Итак «добро и зло» — является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.
Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.
Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.
На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.
Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.
Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.
Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.
Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев — отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.
В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.
Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.
Золушка, или хрустальная туфелька
«Золушка, или хрустальная туфелька» — сказка Шарля Перро, которая покоряет сердца людей не одно столетие. В ней показана жизнь девушки Золушки с мачехой и сводными сёстрами. Они завидовали её красоте, вкусу и заставляли выполнять по дому самую грязную работу. Так и шла жизнь Золушки, пока однажды принц королевства не пригласил все знатные семьи на бал. Что произошло на балу, и как в этом замешена Золушка? Узнайте из сказки о трудолюбии, смирении, приветливости и торжестве справедливости.
Урфин Джюс и его деревянные солдаты
«Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — произведение Александра Волкова, которое показывает продолжение истории о волшебном Изумрудном городе. Когда Гудвин вместе с маленькой девочкой покидает страну, помощник погибшей колдуньи Гингемы, столяр Урфин Джюс, находит способ оживить деревянных солдатиков. С их помощью он покоряет себе Жевунов и атакует столицу. Смогут ли жители Изумрудного города противостоять грозной армии? Узнайте из сказки. Она говорит о храбрости, правде, учит приходить на помощь друзьям.
Три медведя
Три медведя — народная сказка с английскими корнями, знакомая каждая ребёнку с детства. В ней говорится о приключениях девочки, которая пошла в лес, заблудилась и набрела на дом трёх медведей. История показывает, что в чужом жилище нужно с уважением к заведённому в нём порядку, не брать чужие вещи без спроса и тем более не ломать их. Сказка также говорит о том, что уходить без взрослых маленьким детям не стоит — в пути с ними может случиться беда, а найти дорогу домой иногда непросто.
Теремок
«Теремок» — сказка, которую способен пересказать почти каждый ребенок. Повествует она о необычном соседстве животных. Суть сказки проста: друг за другом на заброшенный теремок (в некоторых вариантах — рукавицу мужика) натыкаются почти каждый представитель леса, спрашивают позволения пожить и остаются все вместе до тех пор, пока к ним не приходит медведь. Как же закончится сказка о гостеприимных зверях? Узнайте вместе с ребенком из текста ниже. Сказка заставляет задуматься о том, что нужно быть добрым по отношению друг другу, уметь делиться, уступать и о том, что важно беречь то, что у тебя есть.
Сказка о Василисе Прекрасной
«Сказка о Василисе Прекрасной» — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается о купеческой дочери Василисе. В детстве она осталась без матери, злая мачеха обижала ее. Что помогало ей справиться со всеми трудностями и напастями? Прочтите о приключениях прекрасной красавицы вместе с детьми. Сказка учит следовать родительскому слову, быть трудолюбивым, никогда не унывать, верить в добро и справедливость даже в нелегкое время.
Сивка-Бурка
«Сивка-Бурка» — сказка, на которой выросло немало детей. В ней рассказывается о необычном происшествии среди обычных дней: кто-то ворует пшеницу на полях. Сторожить поле на ночь уходят по очереди три сына крестьянина. Младшего все зовут Иванушка-дурачок, а двое старших братьев над ним постоянно потешаются. Однако только именно он поймал вора. Им был необычный конь Сивка-Бурка, который за свободу обещал служить Ивану. Благодаря волшебным умениям Сивки-Бурки простой крестьянский паренек смог выиграть все состязания и жениться на царевне. Сказка учит добру, трудолюбию, сообразительности и верности своим обещаниям.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — произведение А. С. Пушкина, которое любимо детьми на протяжении долгого времени. Сказка на основе сюжета о спящей красавице была адаптирована Александром Пушкиным так, что сразу стала близка российскому читателю. Когда царь женится во второй раз, новая супруга ревнует к красоте его повзрослевшей дочери, о какой твердит её волшебное зеркальце. Царица велит чернавке увести царевну в лес и погубить. Служанка жалеет девицу, заводит её в глубокую чащу и оставляет, а госпоже докладывает, что всё исполнено. Царская дочь находит терем, где проживают братья-богатыри, и становится им «сестрицей». Искать царевну отправляется жених, царевич Елисей. Когда он находит любимую, она уже отравлена царицей, Елисей идёт проститься с ней, открывает гроб и целует невесту, что оживляет царевну. Сказка учит вере в добро, верности слову и любви.
Сказка про славного царя Гороха
Сказка про славного царя Гороха — произведение Мамина-Сибиряка, которое увлекает детей не одно столетие. В нём показана жизнь государя Гороха с семейством. Скрывал самодержец горе: его младшая дочь была величиной с горошинку, и поэтому обитала в шкатулке. Когда пришла настоящая беда, и войной на страну пришёл соседний царь, всю семью спасла Горошинка. Она обратилась обычным человеком, помогла выбраться родным из дворца. Что было с дочкой Гороха дальше, узнайте из сказки. Она учит добру, осуждает зло, скупость и несправедливость.
Морозко
Морозко – дивная сказка о противостоянии добра и зла знакома каждому. Тяжела доля Настеньки, не полюбила ее мачеха, ведь своя дочка у нее была, Марфушенька. Красавица Настя всю работу делала, а сестра ее сводная на печи в это время грелась. Встретила как-то девица в лесу парня удалого, Ивана, да только не знала она, что он самовлюблен и заносчив. Проклял его за это волшебник лесной и пообещал превратить в медведя. Как только Иван попробовал медведицу из лука подстрелить, то сбылось наказание прямо на глазах у Насти. Не думала девица, что Ваня посчитает ее виноватой, но душевное тепло Настеньки растопило лед и согрело в трескучие морозы.
Маша и медведь — русская народная сказка
Маша и медведь – удивительная сказка о смелости и смекалке маленькой девочки, которая не побоялась перехитрить самого медведя. Пошла гулять Машенька по лесу с подругами и заблудилась, не исполнила наказ дедушки с бабушкой. Забрела Маша на полянку и увидела избушку. Жил там большой медведь, пришел он вечером домой и увидел девочку. Обрадовался, не пустил ее домой, и пришлось Маше жить в избушке, печку топить да кашу варить. Погоревала девочка и придумала, как от медведя сбежать. Попросила она мишку короб с пирожками в деревню отнести, да только сама в тот короб и прыгнула. Так домой и попала, а медведя обратно в лес прогнали.
Крошечка –Хаврошечка
Крошечка-Хаврошечка — русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение детей. В ней рассказывается история о сироте Хаврошечке. Её заставляют работать, обижают в доме, где приютили. В её жизни есть одна отрада: с работой ей помогает справиться волшебным образом коровушка. Как поступят хозяева Хаврошечки, когда узнают её секрет? Сказка учит добру, терпению, трудолюбию, смирению и напоминает юным читателям, что однажды справедливость восторжествует.
Карась-идеалист
Карась-идеалист — сказка Салтыкова-Щедрина, которая будет интересна детям всех возрастов. В ней показана жизнь карася и его споры с ершом о добродетели. Всё водное общество следило за тем, кто выиграет в диспуте. Идеалист карась утверждал, что жить нужно правдой. Скептически настроенный ерш говорил, что без лукавства не прожить. Когда появилась знатная щука, дискуссия прекратилась. Как? Узнайте из сказки о том, что нужно изучать жизнь, а не полагаться на свои представления и наивные мечты.
Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо
«Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — произведение русского фольклора, которое очаровывает детей уже не одну сотню лет. В сказке показан подвиг простого крестьянина Ивана. Он отправился со старшими братьями на битву со змеем, прозванным Чудом-Юдом. Трое братьев по очереди стерегут мост, откуда приходят враги. В первую ночь Ивану не спится, хотя на посту старший брат. Идёт он и видит, что постовой спит. В полночь появляется чудовище, Иван срубает его три головы. Сколько ещё сражений ему предстоит, и какие ещё опасности ждут братьев, узнайте вместе с детьми из сказки. Она учит смелости, сообразительности и умению держаться вместе в трудный час.
Финист ясный сокол
Финист ясный сокол — русская народная сказка из сборника А. Афанасьева. Дочь вдовца просит батюшку добыть соколиное перышко и им призывает красавца, обращенного птицей. Но злые сестры воткнули ножи в ее окно: пытаясь влететь, Финист поранился и невесту свою покинул. Нелегкий путь предстоит девице, желающей его вернуть. Что подарит ей Баба-яга с сестрами? Какие испытания, волшебство и подвиги помогут? Все узнаете, дочитав сказку. Старинная история с магией учит крепко любить и не сдаваться.
Двенадцать месяцев (оригинальная версия)
«Двенадцать месяцев» — произведение Самуила Маршака, любимое многими детьми. В нем описана история девушки, которой приходится жить в собственном доме под властью злой мачехи и ее дочери. Какое удивительное событие и встреча изменят ее жизнь навсегда? Чем поплатятся за свою жестокость мачеха со сводной сестрой главной героини? Прочтите об этом в оригинальной версии авторской сказки. Она учит быть сильным, трудолюбивым, верить в справедливость и держать данное слово.
Кто кого добрее
Кто кого добрее — сказка Геннадия Цыферова, с которой стоит познакомиться каждому ребенку. В ней показан спор животных о том, кто самый страшный и сильный зверь. К каким выводам придут спорщики? Почему один из победителей рассердился, кто это был, и почему просил не пугать собой маленьких детей? Прочтите вместе с ребятами в короткой сказке с подробными иллюстрациями. Она учит быть внимательным, не делать поспешных выводов и не судить о других людях только по внешнему виду.
Царевна-лягушка
«Царевна-лягушка» — сказка, любимая многими поколениями детей. В ней повествуется о необычном виде сватовства царских сыновей: они выпускают из лука по стреле, чтобы узнать, где им искать себе жену. Одному из них, Ивану-царевичу, выпадает доля жениться на царевне Василисе Премудрой, да только вот она для всех — лягушка по велению злого Кощея Бессмертного, который не смог уговорить ее выйти за него замуж. С первых дней семейной жизни в жизни царских наследников творятся настоящие чудеса. Со временем они начинают понимать, что счастье не в красоте и богатстве, а любовь побеждает все преграды.
Волк и семеро козлят
«Волк и семеро козлят» — сказка братьев Гримм, знакомая ребятам по всей Земле. Она повествует о приключениях козлят и их матери, которые противостоят волку. Серый разбойник приходит к козлятам и поёт приветственную песенку козы, когда их мать пасётся, чтобы их съесть. Они не открывают ему, так как узнают по грубому голосу. Когда он меняет его, козлятки обманываются, впускают волка, и только одному из них удалось спастись и рассказать всё матушке. Хитростью мать спасает своих козлят и губит волка. Сказка учит самостоятельности, храбрости, находчивости и тому, что обман рано или поздно раскроется.
Белоснежка и семь гномов
Белоснежка и семь гномов — сказка братьев Гримм, которой увлекался не один ребенок. История о прекрасной принцессе-сироте и злой мачехе, которая часто спрашивает у зеркальца, кто первая красавица. Ревность к подросшей Белоснежке толкает королеву на подлость, она приказывает слуге убить её в лесу, но принцессе удается укрыться в домике гномов. Кто и как спасёт Белоснежку от преследований мачехи, узнайте из сказки о добре и зле, доверчивости, чистоте и подлинной любви.
Баба Яга и Заморышек
Баба Яга и Заморышек — русская народная сказка, которую стоит читать ребятам среднего и старшего возраста. В ней говорится о крестьянской чете. Долго у них не было детей, но однажды мужу встретился в лесу старик. Он дал крестьянину совет, как решить горе. Родилось после него в семье сразу сорок один сын. Станут ли они подспорьем для престарелых родителей, и как сложится их судьба? Прочтите с детьми в сказке. Она говорит об умении прислушиваться к добрым советам, сообразительности и семейных ценностях.
Цель: формирование у обучающихся мотива
совершать добрые поступки.
Задачи:
- систематизировать и расширить знания детей о
добре и зле; - воспитывать внимательное, доброе отношение к
окружающим людям, стремление совершать добрые
поступки, желание избегать зла и бороться с ним; - развивать умение анализировать поступки других
людей на примере героев литературных
произведений и соотносить их с
общечеловеческими ценностями.
Ход урока
1. Орг момент.
Слайд 1
Приветствие:
— Здравствуйте, ребята!
Как приятно, что при встрече
Мы знакомым и родным:
— С добрым утром!
— Добрый вечер!
— Доброй ночи! – говорим. (А.Яшин)
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! — Солнцу и птицам.
Доброе утро! — Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
(В.Кривошеев)
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много-много лет!
(А.Кондратьев)
— А сейчас сядут те, у кого улыбка на лице!
2. Актуализация имеющихся знаний:
— Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Слайд 2
— Что такое добро и зло? (Основные понятия
морали)
Слайд 3
— Что такое добро? (Ответы детей)
Добро
— это помощь друг другу, поддержка в трудную
минуту, забота о ближнем, взаимовыручка;
— это забота о здоровье, желание помочь своим
близким и себе;
— это материнская любовь, любовь детей, любовь к
ближним.
Слайд 4
— Что такое зло? (Ответы детей)
Зло
– это войны и предательство, зависть и
жадность, это нетерпимость по отношению к людям
другой национальности, другого цвета кожи;
– это наркомания, курение, алкоголизм;
– это когда сильный обижает слабого, когда
младшие не уважают старших, и взрослые не
заботятся о детях.
На столе учителя лежат перевёрнутые “лицом
вниз” листочки со словами, обозначающими
качества людей.
Задание: Каждое качество человека
определить в один из столбиков: “Добро” или
“Зло” (Учащиеся по одному выходят к доске, берут
один из листочков и прикрепляют в
соответствующий столбик на доске, объясняя свой
выбор)
Добро | Зло |
сочувствие | безразличие |
сопереживание | агрессивность |
справедливость | ненависть |
бескорыстие | зависть |
милосердие | предательство |
сострадание | равнодушие |
любовь | хамство |
забота | эгоизм |
готовность помочь | обман |
благодарность | неуважение |
Слайд 5
— Какого человека можно назвать добрым? (Ответы
детей)
Закрепление по слайду:
Добрый человек
— делает добро другим,
— сочувствует в трудную минуту,
— откликается на просьбы,
— несёт радость окружающим,
— защищает слабых,
— помогает немощным,
— отдаёт своё сердце людям… (Работа над смыслом
выражения)
3. Новый материал
Слайд 6
— Какое значение ещё имеет слово “добро”?
(Добро – это нажитое богатство)
— Чем же богат добрый человек? Какое основное
качество его характеризует?
Слайд 7
Это качество
В сердце у многих живёт.
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Что же это такое? —
Сердец….. доброта
(Л.Николаенко)
Слайд 8
Доброта – это то, что может услышать глухой и
увидеть слепой. (Марк Твен)
Доброта – отзывчивость, сочувствие,
дружеское расположение к людям; всё
положительное, хорошее, полезное. (Лев Толстой)
— Сегодня на уроке мы будет открывать секреты
доброты.
— Давайте вспомним, с чего мы начали наш
сегодняшний урок?
Сделайте вывод: С чего же начинается доброта?
Слайд 9
(Доброта начинается с приветливости,
дружелюбия, улыбки…)
Слайд 10
Секреты доброты
Ты почаще улыбайся,
Веселись и песни пой.
Будет всем тогда приятно
Познакомиться с тобой.Хочешь, чтоб тебя любили?
Делай людям ты добро.
Очень скоро убедишься –
Поступаешь ты умно!
Слайд 11
Притча о добре и зле.
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал
им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую
черную точку.Он спросил их: “Что вы видите?”
Все хором ответили, что черную точку.
Ответ был не верным. Мудрец сказал: “А разве вы
не видите этот белый лист бумаги — он так
огромен, больше, чем эта черная точка!”Вот так и в жизни — мы видим в людях первым
делом что-то плохое, хотя хорошего намного
больше. И лишь единицы видят сразу “белый лист
бумаги”
— Чему учит эта притча? Сформулируйте секрет
доброты!
В окружающих людях прежде всего надо замечать
положительные качества.
Слайд 12
— А как вы думаете, легко ли быть добрым? (Ответы
детей)
Чтение притчи “Добрый император” по цепочке (Текст
притчи с заданием на отдельных листочках — по
одному на каждую парту)
Задание:
1) Прочитайте притчу.
2) Подумайте: всегда ли доброе дело бывает во
благо окружающих?
3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт
речь в этой притче?
Добрый император
Жил когда-то император, который очень любил
птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из
рогаток, и объявил:— Кто принесет во дворец живую птицу, тот
получит горсть риса.Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять
голубей. Они наставили в лесу множество силков и
вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.Случилось, что императора навестил мудрец из
соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей
и спросил: “Зачем столько птиц?”Император ответил:
— У меня доброе сердце, и я спасаю их от
мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят
их мне живыми.— Кто же кормит птенцов?- поинтересовался
мудрец.
— Каких птенцов?- спросил император.
— У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца,
остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит
их?— Об этом я не подумал, — признался император.
Тогда мудрец сказал:
— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им
не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда
сейчас в наших лесах наполнены мертвыми
птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в 5 раз
больше!
Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул
огорченный император.На это мудрец заметил:
И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо,
но и добро без ума — не лучше!
Слайд 13
— Какую мудрость содержит эта притча?
(Добро надо делать с умом. Ум без добра –
плохо, но и добро без ума – не лучше)
— А чему ещё учит эта история?
Слайд 14
(Общение с животными делает человека добрее).
— Назовите жанр литературы, в котором
герои-животные могут мыслить и чувствовать, как
человек, а ещё этот жанр характеризуется
постоянной борьбой между силами Добра и Зла?
(Сказка)
Физкультминутка
Слайды 15 и 16
Задание: при появлении доброго героя сказки
– хлопайте в ладоши? При появлении злого героя –
топайте ногами.
“Притча о двух волках” (Читает учитель)
Слайды 17, 18, 19
— Какова мораль этой притчи?
Слайд 20
(В себе необходимо развивать добрые чувства и
стараться избавиться от недостатков и дурных
привычек.
Помнить русскую пословицу “С кем поведёшься –
от того наберёшься!”)
4. Осознание и осмысление учебного
материала (Самостоятельная работа в парах.
Примечание: задания даются по рядам) (На каждой
парте – раздаточный материал)
1 ряд:
1) Прочитайте рассказ Валентины Осеевой “Три
товарища”
2) Объясните, чему учит это произведение?
3) Сформулируйте секрет доброты, который
открывает нам автор.
В.Осеева Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все
ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок
белого хлеба. — До обеда далеко ещё!— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку
класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил.
Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с
маслом и протянул товарищу:— Бери, ешь!
2 ряд:
1) Прочитайте 2 отрывка из газетных статей.
2) Подумайте, что их объединяет?
3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт
речь?
В ноябре 2004 года мы отметили 94-й год
рождения учительницы Марии Матвеевны. Она всегда
в центре внимания, всегда — душа компании. Она и
споёт, и спляшет, конечно, в меру сил. А как она
читает стихи и поэмы! Она для нас образец
душевной чистоты, мудрости, доброты. Завидуем
тем, кого Мария Матвеевна учила. Она до сих пор
поимённо помнит своих учеников, мальчишек,
которые в 1941 году ушли на фронт, знает, как
сложилась судьба тех, кто уцелел в той страшной
войне. И ученики её до сих пор помнят. Нам кажется,
что секрет её долголетия – это добро, любовь к
людям, терпимость и, конечно, любовь близких. [1]
Каждому хочется прожить долгую, здоровую жизнь,
но, к сожалению, не каждому это под силу. В
районном центре есть человек, который в октябре
этого года отпразднует свой 99 день рождения. Это
Минахмет Зигангиров.Каждый его день, что раньше, что сейчас, насыщен
событиями и делами.В больнице он не частый посетитель. В силу
уколов и таблеток верит мало.Его часто спрашивают: “В чем все-таки секрет
долголетия?”. Он, улыбаясь, отвечает: «Никакого
секрета и нет. Нужно жить по совести, с уважением
относиться ко всем, помогать по силам больным и
немощным, тогда всё вернётся сполна. В доброте
весь секрет. Будьте добрее друг к другу и увидите,
как окружающие ответят тем же». [2]
3 ряд: Используя противоположные по значению
слова и выражения, составь добрые советы:
- Не перебивать, а …
- Не обижать, а …
- Не отбирать, а …
- Не ссориться, а …
- Не упрямиться, а …
- Не рвать, а …
- Не завидовать, а …
Проверка работы в парах (Учащиеся каждого
ряда читают предложенный текст и дают ответы на
полученные вопросы и задания. Учитель дополняет
либо исправляет сказанное детьми)
Слайды 21, 22, 23
Выводы:
По работе 1 ряда:
- Быть добрым не на словах, а на деле…
- Добро — не наука, оно действие
По работе 2 ряда:
- Добрые люди дольше живут.
- Добро, доставляя удовольствие, продлевает жизнь
По работе 3 ряда:
- Не перебивать, а … выслушивать
- Не обижать, а … защищать
- Не отбирать, а … делиться
- Не ссориться, а … сотрудничать
- Не упрямиться, а … уступать
- Не рвать, а … склеивать
- Не завидовать, а … радоваться успехам других
5. Закрепление нового материала
Слайды 24 и 25
— Поделись своей добротой!
— Посади дерево доброты!
Задание: На маленьких листах бумаги в виде
листочка дерева напишите своё доброе пожелание
всем окружающим и прикрепите на наше
символическое “Дерево доброты”, изображённое
на доске.
(После выполнения задания, каждый ученик
озвучивает написанное пожелание на листочке и
прикрепляет его к доске)
6. Итог урока
Слайды 26, 27, 28
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(Сергей Островой)
Добрым словом, добрым поступком часто удаётся
совершить то, чего невозможно добиться никакими
другими средствами. (Б.С. Форбс)
Нежными словами и добротой можно на волоске
вести слона. (персидский поэт Саади)
8. Рефлексия
Подумайте и сформулируйте ответы на вопросы:
— О чём вас заставил задуматься наш
сегодняшний урок?
— Есть ли те знания, которые бы вы хотели
использовать в своей дальнейшей жизни?
Используемые материалы.
1. Отрывок из статьи “Секрет долголетия –
доброта”, автор С.А. Татаринова (“Вестник
ЗОЖ” № 2 – 2005г.)
2. Отрывок из статьи “Секрет – в доброте к
людям”, автор Н.Чумарова (Газета “Сельская
правда” от 30.06.2012).
3. “Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни
человека” (Сайт http://www.smisl-zhizni.ru/)
4. “Основы религиозных культур и светской
этики. Модуль “Основы светской этики”.
Методическое пособие”, авторы-составители
Демидова Н.В., Бердинских М.В., Карцева Н.Н,
Стародумова Э.В., Чирухина Л.С. (МОАУ
дополнительного профессионального образования
“Центр повышения квалификации работников
образования”, Киров 2012)
5. Основы духовно-нравственной культуры народов
России. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Для
общеобразоват. учрежд.. – М., Просвещение, 2013.
6. Основы религиозных культур и светской этики.
Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для
общеобразовательных учреждений под редакцией
В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М., Просвещение,
2011