Сказка о царе салтане сравнение народной и литературной сказок презентация

Урок литературного чтения в 3-г классе тема:а. с. пушкин сказка о царе салтане, о сыне его славном и могучем богатыре

Урок литературного чтения в 3-Г классе

ТЕМА:А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Особенности волшебной сказки.Сравнение народной и литературной сказок.
ЦЕЛЬ: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина

Задачи:

  • Обучающая: учить работать с текстом сказки в поэтической форме; учить определять основную мысль, характеризовать героев сказки,учить видеть прекрасное ;отличать доброе от злого соотносить текст сказки с иллюстрациями, учить анализировать поступки героев;

  • Развивающая:развивать речь, мыслительные операции, память.

  • Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, интерес к произведениям искусства,

прививать любовь к чтению

Оборудование:

  • презентация « Пушкин и его сказки »;

  • экран, проектор, компьютер;

  • выставка книг Пушкина (у доски);

  • «Сказка о царе Салтане…»

Тип урока: комбинированый

ХОД УРОКА

1 Организационный момент

— Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются и молча приветствуют гостей)

Давайте проверим готовность к уроку

Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

ІІ .Мотивация учебной деятельности

Беседа – рассказ.

— Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые, страшные – сказки всегда интересные. Читаешь, слушаешь – дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечения есть сказках. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Ребята, какие бывают сказки ? (народные, авторские.)

Написать сказку может настоящий поэт, художник в душе и великий мастер.

— Кого вы видите на этом портрете?(А.С. Пушкин) 1 слайд

— Каков он?

— Подберите слова на каждую букву фамилии, которые характеризуют как личность А.С.Пушкина. 2 слайд

П – поэт, прекрасный

У – умный, учёный

Ш– шикарный

К – красивый. классный

И – интересный, интеллектуальный

Н – необычный, необыкновенный

— И кажется, что Пушкин от рождения был таким, каким вы видите его на этом портрете, в сюртуке с бакенбардами. Но было время, когда он так не выглядел. время, когда он не писал, носился по дому, шалил, бил посуду, а Надежда Осиповна(его мама) , случалось в гневе наказывала его. Никто не решался остановить вспыльчивую барышню. Это могла сделать только Арина Радионовна.3 слайд Кто это Она прижимала мальчика к себе, произнося:

— Ничего, нам бывает и похуже: и розгами высекут, да ещё и продадут… Пойдёмте, Александр Сергеевич, я вам сказку скажу, добрую, лёгкую…

Эта чудесная русская женщина, чьё имя знакомо любому школьнику, не была обучена грамоте. Её руки были привычны к веретену, а не к перу. Но оказалась она талантливым человеком: хорошо пела и славилась особым даром сказывать сказки, которых знала множество.

И настанет время, когда Пушкин запишет со слов няни те сказки, что слышал в детстве. А написал он их семь.

Сказки Пушкина – тайна. В них никто не получает наказания. Но здесь и не прощают содеянное.

Ложь и правда, добро и зло – эти чувства не существуют друг без друга.

4 слайд музыка

5 слайд

ІІІ. Сообщение темы урока

— Сегодня у нас необычный урок , мы отправимся в царство сказок А.С.Пушкина. Я прошу всех закрыть глазки и открыть их тогда, когда закончится музыка, когда мы попадём в сказку

В сказке может всё случиться –

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостье: «Заходи!».

(музыкальное сопровождение)

Урок мы посвящаем творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина.

мы отправимся в путешествие по сказочной стране, придуманной поэтом. А название этой сказочной страны вы должны отгадать (запись на доске). 5 слайд

(КОРЬЕЛУМО)

6 слайд

У лукоморья дуб зелёный.

златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

— Мы познакомимся со сказкой , у которой самое длинное название. Но чтобы узнать, что это за сказка. Нам необходимо подобрать ключи. Потому что тайна за семью замками.

— Сколько нам нужно подобрать ключей? (семь).

А помогут нам герои сказок А.С.Пушкина (на каждый правильный ответ открывается часть названия). 7 слайд

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

1 ключ

« Рассыпалась» пословица

Работаем в парах .Ваша задача быстро собрать, прочитать и объяснить смысл пословицы. Задание узнать к концу урока какому герою сказки относятся эти пословицы

Кто добро творит, тому зло не вредит 9 слайд

(Путём зла не доходят до добра) 10слайд

Отгадайте загадки, тогда получите второй ключ.

2 ключ

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Жил — был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой — какого товару,
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда. 11 слайд

3 ключ

— А теперь я вас приглашаю в другую, очень известную вам сказку.

«Сказка о золотом петушке»

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири – ку – ку:

Царствуй лёжа на боку!» щелч

Отгадайте загадки. Тогда получите следующий ключ.

4 ключ

Приглашаю вас и в другую сказку.

Но царевна молодая.

Тихомолком расцвела.

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица. Черноброва,

Нраву кроткого такого…

— Кто угадал эту сказку? (« Сказка о мёртвой царевне…») щелч.

5 ключ

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха пряла свою пряжу

●Сколько раз ходил старик к золотой рыбке? (3 раза)щелч.

6 ключ

Узнайте сказку по следующим словам:

Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто.(«Сказка о рыбаке и рыбке.»)

Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Сказка о попе и работнике его Балде»).

Путь-дорога, терем, прялка, богатыри, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне»)

Рать, воеводы, царь, мудрец,шатёр, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке»).

7 ключ 12 слайд 13, 14, 15 Внимание на экран

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,

IV. Восприятие и осознание нового материала.

1.- Итак, мы нашли все ключи.

У какой же сказки Пушкина самое длинное название? Давайте его прочитаем. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»16 слайд

V Физкультминутка

Море, берег, волна – раз,

Небо, звёзды, луна – два,

Солнце, луг, цвета – три,

На месте, сказочная фигура , замри!

Что объединяет эти сказки? (волшебные чудеса, превращения).

Докажите.

Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий.

Что высмеивается? (Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).

В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).

Стихи о сказках.

Когда я не умел еще читать,
Мне довелось от бабушки узнать
Как черта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа
И как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала

Про царевну-лебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона,
Я из сказок Пушкина узнала,
Много их уже я прочитала

И взрослым, и ребятам – всем близки!

Его стихи, поэмы, сказки
Мы не устанем повторять.
И жизни солнечные краски,
В них будем находить опять

Анализ сказки

«Сказка о царе Салтане, о сыне, славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» была написана в 1831 году, впервые издана в 1832 году. Этой сказке 185 лет. Прежде чем создать сказку А.С.Пушкин познакомился с первоисточником. Существует русская народная сказка «По колено ноги в золоте».. Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки .

VІ . Первичное восприятие сказки.

Мы с вами знакомились во 2 классе с отрывко этой сказки. Давайте вспомним, а как начинается наша сказка. Сейчас ребята нам продекламируют.

Словарная работа 17 слайд
чародей – колдун, волшебник.

Горькая – здесь: несчастная.

Снурок – шнурок.

Зыбь – легкая рябь на водной поверхности.

Клев – здесь: клюв.

Град – город.

Брег – берег

Наша речь при этом должна быть чистой, красивой, выразительной. А для этого давайте потренируем наш язычок.

Гимнастика для языка

  • Что просит доктор, когда сморит горло

  • Подуйте на одуванчик

  • Задуйте свечу

  • Как рычит собака

  • Как цокает лошадка

1.Чтение учителем. открыли свои учебники на стр. 92

2.Чтение подготовленными учениками

3.Чтение «Буксиром»

4.Работа с текстом после чтения.

Беседа посодержанию

  • Кто из вас помнит, как начинается сказка? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

  • Что пообещала сделать третья девица, если она станет царицей?

  • Кто оклеветал царицу перед царем Салтаном?

  • Что решились сделать завистливые люди?

  • Как освободились из бочки царица с царевичем?

  • Что увидел царевич на море?

  • Кто напал на лебедь?

  • Что сделал царевич?

  • Как Царевна-Лебедь отблагодарила царевича за свое спасение?

Гимнастика для глаз включить слайд

Будьте внимательны посчитайте сколько и каких предметов вы увидите? 20

Чего больше?

Солнце это звезда или планета?

VІІ. Закрепление и осмысление знаний

1.Выборочное чтение по вопросам .

– Как вела себя в бочке царица? А как – её сын? Прочитайте.

— Найдите в тексте слова, в которых царевич обращается к волне с просьбой выплеснуть их на берег. Прочитайте эти слова.

-Кто достал их из бочки?

— С чем пошёл царевич на край долины искать дичь? Прочитайте.

— Что он услышал возле моря? От кого исходил этот стон? Подтвердите словами из текста

. — Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).

— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.

— О чём мечтали девицы?

— Посмотрите на иллюстрацию к сказке.Слайд 19

На этой иллюстрации мы можем рассмотреть женский народный костюм

(русские сарафаны, рубашки, украшенные вышивкой, кокошники).

— Кто стоял около окошка и услышал разговор сестриц?

Здесь мы видим богатую расшитую золотом и мехом одежду царя, над которой потрудилась не одна мастерица. Слайд 20

Посмотрите, как красиво резьбой украшена изба — это работа искусного мастера.

— Кем стали девицы, когда попали во дворец?

— Куда вскоре после свадьбы отправился царь Салтан?

Рассмотрите военное снаряжение царя. Слайд 21

— Что защитит его во время боя?

— Почему случилось так, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан?

— Почему так поступили её сестрицы?

Посмотрев на следующую иллюстрацию, можно представить, какие испытания преодолели царица и её сын. Слайд 22

Всё, что мы с вами сейчас прочитали, могло происходить в реальной жизни, но есть эпизоды, который может встречаться только в сказке.

— Какая это сказка? Народная или литературная? Почему?

— Элементы каких видов сказок встречаются в прочитанных отрывках?

(Царь, царица, ткачиха, повариха, бояре — герои бытовых сказок, младенец за сутки стал взрослым юношей — это характерно для волшебных сказок.)

VІІІ.Обобщение и систематизация знаний

Учитель: — Чем окончилась сказка?

Дети: — «Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.

Учитель:

— А что бы вы сказали ткачихе, поварихе и Бабарихе, если бы оказались на месте Салтана?

Дети: — Нехорошо врать, клеветать.

Учитель:

— Да. Это и есть главная мысль сказки

Давайте вспомним наши пословиц к кому из героев пренадлежит пословица Кто добро творит, тому зло не вредит

(Путём зла не доходят до добра)

Много замечательных произведений создал великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших сердцах.

ІХ. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок.

С какой сказкой мы познакомились сегодня на уроке?

Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А.С.Пушкина, но открыли для себя что – то новое.

А закончить наш урок я хочу стихами

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.

Оценивание

Х. Домашнее задание

Нарисуйте своего героя и подберите соответствующий отрывок из сказки

Чтение в лицах (автор, лебедь, царевна).

(резерв времени)

— Отыщите в тексте четверостишье, оканчивающееся такими словами: …захочешь, … спасена …спаситель

…точишь, …она …избавитель,

…земли, …вынет? …меня,

…корабли. …покинет? …дня.

Словесное рисование.

— Какой отрывок понравился больше всего?

— Какую картину вы бы нарисовали к этому отрывку?

— Назовите героев сказки.

— Кого вы считаете положительными героями, отрицательными?

Поиграем в игру «Верю, не верю»

Отвечая на мои вопросы, вы должны сказать «верю», если вы мне верите, а если не верите «не верю»

Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна.(+)

Над лебедью носился в море орёл.(-) (коршун)

Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян. (-) (Буян)

Гвидон сам построил город на острове (-) (лебедь ему сделала подарок)

Гвидон трижды летал к Салтану. (+)

Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

Самоанализ урока литературного чтения.

Класс: 3 –Г В классе 20 учащихся

ТЕМА:А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Особенности волшебной сказки.Сравнение народной и литературной сказок

Тип урока: комбинированый

ЦЕЛЬ: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию,

является четвёртым в изучении нового раздела «Произведения А.С.Пушкина».

Цели и задачи, реализуемые в уроке:

Цели:

  • Продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина; учить проникать в глубину содержания произведения

  • Работать над развитием выразительной, грамотной речи

  • Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус

Задачи урока:

  • Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.

Выявить, насколько они знакомы со сказками русского поэта.

  • Формирование у детей умения находить нужный отрывок, выразительно читать его.

  • развивать артистические способности.

  • Воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина.

Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых. На уроке

использовались различные виды чтения (ознакомительное, углубленное,

поисковое)

Урок направлен на выработку умений и навыков анализировать

произведение на языковом, идейном уровнях, выработку умений работать с поэмой. Время было распределено рационально на все этапы. Все этапы урока были логически связаны и плавно вытекали один из другого.

Музыкальное оформление в начале урока позволило детям снять

напряжение и включиться в работу. В течение урока старалась активно

включать в работу всех ребят. На протяжении всего урока велась работа над развитием речи учащихся, дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, высказывали своё отношение к прочитанному, не боялись дать неправильный ответ.

Работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт

реализации личностно-ориентированного обучения, подобранных заданий и частой сменой деятельности. На уроке были использованы следующие методы: словесные (беседа, рассказ интерактивные (инсценирование) . ) и наглядные (слайды презентации), Считаю, что на данном уроке презентация была уместна, так как являлась органичным дополнением к уроку. На уроке использовалась фронтальная форма работы и работа в парах. Дифференцированный подход осуществлялся в процессе чтения текста детьми. Темп урока соответствовал возрастным особенностям учащихся, проведение физминуток способствовало снятию усталости.

Смею делать вывод, что урок цели достиг, т.к. дети показали хорошее усвоение материала, все задания выполнены правильно большинством учащихся, ошибки допущенные некоторыми детьми связаны с не внимательностью

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/465970-a-s-pushkin-skazka-o-care-saltane-o-syne-ego-

Дата публикации: 13.12.2019

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение:

Населенный пункт: Саратовская область Ершовский район п.Кушумский

Файл публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Кушумский

Ершовского района Саратовской области»

Исследовательская работа

« Сходство и отличие литературной и народной сказки»

Автор работы:

Душанова Синбеке Казболатовна.

Адрес: 413514, п. Кушумский

align: right; margin-top: 0; margin-: 0;»>Ул. Советская, д.1

Ершовского района

Саратовской области

Тел. 8(84564)4-65-63

Введение

Сказки знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. «Скоро сказка сказывается…» — отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать — все мы слушали сказки. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом — фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках.«Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» — сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться — почувствовать сказку всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком». А так хочется, чтобы все были счастливы!

В начале учебного года на урока литературного чтения мы читали народные сказки, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Нам очень интересно было их читать, а потом пересказывать. Некоторые сказки мы инсценировали, сами играли роль сказочных героев. Мы показывали эти сказки на праздниках ребятам младших классов. Очень нам понравилось инсценировать сказку «Заячья избушка». Потом мы стали знакомиться с авторскими сказками. Мы прочитали сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака. Нам так понравились эти сказки, что мы запомнили их наизусть, читали их своим братишкам и сестрёнкам.

И нам захотелось выяснить чем отличаются и чем похожи литературные и народные сказки.

Тема моего исследовательского проекта: сходство и отличие литературной и народной сказки.

Каждый человек проявляет интерес к сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные сведения о прошлом и представления о будущем.Детство человека непрерывно связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Мы учимся у них различать добро и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них заключена глубокая народная мудрость. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки.

Цель исследования — через анализ и сопоставление особенностей литературных и народных сказок увлечь, заинтересовать ребят чтением.

Задачи исследовательской работы:

1) прочитать народные сказки « Морозко», « Заячья избушка» ,»Теремок» и авторские сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.

2) проанализировать и сопоставить литературные и народные сказки, выявить сходство и отличие.

3) провести анкетирование среди учащихся начальных классов, чтобы узнать читают ли ребята книги в свободное время.

4) изучив дополнительную литературу, расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы.

Подготовительный этап

Самые растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги─ сказки. Мы их чуть ли не с рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок.

1.Провести анкетирование среди учащихся начальных классов.

2.Выяснить из словарей , что такое сказка.

3.Чтение русских народных сказок «Морозко», « Заячья избушка», «Теремок»

4.Чтение авторских сказок К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.

Основной этап

1.Из словаря С.И.Ожегова узнали, что сказка -это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических и волшебных сил.

2.Анализ и сравнение литературных и народных сказок.

Отличие:1. в народной сказке автор -народ, в литературной сказке автор — конкретный человек. 2.в народной сказке есть присказка, зачин, концовка, в литературной сказке может не быть традиционных элементов.

3.народная сказка имеет несколько вариантов, литературная сказка имеет неизменный текст в письменной форме.

4.в народной сказке описание простое с использованием общепринятых эпитетов, в литературной сказке описание сложное, неповторимое.

5.в литературной сказке более ярко, красочно описаны герои, место действия, события.

Сходство: 1.События вымышленные

2.Встречаются троекратные повторы, эпитеты

3.Деление героев на положительных и отрицательных.

4.Учат добру, справедливости, любви.

3.Практическая работа

1.Подготовить инсценирование народной сказки «Заячья избушка»

2.Подготовить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокатуха» и выступить перед учащимися начальных классов.

Заключение

Любая сказка, несмотря на присутствие в ней вымышленных персонажей или волшебных элементов, несет в себе воспитательную и поучительную функцию. Так, сказка «Теремок» учит нас радушию, дружелюбию и основная идея, которая проходит через весь сюжет, получает яркое воплощение в финале — это торжество великого чувства дружбы!

Сказочные герои каждый раз с удовольствием принимают очередного гостя, однако для большого Медведя места оказывается недостаточно, но друзья находят выход. Мы знаем, что в некоторых версиях сказки Медведь выступает как разрушитель. Но нас привлекла идея созидания, где в результате, обитатели маленького теремка строят себе новый, просторный дом и каждому находится место.

Сказок много. И почти у всякой есть сёстры ─ родные и двоюродные. Сказка меняется по тому, кто и где её рассказывает. Каждый сказочник по своему вкусу приноравливает, притесывает сказку к месту и людям.

Как и мы с коллективом 3 класса во время новогоднего карнавала разыграли и рассказали сказку «Теремок» по своему . И у нас здорово получилось! Не всегда у нас получалось дружить с ребятами из нашего класса , иногда мы сорились, не уступали в чем -то друг другу. Теперь мы все дружим как в сказке « Теремок».

Источники

1 . « Живая вода» Сборник русских народных сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература»,1987 г. 2. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2003.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языкаМосква, «Русский язык»,1984 4. Интернет — ресурсы:http- о СКАзКЕ.ru детские сказки онлайн, аудио, иллюстрации.

Презентация «Сравнение народной и литературной сказки»

Инфоурок

› Литература ›Презентации›Презентация «Сравнение народной и литературной сказки»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сравнение народной и литературной сказки

2 слайд

Описание слайда:

«Пушкинская сказка — прямая наследница сказки народной». С.Я.Маршак

3 слайд

Описание слайда:

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» Рассматриваемые сказки:

4 слайд

Описание слайда:

А.С.Пушкин Коллективный автор, народ

5 слайд

Описание слайда:

Зачин Завязка Развитие сюжета Кульминация Развязка Концовка

6 слайд

Описание слайда:

В литературной сказке А.С.Пушкина нет традиционного зачина. В волшебной народной сказке традиционный зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…»

7 слайд

Описание слайда:

Женился Иван-царевич на меньшей сестре и стал с нею жить-поживать душа в душу; а старшие сестры стали сердиться да завидовать меньшей сестре, начали ей зло творить. В кухне злится повариха, Плачет у станка ткачиха, И завидуют оне Государевой жене.

8 слайд

9 слайд

Описание слайда:

Путешествие царя Салтана на остров к царю Гвидону. Встреча с царицей и детьми. Встреча сыновей с матерью. Поездка царя в чудесный дворец.

10 слайд

Описание слайда:

Тут во всём они признались, Повинились, разрыдались… Очутился там, глянул на детей, глянул на жену — узнал, и душа его просветлела!

11 слайд

Описание слайда:

В это время я там была, мед пила, все видела, всем было весело, горько только одной старшей сестре. Я там был; мед, пиво пил — И усы лишь обмочил.

12 слайд

Описание слайда:

Сказка А.С.Пушкина написана в стихах, поэтическим литературным языком. Волшебная народная сказка написана в прозе.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала: ДБ-1092600

Вам будут интересны эти курсы:

Сравни народную и литературную сказки. Заполни таблицу. (авторы, герои, события, слова и выражения)

Сравни народную и литературную сказки. Заполни таблицу. (авторы, герои, события, слова и выражения)

спросил 14 Июль, 19 от ruruan в категории школьный раздел

решение вопроса

+4

Народная сказка

Литературная сказка

Авторство

Отсутствует

Есть автор

Герои

Люди, животные, растения, предметы быта, явления природы

Люди, животные, растения, предметы быта, явления природы

События

Испытания, загадки, превращения, поступки

Испытания, загадки, поступки

Слова и выражения

Много устаревших слов, постоянные эпитеты

В соответствии с задумкой автора

ответил 14 Июль, 19 от Елена Краснова

Похожие вопросы

1 ответ

Заполните таблицу: впишите недостающие пункты, характеризующие народную и литературную сказки. Сопоставьте эти сказки. Сделайте

спросил 30 Март, 19 от Ирина Вольт в категории школьный раздел

3 ответов

Сравни народную сказку «Снегурочка» и сказку В. Даля «Девочка Снегурочка». Чем эти сказки различаются, чем похожи? Заполни таблицу в тетради

спросил 26 Март, 17 от sanya в категории школьный раздел

1 ответ

Какую народную или литературную сказку напомнила вам сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»? Приведите не менее двух

спросил 19 Дек, 19 от белоня в категории школьный раздел

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или

запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические 43,271
  • гуманитарные 33,616
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 605,215
  • разное 16,821

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

сходства и отличия народных сказок

МКОУ Добринская СОШ

Проект 5 класса

«Сходство и различие народной и литературной сказок»

Авторы:

Хайдурова Арина

Цыганок Данил

Руководитель:

Кононенко Ю.М.

2014

Оглавление

1. Введение

2. Основная часть

3. Заключение

4. Список литературы.

Введение

Сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства. И чем старше становишься, тем сильнее желание окунуться в более глубокий сказочный мир, чтобы открыть для себя новое, неизвестное, неизведанное…

«Сходство и различие народной и литературной сказок» — это тема нашего исследования. Новые сведения, небольшие открытия для нас и желание донести их до окружающих побудили нас к созданию проекта.

Целью нашей работы является не только сравнение сказок, но и желание показать вековую мудрость народную, обличённую в красоту пушкинских строк.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что сказки, подвергшиеся литературной обработке лучше знакомы и взрослым, и детям любых возрастов.

Объекты исследования:

Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.

Задачи:

1. Прочитать сказки;

1.1. Выявить сходства (сюжет, композиция, герои);

1.2. Найти различия (сюжет, жанр, герои).

2. Подготовить публичное выступление;

3. Создать презентацию;

3.1. Продемонстрировать разным возрастным группам;

4. Провести опрос;

4.1. Обобщить результаты.

5. Сделать выводы.

Методы исследования:

изучение и анализ произведений;

выдвижение гипотезы;

поиск и работа с материалом.

Основная часть

На примере народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и созданной на её основе сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», мы попытались проследить сходства и различия устного народного творчества и его литературной обработки.

Композиция сказок похожа, в них есть зачин:

«В некотором царстве, в некотором государстве

жил-был царь…»,- так начинается народная сказка, и продолжается: «…Видит на крылечке сидят три сестры красавицы и между собой разговаривают…»

И у Пушкина:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица…»

Далее следует завязка:

…И завидуют оне

Государевой жене…

И в народной сказке тоже:

… Женился Иван-царевич на меньшей сестре…

… А старшие стали ей завидовать, да зло творить…

Затем прослеживается развитие сюжета, в котором описываются злоключения героев,

коварство их врагов и помощь друзей обладающих волшебной силой.

В финале сказок — кульминация, где добро побеждает зло:

…Тут во всём они признались,

Повинились, разрыдались;

Царь на радости такой

Отпустил всех трёх домой…

«…Очнулся там, глянул на детей, глянул на жену — узнал, и душа его просветлела!..» и сказочная концовка. Вот как завершается повествование у Пушкина:

…И я там был; мёд, пиво пил —

И усы лишь обмочил.

«…В это время я там была, мёд пила, всё видела, всем было весело, горько только одной старшей сестре», — заканчивает народ.

Прочитав обе сказки, мы сделали выводы:

роднит их волшебство,

борьба добра и зла,

наличие положительных и отрицательных героев,

есть зачин и концовка.

Но нашлись и отличия:

«Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.

В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.

В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а Пушкин наделил такой красотой Царевну-Лебедь.

В литературной обработке сказки появляются новые герои — Черномор с богатырями, злодей-коршун, белочка и другие.

При этом пропадает подкидышек, которого в народном варианте засмолили в бочку, (вместо царских сыновей). Мне кажется, простой люд даже в мыслях не мог так поступить с царскими детьми, но зато с царицей в народной сказке обходятся очень жестоко: «…Выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море…»

Разная форма произведения. Литературная сказка написана в стихах, народная — в прозе, что ближе к устному творчеству. Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи и написал сказку четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена, таким образом, часто писались «подражания» народной поэзии.

И последнее, мы считаем, главное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:

…Гости умные молчат:

Спорить с бабой не хотят…

… А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей…

Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:

…И царица над ребенком

Как орлица над орленком…

…Около царя сидят,

Злыми жабами глядят…

…Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает —

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит…

Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Но зная народный фольклор, он ввел в композицию обращение-заклинание к силам природы:

…Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

Подражая устному творчеству, он использовал народные эпитеты — красна девица, море-окиян.

Новаторство же пушкинской сказки в том, что в ней существует интрига, она не просто повествует, она захватывает:

…Извести ее хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого…

…Обобрать его велят;

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую…

И в первый и во второй раз, зло оказалось не наказанным. И дальше:

…А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Не хотят его пустить

Чудный остров навестить…

Но в русских народных сказках, добрых сказках обычно счастливый конец. И в течение всего повествования мы ждём, когда же восторжествует справедливость.

На протяжении всего времени работы над проектом мы проводили опрос. Результаты его показали, что строчки великого поэта хорошо знают и любят люди разного возраста, многие помнят их наизусть, часто цитируют строки:

…Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

…Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь…

…Белка песенки поет

И орешки все грызет…

Народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по боком звёзды» известна немногим участвующим в опросе. Взрослые высказали единодушное мнение, что сказка великого поэта добрее, ярче, динамичнее. Поэтому она лучше запоминается и легче цитируется.

Заключение

Мы думаем, что нам удалось решить поставленную задачу — сравнить две сказки и показать как простой, незамысловатый сюжет приобретает красоту и утончённость, попав в поле зрения великого мастера.

Проведённый нами опрос подтверждает выдвинутую гипотезу, что литературная обработка делает сказку не только богаче по форме и содержанию, но и более узнаваемой.

Знаете ли вы сказку «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»?

Знаете ли вы « Сказку о царе Салтане»?

Можете назвать автора сказки?

Можете процитировать текст?

Работая над проектом, мы узнали что:

ГИПОТЕЗА — научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

ЗАЧИН — традиционное начало сказки, былины.

СЮЖЕТ — это художественное изложение последовательных событий, и поступков персонажей, которые приводят через борьбу двух противостоящих сил (конфликт) к кульминации и развязке.

КУЛЬМИНАЦИЯ — вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

КОМПОЗИЦИЯ — построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Мы научились создавать презентации, проводить опрос, систематизировать полученные данные.

В следующем году, возможно, мы вернемся к теме сказок. Следующий этап письменного бытования сказки — сказка авторская. Ее не всегда отличают от сказки литературной (порой оба слова выступают в качестве синонимов), что неверно. Для авторской сказки характерна повышенная степень психологизма, авторская сказка имеет несколько уровней прочтения, а потому может по-разному восприниматься взрослыми и детьми.

Надо отметить, что граница между сказкой литературной и сказкой авторской подвижна. Часто обработка народных сказок превращает их в полной мере в сказки авторские. Также следует помнить, что принцип обработки зависит не только от авторского намерения, но и от того, какой аудитории предназначается текст.

Проект «Сказка»ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ: «АВТОРСКАЯ (ЛИТЕРАТУРНАЯ) И НАРОДНАЯ СКАЗКА (СХОДСТВА, ОТЛИЧИЕ, ЗНАЧИМОСТЬ) КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 103

Клыкова Александра

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ:

«АВТОРСКАЯ (ЛИТЕРАТУРНАЯ) И НАРОДНАЯ СКАЗКА (СХОДСТВА, ОТЛИЧИЕ, ЗНАЧИМОСТЬ) КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Научный руководитель: Плотникова Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Новокузнецк, 2017

Введение

Наша жизнь наполнена тайнами и загадками. Изо дня в день нам приходится совершать множество открытий, сравнивая, анализируя, сопоставляя, мы приходим к выводам, о которых ранее даже не догадывались.

К сожалению, в наше время далеко не все ребята любят читать. И это действительно, проблема, о которой говорят с экранов телевидения, наш учитель на уроках литературы. Как же сделать так, чтобы ребята с увлечением готовились к урокам литературы, перечитывая страницу за страницей того или иного произведения?

Данный проблемный вопрос определил направление нашей работы: открыть в литературе что-то новое, непонятное, неизведанное, заинтересовать ребят темой исследования, научить фантазировать и анализировать. Попробуем доказать это на примере исследования русских народных и литературных авторских сказок, поскольку тема сказок очень интересна ребятам особенно начальной школы. Поэтому апробация наших исследований будет проходить именно в начальной школе.

О чем-то скрипит половица…

И спице совсем не спится…

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…..

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…..

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят С К А З К И.

Тема работы: «Авторская (литературная) и народная сказки. Сходства, отличие, значимость»

Цели работы: через анализ и сопоставление особенностей литературных и народных сказок заинтересовать, увлечь учащихся начальной школы чтением.

Задачи:

  • анализ и сопоставление литературных и народных сказок.

  • создание программы практических действий по результатам исследований по пропаганде чтения среди учащихся начальной школы.

  • привлечение к проблеме родительской и учительской общественности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение сходства и различий сказок литературных и народных приведет к интересу к чтению учащихся начальной школы.

Объект исследования:

Литературные и русский народные сказки

Предмет исследования:

Сравнительный анализ литературных и народных сказок, процесс приобщения школьников младшего возраста к чтению.

План исследования:

  1. Анкетирование учащихся начальной школы.

  2. Исследование мнений учительской и родительской общественности.

  3. Изучение особенностей жанра сказки.

  4. Поиск схожих сказок по сюжету.

  5. Анализ, сравнение литературных и народных сказок.

  6. Изучение особенностей изображения героев литературной и народной сказки.

  7. Создание программы практических действий на основе материалов исследований.

  8. Реализация программы практических действий.

  9. Диагностика участников проекта по результатам проведенной работы.

Методы работы:

  1. Поиск сказок для сравнения

  2. Анализ и синтез материала

  3. Опрос, анкетирование.

  4. Литературный эксперимент.

Основная часть

Теоретическое обоснование работы

Чтение — это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка.

В настоящее время в школьной практике повсеместно наблюдается спад интереса учащихся к чтению.

Все существующие проблемы подводятся к одной главной теме: как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе «Школа — это, прежде всего, книга, а воспитание — прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения» — слова Сухомлинского В.А

Сегодня в России, которую раньше считали самой читающей страной, назрел кризис чтения.

Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо книг: интернет, телевидение, ускорение темпа жизни.

Школьники предпочитают книге Интернет, телевизор и компьютерные игры.

Отсюда вытекает проблема данного социологического исследования: противоречие между тем, что чтение является элементом развития ребенка и тем, что существует тенденция снижения интереса к чтению у школьников.

Анкетирование учащихся начальной школы

Осознав это, мы провели анкетирование среди учащихся третьих классов. В анкетировании участвовало 27 школьников.

На вопрос «Чем ты занимаешься в свободное время?» читаю ответили 8 человек, рисую — 4 человека, играю в компьютер — 5 учащихся, играю с друзьями — 9 школьников, занимаюсь спортом — 1 учащийся. Таким образом, видим подтверждение проблемы снижения интереса школьников к чтению, поскольку 70% школьников в свободное время не стремятся к чтению книг.

«Может ли человек обойтись без книг?» На данный вопрос большинство ребят ответило отрицательно (24 опрашиваемых, 89 %), но все же 3 учащихся, к сожалению, ответили, что вполне могут прожить без книг.

На вопрос «Нравится ли тебе читать?» почти все школьники ответили утвердительно (25 человек), что составило 93 % от числа опрошенных, но 2 школьника все же ответили, что читать не любят. Здесь наблюдается противоречие, так как данные школьники на предыдущий вопрос ответили, что без книг обойтись нельзя, тогда как школьники, которые утверждали, что книги не нужны человеку, ответили, что очень любят читать.

На вопрос «Какие книги (сказки, стихотворения, повести, рассказы) тебе нравится читать?» большинство ребят (17 учащихся), что составило 63 % от числа опрошенных, ответили, что любят читать сказки, однако другие 10 человек (37%) предпочитают рассказы. Однако ребята в анкете отметили и названия рассказов «Конек Горбунок» и тому подобное. Видим противоречие. Оказалось, что ребята просто не владеют информацией о жанре сказки, об особенностях данного жанра, и принимают авторские сказки за рассказы.

Итак, исходя из данных анкетирования, определяем объект и дальнейшее направление работы. Мы должны изучить особенности литературных и русских народных сказок, провести сравнительный анализ литературных и народных сказок, познакомить ребят из третьего класса с результатами исследований, чтобы приобщить их к чтению.

Исследование мнений учительской и родительской общественности

Изучение особенностей жанра сказки

Далее мы изучили особенности жанра сказки, чтобы иметь возможность рассказать ребятам о жанре, о видах сказок.

Итак, из словаря С.И. Ожегова берем определение жанра «Сказка».

Итак, из определения видим, что сказка — это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом. Они различны по своему содержанию.

Мы изучили несколько видов русских народных сказок: о животных, волшебные, бытовые. В каждой из них герою — носителю добра — противостоят представители зла.

В сказках о животных — это хитрая лиса, жадный и глупый волк, которых всегда побеждают слабые заяц и петух («Заюшкина избушка»), козлята («Волк и семеро козлят»).

В волшебных сказках злые герои — змей, Кощей Бессмертный, Баба-яга, черт. Так, змей «воплощает враждебные силы природы», Кощей Бессмертный связан с подземным царством, а Баба-яга связана с царством мертвых. Но с кем бы из носителей темных сил ни столкнулся герой сказки, добро неизменно должно одержать победу над злом. Подтверждением тому служат такие известные русские сказки, как «Никита Кожемяка» (главный герой одерживает победу над змеем), «Кощей Бессмертный» (Иван-царевич убивает Кощея), «Терешечка» (мальчик Терешечка наказывает Бабу-ягу).

Иногда зло в русских бытовых сказках представлено в образах богатых, знатных людей. Например, царь, желающий завладеть чужой женой (сказка «Поди туда — не знаю

куда, принеси то — не знаю что»), мачеха, желающая сжить со свету падчерицу («Морозко»), скупые богачи («Каша из топора»). Герои русских народных сказок Иванушка-дурачок, Емеля всегда одерживают победу над своими врагами, обладающими важными чинами и званиями, более того зачастую побеждают более того саму, казалось бы, непобедимую смерть.

Проанализировав различные виды русских народных сказок, мы можем сделать следующие выводы:

  • добрые герои в русских народных сказках всегда побеждают;

  • представители зла всегда расплачиваются за свои поступки;

  • правда в сказке всегда на стороне добрых, а не злых.

Мы узнали, что сказки бывают народные и литературные. В словаре литературоведческих терминов мы нашли определения сказок.

Сказка народная (употребляя термин в самом широком значении) — всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности. виды народных сказок очень разнообразны и носят как в народной среде, так и в научном обороте различные названия. однако какой-либо резкой грани между отдельными видами сказки провести невозможно: элементы, присущие одному виду, могут проникать в другой; все зависит от преобладания какого-либо одного из элементов над другими.

Литературная сказка тесно связана с письменной литературой. Её еще называют авторской.

(Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925)

Составим различия и сходства сказок авторской и народной

Авторская сказка

Автор — народ

Имеет автора-сказочника

Устная форма изложения «Сказки передавались из уст в уста»

Письменная форма изложения «Для чтения и разума»

Особенности изображения героев — народный подход. Герои носят старинные русские имена — Иван, Марьюшка и т.п.

Герои носят необычные имена Гвидон, Елисей.

Особенности лексики — разговорный стиль изложения. Изложение материала — прозаическое.

Особенности лексики — литературный стиль изложения, язык художественной литературы. Зачастую поэтическое изложения (но не всегда)

Схожи по жанру, сюжету

Добро побеждает зло

Составив различия и сходства сказок, опираясь на терминологию, попробуем найти сказки, схожие по сюжету и проанализировать их. В первую очередь обратим внимание на фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.

Поиск схожих сказок по сюжету

Итак, для анализа нами взяты сказки:

Авторская сказка

«Теремок»

С.Я. Маршак «Теремок»

«Морозко», «Падчерица»

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Анализ, сравнение литературных и народных сказок.

Отличия народной и литературной сказок

Народная сказка

Литературная сказка (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»)

Автор

Народ

В.Ф.Одоевский

Название

Название чаще не отражает отношение народа к событиям и героям

В названии дана характеристика героя. Автор называет его уважительно Мороз Иванович

Основа

Жизнь народа

За основу берется народная сказка

Характеры героев

Характеры схематичны

Герои — яркие индивидуальности

Изучение особенностей изображения героев литературной и народной сказки.

Практическое обоснование работы

Создание программы практических действий на основе материалов исследований.

Литературный эксперимент

Эксперимент I Проверка техники чтения.

Эксперимент II Понимание лексической составляющей.

Эксперимент III Театрализация.

Реализация программы практических действий.

Диагностика участников проекта по результатам проведенной работы.

Заключение

В чем проявляются в литературных сказках фольклорные традиции?

1) В использовании писателями фольклорных сюжетных мотивов (ненависть мачехи к падчерице, чудесное происхождение главного героя, нравственное испытание героя, спасение волшебных животных-помощников и т. д.).

2) В использовании традиционных образов-персонажей, которые, как выявил отечественный фольклорист В.Я. Пропп, выполняют в сказке определенные действия-функции. Это идеальный герой, его помощник, отправитель, даритель, вредитель, похищенный объект, ложный герой.

3) В использовании народных средств поэтической речи (постоянные эпитеты, троекратные повторы, словесные формулы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, просторечие и т. д.).

Обращение к фольклорным истокам позволяет увидеть и специфику литературной сказки.

В чем проявляются особенности литературной сказки?

В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается всвоеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:

1) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.

2) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклорупсихологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.

3) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки — это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимыеиндивидуальные характеры.

4) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.

Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.

Классические литературные сказки как раз и позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Помимо этого, работа над литературными сказками позволяет учителю обучать учащихся такому сложному виду анализа, как сравнительно-сопоставительный, развивая при этом у детей логическое мышление и культуру аналитической работы с художественным текстом.

Анкета для учащихся начальной школы

Дорогой друг!

Ответь, пожалуйста, на наши вопросы, они помогут нам провести исследования в области искусства слова — литературы

Чем ты занимаешься в свободное время?

Может ли человек обойтись без книг?

Нравится ли тебе читать?

Что бы ты сделал в первую очередь, что в последующие (расставь цифры):

Просмотр телевизионных передач

Чтение книг

Игры в электронные приложения (телефон, планшет)

Какие книги (сказки, стихотворения, повести, рассказы) тебе нравится читать?

У Вас дома много книг?

На каких книжных героев ты хотел бы быть похожим?

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, предложенные нами. Ваши ответы позволят нам провести литературное исследование.

У Вас дома много книг?

Часто ли вы читаете?

Какую книгу вы прочли за последние полгода?

  • Сказка о царе салтане рисунки 3 класс шаблоны
  • Сказка о царе салтане рассказ читать
  • Сказка о царе салтане работа с текстом презентация
  • Сказка о царе салтане ремикс слушать
  • Сказка о царе салтане о чем говорится в сказке