Сказка о глухом и волшебной музыке смотреть

насмешливый, но снисходительный в оценках, изящный, открытый, естественно элегантный в каждом свом произведении, он вызывал мещанскую неприязнь своим изысканным эротизмом,

Сказка о глухом и волшебной музыке смотреть

«Насмешливый, но снисходительный в оценках, изящный, открытый, естественно элегантный в каждом своём произведении, он вызывал мещанскую неприязнь своим изысканным эротизмом, он был выдающимся явлением немецкого просвещения, искренне и честно повлиявшим на своё время…»

Эти слова великого Гёте не о Моцарте. Речь «В памяти о брате Виланде» посвящена бывшему литературному сопернику, а после личного знакомства многолетнему другу Гёте — немецкому просветителю, писателю, издателю, переводчику и поэту Кристофу Мартину Виланду (1733—1813). Вместе с Гёте К.-М. Виланд был награждён российским орденом Св. Анны и избран почётным членом Московского университета (1805 г.), его «Оберон» (1780) оказал влияние не только на Шиллера («Дон Карлос») и Гёте (II часть «Фауста»), но и на Н. М. Карамзина, и, само собой, А. С. Пушкина, использовавшего в «Руслане и Людмиле» сюжетные мотивы поэмы Виланда.

Сказка о глухом и волшебной музыке смотреть

Неудивительно, что страстный критик человеческой ограниченности и мещанства, Леопольд Моцарт обожал творчество Виланда, особенно его остросатирические обличения немецкого филистерства. На сказках, рассказах и романах Виланда выросло не одно поколение немецкоязычной интеллигенции, включая и Вольфганга Амадея Моцарта, и Эмануэля Шиканедера как автора либретто «Волшебной флейты», полностью основанного на произведениях Виланда.

Сам проект Шиканедера изначально был пародией, сказкой для взрослых, легко узнававших в «Волшебной флейте» каждого персонажа, легко считывавших каждый намёк и каждую строчку из их собственного детства. Чтобы понять, как воспринималось либретто Шиканедера современниками, достаточно представить, что сегодня кто-то написал бы оперетту «Волшебный ключик», в которой главными героями были бы деревянный длинноносый человечек, мудрая черепаха, злой волшебник Барабас, фарфоровая зануда Марина де Малино, банда разбойников из «Бременских музыкантов» да ещё и Винни-Пух с Чебурашкой в придачу.

Сказка о глухом и волшебной музыке смотреть

Именно по этой причине сложившаяся традиция идеологического утяжеления этой пронзительно светлой и лёгкой истории об обретении счастья очень часто выглядит неуклюжей попыткой увидеть библейскую мистерию в сказке о Красной шапочке. Ведь даже нумерологическая символика «Волшебной флейты» (три девушки из свиты Царицы ночи, три мальчика-помощника, три «масонских» фанфарных аккорда) напоминает нам о том, что счастье не в христианской троице (Отец-Сын-Святой Дух), а в троице семейной — отец, мать, ребёнок. Отсюда и легко декодируемая дионисийская символика эротического названия, раскрывающаяся в очень особом понимании природы божественного, которое звучит в фантастическом по глубине дуэте Папагено и Папагены:

Bei Männern, welche Liebe fühlen,
fehlt auch ein gutes Herze nicht.
Die süßen Triebe mitzufühlen,
ist dann der Weiber erste Pflicht.

Wir wollen uns der Liebe freu’n,
wir leben durch die Lieb’ allein.
Die Lieb’ versüßet jede Plage,
ihr opfert jede Kreatur.

Sie würzet uns’re Lebenstage,
sie wirkt im Kreise der Natur.
Ihr hoher Zweck zeigt deutlich an:
nichts Edler’s sei, als Weib und Mann.

Mann und Weib, und Weib und Mann,
reichen an die Gottheit an.

Мужчина, любящий всем сердцем,
не может сердца не иметь.
И от его желаний дверцу
жена лишь может отпереть.

Любовь – единственная радость,
жизнь без которой не прожить.
Любовь убьёт любую гадость.
Любовь хотим боготворить.

Любовь вкуснее шоколада.
Любовь – космический закон.
Любовь нам высшая награда,
Любовь возводит нас на трон.

И нет божественней творенья,
чем двух сердец соединенье.

(перевод с немецкого Александра Курмачёва)

Сказка о глухом и волшебной музыке смотреть

Это главная идея «Волшебной флейты». Никаких других идей в этом шедевре нет. Именно поэтому любые попытки поставить «Волшебную флейту» как философскую или политическую притчу, а не как сказку для взрослых, обречены на провал: Моцарт не тот композитор, который позволяет с собой «дискутировать». У Моцарта всё прозрачно. И нужно признать, что наше желание усложнить простое как желание, идущее, мягко говоря, не от большого ума, всегда будет разбиваться о простоту и внятность моцартовских высказываний. Не стоит искать чудес в непонимании. Не стала их искать или выдумывать режиссёр Кристиана Лутц, осуществившая в Земельном театре Зальцбурга новую постановку этой волшебной оперы.

Режиссура К. Лутц выглядит как бережный подстрочник к первоисточнику. Под звуки увертюры режиссёр деликатно делится с нами своим пониманием того, что могло рассорить Зарастро с Царицей ночи и почему арбитром этого спора выбирается влюблённая пара Тамино и Памина. Перед нами сказочный эксперимент-путешествие в природу человеческих чувств, привязанностей и зависимостей. Нам доступно и доходчиво вскрывают все смысловые «купюры» либретто, и на протяжении всего действия у нас ни разу не возникает вопроса, что же происходит с героями. На моей памяти это единственная сценическая версия «Волшебной флейты», в которой всё понятно про саму «Волшебную флейту» (я сознательно не провожу параллели с выдающимся спектаклем Лидии Штайер, показанным здесь же в Зальцбурге на Летнем фестивале 2018, так как Л. Штайер всё-таки внесла серьёзные корректуры в оригинальный текст Шиканедера). И если у вас остались какие-либо вопросы по поводу этого произведения, то новая постановка в Земельном театре Зальцбурга исчерпывающе ответит на все.

(В скобках замечу, что лично у меня остался только один вопрос: почему обе прекрасные интерпретации принадлежат режиссёрам-женщинам? Режиссёры-мужчины вообще не в состоянии адекватно работать с таким материалом?)

Сказка о глухом и волшебной музыке смотреть

Мизансцены у К. Лутц выстроены с математической строгостью: ни одного лишнего шевеления на сцене, всё по делу, каждый жест осмыслен, каждая эпатажная эскапада добавляет ясности, а не запутывает простое. Нам показывают сказку. Настоящую сказку, в которой главный герой буквально падает с неба, в которой герои одновременно появляются и исчезают в сложно выстроенных декорациях (сценограф Кристиан Табакофф), незаметно меняют внешний вид (костюмы Дороти Джойстон), проваливаются под землю и спускаются по канатам. Перед нам синтез циркового шоу и театрального представления, от которого невозможно оторвать глаз. Эта захватывающая внимание подача вынуждает нас в итоге осознать главную гуманистическую ценность жизни — саму жизнь и любовь, её порождающую. Именно в этом гуманистическом пафосе и состоит величие «Волшебной флейты», а не в тех инструментальных деталях и метафорах, которые выполняли в либретто Шиканедера исключительно прикладную функцию, проще говоря функцию «прикола», а не элементов художественной идеи. Как те самые серебряные колокольчики, ставшие по одной из версий «спусковой» причиной создания этой фантастической партитуры: очень уж хотелось Шиканедеру на сцене ими подребеденькать.

Разумеется, это впечатление от спектакля не было бы столь вдохновляющим, если бы не блестящая работа оркестра и ансамбля солистов.

Сказка о глухом и волшебной музыке смотреть

Оркестр Моцартеум под управлением музыкального директора театра маэстро Лесли Суганандараджи крупным планом подаёт все инструментальные вкусности моцартовской партитуры. Но эта подача не выглядит сурдопереводом, разжевывающим очевидное: в стремительном вихре, не теряя точности, оркестр проводит увертюру, ни разу не теряет контакт ни с хором, ни с солистами, тонко отражает глубину лирических переживаний героев. Создаётся ощущение, что музыканты и певцы не только звучат, но и дышат в унисон. Словом, выдающаяся работа.

Технически виртуозным и эмоционально искромётным я бы назвал выступление Алины Вундерлин в партии Царицы ночи: хрустальные стаккато обеих сложнейших арий этой партии щедрой россыпью заполняли зал, а насыщенный драматическими красками тембр переливался психологическими оттенками. Недюженное актёрское мастерство певицы стало дополнительным бонусом к экстраординарному вокалу.

Не менее яркой, лучезарно витальной и психологически пронзительной стала работа Яны Баумайстер в партии Памины.

Сказка о глухом и волшебной музыке смотреть

Три дамы из свиты Царицы ночи в прекрасном исполнении Юлии Моорман, Оливии Косио и Верены Гунц, как три отчаянные домохозяйки, взваливают на свои плечи программу экзистенциального эксперимента над юными душами в храме волшебника Зарастро, в партии которого, в свою очередь, блестяще выступил бас Андреас Хёрль.

Разумеется, основная идеологическая нагрузка как в самой «Волшебной флейте», так и в спектакле Кристины Лутц, ложится на Папагено, и британский баритон Джордж Хампфрейс создаёт изумительный образ человека, сермяжного в своём трезвомыслии и обаятельного в своей непритязательности.

Не менее конгениально художественной задаче выглядит и звучит немецкая сопрано Лаура Бартель в партии Папагены. Партия Тамино была исполнена немецким тенором Давидом Фишером с некоторой лирической иронией: певец, обладающий тонко отшлифованным вокалом, показывает нам не столько самостоятельного молодого человека, сколько подростка-отличника, старательно выполняющего все домашние задания. Прекрасная работа.

Сказка о глухом и волшебной музыке смотреть

Три замечательных ангела-хранителя, появляющиеся то со светящимися крылышками, то на смешных скутерах, то в сверкающих лампочками кроссовках, становятся отражением главного конфликта, ключевого драмузла; отражением, но не разгадкой. Именно эти три малыша, Три Мальчика получают в своё распоряжение символы вселенской власти над человеческим счастьем…

Что же сделают они с этими символами под звуки финального хора последней сказки Моцарта?..

Ответить на этот вопрос не так-то просто, как кажется: ведь даже для тех, кто побывал на спектакле Кристины Лутц в Земельном театре Зальцбурга, это остаётся загадкой…

Фото: Anna-Maria Loffelberger

Тип

Раздел

Персоналии

Произведения

Автор

Новые мультфильмы 2022 года: что смотреть? 3

Полнометражная анимация всё ещё упорно выходит в кинотеатрах, пускай стриминги и подкосили значительную часть просмотров. Это иногда приводило к трагическим последствиям — например, «Огонёк-Огниво» провалился и закрылась студия «Вверх», а тем временем «Босс-молокосос 2» стал лидером кассовых сборов. Тем не менее 2021 год оказался очень интересным и плодотворным для анимации. Хотелось бы верить, что премьеры 2022 года, о которых мы сейчас расскажем, будут не хуже.

Пиноккио

Pinocchio

Новые мультфильмы 2022 года: что смотреть? 4

Когда и где? В 2022 году на Netflix.

О чём? Классическая сказка о кукольном мальчике, который хочет стать человеком. Чтобы это сделать, Пиноккио должен вести себя как хороший и послушный ребёнок… но он не ведёт, и это приводит к трагическим последствиям.

Чего ждём? Мрачную адаптацию и без того невесёлой сказки Карло Коллоди, в которой будут сохранены моменты, обычно не входящие в другие экранизации «Пиноккио». Гильермо дель Торо знаменит своими готическими историями с налётом сказочной невинности. И хотя каноничную версию ожидать не придётся (действие истории перенесено в XX век, во времена фашистского режима Муссолини), но дух первоисточника почти наверняка будет сохранён. К тому же анонс обещает полную переработку образа главного героя с уклоном в жестокого маленького трикстера.

Базз Лайтер

Lightyear

Новые мультфильмы 2022 года: что смотреть? 1

Когда и где? В кинотеатрах 16 июня 2022 года.

О чём? Не-совсем-приквел «Истории игрушек», рассказывающий историю Базза Лайтера… в его собственной игровой вселенной. То есть это история о героическом космонавте, который совершает подвиги, а не о живой игрушке. Вероятно, он столкнётся со злым императором Зургом, а может, и нет.

Чего ждём? Пафосный героический боевик про покорение космоса. Атмосфера трейлера немного диссонирует с образом Базза Лайтера из тетралогии «История игрушек», который во многом основывался на стереотипах о весёлых и оптимистических детских шоу про космос, а не на суровых триллерах а-ля «Живое» или «Марсианин». А «Базз Лайтер» предлагает действительно неожиданный взгляд на предысторию своего героя. Хороший вопрос — удастся ли перенести мрачное, героико-эпическое настроение из трейлера в сам фильм, но это как минимум попытка сделать что-то небанальное с «Историей игрушек».

Человек-паук: Через вселенные 2

Spider-Man: Into the Spider-Verse 2

Новые мультфильмы 2022 года: что смотреть? 11

Когда и где? Мировая премьера 7 октября 2022 года, премьера в России — 22 октября.

О чём? Майлз Моралес и Гвен Стейси вместе с командой Пауков отправляются в путешествие по мультивселенной, встречают других Спайдерменов и сталкиваются с неким неназванным злодеем.

Чего ждём? Энергичного супергеройского боевика, продолжающего славные традиции первой части. Долгожданного романа Майлза Моралеса и Гвен Стейси. Новых Пауков — среди заявленных уже есть Женщина-паук, Человек-паук 2099 года и японский Человек-паук из сериала 1978 года. Ну и, само собой, великолепного визуального повествования, экспериментирующего с различными техниками и расширяющего традиционные представления о супергероике. 

«Через вселенные» — блистательный бриллиант в фильмографии Sony Pictures Animation. Хотелось бы, чтобы так оставалось и в сиквеле, и чтобы в 2020-е годы студия стала флагманом коммерческой анимации.

Изумительный Морис

The Amazing Maurice

Новые мультфильмы 2022 года: что смотреть? 8

Когда и где? Мировая премьера 13 февраля 2022 года.

О чём? Экранизация одноимённой книги Терри Пратчетта — про разумного (и изумительного!) уличного кота, который для заработка использует дрессированных мышей и их хозяина, маленького простачка с флейтой. Кот Морис разработал простой и эффективный план мошенничества: крысы должны заселить город, затем в него приходит мальчик-флейтист и, выдавая себя за крысолова, «прогоняет» животных своей музыкой. Но, как это всегда и бывает, не всё идёт по плану…

Чего ждём? Низкобюджетную, но всё-таки добротную адаптацию одного из самых классных сказочных сюжетов Терри Пратчетта. Традиционно звёздный сонм британских актёров, среди которых, помимо Хью Лори и Эмилии Кларк, Дэвид Тьюлис, Джемма Артертон, Хью Бонневиль и Дэвид Теннант. Ну и много ярких харизматичных персонажей второго плана, которые хорошо подходят для анимации.

Я краснею

Turning Red

Новые мультфильмы 2022 года: что смотреть? 12

Когда и где? Мировая премьера 10 марта 2022 года.

О чём? Девочка Мэй Ли с переходом в подростковый возраст получила неприятное наследство от своей семьи: теперь всякий раз, когда Мэй Ли начинает волноваться, она становится красной пандой. А это никуда не годится! Как вообще совместить хорошую учёбу, общение с ровесниками и все проблемы подросткового возраста с этим дурацким даром?! А-А-А-А!

Чего ждём? Сказку в стиле «Головоломки» и «Души», когда фантастический элемент служит метафорой реальных проблем зрителей — в данном случае речь идёт о половом созревании, конечно. Жизненную подростковую комедию с командой небанальных и харизматичных девчонок, помогающих обаятельной героине справиться с навалившимися проблемами. Умеренную семейную драму, без которой, кажется, не обходится ни один пиксаровский фильм последних лет. Ну и колоритный попсовый саундтрек, само собой!

Уэнделл и Уайльд

Wendell and Wilde

Новые мультфильмы 2022 года: что смотреть? 6

Когда и где? Netflix, в 2022 году.

О чём? О братьях-демонах, именем которых назван фильм, и о тех, кто с ними борется: монахине Хелли с готическими подручными, подростками Кэт и Раулем. И всё это вдохновлено «Сумеречной зоной», «Ночью охотника», «Вторжением похитителей тел», «Останови монстра» и «Ночью на Лысой горе».

Чего ждём? Кукольную чёрную комедию, в которых Генри Селик всегда так хорош. О фильме, увы, недостаточно информации, но там, где смешиваются загробный юмор и кукольный стоп-моушен, — Генри Селик традиционно выдаёт потрясающие фильмы, небанальные и колоритные. Техника значительно отличается от предыдущих работ Селика, но не настолько, чтобы в моделях Уэнделла и Уайльда не угадывалась рука режиссёра. Премьера должна была состояться ещё в 2021 году, но пандемия традиционно обрушивает планы прокатчиков, и остаётся лишь надеяться, что в дальнейшем переносов не случится.

Странный мир

Strange World

Новые мультфильмы 2022 года: что смотреть? 10

Когда и где? 23 ноября 2022 года 

О чём? О мальчишке, ищущем клад посреди фантастической вселенной. Неизвестно, занимается ли он этим профессионально или, как это обычно водится, только мечтает стать профессионалом, но чем ближе к премьере, тем больше информации. 

Чего ждём? Путешествия Героя… ой, то есть самоанализа и путешествия внутрь себя. Разумеется, клад — это метафора, никакого внешнего злодея не будет (Disney сознательно отходит от этой концепции, а жаль), у главного героя будут проблемы в отношениях с семьёй или друзьями… С одной стороны, Disney всегда ставят строго формульные картины, с другой стороны, сейчас они ищут нарратив, который бы приближался к пиксаровской традиции доминирования внутреннего конфликта над внешним. Дон Холл явно тяготеет к этническому фэнтези — и грех его в этом останавливать: с «Райей» получилось даже интересно… хотя, наверное, не столь прибыльно, как планировалось.

Супербратья Марио

Untitled Super Mario Project

Новые мультфильмы 2022 года: что смотреть? 2

Когда и где? 21 декабря 2022 года в США (в России пока неизвестно).

О чём? О приключениях супербратьев Марио, которые бегают по лабиринту и спасают принцессу.

Чего ждём? Поскольку адаптацией проекта занимается студия Illumination (которая лихорадочно скупает права на всё, что пока не принадлежит Disney), то с вероятностью 90% фильм будет рассчитан на целевую аудиторию их же «Миньонов» и адаптаций доктора Сьюза — то есть маленьких детей и их родителей. 

Но «Супербратья Марио» ничего от этого не потеряют — это и так яркая позитивная вселенная с кучей сайдкиков и местами сомнительного юмора. Пока грядущая полнометражка прославилась только подбором актёров озвучки, не удовлетворившим фанатов (никому не хочется представлять себе Криса Пратта с итальянским акцентом). Но если уж Illumination умеет что-то делать хорошо, так это циничную физическую комедию с обилием разноцветных персонажей.

Суперпитомцы

DC League of Super-Pets

Новые мультфильмы 2022 года: что смотреть? 5

Когда и где? Мировая премьера 19 мая 2022 года.

О чём? О команде волшебных питомцев знаковых героев DC, которой руководят пёс Супермена Крипто и гончая Бэтмена Эйс. Их хозяев похитили, и теперь животные объединяются в лигу, чтобы спасти их. Почему они, а не остальные супергерои из Лиги Справедливости? Ну, они же такие милые!..

Чего ждём? «Тайную жизнь домашних животных», но с более крупным бюджетом и суперспособностями. Это, конечно, однозначно мультфильм для семейной аудитории, без всяких неожиданных сюрпризов, но он может стать хорошим развлечением. К тому же история анимации знает немало примеров, когда за посредственным трейлером скрывалось по-настоящему годное произведение — особенно среди комедий для всей семьи. Мультфильм также может понравиться тем, кто любит искать отсылки к комиксам — такого в «Суперпитомцах» будет предостаточно.

Даже мыши попадают в рай

I mysi patrí do nebe

Новые мультфильмы 2022 года: что смотреть? 7

Когда и где? Премьера в России — 13 января 2022 года.

О чём? Миленькая маленькая мышка умирает, попадает в рай, встречается со своим убийцей, начинает с ним дружить, чему, конечно же, очень не радо всё их окружение, и пытается преодолеть травму, нанесённую ей посмертно.

Чего ждём? Трогательный чешский кукольный мультфильм, не стесняющийся говорить о важных и страшных проблемах не только с самыми маленькими, но и со взрослыми зрителями. Небанальные конфликты и сюжет, который (почти) не может позволить себе ни одна известная коммерческая студия — а вот европейские художники могут, при этом не впадая в мрачность и готичность. Очень классную кукольную анимацию: дизайны удачны не везде, но и персонажи, и фон поражают великолепной проработкой деталей. Ну и частичный ответ на вопрос, действительно ли все животные попадают в рай — или нет?..

Кот в сапогах 2: Последнее желание

Puss in Boots: the Last Wish

Новые мультфильмы 2022 года: что смотреть? 9

Когда и где? Мировая премьера 19 августа 2022 года.

О чём? Кот в сапогах (тот самый, из «Шрека») безрассудно тратит восемь своих жизней из девяти и отправляется на поиски Последнего желания — единственной его надежды на восстановление девяти жизней.

Чего ждём? Странное возрождение франшизы через второй сольник одного из самых популярных персонажей «Шрека». Первый фильм был симпатичным, хотя и бездумным развлечением с испанским колоритом — пожалуй, это единственное, благодаря чему он остался в сердцах зрителей. То, что за сценарий ко второй полнометражке отвечает Крис Меледандри, вызывает нехорошие подозрения — но, с другой стороны, «Кот в сапогах» всегда был более детским и лёгким развлечением, чем основная серия про Шрека. 

Другие полнометражные мультфильмы

Новые мультфильмы 2022 года: что смотреть? 14

My Father’s Dragon — фильм от Netflix, который снимает Cartoon Saloon… без участия Томма Мура! А вообще — экранизация чарующей сказки о мальчике и дракончике, путешествующих по сказочному острову.

Catsaway — обаятельный 2D-мультфильм из ОАЭ про кошек из Абу-Даби, ищущих новый дом в беспрестанно меняющейся вокруг них реальности.

Pashmina — экранизация одноимённого комикса про индийскую девочку, которая хочет больше узнать о прошлом своей семьи и открывает его благодаря волшебной пашмине, переносящей её в фантастическую Индию.

Titina — выполненный в традиционной анимации норвежский мультфильм, рассказывающий о путешествии Умберто Нобиле и его собаке Титине.

A Winter’s Journey — красивая лиричная история о поэте с голосом Джона Малковича, странствующем по горам, рискуя своей жизнью. Мультфильм сочетает игровое кино, ротоскопированную и CG-анимацию.

Новые мультфильмы 2022 года: что смотреть? 13

The Bad Boys — фильм позднего Dreamworks, за который не стыдно! История про ограбление, совершённое колоритными мафиози… животными. Волком, змеёй, пираньей, акулой и тарантулом.

Balto IV: Wolf Destiny — четвёртая часть мультфильма, которому стоило бы ограничиться одной, но тут, по крайней мере, выход не сразу на видео. Это ещё ничего не гарантирует, но надежда на хороший мультфильм всё-таки есть: случались и более странные возвращения франшиз.

Wrath of the Tarot Kings — вестерн про ветерана Гражданской войны — расхитителя гробниц, вернувшегося обратно на родину. Промоматериалы выглядят необычно и интригующе; увы, у такой обскурной штуки почти наверняка не случится никакой локализации. Жаль.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сказка о глухом и волшебной музыке смотреть

Журналистка, киноведка, автор сценариев для анимации, фрилансер-домохозяйка. Защитила работу по диснеевским полнометражным мультфильмам. Использую феминитивы.

  • Сказка о голубой мечте
  • Сказка о военной тайне главные герои
  • Сказка о братке салтане с матами смотреть
  • Сказка ну погоди мультфильм
  • Сказка о борисе и глебе слушать