Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.
По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.
Малышам
«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне
Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.
Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.
«Только все вместе» Лоренца Паули
Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.
Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.
Ребятам постарше
«Вратарь и море» Марии Парр
Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.
Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.
«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской
Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.
Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.
Подросткам
«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой
Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.
Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.
Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.
«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна
Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.
Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.
В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.
Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей
Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».
Сказка о царевне Ясносвете — сказка К. И. Чуковского
(По Н.А. Некрасову)
Жил-был царь. Звали его Елисей. Был он очень важный и глупый. И был у царя сын — богатырь и красавец, — храбрый царевич Роман. И задумал Роман жениться. Но где сыскать хорошую жену? Было, конечно, поблизости немало прекрасных невест — дочери соседних царей. Каждая охотно пошла бы за молодого царевича. Но царь и слышать не хотел о них, — такой он был важный и глупый.
— Помни, — говорил он царевичу, — что ты — мой сын и тебе надобно взять себе в жёны самую знатную, самую богатую, самую красивую девушку, какой ещё никогда не бывало на свете!
И пришёл к царю хитрый волшебник с длинной седой бородой, трижды поклонился ему и сказал:
— Нигде на всей земле нет красавицы, которая была бы достойна стать женою твоего храброго сына. Но за горами, далеко-далеко, у старого царя Ходинамеля живёт прекрасная царевна Ясносвета. Каждый вечер, едва только станет темно, от её лица и одежды исходит сияние, как от небесной луны. И я открою тебе великую тайну, которой не знает никто, — эта девушка и вправду Луна!
— Да ведь Луна — в небесах! — вскричал царь.
— Нет! — ответил с глубоким поклоном волшебник, ухмыляясь в свою длинную бороду. — Каждое утро она сходит с небес на землю, к дочерям царя Ходинамеля, и резвится вместе с ними в саду, и все называют её Ясносветой. И только вечером, во мраке, она отлетает от земли в небеса.
Обрадовался царь Елисей:
— Спасибо тебе, мудрый волшебник! Там, в небесах, среди звёзд ты нашёл моему сыну жену. Небесная луна! Сестра всемогущего солнца! Вот будут завидовать мне все другие цари и царицы!
И ни минуты не медля снарядил он сына в дальний путь, и тот помчался в тридевятое царство к славному царю Ходинамелю и увидел у него во дворце прекрасную царевну Ясносвету.
Царь Ходинамель не был отцом Ясносветы. Ещё маленькой девочкой попала она к нему во дворец и стала жить у него вместе с его дочерьми. Никто не знал, где её отец и где мать.
Она и в самом деле была красавица. И глаза у неё засияли как звёзды, когда храбрый царевич сказал ей, что хочет жениться на ней. Она с первого взгляда полюбила царевича и тотчас же согласилась поехать вместе с ним в его родную страну.
Очень обрадовался царь Елисей, когда храбрый царевич Роман привёз к нему во дворец Ясносвету.
Подумайте только, какие богатства принесёт она царю и царевичу! Ведь она богаче всех невест: у неё и моря, и леса, и облака, и звёзды из чистого золота!
И на радостях глупый царь устроил весёлую свадьбу. И пригласил на свадьбу всех царей и цариц из дальних и ближних стран. «Приходите все и завидуйте: сын мой женится на небесной луне!»
На свадьбу приехало много гостей, и все они очень жалели, что уже никогда, никогда не увидят луны в небесах!
Ночи станут чёрные, хоть не выходи из ворот. Заблудишься, собьёшься с дороги. Теперь луна будет светить только царю Елисею и его сыну Роману, а все прочие люди — все, сколько есть! — останутся без луны, в темноте.
Особенно пригорюнился добрый царь Пантелей, повелитель некоего заморского царства. Глядя на царевну Ясносвету, он вспомнил свою погибшую дочь, которая лет двенадцать назад исчезла из родительского дома. Он искал её повсюду и нигде не нашёл. Теперь он глядит на Ясносвету и не ест и не пьёт и вздыхает. Ясносвета так похожа на его погибшую дочь.
А царь Елисей доволен. Он сидит на своём троне и хохочет.
— Что это вы приуныли? — говорит он своим гостям. — Завидуете мне и моему сыну Роману? Да, дорогие друзья, туго вам придётся без луны. Намучаетесь вы в темноте. Зато у меня, в моём царстве, луна будет светить круглый год — от зари до зари — и не где-нибудь, а тут, за столом! Теперь она — наша, моя, и я не отпущу её в небо. Нечего ей гулять между облаками и звёздами!
И царь Елисей захохотал ещё громче.
Но что это случилось со всеми гостями? Почему они смотрят в окно и шушукаются и толкают друг друга локтями?
Царь глянул туда же, куда глядели другие, и сразу перестал хохотать. Он увидел, что в небе как ни в чём не бывало сияет круглая большая луна, и её серебряный свет разливается по окрестным полям и лесам.
И все глядят на неё, и смеются, и радуются.
— Какой же он глупец, этот царь Елисей! — громко говорят они друг другу. — Одурачил его хитрый колдун! Наговорил ему всякого вздору, а он и поверил, будто бы светила небесные могут сходить к нам на землю.
Царь вскочил со своего престола, подбежал к колдуну и набросился на него с кулаками:
— Ах ты бессовестный лгун! Из-за тебя я остался теперь в дураках! Хотел женить своего сына на Луне, а женил его на жалкой сиротке, на нищенке, у которой нет ни гроша за душой.
— Нет, она не сиротка! Неправда! — неожиданно закричал царь Пантелей. — Я узнал её, мою Ясносвету! Она — моя единственная дочь. Её похитили у меня злые разбойники и отвезли её к царю Ходинамелю. И теперь она вернулась ко мне!
И царь Пантелей бросился обнимать Ясносвету. И все снова уселись за стол и пировали три дня и три ночи. И храбрый царевич Роман, сидя за столом с Ясносветой, тысячу раз повторял ей, что для него она милее луны, краше солнца.
А луна сияла в небесах, и казалось, что там, в высоте, среди облаков и звёзд, она смеётся над глупым царём, который мог поверить небылицам, рассказанным о ней хитрым волшебником.
Сказки про царевну
Форма: устный журнал.
Цели занятия:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству А.С.Пушкина;
- • развивать навыки выразительного чтения, речь, память, мышление, внимание учащихся;
- формирование коммуникативных и регулятивных УУД;
- воспитывать нравственные качества и этическое сознание: чувство товарищества, личности на основе морали.
Задачи:
- формирование активной читательской позиции;
- азвитие коммуникативных навыков школьников.
- воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы
Метапредметные результаты:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
- умение работать с разными источниками информации.
Оборудование урока:
- портреты А.С.Пушкина, фотографии о жизни А.С.Пушкина;
- выставка книг с произведениями А.С.Пушкина и о Пушкине;
- презентация к уроку.
- Рисунки детей
Ожидаемый результат:
- обобщены и систематизированы знания учащихся по теме «Русские писатели».
- учащимися показаны умения: выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка эпизодов из произведений; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов.
- продемонстрированы навыки работы учащихся в группе.
- рефлексия.
1. Оргмомент
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
— Наш урок посвящён творчеству А.С.Пушкину. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, немало знаете наизусть. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик, у каждого человека Пушкин свой.
— Как вы понимаете, что у каждого свой Пушкин? (ответы)
— Как бы вы назвали тему нашего урока по творчеству А.С.Пушкину? (Мой Пушкин)
— Кто может предположить какая цель нашего урока?
— Через более глубокое изучение творчества и жизни Пушкина, попробуем открыть для себя своего А.С.Пушкина.
— Итак, наш урок действительно называется «Мой Пушкин», пройдёт он в форме устного журнала. Надеюсь, что каждый из вас сумеет глубже понять душу великого поэта, его творчество и насладиться его волшебными произведениями, а в конце урока дать себе ответ на вопрос: какой он — мой Пушкин?
3. Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний
— Итак, первая глава нашего журнала посвящена
1 страница биографии А.С.Пушкина
6 июня 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе у Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
Отец поэта, Сергей Львович, отставной военный, был старинного дворянского рода, но не богат и не очень удачлив в службе. Был он «нрава пылкого, раздражительного», но очень любил поэзию. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, любила выезжать на балы, пользовалась в обществе большим успехом. Характер имела вспыльчивый: то гневалась, что и дети и муж старались не попадаться ей на глаза, то вдруг снова становилась ласковой и оживлённой. Кроме Александра у Пушкиных было ещё двое детей Ольга и Лев. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её: своим упрямством, привычкой грызть ногти, а главное он был непохож на других детей.
Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, выучила его читать и писать по — русски, она и французские гувернёры занимались образованием Пушкина до поступления в лицей.
Совсем ребёнком, когда отроду ему было 12 лет, Александр Пушкин был зачислен в Царскосельский лицей. Во время учёбы в лицее Пушкину никак не давалась такая наука как математика, и очень часто он по ней получал двойки, но дела с литературой обстояли иначе. Свои первые стихотворения, представленные педагогическому составу он представлял под псевдонимом, который являлся и его прозвищем — Феофаний Косичкин.
2 страница журнала «Стихи о природе»
— На уроках мы говорили о том, что Пушкин очень любил русскую природу во все времена года, перелистнув следующую страницу нашего журнала мы увидим наступление зимы в русской деревне из творчества Пушкина.
«Стихи о зиме»
— Я предлагаю послушать отрывок из романа «Евгений Онегин», где поэт описывает приход зимы и передаёт радость, которую испытывает главная героиня Татьяна с её приходом. Прочитает Майорова Даша.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
— Ещё я хочу напомнить поэтический отрывок, который мы узнали в 1 классе. В нём Пушкин рассказывает о том, как с приходом зимы преобразилась природа.
Равковская Даша
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
— Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро». Оно веселит, бодрит и создаёт праздничное настроение.
Щепелева Даша
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
— Ребята, а как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал стихи о зиме? (Приподнятое, бодрое, радостное, весёлое)
-У Пушкина было любимое время года осень и ей он посвятил много стихотворений. Мы послушаем одно из них.
«Уж небо осенью дышало». Слинкина Алена
— Ребята, на 3 странице нашего журнала «Пушкин и живопись», хочу познакомить вас с известным портретом Пушкина выполненным Орестом Адамовичем Кипренским. Жизнь поэта не была лёгкой и безоблачной, поэтому нередко Пушкину приходилось переживать и другое настроение: печальное, грустное. Художник сумел понять Пушкина, и передать через портрет его мысли, его печали, его мечты. Об этом портрете сам поэт в одном из своих стихотворений сказал: «Себя, как в зеркале я вижу…»
Есть у Пушкина стихотворение, в которых нашло отражение печальное и грустное настроение поэта?
Пушкину приходилось много путешествовать, ездили в то время на лошадях, дорога, особенно с зимой, была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий поэт сочинил эти строчки.
— Зимняя дорога Котурбаш Кристина
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
— Чтобы завершить тему, связанную с живописью, хочу обратить ваше внимание на то, что на полях своих рукописей Пушкин постоянно рисовал своих персонажей. Рисовал он и самого себя. Когда Пушкин чувствовал себя одиноким, автор портрета получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком — нибудь смешном виде в огромном картузе, всадником в бурке, мчавшимся во весь опор. Рисунков А.С.Пушкина множество
4 страница «Няня»
— Следующая страница «Няня».
Очень большое влияние на Пушкина, как на писателя, оказала его няня Арина Родионовна Яковлева. Эта удивительная изначально крепостная женщина знала множество сказок, интересных историй, и долгими зимними вечерами она их рассказывала маленькому Саше Пушкину, пела русские народные песни. Позже многие из них лягут в основу его многих произведений. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений. Немало стихотворений посвятил ей.
«Няне» Юлдашева Алина
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
-Великий поэт обессмертил имя Арины Родионовны. Оно навсегда рядом с Пушкиным — как символ доброты и бескорыстной любви.
— А мы открываем новую главу 5 страница нашего журнала, посвящённую сказкам великого поэта. Здесь, я думаю, вы все большие знатоки.
Лущик Полина «У лукоморья…!»
Задание 1.
Узнать героя по его описанию. Кто он и из какого произведения?/
1.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама — то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь — то говорит,
Словно реченька журчит.
(Царевна — лебедь из сказки «О царе Салтане…»)
2.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел.
(Царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»)
3.
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
4.
Правду молвит, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
(Царица из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Задание 2.
А сейчас узнайте героя по его словам. Кто так говорил?
1.
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
(Зеркальце из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
2.
«Ох, ты дитятко девица!
Пёс проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел».
(Черница из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
3.
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно».
(Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде»)
4.
«Не печалься, ступай себе с Богом!»
(Золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
Задание 3 «Узнай сказку по предмету».
Детям показывают предметы или рисунки, вывешивают их на доску:
- Кораблик («Сказка о царе Салтане…»);
- Зеркальце («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»);
- Яблоко («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»);
- Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде»);
- Лебедь («Сказка о царе Салтане…»);
- Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).
- Кусочек хлеба («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»);
6 страница. «Пушкин и Петербург»
— Осталось прочитать последнюю страницу нашего журнала. Она посвящена любимому городу поэта Петербургу.
— А.С.Пушкин знал и любил Петербург, во многих своих произведениях он писал о городе как историк и летописец, как бытописатель «города пышного, города бедного».
В своих бессмертных творениях поэт запечатлел красоту и совершенство города на Неве, создав в его честь поэтический гимн.
Послушайте отрывок из поэмы «Медный всадник» (Усков Дима)
— Здесь же в окрестностях Питера произошла дуэль Пушкина и француза Дантеса, в которой поэт был смертельно ранен. Дуэль состоялась 27 января 1837 года после 16 часов дня. Поэту было 37 лет, его противнику оставалась неделя до 25 лет. Пушкина привезли после дуэли с Дантесом, где он прожил всего два дня. Здесь в 14 часов 45 минут оборвалась жизнь солнца русской поэзии А.С.Пушкина. Каждый год 10 февраля множество самых разных людей приходят к петербуржскому дому с простым адресом — Мойка 12, что бы почтить память А.С.Пушкина. Здесь была последняя его квартира, здесь завершилась его яркая, но короткая жизнь. Здесь происходило и прощание народа с поэтом. В настоящее время в этом доме находится один из самых популярных музеев России — музей-квартира А.С.Пушкина.
5. Контроль усвоения, обсуждение материала
— Какую задачу мы поставили перед собой? (Открыть своего Пушкина)
— Что нового вы открыли для себя о Пушкине?
Мой Пушкин — это….
— Какая страница о Пушкине вам оказалась ближе для вашего внутреннего мира?
6. Рефлексия
— Перевернув последнюю страницу нашего журнала мы говорим П. «До скорого свидания!». Вас ждёт ещё много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтёте его стихи о дружбе, свободе, любви к Отечеству, его повести, поэмы, романы.
Приложение
Актуальность:
Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может быть определено, одним словом. С.Михалков писал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить свою Родину, может стать подлинным патриотом». Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего детства.
Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература – это средство воспитания, формирования личности ребенка.
Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, она увлекает и развлекает, учит плакать и смеяться, развивает мышление и расширяет горизонты нашего мира. Прочитанная в детстве книга оставляет наиболее глубокий след в сознании, нежели книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Трудно переоценить значение литературы в развитии ребенка. Она способствует расширению кругозора, познания об окружающем мире, формирует представления о прекрасном, способствует усвоить образцы поведения, воплощенные в образах героев. Книга развивает фантазию и учит мыслить. В процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, формируется чувство патриотизма.
Паспорт проекта
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6–7 л), воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Вид проекта: Долгосрочный (сентябрь — апрель), информационный, творческий, познавательный.
Цель проекта: Ознакомление детей с русскими писателями и их произведениями в целях нравственно-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Развивать у детей любознательность, творческое воображение, память;
2. Продолжать знакомить детей с творчеством детских писателей;
3. Научить оценивать поступки героев, анализировать произведения;
4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
5. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений;
6. Воспитывать патриотические чувства, гордость за страну в которой мы живем.
Этапы работы над проектом:
I. Поисковый этап
- Определение темы проекта, постановка цели и задач
- Изучение литературы по проектной деятельности.
- Подготовка методической литературы
II. Аналитический этап
- Введение в проблему: Модель трех вопросов (Что мы знаем о писателях представленных на выставке? Что хотим узнать? Как узнать?)
- Подбор демонстрационного материала и наглядно-дидактических пособий
- Составления ООД, сценариев и развлечений
- Создание презентаций
Сотрудничество с родителями:
- Помощь в подборе библиотеки;
- Проведение акции «Подари книгу в группу»;
- Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта;
- Изготовление книжки совместно с ребенком «Моя сказка»;
III. Практический этап.
Комплексно тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка в разных образовательных областях для реализации поставленных задач.
Перспективный план реализации проекта
Ф.И.О. автора | Дата проведения | Практическая деятельность с детьми |
С. Я. Маршак | 25.09 – 06.11 | 1. . Беседа с использованием презентации «Знакомство с С.Я.Маршаком»; ООД «В гостях у писателя С.Я.Маршака»; ООД «Литературная викторина по сказкам С.Я.Маршака» 2.Чтение произведений: «Кошкин дом» (отрывки) — чтение в лицах;«Перчатки» ;«Откуда стол пришел?» ; «Двенадцать месяцев»; «Кот и лодыри»; «Пограничники»; «Почта»;Рассказ о неизвестном герое. 3.Прослушивание произведений 4.Разучивание понравившихся отрывков 5.Совместные работы по художественным произведениям |
А.Л.Барто | 09.10 – 20.10 | 1. Беседа с использованием презентации – «Знакомство с биографией А. Барто»; ООД «Замечательные стихи великой поэтессы» 2.Вспомнить с детьми стихи А. Барто «Мячик», «Самолет», «Слон», «Зайка», «Кораблик» и т.д. 3.Познакомить с новыми произведениями «Помощница», «Девочка — ревушка», «Девочка — чумазая», «Первый урок». 4.Разучивание стихотворений по желанию. 5.Литературный вечер по стихотворениям А. Барто. |
К.И.Чуковский | 23.10 – 03.11 | 1. Беседа с использованием презентации «В гостях у Корнея Чуковского»; ООД «Творчество Корнея Ивановича Чуковского для детей»; 2.Просмотр мультипликационных фильмов “Сказки К.И.Чуковского” 3.Чтение произведений: Сказки:«Тараканище»;«Муха-Цокотуха» «Краденое солнце»; «Лимпопо»; «Крокодил»; «Федорино горе»; «Муркина книга»; «Доктор Айболит»; «Топтыгин и лиса»;«Топтыгин и луна»; «Цыпленок» Стихи: «Бутерброд»;«Черепаха»;«Чудо-дерево»; «Туфелька»; «Путаница»; «Закалялка»; «Бебека»; «Храбрецы»; «Котауси и Мауси»; «Обжора»; «Радость»; «Слониха читает»;«Поросенок»;«Федотка» 4. Практическая мастерская: “Посуда бабушки Федоры” 5. Создание книги «Детские высказывания» (по аналогии книги К.Чуковского «От двух до пяти») |
В.А. Осеева | 06.11 – 17.11 | 1. Беседа с использованием презентации «Открывая книгу, открываем мир!»; ООД «Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» 2.Чтение произведений: «Добрая хозяюшка»;«Кто всех глупее?»; «Плохо»;«До первого дождя»;«Печенье»; «Волшебное слово», «Девочка с куклой»; «Весенний дождик»; «Волшебная иголочка» (сказка); «Волшебное слово» и др. 3. Совместные работы для художественной галереи 4.Совместное просматривание мультфильмов с детьми |
Э.Н.Успенский | 20.11 -01.12 | 1. Беседа с использованием презентации «В гостях у писателя Э.Успенского»; ООД «Посылка от друзей»; 2.Чтение произведений: «Крокодил Гена и его друзья»; «Дядя Федор, кот и пес». ; «Колобок идет по следу: Повести-сказки»;«Вниз по волшебной реке»;«Вера и Анфиса» 3. Конкурс поделок и рисунков «Любимый сказочный герой». 4. Совместное просматривание мультфильмов с детьми |
В.Ю.Драгунский | 04.12 -15.12 | 1. Беседа с использованием презентации «Интересная жизнь В.Ю.Драгунского»; ООД «Веселое творчество» 2.Беседы по рассказам 3.Чтение произведений:Денискины рассказы 4.Создание стенгазеты в технике коллаж «Герои Денискиных рассказов» |
В.Г.Сутеев | 18.12 -29.12 | 1. Беседа с использованием презентации «Детский художник – писатель Владимир Сутеев»; ООД «Знакомство с творчеством В.Г. Сутеева » 2. Чтение произведений:«Разные колёса»; «Яблоко»; Мешок; «Мышонок и карандаш»;«Палочка-выручалочка»; «Дядя Миша» 3.Просмотр мультфильмов по его сценариям. 4. Беседа о прочитанных произведениях (по книгам, принесенным из дома). 5. Совместные работы для художественной галереи |
Л.Н.Толстой | 08.01 – 19.01 | 1. Беседа с использованием презентации «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого»; ООД «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». 2.Чтение произведений: «Старик сажал яблони»; «Старый дед и внучек»; «Филиппок»; «Котенок»; «Бабушка и внучка»; «Косточка»; «У Вари был чиж»; «Липунюшка»;«Святогор-Богатырь» 3. Придумывание различных окончаний к произведениям Л.Н. Толстого 4. Домашнее задание: подбор иллюстраций, загадок, пословиц к произведениям Толстого |
Н.Н.Носов | 22.01 – 02.02 | 1. Беседа с использованием презентации «Творчество Н.Н.Носова»; ООД «Волшебник и друг детей» 2.Чтение произведений: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. 3.Беседы по рассказам 4.Создание стенгазеты «Самый интересный рассказ» 5.Инсценировка по произведениям |
И.А.Крылов | 05.02 – 16.02 | 1. Беседа с использованием презентации «Баснописец И.А.Крылов»; ООД «Знакомство с творчеством И.А.Крылова» 2.Раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам. 3.Инсценирование басен И. Крылова “Лиса и Журавль”, “Мартышка и Очки”, “Стрекоза и Муравей” и др. 4.Просмотр презентаций по басням. 5.Инсценировка басни «Ворона и лисица» 6.Прослушивание фоновой музыки |
А.С.Пушкин | 19.02 – 02.03 | 1. Беседа с использованием презентации «А. С. Пушкин – великий русский поэт»; ООД «Путешествие по сказкам Пушкина» 2.Просмотр мультипликационных фильмов 3. Чтение литературных произведений: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; «Сказка о золотом петушке»; «Сказка о попе и о работнике его Балде» 4. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий. 5.Прослушивание музыки Н.А. Римский – Корсаков «Полет шмеля» |
В.В.Бианки | 05.03 – 16.03 | 1. Беседа с использованием презентации «Детям о Виталии Бианки»; ООД «По страницам книг В. Бианки» 2.Оформление с детьми книг-самоделок 3. Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц» 4.Чтение произведений: «Хвосты»; «Снежная книга» ;«Кто чем поет»; «Сова»; «Чей нос лучше»; «Лесные домишки»; «Чьи это ноги?»; «Рыбий дом»; «Теремок»; «Мастера без топора»;«Латка»; «Где раки зимуют?; «Приключения муравьишки»; «Как Муравьишка домой спешил»; «Лис и мышонок»; «На великом морском пути» «Лесные происшествия» ; «Лесные сказки и были»; «Небесный слон»; «Лесные детеныши»; «Музыкант»; «Синичкин календарь»; «Первая охота» 5.Изготовление книжек малышек «Забавные животные» |
Е.И.Чарушин | 19.03 – 30.03 | 1. Беседа с использованием презентации «Жизнь и творчество Евгения Чарушина»; ООД «Лесные сказки» 2.Чтение художественной литературы по произведениям Е.И. Чарушина, Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина», с рассматриванием иллюстраций: — «Зайчиха с зайчатами», «Медведица с медвежатами». — «Волчонок», «Зайчата», «Тигренок», «Олененок», «Медвежата», «Рысёнок». — «Волк», «Барс», «Кот-охотник», «Катание», «Волк и семеро козлят», «Зайчонок и медвежонок», «Зайцы пляшут». рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном произведении. 3.Пересказ произведений по опорным схемам. 4.Слушание «Голоса леса» |
Социально – коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»
- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека. В гостях у писателя»
- Сюжетно-ролевая игра «Семья. Сказки на ночь. Мы читаем с мамой»
Дидактические игры
- «Собираем сказку»
- «Литературное лото»
- «Волшебные предметы»
- «Волшебный сундучок»
- «Писатели и книги»
IV.Контрольный этап
Создание альбома «Мой любимый герой»
Создание книжки совместно с родителями «Моя сказка»
Фотовыставка «Я и моя любимая книга»
Презентация проекта.
Результативность проекта:
В результате реализации нашего проекта дети познакомились не только с творчеством, но и с биографией многих русских писателей. Они научились слушать, понимать смысл и анализировать художественные произведения (поступки героев, видеть их положительный или отрицательный образ). Стали внимательнее относиться друг другу, научились оказывать поддержку и помогать своим товарищам, проявлять заботу о близких. В процессе реализации проекта, у детей наблюдался неподдельный интерес к биографии и творчеству писателей.
Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей: активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи.
Родители наших воспитанников с удовольствием участвовали в реализации проекта, помогали в подборе библиотеки, создании замечательных книг совместно с детьми,подборе иллюстраций к уже проситанным произведениям, создании и приобритении атрибутов для театрализованной деятельности, читали дома произведения и просматривали научно-популярные телепередачи о жизни и творчестве писателей, смотрели совместно с детьми и мультфильмы, созданные по тем или инным произведениям, так же провели акцию «Подари книгу в группу», благодаря чему, библиотека нашей группы пополнилась интересными и удивительными книгами, написанными выдающимися литераторами.
Увлекательное общение с творчеством писателей и поэтов способствовало развитию интереса к книге и окружающему миру у детей.
Планомерная и совместная работа педагогов и родителей по данному проекту, дали положительные результаты и стали основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Использованная литература:
1. Ушакова О.С., Гарвиш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.
2. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.: Просвещение, 1984. — 240с.
3. От рождения до школы. Основная образовательная программа ДО/под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
4. Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников» СПб.: АНО ОЦ «Гелиос», 2009
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Литературная викторина
« По дорогам сказок»
Составила:
педагог дополнительного образования Березовская И.В.
г. Дорогобуж
2020 г.
Цель:актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования.
Задачи:
Образовательные:
учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам);
создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей;
расширять словарный запас учащихся.
Развивающие:
развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать.
Воспитательные:
обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг.
Ожидаемый результат:
Дети будут верить в чудеса, отличать добро и зло.
Станут более внимательными, вежливыми по отношению друг к другу.
Через сказку научатся понимать мир, ценить дружбу, будут больше читать сказки.
Оборудование, оформление:
лист критериев с оценками; аудиозаписи с песенками из сказок.
План проведения литературной викторины « По дорогам сказок»:
Организационный момент.
Представление жюри.
Разминка «Исправьте меня».
Конкурс «Фоторобот».
Конкурс «Отгадай героя и автора сказки»
Конкурс «Бюро находок»
Физминутка.
Конкурс – пантомима – «Без слов».
Конкурс – блиц-опрос.
Конкурс музыкальный.
Подведение итогов викторины.
Ход викторины:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет сегодня гостеприимной хозяйкой нашей викторины. А я помогу вам, ребята, чтобы вы были веселыми, любознательными и остроумными. Вы, конечно же, прочитали много книжек, знаете много народных и литературных сказок, а так же любите мультфильмы? Поэтому я предлагаю вам немного поиграть со сказкой. Согласны?
2.Представление жюри.
А чтобы узнать, кто же из вас лучше знает сказки, игра наша будет командной. У нас будет 2 команды: первая команда – «Чебурашки», вторая команда «Винни-Пухи». Каждый конкурс будет оцениваться нашим уважаемым жюри (представление жюри).Чья команда даст наибольшее количество правильных ответов, та и окажется победительницей.
3. Разминка «Исправьте меня»:
Василиса Преглупая |
Елена Некрасивая |
Крошечка- Горошечка |
Сестрица Гулёнушка |
Баба Бяка |
Кощей Бесстрашный |
Царевна- жаба |
Жар- муха |
Царевна- индюшка |
По собачьему велению |
Сивка- будка |
Иван-царевич и зеленый волк |
Сестрица Алёнушка и братец Никитушка |
Мальчик с кулачок |
У страха уши велики |
Лапша из топора |
4. А сейчас я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию. Конкурс называется «Фоторобот». Попробуйте узнать сказочных героев по их особым приметам:
Медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей (Винни Пух)
Мальчик. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок. Опасен! Вызывает обильные потоки слез (Чиполлино)
Кукла. Место работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Особая примета – волосы голубого цвета (Мальвина)
Кот. Место жительства – деревня Простоквашино(Матроскин)
Молодцы, ребята! Настоящие детективы!
5.Теперь я попрошу узнать, кому принадлежат слова, и из какого произведения герой.Конкурс «Отгадай героя и автора сказки»
Ваша мама пришла,
Молочка принесла.(Коза из русской сказки «Волк и семеро козлят»)
Я от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису. (Русская народная сказка «Колобок»)
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок,
Неси бабушке,
Неси дедушке.(Машенька из русской народной сказки «Маша и Медведь».)
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие крокодилы! («Бармалей» Корней Иванович Чуковский)
«Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке» («Айболит» Корней Иванович Чуковский)
Тепло ли тебе, девица?
Тепло ли тебе, красная?(Русская народная сказка «Морозко»)
Куплю папе Карло новую куртку… Куплю новую азбуку… (Буратино «Сказка Золотой ключик, или приключения Буратино» — Алексей Толстой)
Молодцы, ребята! Оказывается, вы действительно любите и знаете сказки. 6.Следующий конкурс – «Бюро находок». Задание – назвать произведение и автора, героя, которому принадлежат потерянные вещи, а также прочитать строчки произведения, где речь идет об этих сказочных предметах.
Зеркальце | «Свет мой, зеркальце, скажи..» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» |
Перчатки | С.Я. Маршак. «Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки, вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной». |
Мыло | К. И. Чуковский «Мойдодыр». «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое». |
Лимон Луковица | Дж. Родари «Приключения Чиполлино». |
Горошина | Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине». |
Туфелька | Шарль Перро «Золушка». |
Лопнувший шарик | Англ.писатель – Алан Александр «Милн» «Вини-Пух и все все все». |
Аленький цветочек | С.Г. Аксаков «Аленький цветочек». |
Зонтик | Г.-Х. Андерсен «Оле-Лукойе». |
Телефон | К.И. Чуковский «У меня зазвонил телефон». |
Чемоданчик с красным крестом | К.И. Чуковский «Доктор Айболит». |
Ключ «Приключения Буратино» Алексей Толстой
Красная шапочка «Красная шапочка» Шарль Перро
Яйцо «Курочка ряба» Русская народная сказка
Цветик-семицветик«Цветик — семицветик» Валентин Катаев
7.Физминутка.
Вы на славу потрудились
И немного утомились.
Дружно встать нам всем пора:
Начинается игра.
Сказка даст нам отдохнуть?
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
«Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево, вправо 10 раз».
Вот Дюймовочки слова:
«Чтоб была спина прямая,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
1,2,3,4,5
Повторите-ка опять!
Дала нам сказка отдохнуть?
Отдохнули?
Снова в путь!
8. А сейчас самый трудный конкурс – пантомима – «Без слов». Почему самый трудный?Да потому, что ответ надо не сказать, а показать.Задание – командам предлагается без слов изобразить ответ на загадку.
Комар.
В этой книжке — именины,
Много было там гостей,
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил, но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
Кот.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Молоком питается.
Буратино.
Пусть идет вперед, не зная страха,
Следом за прекрасною мечтой.
Тот, кому старуха-черепаха
Подарила ключик золотой.
Покажите нам этого мальчишку.
Спящая красавица.
Эта сказка не нова,
В ней принцесса все спала,
Феи злобной в том вина
И укол веретена.
9.Конкурс – блиц-опрос.
Кто пошёл рыбу ловить, и хвост в проруби оставил?
Чем кормила лиса журавля?
Из чего фея сделала карету Золушке?
Как звали корову кота Матроскина?
Спой песенку крокодила Гены.
Кто говорил: «Это неправильные пчёлы, они делают неправильный мёд»?
В каком городе жил Незнайка?
Назови главных героев м/ф « Каникулы в Простоквашино».
Где находится смерть Кощея Бессмертного?
Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?
Кого спасла Дюймовочка?
Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
Какими словами начинаются русские сказки?
Назовите любимое выражение Карлсона ?
Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»
Как позвать Сивку-Бурку?»
Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
Какого цвета были волосы у Мальвины?
Что потеряла Золушка после бала?
В чем летает Баба Яга?
Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»
10.Спасибо! Предлагаю последний конкурс, но не простой, а музыкальный. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны узнать, из каких мультфильмов взяты строки следующих песен.(Включается запись)
1.Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу, все лежу
И на солнышко гляжу! («Как львенок и черепаха пели песню»)
2. С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается в улыбки. («Крошка Енот»)
3. Я водяной. Я водяной.
Поговорил бы кто со мной!
А то мои подружки
Пиявки да лягушки!
Эх, жизнь моя жестянка…
Да ну ее в болото!
Живу я, как поганка,
А мне летать охота! («Летучий корабль»)
4. Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги! («Бременские музыканты»)
Расскажи, Снегурочка, где была?
Расскажи-ка, милая, как дела? («Ну, погоди!»)
Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой.
И не ясно прохожим
В этот день непогожий
Почему я весёлый такой. («Чебурашка и Крокодил Гена»)
Если я чешу в затылке
Не беда,
В голове моей опилки
Да, да, да.(Винни Пух и все…все…все)
Если долго, долго, долго,
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке,
Топать, ехать и бежать. (Красная шапочка)
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо. (День рождения Кота Леопольда)
Вот это да! Оказывается, вы, ребята, любите не только читать сказки, но и смотреть мультики? Ребята, сегодня вы доказали всем, что много читаете и много знаете.
Ах, как дружно мы играли,
И нисколько не устали.
Добрая сказка, спасибо!
Ты научила нас любить,
Ты научила нас всех дружить,
Ты научила нас игре,
Ты научила нас всех доброте!
11.Подведение итогов викторины. Слово жюри.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/441460-literaturnaja-viktorinapo-dorogam-skazok