Сказка о глупом мышонке кто автор

Министерство общего и профессионального образования свердловской области гапоу со ревдинский педагогический колледж кафедра дошкольного образования конспект по организации игры-драматизации по

Министерство
общего и профессионального образования

Свердловской
области

ГАПОУ
СО  «Ревдинский педагогический колледж»

Кафедра
дошкольного образования

Конспект
по организации игры-драматизации

по
сказке «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака

Средняя
группа

Образовательная
программа

«Детство»

Исполнитель:

Пестова
Виктория Николаевна,

воспитатель

1
квалификационной категории

2021

Игра-драматизации по сказке С. Я. Маршака
«Сказка о глупом мышонке»

Цель: Создание условий для
формирования у детей младшего дошкольного возраста уважительного отношения к
маме посредством знакомства детей с творчеством С.Я. Маршака.

Задачи:

Обучающая: Учить
согласовывать свои действия при инсценировки сказки со словами воспитателя.

Воспитательная: Воспитывать любовь к своим родным, посредством
сказки.

Развивающая: Продолжать
развивать у детей любовь к
русскому народному творчеству.

Оборудование:
пальчиковый театр (мышка, мышонок, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука,
кошка), книга со сказкой.

Ход:

Воспитатель
выводит на экран задний двор, где живут домашние животные. Дети сидят на
стульчиках.

Воспитатель:
Ой, ребята, посмотрите, куда это мы попали?

Дети:
На задний двор дома.

Воспитатель:
Верно. А кто у нас живёт здесь?

Дети:
Домашние животные.

Воспитатель:
Каких домашних животных вы знаете?

Дети:
Свинья, лошадь, собака, кошка.

Воспитатель:
Молодцы. Сегодня мы с вами превратимся в персонажей сказки Самуила Яковлевича
Маршака «Сказка о глупом мышонке». Знаете эту сказку?

Дети:
Да.

Воспитатель:
О чём она?

Дети:
О глупом мышонке, который хотел, чтобы мама нашла ему няньку, для того, чтобы
он быстрее засыпал.

Воспитатель:
Абсолютно верно. Сегодня мы с вами поиграем за этих персонажей. Давайте распределим
роли с помощью жеребьёвки – кто какую роль вытянет из мешочка, тот тем и будет.

Дети
вытягивают роли.

Воспитатель:
Ну, вот мы и вытянули свои роли. Молодцы. Теперь каждый получит своего
персонажа.

Воспитатель
раздаёт персонажей детям.

Воспитатель:
Теперь перед нами стоит очень трудная задача. Нам нужно будет обыграть эту
сказку. Я буду сказку читать, а вы играть за своих героев. Но слушать сказку
нужно очень внимательно. Но сначала мы с вами разомнёмся. Встаём со стульчиков.

Воспитатель
проводит физминутку.

«Вышли мышки
погулять — Раз-Два-Раз-Два, (Шаг на месте)

Пошалить и
поиграть — Раз-Два-Раз-Два, (Дети вращают кистями, выполняя движение
«фонарики»)

Правой лапкой
топнули – Топ-топ-топ, (Топают правой ногой)

Левой лапкой
топнули – топ-топ-топ. (Топают левой ногой)

Сыр на полке
увидали, лапки вверх к нему подняли (Поднимают руки вверх)

Тянутся-потянутся
– сыр им очень нравится (Тянутся вверх)

Кусочек утащили –
вниз лапки опустили (Опускают руки вниз)

Рады лакомству
мышата – хлопают в ладошки (Хлопают в ладоши)

Оглянулись – а за
ними наблюдает кошка! (Поворачиваются назад)

Мышки испугались –
в норки разбежались. (Складывают руки домиком над головой).»

Воспитатель:
Отлично. Теперь мы с вами готовы. Слушайте внимательно.

Воспитатель
читает сказку, дети обыгрывают.

Воспитатель:
Ну, вот мы с вами и закончили. Вы большие молодцы. Чем мы с вами сегодня
занимались?

Дети:
Играли в игру «Сказка о глупом мышонке».

Воспитатель:
По какой сказке?

Дети:
«Сказка о глупом мышонке».

Воспитатель:
Верно, а кто автор этого произведения?

Дети:
Самуил Яковлевич Маршак.

Воспитатель:
Молодцы, правильно. Теперь, зная сказку, вы можете играть самостоятельно.

Сказка:

Мышка: Спи мышонок, замолчи Дам
тебе я хлебной корки И огарочек свечи.

Рассказчик: Отвечает ей мышонок:

Мышонок: Голосок твой слишком
тонок. Ты мне мама не пищи Лучше няньку поищи.

Рассказчик: Побежала Мышка-мать, Стала
Утку в няньки звать:

Мышка: Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь мышонку Утка:

Утка: Баю-бай, усни, малютка!
После дождика в саду Червяка тебе найду!

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:

Мышонок: Нет, твой голос не хорош:
Очень громко ты поешь.

Рассказчик: Побежала Мышка мать, Стала
Жабу в няньки звать:

Мышка: Приходи к нам, тетя Жаба,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала Жаба важно квакать:

Жаба: Ква-ква-ква – не надо
плакать, Спи, Мышонок, до утра Дам тебе я комара

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок
отвечает ей спросонок:

Мышонок: Нет, твой голос не хорош:
Очень скучно ты поешь.

Рассказчик: Побежала Мышка мать, Стала
Лошадь в няньки звать.

Мышка: Приходи к нам, тетя
Лошадь, Нашу детку покачать.

Лошадь: Иго-го!

Рассказчик: поет Лошадка…

Лошадь: Спи, Мышонок,
сладко-сладко, Повернись на правый бок, Дам овса тебе мешок. Рассказчик:
Глупый маленький Мышонок Отвечает ей спросонок:

Мышонок: Нет, твой голос не хорош
Очень страшно ты поешь.

Рассказчик: Побежала Мышка мать, Стала
Свинку в няньки звать.

Мышка: Приходи к нам, тетя
Свинка, Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала Свинка хрипло
хрюкать, Непослушного баюкать…

Свинка: Баю-баюшки, Хрю-хрю!
Успокойся, говорю!

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:

Мышонок: Нет, твой голос не хорош
Очень грубо ты поешь.

Рассказчик: Стала думать Мышка-мать

Мышка: Надо Курицу позвать… Приходи
к нам, тетя Клуша, Нашу детку покачать.

Рассказчик: Закудахтала Наседка:

Курица: Куд-куда, не бойся детка..
Забирайся под крыло, Там и сухо и тепло.

Рассказчик: Глупый, маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:

Мышонок: Нет, твой голос не хорош,
Эдак вовсе не уснешь!

Рассказчик: Побежала Мышка мать, Стала
в няньки Щуку звать

Мышка: Приходи к нам, тетя Щука,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь Мышонку Щука Не
услышал он не звука Разевает Щука рот И не слышно, что поет.

Рассказчик: Побежала Мышка мать, Стала
в няньки Кошку звать.

Мышка: Приходи к нам, тетя Кошка,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь мышонку Кошка

Кошка: Мур-мур-мур, Усни, мой
крошка… Мяу-мяу, ляжем спать, Мяу-мяу на кровать.

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:

Мышонок: Голосок твой так хорош
Очень сладко ты поешь.

Рассказчик: Прибежала Мышка-мать,
Посмотрела на кровать, Ищет глупого Мышонка, А мышонка … Все: … Не видать!

«Звук [й’ у], [’у]. Буква Ю ю.

С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»»

Этапы

урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации со взаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный

контроль

1.Орг.
момент.

— Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

-Здравствуйте,
я рада вас видеть , меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у
вас урок обучения грамоте.

— Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.

Приветствуют учителя,
внимательно слушают

Фронтальная.

Регулятивные:
Умение организовать себя и свое рабочее место.
Соблюдение дисциплины.

Зрительный контакт

2.Сообщение
темы и цели.

-Тема сегодняшнего урока

«Звук [й’ у], [’у]. Буква Ю ю».

К нам в гости сегодня пришел главный герой из «Сказки о глупом мышонке» С. Я.
Маршака.
Автор назвал мышонка глупым, как вы думаете, почему? 

Кажется, мышонок пришел к нам не с пустыми руками, у него с
собой корзинка с сыром. За каждый правильный ответ, он будет вас  им угощать.
В конце урока мы подведем итоги, и тот, у кого окажется больше сыра, получит
возможность изменить «Сказку о глупом мышонке» С.Я. Маршака так, как захочет.

Внимательно слушают.


Фронтальная


Личностные,:
умение слышать друг друга и учителя


Ответы на вопросы учителя.

3.Систематизация
знаний

Прежде чем приступить к новому, необходимо повторить  то, что мы
уже знаем.
1. Повторение ранее изученных букв

Откройте страницу 45 и взгляните на ленту
памяти.

— На какие две группы
разделены буквы русского языка?

— Назовите буквы,
которые обозначают мягкость согласных звуков? 

— Назовите буквы,
которые обозначают твёрдость согласных звуков? 

— О каких буквах мы
можем сказать, что они особые (хитрые)? Почему? 

На какие группы разделены согласные буквы русского языка?

2. Чтение слогов , слов с ранее изученными буквами

-Сейчас каждый по
цепочке, глядя на ленту памяти, составит по 1 слогу. Следим и внимательно
слушаем своих одноклассников, повторения недопустимы.


-По дороге к нам мышонок нашел несколько слогов, но он не знает, что с ними
делать. Посмотрите на слайд. Давайте поможем мышонку разобраться, что же
делать со слогами. Может из них можно составить слова?

Слоги (в разброс на
слайде):
Кош, бу, шо, че, ма, зво, мы, аз, зи, у, ка, нок, рок, ник.


Слова:
Кошка, мышонок, урок, звонок, ученик, зима.

Гласные и согласные

(и, е,
ё, я)

(а, о,
у, ы, э)

(е, ё,
я), потому что они обозначают два звука.

Звонкие и глухие
согласные

Составляют слоги по цепочке

Составляют слова из
слогов.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:
повторение изученного материала, систематизация знаний.

Регулятивные: Умение
проявлять дисциплинированность и организованность на уроке.

Ответы на вопросы учителя.

4.
Выделение нового звука в процессе слого- звукового анализа.

— Мы повторили всё,
что нам потребуется сегодня, а открыть новое нам поможет загадка и звуковая
схема.

Весело верчусь, кружусь.
На одной ноге держусь…
А когда остановлюсь,
Кто-то должен потрудиться,
Чтоб я вновь могла крутиться.

(Юла)

-Назовите
последнюю букву в этом слове.

-Назовите
первую букву в слове Юла.

-Теперь
откройте страницу 47, посмотрите на звуковую схему.

-Что вы можете
рассказать про это слово?

-Сколько в нем
слогов? Звуков?

-Сколько гласных и
согласных звуков? Какие они?

-Давайте произнесем слово Юла по слогам.


-Назовите первый слог

-Назовите второй слог

-Назовите ударный слог в слове Юла

-Давайте определим есть ли в слове юла буквы вне слияния?

-Назовите слоги слияния


-Произнесите слово и внимательно вслушайтесь, какой первый звук вы слышите?
Правильно, это звук «й».

-Какой это звук?

-Назовите второй звук в слове Юла.
-Какой он?

-Какой же третий звук в слове Юла? Какой он?

Давайте назовем последний звук в слове Юла.

Какой он?

-Что же такое звук, кто мне ответит?

-Сколько гласных звуков в русском языке?

-Сегодня мы с вами познакомимся с буквой с секретом, это значит, что она
состоит из 2 звуков, а именно из звуков [й’] [‘у].
-Давайте охарактеризуем оба звука.

Что такое гласный звук?

-Что такое согласный звук?

-Дайте характеристику звуку [й’]

-А теперь звуку [‘у]

Буква «а»

Буква «Ю»

В этом слове 2 слога,
 4 звука,
2 гласных,
 2 согласных,
1 мягкий согл.,
1 твёрдый согл.)

Ю-ла

По
поднятой руке называют 1 слог –«Ю»

Второй
слог – «ла»

Ударный
слог – «ла»

1
буква вне слияния – буква «Ю»

Слог
слияния: «ла»

Звук
«й» согласный, потому что при произношении струя воздуха встречает на своем
пути преграду в виду зубов.
Звонкий, непарный, мягкий, непарный.


Звук [у]

Гласный,
потому что при произношении струя выдыхаемого воздуха не встречает преград.

Звук
[л] – согласный, потому что при его произношении струя выдыхаемого воздуха
встречает на своем пути преграду в виде зубов.

Звонкий,
непарный, твердый, пара по мягкости  [л’]

-Звук
[а] – гласный, так как при произношении струя выдыхаемого воздуха не
встречает на своем пути преград.

 Звук-
это то ,что мы слышим и произносим.

В
русском языке 6 гласных звуков.

Это
звук при произношении которого, воздушная струя выдыхаемого воздуха не встречает
на свеем пути преград


Согласный звук – это звук, при произношении которого струя выдыхаемого
воздуха встречает на своем пути преграду.

Звук
[й’] согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный.

Звук
[у’] гласный, безударный, вне слияния.

Фронтальная,  индивидуальный

Познавательные:

Распознавать в словах
новые звуки.
Производить слогозвуковой анализ слов с новыми звуками.

Развитие
фонематического слуха

Личностные: Уметь
слушать своих одноклассников

Коммуникативные::
умение правильно излагать свои мысли, точно формулировать предложения.

Ответы на вопросы
учителя.

5.Знакомство
с новой буквой

-Таким образом, звуки [й’]
[‘ у ] обозначают букву Ю. Давайте посмотрим, как же выглядит буква «Ю» на
странице 47.

-Прочитаем, что же шьет еж и узнаем, в каких случаях пишется заглавная, а в
каких строчная буква «Ю».

-Кто то может сказать в каких случаях пишется заглавная, а в
каких строчная буква Ю?

-Правильно, заглавная буква «Ю»  пишется в начале предложения, а
так же при написании имен собственных, например, в именах Юлия, Юрий, так же
река Юровка и т.д.
Строчная же буква «ю» пишется во всех остальных случаях.

-Мышонок про нас не забывает, он внимательно следил, кто же
отвечает на вопросы и работает активно.

-Вам … достается сыр от мышонка.

Чтение текста «Юбки шью, и брюки
шью,
Одеваю всю семью.»

Отвечают на вопрос
учителя.

Внимательно слушают.

Фронтальная,

Индивидуальная

Познавательные:

Узнать как
обозначается буква «Ю»

Личностные:

Способность
радоваться за одноклассников.

Ответы на вопросы
учителя.

6
Чтение слогов

-Мышонок увидел на странице 47 нашего с вами учебника слоги и
очень просит вас их прочитать. За прилежную работу он пообещал всем еще по
кусочку сыра.

-Давайте прочитаем жужжащим чтением по порядку.

-Теперь вслух.

-Сейчас … нам прочитает 2 слог сверху, … — 4 слог снизу, последний
слог, первый слог, 2 слог снизу.

-Вы отлично справились, мышонок каждого угощает кусочком сыра.

Читают жужжащим
чтением.

Читают вслух.

Выборочное чтение.

Индивидуальная,
фронтальная, коллективная

Познавательные: Умение читать
слоги, слова , тексты с изучаемой буквой.

Чтение слогов, ответы
на вопросы учителя.

7.Чтение слов с пометами

-Посмотрите на доску, мышонок нам
приготовил еще одно задание.

-Давайте прочитаем эти слова жужжащим
чтением.

Теперь вслух.

Посмотрите, ребята, буква «ю» может
находиться в начале, в конце и в середине слова. Так как она буква с
секретом, давайте прочитаем правило, из  которого мы узнаем, когда буква
обозначает один , а когда два звука.

Читаю детям правило на стр. 47

Итак, кто ответит, когда же буква «ю»
обозначает два звука?

А когда один?

Давайте посмотрим, есть ли здесь слова,
в которых буква Ю обозначает один звук?

Правильно, таких слов нет.

Читают слова жужжащим чтением.

Читают вслух.

Внимательно слушают

Отвечают на вопросы по правилу.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная,
коллективная

Познавательные: Умение читать слоги,
слова , тексты с изучаемой буквой.

Ответы на вопросы учителя, чтение слов с
пометами.

8.Чтение текста.

Посмотрите на страницу 46. Мышонок очень
любит колыбельные, как вы думаете понравится ли ему эта?

Жужжащее чтение.

Ваша задача в парах по очереди прочитать
колыбельную жужжащим чтением. Сосед по парте вас внимательно слушает, и, если
нужно исправляет ошибки.

Чтение вслух.

Теперь все вместе прочитаем колыбельную
вслух.

Аналитическое чтение.

-Кто является главным героем текста?
-Из-за чего кот съел мышонка?

-Как бы вы продолжили этот текст?

-Мышонок очень не хочет попадать в лапы
кота. Продолжим усердно работать и тогда сможем изменить ход событий сказки о
мышонке.

Отвечают на вопросы учителя.

Жужжащее чтение в паре по очереди.

Чтение вслух.

Отвечают на вопросы учителя.

Групповая,
коллективная

Познавательные: Умение читать слоги,
слова , тексты с изучаемой буквой.

Чтение теста, ответы на вопросы учителя

9.Физ. минутка

-Посмотрите, мышонок почти уснул. Пора и
нам взбодриться.

-Сейчас мы проведем физ. минутку.

-Первый раз я покажу вам движения. Вы
меня внимательно слушаете и запоминаете движения. Второй раз повторяете
движения вместе со мной.
На третий раз повторяете движения и слова.

«Вышла мышка как- то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре
Мышки дернули за гири
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон» (2х)

-Пожалуйста, встаньте со своих мест так,
чтобы вам было удобно. Повторяем движения вместе со мной.

-Повторяем вместе со мной движения и
слова.

-Присаживайтесь на свои места, мы отлично
взбодрились, мышонок уже забыл о сне и хочет продолжить получать знания о
букве «Ю» и звуках [й’]
 [‘ у ] вместе с вами.

Выполняют физ. минутку.

Коллективная

Регулятивные:

Проявление дисциплинированности.

Зрительный контакт, выполнение физ. минутки

10.
Развитие речи

-Посмотрите на картинку. Это момент из
сказки С.Я. Маршака, откуда к нам пришел мышонок.

-Кого вы на ней видете?

-Что там происходит?

-Ваша задача , работая в парах, найти слова,
в названии которых присутствует буква Ю. За каждое найденное слово мышонок
дает по кусочку сыра.

-После ответов детей мышонок раздает
всем, кто правильно нашел слова по кусочку сыра.

-Теперь так же в парах нужно составить
предложения по представленной иллюстрации. Что вы на ней видите, что там
происходит, и , что же будет дальше?

Отвечают на вопросы учителя.

Юбка, юла.

Составляют предложения в парах.

Фронтальная, групповая

Коммуникативные:
Умение правильно формулировать предложения и свою речь, слушать и принимать
мнение одноклассников

Ответы на вопросы учителя

Выполнение заданий

11. Самостоятельная работа

-Сейчас я и мышонок проверим, как же вы
усвоили тему нашего сегодняшнего урока. У вас на партах представлены карточки
со словами. Ваша задача определить, в каких словах буква «Ю» обозначает 1
звук, а в каких два звука.
-На выполнения задания 5 минут, но тот кто выполнит его раньше и сделает его
правильно, получит дополнительный сыр от мышонка. После выполнения задания мы
подведем итоги и узнаем, кто же сегодня сможет окунуться в волшебную страну
сказок и изменить ход событий в одной из них по-своему.

Слова: юг, уют, юнга, Юлия, июль,
любовь, тюлень, любой, дюшес, тюльпан.

Обменяйтесь своими листами с соседом по
парте и посмотрите на экран. На экране правильные ответы, посчитайте
количество правильных ответов у вашего соседа.

После выполнения задания мышонок выдает
сыр ученикам, которые справились с заданием.

Выполняют самостоятельную работу.

Индивидуальная

Регулятивные: Проявлять дисциплинированность
и организованность в своих действиях.

Выполнение самостоятельной работы

12. Итог, рефлексия.

Итак, скажите, ребята, что мы сегодня
проходили на уроке?

Что учились делать?

Кому было интересно и все понятно, тема
не вызвала никаких затруднений постучите кулачками друг о друга. Кто
испытывал трудности или же  не понял, потрите ладошки друг о друга.

Пришло время посчитать количество
кусочков сыра.

Считаем сыр, выбираем человека, у
которого оказалось больше кусочков.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют рефлексию.

Считают сыр.

Ученик, у которого оказалось больше
кусочков сыра говорит, что бы хотел изменить в сказке и как бы это сделал.
Остальные внимательно слушают его, после добавляют свои варианты развития событий
в сказке.

Фронтальная, индивидуальная.

Коммуникативные:
Умение высказывать свою точку зрения, слушать и принимать другие мнения.

Умение правильно излагать свои мысли.

Отвечают на вопросы учителя.

Если собрать в единый список писателей и поэтов всего мира, то он займет несколько полновесных томов. Кто-то получил прижизненное признание и заслуженные почести, талант других признан посмертно. В 2023 году мировая литература отметит юбилеи многих мастеров пера и отдаст дань уважения их творчеству. Писателей-юбиляров вспомнят на школьных уроках, творческих выставках.

Юбилеи писателей и поэтов в 2022-2023 учебном году по месяцам

Художественные произведения, являясь частью культуры, помогают сформировать правильное отношение к добру и злу, видеть красоту в повседневности, разобраться в характере человеческих взаимоотношений и пр. Авторы внесли бесценный вклад в формирование самосознания многих поколений, и мы с благодарностью вспоминаем о них.

Сентябрь (в скобках указаны годы жизни, юбилейная дата)

3 — литературовед, писатель А. М. Адамович (1927-1994, 95), «Блокадная книга», «Каратели», «Последняя пастораль», «Сыновья уходят в бой».

5 — А. К. Толстой (1817-1875, 205). Писатель, автор баллад, стихов, романсов, романов.

6 — поэт, кинодраматург Г. Ф. Шпаликов (1937-1974, 85), сборники стихов «Пароход белый-беленький», «Я жил как жил», автор сценариев к фильмам «Я шагаю по Москве», «Застава Ильича».

10 — путешественник, писатель, этнограф В. К. Арсеньев (1872-1930, 150). Автор «Дерсу Узала», книг об Уссурийском крае.

11 — американский писатель О. Генри (1862-1910, 160), «Вождь краснокожих», «Дары волхвов», «Короли и капуста».

О. Генри

11 — писатель, Б. С. Житков (1882-1938, 140). Автор книг о природе, животных.

21 — исполняется 75 лет С. Э. Кингу (1947 г. р.). Псевдонимы: Ричард Бахман, Джон Свифем. Американский писатель, автор более 200 рассказов, 60 романов, 5 научно-популярных книг.

25 — И. И. Лажечников (1792-1869, 230), «Басурман», «Ледяной дом», «Последний Новик».

26 — советский прозаик, поэт, драматург В. Н. Войнович (1932-2018, 90), «Автопортрет. Роман моей жизни», «Степень доверия», «Трилогия о солдате Иване Чонкине».

29 — писатель, драматург А. В. Сухово-Кобылин (1817-1903, 205), «Свадьба Кречинского».

29 — прозаик М. де Сервантес (1547-1616, 475), «Дон Кихот», «Галатея».

М. де Сервантес

Октябрь

4 — путешественник, писатель Л. А. Буссенар (1847-1910, 175), Франция. Автор приключенческих романов «Капитан Сорви-голова», «Похитители бриллиантов» и др.

8 — поэт, прозаик, переводчица М. И. Цветаева (1892-1941, 130). Автор более 15 сборников стихов, 13 поэм, поэм-сказок «Царь девица», «Молодец», «Переулочки», эссе «Мой Пушкин», драматических произведений «Метель», «Фортуна» и др.

15 — Илья Ильф (1897-1937, 125). Произведения: «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» (соавторство с Е. Петровым).

23 — В. И. Белов (1932-2012, 90). Получил Государственную премию РФ в области литературы, произведения: «Кануны», «Рассказы о всякой живности», «Плотницкие рассказы».

31 — прозаик Е. В. Пермяк (1902-1982, 120), «Памятные узелки», «Волшебные краски».

Ноябрь

3 — поэт, писатель, драматург С. Я. Маршак (1887-1964, 135), «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев», «Детки в клетке» и др.

Самуил Маршак

6 — писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк (1852-1912, 170), «Аленушкины сказки», «Приемыш», «Белое золото» и др.

14 — детский писатель А. Линдгрен (1907-2002, 115), Швеция. Автор «Пеппи Длинныйчулок», «Три повести о Малыше и Карлсоне».

27 — писатель, сценарист, драматург Г. Б. Остер (р. 1947, 75), «Котенок по имени Гав», «Вредные советы», сценарии ко многим детским мультфильмам.

29 — сказочник, писатель В. Гауф (1802-1827, 220), Германия, «Карлик Нос», «Калиф-аист», «Маленький Мук» и др.

30 — англо-ирландский писатель Д. Свифт (1667-1745, 355), «Путешествие Гулливера».

Декабрь

3 — поэтесса З. Н. Александрова (1907-1983, 115), автор детских стихов, песни «Маленькой елочке холодно зимой…».

4 — публицист, писатель Я И. Перельман (1882-1942, 140), автор занимательных сборников для детей.

13 — поэт, публицист Г. Гейне (1797-1856, 225), Германия, автор сатирических произведений, путевых заметок.

16 — писатель фантаст А. Ч. Кларк (1917-2008, 115), Англия, автор «Остров дельфинов», «Космическая Одиссея».

22 — драматург, сценарист, писатель Э. Н. Успенский (1937-2018, 85), придумал Чебурашку, крокодила Гену, Матроскина, Шарика.

Э. Успенский

Январь

3 — советский писатель А. А. Бек (1903-1972, 120), «Волоколамское шоссе», «Франкфурт на Майне».

10 — А. Н. Толстой (1883-1945, 140), «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», «Хождение по мукам», «Петр Первый».

12 — критик, поэт, сказочник Ш. Перро (1628-1703, 395), Франция.

19 — писатель А. С. Серафимович (1863-1949, 160), «На льдине», «Железный поток».

22 — поэт-романтик Д. Г. Байрон (1788-1824, 235).

22 — писатель П. Л. Проскурин (1928-2001, 95), «Судьба», «Число зверя», «Седьмая стража».

23 — писатель Стендаль (1783-1842, 240), Франция, автор «Красное и черное», «Пармская обитель».

Февраль

4 — писатель М. М. Пришвин (1873-1954, 150), автор произведений о природе, животных.

8 — писатель-фантаст Жюль Верн (1828-1905, 195), Франция.

9 — поэт-романтик В. А. Жуковский (1783-1852, 240).

10 — драматург, поэт Б. Брехт (1898-1956, 125), Германия.

10 — мастер детектива Г. А. Вайнер (1938-2009, 85).

13 — мастер детективного жанра Ж. Сименон (1903-1989, 120), Франция.

Ж. Сименон

21 — прозаик, сценарист Л. Е. Улицкая (р. 1943, 80), «Казус Кукоцкого», «Зеленый шатер».

24 — поэт, писатель, переводчик Э. Г. Казакевич (1913-1962, 110), «Весна на Одере», «Звезда».

28 — писатель-философ Мишель де Монтень (1533-1592, 490), Франция.

Март

1 — писатель, поэт, драматург Ф. К. Сологуб (1863-1927, 160).

13 — поэт, детский писатель, драматург, автор гимна России С. В. Михалков (1913-2009, 110).

17 — писатель Б. Н. Полевой (1908-1981, 115), «Повесть о настоящем человеке».

20 — драматург, поэт Г. Ибсен (1828-1906, 195).

27 — писатель В. А. Закруткин (1908-1984, 115), «Матерь человеческая», «Сотворение мира».

28 — критик, писатель, публицист А. М. Горький (1868-1936, 155), «Дело Артамановых», «Жизнь Клима Самгина».

30 — писатель К. М. Станюкович (1843-1903, 180), «Севастопольский мальчик», «Откровенные».

Апрель

1 — поэт, писатель В. Д. Берестов (1928-1998, 95).

3 — писатель В. Ирвинг (1783-1859, 240), Америка, «Дом с привидениями».

4 — мастер приключенческого жанра Т. М. Рид (1818-1883, 205), Англия, «Белый вождь», «Всадник без головы».

Т. М. Рид

12 — драматург А. Н. Островский (1823-1883, 200), «Женитьба Бальзаминова», «Гроза».

13 — поэт, писатель Д. Бедный (1883-1945, 140).

15 — сценарист, писатель, перевдчик Б. Н. Стругацкий (1933-2012, 90), соавтор А. Стругацкого.

23 — писатель М. Дрюон (1918-2009, 105), Франция.

30 — писатель-сатирик, драматург Я. Гашек (1883-1923, 140), Чехия, «Бравый солдат Швейк».

Май

5 — писатель С Иванов (1928-1999, 95), «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень».

7 — поэт, переводчик Н. А. Заболоцкий (1903-1958, 120), «Как мыши с котом воевали».

12 — поэт, публицист А. А. Вознесенский (1933-2010, 90).

17 — писатель А. Барбюс (1873-1935, 150).

18 — философ, математик, астроном, поэт О. Хайям (1048-1131, 975), известен четверостишиями «рубаи».

Омар Хайям

20 — философ, писатель М. И. Веллер (р.1948, 75), «Махно, «Бомж», «Наш князь и хан».

26 — драматург, прозаик, поэтесса, сценарист Л. С, Петрушевская (р.1938, 85).

27 — поэтесса, переводчик Е. А. Благинина (1903-1989, 120).

28 — писатель Я. Л. Флеминг (1908-1964, 115), романы о супершпионе Д. Бонде.

31 — лауреат литературной премии Нобеля С. А. Алексиевич (р.1948, 75), «Цинковые мальчики», «У войны не женское лицо».

Урок обучения грамоте

Раздел: преподавание в начальной школе.

Автор: Учитель начальных классов Балушкина Александра Иннокентьевна МБОУ № СОШ №24» г. Братска.

Тема: Буквы Юю, обозначающие звуки [й’у].

Цели:

создать условия для знакомства с функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: знать и объяснять функцию буквы «ю» обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД: развивать познавательные интересы, формировать определённые познавательные потребности и учебные мотивы.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.

Оборудование учителя: схемы слогов, слов; магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока.

а) Приветствие.

— Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, напоминаем,

Ни минуты не теряем. (слайд 2)

Проверка готовности к уроку.

б) Психологический тренинг.

В природе есть солнце. Оно всем светит, его теплые и ласковые лучи согревают нас. (На доске картинка солнышка) Закройте глаза и представьте маленькую звезду. Луч солнца коснулся её и она стала больше. Посылаю к вашей звезде лучик добра, радости, здоровья. Теперь эта звезда в вашем сердце. Откройте глаза. Какое у вас настроение? (Хорошее). Улыбнитесь друг другу. Вот с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок.

в) Артикуляционная гимнастика.

А теперь давайте сделаем упражнение на дыхание (слайд 3) и надуем шарики для нашего гостя. А для кого, мы узнаем чуть позже. Молодцы! Попробуем повторить скороговорку.

У четырех черепашек четыре черепашек.

г) Составление рассказа по картине. (слайд 4)

— Посмотрите на картинку. Чем дети заняты? Что они делают? (составление рассказа)

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1. Работа по теме «Речь».

  • Какой бывает наша речь?

  • Что такое устная речь?

  • Что такое письменная речь?

  • Из чего состоит наша речь?

  • Что мы с вами произносим, когда разговариваем?

  • Какие бывают звуки?

2. Работа по «ленте букв». Игра «Найди свой домик».

— Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)

Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.

Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?

(В синий- а,о,у,ы,; в зеленый- е,ё,и,я)

 Какую работу выполняют гласные а, о, у, ы, ? (Заставляют согласные звуки звучать твердо).

— Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? (Заставляют согласные звуки звучать мягко).

  • Какие буквы мы называем «хитрыми»? (е, ё, я)

  • Почему? (Они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или в середине слова после гласной.)

  • На какие две группы делятся согласные? (Звонкие и глухие.)

  • Какие согласные буквы имеют один звук? (ж, ш, ч, й)

  • Какие звуки у букв ж и ш? (Всегда твердые.)

  • Какой звук у букв ч и й? (Всегда мягкий.)

  • Что вы можете сказать о букве Ь? (Не имеет звука.)

  • На что он всегда указывает? (На мягкость предыдущего согласного звука.)

  • Назовите слова в которых все согласные звуки мягкие(слайд 5)

  • Игра «Угадай – ка». — Посмотрите, ребята, на алфавит, буквы потерялись. Давайте отгадаем, каких букв не хватает. (слайд 6)

— Оцените свою работу (дети показывают круги: зеленый – у меня все получилось, желтый – у меня есть вопросы, красный – мне нужна помощь).

III. Новый материал.

1. Введение в тему урока. Целеполагание.

(Стук в дверь. Учитель открывает и показывает ребятам Фиксика.)

— Симка дала Нолику задание, но он не смог справиться и пришел к нам за помощью. Поможем?

— Отгадайте загадку: На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная … (Юла). (слайд 7)

Иногда эту игрушку называют и по-другому – «волчок». (На доске — предметная картинка с изображением юлы).

— Проверим, подходит ли звуковая схема к слову. Напечатайте слово у себя на листочках.

Вывешиваю запись слова юла – йула.

— У вас получились разные записи: Нолик написал йула, а Вы, ребята, – по-разному: у кого-то – юла, а у кого-то — йула.Где возникло затруднение? (При обозначении первого слога, звуков[ йу])

— Что мы должны узнать? (Какой буквой обозначить эти звуки)

— Кто догадался, с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?

— Как определить тему нашего урока? (слайд 8)

— Какие цели надо решить на уроке, что мы должны узнать об этой букве?

2. Работа по теме урока.

— Прочитайте 1 –ый слог в слове, какую букву надо напечатать в первом слоге? Узнаем, кто был прав. Кто знает как выглядит буква Ю? (В конверте у Нолика элементы буквы, собираем и получаем Ю) (Слайд 9)

— На что она похожа? (Кусочек буквы Н +буква О) Правильно.

Буквы Н (эн) и О играли,

У Н (эн) палочку сломали.

О к обломкам прикреплю,

Получилась буква «Ю».

На что еще похожа? (слайд 10)

— Сконструируйте букву Ю на парте из ниток, которые лежат перед вами.

— А теперь напишите букву на спине у своего соседа. Молодцы! А в старинных летописях летописцы изображали букву «Ю» вот так. (Показ старинного начертания буквы ю на отдельном листе).

— Эта буква особенная, кто догадался почему? (Обозначает два звука)

— Как вы думаете, всегда ли буква ю обозначает два звука?

-Сегодня мы должны узнать, какие секреты есть у буквы, когда буква ю обозначает два звука.

— Где стоит буква ю в слове «юла»? Сколько у нее звуков? Какие это звуки? ([й] [у])

— Это первый секрет буквы. Вывод.

– Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. Назовите их. (слайд 9 – 11- 12)

3.Физминутка (Слайд 13)

-Стану я сейчас юлой.

На ноге крутнусь одной.

А теперь сменю я ножку

И на ней крутнусь немножко.

Покрутилась. А сейчас

Я прошу садиться вас.

4. Игра «Доскажи словечко»

1. Любят хрюшки букву Ю:

Без неё не скажешь … (хрю)

2. Я вертелась под ногами,

Очень я мешала маме.

И за это братик мой

Называл меня … (юлой)

— Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)

А как звали девочку на картине? (Юля)

— Что вы можете сказать об этом слове? (имя) (Звуковой анализ слова) (слайд 14)

— С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)

(Выставляю заглавную букву Ю)

7. Чтение слогов с буквой Ю.

Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются согласные буквы. ( Р, Д, Т, Л, С, Н).

Подбегает буква «ю» к согласным – получается слог. (на доске слоги)

Читаем слоги: РЮ ЛЮ

ДЮ СЮ

ТЮ НЮ

— Какова роль буквы Ю в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук) Это второй секрет буквы ю. Кто может его сформулировать? (Буква ю в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного звука, и обозначается одним звуком)

— Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).

8. Чтение слов с буквой Ю.

Крутилась, вертелась юла и попала в нашу Азбуку. Откроем книгу и прочитаем слова:

рисую – рисуют

пою — поют

играю — играют

— Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)

— Какие? ([йʼу])

— Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)

— Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)

— Почему?

— Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной). Какой секрет еще узнали?

Вывод: Гласная буква «ю» обозначает два звука [й’у] в начале слова и в середине после другой гласной буквы. (Слайд 16)

Раз буква Ю обозначает два звука, какая она? (хитрая)

— Оцените свою работу. Нолик с вами очень доволен.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Рассматривание иллюстрации на стр.171.

— Посмотрите на стр.171, рассмотрите рисунок.

— Кого вы видите на рисунке?

— Чем занят ежик?

— Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)

2. Чтение текста внизу под иллюстрацией на стр.171.

— Прочитаем текст внизу и узнаем, кого еж одевает? (чтение)

— Что шьет еж?

— Кого он одевает?

-Прочитаем текст еще раз.

— В каких словах встретилась буква Ю?

— А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)

— Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).

3. Физкультминутка. (Слайд 18)

— Вышли мышки как-то раз 
(«Ходьба», сидя за партой (держать осанку).) 
Посмотреть, который час. 
(Наклон головы назад, выпрямиться, руки на пояс) 
Раз-два, три-четыре, 
(Два хлопка справа, два хлопка слева) 
Мыши дернули за гири. 
(Руки вверх-вниз) 
Вдруг раздался страшный звон, 
(Четыре хлопка над головой
Убежали мышки вон.

4. Рассматривание иллюстрации на стр.170.

— Какой момент изображен на иллюстрации?

— Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)

— Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).

— Кто помнит, какие колыбельные песни пели ваши мамы? Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170. (Чтение шепотом, хором)

— Ребята, может кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).

— Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак)

(Выставляю портрет С.Я. Маршака)

— Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)

— Хотите послушать отрывок из этой сказки? (прослушивание отрывка)

— Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?

— Что случилось в конце этой сказки с мышонком?

— Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.

5. Найдите слова, в которых буква «ю» обозначает 2 звука. (слайд 20)

— Оцените себя.

V. Итог урокаРефлексия.

— Какая цель была на уроке?

— С какой новой буквой познакомились?

— Почему она особенная (хитрая)?

— Что интересного узнали об этой букве?

— Что можете сказать о гласных е, ё, я, ю? (слайд 21)

— Оцените свою работу на уроке.

-Спасибо, ребята, вы хорошо поработали! Нолик благодарит вас за ваши правильные ответы, ему урок очень понравился. Теперь он с легкостью справится с заданиями Симки.

  • Сказка о глупом мышонке кукольный спектакль
  • Сказка о глупом мышонке из фетра
  • Сказка о глупом змее и умном солдате слушать
  • Сказка о глупом котенке удмуртская сказка какая пословица подходит
  • Сказка о гадком утенке смотреть