Сказка о царе салтане сколько чудес было

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему а.с.пушкин сказка о царе салтане, сыне его могучем богатыре

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему –  А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане, сыне его могучем богатыре
Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди

Цели:
 показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета,
композиции.

Задачи:
 

1.   
а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета,
композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить
отличие литературной сказки от народной;

2.   
работать над навыками выразительной речи;

3.   
учить работе с текстом;

4.   
закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

 

Ход урока.

1. Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и
творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь,
что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем
складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

— Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы
обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром
и горы сдвинем». — Как вы понимаете эти слова?

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

  На занятиях, в игре,

  Верно, четко говорим,

  Никогда мы не спешим!

 • Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном
торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь
задуйте, сколько вам лет.

Артикуляционная гимнастика

Ы А О У Э И

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо,
разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить
логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

 и певуньей.

1. Если бы
тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о том, как добро побеждает
зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но
они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.

2. Назови
главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют:
доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость,
зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Князь Гвидон – 
доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять
за себя и за свою маму.Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми
людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь
повстречался с ней.Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она
оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих
достижений. В конце сказки героиня стала его женой.Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит
своих близких.Ткачиха, Повариха, Бабриха 
– отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость
и коварство.

Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.

3.
Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе
её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное
движение?

Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!

Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].

4. Какие
чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон?
Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от
царевны? Найди в тексте эти эпизоды.

В сказке есть волшебство и чудесные
превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в
клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу
Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный
рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Князь превращается в трех насекомых: в  комара,
шмеля и муху. 

Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны
несколько волшебный даров:

Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого
коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна,
превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана — своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду
жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у
них чтоб были из драгоценных камней — изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз — муху, чтобы
он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов —
небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором.
Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь
путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка
неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая
молодому князю. На ней князь и женится.

5. Найди в
сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её
братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны
лебеди. 

Богатыри:

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Город:

Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Царевна-лебедь:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

6. Составь
рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к
другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании
царевны. Например: «выступает, будто пава».

В сказке Александра Сергеевича
Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной
стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого
коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно
помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой
прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо
воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день
ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь
утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не
горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и
превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как
добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную
царевну.

Сравнения: будто пава, словно реченька.

7. Как
царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

«Здравствуй, князь ты мой
прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай». 

Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

8. Назови
героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так
поступали: хотели быть первыми,  завидовали главным героям?

Ткачиха, повариха, сватья баба
Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.

9. Чем
заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с
тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Сказка заканчивается победой
добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих
родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые
люди умеют прощать.

Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.

Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.

10.
Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».

Правильная
последовательность событий:

1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
8) приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец

11. Назови
особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.

Наличие чудесных событий,
перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и
негативных, победа добра, типичный финал.

12.
Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые
тебе понравились.

Иллюстрации Билибина яркие и
красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33
богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество
людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные
копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды
богатырей.

13. Найди
средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в
«Рабочую тетрадь».

Олицетворение —
это наделение неодушевленных предметов качествами живого человека.
Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой,
точной, образной его характеристики.
Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику
явлению или предмету.Сравнения:

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица

А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…

А сама-то величава,
Выступает, будто пава

Будто реченька журчит.

И царица над ребенком,
Как орлица над орленком

Что ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,

Все равны, как на подбор

Олицетворения:

Белка песенки поет

Лебедь молвит

Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет

Постановка
проблемного вопроса.

Сегодня
займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных
сказок  (см.план)

1.   
Есть волшебство

2.   
Странствия, приключения героев

3.   
Кто-то мешает или помогает

4.   
Герой воюет с нечистой силой

5.   
Эпизоды повторяются по 3раза

6.   
Есть зачин, концовка

7.   
Добро побеждает зло

А
теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

1.   
Повторы

2.   
Общие места

3.   
Строй сказки плавный, напевный

4.   
Сказочник рисует словами образы, как красками

А
теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку
«Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия
«жанр» по сказке

Жанр
– это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане»
— литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин
придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

        Приведите
примеры героев, где был бы показан его характер

В
кухне злится повариха (злость)

Плачет
у станка ткачиха,

И
завидуют оне

Государевой
жене (зависть)

С
ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

        Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

        Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

1.   
Хищный

Что
еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

        Приведите
примеры

Кабы
я была царица, —

Говорит
одна девица, —

То
на весь крещенный мир

Приготовила
б я пир…

Кабы
я была царица, —

Третья
молвила сестрица, —

Я
б для батюшки царя

Родила
б богатыря

        А
какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь,
ненависть, зависть, печаль, благодарность…

        А
теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)

 (Отметить
на листе под цифрой 2 — письменно)

        Век
тебя я не забуду:

        Отплачу
тебе добром,

        Сослужу
тебе потом!

2.   
Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки
отмечается?

Пушкин
придумывает ход событий

        Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор
3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки;
бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та
подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон
женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.

        Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите,
что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что
взято автором из русских народных сказок?

Имена
(Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы
(В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

        Узнайте
по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3
(письменно)

        Весь
сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

3.   
Салтан

Продолжаем
работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения,
странствия героев:

Бочка
по морю плывет…

А
ткачиха с поварихой, с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

        Как
вы понимаете эту шутку?

        А
ткачиха с поварихой

        С
сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух
сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А
комар-то злится, злится

И
впился комар как раз

Тетке
прямо в правый глаз.

Повариха
побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал
он и как раз

Тетке
сел на левый глаз,

И
ткачиха побледнела:

«Ай!»
— и тут же окривела.

        Мы
не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

        Что
вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка
на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство
славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет:
За морем житье не худо…

        Что
общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

        Какую
мораль можно извлечь из этих слов?

        А
ткачиха с поварихой

        С
сватьей бабой Бабарихой

        Разбежались
по углам:

        Их
нашли насилу там.

        Тут
они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не
надо совершать злые поступки, не надо завидовать

        Докажите,
что в сказке есть жизненная правда

Царь
для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер
по морю гуляет…

        Чему
учит сказка?

Учит
справедливости , добру, правде

IIАнализ
сказки по плану «Сюжет».
 

Что такое сюжет?

Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В
сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает
царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р,
сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке
есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

        Помогаем
приводить примеры

Гвидон
летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает
коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло.
Сказка заканчивается счастливым  концом: радостной встречей Салтана с
женой и сыном. Завистницы прощены.

        III.
Рассмотрим план под названием «Композиция
».

Что
такое композиция?

Композиция
– это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с
царицею)

Три
девицы под окном

Пряли
поздно вечерком…

        В
сказке есть концовка:

Я
там был, мед, пиво пил

Да
усы лишь обмочил.

        В
сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

        Цифра
3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3
раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к
царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день
ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их
Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки
плавный, напевный.

        Груздева,
Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)

IV.Физкультминутка.        (Аудиозапись)        Демонстрация
презентации для физкультминутки, включение
аудиозаписи.        Учащиеся
проговаривают слова и выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки
.

Перечислим
их (см.план на ИД)

1.   
Синонимы

2.   
Сравнения

3.   
Эпитеты

4.   
Противопоставления

5.   
Ондокоренные слова

6.   
Сложные слова

7.   
Славянизмы

8.   
Определение после определяемого слова стоит

9.   
Уменьшительно-ласкательные суффиксы

10.          
Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите
мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми
выражениями

Словно
реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не
стряхнешь да за пояс не заткнешь

        Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

        Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!

        Бог
вас, дети, наградит

Обращение

        Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные
суффиксы

        Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные
слова

        Найдите
в тексте эпитеты

Синее
море, божий свет, тугой лук, добрый путь

        На
листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или
К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

5.   
Противопоставление

VI.
Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста( викторина  на ИД)

1.
Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те
поры война была

2. Родила царица в
ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому
зверушку

3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод …
(что сделать?)

Тайно
бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела
белка?

Во
саду ли, в огороде

5.Разом  пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?

Царя
Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили
внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в
 Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив
творческое соревнование с Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать
сказку?

Да

        Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.

        А
теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих
литературных термина крепко между собой связаны.  Что такое жанр? Что
такое сюжет? Что такое композиция?

Вид
литературы. Последовательность событий. Построение произведения

        На
этом урок закончен

Главные герои

Царь Салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. Когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. Но завистники молодой царицы меняют письмо. Они хотят извести царицу и её ребенка. Они злые и хитрые. Но автор изобразил их не страшными, а смешными. Тем более, когда они были укушены перевоплощенным князем Гвидоном в комара, муху и шмеля.

Князь Гвидон, сын царя, представлен настоящим русским богатырем. Он вступается за слабых. Спасает царевну Лебедь от злого коршуна. Волшебница-лебедь отблагодарила его выполнением всех его желаний. Князь правит на острове слава о котором разнеслась по всему свету.

Он мудрый правитель своего острова, гостеприимный хозяин, тепло встречающий купцов. За свою мудрость получает волшебную белку, морскую стражу и жену – красавицу и волшебницу.

Царевна-Лебедь, спасенная Гвидоном от злого колдуна, стала его верной помощницей, а потом и женой. За своё спасения она дарит ему красивый город на острове. Где он стал правителем. Помогает Гвидону побывать у отца в образе комара, мухи, шмеля Она умная, добрая. Она как Василиса премудрая в русских сказках умная, красивая, а еще и волшебница.

Царица она появляется на первых строках сказки. Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после оговора нашла в себе силы простить своих сестер.

Ткачиха, первая сестра Царицы и поварихи. Она злая, завистливая, обидчива и мстительна. Из – за обиды на сестру и оговорила её.

Повариха, ещё одна сестра Царицы. Она завистлива, злопамятна, коварна и эгоистична. Не чем не лучше ткачихи, своей сестры.

Сватья баба Бабриха мать всех трех девиц. Она тоже жестока и мстительна. Она вместе с двумя старшими дочерьми оговаривает Царицу и младенца, избавились от них. Но после этого страшного поступка, они, не стали счастливыми, наоборот их наказали.

Описание героя

По сюжету князь Гвидон является сыном царя Салтана. Когда будущий отец уехал на войну, царица родила мальчика. Его вместе с матерью решили извести завистливые родственники, заколотив в бочку и выкинув в открытое море. По воле судьбы волна выбросила бочку на пустынный остров Буян. Ребенок за время плавания вырос и превратился в прекрасного юношу. Описывая внешность молодого князя, Пушкин не забыл подчеркнуть и его внутреннюю красоту.

В трактовке автора характеристика князя Гвидона выглядит следующим образом:

  • красивый;
  • имеет высокий рост;
  • ловкий и сильный;
  • необычайно отзывчивый и добрый к людям;
  • человек, способный заниматься государственными делами;
  • хорошо воспитанный, умный.

Все эти черты говорят, что из Гвидона выйдет хороший правитель. Будущий царь обладает чудесным даром общаться с морем, ветром и другими природными явлениями. Конечно, это сказка, поэтому вымысел здесь уместен, но такие качества, как коммуникабельность и способность договариваться, высоко ценятся и в современном мире.

Второстепенные герои

Гонец, который ездил к царю отвозил ему письмо от царицы и привозил обратно. Его споили и поменяли послание, из – за которого страдает царица и её сын.

Волна, в сказке представлена, как одушевленная, Гвидон её просит о помощи, и она выполнила его просьбу, вынесла на берег, подарив им жизнь.

Коршун, который нападал на лебедь, стремясь её убить. Но когда Гвидон его убил стрелой выпущенной из лука, оказался злым чародеем.

Белочка является одним из чудес подаренных князю царевной – лебедь. Она жила в домике под елочкой, грызла золотые орехи и пела песенки.

Тридцать три богатыря и дядька Черномор были родными братьями царевны Лебеди. И по её просьбе стали охранять остров, потому что они жили в море.

Корабельщики – это купцы, которые плавали на кораблях между странами и торговали разными товарами. Которые и принесли весть о новом граде на острове Буяне.

Сказка заканчивается хорошо для всех героев: царь Салтан вновь обретает жену и сына и на радости прощает злых сестёр и Бабариху.

Герои сказки о царе Салтане

К группе положительных героев сказки о царе Cалтане

можно отнести:

  • Салтан,
  • его сын Гвидон,
  • девица под окном будущая Царица, Царевна-лебедь.

А к отрицательной группе героев относятся:

  • повариха,
  • ткачиха,
  • сватья баба Бабариха,
  • Коршун.

Можно определить ещё, так называемую, «нейтральную» группу героев знаменитой сказки Пушкина:

  • белка,
  • заморские гости,
  • ветер,
  • волна,
  • дядька Черномор и 33 богатыря,
  • а ещё комар и шмель, в которых превращался князь Гвидон.

Вот, пожалуй, все имена героев сказки о царе Cалтане, разделённых на группы по типу характера.

Прежде всего, хочется сказать о двух сёстрах Царицы – поварихе и ткачихе, а также их матери – сватье бабе Бабарихе. Это, без сомнения, отрицательные персонажи.

Из-за мстительности, злопамятности, зависти и обидчивости они совершили преступление. В письме к царю Салтану — оклеветали Царевну и младенца-Царевича, добившись указа царя, посадить их в бочку и бросить в море.

Совершив этот страшный поступок, они, конечно же, не стали счастливыми, а наоборот – были наказаны!

Другие главные герои сказки о царе Cалтане,

которых смело можно отнести к положительным героям. Во-первых, это князь Гвидон – сын царя Салтана. Его смелость и стремление к цели, отважность и гостеприимство располагают к нему любого читателя этой сказки.

Вторая главная героиня, сделанная поэтом центральным художественном образом произведения, — царевна-Лебедь, которую спас Гвидон от злого колдуна-Коршуна. Её характеру присущи такие качества, как благородство и мудрость.

Её образ в сказке заключал в себе черты русской Василисы Премудрой, наделённой удивительной красотой и волшебством. К слову, 33 морских богатыря были её братья родные.

Следующий главный герой сказки — добрый и мягкий царь Салтан – справедливый и незлопамятный, доверчивый и простоватый.

Порой он кажется даже немного безвольным, но это не так: просто широта и доброта русских царей делала их безоружными перед коварством и вероломством. Поначалу он разгневался на ткачиху, повариху и сватью, но потом великодушно простил завистниц и отпустил их домой.

В заключении «подведём черту»: в сказках, и не только в Пушкинских, злоба, зависть и ненависть обречены на позорное уничтожение, потому что в жизни людей первоначальны Любовь и Добро. В этом вся гармония и красота русских сказок!

Люди, творите всегда добро!

Автор статьи: Игорь Смирнов

Дети, молодые, взрослые и пожилые – большинство из нас знают множество произведений Александра Сергеевича Пушкина. Одно из наиболее известных, любимых и увлекательных произведений Пушкина является . Сюжет данного стиха довольно прост для понимания, но очень увлекает. Ребёнок и взрослый, читая это произведение, представляют яркую картинку, где по-своему преображаются действия, по-своему вырисовывается внешность персонажа. Но абсолютно каждый выделяет для себя поступки злые и добрые и, следовательно, плохого и положительного персонажа.

К позитивным героям относятся:

Царь Салтан

– государь своего царства. С одной стороны, царь – настоящий воин, мужественный и сильный, который готов сражаться за своё государство. С другой – это добрый персонаж, который имеет мягкий характер. По действиям, которые совершает этот герой, становится понятно, что он незлопамятный и даже простой, наивный персонаж и из-за этого, некоторые читатели могут подумать, что он безвольный царь. На самом же деле, это совершенно не так. Просто из-за своей добродушности, он никак не наказал злобных и коварных сестриц, а наоборот, простил их.

Князь Гвидон

– сын царицы и царя Салтана. На протяжении всего стиха проявляет себя как смелого и сильного героя. Свой мужественный характер этот персонаж предпочитает доказывать поступками, а не действиями. Помимо смелости, силы и мужественности он проявляет гостеприимство и целеустремлённость, что очень нравится читателям.

Царевна-лебедь

– рассудительная и прекрасная волшебница, сестра 33 морских богатырей и в конце сказки становится женой князя Гвидона. Будучи одним из главных героев, также относится к добрым персонажам, ведь она олицетворяет великодушие, мудрость и честность.

Царица

– это одна из первых девиц, с которыми встречается читатель в первых строках сказки. В будущем становиться царицей и матерью прекрасного богатыря. Как и сам царь, она является очень позитивным персонажем, ведь она добрая, честная, терпеливая и добросердечная. Благодаря этим качествам, царица симпатизирует многим читателям.

Негативные герои:

Ткачиха

– сестра Царицы и поварихи. Её поступки говорят, что это очень завистливый, злой и негативный персонаж. Помимо этого, она очень обидчива и мстительна, из-за чего и проворачивает коварные действия.

Повариха

– сестра ткачихи и Царицы. Как и ткачиха, повариха является плохим персонажем, ведь имеет такие качества, как зависть, злопамятность, коварство и эгоизм.

Сватья баба Бабриха

– относится к негативным персонажем, так как имеет такие отрицательные черты характера как ненависть, жесткость и мстительность. Из-за этих качеств, многие читатели её недолюбливают.

Действия, которые совершают положительные и негативные персонажи помогают разобраться читателю в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!

А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре — «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Сюжет

Повествование рассказывает о нескольких персонажах. Главными действующими лицами становятся царь Салтан, царица и князь Гвидон. Характеристика героев проста и понятна.


Царь Салтан и царица

Государь по имени Салтан – мужественный и отважный воин, способный вступиться за свои земли. Он обладает покладистым, спокойным нравом, отличается простотой, не держит зла на обидчиков и проявляет некую наивность. Добродушие героя не дает наказать сестриц, наговоривших на царицу и чуть не погубивших ее и сына – князя Гвидона.


Царица и маленький Гвидон

Мудрая царица – первая девица в государстве и первая, с кем встречается читатель, знакомясь со сказкой. Она – положительный персонаж, честная, добрая и верная женщина, неспособная на предательство и обман.

Гвидон – сын царицы и Салтана. Его отчество не зря подчеркивается в названии сказки, потому что с малых лет герой, как и отец, проявляет отвагу и смелость. Для него особую важность имеют поступки, а не слова.


Князь Гвидон

Гостеприимный амбициозный правитель получает титул князя неспроста. Якобы по велению царя Салтана, а на самом деле из-за интриг сестер царицы, младенца с матерью заточили в бочку. Странное судно, ставшее последним пристанищем, опустили в морскую пучину. В нем промелькнули детство и отрочество юноши, и вскоре он превратился в настоящего богатыря, которому суждено спасти от коршуна царевну Лебедь и заполучить под покровительство невиданные земли – остров Буян. Остров князя стал пунктом паломничества купцов, жаждущих выгодного сотрудничества. Это место, где живет белка, грызущая волшебные орешки, а также фантастические воины – тридцать три богатыря.


Царевна Лебедь

Гвидон – основной персонаж сказки. Царевна Лебедь, ставшая позже его избранницей, – олицетворение волшебства в поэме. Она одаряет возлюбленного не только чудесными диковинами (белкой и богатырями), но и магическими силами, благодаря которым Гвидон может стать комаром. В таком образе князь попадает на корабль и прибывает на родину – повидать отца.

Второй раз Гвидон осуществляет визит в образе мухи, а в третий – в качестве шмеля. В каждое посещение он, пусть и невольно, мстит ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе. Завершается все воссоединением царского семейства и пышным свадебным торжеством.

Интересные факты

Светило русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин, умело обращавшийся со стихотворным слогом и прославляющий богатство русского языка, использовал в «Сказке о царе Салтане» только одно слово с буквой «ф» – флот. В пушкинскую эпоху слова с этой буквой считались заимствованными из других языков.


Город Свияжск — прообраз острова Буяна

Однажды, путешествуя, Пушкин попал в город Свияжск. Поэт восхищался красотой этого места и признавался, что так представлял описанный населенный пункт на сказочном Буяне:

«В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами С теремами да садами…»

Некоторые исследователи считают, что прототипом острова является Руян, расположившийся в Балтийском море.


Богиня Умай и царевна Лебедь

Сказка сплетена из фольклорных сюжетов и нюансов, придуманных поэтом. Примечательно, что прообразом царевны Лебедь стало языческое божество Умай. Ее воспевали в монгольских и кыпчакских племенах как женщину в образе лебедя, ходящую по земле и воде. В произведении описание царевны не менее привлекательно, чем в легендах древних народов:

«Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает. Ночью землю освещает — Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит».

История персонажа

«Сказка о царе Салтане» – предназначенное для детей знаменитое произведение из наследия, оставленного миру Александром Сергеевичем Пушкиным. Полное название поэмы звучит так: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Оно было придумано на манер лубочных сказаний, популярных в простонародье. Использованный сюжет пересказывался на Руси из уст в уста. До наших дней легенда дошла в вольной интерпретации. Пушкинисты, исследующие творчество русского поэта, свидетельствуют, что лейтмотив произведения не был уникальным. Гораздо раньше его использовали в своих сказках Чосер и Гоцци.

  • Сказка о царе салтане словарная работа 3 класс презентация
  • Сказка о царе салтане с матами текст
  • Сказка о царе салтане сказка о рыбаке и рыбке
  • Сказка о царе салтане с картинками для детей
  • Сказка о царе салтане сколько страниц в сказке