Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

Приложение 5 картотека релаксации перед сном для средней группы пчелки 1. поэзия. и. бунин. листопад отрывок; 2. а. майков. осенние

Приложение №5

 Картотека релаксации   

      перед сном

Для средней группы   

       «Пчелки»

    
№1. Поэзия. И. Бунин. «Листопад»
(отрывок);

№2. А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»;

№3. А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений
Онегин»);

№4. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка.»;

№5. Я. Аким. «Первый снег»;

№6. А. Барто. «Уехали»;

№7. С. Дрожжия. «Улицей гуляет.» (из стихотворения «В крестьянской
семье»);

№8. С. Есенин. «Поет зима — аукает.»;

№9. Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором.» (из поэмы «Мороз,
Красный нос»);

№10. И. Суриков. «Зима»;

№11. С. Маршак. «Багаж»,

№12. «Про все на свете»,

№13. «Вот какой рассеянный»,

№14. «Мяч»;

№15. С. Михалков. «Дядя Степа»;

№16. Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.);

№17. Ю. Мориц. «Песенка про сказку»;

№18. «Дом гнома, гном — дома!»;

№19. Э. Успенский. «Разгром»;

№20. Д. Хармс. «Очень страшная история».

№21.  Проза. В. Вересаев. «Братишка»;

№22. А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке
Ниточке» (главы из книги);

№23. М. Зощенко. «Показательный ребенок»;

№24.  К. Ушинский. «Бодливая корова»;

№25.  С. Воронин. «Воинственный Жако»;

№26. С. Георгиев. «Бабушкин садик»;

№27. Н. Носов. «Заплатка»,

№28. «Затейники»;

№29. Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и
Тамарочке»);

№30.  Бианки, «Подкидыш»;

№31. Н. Сладков. «Неслух».

№32. М. Горький. «Воробьишко»;

№33. В. Осеева. «Волшебная иголочка»;

№34. Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;

№35. К. Чуковский. «Телефон»,

№36. «Тараканище»,

№37. «Федорино горе»;

№38. Дж. Родари. «Собака,
которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал.
И. Константиновой;

№39. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);

№40. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и
про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»;

№41. В. Бианки. «Первая охота»;

№42. Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

№43. Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям.»,

№44. «Мальчик стерег овец.»,

№45. «Хотела галка пить.».

№46. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги, пер. с англ.
Б. Заходера;

№47. Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги, пер. с
англ. Э. Паперной;

№48. Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги,
пер. с норв. Л. Брауде;

№49.  Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с
англ. Н. Шерепгевской;

№50. Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги, пер. с
англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

№51.
«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;

№52. 
«Война грибов с ягодами», обр. В. Даля;

№53.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого;

№54.
«Жихарка», обр. И. Карнауховой;

№55.
«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;

№56.
«Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова;

№57.
«Лиса и козел», обр. О. Капицы;

№58.
«Привередница»,

№59. Э. Хогарт. «Мафии и
его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько;

№60.
«Лиса-лапотница», обр. В. Даля;

№61. 
«Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

№62.
«Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова;

№63. 
«Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С.
Маршака;

№64.
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе;

№65.
братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред.
С. Маршака.

№66. «Лиса и козел», обр. О. Капицы;

№67. «Лисичка со скалочкой», обр. М.
Булатова;

№68. «Чудесные лапоточки», обр.Н.
Колпаковой;

№69. «Петушок и бобовое зернышко»,
обр. О. Капицы;

№70. «Лиса-лапотница»

№71. «Хитрая лиса», корякск., пер.
Г. Меновщикова,

№72. «Страшный гость», алтайск.,
пер. А. Гарф и П. Кучияка;

№73. «Пастушок с дудочкой»,
уйгурск., пер. Л. Кузьмина;

№74. «Три брата», хакасск., пер. В.
Гурова;

№75. «Травкин хвостик», эскимосск.,
обр. В. Глоцера и Г. Снегирева;

№76. «Как собака друга искала»,
мордов-ск., обр. С. Фетисова;

№77. «Колосок», укр., обр. С.
Могилевской;

№78. Я. Бжехва. «Клей», пер. с
польск. Б. Заходера;

№79. Г. Виеру. «Я люблю», пер. с
молд. Я. Акима;

№80. В. Витка. «Считалочка», пер. с
белорус, И. Токмаковой;

№81. Ф. Грубин. «Качели», пер. с
чеш. М. Ландмана;

№82. «Слезы», пер. с чеш. Е.
Солоновича;

№83. Я. Райнис. «Наперегонки», пер.
с латыш. Л. Мезинова;

№84. Ю. Тувим. «Про пана
Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера,

№85. «Чудеса», пересказ с польск. В.
Приходько,

№86. «Овощи», пер. с польск. С.
Михалкова.

№87. Л. Берг. «Пит и воробей» (глава
из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита»), пер. с англ. О. Образцовой;

№88. С. Вангели. «Подснежники»
(глава из книги «Ругуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

№89. Х.К. Андерсен. «Огниво»,
«Стойкий оловянный солдатик», пер. с дат. А. Ганзен;

№90. «Про маленького поросенка
Плюха», по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод;

№91. А. Балинт. «Гном Гномыч и
Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина;

№92. Д. Биссет. «Про поросенка,
который учился летать»,

№93. «Про мальчика, который рычал на
тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;

№94. Э. Блайтон. «Знаменитый утенок
Тим», пер. с англ. Э. Паперной;

Успокаивающая (умиротворяющая)

№1 Ф. Шопен. Прелюдия
ми минор.

№2 Т. Альбиони.
Адажио для органа и струнных.

№3 М. Глинка.
«Жаворонок».

№4 А. Лядов.
«Музыкальная табакерка».

№5 К. Сен-Санс.
«Лебедь».

№6 Ф. Шуберт.
«Серенада».

№7
П. Чайковский. «Вальс цветов»

№8 Ф. Шуберт.
«Вечерняя серенада».

№9 И. Брамс.
«Вальс № 3».

№10 К. Дебюсси.
«Облака».

№11 А.П. Бородин.
«Ноктюрн» из струнного квартета.

№12 К.-В. Глюк.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

№13 В.-А. Моцарт.
«Реквием».

№14 Р. Шуман.
«Детские сцены», «Грезы».

№15
Г.-Ф. Гендель. «Музыка на воде»

Музыка для пробуждения после
дневного сна

№16 Боккерини «Менуэт»

№17 Э. Григ «Утро»

№18 Лютневая музыка
ХYII века

№19 Ф. Мендельсон
«Песня без слов»

№20 В. Моцарт «Сонаты»

№21 М. Мусоргский
«Рассвет на Москва-реке»

№22 К. Сенс-Санс
«Аквариум»

№23 П. Чайковский
«Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка» «Шестая симфония», 3-я
часть.

№24 Л. Бетховен.
Увертюра «Эгмонд».

№25 Ф. Шопен.
«Прелюдия 1, опус 28».

№26 М.И. Глинка.
«Камаринская».

№27 В.-А. Моцарт.
«Турецкое рондо»

Релаксирующая (расслабляющая)

№28 К. Дебюсси.
«Облака»

№29 К. Дебюсси.
«Лунный свет»

№30 А.П. Бородин.
«Ноктюрн» из струнного квартета.

№31 К.-В. Глюк.
«Мелодия».

№32 К.-В. Глюк.
Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»

№33 В.-А. Моцарт.
«Реквием».

№34 К. Сен-Санс.
«Карнавал животных.» «Лебедь»

№35 Ф. Шуберт.
«Вечерняя серенада», «Аве Мария»

№36 И. Брамс.
«Вальс № 3».

№37 Р. Шуман.
«Детские сцены», «Грезы».

№38 Г.-Ф. Гендель.
«Музыка на воде».

№39 Т.Альбиони
«Адажио»

№40 Л. Бетховен
«Лунная соната»

№41 Э. Григ «Песня
Сольвейг»

№42 Н.
Римский-Корсаков «Море»

№43 П. Чайковский
«Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

№44 Ф. Шопен «Ноктюрн
соль минор»

Активизирующая (возбуждающая)

№45 П.
 Чайковский. «Шестая симфония», 3-я часть.

№46 Л. Бетховен.
«Увертюра Эдмонд».

№47 В.-А. Моцарт.
«Турецкий марш».

№48 Ф. Шопен.
«Прелюдия 1, опус 28».

№49 М. Глинка.
«Камаринская».

№50 В.-А. Моцарт.
«Турецкое рондо»

Консультация для родителей

Что читать детям 4-5 лет?

image001image002

Прежде чем ответить на вопрос, что читать детям 4 — 5 лет, нужно
выяснить, чему в данном возрасте дети должны научиться, какими навыками
овладеть. По мнению многих авторитетных психологов и педагогов, дети должны
в этом возрасте отвечать на вопросы по прочитанным произведениям, уметь
оценивать поступки персонажей, уметь давать простые характеристики главным
героям
. Например, на вопрос: «Какой была Лиса?», ребенок может ответить
«Злой!» или «Хитрой». «Почему Зайчик плакал?» Ответы: «Его Лиса обидела!» «Ему
жить негде!», «Зайке холодно!» А чтобы решить поставленные задачи, ребенку мало
просто прочитать книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. Очень важно спросить у
ребенка кому он из главных героев сочувствует, кого бы наказал, а кого пожалел.
Если отрицательный герой уже наказан, как чаще всего и бывает, то
поинтересоваться у ребенка — правильно ли это, справедливо ли? Может быть Лису
не нужно было выгонять из лубяной избушки Зайки? Может быть Зайчика нужно
оставить жить на улице?

Именно на таких
детальных разборах о прочитанном и зарождается в ребенке нравственность
.
Еще в 19 веке русскими учеными доказано, что нравственность воспитывается
только через культуру и искусство. И самым эффективным средством среди всех
видов искусства является чтение художественной литературы!

Очень важно каждую
прочитанную книгу с ребенком обсудить.
Это учит малыша не просто глотать информацию, а задумываться о
прочитанном.
Когда по книге
задаются вопросы, ребенок учится анализу текста. В будущем ответы на вопросы
сформируются в навык ставить вопросы самостоятельно. Умеющий думать во время
чтения, будет ставить вопросы и в жизни. Он сможет гораздо лучше
проанализировать различные ситуации, поведение окружающих и предвидеть развитие
событий.

Еще одной из задач
педагоги и психологи ставят умение детей в возрасте 4 — 5 лет выразительно
читать стихи и потешки наизусть. Стихи должны быть небольшими по своему
объему. Главное здесь научиться именно выразительно и эмоционально их
декламировать
.

В возрасте 4 — 5 лет нужно
начинать учить детей пересказу
. Тут от взрослых понадобится максимум
терпения. Попросите малыша рассказать вам сказку на ночь. Пусть она будет очень
хорошо знакомой ребенку. Например, «Колобок» или «Теремок». Скорее всего малыш
будет сбиваться, путать главных героев или последовательность событий. Не
перебивайте. Похвалите в конце пересказа. Ребенку нужно освоит
ься в роли рассказчика. Ведь для него пересказ — это очень
серьезный труд.

Список литературы для
чтения, пересказа и заучивания наизусть в средней группе детского сада:

image003

Сказки

Русские-народные:

   «Зимовье
зверей», «Про Иванушку-дурачка», «Война грибов с ягодами»,

   «Лисичка-сестричка и волк», «Гуси-лебеди», «Сестрица
Алёнушка и

братец Иванушка», «Жихарка»,  «Привередница», «Петушок и бобовое
 зёрнышко», «Лиса и козёл», «Лиса-лапотница», «Царевна — лягушка», «Три
поросенка»

Авторские сказки:

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о
мёртвой царевне»

Ш.Перро «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в
сапогах», «Мальчик с пальчик» и др.

Братья Гримм «Бременские музыканты», «Заяц и ёж»

К.Чуковский «Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Ёлка», «Федорино
горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканище»

Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

В.Осеева «Волшебная иголочка»

М.Горький
«Воробьишко»

Р.Сеф «Сказка
о кругленьких и длинненьких человечках»

Д.Мамин-Сибиряк
«Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»

В.Бианки
«Первая охота»

Д.Самойлов «У
слоненка день рождения»

А.Милн
«Винни-Пух и все-все-все»

Э.Блайтон
«Знаменитый утёнок Тим»

Т.Эгнер
«Приключения в лесу Ёлки-на-Горке»

Д.Биссет «Про
мальчика, который рычал на тигров»

Э.Хогарт
«Мафин и его весёлые друзья»

Песенки, потешки, заклички

«Наш козёл»,
«Зайчишка-трусишка», «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси», «Сидит, сидит зайка»,
«Кот на печку пошел», «Сегодня день целый», «Барашеньки», «Идёт лисичка по
мосту», «Солнышко-вёдрышко», «Иди, весна, иди, красна»

Проза и поэзия

И.Бунин «Листопад», А.Майков «Осенние листья по ветру кружат»,
А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Барто «Уехали», С.Есенин «Поет
зима-аукает», С.Маршак «Багаж», «Про всё на свете», «Вот какой рассеянный»,
С.Михалков «Дядя Степа», А.Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о
кошке Ниточке», Н.Сладков «Неслух» и другие.

Произведения
для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить…», «Ножки, ножки, где вы были?», А.Пушкин
«Ветер, ветер! Ты могуч…», З.Александрова «Ёлочка», А.Барто «Я знаю, что надо
придумать», Л.Николаенко «Кто рассыпал колокольчики», В.Орлов «С базара»,
«Почему медведь зимой спит», Е.Серова «Одуванчик», «Кошачьи

лапки»; «Купите лук…» шотл.нар.песенка в переводе И.Токмаковой.

image004

«Что я видел» Бориса Житкова — одна из лучших детских книг. Она описывает путешествия мальчика Алёши и его узнавание мира. Любимой многими книга стала из-за прекрасных иллюстраций художницы Елены Сафоновой. Сегодня о её судьбе и рисунках рассказывает Мария Говтвань.

Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать
Елена Васильевна Сафонова. Источник фото

О Елене Васильевне в Российской государственной библиотеке уже говорили. В 2012 году в Музее книги проходила мини-выставка, посвящённая 110-летию со дня рождения художницы. В 2015 году в издании «Книга: Исследования и материалы» вышла статья старшего научного сотрудника сектора музейной и выставочной работы научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) Юлии Вишняковой «Художник книги Елена Васильевна Сафонова» с исследованием её творчества.

Сегодня мы попробуем посмотреть на судьбу художника в ХХ веке через призму его рисунков, попытаемся понять, почему книги с иллюстрациями Елены Сафоновой так любили дети и тогда, и сейчас и почему так интересно и важно знать семейную историю.

Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать
Семья Сафоновых. Фото из книги Марии Сафоновой «Жизнеописание Василия Сафонова, составленное его дочерью». Слева направо: Василий Ильич, Варвара Ивановна, Илья, Сергей, Иван, Анна, Варвара, Мария, Ольга, Елена

Елена Васильевна Сафонова родилась в 1902 году в Москве. Она стала самой младшей дочерью в семье известного педагога, пианиста и дирижёра Василия Ильича Сафонова. Отец был значительной фигурой, сподвижником Петра Ильича Чайковского, ректором Московской консерватории, вырастил целое поколение выдающихся музыкантов.

Елена Васильевна до 1917 года жила в Петрограде, затем в Кисловодске — городе, где теперь Большой зал филармонии носит имя Василия Сафонова. В Кисловодске она закончила гимназию и поехала учиться живописи снова в Петроград, её учителем был Кузьма Петров-Водкин. Здесь же Елена познакомилась и подружилась со многими художниками.

Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать
Елена, Мария и Ольга Сафоновы с матерью Варварой Ивановной. Фото из книги Марии Сафоновой «Жизнеописание Василия Сафонова, составленное его дочерью»

С 1923 года Елена Васильевна уже работала художником-иллюстратором детских книг, а в 1928 году пришла в журналы «Чиж» и «Ёж». Там она очень сблизилась с обэриутами — участниками Объединения реального искусства, особенно с Николаем Олейниковым, Даниилом Хармсом и Александром Введенским.

Её работа в это время — иллюстрации в детских журналах и книгах «Вокзал», «Путешествие в Крым» Александра Введенского, «Рылеев» Лидии Тыняновой и других.

В 1931 году Александра Введенского и Даниила Хармса арестовали за антисоветчину и выслали в Курск.  Под этот каток попала и Елена Васильевна — в ссылке она провела два года. А в 1937-м перебралась в Москву, чтобы вместе с Борисом Житковым работать над книгой «Что я видел».

Елена Васильевна всю жизнь помогала родным и друзьям. Она бесстрашно ездила в лагерь и в ссылку к своей сестре Анне Тимирёвой — возлюбленной Колчака. Во время войны отыскала в детском доме Илюшу — сына своей сестры Ольги, погибшей в блокаду в 1942 году. Племянника она усыновила. Позже Илья Кириллович много писал о Тюле (это домашнее прозвище Елены Васильевны) в своих воспоминаниях.

Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать
Илья Кириллович Сафонов с тётушками Еленой Васильевной Сафоновой и Анной Васильевной Книпер-Тимирёвой на вечере памяти его деда В. И. Сафонова в Московской консерватории. 1959. Фото из книги «Наша Плющиха»

В статье Ильи Кирилловича «Мечты об оловянной ложке»,  опубликованной в журнале «Знамя», много разных деталей послевоенной жизни, бытовых зарисовок, раскрывающих характеры и отношения. Всё это пронизано добротой, любовью и юмором. Например, так он вспоминает о подработках своей тёти:

«Елена Васильевна нашла некоторый заработок, взявшись за изготовление детской игры под названием „Моя Родина“, поражавшей и чисто физическими размерами, и педагогическим „мимо“. Игра состояла из большущей карты СССР и набора картинок с изображением добычи разных полезных ископаемых или какого-либо вдохновенного труда на полях, в шахтах и на заводах. Карта не просто изображала знакомые евразийские просторы победившего социализма — по ней были распределены преобразовательные начинания вождя: плотины, рукотворные моря, каналы, лесонасаждения и проч. Мальчики и девочки должны были отыскать на карте места, которые соответствовали выпавшим им по жребию картинкам; возможно, всё было наоборот. Сборище дебилов, увлечённых подобным занятием, могло возникнуть только в воображении чиновников минпросветовского худсовета, на столь же фальшивых картинках или в пионерских кинофильмах с аккуратно причёсанными и некрасиво одетыми детишками, но никак не в реальной жизни. Вряд ли дети и родители кинулись за этой игрой по магазинам учебных пособий; думаю, что пуговичный футбол вместе с классиками сохранил позиции и остался неколебимым лидером среди развлечений на просторах родины чудесной. Не всё, однако, осталось на прежних позициях — Тюля кое-какие средства на пропагандистской ниве заработала, и список кредиторов удалось временно сократить».

  • chukovsky01Корней Чуковский. Доктор Айболит. 1936. Рисунки Елены Сафоновой. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • chukovsky03 0916Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • chukovsky02 0918Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • chukovsky10Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • chukovsky 0930Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • chukovsky 0932Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • chukovsky 0934Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • chukovsky 0940Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • chukovsky 0943Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • chukovsky 0945Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • utenok 0885Ганс Христиан Андерсен. Гадкий утёнок. 1935. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • utenok 0890Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • utenok05Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • utenok 08972Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • utenok 0904Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • utenok 0908Фото: Мария Говтвань, РГБ

В Российской государственной библиотеке есть все детские книги, которые иллюстрировала Елена Васильевна. Среди них и сказки братьев Гримм, и «Гадкий утёнок» Андерсена, и «Доктор Айболит» Чуковского, и «Моя улица» Михалкова.

Если же мы возьмём в руки «Вокзал» или «Железную дорогу», придуманные для совсем маленьких детей, то сможем почувствовать, как любила художница то, что изображала. Башенки, рельсы, вагончики во всём их многообразии. И, конечно, это всё имело и познавательный эффект. Увидев такие рисунки, ребёнок никогда уже не путал, что в каких товарных вагонах перевозят — бочки, брёвна или цемент.

Есть в Ленинке и две книги Александра Введенского, о которых по известным причинам много не говорили, — «Путешествие в Крым» (1929) и «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке» (1937).

Книга про девочку Машу — простая и понятная даже совсем маленьким читателям, её интересно рассматривать и читать и современным детям. «У девочки Маши была собака, кошка и кукла. Собаку звали Петушок, кошку — Ниточка, а куклу — Елизавета Петровна. Как вы думаете, почему Маша их так назвала? А вот почему. Собаку она назвала Петушком потому, что петухи кричат громче всех, а собака Петушок лает ещё громче петухов. Кошку она назвала Ниточкой потому, что нитки бывают белые и чёрные, а у кошки Ниточки спинка была чёрная, а животик белый — вот Маша и назвала кошку Ниточкой. А куклу она назвала Елизаветой Петровной потому, что у Маши была одна знакомая тётя Елизавета Петровна».

  • reka30 0826Елена Сафонова. Река. 1930. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • reka30 0831Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • reka30 0832Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • reka30 0838Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • reka30 0846Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • reka35 0850Елена Сафонова. Река. 1935. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • reka35 0853Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • reka35 0854Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • reka35 0859Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • reka35 0860Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • reka0 03Елена Сафонова. Река. 2021. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • reka0 02Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • reka0 01Фото: Мария Говтвань, РГБ

Интересна судьба книги «Река». Она целиком сделана Еленой Сафоновой. В этой книжке нет никакого текста — зато на разворотах в мельчайших подробностях изображена жизнь реки и людей рядом. Это книга-путешествие. От истока, где река узкая, на её берегах появляются небольшие деревни и женщины, стирающие бельё, — до полноводной реки с мостами и кораблями.

Она была издана в 1930 году, ещё до ссылки, и очень полюбилась и детям, и взрослым. А в 1935 году Елена Васильевна сделала новую версию «Реки»: идея была та же, а воплощение — иное. Во втором издании мы видим уже промышленные города, большие пароходы, заводы, все изменения жизни.

В 2021 году издательство «Альбус корвус» переиздало «Реку» в виде двух альбомов в одной папке. «Два издания „Реки“ — документы двух советских эпох. Времени авангардного поиска и подцензурной неоклассики. Но сказать, что какая-то версия лучше, нельзя — Сафонова одинаково хорошо нарисовала обе», — написано на обложке.

Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать
Книга Марии Сафоновой «Жизнеописание Василия Сафонова, составленное его дочерью». Фото: Мария Говтвань, РГБ

Ранние рисунки Елены Сафоновой не сохранились — они погибли в блокаду. Но зато мы можем видеть более поздние её работы, не связанные с детской иллюстрацией. Это пейзажи, натюрморты, наброски, эскизы. Один такой набросок бережно хранится в частной коллекции Владимира Севрюгина. Не отголосок ли это «Реки» и одновременно иллюстрация к путешествию Алёши-Почемучки? Во всех подробностях мы можем разглядеть строительство на реке, дома, церкви и деревья.

В книге Марии Сафоновой, сестры Елены Васильевны, «Жизнеописание Василия Сафонова, составленное его дочерью» можно найти репродукции рисунков, сделанных и 10-летней девочкой, и зрелой художницей.

Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать
Рисунок Елены Сафоновой из частной коллекции Владимира Севрюгина. Фото: Мария Говтвань, РГБ

В заключение давайте полистаем книгу «Что я видел», написанную Борисом Житковым и проиллюстрированную Еленой Васильевной. На первой же странице автор пишет, что этой книги должно хватить на год, она для неторопливого чтения: «Прошу вас, не читайте помногу!» И это очень правильно. Каждую страницу хочется разглядывать. Путешествовать вместе с Алёшей-Почемучкой по железной дороге, видеть, какие разные бывают вагоны и поезда, узнавать Москву, смотреть на животных в зоопарке, знакомиться с новыми взрослыми и детьми.

Для каждого дня и каждой ситуации на полях книги есть изображение, тонкое и точное, понятное детям. Получается, художник смог увидеть каждую вещь, каждый предмет глазами ребёнка — пытливого, стремящегося узнавать новое каждый день.

Двадцатый век был непростым. Многие судьбы оборвались или были искалечены. И мы знаем, что почти за каждой книгой, за каждым рисунком стоит именно судьба, история, семья. Бережно сохранённые архивы позволяют нам вникнуть и погрузиться в отдельную жизнь, больше понять и узнать о прошлом, осознать, какие прекрасные люди были рядом, жили в одно время с нами или нашими родителями.

Сейчас любой читатель Ленинки может взять книги Елены Васильевны Сафоновой в читальном зале и разглядеть её рисунки. А если его заинтересует история её семьи, то прочитать воспоминания и мемуары.

Мы благодарим Василия Ильича Сафонова, сына Ильи Кирилловича, за помощь в подготовке статьи и Владимира Алексеевича Севрюгина за предоставление рисунков Елены Сафоновой.

Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать
Рисунок Елены Сафоновой из частной коллекции Владимира Севрюгина. Фото: Мария Говтвань, РГБ


Список книг из фондов Российской государственной библиотеки, использованных при подготовке статьи:

Введенский А. И. Путешествие в Крым. Ленинград, 1929. Ссылка

Введенский А. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке. Москва; Ленинград, 1937. Ссылка

Сафонова Е. В. Железная дорога. Книжка-малышка. [Москва], 1937. Ссылка

Житков Б. Что я видел. Москва; Ленинград, 1939. Ссылка

Тынянова Л. Рылеев: Повесть для юношества. Москва; Ленинград, 1926. Ссылка

Сафонова Е. В. Вокзал: [Книжка-картинка]. Москва, 1930. Ссылка

Сафонова Е. В. Река. Ленинград, 1930. Ссылка

Сафонова Е. В. Река. Ленинград, 1935. Ссылка

Андерсен Г. Х. Гадкий утёнок / Перевод А. Ганзен. Москва; Ленинград, 1935. Ссылка

Чуковский К. Доктор Айболит. 2-е издание. Москва; Ленинград, 1938. Ссылка

Гримм Я. Сказки братьев Гримм / Пересказ А. Введенского. [2-е издание]. Москва; Ленинград, 1937. Ссылка

Александрова З. Октябрьская песенка: [Стихи для детей]. [Москва], 1937. (Книжка-малышка). Ссылка

Наша Плющиха: Тетрадь воспоминаний: [Сборник]. Москва, 2008. Ссылка

Сафонова М. Жизнеописание Василия Сафонова, составленное его дочерью. Москва, 2021. (Письмена времени). Ссылка

Александр Введенский

Александр Введенский

Александр Введенский

Имя при рождении Александр Введенский
Дата рождения 06.12.1904 (23.11 по старому стилю)
Место рождения г. Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 19.12.1941
Место смерти на этапе из Харькова в Казань, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский

Александр Иванович Введенский — поэт, прозаик и драматург, один из основателей Объединения реального искусства (ОБЭРИУ).

Александр Введенский / Биография

Александр Введенский родился 6 декабря 1904 года. Он был старшим из четырех детей в семье Ивана Викторовича Введенского, происходящего из семьи орловского священника (отсюда и сама фамилия, характерная для представителей духовного сословия). Отец писателя окончил юридический факультет Киевского университета и ко времени революции получил чин статского советника, что в царской России соответствовало чину генерала. При советской власти служил экономистом. По роду его службы в переселенческом управлении семье приходилось проводить много времени в разъездах по всей стране. В 1909 году Введенские окончательно обосновались в Санкт-Петербурге. Мать поэта, Евгения Ивановна, была дочерью генерал-лейтенанта. Она получила медицинское образование и со временем стала известным врачом-гинекологом. Александр Введенский не был любимцем отца, человека, по отзывам, «странного и мрачного», но близкие и теплые отношения с матерью сохранил на всю жизнь.

Александр и его младший брат Владимир провели несколько лет в Санкт-Петербургском Николаевском кадетском корпусе. Поэт на всю жизнь сохранил военную выправку и привычку одеваться в строгий черный костюм, носить галстук. В апреле революционного 1917 года мать предусмотрительно перевела сыновей в гимназию, основанную Л. Д. Лентовской.

Там устраивались музыкальные вечера, разыгрывались спектакли по произведениям русской классики («Плоды просвещения», «Ревизор»). В гимназии царили оппозиционные, либеральные настроения и был блестящий педагогический состав. Наибольшее влияние на Введенского и его друзей оказал словесник Л. В. Георг, учивший детей не только правильно писать, но и понимать, чувствовать и любить родной язык. Именно он привил Шуре Введенскому любовь к творчеству А. А. Блока. Беседы Л. В. Георга с учениками о литературе, жизни и философии всегда были оригинальны и неожиданны. Преподаватель увлекался русской смеховой культурой, в том числе нескладицами и заговорами, поощрял поэтические опыты учащихся, в том числе и Введенского. Под его руководством гимназисты изучали историю языка, читали «Слово о полку Игореве» на старославянском, а затем переводили на современный язык. Шура проявлял большой интерес к истории и русскому языку, к точным же наукам имел «способности небольшие». Педагоги характеризовали его как развитого, способного, любознательного, но поверхностного, легкомысленного, характера неровного, быстро остывающего к своим увлечениям. «Говорит охотно и много, необходимо останавливать, чрезмерно болтлив с учителем», — отзывались о нем преподаватели.

  • Александр Введенский
  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

    Александр Введенский. Детская литература, 1989 год, №7

  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

    Александр Введенский. Стихотворение в журнале ЧИЖ, 1933 №4

  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

    Александр Введенский

Еще со времени обучения в кадетском училище юноша писал стихи, активно печатался в гимназическом журнале. Совместно со своими друзьями Л. Липавским и В. Алексеевым он написал поэму «Бык Будды», доброжелательно пародирующую модных в то время футуристов. Молодые поэты послали свои стихи на отзыв А. А. Блоку, но тот интереса к их творениям не проявил. В 1921 году Александр Введенский окончил «трудовую школу» (в которую к тому времени была переименована гимназия), не сумев, как ни удивительно, сдать зачета по литературе. В том же году гражданской женой поэта стала его одноклассница Тамара Мейер. В 1922 году произошло сближение Введенского и Липавского с Я. С. Друскиным, будущим философом и литературоведом.

Отработав год конторщиком на строительстве электростанции «Уткина заводь» и став членом профсоюза, Александр Введенский поступил в университет на правовое отделение факультета общественных наук, но не окончил его. После ухода из университета его круг общения в мире искусства расширился. Юноша получил некоторую известность как начинающий поэт, он познакомился с Н. А. Клюевым, М. А. Кузминым, художником П. Н. Филоновым. В 1923 году автор статьи «Футуризм», опубликованной в журнале «Мир искусства», театральный режиссер и критик Г. Крыжицкий, называет творчество Введенского таинственным футуризмом будущего в отличие от футуризма В. Хлебникова, Д. Крученых и В. Маяковского: «Это уже «там», где восприятие мира переродилось, где основной принцип композиции — «игра» или использование всех видов ассоциаций».

Введенский вступил в «Орден заумников DSO», созданный поэтом-заумником А. В. Туфановым, продолжавшим традиции футуристов А. Е. Крученых и В. Хлебникова. В 1924 году он был принят в ряды Союза поэтов.

В следующем году произошло знакомство А. Введенского и Л. Липавского с Даниилом Ювачевым (Хармсом), затем с Н. М. Олейниковым и Н. А. Заболоцким. Я. Друскин вспоминал, что Д. Хармс сразу органически вписался в их объединение. Самые тесные дружеские отношения связывали Введенского именно с Хармсом. Их дружба впоследствии переросла в многолетний творческий союз.

Вскоре друзья образовали литературно-философское объединение «Чинари», теоретиком которого стал Л. Липавский. Название было придумано А. Введенским, называвшим себя «чинарем авторитетом бессмыслицы». Хармс же считался «чинарем-взиральником». «Чинари» встречались несколько раз в месяц и обсуждали вопросы богословия, времени и пространства и философские теории, занимались словотворчеством, создавали собственный язык. «Близость наша была не просто дружбой, а сотворчеством очень разных и очень близких по мироощущению людей», — писал Я. Друскин. Политики в своих обсуждениях «чинари» не касались. Друзья редко собирались дома у Введенского, обстановка в его комнате в 20-е годы была спартанская — железная кровать, две табуретки и кухонный стол. Он вообще был человеком «безбытным». Позднее, в Харькове, по воспоминаниям его жены Г. Викторовой, он писал без стола, просто подложив под бумагу книгу. Содружество «чинарей» просуществовало до 1936 года, когда Введенский переехал в Харьков.

Литературно-театральные авангардные группы, в которые входили «чинари», носили разные названия — «Левый фланг», «Академия левых классиков». Введенский и Хармс также сотрудничают с театром «Радикс», где ставится пьеса из их произведений под названием «Моя мама вся в часах».

В конце 1927 года было образовано Объединение реального искусства (ОБЭРИУ). В него вошли семь человек: Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис) Левин.

  • ОБЭРИУ
  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

    Александр Введенский

  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

    Константин Вагинов

  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

    Игорь Бахтерев

  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

    Дойвбер Левин

К обэриутам примыкали философы Л. Липавский и Я. Друскин, поэт Н. Олейников, писатель Е. Шварц, художники П. Филонов, К. Малевич и некоторые другие.

Группа проводила театрализованные выступления-концерты. Стены украшали плакатами с лозунгами: «Мы не пироги!», «Искусство — это шкап». Александр Введенский, всегда ожидающий скандала, эпатировал публику своими стихами. Тем не менее, именно он, одетый в черный костюм с галстуком, чаще всего вел диспуты.

Самое известное выступление обэриутов, «Три левых часа», состоялось 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке. В печати появились критические отзывы о вечере. Стихи, прочитанные Введенским, были названы «жуткой заумью, отзывающей белибердой».

В 1928 году Александр Введенский по приглашению С. Я Маршака начинает активно сотрудничать с детской редакцией Госиздата. Детские стихи его ритмичны, музыкальны, они наполнены светом и радостью. Произведения Введенского для детей печатаются в детских журналах «Чиж» и «Еж», выходят отдельными изданиями. Поэт принимает участие и в переложении сказок братьев Гримм. Всего при его жизни вышло более сорока детских книг. Работа в области детской литературы служила единственным источником его доходов, взрослые произведения за небольшим исключением не были опубликованы прижизненно.

1 апреля 1930 года состоялось последнее публичное выступление обэриутов. Они подверглись резкой критике в печати за аполитичность и идеологическую невыдержанность. Детская литература, «призванная воспитывать в коммунистическом духе советских ребят», была объявлена участком наиболее напряженной классовой борьбы. По мнению авторов разгромных статей, окопавшиеся в ней классовые враги своими заумными стихами отвлекали людей от задач социалистического строительства.

10 декабря 1931 года А. И. Введенский наряду с другими литераторами был арестован и провел полгода в доме предварительного заключения. Существует еще одна версия ареста поэта — во время дружеского застолья, Е. Е. Сно, как позднее выяснилось, осведомитель НКВД, спровоцировал Введенский на исполнение гимна «Боже, царя храни».

После ареста поэта тогдашняя его супруга А. С. Ивантер сожгла все имеющиеся в доме рукописи, за что была названа Я. Друскиным Геростратом.

В марте 1932 года поэт был освобожден, но лишен права проживания в крупных городах и был вынужден сменить место жительства на Курск, затем на Вологду и Борисоглебск. Скорее всего, именно в Курске им были созданы произведения, входящие в так называемую «Серую тетрадь».

  • Александр Введенский
  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

    Путешествие в Крым / А. Введенский

  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

    Коля Кочин / Александр Введенский

  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

    Конная Буденного / Александр Введенский

  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

    Катина кукла / Александр Введенский

  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

    Авдей-Ротозей / Александр Введенский

  • Сказка о девочке маше о собачке петушке и о кошке ниточке читать

    Мяу / А. Введенский

Летом 1936 года поэт переехал в Харьков — его женой стала Галина Викторова, секретарь местного отделения Союза писателей. Семья растила двоих детей — трехлетнего сына Викторовой Борю и родившегося в 1937 году Петю. Александр Иванович нежно любил маленького сына и каждый вечер пел ему колыбельную, слова которой сохранились в памяти матери Пети: «Вдоль берега шумного моря шел солдат Аз Буки Веди». В Харькове поэту, лишенному привычной компании ленинградских друзей, жилось нелегко. Круг общения, кроме семьи, к которой он был очень привязан, ограничивался несколькими знакомыми жены и любителями преферанса. Поэт был со всеми на «вы», ни с кем не сближался, не выносил нецензурной брани. С окружающими о литературе и о поэзии не говорил, писал и работал только ночью.

Пять лет, которые поэт прожил в Харькове, были очень плодотворны в литературном плане. Введенским были написаны «Потец», «Некоторое количество разговоров», пьеса «Елка у Ивановых», «Элегия», «Где. Когда».

Он публиковался в детских журналах, сочинял репризы и куплеты для цирковых клоунов, по просьбе режиссера Харьковского театра кукол написал пьесу «Веселые путешественники». В 1939 году поэт предложил театру кукол С. В. Образцова кукольную пьесу для взрослых «Концерт-варьете», затем переработал ее для детской аудитории. Это была веселая пародия на популярные концертные программы с множеством смешных кукольных номеров и трюков. К сожалению, постановку пьесы осуществить не получилось, но идея пародии на театральный концерт продолжала жить, и позднее «Концерт-варьете» стал прообразом всемирно известного «Необыкновенного концерта».

В 1937 году вышла отдельным изданием книга «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке». Через некоторое время в журнале «Детская литература» было напечатано письмо «Вредные традиции в детской книжке» за подписями «работников детских и школьных библиотек». В нем книга была названа «пустой и чуждой идейно». В следующем номере журнала автора и иллюстратора книги обвинили в «возрождении традиций дореволюционной детской книги» и аполитичности. Особое возмущение вызвало то, что во время демонстрации маленькая героиня смогла увидеть только ноги. Книгу объявили «издевательской», было предложено «ударить автору по рукам». После этого Введенского прекратили издавать до 1939 года. Его материальное положение стало очень сложным, семья с двумя маленькими детьми находилась на грани голода. Не спасало и то, что несколько раз ему удалось получать денежные ссуды в Литфонде. Ввиду исключительно тяжелой ситуации поэт писал в Детиздат: «Я имею семью (жену и двух детей) и т. к. моим единственным источником заработка является заработок литературный, а его в 38 г. почти не было (в плане не стояло ни одной моей книжки), то я вынужден был все продать с себя и сейчас мне не в чем выйти на улицу, и семья моя, и я голодаем.… Поймите, что у меня нет никакого выхода, и никакой возможности жить так дальше».

Когда началась Великая Отечественная война, Александр Введенский был назначен руководителем отряда ополченцев. Антифашистские стихи для агитплакатов поэт писал прямо в типографии, буквально на коленях, редактор выхватывала у него листки и отправляла в верстку.

Осенью, во время немецкого наступления на Харьков, Введенский с семьей должен был эвакуироваться в Алма-Ату, однако в последний момент решил остаться в городе. Директор художественного фонда Михаил Дворчик, знакомый Введенского, написал на него донос. На рассвете 27 сентября 1941 года поэт был арестован.

На допросах Введенский объяснял отказ от эвакуации тем, что боялся отпускать жену, страдающую эпилепсией, с маленькими детьми в переполненном эшелоне. Сам же он был включен в состав агитгруппы, которая должна была эвакуироваться в последний момент. Cледователи НКВД предъявили поэту обвинение в антисоветской агитации, выражении сомнений в правдивости сообщений о зверствах немцев и желании остаться в городе в случае занятия его войсками противника.

13 октября 1941 года Александр Введенский был осужден по ст. 54-10 ч. II УК УССР. Сложно точно сказать, что на самом деле побудило его отказаться от эвакуации. Нельзя забывать о том, что многие его знакомые и друзья были репрессированы — провел несколько лет в концлагере А. Туфанов, в 1937 году расстрелян Н. Олейников, на год позже был арестован как враг народа Н. Заболоцкий. Ближайший друг поэта Д. Хармс относился к советской власти неприязненно. Можно с большой долей вероятности предположить, что Александр Введенский разделял его взгляды.

Поэт был отправлен по этапу. Случайный добрый прохожий доставил его семье найденную записку:

«Милые, дорогие, любимые.
Сегодня нас уводят из города.
Люблю всех и крепко целую. Надеюсь, что все будет хорошо, и мы скоро увидимся. Целую всех крепко, крепко, а особенно Галочку и Петеньку.
Не забывайте меня.
Саша».

В «Акте смерти заключённого в пути», подписанном начальником конвоя, комиссаром конвоя и врачом эшелона сказано, что 19 декабря 1941 года заключенный Введенский Александр Иванович умер на этапе из Харькова в Казань от экссудативного плеврита. Тело его было сдано в морг Казанской психиатрической больницы. Место захоронения неизвестно.

Уже в 60-е годы человек, который был в этапе вместе с Введенским, рассказал, что тот умер от дизентерии, очень ослабев из-за плохого питания. Кроме того, поэт обменивал свой скудный паек на табак. Согласно рассказу другого заключенного, обессилевший Введенский был застрелен конвоем.

Как на самом деле оборвалась жизнь одного из лучших русских поэтов, теперь установить невозможно.

« чтобы было всё понятно
надо жить начать обратно…

Александр Введенский

»

Александр Введенский / Книги

  • Введенский, А. И. Железная дорога / А. И. Введенский ; [рисунки А. Порет]. — [Репринтное издание]. — Москва : Ад Маргинем Пресс : АВСдизайн, 2017. — [20] с. : ил. — (А + А).
  • Введенский, А. И. Кто? : стихи / рис. Л. Юдина. — Ленинград : Детская литература, 1979. — 16 с. : ил.
  • Введенский, А. И. Кто? : стихи и рассказы / А. Введенский ; рис. Ю. Богатовой. — Санкт-Петербург : ДЕТГИЗ, 2011. — 127 с. : ил.
  • Введенский А. И. Кто? / А. Введенский ; рис. Л. Юдина ; [предисл. О. Виноградовой]. — [Репринтное воспроизвед. изд.: Кто? / А. Введенский. — Ленинград : ОГИЗ, 1931]. — Москва : Арт Волхонка : РГДБ, 2017. — [10] с. : ил. — («Детям будущего». Книги 1920-х – 1930-х годов. ; В путешествие).
  • Введенский, А. И. Лето : рассказы и повесть для детей / А. Введенский ; [состав. Н. Кавина ; послеслов. М. Яснова ; худож. К. Толстая]. — Санкт-Петербург :Детгиз, 2014. — 115 c. : ил.
  • Введенский А. И. Много зверей / Александр Введенский ; рис. В. Ермолаевой ; [предисл. О. Виноградовой ; послесл. К. Захарова]. — [Репринтное воспроизвед. изд.: Много зверей / А. Введенский. — Ленинград : Госиздат, 1928]. — Москва : Арт Волхонка : РГДБ, 2017. — [10] с. : ил. — («Детям будущего». Книги 1920-х – 1930-х годов. ; В путешествие).
  • Введенский, А. И. Мяу : [поэтическая проза] / Александр Введенский ; худож. Вера Хлебникова. — Москва : Мелик-Пашаев, 2012. — 32 с. : ил.
  • Введенский, А. И На реке / А. Введенский ; Е. Эвенбах, ил. ; [предисл. О. Виноградовой ; послесл. Д. Фомина]. — [Репринтное воспроизвед. изд.: На реке / А. Введенский. — Ленинград : Госиздат, 1928]. — Москва : Арт Волхонка : РГДБ, 2017. — [10] с. : ил. — («Детям будущего». Книги 1920-х – 1930-х годов. ; В путешествие).
  • Введенский, А. И. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке : [повесть, книга первая] / А. Введенский ; худож. Мария Покровская. — Москва : Август, 2001. — 95 с. : ил. — (Повести для самых маленьких).
  • Введенский, А. И. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке : повесть / Александр Введенский ; художник Диана Лапшина. — Москва : Махаон, 2018. — 96 с. : ил. — (Библиотека детской классики).
  • Введенский А. И. Путешествие в Крым / [А. Введенский ; рисунки Е. Сафоновой]. — [Репринтное издание]. — Москва : Ад Маргинем Пресс : АВСдизайн, 2017. — [20] с. : ил. — (А + А).
  • Введенский А. И. Рыбаки / А. Введенский ; В. Ермолаева, [ил. ; предисл. О. Виноградовой ; послесл. Д. Фомина]. — [Репринтное воспроизвед. изд.: Рыбаки / А. Введенский. — Москва : Госиздат, 1930]. — Москва : Арт Волхонка : РГДБ, 2017. — [10] с. :ил. — («Детям будущего». Книги 1920-х – 1930-х годов. ; В путешествие).
  • Введенский, А. И. Самый счастливый день : повести для детей / Введенский А. ; рис. Арона Зинштейна ; [сост. и предисл. Николая Кавина]. — Санкт-Петербург : Детгиз, 2012. — 50 с. : ил.
  • Введенский, А. И. Сказка о четырех котятах и четырех ребятах / Александр Введенский ; [худож. О. П. Юдина]. — Москва : Просвещение, 2017. — [14] с. : ил. — (Книжка за книжкой).
  • Введенский, А. И. Сны : стихи / рис. И. Наховой. — Москва : Детская литература, 1977. — 6 с. : ил. — (Для маленьких).
  • Введенский, А. И. Стихи про орла, про лису, про медведя / А. И. Введенский ; худож. Б. Калаушин. — Москва : Малыш, 1991. — 40 с. : ил.
  • Введенский А. И. Чудаки : стихи, рассказы / Александр Введенский, Юрий Владимиров ; [иллюстрации С. Острова]. — Санкт-Петербург : Амфора, 2011. — 47 с. : ил. — (Библиотека младшего школьника).
  • Введенский, А. И. Щенок и котенок : стихи / А. И. Введенский ; худож. Е. Чарушин. — Ленинград : Художник РСФСР, 1976. — 20 с. : ил.
  • Игра : стихи / Д. Хармс, Н. А. Заболоцкий, Ю. Д. Владимиров, А. И. Введенский ; худож. В. Васильев. — Петрозаводск : Карелия, 1988. — 63 с. : ил.
  • Необычные стихи / Саша Чёрный, А. Введенский, Ю. Владимиров ; художники А. Аземша, Б. Калаушин, С. Остров, Н. Салиенко. — Москва : АСТ, 2017 (макет 2018). — 127 с. : ил. — (Книжка за книжкой. Секрет внутри! Малыш).
  • Часы в коробочке : Стихи. Рассказы. Сказки / А. Введенский, Ю. Д. Владимиров, Д. И. Хармс, Н. Олейников ; сост. В. Глоцер ; предисл. В. Глоцер ; послесл. В. Глоцер ; худож. С. Остров. — Санкт-Петербург : Амфора, 2005. — 125 с. : ил.

Александр Введенский / Книги из Национальной электронной детской библиотеки

  • Введенский, А. И. Железная дорога / А. И. Введенский ; рисунки А.Порет. — Текст : электронный ресурс. — Москва, 1929 (Оригинал хранится в частной коллекции).
  • Введенский А. И. Конная Буденного / А. Введенский ; [ил.]. В. Курдов. — Текст : электронный ресурс. — Ленинград : ОГИЗ Молодая гвардия, 1931 (Москва : РГДБ, 2013). — 13 с. : ил.
  • Введенский, А. И. Кто? / А. Введенский ; рисунки Л. Юдина. — Текст : электронный ресурс. — Москва; Ленинград, 1931 (Санкт-Петербург : РНБ, 2010). — Режим доступа: Открытый доступ.
  • Введенский, А. И. Кто? / А. Введенский ; рисунки Л. Юдина. — Текст : электронный ресурс. — Москва : Детгиз, 1956 (Москва : РГДБ, 2014). — 18 с. : ил. — Режим доступа: Открытый доступ.
  • Введенский А. И. Мяу : [рассказ для детей] / А. Введенский ; рис. П. Митурича. — Текст : электронный ресурс. — Москва ; Ленинград : Гос. Изд-во, 1928 (Москва : РГБ, 2017). — 15 с. : ил.
  • Введенский, А. И. На реке / А. Введенский ; Е. Эвенбах. — Текст : электронный ресурс. — Ленинград, 1928 (Москва : РГДБ, 2016). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.
  • Введенский, А. И. О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке / А. Введенский ; рис. Е. Сафоновой. — Текст : электронный ресурс. — Mосква : Детиздат ; Ленинград, 1937 (Москва : РГДБ, 2012). — 96 с. : ил.
  • Введенский А. И. Подвиг пионера Мочина / А. Введенский ; рис. В. Ермолаевой. — Текст : электронный ресурс. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ Молодая гвардия, 1931. — Оригинал хранится в [Библиотеке Принстонского университета].
  • Введенский А. И. Путешествие в Батум / А. Введенский ; [ил.]. Т. Глебовой. — Текст : электронный ресурс. — Ленинград : ОГИЗ Молодая гвардия, 1931 (Москва : РГДБ, 2013). — 12 с. : ил.
  • Введенский, А. И. Путешествие в Крым / А. Введенский ; рисунки Е. Сафоновой. — Текст : электронный ресурс. — [Москва] : Государственное издательство, 1929 (Москва : РГДБ, 2012). — 11 с. : ил.
  • Введенский А. И. Рыбаки / А. Введенский, В. Ермолаева. — Текст : электронный ресурс. — Москва : Гос. изд-во, 1930 (Москва : РГДБ, 2015). — 10 с. : ил. — Режим доступа: Открытый доступ.
  • Введенский А. И. Щенок и котенок / А. Введенский ; рис. Е. Чарушина. — Текст : электронный ресурс. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ ; Ленинград, 1937 (Москва : РГДБ, 2012). — [19] с. : ил.

Александр Введенский / Диафильмы

  • Введенский, А. И. Кто? : диафильм / А. Введенский ; худож. В. Дмитрюк ; [худож. ред. В. Дугин ; ред. Г. Витухновская]. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1984 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (34 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.
  • Введенский, А. И. Сказка о четырёх котятах и четырёх ребятах : диафильм / Александр Введенский ; худож. М. Алексеев ; [публикация Владимира Глоцера ; ред. Т. Семибратова ; худож. ред. В. Синюкова]. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1981 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (34 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей / в залах РГДБ.

О жизни и творчестве

  • Валиева, Ю. Игра в бессмыслицу: поэтический мир Александра Введенского. / Юлия Валисовна Валиева. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2007. — 280 с. : ил.
  • Введенский А. И. Все / А. Введенский ; [сост., подгот. текста, вступ. ст. и прим. А. Герасимовой]. — Москва : ОГИ, 2013. — 735 с., [12] л. ил., портр., факс. : факс.
  • К 100-летию со дня рождения Александра Введенского и Даниила Хармса // Русская литература. — 2005. — № 4. — С. 35–102.
  • Кобринский, А. А. Даниил Хармс / Александр Кобринский. — Москва : Молодая гвардия, 2009. — 508 с., [16] л. ил. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 1179).
  • Кобринский А. А. «Елка у Ивановых» Александра Введенского как обэриутский текст / А. А. Кобринский // Текст и интерпретация : сборник научных статей / Новосибирский государственный педагогический университет. — Новосибирск, 2006. — С. 202–205.
  • Кобринский, А. А. О Хармсе и не только : статьи о русской литературе XX века / А. А. Кобринский. — Санкт-Петербург : СПГУТД, 2007. — 407 с.
  • Поэт Александр Введенский /сост. Ичин К., Кудрявцев С. ; ред. Ичин К. — Москва : Гилея, 2006. — 476 с.
  • «…Сборище друзей, оставленных судьбою». Л. Липавский, А. Введенский, Я. Друскин, Д. Хармс, Н. Олейников : «Чинари» в текстах, док. и исслед. : в 2 т. / [отв. ред. В. Н. Сажин]. — Москва : Ладомир, 2000. — (Русская потаенная литература).
  • Шубинский, В. И. Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру / Валерий Шубинский. — Санкт-Петербург : Вита Нова, 2008. — 556, XLVIII, [3] с. : ил., портр., табл., факс., ил.
  • Морев, Г. И это «Всё» о нем : [рецензия на собрание сочинений Александра Введенского] / Г. Морев. — Текст : электронный // OpenSpace.ru : сайт. (дата обращения: 09.05.2020).+
  • Морев, Г. «Пусть меня расстреляют; но форму я не одену» / Глеб Морев, Валерий Шубинский. — Текст : электронный // Colta.ru : сайт. (дата обращения: 15.05.2020).
  • Пелевин, А. Три вопроса важным писателям современной России#12 / Александр Пелевин ; беседу вел Ричард Семашков. — Текст : электронный // Readovka.ru : сайт. (дата обращения: 06.05.2020).
  • Поэт Введенский Александр : биография и творчество. — Текст : электронный // ФБ.ру : сайт. (дата обращения: 09.05.2020).

Экранизации

  • Воздушное приключение / Художественный фильм. Реж. Таиса Арусинская. СССР, 1937.

См. также

  • Гернет Нина Владимировна
  • Житков Борис Степанович

  • Сказка о девочке кукле автор король метафоры
  • Сказка о двух лягушках попавших в кувшин с молоком
  • Сказка о двух жадных медвежатах читать
  • Сказка о двух влюбленных
  • Сказка о гусыне основную мысль ее можно сформулировать так