Трансформирующие метафоры.
Случается так, что нам не удается понять причины того, что с нами происходит. Мы чувствуем дискомфорт, когда что-то идет не так, но облечь это в правильные слова не выходит. На помощь в таком случае приходят метафоры.
Трансформирующая метафора — техника, которая используется терапевтами и которую можно применить самостоятельно.
1 шаг. Попытайтесь выразить своё состояние в текущей ситуации с помощью метафоры, например, «я чувствую себя джином, который одновременно всемогущ, но на котором тем не менее надеты эти несносные браслеты, которые ставят его в зависимость от других людей. Он все живет в своей маленькой лампе и никакого прока от его могущества нет».
2 шаг. Сформулируйте метафору к состоянию, которое бы хотелось чувствовать, это может быть про другое, совершенно не связанное с прошлой метафорой, например, «хочу ощущать себя мощным орлом, парящим над бескрайними просторами».
3 шаг. Попытайтесь представить первый шаг трансформации из джина в орла, какое первое превращение. Например, «о, тогда представим встречу джина с человеком, который поможет стать ему орлом».
Начинаем пристально сличать все элементы всех метафор с реальностью.
Например,
— что в вашей жизни является браслетами-оковами, что лампой, о каком могуществе идет речь, о какой зависимости, от кого. Какой «прок» хотелось бы получать?
— Каковы свойства целевого состояния? Как себя чувствует орел? Над какими просторами кружит, что это за просторы в жизни? На что орел смотрит свысока?
— Какого человека, хотело бы встретить? Или обстоятельства? Какие могут быть варианты взаимодействия с этим человеком?
Например, человек может освободить джина (одно желание) или человек может захотеть видеть в джине орла (другое желание), или же джин все-таки сам может что-то сделать, не привлекая другого героя? Снова сличаем элементы метафоры с реальностью и так далее.
Метафоры можно конструировать используя все, с чем мы сталкиваемся в обычной жизни. Так, не используемые активно ресурсы можно сравнить с деньгами в банке, а метафора корабля, идущего через шторм, может описывать людей, чья жизнь лишена гармонии. И тот факт, что за штормами на море всегда следует покой, может обеспечить полезное ободрение.
Конструирование историй.
Мы часто можем сочинить сказку сами или с помощью психотерапевта, чтобы увидеть альтернативные точки зрения, попробовать новые модели поведения, обнаружить ресурсы для разрешения вопроса. Беттельгейм, всемирно известный психоаналитик, говорит, что истории «предлагают примеры как временных, так и постоянных решений острых проблем», не преуменьшая силу внутренней борьбы, вызываемой взрослением.
Есть несколько рекомендаций, которые помогут это сделать. Попробуйте сформулировать для себя и описать ситуацию, в которой вы испытываете трудности. Можете воспользоваться такими вопросами:
— Чего вам хочется в этой ситуации?
— Какими способами уже пытались с ней справиться?
— Кточто мешает?
— Как вы реагируете на проблему?
— Что может помочь получить желаемое?
— Как вы решали подобные проблемы в прошлом? Похожие ли стратегии?
Например, приходит на консультацию девушка, которая жалуется на проблемы в отношениях с ее молодым человеком. В беседе выясняется, что «как бы она ни старалась, ни ухаживала за собой, какие бы салоны и фитнесы не посещала, какие бы прически не делала, какие бы прекрасные платья не надевала, он не обращает на это внимания. Приходит с работы уставший, часто говорит по телефону со своей старой подругой». Пациентка часто ловит своего молодого человека на темах, которые он обсуждает со своей подругой, но почему-то не доверяет ей.
В ее семье много говорили о внешнем виде женщины, мать часто говорила о том, что если клиентка не будет хорошо выглядеть, то ее никакой мужчина не полюбит и не женится на ней. Поэтому пациентка всю жизнь пыталась соответствовать привитому матерью образу женщины, красивой и ухоженной. Но почему-то ей все равно не удавалось сблизиться ни с одним ее молодым человеком. Ни нынешний молодой человек, ни кто-либо из ее прошлых мужчин ни разу не заговаривал о свадьбе, да и отношения быстро заканчивались.
Пробуем сочинить историю, в которой главный герой сталкивается с подобным конфликтом. В рассказе можно опираться на следующий план:
1. Описание ситуации, мешающей получить желаемое.
2. Описание попыток добиться своего, которые не помогают и лишь усугубляют ситуацию.
3. Прозрение: герой понимает свои настоящие потребности и открывает новые возможности.
4. Герой развивает новые способности и удовлетворяет свои потребности неожиданным способом.
5. Новые способности и новое понимание открывают новые возможности.
Такую сказку можно было бы сочинить к примеру, приведенному выше:
Жила была в красивом саду диковинная птичка, с необычным оперением, с волнистым хохолком, с длинным сияющим хвостом. И люди, и звери приходили полюбоваться ее великолепием. Птичка чувствовала, как привлекает их ее оперение, ей нравилось, как они смотрят на нее и восхищаются, поэтому она всегда тщательно чистила свои перышки, чтобы всегда быть наготове и презентовать их миру. Ей важно было нравиться, тогда она чувствовала, что она нужна, важна, что ее любят. Но длилось это недолго, люди и животные почему-то надолго не задерживались с ней. Они восхищались ею, но снова возвращались к своим делам, уходили, она оставалась одна и грустила. Она не понимала, почему они не хотят быть навсегда с ней, она же такая красивая… Неужели они не видят, как она старается для них?
И вот одним одиноким осенним вечером встретила она мышонка, он перебегал тропинку без оглядки. Птичка решила привлечь его внимание, поворачивалась то одной стороной к нему, то другой, но он так и не поднимал головы, и в отчаянии неожиданно для себя она распустила свой хвост, который вдруг залил светом всю тропинку. Мышонок остановился и поднял свою голову, перед ним сидела невероятной красоты Жар-птица! Как же он обрадовался ее появлению! И рассказал мышонок свою историю, как потерялся в незнакомом саду, как бродил по нему неделями, как темно ему было, одиноко, страшно и холодно. И спустилась к нему Жар птица, и подарила ему свой свет, и согрела она маленького мышонка, поделилась своими запасами еды и в последствии проводила его до дома.
С тех пор обрела наша птичка верного друга, и согревались они всю осень и зиму увлекательными разговорами. И мышонок уже не представлял своей жизни без любящего, трепетного, нежного сердца птички.
Далее попробуйте проанализировать то, как влияет история на ваше восприятие ситуации? На что вдохновляет? И какие простые шаги вы можете предпринять в жизни, выполнение которых вдохновит и придаст уверенности в жизнеспособности нового способа реагирования на ситуацию?
- Часть 1
- Часть 2
Автор цитаты “Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”, Лев Николаевич Толстой, ни только точно выразил одну из самых важных стезей нашей жизни, но и сам придерживался этой установке. Мир многое бы потерял, если бы ни роман-эпопея “Война и мир” Льва Николаевича. Произведение признанное во всем мире как апогей литературного творчества, то к чему стремились и до сих пор стремятся прозаики, было напечатано впервые в 1867 году. Именно духовная составляющая жизни писателя позволила ему так тонко выразить свои мысли и сотворить поистине шедевр.
Действительно, духовная жизнь дает нам возможность смотреть на мир через призму личного мнения, которое сформировалось в результате многоступенчатого труда, в первую очередь над собой. Чтение книг, изучение наук, умение различать музыку Баха и Моцарта и многое другое, как кажется на первый взгляд не очень важное, формирует в нас стержень и независимость от общества. Если ты полон внутри, то все что происходит в твоей жизни зависит именно от тебя. Свою судьбу человек создает сам, если он готов двигаться вперед, через победы и поражения.
Если же мы будем оставлять свою жизнь на самостоятельное течение, то в какой-то момент она превратится в обезвоженный пруд, который может высохнуть так и не став морем.
«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот»Л.Н.ТолстойЯ согласна с данным высказыванием Льва Николаевича Толстого, что чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот. Так как если человек духовно развит, ему не страшны ни какие преграды.Духовная жизнь-это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного развития, того как чтение русской и зарубежной литературы, обращение к священным книгам мировых религий, к классической музыке, профессионального совершенствования, служения Родине. Самовоспитание-это целенаправленная работа личности, позволяющая в достижении какой-либо цели.Судьба – вера человека в предопределенность его жизненного пути. Я считаю, что слабые люди при жизненных невзгодах, неудачах в первую очередь грешат на судьбу, вместо того, чтобы анализировать сложившуюся ситуацию и искать причины неудач в самом себе, в своих действиях, образе жизни. А сильные стремятся изменить предложенные им обстоятельства вместо того, чтобы жаловаться и говорить: «Так сложилась судьба!». Как правило, люди, анализирующие, думающие о прочитанных книгах, о профессиональном усовершенствовании живут интересной, духовно-насыщенной жизнью.С моей точки зрения, ярким примером сильного человека является австралийский писатель Ник Вуйчич, который родился без ног и без рук. Сложно представить, через какие страдания пришлось пройти ему, его родителям, но они не сдались, не говорили: «Так сложилась судьба!», а сделали все, чтобы Ник стал личностью. Он выучился, получил два университетских образования и стал одним из самых знаменитых христианских проповедников. Своим примером он вселяет веру, надежду в отчаявшихся людей.Еще одним ярким примером сильной личности является Михаил Девятаев. Этот человек задумал побег на вражеском самолёте практически сразу после попадания в плен. Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. Девятаев сумел организовать побег из фашистского концлагеря, угнав самолет. Человек не смирился с фашистским пленом и не терял надежду на спасение, действовал, несмотря на смертельную опасность.Также мне хотелось бы рассказать о Януше Корчаке – враче, педагоге, общественном деятеле. Во время второй мировой войны, оккупации Варшавы немцами, Корчак был арестован. Ему трижды предоставлялась возможность спасти свою жизнь, но он отказался и остался вместе с детьми-сиротами. Через несколько дней в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.Я считаю, что человек должен постоянно развиваться, стремится к духовному росту, чем насыщеннее его духовная жизнь, тем независимее он становится от обстоятельств, судьбы.
«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот»
Л.Н.Толстой
Я согласна с данным высказыванием Льва Николаевича Толстого, что чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот. Так как если человек духовно развит, ему не страшны ни какие преграды.
Духовная жизнь-это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного развития, того как чтение русской и зарубежной литературы, обращение к священным книгам мировых религий, к классической музыке, профессионального совершенствования, служения Родине. Самовоспитание-это целенаправленная работа личности, позволяющая в достижении какой-либо цели.
Судьба – вера человека в предопределенность его жизненного пути. Я считаю, что слабые люди при жизненных невзгодах, неудачах в первую очередь грешат на судьбу, вместо того, чтобы анализировать сложившуюся ситуацию и искать причины неудач в самом себе, в своих действиях, образе жизни. А сильные стремятся изменить предложенные им обстоятельства вместо того, чтобы жаловаться и говорить: «Так сложилась судьба!». Как правило, люди, анализирующие, думающие о прочитанных книгах, о профессиональном усовершенствовании живут интересной, духовно-насыщенной жизнью.
С моей точки зрения, ярким примером сильного человека является австралийский писатель Ник Вуйчич, который родился без ног и без рук. Сложно представить, через какие страдания пришлось пройти ему, его родителям, но они не сдались, не говорили: «Так сложилась судьба!», а сделали все, чтобы Ник стал личностью. Он выучился, получил два университетских образования и стал одним из самых знаменитых христианских проповедников. Своим примером он вселяет веру, надежду в отчаявшихся людей.
Еще одним ярким примером сильной личности является Михаил Девятаев. Этот человек задумал побег на вражеском самолёте практически сразу после попадания в плен. Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. Девятаев сумел организовать побег из фашистского концлагеря, угнав самолет. Человек не смирился с фашистским пленом и не терял надежду на спасение, действовал, несмотря на смертельную опасность.
Также мне хотелось бы рассказать о Януше Корчаке – враче, педагоге, общественном деятеле. Во время второй мировой войны, оккупации Варшавы немцами, Корчак был арестован. Ему трижды предоставлялась возможность спасти свою жизнь, но он отказался и остался вместе с детьми-сиротами. Через несколько дней в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.
Я считаю, что человек должен постоянно развиваться, стремится к духовному росту, чем насыщеннее его духовная жизнь, тем независимее он становится от обстоятельств, судьбы.
Эссе на тезис Л. Н. Толстого:”Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот.”.
Определить тему для данного эссе весьма тяжело (лично мое мнение), поэтому, чтобы четко сформулировать основную мысль, стоит опереться на ключевые слова (а это, опять же мое мнение).
“Духовная жизнь” и “Судьба“; так сразу понятно малое, да и значений у этих слов количество немалое.
По-моему, духовный мир человека – это единство разума, его чувств, воли. Ведь мир каждого человека индивидуален и неповторим!
Хотелось бы отметить, что чем больше развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Все это невозможно без эмоций, всплесков радости, неимоверного оптимизма, а также уныния, разочарований и стремления к поставленным целям. (До бесконечности можно продолжать рассуждать о духовной жизни, но теперь, когда в целом определение сформулировано и понятно, можно перейти и к “судьбе“.).
Судьба всегда непредсказуема; часто она “подкидывает” нам различные сюрпризы. “Не судьба“, скажем мы, проиграв в лотерею, или же наоборот:”Такая уж судьба!“, когда во время занятий в школе еще не подошло к концу, а ты уже идешь по улице с мороженым, и друг нежданно встречаешь родителя или старшую сестру. И с этим ничего не поделаешь! Разве что перестать играть в азартные игры и прогуливать школу (а лучше есть мороженое!), но тогда судьба-злодейка “подкинет” нам новых “радостей”.
“Согласны ли вы с тезисом Л. Н. Толстого?!”
Согласна, объясняю:
Если судьба – это неустранимое воздействие факторов (внешних) на нашу жизнь, или, лучше сказать, на процессы нашей жизнедеятельности, то живешь ты духовной жизнью или нет, неустранимое воздействие факторов (внешних, разумеется), так и останутся неустранимыми. НО! Воздействия-то эти производятся на внешние факторы жизнедеятельности, на жизнь тела. Допустим тебя премии лишили, мобильник украли,или, наоборот, нашел ты кошелек – это ведь все для “желудка”, не для души же!
Отсюда следует: чем большую часть твоей жизни занимает духовная жизнь, тем меньше шансов у последствий воздействия неустранимых внешних факторов ( а проще – судьба) “пробиться” в твою жизнь в целом.
Без нашего малейшего участия нам подарена жизнь.
Это моё первое эссе. В старой школе мы такими вещами не занимались, потому что обучение там на базовом уровне, а в 179 класс у меня профильный, гуманитарный, и как вы видите по названию, уклон идет на историю, общество. литературу и пр.
За первый месяц мы уже написали немалое количество подобных работ, и кажу честно, мне очень нравится, т.к. поступать я планирую на Журфак, и вся эта “сфера” притягивает меня как ничто другое..))
За работу я получила “5”, но сама так высоко свою работу не оцениваю. Слишком много “воды”, мне кажется)
Мне думается, что Лев Николаевич Толстой в этом высказывании говорит о способности человека быть независимым от судьбы, но лишь при условии, что он будет духовно развит.
Во-первых, живя духовной жизнью, человек возвышается, но не физически, а морально, нравственно, духовно. Вся его деятельность наполняется глубоким смыслом, он начинает понимать смысл своей жизни.
Если ты живешь духовной жизнью, если ты нравственно, духовно развит, то у тебя появляется способность выбрать верные ориентиры, что, как я думаю, способствует увеличению, возрастанию твоей независимости от судьбы. Потому как лишь разумный человек, который живет духовной жизнью, может понимать законы бытия, а значит лишь от него самого зависит, какую судьбу он выберет. Потому что путь, по которому он пойдет – это результат его выбора. А это говорит о человеке как о самостоятельной, состоявшейся личности. Он манипулирует своей жизнью и судьбой, а не наоборот.
Во-вторых, в высказывании Льва Николаевича Толстого говорится о противоположности вышесказанных слов, а именно, что чем меньше живешь духовной жизнью, тем зависимее от судьбы, и наоборот.
Я думаю, это значит, что если человек не будет жить духовной жизнью, не будет стремиться к нравственности, к саморазвитию и самовоспитанию, что означает единство сознания и поведения, то человек будет зависим от судьбы. Он не сможет сделать правильный выбор, ему не на что будет опереться, у него не будет ориентиров, потому что человек сделал свое существование плотским, скучным, низменным. Его жизнь не будет иметь смысла, его поступки, деятельность будут также бессмысленными.
Таким образом, развивая духовные качества: морали, великодушия, совести, доброты, самовоспитания – человек становится независимым, самостоятельным и может контролировать свою судьбу.
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Учитель, объясняющий домашнее задание ученикам, которые в ожидании перемены слушают его вполуха, — самая привычная картина в конце урока. Сломайте систему! Мы собрали необычные техники от педагогов, с помощью которых закончить занятие можно не только интересно, но и продуктивно.
Светофор и QR-код
Цель: получить фидбэк от учеников
Время: 2-3 минуты
Несомненно, рефлексия — это одна из важных составляющих урока. Преподаватели часто спрашивают детей, понравилось ли им занятие, что нового ребята узнали.
В период работы учителем начальных классов тьютор Центра педагогического мастерства Екатерина Чебышева использовала такую технику для сбора впечатлений.
На стену рядом с дверью класса она вешала нарисованный светофор. Выходя из класса после урока, ребенок бил ладошкой по тому цвету, который отражал его настроение: зеленый — отличное, желтый — так себе, красный — ужасное. Можно сместить фокус игры с настроения на понимание темы, где зеленый — все понятно, а красный — ничего не понятно.
Учитель начальных классов школы № 2120 Любовь Колесникова вместо «Светофора» использует технику «Поляна сказок». В конце урока педагог раскладывает перед детьми нарисованную поляну с цветами, где каждый цветок — это определенное задание, и раздает детям бумажные бабочки, которые они должны посадить на наиболее понравившийся цветок-задание.
Вторая техника, которую рекомендует Екатерина Чебышева, подходит для детей постарше. В конце урока им можно предложить отсканировать QR-код, чтобы перейти на страницу опроса или викторины. Дети отвечают на виртуальные вопросы, а учитель видит, понравился им урок или нет, отмечает, что нужно изменить.
«Кубик Блума»
Цель: закрепить материал
Время: не более 7 минут (вначале детям потребуется больше времени, но вскоре дело пойдет быстрее и все больше человек сможет бросить кубик)
Последние пять-семь минут урока Любовь Колесникова иногда отводит на игру в «очень умный» кубик. «Очень умным» он стал, потому что всегда задает вопросы — на его гранях написаны слова: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Свое название кубик получил благодаря создателю — американскому ученому и психологу Бенджамину Блуму, автору уникальной системы, разделяющей образовательные цели на три блока: «Знаю», «Творю» и «Умею». В этой системе ребенок не получает готовые знания, а находит способы решить проблему с помощью собственных знаний и опыта.
Ученик бросает кубик, и в зависимости от выпавшей на кубике грани ему необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу. Например, «Объясни, как работает круговорот воды в природе» или «Назови все гласные буквы». Если ученики знают материал, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.
S.M.A.R.T.
Цель: дать основы целеполагания
Время: 5-7 минут (в первый раз необходимо заложить время на объяснение техники, потом процесс пойдет быстрее)
Умение ставить цели и достигать их так же важно для современного человека, как и навыки счета и чтения. За пару минут в конце урока можно убить двух зайцев сразу: не только проанализировать «домашку», но и научить детей составлять план на ее выполнение.
Одна из техник для постановки целей называется S.M.A.R.T., что расшифровывается как:
- Specific — конкретный;
- Measurable — измеримый;
- Achievable — достижимый;
- Relevant — значимый;
- Time-bound — ограниченный по времени.
Например, цель «Научиться говорить по-английски» слишком обширная, чтобы вписать ее в эти параметры. Зато цель «Выучить 20 слов по теме «Транспорт» ко вторнику» вполне можно вписать в эту схему, потому что она конкретна и значима: если ребенок не выучит, то не сможет ответить. Она измерима (20 слов), ограничена по времени ( дедлайн — вторник) и достижима — школьник в состоянии ее выполнить.
Цели можно ставить не только на домашние задания, но и на саморазвитие:
- Выбрать книгу для домашнего чтения.
- Прочитать 20 страниц.
- Найти семь необычных фактов о Новой Зеландии.
Так у ребят будет четкий план, что делать дальше, и они смогут отслеживать свой прогресс.
Театральные приёмы
Цель: закрепить материал, актуализировать знания
Время: 2-5 минут
Техники театральной педагогики тоже хорошо подходят для завершения урока. Они дают ученикам возможность эмоционально включиться в тему и не просто понять информацию, а прочувствовать ее.
Учитель русского языка школы № 2065 Руслан Лазутин предлагает использовать технику «Я-сообщений» по теме урока. Например, ученик может выступить от лица А. С. Пушкина и рассказать, как он маленький чуть не попал под копыта коня Александра I. На уроке географии «Христофор Колумб» поведает классу о своих кораблях — «Нинье», «Пинте» и «Санта-Марии», а на математике можно услышать и такой монолог: «Я — косинус, и я неразрывно связан с углом. Поэтому, чтобы меня найти, надо знать, что такое гипотенуза и близлежащий катет».
Также можно предложить детям добавлять к сказанному ранее по одному предложению или ограничить их речь по времени — поставить таймер на 60 секунд.
Взбодрить ребят перед переменой поможет и необычный способ чтения. Учитель берет любую детскую художественную книгу и «пускает» ее в класс. Ребята читают по предложению, заменяя каждое, например, второе слово на слово по теме урока.
Больше о театральной педагогике можно прочитать в этой статье.
Дебаты
Цель: сформировать интерес к теме, актуализировать знания
Время: 10 минут
Сократ говорил, что истина рождается в споре. С ним сложно не согласиться — ведь, приводя аргументы и дискутируя, ученики погружаются в тему настолько глубоко, насколько это возможно.
Учитель истории школы № 2065 Лариса Маслова предлагает старшеклассникам поучаствовать в дебатах по теме урока. Один человек — одна точка зрения. Методом жеребьевки ученики получают свою «партийную линию» и отстаивают ее. Например, по одну стороны барьера будет находиться приверженец тоталитаризма в России в начале 20-го века, а по-другую — его противник. Иногда учитель сам распределяет роли, если видит, что ученику необходимо посмотреть на тему под другим углом.
Дебаты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, когда в обсуждении участвуют несколько человек, а мысль выражает только условный лидер. Те ученики, кто напрямую не участвует в обсуждении, с интересом слушают выступающих, а яркие моменты дискуссий навсегда врезаются в память.
Важно соблюдать временные рамки и не превращать урок в балаган, поэтому такая активность лучше всего подходит для конца занятия. Если спор прерывается звонком с урока на самом интересном месте, ребята могут потом дома спокойно проанализировать все сказанное и, возможно, прийти к неожиданным выводам.
«Правильно построенный урок подобен хорошей книге: в нем важна каждая деталь — от первой до последней минуты. Не стоит забывать: каким бы хорошим ни был ваш урок, именно последние пять минут останутся в памяти учеников. Поэтому так важно использовать это время, чтобы помочь ребятам структурировать и запомнить все ключевые моменты занятия», — говорит Любовь Колесникова.
Материалы по теме:
- Не школа, а цирк какой-то! Зачем проводить уроки с элементами шоу?
- Форсайт-сессия или метод Киплинга. Как провести эффективный педсовет?
- 6 техник НЛП для эффективного обучения
В 2022 году ОГЭ будут сдавать все выпускники 9-х классов, а значит уже сегодня стоит узнать, каким будет обязательный экзамен по русскому языку и как правильно писать изложение – задание 1-й части КИМа.
Каким будет ОГЭ 2022 года
Два года подряд 9-классники имели возможность не сдавать ОГЭ, но в 2022 году экзамен намерены провести в привычном очном формате. ГИА-9 снова станет обязательным, хотя состав КИМов в сравнении с материалами 2021 года существенно не изменится.
ОГЭ по русскому языку с 2022 году будет состоять из двух частей:
- устной (февральское собеседование);
- письменной (собственно, сам экзамен).
Важно! На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 235 минут. Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.
КИМ письменного ОГЭ-2022 по русскому языку содержит 9 заданий и состоит из 3-х частей:
- Часть 1. Изложение. Одно задание (1), написание сжатого изложения по прочитанному тексту. Максимум — 7 баллов;
- Часть 2. Вопросы-ответы. 13 заданий (2–14) с выбором одного варианта из предложенных или написанием краткого ответа – числа, последовательности цифр, слова, словосочетания. Максимум – 13 баллов;
- Часть 3. Сочинение-рассуждение. Одно задание (15), написание развернутого аргументированного ответа на один из вопросов. Максимум – 9 баллов.
Подробнее о том, как выполнять тестовые задания и писать сочинение, читайте в разделе «Учеба» нашего портала. В данном материале речь пойдет именно о I части, в которой экзаменуемым предлагается написать сжатое изложение.
Задание №1 – изложение
Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
В демонстрационном КИМе 2022 года, размещенном на официальном сайте ФИПИ, представлен такой вариант задания №1:
В целом на изложение на ОГЭ по русскому языку в 2022 году рекомендуем отвести не более 90 из предоставленных 235 минут, оставив максимум времени на сочинение.
Педагоги рекомендуют следовать такому алгоритму:
- При первом прослушивании постарайтесь выделить основную тему и составить план на черновике.
- При втором прослушивании работайте уже с составленным планом, обозначьте абзацы к каждому авторскому утверждению.
- Далее стоит внимательно перечитать то, что получилось и внести корректировки «прокручивая» в голове услышанное ранее. Должно получиться 50-60% от исходного текста.
- После написания черновика стоит проверить текст на грамматические и пунктуационные ошибки.
- Убедившись в том, что вас устраивает результат, переписывайте изложение в бланк ответов №1.
Важно! Замена стиля в изложении – одна из самых частых и печальных ошибок. Придерживайтесь авторского стиля, не меняйте художественный на деловой, ведь вы не переписываете произведение, а всего лишь пересказываете его.
Критерии оценивания изложения
Выполнив правильно все 9 заданий на ОГЭ по русскому языку можно получить максимум 33 балла, из которых 7 – за изложение. Это значит, что за задание №1 вы получите 21% от общего результата. Очевидно, стоит постараться выполнить его как можно лучше.
Качественная работа 2022 года должна советовать таким критериям:
- изложение должно содержать минимум 3 абзаца;
- каждый абзац должен соответствовать своей микротеме;
- в тексте должны встречаться ключевые слова (термины, понятия, географические объекты, ключевые глаголы).
Оценивать изложение эксперты будут по трем основным критериям:
№ | Критерий | Максимальный балл |
К-1 | Содержание изложения | 2 |
К-2 | Сжатие исходного текста | 3 |
К-3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2 |
Очевидно, что для получения максимального балла необходимо хорошо владеть приемами сжатия текста.
Приемы сжатия текста
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:
- исключение;
- обобщение;
- замена.
Исключение
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- однотипных примеров;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- рассуждений;
- описаний;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо
- Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
- Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
Обобщение
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений;
- связанных одной мыслью, частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них общее.
- Объединить эти факты на основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.
Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
Замена
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения — простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи — косвенной;
- части текста — одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
- Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
- Сформулировать получившееся предложение.
Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
При сжатии исходного текста при написании изложения для ОГЭ в 2022 году необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
Видео-урок
Также предлагаем посмотреть видео урок о том, как правильно писать сжатое изложение на ОГЭ 2022 года.
Читайте также:
- ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
- ФИПИ ОГЭ 2022 года
- Каникулы в 2021-2022 году для школьников в Татарстане
Цели деятельности учителя: формирование творческого воображения при изображении сказочного мира; развитие фантазии, воображения детей посредством выполнения творческого коллективного проекта по теме «Рисуем сказку»
Оборудование: презентация, лист, гуашь, фломастеры, кисти, лист большого формата под фон панно.
Этап урока
Методы и приёмы
Хронометраж
Содержание урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный
1 мин
Проверка готовности учащихся к уроку.
– Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Подготавливаются к уроку.
К: планирование сотрудничества с учителем
II.Актуализации знаний и мотивация
Словесный
Беседа
Наглядный
работа с презентацией
3 мин
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем рисовать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
-Давайте посмотрим на слайд, слово, которое здесь расшифрованно подскажет нам тему нашего урока.
Настраиваются на продуктивную деятельность.
— Сказка
Л: включение в учебную деятельность
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область
III.Постановка учебной задачи
Словесный беседа
Практический упражнения
Создание проблемной ситуации
2 мин
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Тема нашего урока : «Рисуем сказку».
-Попробуйте сформулировать цели урока.
Цели урока вы видите на экране:
1.Узнать, что такое сказочная страна
2.Выполним коллективную работу- панно
-Сказки
— Выполним работу по сказкам
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: поиск и выделение необходимой информации
Р: целеполагание
Л: самоопределение к деятельности
VI.Первичное закрепление во внешней речи
Словесный
Беседа
Практический
Пед. показ
3 мин
– Сегодня на уроке мы с вами будем изображать сказочную страну, путешествовать по сказкам.
– Ребята, а вы любите сказки? Назовите свои самые любимые сказки.
– Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим. Я буду читать отрывок из сказки, а вы угадайте, как она называется.
1) «…Развеселились девушки, развели костер и вздумали через огонь прыгать. Одна прыгнула, другая, третья.
– Что же ты не прыгаешь? – говорят ей подруги».
– Как называется эта сказка? (СЛАЙД)
2) «Пустил стрелу младший брат – попала стрела в грязное болото и подхватила ее лягушка».
– Отгадали сказку? (СЛАЙД)
3) «Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор. Сидит царская дочь Елена Прекрасная в своем высоком тереме у окошка. Кто на коне до царевны доскочит да с ее руки золотой перстень снимет, за того она и замуж пойдет!»
– Что же это за сказка?
4) Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
– Отгадайте название и автора сказки. ( А. С. Пушкина.)
— Какие еще сказки вы знаете? Назовите их, какие герои были в этой сказке?
-Вспомните сказку Маша и Медведь, о чем она? А есть ли современная сказка или мультфильм Маша и медведь?
-Верно, это одна и та же маша? Разные, верно.
– Сказки знаете вы хорошо. А сейчас давайте представим себе сказочный город (страну). Возможно, он будет похож на тот, который описал в своей сказке А. С. Пушкин, а может быть, вы придумаете свой.
-Как вы представляете себе волшебную, сказочную страну?
-Замечательно.
Слушают учителя
Отвечают учителю.
-Снегурочка
— Царевна-лягушка
— Сивка-бурка
— Сказка о царе Салтане
Отвечают на вопросы учителя.
-Да, мультфильм
Отвечают на вопросы учителя.
П: структурирование знаний
Р: осуществлять контроль
Динамическая переменка
Метод аналогии
1 мин
-Давайте немного отдохнем:
Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, подтянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.
Семь, восемь — лень отбросим.
-Повторяют действия за учителем
Р: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический
Практическая работа
5 мин
— А сейчас, ребята, ваша задача создать коллективное панно.
— У меня будут помощники, которые будут рисовать вместе со мной пейзаж, остальные ребята, будут выполнять работу самостоятельно.
-Вам необходимо нарисовать одного сказочного героя, который будет жить в нашей сказочной стране.
-Приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы. Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим задание и в конце урока у нас будет замечательное панно.
Фигуры персонажей вырезаются детьми. Обговаривается техника безопасности (работа с ножницами)
Выполняют задание.
П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
П:выполнение действий по алгоритму
VII.Включение в систему знаний
Словесный беседа
Практический
2 мин
— Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.
Следует подождать, когда Ваша работа подсохла.
Внимание!!!! Начинают клеить сверху листа от линии горизонта. Выбирают фигурки от маленьких до больших.
(наклеиваем, советуясь с детьми)
Сейчас, я прошу Вас ознакомиться с тем, что получилось у нас всех!
Повторяют и закрепляют изученный материал
П: осознанное произвольное построение речевого высказывания
Р: контроль цели
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
VIII.Рефлексия деятельности
Словесный анализ
2 мин
Закончи предложение: «На уроке мне …»
Было трудно …
Было интересно …
Было не понятно …
Было легко …
Выставление оценок.
— Спасибо за урок, до свидания!
Анализируют свою работу на уроке.
Р: самоанализ, самооценка