Сказка о царе салтане точное слово какие обещания дали сестры перечитайте и подчеркните

Страница 25 из 42 ответы к стр. 102 - 103. сказка о царе салтане, сыне его могучем богатыре гвидоне и

Страница 25 из 42

Ответы к стр. 102 — 103. Сказка о царе Салтане, сыне его могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди 

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Ответ:

Эта сказка о том, как добро побеждает зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Ответ:

Князь Гвидон –  доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять за себя и за свою маму.

Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.

Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих достижений. В конце сказки героиня стала его женой.

Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.

Ткачиха, Повариха, Бабриха  – отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость и коварство.

Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.

3. Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?

Ответ:

Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!

Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].

4. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.

Ответ:

В сказке есть волшебство и чудесные превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Князь превращается в трех насекомых: в  комара, шмеля и муху. 

Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:

Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна, превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана — своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у них чтоб были из драгоценных камней — изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов — небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором. Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая молодому князю. На ней князь и женится.

5. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди. 

Богатыри:

Ответ:

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Город:

Ответ:

Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Царевна-лебедь:

Ответ:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

6. Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».

Ответ:

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную царевну.

Сравнения: будто пава, словно реченька.

7. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

Ответ:

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай». 

Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

8. Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми,  завидовали главным героям?

Ответ:

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.

9. Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Ответ:

Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.

Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.

Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.

10. Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».

Правильная последовательность событий:

Ответ:

1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
8) приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец

11. Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.

Ответ:

Наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.

12. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Ответ:

Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.

13. Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

Олицетворение — это наделение неодушевленных предметов качествами живого человека.
Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики.
Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

Сравнения:

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица

А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…

А сама-то величава,
Выступает, будто пава

Будто реченька журчит.

И царица над ребенком,
Как орлица над орленком

Что ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,

Все равны, как на подбор

Олицетворения:

Белка песенки поет

Лебедь молвит

Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет

? с. 113 Кем ткачиха с поварихой приходятся молодой царице?

Почему они с сватьей бабой Бабарихой подменили гонца? В чём причина их ненависти к царице? Найди строчки, в которых об этом говорится.

Как ты думаешь, в сказке победит коварство и хитрость или добро и справедливость?

Ткачиха и повариха приходятся молодой царице родными (скорее всего, старшими) сёстрами. Тем не менее они испытывают к своей младшей сестре ненависть («А ткачиха с поварихой, // С сватьей бабой Бабарихой // Извести её хотят…»), по этой причине сёстры и подменили первого гонца, а затем вложили ложный указ в суму второго. Ненавидят они её из зависти к её положению и оттого, что, сами того не ведая, собственными словами определили себе такое будущее («Здравствуй, красная девица, – // Говорит он, – будь царица… // Вы ж, голубушки-сестрицы… // Будь одна из вас ткачиха, // А другая повариха»; «В кухне злится повариха, // Плачет у станка ткачиха»). Последний вопрос (победит ли в сказке зло или добро?) предназначен для того, чтобы заинтересовать в дальнейших событиях, побудить прочитать сказку целиком.

? с. 115 Как ты понимаешь выражение «растёт не по дням, а по часам»? Оно использовано в сказке в прямом или переносном смысле? 

Выражение «расти не по дням, а по часам» означает расти очень быстро, однако имеет переносное, а не прямое значение. В этой же сказке автор использует его в прямом смысле: ребёнок только родился и брошен в бочку на произвол судьбы, но, вырастая «не по дням, а по часам», уже «волну торопит», обращаясь к ней с весьма красноречивой просьбой; уже «на ножки поднялся» и проявляет характер фольклорного богатыря, выполняющего любое дело легко и с прибауткой: «Понатужился немножко: // Как бы здесь на двор окошко // Нам проделать? – молвил он, // Вышиб дно и вышел вон».

? с. 117 — 120 Судя по этому отрывку, это волшебная сказка или сказка о животных?

Чтобы ответить на вопрос, является ли «Сказка о царе Салтане…» волшебной или сказкой о животных, мы должны подумать, в чём отличие этих сказок друг от друга. В сказках о животных рассказывается о том, почему у того или иного зверя именно такая внешность, повадки, отношения с другими зверьми (людьми). В волшебной сказке имеется волшебный мир и волшебный герой, который, совершая различные
деяния, постигает законы и правила поведения в волшебном мире, узнаёт его тайны. Очевидно, что этот отрывок – не сказка о животных, а волшебная сказка.

Перечисли все чудеса, которые происходят с царевичем и его матерью. Подтверди свой ответ строчками из текста.

С царевичем и его матерью происходит много чудес. Молодая девушка становится царицей самым чудесным образом; дитя её растет буквально «не по дням, а по часам»; юный царевич может повелевать силами природы («…волну торопит»); он – настоящий силач и добрый охотник. Царевич выручает из беды лебедя, который оказывается красной девицей; на второй день пребывания на чудо-острове мать с сыном видят большой город, жители которого радостно приветствуют их, а царевича «венчают княжей шапкой» и провозглашают правителем.

Кто является главным героем сказки?
А можно ли назвать князя Гвидона настоящим сказочным героем?

Главным героем этой сказки является «новорожденный» князь Гвидон. Гвидон – настоящий сказочный герой: он покидает родной дом, в пути он встречается с трудностями и препятствиями. Вполне можно предположить, что царевич Гвидон сумеет преодолеть все преграды и вернуться в отчий дом победителем, повзрослевшим и поумневшим.

Вспомни все черты, которыми должен обладать настоящий герой сказки. Подумай, является ли князь Гвидон таким героем?

— Но князь Гвидон – не просто сказочный герой, – сказал Михаил Потапович. – Он герой волшебной сказки. Это значит, что в нём есть черты, характерные для героев  волшебных сказок.
— Это какие-то особые черты? – поинтересовался Миша.
— Особые, – подтвердил Михаил Потапович. – Сейчас вы всё поймёте. Но сначала вам нужно ответить на несколько вопросов.

Когда стало понятно, что маленький царевич необычный ребёнок? Подтверди своё мнение строчками из текста.
У кого царевич просит помощи, сидя внутри бочки? Найди нужные строчки.
Как ц
аревич ведёт себя на берегу: можно ли сказать, что он находчивый? Какими ещё качествами он обладает?
Теперь ты догадываешься, о каких особых чертах героя волшебной сказки говорил Михаил Потапович? Если затрудняешься, посмотри, что обнаружили Маша и Миша с помощью Главного Библиотекаря.

• С самого рождения герой волшебной сказки отличается от других людей: он обладает чудесными способностями. 

• Герой волшебной сказки способен общаться с силами природы. 

— Я могу назвать ещё две черты героя волшебной сказки, — сказал Костя Погодин, который уже прочитал эту сказку Александра Пушкина целиком. 

Михаил Потапович указывает на то, что князь Гвидон – не только сказочный герой; он – герой волшебной сказки, обладающий особыми чертами. Определить эти черты помогут вопросы из учебника. Юный царевич – особенный с самого рождения: он растёт в бочке «не по дням, а по часам», «…волну торопит», и силы природы подчиняются ему («И послушалась волна»). На берегу царевич проявляет заботу о матери, находчивость и смекалку («Ломит он у дуба сук // И в тугой сгибает лук, // Со креста снурок шелковый // Натянул на лук дубовый, // Тонку тросточку сломил, // Стрелкой лёгкой завострил…»). Царевич проявляет благородство и доброту, заступаясь за слабого (спасая лебедя от когтей коршуна).

Посмотри, какие черты героя волшебной сказки назвал Костя.

• С таким героем могут происходить настоящие чудеса и превращения.

• Такой герой в конце концов побеждает зло и несправедливость.

Костя Погодин называет ещё две черты, присущие герою волшебной сказки. Во-первых, с героем могут происходить настоящие чудеса и превращения; и во-вторых, он всегда побеждает зло и несправедливость. 

Проверь, прав ли Костя.
Для этого возьми в библиотеке сборник сказок Александра Пушкина и прочитай «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» целиком.
После этого можно продолжить обсуждение сказки, ответить на вопросы и выполнить задания.

Найди в тексте строчки, из которых видно, что князь Гвидон скучает по отцу и хочет его увидеть.

Кто и почему препятствует встрече царя Салтана с князем? Подтверди свой ответ строчками из сказки. 

Какие чудеса мечтает завести князь Гвидон заводит в своём городе? Сколько этих чудес? На что он надеется, заполучив эти чудеса? Оправдались ли надежды князя?

Как наказано зло в сказке?
Теперь ты можешь утверждать, что князь Гвидон является настоящим героем волшебной сказки? Обоснуй свой ответ.

Князь Гвидон не обидчив и справедлив. Он не осуждает отца, но тоскует по нему и хочет обязательно с ним повидаться («Князь печально отвечает: // Грусть-тоска меня съедает, // Одолела молодца: // Видеть я б хотел отца»). Тут с Гвидоном и начинают происходить волшебные превращения: сначала, с помощью колдовства царевны Лебеди, он становится комаром, затем – мухой и шмелём. Встрече Гвидона с царём препятствуют злые сёстры царицы – ткачиха, повариха, а также сватья баба Бабариха: «А ткачиха с поварихой, // С сватьей бабой Бабарихой // Не хотят его пустить // Чудный остров навестить». «Уж диковинка, ну право…» начинают они отговаривать царя Салтана, а в пример настоящего чуда приводят (каждая в свою очередь) волшебную белку, богатырей с дядькой Черномором и красавицу-девицу. Князь Гвидон заводит в своём городе все те чудеса, о которых рассказывали злые бабы. Это, во-первых, белка, которая «песенки поёт // и орешки всё грызёт, // А орешки не простые, // Все скорлупки золотые, // Ядра – чистый изумруд»; во-вторых, выходящие дозором из вод морских «тридцать три богатыря, // Все красавцы удалые, // Великаны молодые, // Все равны, как на подбор, // С ними дядька Черномор»; и, в-третьих, царевна Лебедь, молодая жена Гвидона, такая красавица, что «днём свет божий затмевает, // Ночью землю освещает, // Месяц под косой блестит, // А во лбу звезда горит. // А сама-то величава, //Выступает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит». Спросите у ребят, на что надеется Гвидон, заводя все эти чудеса? Может, он хочет, чтобы в его волшебном городе были все чудеса на свете? Или он надеется «уговорить» отца посетить свой остров и противостоять злодейкам? Благодаря упорству Гвидона и помощи царевны Лебеди надежды князя оправдались.

Итак, в конце сказки зло побеждено, царь Салтан признаёт свою жену и сына. Однако злым бабам, после того как «…во всём они признались, // Повинились, разрыдались», никто не мстит: «Царь для радости такой // Отпустил всех трёх домой».

Теперь, после подробного разбора сказки, можно утверждать, что князь Гвидон – настоящий герой волшебной сказки: волею судьбы он оказывается вне дома, но с раннего возраста обладает необычными чертами: растёт «не по дням, а по часам», силы природы подчиняются ему, на его пути встречаются трудности и препятствия, которые он преодолевает. С Гвидоном происходят чудесные превращения. Гвидон, в конце концов, побеждает зло и несправедливость. Безусловно, за время своих приключений и благодаря общению с волшебным миром он становится поумневшим и повзрослевшим.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Хрестоматия. Малаховская О.В.

готовые домашние задания

Home » Литературное чтение » А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.

  1. Точное слово

Какие обещания дали сестры? Перечитайте и подчеркните. Соедините стрелками рифмующиеся строки.

Первая обещала пир, вторая наткать полотна, а третья родить сына.

obeshhaniya

2. Соответствие

Кто из героев сказки положительный, а кто отрицательный? Укажите стрелочкой.

Положительные герои — Гвидон, царица, царь Салтан.

Отрицательные герои — ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.

gvidon

3. Проталинки

Какую новость узнал царь Салтан? Перечитайте отрывок, впишите пропущенные слова. Подчеркните.

Царь Салтан узнал новость о рождении неведомой зверушки.

novost 1

4. Точное слово

Каждая встреча князя Гвидона с царем Салтаном начинается с описания ветра и кораблика. Найдите эти описания и запишите. Подчеркните слова, которыми эти строчки различаются. Объясните почему.

Когда кораблик подплывает к Буяну, он бежит сам по себе. Плывя к Салтану он веселится, как и ветер, потому что Гвидон плывет к отцу.

korablik

5. Точное слово

Какие слова говорят о печали Салтана? Подчеркните. Почему печалился царь Салтан? Запишите.

О печали говорят слова “С грустной думой на лице”. А печалился Салтан потому, что ничего не знал о судьбе жены и ребенка.

pechal saltana

6. Поиск

Какие чудеса происходят в сказке? Запишите или нарисуйте.

Главные чудеса: возникновение города на пустом острове, белка, которая грузла орехи из золота с изумрудными ядрами, появление из моря богатырей, превращение лебедя в царицу.

chudesa

7. Сравнение

Перечитайте описание острова Буяна. Как изменился остров? Подчеркните слова, указывающие на эти изменения.

На пустом острове появился город с теремами и церквями, там правит князь Гвидон.

sravnenie

8. Таблица

Выскажите свое мнение о героях сказки

Заполним таблицу “Характеристика героев сказки”

kharakteristiki

9. Проба пера

Каким вы представляете остров Буян? Нарисуйте или запишите.

Остров Буян кажется мне райским уголком в океане. Небольшой, ровный, с дубом. На нем появляется красивый город со стенами, церквями, теремами и садами.

buyan

10. Поиск

Как сказать по-другому? Подберите синонимы.

Слова “С грустной думой” можно заменить синонимами: печально, расстроенно, мрачно.

grustno

11. Сравнение

Сравните русскую народную сказку “Царевич Нехитер-Немудер” и “Сказку о царе Салтане” А.С. Пушкина по плану:

  1. О чем сказка?
  2. Форма сказки
  3. Главные герои
  4. Отзыв о сказке

Пример заполнения таблицы “Сравнение сказок”:

b22144ebfe83111fef453eaf217ca0ab

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Vika25032007 10.10.2015

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Проверено экспертом

Первая девица обещает приготовить пир-на весь крещённый мир.

Вторая сестрица обещает наткать полотна в одиночку.

Третья сестрица обещает родить богатыря ,для батюшки царя.

Окном ⇒ вечерком ;царица ⇒ девица; мир ⇒ пир ;царица ⇒ сестрица ;

одна ⇒ полотна ; царица ⇒сестрица ; царя ⇒ богатыря .

otvety

мне повезло, у меня много друзей. я общаюсь с во дворе, в школе, в секции плавания, где я занимаюсь. а лучший среди них – антон. он мой самый близкий и надежный друг. мы живем в соседних домах и учимся в одной школе, правда, в разных классах. мне бы хотелось учиться с ним вместе, но он почти на год старше.

у антона светлые волосы и карие глаза. он высокий и худой, выше меня на полголовы. при этом он сильный и выносливый, никогда не жалуется на трудности.

с антоном мы дружим уже три года. вместе гоняем мяч, плаваем, играем в видеоигры. в хорошую погоду любим ездить на велосипедах и ходим на озеро ловить рыбу. если моя семья собирается на пикник, то мы всегда зовем с собой антона, и наоборот. еще мы иногда вместе ходим в кино.

антон веселый и добрый мальчик, он всегда в хорошем настроении. мой друг умеет своими шутками поднять настроение мне и другим . у него отлично получается рассказывать смешные и анекдоты. нам нравится одна и та же музыка. когда родителей нет дома, мы любим громко слушать рок. наши вкусы вообще во многом , начиная от стиля одежды и заканчивая едой. а еще он, как и я, любит животных.

антон показал себя хорошим другом не только в развлечениях, но и в трудные минуты. именно поэтому сочинение я решил посвятить ему, а не кому-то другому. этот человек всегда мне , никогда не бросая в беде. и для этого его даже необязательно просить. часто антон замечает, что мне тяжело, тогда он спешит дать полезный совет или , не дожидаясь просьбы.

хорошо, когда у тебя есть друзья, а еще лучше, если есть близкий друг, которому можно уверенно доверить свои тайны и тревоги, который выслушает и поймет тебя. важно только всегда быть готовым ответить ему взаимностью. он тоже должен знать, что ты ему, несмотря ни на что.

лучше с другом в беде, чем с врагом на пире.

otvety

жан-бати́ст покле́н, театральный псевдоним — молье́р — французский комедиограф xvii века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа мольера.

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Я бы сказал, что данное произведение о справедливости, любви, доверии, вере и стремлении.

А также об исполнении желаний.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Князь Гвидон – он добрый, сильный, мужественный, целеустремлённый, любит близких и способен на прощение.

То есть этот герой объединил в себе самые лучшие черты.

Благодаря этому, он преодолел все многочисленные преграды, которые встречались на его пути.

Князь никогда не опускал руки, а уверенно шагал к цели.

Это и привело его к ней.

Царь Салтан – мужественный, сильный, добрый герой с мягким характером.

Но также ему присуща наивность, доверчивость.

Он был обманут злыми людьми и лишён семьи.

Но благодаря целеустремлённости своего сына, вновь повстречался с ней.

Поражает, что виновные даже не понесли наказание – настолько царь был добродушный и незлопамятный.

Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая и честная.

Ещё она очень красивая.

Она оказывала Гвидону незаменимую помощь.

Именно ей он обязан большей частью своих достижений.

А в конце произведения героиня стала его женой.

_______

Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.

Это первая девушка, с которой знакомится читатель.

Попав в, казалось бы, непреодолимую беду, она помогла себе и сыну молитвами.

К счастью, в конце произведения она ещё и вернулась к мужу.

Ткачиха – негативный герой, которому присуща зависть, злоба, жестокость.

Она являлась сестрой Царицы.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

Повариха – также является негативным персонажем произведения.

Она и злая, и злопамятная, жестокая и коварная.

Это ещё одна сестра Царицы.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

Бабариха – коварная, злая и эгоистичная героиня.

Она способна на жестокость и месть.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Это произведение наполнено чудесами.

Это и трёхразовое перевоплощение князя в насекомых (комар, шмель, муха), и необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь.

Но также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки.

И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Царевна наделила Гвидона способностью превращаться в трёх насекомых.

Именно это помогло герою преодолеть многие из трудностей, что были на его жизненном пути.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев — богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны-лебеди. Найди сравнения в описании царевны.

Представить богатырей мне помогают такие строчки из произведения:

«В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор».

Представить город мне помогают следующие строки:

«Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей».

А прекрасную девицу я представляю, когда читаю следующее:

 «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит».

Сравнения: будто пава, словно реченька.

5. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?

«Плачет, бьётся в ней царица;

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

День прошёл — царица вопит…»

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна?

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

Звуки: [б], [п], [у], [и], [о].

6. Как царевна-лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

Обращение прекрасной лебеди к князю:

 «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» —

Говорит она ему.

«Вот что, князь, тебя смущает?

Не тужи, душа моя,

Это чудо знаю я.

Эти витязи морские

Мне ведь братья все родные.

Не печалься же, ступай,

В гости братцев поджидай».

С этих строк мы видим, что она называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Произведение заканчивается победой добра.

Салтан отправился на остров, который был окружён чудесными рассказами, и там узнал своих родных.

Негативных героев наказывать не стали.

Всё потому, что добродушие сильнее злопамятности.

Главное, что все остались счастливы.

Последние строчки звучат так:

«Я там был; мёд-пиво пил —

И усы лишь обмочил».

Это типичный конец для многих народных сказок.

Ведь все они имеют счастливый финал, в котором говорится о свадьбе либо о долгой и счастливой жизни героев.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

Общее у сказки Пушкина и народной волшебной сказки:

  1. Наличие чудесных событий.
  2. Наличие перевоплощений.
  3. Зачин и концовка.
  4. Наличие повторов.
  5. Разделение героев на позитивных и негативных.
  6. Победа добра.
  7. Типичный финал.

Различие сказки Пушкина и народной волшебной сказки:

1) Александр Сергеевич пишет в стихотворной форме, а народ – в прозе.

2) Поэт задействует героев, которые не встречаются в других произведениях, у Пушкина имена героев являются их частичной характеристикой.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

Правильная последовательность событий:

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царицы и Гвидона.
  4. Избавление царевны от злого коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

10. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Билибин сделал очень красивые, динамичные, красочные рисунки. Каждый из них по-своему интересен, неповторим.

Особенно мне запомнилось изображение Гвидона, который стоит у моря и разговаривает с лебёдушкой.

Художник изобразил часть моря, что ближе к берегу, в зеленоватых оттенках, а даль моря – в тёмно-синем цвете, ближе к чёрному.

Небо же изображено в голубых, синих и серых цветах.

При этом на нём присутствуют огромные белые облака, которые очень выделяются на фоне тёмных цветов.

Каждая деталь на иллюстрации изображена отдельно – ничего между собой не сливается.

А также запомнился рисунок с изображением царя, ткачихи, поварихи и Бабарихи, которые встречают гостей.

Художник хорошо передаёт настрой персонажей в этот момент.

На иллюстрации выделяется величественный трон царя и красивые одеяния гостей.

Художник показывает, какие разнообразные узоры были популярны в те времена.

Ещё хочу отметить иллюстрацию, на которой изображены богатыри, выходящие из волн.

Художник выбирает для картины чёрные, зеленоватые и серые оттенки цветов.

И лишь красно-оранжевая одежда богатырей выделяется на этом фоне.

Море Билибин рисует неспокойным, видно, как за спинами персонажей подымаются волны и сильно бьются о камни.

На чёрном небе изображены чёткие, крупные, белые звёзды.

У Билибина ещё много запоминающихся иллюстраций.

В его стиле выделяется такая особенность, как разделять все детали между собой.

Это выглядит красиво, но не совсем реалистично.

Подсказка:

  • Читательский дневник «Сказка о царе Салтане…»
  • Краткая биография Александра Пушкина и презентация

_______

  • Сказка о царе салтане театр оперы и балета самара
  • Сказка о царе салтане текст распечатать в два столбика
  • Сказка о царе салтане тнт в бочке
  • Сказка о царе салтане специально для сереги слушать
  • Сказка о царе салтане театр на неве отзывы