Сказка о е после шипящих

мбоу бельковская сош урок русского языка в 5 классе. тема: буквы о-е после шипящих в корне слова подготовила

                                         
МБОУ «Бельковская СОШ»

Урок русского языка  в 5
классе.

 Тема: « Буквы о-е после шипящих в корне слова»

Подготовила  учитель русского
языка и литературы — Веркеева Людмила Михайловна.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
знать правило написания букв Е-0 после шипящих в корне; слова-исключения;
написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном
положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой;
графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с
непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного
опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и
передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и
коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический
метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование:  проектор,  мультимедийный экран, презентация
к уроку, рабочие листы.

Учебник: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в
2 частях. Ч. 1; под редакцией Е.А. Быстровой – М.: ООО «Русское слово –
учебник», 2014

Этапы урока.

1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята.
 Давайте настроимся на хорошую продуктивную  работу.

На наших уроках мы не только учимся
грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики
. (Запишите число. Классная работа) 

(слайд 1)

2. Актуализация знаний. Лексическая
сказка.

— Ребята, расскажите  алфавит. —
Кто в нём живёт?
( Буквы.) -А сколько их? (33 буквы).

— Сколько согласных букв в русском
языке?
(21 согласная буква).

— А сколько гласных?( 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков — ъ
и ь.)

 Согласным без гласных никак не
справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. — Назовите
все гласные буквы.

-( А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я).  Но плохо гласной, когда перед ней оказывается
шипящая.

— Назовите шипящие буквы, ребята. –(Ж, Ш, Щ, Ч).

—        Ребята,
поднимите руки те, кто любит сказки. А какие вам нравятся больше всего? Кто из
вас слышал сказки о русском языке, лингвистические сказки?

—        Именно
с такой сказкой я хочу вас познакомить. «Капризные шипящие».
(рассказывает ребенок – индивидуальное задание)

       В некотором
царстве, в некотором государстве  дружно живут согласные буквы с гласными.
Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не
обижать своих певучих подружек.

     Но плохо гласной
букве, когда перед ней окажется шипящий.

—        А
какие шипящие согласные вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ.)

С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще
знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам 0 и Ё! То всем буквам подавай
букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с
0. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами 0 и Ё. Вот и
приходится писать:

ШЁЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК.

Тсс… слышите, что говорят шипящие?

— Осторож-ж-но!  Мы –
 ш-шшипящ- щ-щие!

—        Как
вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (
0 правописании букв 0 и Ё после шипящих.)

Запишите тему урока, сформулируйте цель. (слайд 2)        

3. Выявление места и причины
затруднения. (3+4)

4. Целеполагание и построение
проекта выхода из затруднения. Создает
 проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают. (Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых
способов учебной и умственной деятельности учащихся.) (слайд 3)

— А теперь посмотрите на таблицу на
слайде и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих  в корне слова.

Ё        
                     
       

жёлтый – желтеть    
 

шёлк – шелка    
       

чёлка – чело    
         

щёлкнуть – щелчок    

       
    О

       
    жонглёр — …(-)  

       
    шокировать — …(-)

       
    чопорный — …(-)          

       
    трущоба — …(-)

—        Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие.)

—        Какой
звук слышится после шипящих? (Звук О.)

—        Почему
же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё (Звук 0 па письме передаётся буквами
0 и Ё.)

Учитель  дополняет ответы,
организует и сопровождает деятельность обучающихся.

Физкультминутка Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка
кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон…». (Гимнастика проводится
в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и
тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (Слайд№4)

5. Первичное закрепление с
комментированием во внешней речи. Творческая практическая деятельность

Давайте составим алгоритм( способ
рассуждения и применения правила)

—        Чтобы
не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться
следующим планом ответа-рассуждения (алгоритмом):

1.        Определить
часть слова.

2.        Если
орфограмма в корне, то …

3. Посмотри, можно ли изменить слово
так или подобрать родственное, чтобы после шипящего было Е:
image001image001

         
                 Да- пиши Ё  
                     
     Нет – пиши О

—        Давайте
поработаем с этим планом, рассуждая по плану. Слова для анализа: чёрный, шоссе,
жёлтый, шоколад. (Слайд 5)

 Словарная работа. (индивидуальная
творческая работа для 2 учащихся – сделать презентацию по словарным словам)

— Ребята, в этом правиле встречается
много слов-исключений. Сейчас мы с вами поработаем над словарными словами
следующим образом.

Перед вами текст, Вы должны
выписать из него слова с О после шипящих в корне, они будут словарными словами,
которые нам необходимо запомнить.

Текст.

     Обжора залез в
кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную
чащобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел
унести ноги.

Шоу – представление.

Анчоус – мелкая морская рыбка.

Жокей – профессиональный  наездник на скачках, бегах.

Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.

Шомпол – стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном
огнестрельном оружии.

—        Но
существует одна особенность в этом правиле.

Если слово с корнем -ЖЁГ- (-ЖОГ-)
является существительным — пишем О, если глаголом — пишем Е.

—        Посмотрите
на доску (слайд 6).

Ожёг-ожог

На солнце спину я ожЁг

И третий день лечу ожОг.

Горела с Ё моя спина,

А с О  ой-ой   —  болит
она.

—        Давайте
разберёмся с этим текстом, вставим пропущенные буквы и докажем свою точку
зрения.

Преступник ночью дом поджёг,

Но, совершив такой поджог,

Он и лицо себе обжёг.

Так, получив большой ожог,

Он был наказан за поджог.

6. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
. (Обобщение, систематизация знаний, формирование
рациональных способов применения их на практике
.) Давайте проведем различные виды диктантов. (слайд 7)

1.        Распределительный
диктант.

—        Распределите
слова по двум столбикам слова: с О и Ё.

Ш…колад, ч…рный, беч….ва, ж…кей,
ш…рох, реш…тка, капюш….н, ч…лка, ж_рдочка,
 щ_тка

2.        Выборочно-восстановительный
диктант. (слайд 8)

—        Из
текста выпишите слова с орфограммой «Правописание О – Ё после шипящих в корне
слов)».

—        По
выписанным словам восстановите текст.

Пришел месяц февраль. Он словно
волшебник-жонглёр, разыгрался с метелями. Засыпал шоссе, так, что шоферы с
трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл решетки балконов инеем. Желтое солнце
не согревает щеки. Тяжелые сугробы стоят,  как снеговики. А иногда снег
идёт тихо-тихо и шепотом жалуется на жесткий февраль.      
  (А. Иллюминарская)

3. Творческое задание.
Дифференцированное
.( работаем в
парах) (слайд 9)

Задание №1 (на выбор)

— Составьте небольшой текст (3-4
предложения), используя предложенные слова.

На слайде слова:

Крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты,
шёлковый и др.

Задание № 2. (На выбор)

Спишите,  составьте
словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму
 

Ч_рная _______; __________ш…рстка; ч…рствый________;________ш…в,
___________печ…нка; зач…ркивать__________;  ______________ш…рохи,
_____________ш…потом,  ________беч…вка;  деш_вый _____________;
______________ж_лудь; _____________ ч_лка; _______________ ш…лк;

4. Творческий диктант «Замени одним
словом»

1.Разговор тихим голосом – шёпот

2. Цвет одуванчика – жёлтый

3. Предмет для чистки зубов – щётка

4. Плод дуба – жёлудь

5. Цвет, противоположный белому – чёрный

6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)

7. Цирковой актёр, который
подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов –
жонглёр (иноязычное
слово)

8. Маленькая щель – щёлка

9. Ягоды на колючих кустах – крыжовник

7. Включение в систему знаний и
повторение
. (Проверка и
обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений,
оценивание).ТЕСТ

1. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ч…рточка

2) сильный ож…г

3) щ…лка

4) ч…тное число

2. В каком слове на месте пропуска
пишется буква Ё?

1) ш…рох

2) ш…в

3) ч…рствый

4) ж…кей

3. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) анч…ус

2) пош…л

3) деш…вый

4) поч…тный

4. В каком слове на месте пропуска
пишется буква Ё?

1) ш…рты

2) ш…фёрский

3) пш…нка

4) капюш…н

5. В каком слове на месте пропуска
пишется буква Ё?

1) ш…кировать

2) ж…нглировать

3) прищ…лкивать

4) ч…кнулся

6. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) подсч…т голосов

2) ш…рник

3) молодож…ны

4) реш…тка

7. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ч…лка

2) ш_ссе

3) ч…лн

4) беч…вка

8. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ж…кей

2) расч…тливый

3) гладкош…рстный

4) щ…голь

9. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ж…лудь

2) ш…пот

3) леч…

4) тяж…лый

10. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ж…сткий

2) ж…лтый

3) щ…тка

4) трещ…тка

8. Рефлексия учебной деятельности на
уроке (итог урока)

Домашнее задание: (слайд 10)

Параграф 53, упр. 296, 298, словарь
(словарные слова  О-Ё после шипящих)

Что нового узнали на уроке?

—        Какие
трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

—        Понравилось
ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

—        Дайте
оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и
покажите мне. Урок понравился — карточку с улыбающимся лицом, нет –
 карточку-смайлик  с грустным лицом.

Список используемой литературы и
интернет сайтов:

http://pochemu4ka.ru/load/konkurs_quot_zanimatelnye_golovolomki_quot/golovolomki/krossvord_bukvy_o_e_jo_posle_shipjashhikh/423-1-0-10117

www.calameo.com/books/0009779270888bddfa42

Аксенова Л.А. контрольные и
проверочные работы по русскому языку: 5 класс к учебнику Т.А. Ладыженской и др.
М.: издательство «Экзамен», 2016.

Волина В.В. Весёлая грамматика. –
М.: Знание, 1995.

Русский язык: учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч. 1; под редакцией Е.А. Быстровой
– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014

Лингвистическая игра « Замените
одним словом».

 1.Разговор тихим голосом – шёпот

2. Цвет одуванчика – жёлтый

3. Предмет для чистки зубов – щётка

4. Плод дуба – жёлудь

5. Цвет, противоположный белому – чёрный

6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)

7. Цирковой актёр, который
подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов –
жонглёр (иноязычное
слово)

8. Маленькая щель – щёлка

9. Ягоды на колючих кустах – крыжовник

2.Прочитайте юмористический рассказ, в
котором собрано 18 слов-исключений.

По шоссе мчалась машина. В кабине
сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей,
жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр
жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником
договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на
глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу.
Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были
шокированы происшедшим.

Тест для 5 класса. «Буквы О и Ё после
шипящих в корне»  

1. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ч…рточка

2) сильный ож…г

3) щ…лка

4) ч…тное число

2. В каком слове на месте пропуска
пишется буква Ё?

1) ш…рох

2) ш…в

3) ч…рствый

4) ж…кей

3. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) анч…ус

2) пош…л

3) деш…вый

4) поч…тный

4. В каком слове на месте пропуска
пишется буква Ё?

1) ш…рты

2) ш…фёрский

3) пш…нка

4) капюш…н

5. В каком слове на месте пропуска
пишется буква Ё?

1) ш…кировать

2) ж…нглировать

3) прищ…лкивать

4) ч…кнулся

6. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) подсч…т голосов

2) ш…рник

3) молодож…ны

4) реш…тка

7. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ч…лка

2) ш_ссе

3) ч…лн

4) беч…вка

8. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ж…кей

2) расч…тливый

3) гладкош…рстный

4) щ…голь

9. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ж…лудь

2) ш…пот

3) леч…

4) тяж…лый

10. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ж…сткий

2) ж…лтый

3) щ…тка

4) трещ…тка

РАЗДАТОЧНЫЙ ЛИСТ

 Алгоритм( способ рассуждения и
применения правила)

—        Чтобы
не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться
следующим планом ответа-рассуждения (алгоритмом):

1.        Определить
………….

2.        Если
орфограмма в корне, то …

3. Посмотри, можно ли изменить слово
так или подобрать родственное, чтобы после шипящего было Е:
image001image001

         
                 Да- пиши …..
                     
       Нет – пиши …..

—        Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану.
Слова для анализа:
чёрный,
шоссе, жёлтый, шоколад.

1.        Распределительный
диктант.

—        Распределите
слова по двум столбикам слова: с О и Ё.

Ш…колад, ч…рный, беч….ва, ж…кей,
ш…рох, реш…тка, капюш….н, ч…лка, ж_рдочка, щ_тка

2.        Выборочно-восстановительный
диктант.

—        Из текста выпишите слова с орфограммой «Правописание О
– Ё после шипящих в корне слов)».

—        По
выписанным словам восстановите текст.(устно)

       Пришел
месяц февраль. Он словно волшебник-жонглёр, разыгрался с метелями. Засыпал
шоссе, так, что шоферы с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл решетки балконов
инеем. Желтое солнце не согревает щеки. Тяжелые сугробы стоят,  как
снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и шепотом жалуется на жесткий февраль.
             (А. Иллюминарская)

3. Творческое задание.
Диффиренцированное.( работаем в парах)

Задание №1 (на выбор)

— Составьте небольшой текст (3-4
предложения), используя предложенные слова:

Крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты,
шёлковый и др.

Задание № 2. (На выбор)

Спишите,  составьте
словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму

Ч_рная _______; __________ш…рстка;
ч…рствый________;________ш…в, ___________печ…нка; зач…ркивать__________;
 ______________ш…рохи, _____________ш…потом,  ________беч…вка;
 деш_вый _____________; ______________ж_лудь; _____________ ч_лка;
_______________ ш…лк;

Цели урока:

  • проверить степень усвоенности ранее
    изученного материала (правописание корней -раст-, -рос- с чередующимися
    гласными)
  • довести до сознания учащихся, отчего зависит
    правописание букв ё и о после шипящих в корне слова.
  • формировать умения и навыки применения
    теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму.
  • способствовать расширению словарного запаса
    учащихся и соблюдению орфоэпических норм в словах, представленных на
    уроке.
  • воспитывать любовь к родному языку через
    игру

Ход урока

1. Орг. момент.

В далекой сказочной стране живет веселый, озорной и очень
любознательный деревянный человечек. Его зовут Буратино. И вот сегодня Буратино
пришел к нам на урок.

Когда он разговаривал со своими друзьями, то делал очень много
ошибок в словах. Неправильно ставил ударения, не выговаривал буквы, и чтобы
предотвратить эти ошибки и никогда не делать их, он сочинил стихотворения,
которые и нам с вами помогут научиться правильно ставить ударения в словах.

2. Орфоэпическая разминка.

А)

На Бахче у нас растет,
Как разрежешь, сок течет
Свеж и сладок он на вкус
Называется арбуз

Б)

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог
В ней бывает картотека
Специальный каталог.

В)

Много вкусного в саду
У нашей тети Феклы
И малина, и клубника
И конечно, свекла

У Буратино было много друзей. И вот однажды между ними
разгорелся спор. Они спорили, какая же буква пишется в корнях — раст-, -рос- А
или О? Долго спорили, но так и не пришли к единому мнению. Наш герой очень
огорчился и попросил вас подсказать ему и его друзьям, в каком случае в корнях
— раст-, -рос- пишется буква А, а в каком О?

3. Проверка домашнего задания. ( Цель: проверить степень усвоения материала и умение применять его на
практике)

На доске написаны словосочетания, в которых пропущены буквы в
корнях — раст-, -рос-.

1. пор..сло мхом

ср:щение кости

новая отр:сль

р:стительный мир

2. красивое р:стение

холодная р:са

выр:щенный хлеб

зеленый р:сток

Задание: вставить правильно пропущенную букву, обозначить орфограмму и
сформулировать правило. (У доски выполняют задание 2 учащихся).

Еще 5 учащихся выполняют подобное задание на индивидуальных
карточках. Остальные учащиеся выполняют задание, которое написано на доске, в тетради
самостоятельно. Затем идет проверка работы и четко проговаривается изученное
правило.

4. Объяснение нового материала и постановка цели урока. (Цель:
довести до сознания учащихся, что написание буквы е после шипящих зависит от
ударения, научить графически обозначать орфограмму).

Буратино был очень любознательный. Его всегда все
интересовало. И вот однажды, когда Буратино шел по лесу и любовался всем, что
его окружало, неожиданно ему на нос свалился желудь. Буратино его поднял,
рассмотрел внимательно. Произнес вслух слово «желудь» и задумался, а
как же правильно пишется это слово? Он не знает. Давайте поможем ответить ему
на этот вопрос.

Посмотрите на таблицу, прочитайте вслух слова, написанные в
таблице.

  • Шёпот
  • Жёлтый
  • Шёрстка
  • Жёлудь

Выделите корень в словах.

Поставьте ударение.

Назовите ударную гласную.

После каких согласных стоят ударные гласные? Какой гласный
звук слышится в корне под ударение после шипящих?

Какая буква пишется в этом случае?

Какой же вывод мы можем сделать? Попытайтесь самостоятельно
сформулировать правило, в каком же случае после шипящих пишется е.

Формулируется правило. Это и будет темой нашего сегодняшнего
урока.

5. Проведение физкультминутки.

Ребята, с Буратино недавно произошла неприятная история.
Послушайте ее и попробуйте найти в ней слова на изучаемое правило.

В сад пришел наш Буратино,

А в саду крыжовник рос.

Он услышал тихий шорох

За кустом цветущих роз.

Сразу стало интересно.

Он накинул капюшон.

Кто ж за розой? Неизвестно?

Но не испугался он.

Он вперед шагнул бесстрашно.

Треск!.. И разорвался шов.

«Мой капюшон! О, так ужасно!»

И Буратино был таков.

Какие слова вам встретились в этом стихотворение? Обратите
внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон. Прочитайте их вслух.
Поставьте ударение в этих словах. Какая гласная пишется под ударением?

Вывод: есть такие слова, в которых гласная после шипящих под
ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются
словами — исключениями. Их написание нужно запомнить. Составьте с этими словами
словосочетания.

А сейчас мы должны научиться применять данное правило на
практике. А для этого мы выполним несколько упражнений.

6. Выполнение закрепительных упражнений.

Цель: формирование умений и навыков применения теории на
практике.

— Задание 1. Записать
слова под диктовку, обозначить и прокомментировать изученную орфограмму. (1
ученик у доски остальные в тетради работают)

Желтенький, шепот, шов, шерстка, шорох, жердочка.

— выполнение закрепительных упражнений из учебника.

— У Буратино есть золотой ключик. Этим ключиком он откроет нам
еще одну тайну русского языка. А тайна эта состоит в том, что в русском языке
встречаются слова, где после шипящих в безударном положении пишется буква О.
Это слова с непроверяемой безударной гласной, а также иноязычного происхождения.
Правописание их нужно запомнить. Это такие слова, как шофер, шоколад, шоссе.

Выполнение упражнений.

— Буратино рассказал еще одну историю, которая приключилась с
ним. Она записана на листочках, которые лежат у вас на партах. Давайте
прочитаем ее и выполним задания.

Выписать слова с изученной на сегодняшнем уроке орфограммой,
обозначить ее. Переписать в тетрадь первые два предложения, подчеркнуть в них
основы. Задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой.

Перед Буратино распахнулась дверь одного из магазинов, и он
вошел. Хозяин улыбался почетному гостю и расставлял товары. Здесь было все:
шелковые ткани и игрушечные щегольские жокеи на лошадях, вкусные желуди из
шоколада и даже черный рыцарский плащ. Но Буратино не мог купить и дешевой расчески;
денег у него не было.

И вдруг он вспомнил, что оставил монетку на побе6режье.
Буратино побежал назад, схватил монетку, а когда вернулся:

В этом тексте нам встретилось слово жокей

Что обозначает это слово? (Словарная работа) Жокей
наездник профессионал на скачках, бегах
. Придумайте словосочетание с этим
словом.

7. Итог урока.

Сегодня на уроке нам во многом помог Буратино. Он стал нашим
другом. С его помощью мы узнали много нового. А что же нового мы узнали сегодня
на уроке? Что вам больше всего запомнилось, понравилось? Что повторили?

8. Домашнее задание и выставление оценок.

Урок путешествие

image001

Цель урока: Формирование
навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.

Задачи: Развитие
орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и
письменной речи учащихся. Воспитать чувство сопричастности к общему делу,
умение работать коллективно.

Оборудование: учебник
русского языка для 5-х классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской
*85, упр. № 442, магнитные буквы, снежинки, паровозик из «Ромашково», таблички
с названием станций, словарные слова, перфокарты, таблицы, мультипроектор, мультимедийный
экран, презентация
к уроку
.

Ход урока:

1. 0рг.
момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня такой прекрасный день. В
классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку.

2. Сообщение
темы и целей урока.

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по
замечательной стране «Орфографии». И познакомимся с новым
орфографическим правилом: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» (слайд№1)

Вы научитесь правильно выбирать, какую букву ё или о писать
после шипящих.

3.
Артикуляционная гимнастика.

А поедем в страну «Орфография» на паровозике
из «Ромашково». Итак, в добрый путь! Но что-то не двигается наш паровозик.
Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила
капюшон…».
(Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают
скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.)
-Теперь порядок, поехали!» (слайд№2)

1) Подъезжаем к станции «Проверяйка» (слайд№3)

— Давайте вспомним, какое правило вы изучили на прошлом уроке?
Ответы детей.

— Правильно: Давайте его вспомним.

Дети рассказывают правило, на доске висит опорная таблица.

— А теперь выберите слова из домашнего упражнения на это
правило и объясните их правописание.

Хорошо все справились с заданием. Движемся дальше.

2)-Вы любите играть?

Тогда остановимся на станции «Поиграйка».

Паровозик остановился и пошёл снег, но посмотрите, снежинки
какие-то неправильные.

-Чего в них не хватает?

-Лучиков.

Для того, чтобы повторить пройденный материал, я напишу в
серединках будущих снежинок корни для I -го варианта -раст-, -ращ-, а
для 2-го варианта -рос-.
А вы должны будете придумать как можно больше
слов с этими корнями, написать их на лучиках и построить снежинку. А некоторые
учащиеся из этого снега слепят снеговиков (работа с перфокартами для
ослабленных учеников).

Раз, два, три – начали.

Проводится игра «Снежинка».

Молодцы, все очень хорошо постарались. Посмотрите, сколько
намело снега. Скорей в поезд!

3) Внимание, подъезжаем к станции «Объясняйка». (слайд№4)

Но что за домик виднеется вдали?

— Читайте. -Алфавит. -Кто в нём живёт?
-Буквы. -А сколько их? -33 буквы.

— Ребята, вы любите слушать сказки?

— Да.

— Тогда я вам расскажу сказку о «капризных шипящих». А вы мне поможете
справиться с этими капризулями? Тогда слушайте: Дружно живут согласные с
гласными в этом домике.

— Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква.

— А сколько гласных?

— 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков — ъ и ь.
Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих
певучих подружек. Давайте, мы их пригласим сюда.

— Назовите все гласные буквы.

— А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. (Учитель прикрепляет буквы на
магнитную доску.)

Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.

— Назовите шипящие буквы, ребята. -Ж, Ш, Щ, Ч.

— Правильно. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не
хотят.

— Как вы думаете, почему?

— Существует правило: «Правописание гласных после
шипящих».

— Расскажите его.

(Рассказывают).

А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим
подавай букву Ё, ведь в корне после шипящих под ударением пишется Ё,
а не О, например: жёлудь, шёпот,
шёлк
(
учитель обращает внимание учащихся на опорную таблицу на
доске). То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О, но
таких слов мало, они исключения из правила. Смотрите сами. (Обращение к
таблице): крыжовник, шорох, шов, капюшон, шок, шомпол.

— Объясните их значение.

— Ответы учащихся.

Вот какие капризули! Осторожно с ними! Они шипящие!

— Понравилась, вам сказка о «капризных шипящих»?

— Да.

Давайте откроем учебник и повторим правило, с которым
познакомила нас сказка. (Стр. 171 *85) (Ученик читает
правило.)(Слайд №5)

4) Ой, как мы устали! Давайте поедем на станцию «Отдыхайка» (слайд№6)

Ой, как много снега! Отложите, ребята, скорее ручки, поиграем
в снежки!

Сколько согласных букв в русском языке? -21 согласная буква.
-А сколько гласных?

(Игра «Снежки»).

5) — Отдохнули? Красиво, ровно и правильно садитесь,
мы помчимся на станцию
«Закрепляйка» и там потренируемся в использовании
нового правила на практике. Выполним упражнение № 442(слайд№7)

— Прочитайте задание…

Это задание выполним по вариантам: 1-й вариант выписывает
слова с буквами Ч и Щ,

2-й вариант — с буквами Ж и Ш. (Два ученика работает у доски,
класс в тетрадях.)

— Расскажите, каким правилом вы пользовались при выполнении
упражнения?

— Придумайте предложение, используя в нём слово или слова из
упражнения.

— Ответы ребят.

— Я тоже вспомнила пословицу, в которой есть слово на
изучаемую орфограмму. Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает.

— Что означает эта пословица? -Ответы ребят.

— В каком произведении встречается?

— В басне «Свинья под дубом». -Кто написал басню «Свинья под
дубом»?

— Крылов Иван Андреевич.

— Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

Ответ у доски.

6) Приближаемся к станции «Запоминалка» (слайд№8)

Паровозик остановился, а вместе с нами на эту станцию приехали
иностранцы. Да, слова иностранцы.

Учитель показывает их фотографии с зашифрованными именами.

-Отгадайте, как их зовут?

— Шофёр, Шоссе, Шоколад.

— Запишите эти имена в столбик в тетради и запомните, что
после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с

непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно
запомнить.

— Объясните их лексическое значение и составьте с ними
словосочетания.

— Шофёр опытный,

— Шоссе широкое,

— Шоколад вкусный.

7) Это была последняя станция, на которой мы должны
были побывать
.

Пора ехать домой в нашу школу № 1, но сначала повторим те правила,
которые мы сегодня изучили.

4. Итог урока.

Вы сегодня хорошо потрудились, получили хорошие оценки. Мне
было приятно с вами путешествовать.

Орфограмма
«Буквы ё ― о после шипящих в корне».

Правило: В корнях слов после шипящих под ударением пишется Ё,
если в родственных словах бывает чередование Ё с Е (например, шёпот –шептать, чёрточка – чертит, жёрдочка – жердь). Если подобного чередования нет, то в
слове пишется О (например, шов, шорох,
капюшон, шомпол, шорты
и
т. д.)

 Образец
рассуждения: ч..рный

1. Орфограмма
находится в корне после шипящей.

2.
Есть родственное слово с чередованием Ё// Е (чернеть).

3. Значит,
пишу Ё: чёрный

Примечание:
1. В
некоторых иноязычных словах буква О после шипящих пишется и в безударном
положении, например: жокей, жонглёр, шоколад,
шоссе, шофёр, шотландец
.
Это
слова с непроверяемой безударной гласной.

2. Надо
различать существительные  ожог (руки),
поджог (дома), изжога
и глаголы  ожёг (руку),
поджёг (дом)
.

Тренажёр 1. Буквы ё ― о после шипящих в корне

1.     
Распределите слова на две группы.

Ё-о

Щ…лкать,
ш…пот, ж…сткий, зач…ркивать, ч…ткий, гладкош…рстный, сч…тчик, ж…лудь, пш…нный, 
анч…ус, ш…в, обж…ра, ш…мпол, артиш…к, крыж…вник.

Тест 1

1. В каком ряду во всех словах после шипящей под ударением пишется ё?

1.     
щ…лка,
ж…лтый, ш…рох

2.     
ж…рдочка,
ш…пот, ч…рный

3.     
 крыж…вник,
ч…саный, ш…лк

4.     
деш…вый,
ш…к, пч…лы

2. В каком ряду во всех словах после шипящей под ударением пишется ё?

1.     
капюш…н,
ч…рствый, ж…рнов

2.     
щ…голь,
щ…чка, ш…мпол

3.     
печ…нка,
ч…порный, ш…в

1.     
ш…лковый,
ч…лка, ж…лудь

3. В каком ряду во всех словах после шипящей под ударением пишется ё?

1.     
реш…тка,
ч…рт, ш…пот

2.     
прич…ска,
обж…ра, ж…лтый

3.     
ш…рстка,
ч…рный, ш…к

4.     
щ…тка,
ш…рох, артиш…к

Тренажёр 2. Опознавательные признаки орфограммы

1. Выделите в тексте все слова с орфограммой «Буквы ё ― о после шипящих в
корне».

   
Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много,
что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

   
Приходилось брать чёлн и выезжать на середину озера, где доцветали кувшинки и
голубая вода казалась чёрной. Там мы ловили разноцветных окуней, прожорливые
щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

   
Стояла осень в своём жёлтом наряде, в солнце и туманах.

    (По
К.Г. Паустовскому.)

Тест 2

1. В каком слове есть орфограмма «Буквы ё ― о после шипящих в корне»?

1.     
девчонка

2.     
звёзды

3.     
артишок

4.     
мячом

2. В каком слове есть орфограмма «Буквы ё ― о после шипящих в корне»?

1.     
пчёлы

2.     
этажом

3.     
лицо

4.     
тёмный

3. В каком слове есть орфограмма «Буквы ё ― о после шипящих в корне»?

1.     
снежок

2.     
ручонка

3.     
цокот

4.     
шёпот

Тренажёр 3.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Беч…вка,
артиш…к, деш…вый, ж…ваный, ж…лоб, ш…в, ж…лудь, зач…т, ш…мпол, печ…нка,
пощ…чина, пч…лка, крыж…вник, расч…ска, реш…тка, ж…р, уч…ба, уч…т, ч…лка,
ч…рный, ш…к, щ…голь.

2. Правильно впишите подходящие по смыслу слова с орфограммой «Буквы ё ―
о после шипящих в корне».

_______
— мелкая морская рыба.

_______
— мельничный каменный круг, служащий для размола зёрен в муку.

_______
— травянистое растение с крупными фиолетовыми цветками.

_______
— небольшая лодка, выдолбленная из одного куска дерева.

_______
— плод дуба, по строению сходный с орехом.

_______
— стержень для чистки ствола или для забивания заряда в ружьях, заряжаемых с
дула

Тренажёр 4.

1. Найдите и исправьте ошибки.

Жёлтый
цвет, железная решотка, красные щёки, неуловимый шёрох, дешёвый товар, робкий
шопот, деревянная расчёска, сладкий крыжёвник, жосткая щётка, модная причёска,
чёпорный англичанин.

2. Составьте предложения со словами-ислючениями.

Тренажёр 5. Буквы ё ― о после шипящих в корне

Вставьте пропущенные буквы. Пишите, где необходимо, букву Ё, а не Е.

Кош.лка,
деш.вый, ч.лн, ж.сткий, обж.ра, ш.колад, зач.т, молодож.ны, ш.тландец.

Тренажёр 6.

1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое
значение
.

Тяжёлые
мысли — мысли

Тяжёлый
запах — запах

Тяжёлая
сумка — сумка

Тяжёлый
день — день

2.  Проверь себя. Слова-исключения. Найдите и выпишите «четвёртое
лишнее».

1.     
Пш…нка,
сч..т, ш…мпол, ж…рнов.

2.     
Зач…т,
артиш…к, ш..в, ш…рох.

3.     
Пощ…чина,
печ…нка, ж…ваный, ч…порный.

Орфограмма
«Буквы О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях слов»

Правило:  1) после шипящих под ударением в суффиксах
существительных, прилагательных и наречий, а также в окончаниях существительных
и прилагательных пишется О, например: скачок,
ручонка, медвежонок, холщовый, смешон, горячо, общо
(но: ещё); свечой,
плащом, большой.

2) В
суффиксах и окончаниях глаголов, отглагольных существительных и
прилагательных, причастий
под ударением  пишется только Ё,
например: печёный, размежёвывать, вооружённый,
ночёвка, печёт.

3) В
иноязычном суффиксе -ЁР пишется буква Ё, например: стажёр, дирижёр, ретушёр (но: мажор – в корне).

Орфограмма
«Буквы О-Е после Ц»

Правило:  После Ц под ударением, если произносится звук О, пишется
буква О; без ударения пишется буква Е, например: цоколь,
пальтецо, огурцом, льстецов, танцор, образцовый
(но: платьице, горцем, глянцевый).

Тренажёр 7. О — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Вставьте пропущенные буквы.

Ключ.м,
туч.й, саранч.й, товарищ.м, ковш.м, нож.м, камыш.м, ландыш.м, шприц.м, каланч.й,
с удач.й, плащ.м, сургуч.м, мраморный ц..коль, ц..канье копыт, держаться
молодц..м, залить свинц..м, покрыться румянц..м, получить письмец.., изящное
зеркальц.., израсц..вая печь, глянц..вая бумага, юная танц..вщица, гарц..вать
на скакуне.

Тренажёр 8.  Буквы о — ё после шипящих в корне слова

Распределите слова на две группы.

Ё-о

Ж_лудь,
ч_лн, печ_нка, пч_лы, ж_рдочка, щ_голь, ж_лтый, зач_ркивать, щ_тка, щ_лкать

крыж_вник,
обж_ра, ш_рох

Тест 3.

Проверь
себя. Правописание букв е — о после шипящих и ц в окончании существительных

1. В какой строке во всех словах пишется буква е?

1.     
наполнить
свинц_м, бумага с глянц_м, отпереть ключ_м

2.     
суп с
куриц_й, обвит плющ_м, заливается багрянц_м

3.     
над
берёзовой рощ_й, за дач_й, присматривать за братц_м

4.     
зарос
камыш_м, разрезать нож_м, выращивать птенц_в

2. В какой строке во всех словах пишется буква е?

1.     
любоваться
кольц_м, любоваться птиц_й, укрываться плащ_м

2.     
наблюдать
за лисиц_й, за гараж_м, восхищаться скрипач_м

3.     
была
сказочниц_й, жир под кож_й, соревнование пловц_в

4.     
свинцовой
туч_й, беседовать с товарищ_м, прилетают за добыч_й

3. В какой строке во всех словах пишется буква е?

1.     
быть
красавиц_й, охотиться за овц_й, рисовать карандаш_м

2.     
находится
за мельниц_й, отдыхать за границ_й, поклонник танц_в

3.     
тарелка с
каш_й, танцевать с юнош_й, отрезать нож_м

4.     
разговаривать
со сторож_м, обить ситц_м, разрубить меч_м

4. В какой строке во всех словах пишется буква е?

1.     
чашка с
блюдц_м, играть с малыш_м, отряд бойц_в

2.     
любоваться
пейзаж_м, находится под крыльц_м, любоваться дворц_м

3.     
за
пастбищ_м, гнездо под крыш_й, много чертеж_й

4.     
играть с
мяч_м, интересоваться юнош_й, лечиться за рубеж_м

Тренажёр 9.  Правописание букв е — ё — о после шипящих и ц в корне и
окончании существительных

ё/е-о

Ч_лка,
ж_лоб, идти улиц_й, реш_тка, заниматься репортаж_м, ш_пот, ж_нушка, ч_рт
ч_рствый, думать над задач_й, горячее сердц_, над крыш_й , река Печ_ра, пение
скворц_в солнечным луч_м, капюш_н, ш_в, соревнование борц_в, следим за грач_м,
отпереть ключ_м, изж_га, конкурс певц_в.

Тренажёр 10. Правописание букв е — ё — о после шипящих и ц в корне и
окончании существительных

1.     
Распределите слова на две группы: Орфограмма в корне —  орфограмма в
окончании

Ж_лтый
фонарь, ж_луди, послышался ш_рох, горький ш_колад, заш_л в гости, ж_сткая щ_тка,
река Печ_ра,отделать парч_й, бить ключ_м, заманить калач_м, гореть свеч_й, идти
улиц_й, рулет с яйц_м, много колодц_в, сливочное маслиц_.

2.     
Распределите
слова на две группы.

О-е

Бороться
с саранч_й, рисовать карандаш_м, отпирать ключ_м, запечатать сургуч_м,

танцевать
с юнош_й, любоваться пейзаж_м, гордиться добыч_й, пирог с груш_й, грозит
пальц_м, суп с лапш_й, разговаривать с врач_м, играть с малыш_м, идти рощ_й,
работать сторож_м, испачкаться саж_й, не доволен гостиниц_й ,гордиться
товарищ_м, любоваться кольц_м, спрятаться под крыльц_м, с младенц_м, беседовать
с учительниц_й, думать над задач_й, чашка с блюдц_м, закрыться плащ_м, стая
скворц_в, слушать мудрец_в, бьёт ключ_м, довольствоваться калач_м, рядом с
чаш_й, работать над репортаж_м, вытереть полотенц_м, идти чащ_й.

Тема урока: «Гласные в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с использованием ИКТ.

Цели урока:

— обучающие: формирование понятия об условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек – и – ик – ; понятия о закономерностях чередования гласных с нулём звука;

 развивающие: развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, образного мышления;

 воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Задачи урока:

 дидактические: создать условия для самостоятельного выделения и формулирования учащимися познавательной цели урока, осознанного построения речевого высказывания в устной форме, структурирования знаний;

учебные: создать условия для усвоения учащимися условий выбора гласных в суффиксах существительных –ек– и – ик –.

Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной работы, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.  

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно об имени существительном.

  1. Актуализация знаний.  

Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете тему: «Имя существительное», предлагаю вам игру «Верно-неверно».

Игра «Верно-неверно»

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что?

  3. Имена существительные изменяются по родам.

  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.

  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на – мя и существительное «путь».

  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму, а склоняемые 6 форм.

  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

  8. НЕ с существительными пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно.

  10.  Буква Ч в суффиксе – чик –(-щик-) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж.

(Учащиеся по очереди выходят к компьютеру и оценивают правильность высказывания)

-Молодцы. Вы успешно справились с работой. А теперь вспомним несколько понятий, необходимых вам для знакомства с новыми суффиксами.

Вопросы фронтального опроса:       

  1. Что такое суффикс?

  2. Как вы понимаете словосочетание «значимая часть слова»?

  3. Какое значение имеют суффиксы существительного– чик – и

–щик –?

-На дом вам было дано задание, один из учащихся выполняя это задание допустил немало ошибок. Я предлагаю вам, помочь этому ученику выполнить работу над ошибками. Посмотрите внимательно на его домашнюю работу. Какие ошибки допустил ученик? Давайте их исправим и объясним правильное написание.

  1. Мотивационный этап.    

— Хорошо, ребята. Видно, что вы домашнее задание к сегодняшнему уроку выучили. А значит сможете помочь еще одному горе-ученику, Виктору Перестукину. Он из-за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось.

(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)

— Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков?

— На какой вопрос не смог ответить Витя?

(на доске написаны слова «ЗАМОЧ?К» и «КЛЮЧ?К»)

— Какова же цель нашего урока?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите её в свои рабочие тетради.

  1. Изучение нового материала.

— Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет лингвистическая сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах.

(Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает карточку со сказкой и заданием.)

Лингвистическая сказка.

Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К:

замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе.

Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.

Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает:

ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе.

Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

Задания.

1 группа. Что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в сове?

2 группа. Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?

3 группа. Как в науке о языке называется фонетическое явление, которое постоянно происходит с суффиксом – ЕК – ?

4 группа. Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?

— Работа в группах завершена. К каким же выводам вы пришли, познакомившись с лингвистической сказкой?

(Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)

— А теперь составьте правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – .

(Учащиеся озвучивают варианты правила)

— Проверим выводы, сделанные вами. Откройте учебник и прочитайте правило.

— Как вы считаете, мы сумели помочь Вите? 

(Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»)

  1. Первичное осмысление и закрепление.

— Жители страны невыученных уроков оставили для Вити ещё несколько заданий. Без нас ему не справиться. Итак, вот первое задание.

Задание. От данных имён существительных образуйте форму Р.п. ед.ч. и проверьте, какую гласную Е или И следует писать в суффиксе на месте пропуска.

Карандаш..к – нет ……….

Дожд..к – нет ……….

Хвост..к – нет ………

Шалаш..к – нет ………

Мяч..к – нет ……..

Кирпич..к – нет ……..

Торт..к – нет ………..

Лист..к – нет …………

— Скажите, ребята, какое значение имеют суффиксы – ЕК – и – ИК –?

Задание. Назовите животных, изображённых на картинках, используя суффиксы – ЧИК –, — ЕК – , – ИК –, и заполните таблицу. Некоторых животных можно назвать по-разному.

-Сравните свою таблицу с образцом. (слайд № 13)

-ЧИК-

-ИК-

-ЕК-

Жирафчик

Бегемотик

Львёночек

Попугайчик

Котик

Тигрёночек

Пингвинчик

Зайчик

Котёночек

Крокодильчик

Слоник

Зайчоночек

Слонёночек

-В состав каких существительных входят два суффикса?

-Последнее задание, которое подготовили жители страны невыученных уроков – диктант.

Задание. Запишите слова с суффиксами – ЕК – и – ИК – и докажите написание выбираемых гласных.

Денёчек, хвостик, сыночек, холмик, подарочек, размерчик, дубочек, перчик, человечек, перстенёчек, платочек, колосочек, зубик, голосочек, сверточек, пенёчек, грибочек, лучик, ключик.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Что же вы узнали сегодня на уроке, помогая Вите Перестукину?

— От чего зависит выбор гласных в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –?

— Какое новое значение придают существительным суффиксы – ЕК – и – ИК –?

  1. Домашнее задание.

Дома учащимся предлагается еще раз самостоятельно поработать с теоретическим материалом (выучить правило) и выполнить упражнение на закрепление изученного правила. (упр. 254)

БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ
СЛОВА

Урок русского языка
 Веркеевой Л.М. в 5 классе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
знать правило написания букв Е-0 после шипящих в корне; слова-исключения;
написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном
положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой;
графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с
непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного
опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и
передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и
коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический
метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование:  проектор,  мультимедийный экран, презентация
к уроку, рабочие листы.

Учебник: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в
2 частях. Ч. 1; под редакцией Е.А. Быстровой – М.: ООО «Русское слово –
учебник», 2014

Этапы урока.

1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята.
 Давайте настроимся на хорошую продуктивную  работу.

На наших уроках мы не только учимся
грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики
. (Запишите число. Классная работа) 

(слайд 1)

2. Актуализация знаний. Лексическая
сказка.

— Ребята, расскажите  алфавит. —
Кто в нём живёт?
( Буквы.) -А сколько их? (33 буквы).

— Сколько согласных букв в русском
языке?
(21 согласная буква).

— А сколько гласных?( 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков — ъ
и ь.)

 Согласным без гласных никак не
справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. — Назовите
все гласные буквы.

-( А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я).  Но плохо гласной, когда перед ней оказывается
шипящая.

— Назовите шипящие буквы, ребята. –(Ж, Ш, Щ, Ч).

—        Ребята,
поднимите руки те, кто любит сказки. А какие вам нравятся больше всего? Кто из
вас слышал сказки о русском языке, лингвистические сказки?

—        Именно
с такой сказкой я хочу вас познакомить. «Капризные шипящие».
(рассказывает ребенок – индивидуальное задание)

       В некотором
царстве, в некотором государстве  дружно живут согласные буквы с гласными.
Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не
обижать своих певучих подружек.

     Но плохо гласной
букве, когда перед ней окажется шипящий.

—        А
какие шипящие согласные вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ.)

С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще
знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам 0 и Ё! То всем буквам подавай
букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с
0. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами 0 и Ё. Вот и
приходится писать:

ШЁЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК.

Тсс… слышите, что говорят шипящие?

— Осторож-ж-но!  Мы –
 ш-шшипящ- щ-щие!

—        Как
вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (
0 правописании букв 0 и Ё после шипящих.)

Запишите тему урока, сформулируйте цель. (слайд 2)        

3. Выявление места и причины
затруднения. (3+4)

4. Целеполагание и построение
проекта выхода из затруднения. Создает
 проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают. (Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых
способов учебной и умственной деятельности учащихся.) (слайд 3)

— А теперь посмотрите на таблицу на
слайде и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих  в корне слова.

Ё        
                     
       

жёлтый – желтеть    
 

шёлк – шелка    
       

чёлка – чело    
         

щёлкнуть – щелчок    

       
    О

       
    жонглёр — …(-)  

       
    шокировать — …(-)

       
    чопорный — …(-)          

       
    трущоба — …(-)

—        Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие.)

—        Какой
звук слышится после шипящих? (Звук О.)

—        Почему
же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё (Звук 0 па письме передаётся буквами
0 и Ё.)

Учитель  дополняет ответы,
организует и сопровождает деятельность обучающихся.

Физкультминутка Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка
кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон…». (Гимнастика проводится
в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и
тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (Слайд№4)

5. Первичное закрепление с
комментированием во внешней речи. Творческая практическая деятельность

Давайте составим алгоритм( способ рассуждения
и применения правила)

—        Чтобы
не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться
следующим планом ответа-рассуждения (алгоритмом):

1.        Определить
часть слова.

2.        Если
орфограмма в корне, то …

3. Посмотри, можно ли изменить слово
так или подобрать родственное, чтобы после шипящего было Е:
image001image001

         
                 Да- пиши Ё  
                     
     Нет – пиши О

—        Давайте
поработаем с этим планом, рассуждая по плану. Слова для анализа: чёрный, шоссе,
жёлтый, шоколад. (Слайд 5)

 Словарная работа. (индивидуальная
творческая работа для 2 учащихся – сделать презентацию по словарным словам)

— Ребята, в этом правиле встречается
много слов-исключений. Сейчас мы с вами поработаем над словарными словами
следующим образом.

Перед вами текст, Вы должны
выписать из него слова с О после шипящих в корне, они будут словарными словами,
которые нам необходимо запомнить.

Текст.

     Обжора залез в
кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную
чащобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел
унести ноги.

Шоу – представление.

Анчоус – мелкая морская рыбка.

Жокей – профессиональный  наездник на скачках, бегах.

Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.

Шомпол – стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном
огнестрельном оружии.

—        Но
существует одна особенность в этом правиле.

Если слово с корнем -ЖЁГ- (-ЖОГ-)
является существительным — пишем О, если глаголом — пишем Е.

—        Посмотрите
на доску (слайд 6).

Ожёг-ожог

На солнце спину я ожЁг

И третий день лечу ожОг.

Горела с Ё моя спина,

А с О  ой-ой   —  болит
она.

—        Давайте
разберёмся с этим текстом, вставим пропущенные буквы и докажем свою точку
зрения.

Преступник ночью дом поджёг,

Но, совершив такой поджог,

Он и лицо себе обжёг.

Так, получив большой ожог,

Он был наказан за поджог.

6. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
. (Обобщение, систематизация знаний, формирование
рациональных способов применения их на практике
.) Давайте проведем различные виды диктантов. (слайд 7)

1.        Распределительный
диктант.

—        Распределите
слова по двум столбикам слова: с О и Ё.

Ш…колад, ч…рный, беч….ва, ж…кей,
ш…рох, реш…тка, капюш….н, ч…лка, ж_рдочка,
 щ_тка

2.        Выборочно-восстановительный
диктант. (слайд 8)

—        Из
текста выпишите слова с орфограммой «Правописание О – Ё после шипящих в корне
слов)».

—        По
выписанным словам восстановите текст.

Пришел месяц февраль. Он словно
волшебник-жонглёр, разыгрался с метелями. Засыпал шоссе, так, что шоферы с
трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл решетки балконов инеем. Желтое солнце
не согревает щеки. Тяжелые сугробы стоят,  как снеговики. А иногда снег
идёт тихо-тихо и шепотом жалуется на жесткий февраль.      
  (А. Иллюминарская)

3. Творческое задание.
Дифференцированное
.( работаем в
парах) (слайд 9)

Задание №1 (на выбор)

— Составьте небольшой текст (3-4
предложения), используя предложенные слова.

На слайде слова:

Крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты,
шёлковый и др.

Задание № 2. (На выбор)

Спишите,  составьте
словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму
 

Ч_рная _______; __________ш…рстка; ч…рствый________;________ш…в,
___________печ…нка; зач…ркивать__________;  ______________ш…рохи,
_____________ш…потом,  ________беч…вка;  деш_вый _____________;
______________ж_лудь; _____________ ч_лка; _______________ ш…лк;

4. Творческий диктант «Замени одним
словом»

1.Разговор тихим голосом – шёпот

2. Цвет одуванчика – жёлтый

3. Предмет для чистки зубов – щётка

4. Плод дуба – жёлудь

5. Цвет, противоположный белому – чёрный

6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)

7. Цирковой актёр, который
подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов –
жонглёр (иноязычное
слово)

8. Маленькая щель – щёлка

9. Ягоды на колючих кустах – крыжовник

7. Включение в систему знаний и
повторение
. (Проверка и
обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений,
оценивание).ТЕСТ

1. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ч…рточка

2) сильный ож…г

3) щ…лка

4) ч…тное число

2. В каком слове на месте пропуска
пишется буква Ё?

1) ш…рох

2) ш…в

3) ч…рствый

4) ж…кей

3. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) анч…ус

2) пош…л

3) деш…вый

4) поч…тный

4. В каком слове на месте пропуска
пишется буква Ё?

1) ш…рты

2) ш…фёрский

3) пш…нка

4) капюш…н

5. В каком слове на месте пропуска
пишется буква Ё?

1) ш…кировать

2) ж…нглировать

3) прищ…лкивать

4) ч…кнулся

6. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) подсч…т голосов

2) ш…рник

3) молодож…ны

4) реш…тка

7. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ч…лка

2) ш_ссе

3) ч…лн

4) беч…вка

8. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ж…кей

2) расч…тливый

3) гладкош…рстный

4) щ…голь

9. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ж…лудь

2) ш…пот

3) леч…

4) тяж…лый

10. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ж…сткий

2) ж…лтый

3) щ…тка

4) трещ…тка

8. Рефлексия учебной деятельности на
уроке (итог урока)

Домашнее задание: (слайд 10)

Параграф 53, упр. 296, 298, словарь
(словарные слова  О-Ё после шипящих)

Что нового узнали на уроке?

—        Какие
трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

—        Понравилось
ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

—        Дайте
оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и
покажите мне. Урок понравился — карточку с улыбающимся лицом, нет –
 карточку-смайлик  с грустным лицом.

Список используемой литературы и
интернет сайтов:

http://pochemu4ka.ru/load/konkurs_quot_zanimatelnye_golovolomki_quot/golovolomki/krossvord_bukvy_o_e_jo_posle_shipjashhikh/423-1-0-10117

www.calameo.com/books/0009779270888bddfa42

Аксенова Л.А. контрольные и
проверочные работы по русскому языку: 5 класс к учебнику Т.А. Ладыженской и др.
М.: издательство «Экзамен», 2016.

Волина В.В. Весёлая грамматика. –
М.: Знание, 1995.

Русский язык: учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч. 1; под редакцией Е.А. Быстровой
– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014

Лингвистическая игра « Замените
одним словом».

 1.Разговор тихим голосом – шёпот

2. Цвет одуванчика – жёлтый

3. Предмет для чистки зубов – щётка

4. Плод дуба – жёлудь

5. Цвет, противоположный белому – чёрный

6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)

7. Цирковой актёр, который
подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов –
жонглёр (иноязычное
слово)

8. Маленькая щель – щёлка

9. Ягоды на колючих кустах – крыжовник

2.Прочитайте юмористический рассказ, в
котором собрано 18 слов-исключений.

По шоссе мчалась машина. В кабине
сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей,
жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр
жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником
договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на
глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу.
Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были
шокированы происшедшим.

Тест для 5 класса. «Буквы О и Ё после
шипящих в корне»  

1. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ч…рточка

2) сильный ож…г

3) щ…лка

4) ч…тное число

2. В каком слове на месте пропуска
пишется буква Ё?

1) ш…рох

2) ш…в

3) ч…рствый

4) ж…кей

3. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) анч…ус

2) пош…л

3) деш…вый

4) поч…тный

4. В каком слове на месте пропуска
пишется буква Ё?

1) ш…рты

2) ш…фёрский

3) пш…нка

4) капюш…н

5. В каком слове на месте пропуска
пишется буква Ё?

1) ш…кировать

2) ж…нглировать

3) прищ…лкивать

4) ч…кнулся

6. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) подсч…т голосов

2) ш…рник

3) молодож…ны

4) реш…тка

7. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ч…лка

2) ш_ссе

3) ч…лн

4) беч…вка

8. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ж…кей

2) расч…тливый

3) гладкош…рстный

4) щ…голь

9. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ж…лудь

2) ш…пот

3) леч…

4) тяж…лый

10. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?

1) ж…сткий

2) ж…лтый

3) щ…тка

4) трещ…тка

РАЗДАТОЧНЫЙ ЛИСТ

 Алгоритм( способ рассуждения и
применения правила)

—        Чтобы
не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться
следующим планом ответа-рассуждения (алгоритмом):

1.        Определить
………….

2.        Если
орфограмма в корне, то …

3. Посмотри, можно ли изменить слово
так или подобрать родственное, чтобы после шипящего было Е:
image001image001

         
                 Да- пиши …..
                     
       Нет – пиши …..

—        Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану.
Слова для анализа:
чёрный,
шоссе, жёлтый, шоколад.

1.        Распределительный
диктант.

—        Распределите
слова по двум столбикам слова: с О и Ё.

Ш…колад, ч…рный, беч….ва, ж…кей,
ш…рох, реш…тка, капюш….н, ч…лка, ж_рдочка, щ_тка

2.        Выборочно-восстановительный
диктант.

—        Из текста выпишите слова с орфограммой «Правописание
О – Ё после шипящих в корне слов)».

—        По
выписанным словам восстановите текст.(устно)

       Пришел
месяц февраль. Он словно волшебник-жонглёр, разыгрался с метелями. Засыпал
шоссе, так, что шоферы с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл решетки
балконов инеем. Желтое солнце не согревает щеки. Тяжелые сугробы стоят,
 как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и шепотом жалуется на жесткий
февраль.              (А. Иллюминарская)

3. Творческое задание.
Диффиренцированное.( работаем в парах)

Задание №1 (на выбор)

— Составьте небольшой текст (3-4
предложения), используя предложенные слова:

Крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты,
шёлковый и др.

Задание № 2. (На выбор)

Спишите,  составьте
словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму

Ч_рная _______; __________ш…рстка;
ч…рствый________;________ш…в, ___________печ…нка; зач…ркивать__________;
 ______________ш…рохи, _____________ш…потом,  ________беч…вка;
 деш_вый _____________; ______________ж_лудь; _____________ ч_лка;
_______________ ш…лк;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы
о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5
класса по теме: «Буквы о,ё после шипящих в корне слова»…

Буквы
о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5
класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой…

  • Сказка о дьяволе мельница текст
  • Сказка о дрюпе дрюпкине
  • Сказка о дружбе человека и животного 2 класс
  • Сказка о домашнем животном 2 класс литературное чтение собственного сочинения
  • Сказка о дружбе и взаимовыручке народная