Сказка о царе салтане старый мультфильм

Конспект нод по развитию речи. составление текста поздравления для тани. программное содержание: познакомить детей с поздравлением, как с одним

Конспект НОД по развитию речи.   

Составление текста – поздравления для Тани.

Программное содержание: познакомить детей с поздравлением, как с одним из видов

этикетных текстов, учить составлять текст поздравления, развивать умение использовать

схематические изображения для составления связного
высказывания
, учить поддерживать

непринудительную беседу, продолжать совершенствовать грамматический строй речи, строить

правильно предложение, совершенствовать
монологическую и диалогическую речь, развивать

внимание, мышление, воспитывать
внимание к речи воспитателя и своих друзей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Организационный момент.

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

Составление текста – поздравления для Тани.

Программное содержание: познакомить детей с поздравлением, как с одним из видов

этикетных текстов, учить составлять текст поздравления, развивать умение использовать

схематические изображения для составления связного
высказывания
, учить поддерживать

непринудительную беседу, продолжать совершенствовать грамматический строй речи, строить

правильно предложение, совершенствовать
монологическую и диалогическую речь, развивать

внимание, мышление, воспитывать
внимание к речи воспитателя и своих друзей
           

 (Дети рассаживаются на стульчики
полукругом.)

Воспитатель:  Ребята,  на  прошлом
 занятии мы с
вами  говорили  о Тане. А  сегодня у нее  день

рождение.

И к ней в гости должны прийти звери. На день рождение принято поздравлять именинника. У

меня есть два письма, которые прислали
Тане. Давайте их прочитаем и узнаем от кого они.

Воспитатель читает первое письмопоздравление (правильно составленное).

Воспитатель: Ребята, скажите кто поздравил
Таню в этом письме? (зайчик и бельчонок).

А теперь послушайте второе письмо
(неправильно составленное,
перепутанное).

Воспитатель: Скажите, ребята, а это письмо
от кого? Какое поздравление вам приятнее было

слушать? Почему?  (потому, что существуют
правила этикета, по которым составляют письмо

поздравление). (последовательно).

Воспитатель: Ребята, а вы хотите
поздравить Таню? 

Дети: Да

Воспитатель: В составлении правильного
поздравления нам поможет схема. (мнемотаблица).

Теперь ребята садитесь за столы. И так с чего мы начнем
поздравление?  Давайте вспомним из

первого письма, которое нам понравилось с
чего начиналось поздравление?  С обращения к

имениннику. Прежде, чем написать поздравление мы обращаемся к имениннику,
используя

добрые и ласковые слова. В данном случае к кому мы должны обратиться? И как?

Дети: К Тане. Дорогая Таня! Любимая Таня!
Уважаемая Таня! Танюша! И т.д.

Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили с чего начинается наше
поздравление. Давайте

зарисуем схематично в первой клетке нашей
схемы, чтобы не забыть.

Воспитатель: Дальше, ребята, мы должны ее поздравить с каким-то праздником.
С каким

праздником мы будем поздравлять нашу Таню?

Дети: С днем рождения!

Воспитатель: Ребята, значит во второй клеточке мы укажем с вами с каким
праздником мы

будем поздравлять Таню.

Воспитатель: Ребята, подскажите, что мы будем с вами дальше говорить в нашем

поздравлении к Тане? Что мы нарисуем с вами в третьей
клеточке? 

Дети: Поздравления, пожелания.

Воспитатель: Чтобы вы ей хотели пожелать?  

Дети: (ответы).  

Воспитатель: Все, что вы ей сейчас
пожелали давайте схематично зарисуем в третьей

клеточке.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь скажите в конце
поздравления что должно быть

обязательно…?

Дети: От кого поздравление, подпись.

Воспитатель обращает внимание детей на то,
что поздравление может быть как от одного

человека, так и от группы людей т. е.
коллективное.  

Воспитатель: А теперь ребята давайте
попробуем поздравить нашу Таню с днем рождения.

Скажите обычно в группе как мы поздравляем
ребят?

Дети: Поем «Каравай».  

Воспитатель: У нас будет необычный
каравай. Мы споем Тане Каравай, а она выберет того,

кто ее будет поздравлять.  

Воспитатель: Выходите, ребята, изза столов и
становитесь в круг.

Кукла Таня выбирает 3 детей, которые ее
поздравляют.

Дети по своей схеме читают поздравление
для Тани. 

Кукла Таня благодарит детей за
поздравления.  

Воспитатель: Ребята, скажите, как вы
думаете почему обрадовалась Таня?  

Дети: Потому, что ей понравились наши
поздравления

Воспитатель: А почему ей понравились наши
поздравления?

Дети: Потому, что мы их составили по
правилам этикета, ничего не забыли, ничего не

перепутали.

Воспитатель: Понравилось вам составлять
поздравления?

Дети: Да

Воспитатель: Теперь, ребята, вы сможете
поздравлять своих родных, близких и друзей

правильно.

Воспитатель: Ребята, поздравить то мы
поздравили Таню, а что еще принято делать на дне

рождении?

Дети: Дарить подарки. 

Воспитатель: А подарки для Тани, я
предлагаю вам сделать вечером. Каждый из вас нарисует

то, что хочет подКонспект
занятия по ФЭМП 01.12.2021

Конспект
занятия по рисованию Тема:«Сказка о царе Салтане»  (2 занятия)

Цель:
обучение детей
изображать
несложный эпизод сказки, передавая выразительность образа через
цвет, форму.

Задачи:
учить видеть сказочный образ героев в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане»; учить  самостоятельности  в  выборе  сюжета
 и  техники  исполнения;

закреплять
 умения  использовать  разные  художественные
 материалы: восковые  мелки,  цветные  карандаши. Развивать
 у  детей  фантазию, воображение,  эмоциональное
 отношение  к  изображаемому. Воспитывать интерес  и
 любовь  к творчеству А.С.Пушкина.

Материал:
бумага разного размера, гуашь, кисти, восковые  мелки, цветные
 карандаши, простой карандаш.

Ход
 ОД:

1.Вводная часть псих.р. Здравствуйте, те, кто родился зимой! (те, кто родился зимой,
здороваются и садятся)

Здравствуйте, те, кто родился летом! (те, кто родился летом,
здороваются и садятся)

Здравствуйте, те, кто родился весной! (те, кто родился весной,
здороваются и садятся)

Здравствуйте, те, кто родился осенью! (те, кто родился осенью,
здороваются и садятся)

Ещё
раз, все, здравствуйте!

Здороваться
— это желать здоровья!

Я
желаю, чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье, и мы могли
дружно общаться и выполнять работу.

-Ребята,
кто  из  вас  любит  сказки? А книги  вы  любите?
 Как вы думаете,  книга  это  хороший  подарок?

Вот
и я  так  подумала. Вчера я купила книгу  в  подарок
 малышам к  Новому  году.

Воспитатель
показывает книгу детям (книга  без  картинок).


Эту книгу написал,  А.С.Пушкин.  


 вы  можете  сказать,  как  называется  эта
 сказка?(Нет)

-Как
 можно  догадаться  о  названии  сказки,  даже
 если  не  умеешь  читать?

(По
 иллюстрациям)


 в этой  книге  иллюстраций  нет.  

Посмотрите
 понравиться  она  малышам?

(Нет,
она  скучная,  неинтересная, не  яркая,  без
 картинок)


 что  же  нам  теперь  делать?(можно  нарисовать
 иллюстрации  самим)

-Правильно,
мы  с  вами  сейчас  станем  художниками –
иллюстраторами  и  украсим  эту  книгу своими рисунками –
иллюстрациями.


Ребята, послушайте, отрывок
из какой сказки я сейчас вам прочитаю:

Три
девицы под окном

Пряли
поздно вечерком.

«Кабы
я была царица, —

Говорит
одна девица, —

То
на весь крещеный мир

Приготовила
б я пир».

«Кабы
я была царица, —

Говорит
ее сестрица, —

То
на весь бы мир одна

Наткала
я полотна».

«Кабы
я была царица, —

Третья
молвила сестрица, —

Я
б для батюшки-царя

Родила
богатыря».

— Ребята, кто написал эту сказку(ответы детей).

-Да, это А. С. Пушкин, а сказка называется «Сказка о царе Салтане».
В этой сказке происходит
много чудес. Сегодня
мы будем учиться
изображать несложный эпизод сказки,
передавая выразительность образа через цвет, форму.

2.Основная часть Предлагаю вспомнить эту сказку.
Зачитывание отрывков и разбор, что можно нарисовать. Я вам предлагаю нарисовать
те чудеса, которые вам понравились в сказке. Теперь  продумайте,
 какого  героя,или  эпизод  из  сказки  вы
 хотели  бы  изобразить,  какие  художественные
 материалы  вам  понадобятся для  рисования: восковые
 мелки,  цветные  карандаши.

Если  вы  все  обдумали,  то
 садитесь  за  тот  стол,  где  есть
 необходимый  вам  художественный  материал.
Сегодня
мы будем учиться
изображать
несложный эпизод сказки, передавая выразительность образа через
цвет, форму.

Пальчиковая
гимнастика

“Ветер весело шумит
(махи руками над головой вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную трубу”).

Дети
рассаживаются за столы и начинают рисовать.

(в ходе рисования включаю спокойную музыку).

3.Заключительная
часть Выставка работ. Чему учились? Ребята, скажите, пожалуйста, что мы
рисовали? Что было сложно нарисовать?

Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.

Олимпиада по литературе для 1-9 классов октябрь 2021

Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс

Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.

В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.

И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»

Сказки

Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.

1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.

2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок

3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.

1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун

2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение

3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой

Краткое содержание

Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.

1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка

2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун

3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв

Средства выразительности

Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».

Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.

1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.

3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

Жанры

Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.

К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня

1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»

2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»

3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто

2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.

2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал

Сказочная вечеринка

Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей

2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол

Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов

Happy

71

Sad

31

Excited

136

Sleepy

18

Angry

38

Surprise

25

Разработка урока ИЗО.

6 класс.

Тема урока: «Иллюстрирование отрывка

литературного произведения

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)».

2020 – 2021 учебный год.

Дата проведения: 09.03.2021 г.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: тематическое рисование.

Тема урока: «Иллюстрирование отрывка литературного произведения (А.С.. Пушкин «Сказки о царе Салтане»)».

Цель урока: научить использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета.

Задачи урока:

— образовательная: продолжить формирование понятий «иллюстрация», «художники-иллюстраторы»; формирование умений простейшими изобразительными средствами передавать основные события в произведении;

— коррекционно – развивающие: коррекция и развитие зрительного восприятия, наблюдательности, внимания, образного и логического мышления; развитие композиционных навыков, совершенствование умений выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы; развитие устной речи обучающихся;

развивать умение сопереживать героям литературного произведения;

— воспитательная: воспитание интереса обучающихся к работе художника — иллюстратора; воспитание качеств – усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручка, аккуратность, старательность.

Методы, используемые на уроке:

— словесный (беседа, рассказ);

— наглядный (демонстрация презентации, работа с иллюстрациями);

— практический (выполнение практической работы- рисунок);

— проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера);

— стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуации успеха);

— самоконтроля и самооценки (самопроверка при выполнении практической работы и самооценка знаний).

Используемые технологии на уроке:

— разноуровневого и дифференцированного подхода;

— здоровьесберегающие;

— личностно-ориентированные;

— информационно-коммуникативные.

Формы организации деятельности на уроке:

— фронтальная;

— индивидуальная;

Оборудование:

— для учителя: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина; презентация с иллюстрациями И. Я. Билибина; отрывки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина; иллюстрации картин А.Бубнова «Утро на Куликовом поле» и В. М. Васнецова «Богатыри»; музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане»; раздаточный материал – шаблон – палитра; лист А2, кисть, гуашь, баночка для воды;

— для обучающихся: альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисть, баночка для воды, салфетка, цветные карандаши, дневник.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Цель этапа: подготовить обучающихся к восприятию нового материала и к работе на уроке.

— Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно открывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Приветствие учащихся.

 Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: выявить уровень усвоения знаний обучающихся и повторить пройденный материал.

— Ребята мы с вами на прошлых уроках знакомились с иллюстрациями к литературным произведениям на примере картин известных художников.

— Что такое иллюстрация?

— Словарное слово «иллюстрация» – рисунок к тексту.

— А кто рисует иллюстации?

— Словарное слово «художники – иллюстраторы» .

Напечатанные словарные слова «иллюстрация», «художник – иллюстратор» размещаются на лоске.

— Рассмотрите иллюстрации картин, представленных на доске.

А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле».

В. М. Васнецов «Богатыри».

— Как называются иллюстрации картин? Кто автор?

— На доске представлена иллюстрация художника Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле» (к произведению «Слово о полку Игореве»).

— На доске представлены иллюстрация художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».

— Кто эти три богатыря?

— Это Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин).

— Для чего нужны иллюстрации?

— Иллюстрации обычно размещаются в книжках, чтобы по ним лучше представить содержание текста.

3. Сообщение темы и цели урока.

Цель этапа: привлечь внимание обучающихся и вызвать интерес к изучению новой темы.

— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с иллюстрациями и с художниками – иллюстраторами. Я не зря начала урок со стихотворения, в котором говорилось про сказку. Мы отправимся в путешествие и познакомимся со сказкой. А вот как сказка называется, угадайте?

Звучит музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане».

-Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
— Кто догадался, строки, из какой сказки? — Вам поможет иллюстрация, представленная на слайде (слайд № 1,2)

— Это «Сказка о царе Салтане». Полное название этого произведения «Сказка о царе Салттане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» (слайд № 2).

— А кто автор этой сказки?

— Александр Сергеевич Пушкин (слайд № 3).

— А музыка звучала из оперы Николая Андреевича Римского –Корсакова ««Сказка о царе Салтане» (слайд № 4).

 Тема нашего урока «Иллюстрирование литературного произведения». Сегодня именно о литературном произведении «Сказка о царе Салтане» мы будем вести речь (слайд № 5).

— Мы познакомимся с художником – иллюстратором, который выполнил иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане». И сами побываем в роли художников – иллюстраторов — выполним иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: дать обучающимся конкретное представление об иллюстрации как о выразительном средстве для композиции сюжета.

Обучающиеся предварительно самостоятельно знакомятся с произведением А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане».

Иллюстрации в книге являются произведениями изобразительного искусства. Художник-иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. В иллюстрации, как и в любом другом произведении искусства, нет ничего случайного. Художник, прежде всего, обязательно обдумывает замысел иллюстрации, выполняет эскизы и макет будущей книги. Он выбирает формат, решает, кто будет главным героем и какими средствами это будет показано, как расположить персонажей, чтобы правильно передать смысловую связь между ними; каким цветом отличить главного героя.

-Ребята, в детстве, когда вы еще не умели читать, вам читали сказки, а вы в своем воображении представляли сюжеты сказок, героев. Вы в своем воображении рисовали иллюстрации к сказкам. Сказка, однажды вошедшая в жизнь, прочно занимает свое особое место.

— Многие художники считали за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина, потому что в них можно найти мудрость, доброту, нравственную красоту.

— Одним из художников, который иллюстрировал произведение «Сказка о царе Салтане» является Иван Яковлевич Билибин, сын военно – морского врача, собирался стать юристом, но стал известным художником – иллюстратором (слайд № 6).

— В 1900 году русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков пишет оперу «Сказка о царе Салтане».

— В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане», иллюстрированная И.Я. Билибиным (слайд № 7,8).

А) Беседа по иллюстрациям И.Я.Билибина к произведению «Сказка о царе Салтане».

— В своих иллюстрациях И.Я.Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки.

— Я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы представьте себе иллюстрацию этого сюжета.

Обучающие слушают текст.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

— Что вам представилось? Какое в это время море, небо?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сюжет с бочкой И.Я.Билибин (слайд № 9).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Одна из лучших иллюстраций И.Я.Билибина – сказочный город. 

— Я прочитаю отрывок из сказки, а вы, ребята, закройте глаза и представьте картинку иллюстрации к этому сюжету.

Обучающиеся слушают текст.

— Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сказочный город И.Я.Билибин (слайд № 10).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— На иллюстрации изображены князь Гвидон и его мать. А город, действительно, сказочно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть гористом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой. Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать: в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями. Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом – радостная, чудесная. По нижнему краю листа идет орнамент, мотив которого напоминает или резьбу по дереву, или старинные кружева.

— Ребята, вспомните, о каких трех чудесах рассказывается в сказке?

— Чудеса в сказке – белка, тридцать три богатыря и царевна Лебедь.

— Послушайте, как первое чудо – белочка описывается в сказке.

Обучающиеся слушают текст.

— Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…

— А вот белочка уже в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Белка»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.

— Поэт создает образ при помощи слов, художник при помощи кисти и красок, а композитор создает музыкальные образы при помощи различных музыкальных инструментов.

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации белочку И.Я.Билибин (слайд № 11,12).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Белочка в хрустальном домике грызет орешки. Белочка веселая, жизнерадостная и краски, используемые в иллюстрации, такие же.

— Предлагаю вам небольшую паузу — пусть наши глазки немного отдохнут. Давайте выполним гимнастику для глаз. В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон превращался в разных насекомых. В каких насекомых?

— В комара, муху и шмеля.

— Я предлагаю вам проследить за полетом шмеля. Внимание на слайд – следим глазками за передвижением шмеля. А музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») поможет вам задать ритм движения шмеля (слайд № 13).

Физминутка «Гимнастика для глаз».

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») и выполняют гимнастику для глаз.

— Чудо второе – богатыри. Я читаю, а вы слушаете.

Обучающиеся слушают текст.

Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит…

— А вот тридцать три богатыря в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.

— Какими изобразил художник богатырей? Во что богатыри одеты?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации богатырей И.Я. Билибин (слайд № 14,15).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Наиболее выразительно художник рисует море. Из моря поднимается отряд богатырей. Во главе их самый старший – дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены, как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчеркивают могущество отряда. Море с крутыми вздыбившимися волнами «расплескалось в шумном беге». При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря. В мелодии слышится мощь богатырей, мелодия быстрая и громкая.

— Чудо третье – царевна-лебедь. Какой ее представил А.С.Пушкин?

Обучающиеся слушают текст.

Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

— А вот царевна Лебедь в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.

— Какая музыка звучала?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации царевну Лебедь И.Я. Билибин. Кажется, что она вот – вот сойдет с картины и окажется среди нас (слайд № 16).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— На иллюстрации изображена сказочная волшебница, скорее лебедь, чем человек. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом. Весь тон картины – голубовато-серебристый (слайд № 17,18).

— Ребята, мы с вами рассматривали иллюстрации художника И.Я.Билибина. А кто мне скажет, что самое главное во всех этих иллюстрациях?

— Самое главное во всех этих иллюстрациях, что главные персонажи сказки изображены в центре и крупно. С помощью цветовых оттенков можно выделить главных героев.

— Сейчас мы с вами научимся, как правильно нужно смешивать краски, чтобы получились цветовые оттенки. Давайте разомнем кисти рук для предстоящей работы с кистью и карандашом.

Физминутка «Пальчиковая гимнастика».

1.

Домик . Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

2.

Очки бабушка надела и внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

3.

Флажок. Я в руке — флажок держу и ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

4.

Лодка. Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Пароход. Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

5.

Стул, ножки, спинка и сиденье — вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

6.

Грабли. Листья падают в саду, я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

7.

Скворечник. Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет. Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

8.

Цепочка. Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

9.

Лошадка. У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

10.

Птичка. Пальчики — головка, крылышки — ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими.

— Руки на живот. Дыхательные упражнения: глубокий вдох через носовую полость, выдох через ротовую полость.

Обучающиеся выполняют упражнения для развития мелкой моторики рук,

а также дыхательные упражнения.

Б) Графические упражнения «Цвета радуги».

— Сейчас мы выполним упражнения на смешивании основных красок для получения более «холодного» и «теплого» оттенков.

— У вас на рабочих столах шаблоны в виде палитры.

Словарное слово: палитра — небольшая тонкая и лёгкая доска  четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает во время работы краски для получения необходимых цветов (слайд № 19).

Словарное слово напечатанное размещается на доске.

Обучающиеся проговаривают словарное слово.

— У нас палитра – это альбомный лист, на котором 5 кружков.

— В каждом из них мы будем смешивать краски, получая оттенки красок, добавляя в каждый из нужных цветов «теплый» или «холодный»  цвет,  можно  получить  цвета  более  «теплого»  или  «холодного» оттенков. Обязательно соблюдаем правила работы с красками.

— Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем первый кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получается?

— Оранжевый цвет, теплый оттенок.

— Следующий кружок. Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем второй кружок. Добавляем голубой цвет краски. Какой цвет краски получился?

— Зеленый цвет, холодный оттенок.

— Третий кружок. Берем на кисть красный цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?

— Коричневый цвет, теплый оттенок.

— Четвертый кружок. Берем на кисть оранжевый цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получился?

— Пурпурный цвет, теплый оттенок.

— Пятый кружок. Берем на кисть синий цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?

— Цвет станет сине-зеленым, а значит, «холодным».

Показ смешивания цветов на доске.

Обучающиеся на палитре смешивают цвета красок, получая новые оттенки цветов.

— С помощью оттенков цветов можно выделить наиболее интересное, впечатляющее в сюжете, главное, а также цветом подчеркнуть контурные линии.

5. Практическая работа.

Цель этапа: закрепить знания, полученные обучающимися, научить применять полученные знания.

— Предлагаю вам, ребята, на время стать художниками-иллюстраторами и нарисовать свою иллюстрацию к произведению «Сказка о царе Салтане». Вы должны выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка, как будут располагаться предметы на листе. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание.

— Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку иллюстрации. Обдумывание композиции поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.

— Вы можете нарисовать рисунок любого из понравившегося вам эпизода. Постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.

— Напоминаю вам порядок выполнения рисунка – иллюстрации.

Порядок работы над выполнением иллюстрации:

1). Сначала определяем сюжет.

2). Как правильно расположить лист? (вертикально, горизонтально)

3). Выбор главного персонажа иллюстрации (главный герой располагается в центре).

4).Место расположения персонажей (предметов).

5). Детальная проработка иллюстрации.

Напечатанный порядок работы размещен на доске.

— Помните, чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.

После выбора сюжета для иллюстрирования сказки учащиеся приступают к рисованию. Вначале решается общая схема задуманной композиции. Тонкими линиями намечаются герои сказки. После эскизного построения композиционной схемы, прорисовываются детали. Уточняется линейное построение рисунка иллюстрации.

— А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы все справитесь с этим заданием.

— Вначале ребята выполняем рисунок в простом карандаше. Затем рисунок в цвете выполняете акварельными красками. Не торопитесь, рисунок должен быть аккуратно выполнен. Не переживайте, если вы на уроке не успеете выполнить работу в цвете, вы можете это сделать дома – это будет вашим домашнем заданием.

— Ребята, у вас есть подсказка. Если у вас возникли трудности в выборе сюжета, на доске размещены иллюстрации сюжетов к произведению «Сказка о царе Салтане», можете какой – либо сюжет взять за образец рисунка.

— Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Звучит музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

(«Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).

Простым карандашом учащиеся намечают композицию рисунка иллюстрации.

Индивидуальная работа:

— обучающиеся 3 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (с помощью шаблона прорисовывается лебедь и детали сюжета).

Оказывается дозированная помощь. Во время рисования, обучающиеся постоянно сравнивают свой рисунок с образцом.

Образец рисунка для обучающихся 3 группы.

— обучающиеся 4 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (обводят лебедь по пунктирным линиям).

Оказывается дозированная помощь. Рисунок в цвете выполняют с помощью цветных карандашей.

Образец рисунка для обучающихся 4 группы.

Во время творческой работы наблюдается, чтобы обучающиеся располагали листы альбома и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами.

Выполняя рисунок в цвете обучающимся напоминается:

— последовательность заполнения листа цветом: от закрашивания больших плоскостей неба, земли, объектов фона; от больших пятен основного цвета героев сказки и их костюмов к проработке деталей;

— необходимо выбирать нужные цвета для изображения сюжета, не забывая про палитру;

— цвета должны быть яркими и чистыми, поэтому после каждого обмакивания в краску нужно мыть кисть и протирать салфеткой;

— стараться закрашивать элементы рисунка, не выходя за контур.

Обучающиеся выполняют рисунок в цвете акварельными красками.

6. Подведение итога урока.

Цель этапа: сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу обучающихся, выяснить, что нового узнали обучающиеся на уроке.

— Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.

— Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?

— Как называются рисунки в книгах?

— Кто рисует иллюстрации в книгах?

— Для чего нужны книжные иллюстрации?

— О каком произведении сегодня шла речь на уроке?

— Кто автор произведения «Сказка о царе Салтане»?

— С иллюстрациями, каких художников к этому произведению вы сегодня познакомились?

— Ребята, а теперь давайте посмотрим на ваши работы.

Выставка работ обучающихся. Анализ рисунков и выставление оценок.

Каждая работа обучающихся комментируется и оценивается (работы красивые по цвету; работы, в которых грамотно продумана цветовая гамма; работы аккуратно выполненные; работы, в которых выделено самое интересное в сюжете).

— Всем вашим работам можно дать такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.

Домашнее задание: закончить рисунок в цвете (обучающимся 1,2 группы — придумать название к своей работе или подобрать к ней соответствующие строчки из сказки).

— Я довольна вашей работой, каждый из вас проявил фантазию, у вас получились замечательные рисунки – иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане» (слайд № 20).

— Сказка ложь, да в ней намек-

Добрым молодцам урок!

— Каждая сказка чему-нибудь нас учит: добру, состраданию, что зло всегда будет наказано. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже научились только хорошему.

На этом наш урок закончен. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.

Урок литературного чтения 3 классПодготовила: О.В.Кожемяко, учитель начальных...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Урок литературного чтения 3 классПодготовила: О.В.Кожемяко, учитель начальных

    Описание слайда:

    Урок литературного чтения
    3 класс
    Подготовила: О.В.Кожемяко, учитель начальных классов
    МБОУ СОШ 1 г. Чехов

  • 2 слайд

    Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Са

    Описание слайда:

    Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди

  • 3 слайд

    ИсследованиеС.Я.Маршак сказал: «Пушкинская сказка – прямая наследница народно

    Описание слайда:

    Исследование
    С.Я.Маршак сказал: «Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки»
    ?

  • 4 слайд

    Цели урока:Развивать умение находить необходимые доказательства в тексте. Най

    Описание слайда:

    Цели урока:
    Развивать умение находить необходимые доказательства в тексте.

    Найти признаки волшебной сказки.
    Сравнить с народной сказкой.

  • 5 слайд

    Речевая разминкаА.С.Пушкин о своих детских впечатлениях: « И шёпотом рассказы

    Описание слайда:

    Речевая разминка
    А.С.Пушкин о своих детских впечатлениях:
    « И шёпотом рассказывать мне станет о мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало, едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы».
    О ком говорит автор?
    Няня – Яковлева Арина Родионовна

  • 6 слайд

    Словарная работапридворные, ближайшие к царю или князю.Зыбей - Клив - Град -

    Описание слайда:

    Словарная работа
    придворные, ближайшие к царю или князю.
    Зыбей —
    Клив —
    Град —
    Колымага —
    Двор —
    Венец —
    зыбь- лёгкая волна.
    клюв.
    город.
    большая старинная телега.
    драгоценный головной убор.

  • 7 слайд

    Жанр – это вид литературного произведения.СКАЗКА

    Описание слайда:

    Жанр – это вид литературного произведения.
    СКАЗКА

  • 8 слайд

    Признаки сказкиЗачинСчастливая концовкаПревращенияГерои - помощникиБорьба доб

    Описание слайда:

    Признаки сказки
    Зачин
    Счастливая концовка
    Превращения
    Герои — помощники
    Борьба добра и зла
    Троекратные повторы
    Испытания
    Волшебные предметы

  • 9 слайд

    Композиция– это построение произведения, зачин, троекратность повторения, вол

    Описание слайда:

    Композиция
    – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.

  • 10 слайд

    Сказочные приметы Зачин отсутствует

    Описание слайда:

    Сказочные приметы

    Зачин
    отсутствует

  • 11 слайд

    Троекратное повторение

    Описание слайда:

    Троекратное повторение

  • 12 слайд

    Троекратное повторениеТри раза князь Гвидон превращался в насекомое.

    Описание слайда:

    Троекратное повторение
    Три раза князь Гвидон превращался в насекомое.

  • 13 слайд

    Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1904 г.г.)

    Описание слайда:

    Николай Андреевич Римский – Корсаков
    (1844 – 1904 г.г.)

  • 14 слайд

    «Полет шмеля»Опера – это музыкальное произведение, в котором действующие л

    Описание слайда:

    «Полет шмеля»

    Опера
    – это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

  • 15 слайд

    Троекратное повторениеЦаревна Лебедь выполняет три чуда

    Описание слайда:

    Троекратное повторение
    Царевна Лебедь выполняет три чуда

  • 16 слайд

    Сказочные героиДобрые Злые

    Описание слайда:

    Сказочные герои
    Добрые Злые

  • 17 слайд

    Что делает сказку волшебной?волшебные героиволшебные превращенияповторы

    Описание слайда:

    Что делает сказку волшебной?
    волшебные герои
    волшебные превращения
    повторы

  • 18 слайд

    Волшебные события, герои, предметы

    Описание слайда:

    Волшебные события, герои, предметы

  • 19 слайд

    Сказочная концовка-есть. Я там был; мёд-пиво пил- И усы лишь обмочил.Зло нака

    Описание слайда:

    Сказочная концовка-есть.
    Я там был; мёд-пиво пил-
    И усы лишь обмочил.
    Зло наказано?
    А у А.С.Пушкина прощено

  • 20 слайд

    Средства художественной выразительностиГипербола – это преувеличение.

    Описание слайда:

    Средства художественной выразительности
    Гипербола – это преувеличение.

  • 21 слайд

    Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке?Постоянный эпитет-

    Описание слайда:

    Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке?
    Постоянный эпитет- синее море…
    Лебедь белая
    Князь ты мой прекрасный
    славного Салтана
    желанная страна
    терем высокий

  • 22 слайд

    Подумаем вместе!Можно ли «Сказку о царе Салтане…» сравнить с народной сказкой ?

    Описание слайда:

    Подумаем вместе!
    Можно ли «Сказку о царе Салтане…» сравнить с народной сказкой ?

  • 23 слайд

    «Сказка о царе Салтане….»Народная сказкаНачинается с зачина.Зачина нет.Троекр

    Описание слайда:

    «Сказка о царе Салтане….»
    Народная сказка
    Начинается с зачина.
    Зачина нет.
    Троекратное повторение.
    Троекратное повторение.
    Волшебные герои.
    Волшебные предметы, события.
    Волшебные герои.
    Волшебные события (превращения).
    Добро побеждает зло.
    Добро побеждает зло.
    Зло наказано.
    Зло прощено.
    Сказочная концовка.
    Сказочная концовка.
    Сказочный язык.
    Сказочный язык.

  • 24 слайд

    ВЫВОД:С.Я.Маршак сказал: «Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказ

    Описание слайда:

    ВЫВОД:
    С.Я.Маршак сказал: «Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки»
    ?

  • 25 слайд

    Замысел сказки А.С.ПушкинаЧему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством ск

    Описание слайда:

    Замысел сказки А.С.Пушкина
    Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?…

  • 26 слайд

    Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений, Пре

    Описание слайда:

    Люблю я Пушкина творенья,
    И это вовсе не секрет.
    Его поэм, стихотворений,
    Прекрасней не было и нет!
    С мальства его читаем сказки,
    В них жар души, природы краски.
    Добро цветов, в них злоба чахнет.
    В них русский дух,
    В них Русью пахнет!
    За Пушкина Руси спасибо,
    От имени всего народа!
    Ведь мы стихи его читаем,
    Как он писал – без перевода.

  • 27 слайд

    Молодцы!Спасибо за урок!

    Описание слайда:

    Молодцы!
    Спасибо за урок!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Похожие материалы

  • Вопросы по книге С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» с ответами

  • Конспект урока по литературному чтению на тему «Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь»

  • Технологическая карта урока Литературное чтение Тема: КВН по сказкам пушкина Класс: 3

  • Конспект урока по литературному чтению на тему «Тема: А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»»

  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема урока: К. Г. Паустовский «Барсучий нос» Класс: 3

  • Рабочая программа по литературному чтению 1-4 кл

  • Конспект урока по литературному чтению :»В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.» 3 класс (УМК Перспектива)

  • Конспект урока на тему «Согласная буква М»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5453351 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Сказка о царе салтане слушать женский голос
  • Сказка о царе салтане словарь устаревших слов
  • Сказка о царе салтане сестры зайцевы comedy
  • Сказка о царе салтане с матом видео
  • Сказка о царе салтане прослушивание