Сказка о царе салтане в сокращении читать краткое содержание

Краткое содержание сказки о царе салтане для многих школьников является спасательной палочкой. ведь далеко не всем нравятся столь ранние произведения

Краткое содержание сказки о Царе Салтане для многих школьников является спасательной палочкой. Ведь далеко не всем нравятся столь ранние произведения классической литературы. Несмотря на это, многие поколения выросли на сказках Пушкина. Что же, разберем краткое содержание сказки о Царе Салтане, ее значение и основных героев классического творения. Также мы отметим мораль этой известнейшей сказки, смысл которой очень важен для каждого читателя.

Краткое содержание

Сказка о Царе Салтане рассказывает о самых плохих человеческих качествах, таких, как зависть, которая не способна подарить никому ни добра, ни счастья, ни радости. Кроме того, произведение учит каждого читателя тому, что, преодолевая жизненные трудности, проходя через различные испытания, человек становится только сильнее, а его дух укрепляется. Именно благодаря трудному пути человек обретает счастье.

краткое содержание сказка о царе салтане

Добрая сказка, рассказывающая о стремлении отвергнутого сына заслужить уважение и восхищение со стороны своего отца, который отказался от него из-за своего доверия завистливым и лживым языкам. Произведение учит каждого читателя не верить чужим словам, а делать какие-либо выводы исключительно из того, что сам увидел или узнал. Краткое содержание сказки о Царе Салтане не может передать всех идей автора. Однако даже в сокращении такое явление можно наблюдать в произведении.

Сказка также учит всех стремиться к своей мечте, верить в нее. Сделав ее целью, каждый должен бороться за ее осуществление, а для этого нужно желание, силы и, конечно, время. Прекрасная история Александра Сергеевича Пушкина способна показать читателю, что на пути к своей мечте встречается огромное количество трудностей, которые необходимо преодолевать.

Начало сказки

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком» — именно так Александр Сергеевич начинает свою сказку. 3 девушки — сестры занимаются вечером рукоделием. Они рассуждают о том, что было, если бы они стали царицами.

Одна из них говорит, что устроила бы огромный пир, вторая обещает наткать огромное количество полотна, а третья дает слово, что родила бы сына для самого царя Салтана. В это время рядом появляется молодой владыка и предлагает третьей девушке стать его женой. Остальным девушкам он предлагает работать поварихой и ткачихой у себя во дворце.

Младшая сестра, говорившая о том, что родила бы наследника для царя, соглашается, а две другие сильно обижаются на нее, завидуя третьей. Между собой они говорят, что младшим всегда достается только самое лучшее.

Рождение сына

пушкин сказка о царе салтане

Когда царь Салтан уходит воевать, молодая царица ждет ребенка. После долгих мук, девушка рожает сына – Гвидона.

В сказке о Царе Салтане есть такие строки: «Родила царица в ночь, не то сына, не то – дочь». Именно таким образом автор описывает ту подлость, на которую пошли старшие сестры царицы: от зависти девушки решили написать самому царю о том, что его молодая супруга родила нечто непонятное, мало похожее на человека, существо. Владыка, понимая, что девушка нездорова, выдает приказ о том, чтобы до его возвращения ничего не предпринимали. Однако злые сестры подделали бумагу. В ней говорится, чтобы молодую супругу и новорожденного сына отправили в море в бочке. Приказ немедленно выполняют и отправляют царицу вместе с маленьким ребенком в море.

Путешествие по морю

Долгое время странствовали они по морю. И вот бочка, наконец, добирается до земли. В сказке о Царе Салтане Гвидон взрослеет во время этого странствия по морю. Когда уже немолодая царица открывает бочку, и два странника выбираются сушу, взрослый Гвидон заботиться о матери. Однажды молодой человек идет на охоту, чтобы добыть еду для нее. В сказке Пушкина о Царе Салтане Гвидон берет стрелы и отправляется на берег моря.

Спасение лебедя

Там молодой преемник царя видит следующую картину: огромный коршун нападает на прекрасную белую птицу. Гвидон видит, что эта несчастная – лебедь. В сказке о Царе Салтане Гвидон бросается на помощь бедной птице. Он одолевает сильного и кровожадного коршуна. Белый лебедь начинает благодарить парня за свое спасение. Птица обещает свою помощь в любой просьбе. Тогда Гвидон просит спасенного лебедя о том, чтобы на острове вырос огромный город, в котором он мог бы править. Лебедь исполняет просьбу молодого царя.

гвидон сказка о царе салтане

Попытка заманить Салтана на остров

Сказка Пушкина о Царе Салтане продолжается разговорами о прекрасном новом городе. Купцы, которые часто проплывали мимо него на своих суднах, беспрестанно восхищались красотой.

Очень скоро о чудесном городе знали все люди. Пошли слухи о том, что сам Салтан хочет прибыть на остров, чтобы познакомить с царем, правящим в нем, и посмотреть на чудо. Гвидона превратили в маленького и неприметного комара, чтобы он мог подслушать разговоры купцов и царя.

Салтан же, на самом деле, не очень хотел отправляться на остров. Сестры бывшей царицы рассказывают царю о белке, которая грызет волшебные орехи, умеет петь и танцевать. Тогда Салтан хочет найти эту белку. Гвидон же жалит в глаз одну из сестер матери и отправляется к лебедю. Он просит белую птицу помочь ему. Уже очень скоро на острове Гвидона появляется эта необычная белка.

сказка о царе салтане лебедь

Салтан так и не посещает остров. Тогда гвидон превращается в муху и вновь летит во дворец своего отца. Так он подслушивает разговор купцов и царя. Гости рассказывают Салтану о богатырях, которые славятся своей силой и смелостью. Во главе этой группы стоял великий и могучий Черномор. Тогда Гвидон опять жалит одну из сестер матери и отправляется к старому другу. Гвидон вновь просит помощи у лебедя и на остров прибывают все богатыри, в том числе и Черномор. Но Салтан не хочет приезжать на остров.

Еще одна попытка

В третий раз купцы рассказали Салтану о прекрасной девушке — царице, которая правит вместе с загадочным царем. Салтан удивлен всеми теми чудесами, которые происходят на острове. Только тогда царь, наконец, решается отплыть на остров и взглянуть на все те чудеса, о которых ему рассказывали.

три девицы под окном пряли поздно вечерком

Прибытие Салтана

Приплыв на остров, царь видит свою постаревшую жену и сына. Конечно же, он сразу узнает их. Он очень рад такой встрече, забывает все старые обиды и все разговоры старших сестер супруги. Он извиняется перед своими близкими за все те годы, которые легли пропастью между ними, за то решение, которое он принял, когда одна из сестер царицы соврала ему о том, что сын его страшный зверь. Салтан приказывает устроить огромный пир, на котором все веселятся, радуются такому положению дел и остаются жить огромной семье в счастье.

На чтение 8 мин. Опубликовано

«Сказка о царе Салтане» была написана в 1831 году, а напечатана через год в сборнике «Стихотворения Александра Пушкина». Это одно из самых известных, ярких и удивительных лирических произведений автора, знакомое детям с детства. Текст из нее знают не только жители России, но и других стран. Краткое содержание «Сказки о царе Салтане» поможет подготовиться к уроку литературы в 1 классе.

Пересказ сюжета в сокращении

Сказка написана в простом сюжете и с обычными героями, поэтому имеет много поклонников как среди детей, так и взрослых. Интересное описание помогает быстро запомнить отрывки и четверостишья текста, поэтому это произведение считают классикой народных сказок.

Как-то вечером три сестры сидели дома под окном за вечерним рукоделием и беседами. Разговорились они на тему, что мечтают выйти замуж за царя. Старшая сказала, что сможет организовать радостный пир, средняя хотела наткать полотна для всех, а младшая желала родить храброго сына. Правитель подслушал их разговор и зашел в дом высказать свое решение. Он предложил третью сестру взять себе в жены и родить богатыря, а двух остальных сделать при дворе ткачихой и поварихой.

Сказка о царе Салтане кратко

Отгуляли весело свадьбу, но не всем выбор царя пришелся по душе. Сестры завидовали своей родственнице и затаили коварный план, взяв себе в союзники Сватью бабу Бабариху. Пришло время, и Салтан был вынужден покинуть свою любимую и отправиться на войну. Через некоторое время царица родила мальчика, и сестры решили заготовить для нее подлость. Они поменяли письмо, которое хотела отправить царица, на другое, где было написано, что она родила «неведомую зверушку».

Такая новость раздосадовала царя, он приказал ожидать его возвращения. Но ткачиха с поварихой перехватили его письмо и заменили его на другое, где царь якобы приказал боярам избавиться от жены и странного существа. Те так и сделали, посадили царицу с малышом в бочку и бросили в бездну океана. Долго плавала бочка по бездонным водам, а в ней царица плакала по своей несчастной судьбе. Сын рос не по дням, а по часам и превратился в юношу. Девица послушно молила волну выбросить их на берег. Так они оказались на неизвестном острове.

Выбрались пленники из бочки, и решил сын первым делом отправиться на охоту, чтобы добыть еду. Соорудив самостоятельно лук и стрелы, он подошел близко к морю и услышал чей-то стон. Звуки издавала белая Лебедь, в которую когтями вцепился коршун. Гвидон смело выстрелил в коварную птицу, а Лебедь в знак благодарности пообещала ему оказать поддержку в любом вопросе. Мать с сыном так и уснули голодными.

Пушкин

Когда они проснулись, то увидели красивый город и гостей, радостно их встречающих. Народ провозгласил Гвидона своим государем, и князь понял, что без волшебной лебедушки тут не обошлось. Однажды мимо необычного острова проплывали моряки, которые направлялись к Салтану. Они познакомились с молодым князем и рассказали ему про великого царя. Тогда опечаленный Гвидон передал поклон повелителю, но скрыл, что является его сыном.

Князь долго прогуливался по берегу и встретился с Лебедью. Он ей признался, что мечтает о встрече с отцом. Тогда волшебница, облив молодца водой, превратила его в комара. Он в образе насекомого пробрался на корабль и прибыл в царство отца, где долго наблюдал за происходящим. Салтан интересовался у купцов об их приключениях в чудном городе. Ему очень хотелось побывать там, но тетки Гвидона не желали встречи отца и сына.

Повариха обмолвилась, что остров совсем не такой красивый, как о нем рассказывают, но чудо там действительно есть — белка, грызущая под елью орешки с золотыми скорлупками. Сестры всегда в глубине души надеялись, что царь обратит на них внимание, поэтому оказывали сопротивление, чтобы он не отправился в путешествие. Комар ужалил женщину в один глаз и полетел домой. Там он рассказал Лебедю, что хотел бы видеть на своем острове волшебную белку, и вскоре его желание исполнилось, а у белки появился хрустальный дворец.

Когда купцы снова посетили царство Гвидона, он опять затосковал по отцу, и Лебедь превратила его в муху. Путешественники рассказали царю о сказочной белке, и ему снова захотелось отправиться на остров. Но ткачиха заявила, что белка — это вовсе не чудо, а главным чудом являются 33 богатыря и дядька Черномор, выходящие из моря. Муха села тетке на левый глаз и полетела домой.

Фрагмент из произведения Сказка о царе Салтане

Возвратившись на остров, князь объяснил Лебедю, что хочет иметь 33 богатыря и дядьку Черномора. Птица исполнила наказ, и город стали охранять новые охранники. История повторилась с вновь прибывшими моряками. На этот раз князь превратился в шмеля и приплыл в царство Салтана. Он услышал, как отцу рассказывают о чудесном острове и 33 богатырях с дядькой Черномором. Но баба поведала еще об одном чуде — красавице Царевне.

Когда Гвидон возвратился на остров, он сказал Лебедю, что хочет жениться на прекрасной девушке. А птица ему ответила, что сама является заколдованной царевной, и превратилась красивую принцессу. Князь Гвидон и Царевна-Лебедь сыграли свадьбу.

По прибытии торгового корабля молодой правитель попросил купцов передать царю, что будет ждать его в гости. Салтан собрался в путь и приехал к Гвидону. А когда увидел его мать, то узнал в ней свою жену. Но на радостях злые сестры наказаны не были, царь отправил их домой и затеял пир на весь мир.

Для читательского дневника можно прочитать произведение вкратце, но лучше ознакомиться с полной версией сказки Пушкина.

Характеристика героев

Основные герои «Сказки о царе Салтане» представлены в образах разных волшебников, сказочных правителей и обычных добрых людей, которые верят в чудо. Александр Сергеевич очень насыщенно описал придуманных им персонажей и четко смог разделить их на плохих и хороших. Главными героями являются:

  1. Царь Салтан.
  2. Царица.
  3. Гвидон.
  4. Царевна-Лебедь.
  5. Ткачиха, Повариха, Сватья баба Бабариха.

Царь Салтан в сказке является положительным героем. Хоть он и имел мягкий характер и доброе сердце, но государством управлял справедливо и достойно. Исходя из его где-то наивных действий многие читатели думают, что царь был безвольным. Но это только на первый взгляд. Автор его представляет как грозного мужа, имеющего твердую жизненную позицию.

Сказка о царе Салтане главные герои

Однажды пришлось Салтану подслушать разговор мечтательных девиц и женился он на той, которая молвила, что родит для него сына. Остальных двух злобных барышень он наказывать не стал, а сделал ткачихой и поварихой. В этом поступке проявилось его милосердие и великодушие.

Пока правитель находился на войне, царица успела родить ему богатыря. Он очень тосковал и горевал по своей жене, думал, как ей живется в его отсутствие. Иногда царя навещали купцы, которые путешествовали по всему свету. Именно они рассказали ему о новом князе Гвидоне, который слал ему поклон. И потянула царя неведомая сила на чудо-остров.

Князь Гвидон был сыном Салтана. Нелегкая досталась ему судьба. Бросили их с матерью в море, заперев в бочке. Но он стремительно вырос, возмужал и превратился в смелого богатыря. За благой поступок наградила его волшебная птица шикарным подарком. Князь стал правителем целого острова, который отличался своей дивной красотой. Правил он честно, находясь все время в ожидании отца. Это мужественный и храбрый герой.

Гвидон и лебедь

Царица была прекрасной девушкой, ставшая в будущем царской женой и заботливой матерью. Ей завидовали многие бабы при дворе. Ведь она родила настоящего мужчину. Но слухи о сыне доходили до царя в неверной формулировке. Царица была ласковой, умной, честной и терпеливой женщиной.

Сестрой 33 богатырей являлась Царевна-Лебедь. Она обладала волшебными способностями и в награду за свое спасение возвела чудный город для Гвидона. Преданно служила князю и в конце повествования стала ему женой.

Злыми и безжалостными описал автор Ткачиху с Поварихой. Это отрицательные персонажи, которые ненавидели царицу за то, что она родила сына.

Все они руководили действиями царя и не допускали до поры до времени встречи отца с сыном. Но зло в конце концов было наказано.

Главная мысль

Кратко описать главную мысль сказки можно следующим образом: не стоит от зависти ждать ничего хорошего. Ложь и плохие поступки вознаграждены не будут, а обман рано или поздно все равно раскроется. Сказка учит читателей не сдаваться в трудной ситуации, а собрать всю силу в кулак и надеяться на чудо.

Сказка о царе Салтане Пушкин

Но если поглубже разобрать смысл всех строк, то мораль этого произведения славится суровостью несчастий, надеждой и терпением для победы добром над злом. Через все строки тянется цепочка зарождения, сбережения и преданности семье.

Пушкин выделяет несколько основных особенностей сюжета:

  1. Присутствие волшебства (сын быстро вырос в бочке и превратился в богатыря).
  2. Каждый герой отличается своим приключением (на добро отвечают добром — Гвидон спасает Лебедь, а она исполняет его желания).
  3. Все эпизоды, как в настоящих русских народных сказках, повторяются трёхкратно.
  4. В финале происходит воссоединение семьи, и добро торжествует над злом.

В сказке поэт уделяет внимание материнской молитве. Это написано в эпизоде, когда мать просит волну выпустить их на берег. Судьба их оберегает от всяких несчастий, несмотря на то, как коварно слуги с ней обошлись.

На сюжет сказки Пушкина 2 ноября 1900 года в Москве показали первую оперу в четырех действиях с прологом. В ней принимал участие великий композитор Римский-Корсаков.

Многие считают, что это был своего рода подарок на юбилей писателю. Прошло много лет, но сказка стала еще более востребованной, так как касается и социальных тем, и душевных.

Тема: Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Цель: познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина и новым видом жанра (поэма)

Образовательная: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать

Развивающая: умение чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.

Воспитательная: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии;

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, презентация,  музыкальный центр.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята. Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Р: организация рабочего места под руководством учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Актуализация знаний.

-Чтобы узнать, о каком поэте мы будем с вами разговаривать, вам предстоит угадать по отрывкам сказок их названия, после каждого полного и верного ответа вам будет даваться одна буква из фамилии поэта.

 1.Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

2.«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-

 Говорит одна девица, —

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир»

3. Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила бурая медведиха

Со милыми детушками-медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.

4.«Старичок отправился к морю

 Почернело синее море.

 Стал он кликать золотую рыбку

Приплыла к нему золотая рыбка…»

5.Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
 

6.Петушок с высокой спицы.

Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: „Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!“  

— Кто автор этих произведений?

-Совершенно верно, эти строки из разных сказок принадлежат выдающемуся поэту А.С. Пушкину.

— Какие по жанру произведения у А.С.Пушкина? 

— Что вы знаете о поэте?

Слушают внимательно учителя.

Определяют сказки по отрывкам.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о Царе Салтане»

«О медведихе»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Сказка о золотом  петушке»

А.С.Пушкин

Стихотворение, сказка

Родился 6 июня(26 мая по старому календарю)

Л:самоопределение

П:целеполагание.

Биография о А.С.Пушкине.

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году. В то время детей в богатых семьях воспитывали французы, и все говорили по-французски. Отец Александра был поэтом-любителем, он научил сына читать. Его дядя был известным поэтом. Прадедушкой Александра был африканец Ганнибал. Он служил при царе Петре Первом. Маленький Саша очень любил свою няню, Арину Родионовну, которая рассказывала ему сказки. Когда он вырос, он написал эти сказки в стихах. В 6 лет Пушкин учился в Царскосельском лицее. Там он написал много стихов. А с некоторыми одноклассниками подружился на всю жизнь. После лицея Пушкин стал работать в Коллегии иностранных дел. В те годы он написал поэму «Руслан и Людмила». В 1831 году Александр Сергеевич женился на Наталье Гончаровой. У них родилось четверо детей. В 1837 году поэт стрелялся на дуэли с Дантесом и от раны умер.

Слушают биографию.

  1. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина.

-Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег

(включается аудиозапись “Шум моря”).

-Опишите, что вы услышали? 

— Отгадайте загадку и вы узнаете, что увидел автор на берегу моря.

Он из жёлудя пророс,
А потом всё рос и рос,
Год за годом подрастал —
И могучим …. стал!

— Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Слушают шум моря.

Кричат чайки, шум морской волны.

Дуб.

П: умение на основе анализа объектов делать выводы

  1. Изучение нового материала.
  1. Знакомство с понятием «Поэма».

— Что такое поэма?

Поэма — большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

— Отрывок называется «У лукоморья дуб зеленый…»

Поэма — большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

Л:эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

К: оформлять свои мысли в устной форме;

  1. Просмотр видеофильма.

-Сейчас мы с вами посмотрим фильм, после его просмотра вы должны ответить на следующие вопросы:

— Понравился ли вам отрывок?

— Что понравилось?

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Смотрят видеофильм.

П: умение внимательно слушать и запоминать

  1. Анализ видеофильма.

— Понравился ли вам отрывок?

— Что понравилось?

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Отвечают на вопросы.

П: умение на основе поэмы я отвечать на вопросы.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме

  1. Речевая гимнастика.

-Урок литературного чтения – особый, где каждое слово – жемчужина, каждый звук должен произноситься чётко, ясно. Для речевой гимнастики я взяла строчки из вступительной части поэмы – сказки, многим из вас она знакома с дошкольного возраста.

-Откройте свои учебники на 82 странице, найдите первый столбик.

         У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Прочитайте эти строчки глазами.

— Прочитайте так, чтобы слышал только сосед по парте.

— Прочитайте хором  выразительно.

— Кто же у нас выступит в роли артиста? Кто удивит нас своим чтением?  

— Поработаем над первой строчкой:

  • прочитайте фразу так, чтобы всем было понятно, о каком дереве идёт речь;
  • а теперь отметьте голосом, какое это дерево, какой он этот дуб;
  • наконец, прочитайте так, чтобы слушателю было, понятно, где растёт этот дуб.

Слушают учителя.

Делаю то, что требует учитель.

  1. Словарная работа.

-В этой поэме есть «слова-чудеса», непонятные вам. 

– Какие  непонятные слова встретились вам в этом стихотворении? 

– Почему они нам непонятны? 

–  Узнайте значения этих слов в сносках. 

Лукоморье – морской залив.
Леший – сказочное существо, живущее в лесу.
Дол – речная долина.
Видение – призрак, приведение.
Витязь – храбрый сильный воин.
Чахнуть – становиться худым, болезненным.

-Посмотрите на слайд, этих два слова нет на сносках, прочитайте их.

Пленяет – берёт в плен.

Поведаю – расскажу.

Находят непонятные слова, читают сноски.

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.

П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний.

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов

  1.  Чтение отрывка по столбцам.

— Из скольких частей состоит этот отрывок?

— Прочитайте первую часть самостоятельно.

— Что такое лукоморье?

— Как вы думаете, существует ли Лукоморье? 

Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».

— Второй столбик громко и выразительно прочитает…

— О чем рассказал автор в этой части?

— Найдите в столбце все чудеса, которые описал поэт.

-Следующий столбец громко и выразительно прочитает…

-Что описывает поэт в этом отрывке?

-Кто выходит из вод на берег?

-Кто их сопровождает?

-Следующий столбец до строк: «Там ступа с Бабою-Ягой» громко и выразительно прочитает…

-Скажите, что здесь описывает поэт?

-Последние строки громко и выразительно прочитает…

-Что здесь описывает поэт?

Из 4х.

О чудесах.        

Леший бродит, русалка сидит.

Как выходят витязи.

Витязи.

Дядька их морской.

Описывает действия героев.

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.

Физминутка.

-Перед чтением поэмы полностью, предлагаю вам немного отдохнуть. Тихо вышли все из-за своих парт.

 На поляне дуб зеленый

Потянулся к небу кроной.

Он на ветках среди леса

Щедро желуди развесил.

Ну а мы пройдем немного.

Поднимаем выше ногу!

Походили, порезвились

И на травку опустились.

Выполняют физминутку.

Потягивания – руки вверх.

Потягивания – руки в стороны.

Ходьба на месте.

  1. Выборочное чтение поэмы.

Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?
Какая должна быть интонация?  

-Кто сможет прочитать данное произведение плавно, таинственно, напевно?

Напевное, плавное.

Торжественности и таинственности

П: умение внимательно слушать.

  1. Викторина.

-Сейчас я посмотрю, кто внимательно слушал произведение

-Я вам задаю вопрос, а вы быстро и кратко на него отвечаете.

-Кто из героев говорит, поёт, рассказывает?   

– Сказочный герой, бродит по лесу, строит разные козни. 
– Кому, верно, служит серый волк?               
– Кто выходит из морских волн?                         

– Что идёт, бредёт сама собой? 

– Что стоит без окон, без дверей?                           

-Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок. И именно поэтому Александр Сергеевич Пушкин своё стихотворение заканчивает строчками:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»

Кот

Леший

Царевна

Витязи

Ступа с Бабой Ягой

Избушка                 

П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.

К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

  1. Виртуальное рисование сказочного дуба.

-Ребята, сейчас мы с вами немного пофантазируем и нарисуем у себя в воображении свой сказочный дуб.

 –Если бы у вас была возможность приобрести себе дома волшебный дуб, то что бы вы хотели на нем иметь?

Виртуально изображают сказочный дуб.

П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.

  1. Итог урока.
  1. Подведение итога урока.

-С каким произведением мы сегодня с вами познакомились?
-Какой поэт его написал?

-Скажите, что такое поэма?

— Как думаете, что выразил поэт в этом произведении?

«Руслан и Людмила»

А.С.Пушкин

Поэма- большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности

  1. Рефлексия.

-Спасибо вам за хорошую работу и дисциплину. За это я вам дарю дуб 3 «В» класса, в котором будет ваша цепочка эмоций.

-У вас на столах лежит кусочек цепочки, напишите на нем какое настроение подарил вам этот урок и на перемене прикрепите свои цепочки на дуб и пусть это настроение у вас будет всегда!

-Урок окончен, до свидания!

Слушают учителя.

Пишут на листках свое настроение.

П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

.

Кроме примитивных типов в JavaScript существуют и сложные — например, объект.

Объект (object) — это набор свойств. Каждое свойство состоит из названия и значения. Название может быть строкой или символом, а значение может быть любым.

Объекты в JavaScript используются повсюду, особенно для хранения данных. Для уверенной работы с объектами необходимо знать, как создавать объект, как его изменять и как читать значения свойств.

Чаще всего объекты создают с помощью литеральной записи.

Пустой объект без свойств можно создать парой фигурных скобок:

        
          
          const cat = {}
          const cat = {}

        
        
          
        
      

Когда нужно создать объект со свойствами, то их описывают внутри фигурных скобок. Свойства указываются в формате имяСвойства : значение, между свойствами ставится запятая:

        
          
          const book = {  title: 'Война и мир',  author: 'Лев Толстой',  pages: 1274,  isFinished: true}
          const book = {
  title: 'Война и мир',
  author: 'Лев Толстой',
  pages: 1274,
  isFinished: true
}

        
        
          
        
      

Значением может быть другой объект или массив:

        
          
          const cat = {  kittens: ['Беляш', 'Михаил', 'Чарли'],  favoriteToy: {    name: 'мячик',    size: 'маленький',  },}
          const cat = {
  kittens: ['Беляш', 'Михаил', 'Чарли'],
  favoriteToy: {
    name: 'мячик',
    size: 'маленький',
  },
}

        
        
          
        
      

Или даже функция:

        
          
          const cat = {  name: 'Том',  meow: function () {    console.log('мяу мяу')  },}cat.meow()// мяу мяу
          const cat = {
  name: 'Том',
  meow: function () {
    console.log('мяу мяу')
  },
}

cat.meow()


        
        
          
        
      

Свойства можно добавлять и после создания объекта:

        
          
          const cat = {}cat.name = 'Simon'cat.gender = 'male'cat.color = 'brown'cat.age = 2cat.adorable = true
          const cat = {}
cat.name = 'Simon'
cat.gender = 'male'
cat.color = 'brown'
cat.age = 2
cat.adorable = true

        
        
          
        
      

Создать объект также можно с помощью конструктора Object. Это объектно-ориентированный стиль программирования:

        
          
          const book = new Object({ title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой' })
          const book = new Object({ title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой' })

        
        
          
        
      

Объекты, созданные через фигурные скобки и через new Object совершенно идентичны.

Существует два вида синтаксиса для обращения к значению свойства объекта, в обоих случаях используется имя свойства.

Самый распространённый способ — с помощью точки:

        
          
          console.log(`На полке стоит «${book.title}»`)// На полке стоит «Война и мир»const pagesPerDay = book.pages / 365console.log(`Чтобы прочитать её за год, читайте ${pagesPerDay.toFixed(1)} страницы в день`)// Чтобы прочитать её за год, читайте 3.5 страницы в день
          console.log(`На полке стоит «${book.title}»`)


const pagesPerDay = book.pages / 365
console.log(`Чтобы прочитать её за год, читайте ${pagesPerDay.toFixed(1)} страницы в день`)


        
        
          
        
      

Альтернативно для чтения можно использовать квадратные скобки:

        
          
          console.log(`На полке стоит «${book['title']}»`)const pagesPerDay = book['pages'] / 365console.log(`Чтобы прочитать её за год, читайте ${pagesPerDay.toFixed(1)} страницы в день`)
          console.log(`На полке стоит «${book['title']}»`)

const pagesPerDay = book['pages'] / 365
console.log(`Чтобы прочитать её за год, читайте ${pagesPerDay.toFixed(1)} страницы в день`)

        
        
          
        
      

Если прочитать свойство, которого нет у объекта, то вернётся undefined:

        
          
          const signature = book.signatureconsole.log(signature)// undefined
          const signature = book.signature

console.log(signature)


        
        
          
        
      

Созданный объект можно изменять — добавлять, изменять и удалять свойства.

Для добавления и изменения свойств используется одинаковый синтаксис. Нужно обратиться к свойству и присвоить в него значение с помощью стандартного оператора присваивания =. Если свойство не существует, оно будет создано:

        
          
          const book = {  title: 'Капитанская дочка'}// добавляем новое свойствоbook.author = 'А.С.Пушкин'// изменяем существующееbook.title = 'Сказка о царе Салтане'console.log(book)// { title: 'Сказка о царе Салтане', author: 'А.С.Пушкин'}
          const book = {
  title: 'Капитанская дочка'
}


book.author = 'А.С.Пушкин'


book.title = 'Сказка о царе Салтане'

console.log(book)


        
        
          
        
      

Синтаксис с квадратными скобками работает и здесь:

        
          
          const book = {  title: 'Капитанская дочка'}// добавляем новое свойствоbook['author'] = 'А.С.Пушкин'// изменяем существующееbook['title'] = 'Сказка о царе Салтане'console.log(book)// { title: 'Сказка о царе Салтане', author: 'А.С.Пушкин'}
          const book = {
  title: 'Капитанская дочка'
}


book['author'] = 'А.С.Пушкин'


book['title'] = 'Сказка о царе Салтане'

console.log(book)


        
        
          
        
      

Для удаления свойств используют оператор delete:

        
          
          const book = {  title: 'Война и мир',  author: 'Лев Толстой',  pages: 1274,  isFinished: true,  usersReading: [1946, 1293, 7743]}delete book.usersReadingdelete book['isFinished']console.log(book)// { title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой', pages: 1274 }
          const book = {
  title: 'Война и мир',
  author: 'Лев Толстой',
  pages: 1274,
  isFinished: true,
  usersReading: [1946, 1293, 7743]
}

delete book.usersReading
delete book['isFinished']

console.log(book)


        
        
          
        
      

Чаще всего свойства не удаляют, а сбрасывают значение, устанавливая undefined или подходящее по смыслу:

        
          
          const book = {  title: 'Война и мир',  author: 'Лев Толстой',  pages: 1274,  isFinished: true,  usersReading: [1946, 1293, 7743]}book.usersReading = undefinedbook['isFinished'] = undefined// {//    title: 'Война и мир',//    author: 'Лев Толстой',//    pages: 1274//    isFinished: undefined,//    usersReading: undefined// }
          const book = {
  title: 'Война и мир',
  author: 'Лев Толстой',
  pages: 1274,
  isFinished: true,
  usersReading: [1946, 1293, 7743]
}

book.usersReading = undefined
book['isFinished'] = undefined








        
        
          
        
      

Имена свойств (иногда их называют ключи) могут быть либо строками, либо символами. Если использовать в качестве ключа другой тип данных, то он будет приведён к строке с помощью вызова метода toString:

        
          
          const obj = {}const key = {}obj[key] = 'value for the object key'console.log(obj)// { "[object Object]": "value for the object key" }
          const obj = {}
const key = {}
obj[key] = 'value for the object key'

console.log(obj)


        
        
          
        
      

Если ключ содержит пробел, то обращаться к нему возможно только через синтаксис квадратных скобок:

        
          
          const obj = {  'the answer': 42}console.log(obj['the answer'])// 42
          const obj = {
  'the answer': 42
}

console.log(obj['the answer'])


        
        
          
        
      

Объекты — ссылочный тип данных. Сравнению по ссылке посвящена отдельная статья.

При сравнении двух объектов JavaScript сравнивает не значения свойств этих объектов, а адреса в памяти, по которым эти объекты хранятся. Поэтому любое сравнение двух объектов будет возвращать false, даже если они выглядят одинаково:

        
          
          // создаётся один объектconst book = { title: 'Дюна' }// создаётся другой объектconst anotherBook = { title: 'Дюна' }console.log(book === anotherBook)// false
          
const book = { title: 'Дюна' }

const anotherBook = { title: 'Дюна' }

console.log(book === anotherBook)


        
        
          
        
      

Сравнение будет возвращать true, только если мы сравниваем переменные, указывающие на один и тот же объект:

        
          
          // создаётся один объектconst book = { title: 'Дюна' }// в anotherBook записывается ссылка на объектconst anotherBook = bookconsole.log(book === anotherBook)// true
          
const book = { title: 'Дюна' }

const anotherBook = book

console.log(book === anotherBook)


        
        
          
        
      

? Современные версии JavaScript содержат много упрощений синтаксиса.

Например, методы объявлять по-старому:

        
          
          const cat = {  name: 'Том',  meow: function () {    console.log('мяу мяу')  },}
          const cat = {
  name: 'Том',
  meow: function () {
    console.log('мяу мяу')
  },
}

        
        
          
        
      

А можно использовать короткий синтаксис:

        
          
          const cat = {  name: 'Том',  meow() {    console.log('мяу мяу')  },}
          const cat = {
  name: 'Том',
  meow() {
    console.log('мяу мяу')
  },
}

        
        
          
        
      

Если у вас есть переменная со значением, и вы хотите создать свойство с тем же именем, то вместо старого подхода:

        
          
          const firstName = 'Иван'const username = 'Killer3000'const user = {  firstName: firstName,  username: username}console.log(user)// { firstName: 'Иван', username: 'Killer3000' }
          const firstName = 'Иван'
const username = 'Killer3000'

const user = {
  firstName: firstName,
  username: username
}

console.log(user)


        
        
          
        
      

Можно сократить запись:

        
          
          const firstName = 'Иван'const username = 'Killer3000'const user = {  firstName,  username}console.log(user)// { firstName: 'Иван', username: 'Killer3000' }
          const firstName = 'Иван'
const username = 'Killer3000'

const user = {
  firstName,
  username
}

console.log(user)


        
        
          
        
      

? Если называние свойства хранится в переменной, его значение можно прочитать через синтаксис квадратных скобок:

        
          
          const user = {  firstName: 'Марина',  username: 'zloyDuh'}const prop = 'firstName'console.log(user[prop])// Марина
          const user = {
  firstName: 'Марина',
  username: 'zloyDuh'
}

const prop = 'firstName'
console.log(user[prop])


        
        
          
        
      

? Для проверки, есть ли свойство у объекта, используйте оператор in:

        
          
          const user = {  firstName: 'Марина',  username: 'zloyDuh'}console.log('firstName' in user)// trueconsole.log('age' in user)// false
          const user = {
  firstName: 'Марина',
  username: 'zloyDuh'
}

console.log('firstName' in user)

console.log('age' in user)


        
        
          
        
      

? Чтобы обойти все ключи объекта, используют цикл for...in

? Для копирования объектов используется спред-синтаксис:

        
          
          const user = {  firstName: 'Марина',  username: 'zloyDuh'}const copy = { ...user }console.log(copy)// { firstName: 'Марина', username: 'zloyDuh'}
          const user = {
  firstName: 'Марина',
  username: 'zloyDuh'
}

const copy = { ...user }
console.log(copy)


        
        
          
        
      

При этом происходит поверхностное копирование — полностью копируются только свойства первого уровня вложенности. Подробнее об этом читайте статью «Поверхностное и глубокое копирование».

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 ноября 2021 года на 94-м году жизни ​умер народный артист СССР режиссер Владимир Наумов.

Владимир Наумович Наумов родился 6 декабря 1927 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье кинооператора Наума Соломоновича Наумова-Стража (1898-1957) и театральной актрисы Агнии Васильевны Бурмистровой (1906-1971).

В 1951 году окончил в Москве режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК; ныне Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова), где занимался в мастерской Игоря Савченко. В студенческие годы был его ассистентом на съемках фильма «Третий удар» (1948), в котором также дебютировал как киноактер. После смерти руководителя мастерской вместе с режиссером Александром Аловым завершил картину Игоря Савченко «Тарас Шевченко» (1951). С этого момента началось творческое сотрудничество Наумова и Алова. Среди их первых совместных работ — «Тревожная молодость» по трилогии Владимира Беляева «Старая крепость» (1954), «Павел Корчагин» по роману Николая Островского «Как закалялась сталь» (1956), «Ветер» (1958). В 1961 году на экраны вышла военная драма «Мир входящему», тогда же удостоенная специального приза жюри XXII Международного кинофестиваля в Венеции за лучшую режиссерскую работу и премии «Кубок Пазинетти» (приз итальянских кинокритиков за лучший иностранный фильм). В 1962 году в Брюсселе картина получила национальную бельгийскую кинопремию «Фемина».

В 1966 году режиссеры экранизировали рассказ Федора Достоевского «Скверный анекдот». Картина вызвала критику со стороны официальных властей: Наумова и Алова обвиняли в «сгущении красок», в «искажении идеи Достоевского» и др. По воспоминаниям Владимира Наумова, глава Госкино Алексей Романов сказал режиссерам, что из-за них может «лишиться партийного билета». В итоге фильм был запрещен к показу и вышел на экраны только в 1987 году.

Среди других совместных фильмов Владимира Наумова и Александра Алова: «Бег» по мотивам произведений Михаила Булгакова (1970, вошел в основной конкурс Каннского фестиваля 1971 года), «Легенда о Тиле» по мотивам романа Шарля Де Костера «Легенда об Уленшпигеле» (1976), «Тегеран-43» (1980, СССР — Швейцария — Франция), «Берег» по роману Юрия Бондарева (1983, СССР — ФРГ). В 1971 году они также выступили в качестве театральных режиссеров, поставив в Московском театре «Современник» спектакль «Тоот, другие и майор» по пьесе Иштвана Эркеня.

После смерти своего коллеги в 1983 году Владимир Наумов снял посвященную ему документальную ленту «Алов» (1985). Также продолжил режиссерскую деятельность в художественном кино, поставил фильмы: «Выбор» по произведению Юрия Бондарева (1987), «Закон» (1989), «Десять лет без права переписки» (1990), «Белый праздник» по мотивам повести Тонино Гуэрра «Сто птиц» (1994), «Часы без стрелок» (2001), «Джоконда на асфальте» (2007). В 2012 году Владимир Наумов приступил к съемкам картины «Сказка о царе Салтане». Планировалось, что она станет первым в киноцикле «Сказки Пушкина». Однако из-за недостатка средств ее производство не было завершено. Большинство фильмов Владимир Наумов снимал по собственным сценариям (всего он написал сценарии к 18 лентам).

Несколько раз Владимир Наумов выступал в качестве киноактера. После небольшой роли лейтенанта в картине «Третий удар» он сыграл штабс-капитана в трагикомедии Александра Митты «Гори, гори моя звезда» (1969), полковника милиции в телефильме Александра Гордона «Кража» (1970). Впоследствии снимался только в своих картинах («Часы без стрелок», «Джоконда на асфальте»).

В 1963 году Владимир Наумов стал художественным руководителем созданного при киностудии «Мосфильм» творческого объединения писателей и киноработников. После его преобразования в кинокомпанию «Союз Навона» занял пост ее генерального директора.

С 1976 года также являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР.

С 1980 года руководил мастерской во ВГИКе. Профессор (1986). В 2010-х годах вместе с супругой, известной российской актрисой Наталией Белохвостиковой, вел актерско-режиссерскую мастерскую в Московской школе нового кино.

Автор книги «В кадре» (2000, в соавторстве с Наталией Белохвостиковой).

В 2004 году Владимир Наумов в качестве продюсера работал над лентой «Год лошади. Созвездие Скорпиона», режиссером которой стала его дочь Наталия.

Являлся президентом Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Был членом Союза кинематографистов РФ и Европейской киноакадемии.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Народный артист СССР (1983).

Владимир Наумов был награжден орденами «Знак Почета» (1971), Трудового Красного Знамени (1977), Дружбы народов (1987), «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней (2007, 2018, 1997), Почета (2013).

Лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1985, за фильм «Берег»).

Обладатель кинопремии «Золотой орел» в почетной номинации «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2008).

Являлся почетным членом Российской академии художеств.

Владимир Наумов был женат вторым браком на народной артистке РСФСР Наталии Белохвостиковой (род. 1951). Их дочь Наталия Наумова (род. 1974), в детстве снялась в фильме «Тегеран-43». Впоследствии окончила актерский факультет ВГИК и Высшие курсы сценаристов и режиссеров, снималась в фильмах отца, но выбрала карьеру режиссера. В 2007 году Владимир Наумов и Наталия Белохвостикова усыновили мальчика Кирилла (род. 2004). Первой супругой режиссера была заслуженная артистка РСФСР Эльза Леждей (1933-2001). От брака с ней — сын Алексей.

Жизни и творчеству кинематографиста посвящены документальные фильмы «Свидетель времени. Владимир Наумов» (2007, режиссер Наталия Наумова) и «Владимир Наумов. Монологи кинорежиссера» (2012, Наталия Урвачева), а также сборник «Алов и Наумов» (2016, составитель Любовь Алова). 

  • Сказка о царе салтане видео урок 3 класс
  • Сказка о царе салтане вики
  • Сказка о царе салтане белка с орешками картинки
  • Сказка о царе салтане билеты
  • Сказка о царе салтане в каком классе проходят