Сказка о царе салтане время и место написания

Автор андрей измаилов на чтение 9 мин. просмотров 2 опубликовано 29.05.2021 краткое содержание главные герои сказки о царе салтане: царь

На чтение 9 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Краткое содержание

Главные герои сказки о царе Салтане:

  • царь Салтан;
  • его сын — князь Гвидон;
  • царевна-лебедь;
  • супруга царя и ее сестры.

Краткое содержание сказки о царе Салтане

Три сестры

Сказка начинается с описания вечернего времяпрепровождения трех сестер. Они сидят под окошками светлицы и мечтают о том, что могло бы быть, будь они царицами. Вечереет, а девушки прядут пряжу и разговаривают. Первая из сестер говорит о том, что (при условии – она царица) она устроила пир на весь крещеный мир. Вторая предполагает, что она могла бы отличиться тем, что смогла бы наткать много полотна, а третья обещает подарить наследника царю.

Царь слышит эти разговоры, и в самый ответственный момент входит к девушкам.

Важно! Правитель повелевает первой девушке стать поварихой, второй – ткачихой, а третью берет в законные супруги.

Идет время, и царю нужно уехать в дальние края. В это время у его супруги появляется на свет сын. Старшие ее сестры — завистницы, и они тайно извещают царя о том, что у него родился не ребенок, а невесть кто. Царь в ответ приказывает ждать его возвращения. Но придворные его не слушаются. Они жену царя с младенцем сажают в бочку, а бочку смолят и бросают в открытое море.

Краткое содержание сказки о царе Салтане

Бочку носит по волнам и, наконец, ее выбрасывает на берег острова, где никого нет. Царевич, который наречен Гвидоном, уже подрос. Ему лет двадцать. Он выбирается из бочки. Вынимает матушку. Оба они голодны. Тогда, чтобы утолить голод, Гвидон идет поохотиться.

Подходит юноша к морю и видит, что белая лебедь не может отбиться от коршуна. Он спасает прекрасную птицу. В ответ на такой благородный поступок лебедь платит благодарностью.

В результате на этом необжитом месте вырастает прекрасный город, в котором княжит Гвидон.

Это интересно! Сокращенное чтение: краткое содержание поэмы «Полтава» Пушкина

Город видят купцы, проезжающие по торговым путям. Они приплывают в царство Салтана и рассказывают государю о диковинном городе. Также они сообщают своему правителю, что он приглашен в этот город. Этот разговор слышит князь Гвидон. Он ранее превратился в комара, забился в одну из щелей купеческого корабля и вместе с ними приплыл к Салтану.

Краткое содержание сказки о царе Салтане

Его тетка, которая назначена поварихой, ведает царю о диковинной белке, которая грызет золотые орехи. Царь, услышав о таком диве, не хочет ехать к Гвидону. За не слишком хороший поступок комар ужалил в глаз тетку.

Князь возвращается в свой город. Он идет к морю, вст

речает там лебедь и рассказывает ей о белке. По его просьбе лебедь переносит белку в город Гвидона.

Проходит какое-то время. Снова купцы едут к Салтану, и ведают ему о белке и снова приглашают царя в гости. В этот раз царевич превращается в муху и слушает разговор. Но вторая его тетка – ткачиха рассказывает государю о Черноморе и 33 богатырях. Царю хочется увидеть это диво, и он снова не едет к Гвидону. Тогда царевич в обличье мухи кусает тетку в глаз.

Спустя еще некоторое время купцы в очередной раз следуют мимо острова Гвидона в царство Салтана. Хозяин острова в виде шмеля едет с ними. По приезде купцов состоялся разговор, во время которого Бабариха ведает Салтану о прекрасной царевне.

Краткое содержание сказки о царе Салтане

А купцы снова приглашают Салтана к Гвидону. Царь пленен рассказом о чудо-царевне и снова отказывается от приглашения. По этой причине шмель укусил Бабариху в нос.

Князь возвращается на остров в город. Он идет к морю и говорит лебеди, что хочет связать себя узами брака с той царевной, о которой слышал у отца. Лебедь превращается в прекрасную девушку, и Гвидон женится на ней.

Тем временем Салтан спешит в гости к князю. Когда он ступает на берег, то понимает, что мать Гвидона – это его супруга. Он обрадован, что семья воссоединилась. Прощены все. Все живут долго и счастливо.

Это интересно! Роман Дубровский: краткое содержание произведения по главам

Полезное видео: А С Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Характеристика главных героев

Главные герои — это персонажи, вокруг которых завязан весь сюжет истории. Их образы могут быть положительными, отрицательными или даже нейтральными. Всё зависит от их поведения и действий.

Царь Салтан

Автор не даёт чёткого описания внешности царя. Можно предположить, что это был взрослый мужчина, не лишённый привлекательности, иначе о браке с ним не мечтали бы юные девушки. Если описать персонажа языком, понятным для детей, то характеристика царя Салтана (3 класс) будет выглядеть следующим образом:

  • добрый — простил сестёр царицы, когда узнал, что они натворили;
  • мудрый — не стал сразу принимать решение о судьбе царицы и новорождённого сына, а велел подождать его возвращения;
  • любопытный — ему интересно было слушать рассказы корабельщиков о разных мировых новостях, а также подслушивать, о чём беседуют девицы за рукоделием;
  • смелый — он сам ходил в военные походы, а не отсиживался во дворце.

Если судить по поступкам, то царя можно охарактеризовать как положительного персонажа. Единственным минусом можно считать его малодушие.

Он не разобрался, почему царский приказ не был исполнен, не стал выяснять, где его жена и ребёнок. Не смог он найти и виновных.

Князь Гвидон

Гвидон — один из явных положительных героев. Его образ прописан довольно подробно. В характере персонажа прослеживаются следующие черты:

  • доброта;
  • сочувствие;
  • всепрощение.

Даже для учеников характеристика Гвидона (3 класс) проста и понятна. Несмотря на все невзгоды, юноша не озлобился и не возненавидел своего отца. Он не держал зла на тётушек за их подлые поступки и наглый нрав.

Можно, конечно, обвинить юного князя в меркантильности, так как все чудеса мира он хотел видеть у себя на острове Буяне. Но если вдуматься, то эти чудеса юноше были не очень и нужны, он просто хотел с их помощью заманить отца к себе в гости. А это говорит о любви молодого человека к родителям, что характеризует его только с положительной стороны.

Сватья баба Бабариха и сёстры

Давать характеристику каждому из этих персонажей по отдельности не совсем правильно. Они всегда действовали сообща. Именно поэтому образы этих женщин сливаются в один общий портрет.

Читайте также:  «Вся Россия наш сад!» – по пьесе Чехова «Вишневый сад»

Ткачиха и повариха — сёстры царицы. Они тоже хотели выйти замуж за царя. Одна желала наткать ему полотна после брака, другая — вкусно накормить. Изначально характер у девушек был вполне обычным, но зависть и ненависть к сестре превратили его в отвратительный и наглый.

Они не побоялись даже гнева царя, строя козни молодой царице. Однако надо отдать им должное: ума они были, видимо, недалёкого. Им вряд ли пришёл бы в голову такой хитроумный план, как замена письма к царю и обратно. На это их надоумила сватья баба Бабариха.

Доподлинно неизвестно, кем была эта женщина. Исходя из смысла текста, можно сделать вывод, что она мать всех сестёр. На такое предположение наталкивают строки из сказки, когда Гвидон жалеет и прощает своих обидчиц:

А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей.

Да и само понятие сватья — это мать одного из супругов. Учитывая, что Бабариха действовала вместе с сёстрами царицы, то, скорее всего, это их родственница, а не царя Салтана.

Все три персонажа представлены яркими отрицательными героями. Их действия направлены только во вред другим и в угоду себе. Автор высмеял их в истории, наградив одну из них кривым глазом, а другую — распухшим носом после укусов Гвидона, обернувшегося насекомым.

Царевна-лебедь

Главная героиня появляется во второй части истории и сразу притягивает к себе внимание читателя. Она была царевной неописуемой красоты, умеющей превращаться в лебедя и обладающей кротким нравом и скромностью.

Царевна благодарна молодому человеку за своё спасение от злого чародея, поэтому помогает ему во всех его желаниях. Девушка даже выходит замуж за юного князя. Очень ярко автор описывает внешность царевны:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Царевна-лебедь — это не только положительный, но и самый яркий персонаж этой волшебной истории.

История персонажа

Царь Салтан – великодушный и наивный правитель, появившийся в сказке Александра Сергеевича Пушкина. Автор создал образ большого ребенка, топающего ногами, слепо верящего придворной лижи и мечтающего о простом счастье.

Внутренние качества

Когда Гвидон и его мать оказываются в бочке, будущий князь острова показывает свои внутренние качества. Ему удается договориться с морем о том, чтобы оно вынесло их на берег, ведь иначе они могут погибнуть в море. Это указывает на то, что Гвидон обладает волшебными способностями.

Выбравшись из бочки, Гвидон сразу же начал работать, чтобы прокормить себя и свою мать.

Голодный Гвидон помогает лебедь-птице и отпускает ее на свободу, за что оказывается награжден: Гвидон становится князем.

Читайте также:  Образ и характеристика капитана Ивана Миронова в романе Капитанская дочка Пушкина

Князь Гвидон – дружелюбный человек. Он открыт для общения с корабельщиками, которые прибыли на остров. Князя отличает гостеприимство и доброта.

Несмотря на доброту, Гвидон умеет и мстить тем, кто отстранил его от собственного отца. Превратившись в комара, муху, шмеля, Гвидон мстит ткачихе, поварихе, бабе Бабарихе.

В сказке А. С. Пушкина особое место занимает описание царя Гвидона как правителя острова. Князь Гвидон – хороший правитель, которому характерна справедливость и любовь к своему народу. Когда белка приносит богатство, то из него «льют монету да пускают в ход по свету». Князь Гвидон не единолично пользуется этими богатствами, а использует их для блага всего народа. Также князь Гвидон заботится о защите своего народа, прося царевну Лебедь о том, чтобы к нему пришли из моря тридцать три богатыря.

О чудесах и хорошем правителе Гвидоне информация распространяется по всему свету. О князе острова Буян знает и отец Гвидона царь Салтан.

Для Гвидона семья и любовь являются высшими жизненными ценностями. Он защищает свою мать, хочет встретиться со своим отцом, мечтает жениться на прекрасной девушке. Князь Гвидон женится на царевне, с которой они живут счастливо.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Царя Гвидона», рассмотрит внешние и внутренние черты героя пушкинской «Сказки о царе Салтане».

Краткий пересказ А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане"Краткий пересказ А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”

Скачать обзор:

«Сказка о попе и работнике его Балде» — одно из самых известных детских произведений. На первый взгляд, оно простое, поучительное и смешное, но не так всё просто. Автор прибегает к иронии, создает яркие образы, смысл же сказки не так однозначен, как принято было воспринмать её до революции или после революции. При жизни Пушкина она не издавалась, после смерти поэта печаталась с изменениями по цензурным соображениям, а при советской власти авторский текст сказки пошёл на ура.

Ниже представлен краткий разбор произведения, анализ его сюжета, содержания, который можно использовать для читательского дневника.

Очень краткий пересказ

Поп хочет нанять себе работника за скромную плату. На рынке он встречается с Балдой. Тот идет на службу к попу, а в качестве платы требует раз в год давать «три щелка по лбу». Работает Балда исправно, поп и его семья не могут нарадоваться.

Приближается время расплаты, поп начинает переживать и ищет способ, как не рассчитаться с Балдой. Он решает дать работнику невыполнимое задание — собрать оброк с чертей, которые обязались платить его попу до самой его смерти, но «есть на них недоимки за три года». Черти не собираются просто так отдавать дань и придумывают Балде хитрые испытания. Если он выиграет – получит оброк, если проиграет – уйдет ни с чем.

Прибегая к хитрости, Балда побеждает во всех испытаниях и собирает полный оброк. Приносит его попу и дает ему три сильнейших щелчка в лоб, от которых поп сходит с ума. Так Балда проучил своего нанимателя.

Оброк – во времена Российской империи так именовалась одна из повинностей крестьян. Оброк мог выплачиваться деньгами или натурой, то есть продукцией.

Место и время действия событий в сказке

В тексте сказки нет прямых указаний ни на эпоху, когда разворачивается действие, ни на населенный пункт или географическую область. Сказка стилизована под стародавние времена, тем не менее, временем действия принято считать современную Пушкину эпоху.

Сюжет сказки актуален для любого времени: и для древней Руси, и для пушкинского периода, и для современности, поэтому время и место действия не имеют особого значения. Основные события разворачиваются на базаре, в доме попа и на берегу моря.

Персонажи сказки и их характеристика

Два главных героя отражены в названии произведения — это поп и Балда. В сказке есть ещё несколько второстепенных персонажей.

Поп

Поп

Поп — человек неразумный, скуповат (в одном лице хочет получить повара, конюха и плотника). Думает перехитрить Балду, получить себе хорошего работника даром, а в результате сам оказывается в дураках.

Герой Пушкина — служитель церкви, священник, который поддался меркантильному желанию жить безбедно, и вступил в сделку с чертями.

Поп — просторечное название священника. Главный герой сказки Пушкина — представитель духовенства, одного из привилегированных сословий.

Балда

Балда

Балда — работящий мужик, смекалистый, умный и хитрый, но, в отличие от попа, свою хитрость он направляет «во благо».

В этом образе видится олицетворение русского народа и сила народного характера.

Балда — имя собственное тюрского происхождения. В просторечии словом «балда» часто называют недалекого, несуразного человека, простофилю, иногда используется как синоним слова «дурак».

Герой Пушкина совсем не дурак и не простофиля, а как раз наоборот. В старину словом «балда» также называли орудие труда — большой молоток или кувалду. Это значение также важно для понимания сказки и образа героя, подчеркивает одну из граней пушкинского персонажа — его трудолюбие.

Через образ Балды и его имя показано, что обычный мужик из народа не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он умен, хитер, и может приспособиться к разным жизненным обстоятельствам.

Попадья

Поп и попадья

Попадья – жена попа, хозяйка, в тексте характеризуется как сообразительная и хитрая женщина. «Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив». Женщина довольна работой Балды, поначалу хорошо к нему относится.

«Попадья Балдой не нахвалится». Но, желая спасти мужа от расплаты, она предлагает план, как извести Балду:

Закажи Балде службу, чтоб ему стало невмочь.

Также в тексте упоминаются другие члены семьи попа — поповна и попенок — дочь и младший сын. Попенок привязался к Балде, называет его «тятей».

Тятя – один из старорусских синонимов слова отец.

Старый бес и бесёнок

Бес и бесёнок

Бес и бесенок живут в море, не хотят отдавать Балде оброк для попа.

Старый бес — опытный, мудрый, но в силу возраста физически слабый, чтобы соревноваться с Балдой: «Где тебе тягаться со мною, с самим Балдою».

Бесенок — внук старого беса, юркий, энергичный, чересчур самоуверенный и недалекий.  Дед призывает его на помощь.

Подробный пересказ сюжета сказки с цитатами

Жил был поп
Толоконный лоб .
Пошел поп до базару
Поискать кой-какого товару.

Словосочетание «Толоконный лоб», использованное Пушкиным для характеристики попа, стало фразеологизмом. Понимается и используется в нескольких значениях. «Толок» в старорусском языке — часть головы выше лба. В этом случае «толоконный лоб» означает всего-навсего то, что поп был лысоват.  Определение «поп-толоконный лоб» также может указывать на традицию «бить челом», то есть прикладываться лбом к полу. Фразеологизм «толоконный лоб» означает глупого человека.

Сказка о царе салтане время и место написания

На рынке он встречает Балду. Простолюдин слоняется без дела. «Идет, сам не зная куда». Поп говорит ему, что хочет найти «работника не слишком дорогого». Балда соглашается работать на него и «служить исправно».

В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

Сказка о царе салтане время и место написания

Полба — крупа из крупных зерен пшеницы, вареная полба — каша, блюдо старорусской кухни. В полбе намного больше протеина, чем в бычной пшенице. Это свойство каши придавало сил работнику Балде.

Балда поселяется у попа на подворье, спит на соломе, много и качественно работает, пашет землю, топит печь, готовит еду, нянчится с ребенком. Семья попа не может нарадоваться на такого работника.

Сказка о царе салтане время и место написания

Только поп его невзлюбил, и причиной тому — приближающийся срок расплаты. Поп боится, переживает за свой лоб.

Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.

Жена советует ему дать Балде такое задание, которое бы он не смог выполнить:

Тем ты и лоб от расправы избавишь,
И Балду без расплаты оставишь.

Поп зовет Балду и говорит, что черти обязались платить ему оброк и задолжали уже за три года. Он приказывает Балде пойти и забрать причитающееся.

Балда не спорит с хозяином, отправляется к морскому берегу, начинает «крутить веревкой», нарушая покой чертей. Появляется Старый бес и спрашивает Балду, чего ему надобно. Балда говорит, что сжил бы со свету всех бесов, но в данном случае он пришел за оброком.

Сказка о царе салтане время и место написания

Бес обещает ему выплатить всю дань, если он выиграет в состязании — кто первый обежит вокруг берега моря, а в качестве соперника предлагает Балде бесенка. Герой смекнул, что его хотят обмануть. Он отправился в лес, изловил двух зайцев и выставил одного из них вместо себя на состязание против бесенка.

Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.

Бесенок побежал вокруг моря, а заяц в лес. Тем временем Балда достал из мешка второго зайца, и когда бесенок вернулся, зайка был у него на руках. Так он хитростью беса одолел.  Бесенок идет к деду «рассказать про Балдову победу».

Сказка о царе салтане время и место написания

Бесы придумывают Балде новое состязание — бросить палку. У кого она дальше полетит, тот и победит. Балда собирается забросить палку в приближающуюся тучу. И в этом состязании он оказывается хитрее.

Сказка о царе салтане время и место написания

Чего ты ждешь?” — “Да жду вон этой тучки;
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку”.

Третье состязание предлагает сам Балда. Дает бесенку задание поднять лошадь и пронести её полверсты.

Сказка о царе салтане время и место написания

Как ни старался бес, это ему не удалось.

Балда говорит ему:

Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног.

Балда сел на лошадь верхом да и поехал, проскакал целую версту.

В очередной раз оказался он хитрее чертей, и те выплатили ему оброк.

Сказка о царе салтане время и место написания

Вернулся Балда к попу и платы требовать стал. Попу ничего не оставалось, как подставить лоб.

Сказка о царе салтане время и место написания

От первого щелка подпрыгнул он до потолка, после второго — «лишился поп языка» (потерял дар речи), а «с третьего щелка вышибло ум у старика» (вовсе сошел с ума).

А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

История создания

Известно, что существенное влияние на Пушкина и его творчество оказала его няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, принадлежащая роду Ганнибалов. Ей Пушкин посвятил одно из своих известных стихотворений «Подруга дней моих суровых». Из уст няни он услышал многие фольклорные сюжеты. Один из них был положен в основу «Сказки о попе и работнике его Балде». Это произведение – авторская интерпретация Пушкина русской народной сказки «Поп и Балда». Она была записана им от Арины Родионовны во время пребывания в Михайловском. Краткое изложение сюжета в записях Пушкина датировано 1824 годом.

Авторское произведение на его основе создавалось в 1830–1831 годах, когда поэт находился в Болдино. Этот период в биографии Пушкина именуется «Болдинской осенью».

Сказке не было суждено выйти в печати при жизни автора. Она была опубликована в 1840 году В. А. Жуковским. В его редакции «поп» заменен «Кузьмой Остолопом». Оригинальный текст автора был издан в собрании сочинений Пушкина в 1880 году. Изначально сказка была длиннее. В фольклорном произведении, например, был эпизод о том, как Балда излечил царевну. В итоговую версию сказки Пушкина он не вошел, хотя присутствовал в первоначальных вариантах.

Поскольку в сказке Пушкина поп выставлен в неприглядном свете, его произведение в разные годы подвергалось критике со стороны церкви.

Анализ произведения

Художественные особенности

Сказка Пушкина имеет фольклорную основу, но характеризуется как литературная сказка. Связь с фольклором определяет её художественные особенности, сказка стилизована под народную традицию.

Начинается произведение с привычного для русских сказок зачина «Жил- был».

В сказке использованы просторечные старорусские слова «тятя», «полба» и т.д.

Сюжет о простом русском мужике, слуге, который выполняет прихоти хозяина, противопоставляется ему и оказывается умнее и хитрее, типичен для русских сказок.

Сказка преисполнена юмора. Пушкин прибегает к иронии и даже к сатире, то есть высмеиванию и обличению пороков. Образ попа нарочито комичный и контрастирует с образом Балды.

Какие темы поднимает?

Через простой сюжет Пушкин раскрывает свойства человеческого характера, пороки и их последствия.

Жадность — страсть, присущая многим людям. Она проявляется как скупость и желание наживы. И то, и другое демонстрирует пушкинский герой Поп. Страсть к наживе проявляется у него уже в том, что он соглашается на условия расплаты с Балдой, хотя до смерти боится его щелчков, предчувствуя неладное. Сельские попы  жили скудно, и герой Пушкина не устоял перед соблазном : заключил уговор с чертями, которые должны платить ему оброк до его смерти. Автор подчёркивает, что этот порок связан с нечистой силой — миром тёмным.

Хитрость сама по себе — полезное качество, но только в том случае, когда она направлена во благо, а не для достижения корыстных целей. Поп и бесы пытаются прибегнуть к хитрости, чтобы не платить, и у них ничего не получается.  Балда тоже хитер, но в его случае хитрость становится инструментом для достижения справедливости.

Честность и трудолюбие воплощены в образе Балды, который добросовестно выполняет работу, согласившись на «смехотворную плату» и тяжелые условия. Он не ищет уловок, чтобы отлынивать, он не обманывает попа, а лишь требует честно выполнить условия договора.

У Балды хитрость соседствует с честностью, а у попа и бесов — с глупостью.

Глупость — не порок, но может причинить немало бед, особенно когда глупый человек думает, что он умнее другого и пытается схитрить. Так это и произошло с попом. Обычный работяга, которого, на первый взгляд, легко принять за простофилю, оказался умнее и смекалистей попа.

Воздаяние за содеянное. Щелчки Балды, здорового молодца, которые выбивают ум у попа, — не слишком ли суровое наказание за желание сэкономить на дармовом работнике? Но дело-то здесь, оказывается, гораздо серьёзнее, как показывает литературовед Е. М. Неёлов в статье «Сказка А. Пушкина о попе и его работнике Балде». Поп совершил страшный грех, продав душу чертям за оброки», стал у них хозяином до конца своих дней, чем нарушил долг священника. Балда послан высшими силами, чтобы наказать отступника. Недаром после третьего щелчка поп назван просто стариком: он предал своё священство.

Чему учит?

Мораль «Сказки о попе и работнике его Балде» выражена в последней фразе: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». Выражение ушло в народ и стало крылатым. Есть близкая по смыслу поговорка – скупой платит дважды. Желание сэкономить в ущерб другому ни к чему хорошему не приводит. Любой труд должен быть оплачен, и за хорошую работу нужно хорошо платить.

На более глубоком уровне Пушкин говорит о расплате за нравственное падение, о большой ответственности духовного лица перед людьми и своей совестью, который, вместо того, чтобы заботиться о своей пастве, был одержим меркантильными интересами.

Аудиокнига

Экранизации

По мотивам сказки советские мультипликаторы в разные годы создали 4 мультфильма.

Первый  — 1936 года — пострадал в пожаре во время Великой Отечественной войны, в 1940-м был создан черно-белый мультик режиссера Пантелеймона Сазонова,  в 1956 году вышел кукольный мультфильм.

Поздний и самый известный музыкальный мультфильм вышел в 1973 году. Режиссер – Инесса Ковалевская. Сюжет немного отличается от оригинальной сказки: например, Балда выманивает чертей из моря, играя на балалайке, а не при помощи веревки, как в тексте Пушкина.

Визуальное воплощение «Сказка о попе и его работнике Балде» получила и в формате диафильма. По мотивам произведения ставились любительские и профессиональные театральные постановки, радио-спектакли.

Скачать обзор:

  • Сказка о царе салтане гоблин текст
  • Сказка о царе салтане главная мысль сказки
  • Сказка о царе салтане главная мысль для читательского дневника 2 класс образец
  • Сказка о царе салтане герои сказки положительные отрицательные нейтральные
  • Сказка о царе салтане вопросы по тексту 3 класс с ответами