Сказка о гусыне основную мысль ее можно сформулировать так

Трансформирующие метафоры. случается так, что нам не удается понять причины того, что с нами происходит. мы чувствуем дискомфорт, когда что-то

Трансформирующие метафоры.

Случается так, что нам не удается понять причины того, что с нами происходит. Мы чувствуем дискомфорт, когда что-то идет не так, но облечь это в правильные слова не выходит. На помощь в таком случае приходят метафоры.

Трансформирующая метафора — техника, которая используется терапевтами и которую можно применить самостоятельно.

1 шаг. Попытайтесь выразить своё состояние в текущей ситуации с помощью метафоры, например, «я чувствую себя джином, который одновременно всемогущ, но на котором тем не менее надеты эти несносные браслеты, которые ставят его в зависимость от других людей. Он все живет в своей маленькой лампе и никакого прока от его могущества нет».

2 шаг. Сформулируйте метафору к состоянию, которое бы хотелось чувствовать, это может быть про другое, совершенно не связанное с прошлой метафорой, например, «хочу ощущать себя мощным орлом, парящим над бескрайними просторами».

3 шаг. Попытайтесь представить первый шаг трансформации из джина в орла, какое первое превращение. Например, «о, тогда представим встречу джина с человеком, который поможет стать ему орлом».

Начинаем пристально сличать все элементы всех метафор с реальностью.

Например,

— что в вашей жизни является браслетами-оковами, что лампой, о каком могуществе идет речь, о какой зависимости, от кого. Какой «прок» хотелось бы получать?

— Каковы свойства целевого состояния? Как себя чувствует орел? Над какими просторами кружит, что это за просторы в жизни? На что орел смотрит свысока?

— Какого человека, хотело бы встретить? Или обстоятельства? Какие могут быть варианты взаимодействия с этим человеком?

Например, человек может освободить джина (одно желание) или человек может захотеть видеть в джине орла (другое желание), или же джин все-таки сам может что-то сделать, не привлекая другого героя? Снова сличаем элементы метафоры с реальностью и так далее.

Метафоры можно конструировать используя все, с чем мы сталкиваемся в обычной жизни. Так, не используемые активно ресурсы можно сравнить с деньгами в банке, а метафора корабля, идущего через шторм, может описывать людей, чья жизнь лишена гармонии. И тот факт, что за штормами на море всегда следует покой, может обеспечить полезное ободрение.

Конструирование историй.

Мы часто можем сочинить сказку сами или с помощью психотерапевта, чтобы увидеть альтернативные точки зрения, попробовать новые модели поведения, обнаружить ресурсы для разрешения вопроса. Беттельгейм, всемирно известный психоаналитик, говорит, что истории «предлагают примеры как временных, так и постоянных решений острых проблем», не преуменьшая силу внутренней борьбы, вызываемой взрослением.

Есть несколько рекомендаций, которые помогут это сделать. Попробуйте сформулировать для себя и описать ситуацию, в которой вы испытываете трудности. Можете воспользоваться такими вопросами:

— Чего вам хочется в этой ситуации?

— Какими способами уже пытались с ней справиться?

— Кточто мешает?

— Как вы реагируете на проблему?

— Что может помочь получить желаемое?

— Как вы решали подобные проблемы в прошлом? Похожие ли стратегии?

Например, приходит на консультацию девушка, которая жалуется на проблемы в отношениях с ее молодым человеком. В беседе выясняется, что «как бы она ни старалась, ни ухаживала за собой, какие бы салоны и фитнесы не посещала, какие бы прически не делала, какие бы прекрасные платья не надевала, он не обращает на это внимания. Приходит с работы уставший, часто говорит по телефону со своей старой подругой». Пациентка часто ловит своего молодого человека на темах, которые он обсуждает со своей подругой, но почему-то не доверяет ей.

В ее семье много говорили о внешнем виде женщины, мать часто говорила о том, что если клиентка не будет хорошо выглядеть, то ее никакой мужчина не полюбит и не женится на ней. Поэтому пациентка всю жизнь пыталась соответствовать привитому матерью образу женщины, красивой и ухоженной. Но почему-то ей все равно не удавалось сблизиться ни с одним ее молодым человеком. Ни нынешний молодой человек, ни кто-либо из ее прошлых мужчин ни разу не заговаривал о свадьбе, да и отношения быстро заканчивались.

Пробуем сочинить историю, в которой главный герой сталкивается с подобным конфликтом. В рассказе можно опираться на следующий план:

1. Описание ситуации, мешающей получить желаемое.

2. Описание попыток добиться своего, которые не помогают и лишь усугубляют ситуацию.

3. Прозрение: герой понимает свои настоящие потребности и открывает новые возможности.

4. Герой развивает новые способности и удовлетворяет свои потребности неожиданным способом.

5. Новые способности и новое понимание открывают новые возможности.

Такую сказку можно было бы сочинить к примеру, приведенному выше:

Жила была в красивом саду диковинная птичка, с необычным оперением, с волнистым хохолком, с длинным сияющим хвостом. И люди, и звери приходили полюбоваться ее великолепием. Птичка чувствовала, как привлекает их ее оперение, ей нравилось, как они смотрят на нее и восхищаются, поэтому она всегда тщательно чистила свои перышки, чтобы всегда быть наготове и презентовать их миру. Ей важно было нравиться, тогда она чувствовала, что она нужна, важна, что ее любят. Но длилось это недолго, люди и животные почему-то надолго не задерживались с ней. Они восхищались ею, но снова возвращались к своим делам, уходили, она оставалась одна и грустила. Она не понимала, почему они не хотят быть навсегда с ней, она же такая красивая… Неужели они не видят, как она старается для них?

И вот одним одиноким осенним вечером встретила она мышонка, он перебегал тропинку без оглядки. Птичка решила привлечь его внимание, поворачивалась то одной стороной к нему, то другой, но он так и не поднимал головы, и в отчаянии неожиданно для себя она распустила свой хвост, который вдруг залил светом всю тропинку. Мышонок остановился и поднял свою голову, перед ним сидела невероятной красоты Жар-птица! Как же он обрадовался ее появлению! И рассказал мышонок свою историю, как потерялся в незнакомом саду, как бродил по нему неделями, как темно ему было, одиноко, страшно и холодно. И спустилась к нему Жар птица, и подарила ему свой свет, и согрела она маленького мышонка, поделилась своими запасами еды и в последствии проводила его до дома.

С тех пор обрела наша птичка верного друга, и согревались они всю осень и зиму увлекательными разговорами. И мышонок уже не представлял своей жизни без любящего, трепетного, нежного сердца птички.

Далее попробуйте проанализировать то, как влияет история на ваше восприятие ситуации? На что вдохновляет? И какие простые шаги вы можете предпринять в жизни, выполнение которых вдохновит и придаст уверенности в жизнеспособности нового способа реагирования на ситуацию?

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Автор цитаты “Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”, Лев Николаевич Толстой, ни только точно выразил одну из самых важных стезей нашей жизни, но и сам придерживался этой установке. Мир многое бы потерял, если бы ни роман-эпопея “Война и мир” Льва Николаевича. Произведение признанное во всем мире как апогей литературного творчества, то к чему стремились и до сих пор стремятся прозаики, было напечатано впервые в 1867 году. Именно духовная составляющая жизни писателя позволила ему так тонко выразить свои мысли и сотворить поистине шедевр.
    Действительно, духовная жизнь дает нам возможность смотреть на мир через призму личного мнения, которое сформировалось в результате многоступенчатого труда, в первую очередь над собой. Чтение книг, изучение наук, умение различать музыку Баха и Моцарта и многое другое, как кажется на первый взгляд не очень важное, формирует в нас стержень и независимость от общества. Если ты полон внутри, то все что происходит в твоей жизни зависит именно от тебя. Свою судьбу человек создает сам, если он готов двигаться вперед, через победы и поражения.
    Если же мы будем оставлять свою жизнь на самостоятельное течение, то в какой-то момент она превратится в обезвоженный пруд, который может высохнуть так и не став морем.

  • «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот»Л.Н.ТолстойЯ согласна с данным высказыванием Льва Николаевича Толстого, что чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот. Так как если человек духовно развит, ему не страшны ни какие преграды.Духовная жизнь-это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного развития, того как чтение русской и зарубежной литературы, обращение к священным книгам мировых религий, к классической музыке, профессионального совершенствования, служения Родине. Самовоспитание-это целенаправленная работа личности, позволяющая в достижении какой-либо цели.Судьба – вера человека в предопределенность его жизненного пути. Я считаю, что слабые люди при жизненных невзгодах, неудачах в первую очередь грешат на судьбу, вместо того, чтобы анализировать сложившуюся ситуацию и искать причины неудач в самом себе, в своих действиях, образе жизни. А сильные стремятся изменить предложенные им обстоятельства вместо того, чтобы жаловаться и говорить: «Так сложилась судьба!». Как правило, люди, анализирующие, думающие о прочитанных книгах, о профессиональном усовершенствовании живут интересной, духовно-насыщенной жизнью.С моей точки зрения, ярким примером сильного человека является австралийский писатель Ник Вуйчич, который родился без ног и без рук. Сложно представить, через какие страдания пришлось пройти ему, его родителям, но они не сдались, не говорили: «Так сложилась судьба!», а сделали все, чтобы Ник стал личностью. Он выучился, получил два университетских образования и стал одним из самых знаменитых христианских проповедников. Своим примером он вселяет веру, надежду в отчаявшихся людей.Еще одним ярким примером сильной личности является Михаил Девятаев. Этот человек задумал побег на вражеском самолёте практически сразу после попадания в плен. Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. Девятаев сумел организовать побег из фашистского концлагеря, угнав самолет. Человек не смирился с фашистским пленом и не терял надежду на спасение, действовал, несмотря на смертельную опасность.Также мне хотелось бы рассказать о Януше Корчаке – враче, педагоге, общественном деятеле. Во время второй мировой войны, оккупации Варшавы немцами, Корчак был арестован. Ему трижды предоставлялась возможность спасти свою жизнь, но он отказался и остался вместе с детьми-сиротами. Через несколько дней в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.Я считаю, что человек должен постоянно развиваться, стремится к духовному росту, чем насыщеннее его духовная жизнь, тем независимее он становится от обстоятельств, судьбы.

  • «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот»
    Л.Н.Толстой
    Я согласна с данным высказыванием Льва Николаевича Толстого, что чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот. Так как если человек духовно развит, ему не страшны ни какие преграды.
    Духовная жизнь-это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного развития, того как чтение русской и зарубежной литературы, обращение к священным книгам мировых религий, к классической музыке, профессионального совершенствования, служения Родине. Самовоспитание-это целенаправленная работа личности, позволяющая в достижении какой-либо цели.
    Судьба – вера человека в предопределенность его жизненного пути. Я считаю, что слабые люди при жизненных невзгодах, неудачах в первую очередь грешат на судьбу, вместо того, чтобы анализировать сложившуюся ситуацию и искать причины неудач в самом себе, в своих действиях, образе жизни. А сильные стремятся изменить предложенные им обстоятельства вместо того, чтобы жаловаться и говорить: «Так сложилась судьба!». Как правило, люди, анализирующие, думающие о прочитанных книгах, о профессиональном усовершенствовании живут интересной, духовно-насыщенной жизнью.
    С моей точки зрения, ярким примером сильного человека является австралийский писатель Ник Вуйчич, который родился без ног и без рук. Сложно представить, через какие страдания пришлось пройти ему, его родителям, но они не сдались, не говорили: «Так сложилась судьба!», а сделали все, чтобы Ник стал личностью. Он выучился, получил два университетских образования и стал одним из самых знаменитых христианских проповедников. Своим примером он вселяет веру, надежду в отчаявшихся людей.
    Еще одним ярким примером сильной личности является Михаил Девятаев. Этот человек задумал побег на вражеском самолёте практически сразу после попадания в плен. Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. Девятаев сумел организовать побег из фашистского концлагеря, угнав самолет. Человек не смирился с фашистским пленом и не терял надежду на спасение, действовал, несмотря на смертельную опасность.
    Также мне хотелось бы рассказать о Януше Корчаке – враче, педагоге, общественном деятеле. Во время второй мировой войны, оккупации Варшавы немцами, Корчак был арестован. Ему трижды предоставлялась возможность спасти свою жизнь, но он отказался и остался вместе с детьми-сиротами. Через несколько дней в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.
    Я считаю, что человек должен постоянно развиваться, стремится к духовному росту, чем насыщеннее его духовная жизнь, тем независимее он становится от обстоятельств, судьбы.

  • Эссе на тезис Л. Н. Толстого:”Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот.”.
    Определить тему для данного эссе весьма тяжело (лично мое мнение), поэтому, чтобы четко сформулировать основную мысль, стоит опереться на ключевые слова (а это, опять же мое мнение).
    Духовная жизнь” и “Судьба“; так сразу понятно малое, да и значений у этих слов количество немалое.
    По-моему, духовный мир человека – это единство разума, его чувств, воли. Ведь мир каждого человека индивидуален и неповторим!
    Хотелось бы отметить, что чем больше развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Все это невозможно без эмоций, всплесков радости, неимоверного оптимизма, а также уныния, разочарований и стремления к поставленным целям. (До бесконечности можно продолжать рассуждать о духовной жизни, но теперь, когда в целом определение сформулировано и понятно, можно перейти и к “судьбе“.).
    Судьба всегда непредсказуема; часто она “подкидывает” нам различные сюрпризы. “Не судьба“, скажем мы, проиграв в лотерею, или же наоборот:”Такая уж судьба!“, когда во время занятий в школе еще не подошло к концу, а ты уже идешь по улице с мороженым, и друг нежданно встречаешь родителя или старшую сестру. И с этим ничего не поделаешь! Разве что перестать играть в азартные игры и прогуливать школу (а лучше есть мороженое!), но тогда судьба-злодейка “подкинет” нам новых “радостей”.
    “Согласны ли вы с тезисом Л. Н. Толстого?!”
    Согласна, объясняю:
    Если судьба – это неустранимое воздействие факторов (внешних) на нашу жизнь, или, лучше сказать, на процессы нашей жизнедеятельности, то живешь ты духовной жизнью или нет, неустранимое воздействие факторов (внешних, разумеется), так и останутся неустранимыми. НО! Воздействия-то эти производятся на внешние факторы жизнедеятельности, на жизнь тела. Допустим тебя премии лишили, мобильник украли,или, наоборот, нашел ты кошелек – это ведь все для “желудка”, не для души же!
    Отсюда следует: чем большую часть твоей жизни занимает духовная жизнь, тем меньше шансов у последствий воздействия неустранимых внешних факторов ( а проще – судьба) “пробиться” в твою жизнь в целом.
    Без нашего малейшего участия нам подарена жизнь.
    Это моё первое эссе. В старой школе мы такими вещами не занимались, потому что обучение там на базовом уровне, а в 179 класс у меня профильный, гуманитарный, и как вы видите по названию, уклон идет на историю, общество. литературу и пр.
    За первый месяц мы уже написали немалое количество подобных работ, и кажу честно, мне очень нравится, т.к. поступать я планирую на Журфак, и вся эта “сфера” притягивает меня как ничто другое..))
    За работу я получила “5”, но сама так высоко свою работу не оцениваю. Слишком много “воды”, мне кажется)

  • Мне думается, что Лев Николаевич Толстой в этом высказывании говорит о способности человека быть независимым от судьбы, но лишь при условии, что он будет духовно развит.
    Во-первых, живя духовной жизнью, человек возвышается, но не физически, а морально, нравственно, духовно. Вся его деятельность наполняется глубоким смыслом, он начинает понимать смысл своей жизни.
    Если ты живешь духовной жизнью, если ты нравственно, духовно развит, то у тебя появляется способность выбрать верные ориентиры, что, как я думаю, способствует увеличению, возрастанию твоей независимости от судьбы. Потому как лишь разумный человек, который живет духовной жизнью, может понимать законы бытия, а значит лишь от него самого зависит, какую судьбу он выберет. Потому что путь, по которому он пойдет – это результат его выбора. А это говорит о человеке как о самостоятельной, состоявшейся личности. Он манипулирует своей жизнью и судьбой, а не наоборот.
    Во-вторых, в высказывании Льва Николаевича Толстого говорится о противоположности вышесказанных слов, а именно, что чем меньше живешь духовной жизнью, тем зависимее от судьбы, и наоборот.
    Я думаю, это значит, что если человек не будет жить духовной жизнью, не будет стремиться к нравственности, к саморазвитию и самовоспитанию, что означает единство сознания и поведения, то человек будет зависим от судьбы. Он не сможет сделать правильный выбор, ему не на что будет опереться, у него не будет ориентиров, потому что человек сделал свое существование плотским, скучным, низменным. Его жизнь не будет иметь смысла, его поступки, деятельность будут также бессмысленными.
    Таким образом, развивая духовные качества: морали, великодушия, совести, доброты, самовоспитания – человек становится независимым, самостоятельным и может контролировать свою судьбу.

  • Сказка о гусыне основную мысль ее можно сформулировать так
    Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

    Учитель, объясняющий домашнее задание ученикам, которые в ожидании перемены слушают его вполуха, — самая привычная картина в конце урока. Сломайте систему! Мы собрали необычные техники от педагогов, с помощью которых закончить занятие можно не только интересно, но и продуктивно.

    Светофор и QR-код

    Цель: получить фидбэк от учеников

    Время: 2-3 минуты

    Несомненно, рефлексия — это одна из важных составляющих урока. Преподаватели часто спрашивают детей, понравилось ли им занятие, что нового ребята узнали. 

    В период работы учителем начальных классов тьютор Центра педагогического мастерства Екатерина Чебышева использовала такую технику для сбора впечатлений. 

    На стену рядом с дверью класса она вешала нарисованный светофор. Выходя из класса после урока, ребенок бил ладошкой по тому цвету, который отражал его настроение: зеленый — отличное, желтый — так себе, красный — ужасное. Можно сместить фокус игры с настроения на понимание темы, где зеленый — все понятно, а красный — ничего не понятно. 

    Учитель начальных классов школы № 2120 Любовь Колесникова вместо «Светофора» использует технику «Поляна сказок». В конце урока педагог раскладывает перед детьми нарисованную поляну с цветами, где каждый цветок — это определенное задание, и раздает детям бумажные бабочки, которые они должны посадить на наиболее понравившийся цветок-задание. 

    Вторая техника, которую рекомендует Екатерина Чебышева, подходит для детей постарше. В конце урока им можно предложить отсканировать QR-код, чтобы перейти на страницу опроса или викторины. Дети отвечают на виртуальные вопросы, а учитель видит, понравился им урок или нет, отмечает, что нужно изменить.

    «Кубик Блума»

    Цель: закрепить материал

    Время: не более 7 минут (вначале детям потребуется больше времени, но вскоре дело пойдет быстрее и все больше человек сможет бросить кубик) 

    Последние пять-семь минут урока Любовь Колесникова иногда отводит на игру в «очень умный» кубик. «Очень умным» он стал, потому что всегда задает вопросы — на его гранях написаны слова: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Свое название кубик получил благодаря создателю — американскому ученому и психологу Бенджамину Блуму, автору уникальной системы, разделяющей образовательные цели на три блока: «Знаю», «Творю» и «Умею». В этой системе ребенок не получает готовые знания, а находит способы решить проблему с помощью собственных знаний и опыта.  

    Ученик бросает кубик, и в зависимости от выпавшей на кубике грани ему необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу. Например, «Объясни, как работает круговорот воды в природе» или «Назови все гласные буквы». Если ученики знают материал, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.

    S.M.A.R.T.

    Цель: дать основы целеполагания

    Время: 5-7 минут (в первый раз необходимо заложить время на объяснение техники, потом процесс пойдет быстрее)

    Умение ставить цели и достигать их так же важно для современного человека, как и навыки счета и чтения. За пару минут в конце урока можно убить двух зайцев сразу: не только проанализировать «домашку», но и научить детей составлять план на ее выполнение.

    Одна из техник для постановки целей называется S.M.A.R.T., что расшифровывается как:

    •  Specific — конкретный; 
    • Measurable — измеримый;
    • Achievable — достижимый; 
    • Relevant — значимый;
    • Time-bound — ограниченный по времени.

    Например, цель «Научиться говорить по-английски» слишком обширная, чтобы вписать ее в эти параметры. Зато цель «Выучить 20 слов по теме «Транспорт» ко вторнику» вполне можно вписать в эту схему, потому что она конкретна и значима: если ребенок не выучит, то не сможет ответить. Она измерима (20 слов), ограничена по времени ( дедлайн — вторник) и достижима — школьник в состоянии ее выполнить. 

    Цели можно ставить не только на домашние задания, но и на саморазвитие:

    1. Выбрать книгу для домашнего чтения.
    2. Прочитать 20 страниц.
    3. Найти семь необычных фактов о Новой Зеландии.

    Так у ребят будет четкий план, что делать дальше, и они смогут отслеживать свой прогресс. 

    Театральные приёмы

    Цель: закрепить материал, актуализировать знания

    Время: 2-5 минут

    Техники театральной педагогики тоже хорошо подходят для завершения урока. Они дают ученикам возможность эмоционально включиться в тему и не просто понять информацию, а прочувствовать ее. 

    Учитель русского языка школы № 2065 Руслан Лазутин предлагает использовать технику «Я-сообщений» по теме урока. Например, ученик может выступить от лица А. С. Пушкина и рассказать, как он маленький чуть не попал под копыта коня Александра I. На уроке географии «Христофор Колумб» поведает классу о своих кораблях — «Нинье», «Пинте» и «Санта-Марии», а на математике можно услышать и такой монолог: «Я — косинус, и я неразрывно связан с углом. Поэтому, чтобы меня найти, надо знать, что такое гипотенуза и близлежащий катет». 

    Также можно предложить детям добавлять к сказанному ранее по одному предложению или ограничить их речь по времени — поставить таймер на 60 секунд.

    Взбодрить ребят перед переменой поможет и необычный способ чтения. Учитель берет любую детскую художественную книгу и «пускает» ее в класс. Ребята читают по предложению, заменяя каждое, например, второе слово на слово по теме урока.

    Больше о театральной педагогике можно прочитать в этой статье.

    Дебаты

    Цель: сформировать интерес к теме, актуализировать знания

    Время: 10 минут

    Сократ говорил, что истина рождается в споре. С ним сложно не согласиться — ведь, приводя аргументы и дискутируя, ученики погружаются в тему настолько глубоко, насколько это возможно. 

    Учитель истории школы № 2065 Лариса Маслова предлагает старшеклассникам поучаствовать в дебатах по теме урока. Один человек — одна точка зрения. Методом жеребьевки ученики получают свою «партийную линию» и отстаивают ее. Например, по одну стороны барьера будет находиться приверженец тоталитаризма в России в начале 20-го века, а по-другую — его противник. Иногда учитель сам распределяет роли, если видит, что ученику необходимо посмотреть на тему под другим углом. 

    Дебаты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, когда в обсуждении участвуют несколько человек, а мысль выражает только условный лидер. Те ученики, кто напрямую не участвует в обсуждении, с интересом слушают выступающих, а яркие моменты дискуссий навсегда врезаются в память. 

    Важно соблюдать временные рамки и не превращать урок в балаган, поэтому такая активность лучше всего подходит для конца занятия. Если спор прерывается звонком с урока на самом интересном месте, ребята могут потом дома спокойно проанализировать все сказанное и, возможно, прийти к неожиданным выводам. 

    «Правильно построенный урок подобен хорошей книге: в нем важна каждая деталь — от первой до последней минуты. Не стоит забывать: каким бы хорошим ни был ваш урок, именно последние пять минут останутся в памяти учеников. Поэтому так важно использовать это время, чтобы помочь ребятам структурировать и запомнить все ключевые моменты занятия», — говорит Любовь Колесникова. 


    Материалы по теме:

    • Не школа, а цирк какой-то! Зачем проводить уроки с элементами шоу?
    • Форсайт-сессия или метод Киплинга. Как провести эффективный педсовет?
    • 6 техник НЛП для эффективного обучения

    В 2022 году ОГЭ будут сдавать все выпускники 9-х классов, а значит уже сегодня стоит узнать, каким будет обязательный экзамен по русскому языку и как правильно писать изложение – задание 1-й части КИМа.

    Каким будет ОГЭ 2022 года

    Два года подряд 9-классники имели возможность не сдавать ОГЭ, но в 2022 году экзамен намерены провести в привычном очном формате. ГИА-9 снова станет обязательным, хотя состав КИМов в сравнении с материалами 2021 года существенно не изменится.

    ОГЭ по русскому языку с 2022 году будет состоять из двух частей:

    1. устной (февральское собеседование);
    2. письменной (собственно, сам экзамен).

    Изложение на ОГЭ 2022 года по русскому языку

    Важно! На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 235 минут. Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.

    КИМ письменного ОГЭ-2022 по русскому языку содержит 9 заданий и состоит из 3-х частей:

    • Часть 1. Изложение. Одно задание (1), написание сжатого изложения по прочитанному тексту. Максимум — 7 баллов;
    • Часть 2. Вопросы-ответы. 13 заданий (2–14) с выбором одного варианта из предложенных или написанием краткого ответа – числа, последовательности цифр, слова, словосочетания. Максимум – 13 баллов;
    • Часть 3. Сочинение-рассуждение. Одно задание (15), написание развернутого аргументированного ответа на один из вопросов. Максимум – 9 баллов.

    Подробнее о том, как выполнять тестовые задания и писать сочинение, читайте в разделе «Учеба» нашего портала. В данном материале речь пойдет именно о I части, в которой экзаменуемым предлагается написать сжатое изложение.

    Задание №1 – изложение

    Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

    В демонстрационном КИМе 2022 года, размещенном на официальном сайте ФИПИ, представлен такой вариант задания №1:

    Изложение ОГЭ в 2022 году - задание №1

    В целом на изложение на ОГЭ по русскому языку в 2022 году рекомендуем отвести не более 90 из предоставленных 235 минут, оставив максимум времени на сочинение.

    Педагоги рекомендуют следовать такому алгоритму:

    1. При первом прослушивании постарайтесь выделить основную тему и составить план на черновике.
    2. При втором прослушивании работайте уже с составленным планом, обозначьте абзацы к каждому авторскому утверждению.
    3. Далее стоит внимательно перечитать то, что получилось и внести корректировки «прокручивая» в голове услышанное ранее. Должно получиться 50-60% от исходного текста.
    4. После написания черновика стоит проверить текст на грамматические и пунктуационные ошибки.
    5. Убедившись в том, что вас устраивает результат, переписывайте изложение в бланк ответов №1.

    Важно! Замена стиля в изложении – одна из самых частых и печальных ошибок. Придерживайтесь авторского стиля, не меняйте художественный на деловой, ведь вы не переписываете произведение, а всего лишь пересказываете его.

    Критерии оценивания изложения

    Выполнив правильно все 9 заданий на ОГЭ по русскому языку можно получить максимум 33 балла, из которых 7 – за изложение. Это значит, что за задание №1 вы получите 21% от общего результата. Очевидно, стоит постараться выполнить его как можно лучше.

    Качественная работа 2022 года должна советовать таким критериям:

    • изложение должно содержать минимум 3 абзаца;
    • каждый абзац должен соответствовать своей микротеме;
    • в тексте должны встречаться ключевые слова (термины, понятия, географические объекты, ключевые глаголы).

    Оценивать изложение эксперты будут по трем основным критериям:

    Критерий Максимальный балл
    К-1 Содержание изложения 2
    К-2 Сжатие исходного текста 3
    К-3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2

    Очевидно, что для получения максимального балла необходимо хорошо владеть приемами сжатия текста.

    Приемы сжатия текста

    Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

    Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

    Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:

    • исключение;
    • обобщение;
    • замена.

    Как писать изложение на ОГЭ 2022 по русскому языку

    Исключение

    • вводных слов;
    • однородных членов предложения;
    • повторов;
    • однотипных примеров;
    • риторических вопросов и восклицаний;
    • цитат;
    • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
    • пояснений;
    • рассуждений;
    • описаний;
    • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

    При исключении необходимо

    1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
    2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

    Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)

    Обобщение

    • парцеллированных предложений;
    • ряда предложений;
    • связанных одной мыслью, частей предложений;
    • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

    При обобщении необходимо

    1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.
    2. Найти в них общее.
    3. Объединить эти факты на основе общего.
    4. Сформулировать получившееся предложение.

    Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)

    Замена

    • однородных членов обобщающим словом;
    • сложного предложения — простым;
    • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
    • прямой речи — косвенной;
    • части текста — одним предложением;
    • части предложения местоимением и т.д.

    При замене необходимо

    1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
    2. Сформулировать получившееся предложение.

    Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)

    Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

    При сжатии исходного текста при написании изложения для ОГЭ в 2022 году необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

    Видео-урок

    Также предлагаем посмотреть видео урок о том, как правильно писать сжатое изложение на ОГЭ 2022 года.

    Читайте также:

    • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
    • ФИПИ ОГЭ 2022 года
    • Каникулы в 2021-2022 году для школьников в Татарстане

    Цели деятельности учителя:  формирование  творческого воображения при изображении сказочного мира; развитие фантазии, воображения  детей посредством выполнения творческого коллективного проекта по теме «Рисуем сказку»

    Оборудование:  презентация, лист, гуашь, фломастеры,  кисти,  лист большого формата под фон панно.

    Этап урока  

    Методы и приёмы

    Хронометраж

    Содержание урока

    Формируемые

     УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I.Этап самоопределения к деятельности

    Словесный

    1 мин

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    – Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

    Подготавливаются к уроку.

    К: планирование сотрудничества с учителем

    II.Актуализации знаний  и мотивация

    Словесный

    Беседа

    Наглядный

     работа с презентацией

    3 мин

    Прозвенел уже звонок,

    Сядьте тихо и неслышно,

    И скорей начнём урок.

    Будем рисовать, трудиться,

    Ведь заданья нелегки.

    Нам, друзья, нельзя лениться,

    Так как мы ученики.

    -Давайте посмотрим на слайд, слово, которое здесь расшифрованно подскажет нам тему нашего урока.

    Настраиваются на продуктивную деятельность.

    — Сказка

    Л: включение в учебную деятельность

    К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

    III.Постановка учебной задачи

    Словесный беседа

    Практический упражнения

    Создание проблемной ситуации

    2 мин

    -Как вы думаете, какова тема нашего урока?

    -Тема нашего урока : «Рисуем сказку».

    -Попробуйте сформулировать цели урока.

    Цели урока вы видите на экране:

    1.Узнать, что такое сказочная страна

    2.Выполним коллективную работу- панно

    -Сказки

    — Выполним работу по сказкам

    П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    П: поиск и выделение необходимой информации

    Р: целеполагание

    Л: самоопределение к деятельности

    VI.Первичное закрепление во  внешней речи

    Словесный

    Беседа

    Практический

    Пед. показ

    3 мин

    – Сегодня на уроке мы с вами будем изображать сказочную страну, путешествовать по сказкам. 

    – Ребята, а вы любите сказки? Назовите свои самые любимые сказки.

    – Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим. Я буду читать отрывок из сказки, а вы угадайте, как она называется.

    1) «…Развеселились девушки, развели костер и вздумали через огонь прыгать. Одна прыгнула, другая, третья.

    – Что же ты не прыгаешь? – говорят ей подруги».

    – Как называется эта сказка? (СЛАЙД)

    2) «Пустил стрелу младший брат – попала стрела в грязное болото и подхватила ее лягушка».

    – Отгадали сказку? (СЛАЙД)

    3) «Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор. Сидит царская дочь Елена Прекрасная в своем высоком тереме у окошка. Кто на коне до царевны доскочит да с ее руки золотой перстень снимет, за того она и замуж пойдет!»

    – Что же это за сказка? 

    4)  Мы объехали весь свет;

    За морем житье не худо,

    В свете ж вот какое чудо:

    Остров на море лежит,

    Град на острове стоит

    С златоглавыми церквами,

    С теремами да садами;

    Ель растет перед дворцом,

    А под ней хрустальный дом.

    – Отгадайте название и автора сказки. ( А. С. Пушкина.)

    — Какие еще сказки вы знаете? Назовите их, какие герои были в этой сказке?

    -Вспомните сказку Маша и Медведь, о чем она? А есть ли современная сказка или мультфильм Маша и медведь?

    -Верно, это одна и та же маша? Разные, верно.

    – Сказки знаете вы хорошо. А сейчас давайте представим себе сказочный город (страну). Возможно, он будет похож на тот, который описал в своей сказке А. С. Пушкин, а может быть, вы придумаете свой.

    -Как вы представляете себе волшебную, сказочную страну?

    -Замечательно.

    Слушают учителя

    Отвечают учителю.

    -Снегурочка

     Царевна-лягушка

     Сивка-бурка

     Сказка о царе Салтане

    Отвечают на вопросы учителя.

    -Да, мультфильм

    Отвечают на вопросы учителя.

    П: структурирование знаний

    Р: осуществлять контроль

    Динамическая переменка

    Метод аналогии

    1 мин

    -Давайте немного отдохнем:

    Раз, два, три, четыре, пять-
    Все умеем мы считать.
    Раз! Подняться, подтянуться.
    Два! Согнуться, разогнуться.
    Три! В ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре — руки шире.
    Пять — руками помахать.
    Шесть за парту тихо сесть.
    Семь, восемь — лень отбросим.

    -Повторяют действия за учителем

    Р: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

    VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

    Практический

    Практическая работа

    5 мин

    — А сейчас, ребята, ваша задача создать коллективное панно.

    — У меня будут помощники, которые будут рисовать вместе со мной пейзаж, остальные ребята, будут выполнять работу самостоятельно.

    -Вам необходимо нарисовать одного сказочного героя, который будет жить в нашей сказочной стране.

    -Приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы. Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим задание и в конце урока у нас будет замечательное панно.

    Фигуры персонажей вырезаются детьми. Обговаривается техника безопасности (работа с ножницами)

    Выполняют задание.

    П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

    П:выполнение действий по алгоритму

    VII.Включение в систему знаний

    Словесный беседа

    Практический

    2 мин

    — Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.

     Следует подождать, когда Ваша   работа подсохла.

    Внимание!!!! Начинают клеить сверху листа от линии горизонта. Выбирают фигурки от маленьких до больших.

         (наклеиваем, советуясь с детьми)

    Сейчас, я прошу Вас ознакомиться с  тем, что получилось у нас всех!

    Повторяют и закрепляют изученный материал

    П: осознанное произвольное построение речевого высказывания

    Р: контроль цели

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

    VIII.Рефлексия деятельности

    Словесный анализ

    2 мин

    Закончи предложение: «На уроке мне …»

    Было трудно …                              

    Было интересно …

    Было не понятно …                      

    Было легко …

    Выставление оценок.

    — Спасибо  за урок,  до свидания!

    Анализируют свою работу на уроке.

    Р: самоанализ, самооценка

  • Сказка о грустном художнике левитан
  • Сказка о гусыне сухомлинского главная мысль
  • Сказка о громком барабане читать
  • Сказка о горячем камне
  • Сказка о городе к елена шумкина