Сказка о царе салтане средства художественной выразительности эпитеты сравнения олицетворения

Тема: сказки а.с.пушкина.рифма в стихотворении . наиболее известные сказки а.с,пушкина: песнь о вещем олеге сказка о золотом петушке сказка о

Тема:« Сказки А.С.Пушкина.Рифма в стихотворении .»

Тема:« Сказки А.С.Пушкина.Рифма в стихотворении .»


Сказка о царе салтане средства художественной выразительности эпитеты сравнения олицетворения


Сказка о царе салтане средства художественной выразительности эпитеты сравнения олицетворения


Сказка о царе салтане средства художественной выразительности эпитеты сравнения олицетворения


Наиболее известные сказки А.С,Пушкина: Песнь о Вещем Олеге Сказка о золотом петушке Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях Сказка о попе и о работнике его Балде Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди У лукоморья дуб зелёный

Наиболее известные сказки А.С,Пушкина:

Песнь о Вещем Олеге

Сказка о золотом петушке

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

У лукоморья дуб зелёный


Сказка о царе салтане средства художественной выразительности эпитеты сравнения олицетворения


 Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».


Добро- оно кроткое, терпеливое, довольствуется отведенной долей. Зло завистливо, неуемно, нетерпеливо, до всего проявляет интерес.

Добро- оно кроткое, терпеливое, довольствуется отведенной долей. Зло завистливо, неуемно, нетерпеливо, до всего проявляет интерес.


Средства выразительности в сказке: Свет о белке правду бает ; Это чудо знаю я; Полно, князь, душа моя , Не печалься; рада службу Оказать тебе я в дружбу». С ободренною душой Князь пошел себе домой; Лишь ступил на двор широкий — Что ж? под елкою высокой , Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе : Во саду ли, в огороде. Изумился князь Гвидон. «Ну, спасибо, — молвил он, — Ай да лебедь — дай ей боже, Что и мне, веселье то же ». Олицетворение : Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!» И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. пушки … кораблю пристать велят, … он бежит себе в волнах На раздутых парусах

Средства выразительности в сказке:

Свет о белке правду бает ; Это чудо знаю я; Полно, князь, душа моя , Не печалься; рада службу Оказать тебе я в дружбу». С ободренною душой Князь пошел себе домой; Лишь ступил на двор широкий — Что ж? под елкою высокой , Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе : Во саду ли, в огороде. Изумился князь Гвидон. «Ну, спасибо, — молвил он, — Ай да лебедь — дай ей боже, Что и мне, веселье то же ».

Олицетворение :

Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!» И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько.

пушкикораблю пристать велят,

он бежит себе в волнах

На раздутых парусах


Словесно-художественный образ является незаменимым средством, при помощи которого поэты создают в нашем сознании сложные переживания , идеалы и мысли. На основе единого идейно-художественного представления можно осмыслить особенности поэтического произведения. Рассмотрим всю лексико - синтаксическую систему авторской образной речи сказки.

Словесно-художественный образ является незаменимым средством, при помощи которого поэты создают в нашем сознании сложные переживания , идеалы и мысли. На основе единого идейно-художественного представления можно осмыслить особенности поэтического произведения.

Рассмотрим всю лексико — синтаксическую систему авторской образной речи сказки.


Средства выразительности русского языка Эпитеты Олицетворения Сравнения Гипербола Метафоры

Средства выразительности русского языка

Эпитеты

Олицетворения

Сравнения

Гипербола

Метафоры

Эпитеты:

  • крещеный  мир
  • тихонько  заскрыпела
  • красная  девица
  • пир  честной
  • царицей  молодой
  • честные  гости
  • кровать  слоновой кости
  • Государевой  жене
  • добра  коня
  • неведому  зверюшку
  • царева  возвращенья
  • законного  решенья
  • Допьяна  поят
  • суму  пустую
  • гонец  хмельной
  • Тайно  бросить
  • царску  волю
  • злую  долю
  • синем  небе
  • синем  море
  • горькая  вдовица
  • волна  гульлива  и  вольна
  • морские  камни
  • широком  поле
  • Дуб  зеленый
  • добрый  ужин
  • тугой  лук
  • снурок  шелковый
  • лук  дубовый
  • Тонку  тросточку
  • Стрелкой  легкой
  • дело  лихо
  • Клёв  кровавый
  • Гибель  близкую
  • могучий  избавитель
  • частыми  зубцами
  • белыми  стенами
  • святых  монастырей
  • Оглушительный  трезвон
  • Хор  церковный
  • колымагах  золотых
  • Пышный  двор
  • Княжей  шапкой
  • раздутых  парусах
  • знакомом  острову
  • Город  новый златоглавый
  • крепкою  заставой
  • Чорнобурыми  лисами
  • славного  Салтана
  • душой  печальной
  • бег  дальный
  • текучих  вод
  • Лебедь  белая
  • князь  прекрасный
  • день  ненастный
  • желанная  страна
  • грустной  думой
  • остров крутой, не  привальный , не  жилой
  • пустой  равниной
  • дубок  единый
  • Чудный  остров
  • Подмигнув  лукаво
  • орешки  не простые
  • скорлупки  золотые
  • чистый  изумруд
  • Распроклятая  мошка
  • Чудо  чудное
  • двор  широкий
  • елкою  высокой
  • честном  народе
  • хрустальный  дом
  • донскими  жеребцами
  • путь  далек
  • Усмехнувшись  исподтиха
  • Море вздуется  бурливо
  • шумном  беге
  • красавцы  удалые
  • Великаны  молодые
  • молвить  справедливо
  • Гости  умные
  • витязи  морские
  • братья  родные
  • Славный  город
  • вод  морских
  • Тяжек  воздух
  • сама-то  величава
  • Старой  бабушки
  • Пораздумай  путем
  • душою  страстной
  • царевною  прекрасной
  • вздохнув  глубоко
  • белой  груди
  • милой  матушке
  • Дочь  послушную
  • иконой  чудотворной
  • главою  покорной
  • лазоревой  дали
  • Матушка  родная
  • княгиня  молодая
  • Незнакомой  стороне
  • веселый  пир


Сравнения: ,,И царица над ребёнком, как орлица над орлёнком.

Сравнения:

,,И царица над ребёнком, как орлица над орлёнком.» ,,А сама-то величава, выступает будто пава» ,, Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих как день ненастный“.

Метафоры:

бездну вод — в глубокую воду

край долины — далеко в долину

грезы ночи — ночные мечты, видения или сны

маковки церквей — купол у церкви

по равнинам Окияна — по морю


Олицетворения из «Сказки о мертвой царевне» 1 Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? 2 Месяц, месяц, мой дружок , Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? 3 Братец мой, Отвечает месяц ясный, — Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна, видно, Пробежала 4 Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море , Всюду веешь на просторе, Не боишься никого , Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее 5 Постой, — Отвечает ветер буйный.

Олицетворения из «Сказки о мертвой царевне»

1 Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой?

2 Месяц, месяц, мой дружок , Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?

3 Братец мой, Отвечает месяц ясный, — Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна, видно, Пробежала 4 Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море , Всюду веешь на просторе, Не боишься никого , Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее 5 Постой, — Отвечает ветер буйный.


Эпитеты- образное определение, характеризующее свойство. Качество. Понятие. явление Сравнение- сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве. Гипербола - художественное преувеличение.

Эпитеты- образное определение, характеризующее свойство. Качество. Понятие. явление

Сравнение- сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.

Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевленные предметы.

Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве.

Гипербола — художественное преувеличение.


Для поэтических произведений Пушкина важна не просто насыщенность произведений эпитетами, метафорами и олицетворениями, но и особенное фольклорное наполнения каждого средства выразительности. Так, эпитеты становятся фольклорно-метафоричными: “… Cловно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица:…Здравствуй, красная девица,-Говорит он,- будь царица И роди богатыря мне к исходу сентября…; И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой..;…Сын продумал: добрый ужин Был бы нам , однако, нужен… и др. Фольклорный эпитет имеет особенность находиться в составе эпических формул-фразеологизмов: Батюшка-царь,голубушки-сестрицы, гости-господа, лук дубовый, клев кровавый, грусть-тоска, душой печальной, гости-господа и др., которые сложились в глубокой древности и сохранившихся благодаря совмещению , соединению функций, эпических формул, которые являются ритмомелодической единицей.

Для поэтических произведений Пушкина важна не просто насыщенность произведений эпитетами, метафорами и олицетворениями, но и особенное фольклорное наполнения каждого средства выразительности. Так, эпитеты становятся фольклорно-метафоричными:

“… Cловно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица:…Здравствуй, красная девица,-Говорит он,- будь царица И роди богатыря мне к исходу сентября…; И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой..;…Сын продумал: добрый ужин Был бы нам , однако, нужен… и др.

Фольклорный эпитет имеет особенность находиться в составе эпических формул-фразеологизмов:

Батюшка-царь,голубушки-сестрицы, гости-господа, лук дубовый, клев кровавый, грусть-тоска, душой печальной, гости-господа и др.,

которые сложились в глубокой древности и сохранившихся благодаря совмещению , соединению функций, эпических формул, которые являются ритмомелодической единицей.


Большое значение в произведениях занимают эпический формулы со значением древних предметов , которые образно показывают устройство древнего города: Кровать слоновой кости, пышный двор встречает их; Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой… Колоративная лексика- специальное средство усиления эффекта восприятия: Красная девица, в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, море синее кругом (постоянные эпитеты в значении цвета),...дуб зеленый, лебедь белая, алы губки, белы ручки, честные гости. Яркая образность усиливается многообразием таких живописных красок.

Большое значение в произведениях занимают эпический формулы со значением древних предметов , которые образно показывают устройство древнего города:

Кровать слоновой кости, пышный двор встречает их; Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой…

Колоративная лексика- специальное средство усиления эффекта восприятия:

Красная девица, в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, море синее кругом (постоянные эпитеты в значении цвета),…дуб зеленый, лебедь белая, алы губки, белы ручки, честные гости.

Яркая образность усиливается многообразием таких живописных красок.


Также огромно разнообразие литературных эпитетов: C ободренною душою, во мгле печальной, душою страстной. Поэт наполняет речь народными суждениями, а именно пословицами, поговорками и др. Изречениями: «Жена не рукавица: c белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь; красная девица, дело лихо, пир честной, правду бают или лгут; объехали весь свет, это горе – все не горе.» Таким образом , в “Cказке о царе Салтане” использованы разные типы эпитетов: метафорические( златоглавый, пышный), колоративный( синий, белый, зеленый, золотой, изумруд), литературные и фольклорные, то есть постоянные ( фигуры речи-анафоры).

Также огромно разнообразие литературных эпитетов:

C ободренною душою, во мгле печальной, душою страстной.

Поэт наполняет речь народными суждениями, а именно пословицами, поговорками и др. Изречениями:

«Жена не рукавица: c белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь; красная девица, дело лихо, пир честной, правду бают или лгут; объехали весь свет, это горе – все не горе.»

Таким образом , в “Cказке о царе Салтане” использованы разные типы эпитетов: метафорические( златоглавый, пышный), колоративный( синий, белый, зеленый, золотой, изумруд), литературные и фольклорные, то есть постоянные ( фигуры речи-анафоры).


Сказка о царе салтане средства художественной выразительности эпитеты сравнения олицетворения


Проведи сравнительный анализ двух сказок А.С.Пушкина в поведении героев: “ Cказка о царе Салтане” и “Cказка о рыбаке и рыбке”. Сравнивается неуемность озлобленности героев « ткачихи, поварихи и сватьей бабой Бобарихи” и «старухи у разбитого корыта».

Проведи сравнительный анализ двух сказок А.С.Пушкина в поведении героев:

Cказка о царе Салтане” и “Cказка о рыбаке и рыбке”.

Сравнивается неуемность озлобленности героев « ткачихи, поварихи и сватьей бабой Бобарихи” и «старухи у разбитого корыта».


Оценим наши знания За каждый правильный ответ 2 балла Вопрос -ответ 1. Сказка – это фольклорное произведение? 2. Какие признаки фольклора тебе известны? 3. Устаревшие, старорусские слова, малоупотребительные встречаются чаще всего в каких жанрах? 4. Слова “ушат, корыто, лукошко, гусельцы”- можно определить как малоупотребимые, редкие? р 6. Объясни значение слов: бить-колотить, натренькивать, кот-колоброд.

Оценим наши знания

За каждый правильный ответ 2 балла

Вопрос -ответ

1. Сказка – это фольклорное произведение?

2. Какие признаки фольклора тебе известны?

3. Устаревшие, старорусские слова, малоупотребительные встречаются чаще всего в каких жанрах?

4. Слова “ушат, корыто, лукошко, гусельцы”- можно определить как малоупотребимые, редкие?

р

6. Объясни значение слов: бить-колотить, натренькивать, кот-колоброд.


А ТЕПЕРЬ РАЗМИНКА !!!

А ТЕПЕРЬ РАЗМИНКА !!!


Сказка о царе салтане средства художественной выразительности эпитеты сравнения олицетворения

На чтение 21 мин. Просмотров 159 Опубликовано

Metel.jpg

Описывая природу, поэты как правило, не скупятся на средства художественной выразительности, особенно в таких произведениях преобладают тропы. Стихотворение «Зимний вечер» А. Пушкина в этом отношении не представляет собой исключения из правил. Средства художественной выразительности – это слова или словосочетания, придающие произведению живость, яркость описаний, повышают восприятие образов и предметов. Рассмотрим, какие средства художественной выразительности использовал Пушкин в произведении «Зимний вечер».

Эпитеты

Эпитеты это в своей сути определения предметов, явлений, описываемых в литературном произведении. В стихотворении использованы следующие эпитеты:

  • снежные (вихри).
  • ветхая (лачужка).
  • темна (тоже о лачужке). Так Пушкин называет свой флигель, в котором он жил и работал в Михайловском.
  • обветшалой (кровле). Это определение говорит о том, что кровлю давно не ремонтировали, она успела обветшать.
  • добрая (подружка). Так в стихотворении Пушкин называет свою няню.

Сравнения и олицетворения

В описании бури поэт применил рядом сравнения и олицетворения:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя..

Как зверь и как дитя – это сравнения, относящиеся к буре. Буря кроет мглою (темнотой), вихри крутит – это все олицетворения. Правда, слово «крутит» использовано в форме причастия. Здесь также присутствуют другие олицетворения: завоет и заплачет. Далее продолжаются олицетворения: зашумит соломой, застучит в окошко словно путник. Здесь мы снова видим сравнение: на этот раз, бури с путником.

 Метафоры

Бедной (юности). Здесь слово «бедной» имеет несколько значений: и несчастливой из-за вынужденного заточенья, и материально поэт был стеснен.

Печальна (лачужка). Конечно дом не может быть печальным. Таковой ее делают люди. Этой метафорой поэт выразил настроение свое и няни.

Синтаксические средства выразительности.

Здесь поэт применил рондо – метод кольцевого повторения. Правда, в отличие от классического музыкального рондо строфы повторяются два раза.

В начале стихотворения поэт использовал повторы. Союз «то» встречается в 1-й строфе 4 раза в начале строки. Во второй строфе дважды повторяется союз «или», и дважды – союз «и». В третьей строфе. Повторяется слово выпьем, и дважды повторяется фраза «спой мне песню». Все эти повторы приближают стихотворение к народным песням. Неслучайно сокурсник поэта Михаил Яковлев положил на музыку это произведение.

Обращения «моя старушка», «подружка» относится к эмоционально оценочной лексике. Эти слова подчеркивают, как тепло Пушкин относился к своей няне. И в то же время – это обращения к няне. Хотя лирическое стихотворение и написано не в жанре послания.

Стихотворение было написано в 1825 году, когда Пушкин жил в Михайловском в ссылке. Состояние подневольности действовало угнетающе. После отъезда родителей с ним оставалась только няня, да редкие поездки к соседям скрашивали его одиночество. Однако, в этом стихотворении нет чувства обреченности. Но есть надежда, что рано или поздно закончится и буря, и это вынужденное заточение.

</ul>

«Зимний вечер» А. С. Пушкина поражает уютной атмосферой, царящей в деревенской избе. Изучают стихотворение в 5-6 классе. Предлагаем узнать о нем, ознакомившись с кратким анализом «Зимний вечер» по плану.

analiz-stihotvoreniya-zimniy-vecher-pushkina-48517.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимний вечер.

История создания – произведение написано в 1825 г., когда поэт перебывал в ссылке в имении Михайловском, впервые увидело мир в журнале «Северные цветы» за 1830 г.

Тема стихотворения – зимняя вьюга и теплое общение с близким сердцу человеком.

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано четырехстопным хореем, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей».

Эпитеты«кровля обветшалая», «путник запоздалый»,«ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка».

Сравнения «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит».

История создания

История создания «Зимнего вечера» связана с ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 г. Александр Сергеевич возвратился на Родину из южной ссылки, однако ему не позволили быстро вернуться к светской жизни, отправив в родовое имение. Надзор за поэтом лег на плечи его отца, поэтому Александр Сергеевич «убегал из дому» и подолгу гостил в имениях соседей. В родном доме он чувствовал себя неуютно, ведь Сергей Львович пытался отправить сына в тюрьму.

Осенью 1825 г. семья поэта переехала в Москву, а Александр Сергеевич в этом году зимовал в Михайловском, практически не выезжая. Вместе с молодым человеком осталась няня Арина Родионовна. Зимой 1825 г. появилась рукопись анализируемого стихотворения, в котором отчетливо проявились автобиографические мотивы.

Тема

Во второй строфе появляется образ старушки, но сначала автор описывает ветхую избу. Она «печальна и темна», что можно сказать и о настроении лирического героя. Старушка сидит молча у окна. Герой спрашивает, не уснула ли она, заслушавшись звуками своего веретена.

Чтобы развеять печаль, мужчина предлагает старушке выпить и вспомнить юность. Он просит женщину спеть ему. Видимо, песни напоминают герою о беззаботном детстве, а поэтому приносят его сердцу умиротворение.

В последнем восьмистишии снова описывается снежная буря, а лирический герой предложение героя выпить. При помощи повтора стихов подчеркивается невеселое настроение мужчины.

В произведении реализуется идея о том, что никакая буря не страшна, когда рядом близкий человек. Автор утверждает, что приятный разговор и беззаботные воспоминания способны развеселить сердце.

«Зимний вечер» – одно из самых популярных произведений в русской литературе, некоторые строки стали афоризмами.

Композиция

Композиция анализируемого произведения по смыслу делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав. Особенность формальной и смысловой организации – повторение первых четырех строк первого и третьего восьмистишия.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как лирический герой с грустит, вспоминая о бедной юности, печальное настроение передается и посредством пейзажей. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение А. С. Пушкина богато на средства выразительности. Они помогают отобразить зимнюю непогоду, создать образы лирического героя и старушки, передать внутреннее состояние героев.

В тексте есть метафоры: «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей». Они поражают простотой и выразительной передачей настроения, царящего в «лачужке». Детали подчеркиваются при помощи эпитетов: ««кровля обветшалая», «путник запоздалый»,«ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка». Сравнения используются для того, чтобы наполнить описание бури звуками: «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит». В произведении есть антитеза: тишина в доме противопоставляется завываниям бури.

В некоторых строфах важную роль играет интонация. В обращении к старушке несколько раз используются риторические вопросы.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение «Зимний вечер» А. С. Пушкина?</h3>

    • <label>1812 г.</label>
    • <label>1816 г.</label>
    • <label>1824 г.</label>
    • <label>1825 г.</label>

(новая вкладка)

1. История создания

В 1825 году Александр Сергеевич Пушкин опять был отправлен императором в ссылку. На этот раз в Михайловское – родовое поместье по линии матери.

Здесь поэт сначала скучал, а затем привык и начал писать, создав много талантливых произведений.

В ссылке вместе с ним находилась няня Арина Родионовна. Многие исследователи считают, что именно тогда Александр Сергеевич, вдохновившись ее сказками, задумал написать авторские волшебные произведения для детей.

Стихотворение «Зимний вечер» родилось тут же, в Михайловском, и посвящено оно как раз любимой няне поэта.

Не исключено, что именно в один из таких вечеров, когда за окном выла вьюга, и шел снег, великому русскому писателю пришла идея написать невероятно теплое, пропитанное любовью и тихим домашним уютом, творение.

2. Литературное направление

Стихотворение сочетает в себе признаки романтизма и реализма.

3. Род

Произведение относится к пейзажной лирике.

4. Жанр

Жанр объединяет в себе послание (обращается к няне) и элегию (передается общее настроение грусти, некое ностальгическое состояние).

5. Проблематика

Стихотворение затрагивает проблему вынужденного одиночества, отчуждения от внешнего мира, замкнутости.

Подавленное, грустное состояние лирического героя передается посредством описания пейзажа – прием, характерный, в первую очередь, для романтических произведений и уже потом для реализма (психологический параллелизм).

6. Тематика

В стихотворении поэт затрагивает тему зимнего состояния природы, переплетая ее с настроением героев, с темой общения двух родных друг другу людей, темой поддержки и взаимопонимания.

7. Идея

Автор написал «Зимний вечер», чтобы показать, насколько для него важно нахождение рядом няни. Это своеобразная благодарность старушке за то, что она осталась рядом, поддержала в трудную минуту.

С другой стороны, Пушкин изливает собственные переживания, открывает душу человека, находящегося в заточении, вдали от общественной жизни.

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения многогранен. Читатель ощущает грусть, печаль, тоску. Но потом становится чуть легче от теплого, родственного общения.

Вообще, стихотворение, несмотря на свои ностальгические нотки, очень уютное, доброе и красивое.

9. Система образов

«Зимний вечер» наполнен разными образами. Перед глазами читателя предстает образ злой вьюги, уподобляющейся то воющему зверю, то плачущему ребенку.

А вот мы видим старушку, приумолкшую у окна. В ярких, четких словах поэт изображает домик, в котором они находятся вместе с няней.

Стихотворение – галерея образов, мелькающих перед мысленным взором читателя.

10. Центральные персонажи

Вьюга становится значимым персонажем произведения. Именно с ее описания автор начинает «Зимний вечер».

Старушка-няня, к которой обращается лирический герой произведения, тоже является центральным действующим лицом. Она особенно дорога ему: в каждом слове чувствуется теплота, трепетное, нежное отношение воспитанника к человеку, практически заменившему ему мать.

11. Лирический герой

Лирический герой произведения обладает характерными чертами личности самого Пушкина. Это он обращается к сидящей у окна няне.

Читатель получает эмоции именно от автора произведения. Кажется, будто сам попадаешь в тот уютный вечер, когда за окном воет вьюга, а в небольшой комнатке тепло, хоть и печально, и темно.

В стихотворении автор проецирует собственный образ, который и становится лирическим героем.

12. Сюжет

Сюжет «Зимнего вечера» незамысловат: за окном воет вьюга, подражая разным голосам и звукам. Валит снег. Типичная картина неспокойного зимнего вечера.

Посреди разбушевавшейся стихии стоит маленький домик, в которой находятся лирический герой стихотворения и его няня – старушка. Она тихонько сидит у окошка.

Герой смотрит на дорогого человека и начинает вести незамысловатую беседу, спрашивая, что она делает. Он просит няню спеть песню, поговорить с ним.

13. Композиция

Композиция, можно сказать, кольцевая. Произведение начинается тем же, чем потом и заканчивается.

Эта особенность ярко выражается в повторяющихся стихах:

Именно ими начинается и первая, и последняя строфы произведения.

Выраженных композиционных точек (завязки, развязки и пр.) тут нет. Автор просто размышляет под завывания вьюги, подчеркивая свое невеселое, тоскливое настроение.

14. Художественное своеобразие произведения

В создании произведения автор использовал интересный прием: психологический параллелизм.

Описывая бурю за окном, он так подчеркнул собственное угнетенное состояние. Все вокруг печально, как и в душе у лирического героя. Однако разговор со старушкой няней немного развеивает тоску, отвлекает от тяжелых мыслей.

В этом кроется основной посыл стихотворения: какие бы бури не бушевали вокруг, важно, чтобы рядом находился близкий, понимающий человек, которому можно открыть сердце.

15. Размер, рифма и строфика

Текст состоит из четырех восьмистиший, причем первое и четвертое начинаются одними и теми же строчками, что только усиливает чувство тоски и печали, ведь настроение лирического героя не улучшается, хотя и становится немного легче.

Произведение написано четырехстопным хореем – размером, больше подходящим народным частушкам, чем элегиям. Почему Пушкин выбрал именно такую форму, неясно. Возможно, хорей подбадривал поэта, настраивал на оптимистичный лад.

Рифмовка перекрестного типа АБАБ.

16. Средства художественной выразительности

Помимо интереснейшего приема психологического параллелизма, великий поэт использовал разнообразные средства художественной выразительности.

Здесь очень много сравнений и олицетворений: «как зверь завоет», «заплачет как дитя», «как путник запоздалый к нам в окошко постучит», «буря мглою небо кроет», «ветхая лачужка… печальна»).

Встречаются эпитеты («добрая подружка», «вихри снежные», «ветхая лачужка»), метафоры («подружка бедной юности моей», «жужжанье своего веретена»).

Кроме того, много раз используется прием единоначатия (анафора):

Присутствие анафор завораживает, полностью погружает в атмосферу происходящего, заставляет чувствовать эмоции, состояние автора.

Кроме уже перечисленных средств выразительности, поэт использует риторические вопросы, обращаясь к няне. Он не ждет ответов на них, просто ведет одностороннюю беседу.

17. Значение произведения

Произведение значимо для понимания внутреннего состояния Александра Сергеевича во время ссылки, для раскрытия мотивов его творчества соответствующего периода.

Кроме того, в нем явно ощущается, как поэт любил и уважал свою няню, как дороги ему были родные люди.

18. Актуальность

Любовь к близким, спасающая в тяжелых жизненных ситуациях, всегда будет актуальной и животрепещущей темой.

19. Моё отношение

Мне нравится стихотворение «Зимний вечер», потому что оно, хоть и грустное, но очень нежное, теплое и красивое.

20. Чему учит

Произведение учит пониманию, бережному отношению к своим родным людям или друзьям, готовым поддержать даже в сложнейший жизненный период и разделить горькую долю.

Опубликовано 19.09.2016 — 14:38 —

Литературный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер» может быть использован на уроках по литературному чтению в начальной школе.

Скачать:

Вложение Размер
izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva.docx 18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства

Пример – непонятные выражения для ребенка — объяснить

I. Тропы (слова и выражения в переносном значении)

1. Эпитеты (образное определение)

Ветхая (лачужка), добрая (подружка), снежные (вихри), обветшалая (кровля)

2. Метафора (слово, оборот в переносном значении)

Буря небо мглою кроет – небо темнеет, вдруг соломой зашумит солома шумит из-за порывов ветра

3.Олицетворение (неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета)

Буря завоет, заплачет, зашумит  — шум от порывов ветра

4. Сравнение

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя – звуки похожи то на плач ребенка, то на вой зверей

II. Синтаксические фигуры речи

1. Анафора (повторы слов в начале стихотворных строк)

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой…

2. Риторические вопросы, восклицания, обращения (не требующий ответа)

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

3. Антитеза (оборот, в котором резко противопоставлены противоположные понятия)

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…(противопоставление плача ребенка и воя зверя)

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит. (противопоставление шума соломы и звуков издаваемых при постукивании в окно)

4. Инверсия (расположение слов, нарушающее обычный порядок)

Буря мглою небо кроет…

………………синица

Тихо за морем жила…

………………девица

За водой поутру шла…

III. Звукопись (повторение звуков)

1. Ассонанс (повторение гласных)

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

2. Аллитерация (повторение согласных)

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные, крутя

То, какзверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

(раскатистый звук «Р», приглушенный глухой «Т» в сочетании со звонким «Д», глухие «К», «Х», взаимодействуя со звонкими «В», «З», передают завывание бури, а значит и внутреннее состояние человека, чувствующего себя тревожно, печально, одиноко)

IV. Лексика

1. Высокая книжная лексика

Приумолкла, дремлешь, утомлена

2. Устаревшая лексика

Кровля, лачужка, дитя, веретено.

3. Просторечная лексика

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».

Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта….

Урок литературного чтения по теме: «Работа над анализом стихотворения И. Сурикова «Зима» 3 класс УМК «Школа России»

План-конспект урока литературного  чтения  по теме: «Работа над анализом стихотворения И. Сурикова «Зима»  3 класс УМК  «Школа России»…

Литературное чтение План анализа стихотворения и литературного героя

План характеристики литературного героя 2-4 класс и план анализа стихотворения 3и4 класс…

Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» 3 класс, Программа «Перспектива», авт. Климанова Л.Ф.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве…

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе (ПНШ) «Анализ стихотворений Ю.Мориц»Хвостики», «Букет».Поход в «Музейный дом»

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» 4 четверть.План урока составлен в соответствиис требованиями ФГОС….

Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова «Зима»

Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без «з…

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина «Русь». УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род…

  • Мне нравится

  Содержание:

История написания

Исследователи приводят краткие тезисы о времени, когда было написано произведение «Зимний вечер». 1824 год был сложнейшим периодом в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Поэт возвратился домой после нескольких лет южной ссылки, куда он был отправлен за свои вольнолюбивые политические стихи. Но в Петербурге и в Москве ему жить было не позволено.

Власти отправили Пушкина в родовое имение Михайловское, где проживала семья поэта. Там в это время находились его родители, сестра и брат Лев. То, что поэт находился в качестве поднадзорного, испортило его отношения с отцом. Власти предложили Сергею Львовичу наблюдать за перепиской сына и его кругом общения. Отец читал письма поэта и контролировал каждый его шаг. Из-за этого постоянно происходили ссоры. Отношения с отцом обострились еще больше, когда Александр Сергеевич узнал, что тот пытался отправить его в тюрьму.

Из-за тяжелой обстановки в семье поэт вынужден был подолгу гостить в соседних имениях у своих знакомых. Но каждый отъезд ему приходилось согласовывать с губернским начальством. К зиме семья Пушкиных уехала в Петербург, и поэту стало комфортнее. Но вскоре разъехались и его друзья, и поэт остался в имении один, с няней Ариной Родионовной. Там он жил безвыездно всю зиму 1825 года. Тогда он написал стихотворение «Зимний вечер», посвященное буре и общению со старушкой няней. Впервые оно было опубликовано в 1830 году в альманахе «Северные цветы», который издавал лицейский друг Пушкина Антон Дельвиг.

Краткая характеристика

Стихотворение изучают в 6 классе средней школы. Его можно проанализировать по следующему плану :

  • Тема стихотворения «Зимний вечер» — бушующая за окном вьюга и разговор с близким человеком.
  • Композиция — произведение состоит из 2 частей. В первой поэт описывает непогоду, а во второй обращается к Арине Родионовне.
  • Стихотворение делится на четыре октавы, по жанру оно представляет собой элегию.
  • Размер. Стихотворение написано восьмистишиями, 4-стопным хореем с использованием перекрестной рифмы.

При анализе произведения обычно применяют разбор по строфам. Он проводится следующим образом:

  • В первой строфе описывается непогода за окном, вьюга и метель. Главный герой — это буря, но она еще не раз появляется в тексте.
  • Во второй и третьей описывается уютный старый домик, в котором живет няня Арина Родионовна. В нем царят мир и покой, обитатели защищены от бури и зимнего холода. Автор обращается к своей няне, хочет приободрить и отвлечься от грустных мыслей. Чтобы поднять настроение и развеселиться, он предлагает ей выпить и спеть ему песню.
  • Четвертая строфа в точности повторяет описание бури из первой строфы и обращение к няне из третьей.

Авторские приемы

Предпосылкой создания произведения послужили тяжелые обстоятельства, в которых оказался поэт. В стихотворении явно прослеживается автобиографический мотив. Идея зимней бури — это враждебное окружение Пушкина. Его жизнь, подобно ветхой лачужке с обветшалой кровлей, сотрясается под ударами непогоды. Подобный образ часто используется в романтических произведениях поэта. Он использует прием антитезы, противопоставляя хрупкий внутренний мир лирического героя, изображенный в виде тихого домашнего очага, бушующим внешним злым силам, олицетворением которых является буря.

Тавтологию в первой и четвертой строфе автор применяет для того, чтобы выделить главную тему стихотворения — борьбу с невзгодами и враждебными обстоятельствами. Для описания поэт использует множество разнообразных эпитетов. Он не просто говорит, что за окном была вьюга, для ее характеристики он применяет сравнения, слуховые и зрительные образы. В завываниях бури автор слышит различные звуки:

  • звериный вой, наводящий страх;
  • жалобный детский плач;
  • стук в окошко путника, вызывающий чувство одиночества;
  • шорох соломы на крыше, похожий на шаги живого существа.

Движения вьюги передаются с помощью различных глаголов. У Пушкина буря кроет небо, плачет, воет, шуршит, крутит вихри, стучит в окно. В этом произведении автор применяет такое художественное средство, как звукоподражание: завывания вьюги передаются с помощью звуков «з», «р», «ш» (буря, зверь, вихри). Во многих словах встречается ударение на звуки «а», «о» и «у», что также передает вой метели. Звуки, с которыми потрескивают в очаге поленья, шуршит от ветра солома, передаются согласными «з», «с», «ч», «ш». Подобные приемы придают произведению выразительность.

Образ няни

Няня Арина Родионовна была крепостной крестьянкой, воспитавшей Александра Сергеевича Пушкина. Она горячо любила своего воспитанника и разделила с ним ссылку. Пушкин пишет о ней как о единственном близком человеке, скрасившем его одиночество.

Долгими зимними вечерами поэт слушал сказки, которые няня рассказывала ему в детстве. Старинные сказания имели большое значение для Пушкина, в них он находил вдохновение для своего творчества. Благодаря Арине Родионовне читатель смог узнать истории о царе Салтане, Золотой рыбке, Мертвой царевне и многие другие.

Свою няню Пушкин описывает с особой теплотой. Он обращается к ней со словами, проникнутыми любовью: «моя старушка», «добрая подружка». Ему хочется немного приободрить пожилую женщину, отвлечь ее и себя от грустных мыслей. Поэт спрашивает, почему же она приумолкла, может быть, устала или задремала. Как в детстве, он хочет найти у своего единственного оставшегося рядом друга защиту от жизненных бурь и просит спеть песню «про синицу».

Пушкину нравится слушать народные песни и сказания, следить за кружащимся веретеном в руках у няни. Чтобы рассеять тяжелое впечатление от воя метели за окном, поэт предлагает старушке выпить. Он верит, что настроение от этого улучшится и «сердцу станет веселей».

В стихотворении ничего не говорится о свете. Для описания жилища автор использует слова: «лачужка», «бедная», «печальна», «темна». Но, благодаря образному языку Пушкина, перед внутренним взором читателя предстает иллюстрация: старушка прядет при одинокой свече возле горящего очага, а рядом с нею поэт.

Вывод из стихотворения

В произведении «Зимний вечер» через образ бушующей за окном стихии автор передает свою боль и душевные терзания. В первой строфе ощущается безысходность, овладевшая поэтом. Но затем Пушкин обращается к сидящей у окна няне, своей доброй подружке. Ее присутствие вносит умиротворение в его мятущуюся душу, разгоняет в ней тьму и уныние. Рядом с ней буря за окном уже не кажется страшной. Мысли о невзгодах уходят, появляется надежда на лучшее будущее. В произведении прослеживается основная идея о том, что невзгоды не страшны, когда рядом близкий человек.

Благодаря особой тональности и выразительности, стихотворение «Зимний вечер» много раз привлекало внимание известных композиторов. К нему написали музыку Алябьев, Даргомыжский, Свиридов и другие. Но наиболее популярным остается романс Яковлева, лицейского друга Пушкина.

Михайловское в творчестве поэта

Хотя одинокая жизнь в Михайловском стала испытанием для Пушкина, сельская обстановка подействовала на него благоприятно. Характер поэта стал сдержаннее и терпеливее, он начал серьезнее относиться к своему творчеству и уделять ему намного больше времени.

Пушкин оценил уединенную жизнь. В 1826 году, когда император Николай 1 взошел на престол, поэт добровольно приехал в Михайловское, где находился целый месяц, наслаждаясь покоем и осенней природой.

В течение жизни Пушкин неоднократно возвращался в это ветхое родовое поместье, где всегда был долгожданным гостем. Он знал, что в Михайловском может рассчитывать на теплую встречу и поддержку близкого человека — няни Арины Родионовны.

Еще тесты

Читайте также

Стихи с наступающим годом Быка — большая подборка стихотворенийCтихи для 2 лет про Новый Год — сборник простых стихотворенийПрикольные стихи на Новый Год — большая подборка новогодних стиховCтихи на новый год смешные — подборка весёлых стихотворений

Используемые источники:

  • https://poetpushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/zimnij-vecher-pushkin-metafory-epitety-sravneniya-olitsetvoreniya.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/zimniy-vecher.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-zimnij-vecher-po-planu/
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/09/19/literaturnyy-analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina-zimniy-vecher
  • https://nauka.club/literatura/stikhi/pushkin-zimniy-vecher.html

  • Сказка о царе салтане сравнения в сказке 3 класс
  • Сказка о царе салтане старинные слова
  • Сказка о царе салтане смешная переделанная
  • Сказка о царе салтане слушать с картинками
  • Сказка о царе салтане слушать матершинная