Сказка о дрюпе дрюпкине

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение большекатрасьская средняя общеобразовательная школа чебоксарского района чувашской республики утверждаю директор мбоу большекатрасьская сош чебоксарского района чувашской

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большекатрасьская средняя общеобразовательная школа»

Чебоксарского района Чувашской Республики

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Большекатрасьская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики __________________

В.Д. Степанов

Приказ № 68/15

от «31» августа 2020 года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УР _______________

Райкова Т.В.

31 августа 2020

РАССМОТРЕНО

на заседании ППк

протокол № 3

от «30» августа 2020 года

Руководитель ППк __________________

Райкова ТВ

Рабочая программа

по курсу «Психокоррекционные занятия» с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи

МБОУ «Большекатрасьская СОШ»

Чебоксарского района Чувашской Республики

педагога-психолога Патуковой Т.Н.

Д. Большие Катраси

2020- 2021 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа «Психокоррекционные занятия» разработана в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой основного общего образования для обучающихся 5-9 классов с тяжелыми нарушениями речи на основе программы формирования психологического здоровья школьников «Тропинка к своему Я» 5-6, 7-8 классы кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва, 2017.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа нарушений, включающая целый ряд медицинских и логопедических диагнозов. Сюда входят все стойкие в своих проявлениях отклонения речевой системы у детей с нормальным развитием слуха и без первичных нарушений интеллекта. Критерием для определения речевого нарушения в группу тяжелых служит невозможность ребенка самостоятельно осваивать стандартную общеобразовательную систему. Это обусловлено тем, что вслед за речью снижается вербальная память, отстает логическое мышление, появляются трудности выполнения устных инструкций, плохо развита моторика, а также снижена мотивация, зато у ребенка наблюдаются неуверенность в себе и раздражительность. Из-за тяжелого нарушения речи ребенок мало коммуницирует в обществе, у него нет нормально сформированной не только диалогической, но и монологической речи. Слуховая память, произвольное внимание и продуктивность запоминания также значительно снижены при формальной сохранности логики мышления.

Целью программы коррекционной работы является создание условий для оказания комплексной помощи обучающимся с ТНР в освоении ими ООП ООО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, социальной адаптации.

Задачи программы:

  • определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка,

  • осуществление индивидуально ориентированной психологической помощи обучающимся с ТНР с учетом их психического и физического развития;

  • развитие произвольной регуляции
    поведения; повышение самооценки, уверенности в себе, коррекция уровня
    тревожности детей с ТНР;

  • формирование зрелых личностных установок способствующих
    оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

  • развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ОВЗ по вопросам воспитания и обучения.

Согласно учебному плану МБОУ «Большекатрасьская СОШ» на изучение коррекционного курса в 6 и 7 классах отводится 34 часа (1 час в неделю)

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

• Принцип соблюдения интересов обучающегося — специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.

  • Принцип системности — обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности.

  • Принцип непрерывности — гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  • Принцип вариативности — предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

  • Принцип рекомендательного характера оказания помощи — обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).

Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР.

Этапы реализации программы коррекционной работы:

1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей,
определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка
образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического
обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-
исполнительская деятельность). Результат: организация образовательной деятельности
коррекционно-развивающей направленности, а также процесса специального
сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания,
развития, социализации рассматриваемой категории детей.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
(контрольно-диагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия
созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ
особым образовательным потребностям обучающегося.

4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результат: внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс
сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Программа коррекционной работы в рамках данной адаптированной программы включает взаимосвязанные направления, которые отражают её содержание:

  • диагностическая работа;

  • коррекционно-развивающая работа;

  • консультативная работа;

• информационно-просветительская работа.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Диагностическая работа включает в себя:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной
    помощи;

  • диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической
    информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-
    психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра;

  • изучение развития эмоционально-волевой сферы, мотивации к учебной деятельности и личностных
    особенностей детей с ОВЗ;

  • изучение социальной ситуации развития и условии семейного воспитания
    ребёнка с ОВЗ;

  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с
    ограниченными возможностями здоровья;

  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ТНР в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития обучающихся с ТНР коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

  • организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов);

  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения;

  • социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;

  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Личностные результаты коррекционного курса:

  • положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их
    необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной
    деятельности;

  • проявлять учебно-познавательный интерес к занятиям;

  • способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в
    учении;

  • самостоятельно оценивать собственную деятельность;

  • нравственно-этическая ориентация;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности
    деятельности;

  • развитие доброжелательности и внимательности к одноклассникам,
    готовности к сотрудничеству и дружбе.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • планирование определение последовательности промежуточных
    целей с учетом конечного результата, составление плана и
    последовательности действий;

  • целеполагание — постановка и сохранение учебной задачи;

  • планирование определение последовательности промежуточных
    целей с учетом конечного результата:

  • прогонозирование — предвосхищение результата;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с
    заданным эталоном;

  • оценка — выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё
    нужно усвоить;

  • саморегуляция своего поведения на занятии.

Познавательные УУД:

  • сравнение, анализ и синтез, классификация и обобщение,
    установление аналогий на предметном материале;

  • способность принимать и сохранять учебную задачу;

  • умение осуществлять действия по образцу; контролировать свою
    деятельность по результату;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной

  • форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости

  • от конкретных условий;

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • формирование потребности в общение со взрослыми и детьми; умение
    устанавливать дружеские отношения с одноклассниками;

  • умение доносить свою позицию до других, владея приёмами
    монологической и диалогической речи;

  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами
    и условиями коммуникации;

  • организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей,
    умение договариваться друг с другом, работать в паре).

Содержание коррекционного курса

  1. класс

Блок I. Я – Личность. (13 часов)

  1. Введение. (1 час)

Зачем человеку заниматься психологией? Что такое психология. Чем отличаются понятия человек-личность-индивид-индивидуальность.

  1. Кто Я, какой Я? (2 часа)

Дать определение понятию «качества личности», «темперамент», «характер». Рассмотреть взаимосвязь самооценки человека и особенностей его поведения. Ответить на вопрос «Кто Я». Написать сочинение на тему: «Какой я и чем отличаюсь от остальных».

  1. Я-могу (2 часа)

Научить умению понимать другого человека. Вербализовать свои умения и навыки. Работа с психологической сказкой О. Горькова «Фламинго»

  1. Я нужен (2 часа)

Определить список необходимых вещей в школе, дома, на улице, обсудить значимость вещей в жизни человека. Работа с рассказом Г. Аркадьева «Повесть о настоящем цвете».

  1. Я мечтаю (2 часа)

Поговорить о чем мечтают шестиклассники, о чем мечтают взрослые люди. Обсудить

тему

«Зачем люди мечтают». Работа со сказкой В. Чувакова «Сказка о мечте».

  1. Я — это мои цели (2 часа)

Научить пользоваться невербальной системой общения. Обсудить важность и значимость вербальных и невербальных сигналов. Работа со сказкой О. Колосова «Сказка о славном Учмаге, учителе его Магуче и бедном, но вылеченном Аэроплане».

  1. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее (2 часа)

Определить целей в настоящем и в будущем. Составить список ценностей разных возрастных групп с целью научиться понимать и учитывать интересы другого человека.

Блок II. Я и мой внутренний мир (10 часов).

  1. Каждый видит мир и чувствует по – своему (2 часа)

Показать учащимся значимость мнения каждого. Научить слушать и слышать собеседника. Работа со сказкой О. Пасхина «Сказ про Вольняшку»

  1. Я и мои «колючки» (2 часа)

Определить качеств, которые мешают общению. Определить качеств, которые способствуют общению. Работа со сказкой Е. Головановой «Шиповник».

  1. Нужно ли человеку меняться? (2 часа)

Обсудить важность положительных и отрицательных качеств личности, составить их список. Составить список «Мои важные изменения». Работа со сказкой Г.Кононенко «Я иду к своей звезде»

  1. Любой внутренний мир ценен и уникален (2 часа)

Обсудить тему уникальности каждого человека. Дать определение понятиям «Я –

реальное» и

«Я – идеальное». Предложить учащимся нарисовать свою планету, со своими законами

  • правилами.

    1. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется (2

    часа) Рассказать о качествах, которые составляют внутреннюю силу и помогают справиться со сложной ситуацией. Научить давать определения качествам характера.

    Работа со сказкой

    «Сказка о волчишке Джоне»

    Блок III. Я и общество (11 часов)

    1. Учимся договариваться (2 часа)

    Поговорить об умении доверять другим людям, о способах установления контакта с собеседником. Игра «Мои маски». Работа с притчами: «Дом масок» и «Глиндум Фря»

    1. Уверенность и уважение других (2 часа)

    Дать определение понятиям «уверенность» и «уважение». Поговорить о том, за что учащиеся уважают себя и бывает ли так, что человека не за что уважать. Составить портрет человека, который достоин уважения. Работа со сказкой «Превращение»

    1. Трудные ситуации могут научить меня…. (2 часа)

    Поговорить о том, что в любом событии есть плюсы и минусы. Составить копилку трудных ситуаций шестиклассников. Работа со сказкой «Сказка о Дрюпе Дрюпкине».

    1. Я и мои друзья (2 часа)

    Поговорить и значимости друзей и о том, как мы выбираем друзей. Работа со сказкой А.Безотосова «Светлячок».

    1. У меня есть друг (2 часа)

    Научить понимать собеседника по невербальным сигналам. Работа со сказкой Н.Лумпова «Волшебная роща». Выполнить упражнения: «Загадай друга» и «Качества моего друга».

    1. Подведение итогов. Повторение пройденного материала. (1 час)

    Рефлексия. Пожелания друг другу.

    7 класс (34 часа)

    1. Чувства бывают разные (2 часа)

    Дать определение понятию «чувство», рассказать о многообразии эмоций и чувств. Научить невербально демонстрировать различные эмоции. Работа со сказкой А. Вергазова «сказ о том, как Штирлицев свой страх победил».

    1. Стыдно ли бояться (2 часа)

    Дать определение понятию «страх», рассказать о разнообразии страхов. Поговорить о страхах семиклассников. Работа со сказкой А. Никитина «Сказка про Егора-мухомора, девочку Машу, серого волка, лосей и мимолетную бабушку».

    1. Я повзрослел (2 часа)

    Нарисовать символ своего Я. Поговорить о том, как проявляется взросление. Коллективно обсудить как меняются отношения со сверстниками и родителями в период взросления. Работа со сказкой Т. Шмидта «Лабиринт души».

    1. У меня появилась агрессия! (2 часа)

    Дать определение понятию «агрессия». Рассказать о процессах, которые происходят в организме во время агрессивного всплеска. Поговорит о плюсах и минусах проявления агрессии. Работа с сказкой «Сказка про Рона».

    1. Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? (2 часа)

    Научить определять по мимике лица эмоции человека. Составить список агрессивных слов и выражений. Игра «Агрессивный продавец». Работа со сказкой О. Горбушиной «Время».

    1. Конструктивное реагирование на агрессию (2 часа)

    Игра «свет мой зеркальце». Совместное обсуждение способов реагирования на агрессивного человека, составление списка этих способов с учетом ситуации. Работа с притчей «Живот с пристежками».

    1. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми (2 часа)

    Опредлить и составить список чем могут быть недовольны родители и подростки. Проиграть разные конфликтные ситуации с родителями и выработать более адекватные способы поведения в них. Работа со сказкой М. Кирсановой «Сказка про Крича».

    1. Имею ли я право сердиться и обижаться? (2 часа)

    Поговорить о ситуациях, которые могут вызывать обиду. Нарисовать обиду. Разыграть

    сценки

    «Рассерженная мама и сын» и «Рассерженный сын и мама». Обсудить способы

    взаимодействия в подобных ситуациях.

    1. Зачем человеку нужна уверенность в себе (2 часа)

    Составить портрет человека, который верит в себя. Обсудить ситуации, в которых проявляется неуверенность участников. Нарисовать свой символ веры в себя. Работа со сказкой «Про мальчика Неудоба».

    1. Источники уверенности в себе (2 часа)

    Составить копилку источников уверенности. Отметить наиболее значимые источники. Составить список позитивных утверждений на тему: «Мои ресурсы». Работа с рассказом, который необходимо самостоятельно продолжить.

    1. Какого человека мы называем неуверенным в себе (2 часа)

    Поговорить о причинах неуверенности и о том, как выглядит неуверенный в себе человек, о

    его жестах, мимике, поведении. Игра «маски неуверенности». Работа со сказкой К.

    Ступницкой

    «Маленькая волна»

    1. Уверенность и самоуважение (2 часа)

    Дать определение понятиям «уверенность» и «самоуважение». Составить список того, чем гордится каждый учащийся. Поговорить о том, кто заслуживает уважения и самоуважения. Игра «Волшебное зеркало». Работа со сказкой Н. Шиловой «На дне моря».

    1. Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице (2 часа)

    Дать определение понятию «Конфликт». Определить сигналы конфликта. Поговорить о стилях входа в конфликт. Сделать рисунок собственного стиля входа в конфликт. Обсудить как выглядит человек в конфликте. Поговорит о том, конфликт – это хорошо или плох?

    1. Конструктивное разрешение конфликтов. (2 часа)

    Обсудить основные способы поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, избегание, компромисс, соперничество. Разобрать различные конфликтные ситуации и научиться определять способ поведения участников конфликта. Работа со сказкой «Сказка про цветной снег».

    1. Ценности и жизненный путь человека. (2 часа)

    дать определение понятию «ценности» и «жизненный путь человека». Составить список собственных ценностей на данный момент и через 1 год. Обсудить как ценности влияют на жизненный путь человека. Работа со сказкой «Сказка про мячик, который забыл, что он волшебный».

    1. Что такое одиночество? (3 часа)

    Дать определение понятию «одиночество». Обсудить какой человек одинокой, почему он стал одиноким. Подумать о том, кого я сделал одиноким. Работа со сказкой Д. Лаврова «Сказка о маленькой одинокой рыбке и об огромном синем море».

      1. Подведение итогов. Повторение пройденного материала. (1 час)

      Рефлексия. Пожелания друг другу.

      Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

      • предметах гуманитарного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д

      • приведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем внеурочного кружка «Тропинка к своему «Я» и характеристика деятельности учащегося в рамках данной

      темы. Вся деятельность условно делится на познавательную и практическую. Материал кружка позволяет сформировать основные представления о личности в целом, об этапах проведения психологических исследований, об анализе и интерпретации сказок, притчей, рассказов, а также способствует развитию личностных характеристик, которые помогут успешно овладевать учебным материалом.

      На чтение 11 мин. Просмотров 7 Опубликовано

      Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи – всё это характерно для пушкинских сказок. Эти произведения – жемчужины русской литературы в своём жанре. В “Сказке о мёртвой царевне” герои интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

      skazka-o-mertvoy-carevne-glavnye-geroi-47863.jpg

      Характеристика героев “Сказка о мёртвой царевне”

      Главные герои

      Царевна

      При родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту. Отправляет свою служанку в лес с молодой девушкой, чтобы Чернавка привязала её к дереву на растерзанье зверям. Девушка долго бродит по лесу и находит терем, где остаётся ночевать, хозяйничает, готовит. 7 богатырей принимают её как родную сестру. Девушка живёт счастливо, лишь грустит по своему жениху Елисею.

      Королевич Елисей

      Жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён. В поисках царевны обращается к Солнцу, к Месяцу, к Ветру. Последний рассказывает королевичу о горе, на которой в глубокой скале находится хрустальный гроб с девушкой. Королевич зарыдал, узнав такое известие, однако решил последний раз взглянуть на возлюбленную. Он находит царевну, целует её, она оживает, удивляясь своему долгому сну.

      Мачеха, жена Царя

      Вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. В приданное ей досталось зеркало, с которым женщина разговаривает, чтобы убедиться в своей красоте. Узнав, что молодая царевна красивее её, мачеха отправляет её в лес на гибель. Спустя время зеркало сообщает, что царевна жива. Мачеха переодевается старухой и приносит отравленное яблоко своей падчерице. В финале сказки узнав, что царевна жива и по-прежнему красивее её, царица умирает “с тоски”.

      7 богатырей

      Молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Полюбив и привыкнув к девушке, братья начинают ссориться, и идут к ней на честный разговор: они предлагают выйти замуж за одного из них, чтобы разрешить ситуацию. Девушка признаётся, что у неё есть жених, которого она любит. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.

      </tr></table>

      Второстепенные персонажи

      Служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

      </tr></table>

      Полезные ссылки

      Посмотрите, что у нас есть еще:

      Содержание:

      Краткое содержание

      Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

      План основных событий сказки:

      • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
      • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
      • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
      • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
      • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
      • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
      • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
      • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
      • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
      • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
      • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
      • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
      • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

      Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

      Царевна и её мачеха

      Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

      О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

      • своенравие;
      • гордость;
      • ревность.

      В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

      Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

      Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

      Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

      Другие персонажи

      Композиция сказки построена таким образом, что в ней крайне мало отрицательных героев. Единственным островком зла в сказочном мире является завистливая царица, принуждающая служанку совершать чёрные дела. Нет ничего удивительного в том, что мачеха в итоге терпит поражение и погибает.

      Таблица персонажей.

      Королевич Будущий жених, а также храбрый и настойчивый молодец. Несмотря ни на что, он ищет свою невесту. Характеристика Елисея из сказки о мёртвой царевне крайне положительна. Герой находит свою невесту и буквально воскрешает её из мёртвых, побеждая все злые происки мачехи.
      Царь Упоминается эпизодически и нужен лишь для логического построения сюжета.
      Первая царица Хорошая женщина, которая терпеливо дожидалась своего мужа и умерла в самом начале повествования.
      Чернавка Второстепенный отрицательный персонаж. Именно через свою сенную девушку злая царица осуществила свой коварный план. Однако сама по себе служанка является добрым человеком и вынуждена служить злу под страхом смерти.
      Семь богатырей Суровые мужчины, живущие в лесу и, возможно, занимающиеся разбоем. В сказке они играют роль своеобразных защитников царевны. Однако даже такая бригада телохранителей бессильна против козней хитрой царицы.
      Яблоко Является своего рода неодушевлённым персонажем. Очень мощный и древний символ искушения в сказке выступает как материализованное предательство.
      Солнце и Месяц Одушевлённые небесные стихии, к которым обращается королевич в попытке разыскать невесту. К сожалению, даже они ничего не знают.
      Ветер Олицетворение всемогущей стихии, которая сообщает Елисею, что его невеста находится в гробу.

      Детям сказка нравится прежде всего и-за обилия положительных героев и счастливого конца. Взрослый читатель также найдёт массу интересного в сюжете и сравнительной характеристике героев.

      Анализ произведения

      Сказка о мёртвой царевне, написанная Пушкиным по мотивам народного русского творчества, имеет древние истоки. Сюжетная линия, основанная на конфликте мачехи с падчерицей, стара как мир и встречается в произведениях многих стран мира.

      Семь богатырей, живущие в лесу — отголосок древних традиций многомужества и обряда инициации. Именно поэтому подобный сюжет можно найти в легендах и сказках.

      Девушка, лежащая в гробу и разбуженная женихом — это та же спящая красавица из сказок Шарля Перро и братьев Гримм.

      Главная мысль сказки заключается в сопоставительном анализе внешней и внутренней красоты. Царица выглядела безукоризненно, но со временем ситуация изменилась: падчерица стала более привлекательной. В отличие от мачехи, царевна обладала хорошим душевными качествами. Именно за это её полюбили окружающие.

      Царицу погубил собственный нарциссизм. Женщина не могла представить себе жизнь, где она уже не будет всех прекраснее и милее. Осознав, что уже ничего не изменить, мачеха умирает от тоски. А добро празднует свою победу.

      Ещё одна черта сказки — верность и преданность. Попав к семи богатырям, девушка отказывается стать женой одного из достойных молодцев. Она остаётся верна своему жениху — Елисею, несмотря на то, что, возможно, уже никогда его не увидит.

      Королевич также являет собой пример самоотверженности, преданности и упорства. Жених неустанно ищет свою прекрасную невесту по всему свету. Даже узнав, что царевна мертва и лежит в гробу, он не теряет надежды. В итоге любовь побеждает смерть. Молодые люди венчаются.

      Еще тесты

      Читайте также

      «Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

      1. Царевна — дочь царя

      Красивая, добрая и скромная девушка, которая была сначала сослана в лес, а затем отравлена яблоком. Царевна очень обходительная со всеми, кто ее окружает, поэтому ее все очень любят.

      Более развернутая характеристика

      2. Царица — вторая жена царя, мачеха царевны

      Красивая, но злая, завистливая, эгоистичная и коварная. Именно она приказала послать падчерицу в лес на съедение зверям, а потом подстроила гибель девушки.

      Более развернутая характеристика

      3. Королевич Елисей

      Жених молодой царевны, который отправился искать свою возлюбленную. Очень сильный и смелый герой.

      Более развернутая характеристика

      4. Семь богатырей

      Сильные и удалые молодцы, которые приютили у себя молодую царевну, заблудившуюся в лесу.

      Более развернутая характеристика

      5. Чернавка

      Служанка злой царицы, которая по приказу отвела девушку в лес.

      Более развернутая характеристика

      «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», была написана Пушкиным  в Болдино в 1933 году.  Полный ее текст можно прочесть здесь. Это произведение о добре и зле, о любви и ненависти. Добро и любовь в ней побеждают.

      Главные герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:

      Вторая царица, жена царя – красавица. Отрицательный герой.

      Самовлюбленная эгоистка

      И своенравная жестокая царица хлопнула зеркальце об землю.  Черная зависть стала смыслом ее жизни. Она поставила  перед собой цель извести юную царевну.  И когда ей все-таки не удалось избавиться от царевны, злоба с такой силой обуяла ее, что она умерла.

      Царевнадевушка с добрым, открытым сердцем. Трудолюбивая и заботливая. Попав в терем семи  братьев, она привела дом в порядок, и только потом улеглась отдыхать на полатях.

      Чернавкасенная девушка, прислуживавшая царице. Девушка была незлобивой и в душе любила царевну. Но она была подневольной и боялась свою хозяйку-царицу. Она  завела царевну в лес и отпустила ее. Но жестокая царица заставила чернавку отравить царевну.

      Королевич Елисей – жених царевны. Целеустремленный, любящий. Настоящий мужчина, прошедший все испытания. Его целеустремленность была вознаграждена. Он нашел свою невесту и оживил ее.

      Семь братьев-богатырей – добры молодцы. Охотники и бравые воины:

      Братья, как родную приняли царевну, почувствовали в ней принадлежность к царской семье.  Они тепло ит душевно от носились к ней, и с почестью похоронили в хрустальном гробе.

      Эта сказка Пушкина, как и положено всякой доброй сказке, завершилась свадьбой. Жестокую царицу погубила собственная злоба, а положительные герои были вознаграждены за верность, настойчивость и любовь.

      7-5f71a16b82a7c30dbf8dea7f7881a203ebda3a085dffb2f693d3eae9954a54d8.png

      Гусев Виктор

      Начнём с положительных героев.

      Царевна молодая — главная героиня сказки. Очень красивая. Отличается добрым, покорным характером. Приветлива со всеми. 

      Богатыри — семь братьев, проживающих в лесу. Работящие мужчины. Заботливые, радушные хозяева.

      Елисей — царевич, жених царевны молодой. Бесстрашный юноша, готовый пройти все испытания ради любимой.

      Отрицательный герой по моему мнению один. 

      Царица — мачеха. Злобная женщина, которая готова погубить любого, кто красивее. Ничто не может остановить ее.

      ПожаловатьсяИспользуемые источники:

      • https://obrazovaka.ru/sochinenie/skazka-o-mertvoy-carevne/glavnye-geroi-harakteristika.html
      • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/skazkа-o-myertvoy-tsarevne.html
      • http://hronika.su/harakteristika-glavnyh-geroev-skazki-pushkina-o-mertvoj-carevne/
      • https://poetpushkin.ru/skazki/glavnye-geroi-skazki-o-mertvoj-tsarevne-i-semi-bogatyryah.html
      • https://vashurok.ru/questions/harakteristiki-otritsatelnih-i-polozhitelnih-geroev-skazki-o-mertvoy-tsarevne-i-sem-bogat

    • Сказка о дружбе человека и животного 2 класс
    • Сказка о домашнем животном 2 класс литературное чтение собственного сочинения
    • Сказка о дружбе и взаимовыручке народная
    • Сказка о дружбе для дошкольников короткая
    • Сказка о доброте 4 класс орксэ короткая