Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Урок литературного чтения
3 класс
Подготовила: О.В.Кожемяко, учитель начальных классов
МБОУ СОШ 1 г. Чехов -
2 слайд
Описание слайда:
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди
-
3 слайд
Описание слайда:
Исследование
С.Я.Маршак сказал: «Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки»
? -
4 слайд
Описание слайда:
Цели урока:
Развивать умение находить необходимые доказательства в тексте.Найти признаки волшебной сказки.
Сравнить с народной сказкой. -
5 слайд
Описание слайда:
Речевая разминка
А.С.Пушкин о своих детских впечатлениях:
« И шёпотом рассказывать мне станет о мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало, едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы».
О ком говорит автор?
Няня – Яковлева Арина Родионовна -
6 слайд
Описание слайда:
Словарная работа
придворные, ближайшие к царю или князю.
Зыбей —
Клив —
Град —
Колымага —
Двор —
Венец —
зыбь- лёгкая волна.
клюв.
город.
большая старинная телега.
драгоценный головной убор. -
7 слайд
Описание слайда:
Жанр – это вид литературного произведения.
СКАЗКА -
8 слайд
Описание слайда:
Признаки сказки
Зачин
Счастливая концовка
Превращения
Герои — помощники
Борьба добра и зла
Троекратные повторы
Испытания
Волшебные предметы -
9 слайд
Описание слайда:
Композиция
– это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка. -
10 слайд
Описание слайда:
Сказочные приметы
Зачин
отсутствует -
11 слайд
Описание слайда:
Троекратное повторение
-
12 слайд
Описание слайда:
Троекратное повторение
Три раза князь Гвидон превращался в насекомое. -
13 слайд
Описание слайда:
Николай Андреевич Римский – Корсаков
(1844 – 1904 г.г.) -
14 слайд
Описание слайда:
«Полет шмеля»
Опера
– это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. -
15 слайд
Описание слайда:
Троекратное повторение
Царевна Лебедь выполняет три чуда -
16 слайд
Описание слайда:
Сказочные герои
Добрые Злые -
17 слайд
Описание слайда:
Что делает сказку волшебной?
волшебные герои
волшебные превращения
повторы -
18 слайд
Описание слайда:
Волшебные события, герои, предметы
-
19 слайд
Описание слайда:
Сказочная концовка-есть.
Я там был; мёд-пиво пил-
И усы лишь обмочил.
Зло наказано?
А у А.С.Пушкина прощено -
20 слайд
Описание слайда:
Средства художественной выразительности
Гипербола – это преувеличение. -
21 слайд
Описание слайда:
Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке?
Постоянный эпитет- синее море…
Лебедь белая
Князь ты мой прекрасный
славного Салтана
желанная страна
терем высокий -
22 слайд
Описание слайда:
Подумаем вместе!
Можно ли «Сказку о царе Салтане…» сравнить с народной сказкой ? -
23 слайд
Описание слайда:
«Сказка о царе Салтане….»
Народная сказка
Начинается с зачина.
Зачина нет.
Троекратное повторение.
Троекратное повторение.
Волшебные герои.
Волшебные предметы, события.
Волшебные герои.
Волшебные события (превращения).
Добро побеждает зло.
Добро побеждает зло.
Зло наказано.
Зло прощено.
Сказочная концовка.
Сказочная концовка.
Сказочный язык.
Сказочный язык. -
24 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД:
С.Я.Маршак сказал: «Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки»
? -
25 слайд
Описание слайда:
Замысел сказки А.С.Пушкина
Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?… -
26 слайд
Описание слайда:
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух,
В них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода. -
27 слайд
Описание слайда:
Молодцы!
Спасибо за урок!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди
Похожие материалы
-
Вопросы по книге С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» с ответами
-
Конспект урока по литературному чтению на тему «Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь»
-
Технологическая карта урока Литературное чтение Тема: КВН по сказкам пушкина Класс: 3
-
Конспект урока по литературному чтению на тему «Тема: А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»»
-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема урока: К. Г. Паустовский «Барсучий нос» Класс: 3
-
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 кл
-
Конспект урока по литературному чтению :»В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.» 3 класс (УМК Перспектива)
-
Конспект урока на тему «Согласная буква М»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5457455 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.
Цель:
1)
а) показать элементы
анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые
особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
народной;
2)
работать над навыками
выразительной речи;
3)
учить работе с текстом;
4)
закрепить литературные
термины «жанр», «сюжет», «композиция»
Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.
Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина,
рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…»
,компьютер, интерактивная доска
Планируемые результаты
Личностные
-включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне;
-регулирование поведения в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;
-эмпатия, понимание чувств других
людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое
чувство на основе знакомства с художественной культурой;
-познавательная мотивация учения.
Познавательные
— расширять знания учащихся о
жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.
Регулятивные
-определять цель учебной деятельности;
-контролировать выполнение задания
-определять степень успешности выполнения своей работы
и работы других обучающихся.
Коммуникативные
-работая в группе учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;
-собственную позицию и координировать
её с позицией партнёров при выработке решения;
-оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
-владеть диалогической формой речи.
Ход урока:
1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Постановка
проблемного вопроса.
Сегодня займемся
анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».
Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)
1.
Есть волшебство
2.
Странствия,
приключения героев
3.
Кто-то мешает или
помогает
4.
Герой воюет с
нечистой силой
5.
Эпизоды повторяются
по 3раза
6.
Есть зачин,
концовка
7.
Добро побеждает зло
А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)
1.
Повторы
2.
Общие места
3.
Строй сказки
плавный, напевный
4.
Сказочник рисует
словами образы, как красками
А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите
памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается
понятия «жанр» по сказке
Жанр – это вид
литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» —
литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.
Пушкин придумал характеры
своим героям, побуждения, поступки
В кухне злится
повариха (злость)
Плачет у станка
ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене
(зависть)
С ободренною душой
князь пошел к себе домой (спокойный)
Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)
Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил
1.
Хищный
Что еще придумывает Пушкин для своих героев?
Мысли
Приведите
примеры
Кабы я была
царица, —
Говорит одна
девица, —
То на весь
крещенный мир
Приготовила б я
пир…
Кабы я была
царица, —
Третья молвила
сестрица, —
Я б для батюшки
царя
Родила б богатыря
Любовь, ненависть, зависть, печаль,
благодарность…
А теперь
определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)
(Отметить на листе
под цифрой 2 — письменно)
Век тебя я
не забуду:
Отплачу
тебе добром,
Сослужу
тебе потом!
2.
Благодарность
Какая еще особенность литературной сказки отмечается?
Пушкин придумывает ход событий
Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»
Разговор 3 девиц
подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку
бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;
Та подарила
Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился
на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.
Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)
Докажите, что Пушкин
некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором
из русских народных сказок?
Имена (Бабариха,
царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)
Костюмы (В чешуе,
как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)
Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД)
и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)
Весь сияя в
злате он сидит в палате на престоле и в венце
3.
Салтан
Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из
народных сказок
Приключения, странствия героев:
Бочка по морю
плывет…
А ткачиха с поварихой,
с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…
Как вы понимаете эту шутку?
А ткачиха с
поварихой
С сватьей
бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят
Двух сестер укусил
Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.
А комар-то злится,
злится
И впился комар как
раз
Тетке прямо в
правый глаз.
Повариха
побледнела, обмерла и окривела!
Зажужжал он и как
раз
Тетке сел на левый
глаз,
И ткачиха
побледнела:
«Ай!» — и тут же
окривела.
Мы не
случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.
Что вы
можете сказать о времени и месте действия?
Сказка на вечные
времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана,
город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не
худо…
Что общим
является для сказки литературной и народной?
Мораль
Какую
мораль можно извлечь из этих слов?
А ткачиха с
поварихой
С сватьей
бабой Бабарихой
Разбежались
по углам:
Их нашли
насилу там.
Тут они во
всем признались,
Повинились, разрыдались
Не надо совершать злые поступки, не
надо завидовать
Царь для радости
такой отпустил всех трех домой…
Ветер по морю гуляет…
Учит справедливости , добру, правде
II. Анализ сказки по плану «Сюжет».
Что такое сюжет?
Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.
В сказке всегда
кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун.
Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по
дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет
Помогаем
приводить примеры
Гвидон летает к
царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея,
мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается
счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.
III.
Рассмотрим план под названием «Композиция».
Что такое композиция?
Композиция – это
построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)
Три девицы под
окном
Пряли поздно
вечерком…
В сказке
есть концовка:
Я там был, мед,
пиво пил
Да усы лишь
обмочил.
В сказке эпизоды
повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли
Цифра 3
волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.
3 раза Гвидон
превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за
помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился
чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они
рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.
IV.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и
выполняют движения.
V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки.
Перечислим их
(см.план на ИД)
1.
Синонимы
2.
Сравнения
3.
Эпитеты
4.
Противопоставления
5.
Ондокоренные слова
6.
Сложные слова
7.
Славянизмы
8.
Определение после
определяемого слова стоит
9.
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы
10.
Усилительные
частицы, обращения и т.д.
Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями
Словно реченька
журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да
за пояс не заткнешь
Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?
Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!
Бог вас,
дети, наградит
Обращение
Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?
Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?
Сложные слова
Найдите в
тексте эпитеты
Синее море, божий свет, тугой лук,
добрый путь
На листке
поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам
он в гости собирался, а доселе не собрался»
5.
Противопоставление
VI. Давайте проведем маленькую викторину по
знанию текста( викторина на ИД)
VII.Рефлексия.
Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал
сказку Пушкин. На экране следующие цифры:
Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.
Подробная запись в Михайловском – в 1824г.
14 стихов, остальное проза – 1828г.
Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с
Жуковским.
А легко ли и интересно вам было читать сказку?
Да
Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.
А теперь
подведем итоги нашему уроку.
Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между
собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?
Вид литературы. Последовательность
событий. Построение произведения
На этом
урок закончен
Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»
По теме: «Сказка о царе
Салтане», сравнение народной и литературной сказок, особенности волшебных
сказок, и спользованием техники ментальных карт.
Автор: Хибабаева
Лейла Гюльметовна.
Место и роль урока в изучаемой теме: Комбинированный урок
Цели: Провести сопоставительный анализ
литературной сказки Пушкина с народной.
Планируемы результаты:
·
определять
отличительные особенности литературной сказки;
·
совершенствовать
навыки чтения;
·
развивать
умение анализировать художественное произведение;
·
содействовать
воспитанию любви к поэтическому слову;
·
воспитания
милосердия, ответственности, доброты, правдивости;
·
развивать
чувства прекрасного посредством художественного слова;
·
развивать
умение взаимодействовать с одноклассниками.
Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1
частьКлиманова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России, презентация, карточки.
1. Орг.
момент:
Встали ребята,
повернулись к гостям. (Приветствие гостей).
2. Ход.
Урока.
3. Мы
с вами начинаем урок литературного чтения, урок который развивает не только
нашу память, не только нашу речь, наше внимание и мышление; но и развивает
самое главное; наши эмоции, нашу фантазию, наше сердце и душу.
За что мы любим урок литературного
чтения? (Ответы детей: 1) Узнаём много нового; 2)
Узнаем новых писателей, 3) читаем разные, интересные произведения).
Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (Новых
знаний)
А что необходимо, чтоб у нас урок
получился? Внимательно слушать учителя.
Я желаю вам настроиться на рабочий лад, и
конечно же у вас всё получиться.
И так, посмотрите пожалуйста на модели
которые лежат перед вами, возьмите модели, прочитайте, что нужно выполнить?
(Заполнить модель чтения). Даю вам ровно одну минуту для заполнения этих
моделей самостоятельно. Кто уже выполнил? а)С
помощью моделей мы узнаем какой раздел мы изучаем? (Великие русские писатели.)б) Биографию какого великого писателя
мы изучали на прошлом уроке? (Биографию
А.С. Пушкина.)в) Какие стихотворения А.С. Пушкина мы изучили с вами? Кто
нам прочитает фрагмент из любого стихотворения?Какое произведение А.С. Пушкина
мы изучаем? (Сказка о царе Салтане.) Что
было задано на дом? (Выучить наизусть любой фрагмент из сказки.) Кто прочитает фрагмент из сказки? Красиво с вырожением.
Скажите пожалуйста,
понравилось ли Вам читать данное произведение? Ответьте почему? (Сказа о Царе
Салтане очень интересно читать, потому что автор показал нам волшебный
сказочный мир, где есть настоящие богатыри, есть лебедь белая, исполняющая
желания.Но больше всего мне понравилась, то что добро побеждает зло).
Я сегодня предлагаю вам,
провести сравнение данной сказки на наличие авторских признаков, а за основу мы
с вами возьмём слова Самуила Яковлевича Маршака сказал, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной…
Но для
начала нам необходимо вспомнить:
1. Что такое сказка?
2. Какие бывают сказки по написанию?
3. Структура сказки?(Зачин, основная часть,
концовка).
После этого
мы приступим к сравнению; и так,
1.
Что такое
сказка?
2.
Какие
бывают сказки по написанию? (Авторские и народные)
3.
Напомните мне признаки авторской сказки: 1. Наличие автора. 2. Известен год
написания. 3. Письменная форма. 4. Жанр смешанный.
4.
Напомните мне признаки народной сказки: 1. Автор народ. 2. Год написания не
известен. 3. Устная форма (из уст в уста). 4. Каждая сказка имеет определённый
жанр.
5. Виды
сказок? а) О животных. (Главные герои животные? б) Волшебные сказки(Фантастический
мир).в) Бытовые сказки. (Описывается обыденная жизнь).
К какому
виду относится сказка о царе Салтане?
А теперь
давайте проанализируем сказку на сравнение её признаки из сказки о царе Салтане
авторской сказки и народной сказки:
Скажите
пожалуйста, сказка о ЦС авторская или народная, есть автор у сказки? (А.С.Пушкин),
а так же есть год написания 1831 г. есть ли в данной сказке зачин? Здесь
авторский зачин, «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком», Это говорит о
том, что события существуют не где-то там далеко, а здесь рядом с нами, на
русской земле.
Фома
написания какая? Письменная форма.(Ребята, в авторской сказке реалистично
описаны или предметы или герои, пейзажи) есть в этой сказке реалистичные
описания?
А знаете ли
вы, что, сюжет ко многим сказкам А.С. Пушкин позаимствовал из тех народных
сказок, которые в детстве рассказывала ему его няня, кто помнит, как звали няню?
(Полина Родионовна)
Сказка о
царе С. Это вольная обработка народной сказки, автор свободно изменял и
дополнял сюжет, сохраняя при этом, народный характер содержания.
Ребята мы с
вами выделили основные признаки авторской сказки из изучаемой нами сказки, а
теперь давайте выделим признаки народной волшебной сказки, какая же ВОЛШЕБНАЯ
СКАЗКА БЕЗ ВОЛШЕБНЫХ ГЕРОЕВ И Предмет… (Есть ли в этой сказке волшебные
герои и предметы?) ДА, Например: волшебная лебедь, 33 богатыря, дядька
Черномор, белка. Предметы золотые орешки, какие орешки «ядра чистый изумруд»
Не одна
волшебная сказка не обходится без волшебных превращений, Какие превращения были
в этой сказке, давайте вспомним; (Лебедь превращение в прекрасную
принцессу) князь Гвидон рос не по дням, а по часам), т. е. в данной
сказке очень много превращений верно?
В народных
сказках есть чёткое разделение на добрых и злых персонажей, назовите мне их: (Добрые
Гвидон, царевна –лебедь, царица).Злые- ткачиха, повариха, коршун.)
В волшебных
сказках обязательно должны быть троекратные повторы, т.е. действия повторяются
3 раза есть ли в этой сказке такие повторы. (Князь Гвидон превращается
в муху, в комара, в шмель;царевна-лебедь трижды исполняет желания
князя-Гвидона.)
Поработайте
в парах с соседом по парте. Создайте синквейн к данному произведению. Но прежде чем начать
работать, давайте мы вспомним что такое синквейн?
Синквейн–
это не рифмованноерифма это?стихотворенье
состоящее из 5 строк, появился синквейн
в начале 20 века в Америке, с 1997 года, синквейнстал
популярен и в России.
Как
заканчивается изучаемая нами произведение?
Подведём итоги урока…
— Чем занимались на уроке?
— Решили мы те задачи, которые ставили перед собой?
— Что нового узнали на уроке?
Рефлексия…
— Оцените свою работу. Если вам понравился урок, покажите мне
солнышко.
— Если урок не понравился, покажите тучку.
Дом. зад.: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе
Салтане»
и «Перевёрнутый урок»
Урок окончен! Спасибо за работу!
Перевёрнутый урок –
метод, по которому учащиеся с новым материалом знакомятся самостоятельно дома,
самостоятельно.
1.Организационный этап.
Создание учебной мотивации.
— Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились
на прошлых уроках литературного чтения? Что вы уже знаете об этом авторе?
Кластер на слайде заполняется одновременно с ответами детей. (Слайд 2)
Великий русский писатель, солнце русской поэзии. В
прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых,
сказки для детей.
-Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами продолжим
работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» (Слайд 3)
— Вспомните, какое полное название этой сказки?
Дети слушают, смотрят на портрет писателя, вспоминают известные
им факты из биографии поэта. (Мы говорили о творчестве А.С.Пушкина.
Великий русский писатель, солнце русской поэзии. В
прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых,
сказки для детей.)
Дети вспоминают или находят в учебнике полное название сказки
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди»
Познавательные УУД: Поиск
нужной информации, построение правильного
речевого высказывания.
Личностные УУД:
Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;
выработка учебной мотивации, постановка учащимися целей
учебной деятельности на уроке.
Регулятивные УУД:
Осознавать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: Определять
и высказывать свою точку зрения.
2.Актуализация знаний учащихся.
Анализ сказки и составление сравнительных характеристик
главных героев.
3. Физкультминутка
А.С.Пушкин назвал свое произведение «Сказка о царе
Салтане, о славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
— Каким представляет в названии Пушкин князя Гвидона?
Оправдывает ли князь Гвидон это звание?
Докажите своё мнение примерами из текста.
1. Рос не по дням, а по часам. Так обыкновенный ребенок
не может, только богатырь.
2. Управляет силами природы. Смог подчинить себе волну.
3. Спас от смерти Лебедь, не пожалел единственной стелы.
Составление характеристики князя Гвидона. (Слайд 4)
-Какие ещё черты характера открываются нам в поступках
князя Гвидона?
— А как он относится к своим родителям?
— Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в
своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое?
— Перечислите чудеса, которые появились на острове.
— Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои
сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах князь Гвидон,
царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой.
-Какое из чудес вам понравилось больше всего? Прочитайте. Почему
оно вам понравилось?
(Слайд 5 — 7)
-Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и
исполняет все его желания?
— Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами
из сказки. Составление характеристики царевны Лебедь (Слайд
-Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше
подойдут к его характеру? (Слайд 9)
Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный.
Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его
матери?
Как были наказаны завистницы?
Дети слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.
( Славный и могучий богатырь)
Дети ищут в сказке подтверждение своим мыслям,
находят и читают отрывки из сказки.
(«и растет ребенок там
не по дня, а по часам»
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!») Дети делают выводы о душевных
качествах князя Гвидона. ( Князь Гвидон очень добрый, он защищает
слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди.
Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на
княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.)
Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки.
(Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе
на остров.)
Дети слушают вопросы, вспоминают сказку, отвечают на вопросы. (У
него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.) Дети
находят и вычитывают подходящие отрывки из сказки, доказывая свое
мнение словами автора. ( Они говорят по-разному. Князь Гвидон — с
печалью, купцы — с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно,
ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.)
Дети высказывают свое мнение, делятся своими мыслями.
(В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь
исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем
помочь.)
Дети думают, вспоминают сказку, выбирают слова для
характеристики царя Салтана.
(Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от
других.)
Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки.
(Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь
Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.)
Познавательные УУД:
Анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений,
установление причинно-следственных связей, обобщение.
Коммуникативные УУД:
Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и
выслушивание чужого мнения.
Личностные УУД:
Нравственно-этическая ориентация.
Познавательные УУД:
Анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки
рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.
Регулятивные УУД:
Контроль за выполнением и результатом своих учебных
действий.
Коммуникативные УУД:
Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и
выслушивание чужого мнения.
4.Творческое задание
— Вспомните, какие сказки А.С. Пушкина вам еще знакомы?
-Сейчас, я предлагаю вам выполнить задание в
группах. Я раздам вам карточки с заданием. На каждой будет указано имя
сказочного героя из любой другой сказки Пушкина. Вы посовещаетесь со своими
соседями и составьте его характеристику по
плану. Прочитайте ее классу, не называя сказочного героя.
А мы попробуем догадаться, о ком идет речь. На слайде дан
план характеристики (Слайд 10)
1. Внешность, характер героя.
2. Поступки и действия героя.
3. Отношения автора к герою.
4. Ваше отношение к герою.
Выступление групп с зачитывание характеристик сказочных героев и
коллективное отгадывание сказочных персонажей.
Дети вспоминают и отвечают на вопрос учителя.
(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка
о золотом петушке»)
Работа в группах по 4 человека.
Дети получают карточки с заданными героями сказок Пушкина.( 1группа – старуха
из сказки «Золотая рыбка», 2 группа – золотая рыбка , 3 группа – старик
из сказки «Золотая рыбка», 4 группа – мачеха из «Сказки о мертвой царевне
и 7 богатырях», 5 группа – молодая царевна из «Сказки о мертвой царевне и 7
богатырях».)
Познавательные УУД: Построение
речевого высказывания, поиск известной информации.
Коммуникативные УУД:
Работа с партнером, диалог с учителем.
Регулятивные УУД:
Взаимопроверка, контроль и коррекция.
Познавательные УУД:
Смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение, построение
логической цепочки рассуждений
5.Работа над жанровыми особенностями произведения.
— Можно ли сказки Пушкина
сравнить с народными сказками?
— Что у них общего с народными сказками?
-Чем они отличаются?
(Слайд 11)
Общие черты:
Зачин, развитие событий и концовка.
Народные слова и выражения. (Но жена не рукавица, с белой
ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь. В путь-дорогу собирался. На море,
на окияне…)
Победа добра над злом.
Живет и чудо, и реальность.
-В чем же отличие сказок Пушкина от народных?
Отличия:
Стихотворная форма.
Много эпитетов, сравнительных оборотов речи.
Дети внимательно слушают вопросы учителя и аргументировано
отвечают.
( Сказки Пушкина очень похожи на народные. В них всегда добро
побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь
Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть
народные пословицы и поговорки.)
(Сказки Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в
стихотворной форме.)
Познавательные УУД: Анализ,
сравнение, обобщение, построение логической цепочки рассуждений, вывод.
Коммуникативные УУД:
Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и
выслушивание чужого мнения.
Регулятивные УУД:
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи
и контроль полученного результата.
5.Итог урока.
Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведем
его итог. (Слайд 12)
— Что нового удалось нам сегодня узнать о
творчестве А.С.Пушкина?
— Какая работа для вас была самая интересная?
-Какое задание оказалось самым трудным?
— Что бы вы хотели узнать о нашем великом
поэте?
Домашнее задание: подготовить к
следующему уроку иллюстрацию к своей любимой сказке А.С.Пушкина, прочитать
или выучить наизусть тот отрывок, который подходит к вашему рисунку.
Дети слушают, отвечают на вопросы, сравнивают свои результаты,
делают выводы.
Познавательные УУД:
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия
способов и условий действия.
Коммуникативные
Умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД:
Оценивание детьми собственной деятельности.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 93-95
А. Пушкин «Няне»
Размышляем о прочитанном
1. К кому обращено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.
Это стихотворение обращено к няне поэта. Оно пронизано нежностью и любовью.
Отношение поэта к няне выражено в первых двух строках: Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя.
2. Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?
Поэту кажется, что няня горюет, тоскует, грустит. Ей одиноко, она привычно вяжет спицами, но постоянно смотрит в ворота. Она ждёт и переживает, волнуется.
3. Как вы понимаете слова и выражения:
Подруга дней моих суровых. Няня всегда поддерживала поэта, даже в самые тяжелые для него минуты.
Давно, давно ты ждёшь меня. Поэт давно не был у няни.
Горюешь, будто на часах. Печалишься каждую минуту.
Глядишь в забытые вороты. Тревожно ждёшь, что поэт приедет.
Тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь. У няни тяжело на душе, она боится за поэта.
4. Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряжённом ожидании няней своего питомца?
Эпитеты: наморщенных, забытые, чёрный, отдалённый.
Сравнения: будто на часах.
Метафоры: медлят спицы, теснят грудь.
Творческое задание
Подготовьте с одноклассниками беседу «Пушкин и няня».
Пример беседы с одноклассниками на тему «Пушкин и няня» для 5 класса
— Пушкин очень любил свою няню Арину Родионовну Яковлеву и посветил ей несколько стихотворений, в том числе и изученное на этом уроке.
— Это действительно так, ведь няня воспитывала поэта в детстве, рассказывала ему сказки, утешала в горе, радовалась его успехам.
— Няня была для поэта настоящим другом, поэтому он так нежно к ней относился.
— Даже став взрослым, поэт не забыл о няне и часто навещал её, по-прежнему с удовольствием слушая её сказки.
— В сказках няни Пушкин черпал вдохновение для своих собственных сочинений. Он запоминал особенности их звучания и использовал народный язык в сказках.
— Таким образом, няня оказала большое влияние на творчество великого поэта, за что мы все должны быть ей благодарны.
А. Пушкин «У лукоморья»
Размышляем о прочитанном
1. О каких чудесах, необыкновенных героях знаете вы из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев.
Из народных сказок я знаю о многих необычных героях: Иване-царевиче, Емеле, Елене Прекрасной, Бабе-Яге, Кощее Бессмертном.
В народных сказках постоянно происходят чудеса и превращения. Лягушка становится царевной, волк оборачивается конём или Еленой Прекрасной, Емеля становится красавцем и ездит на печи.
2. Каково общее настроение этого отрывка?
Общее настроение возвышенное, поэт рассказывает про огромный волшебный мир, которым гордится. Но он не может удержаться от улыбки.
3. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: «там леший бродит… Кощей над златом чахнет»? Расскажите об этом.
Я представляю сказочный тёмный лес, полный странных следов и обитателей. Среди елей бродит леший, оборванный старичок с носом-веткой. Я вижу, как на берег моря выходят прекрасные витязи и отряхиваются, как кошки. Я вижу бой красавца королевича со старым злым царём, я вижу волшебника, поднявшего в небо богатыря, а тот размахивает мечом и крепко держится за бороду. И я вижу Кощея, скелет, который склонился над сундуком с золотом.
4. Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы когда читаете пролог к поэме «Руслан и Людмила»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?
Я вспоминаю народные сказки «Баба-Яга», «Иван-царевич и серый волк».
Литературные: Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», Андерсен «Русалочка».
Юмор и фантастика сочетаются в строках: ступа бредёт сама собой, Кощей чахнет, русалка на ветвях и многих других.
Фонохрестоматия.
1. Вы прослушали пролог к поэме «Руслан и Людмила».
2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? Найдите их в тексте, а затем ещё раз внимательно прослушайте. Как их читает актёр? Меняется ли интонация актёра? Если да, то попробуйте объяснить причину этих изменений.
Первые шесть строк пролога является классическим зачином, в котором автор знакомит нас с местом действия.
Последние четыре строчки классическая концовка, где автор пьёт мёд и слушает сказки кота.
Зачин и концовку актёр сознательно выделяет интонацией. Он их читает возвышенно, но спокойно. Он словно подготавливает слушателя, читая зачин, и успокаивает эмоции, читая концовку.
А вот когда он читает основную часть пролога, он добавляет в голос восхищение красотами и чудесами, говорит проникновенно, доверительно, местами улыбаясь.
3. Подготовьте выразительное чтение пролога, постарайтесь при этом передать таинственную, волшебную атмосферу зачина, широту и величие панорамы сказочного пространства, мягкий юмор концовки.
Читаем проникновенно, доверительно. Добавляем улыбку в смешные строки, например, про русалку или ступу.