ПРИЛОЖЕНИЕ
к рабочей программе по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
на 2021 / 2022 учебный год
Класс 1
Количество рабочих недель 34
Количество часов в неделю 0,5
Всего часов 17
Учебник Литературное чтение на родном русском языке: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова[ и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
№ пп | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Примечание, корректировка | ||
по плану | фактически | |||||
1 А | 1 Б | |||||
МИР ДЕТСТВА (10 ч) | ||||||
Я и книги (3 ч) | ||||||
1 | 1 р.н. | 1 | С. А. Баруздин. «Самое простое дело». | |||
2 | 3 р.н. | 1 | Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). | |||
3 | 5 р.н. | 1 | Н. Н. Носов. «Волшебные сказки». | |||
Я взрослею (5 ч) | ||||||
4 | 7 р.н. | 1 | Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». | |||
5 | 9 р.н. | 1 | И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». | |||
6 | 11 р.н. | 1 | М.Л. Михайлов «Лесные хоромы» | |||
7 | 13 р.н. | 1 | Пословицы о правде и честности. Л. Н. Толстой. «Лгун». | |||
8 | 15 р.н. | 1 | Враль. Русская народная сказка. | |||
Я фантазирую и мечтаю (2 ч) | ||||||
9 | 17 р.н. | 1 | С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В. В. Лунин. «Я видела чудо». | |||
10 | 19 р.н. | 1 | М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». А. С. Пушкин. «…Воротился старик ко старухе…». | |||
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (7 ч) | ||||||
Что мы Родиной зовём (3 ч) | ||||||
11 | 21 р.н. | 1 | В.А. Осеева «Колыбельная песенка» П. А. Синявский. «Рисунок». | |||
12 | 23 р.н. | 1 | С.А. Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом». Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). | |||
13 | 25 р.н. | 1 | В.Ф. Боков. «Откуда начинается Россия?» К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». | |||
О родной природе (4 ч) | ||||||
14 | 27 р.н. | 1 | И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» В.П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» | |||
15 | 29 р.н. | 1 | С. В. Востоков. «Два яблока». Г.М. Кружков. «Зеркала». | |||
16 | 31 р.н. | 1 | В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки». | |||
17 | 33 р.н. | 1 | С.В. Сахарнов. «Мезень». Е.В. Григорьева. «Осенью рыжей…» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
к рабочей программе по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
на 2021 / 2022 учебный год
Класс 2
Количество рабочих недель 34
Количество часов в неделю 0,5
Всего часов 17
Учебник Литературное чтение на родном русском языке: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова[ и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
№ пп | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Примечание, корректировка | ||
по плану | фактически | |||||
2 А | 2 Б | |||||
МИР ДЕТСТВА (10 ч) | ||||||
Я и книги (3 ч) | ||||||
1 | 1 р.н. | 1 | Е. Н. Егорова. «Нянины сказки». | |||
2 | 3 р.н. | 1 | Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). | |||
3 | 5 р.н. | 1 | Л.К. Чуковская. «Памяти детства. Мой отец Корней Чуковский». | |||
Я взрослею (3 ч) | ||||||
4 | 7 р.н. | 1 | Пословицы об отношении к другим людям. В. В. Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». | |||
5 | 9 р.н. | 1 | Пословицы о смелости. С. П. Алексеев. «Медаль». В. В. Голявкин. «Этот мальчик». | |||
6 | 11 р.н. | 1 | Пословицы о труде. Е. А. Пермяк. «Маркел-Самодел и его дети». Б. В. Шергин. «Плотник думает топором». | |||
Я и моя семья (2ч) | ||||||
7 | 13 р.н. | 1 | С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). | |||
8 | 15 р.н. | 1 | М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья». | |||
Я фантазирую и мечтаю (2 ч) | ||||||
9 | 17 р.н. | 1 | Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». | |||
10 | 19 р.н. | 1 | Е. В. Григорьева. «Мечта». Л. Н. Толстой. «Воспоминания» | |||
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (7 ч) | ||||||
Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч) | ||||||
11 | 21 р.н. | 1 | В. А. Бахревский. «Рябово». | |||
12 | 23 р.н. | 1 | М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). | |||
13 | 25 р.н. | 1 | М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент). И.К. Языкова. «Преподобный Сергий Радонежский». | |||
Народные праздники, связанные с временами года (2 ч) | ||||||
14 | 27 р.н. | 1 | Песни-веснянки. Л. Ф. Воронкова. «Праздник весны». | |||
15 | 29 р.н. | 1 | В. А. Жуковский. «Жаворонок». А. С. Пушкин. «Птичка». И. С. Шмелёв. «Масленица». | |||
О родной природе (2 ч) | ||||||
16 | 31 р.н. | 1 | Русские народные загадки о поле, цветах. Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». | |||
17 | 33 р.н. | 1 | М. С. Пляцковский. «Колокольчик». В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
к рабочей программе по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
на 2021 / 2022 учебный год
Класс 3
Количество рабочих недель 34
Количество часов в неделю 0,5
Всего часов 17
Учебник Литературное чтение на родном русском языке: 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова[ и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
№ пп | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Примечание, корректировка | ||
по плану | фактически | |||||
3 А | 3 Б | |||||
МИР ДЕТСТВА (10 ч) | ||||||
Я и книги (2 ч) | ||||||
1 | 1 р.н. | 1 | В И. Воробьев. «Мой дневник» И. Краева. «Письмописательное искусство» | |||
2 | 3 р.н. | 1 | В.П. Крапивин. «День рождения « Т.В. Толстая. «Детство Лермонтова» | |||
Я взрослею (3 ч) | ||||||
3 | 5 р.н. | 1 | Л.Л. Яхнин. «Последняя рубашка» Ю.А. Буковский. «О доброте – злой и доброй» | |||
4 | 7 р.н. | 1 | Н.Г. Волкова. «Дреби – Дон» | |||
5 | 9 р.н. | 1 | П.В. Засодимский. «Гришина милостыня». В.Н. Крупин. «Сушёная малина». | |||
Я и моя семья (3 ч) | ||||||
6 | 11 р.н. | 1 | В.М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» | |||
7 | 13 р.н. | 1 | А.Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» | |||
8 | 15 р.н. | 1 | О.Ф. Кургузов. «Душа нараспашку» | |||
Я фантазирую и мечтаю (2 ч) | ||||||
9 | 17 р.н. | 1 | В.П. Крапивин. «Зеленая грива» Л.К. Чуковская. «Памяти детства. Мой отец – Корней Чуковский» | |||
10 | 19 р.н. | 1 | В.П. Крапивин. «Что такое стихия» Г.А. Скребицкий. «Чему научила сказка» | |||
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (7 ч) | ||||||
Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч) | ||||||
11 | 21 р.н. | 1 | Н.М. Коняев. «Правнуки богатырей» Л.М. Дёмин. «Рассказывает бывалый человек» | |||
12 | 23 р.н. | 1 | В.А. Бахревский. «Семён Дежнёв» О.М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» | |||
13 | 25 р.н. | 1 | М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве» А.Н. Майков. «Ломоносов» | |||
От праздника к празднику (2 ч) | ||||||
14 | 27 р.н. | 1 | В.А. Никифоров – Волгин. «Серебряная метель» Е.В. Григорьева. «Радость» А.А. Коринфский. «Христославы» А.Н. Майков. «Христос Воскрес!» | |||
15 | 29 р.н. | 1 | А.И. Куприн. «Пасхальные колокола» Саша Чёрный. «Пасхальный визит» К.М. Фофанов. «Под напев молитв пасхальных…» | |||
О родной природе (2 ч) | ||||||
16 | 31 р.н. | 1 | И.С. Никитин. «Лес» К.Г. Паустовский. «Клад» М.М. Пришвин. «Река» | |||
17 | 33 р.н. | 1 | В.П. Астафьев. «Ночь тёмная – тёмная» В.Г. Распутин. «Горные речки» И.П. Токмакова. «Туман» В.П. Астафьев. «Зорькина песня» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
к рабочей программе по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
на 2021 / 2022 учебный год
Класс 4
Количество рабочих недель 34
Количество часов в неделю 0,5
Всего часов 17
Учебник Литературное чтение на родном русском языке: 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова[ и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
№ пп | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Примечание, корректировка | ||
по плану | фактически | |||||
4 А | 4 Б | |||||
МИР ДЕТСТВА (10 ч) | ||||||
Я и книги (3 ч) | ||||||
1 | 1 р.н. | 1 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). И.А. Гончаров. «Фрегат «Паллада». | |||
2 | 3 р.н. | 1 | С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). | |||
1 | С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). | |||||
Я взрослею (2 ч) | ||||||
4 | 5 р.н. | 1 | Л.Л. Яхнин. «Храбрец». Е. В. Клюев. «Шагом марш». И. П. Токмакова. «Разговор Татарника и Спорыша». | |||
5 | 7 р.н. | 1 | Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». И.А. Мазин. «Летний вечер». | |||
Я и моя семья (3 ч) | ||||||
8 | 11 р.н. | 1 | Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). | |||
9 | 13 р.н. | 1 | М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). | |||
10 | 15 р.н. | 1 | К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент). | |||
Я фантазирую и мечтаю (2 ч) | ||||||
11 | 17 р.н. | 1 | Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). | |||
12 | 19 р.н. | 1 | В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). | |||
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (7 ч) | ||||||
Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч) | ||||||
16 | 21 р.н. | 1 | Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). | |||
17 | 23 р.н. | 1 | В.А. Гагарин. «Мой брат Юрий». Ю.А. Гагарин. «Сто восемь минут». | |||
Что мы Родиной зовём (3 ч) | ||||||
27 р.н. | 1 | Сказ о валдайских колокольчиках. | ||||
29 р.н. | 1 | А. Д. Дорофеев. «Веретено». М.Я. Бородицкая. «В гостях у лесника». | ||||
1 | Г.Я. Снегирёв. «Карликовая берёзка». В. Г. Распутин. «Саяны». | |||||
О родной природе (2 ч) | ||||||
31 р.н. | 1 | «Морозко». Отрывок из русской народной сказки. В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». В. Д. Берестов. «Мороз». | ||||
33 р.н. | 1 | М.М. Зощенко. «Гроза». В.А. Солоухин. «Ветер» |
Прочитай.
МОЙ ДНЕВНИК (продолжение)
А вот на другой странице дневника —
про саранчу. Утром влетел к нам во двор
незнакомый мальчишка и заорал:
— Саранча! Саранча! Хватайте тазы,
ведра, бегите стучать, греметь! Пугать
саранчу на кладбище!
Городок наш всполошился. Закрылись
учреждения. Кто бегом, кто верхом, на
телегах, в пролетках устремились к
небольшой горке, что возле кладбища. У
каждого в руках или таз, или пустое ведро
и палка — все, чем можно греметь.
Впереди, конечно, мальчишки. Вот когда
можно стучать, шуметь, свистеть, вопить!
И за это еще хвалить будут.
Кто не видел саранчу, пусть представит
себе кузнечика длиной в два спичечных
коробка. А сколько их собирается вместе,
невозможно себе представить. Туча
саранчи заслоняет солнце, и бежит от
нее по земле страшная тень. И если саранча
опустится на поля…
По непонятной прихоти саранча опустилась
на кладбище. Здесь, на горке, шум стоял
уже невероятный, но саранча не испугалась.
А может, сочла это за шумный восторг по
случаю ее прибытия. Через некоторое
время она, словно по какой-то неведомой
команде, поднялась в воздух и полетела.
Кладбище, только что утопавшее в
зелени, сейчас было мертвее мертвого.
Ни травинки, ни листочка, ни кустика…
На страницах дневника часто встречаются
и такие записи: «Сегодня ходил в кино.
Картина мне очень понравилась». Названия
у картин были всякие: «В городе желтого
дьявола», «Черный Питер», «Пропавшие
сокровища». И хотя там чаще все происходило
из-за пустяков — не поделили деньги или
красавицу, — смотрелись они с упоением.
Надо было только во время сеанса
немного потерпеть. Аппарат в кинобудке
был один, и каждую часть киномеханик
перематывал.
В душной темноте зала стоял сплошной
шорох и шелест. Потому что все грызли
семечки, жевали что-нибудь, посасывали
леденцы, ириски. Затем снова синий луч
из окошечка кинобудки пронизывал
темноту, стрекотал аппарат и звучала
музыка.
Музыка звучала не с экрана. И голосов
людей от экрана не доносилось. Такое
тогда было кино. Немое. Человек на
экране открывает и закрывает рот, и
считалось, что он говорит, а что — понять
можно было только из коротких надписей.
Читать надо было уметь скоренько, а то
ничего не поймешь.
Под самым экраном или в сторонке все
время играл пианист. Или небольшой
оркестрик. Если по ходу дела происходило
что-нибудь веселое, музыканты играли
веселое, если печальное — тянули
тоскливо. А если на экране были скачки,
стрельба, беготня, драка, музыканты
старались до пота, наигрывали все равно
что, только стремительное.
И ведь как все тогда казалось здорово
устроено! Только теперь, когда кино
звуковое и даже цветное, грустно отчего-то
становится, когда случится вдруг увидеть
фильм тех далеких-далеких дней.
Вот жалко, что нет в моем дневнике
ничего о том, как Шура и Юра Лавровские
учились говорить по-человечески.
Однажды отец сказал им:
— Нас в семье четверо. Каждому по
билету в кино — получается слишком
накладно. Никакой зарплаты не хватит.
Будем ходить в кино по очереди, а за
вечерним чаем подробно рассказывать.
Он пошел первым и после кино все
рассказал подробно и занимательно. Я
будто своими глазами фильм посмотрел.
На следующий день пошла в кино их мама.
И она рассказала превосходно. В другой
раз — Юра. Он пришел и начал рассказывать
горячо, взволнованно. Картина была
действительно интересной. Но что это?
У него вдруг стало не хватать слов. Он
попробовал вставлять всякие «ну»,
«значит», «вот», «ничего», «то есть». Мы
едва понимали, что он хочет сказать. Юра
смутился, разозлился на нашу непонятливость,
заторопился, стал перескакивать и
возвращаться к сказанному. То и дело
он произносил «э-э», «ме-е», «ну-у».
А у самого от натуги даже слезы на
глазах выступили.
— Отставить! — решительно прервал
отец. — Ты заговорил не по-людски.
Мычание какое-то и блеяние.
Всем стало неловко за Юру и жаль его.
Потом в кино сходил Шура. Он-то знал, что
ему предстоит, и, наверное, по дороге
домой собрался с мыслями, приготовился.
Он рассказывал чуть лучше, чуть больше,
но… кончил тоже плохо. Смешался,
заторопился и окончательно застрял в
дебрях мусорных слов.
Так у них продолжалось больше года.
Ходили в кино по очереди и потом
рассказывали. И как же хорошо научились
говорить ребята! Заслушаешься.
А ведь уметь связно и легко говорить
нужно вовсе не для того, чтобы потом про
кинофильмы рассказывать. Кто хорошо
говорит, хорошо думает! Для того, теперь
я понимаю, и заставили Шуру с Юрой и
фильмы пересказывать, и дневник вести.
Я-то этого не знал, просто собезьянничал.
Но тогда не пожалел и теперь не жалею.
Очень интересно вести дневник!
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Личностные результаты:
— осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
— понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
— развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
— развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные УУД:
— развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Предметные
Обучающиеся научатся:
— осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
— осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
— давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
— совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
— применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающие получат возможность научиться:
— воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
— создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
II. Содержание учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
III. Тематическое планирование
№ | Тема | Количество уроков |
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА | ||
Я и книги (3 ч) | ||
1 | В. И. Воробьев. «Мой дневник». (Глава из книги «Я не придумал ничего» | 1 |
2 | В. П. Крапивин. «День рождения». (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко» | 1 |
3 | Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» | 1 |
Я взрослею (3 ч) | ||
4 | Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». | 1 |
5 | Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 |
6 | П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 1 |
В дружной семье и в холод тепло (2 ч) | ||
7 | В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). | 1 |
8 | А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». | 1 |
Я фантазирую и мечтаю (2 ч) | ||
9 | В. П. Крапивин. «Зелёная грива». Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). | 1 |
10 | В.П.Крапивин. «Что такое стихия.» (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко» | 1 |
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | ||
Люди земли русской (2 ч) | ||
11 | Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» | 1 |
12 | О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» | 1 |
От праздника к празднику (2 ч) | ||
13 | А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). | 1 |
14 | С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). | 1 |
О родной природе (3 ч) | ||
15 | И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». | 1 |
16 | М.М.Пришвин. «Река» В.П.Астафьев. «Ночь тёмная-тёмная» В.Г.Распутин. «Горные речки» | 1 |
17 | И. П. Токмакова. «Туман». В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). | 1 |
Цели:
- продолжить знакомить детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил поведения в обществе, раскрыть положение: «Мама — творец человека»;
- продолжить учить детей ценить и дорожить великим даром общения;
- воспитывать у учащихся чуткое, внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме.
Оборудование: учебник «Основы светской этики» 4 класс, автор — Студеникин М.Т., изд. «Русское слово», 2014 год; сердце из бумаги, видеоролик «Притча о маме (с озвучкой), компьютер, проектор, экран, звуковые колонки, записи мелодий, презентация к уроку, таблички с названиями команд: «Улыбка», «Веснушки», «Капелька», «Солнышко»,карточки для индивидуальной и групповой работы (тексты рассказа «Сыновья» В.А.Осеевой и «Сердце матери» Марии Скребцовой), задания командам.
Ход урока
I. Организационный момент. Рефлексия настроения
— Ребята. Встаньте, пожалуйста, повернитесь и улыбнитесь друг другу, нашим гостям, чтобы в классе стало тепло, уютно, дружелюбно.
— Всем, всем добрый день и работать нам не лень. Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.
II. Введение в тему
— Чтобы узнать тему урока, посмотрите Притчу (показ «Притчи о маме»). Слайд 1.
Этот ангел — мама. Для нас большое счастье, когда мама рядом, когда она здорова, когда она может нас приласкать, утешить, пожалеть. Мама — творец человека. Мама дала нам жизнь, вложила в наши сердца первые понятия о добре и зле, чести и достоинстве. И каждый человек должен быть благодарен своей маме за это.
III. Сообщение темы и целей урока
Слайд 2.
Прочитайте эпиграф к уроку:
«Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение».
О.Бальзак
— Как вы понимаете эти слова? Так о чём мы с вами будем говорить?
Тема урока «Сердце матери». Слайд 3
Цель: представить и описать сердце матери, раскрыть особенности материнской души.
IV. Работа по теме урока
1. Работа с учебником «Светская этика» (стр.113-114).
Задание: прочитайте указанные страницы и найдите ответы на следующие вопросы.
Вопросы:
- Какова роль матери в семье? Слайд 4.
- Когда в России отмечают День матери? (Новый праздник — День матери — постепенно приживается и в России. Установленный Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября).
- Какие ещё праздники посвящены маме, матери? (8 марта — Международный Женский день, 8 июля — День семьи, любви и верности).
В нашей стране есть семейные праздники, старинные и совсем молодые. Один из них появился недавно, 8 июля 2008 г. Как он называется? (Праздник семьи, любви и верности). А какой самый любимый праздник женщин? (8 марта). Кроме того, есть еще праздник — День матери. Когда он отмечается? (Последнее воскресенье ноября). - Как празднуется День матери в других странах?
(В 1914 году, президент США Вудро Вильсон объявил второе воскресенье мая национальным праздником в честь всех американских матерей. Вслед за США второе воскресенье мая объявили праздником 23 страны). - Чем является мама для ребёнка?
2. Работа с притчей Марии Скребцовой «Сердце матери» (на листах).
Чтение притчи про себя. Слайд 5.
Сердце матери
На освещенной солнцем лесной опушке росла с юными дочками красивая береза. Любила она своих деток, ласкала раскидистыми ветками, защищая от холодного ветра и проливного дождя. А летом под ее сенью не страшило березок никакое палящее солнце. Было им «при солнышке тепло, а при матушке добро».
Но однажды разыгралась в лесу гроза. Да не на шутку. Раскаты грома сотрясали землю, а небо то и дело освещалось молниями. Затрепетали от страха тонкоствольные красавицы. Но мама-береза успокаивала их, обняв своими сильными ветками: «Не бойтесь ничего. Молнии не смогут заметить вас под моими ветвями. Я — высокая и…». Договорить она не успела.
Сильный треск раздался среди леса. Огромная молния беспощадно ударила по березе, опалив сердцевину ее ствола. Но береза не загорелась. Силы покидали ее, злой ветер пытался повалить наземь, сильный ливень расплетал ветки, но под ними были ее дети и никто, кроме матери, не смог бы их теперь защитить.
Она еще сильнее прижимала к себе дочерей, еще больше своими слабеющими ветками ласкала их тонкие станы, омывая стекающими по листочкам слезами. В последний раз. Не было предела материнской любви.
Лишь когда все закончилось и над умытым дождем лесом вновь воссияло солнышко, она, покачнувшись, тихо опустилась на землю. «Я никогда не брошу вас, — прошептала она березкам, — мой ствол очень скоро зарастет травой и покроется мхом. Но в нем никогда не перестанет биться мамино сердце. Его не в силах разбить никакая молния».
Когда береза падала, она еще раз ласково обняла дочерей, и не задела ни одну из них. Так три стройные красавицы и растут вокруг покрытого мхом старо пня. Бывает, сядет путник отдохнуть в их тени на ствол старого дерева и покажется ему, что тот удивительно мягкий. Закроет глаза, и услышит, как в нем стучит материнское сердце…
Вопросы к сказке:
- Кто герои притчи?
- Что чувствовали юные берёзки рядом с мамой?
- Как защищала Берёза- мать своих дочек?
- Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чём и как поможет им материнское сердце?
- Какова главная мысль притчи? (Любовь матери огромна, неисчерпаема, глубока и всесильна).
Вывод учителя: Безгранично по своей доброте материнское сердце и материнская любовь. Ради ребёнка мать и в огонь бросится (пословица).
V. Физминутка
Дружно маме помогаем —
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
VI. Работа в группах (вспомнить правила работы в группе)
Слайд 6.
1 группа — «Сокровища материнского сердца»
Задание: выбрать качества души, присущие маме и приклеить их на сердце.
доброта | заботливая | нежность | родная |
жестокость | чуткость | ложь | трудолюбие |
терпение | гнев | строгость | ненависть |
красота | тревога | милосердие | предательство |
сострадание | ласка | верность | прощение |
2 группа — «Народная мудрость».
Задание: составьте пословицы, объясните их значение. Подберите то чувство из сердца матери, которое соответствует данной пословице.
Сердце матери | и в огонь бросится. |
У сына заболит пальчик, | одинаково сердцу больны. |
В материнском сердце | лучше солнца греет. |
Ради ребёнка мать | а у матери — сердце. |
Матери все дети равны — | про всех детей ласки хватит. |
Слова для справок: сочувствие, сопереживание, сострадание, бескорыстие, доброжелательность, самопожертвование.
3 группа — Прочитать по ролям рассказ В.Осеевой «Сыновья».
Герои: Автор, Три женщины, Старичок (5 человек).
«Сыновья» В.А.Осеева
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.
А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
Учитель:
— Как называется рассказ?
— Почему старичок увидел только одного сына?
— Как бы вы поступили в данной ситуации?
4 группа — Творческая мастерская.
Задание: сочинить Синквейн «Мама».
Опорные слова: мамочка, мамулечка, матушка, святая, родная, милая, добрая, заботливая, любит, заботится, простит, поймёт, приласкает, воспитывает, драгоценная.
Проверка работы в группах.
Вывод: Будьте добрым сыном и доброй дочерью до самой старости своей мамы. Умейте чувствовать сердце матери, чтобы как можно чаще видеть в её глазах мир и покой, счастье и радость. Берегите же самую добрую, самую хорошую — вашу маму, берегите её здоровье, её силы — и у вас от этого будет хорошо и спокойно на душе.
Стихотворение «Молитва о маме» (читает ребёнок). На фоне музыки девочка читает стихотворение. Слайд 7.
VII. Итог урока
Рефлексия. — Наш урок подошёл к концу, поделитесь мыслями и чувствами, которые он затронул в ваших сердцах. Закончите следующие фразы:
- Сегодня на уроке я узнал….
- Сегодня на уроке я понял….
- Сегодня на уроке я решил….
— Что главное извлекли из урока? (Мама — творец человека)
Слайд 8.
Вывод: Мама — самый верный друг, который никогда не предаст своего ребёнка. Материнское сердце очень хрупкое, его надо беречь от печали и горести.
Домашнее задание.
Слайд 9.
- Прочитать рассказ Ю.Яковлева «Сердце матери» (с.118-119), ответить на вопросы.
- Выполнить задание на листочках Рабочей тетради.
— А сейчас, ребята, я обращаюсь к вам со словами:
Как бы не манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот, от забот.
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковыми с ней.
Берегите мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней.
Если ваши мамы вдруг устали,
Добрый отдых вы должны им дать…
Вам наказ даю, напоминаю:
Дети, дети, берегите Мать!
— Большое спасибо всем за работу, урок окончен! Слайд 10.
Год: 2021, Россия
Жанр: комедия
Режиссер: Полина Ануфриева
Продюсер: Илья Куликов, Андрей Семенов, Дмитрий Авидон
Возраст: 12+
Время: 74 мин.
В ролях: Павел Воля, Надежда Сысоева, Виталий Хаев, Настасья Самбурская, Оскар Кучера, Мария Пирогова, Павел Ворожцов, Александра Булычёва, Анна Исайкина, Юрий Грубник.
«Снегурочка против всех» — российская новогодняя комедия Полины Ануфриевой с Павлом Волей в главной роли.
Описание комедийного фильма «Снегурочка против всех» 2021-2022 года
Жизнь бизнесмена Евгения Васина (Павел Воля) выглядит успешной и насыщенной. Но только близкие и подчиненные знают, какой тяжелый характер у этого человека. Даже сбив настоящего Деда Мороза в канун новогодних праздников, Евгений не кинулся ему помогать, а цинично отобрал елку и уехал.
Но возмездие близится: волшебный старец поместил хама в тело Снегурочки (Надежда Сысоева), которой предстоит дарить подарки, поздравлять с праздником и быть доброй.
Комедия «Снегурочка против всех» Полины Ануфриевой не только подарит забавные моменты и юмористические диалоги, но также поднимет философские вопросы о поступках и ответственности за них, о доброте и благодарности близким людям.
Производство фильма
Фильм снимался с февраля по март 2021 года. Режиссером проекта выступила Полина Ануфриева («Полицейский с Рублевки»), Илья Куликов («Мылодрама») стал продюсером вместе с Андреем Семеновым и написал сценарий совместно с Олегом Смирновым.
Ведущую роль в картине сыграла звезда Comedy Woman Надежда Сысоева. Роль самоуверенного предпринимателя, душу которого переселяют в тело Снегурки, воплотил на экране Павел Воля. В фильме также снимались Виталий Хаев («Доктор Рихтер»), Оскар Кучера («Нереальная любовь»), Настасья Самбурская («Универ») и другие.
«Два Новых года подряд мы срывали миллиардную кассу вместе с новогодним «Полицейским с Рублевки». Прошлый год пропустили из-за пандемии, но теперь команда Legio Felix готова порадовать зрителей новым праздничным полным метром. «Снегурочка против всех» — это одновременно и смешная комедия, к которым привыкли поклонники нашего творчества, и новогодняя притча в духе «Рождественской песни» Чарльза Диккенcа.
Этот сюжет позволит посетителям кинотеатров и отдохнуть, и посмеяться, и подумать. При создании фильма мы вместе с Полиной и всей командой вдохновлялись как уже ставшими классическими новогодними семейными комедиями, так и развеселым духом наших собственных фильмов, которые стали большими хитами проката», — рассказывает сценарист и продюсер Илья Куликов.
Интересные факты о фильме «Снегурочка против всех»
- Режиссер фильма «Снегурочка против всех» — Полина Ануфриева, которая ранее участвовала в съемках телевизионного сериала «Милиционер с Рублёвки» (приквел «Полицейского с Рублевки»)
- Сценарист ленты Илья Куликов создал 1 и 2 часть франшизы «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел».
- Создатели новогодней комедии не исключают варианта, что зрителей ожидает серия фильмов «Снегурочка против всех», которая станет достойной заменой других новогодних франшиз типа «Ёлки» и «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел».
Онлайн просмотр фильма «Снегурочка против всех» в высоком разрешении FullHD
Для просмотра нажмите на «плеер».
Отзывы о фильме «Снегурочка против всех»: в кино с января 2022 года
Автор отзыва: Юлия Мак 1988
Всем привет в 1 день 2022 года. Хочу поделиться отзывом о фильме «Снегурочка против всех», если сравнить с «Елками 8» то гораздо интереснее и смешнее. 12+ конечно не сильно рекомендую, думаю лет с 15, сюжет, заложенный в фильме мне понравился, как бы правильно ставить человека, который всех унижает и относится мягко говоря ужасно к сотрудникам, так же и к своей семье. (ставить на место униженных людей и тем же мячиком получить тоже неплохо)).
Бизнесмен Евгений (которого играет Павел Воля) сбивает деда Мороза, не оказав помощь, еще и забрав елку просто уезжает. И тут дед Мороз оживает и превращает в Снегурку (много смешных моментов), мне понравилось как он со стороны посмотрел на близких людей, которых он не ценил.
Родителей, от которых он просто откупался, они хотели одного, чтобы он навестил их. Жена, красавица и двое детей, которые не видят папу часто и он практически их не знает (поразил в фильме старший сын). Ну и любовница, хорошая женщина, которая и не знала, что у него есть семья.
Много интересных, житейных моментов, рада, что фильм носит позитивный ключ, чтобы наладить отношения с близкими и сотрудниками. Немного волшебства и человек меняется.
Для просмотра нажмите на «плеер»
Автор отзыва: maria-babkina
Неожиданно вечером 1 января решили с мужем съездить в кинотеатр. Хотелось посмотреть какую-нибудь легкую комедию. Выбор был не очень большим, и как-то «Елки» я сразу забраковала, ну, сколько можно, мы их уже после третьей части перестали смотреть. А вот «Снегурочка против всех» — что-то новенькое. Хотя лица вот все те же — старенькие: Павел Воля, Надежда Сысоева, привет ТНТ. Ну и ладно, идем на расслабоне, просто проветриться немного.
Ну, нет, по описанию что-то такое даже интересное вырисовывается: есть главный герой — бизнесмен Евгений, у которого характер мягко выражаясь… сложный. Он превратил жизнь подчиненных в ад (хотя меня и поражают люди, готовые унижаться за деньги), отношения с женой тоже не сказка, дети запущены, родители забыты. А тут еще и под новый год он сбивает Деда Мороза, сбивает и… оставляет его без помощи лежать на дороге.
Однако Дед Мороз-то оказался настоящим, творящий разного рода чудеса, и умеющий перевоспитывать вот таких вот плохих мальчиков, превращая их в… Снегурочку! Как бы бредово это не звучало, но метод оказался действенным, главный герой смог посмотреть на себя со стороны, а вот удастся ли ему понять простые истины?
Из плюсов: фильм действительно легко смотрится и местами было очень даже смешно, красивая и нарядная Москва часто мелькает в кадре, хронометраж небольшой. Снегурочка старалась, у нее была, наверное, самая сложная роль из всех, и на мой взгляд, она справилась.
Съемочная группа новогодней комедии
- Режиссер: Полина Ануфриева
- Сценаристы: Илья Куликов, Олег Смирнов
- Продюсеры: Илья Куликов, Андрей Семенов, Дмитрий Авидон и др.
- Оператор: Алексей Перевалов
- Художники: Артем Кузьмин, Полина Лосева
Источники:
- Подробнее ➤
- Подробнее ➤
- Подробнее ➤