Министерство
общего и профессионального образования
Свердловской
области
ГАПОУ
СО «Ревдинский педагогический колледж»
Кафедра
дошкольного образования
Конспект
по организации игры-драматизации
по
сказке «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака
Средняя
группа
Образовательная
программа
«Детство»
Исполнитель:
Пестова
Виктория Николаевна,
воспитатель
1
квалификационной категории
2021
Игра-драматизации по сказке С. Я. Маршака
«Сказка о глупом мышонке»
Цель: Создание условий для
формирования у детей младшего дошкольного возраста уважительного отношения к
маме посредством знакомства детей с творчеством С.Я. Маршака.
Задачи:
Обучающая: Учить
согласовывать свои действия при инсценировки сказки со словами воспитателя.
Воспитательная: Воспитывать любовь к своим родным, посредством
сказки.
Развивающая: Продолжать
развивать у детей любовь к
русскому народному творчеству.
Оборудование:
пальчиковый театр (мышка, мышонок, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука,
кошка), книга со сказкой.
Ход:
Воспитатель
выводит на экран задний двор, где живут домашние животные. Дети сидят на
стульчиках.
Воспитатель:
Ой, ребята, посмотрите, куда это мы попали?
Дети:
На задний двор дома.
Воспитатель:
Верно. А кто у нас живёт здесь?
Дети:
Домашние животные.
Воспитатель:
Каких домашних животных вы знаете?
Дети:
Свинья, лошадь, собака, кошка.
Воспитатель:
Молодцы. Сегодня мы с вами превратимся в персонажей сказки Самуила Яковлевича
Маршака «Сказка о глупом мышонке». Знаете эту сказку?
Дети:
Да.
Воспитатель:
О чём она?
Дети:
О глупом мышонке, который хотел, чтобы мама нашла ему няньку, для того, чтобы
он быстрее засыпал.
Воспитатель:
Абсолютно верно. Сегодня мы с вами поиграем за этих персонажей. Давайте распределим
роли с помощью жеребьёвки – кто какую роль вытянет из мешочка, тот тем и будет.
Дети
вытягивают роли.
Воспитатель:
Ну, вот мы и вытянули свои роли. Молодцы. Теперь каждый получит своего
персонажа.
Воспитатель
раздаёт персонажей детям.
Воспитатель:
Теперь перед нами стоит очень трудная задача. Нам нужно будет обыграть эту
сказку. Я буду сказку читать, а вы играть за своих героев. Но слушать сказку
нужно очень внимательно. Но сначала мы с вами разомнёмся. Встаём со стульчиков.
Воспитатель
проводит физминутку.
«Вышли мышки
погулять — Раз-Два-Раз-Два, (Шаг на месте)
Пошалить и
поиграть — Раз-Два-Раз-Два, (Дети вращают кистями, выполняя движение
«фонарики»)
Правой лапкой
топнули – Топ-топ-топ, (Топают правой ногой)
Левой лапкой
топнули – топ-топ-топ. (Топают левой ногой)
Сыр на полке
увидали, лапки вверх к нему подняли (Поднимают руки вверх)
Тянутся-потянутся
– сыр им очень нравится (Тянутся вверх)
Кусочек утащили –
вниз лапки опустили (Опускают руки вниз)
Рады лакомству
мышата – хлопают в ладошки (Хлопают в ладоши)
Оглянулись – а за
ними наблюдает кошка! (Поворачиваются назад)
Мышки испугались –
в норки разбежались. (Складывают руки домиком над головой).»
Воспитатель:
Отлично. Теперь мы с вами готовы. Слушайте внимательно.
Воспитатель
читает сказку, дети обыгрывают.
Воспитатель:
Ну, вот мы с вами и закончили. Вы большие молодцы. Чем мы с вами сегодня
занимались?
Дети:
Играли в игру «Сказка о глупом мышонке».
Воспитатель:
По какой сказке?
Дети:
«Сказка о глупом мышонке».
Воспитатель:
Верно, а кто автор этого произведения?
Дети:
Самуил Яковлевич Маршак.
Воспитатель:
Молодцы, правильно. Теперь, зная сказку, вы можете играть самостоятельно.
Сказка:
Мышка: Спи мышонок, замолчи Дам
тебе я хлебной корки И огарочек свечи.
Рассказчик: Отвечает ей мышонок:
Мышонок: Голосок твой слишком
тонок. Ты мне мама не пищи Лучше няньку поищи.
Рассказчик: Побежала Мышка-мать, Стала
Утку в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать.
Рассказчик: Стала петь мышонку Утка:
Утка: Баю-бай, усни, малютка!
После дождика в саду Червяка тебе найду!
Рассказчик: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос не хорош:
Очень громко ты поешь.
Рассказчик: Побежала Мышка мать, Стала
Жабу в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам, тетя Жаба,
Нашу детку покачать.
Рассказчик: Стала Жаба важно квакать:
Жаба: Ква-ква-ква – не надо
плакать, Спи, Мышонок, до утра Дам тебе я комара
Рассказчик: Глупый маленький Мышонок
отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос не хорош:
Очень скучно ты поешь.
Рассказчик: Побежала Мышка мать, Стала
Лошадь в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя
Лошадь, Нашу детку покачать.
Лошадь: Иго-го!
Рассказчик: поет Лошадка…
Лошадь: Спи, Мышонок,
сладко-сладко, Повернись на правый бок, Дам овса тебе мешок. Рассказчик:
Глупый маленький Мышонок Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос не хорош
Очень страшно ты поешь.
Рассказчик: Побежала Мышка мать, Стала
Свинку в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя
Свинка, Нашу детку покачать.
Рассказчик: Стала Свинка хрипло
хрюкать, Непослушного баюкать…
Свинка: Баю-баюшки, Хрю-хрю!
Успокойся, говорю!
Рассказчик: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос не хорош
Очень грубо ты поешь.
Рассказчик: Стала думать Мышка-мать
Мышка: Надо Курицу позвать… Приходи
к нам, тетя Клуша, Нашу детку покачать.
Рассказчик: Закудахтала Наседка:
Курица: Куд-куда, не бойся детка..
Забирайся под крыло, Там и сухо и тепло.
Рассказчик: Глупый, маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос не хорош,
Эдак вовсе не уснешь!
Рассказчик: Побежала Мышка мать, Стала
в няньки Щуку звать
Мышка: Приходи к нам, тетя Щука,
Нашу детку покачать.
Рассказчик: Стала петь Мышонку Щука Не
услышал он не звука Разевает Щука рот И не слышно, что поет.
Рассказчик: Побежала Мышка мать, Стала
в няньки Кошку звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя Кошка,
Нашу детку покачать.
Рассказчик: Стала петь мышонку Кошка
Кошка: Мур-мур-мур, Усни, мой
крошка… Мяу-мяу, ляжем спать, Мяу-мяу на кровать.
Рассказчик: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Голосок твой так хорош
Очень сладко ты поешь.
Рассказчик: Прибежала Мышка-мать,
Посмотрела на кровать, Ищет глупого Мышонка, А мышонка … Все: … Не видать!
«Звук [й’ у], [’у]. Буква Ю ю.
С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»»
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации со взаимодействия
Универсальные
учебные действия
Промежуточный
контроль
1.Орг.
момент.
— Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Здравствуйте,
я рада вас видеть , меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у
вас урок обучения грамоте.
— Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Приветствуют учителя,
внимательно слушают
Фронтальная.
Регулятивные:
Умение организовать себя и свое рабочее место.
Соблюдение дисциплины.
Зрительный контакт
2.Сообщение
темы и цели.
-Тема сегодняшнего урока
«Звук [й’ у], [’у]. Буква Ю ю».
К нам в гости сегодня пришел главный герой из «Сказки о глупом мышонке» С. Я.
Маршака.
Автор назвал мышонка глупым, как вы думаете, почему?
Кажется, мышонок пришел к нам не с пустыми руками, у него с
собой корзинка с сыром. За каждый правильный ответ, он будет вас им угощать.
В конце урока мы подведем итоги, и тот, у кого окажется больше сыра, получит
возможность изменить «Сказку о глупом мышонке» С.Я. Маршака так, как захочет.
Внимательно слушают.
Фронтальная
Личностные,:
умение слышать друг друга и учителя
Ответы на вопросы учителя.
3.Систематизация
знаний
Прежде чем приступить к новому, необходимо повторить то, что мы
уже знаем.
1. Повторение ранее изученных букв
—Откройте страницу 45 и взгляните на ленту
памяти.
— На какие две группы
разделены буквы русского языка?
— Назовите буквы,
которые обозначают мягкость согласных звуков?
— Назовите буквы,
которые обозначают твёрдость согласных звуков?
— О каких буквах мы
можем сказать, что они особые (хитрые)? Почему?
На какие группы разделены согласные буквы русского языка?
2. Чтение слогов , слов с ранее изученными буквами
-Сейчас каждый по
цепочке, глядя на ленту памяти, составит по 1 слогу. Следим и внимательно
слушаем своих одноклассников, повторения недопустимы.
-По дороге к нам мышонок нашел несколько слогов, но он не знает, что с ними
делать. Посмотрите на слайд. Давайте поможем мышонку разобраться, что же
делать со слогами. Может из них можно составить слова?
Слоги (в разброс на
слайде):
Кош, бу, шо, че, ма, зво, мы, аз, зи, у, ка, нок, рок, ник.
Слова:
Кошка, мышонок, урок, звонок, ученик, зима.
Гласные и согласные
(и, е,
ё, я)
(а, о,
у, ы, э)
(е, ё,
я), потому что они обозначают два звука.
Звонкие и глухие
согласные
Составляют слоги по цепочке
Составляют слова из
слогов.
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные:
повторение изученного материала, систематизация знаний.
Регулятивные: Умение
проявлять дисциплинированность и организованность на уроке.
Ответы на вопросы учителя.
4.
Выделение нового звука в процессе слого- звукового анализа.
— Мы повторили всё,
что нам потребуется сегодня, а открыть новое нам поможет загадка и звуковая
схема.
Весело верчусь, кружусь.
На одной ноге держусь…
А когда остановлюсь,
Кто-то должен потрудиться,
Чтоб я вновь могла крутиться.
(Юла)
-Назовите
последнюю букву в этом слове.
-Назовите
первую букву в слове Юла.
-Теперь
откройте страницу 47, посмотрите на звуковую схему.
-Что вы можете
рассказать про это слово?
-Сколько в нем
слогов? Звуков?
-Сколько гласных и
согласных звуков? Какие они?
-Давайте произнесем слово Юла по слогам.
-Назовите первый слог
-Назовите второй слог
-Назовите ударный слог в слове Юла
-Давайте определим есть ли в слове юла буквы вне слияния?
-Назовите слоги слияния
-Произнесите слово и внимательно вслушайтесь, какой первый звук вы слышите?
Правильно, это звук «й».
-Какой это звук?
-Назовите второй звук в слове Юла.
-Какой он?
-Какой же третий звук в слове Юла? Какой он?
Давайте назовем последний звук в слове Юла.
Какой он?
-Что же такое звук, кто мне ответит?
-Сколько гласных звуков в русском языке?
-Сегодня мы с вами познакомимся с буквой с секретом, это значит, что она
состоит из 2 звуков, а именно из звуков [й’] [‘у].
-Давайте охарактеризуем оба звука.
Что такое гласный звук?
-Что такое согласный звук?
-Дайте характеристику звуку [й’]
-А теперь звуку [‘у]
Буква «а»
Буква «Ю»
В этом слове 2 слога,
4 звука,
2 гласных,
2 согласных,
1 мягкий согл.,
1 твёрдый согл.)
Ю-ла
По
поднятой руке называют 1 слог –«Ю»
Второй
слог – «ла»
Ударный
слог – «ла»
1
буква вне слияния – буква «Ю»
Слог
слияния: «ла»
Звук
«й» согласный, потому что при произношении струя воздуха встречает на своем
пути преграду в виду зубов.
Звонкий, непарный, мягкий, непарный.
Звук [у]
Гласный,
потому что при произношении струя выдыхаемого воздуха не встречает преград.
Звук
[л] – согласный, потому что при его произношении струя выдыхаемого воздуха
встречает на своем пути преграду в виде зубов.
Звонкий,
непарный, твердый, пара по мягкости [л’]
-Звук
[а] – гласный, так как при произношении струя выдыхаемого воздуха не
встречает на своем пути преград.
Звук-
это то ,что мы слышим и произносим.
В
русском языке 6 гласных звуков.
Это
звук при произношении которого, воздушная струя выдыхаемого воздуха не встречает
на свеем пути преград
Согласный звук – это звук, при произношении которого струя выдыхаемого
воздуха встречает на своем пути преграду.
Звук
[й’] согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный.
Звук
[у’] гласный, безударный, вне слияния.
Фронтальная, индивидуальный
Познавательные:
Распознавать в словах
новые звуки.
Производить слогозвуковой анализ слов с новыми звуками.
Развитие
фонематического слуха
Личностные: Уметь
слушать своих одноклассников
Коммуникативные::
умение правильно излагать свои мысли, точно формулировать предложения.
Ответы на вопросы
учителя.
5.Знакомство
с новой буквой
-Таким образом, звуки [й’]
[‘ у ] обозначают букву Ю. Давайте посмотрим, как же выглядит буква «Ю» на
странице 47.
-Прочитаем, что же шьет еж и узнаем, в каких случаях пишется заглавная, а в
каких строчная буква «Ю».
-Кто то может сказать в каких случаях пишется заглавная, а в
каких строчная буква Ю?
-Правильно, заглавная буква «Ю» пишется в начале предложения, а
так же при написании имен собственных, например, в именах Юлия, Юрий, так же
река Юровка и т.д.
Строчная же буква «ю» пишется во всех остальных случаях.
-Мышонок про нас не забывает, он внимательно следил, кто же
отвечает на вопросы и работает активно.
-Вам … достается сыр от мышонка.
Чтение текста «Юбки шью, и брюки
шью,
Одеваю всю семью.»
Отвечают на вопрос
учителя.
Внимательно слушают.
Фронтальная,
Индивидуальная
Познавательные:
Узнать как
обозначается буква «Ю»
Личностные:
Способность
радоваться за одноклассников.
Ответы на вопросы
учителя.
6
Чтение слогов
-Мышонок увидел на странице 47 нашего с вами учебника слоги и
очень просит вас их прочитать. За прилежную работу он пообещал всем еще по
кусочку сыра.
-Давайте прочитаем жужжащим чтением по порядку.
-Теперь вслух.
-Сейчас … нам прочитает 2 слог сверху, … — 4 слог снизу, последний
слог, первый слог, 2 слог снизу.
-Вы отлично справились, мышонок каждого угощает кусочком сыра.
Читают жужжащим
чтением.
Читают вслух.
Выборочное чтение.
Индивидуальная,
фронтальная, коллективная
Познавательные: Умение читать
слоги, слова , тексты с изучаемой буквой.
Чтение слогов, ответы
на вопросы учителя.
7.Чтение слов с пометами
-Посмотрите на доску, мышонок нам
приготовил еще одно задание.
-Давайте прочитаем эти слова жужжащим
чтением.
Теперь вслух.
Посмотрите, ребята, буква «ю» может
находиться в начале, в конце и в середине слова. Так как она буква с
секретом, давайте прочитаем правило, из которого мы узнаем, когда буква
обозначает один , а когда два звука.
Читаю детям правило на стр. 47
Итак, кто ответит, когда же буква «ю»
обозначает два звука?
А когда один?
Давайте посмотрим, есть ли здесь слова,
в которых буква Ю обозначает один звук?
Правильно, таких слов нет.
Читают слова жужжащим чтением.
Читают вслух.
Внимательно слушают
Отвечают на вопросы по правилу.
Отвечают на вопросы учителя.
Фронтальная, индивидуальная,
коллективная
Познавательные: Умение читать слоги,
слова , тексты с изучаемой буквой.
Ответы на вопросы учителя, чтение слов с
пометами.
8.Чтение текста.
Посмотрите на страницу 46. Мышонок очень
любит колыбельные, как вы думаете понравится ли ему эта?
Жужжащее чтение.
Ваша задача в парах по очереди прочитать
колыбельную жужжащим чтением. Сосед по парте вас внимательно слушает, и, если
нужно исправляет ошибки.
Чтение вслух.
Теперь все вместе прочитаем колыбельную
вслух.
Аналитическое чтение.
-Кто является главным героем текста?
-Из-за чего кот съел мышонка?
-Как бы вы продолжили этот текст?
-Мышонок очень не хочет попадать в лапы
кота. Продолжим усердно работать и тогда сможем изменить ход событий сказки о
мышонке.
Отвечают на вопросы учителя.
Жужжащее чтение в паре по очереди.
Чтение вслух.
Отвечают на вопросы учителя.
Групповая,
коллективная
Познавательные: Умение читать слоги,
слова , тексты с изучаемой буквой.
Чтение теста, ответы на вопросы учителя
9.Физ. минутка
-Посмотрите, мышонок почти уснул. Пора и
нам взбодриться.
-Сейчас мы проведем физ. минутку.
-Первый раз я покажу вам движения. Вы
меня внимательно слушаете и запоминаете движения. Второй раз повторяете
движения вместе со мной.
На третий раз повторяете движения и слова.
«Вышла мышка как- то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре
Мышки дернули за гири
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон» (2х)
-Пожалуйста, встаньте со своих мест так,
чтобы вам было удобно. Повторяем движения вместе со мной.
-Повторяем вместе со мной движения и
слова.
-Присаживайтесь на свои места, мы отлично
взбодрились, мышонок уже забыл о сне и хочет продолжить получать знания о
букве «Ю» и звуках [й’]
[‘ у ] вместе с вами.
Выполняют физ. минутку.
Коллективная
Регулятивные:
Проявление дисциплинированности.
Зрительный контакт, выполнение физ. минутки
10.
Развитие речи
-Посмотрите на картинку. Это момент из
сказки С.Я. Маршака, откуда к нам пришел мышонок.
-Кого вы на ней видете?
-Что там происходит?
-Ваша задача , работая в парах, найти слова,
в названии которых присутствует буква Ю. За каждое найденное слово мышонок
дает по кусочку сыра.
-После ответов детей мышонок раздает
всем, кто правильно нашел слова по кусочку сыра.
-Теперь так же в парах нужно составить
предложения по представленной иллюстрации. Что вы на ней видите, что там
происходит, и , что же будет дальше?
Отвечают на вопросы учителя.
Юбка, юла.
Составляют предложения в парах.
Фронтальная, групповая
Коммуникативные:
Умение правильно формулировать предложения и свою речь, слушать и принимать
мнение одноклассников
Ответы на вопросы учителя
Выполнение заданий
11. Самостоятельная работа
-Сейчас я и мышонок проверим, как же вы
усвоили тему нашего сегодняшнего урока. У вас на партах представлены карточки
со словами. Ваша задача определить, в каких словах буква «Ю» обозначает 1
звук, а в каких два звука.
-На выполнения задания 5 минут, но тот кто выполнит его раньше и сделает его
правильно, получит дополнительный сыр от мышонка. После выполнения задания мы
подведем итоги и узнаем, кто же сегодня сможет окунуться в волшебную страну
сказок и изменить ход событий в одной из них по-своему.
Слова: юг, уют, юнга, Юлия, июль,
любовь, тюлень, любой, дюшес, тюльпан.
Обменяйтесь своими листами с соседом по
парте и посмотрите на экран. На экране правильные ответы, посчитайте
количество правильных ответов у вашего соседа.
После выполнения задания мышонок выдает
сыр ученикам, которые справились с заданием.
Выполняют самостоятельную работу.
Индивидуальная
Регулятивные: Проявлять дисциплинированность
и организованность в своих действиях.
Выполнение самостоятельной работы
12. Итог, рефлексия.
Итак, скажите, ребята, что мы сегодня
проходили на уроке?
Что учились делать?
Кому было интересно и все понятно, тема
не вызвала никаких затруднений постучите кулачками друг о друга. Кто
испытывал трудности или же не понял, потрите ладошки друг о друга.
Пришло время посчитать количество
кусочков сыра.
Считаем сыр, выбираем человека, у
которого оказалось больше кусочков.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют рефлексию.
Считают сыр.
Ученик, у которого оказалось больше
кусочков сыра говорит, что бы хотел изменить в сказке и как бы это сделал.
Остальные внимательно слушают его, после добавляют свои варианты развития событий
в сказке.
Фронтальная, индивидуальная.
Коммуникативные:
Умение высказывать свою точку зрения, слушать и принимать другие мнения.
Умение правильно излагать свои мысли.
Отвечают на вопросы учителя.
Если собрать в единый список писателей и поэтов всего мира, то он займет несколько полновесных томов. Кто-то получил прижизненное признание и заслуженные почести, талант других признан посмертно. В 2023 году мировая литература отметит юбилеи многих мастеров пера и отдаст дань уважения их творчеству. Писателей-юбиляров вспомнят на школьных уроках, творческих выставках.
Юбилеи писателей и поэтов в 2022-2023 учебном году по месяцам
Художественные произведения, являясь частью культуры, помогают сформировать правильное отношение к добру и злу, видеть красоту в повседневности, разобраться в характере человеческих взаимоотношений и пр. Авторы внесли бесценный вклад в формирование самосознания многих поколений, и мы с благодарностью вспоминаем о них.
Сентябрь (в скобках указаны годы жизни, юбилейная дата)
3 — литературовед, писатель А. М. Адамович (1927-1994, 95), «Блокадная книга», «Каратели», «Последняя пастораль», «Сыновья уходят в бой».
5 — А. К. Толстой (1817-1875, 205). Писатель, автор баллад, стихов, романсов, романов.
6 — поэт, кинодраматург Г. Ф. Шпаликов (1937-1974, 85), сборники стихов «Пароход белый-беленький», «Я жил как жил», автор сценариев к фильмам «Я шагаю по Москве», «Застава Ильича».
10 — путешественник, писатель, этнограф В. К. Арсеньев (1872-1930, 150). Автор «Дерсу Узала», книг об Уссурийском крае.
11 — американский писатель О. Генри (1862-1910, 160), «Вождь краснокожих», «Дары волхвов», «Короли и капуста».
11 — писатель, Б. С. Житков (1882-1938, 140). Автор книг о природе, животных.
21 — исполняется 75 лет С. Э. Кингу (1947 г. р.). Псевдонимы: Ричард Бахман, Джон Свифем. Американский писатель, автор более 200 рассказов, 60 романов, 5 научно-популярных книг.
25 — И. И. Лажечников (1792-1869, 230), «Басурман», «Ледяной дом», «Последний Новик».
26 — советский прозаик, поэт, драматург В. Н. Войнович (1932-2018, 90), «Автопортрет. Роман моей жизни», «Степень доверия», «Трилогия о солдате Иване Чонкине».
29 — писатель, драматург А. В. Сухово-Кобылин (1817-1903, 205), «Свадьба Кречинского».
29 — прозаик М. де Сервантес (1547-1616, 475), «Дон Кихот», «Галатея».
Октябрь
4 — путешественник, писатель Л. А. Буссенар (1847-1910, 175), Франция. Автор приключенческих романов «Капитан Сорви-голова», «Похитители бриллиантов» и др.
8 — поэт, прозаик, переводчица М. И. Цветаева (1892-1941, 130). Автор более 15 сборников стихов, 13 поэм, поэм-сказок «Царь девица», «Молодец», «Переулочки», эссе «Мой Пушкин», драматических произведений «Метель», «Фортуна» и др.
15 — Илья Ильф (1897-1937, 125). Произведения: «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» (соавторство с Е. Петровым).
23 — В. И. Белов (1932-2012, 90). Получил Государственную премию РФ в области литературы, произведения: «Кануны», «Рассказы о всякой живности», «Плотницкие рассказы».
31 — прозаик Е. В. Пермяк (1902-1982, 120), «Памятные узелки», «Волшебные краски».
Ноябрь
3 — поэт, писатель, драматург С. Я. Маршак (1887-1964, 135), «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев», «Детки в клетке» и др.
6 — писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк (1852-1912, 170), «Аленушкины сказки», «Приемыш», «Белое золото» и др.
14 — детский писатель А. Линдгрен (1907-2002, 115), Швеция. Автор «Пеппи Длинныйчулок», «Три повести о Малыше и Карлсоне».
27 — писатель, сценарист, драматург Г. Б. Остер (р. 1947, 75), «Котенок по имени Гав», «Вредные советы», сценарии ко многим детским мультфильмам.
29 — сказочник, писатель В. Гауф (1802-1827, 220), Германия, «Карлик Нос», «Калиф-аист», «Маленький Мук» и др.
30 — англо-ирландский писатель Д. Свифт (1667-1745, 355), «Путешествие Гулливера».
Декабрь
3 — поэтесса З. Н. Александрова (1907-1983, 115), автор детских стихов, песни «Маленькой елочке холодно зимой…».
4 — публицист, писатель Я И. Перельман (1882-1942, 140), автор занимательных сборников для детей.
13 — поэт, публицист Г. Гейне (1797-1856, 225), Германия, автор сатирических произведений, путевых заметок.
16 — писатель фантаст А. Ч. Кларк (1917-2008, 115), Англия, автор «Остров дельфинов», «Космическая Одиссея».
22 — драматург, сценарист, писатель Э. Н. Успенский (1937-2018, 85), придумал Чебурашку, крокодила Гену, Матроскина, Шарика.
Январь
3 — советский писатель А. А. Бек (1903-1972, 120), «Волоколамское шоссе», «Франкфурт на Майне».
10 — А. Н. Толстой (1883-1945, 140), «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», «Хождение по мукам», «Петр Первый».
12 — критик, поэт, сказочник Ш. Перро (1628-1703, 395), Франция.
19 — писатель А. С. Серафимович (1863-1949, 160), «На льдине», «Железный поток».
22 — поэт-романтик Д. Г. Байрон (1788-1824, 235).
22 — писатель П. Л. Проскурин (1928-2001, 95), «Судьба», «Число зверя», «Седьмая стража».
23 — писатель Стендаль (1783-1842, 240), Франция, автор «Красное и черное», «Пармская обитель».
Февраль
4 — писатель М. М. Пришвин (1873-1954, 150), автор произведений о природе, животных.
8 — писатель-фантаст Жюль Верн (1828-1905, 195), Франция.
9 — поэт-романтик В. А. Жуковский (1783-1852, 240).
10 — драматург, поэт Б. Брехт (1898-1956, 125), Германия.
10 — мастер детектива Г. А. Вайнер (1938-2009, 85).
13 — мастер детективного жанра Ж. Сименон (1903-1989, 120), Франция.
21 — прозаик, сценарист Л. Е. Улицкая (р. 1943, 80), «Казус Кукоцкого», «Зеленый шатер».
24 — поэт, писатель, переводчик Э. Г. Казакевич (1913-1962, 110), «Весна на Одере», «Звезда».
28 — писатель-философ Мишель де Монтень (1533-1592, 490), Франция.
Март
1 — писатель, поэт, драматург Ф. К. Сологуб (1863-1927, 160).
13 — поэт, детский писатель, драматург, автор гимна России С. В. Михалков (1913-2009, 110).
17 — писатель Б. Н. Полевой (1908-1981, 115), «Повесть о настоящем человеке».
20 — драматург, поэт Г. Ибсен (1828-1906, 195).
27 — писатель В. А. Закруткин (1908-1984, 115), «Матерь человеческая», «Сотворение мира».
28 — критик, писатель, публицист А. М. Горький (1868-1936, 155), «Дело Артамановых», «Жизнь Клима Самгина».
30 — писатель К. М. Станюкович (1843-1903, 180), «Севастопольский мальчик», «Откровенные».
Апрель
1 — поэт, писатель В. Д. Берестов (1928-1998, 95).
3 — писатель В. Ирвинг (1783-1859, 240), Америка, «Дом с привидениями».
4 — мастер приключенческого жанра Т. М. Рид (1818-1883, 205), Англия, «Белый вождь», «Всадник без головы».
12 — драматург А. Н. Островский (1823-1883, 200), «Женитьба Бальзаминова», «Гроза».
13 — поэт, писатель Д. Бедный (1883-1945, 140).
15 — сценарист, писатель, перевдчик Б. Н. Стругацкий (1933-2012, 90), соавтор А. Стругацкого.
23 — писатель М. Дрюон (1918-2009, 105), Франция.
30 — писатель-сатирик, драматург Я. Гашек (1883-1923, 140), Чехия, «Бравый солдат Швейк».
Май
5 — писатель С Иванов (1928-1999, 95), «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень».
7 — поэт, переводчик Н. А. Заболоцкий (1903-1958, 120), «Как мыши с котом воевали».
12 — поэт, публицист А. А. Вознесенский (1933-2010, 90).
17 — писатель А. Барбюс (1873-1935, 150).
18 — философ, математик, астроном, поэт О. Хайям (1048-1131, 975), известен четверостишиями «рубаи».
20 — философ, писатель М. И. Веллер (р.1948, 75), «Махно, «Бомж», «Наш князь и хан».
26 — драматург, прозаик, поэтесса, сценарист Л. С, Петрушевская (р.1938, 85).
27 — поэтесса, переводчик Е. А. Благинина (1903-1989, 120).
28 — писатель Я. Л. Флеминг (1908-1964, 115), романы о супершпионе Д. Бонде.
31 — лауреат литературной премии Нобеля С. А. Алексиевич (р.1948, 75), «Цинковые мальчики», «У войны не женское лицо».
Урок обучения грамоте
Раздел: преподавание в начальной школе.
Автор: Учитель начальных классов Балушкина Александра Иннокентьевна МБОУ № СОШ №24» г. Братска.
Тема: Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].
Цели:
создать условия для знакомства с функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: знать и объяснять функцию буквы «ю» обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.
Личностные УУД: развивать познавательные интересы, формировать определённые познавательные потребности и учебные мотивы.
Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.
Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.
Оборудование учителя: схемы слогов, слов; магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока.
а) Приветствие.
— Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, напоминаем,
Ни минуты не теряем. (слайд 2)
Проверка готовности к уроку.
б) Психологический тренинг.
В природе есть солнце. Оно всем светит, его теплые и ласковые лучи согревают нас. (На доске картинка солнышка) Закройте глаза и представьте маленькую звезду. Луч солнца коснулся её и она стала больше. Посылаю к вашей звезде лучик добра, радости, здоровья. Теперь эта звезда в вашем сердце. Откройте глаза. Какое у вас настроение? (Хорошее). Улыбнитесь друг другу. Вот с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок.
в) Артикуляционная гимнастика.
А теперь давайте сделаем упражнение на дыхание (слайд 3) и надуем шарики для нашего гостя. А для кого, мы узнаем чуть позже. Молодцы! Попробуем повторить скороговорку.
У четырех черепашек четыре черепашек.
г) Составление рассказа по картине. (слайд 4)
— Посмотрите на картинку. Чем дети заняты? Что они делают? (составление рассказа)
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
1. Работа по теме «Речь».
-
Какой бывает наша речь?
-
Что такое устная речь?
-
Что такое письменная речь?
-
Из чего состоит наша речь?
-
Что мы с вами произносим, когда разговариваем?
-
Какие бывают звуки?
2. Работа по «ленте букв». Игра «Найди свой домик».
— Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)
Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.
Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?
(В синий- а,о,у,ы,; в зеленый- е,ё,и,я)
— Какую работу выполняют гласные а, о, у, ы, ? (Заставляют согласные звуки звучать твердо).
— Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? (Заставляют согласные звуки звучать мягко).
-
Какие буквы мы называем «хитрыми»? (е, ё, я)
-
Почему? (Они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или в середине слова после гласной.)
-
На какие две группы делятся согласные? (Звонкие и глухие.)
-
Какие согласные буквы имеют один звук? (ж, ш, ч, й)
-
Какие звуки у букв ж и ш? (Всегда твердые.)
-
Какой звук у букв ч и й? (Всегда мягкий.)
-
Что вы можете сказать о букве Ь? (Не имеет звука.)
-
На что он всегда указывает? (На мягкость предыдущего согласного звука.)
-
Назовите слова в которых все согласные звуки мягкие. (слайд 5)
-
Игра «Угадай – ка». — Посмотрите, ребята, на алфавит, буквы потерялись. Давайте отгадаем, каких букв не хватает. (слайд 6)
— Оцените свою работу (дети показывают круги: зеленый – у меня все получилось, желтый – у меня есть вопросы, красный – мне нужна помощь).
III. Новый материал.
1. Введение в тему урока. Целеполагание.
(Стук в дверь. Учитель открывает и показывает ребятам Фиксика.)
— Симка дала Нолику задание, но он не смог справиться и пришел к нам за помощью. Поможем?
— Отгадайте загадку: На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная … (Юла). (слайд 7)
Иногда эту игрушку называют и по-другому – «волчок». (На доске — предметная картинка с изображением юлы).
— Проверим, подходит ли звуковая схема к слову. Напечатайте слово у себя на листочках.
Вывешиваю запись слова юла – йула.
— У вас получились разные записи: Нолик написал йула, а Вы, ребята, – по-разному: у кого-то – юла, а у кого-то — йула.Где возникло затруднение? (При обозначении первого слога, звуков[ йу])
— Что мы должны узнать? (Какой буквой обозначить эти звуки)
— Кто догадался, с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?
— Как определить тему нашего урока? (слайд
— Какие цели надо решить на уроке, что мы должны узнать об этой букве?
2. Работа по теме урока.
— Прочитайте 1 –ый слог в слове, какую букву надо напечатать в первом слоге? Узнаем, кто был прав. Кто знает как выглядит буква Ю? (В конверте у Нолика элементы буквы, собираем и получаем Ю) (Слайд 9)
— На что она похожа? (Кусочек буквы Н +буква О) Правильно.
Буквы Н (эн) и О играли,
У Н (эн) палочку сломали.
О к обломкам прикреплю,
Получилась буква «Ю».
На что еще похожа? (слайд 10)
— Сконструируйте букву Ю на парте из ниток, которые лежат перед вами.
— А теперь напишите букву на спине у своего соседа. Молодцы! А в старинных летописях летописцы изображали букву «Ю» вот так. (Показ старинного начертания буквы ю на отдельном листе).
— Эта буква особенная, кто догадался почему? (Обозначает два звука)
— Как вы думаете, всегда ли буква ю обозначает два звука?
-Сегодня мы должны узнать, какие секреты есть у буквы, когда буква ю обозначает два звука.
— Где стоит буква ю в слове «юла»? Сколько у нее звуков? Какие это звуки? ([й] [у])
— Это первый секрет буквы. Вывод.
– Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. Назовите их. (слайд 9 – 11- 12)
3.Физминутка (Слайд 13)
-Стану я сейчас юлой.
На ноге крутнусь одной.
А теперь сменю я ножку
И на ней крутнусь немножко.
Покрутилась. А сейчас
Я прошу садиться вас.
4. Игра «Доскажи словечко»
1. Любят хрюшки букву Ю:
Без неё не скажешь … (хрю)
2. Я вертелась под ногами,
Очень я мешала маме.
И за это братик мой
Называл меня … (юлой)
— Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)
А как звали девочку на картине? (Юля)
— Что вы можете сказать об этом слове? (имя) (Звуковой анализ слова) (слайд 14)
— С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)
(Выставляю заглавную букву Ю)
7. Чтение слогов с буквой Ю.
Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются согласные буквы. ( Р, Д, Т, Л, С, Н).
Подбегает буква «ю» к согласным – получается слог. (на доске слоги)
Читаем слоги: РЮ ЛЮ
ДЮ СЮ
ТЮ НЮ
— Какова роль буквы Ю в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук) Это второй секрет буквы ю. Кто может его сформулировать? (Буква ю в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного звука, и обозначается одним звуком)
— Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).
8. Чтение слов с буквой Ю.
Крутилась, вертелась юла и попала в нашу Азбуку. Откроем книгу и прочитаем слова:
рисую – рисуют
пою — поют
играю — играют
— Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)
— Какие? ([йʼу])
— Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)
— Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)
— Почему?
— Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной). Какой секрет еще узнали?
Вывод: Гласная буква «ю» обозначает два звука [й’у] в начале слова и в середине после другой гласной буквы. (Слайд 16)
Раз буква Ю обозначает два звука, какая она? (хитрая)
— Оцените свою работу. Нолик с вами очень доволен.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Рассматривание иллюстрации на стр.171.
— Посмотрите на стр.171, рассмотрите рисунок.
— Кого вы видите на рисунке?
— Чем занят ежик?
— Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)
2. Чтение текста внизу под иллюстрацией на стр.171.
— Прочитаем текст внизу и узнаем, кого еж одевает? (чтение)
— Что шьет еж?
— Кого он одевает?
-Прочитаем текст еще раз.
— В каких словах встретилась буква Ю?
— А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)
— Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).
3. Физкультминутка. (Слайд 18)
— Вышли мышки как-то раз
(«Ходьба», сидя за партой (держать осанку).)
Посмотреть, который час.
(Наклон головы назад, выпрямиться, руки на пояс)
Раз-два, три-четыре,
(Два хлопка справа, два хлопка слева)
Мыши дернули за гири.
(Руки вверх-вниз)
Вдруг раздался страшный звон,
(Четыре хлопка над головой)
Убежали мышки вон.
4. Рассматривание иллюстрации на стр.170.
— Какой момент изображен на иллюстрации?
— Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)
— Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).
— Кто помнит, какие колыбельные песни пели ваши мамы? Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170. (Чтение шепотом, хором)
— Ребята, может кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).
— Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак)
(Выставляю портрет С.Я. Маршака)
— Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)
— Хотите послушать отрывок из этой сказки? (прослушивание отрывка)
— Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?
— Что случилось в конце этой сказки с мышонком?
— Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.
5. Найдите слова, в которых буква «ю» обозначает 2 звука. (слайд 20)
— Оцените себя.
V. Итог урока. Рефлексия.
— Какая цель была на уроке?
— С какой новой буквой познакомились?
— Почему она особенная (хитрая)?
— Что интересного узнали об этой букве?
— Что можете сказать о гласных е, ё, я, ю? (слайд 21)
— Оцените свою работу на уроке.
-Спасибо, ребята, вы хорошо поработали! Нолик благодарит вас за ваши правильные ответы, ему урок очень понравился. Теперь он с легкостью справится с заданиями Симки.