Сказка о глупом мышонке читать текст с картинками бесплатно полностью

Меню статьи:текст стихотворенияистория создания сказкичто особенного в творчестве маршака?как появилась сказка про мышонка?новаторства и наследования русского авторатематика текстасюжет произведениячему учит

Меню статьи:

  • Текст стихотворения
  • История создания сказки
  • Что особенного в творчестве Маршака?
  • Как появилась сказка про мышонка?
  • Новаторства и наследования русского автора
  • Тематика текста
  • Сюжет произведения
  • Чему учит творение русского писателя?
  • Нравственные смыслы сказки
  • Детали композиции сочинения Маршака
  • Художественные особенности произведения

Текст стихотворения

Пела ночью мышка в норке:
— Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:
— Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:
— Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!

Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.

Стала жаба важно квакать:
— Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!

Побежала мышка-мать,
Тетю лошадь в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.

— И-го-го! — поет лошадка.-
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок!

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!

Побежала мышка-мать,
Стала свинку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.

Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
— Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!

Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
— Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.

Закудахтала наседка:
— Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос не хорош.
Этак вовсе не уснешь!

Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку щука —
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!

Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:
— Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Голосок твой так хорош —
Очень сладко ты поешь!

Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…

Имя Самуила Маршака прочно вошло в историю детской литературы. Произведения этого автора превратились в источники морали и знаний для детей со всего мира. «Сказка о глупом мышонке» – одно из самых известных творений литератора.

Сказка о глупом мышонке

Читатели запоминают своеобразный слог автора, звучность и разнообразие фраз. Далее мы проанализируем историю написания сказки, художественные особенности, сюжет и композицию произведения.

История создания сказки

Что особенного в творчестве Маршака?

Самуил Яковлевич «проработал» на поприще детской литературы почти полвека. По словам коллеги писателя, литератора Александра Твардовского, Маршак проявлял исключительный талант в художественных переводах, драматургических текстах, литературно-критических эссе… Труд автора не прерывался, потому что Самуил Яковлевич отличался планомерностью в деятельности. Резкие повороты и неожиданные открытия в творчестве Маршака отсутствовали. Медленный, непрерывный, каждодневный труд принес результаты. Поэтические ценности со временем накапливались, и произведения Маршака воспитали многие поколения детей.

Как появилась сказка про мышонка?

Тот же Александр Твардовский отмечал, что Маршак трудился последовательно, не обращая внимания на моду и новые тенденции. Переменчивость вкусов в литературе не касалась произведений автора. «Сказку о глупом мышонке» писатель придумал в 1923-м году. В этот же год текст и появился на свет.

Произведение – уникальное и спасительное: в буквальном смысле слова. Сын литератора заболел: сложное заболевание почек требовало незамедлительного лечения. Однако семья в то время бедствовала. Тогда Самуил Яковлевич взялся за перо и за день написал прекрасное и доброе произведение.

Заботливый отец спас жизнь ребенку и заслужил место на литературном пьедестале.

Новаторства и наследования русского автора

Литературные критики подмечают, что сказка русского писателя основывается на древних историях. Эти истории рассказывают про сверчка и мышку, которые решили пожениться. По жанру произведения являются сказками-небылицами про животных.

Сказка о глупом мышонке

В основе таких текстов – принцип комического. Сверчок и мышка не могут пожениться, кошка не может убаюкать мышку, так как это нарушило бы природное равновесие. Животные не идут против инстинктов.

В своей знаменитой сказке “Доктор Айболит” Корней Чуковский изображает Айболита – доброго доктора, который помогал людям и животным. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Отличительные черты произведений Маршака – присутствие черного юмора и элементов фарса. Мышонок (очевидно) погибает по глупой и совершенно бессмысленной причине. В аналогичной истории скорбь по умершей букашке отличается преувеличенностью, гиперболой. Этой чертой характеризуются португальские и испанские вариации сказки.

Тематика текста

В центре повествования находится тема глупости. Это отображается в названии сказки. Кто же является глупым?

Мышонок – главное действующее лицо произведения Самуила Яковлевича – проявляет как раз ум. Глупость – ключевое качество матери героя, мыши. Героиня собственными руками преподносит дитя коту. Мышонок виноват в том, что ведет себя инфантильно, капризничает, не слушается родителя.

Глупость бывает разной. Писатель демонстрирует, что детская глупость – нормальное явление. А вот глупость взрослого человека (или животного – как в данном случае) простить трудно. Такое качество приводит к плачевным последствиям. Мышонок глуп по-детски, потому что не способен увидеть лицемерие и коварство в «сладком» пении врага.

Сюжет произведения

В центре повествования находятся два главных героя: мышка-мать и мышонок. Ребенок не хочет засыпать, мышонку не нравится писк матери, которая поет колыбельную песню. Тогда мышонок просит позвать няньку. Мышка ищет няньку, чтобы та помогла уснуть капризному ребенку.

Сказка о глупом мышонке

Маленький герой отметал всех нянек, приглашенных матерью: то песня громкая, то тихая, то грубая и т. д. Щука, свинка, утка не понравились мышонку. Только кошка вызвала симпатии капризного героя. Кошка красиво и приятно мурлыкала, поэтому мать доверила дитя этой няньке. Когда мышка вернулась, ребенок-мышонок исчез.

Чему учит творение русского писателя?

Сказка – полезное «пособие» для молодых, неопытных родителей. Писатель учит не потакать капризным детям, не выполнять безропотно каждую прихоть ребенка. Выбирать няню следует очень осторожно и ответственно. Ребенка нельзя доверять первому встречному человеку. Произведение учит полезным для жизни вещам и детей. Так, автор призывает маленьких читателей слушаться родителей. Непослушание часто приводит к бедам. Итак, сказка имеет двойную мораль:

  • капризничать и не слушать родителей – опасное начинание для детей;
  • вседозволенность, быстрые и необдуманные решения, доминирование эмоций, игнорирование здравого смысла и холодного рассудка – неправильный путь для родителей.

Нравственные смыслы сказки

Произведение русского писателя производит впечатление простого и легкого. Однако за внешней лаконичностью кроется глубина нравственного смысла. Автор старается донести юным читателям жестокую правду жизни. Дети часто не слушают родителей, и это приводит к бедам и проблемам.

Сказка о глупом мышонке

Прежде всего, в таких ситуациях страдают именно дети. Автор советует принимать решения взвешенно и рационально. Скоропостижность, порыв в таких делах ведут к трагическим исходам.

Писатель обращается к фольклору, поэтому при чтении сказки вспоминаются популярные пословицы и присказки. Например, в народе часто говорят: если «не доглядел оком», то приходится «платить боком». Сегодня литература для детей отличается большим разнообразием: полки в книжных магазинах постоянно пополняются книгами новых авторов. Однако произведения Самуила Яковлевича – это нечто бессмертное, вечное для мировой литературы. Сказки русского литература пленяют воображение и детей, и взрослых.

Детали композиции сочинения Маршака

Отличительная особенность композиции сказки – открытый финал. Читатели могут догадаться, чем закончилось произведение. Однако автор не говорит об этом прямым текстом. Впрочем, конец сказки не такой очевидный, как кажется на первый взгляд. Позже писатель издаст продолжение анализируемой истории под названием «Сказка об умном мышонке». Формальная структура стихотворной сказки – 24 четверостишия.

Художественные особенности произведения

Творение Маршака отличается стихотворной формой. Внутреннее содержание произведения – это колыбельная. Мотивы колыбельной песни угадываются в каждой строке сказки. Эпический характер текста обеспечивается легкими, запоминающимися рифмами. Читатели успешно воспринимают такие рифмы. Строки стихов Самуила Яковлевича заучиваются детьми наизусть и передаются в устной форме вот уже много поколений.
Сказка Самуила Яковлевича переполнена юмором, что забавляет и смешит детей. Конец произведения – трагикомический. В анализируемой сказке писатель использовал такие средства выразительности, приемы и тропы:

  • эпитеты, подчеркивающие, в частности, качества персонажей: «хлебной корки», «маленький мышонок», «глупый маленький мышонок»;
  • глаголы, которые придают произведению динамики: «пела…мышка», «спи… замолчи», «не пищи», «побежала мышка», «мышонок… отвечает»;
  • звуконаследование, встречающееся в детских сказках часто: «ква-ква-ква» «га-га-га», «и-го-го»;
  • повторения, тоже характерные для детских произведений: «нашу детку покачать», «нет, твой голос не хорош, очень скучно ты поешь», «приходи к нам, тетя…».

  • Сказка о глупом мышонке читательский дневник краткое содержание
  • Сказка о глупом мышонке читательский дневник 2 класс
  • Сказка о глупом мышонке на новый лад сценарий для детей по ролям
  • Сказка о глупом мышонке кто автор
  • Сказка о глупом мышонке кукольный спектакль