Сказка о царе салтане стихотворный размер и рифмовка

Конспект нод по развитию речи. составление текста поздравления для тани. программное содержание: познакомить детей с поздравлением, как с одним

Конспект НОД по развитию речи.   

Составление текста – поздравления для Тани.

Программное содержание: познакомить детей с поздравлением, как с одним из видов

этикетных текстов, учить составлять текст поздравления, развивать умение использовать

схематические изображения для составления связного
высказывания
, учить поддерживать

непринудительную беседу, продолжать совершенствовать грамматический строй речи, строить

правильно предложение, совершенствовать
монологическую и диалогическую речь, развивать

внимание, мышление, воспитывать
внимание к речи воспитателя и своих друзей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Организационный момент.

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

Составление текста – поздравления для Тани.

Программное содержание: познакомить детей с поздравлением, как с одним из видов

этикетных текстов, учить составлять текст поздравления, развивать умение использовать

схематические изображения для составления связного
высказывания
, учить поддерживать

непринудительную беседу, продолжать совершенствовать грамматический строй речи, строить

правильно предложение, совершенствовать
монологическую и диалогическую речь, развивать

внимание, мышление, воспитывать
внимание к речи воспитателя и своих друзей
           

 (Дети рассаживаются на стульчики
полукругом.)

Воспитатель:  Ребята,  на  прошлом
 занятии мы с
вами  говорили  о Тане. А  сегодня у нее  день

рождение.

И к ней в гости должны прийти звери. На день рождение принято поздравлять именинника. У

меня есть два письма, которые прислали
Тане. Давайте их прочитаем и узнаем от кого они.

Воспитатель читает первое письмопоздравление (правильно составленное).

Воспитатель: Ребята, скажите кто поздравил
Таню в этом письме? (зайчик и бельчонок).

А теперь послушайте второе письмо
(неправильно составленное,
перепутанное).

Воспитатель: Скажите, ребята, а это письмо
от кого? Какое поздравление вам приятнее было

слушать? Почему?  (потому, что существуют
правила этикета, по которым составляют письмо

поздравление). (последовательно).

Воспитатель: Ребята, а вы хотите
поздравить Таню? 

Дети: Да

Воспитатель: В составлении правильного
поздравления нам поможет схема. (мнемотаблица).

Теперь ребята садитесь за столы. И так с чего мы начнем
поздравление?  Давайте вспомним из

первого письма, которое нам понравилось с
чего начиналось поздравление?  С обращения к

имениннику. Прежде, чем написать поздравление мы обращаемся к имениннику,
используя

добрые и ласковые слова. В данном случае к кому мы должны обратиться? И как?

Дети: К Тане. Дорогая Таня! Любимая Таня!
Уважаемая Таня! Танюша! И т.д.

Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили с чего начинается наше
поздравление. Давайте

зарисуем схематично в первой клетке нашей
схемы, чтобы не забыть.

Воспитатель: Дальше, ребята, мы должны ее поздравить с каким-то праздником.
С каким

праздником мы будем поздравлять нашу Таню?

Дети: С днем рождения!

Воспитатель: Ребята, значит во второй клеточке мы укажем с вами с каким
праздником мы

будем поздравлять Таню.

Воспитатель: Ребята, подскажите, что мы будем с вами дальше говорить в нашем

поздравлении к Тане? Что мы нарисуем с вами в третьей
клеточке? 

Дети: Поздравления, пожелания.

Воспитатель: Чтобы вы ей хотели пожелать?  

Дети: (ответы).  

Воспитатель: Все, что вы ей сейчас
пожелали давайте схематично зарисуем в третьей

клеточке.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь скажите в конце
поздравления что должно быть

обязательно…?

Дети: От кого поздравление, подпись.

Воспитатель обращает внимание детей на то,
что поздравление может быть как от одного

человека, так и от группы людей т. е.
коллективное.  

Воспитатель: А теперь ребята давайте
попробуем поздравить нашу Таню с днем рождения.

Скажите обычно в группе как мы поздравляем
ребят?

Дети: Поем «Каравай».  

Воспитатель: У нас будет необычный
каравай. Мы споем Тане Каравай, а она выберет того,

кто ее будет поздравлять.  

Воспитатель: Выходите, ребята, изза столов и
становитесь в круг.

Кукла Таня выбирает 3 детей, которые ее
поздравляют.

Дети по своей схеме читают поздравление
для Тани. 

Кукла Таня благодарит детей за
поздравления.  

Воспитатель: Ребята, скажите, как вы
думаете почему обрадовалась Таня?  

Дети: Потому, что ей понравились наши
поздравления

Воспитатель: А почему ей понравились наши
поздравления?

Дети: Потому, что мы их составили по
правилам этикета, ничего не забыли, ничего не

перепутали.

Воспитатель: Понравилось вам составлять
поздравления?

Дети: Да

Воспитатель: Теперь, ребята, вы сможете
поздравлять своих родных, близких и друзей

правильно.

Воспитатель: Ребята, поздравить то мы
поздравили Таню, а что еще принято делать на дне

рождении?

Дети: Дарить подарки. 

Воспитатель: А подарки для Тани, я
предлагаю вам сделать вечером. Каждый из вас нарисует

то, что хочет подКонспект
занятия по ФЭМП 01.12.2021

Конспект
занятия по рисованию Тема:«Сказка о царе Салтане»  (2 занятия)

Цель:
обучение детей
изображать
несложный эпизод сказки, передавая выразительность образа через
цвет, форму.

Задачи:
учить видеть сказочный образ героев в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане»; учить  самостоятельности  в  выборе  сюжета
 и  техники  исполнения;

закреплять
 умения  использовать  разные  художественные
 материалы: восковые  мелки,  цветные  карандаши. Развивать
 у  детей  фантазию, воображение,  эмоциональное
 отношение  к  изображаемому. Воспитывать интерес  и
 любовь  к творчеству А.С.Пушкина.

Материал:
бумага разного размера, гуашь, кисти, восковые  мелки, цветные
 карандаши, простой карандаш.

Ход
 ОД:

1.Вводная часть псих.р. Здравствуйте, те, кто родился зимой! (те, кто родился зимой,
здороваются и садятся)

Здравствуйте, те, кто родился летом! (те, кто родился летом,
здороваются и садятся)

Здравствуйте, те, кто родился весной! (те, кто родился весной,
здороваются и садятся)

Здравствуйте, те, кто родился осенью! (те, кто родился осенью,
здороваются и садятся)

Ещё
раз, все, здравствуйте!

Здороваться
— это желать здоровья!

Я
желаю, чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье, и мы могли
дружно общаться и выполнять работу.

-Ребята,
кто  из  вас  любит  сказки? А книги  вы  любите?
 Как вы думаете,  книга  это  хороший  подарок?

Вот
и я  так  подумала. Вчера я купила книгу  в  подарок
 малышам к  Новому  году.

Воспитатель
показывает книгу детям (книга  без  картинок).


Эту книгу написал,  А.С.Пушкин.  


 вы  можете  сказать,  как  называется  эта
 сказка?(Нет)

-Как
 можно  догадаться  о  названии  сказки,  даже
 если  не  умеешь  читать?

(По
 иллюстрациям)


 в этой  книге  иллюстраций  нет.  

Посмотрите
 понравиться  она  малышам?

(Нет,
она  скучная,  неинтересная, не  яркая,  без
 картинок)


 что  же  нам  теперь  делать?(можно  нарисовать
 иллюстрации  самим)

-Правильно,
мы  с  вами  сейчас  станем  художниками –
иллюстраторами  и  украсим  эту  книгу своими рисунками –
иллюстрациями.


Ребята, послушайте, отрывок
из какой сказки я сейчас вам прочитаю:

Три
девицы под окном

Пряли
поздно вечерком.

«Кабы
я была царица, —

Говорит
одна девица, —

То
на весь крещеный мир

Приготовила
б я пир».

«Кабы
я была царица, —

Говорит
ее сестрица, —

То
на весь бы мир одна

Наткала
я полотна».

«Кабы
я была царица, —

Третья
молвила сестрица, —

Я
б для батюшки-царя

Родила
богатыря».

— Ребята, кто написал эту сказку(ответы детей).

-Да, это А. С. Пушкин, а сказка называется «Сказка о царе Салтане».
В этой сказке происходит
много чудес. Сегодня
мы будем учиться
изображать несложный эпизод сказки,
передавая выразительность образа через цвет, форму.

2.Основная часть Предлагаю вспомнить эту сказку.
Зачитывание отрывков и разбор, что можно нарисовать. Я вам предлагаю нарисовать
те чудеса, которые вам понравились в сказке. Теперь  продумайте,
 какого  героя,или  эпизод  из  сказки  вы
 хотели  бы  изобразить,  какие  художественные
 материалы  вам  понадобятся для  рисования: восковые
 мелки,  цветные  карандаши.

Если  вы  все  обдумали,  то
 садитесь  за  тот  стол,  где  есть
 необходимый  вам  художественный  материал.
Сегодня
мы будем учиться
изображать
несложный эпизод сказки, передавая выразительность образа через
цвет, форму.

Пальчиковая
гимнастика

“Ветер весело шумит
(махи руками над головой вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную трубу”).

Дети
рассаживаются за столы и начинают рисовать.

(в ходе рисования включаю спокойную музыку).

3.Заключительная
часть Выставка работ. Чему учились? Ребята, скажите, пожалуйста, что мы
рисовали? Что было сложно нарисовать?

На чтение 25 мин. Просмотров 91 Опубликовано

“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.

analiz-stihotvoreniya-anchar-pushkina-45820.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Анчар.

История создания стихотворения – оно написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.

Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.

Композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принес “смертельную смолу” и умер, сам отравленный ею.

Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“.

Эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“.

Сравнения – “анчар, как грозный часовой“.

Инверсии – “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“, “вихорь черный”.

История создания

Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.

Что касается сюжетной основы, то его история создания интересна тем, что вдохновили поэта сразу два источника: одна из старых легенд о ядовитом растении и заметки некоего доктора Фуше, который рассказывал о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени. Пушкин вдохновился этим сюжетом, но переделал его в соответствии со своим художественным замыслом.

Тема

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека.для усиления этой мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон.

Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка”, который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесенный им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.

Композиция

Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин истекающее ядом дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.

Во второй части стиха поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд, причем раб подчиняется ему беспрекословно.

Использованный для написания стихотворный размер – четырехстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, как и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Жанр

Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

Средства выразительности

Поэт использовал все богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:

  • метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“;
  • эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“;
  • сравнения – “анчар, как грозный часовой“;
  • инверсии – “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“, “вихорь черный”.

В нем также легко проследить антитезу “царь – раб”. Для ее создания автор использует не только эпитеты (“бедный раб”“непобедимый владыка”), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом “послушно”. При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.

С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году Пушкин написал стихотворение «Анчар»?</h3>

    • <label>1826 г.</label>
    • <label>1828 г.</label>
    • <label>1833 г.</label>
    • <label>1836 г.</label>

(новая вкладка)

1. История создания

История создания пушкинского стихотворения «Анчар» очень необычна.

Несомненно, на написание произведения автора вдохновили два литературных источника. Первый – это древняя легенда, повествующая о сильно ядовитом древе. Второй – ученые труды доктора Фуше.

В своем трактате он рассказал о дереве, которое растет только на острове Ява. Это полулегендарное растение полностью ядовитое, от корней до листьев.

Именно к нему вожди отправляли преступников, приговоренных к смертной казни. Обреченные приносили яд, а сами мучительно погибали. Получив заветную отраву, вожди смазывали ею стрелы – и разили врагов.

Очевидно, что Александр Сергеевич взял за основу эти истории, однако наполнил их сугубо личным смыслом.

Стихотворение родилось в 1828 году, по истечении двух лет после ссылки в Михайловское.

К этому времени поэт уже убедился, что желанной свободы творчества ему не видать. Правительство и цензура запрещали стихотворения, Пушкин чувствовал себя угнетенно, печально.

Под таким настроение родилось стихотворение, ярко показывающее произвол, непоколебимость и давление власти. Оно аллегорично и глубоко символично.

2. Литературное направление

Произведение относится к романтизму, но с ощутимыми нотками реализма.

3. Род

По родовой принадлежности это лирика.

4. Жанр

Жанр можно определить как лирическое стихотворение, в котором проступают характерные черты баллады.

5. Проблематика

Автор иносказательно поднимает проблему пагубной, тлетворной власти, которая противостоит даже обычным человеческим, природным законам.

6. Тематика

Главная тема произведения – неправедная власть, порождающая страшное зло.

К анчару не прикасается ничто живое, понимая опасность такого контакта. Однако к дереву одного человека посылает другой человек, наделенный властью. Подчиненный ничего не может возразить, отправляется в путь, приносит яд и погибает.

Так Пушкин показывает, что именно несправедливая власть, которой дозволено все, является самым страшным злом, а вовсе не анчар, которого таким создала природа.

7. Идея

Автор написал произведение, что излить собственные мысли и показать личное отношение к правителю и его неограниченному самоуправству.

8. Пафос

В стихотворении слышится горечь, недовольство сложившейся ситуацией.

Однако Пушкин тут не выступает ярым бойцом, разгневанным вестником правды. Нет, он просто горько рассуждает о неправедности. Чувствуется, что поэт устал и где-то в душе почти смирился с положением вечного изгнанника.

Так же и герой произведения не ропщет, а покорно идет и приносит яд, хоть и знает, что погибнет.

Складывается горькое ощущение, что автор повзрослел и понял бесплодность активного противостояния. Это неудивительно, ведь к тому времени Пушкин уже дважды побывал в ссылках, пережил наказания друзей-декабристов, не раз сталкивался с цензурой, не дающей ход его произведениям.

9. Система образов

В стихотворении немного ярких образов:

  • ядовитое дерево анчар,
  • властный правитель,
  • покорный слуга.

Сначала автор во всех красках рисует опасное растение. К нему не прикасается ничто живое. Однако сам по себе анчар не так уж и страшен, ведь если с ним не контактировать, то ничего и не случится.

Единственная опасность исходит от ветра, который разносит ядовитые испарения, но это неодушевленная стихия, с которой невозможно тягаться.

По сути, анчар – не воплощенное зло, просто таким его сделала сама природа, которая спокойно избегает смерти, не соприкасаясь с деревом.

С другой стороны выступает правитель, олицетворяющий вообще любую власть. Он знает, насколько опасно дерево, однако посылает к нему слугу, наказывая во что бы то ни стало, принести яда для стрел.

Обреченный не может возразить – и отправляется выполнять страшный приказ.

Таким образом, Пушкин показывает губительность неправедной власти, которой дозволено все. Она вступает в противоречие даже со здравым смыслом и законами природы.

Похожая мысль звучит во многих пушкинских произведениях, например, в юношеской оде «Вольность», окрашенной совсем иными эмоциями.

10. Центральные персонажи

Тут два центральных персонажа: властитель и обреченный на смерть слуга.

Оба они – люди, и автор подчеркивает это:

Князь выступает воплощенным злом, лишенным сочувствия, понимания и даже разума, потому что сознательно отправляет другого человека на смерть.

Это вызывает возмущение, но вместе с тем отчетливо слышатся нотки обреченности, глубокой печали. Понятно, что поэту глубоко неприятен образ правителя.

А вот несчастному слуге Пушкин, наоборот, сочувствует. Очевидно, что он соотносит себя с этим персонажем.

11. Лирический герой

Повествование идет от третьего лица, поэтому явного лирического героя тут нет.

Однако если углубиться в анализ, то можно предположить, что Пушкин ассоциировал самого себя с несчастным гонцом, погибшим от рук власти.

Глубоко символичный и почти прорицательский образ, если учесть, как и по каким причинам был убит сам поэт.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост и понятен.

Сначала Александр Сергеевич описывает анчар, его опасность для всего живого, действие яда.

Затем в повествование вводятся два героя: князь-самодур, желающий заполучить роковую отраву для своих стрел, и слуга, которого он отправляет на смертельное задание. Несчастный выполняет поставленную задачу, однако предсказуемо гибнет от яда.

Князь доволен: он получил желаемое, и теперь будет разить всех врагов смертельным оружием.

13. Композиция

Композиционно у произведения очень длинная экспозиция: описание анчара. Ее можно назвать отдельной частью и отнести к пейзажной лирике.

Завязка происходит только в шестой строфе, когда автор вводит двух людей, один из которых отправляет второго на верную гибель.

Далее следует развитие действия.

Кульминация – ожидаемая смерть слуги.

Развязка —  поэт говорит, что князь теперь отравит стрелы и будет ими убивать врагов.

Начиная с заявки и до конца – это вторая часть произведения, собственно, сама баллада.

Можно сделать вывод, что композиция линейная с большой, развернутой экспозицией.

14. Художественные особенности

Язык произведения бытовой, практически не используется непонятных, возвышенных слов.

Первая часть описательная, поэтому в ней много прилагательных, существительных. Вторая часть повествовательная, в ней преобладают глаголы.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Строфа – классический катрен, или четверостишие.

16. Средства художественной выразительности

В тексте присутствует множество эпитетов: «в пустыне чахлой и скупой», «вихорь черный».

Метафоры: «природа жаждущих степей», «зелень мертвая ветвей», «день гнева», «древо смерти».

Кроме того, автор использует сравнение-олицетворение: «анчар, как грозный часовой, стоит». Дерево тут оживает, становится подобно часовому на страже.

Вторая часть произведения построена на явной антитезе: царь (князь, властитель, правитель) противопоставляется послушному рабу (слуге, подчиненному).

Если расширить эту систему, то можно увидеть традиционное противоборство зла и добра, только тут добро не перечит, а смиренно выполняет приказ. Мотив, характерный русскому фольклору.

17. Значение произведения

Произведение имеет огромное значение для понимания угнетенного, расстроенного психологического состояния, в котором находился Пушкин, приближаясь к своему тридцатилетию. Кроме того, оно знаково и для всего творчества поэта.

18. Актуальность

Стихотворение будет актуально всегда, пока в мире присутствует такое явление как злоупотребление властью. Жизнь это самое ценное, что есть у человека. Поэтому люди должны с уважением и милосердием относиться друг к другу.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение, потому что оно написано красивым, точным языком и в то же время наполнено глубоким смыслом.

20. Чему учит

Оно учит милосердию, пониманию, человеческому отношению друг к другу. Нельзя угнетать людей только потому, что твое социальное положение выше.

Перед тем, как перейти к анализу стихотворения «Анчар» А. С. Пушкина, стоит заметить, что Александр Сергеевич Пушкин – один из самых всемирно известных поэтов России, его труды помнят и ценят уже далеко не одно поколение читателей. В наши дни его творчество считается национальным достоянием страны и много значит для любителей поэзии всего мира. 

Стихотворение «Анчар» — часть школьной программы за 9 класс для российских школьников. Анализ произведения хорошо прочитать после ознакомления с полным содержанием текста стихотворения, чтобы потом составить краткий отзыв или подготовиться к сочинению. 

История создания стихотворения «Анчар»

Произведение «Анчар» было написано в 1828 году, который был не самым простым в жизни поэта. Незадолго до написания своего знаменитого стихотворения Александр Сергеевич вернулся из долгой ссылки и надеялся наконец получить полную свободу для своего творчества, но его надежды не оправдались. 

Строгая цензура преследовала поэта на каждом шагу, тайные агенты следили за ним, даже сам царь в то время был настроен против Пушкина. Именно в 1828 году было возбуждено дело по обвинению в создании нескольких произведений, написанных на антиправительственную тематику. 

Это и стало поводом для создания произведения «Анчар», которое завуалированно помогает читателю осуществить разбор проблемы губительности неограниченной власти. 

Тема основная мысль и идея стихотворения

Главная идея и основной смысл произведения «Анчар» А. С. Пушкина – безразличие власти к жизням обычных людей, его губительность для общества. 

Пушкин раскрывает эти проблемы, рассказывая читателю о существовании ядовитого дерева анчар, которое символизирует зло. Этот яркий образ в стихотворении символизирует верхушку власти и её несправедливость по отношению к людям. 

Произведение «Анчар» — своеобразный протест запрету свободы слова в России. Пушкин негодует на темы безграничной власти правительства и слишком строгой цензуры. Эту мысль он передает с помощью яркого образа анчара и царя, который в своих целях использует яд.

Характеристика лирического героя

В стихотворении присутствуют три основных лирических героя – царь, раб, посланный по плану царя за ядом, и анчар, который

«Как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной».

«И птица не летит,

И тигр нейдет».

Прикосновение к яду этого дерева губительно для всего живого, ядом пропитаны его корни, кора и ветви. Это – символ несправедливости и вседозволенности верхушки власти: яд отравляет всё живое даже без прямого участия человека.

Приемы раскрытия образов

Лирические герои и их образы раскрываются Александром Сергеевичем с помощью сравнений и умело составленных эпитетов, позволяя читателю представить себе и полностью понять описанные в стихотворении образы:

Анчар изображается как одинокое и губительное для всех живых существ дерево, к которому не приближаются ни птицы, ни животные.

Царь показан как жестокий и эгоистичный человек, смело отправляющий покорного и готового исполнить любые прихоти правителя раба на смерть в своих личных целях, — ему нужна ветвь ядовитого дерева, и для него не имеет никакой ценности жизнь этого человека. Этот лирический герой беспокоится лишь о своих личных целях и желаниях.

Всё это Пушкин описывает читателю при помощи многочисленных средств выразительности. 

Композиция, жанр, размер и ритм

Скорость и ритм стихотворению придает любимый размер поэта – четырехстопный ямб. Это позволяет оставлять читателя в напряжении до последних строк стихотворения. Перекрёстная рифмовка используется поэтом для легкости чтения и большего погружения в сюжет произведения. 

Кроме того, Пушкин часто использует буквы «ч» и «п», что придает атмосфере и композиции стихотворения большую красочность и мрачность в восприятии читателей

«В пустыне чахлой и скупой»;

«И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою». 

Средства художественной выразительности

Художественная выразительность играет немаловажную роль в произведении «Анчар». Благодаря многочисленным метафорам, эпитетам и старославянизмам можно полностью понять атмосферу текста.

«В пустыне чахлой и скупой» или «лист его дремучий» — эпитеты, с помощью которых поэт подчеркивает мрачность и смертоносность анчара.

Также в тексте используются старославянизмы: «ввечеру», «хладными». Контраст и настроение стихотворения переданы с помощью противопоставлений, таких как «владыка» и «раб», и это вновь выражает ничтожность человека перед властью.

Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении «Анчар» показывает истинное отношение правителей России тех времен к народу и их безразличие к жизням отдельно взятых людей. 

Стихотворение вдохновлено личными переживаниями поэта и запретом свободы слова, символизирует протест царю и стремление к свободе. Благодаря ярким эмоциям Пушкина произведение получилось особенно красочным и значимым в его творчестве.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Автор: · 20.02.2019

Свободолюбивая лирика Пушкина представлена в истории русской литературы замечательными работами, одной из которых является стихотворение «Анчар». В нем автор излагает свои мысли о природе тирании и рабства, облекая эти понятия в выразительные и волнующие образы. Чтобы понять них, Многомудрый Литрекон подготовил разбор пушкинского текста.

История создания

Стихотворение «Анчар» было создано А. С. Пушкиным в 1828 году. Поэт написал его в так называемый «онегинский период», до начала Болдинской осени, но уже после восстания декабристов. Расправа власти с восставшими друзьями оказала влияние на творчество А. С. Пушкина.

Размышления поэта о произволе власти и безропотности слуг нашли яркое отражение в стихотворении. В основу создания произведения легла легенда о ядовитом дереве, несущем смерть. Одним из источников поэта могли стать некие заметки о «древе яда», растущем на острове Ява (Индонезия). Древо отпугивало всех живых существ, вокруг него не существовала жизнь.

Жанр, направление, размер

По жанру «Анчар» — лирическое стихотворение. В нем сосредоточены личные чувства и переживания поэта, в частности, относительно неограниченной власти. А. С. Пушкин не принимает и не одобряет владыку, который несет смерть своему рабу, соседям «в чуждые пределы» — людям вообще.

Направление в стихотворении сложно определить однозначно, однако по большей части оно относится к реализму. Среди реалистических черт можно выделить следующие: изображение действительности в ее неприглядном виде, «как она есть»; в основу сюжета лег реальный исторический конфликт (раб-власть неограниченного монарха). В стихотворении просматривается и яркая отличительная черта романтизма – центральный герой-одиночка, в роли которого выступает Анчар. К нему и «птица не летит, и тигр нейдет» — он один во всей вселенной.

Что касается стихотворного размера «Анчара», то здесь А. С. Пушкин использует излюбленный четырехстопный ямб.

Композиция

Композиция лирического произведения – линейная. Кроме того, «Анчар» условно делится на две части.

  1. Сначала идет повествование: поэт рисует пустынное место, где растет Анчар. Он рожден природой «в день гнева», он извергает яд, поэтому никто не осмеливается приблизиться к древу. Первая часть состоит из пяти строф.
  2. Вторая часть нацелена изобличить человека, желающего распространить смерть по своей воле. Мир людей соединяется с миром природы ради корыстных целей, ради того, чтобы погубить жизнь. В первых строфах только ощущается «запах» смерти, а в последних – смерть вступает в свои права. Даже зверь оказывается разумнее человека и сторонится древа яда, чтобы сохранить себе жизнь. Вторая часть сосредоточена в заключительных четырех строфах стихотворения.

Образы и символы

Центральный образ Анчара олицетворяет собой гибель всего живого. Человек не способен быть столь же устрашающим, как подобное создание природы. Владыка вынужден идти к древу, чтобы подчинить себе человеческое общество. Анчар же — тоже своего рода владыка, но такой, который не нуждается в посторонней силе для утверждения собственной.

Образ монарха – это пример тирании, господства сильного над слабым. Раб – собирательный образ безвольных людей, готовых отдать жизнь за малейшую прихоть владыки. Он – часть слепой силы, которую тирания обретает в лице последователей.

Лирический герой бесстрастно рассказывает историю, и все в строках сквозит его неодобрение и сожаление. Он сетует на «послушливость» стрел, а раба называет «бедным». Владыку он не уважает, так как демонстративно называет его человеком, как и того посланника, который умер, принеся яд. Так он подчеркивает равенство всех людей и тем самым лишает правителя исключительных прав на жизнь его подданных.

Темы, проблемы и настроение

Основная проблема неограниченной власти правителя тесно перекликается с главной темой свободы. Получается, что мрачного взгляда владыки более чем достаточно: раб с готовностью идет на смерть. Он фактически совершает самоубийство, отправившись в путь за ядом. Более того, своим жертвоприношением он обрекает на гибель соседей, которые ничего плохого ему не сделали. Значит, тирания и рабская зависимость от нее противопоставляются самой жизни, ведь они несут только смерть.

В стихотворении обличаются такие пороки, как деспотизм и эгоизм «владык», а раб олицетворяет их противоположность — полное подчинение, безропотность. Он не способен возразить монарху, лишь молча смиряется с судьбой. Человек покоряется, но при этом именно он и несет смерть людям. В мировоззрении автора смирение – еще больший грех, чем сама деспотическая власть. Именно холопский страх делает тиранию возможной.

На протяжении всего стихотворения преобладает мрачно-торжественное настроение. Торжественность произведению придает избранный поэтом слог («раскалЕнной», «смолою»). С первых строк, когда читатель только встречает Анчара, уже появляется страх перед неведомым созданием природы, несущим конец жизни. Ближе к концу стихотворения появляется настроение разочарованности в человеческом роде, ноты безнадежности будущего.

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в том, чтобы показать не природные, но человеческие взаимоотношения. У зверя срабатывает инстинкт самосохранения, поэтому он удаляется от ядовитого создания. Человек же, непобедимый владыка, не сторонится опасностей, но прибегает к ним ради совершения зла. Все, к чему стремится человек — это власть. А. С. Пушкин показал в «Анчаре» вселенское зло, творимое одним тираном. Это зло должно быть обречено на гибель.

Изначально люди созданы равными, с одинаковыми правами. Никто не властен ни взглядом, ни другим, более жестким способом, послать человека на гибель. Именно этот идеал и устанавливает А. С. Пушкин – идеал свободы и равенства. Его основная мысль кроется в строках: «Но человека человек послал к анчару властным взглядом». Значит, нет никакого лидера, есть такое же живое существо, которое не вправе подчинять другого. Пушкинский правитель, вопреки пропаганде того времени, лишен божественного начала (он – не помазанник божий), в первую очередь за то, что посягнул на жизни других людей ради власти.

Средства художественной выразительности

Центральным средством художественной выразительности выступает антитеза. Поэт противопоставляет добро и зло, свободу и несвободу, мир природы и мир человека. Владыка говорит, а раб безмолвствует; тигр и птица не приближаются к яду, а человек намеренно идет к ней. Благодаря антитезе наиболее ярко раскрывается основная идея и тема стихотворения.

Поэт рисует мрачную местность, где растет Анчар. Здесь на помощь автору приходят эпитеты – «чахлый», «скупой», «мертвый». Метафоры создают образность («древо смерти», «жаждущие степи»). Олицетворения помогают «оживить» «грозного часового», древо обретает черты реального человека («Стоит – один во всей вселенной»). Кроме того, и стихия очеловечивается («вихорь черный набежит», природа «его в день гнева породила»).

Сравнения, инверсии обогащают язык и строй стихотворения («как грозный часовой»; «зелень мертвая»).

Автор: Татьяна Стекольникова

Меню статьи:

Текст стихотворения

История написания произведения

Аллегория – вынужденное оружие Пушкина. Писатель достиг настоящего мастерства на этой ниве. «Анчар» лишь подтверждает этот факт. Поэт попал в опалу государства и высшего света Российской империи. Положение Пушкина обязывало его прибегать к оригинальным, непрямым методам высказывания своей позиции. Читатель по привычке уже приноровился искать в пушкинских текстах скрытые смыслы. Чтение произведений русского автора превращалось в литературное приключение.

Рождение замысла поэзии

Пушкин – опальный поэт: автобиографические нотки стиха

Любовь к свободе, желание открыто высказывать свои мысли, противостояние цензуре и осуждение самодержавия часто приводили автора к плачевному исходу. Александр Сергеевич заслужил репутацию опального поэта. Государство признавало заслуги Пушкина, поэтому литератор избегал особо суровых форм наказания. В ситуации с декабристами, которым поэт явно симпатизировал, Пушкину тоже повезло.

В строках стихотворения “К морю” Александр Сергеевич Пушкин –  мастер невероятно красивых и чувственных описаний окружающего мира – восхищается морской стихией. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения.

Накануне 1830-го года русский писатель попадает в очередную неприятную историю с властями. В год написания «Анчара» поэт живет в Москве. Литератор недавно вернулся из молдавской ссылки. Автор – счастливчик, ведь вместо Кишинева он мог легко оказаться на каторжных работах в сибирских землях. После возвращения с Юга император попросил поэта жить в пределах Москвы. Как писатель добился смягчения наказания? Возможно, из-за собственной репутации гения, частично – помогло заступничество Карамзина. Причина опалы – неосторожное высказывание позиции, эпиграммы на царя Александра.

Исторические истоки текста

Поэзия основывается на сказании про дерево анчар. Это дерево, согласно поверьям, производило сильнейший яд. Перед глазами читателя предстает яркий образ: пустыня, полностью выжженная солнцем. Среди безрадостных пустынных просторов возвышается страшное дерево.

Anchar-stihotvorenie-Aleksandra-Sergeevicha-Pushkina-opisanie.jpg

Это зловещее творение породил «день гнева». Дерево не дает плодов, не приносит положительных результатов. Единственное его порождение – яд.

Около этого места не видно следов животных или природной стихии. Прикоснувшись к дереву, любое живое существо умирает.

На самом деле, есть еще одна версия об исторических истоках этого текста. Пушкин вдохновлялся сразу двумя материалами:

  • древнее сказание о ядовитом древе (о чем мы говорили выше);
  • записки лекаря Фуше.

Аллегорические мотивы стиха

Образ царей

Царь не стыдится послать подданного на верную гибель. Такой правитель виновен дважды:

  • он использовал человека как орудие для достижения своей эгоистичной цели;
  • правители ведут войны для завоевания новых ресурсов и территорий, превращают убийство врагов в пытки, в мучения от ядовитого дерева.

Образ подданных

Образ самодержавия

Александр Сергеевич открыто выступал против самодержавного строя, который медленно, но верно, подтачивал мощь Российской империи. Николай Первый вошел в историю как ярый реакционер. При правлении этого императора усилилась цензура, людей ставили в условия масштабного ограничения свобод и прав. О независимости, проявлении собственной позиции не могло быть и речь. Николай безжалостно подавлял любую попытку выступить против него.

Абсолютная власть видит в человеке лишь винтик – часть огромного механизма. Императора не интересовала воля отдельной личности. Самодержавный строй стремится контролировать любую сферу жизнедеятельности, всю общественную активность целиком. Николай добился на этой ниве значительных успехов. На первое место выступала воля царя: император рассматривался как «помазанник Господа». Решения, принятые государем, подлегали обязательному исполнению.

Тематика текста

Пушкин считается великим поэтом не только из-за его художественного гения. Писатель умело обращался к самым острым темам, раскрывал самые ярые общественные проблемы. В этом и состоял гений русского литератора. В анализируемом тексте поэт обращается к тирании, обличая пороки этого режима.

В произведении «Каменный гость» русский писатель – Александр Пушкин – обращается к фигуре Дона Жуана – вечному образу культуры. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

«Анчар» не зря вошел в историю литературы как один из известнейших пушкинских стихов. Горечь размышлений о власти воплотилась в мастерских аллегорических образах. Поэт выступил в роли философа, обличив недостатки современной социальной жизни, государства и его устройства. Таким образом, в центре произведения русского автора – мысли о пагубности самодержавия.

Anchar-stihotvorenie-Pushkina.jpg

Идея произведения

Пушкин усиливает свои размышления с помощью противопоставления, контраста. Поведение власти изображается искусственным, навязанным порядком. Действия царя противоречат природному ходу вещей. Государственная машина стремится использовать ядовитое древо в свою пользу. Этому желанию противостоит опасение природного мира, который даже не приближается к смертоносному растению. Таким образом, поэт делает вывод, что власть и природа живут по разным законам.

Композиция поэзии

Структура пушкинского творения включает два фрагмента. Эти части почти равны между собой:

  • первый кусок текста состоит из пяти четверостиший;
  • второй фрагмент насчитывает четыре строфы.

Образы первой части

Первый образ – зловещая картина пустыни. Среди выжженной земли стоит дерево. Растение полнится ядом, который просачивается даже сквозь стенки ствола. Древо окружает полная тишина. Так поэт символически показывает, что местность лишена жизни (нет движения – значит нет и жизни). Атмосфера вокруг ядовитого творения отдает смертоносностью, тлетворностью. Дождь, который попадает на листья растения, смешивается с ядом, и становится опасным. Земля вокруг тоже пропиталась ядовитыми парами.

Образы второй части

Размер стиха

Автор выбирает размер и ритм, подходящий для реализации идеи произведений. Писатель пользуется четырёхстопным ямбом. Этот прием предназначается для передачи ощущений смерти. Читатель чувствует тленность природной среды, ощущает проявления зла в обществе людей. Автор мастерски передает формы смерти в разных плоскостях – природной и культурной.

Anchar-stihotvorenie-Aleksandra-Sergeevicha-Pushkina..jpg

Жанр текста: детали

Художественные особенности текста

Пушкинский язык отличается неимоверным богатством. Русский язык под пером писателя раскрывается новыми гранями. Литератор использует языковые средства, чтобы передать психологические и идейные нюансы произведения. Настроение текста – мрачное, эмоционально накаленное, напряженное. В поэзии присутствуют такие приемы и тропы:

  • метафора (делает произведение ярким, многоплановым): «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитет (прилагательные): «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнение: дерево сравнивается с «грозным часовым»;
  • инверсия (классический пушкинский прием, создает атмосферу праздничности, возвышенности): «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • антитеза: противопоставление царя и раба (этот прием воплощается с помощью эпитетов и глаголов, выражающих антиномию, антагонизм); царя и древо наделяется чертой смертоносности, а раб и яд – признаком текучести;
  • аллитерация: готическая атмосфера, тревожность, напряженность, мрачность текста достигается также с помощью аллитерации; поэт сталкивает слова, в которых присутствуют согласные звуки (особенно акценты расставляются на звуках «п», «ч»).

Таким образом, в анализируемом произведении автор наделяет особой ролью интонацию, ритм. Звуковые, фонематические характеристики поэзии показывают оригинальный подход русского писателя к лирике. Лексические средства используются Пушкиным так же, как краски – художником. Литератор создает гнетущую, яркую атмосферу.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/anchar.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-anchar-po-planu/
  • https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniya-anchar-a-s-pushkina.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/anchar-pushkin/
  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/anchar.html

На чтение 22 мин. Просмотров 616 Опубликовано

Делая полный анализ стихотворения, которое написал Александр Сергеевич Пушкин, мы полностью растворяемся в прекрасном творчестве этого поэта. Александр Пушкин внес весомую лепту в историю русской литературы. Его имя сразу приходит на ум, когда мы начинаем вспоминать русскую поэзию. Он оставил после себя большое количество сказок, драматических произведений, поэм и романов. Его труды исчисляются сотнями произведений, которые любимы и по сей день всеми возрастами и слоями населения.

Содержание

История создания

Стихотворение «Бесы» положило начало творческого периода Александра Сергеевича, которое было названо Болдинской осенью. Кода в начале мая, а именно 6 числа, поэт объявил о своей помолвке с Натальей Гончаровой, он приступил к работе над произведением «Бесы», которое изначально называлось «Шалость». Закончил свой труд Пушкин 7 сентября 1830 года в Болдино, где вынужден был провести часть своей жизни для решения вопросов, связанных с имуществом. В планы поэта не входило оставаться там продолжительное время, но, к сожалению, из-за эпидемии холеры ему пришлось там задержаться на достаточно продолжительное время. Но, с другой стороны, поэт воспринял данное событие как возможность поработать в уединении. Благодаря данным событиям у нас есть возможность наслаждаться большим количеством произведений, которые создал автор, находясь в Болдино.

Жанр, размер

Данное произведение является балладой и относится к философской лирике. К жанру баллады неоднократно прибегали любители романтизма. Мы можем наблюдать все отличительные черты данного направления. Автор уходит от реального мира, передавая через природу и её явления все истинные чувства лирического героя. Его переживания и проблемы четко отражаются в природных явлениях.

В более зрелом возрасте автор в основном использовал направления реализма, именно поэтому его не однократно считали его основоположником. Что же касается более раннего творчества, то здесь все чётче проглядываются следы романтизма.

Если брать конкретное произведение «Бесы», то именно это произведение относится к романтизму. Автор очень ярко описывает природные явления, через что передает чувства лирического героя.

Размер, выбранный творцом, это четырехстопный хорей. Чаще всего данный размер использовался при написании частушек, именно это придает стихотворению ритмичность. Рифмовку Александр Сергеевич использует перекрестную, где мы видим чередование мужской и женской рифмы.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на семь восьмистиший и является кольцевой. Логически же стихотворение можно разделить на три части. Благодаря кольцевой композиции, произведение является замкнутым, что придает особой загадочности произведению. А правильно расставленные акценты помогают лучше читателю проникнуться атмосферой написанного.

Благодаря одинаковому началу всех трех частей, атмосфера таинственности ещё больше подчеркивается и наблюдается на протяжении всего произведения.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

В первой части произведения автор знакомит читателя с местом событий и передает те чувства, которые переполняют лирического героя.

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Мы видим не на шутку разыгравшуюся вьюгу, перерастающую в бурю.

Во второй части стихотворения, которая выступает кульминацией, мы можем наблюдать конфликт человека с сюрпризами судьбы. Лирический герой начинает понимать, что причиной происходящего являются не стихийные условия, а некие силы, которые выступают преградой. Мы уже отчетливо видим образ нечистой силы, которая находится на грани мистики и реальности.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их? куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Завершающая часть произведения показывает всю картину со стороны. Мистика до конца ещё не исчезла, но она уже не навевает такой кошмар, как в первых двух частях. Появилось различия настоящего мира с мифическим. Стихотворение возвращает нас обратно к лирическому герою.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Образы и символы произведения

Здесь присутствует три образа. Первый образ выступает основным – это наш лирический герой, от которого и происходит все повествование. В образе лирического героя не сложно заметить самого автора.

Вторым образом произведения можно назвать образ бесов. Для Александра Сергеевича в роли беса выступали те проблемы, которые так внезапно на него навалились. Эпидемия холеры, которая не на шутку разыгралась и не давала ему возможности вернуться домой. Данная проблема стояла на пути поэта и рушила все его планы, отодвигая их в дальний угол.

В образе бесов автор так же показывает ту ситуацию в стране, которая происходила. Пушкин полностью разделял взгляды декабристов, которые были нацелены на отмену крепостного права.

В образе ямщика мы видим народ, который на себе ощущает все те перемены, которые происходят вокруг.

Автор показывает то, что ему не безразличны проблемы, с которыми довелось столкнуться простому народу. Он, так же как и они переживает все это, пропуская через себя всю информацию.

Темы и проблемы произведения

Александр Сергеевич Пушкин всегда относился с пониманием и переживал все трудности, происходящие в государстве. Он никогда не оставался в стороне от проблем, и всеми путями старался придать их огласке.

Данное произведение не является исключением. В нем основной проблемой показано то, что простому народу пришлось столкнуться с большими переменами, без которых не возможно дальнейшее существование. Основной темой является свобода, которую так ценил и высоко преподносил автор. Именно в борьбе за свободу и заключается основная тема произведения.

Само стихотворение носит весьма мрачный характер, что вполне обосновано, учитывая происходящее вокруг.

Средства выразительности

Эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения – это далеко не весь список, который использует автор в своем произведении, чтобы придать ему большей выразительности.

Благодаря лексическому повторению четырех строк на протяжении всего стихотворения, читатель находится в напряжении. Данный прием придает стихотворению особой напряженности и загадочности, немного запутывая читателя.

Основной смысл произведения

Основной мыслю произведения можно назвать то, что автор пытается показать дорогу – выход из любого положения, в которое пришлось попасть человеку. Здесь он показывает весь тот непростой путь, который приходится преодолевать человеку, стремящегося к лучшей и свободной жизни.

Он показывает то, насколько остро сам относится к данной проблеме, а так же насколько важна для людей свобода. Будучи очень свободолюбивым человеком, он отводит данной теме очень много места в своем творчестве.

Автор: · Опубликовано 07.06.2020 · Обновлено 07.06.2020

Имя Александра Сергеевича Пушкина известно каждому! При упоминании о русской поэзии в мыслях автоматически всплывает именно это имя. Сказки, драматические, прозаические произведения, поэмы, романы, стихи–всего более 800 произведений было написано автором за его относительно короткую, но насыщенную жизнь. Александр Сергеевич – яркий центральный представитель русской поэзии Золотого века. Его считают родоначальником русского реализма в литературе. Очень многое можно сказать об этом удивительном человеке. Его имя можно найти в числе фаворитов многих поэтов, писателей последующих лет. Он – легенда! Им восхищались, восхищаются и, без сомнения, будут восхищаться Многомудрый Литрекон разобрал по плану стихотворение А. С. Пушкина «Бесы».

История создания

Со стихотворения «Бесы» начинается плодотворнейший период творческой деятельности Пушкина, именуемый Болдинской осенью.

6 мая 1830 года было объявлено о помолвке Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Именно в этот период поэт приступил к созданию произведения «Шалость» (в дальнейшем «Бесы»). Окончено же стихотворение было осенью (7 сентября) этого же года, в Болдино, куда поэт прибыл недавно, для решения некоторых имущественных вопросов.

Александр Сергеевич и не думал надолго задерживаться в имении, так как, во-первых, шла активная подготовка к свадьбе, а во-вторых, наступила осень – любимое, вдохновляющее автора время года.Но страну вновь решила посетить страшная эпидемия холеры… Пушкин воспринял необходимость остаться в родовой усадьбе на неопределённый срок как возможность уединиться и посвятить себя творчеству.

Осень 1830 года подарила множество чудесных творений А. С. Пушкина. В это же время Александр Сергеевич закончил работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

«Что Пушкин для нас? Великий писатель? Нет, больше: одно из величайших явлений русского духа. И ещё больше: непреложное свидетельство о бытии России. Если он есть, есть и она. И сколько бы ни уверяли, что её уже нет, потому что самое имя Россия стерто с лица земли, нам стоит только вспомнить Пушкина, чтобы убедиться, что Россия была, есть и будет.» (Д. С. Мережковский)

Жанр, направление, размер

По форме данное произведение является балладой, а по содержанию относится к философской лирике.

Баллада – лиро-эпический жанр, излюбленный приверженцами романтизма. Характерной чертой баллады, как жанра, и романтизма, как направления в целом, является уход от реальности, создание своего удивительного, мистического мира, где природа является зеркалом, отражающим чувства лирического героя, или же напротив, она изображается враждебной, бушующей, с которой приходилось сражаться главному персонажу.

Пушкина считают родоначальником реализма в литературе, но в произведениях раннего периода творчества поэта можно заметить черты романтизма. Стихотворение «Бесы» относится именно к романтизму, что могут подтвердить красочные описания природы в произведении, яркое противоборство человека и судьбы.

Размер произведения «Бесы» – четырёхстопный хорей. Такой размер называют размером русской частушки, но он совсем непростой. Произведения, написанные данным размером очень ритмичные, что не единожды доказано Александром Сергеевичем.В стихотворении «Бесы» использована перекрёстная рифмовка с чередующейся женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «Бесы» состоит из 7 восьмистиший. Композиция произведения кольцевая, имеет три выраженные части.

Такое построение стихотворения позволяет автору акцентировать внимание читателя на более значимых деталях, описаниях, которые важны для верного восприятия, ощущения атмосферы всего произведения, для правильного осознания основной идеи. Также кольцевая композиция создаёт ощущение замкнутости, что повышает уровень напряжения, запутанности.

Все три части начинаются с четырёх одинаковых строк, которые создают таинственную атмосферу и, соответственно, поддерживают её на протяжении всего повествования.

Первая часть – это первые три строфы, из которых первое восьмистишие – вступление, а два последующих – основная часть.

Вступление задаёт направление мысли читателя. В нём автор рассказывает о месте событий, о преобладающих в лирическом герое чувствах.

Основная часть – это завязка. Автор рисует нам картину сильной вьюги, бури.

«Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно;».

Затем в произведение добавляются мистические краски.

«В поле бес нас водит, видно…».

В следующей строфе они набирают яркость и звучат уже ни как догадка, а как свершившийся факт.

Вторая композиционная часть – это следующие три строфы, которые являются кульминацией произведения. В них конфликт человека и сложившихся обстоятельств достигает своей вершины.

Лирический герой уже не видит ненастной погоды, а видит сверхъестественные силы, которые стоят у него на пути. Грань между реальностью и небывалым стирается, напряжение возрастает, нечистая сила приобретает визуальный образ. Скорость смены картин возрастает.

Третья часть – развязка, последняя строфа. Здесь мы видим всю происходящую картину как бы из далека, абстрактно. Атмосфера необъяснимого присутствует, но она уже ни так страшна, как в первых двух частях. Вновь просматривается граница между реальностью и сверхъестественным. Композиционное кольцо замкнулось, то есть внимание наше вновь сконцентрировано на главном герое, которого теперь, пройдя вместе с ним «средь неведомых равнин», мы узнали лучше.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Бесы», от которого ведётся повествование – путник, в образе которого можно рассмотреть самого автора. Также героями баллады являются ямщик и бесы.

Проводя параллель между фактами из жизни Александра Сергеевича и произведением, можно предположить, что бесы – это жизненные проблемы, неприятные непредвиденные обстоятельства, которые не дают двигаться вперёд, дальше по дороге жизни.

«…Вдруг получаю известие, что холера в Москве. Я попался в западню, как-то мне будет вырваться на волю. Страх меня пронял: в Москве!.. Я тотчас собрался в дорогу и поскакал. Проехав 20 вёрст, ямщик мой останавливается; застава!…» (из личных писем А. С. Пушкина)

Таким обстоятельством, «бесом» для Александра Сергеевича стала эпидемия холеры. Неосязаемая, пугающая, опасная, она не пускала поэта в Москву.

Также можно предположить, что нечистая сила – это образное представление безысходности, несправедливости и дефективности устоявшегося социального неравенства. Пушкин был на стороне декабристов и поддерживал их идею об отмене крепостного права, так как осознавал, что это неправильно, что больше так продолжаться не может.

Также можно предположить, что кони тоже являются неким образом. Интересным фактом является то, что в своих произведениях Александр Сергеевич упоминает лошадей 579 раз, что говорит о его особом отношении к этим животным. В данном произведении кони судьбоносные. Они «чуткие» проводники, которые ведут ямщика и путника сквозь «бесов».

Темы, проблемы, настроение

Стихотворение «Бесы» относится к философской лирике поэта. Отличием произведений данной тематики Пушкина от произведений других авторов является проверенность, опробованность, то есть автор пишет только о том, что пережил сам, передаёт те мысли и переживания, которые пропустил через себя. Александр Сергеевич часто затрагивает в своих произведениях извечные проблемы, размышляя о добре и зле, о сущности бытия, о предназначении человека.

Одно из важнейших мест в философской лирике поэта занимает тема свободы, которую в разных произведениях автор раскрывает по-разному. Стихотворение «Бесы» тоже затрагивает проблему свободы, к которой стремится весь народ, минуя обман и хитрости не желающих давать вольную господ.

Настроение произведения «Бесы» довольно мрачное, напряжённое. С первых строк читателю передаются волнение и тревога, которые завладевают лирическим героем.

Основная идея

Смысл стихотворения «Бесы» — показать дорогу, которую приходится преодолевать человеку, народу, всему миру стремясь к чему-то желанному, конкретному. Стихотворение «Бесы» – это ухабистый путь русского народа к свободе! Пушкин был против несправедливости, против кражи свободы у родного народа.

Последние строки произведения очень точно передают отношение автора к данной теме. Они отражают главную мысль стихотворения «Бесы».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Бесы» перечислены ниже:

  1. Поэтом использован ассонанс. В повторяющихся четырёх строках преобладают гласные звуки «у», «ю», что создаёт впечатление завывания вьюги.
  2. Использована аллитерация в 6-м восьмистишии, а именно повторение звуков «з», «с», что создаёт эффект неприятного звона.
  3. Звукоподражание: «Колокольчик дин-дин-дин…».
  4. Эпитеты: «снег летучий», «чистом поле», «неведомые равнины», «одичалый конь», «малая искра», «чуткие кони», «мутная игра», «бесконечны, безобразны… бесы разны», «жалобно поют», «беспредельная вышина», «жалобный визг».
  5. Сравнение: «невидимкою луна», «сверкнул он искрой малой», «будто листья в ноябре».
  6. Метафоры: «мутно небо, ночь мутна», «вьюга злится, вьюга плачет», «надрывая сердце».
  7. Олицетворение: «мчатся тучи, вьются тучи», «вьюга слипает очи», «вьюга злится, вьюга плачет».
  8. Архаизм: очи.
  9. Лексический повтор: «мчатся тучи, вьются тучи», «мутно небо, ночь мутна», «страшно, страшно поневоле», «вьюга злится, вьюга плачет».
  10. На протяжении всего повествования используется такая стилистическая фигура, как инверсия.

Автор: Кристина Асаулова

Стихотворение “Бесы” – едва ли не самое известное из всего пушкинского наследия. И ничего удивительного в этом нет, если учесть историю его создания и другие факторы. Краткий анализ “Бесы” по плану рассматривает все, что нужно знать об этом произведении. Разбор можно использовать на уроке русской литературы в 9 классе как основной или дополнительный материал для лучшего понимания темы.

analiz-stihotvoreniya-besy-pushkina-48246.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бесы.

История создания – написано стихотворение в один день, 7 сентября 1830 года, в Болдино, том самом пушкинском имении, где было создано так много его знаменитых произведений. Оно стало первым, написанным в знаменитую “Болдинскую осень”.

Тема – сложное положение русского народа. котоому правящая элита закрывает путь к счастливой жизни.

Композиция – симметрично кольцевая, создаваемая повторяющимся четверостишием, которое делит произведение на три части.

Жанр – лирическая баллада.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.

Метафоры“мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.

История создания

История создания этого произведения начинается еще в мае 1830 года, когда поэт сделал предложение своей будущей жене Наталье Гончаровой. Несмотря на согласие невесты и ее родителей свадьба все откладывалась: сначала готовилось приданое, без которого девушку не хотели отпускать замуж, потом неожиданно умер дядя Пушкина. А в начале сентября поэту пришлось отправиться в Большое Болдино, решать имущественные вопросы.

Пушкин прибыл в свое имение 3 сентября и не планировал пробыть там долго, однако его отъезду помешала холера. Стихотворение “Бесы” написано 7 сентября, когда Пушкин еще не знал, что ему придется задержаться. Он был раздражен и встревожен, поскольку упускал свое любимое творческое время – осень. Известие же о холере, которое пришло позже, не испугало, а обрадовало его. Сама атмосфера опасности очень волновала поэта, и он имел предлог для того, чтобы спокойно творить. Впоследствии именно этот период будет назван знаменитой Болдинской осенью.

Тема

С одной стороны, Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы. Выразителем мысли о бесах выступает представитель народа, ямщик, что дополняет историю фольклорным элементом. На самом деле тема стиха несколько иная – поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу, не давая выбраться на свободу.

Композиция

Композиция стихотворения трехчастная, причем сюжет закольцовывается в конце каждой части с помощью повторяющегося фрагмента.

Первая часть – это описание ненастья, которое. по мнению ямщика, вызвано бесом – он кружит путников, желая свести их с дороги в поле. Мистическая составляющая усиливается и во второй части, где и сам путник как будто видит бесов, кружащих вокруг. Третья часть разъясняет символический смысл произведения: путник не желает иметь ничего общего с бесами, отстраняется от них, точно так же, как и сам Пушкин отстранялся от власть имущих, будучи по праву рождения одним из них. Это главная мысль произведения, которая выражается через переживания лирического героя. Сравнение бесов и дворянства проявляется в последнем восьмистишии особенно явно.

Жанр

С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. С другой, символическое содержание приближает стихотворение к такому жанру, как философская лирика. Таким образом, его можно назвать балладой с философскими элементами.

Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.

Средства выразительности

Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует следующие средства выразительности:

  • Эпитеты “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
  • Метафоры “мутно небо”, “ночь мутна”,

Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году А. Пушкин написал стихотворение «Бесы»?</h3>

    • <label>1810 г.</label>
    • <label>1822 г.</label>
    • <label>1830 г.</label>
    • <label>1832 г.</label>

(новая вкладка)

1. История создания

«Бесы» были написаны в самый продуктивный период творчества великого русского поэта – Болдинскую осень. Более того, это оказалось первое произведение, вышедшее из-под пера Пушкина в знаменитом имении.

Текст датируется 7 сентября 1830 года.

Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.

Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.

Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.

Именно в такой обстановке и появились «Бесы»: удивительно многогранное, загадочное и по-настоящему мистическое произведение.

2. Литературное направление

Без сомнения, стихотворение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы данное произведение относится к лирике.

4. Жанр

С первого взгляда, жанр определяется как лирическая баллада. Однако Пушкин вложил в него и философский смысл.

Вот почему «Бесы» – яркий пример жанрового смешения. Это лирическая баллада с признаками философской лирики.

5. Проблематика

Произведение иносказательно затрагивает животрепещущую для Пушкина (и вообще, для всего прогрессивного общества того времени) проблему – народной несвободы.

В образе бесов он изображает богатеев, равнодушное дворянство. Подобно хитрым злым силам, господа пугают и обманывают народ, не давая ему жить вольно и спокойно.

6. Тематика

Тема стихотворения – тяжелая жизнь русского народа.

7. Идея

В своем творении автор в метафорической форме показал современное ему положение дел в обществе.

Крестьяне утомлены господами. Они, подобно изображенным в стихотворении путешественникам, запутаны и угнетены. Правящая верхушка не дает простому народу проложить путь к собственному счастью.

8. Пафос

Читателю передается тревога главных персонажей «Бесов». Он чувствует растущее напряжение, некий страх.

Автор очень искусно изобразил мрачные картины окружающей реальности, создав довольно тяжелый, гнетущий эмоциональный фон.

9. Система образов

В произведении представлена четкая система противопоставления художественных образов.

С одной стороны, это ямщик и его спутник, то есть, образ реального мира, привычный всем. Оба напуганные, растерянные, слегка сбитые с толку мелькающими перед ними странными, ужасающими существами.

С другой стороны, это сами бесы — образ потустороннего мира. Они, как и положено настоящим представителям темной стороны, обманывают, путают и запугивают. То предстают чем-то высоким и страшным, то мелькают едва заметной искрой.

Вся природа как будто помогает силам зла: свет луны мутен, вокруг ходят тяжелые тучи, не видно звезд, и бесконечной пеленой идет снег. Угнетающая, страшная и по-настоящему мистическая картина предстает перед глазами завороженного читателя.

Тут Пушкин проявляет себя как гениальный мастер психологического параллелизма. Страшный пейзаж – одна большая, развернутая метафора несправедливости, происходящей в современном писателю обществе. Пушкин был лично знаком со многими декабристами, отлично понимал остроту поднятой ими проблемы, ощущал, что так дальше продолжаться не может и не должно. Он в ярких художественных образах передал безысходность, сложность и неправильность устоявшегося социального неравенства.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения «Бесы» – мужчина, от чьего имени идет повествование, и ямщик, сообщающий ему о разгулявшихся в полях бесах.

Последний является олицетворением всего народа. Именно он первым догадывается, что их «водит бес», а затем описывает своему пассажиру, какую именно видит нечисть.

Бесы тоже являются персонажами стихотворения. Нечистые пугают путников, пытаются сбить их с дороги.

11. Лирический герой

Произведение написано от лица некого мужчины, оказавшегося вместе с ямщиком в ночном поле.

Зачем и куда они едут – непонятно, но это и неважно. Читатель получает эмоции именно от персонажа-рассказчика. Значит, он и есть лирический герой, своеобразная проекция автора. Ему страшно, его пугает непредсказуемое поведение разгулявшейся нечисти.

Стихотворение заканчивается словами «… визгом жалобным и воем надрывая сердце мне». Тут явно проступает образ самого поэта, которого беспокоит сложившаяся социальная ситуация и не отпускают тяжелые мысли, предчувствия.

12. Сюжет

Сюжет прост: по темному, заметаемому сплошным снегом, мрачному ночному полю едет карета, запряженная конями.

Находящийся внутри пассажир не видит, что именно происходит на дороге. Он спрашивает у ямщика, почему встали, подгоняет его, интересуется, что вообще случилось.

На эти вопросы простой мужик отвечает: ехать невозможно, водят бесы, пугают коня. Далее описываются проделки нечистой силы, душевное состояние путников.

13. Композиция

Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.

Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.

Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.

В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.

Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.

14. Художественное своеобразие произведения

Произведение написано четырехстопным хореем – размером, характерным для всего стихотворного фольклора. Это приближает авторскую балладу к народной.

Восьмистишия с перекрестной рифмой (АВАВCDCD) помогают выделить композиционные особенности не только по содержанию, но и по форме.

Повторяющиеся строчки «мчатся тучи, вьются тучи» выступают в качестве сигнала окончания предыдущей и начала следующей части.

15. Средства художественной выразительности

Автор использует различные выразительные приемы.

Обстановка нагнетается при помощи повторений «вьюга злится, вьюга плачет», звукописи «колокольчик дин-дин-дин».

Много эпитетов: «снег летучий», «ночь мутна», «неведомые равнины», «верста небывалая» и т.д.

Поэт олицетворяет природу, делая ее сообщницей нечистой силы: «вьюга злится, вьюга плачет», «мчатся тучи».

16. Значение произведения

Произведение имело большое значение для всего творчества поэта и развития русской литературы в целом. В XIX веке вопрос освобождения народа от крепостного права встал очень остро, и одним из первых среди писателей его поднял Пушкин.

17. Актуальность

Оно актуально до сих пор, так как в интересной, оригинальной форме затрагивает социальные вопросы отношений между людьми.

18. Моё отношение

Мне нравится стихотворение «Бесы», потому что написано необычно, ярко и захватывающе. В нем отлично передана напряженная атмосфера и затронуты вопросы, актуальные для общества того времени. Причем, сделано это в художественной форме.

19. Чему учит

Пушкинское творение учит быть человечным в любой ситуации и не угнетать, не унижать людей только потому, что они чем-то от тебя отличаются.

Используемые источники:

  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/polnyj-analiz-stixotvoreniya-besy-a-s-pushkin.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/besy-pushkin/
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/besy.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-besy-po-planu/

  • Сказка о царе салтане тайный смысл
  • Сказка о царе салтане сокращенный вариант
  • Сказка о царе салтане специально для сереги текст
  • Сказка о царе салтане старые слова
  • Сказка о царе салтане сравнения в описании царевны