Жил на свете добрый волшебник. Добрый, потому что ничего не делал для себя — только для людей. Он прикасался к больному — и тот сразу же выздоравливал; он благословлял несчастного — и к тому возвращалась удача. Но вот беда: волшебник состарился и так ослаб, что не мог больше поднять руки для благословения. И его оставили в покое. Теперь он никому не был нужен. Он лежал в своей лачуге забытый всеми и ждал смерти. Но смерть боялась приблизиться к его двери, ведь он был волшебником, а смерть, как известно, весьма труслива и суеверна. Она может ударить ножом в спину или пролезть под толстую броню, но полностью беззащитный волшебник вызывает у нее панический страх.
По соседству жила бедная вдова с сыном-подростком. Только она и заботилась о старце, кормила его, наводила порядок в его доме.
Однажды вдова заболела и попросила Макса — так звали мальчика — одному сходить к старику соседу и поухаживать за ним. Макс с радостью согласился. Старик привлекал его загадочными своими словами и спокойной добротой в мудрых глазах.
Сделав всё, что от него требовалось, мальчик сел на пол у низкого ложа волшебника и спросил его:
— Прошу тебя, скажи мне, как стать таким же могущественным, как и ты?
— Для этого нужно трижды погладить меня по голове, каждый раз произнося: «Всё будет как прежде». Но зачем тебе это? Ты назвал могущественным самого немощного человека в мире. Даже смерть гнушается мною.
Но Макс не хотел больше терять время. Он трижды погладил старика и трижды произнёс заклинание — и волшебник умер: отдав свою колдовскую силу соседскому мальчишке, он превратился в лакомую добычу смерти.
А как же Макс? Он испугался и убежал. Наверняка, он мог бы попытаться оживить мёртвого, ведь он сам стал волшебником, но даже не подумал об этом, ведь он всё ещё был глупым, беспечным ребёнком.
У вдовы не было денег на похороны, поэтому её сын своими руками вырыл могилу и с помощью добрых соседей похоронил старика.
Вернувшись с кладбища домой, Макс посмотрел на стол, где лежал последний кусок хлеба, вздохнул, чуть не плача, и сказал:
— Вот если бы это был большой мясной пирог!
И тут же, к великой их радости, кусок хлеба превратился в роскошный праздничный пирог.
И зажили они безбедно, всё у них было: и новый большой дом, и большой автомобиль с шофёром, и прислуга, и садовник, и лучшие повара.
Макс вырос, женился на самой известной в мире красавице, у них родились чудесные дети, и ему показалось, что он точно знает, что такое счастье.
Но вот однажды, когда Макс отправился путешествовать по другим странам с удивительной концертной программой — он был очень тщеславным и хотел, чтобы весь свет рукоплескал его волшебству, — случилась беда. Один из его малышей играл со спичками (вечно поглощённые собой, ни Макс, ни его жена не занимались воспитанием детей) и случайно поджёг большую, красивую занавеску в гостиной. Матери тоже не было дома — она отправилась на бал к губернатору, — а старая вдова, пытаясь спасти внуков, задохнулась и сгорела вместе с малышами в страшном пожаре.
Узнав об этом, красавица покинула бал и, не дождавшись, когда вернётся шофёр, которого она благосклонно отпустила до окончания бала, сама села за руль своего автомобиля. Страх и отчаяние заставили её гнать на бешеной скорости. На повороте машину занесло и выбросило с высокого обрыва в реку, где несчастная женщина утонула вместе со своим дорогим авто.
Возвратившийся из путешествия Макс обнаружил лишь пепелище на месте былого благополучия. Только тогда, оплакивая мать, жену и детей, он начал понимать, что сам во всём виноват, что жизнь его была построена на зыбучих песках самодовольства, эгоизма и тщеславия. Нет, он не был жадным человеком, с детства привык довольствоваться малым, да и в чёрствого и равнодушного себялюбца не превратился — просто, будучи отличным от других, он решил жить как все — вот судьба и отвернулась от него.
Он хотел вернуть к жизни погибшую семью, но, вероятно, не знал нужного заклинания, и у него ничего не вышло. Впервые он потерпел неудачу как волшебник, впервые усомнился в себе и по-настоящему подумал о том, что жизнь — это не только его желания, и даже он, такой могущественный, не застрахован от непоправимых ошибок и несчастий.
Повесив голову, Макс побрёл по дороге, сам не зная куда. Наверное, хотел уйти от горя, от самого себя. Свернул на какую-то тропу, даже не заметив того, и вошёл в лес. Там было тихо, пели весенние птицы, пахло молодой зеленью и цветами.
«Как странно, — подумал Макс, — почему раньше я не замечал, как красив мир? Какой же я ещё слепой! А разве слепой может быть настоящим волшебником?»
Вдруг из-за кустов послышались тихие всхлипывания. Макс остановился удивлённый и испуганный. Он стал осторожно раздвигать руками ветви кустарника — и увидел девушку, совсем молодую, с большими, ясными глазами. Она тоже увидела его и вся сжалась от страха, даже плакать перестала.
— Не бойся меня! — воскликнул Макс и хотел, как и раньше, хвастливо добавить: «Я волшебник!» — но почему-то подумал, что сейчас это прозвучало бы глупо и неуместно. — Скажи, что с тобой случилось, и я постараюсь помочь тебе.
— Меня зовут Марта, — робко произнесла девица. — Моя бедная матушка умерла, и брат выгнал меня из дому, чтобы я даром не ела его хлеб. А я ведь работящая, многое умею, матушка научила меня всему, что знала сама.
Макс собирался было, грудь колесом, заявить, что накажет жестокого брата и заставит холить и лелеять сестру, но сразу осёкся, внезапно взглянув на себя со стороны. И таким пустым и неумным показался он себе, что ему стало стыдно.
— Дай мне руку, — сказал он девушке, и, поскольку она всё ещё боялась его, он сам подошёл к ней, взял её ладонь в свою, и чей-то знакомый, но давно позабытый голос прошептал ему на ухо:
— Пусть будет так, как лучше для всех!
Макс удивился, но понял, что услышал в своём сердце единственное заклинание, каким должен пользоваться добрый волшебник, чтобы оставаться добрым. Он повторил вполголоса эти слова, отпустил руку девушки и пошёл дальше — какая-то сила заставила его продолжать путь. А девушка, боясь оставаться одна, вскочила на ноги и пробежала за ним. Он не звал её с собой, но и не отгонял.
«У неё своя судьба, — подумал он, — пусть делает, что хочет. Мне достаточно того, что она с этой минуты начала приближаться к себе. Я помог ей и готов помогать и далее, но я больше ни сам не намерен идти по чужой дороге, ни заставлять людей восхищённо или завистливо толпиться на моей, мешая мне идти».
А тропа вела всё дальше и дальше, всё глубже в лес. Девушка рассказывала ему о себе, пела песни, шутила, и уныние и горечь выветривались из сердца молодого волшебника. Наконец она сказала:
— Я хочу есть, и жажда меня мучает.
Макс решил было показать ей обычный свой фокус с превращением гнилой деревяшки в кусок мяса, а сидящей на листе улитки — в кружку молока, но тут снова послышался знакомый голос:
— Не забывай, мой мальчик, что ничто не рождается из пустоты. Все вещи, созданные твоим волшебством, на самом деле ты отнимал у кого-то. Посмотри на девушку, которая поверила тебе: хочешь ли ты, чтобы подобный тебе кудесник перенёс её через пространство и время и отдал в руки какому-нибудь разжиревшему богатею только потому, что тот мечтает именно о такой наложнице? Вот чем ты занимался до сих пор — брал себе чужое! Не стыдно ли тебе?
— Стыдно, — ответил Макс. — Но почему раньше ты меня не предупредил? Я узнаю тебя! Ты тот старик, что отдал мне свою силу. Где же ты был до сих пор?
— Я всегда был тобою, мой мальчик. И я не молчал — просто ты не хотел меня слышать. Твои страстишки замкнули тебе слух. А когда судьба отняла у тебя всё, горе обострило твои чувства.
— Но что же мне делать? — воскликнул Макс. — Как же мне и самому насытиться, и накормить эту бедняжку?
И голос ответил ему:
— Недалеко расположена деревня. Там живут не только довольные судьбой, но есть и больные, и несчастные. Ступай туда, помоги им, и, если они достаточно добры, они накормят тебя и твою спутницу и дадут вам ночлег. Разве этого мало тому, кто идёт по пути, выбранному тобой?
Макс так и сделал. В деревне он исцелил двоих стариков и одного ребёнка, лежавшего при смерти, и за это благодарные селяне предоставили ему и Марте хижину и пообещали всегда заботиться о них — лишь бы чудесный лекарь не покидал деревню.
— Как же я устал, — сказал Макс своей спутнице, ложась вечером спать. Никогда не чувствовал такой приятной усталости.
А на утро всё та же таинственная сила погнала его дальше. Но и девушка, сколько он ни уговаривал её остаться, пошла вместе с ним.
Так они и ходили от деревни к деревне, исцеляя больных и делая несчастных счастливыми, ничего не требуя взамен.
Прошло несколько лет. Макс ослаб настолько, что еле передвигал ноги. Ведь здоровье и счастье, которыми он одаривал других, исходили из его души и тела, он отдавал людям самого себя.
Тогда они с Мартой вернулись в ту деревню, откуда начали свой нелёгкий путь, и поселились в подаренной им лачуге. К ним приходили соседи и жители других деревень, приносили им больных, приводили несчастных и просили мудрого совета, а взамен оставляли в хижине обильные подношения, которые Марта разносила по домам бедняков.
Когда же Макс одряхлел настолько, что не мог даже руку поднять, его спутница выведала у него секрет волшебства — он был бессилен даже скрывать от неё свои тайны. И вот она, трижды погладив его по голове, произнесла заклинание — и Макс умер, как и тот старик, когда-то отдавший ему свою силу, а Марта стала волшебницей и продолжила его дело.
Жаль, что этим путём идут немногие. Слишком мало в мире добрых волшебников, что и понятно: кому охота не продавать свою жизнь за деньги и почести, а отдавать её просто так, надеясь лишь на доброту людей?

© Предоставлено: Parents.Ru
Действительно, так ли нужен нашим детям Дед Мороз? Стоит ли поддерживать детскую веру в него, и когда можно уже не переживать, что малыш поймет, что это — только выдумка?
© gpointstudio/Getty Images/iStockphoto
ребенок верит в деда мороза и чудеса
Детям младше 6 лет Дед Мороз очень нужен — так же как фея с волшебной палочкой, добрые и злые волшебники, ковры-самолеты. Ведь именно сказочные персонажи и волшебные предметы помогают малышам понять реальный мир, подготовиться ко всем его сложностям и научиться в нем жить. У Деда Мороза есть конкретная задача — убедить ребенка в доброте мира и научить делать хорошие дела самостоятельно. Послушно ты вел себя или не очень, научился рассказывать стихи громко или нет — все равно заслуживаешь подарка и праздника, доброго отношения. Конечно, такую уверенность вселяют и родители, но Дед Мороз — выражение доброты вообще, в масштабе всей окружающей действительности. Наверное, поэтому дети сильно переживают, узнав тайну его несуществования слишком рано.
И тут приходит Дед Мороз…
Ему повезло — из всех сказочных персонажей он самый реалистичный. Мало того что от его имени ежегодно приносятся подарки, так он еще и сам, лично, приходит на каждый новогодний праздник. А еще — сидит в магазинах, беседуя с детьми, и ходит по улицам с волшебным посохом в руках и мешком подарков. У него даже есть почтовый адрес! Как тут не поверить, что Дед Мороз и правда существует!
© AleksandarNakic/Getty Images/E+
ребенок верит в деда мороза и чудеса
И, конечно, родители правильно делают, что поддерживают веру в него, придавая волшебство самому любимому детскому празднику. Но, пожалуй, все-таки немного преувеличивают. Во-первых, в том, что слишком уж эксплуатируют бедного старика. Уже в конце осени его образ буквально преследует, будучи размещенным в любом месте, куда только может упасть взгляд ребенка. И всеми силами призывает загадывать желания, которые он в силах осуществить (конечно, для этого малыш должен хотя бы раз произнести свое желание при родителях). И в конце концов Дед Мороз так крепко связывается в представлении ребенка с подарками, что в общем-то часто ничего, кроме подарков, от него и не ждут.
Второй перегиб в отношении к Деду Морозу — то, что его наделяют такой контролирующей и даже карающей функцией. «Ты был хорошим мальчиком весь этот год?» — спрашивает добрый дедушка перед тем, как вручить подарок. «Если не будешь слушаться, Дед Мороз ничего тебе не принесет», — пытаются привлечь к дисциплине родители. «Чтобы получить подарок, надо рассказать стишок», — убеждают воспитатели.
Чувствуют себя дети в такой ситуации, надо отметить, не очень уютно. И вы чувствовали бы себя точно так же, если бы знали, что все ваши промахи отмечаются, запоминаются и суммируются. Опоздали на семейной торжество — минус, не приготовили ужин — минус, неласково разговаривали со свекровью — вообще останетесь без подарка. Нет, всем нам — и детям, и взрослым — нужно знать, что нас любят независимо от того, насколько хорошо мы себя вели. Знать и чувствовать это. И, между прочим, именно это знание и это ощущение действительно делает нас лучше, побуждая совершать добрые поступки.
«Я люблю Новый год, но сейчас, когда дети чуть подросли, праздник доставляет мне кучу проблем. Алена (6 лет) и Денис (5 года) за месяц начинают обсуждать, что им принесет Дед Мороз. Я не знаю, что им говорить — обещать, что все желания исполнятся или предупреждать, что подарки могут быть и не такими, как они хотят. Мне очень хочется, чтобы они действительно были рады, но мне не нравится, что они так относятся к подаркам. На прошлый праздник мы подарили им куклу и самолет, а потом пришли гости с детьми, которым Дед Мороз подарил по несколько подарков. Наши как-то сразу сникли, Алена даже расплакалась. И в этом году пишет, по-моему, целый список…»Елена, мама Алены и Дениса
Верю — не верю
Рано или поздно, а прозрение в отношении этого доброго старика в красной шубе наступит. Как именно должно это произойти?
Многих родителей волнует, что, узнав правду, дети перестанут доверять им, взрослым. Как же лучше поступить — сказать все, как есть, самим или ждать, когда ребенок обо всем догадается, найдя однажды в комнате родителей то, что потом обнаружит в волшебном мешке? Многие дети узнают обо всем раньше, чем родители примут свое решение, — от старших братьев или более прогрессивных и реалистичных друзей по детскому саду. И тогда уже им самим приходится делать выбор — верить или не верить.
© Natalia Bodrova/GettyImages/iStockphoto
ребенок верит в деда мороза и чудеса
Кто-то действительно разочаровывается, поняв, что его столько раз обманывали, кто-то относится к этому абсолютно спокойно, а кто-то… все равно продолжает верить, что с боем новогодних курантов происходят чудеса. Но большинство людей доходят до этого открытия самостоятельно и постепенно — тогда, когда начинают осознавать вообще границы реальности. И никаких особых переживаний это не доставляет — они просто приобщаются к миру людей, включенных в одну игру. Продолжайте покупать подарки и обсуждать с ребенком украшения для елки, шить карнавальные костюмы и готовить сюрпризы. Продолжайте доказывать, что праздник — это не только материальные дары, — это еще и особые отношения, и радостная атмосфера, и что-то совсем неуловимое — сказочное и чудесное, хоть и вполне реальное. Ваши старания не пройдут даром: ребенок на всю жизнь усвоит, как сделать жизнь приятнее, а праздник — веселее, и обязательно осчастливит с помощью этих знаний своих собственных детей.
Если же в один прекрасный день милое дитя подходит и, доверчиво глядя вам прямо в глаза, спрашивает: «Скажи, Дед Мороз бывает или нет?», то отвечать все-таки придется. Но не бойтесь этого вопроса, ведь никто не прижимает вас к стене, требуя однозначного «да» или «нет». Подумайте, что чувствует малыш и какого ответа он ждет. Вполне возможно, что его интересует совсем не факт существования волшебника как такового — он просто хочет поговорить о своем, о детском. Отвечайте в соответствии с возрастом, желаниями и настроением малыша. Впрочем, даже если ребенок настаивает на том, чтобы услышать всю правду, какой бы страшной она ни была, все равно можно уклониться, предоставив ему свободу для воображения.
Французский психолог Франсуаза Дольто советовала в случаях, когда ребенок сомневается, вообще уходить от ответа. То есть не говорить прямо ни «нет», ни «да», а задавать встречные вопросы.
-
«Твой друг говорит, что Деда Мороза не бывает? А он почему в этом так уверен?»;
-
«Сомневаешься? А сам бы ты как хотел?»;
-
«Думаешь, все люди считают, что никакого волшебства нет?»
Если ребенку 5 лет, такое «сбивание с толку» будет очень полезно. С одной стороны, никакого обмана («Трудно сказать, есть он или нет, ведь так много людей во всем мире в него верят»), с другой — сохранение тайны, волшебства. Франсуаза Дольто считала, что такие ответы способствуют умению креативно мыслить.
«Когда моя дочь была маленькой, она верила в Деда Мороза. Но потом в возрасте шести лет начала спрашивать, правда это или нет. Я не знала, что сказать — мне было жаль разрушить атмосферу сказки, но в то же время и обманывать ее тоже не хотелось. И я ответила, что точно не знаю, что подарки и правда выбираем мы с папой, но Новый год все же особенный праздник, другого такого нет. И рассказала, что однажды у меня исполнилось желание, загаданное на Новый год, — родилась она, Юлечка. Сейчас дочь взрослая, у нее есть свои дети. Она самостоятельный, ответственный и очень успешный человек. Она всего добилась сама. Но, отвечая своим детям на вопрос о том, существует ли Дед Мороз, она говорит то же самое, что узнала в свое время от меня. Чтобы они тоже верили в сказку и в то, что наши самые заветные мечты исполняются. По-моему, такая вера только помогает человеку в жизни».Анна, мама Юли
Особые случаи
Фантазирование — важная часть жизни ребенка. Но именно часть, а не вся жизнь. И случаи, когда фантазиям и сказкам уделяется настолько большое место, что реальность вытесняется практически полностью, требуют внимательного отношения. Не пропустите признаки этого.
-
Отсутствие чувства реальности. Ребенок наделяет себя и других какими-либо качествами и ведет себя в соответствии с тем, что он придумал, не выходя ни на миг из этого состояния. Четырехлетний Саша боялся соседку, потому что та всегда делала замечания и громко смеялась. Он отправил ее в лес к злым маленьким человечкам и… просто перестал замечать, когда сталкивался с ней во дворе. «Это не она, она в лесу, а с этой тетей я здороваться не буду», — говорил он маме.
© Slobodan Vasic/Fotostorm/Getty Images/E+
ребенок верит в деда мороза и чудеса
-
Ребенок получает от процесса погружения в сказочный мир такое удовольствие, какое не дает ему ничто из мира настоящего. Он может слушать сказки бесконечно, а едва научившись читать, не поднимает головы от книг. Часто родители бывают даже рады такой любознательности и только потом замечают, что, кроме чтения, ребенок не занимается вообще ничем.
-
Сужение круга общения и отсутствие интереса к общедетским развлечениям и играм. По большому счету, у ребенка можно заметить негативное отношение к окружающим. Он не проявляет это в агрессивности, но старательно избегает ситуаций общения.
Причины такого увлечения в том, что ребенка не устраивает окружающая действительность. Он не чувствует себя хорошо в семье, не может наладить отношения со своими ровесниками — так или иначе, его придуманный мир оказывается лучше, чем настоящий. И задача родителей — понять, что происходит. Что нужно ребенку, чего не хватает ему в реальности и какие проблемы решает он, придумывая сказку наяву. И, конечно, сделать так, чтобы он нашел все это — любовь, поддержку, заботу, дружбу. Чтобы чувствовал себя счастливым просто так, каждый день, а не по взмаху волшебной палочки.
«Я не верила в Деда Мороза в детстве и даже не знала, кто это такой. Родители подарки дарили от своего имени. А мне тоже хотелось сказки: чтобы кто-то приходил ночью, клал подарки под подушку и исполнял мечты. И, наверное, поэтому сейчас я устраиваю такие праздники своим детям (и даже взрослым). Однажды под Новый год я не могла вернуться из командировки. Нелетная погода, а на поезд ни одного билета. И тут вдруг: „Есть один билет!“ Повезло — такого на праздники не бывает. Но ведь был Новый год!»Ольга, мама Евгении и Павла
С любимыми не расстаются
В шесть лет ребенок умеет управлять эмоциями и строить отношения с окружающими. Ему уже не нужна волшебная поддержка — он готов принимать мир таким, какой он есть. Считается, что это уже благоприятное время, чтобы попрощаться с Дедом Морозом. Но как вести себя родителям, если правду о добром волшебнике ребенок узнал до срока — причем не в самом лучшем виде?
© Adam Hester/Getty Images/Blend Images
ребенок верит в деда мороза и чудеса
Что делать в таком случае, зависит от возраста ребенка. Совсем маленького будет несложно убедить в обратном, ведь дети трех-четырех лет больше всего верят взрослым. Скажите, что у многих людей есть такая странность — не верить в чудеса, но это не значит, что самих чудес не бывает. Такие слова, подкрепленные подарком под елочкой на ближайший Новый год, будут очень убедительны. Тот, кто постарше, скорее всего, будет сомневаться, задавать вопросы и строить собственные предположения. Родителям уже не стоит доказывать существование старика волшебника любыми способами. Это, наоборот, может подорвать доверие — ведь чем старше ребенок, тем критичнее он ко всему относится.
Когда понимание реальности происходит постепенно, никаких драм не возникает. Но все-таки в год расставания с Дедом Морозом уделите чуть больше внимания и празднику, и самому ребенку. Расскажите поподробнее, как возник праздник и его традиции, как у разных народов зовут главного праздничного волшебника. Больше гуляйте по предновогодним улицам, погружаясь в праздничную атмосферу. Купите открытки, сувениры, украшения для стола, вместе с ребенком решите, кому и что подарите, какие сделаете поздравления. Если в семье есть младший брат или сестра, обсудите со старшим, как Дед Мороз (для них-то он еще существует) будет поздравлять их. И обязательно успокойте ребенка в том, что касается подарков и развлечений. Главное − не переборщите с сочувствием. Часто родители переживают гораздо больше детей.
«Дети уже в первом классе знали, что Деда Мороза нет. Восприняли они это довольно спокойно. Зато мне было грустно. Я вспоминала, как мы подкладывали подарки под елку, какие проделывали трюки, чтобы остаться незамеченными. А теперь ничего этого не будет. „Давайте Дед Мороз походит к нам еще несколько лет, в виде исключения“, — пошутили дети. Сейчас мы так и делаем».Галина, мама Андрея, Александры и Алены
Больше полезных материалов о воспитании детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Материалы по теме:
- Что подарить ребенку на Новый год по типу его детской природы: 4 варианта
- Как малыши встречают первый Новый год: 15 умилительных фото
- Родила пятерых, сбросила 115 кг и стала фитнес-гуру: история многодетной мамы
- «Муж постоянно ездит к дочке от первого брака. Чувствую себя брошенной»
- «Ребенок синеет и не дышит при плаче. Что делать?»
Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.
Победитель Премии Арсеньева в номинации «Детская проза» рассказала про жизнь среди северных людей и о планах на новую книгу
Нина Коледнева: сказки определили мою судьбу. Фото: Предоставлено автором
Создательница сказок про северные народы Нина Коледнева (Беломестнова) стала победителем общероссийской литературной Премии им. В. К. Арсеньева (12+). Как признается писательница, сказки определили ее судьбу — в детстве, сидя у костра, фантастические истории оленщиков запали в ее душу настолько, что теперь это стало ее профессией. О победной «Золотой нити» (6+) и планах на будущую книгу в материале ИА PrimaMedia.
— Нина Васильевна, расскажите, что сподвигло вас начать писать сказки?
— Я родилась и выросла в эвенкийском селении Тунгокочен на севере Забайкалья. Мое детство и отрочество прошло среди сверстников-эвенков. У нас были общие учебники, общие игры и забавы. Оленщики с караваном оленей, случалось, делали крюк в тайге, чтобы заглянуть к нам в село, проведать своих детей, живущих в пришкольном интернате. И тогда у ночного костра звучали фантастические истории — об одноглазых людоедах-великанах и об отважных охотниках, сумевших победить злобных нелюдей; о волках, что могут перевоплощаться в людей; о медведях, отвечающих добром на людское добро. Эти сказки запали мне в душу. И, по сути, подсказали мне будущую профессию, определили мою судьбу.
— Чтобы создавать такие фантастические истории, необходимо где-то черпать вдохновение, искать зацепки, приключения. Как вы ищите свою сказочную музу?
— За эти годы исколесила на машинах, облетела на самолетах, исходила пешком полмира. Сплавлялась по Витиму. Встречалась со звероловами и старыми оленщиками в эвенкийских селениях на севере Забайкалья и республики Бурятия, записывала их истории об охоте на диких зверей, о том, что случалось с ними на перекочёвках, их загадки, верования, шаманские табу. Побывала на Аляске, гостила в резервациях индейцев племени Пуэбло и племени Навахо в Америке. Дышала живительным воздухом Амура. Посетила деревню китайских орочон на Малом Хингане.
Слева Нина Коледнева. Фото: Предоставлено автором
Всё это стало питательной почвой для моих авторских сказок, герои которых — северяне, звероловы, оленщики и рыбаки. Они живут, согласуясь с циклами природы, и сами, по сути, ее часть. Они обитают на вечной мерзлоте, где, казалось бы, сложно выжить, но соорудили себе теплые чумы, пошили одежду из звериных шкур, и мороз им не страшен. Они умеют радоваться жизни — первому снегу, прилету птиц по весне, пению горного ручья. А чтобы не голодовать в зимнюю пору, когда не так-то просто добыть зверя, коренные северяне, эвенки, соблюдают нимат. Это неписанный закон звероловов, когда удачливый промысловик раздает часть своей добычи соплеменникам, тем, кому не повезло на охотничьей тропе.
— Расскажите, как была создана книга сказок «Золотая нить», с которой вы стали победителем на Премии Арсеньева?
— История уходит корнями в третью тунгусоведческую международную конференцию, что проходила в Благовещенске в 2018 году. Ученые-тунгусоведы из разных стран мира вместе с краеведами, журналистами, представителями северных коренных народов России искали наиболее действенные пути развития северного оленеводства. Печалились о том, что эвенки теряют свой родной язык (в наши дни общаются в быту на нем лишь старики), искали пути ревитализации языка. А самый эффективный способ дать второе дыхание языку, по мнению участников дискуссии, — через сказку.
Председатель родовой эвенкийской общины «Неут» Екатерина Шмонина из Хабаровского края загорелась идеей издать сказки о своем народе на эвенкийском языке. Я отозвалась на ее клич — у меня часть авторских сказок уже была издана, часть находилась в рукописи. Члены родовой общины «Неут» придирчиво прочитали сказки — в героях увидели себя и своих сородичей, узнали ушедших в мир иной предков, встретили своих эвенкийских богов. Они признали сказки — эвенкийскими, а после взялись за их перевод на родной язык.
Сборник сказок «Золотая нить». Фото: Предоставлено автором
В течение последующего года я, Екатерина Шмонина и эвенки — переводчики на эвенкийский язык, работали в тесном союзе: компоновали сборник сказок, привлекали к оформлению книги творчески одаренных детей. Иллюстрации к сказаниям готовили школьницы Диана Бондарь, жительница Забайкалья и старшеклассницы Наталья Волкова и Дарья Красинская из эвенкийского селения Тугур.
И в начале 2021 г книга сказок Нины Коледневой «Золотая нить», изданная на двух языках, увидела свет. Удалось также издать аудиоприложение к ней.
— А кому бы вы рекомендовали прочитать эти сказки?
— К сожалению, тираж книги небольшой — всего тысяча экземпляров. Все они разошлись по библиотекам Дальнего Востока и Восточной Сибири, в первую очередь северных сел, где живут аборигены. Сборник сказок «Золотая нить» мы подарили музеям, университетам и другим заведениям, где изучают эвенкийский язык.
Книга послужит прекрасным учебным материалом для детей эвенков, которые изучают родную речь в школах. Материал можно будет использовать для театральных постановок. Хабаровские эвенки уже осуществили постановку сказки «Женщина-радуга» (6+) в своем национальном эвенкийском кукольном театре. Спектакль был впервые показан на телемосте трех регионов — Забайкальского и Хабаровского краев, а также Амурской области, где был презентован сборник сказок «Золотая нить» и принят зрителями на «Ура».
Книга послужит прекрасным учебным материалом для детей эвенков, которые изучают родную речь в школах. Фото: Предоставлено автором
Но главное, сказка вхожа в каждый дом жителей северных селений, в каждый чум или палатку оленевода. И если зазвучит на родном языке потомков вечных кочевников, то поможет юным северянам понять и впитать ценности их предков, полюбить свой родной язык.
— Ваша миссия по сохранению эвенкийского языка понятна, а что побудило вас принять участие в Премии?
— Этот литературный конкурс близок мне, как близок по духу путешественник, исследователь, писатель Владимир Арсеньев, как близок и его проводник в дебрях Уссурийской тайги Дерсу Узала… Я встречала немало таких людей среди наших забайкальских эвенков, охотников и следопытов, знающих северную тайгу как свои пять пальцев. А подавая заявку на участие в конкурсе, всегда в душе надеешься на победу.
— Вы же не собираетесь на этом останавливаться? Есть ли в планах идея для новой книги?
— Я буду продолжать писать о Севере и северянах, о первопроходцах Дальнего Востока. И у меня есть конкретные герои — это мои родители. Они были врачами. Первыми в истории эвенкийского народа — у нас, на севере Забайкальского края. Отец возглавлял районный отдел здравоохранения в Тунгокоченском районе, а мама была главным и единственным в военные годы врачом в этом районе, по площади равном трем Франциям.
Совсем еще девчонка, выпускница Омского мединститута, моталась по глухой тайге верхом на лошади — часто одна, без сопровождения, без ружья, лишь с саквояжем с лекарствами и шприцем. А до Калакана было пять суток езды в одну сторону, до других эвенкийских селений, где ждали ее помощи, — по трое суток. Врач-педиатр по специальности, но ей пришлось овладеть смежными направлениями: принимать роды, оперировать неотложных пациентов, помятых медведем и истекающих кровью, спасать эвенков от инфекционных болезней.
Я очень хочу, чтобы о ее подвиге, о ее самоотверженном труде узнали наши современники. Узнали о судьбе моего отца, попавшего на Дальний Восток в молодости, и прикипевшему к этому суровому краю.