на необитаемый остров. После бегства из заточения и многочисленных скитаний Матиуш вернулся домой. Он больше не хотел быть королём и отрёкся от престола. Матиуш устроился работать на фабрику. Вскоре главный герой погибает в результате несчастного случая.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖА
КОРОЛЬ МАТИУШ
Король Матиуш представлен в повести одиноким, никому не нужным ребёнком. Автор сочувствует главному герою. Трон не даёт маленькому королю никаких преимуществ. Скорее наоборот, королевский титул не позволяет Матиушу быть полноценным ребёнком: кататься на коньках, играть в снежки и просто общаться со сверстниками.
Автор отмечает чуткость и отзывчивость главного героя. Несмотря на свою неопытность и юный возраст, Матиуш уже не ребёнок. Он перестал им быть с тех пор, как понял, насколько велики страдания его подданных, сколько несправедливости и зла вокруг. Юный король готов на всё, чтобы решить проблемы жителей своего королевства. Наибольшего внимания удостаиваются дети. Матиуш сам страдает от бездушного отношения взрослых, поэтому он, как никто другой, способен понять своих ровесников.
КОРОЛЕВСКИЕ РЕФОРМЫ
Реформы, которые Матиуш проводит в своей стране, тоже могут многое рассказать о его характере. Король приходит к выводу о том, что жизнь так тяжела потому, что все правила и законы созданы взрослыми. Следовательно, детей и взрослых нужно поменять местами. В итоге, появился детский парламент. Ровесники короля занимают места своих родителей. Но поскольку у ребят нет ни опыта, ни необходимого образования, реформа привела страну к очередной войне. На этот раз, королевство Матиуша не смогло победить, так как было приведено к полному упадку королевскими реформами.
Следует отметить самокритичность короля и его умение признавать собственные ошибки. Матиуш понял, что одной только любви к людям недостаточно, чтобы управлять страной. Главный герой отрёкся от престола. Матиуш считает, что его место должен занять по-настоящему опытный и сильный правитель, способный помочь подданным королевства. Ребёнок сделал то, на что никогда бы не согласился ни один взрослый – отказался от собственных амбиций ради всеобщего блага.
Необычная биография Януша Корчакавыдающегося польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля, посвятившего свою жизнь заботе о сотнях сирот, изложив все это в своих книгах.
Также вам стоит прочитать книгу Янушка — Как любить ребенка.
Семья и детство
Януш Корчак — ненастоящее имя известного педагога. От рождения он назывался Хенриком Гольдшмидтом, вторым его именем было Эрш или Хэрш — в честь дедушки. Несмотря на то, что родители будущего педагога были евреями, в их доме не слишком придерживались иудаистских обрядов. В то время множество польских евреев были весьма ассимилированными, поэтому дома к нему обращались, используя польское имя Хенрик.
Его отец был адвокатом, автором различных монографий. Кроме него в семье также воспитывали младшую дочь Анну.
Поскольку в то время часть Польши была под Российской Империей, то первые свои знания Хенрик получал в российской гимназии, где ни на капельку не изменились армейские уставы былых времён. Жёсткая дисциплина, физические наказания за проступки, унижения, и, конечно же, издевательство над евреями, который не любили в царской России.
Но кроме всего этого там преподавали множество интересных для Хенрика предметов, например, языки. Французский, латынь, греческий и немецкий, хотя сами преподаватели общались с гимназистами исключительно на русском.
Когда Хенрику было одиннадцать, у его отца начались проблемы со здоровьем. Врачи обнаружили у него психические нарушения, и его пришлось определить в клинику для душевнобольных. Поскольку содержать отца в хорошей больнице стоило больших денег, уже через несколько лет с деньгами начались серьёзные проблемы. Чтобы хоть как-нибудь улучшить положение, Хенрик идёт на свою первую работу — репетитором. Ему тогда было 15 лет.
Образование и призвание
Как это часто случается, обстоятельства сами указали Хенрику на его будущую профессию. Болезнь отца и подработки учителем стали его призванием. Поэтому двадцатилетним он подаёт документы на медицинский факультет университета Варшавы, мечтая помочь отцу вылечиться, но тот вскоре умирает в больнице. Параллельно Хенрик слушает курс подпольного университета, где улучшает свои качества как педагог.
Уже с ранних лет Хенрик интересовался литературной деятельностью. А после смерти отца его переживания выплеснулись в пьесе о сумасшедшем, который уничтожает собственную семью. Эту работу он даже отправил на литературный конкурс. Но, скромный от природы Хенрик просто не мог подписать пьесу своим именем, так появляется псевдоним Януш Корчак.
В 1899 он даже был в Швейцарии, чтобы послушать лекции известного местного педагога Иоганна Песталоцци. Больше всего его уже тогда интересуют больницы и детские школы.
Начиная с 1903 и следующие восемь лет он работал в больнице для еврейских детей на Сенной, а летом подрабатывал воспитателем в детских лагерях. В те же годы он вступает в Общество помощи сиротам, организованное опять же евреями в Варшаве.
В конце весны 1905 года Гольдшмидт стал дипломированным врачом, после чего участвовал в Русско-японской войне, поехав на фронт как военный врач.
После возвращение Генрик решает завязать с медицинской практикой, и свою жизнь посвятить именно воспитанию детей. Несколько лет он накапливает знания в сфере педагогики, слушая лекции во Франции, Англии и Германии.
Результатом становится его «Дом сирот», который открыл двери в 1911 году. Сиротинец на улице Крахмальной в Варшаве стал местом для самых несчастных детей того времени — еврейских. Гонимые в стране, в которой процветали антисемитские взгляды, брошенные собственными родителями, Гольдшмидт стал для них и отцом, и другом. Мягкий, но весьма требовательный Хенрик не только находил общий язык с детьми улиц, но и с богатыми евреями Варшавы, ведь именно они давали деньги на содержание беспризорников.
Корчак и Украина
Во время Первой мировой Корчак-Гольдшмидт был на территории современной Украины. Как военный врач он помогал в госпитале поблизости Тернополя. Там, на улицах города, он подобрал мальчика Штефана, мать которого умерла, а отца забрали в армию. Ребёнок не умел ни читать, ни писать, а сердобольный Корчак забрал его к себе в казарму, где научил не только письменности, но и в азам ремесла — при госпитале была мастерская. Обо всём этом известно из записей в дневнике Корчака.
В Тернополе педагог заболел, и его отправили в Киев на лечение. Там же он продолжил свою работу в приютах для сирот, количество которых после войны резко увеличилось. В Киеве же Корчак и написал своё самое знаменитое творение — книгу «Как любить ребёнка».
Сиротская демократия Корчака
В 1918 Корчак вернулся в Варшаву и вновь принялся руководить своим сиротинцем. Кроме того он становится и радиоведущим — под именем Старый Доктор ведёт программу, где рассказывает молодым мамам об азах воспитания и ухода за детьми. Также начинает читать лекции в педагогических университетах, пишет статьи в журналы о педагогике.
Во время польско-советской войны опять помогает как военный врач, на этот раз в госпитале города Лодзь.
Кроме «Дома сирот» Корчак также 15 лет до 1936 помогал в организации «Нашего дома» — ещё одного сиротинца на окраине Варшавы.
С 1926 до 1932 был соредактором еженедельника Mały Przegląd, статьи для которого писали его воспитанники. Это было приложение к варшавской еврейской газете Nasz Przegląd.
Своих детей Корчак старался воспитывать как хороших евреев, читал им талмуды и учил основам справедливости. Так, в стенах «Дома сирот» была не только редакция газеты, но и свой суд и присяжные. За каждую шалость виновник получал наказание. Суд присяжных рассматривал дело и выносил приговор. Если он был слишком строгим, то Корчак имел право голоса. Но на самом деле его самого несколько раз «осудили», когда он ошибочно выругал невиновного воспитанника.
В сиротинце его называли либо Старым Доктором, либо Королём детей.
Варшавское гетто и Треблинка
О Корчаке часто отзывались, как о добром, но своенравном человеке: он очень плохо переносил несправедливость. Когда Варшаву в 1939 оккупировали нацисты, он не повиновался приказу носить звезду Давида на рукаве. Корчак ощущал себя польским офицером, который не должен повиноваться приказам противника.
Через год сиротинец перевели в стены Варшавского гетто. А самого Корчака на месяц посадили в тюрьму — за неповиновение по поводу нарукавной повязки. Освободили его оттуда по просьбе местного провокатора и агента гестапо. Тот попросту хотел получить «своего» человека в стенах гетто, но Корчак не согласился.
Даже в гетто Корчак делал всё возможное, чтобы его воспитанники хорошо питались. Он постоянно связывался с юденратом и выбивал из них деньги на еду для детей. Самое ужасное, что он тогда видел на улицах гетто — это мёртвые дети, которых даже некому было похоронить, поэтому своих он лелеял пуще прежнего. В последние дни пребывания в гетто Корчак настолько погрузился в депрессию из-за происходящего, что предложил юденрату дать разрешение на эвтаназию для его сирот. По его мнению, это было намного гуманнее, чем оставить детей погибать от голода.
В августе 1942 Дом сирот решили депортировать из города. Друзья Корчака до последнего уговаривали его бежать, но он не согласился. Так великого педагога вместе с его воспитанниками отправили в концлагерь Треблинку.
6 августа Корчак и его сироты погибли там в газовой камере.
Интересные факты
- Последние месяцы жизни Корчак описывал в дневнике, который потом замуровал в стенах дома варшавского гетто. Его случайно нашли через несколько лет после завершения войны. Записи дневника стали основой для сценария фильма Анджея Вайды «Корчак».
- У педагога было своё отношение к смерти: своих воспитанников он с малых лет приучал к тому, что смерть — это обычное явление. Неудивительно, что его Король Матиуш (герой детской книги) также умирает.
- Во время Второй мировой Корчак стал глубже интересоваться сионизмом, даже решил уехать в Израиль, но остался в Варшаве только ради своих детей.
- Основы педагогики Василия Сухомлинского основаны на подходе Януша Корчака.
- Поскольку могилы у педагога нет, то на еврейском кладбище Варшавы поставили кенотаф в память о нём и его воспитанниках, а в Треблинке — камень с его именем.
- Несмотря на почти полное разрушение Варшавы во время Второй мировой, «Дом сирот» на Крахмальной выстоял. Он работает до сих пор.
Педагогическая деятельность
В 1907 году он, вложив личные денежные средства, проходил практику в воспитательных, медицинских заведениях Берлина, стремясь стать не только хорошим доктором, но и педагогом. Через 4 года Корчак сделал то, о чем мечтал. Он создал «Дом сирот» для еврейских детей, руководителем которого оставался до последних дней. Это было принципиально новое учреждение, кардинально отличающееся от мрачных заведений подобного типа со строгой дисциплиной, жесткими наказаниями, полным уничтожением воли воспитанников. Педагог же стремился растить детей в атмосфере уважения и любви, создавать гуманную обстановку, при этом приучать их ответственно относясь к своей и чужой жизням. И «Дом сирот», и позднее второе подобное заведение уже для польских детей «Наш дом» имели свои методы воспитания. Главный из них – самоуправление. Ребята самостоятельно вырабатывали правила жизни в коллективе, распорядок дня, назначали дежурных, разрешали конфликтные ситуации. Совместно с педагогом дети составили Кодекс, имевшей более сотни статей, организовали товарищеский суд. Совершенные проступки в основном прощались при условии раскаяния и не повторения содеянного. Наиболее строгим наказанием было временное лишение гражданских прав: выхода в город, посещения близких, права голоса и т. д. Обычно за провинившихся ручались их товарищи. Практически приютом руководил Совет самоуправления, который на сугубо добровольной основе сумел организовать труд воспитанников с поощрениями за отличную работу, ведение документации с учетом работы каждого. Данная система позволила уже за первый год существования «Дома сирот», где проживали порядка 100 ребят, сократить количество взрослого обслуживающего персонала до 4 человек: кухарки, воспитательницы, сторожа, экономки. Практически гениальный педагог в отдельно взятом детском доме основал действующую весьма успешно модель гражданского общества. Ребята имели канцелярию, собственную газету с редакцией и типографией, игровые залы, мастерские. Не забыл Корчак и о детских праздниках, на которых можно было дурачиться и веселиться от души, к примеру, Дни грязнули, первого снега и т. д. В период руководства приютом педагогом были написаны известные детские и педагогические произведения: «Кайтусь-чародей», «Король Матиуш I», «Право ребёнка на уважение» и другие.
Еврейская деятельность
В августе 1899 Корчак как гость посетил Второй Сионистский конгресс, проходивший в Базеле под председательством Теодора Герцля. Высоко оценивая этого деятеля, он все же не принял сионистские идеи, веря в полную ассимиляцию евреев после получения независимости Польши, которого ждал как какого-то волшебства. Однако после кровавых еврейских погромов 1918—1919 годов, которые были устроены польскими националистами, он разочаровался в своих идеалах. Пробуждение еврейского самосознания произошло у талантливого педагога после прихода к власти Гитлера, а также активного роста антисемитских настроений на польской земле. Корчак в это время являлся несионистским представителем в Еврейском агентстве. В 1930-е поехал в подмандатную Палестину, где встретился со своими бывшими воспитанниками, заинтересовался социальными и педагогическими принципами киббуцного движения. Великий педагог мечтал о поездке в Иерусалим, о написании повести о пионерах-халуцим и возрождении еврейской родины.
Рассказ о том, как в Гродно не допустили постановку по поэме Александра Галича «Кадиш», обречен остаться в учебниках. Причем сразу по нескольких дисциплинах. По истории права. По истории театрального искусства. По истории литературы. И просто – по истории.
Сама ситуация проста до анекдотичности. Актеры собирались исполнить поэму главного диссидентского поэта 1970-х годов, посвященную памяти великого педагога и писателя Януша Корчака. Их пригласили в прокуратуру и вежливо объяснили, что в случае показа этой постановки против них может быть возбуждено дело о разжигании межнациональной розни. В общем, решайте сами – поскольку сами все, как говорится, понимаете, – но мы вас предупредили.
Актеры подумали – и решили не возбуждать в прокуратуре желания возбудить дело.
Здесь прекрасно все.
Во-первых, фигура главного героя. Доктор Януш Гольдшмит, писавший под псевдонимом «Корчак», автор сказок о короле-ребенке Матиуше, создал дом сирот. Фашисты, оккупировавшие Польшу, отправили сирот – еврейских детей – в Треблинку, чтобы там их убить. Доктор Гольдшмит мог остаться жив. Но он сел в вагон поезда, шедшего на Треблинку, добровольно. Он не смог предать детей.
Гродно о Корчаке помнит. С ним в свое время успели поработать легендарный директор школы № 1 Владимир Иванович Баран и его жена Мария Александровна Милинкевич. Родители Александра Милинкевича, бывшего кандидатом демократических сил на выборах президента в 2006 году.
Во-вторых, фигура поэта. Александр Аркадьевич Галич, преуспевающий советский драматург, автор сценариев к сверхпопулярным фильмам «Вас вызывает Таймыр» и «Верные друзья», стал классиком авторской песни. В его текстах преступность власти Сталина и скудоумие его политических наследников были очевидны для всех. Истинными же героями стали у него расстрелянные поэты, репрессированные и убитые граждане страны победившего социализма, советские солдаты, трупами которых главком выстлал путь к победе. Галич был вынужден покинуть родину и погиб по нелепой случайности в эмиграции.
«Кадиш» – одно из самых известных поэтических произведений Галича, в тексте которого знающие люди легко прослеживали параллель с советским строем, исключавшим право быть самим собой, право на инакомыслие, на свободу.
Сейчас гродненским актерам объяснили, что такая параллель – не желательна. Зрители могут неверно понять.
То есть – это не актерам объяснили, это уже я делаю вывод – зрители могут подумать, что дети, помещенные в гетто, педагоги, гибнущие за право оставаться самими собой, писатель, жертвующий собой, чтобы детям не было страшно в концлагере – это у нас?
И поэма Галича способна вызвать ненависть – к кому? К еврейским детям? Но они – жертвы – и в реальной истории, и в поэме! К социалистической Польше? Но Польша уже давно не социалистическая, и в ней, как и при социализме, кстати, имя Януша Корчака окружено максимальным уважением.
Остается – фашизм. Исполнение «Кадиша» – молитвы в память о жертвах – не желательно, поскольку он направлен против фашизма?! И рознь будет разжигаться – по отношению к фашизму?
Обратите внимание, друзья мои. Портал Тут.Бай не написал, что последовал прямой запрет на публичное исполнение «Кадиша». Актерам сказали, что может случиться, и предложили подумать. Актеры подумали – и отказались. Их понять можно.
Но какими красавцами выглядят сотрудники гродненской прокуратуры, которые принимали соответствующее решение! Они провели соответствующую параллель – кстати, между кем и кем? – и, понимая, всю неприличность обвинения актеров в публичном исполнении антифашистского произведения, отрежиссировали всю эту историю так, чтобы ответственность лежала на самих актерах. Мол – повторюсь, – наше дело предупредить, что может быть.
Кстати, а что может быть?
У меня в этом вопросе свой интерес.
Школьником и студентом мне довелось бродить по драматическим кружкам и театральным студиям родного Гродно. И в детском театре Дворца культуры химиков «Прометей» Константин Алехин поставил пьесу «Варшавский набат» – о судьбе Януша Корчака. Я играл в ней оберштурмбанфюрера СС Конрада Вольфа, которому по сюжету нужно было отправить детей и их учителя в Треблинку. Нервы, прямо скажу, были напряжены.
Но тогда – а это было андроповское время – никто не проводил подобного рода параллелей. У советской власти хватало мозгов иногда не смотреться в зеркало, если оно показывало не слишком льстивую картинку. Причем это касалось не только послесталинских времен. Например, самая антитоталитарная из пьес великого Евгения Шварца – «Дракон» – в Советском Союзе шла совершенно свободно: формально в ней видели пьесу антифашистскую, не более того.
История же с «Кадишем» показала: великое искусство воспринимается как угроза именно в силу своей острой злободневности. Галич оказался актуален, а значит – жив. Как живы авторы романа «Процесс» Франц Кафка и пьесы «Дракон» Евгений Шварц. Живы авторы «Скотского уголка» и «1984» Джордж Оруэлл и «Ричарда III» Вильям Шекспир. Живы, наконец, постановщики «Ивана Грозного» Сергей Эйзенштейн и «Трона в крови» Акира Куросава. Они живы – потому что мы читаем эти книги, смотрим эти фильмы, слушаем «Ленинградскую симфонию» Дмитрия Шостаковича и его же «Антиформалистический раёк» – и проводим параллели.
Так что спасибо гродненской прокуратуре, еще раз напомнившей нам о великой силе искусства.
А «Кадиш» мы можем послушать хотя и в записи, но в исполнении автора. И, кстати, в присутствии послов Израиля и Польши – если, конечно, они сочтут, что столь мягкое «неразрешение» спектакля о Януше Корчаке касается и их.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.