Сказка о длинном имени

Поделиться 3 новых тренировочных варианта огэ 2021 по русскому языку 9 класс с ответами и критериями для подготовки к экзамену,

ПОДЕЛИТЬСЯ

3 новых тренировочных варианта ОГЭ 2021 по русскому языку 9 класс с ответами и критериями для подготовки к экзамену, официальная дата проведения пробного ОГЭ 2021: 17.04.2021 (17 апреля 2021 год).

Тренировочный вариант №1 ОГЭ 2021: скачать задания

Тренировочный вариант №2 ОГЭ 2021: скачать задания

Тренировочный вариант №3 ОГЭ 2021: скачать задания

Ссылка для скачивания аудио изложения: скачать

Решать онлайн тренировочный вариант №1 ОГЭ 2021 по русскому языку:

Решать онлайн тренировочный вариант №2 ОГЭ 2021 по русскому языку:

Решать онлайн тренировочный вариант №3 ОГЭ 2021 по русскому языку:

Текст изложения:

Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Эвалон гораздо лучше, чем путь домой. Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей.

Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность самораз­витию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом.

Сложные задания и ответы с 1 варианта:

1)(1) Медведь — хозяин леса, это знают все. (2)Но не всем известно, что обитают эти создания не только на севере, в южном полушарии нашей планеты они тоже водятся, правда, другие их виды. (3)Всего сейчас насчитывается восемь видов медведей, и все они удивительны, по-настоящему уникальны. (4)Умные, сильные, хитрые и невероятно выносливые, эти звери действительно прекрасны. (5) Ближайшими родственниками медведей, с биологической точки зрения, являются собаки, волки и, как ни странно, лисы.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов. 1) Предложение (1) бессоюзное сложное. 2) Предложение (2) сложное, состоит из четырёх основ. 3) Предложение (3) включает две грамматические основы, связанные сочинительным союзом. 4) Грамматическая основа предложения (4) – звери действительно прекрасны. 5) Грамматическая основа предложения (5) – собаки волки лисы являются.

Правильный ответ: 13

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая. В бричке сидел господин (1) не красавец (2) но и не дурной наружности (3) ни слишком толст (4) ни слишком тонок; нельзя сказать (5) чтобы стар (6) однако ж (7) и не так чтобы слишком молод.

Правильный ответ: 123456

4)Замените словосочетание «родные просторы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Правильный ответ:  просторы Родины

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ВЫКОСИТЬ (траву) – в корне чередующаяся гласная. 2) ПОДКРАШЕНЫ – в кратком причастии пишется одна буква Н. 3) ПАУЧОК – в окончании имени существительного после шипящей пишется буква О. 4) ПРИУКРАСИТЬ – приставка определяется её значением «неполнота действия». 5) НЕВТЕРПЁЖ – на конце наречий после шипящих не пишется Ь.

Правильный ответ: 24

6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Веня решил съездить к Пашке в больницу сам, потому что хорошо понимал, что значит быть одному. 2) В третьем классе Венька подрался со Славкой Никоненко. 3) Венька принёс Пашке папину ручку, хотя она ему была дорога. 4) Ребята передали для Пашки булочки с клюквенной начинкой. 5) Когда Пашку выписали из больницы, ребята были недовольны, что он вновь пришёл в класс.

Правильный ответ: 13

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот. 1) Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. 2) Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу. 3) Венька даже не мог себе представить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого. 4) Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. 5) Он просто был не таким, как все, был особенным…

Правильный ответ: 35

8)Среди предложений 23-28 найдите слово со значением «гостинец, подарок». Запишите это слово.

Правильный ответ:  передача

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки»  выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова»

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Пашка сел рядом – Венька боялся даже дышать. Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни».

9.3)Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит – быть добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. 

Сложные задания и ответы с 2 варианта:

(1) Сказка Петра Ершова «Конёк — горбунок» о приключениях Ивана-дурака навеяна сибирскими сказаниями. (2)Отец Ершова часто менял место службы, и маленький Петруша, путешествуя по Сибири, на всю жизнь запомнил ямские станции и бесконечные рассказы. (3)Детские впечатления стали поэмами, либретто и пьесами. (4) «Конек-Горбунок» только при жизни автора выдержал семь публикаций, а за годы существования сказки – более ста семидесяти. (5) Книга – одна из самых издаваемых в мире, впервые отрывки из сказки напечатаны в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов. 1) Грамматическая основа предложения (1) – сказка навеяна сказаниями. 2) Вторая часть предложения (2) осложнена деепричастным оборотом. 3) Предложение (3) осложнено однородными определениями. 4) Предложение (4) сложносочинённое. 5) Предложение (5) сложное бессоюзное, состоит из двух грамматических основ

Правильный ответ: 25

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая. В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка (1) в какой ездят холостяки (2) отставные подполковники (3) штабс-капитаны (4) помещики (5) имеющие около сотни душ крестьян (6) — словом (7) все те (8) которых называют господами средней руки.

Правильный ответ: 1345678

4)Замените словосочетание «народная мудрость», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Правильный ответ: мудрость народа

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) РАСПИСАТЬСЯ – неизменемая приставка РАС, всегда пишется буква А. 2) ВОВСЕ НЕ ДАЛЕКО – частица НЕ пишется раздельно, так как входит в состав усилительного отрицания ВОВСЕ НЕ. 3) МЕДВЕЖОНОК – в суффиксе -ОНОК имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О. 4) ИЗДАВНА – на конце наречий всегда пишется буква А. 5) ПОИГРАТЬ – после приставки, оканчивающейся на гласную букву, начальная И не переходит в Ы.

Правильный ответ: 235

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Ребята прозвали Аниску Косулей, потому что она была так же грациозна, как этот зверь. 2) Аниску не любили, потому что она постоянно дралась с детьми. 3) Аниска била ребят просто так, они казались ей нехорошими, злыми, не хотели играть с ней. 4) Светлана с пониманием отнеслась к Аниске, заступилась за неё перед ребятами. 5) Светлана вышла во двор в длинном красном платье.

Правильный ответ: 24

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетенные косички с большими бантами лежали на плечах. 2) Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое. 3) А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает. 4) Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный. 5) Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди.

Правильный ответ: 234

8)Замените слово «влепить» из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Запишите это слово.

Правильный ответ: ударить

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания поэта Андрея Белого: «Главная задача речи — творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 59: «Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое».

9.3)Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Все ли люди способны испытывать сострадание ко природе?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сложные задания и ответы с 3 варианта:

(1) В лесных зонах произрастает огромное количество разнообразных видов растений, многие из которых очень интересны и необычны. (2)Лес – настоящий, дикий, не испорченный человеком – это настоящая природная сокровищница с кипящей в ней жизнью. (3)И не нужно в неё вторгаться со своими намерениями, ведь мы не хозяева там, а всего лишь гости, и нам дозволено лишь смотреть, а не разрушать то, к чему мы прикасаемся. (4) Наиболее «целебным» деревом, да и растением в целом, считается сосна. (5)Недаром санатории обычно располагаются в сосновых лесах – воздух в таких местах всегда очень чистый и здоровый.

1)Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов. 1) Грамматическая основа второй части предложения (1) – многие интересны. 2) Предложение (2) осложнено вставной конструкцией. 3) Предложение (3) состоит из шести грамматических основ. 4) Грамматическая основа предложения (4) – сосна считается. 5) Предложение (5) сложное бессоюзное, состоит из двух грамматических основ.

Правильный ответ: 25

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая. На следующий день (1) когда наступило некоторое затишье (2) Пастухову удалось связаться с санбатом (3) но оттуда ответили (4) что Звягинцева переправили в армейский госпиталь (5) требовалась сложная операция

Правильный ответ: 1234

4)Замените словосочетание «подарок для меня», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Правильный ответ: мой подарок

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) РАЗДИРАТЬ – в корне чередующаяся гласная. 2) ЗАБИНТОВАННЫЙ – в страдательном причастии прошедшего времени всегда пишутся две буквы Н. 3) ЕЖОВЫЙ – в суффиксе имени прилагательного после шипящей под ударением пишется буква О. 4) НЕОТКУДА – приставка определяется ударением в слове. 5) ОТРЕЖЬ – на конце глаголов в изъявительном наклонении после шипящих пишется Ь.

Правильный ответ: 134

6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Мама рассказчика отправила его зарабатывать славу на огород. 2) Коля написал историю создания родной деревни Тыжи. 3) Рассказчик хотел написать летопись деревни на основе рассказов своего дедушки Саввы. 4) Пашка мечтал выбиться в люди, чтобы никогда не работать на огороде. 5) По мнению рассказчика, трудно открывать новые страны, когда уже всё пройдено.

Правильный ответ: 135

7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является противопоставление. 1) Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем. 2) Он построил машину, чтобы наливать воду в колоду для коровы. 3) Он тут же изломал Пашкину «механику» и задал бы самому изобретателю, да тот убежал. 4) Или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк! 5) Дед Савва, к которому я пристал с расспросами, отмахнулся.

Правильный ответ: 13

8)Среди предложений 1-5 найдите фразеологизм со значением «повсюду, во всех направлениях». Запишите этот фразеологизм.

Правильный ответ: вдоль и поперёк

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью „маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов».

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

9.3)Как Вы понимаете значение слова СЛАВА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как можно прославиться?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Новые тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку для 9 класса:

Тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку 9 класс задания с ответами


Подборка по базе: Проблема смысла жизни в философии.docx, Характеристика основных компонентов здорового образа жизни.docx, Тема 9 Профилактика заболеваний и здоровый образ жизни. Гигиена , Основы физической культуры и здорового образа жизни тест.docx, Основы здорового образа жизни 1.docx, Здоровый образ жизни современного человека.ppt, Реферат по ВПД Радиоэлектроника в повседневной жизни.docx, Физическая культура и здоровый образ жизни студента.docx, Основным проявлением нравственной жизни человека является чувств, Колесо жизни.docx


«Дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иногда без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал»

В мое отсутствие Тургенев продолжал рассказывать детям моим свои послеобеденные сказочки, которые он, так сказать, импровизировал. Первая сказка, при мне им придуманная, не займет и страницы печатной, так она была мала и так похожа на одно из его стихотворений в прозе. Вот она:

«Капля жизни

У одного бедного мальчика заболели отец и мать; мальчик не знал, чем им помочь, и сокрушался.

Однажды кто-то и говорит ему: есть одна пещера, и в этой пещере ежегодно в известный день на своде появляется капля, капля чудодейственной живой воды, и кто эту каплю проглотит, тот может исцелять не только недуги телесные, но и душевные немощи.

Скоро ли, долго ли, неизвестно, только мальчик отыскал эту пещеру и проник в нее. Она была каменная, с каменным растрескавшимся сводом.

Оглядевшись, он пришел в ужас — вокруг себя увидел он множество гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Но делать было нечего, он стал ждать. Долго ждал он. Наконец, видит: на своде появилось что-то мокрое, что-то вроде блестящей слизи, и вот понемногу стала навертываться капля, чистая, как слеза, и прозрачная. Казалось, вот-вот она набухнет и упадет. Но едва только появилась капля, как уже все гады потянулись к ней и раскрыли свои пасти. Но капля, готовая капнуть, опять ушла.

Нечего делать, надо было опять ждать, ждать и ждать.

И вдруг снова увидел он, что мимо него, чуть не касаясь щек его, потянулись кверху змеи, и гады разинули пасть свою. На мальчика нашел страх — вот-вот, он думал, все эти твари бросятся на меня, вонзят в меня свои жала и задушат меня; но он справился с своим ужасом, тоже потянулся кверху, и — о чудо! Капля живой воды капнула ему прямо в раскрытый рот. Гады зашипели, подняли свист, но тотчас же посторонились от него, как от счастливца, и только злые глаза их поглядели на него с завистью.

Мальчик недаром проглотил эту каплю — он стал знать все, что только доступно человеческому пониманию, он проник в тайны человеческого организма и не только излечил своих родителей, стал могуществен, богат, и слава о нем далеко прошла по свету».

— И только-то? — спросили дети.

— А чего же вам еще? — возразил Тургенев,— ну, на этот раз с вас довольно. Завтра начну вам рассказывать длинную сказку, только дайте подумать.

Замечу только, что отношения Тургенева к детям были самые нежно-заботливые, отеческие. Не раз он экзаменовал их и не раз приводил им в пример бедных крестьянских мальчиков, если замечал в них какой-нибудь каприз, недовольство или нетерпение. Самые сказки о «Живой капле» и «Самознайке» в устах его имели педагогическую цель; он рассказывал их не просто ради приятного препровождения времени, и, смею думать, сказки эти оставляли кое-какие следы в уме детей: по крайней мере старший сын далеко уже не так часто говорил, что он знает то или это, до того прозвище Самознайки показалось ему обидным.

Тургеневский ежегодник 2015 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2016.

План

Биография

Сказки сюжет плюс поэтика, образы, связь с мифами и фольклором. Выразительные особенности, дидактика.

Притча о лягушке

Самознайка

Капля жизни

Степовик

Последний колдун – творческая история. Дидактика

Иван Сергеевич Тургенев — истинно выдающийся русский писатель. Тургенев – поэт, драматург, автор 83 произведений редчайшего в русской литературе жанра – стихотворений в прозе. Он известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет, и журналов середины девятнадцатого столетия. Но мало кто знает, что Тургенев писал ещё и замечательные сказки.

Классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев ни в 19, ни в 20 веке не был известен в России как сказочник. Дело в том, что сказочные произведения писателя были известны как устные импровизации и отрывки из его писем к французским друзьям, в 1970 году опубликованные за рубежом и относительно недавно переведённые на русский язык.

В 2005 году в г. Орле увидело свет прекрасное подарочное издание «Сказки», книга издательского дома «Орлик», которая долгое время казалась несбыточной мечтой работников Музея И.С. Тургенева в Орле. Осуществить давнюю мечту музейных работников и тех читателей, которые слышали о Тургеневе-сказочнике, но не читали его сказок, смогли директор ООО издательского дома «Орлик» Александр Владимирович Воробьёв, заведующая Орловским литературным музеем, старший научный сотрудник Музея И. С. Тургенева, Людмила Анатольевна Балыкова.

В этом замечательном сборнике три части:

Часть 1 – «Сказочные импровизации».

В неё входят 3 сказки и 3 стихотворения.

Сказки:

«Сказка о серебряной птице и зелёной лягушке»;

«Капля жизни»;

«Самознайка».

Стихотворения:

«Синица»;

«Жил-был некакий мальчишка»;

«Гроза промчалась».

Часть 2 – «Удивительные истории».

В неё входят 1 сказка, 2 стихотворения и 1 рассказ.

Сказка:

«Степовик».

Стихотворения:

«Лесная тишь»;

«Перед охотой».

Рассказ:

«Перепёлка».

Часть 3 – «Переводы волшебных сказок».

В неё входят 2 сказки и 1 стихотворение.

Сказки:

«Синяя борода»;

«Волшебница».

Стихотворение:

«Садовник».

Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в дворянской семье в городе Орле. Детские годы он провёл в богатой усадьбе матери Спасское — Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии.

Любовь к сказке родилась у Тургенева ещё в детстве. Правда, таких книг, как сегодня, в то время было немного. Но именно впечатления детства впоследствии лягут в основу творчества.

Запомнились Ивану Тургеневу приезды в дом самого русского поэта В. А. Жуковского, который представал перед ним на домашней сцене в роли волшебника в длинном плаще и в колпаке с золотыми звёздами. Как чудо являлись Ване сказочные персонажи из старинных рассказов про колдунов, разбойников, оборотней.

Вероятно, сказки рассказывала почитаемая в доме Тургеневых няня Наталья Васильевна.

В доме Тургеневых любили книгу. Известно, что в библиотеке Тургеневых сохранилось издание сказок народов мира на французском языке. Маленького Тургенева особенно притягивала «библиотечная», где «стояли запыленные шкафы домашней работы».

В наше время сохранились воспоминания друга Тургенева Полонского, который рассказывал, как писатель Летом 1881 года, в последний приезд писателя на родину в Спасском было многолюдно. Гостями его в это лето, как, впрочем, и всегда, когда он бывал здесь, были многие друзья писателя, имена которых были уже всеобще известными. В это лето приехали к Ивану Сергеевичу его друзья Полонские, в семье которых было трое детей.

В своих воспоминаниях Яков Петрович Полонский очень интересно рассказал о том, что «дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иногда без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал», часто лежа на большом удобном диване, получившем прозвище «Самосон». Дети не давали ему отдохнуть, но он был настолько терпелив, относился к ним с таким большим пониманием, что никогда не делал им замечаний, не прогонял, а мужественно переносил все эти неудобства. Когда же видел, что отдохнуть не удастся, начинал рассказывать им только что придуманные сказки. Дети прекращали шалить и внимательно слушали Ивана Сергеевича, так как его сказки действительно были очень хороши.

Я. П. Полонский в своих воспоминаниях приводит в сокращении слышанные им лично от И. С. Тургенева две сказки: «Капля жизни» и «Самознайка». Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приёмов и детям, и взрослым.

Сказки весьма лаконичны, но поучительны и ярки.

Капля жизни

Повествует о храбром мальчике, у которого случилось несчастье: у него заболели отец и мать. Однажды кто-то ему сказал, что есть пещера, в которой каждый год появляется капля чудодейственной воды, что может исцелять не только недуги телесные, но и душевные.

Но пещера населена множеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Храбрый малыш преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и проглатывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступно человеческому пониманию. Он благодаря чувству человеколюбия и смелости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нём далеко пошла по свету.

Мораль: чтобы помочь близким, можно пройти через любые трудности.

Но эта сказка — небольшая устная импровизация.

Схожа с построением волшебной сказки

— описание испытаний, выпавших на долю героя

— в развязке побеждает добро

в сказках И.С.Тургенева присутствуют волшебные помощники: «Однажды кто-то и говорит ему…» («Капля жизни»)

Мифические образы – змеи

Сюжет интересующих нас волшебных сказок И.С.Тургенева строится на основе инициального ритуала: герой выезжает из дома, путь героя – ось повествования, конец – герой прибывает домой. Дом в волшебной сказке И.С.Тургенева – тот же ритуальный социум, сверхъестественные силы изымают человека оттуда и отправляют по магическому маршруту. Сказка, в силу специфики жанра, не располагает никакими топографическими сведениями, но безусловно одно – дорога ведет в потусторонний мир.

Здесь очень важны следующие моменты:

в волшебных сказках граница между “здешним” миром и “потусторонним” (домом и волшебным царством, жизнью и смертью) охраняема. Стражи границы (например, в сказке И.С.Тургенева «Капля жизни», — «множество гадов».

Время сказки, в том числе и сказок И.С.Тургенева «Капля жизни», «Самознайка», «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке», неопределенное, так же, как и место. Как отмечает С.Б.Адоньева, сказочное повествование представляет собой «последовательность ситуаций, каждая из которых воспринимается как происходящая в данный момент.

сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты данного жанра строятся с помощью установленных традицией клише. Их мы обнаруживаем и в сказках И.С.Тургенева

— сказочная концовка, финал: «…и слава о нем далеко прошла по свету» («Капля жизни»);

— клишированное описание места действия:

«Пещера была каменная, с каменным растрескавтрескавшимся сводом» («Капля жизни»);

— использование общефольклорных эпитетов и сравнений: «бедный мальчик», «живая вода», «капля чистая, как слеза» («Капля жизни»); «бледен, как смерть», «несчастный брат» («Самознайка»), «злющая-презлющая», «чудесная песня» («Сказка о серебряной птице и желтой лягушке»); «крепкий сон» («Степовик») и др.;

— различные лексические повторы: «ждать, ждать, ждать» («Капля жизни»), «мало-помалу», «меньше, меньше, меньше», «пухнуть, пухнуть», «расти, расти», «строит, строит», «беда, большая беда» («Самознайка») и др.

здесь Тургенев следует традициям русской народной сказки: у него образ «капли жизни» восходит к «живой воде», воскресавшей мертвых. В его сказке именно знание становится подлинным кладом, обретение которого требует и терпения, и бесстрашия, и любви. Известно, что «Капля жизни» была сочинена для того, чтобы пробудить стремление к учению у детей Я.П.Полонского, гостившего в Спасском. Она развивает просветительские традиции Даля, Одоевского, Погорельского. Указанная сказка продолжает тему путешествия за знаниями.

Сказка писателя «Самознайка», как и «Капля жизни», имела педагогическую цель. И.С.Тургенев рассказывал не просто ради приятного препровождения времени. Сказка эта, по словам Полонского, оставляла след в уме детей: Замечу только, что отношения Тургенева к детям были самые нежно-заботливые, отеческие. Не раз он экзаменовал их и не раз приводил им в пример бедных крестьянских мальчиков, если замечал в них какой-нибудь каприз, недовольство или нетерпение. Самые сказки о «Живой капле» и «Самознайке» в устах его имели педагогическую цель; он рассказывал их не просто ради приятного препровождения времени, и, смею думать, сказки эти оставляли кое-какие следы в уме детей: по крайней мере старший сын далеко уже не так часто говорил, что он знает то или это, до того прозвище Самознайки показалось ему обидным.

«Сказка о серебряной птице и зелёной лягушке».

Сказка о том, как в конце небесного путешествия на хвосте серебряной птицы зелёная лягушка превратилась в жёлтую. В отличие от подобного сюжета в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница», у Тургенева птица изначально наделена чертами существа необыкновенного. Она не только чрезвычайно добра, она ещё и удивительно красива – она вся отливает серебром. Особенно красив её длинный хвост, вызывающий зависть лягушке. Она живёт в ветвях высокого дерева, она витает в небе, поёт песни восходящему солнцу. И всё-таки она одинока и с готовностью спешит помочь лягушке вскарабкаться на дерево и увидеть открывающийся оттуда мир…

И чем же всё заканчивается? Фантастический ночной полёт лягушки на хвосте серебряной птицы заканчивается с наступлением зари. Лягушка отныне будет жить в грязном болоте, став еще более безобразной. А серебряная птица полетит к своему дереву и запоёт чудесную песню утренней зари.

Мораль: Принимай добро с благодарностью, а не со стремлением получить выгоду. «— Хочу вырвать пёрышко из твоего хвоста

и сделать из него себе украшение, — отвечала

лягушка и продолжала тянуть пёрышко к себе».

В качестве признаков, которые позволяют нам относить сказки И.С.Тургенева к промежуточным (маргинальным) между волшебными сказками и другими жанрами, выделяем следующие:

1. Ослабление оппозиции свой – чужой.

В текстах И.С.Тургенева чудовище не конкретизируется (подчеркивается его страшный внешний вид: «…множество гадов, самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных» («Капля жизни»), «…маленькая зелёная лягушка…злющая–презлющая» («Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке»), «зелёная женщина… на него зла» («Самознайка»). Заметим, что во всех этих вариантах уже внешний вид чудовища явно показывает его принадлежность к иному, нечеловеческому миру.

Второе существенное отличие сказки И.С.Тургенева от народной – это фактическое отсутствие отправки героини и поисков. Например, в произведении «Степовик» перемещение в иной мир отсутствует, вместо того автор называет точное место действия: «…бескрайние степи, что начинаются за Доном…».

Заметим, что и финал сказки у писателя может быть неблагополучным. Примером служит «Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке»: «… лягушка так струсила, что из зелёной стала совсем желтой… И осталась такой на всю жизнь».

2. Ироническое отношение к сказочному сюжету и героям.

Сюжет сказок И.С.Тургенева вполне соответствует традиционному, однако отношение рассказчика к описываемым событиям явно ироническое. Это проявляется и в характеристике героя, и в мотивировке его поведения: «Его тотчас же … вытащили из кучи, всего выпачканного в вишнёвом соку, с си-зыми губами и полным животиком» («Самознайка»); «…болото было таким грязным и лягушка так струсила, что из зелёной стала совсем желтой…» («Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке»).

Персонажи:

  • использование имен героев (например, в сказке «Самознайка» даны прозвища: «Первого из них звали Самознайкой… Другого мы будем называть просто – Рассудительный»),
  • нестандартный (неволшебный) помощник («дряхлый садовник» в сказке «Самознайка»).

Самознайка

«Самознайка». «Жили – были два мальчика – два брата», один из которых, по имени Самознайка, был самоуверен, хвастлив, а потому часто лжив. Второй, по имени Рассудительный, был вдумчив, рассудителен, иногда мнителен. Самознайка ни над чем не задумывался. Как только назревала новая неразрешенная ситуация, он выкрикивал: «О, я знаю, я сумею, я найду» и т. д. И естественно, у него ничего не получалось, так как он никогда ни о чём не задумывался, и все действия его получали характер легкомысленного хвастовства. Над ним потешались вслух, его стыдили, пытались усовестить, но тщетно: Самознайка был неисправим. Дошло до того, что, не желая быть уличённым в незнании ответа на вопрос, что же это за шестая часть света, о которой он говорит, мальчишка, не раздумывая, ответил: «География».

Над этой-то концовкой и хохотали слушатели Ивана Сергеевича, среди которых был и Лев Николаевич Толстой…

У брата Самознайки, Рассудительного, всё ладилось, всё ему удавалось, так как он был честен и вдумчив. А что же было в сказке, как разворачивался сюжет, вы узнаете, прочитав сказку «Самознайка».

Особенности поэтики

«зелёная женщина… на него зла» («Самознайка»). Заметим, что во всех этих вариантах уже внешний вид чудовища явно показывает его принадлежность к иному, нечеловеческому миру.

использование мотивов, в меньшей степени характерных для жанра сказки (например, мотив получения денег и отправки в путешествие в сказке «Самознайка»);

Сказка писателя «Самознайка», как и «Капля жизни», имела педагогическую цель. И.С.Тургенев рассказывал не просто ради приятного препровождения времени. Сказка эта, по словам Полонского, оставляла след в уме детей. Прослушав ее, они боялись прослыть «Самознайкой», имя которого стало нарицательным. В похождениях незадачливого Самознайки настойчиво звучит излюбленный тургеневский мотив: самоуверенность, нежелание трудиться оборачиваются неволей. Здесь выразилось коренное убеждение писателя: безграмотный человек — все равно что слепой или безрукий, без знаний — нет свободы.

степовик это изящное прозаическая миниатюра, которую Тургенев написал на французском языке. История повествует о мужчине, который однажды в степи повстречал маленького человечка, сделанного из веток и травы. Сказка обрывается на моменте знакомства главных героев, так что нам никогда не удастся узнать, чем она закончилась, и какова мораль…в этом произведении мы видим мифологическое начало. Степовик — это дух хозяин степи в русской мифологии.

188170 html b816b940ba7262aa

188170 html cdc25dcb156799ac

Произведения И.С.Тургенева «Капля жизни», «Степовик», «Самознайка» и «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке» схожи с народными сказками с точки зрения их назначения: они создавались, прежде всего, с целью развлечения, хотя и имели воспитательные цели.

Последний колдун

Пьеса-сказка И. С. Тургенева ≪Последний колдун≫

(1867 г.) представляет собой либретто оперетты-фантазии,

музыку которой сочинила французская певица, композитор и музыкальный педагог Полина Виардо. В своё время постановка оперетты на сценах Баден-Бадена,

Веймара и Карлсруэ стала уникальным опытом сотрудничества двух гениальных авторов. В своей сказочной фантазии автор обращает читателя к миру природы, который

видится ему ≪целым миром чудес≫.

Иван Сергеевич не только соглашается написать либретто, но и обещает принять участие в будущем спектакле как актер — исполнителей-мужчин в школе Виардо не хватало. Петь, правда, он не мог, но по всем другим статьям подходил идеально. Да и опыт усадебного театра в Спасском пригодился.

Внимательно вглядываясь в текст, я обнаружил его удивительное сходство с сюжетом …шекспировской «Бури». Действительно, и тут, и там в центре образ немолодого волшебника, у обоих — молоденькая дочка, которая чудесным способом встречает свою первую любовь к принцу, и тут, и там — слуга-оборотень, и еще немало сближений. При этом, конечно, многое разнится. Главное отличие в том, что Просперо у Шекспира полон волшебных сил, а Кракамиш утратил свое былое могущество и ищет способ его вновь обрести. К финалу же оба волшебника приходят к осознанию простой истины: надо быть Человеком, просто человеком, и тогда не понадобится ни волшебный жезл, ни волшебная «ветвь Моли»!Начав с разных концов, оба автора приводят своих героев к сходному результату в финале.

«Буря» была последней сказкой Шекспира, говорят, имела весьма автобиографический подтекст. Тургенев тоже всё писал «из себя», недаром же сыграл Кракамиша и, по свидетельствам доброжелательных современников, весьма обаятельно и со знанием дела…

Орловский драматический театр имени Тургенева, единственный, носящий имя великого русского классика, вызвался поставить оперу-фантазию. Обозначилась главная проблема: где найти музыку Полины Виардо?! Мы знали, что она имелась когда-то в музее Веймарской оперы. Запрос дал отрицательный результат: Театральный архив в Карлсруэ в период Второй мировой войны был уничтожен, и вместе с ним погибли такие документы, как либретто, вокальные партии и партитура.

Помощь пришла из Канады, от тургеневеда Николая Жекулина. Непостижимым образом ему удалось переснять ноты «Колдуна» в одном из американских банков, где те, оказывается, хранились, и переслать их во Францию, в Париж. И вот уже директор и создатель Музея Тургенева в Буживале Александр Звигильский всю ночь стоит у копировальной машины и страницу за страницей копирует драгоценные значки, а затем срочно высылает чемодан с нотами в Россию, в Орёл, в Музей Тургенева.

Особенности поэтики

Сюжет оперетки очень не сложен. Где-то далеко, за тридевятью землями, живет в большом лесу колдун, по прозванию Кракамиш. Он был некогда очень могуч и грозен; но волшебство его выдохлось, сила ослабела, и теперь он едва перебивается, в поте лица добывая своим волшебным жезлом лишь насущное пропитание. Великолепные палаты, им воздвигнутые, понемногу съежились в желтую хижину; слуга его, великан и силач, способный ворочать горами, как сахарными головами, превратился в тщедушного и тупоумного карлика. Кракамишу этот упадок собственного значения еще потому особенно чувствителен, что у него дочь, по имени Стелла, которой он готовил блестящую будущность… В том же лесу обитают духи женского пола — эльфы; ими предводительствует царица. Эти эльфы — заклятые враги Кракамиша; им очень было не по нутру, что он вздумал поселиться в их родном лесу; но тогда они не могли этому воспротивиться; теперь же они всячески досаждают старику, бесят его, выводят его из терпения. В соседстве леса живет один царь; у него сын, принц Лелио, который часто ходит охотиться в этот самый лес. Царица эльфов взяла его под свое покровительство и хочет женить на Стелле, которую она полюбила, несмотря на то, что она дочь Кракамиша, — и, конечно, достигает своей цели.

Ив. Тургенев

Баден-Баден, 11 / 23 апреля.

Поскольку в создании этого утонченного поэтического произведения участвовали четыре нации — Россия, Германия, Франция и Италия (подлинно интернациональное произведение),—следует предполагать, что в нем скрыт высокий дипломатический смысл, особенно потому, что именно сейчас в Берлине было принято китайское посольство, а иначе в нем никакого смысла не найдете…»

Интертекст

…с веткой травы Моли́, уже известной грекам и упомянутой в Одиссее. — Моли — сказочная волшебная трава, вроде разрыв-травы в русских сказках. Она упоминается в десятой песне «Одиссеи»: Эрмий (Гермес) вручает эту траву Одиссею, чтобы он с ее помощью противостоял чарам Цирцеи.

И в заключение можно сказать, что безусловно сказки Тургенева несут дидактическую цель, также на страницах фантастических рассказов и сказок И.С. Тургенева оживают герои древнерусских преданий: Серебряная птица, Степовик, Русалка, леший. Тургенев в своих сказках хочет донести основный смысл жизни: главные человеческие ценности, без которых мир не мог бы существовать, — это любовь к ближнему, добропорядочность, стремление к знаниям.

«Детская книга – это весенний луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных в эту благодатную почву семян»

Список литературы:

  • «СТЕПОВИК» И.С.ТУРГЕНЕВА И ПЕРСОНАЖИ РУССКИХ БЫЛИЧЕК «Учёные записки»
  • Тургенев И.С. Сказки. Стихи и сказки для детей / Составитель, автор послесловия и переводчик двух сказок
  • Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М., 1995
  • Адоньева С. Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. — Л.: ЛГУ, 1989.
  • Мелетинский. Е. М. От мифа к литературе. — М., РГГУ. 2000.

12 декабря 2021 года завершился второй сезон премии «Большая сказка» имени Эдуарда Успенского и прошла финальная церемония объявления лауреатов. 30 ноября 2021 года был объявлен «короткий» список второго сезона, с 1 по 10 декабря Жюри премии провело очное голосование, по итогам которого были определены финалисты в номинации «Сказка» и победители в номинации «Весёлый учебник». 

Церемония вручения премии «Большая сказка» имени Эдуарда Успенского.Церемония награждения лауреатов премии «Большая Сказка» в РГДБ 

Открыл церемонию председатель Жюри премии Андрей Усачёв:

«Так получилось, что я являюсь председателем жюри сразу двух премий: премии «Большая сказка» имени Эдуарда Успенского и премии имени Корнея Чуковского. При всей разности этих премий, у них есть много общего. И прежде всего это уровень профессионализма жюри, экспертного совета. Если говорить о премии имени Эдуарда Николаевича, то основными критериями отбора были сказочность, юмор, литературное хулиганство, детскость и некая связь с нашими культурными реалиями. Я очень рад, что вот уже второй год мы выбираем лучшие сказки, и особенно приятно, что количество и качество заявленной на конкурс литературы выросло по сравнению с прошлым годом. Это говорит о том, что премия не стоит на месте и развивается».

Андрей УсачевАндрей Усачёв

Композитор Григорий Гладков сделал видео-обзор книг «короткого» списка, а также отметил некоторые произведения, которые не попали в финал, но показались ему достойными особого внимния читателей. 

Далее авторы из этого списка прочли небольшие отрывки из своих книг – также в видеоформате.

В этом сезоне Жюри премии «Большая сказка» имени Эдуарда Успенского решило отметить работу издательств, чьи книги вошли в длинный и короткий списки. Лучшими были признаны:

  • Издательство «Время» (2 книги в «коротком» списке и 1 – в «длинном»),
  • Издательство «Дом Детской книги» (в коротком списке: 1 книга изданная и 2 – номинированные),
  • Издательство «МИФ» (2 книги в «длинном» списке),
  • Издательство «Росмэн» (2 книги в «длинном» списке).

Михаил Першин рассказал обо всех этих замечательных издательствах и назвал победителя: в этом году жюри отметило издательство «Время».

«Невозможно себе представить большей радости для издателя. Это настоящее счастье – видеть книги наших авторов в шорт-листах больших литературных премий. Большое спасибо премии «Большая сказка» и Российской государственной детской библиотеке!» – сказал представитель издательства «Время» Дмитрий Гасин.

Дмитрий ГасинДмитрий Гасин и Михаил Першин

Затем началось вручение премии в номинации «Веселый учебник»: победу разделили Валентина Дёгтева с книгой «Творческий дневник начинающего писателя, фантазера и сочинителя» (издательство Феникс-премьер) и Анна Пукиш с книгой «Заповедная азбука», посвященной растениям и животным заповедника «Утриш» (издана заповедником).

«Огромная благодарность всем, но в первую очередь журналисту и редактору Жанне Переляевой, без которой я бы никогда не стояла на этой сцене», – сказала Валентина Дегтева.

Валентина ДёгтеваАндрей Усачёв и Валентина Дёгтева

«Безумно рада находиться среди таких именитых авторов и издателей. Хочу сказать огромное спасибо моему бессменному редактору, корректору и человеку, который меня поддерживает – моему мужу Владимиру», – выразила благодарность Анна Пукиш.

Анна Пукиш Андрей Усачёв и Анна Пукиш

Андрей Усачёв подчеркнул важность участия в конкурсе авторов из всех регионов Российской Федерации:

«Мне особенно приятно, когда победителями становятся не только московские и питерские писатели, но и авторы из регионов. Это двигает нашу литературу вперед!»

После этого началось награждение победителей в номинации «Сказка». Третье место заняла Юлия Кузнецова с повестью «История северного круга» о мальчике, живущем в мире после экологической катастрофы (издательство «МИФ»). 

«Я очень благодарна членам жюри за эту честь, спасибо большое! Я также хотела поблагодарить издательство «Миф» и моего редактора Елену Абронову, которая поверила в эту книгу и пригласила замечательного художника Анастасию Балатёнышеву. Мы все вместе сделали эту книгу, так что это наша общая победа!» – сказала Юлия Кузнецова.

Юлия КузнецоваЮлия Кузнецова и Андрей Усачёв

Второе место в этой номинации разделили Михаил Нисенбаум с книгой «Сказки про Копушонка», в которых взрослые не могут угнаться за «медлительным» ребенком (издательство «Время»), и Анна Старобинец с книгой «Зверские сказки». Эти сказки разные звери рассказывают своим детёнышам (издательство «Абрикобукс»).

«Я благодарю мое прекрасное издательство «Время», и особенно художницу Веру Каратаеву, которая вместе со мной как соавтор придумала этого героя», – подчеркнул Михаил Нисенбаум.

Михаил НисенбаумМихаил Нисенбаум и Андрей Усачёв

Первое место жюри присудило Галине Дядиной за книгу «Принц на белом слоне» – сборник сказок на необычные темы, где сразу непонятно, стихами они написаны или прозой (издательство «Росмэн»). К сожалению, лауреат не смогла присутствовать на церемонии, и за нее премию получила директор по проектам издательства «Росмэн» Елена Широнина.

«Мы просто счастливы. Спасибо и писателю, и художнику, которые создали эту книгу. Это не первая наша книга с Галиной и, надеемся, не последняя. Спасибо, это большая радость для нас!» – сказала она.

Елена ШиронинаЕлена Широнина

Далее выступили члены жюри. Марина Потоцкая подключилась к церемонии онлайн. 

«У меня совсем «не виртуальная» радость от того, что «Большая сказка» продолжается, развивается и поддерживает талантливых писателей», – сказала она. 

Марина Потоцкая также назвала три книги, которые ее впечатлили больше всего: «Гадкий котенок» Марианны Гончаровой, «Зверские сказки» Анны Старобинец и «История Северного круга» Юлии Кузнецовой. 

Александр Левенбук также выступил онлайн:

«Дорогие друзья-организаторы премии Эдуарда Успенского, я хочу искренне поздравить вас с успехом! Предыдущий конкурс показал, что появляются очень хорошие книжки, а в этом году мы узнали, что книжки могут быть еще лучше. И это читая правда!» 

Он особо отметил две книги: «Как я подружился с летом» Константина Арбенина и «История Севернок круга» Юлии Кузнецовой.

Михаил Мокиенко тоже выступил в онлайн-формате, что не помешало ему очень тепло поприветствовать лауреатов и всех присутствовавших на церемонии:

«Поздравляю нас всех с проведением уже второго сезона премии «Большая сказка». Хочу поблагодарить Андрея Усачева за то, что он меня пригласил стать членом жюри, потому что я за свою жизнь никогда подряд не читал столько произведений, написанных для детей, причем очень хороших произведений».

Он отметил такие книги: «Принц на белом слоне» Галины Дядиной, «Сказки про Копушонка» Михаила Нисенбаума  и «Как я подружился с летом» Константина Арбенина. 

«Я влюблен в книгу Константина Арбенина, – сказал Павел Крючков, еще один член Жюри, – и мне очень дороги сказки про Копушонка. Как редактор отдела поэзии журнала «Новый мир», я хочу сказать, что то, что делает Галина Дядина – это настоящая высокая литература. И я уверен, что мы присутствуем при становлении очень серьезного поэта!»

Павел КрючковПавел Крючков

В зале из членов Жюри также присутствовал Игорь Жуков, поэт и прозаик. Он особенно подчеркнул разнообразие современной детской литературы:

«Я очень рад, что выходит так много хороших детских книг. От кого-то я ожидал такого успеха, а некоторые смогли меня удивить. А одному автору я даже позавидовал – Кристине Стрельниковой за ее книгу «Не мешайте лошади балансировать» . Это то, что заставляет дрожать и находиться буквально в шаге от слез. Для меня самое главное в детской литературе – не навредить, быть веселым, насколько это возможно, и быть изящным, обладать тонким литературным вкусом».  

Игорь ЖуковИгорь Жуков

В завершение церемонии награждения лауреатов второго сезона премии «Большая сказка» имени Эдуарда Успенского выступил Денис Безносов, заместитель директора по проектной деятельности и массовым мероприятия. 

«Я бы хотел от лица Российской государственной детской библиотеки поздравить всех победителей. Мы очень рады, что состоялся второй сезон, и мы уверены, что будет третий. Нам бы очень хотелось продолжать работать с нашими замечательными лауреатами и устроить серию встреч с победителями здесь, в РГДБ», – сказал он.

Денис БезносовДенис Безносов

Всего на соискание премии «Большая сказка» было заявлено 573 произведения, 187 из них были допущены к конкурсу. В «длинный» список вошло 18 произведений в номинации «Сказка» и 14 – в номинации «Весёлый учебник», в  «короткий» список – 10 и 5 книг соответственно. 

В жюри премии входят: детский писатель, сценарист Андрей Усачев (председатель), композитор, Заслуженный деятель искусств РФ Григорий Гладков, актер, театральный режиссер, Народный артист РФ Александр Левенбук, режиссер, телеведущий, детский писатель Михаил Мокиенко, детский писатель Марина Потоцкая, поэт и детский писатель Игорь Жуков и литературный критик, научный сотрудник Дома-музея Корнея Чуковского, заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир» Павел Крючков.

Премия «Большая сказка» имени Эдуарда Успенского учреждена в 2020 году с целью поощрения современных детских писателей, создающих художественные и научно-популярные произведения высокого качества, воспитывающие любовь к литературе и способствующие приобщению детей к чтению.

Учредители премии – наследники Э. Н. Успенского, Министерство культуры Российской Федерации, Российская государственная детская библиотека, Общество с ограниченной ответственностью «Чебурашка» и Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя».

Общий призовой фонд номинации «Сказка» составляет 1,2 млн рублей: первое место – 600 тыс. руб., второе место – 400 тыс. руб., третье место – 200 тыс. руб. Призовой фонд номинации «Весёлый учебник» составляет 300 тыс. руб.

Церемония награждения лауреатов второго сезона премии «Большая сказка»

Фото: пресс-служба РГДБ 

Больше фотографий в Фотогалерее РГДБ

Одним из самых известных произведений русской литературы XIX века является роман И.С Тургенева «Отцы и дети». Яркие и продуманные до мелочей образы персонажей заставляют читателей сопереживать героям. Иван Тургенев выделил несколько значимых действующих лиц в своем романе.

В романе «Отцы и дети» действия разворачиваются перед отменой крепостного права. В своей работе Иван Тургенев поднял несколько значимых тем, проблем, волнующих большинство людей. Наиболее ярко выраженная идея романа заключается в раскрытии конфликта разных поколений. Основная тема творения Ивана Тургенева — идейные разногласия, отказ некоторых персонажей от моральных ценностей. В произведении представлена и любовная линия.

Характеристика главных героев романа «Отцы и дети»

Характеристика главного героя Евгения Васильевича Базарова

Особое внимание автор уделил образу Евгения Базарова. Молодому мужчине было примерно 30 лет. «…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями». Что еще известно о внешности героя? «Длинное и худое, с широким лбом, к верху плоским, к низу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Евгения Базарова сложно назвать красивым персонажем. Он старался держаться стойко, но его душевные терзания и сомнения «подкосили» его. «В энергичной по-прежнему, но осунувшейся фигуре».

Персонаж был нигилистом. Это направление было особенно распространено среди молодежи. Нигилисты отвергали авторитетов и все ставили под сомнение. Иван Тургенев сделал своего героя жестким, холодным, резким. Он был критиком, редко с чем-то соглашался. Евгений Базаров не стеснялся своего простого происхождения, он даже гордился этим. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Одно из ключевых качеств героя — его самоуверенность.

Аркадий Кирсанов

«Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек». Другом Евгения Базарова был Аркадий Кирсанов. Персонаж был умен и ироничен. Герой в будущем хочет стать врачом. Он не верит в романтику и любовь. «…на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем». Евгений не хотел что-либо менять в своей жизни. Он не признает отношений между мужчиной и женщиной, так как считает, что они не способны принести никаких положительных эмоций и счастья.

Аркадий Кирсанов — персонаж, попавший под влияние Евгения Базарова. Герой также примкнул к нигилистам. Аркадий — романтичный и добрый молодой человек 23 лет. Герой замечает прекрасное вокруг себя, он любит природу, увлекается искусством. В отличие от своего друга Аркадий является дворянином. «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может». Эти слова Евгени произнес в адрес Аркадия Кирсанова.

Иван Тургенев так описывает встречу отца и сына: «Несколько мгновений спустя его губы уже прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата». Из этих строк можно сделать вывод относительно внешности Аркадия. «Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца». Персонаж наделен великодушием. Он сентиментален и ласков.

Николай Петрович Кирсанов

Николай Петрович Кирсанов был отцом Аркадия. 44-летний помещик 10 лет назад потерял свою супругу. Персонаж, как и его сын, романтик в душе. У него доброе сердце и открытая душа. Николай Петрович любит все, что связано с искусством. К его увлечениям можно отнести стихи и музыку. «Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы». Горе, которое пережил персонаж, наложило значительный отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Но Николай Петрович не унывал. Он всю свою любовь подарил сыну Аркадию.

Павел Петрович Кирсанов

Павел Петрович Кирсанов был братом Николая Петровича. В отличие от своего близкого родственника персонаж был заносчивым и самолюбивым. Павел Петрович в свои 45 лет был красив собой. «Он с детства отличался замечательною красотой». Герой следил за собой. Ему было не безразлично как он выглядит. «Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!». Павел Петрович жил в деревне, а одевался словно пребывал в Петербурге. Евгений Базаров не мог этого понять. «Щегольство какое в деревне, подумаешь!»

Анна Сергеевна Одинцова

Анна Сергеевна Одинцова — 28-летняя богатая вдова. Для героини важно, чтобы в ее жизни царил покой и порядок. Анна Сергеевна была вежлива, но она никого не подпускала к себе близко. «…какая молодая, свежая, чистая…» Не случайно, на героиню обращали внимание многие мужчины. «Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий». Анна Одинцова была красива. И она это знала. Анна Сергеевна вступила в брак по расчету. У нее была одна цель — она должна была выбраться из нищеты. Своего мужа-помещика она никогда не любила, он был ей не приятен. Героиня была умна и сообразительна. Евгений Базаров резко выразился, назвав ее «баба с мозгом». «Умница, богачка, вдова». Именно так Иван Сергеевич Тургенев охарактеризовал Анну Одинцову.

Арина Власьевна Базарова

Пожилая дама из знатного рода, мать Евгения. Чрезмерно подозрительная и набожная старуха, добрый человечек, ласковый и умный, аккуратный и аккуратный. Его очень беспокоит нелепая смерть сына.

Василий Иванович Базаров

Старик, любящий своего сына, бывший врач, продолжает свою врачебную практику, бесплатно помогая крестьянам. Весый и трудолюбив , любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно.

Катерина

Воспитанная суровостью своей сестрой, молодая короткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Боялась строгого нрава сестры. Она вышла замуж за Аркадия.

Виктор Ситников

Купеческий сын, стыдящийся своего происхождения. Человек узкого ума, слепо подражает всему новому. Слаб и пуглив, ведет себя глупо и пошло, в общении раздражает, мечтает прославиться. Он считает Базарова своим учителем. Выйдя замуж, он стал подкаблучником.

Авдотья Кукшина

Приятельница Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации. Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение – признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского.

  • Сказка о диких животных для детей старшей группы
  • Сказка о двух котах маршак
  • Сказка о гусыне в этой сказке утверждается мысль о том что
  • Сказка о гусыне литературный диктант
  • Сказка о далеком городе турецкий