Сказка об умном мышонке
Унесла мышонка кошка
И поет: — Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!
Перепуганный спросонок,
Отвечает ей мышонок:
— В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.
— Мур-мур-мур, — мурлычет кошка,
Поиграй, дружок, немножко.
А мышонок ей в ответ:
— У меня охоты нет.
Поиграл бы я немножко,
Только, пусть, я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!
Засмеялась кошка Мурка:
— Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать.
Говорит мышонок Мурке:
— Ну, тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.
Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки,
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку — хвать!
Говорит он хитрой кошке:
— У меня устали ножки,
Дай, пожалуйста, чуть-чуть
Мне прилечь и отдохнуть.
— Хорошо, — сказала кошка,
Отдохни, коротконожка,
Поиграем, а затем
Я тебя, голубчик, съем!
Кошке — смех, мышонку — горе…
Но нашел он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок — да исчез!
Вправо, влево смотрит кошка:
— Мяу-мяу, где ты, крошка?
А мышонок ей в ответ:
— Там, где был, меня уж нет!
Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.
В этой норке жил зверек
Длинный, узенький хорек.
Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.
Вот пришел хорек с охоты,
Гостя спрашивает: — Кто ты?
Коль попал в мою нору,
Поиграй в мою игру!
— В кошки-мышки или в жмурки?
Говорит мышонок юркий.
— Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим «уголки».
— Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй:
Я — зверек,
И ты — зверек,
Я — мышонок,
Ты — хорек,
Ты хитер,
А я умен,
Кто умен,
Тот вышел вон!
— Стой! — кричит хорек мышонку
И бежит за ним вдогонку,
А мышонок — прямо в лес
И под старый пень залез.
Стали звать мышонка белки:
— Выходи играть в горелки!
— У меня, — он говорит,
Без игры спина горит!
В это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки,
Был на щетку он похож.
Это был, конечно, еж.
А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.
Закричал мышонку еж:
— От ежей ты не уйдешь!
Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною — в чехарду.
Выходи скорей — я жду!
А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел.
— Не хочу я в чехарду,
На иголки попаду!
Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул — и был таков!
Добежал он до опушки.
Слышит — квакают лягушки:
— Караул! Беда! Ква-ква!
К нам сюда летит сова!
Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком.
А глаза горят, как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки.
У мышонка замер дух.
Он забился под лопух.
А сова — все ближе, ближе,
А сова — все ниже, ниже
И кричит в тиши ночной:
— Поиграй, дружок, со мной!
Пропищал мышонок: — В прятки?
И пустился без оглядки,
Скрылся в скошенной траве.
Не найти его сове.
До утра сова искала.
Утром видеть перестала.
Села, старая, на дуб
И глазами луп да луп.
А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца
И пошел искать свой дом.
Где остались мать с отцом.
Шел он, шел, взошел на горку
И внизу увидел норку.
То-то рада мышка-мать!
Ну мышонка обнимать!
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.
Самуил Маршак — Сказка об умном мышонке: Стих
Унесла мышонка кошка
И поет: — Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!
Перепуганный спросонок,
Отвечает ей мышонок:
— В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.
— Мур-мур-мур, — мурлычет кошка,
Поиграй, дружок, немножко.
А мышонок ей в ответ:
— У меня охоты нет.
Поиграл бы я немножко,
Только, пусть, я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!
Засмеялась кошка Мурка:
— Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать.
Говорит мышонок Мурке:
— Ну, тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.
Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки,
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку — хвать!
Говорит он хитрой кошке:
— У меня устали ножки,
Дай, пожалуйста, чуть-чуть
Мне прилечь и отдохнуть.
— Хорошо, — сказала кошка,
Отдохни, коротконожка,
Поиграем, а затем
Я тебя, голубчик, съем!
Кошке — смех, мышонку — горе…
Но нашел он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок — да исчез!
Вправо, влево смотрит кошка:
— Мяу-мяу, где ты, крошка?
А мышонок ей в ответ:
— Там, где был, меня уж нет!
Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.
В этой норке жил зверек
Длинный, узенький хорек.
Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.
Вот пришел хорек с охоты,
Гостя спрашивает: — Кто ты?
Коль попал в мою нору,
Поиграй в мою игру!
— В кошки-мышки или в жмурки?
Говорит мышонок юркий.
— Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим «уголки».
— Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй:
Я — зверек,
И ты — зверек,
Я — мышонок,
Ты — хорек,
Ты хитер,
А я умен,
Кто умен,
Тот вышел вон!
— Стой! — кричит хорек мышонку
И бежит за ним вдогонку,
А мышонок — прямо в лес
И под старый пень залез.
Стали звать мышонка белки:
— Выходи играть в горелки!
— У меня, — он говорит,
Без игры спина горит!
В это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки,
Был на щетку он похож.
Это был, конечно, еж.
А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.
Закричал мышонку еж:
— От ежей ты не уйдешь!
Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною — в чехарду.
Выходи скорей — я жду!
А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел.
— Не хочу я в чехарду,
На иголки попаду!
Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул — и был таков!
Добежал он до опушки.
Слышит — квакают лягушки:
— Караул! Беда! Ква-ква!
К нам сюда летит сова!
Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком.
А глаза горят, как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки.
У мышонка замер дух.
Он забился под лопух.
А сова — все ближе, ближе,
А сова — все ниже, ниже
И кричит в тиши ночной:
— Поиграй, дружок, со мной!
Пропищал мышонок: — В прятки?
И пустился без оглядки,
Скрылся в скошенной траве.
Не найти его сове.
До утра сова искала.
Утром видеть перестала.
Села, старая, на дуб
И глазами луп да луп.
А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца
И пошел искать свой дом.
Где остались мать с отцом.
Шел он, шел, взошел на горку
И внизу увидел норку.
То-то рада мышка-мать!
Ну мышонка обнимать!
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.
Сказка об умном мышонке
Унесла мышонка кошка
И поёт: — Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!
Перепуганный спросонок,
Отвечает ей мышонок:
— В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.
— Мур-мур-мур, — мурлычет кошка, —
Поиграй, дружок, немножко. —
А мышонок ей в ответ:
— У меня охоты нет.
Поиграл бы я немножко,
Только, пусть, я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!
Засмеялась кошка Мурка:
— Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать.
Говорит мышонок Мурке:
— Ну, тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.
Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки,
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку — хвать!
Говорит он хитрой кошке:
— У меня устали ножки,
Дай, пожалуйста, чуть-чуть
Мне прилечь и отдохнуть.
— Хорошо, — сказала кошка, —
Отдохни, коротконожка,
Поиграем, а затем
Я тебя, голубчик, съем!
Кошке — смех, мышонку — горе.
Но нашёл он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок — да исчез!
Вправо, влево смотрит кошка:
— Мяу-мяу, где ты, крошка? –
А мышонок ей в ответ:
— Там, где был, меня уж нет!
Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.
В этой норке жил зверёк —
Длинный, узенький хорёк.
Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.
Вот пришёл хорёк с охоты,
Гостя спрашивает: — Кто ты?
Коль попал в мою нору,
Поиграй в мою игру!
— В кошки-мышки или в жмурки?
Говорит мышонок юркий.
— Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим “уголки”.
— Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй:
Я — зверёк,
И ты — зверёк,
Я — мышонок,
Ты — хорёк,
Ты хитёр,
А я умён,
Кто умён,
Тот вышел вон!
— Стой! — кричит хорёк мышонку
И бежит за ним вдогонку,
А мышонок — прямо в лес
И под старый пень залез.
Стали звать мышонка белки:
— Выходи играть в горелки!
— У меня, — он говорит, —
Без игры спина горит!
В это время по дорожке
Шёл зверёк страшнее кошки,
Был на щётку он похож.
Это был, конечно, ёж.
А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.
Закричал мышонку ёж:
— От ежей ты не уйдёшь!
Вот идёт моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною — в чехарду.
Выходи скорей — я жду!
А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел.
— Не хочу я в чехарду, —
На иголки попаду!
Долго ждали ёж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул — и был таков!
Добежал он до опушки.
Слышит — квакают лягушки:
— Караул! Беда! Ква-ква!
К нам сюда летит сова!
Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пёстрые торчком.
А глаза горят, как плошки, —
Вдвое больше, чем у кошки.
У мышонка замер дух.
Он забился под лопух.
А сова — все ближе, ближе,
А сова — все ниже, ниже
И кричит в тиши ночной:
— Поиграй, дружок, со мной!
Пропищал мышонок: — В прятки?
И пустился без оглядки,
Скрылся в скошенной траве.
Не найти его сове.
До утра сова искала.
Утром видеть перестала.
Села, старая, на дуб
И глазами луп да луп.
А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца
И пошёл искать свой дом.
Где остались мать с отцом.
Шёл он, шёл, взошёл на горку
И внизу увидел норку.
То-то рада мышка-мать!
Ну мышонка обнимать!
А сестрёнки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.
Сказка об умном мышонке – одно из многих произведений Самуила Маршака для детей, читать которые можно с самого рождения. Прекрасный слог, легкая рифма наилучшим образом влияют на развитие речи ребенка. История мышонка будет понятна деткам от двух лет и даже раньше. История примечательна описанием или простым упоминанием самых известных русских народных забав: кошки-мышки, жмурки, уголки, горелки, пятнашки, чехарда. В сказке об умном мышонке встречаются любимые детками звери и птицы: мышка, кошка, еж, лягушка, сова. Читая сказку Маршака, можно озвучивать малышу звукоподражания, со временем даже маленький ребенок начнет повторять.
Самуил Маршак — Сказка об умном мышонке
Сказка об умном мышонке слушать
Сказка об умном мышонке читать
Унесла мышонка кошка
И поет: — Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!
Перепуганный мышонок
Отвечает ей спросонок:
— В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.
— Ну, а мне какое дело,
Что она вам не велела?
Поиграй со мной, мой свет! —
А мышонок ей в ответ:
— Поиграл бы я немножко,
Только — чур! — я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!
Засмеялась кошка Мурка:
— Ах ты, дымчатая шкурка,
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать!
Говорит мышонок Мурке:
— Ну тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.
Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки.
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку — хвать!
Говорит он хитрой кошке:
— У меня устали ножки,
Дай, пожалуйста, чуть-чуть
Мне прилечь и отдохнуть.
— Хорошо, — сказала кошка, —
Отдохни, коротконожка,
Поиграем, а затем
Я тебя, голубчик, съем!
Кошке — смех, мышонку — горе…
Отыскал он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок — да исчез.
Вправо, влево смотрит кошка:
— Мяу-мяу, где ты, крошка? —
А мышонок ей в ответ:
— Там, где был, меня уж нет!
Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.
В этой норке жил зверек —
Длинный, узенький хорек.
Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.
Вот пришел хорек с охоты.
Гостя спрашивает: — Кто ты?
Коль попал в мою нору,
Поиграй в мою игру!
— В кошки-мышки или в жмурки? —
Говорит мышонок юркий.
— Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим «уголки».
— Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй.
Я — зверек,
И ты — зверек,
Я — мышонок,
Ты — хорек,
Ты — хитер,
А я — умен,
Кто умен,
Тот вышел вон!
— Стой! — кричит хорек мышонку
И бежит за ним вдогонку.
А мышонок — прямо в лес
И под старый пень залез.
Стали звать мышонка белки:
— Выходи играть в горелки!
— У меня,- он говорит,-
Без игры спина горит!
В это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки.
Был на щетку он похож.
Это был, конечно, ёж.
А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.
Закричал мышонку еж:
— От ежей ты не уйдешь!
Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною в чехарду.
Выходи скорей — я жду!
А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел.
— Не хочу я в чехарду:
На иголки попаду!
Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул -и был таков!
Добежал он до опушки.
Слышит — квакают лягушки:
— Караул! Беда! Ква-ква!
К нам сюда летит сова!
Поглядел, мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком.
А глаза горят, как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки.
У мышонка замер дух.
Он забился под лопух.
А сова — все ближе, ближе,
А сова — все ниже, ниже
И кричит в тиши ночной:
— Поиграй, дружок, со мной!
Пропищал мышонок: —
В прятки? —
И пустился без оглядки,
Скрылся в скошенной траве.
Не найти его сове.
До утра сова искала.
Утром видеть перестала.
Села старая на дуб
И глазами луп да луп.
А мышонок вымыл рыльце
Вез водицы и без мыльца
И пошел искать свой дом,
Где остались мать с отцом.
Шел он, шел, взошел на горку
И внизу увидел норку.
То-то рада мышка-мать!
Ну мышонка обнимать.
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.
Сказка об умном мышонке
Поделиться в соц. сетях
Самуил Маршак
Сказка об умном мышонке краткое содержание:
«Сказка об умном мышонке» нравится многим детишкам. Эта сказка о том, как однажды коварная кошка утащила маленького мышонка из его норки. Но мышонок был умен и сбежал от коварного хищника. Опасности его преследовали регулярно и на каждом шагу. И как только ему удалось выпутаться из всех этих перелётов и вернуться домой живым и невредимым!
Эта сказка очень поучительна для маленьких детишек. Она показывает как надо себя вести, чтобы избежать неприятностей.
Сказка об умном мышонке читать:
Унесла мышонка кошка
И поет: — Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!
Перепуганный спросонок,
Отвечает ей мышонок:
— В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.
— Мур-мур-мур, — мурлычет кошка, —
Поиграй, дружок, немножко.
А мышонок ей в ответ:
— У меня охоты нет.
Поиграл бы я немножко,
Только пусть я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!
Засмеялась кошка Мурка:
— Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать.
Говорит мышонок Мурке:
Ну, тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.
Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки,
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку — хвать!
Говорит он хитрой кошке:
У меня устали ножки,
Дай, пожалуйста, чуть-чуть
Мне прилечь и отдохнуть.
-Хорошо, — сказала кошка, —
Отдохни, коротконожка,
Поиграем, а затем
Я тебя, голубчик, съем!
Кошке — смех, мышонку — горе…
Но нашел он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок — да исчез!
Вправо, влево смотрит кошка:
— Мяу-мяу, где ты, крошка?
А мышонок ей в ответ:
— Там, где был, меня уж нет!
Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.
В этой норке жил зверек —
Длинный, узенький хорек.
Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.
Вот пришел зверек с охоты,
Гостя спрашивает: — Кто ты?
Коль попал в мою нору,
Поиграй в мою игру!
— В кошки-мышки или в жмурки? —
Говорит мышонок юркий.
— Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим «уголки».
— Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй:
Я — зверек,
И ты — зверек,
Я — мышонок,
Ты — хорек,
Ты — хитер,
А я умен,
Кто умен,
Тот вышел вон!
— Стой! — кричит хорек мышонку
И бежит за ним вдогонку,
А мышонок прямо в лес
И под старый пень залез.
Стали звать мышонка белки:
— Выходи играть в горелки!
— У меня, — он говорит, —
Без игры спина горит!
В это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки,
Был на щетку он похож.
Это был, конечно, еж.
А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.
Закричал мышонку еж:
— От ежей ты не уйдешь!
Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною в чехарду.
Выходи скорей — я жду!
Я мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел.
— Не хочу я в чехарду.
На иголки попаду!
Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул — и был таков!
Добежал он до опушки.
Слышит — квакают лягушки:
— Караул! Беда! Ква-ква!
К нам летит сюда сова!
Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком.
А глаза горят, как плошки, —
Вдвое больше, чем у кошки.
У мышонка замер дух.
Он забился под лопух.
А сова — все ближе, ближе,
А сова — все ниже, ниже
И кричит в тиши ночной:
— Поиграй, дружок, со мной!
Пропищал мышонок: — В прятки?
И пустился без оглядки,
Скрылся в скошенной траве.
Не найти его сове.
До утра сова искала.
Утром видеть перестала.
Села, старая, на дуб
И глазами луп да луп.
А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца
И пошел искать свой дом,
Где остались мать с отцом.
Шел он, шел, взошел на горку
И внизу увидел норку.
То-то рада мышка-мать!
Ну мышонка обнимать!
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.
Сказка об умном мышонке — Самуил Маршак, читать стихи детям онлайн
Новинки
Популярное
Унесла мышонка кошка
И поет: — Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!
Перепуганный спросонок,
Отвечает ей мышонок:
— В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.
— Мур-мур-мур, — мурлычет кошка,
Поиграй, дружок, немножко.
А мышонок ей в ответ:
— У меня охоты нет.
Поиграл бы я немножко,
Только, пусть, я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!
Засмеялась кошка Мурка:
— Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать.
Говорит мышонок Мурке:
— Ну, тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.
Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки,
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку — хвать!
Говорит он хитрой кошке:
— У меня устали ножки,
Дай, пожалуйста, чуть-чуть
Мне прилечь и отдохнуть.
— Хорошо, — сказала кошка,
Отдохни, коротконожка,
Поиграем, а затем
Я тебя, голубчик, съем!
Кошке — смех, мышонку — горе…
Но нашел он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок — да исчез!
Вправо, влево смотрит кошка:
— Мяу-мяу, где ты, крошка?
А мышонок ей в ответ:
— Там, где был, меня уж нет!
Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.
В этой норке жил зверек
Длинный, узенький хорек.
Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.
Вот пришел хорек с охоты,
Гостя спрашивает: — Кто ты?
Коль попал в мою нору,
Поиграй в мою игру!
— В кошки-мышки или в жмурки?
Говорит мышонок юркий.
— Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим «уголки».
— Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй:
Я — зверек,
И ты — зверек,
Я — мышонок,
Ты — хорек,
Ты хитер,
А я умен,
Кто умен,
Тот вышел вон!
— Стой! — кричит хорек мышонку
И бежит за ним вдогонку,
А мышонок — прямо в лес
И под старый пень залез.
Стали звать мышонка белки:
— Выходи играть в горелки!
— У меня, — он говорит,
Без игры спина горит!
В это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки,
Был на щетку он похож.
Это был, конечно, еж.
А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.
Закричал мышонку еж:
— От ежей ты не уйдешь!
Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною — в чехарду.
Выходи скорей — я жду!
А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел.
— Не хочу я в чехарду,
На иголки попаду!
Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул — и был таков!
Добежал он до опушки.
Слышит — квакают лягушки:
— Караул! Беда! Ква-ква!
К нам сюда летит сова!
Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком.
А глаза горят, как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки.
У мышонка замер дух.
Он забился под лопух.
А сова — все ближе, ближе,
А сова — все ниже, ниже
И кричит в тиши ночной:
— Поиграй, дружок, со мной!
Пропищал мышонок: — В прятки?
И пустился без оглядки,
Скрылся в скошенной траве.
Не найти его сове.
До утра сова искала.
Утром видеть перестала.
Села, старая, на дуб
И глазами луп да луп.
А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца
И пошел искать свой дом.
Где остались мать с отцом.
Шел он, шел, взошел на горку
И внизу увидел норку.
То-то рада мышка-мать!
Ну мышонка обнимать!
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.
Сказка об умном мышонке — Самуил Маршак
Унесла мышонка кошка
И поет: — Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!
Перепуганный мышонок
Отвечает ей спросонок:
— В кошки-мышки наша мать
Не велела нам играть.
— Ну, а мне какое дело,
Что она вам не велела?
Поиграй со мной, мой свет! —
А мышонок ей в ответ:
— Поиграл бы я немножко,
Только — чур! — я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!
Засмеялась кошка Мурка:
— Ах ты, дымчатая шкурка,
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать!
Говорит мышонок Мурке:
— Ну тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.
Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки.
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку — хвать!
Говорит он хитрой кошке:
— У меня устали ножки,
Дай, пожалуйста, чуть-чуть
Мне прилечь и отдохнуть.
— Хорошо, — сказала кошка, —
Отдохни, коротконожка,
Поиграем, а затем
Я тебя, голубчик, съем!
Кошке — смех, мышонку — горе…
Отыскал он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок — да исчез.
Вправо, влево смотрит кошка:
— Мяу-мяу, где ты, крошка? —
А мышонок ей в ответ:
— Там, где был, меня уж нет!
Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.
В этой норке жил зверек —
Длинный, узенький хорек.
Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.
Вот пришел хорек с охоты.
Гостя спрашивает: — Кто ты?
Коль попал в мою нору,
Поиграй в мою игру!
— В кошки-мышки или в жмурки? —
Говорит мышонок юркий.
— Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим «уголки».
— Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй.
Я — зверек,
И ты — зверек,
Я — мышонок,
Ты — хорек,
Ты — хитер,
А я — умен,
Кто умен,
Тот вышел вон!
— Стой! — кричит хорек мышонку
И бежит за ним вдогонку.
А мышонок — прямо в лес
И под старый пень залез.
Стали звать мышонка белки:
— Выходи играть в горелки!
— У меня,- он говорит,-
Без игры спина горит!
В это время по дорожке
Шел зверек страшнее кошки.
Был на щетку он похож.
Это был, конечно, ёж.
А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.
Закричал мышонку еж:
— От ежей ты не уйдешь!
Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною в чехарду.
Выходи скорей — я жду!
А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел.
— Не хочу я в чехарду:
На иголки попаду!
Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул -и был таков!
Добежал он до опушки.
Слышит — квакают лягушки:
— Караул! Беда! Ква-ква!
К нам сюда летит сова!
Поглядел, мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком.
А глаза горят, как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки.
У мышонка замер дух.
Он забился под лопух.
А сова — все ближе, ближе,
А сова — все ниже, ниже
И кричит в тиши ночной:
— Поиграй, дружок, со мной!
Пропищал мышонок: —
В прятки? —
И пустился без оглядки,
Скрылся в скошенной траве.
Не найти его сове.
До утра сова искала.
Утром видеть перестала.
Села старая на дуб
И глазами луп да луп.
А мышонок вымыл рыльце
Вез водицы и без мыльца
И пошел искать свой дом,
Где остались мать с отцом.
Шел он, шел, взошел на горку
И внизу увидел норку.
То-то рада мышка-мать!
Ну мышонка обнимать.
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.
«Звук [й’ у], [’у]. Буква Ю ю.
С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»»
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации со взаимодействия
Универсальные
учебные действия
Промежуточный
контроль
1.Орг.
момент.
— Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Здравствуйте,
я рада вас видеть , меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у
вас урок обучения грамоте.
— Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Приветствуют учителя,
внимательно слушают
Фронтальная.
Регулятивные:
Умение организовать себя и свое рабочее место.
Соблюдение дисциплины.
Зрительный контакт
2.Сообщение
темы и цели.
-Тема сегодняшнего урока
«Звук [й’ у], [’у]. Буква Ю ю».
К нам в гости сегодня пришел главный герой из «Сказки о глупом мышонке» С. Я.
Маршака.
Автор назвал мышонка глупым, как вы думаете, почему?
Кажется, мышонок пришел к нам не с пустыми руками, у него с
собой корзинка с сыром. За каждый правильный ответ, он будет вас им угощать.
В конце урока мы подведем итоги, и тот, у кого окажется больше сыра, получит
возможность изменить «Сказку о глупом мышонке» С.Я. Маршака так, как захочет.
Внимательно слушают.
Фронтальная
Личностные,:
умение слышать друг друга и учителя
Ответы на вопросы учителя.
3.Систематизация
знаний
Прежде чем приступить к новому, необходимо повторить то, что мы
уже знаем.
1. Повторение ранее изученных букв
—Откройте страницу 45 и взгляните на ленту
памяти.
— На какие две группы
разделены буквы русского языка?
— Назовите буквы,
которые обозначают мягкость согласных звуков?
— Назовите буквы,
которые обозначают твёрдость согласных звуков?
— О каких буквах мы
можем сказать, что они особые (хитрые)? Почему?
На какие группы разделены согласные буквы русского языка?
2. Чтение слогов , слов с ранее изученными буквами
-Сейчас каждый по
цепочке, глядя на ленту памяти, составит по 1 слогу. Следим и внимательно
слушаем своих одноклассников, повторения недопустимы.
-По дороге к нам мышонок нашел несколько слогов, но он не знает, что с ними
делать. Посмотрите на слайд. Давайте поможем мышонку разобраться, что же
делать со слогами. Может из них можно составить слова?
Слоги (в разброс на
слайде):
Кош, бу, шо, че, ма, зво, мы, аз, зи, у, ка, нок, рок, ник.
Слова:
Кошка, мышонок, урок, звонок, ученик, зима.
Гласные и согласные
(и, е,
ё, я)
(а, о,
у, ы, э)
(е, ё,
я), потому что они обозначают два звука.
Звонкие и глухие
согласные
Составляют слоги по цепочке
Составляют слова из
слогов.
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные:
повторение изученного материала, систематизация знаний.
Регулятивные: Умение
проявлять дисциплинированность и организованность на уроке.
Ответы на вопросы учителя.
4.
Выделение нового звука в процессе слого- звукового анализа.
— Мы повторили всё,
что нам потребуется сегодня, а открыть новое нам поможет загадка и звуковая
схема.
Весело верчусь, кружусь.
На одной ноге держусь…
А когда остановлюсь,
Кто-то должен потрудиться,
Чтоб я вновь могла крутиться.
(Юла)
-Назовите
последнюю букву в этом слове.
-Назовите
первую букву в слове Юла.
-Теперь
откройте страницу 47, посмотрите на звуковую схему.
-Что вы можете
рассказать про это слово?
-Сколько в нем
слогов? Звуков?
-Сколько гласных и
согласных звуков? Какие они?
-Давайте произнесем слово Юла по слогам.
-Назовите первый слог
-Назовите второй слог
-Назовите ударный слог в слове Юла
-Давайте определим есть ли в слове юла буквы вне слияния?
-Назовите слоги слияния
-Произнесите слово и внимательно вслушайтесь, какой первый звук вы слышите?
Правильно, это звук «й».
-Какой это звук?
-Назовите второй звук в слове Юла.
-Какой он?
-Какой же третий звук в слове Юла? Какой он?
Давайте назовем последний звук в слове Юла.
Какой он?
-Что же такое звук, кто мне ответит?
-Сколько гласных звуков в русском языке?
-Сегодня мы с вами познакомимся с буквой с секретом, это значит, что она
состоит из 2 звуков, а именно из звуков [й’] [‘у].
-Давайте охарактеризуем оба звука.
Что такое гласный звук?
-Что такое согласный звук?
-Дайте характеристику звуку [й’]
-А теперь звуку [‘у]
Буква «а»
Буква «Ю»
В этом слове 2 слога,
4 звука,
2 гласных,
2 согласных,
1 мягкий согл.,
1 твёрдый согл.)
Ю-ла
По
поднятой руке называют 1 слог –«Ю»
Второй
слог – «ла»
Ударный
слог – «ла»
1
буква вне слияния – буква «Ю»
Слог
слияния: «ла»
Звук
«й» согласный, потому что при произношении струя воздуха встречает на своем
пути преграду в виду зубов.
Звонкий, непарный, мягкий, непарный.
Звук [у]
Гласный,
потому что при произношении струя выдыхаемого воздуха не встречает преград.
Звук
[л] – согласный, потому что при его произношении струя выдыхаемого воздуха
встречает на своем пути преграду в виде зубов.
Звонкий,
непарный, твердый, пара по мягкости [л’]
-Звук
[а] – гласный, так как при произношении струя выдыхаемого воздуха не
встречает на своем пути преград.
Звук-
это то ,что мы слышим и произносим.
В
русском языке 6 гласных звуков.
Это
звук при произношении которого, воздушная струя выдыхаемого воздуха не встречает
на свеем пути преград
Согласный звук – это звук, при произношении которого струя выдыхаемого
воздуха встречает на своем пути преграду.
Звук
[й’] согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный.
Звук
[у’] гласный, безударный, вне слияния.
Фронтальная, индивидуальный
Познавательные:
Распознавать в словах
новые звуки.
Производить слогозвуковой анализ слов с новыми звуками.
Развитие
фонематического слуха
Личностные: Уметь
слушать своих одноклассников
Коммуникативные::
умение правильно излагать свои мысли, точно формулировать предложения.
Ответы на вопросы
учителя.
5.Знакомство
с новой буквой
-Таким образом, звуки [й’]
[‘ у ] обозначают букву Ю. Давайте посмотрим, как же выглядит буква «Ю» на
странице 47.
-Прочитаем, что же шьет еж и узнаем, в каких случаях пишется заглавная, а в
каких строчная буква «Ю».
-Кто то может сказать в каких случаях пишется заглавная, а в
каких строчная буква Ю?
-Правильно, заглавная буква «Ю» пишется в начале предложения, а
так же при написании имен собственных, например, в именах Юлия, Юрий, так же
река Юровка и т.д.
Строчная же буква «ю» пишется во всех остальных случаях.
-Мышонок про нас не забывает, он внимательно следил, кто же
отвечает на вопросы и работает активно.
-Вам … достается сыр от мышонка.
Чтение текста «Юбки шью, и брюки
шью,
Одеваю всю семью.»
Отвечают на вопрос
учителя.
Внимательно слушают.
Фронтальная,
Индивидуальная
Познавательные:
Узнать как
обозначается буква «Ю»
Личностные:
Способность
радоваться за одноклассников.
Ответы на вопросы
учителя.
6
Чтение слогов
-Мышонок увидел на странице 47 нашего с вами учебника слоги и
очень просит вас их прочитать. За прилежную работу он пообещал всем еще по
кусочку сыра.
-Давайте прочитаем жужжащим чтением по порядку.
-Теперь вслух.
-Сейчас … нам прочитает 2 слог сверху, … — 4 слог снизу, последний
слог, первый слог, 2 слог снизу.
-Вы отлично справились, мышонок каждого угощает кусочком сыра.
Читают жужжащим
чтением.
Читают вслух.
Выборочное чтение.
Индивидуальная,
фронтальная, коллективная
Познавательные: Умение читать
слоги, слова , тексты с изучаемой буквой.
Чтение слогов, ответы
на вопросы учителя.
7.Чтение слов с пометами
-Посмотрите на доску, мышонок нам
приготовил еще одно задание.
-Давайте прочитаем эти слова жужжащим
чтением.
Теперь вслух.
Посмотрите, ребята, буква «ю» может
находиться в начале, в конце и в середине слова. Так как она буква с
секретом, давайте прочитаем правило, из которого мы узнаем, когда буква
обозначает один , а когда два звука.
Читаю детям правило на стр. 47
Итак, кто ответит, когда же буква «ю»
обозначает два звука?
А когда один?
Давайте посмотрим, есть ли здесь слова,
в которых буква Ю обозначает один звук?
Правильно, таких слов нет.
Читают слова жужжащим чтением.
Читают вслух.
Внимательно слушают
Отвечают на вопросы по правилу.
Отвечают на вопросы учителя.
Фронтальная, индивидуальная,
коллективная
Познавательные: Умение читать слоги,
слова , тексты с изучаемой буквой.
Ответы на вопросы учителя, чтение слов с
пометами.
8.Чтение текста.
Посмотрите на страницу 46. Мышонок очень
любит колыбельные, как вы думаете понравится ли ему эта?
Жужжащее чтение.
Ваша задача в парах по очереди прочитать
колыбельную жужжащим чтением. Сосед по парте вас внимательно слушает, и, если
нужно исправляет ошибки.
Чтение вслух.
Теперь все вместе прочитаем колыбельную
вслух.
Аналитическое чтение.
-Кто является главным героем текста?
-Из-за чего кот съел мышонка?
-Как бы вы продолжили этот текст?
-Мышонок очень не хочет попадать в лапы
кота. Продолжим усердно работать и тогда сможем изменить ход событий сказки о
мышонке.
Отвечают на вопросы учителя.
Жужжащее чтение в паре по очереди.
Чтение вслух.
Отвечают на вопросы учителя.
Групповая,
коллективная
Познавательные: Умение читать слоги,
слова , тексты с изучаемой буквой.
Чтение теста, ответы на вопросы учителя
9.Физ. минутка
-Посмотрите, мышонок почти уснул. Пора и
нам взбодриться.
-Сейчас мы проведем физ. минутку.
-Первый раз я покажу вам движения. Вы
меня внимательно слушаете и запоминаете движения. Второй раз повторяете
движения вместе со мной.
На третий раз повторяете движения и слова.
«Вышла мышка как- то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре
Мышки дернули за гири
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон» (2х)
-Пожалуйста, встаньте со своих мест так,
чтобы вам было удобно. Повторяем движения вместе со мной.
-Повторяем вместе со мной движения и
слова.
-Присаживайтесь на свои места, мы отлично
взбодрились, мышонок уже забыл о сне и хочет продолжить получать знания о
букве «Ю» и звуках [й’]
[‘ у ] вместе с вами.
Выполняют физ. минутку.
Коллективная
Регулятивные:
Проявление дисциплинированности.
Зрительный контакт, выполнение физ. минутки
10.
Развитие речи
-Посмотрите на картинку. Это момент из
сказки С.Я. Маршака, откуда к нам пришел мышонок.
-Кого вы на ней видете?
-Что там происходит?
-Ваша задача , работая в парах, найти слова,
в названии которых присутствует буква Ю. За каждое найденное слово мышонок
дает по кусочку сыра.
-После ответов детей мышонок раздает
всем, кто правильно нашел слова по кусочку сыра.
-Теперь так же в парах нужно составить
предложения по представленной иллюстрации. Что вы на ней видите, что там
происходит, и , что же будет дальше?
Отвечают на вопросы учителя.
Юбка, юла.
Составляют предложения в парах.
Фронтальная, групповая
Коммуникативные:
Умение правильно формулировать предложения и свою речь, слушать и принимать
мнение одноклассников
Ответы на вопросы учителя
Выполнение заданий
11. Самостоятельная работа
-Сейчас я и мышонок проверим, как же вы
усвоили тему нашего сегодняшнего урока. У вас на партах представлены карточки
со словами. Ваша задача определить, в каких словах буква «Ю» обозначает 1
звук, а в каких два звука.
-На выполнения задания 5 минут, но тот кто выполнит его раньше и сделает его
правильно, получит дополнительный сыр от мышонка. После выполнения задания мы
подведем итоги и узнаем, кто же сегодня сможет окунуться в волшебную страну
сказок и изменить ход событий в одной из них по-своему.
Слова: юг, уют, юнга, Юлия, июль,
любовь, тюлень, любой, дюшес, тюльпан.
Обменяйтесь своими листами с соседом по
парте и посмотрите на экран. На экране правильные ответы, посчитайте
количество правильных ответов у вашего соседа.
После выполнения задания мышонок выдает
сыр ученикам, которые справились с заданием.
Выполняют самостоятельную работу.
Индивидуальная
Регулятивные: Проявлять дисциплинированность
и организованность в своих действиях.
Выполнение самостоятельной работы
12. Итог, рефлексия.
Итак, скажите, ребята, что мы сегодня
проходили на уроке?
Что учились делать?
Кому было интересно и все понятно, тема
не вызвала никаких затруднений постучите кулачками друг о друга. Кто
испытывал трудности или же не понял, потрите ладошки друг о друга.
Пришло время посчитать количество
кусочков сыра.
Считаем сыр, выбираем человека, у
которого оказалось больше кусочков.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют рефлексию.
Считают сыр.
Ученик, у которого оказалось больше
кусочков сыра говорит, что бы хотел изменить в сказке и как бы это сделал.
Остальные внимательно слушают его, после добавляют свои варианты развития событий
в сказке.
Фронтальная, индивидуальная.
Коммуникативные:
Умение высказывать свою точку зрения, слушать и принимать другие мнения.
Умение правильно излагать свои мысли.
Отвечают на вопросы учителя.