Сказка о царе салтане работа над произведением 3 класс

Тема: анализ сказки а.с.пушкина сказка о царе салтане а показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

  2. работать над навыками выразительной речи;

  3. учить работе с текстом;

  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы:

 анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность

: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане»

Ход урока:

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция». 

Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)

  1. Есть волшебство

  2. Странствия, приключения героев

  3. Кто-то мешает или помогает

  4. Герой воюет с нечистой силой

  5. Эпизоды повторяются по 3раза

  6. Есть зачин, концовка

  7. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы

  2. Общие места

  3. Строй сказки плавный, напевный

  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, — 

Говорит одна девица, — 

То на весь крещенный мир 

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, — 

Третья молвила сестрица, — 

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке. (Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой 

Около царя сидят – 

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз, 

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия? 

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

III. Рассмотрим план под названием «Композиция». Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)

IV. А теперь обратимся к особенностям языка сказки. 

Перечислим их (см.план)

  1. Синонимы

  2. Сравнения

  3. Эпитеты

  4. Противопоставления

  5. Ондокоренные слова

  6. Сложные слова

  7. Славянизмы

  8. Определение после определяемого слова стоит 

  9. Уменьшительно-ласкательные суффиксы

  10. Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

  1. Противопоставление

V. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому зверушку

3. Царь велит своим боярам, 

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?)

Тайно бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела белка?

Во саду ли, в огороде

5.Разом пушки запалили,

В колокольнях зазвонили, 

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VI. Давайте подведем итоги. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На доске написаны следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором. 

А теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция? 

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения


На этом урок закончен 



Урок литературного чтения

«Сказке о царе Салтане 180 лет» 3 класс

Тема: «А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»»

Цели: Продолжить работать над «Сказкой о царе Салтане…» А.С. Пушкина; помогать детям вникать в содержание произведения; способствовать формированию навыков выразительного чтения и связной речи; создавать условия для воспитания любви к родному языку, книге.

Учебные материалы: Учебник «Литературное чтение. 3 класс» (авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий); карточки с устаревшими словами; портрет поэта; пословицы; магнитофон, аудиозапись «Полет шмеля» Н.Н. Римского-Корсакова.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель. С творчеством какого русского поэта мы с вами продолжаем знакомиться?

Дети. Александра Сергеевича Пушкина.

Во время устной работы класса два ученика у доски выполняют индивидуальное задание.

1. Составить схему «Виды сказок».

2. Составить схему «Положительные и отрицательные герои сказки».

Учитель. Расскажите, что вы знаете о поэте?

Ученик 1. Родился А. С. Пушкин 6 июня (26 мая) 1799 года. Его отец,

Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному обедневшему дворянскому роду. Его предки были военными и государственными деятелями.

Ученик 2. Мать Надежда Осиповна была внучкой знаменитого африканца, который был привезен маленьким мальчиком в Россию в подарок царю Петру I.

Ученик 3. Ибрагим Ганнибал – так звали прадеда Пушкина. Он дослужился до звания генерал-майора и за свои заслуги получил 500 душ в Псковской губернии Опочецкого уезда в Михайловской губе.

Ученик 4. В Михайловском имении А.С. Пушкин жил подолгу. Там был и

похоронен. А сейчас в Михайловский музей съезжаются все почитатели его

таланта.

Ученик 5. Ранние годы Пушкин провел в Москве. В доме Пушкиных, как и во всех дворянских семьях, разговаривали на французском языке. Поэтому маленький Пушкин с детства свободно говорил, читал и писал стихи на французском языке.

Ученик 6. Через всю жизнь будущий поэт пронес нежную и трогательную

любовь к своей бабушке Марии Алексеевне Ганнибал и няне Арине Родионовне Яковлевой. Они привили ему любовь к русскому языку, сказкам, пословицам, русским народным песням.

Учитель. Какое произведение читали дома?

Дети. «Сказку о царе Салтане…».

Учитель. Что вы знаете о сказках?

Дети. Сказка – это волшебный, фантастический или бытовой рассказ,

в котором много вымысла и есть элементы чудесного. В сказках есть троекратные повторы, присказки, концовки, устойчивые выражения, эпитеты, чтобы ее легко было запомнить.

Проверка индивидуальной работы первого учащегося.

Учитель. Правильно ли составлена схема?

На доске:

СКАЗКИ

Народные Литературные

• Волшебные

• О животных

• Бытовые

Дети отвечают.

– А наша сказка какая?

Дети. Литературная, волшебная.

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Класс делится на три группы. Каждая группа получает карточку с несколькими устаревшими словами и объяснениями значений.

Дети стрелочками соединяют устаревшее слово и его современное понятие. Затем группы знакомят со своей работой весь класс.

Учитель. Из какой сказки эти слова?

Дети. Из «Сказки о царе Салтане…».

IV. РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Характеристика героев сказки

Учитель. Что вы можете сказать о героях сказки?

Дети. Есть положительные и отрицательные герои. Проверка индивидуальной работы второго учащегося.

На доске:

ГЕРОИ СКАЗКИ

Положительные Отрицательные

царь Салтан повариха

царица ткачиха

князь Гвидон баба Бабариха

царевна Лебедь

Учитель. Какими качествами обладают положительные герои?

Дети. Смелые, честные, добрые, верные, благодарные, бескорыстные,

справедливые, великодушные, уважающие мнение родителей, почитающие их.

Учитель. А отрицательные?

Дети. Тщеславные, корыстные, злые, коварные, жестокие.

Чтение по ролям (с. 79)

Учитель. Почитаем эту часть сказки по ролям, так, чтобы все смогли почувствовать, какой характер у героев сказки.

Учитель. Составьте слова.

На доске: марко (комар), хаму (муха)

– Что общего?

Дети. Князь Гвидон превращался в этих насекомых.

Учитель. Продолжите цепочку слов.

Дети. Шмель.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Звучит музыка Н.Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля». Дети танцуют под нее.

Обобщение прочитанного

Два ученика самостоятельно составляют модель обложки к сказке.

Учитель. Составьте пословицы.

На доске:

Злой человек и душа на месте.

Нет ничего тайного, счастья не построишь.

На обмане не проживет в добре век.

Вся семья вместе – священные слова.

Отец и мать – что не стало бы явным.

– Какая пословица больше всего подходит к сказке? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Сколько раз князь Гвидон отправлялся повидать отца?

Дети. Три.

Учитель. Зачитайте, каким мы всегда видим царя Салтана.

Дети читают отрывки из сказки.

– О чем хотел сказать поэт? Что он подчеркивает этими словами?

Дети. Что богатство не делает людей счастливыми.

Учитель. А когда люди счастливы? Какая пословица подчеркивает главную мысль сказки?

Дети отвечают.

Работа с моделью обложки

Проверка самостоятельной работы детей.

На доске модель обложки

Учитель. Как вы думаете, правильно ли составлены модели обложки к нашей сказке? Правильно ли я составила модель обложки?

– О чем говорит голубой круг?

Дети. Сказка о волшебстве и приключениях.

Учитель. Что обозначает желтый треугольник?

Дети. Стихи о детях, семье.

Учитель. Дайте характеристику сказке.

Дети. Сказка литературная, волшебная, в стихах, о семье.

Учитель. Какие чудеса происходят в сказке?

Дети зачитывают отрывки, в которых говорится о чудесах.

V. КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель. Кому принадлежат слова:

«Сказка – ложь, да в ней намек:

Добрым молодцам урок»?

Дети. А.С. Пушкину.

Учитель. Из какой сказки Пушкина эти слова?

Дети. Из «Сказки о Золотом петушке».

Учитель. Какой урок могут получить добры молодцы, прочитав «Сказку о царе Салтане…»?

Дети отвечают.

– Прочитайте эти строки про себя:

На доске:

• «Попенок зовет его тятей.»

• «Свет мой, зеркальце! скажи…»

• «Петушок вспорхнул со спицы…»

• «Царь Салтан зовет их в гости…»

• «Смилуйся, государыня рыбка!»

• «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!»

– Что общего между этими строчками?

Дети. Они взяты из сказок А.С. Пушкина.

Учитель. Из каких сказок?

Дети. Из «Сказки о попе и о работнике его Балде».

– Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

– Из «Сказки о царе Салтане…»

– Из «Сказки о рыбаке и рыбке».

– Из «Сказки о золотом петушке».

– Из «Сказки о царе Салтане».

Учитель. Какой урок может получить добрый молодец из всех этих сказок?

Выслушиваются ответы детей.

VI. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель. Кому на уроке было интересно и все понятно, посигнальте зеленым светофором. Кому было не все понятно и не все интересно – желтым. Кому на уроке было сложно и многое непонятно – красным.

Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившийся отрывок из сказки.

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Автор: Антонова Наталия Александровна

Организация: МБОУ «СОШ № 29» г.Чебоксары

Населенный пункт: г. Чебоксары

Конспект урока.

Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 3

УМК: Школа России.

Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Тип урока: интегрированный

Цель: анализ художественного произведения, характеристика героев.

Задачи:

  1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, правильностью, беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом; активизировать вдумчивое чтение; учить давать характеристику героев по плану; учить составлять картинный план, анализировать произведение.
  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышлении; развивать артикуляционный аппарат, оперативную память; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
  3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, учебных качеств, дисциплинированности, умение дружно работать в группе.

Оборудование: материалы презентации, раздаточный материал.

  1. Организационный момент.( подключение к зум)

— Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путь.

А урок у нас сегодня будет необычный, сейчас мы с вами отправимся в путешествие. А какое и куда? Я надеюсь, вы скажите сами. Для ответа на этот вопрос, вы должны прочитать некоторые факты из биографии великого русского поэта, и ответить, с произведениями кого мы начали знакомиться.

— Друзья, так кто же из вас догадался: какое путешествие нам предстоит?

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке Пушкина. А для этого ответьте на вопрос, благодаря кому, Александр Сергеевич заинтересовался русским народным творчеством?

— Да, конечно, сказки А.С. Пушкина – великого русского поэта, любят дети и взрослые не только в нашей стране, но и за рубежом. Сегодня мы вспомним эти удивительные произведения, поработаем с текстом одной из сказок, не только перечитаем её выразительно и быстро найдём нужные нам отрывки, а самое главное – пересчитаем прочитанное. Да, да, я не ошиблась, именно пересчитаем.

Итак, мои дорогие, в добрый путь

II. Актуализация знаний.

— Раз, два, три – сказку начни!

1) – На слайде вы можете увидеть математическую разминку по сказкам Пушкина.

-С каким произведением А.С.Пушкина мы столкнулись на предыдущем уроке?

— Перед тем как продолжим знакомство с произведением , проведем небольшую речевую разминку.

-Ребята, какое магическое число есть в озвученном отрывке?

— Вспомните сказки, в которых так же есть цифра 3.

Вот задача не для робких!

Вычитай, дели и множь,

Плюсы ставь, а также скобки!

Верим, к финишу придёшь!

3…3…3…3 = 90 (33 – 3) х 3 = 90

3…3…3…3 = 36 (3 + 3) х (3 + 3) = 36

3…3…3…3 = 3 (3 – 3) х 3 + 3 = 3

-Вернемся с вами к произведению «Сказка о царе Салтане», открываем учебники на стр.93 и начинаем читать.

-Незнакомые слова, которые встречаются в тексте, вы можете посмотреть в словарике, который был скачан и распечатан родителями каждого.

— Ребята, кем автор назвал царя Гвидона?

— Какой величины родился ребёнок у царицы в «Сказке о царе Салтане…»?

Найдите отрывок в тексте и ответьте на этот вопрос.

(«Наступает срок родин,

Сына Бог им дал в аршин».)

— Что такое «аршин»?

  • Я попрошу найти определение этого слова в словаре.

— Как рос ребёнок у царицы? (Не по дням, а по часам.)

— Да, действительно:

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

— Вот вам и следующее задание. Внимание на экран.

III.Физкультминутка .

— Ну, что же, продолжаем наше путешествие.

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

— Ребята, а помните ли вы, куда держит путь этот корабль? (Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана.)

— А вот вам и ещё одно задание:

Расстояние в 50 км от острова Буяна до царства Салтана корабельщики преодолевают за 5 часов. Чему равна скорость судна?

IV. Работа по теме урока.

  1. -Найдите и прочитайте описание первого чуда этого острова. (Первое чудо – это белочка.)

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница такая!

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые, всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной,

И приставлен дьяк приказный

Строгий счёт орехам весть.

— Давайте поможем дьяку посчитать доход:

В первый день белка сгрызла 12 орехов, во второй день на 2 ореха больше, а в третий день на 2 ореха меньше, чем за первый и второй день вместе. Сколько орехов сгрызла белка за три дня вместе?

V. Итог урока.

— Вот и подошло к концу наше путешествие. Что же в нём было необычного? (Мы пересчитывали сказки А.С.Пушкина)

— А зачем мы математику связали со сказками?

— Математика – наука точная и скучная. А в жизни так много различных явлений, предметов, окружающих нас, кроме сухих цифр и чисел. И нельзя математику отрывать от нашей действительности.

Нам без сказок

Скучно будет жить,

Ведь от сказок наша встреча так искрится…

Расскажи её своим друзьям

И умчишься в Лукоморье, словно птица…

И тогда к тебе придёт

Самый умный в мире кот,

И русалка спляшет с лешим в хороводе…

Вот уж больше 200 лет

Знает сказки белый свет,

И, конечно, любят Пушкина в народе.

— Урок окончен. Спасибо вам, дети, за работу. Домашнее задание дочитать сказку и продолжить заполнение словаря.

Приложения:

  1. file0.docx.. 18,2 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 1,4 МБ

Опубликовано: 16.02.2021

Урок литературного чтения в 3 «А» классе

Тема: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цели:

  • Продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина; учить проникать в глубину содержания произведения

  • Работать над развитием выразительной, грамотной речи

  • Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус

Задачи:

  • Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.

  • Выявить, насколько они знакомы со сказками русского поэта.

  • Осмысление представлений русского народа о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода

  • Формирование у детей умения находить нужный отрывок, выразительно читать его.

  • Развивать артистические способности.

  • Воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование:

— Портрет А.С. Пушкина

— Цитаты поэта « Что за прелесть эти сказки! Каждая из них — поэма. »

« Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

— Выставка детских рисунков

— Журнальный столик, на нём – подсвечник с горящими свечами, чернильница, перо и бумага

— Аудиоматериал

Ход урока

1.Орг.момент (звучит классическая музыка, учитель зажигает свечи)

Учитель: Благословен тот день и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово

2. Сообщение темы и целей

Учитель:

  • Сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души». Это «Сказка о царе Салтане», которая появилась в далёком 1831 году.

  • Мы будем говорить о чудесах, которые встретятся в сказке, будем учиться анализировать их, сравнивать и выразительно читать

  • Назовите автора сказки (слайд 1)

3. Вводная беседа

(входит гусар и две барышни с веерами, делают реверанс, гусар ставит свечи на столик с портретом Пушкина, все садятся)

Учитель: Это имя бесконечно дорого каждому из нас. Оно знакомо нам с детства

(слайд 2)

Учитель: 6 июня 1799 года в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

(слайд 3)

Гусар: Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.

(слайд 4)

1 барышня: Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала.

(слайд 5)

2 барышня: В семье Пушкиных было трое детей. Старшая — Ольга, средний — Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.

(слайд 6)

Гусар: Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по – русски, и няня Арина Родионовна

(Музыка меняется, гусар и барышни садятся за парту. Заходит няня, садится за столик и начинает вязать.)

Учитель: Эта чудесная русская женщина – первая муза поэта. Она знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.

(выбегает маленький Пушкин, обнимает няню, садится рядом)

Учитель: Маленький Саша очень любил сказки. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил ещё и ещё раз повторить их

Пушкин-ребёнок: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы их, слушал, мамушка моя!

Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай

Учитель: И он, как заворожённый, слушал

(выходят гусар и барышни, Пушкин уходит, садится за парту, няня остаётся вязать))

(слайд 7)

Гусар: В 12 лет Александр был отвезён учиться в новое, только что открывшееся под Петербургом заведение «Царскосельский лицей».

Учитель: В лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов

(слайд 8)

Учитель: Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.

(слайд 9)

1 барышня: Здесь мы видим комнату Александра Пушкина. В каждой комнате была железная кровать, комод, конторка,

2 барышня зеркало, стул, столик для умывания. На конторке чернильница и подсвечник. (садятся)

Учитель: В этой комнате Пушкин писал свои замечательные произведения

(слайд 10)

Учитель: Пушкин любил читать свои стихи любимой няне.(музыка громче, входит взрослый Пушкин, читает на ходу)

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне

Подруге юности моей

Учитель: Вспомним стихотворение «Зимний вечер». Оно рисует тёплые отношения поэта и Арины Родионовны

Пушкин: Наша ветхая лачужка

И печальна и темна

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила,

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

(няня смахивает слезу)

Няня: Ох, Сашенька, голубчик мой! (уходят)

(слайд 11)

Учитель: —Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и талантливой няни. Многие её сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.

(гасят свечи, включается свет)

Учитель: Прежде чем начать работу над сказкой, немного отдохнём . Выполним дыхательно — артикуляционную гимнастику.

  • Вдох носом, выдох через рот

  • Вдох, задержка дыхания, выдох

  • Вдох, выдох порциями

Летела муха около уха: ж-ж-ж

Летела оса около носа: с-с-с

Летел комар и звенел: з-з-з

Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали! (кулачок к уху)

Пусть летит! з-з-з Упр. «Конфетка» «Лошадка»

4.Работа над произведением.

Учитель: — Наверняка многим из вас в детстве читали сказку о царе Салтане, кто – то из вас смотрел мультфильм. И конечно вы знаете все приключения её героев.

Учитель: — Как появилась сказка, вы знаете? (рассказала Арина Родионовна)

Учитель: — Да, она рассказала ему сказку, только немного по-другому. Например, «Царица родила не одного сына, а 34. Тридцать три мальчика были обыкновенные, а у тридцать четвёртого – по локоть руки в золоте, по колено ножки в серебре». Потом именно эти 33 сына будут выходить из моря богатырями.

Учитель: — А ещё в народной сказке не было никакой белочки, вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними сыпалось золото и серебро. А мне всё-таки белочка больше нравится.

Учитель: — Послушайте начало народной сказки : «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц ( вам ничего это не напоминает?)

Учитель: Ребята, какими словами начинается Пушкинская сказка? (три девицы под окном…)

(включается фонограмма «пряха», выходят девицы)

1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

То на весь крещёный мир приготовила б я пир

2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

То на весь бы мир одна наткала бы полотна

3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

Я б для батюшки царя родила богатыря.(все охают)

Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

И в светлицу входит царь, стороны той государь. (кланяется третьей сестре)

Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

Будь царица и роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха (сёстры охают)

(фонограмма громче, царь предлагает руку и уводит 3 сестру, подобрав сарафаны, торопятся сестрицы)

Учитель: А мы с вами продолжим работу по учебнику. Мы будем не только читать, но и рассматривать иллюстрации к сказке. Зачем художники делают иллюстрации?

-В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи

-Как они называются? (устаревшие – архаизмы)

— Давайте посмотрим на их значение (слайд 12)

Учитель:- Откройте учебник на стр. 68, найдите продолжение эпизода с сестрицами, читаем цепочкой (1 фрагмент)

Учитель: — О чём мечтали девицы?

— Рассмотрите иллюстрацию, постарайтесь представить себе этот эпизод

— Где находятся девицы ( светлицачистая, светлая, парадная комната в доме) , во что они одеты? (слайд 13)

— Кто услышал разговор сестриц? ( слайд 14)

-Посмотрите на эту иллюстрацию, опишите, что вы видите, ведь не всё мы можем прочитать в сказке

-Почему царь не выбрал первых двух сестриц? (важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник)

— Рассмотрите одежду царя (богатая, расшитая мехом и золотом, не одна мастерица потрудилась над его одеждой)

Учитель: — Продолжим чтение…..( 2 фрагмент)

— Куда после свадьбы отправился царь-Салтан? (на войну)

(слайд 15)

— Рассмотрите военное снаряжение царя, что защищает его?

— Как случилось, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан?

— Зачитайте эпизод о спасении матери с сыном

РЕЛАКСАЦИЯ

-Закройте глаза, положите головки на парты, представьте, как бочка плывёт по волнам, послушайте шум волн…

-Посмотрите, как дальше стремительно разворачивается действие, благодаря какой части речи мы можем судить об этом?

1 чудо (слайд 16)

Учитель: —Какое первое чудо возникает в сказке?

-Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о появлении города

За что же был вознаграждён наш герой, что даже не дворец вырос перед ним, как в других сказках, а целый город

— Почему возникший город назвали чудом? (за одну ночь возник)

— Рассмотрим иллюстрацию и сравним города

— Прочитайте, каким увидели город корабельщики (город новый, златоглавый)

-Что рассказали о городе корабельщики

2 чудо (слайд 17)

-Найдите и прочитайте, о каком чуде рассказала повариха (о белке)

-Прочитайте, как корабельщики рассказали царю Салтану о белке

-Что нового мы узнали из их рассказа?

-Как вы думаете почему они приукрасили чудо?

-С какой интонацией надо читать о белке?

Почему белочку назвали диковинкой?

Учитель: Наш урок подходит к концу. Завтра мы продолжим работу над сказкой.

5.Рефлексия

-Давайте подведём итог

-Чем вам запомнился урок?

-Какое чудо вам понравилось больше всего?

1 барышня:- Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Пушкина

2барышня : Сказки…Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес

Гусар: Читайте Пушкина, учите Пушкина!, А главное – любите Пушкина!

Благодарю вас всех за урок, за активное участие, прекрасные ответы. Присутствующих гостей за добрую улыбку и поддержку.!

6.Д/з (на выбор)

  • Если бы царь выбрал не младшую сестру, а среднюю или старшую, как могли бы развиваться события?

  • В сказке встречаются чудеса. Придумайте своё чудо.

  • Иллюстрация любого чуда

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о царе Салтане

Анализ произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

В 1831 году Александр Сергеевич написал сказку, а чуть позже, через год, она была напечатана. Сюжет истории прост, именно поэтому читатели частенько считают ее русской народной. Как и любой сказке, произведению Пушкина присущи особые черты: волшебство (прослеживается на протяжении всей сказки; деление героев на главных, помощников и злодеев; троекратные повторы и победа, которую добро одерживает над злом.

Как и для любой сказки, для «Сказки о царе Салтане, …» свойственны именно троекратные повторы. Цифра три считается волшебной для сказок. Например, князь Гвидон превращался в различных насекомых, летал к Салтану именно три раза; князь три раза приходил за помощью к царевне-лебедь и т.д.

В сказке можно выделить четыре центральных персонажа: царь Салтан и царица-мать — они представляют собой историю одного поколения, а князь Гвидон и царица-лебедь — другое. На протяжении всей сказки происходит раскрытие героев, она показываются читателю с новых сторон. Например, в самом начале младшая сестра показалась слегка наивной и доброй девушкой, но чуть позже она предстает пред нами в роли терпеливой и упорной матери.

Язык произведения ярок. Текст насыщен эпитетами, метафорами, сравнениям, олицетворениями и т. д. Благодаря парной рифмовке и четырехстопному хорею ритмика сказки максимально совпадает с той, что обычно присуща русским народным сказкам.

«Сказка о царе Салтане, …» как и другие произведения Александра Сергеевича напрочь лишена заимствованных слов. Пушкин был безумно горд тем, что способен обходиться без заимствований (он использовал лишь одно иностранное слово в сказке — флот). Жуковский ни раз говорил о том, что сказки Пушкина можно назвать русскими народными. А ведь действительно: Александр Сергеевич записывал истории, которые ему рассказывала его няня, Арина Родионовна, а уже на основе историй записывал сказки.

Сказка учит нас тому, что любая ложь, какой бы продуманной и хорошей не была, рано или поздно раскроется, а то, кто решился на нее, будет непременно наказан. Учит тому, что искренность способна помочь попросить прощения, а добро всегда будет торжествовать над злом, также как и правда над обманом. Сказка учит никогда не сдаваться, ведь чем упорнее мы стараемся чего-то достичь, тем большая вероятность, что там и будет.

Читательский дневник

Подслушав разговор трех сестер, царь взял в жену младшую сестрицу, а сам отправился на войну. Царица родила сына, но сестры из зависти оклеветали ее перед царем, подменили его указ, и царицу с сыном в бочке скинули в океан. Бочку прибило к острову. Гвидон спас царевну-лебедь от коршуна. Лебедь в благодарность построила для него город, сделала его князем и выполняла все его желания. В итоге она превратилась в прекрасную царевну, и они поженились. Царь Салтан приехал на остров, узнал свою жену и сына. На радостях они простили завистниц и устроили пир.

План сказки

  1. Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
  2. Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
  3. Развитие действия. Гвидон с матерью на острове. Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.
  4. Кульминация. Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
  5. Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.

Самоанализ урока по чтению 3 класс «Сказка о царе Салтане»

Организационный момент

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности.

Формирование умений организовывать своё рабочее пространство, настраиваться на рабочую обстановку, сотрудничать с одноклассниками.

Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Были активизированы требования к ученику со стороны учебной деятельности, осуществлен визуальный контроль готовности учащихся и эмоциональный настрой на урок.

Речевая разминка

Научить выразительному чтению отрывка; умению видеть и выделять в тексте изученные части речи.

Формирование умения выразительного чтения текста, распознавания различных частей речи при чтении. Формирование умения осуществлять самоконтроль.

Выразительное чтение отрывка сказки дало возможность детям психологически настроиться на урок. Формой организации явилась групповая работа, что дало возможность каждому ребенку раскрыться, почувствовать себя частью единого целого.

Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения и понимания смысла задания

П- владеют логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с задачами деятельности; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной формах. Р- владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль. К- слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л- проявляют познавательный интерес к предмету, осознают границы своего знания и «незнания»

Формами организации работы явился фронтальный опрос и индивидуальная работа. Ожидалось участие в работе всех детей в классе, т.к. при составлении предложения с заданными словами вероятность одинаковых ответов детей была минимальной.

При проверке домашнего задания был выявлен уровень овладения логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов в соответствии с поставленной задачей. Ребята показали степень осознанности в построении речевого высказывания и способность составлять предложения в устной и письменной формах.

При проверке домашнего задания ребята показали уровень умения справляться с учебной задачей. Степень познавательного интереса к предмету проявился в желании всех детей ответить на поставленный вопрос.

IV. Вступительная беседа

Повторение изученного ранее. Умение применять полученные знания на практике.

Умеют слушать и отвечать на поставленный вопрос. Осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

На данном этапе был выбран метод беседы. Считаю, что это позволило более эффективно способствовать формированию внутренней позиции учащихся, учебно-познавательного интереса к произведению, поиску и выделению необходимой информации. Способствовало формированию логических действий. В ходе вступительной беседы ребята показали свои знания жанров литературных произведений.

Дополнительный материал о писателе

Прослушивание дополнительной информации об А. С. Пушкине. Поиск ответов на поставленные вопросы.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой и отвечать на поставленный вопрос. Умеют искать и выделять необходимую информацию; производить логические действия, такие как анализ и сравнение. Формирование умения объяснять свой выбор ответа, логически строить высказывания и аргументировать ответ.

На данном этапе велась индивидуальная подготовка учащейся к выступлению перед классом. Родители ребенка и сам ребенок выразили желание подготовиться к выступлению. Презентация готовилась ученицей совместно с учителем и корректировалась родителями. У ребенка наблюдается стертая форма дизартрии, девочка перед этим провела неделю на обследовании в больнице. Дополнительное задание позволило ребенку почувствовать себя частью детского коллектива.

Подключение класса к ответу на вопрос дало возможность плавно перейти к постановке учебной задачи и мотивации учащихся.

V. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивация учебной деятельности детей. Объявление темы научного исследования.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Умеют использовать полученные знания в новой ситуации. Осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. Проявляют познавательный интерес к предмету

На данном этапе урока с детьми была построена научно-исследовательская работа. Целью данной работы стало формирование эвристического подхода к решению проблемы.

Гипотезой исследования стали слова детского писателя С. Я. Маршака, произведения которого дети хорошо знают и любят. Благодаря выбранной форме работы у ребят появилась возможность почувствовать преемственность и единство писателей разных эпох. Это позволило и самим детям стать преемниками великого наследия писателей.

VI. Первичное закрепление знаний в знакомой и измененной ситуации

VII. Творческое применение знаний в новой ситуации

Закрепление, повторение пройденного. Применение полученных знаний на практике.

Формирование познавательного интереса к учебному материалу, поиск и выделение необходимой информации, умение аргументировано отвечать на поставленные учителем вопросы

Оба этапа урока: первичное закрепление знаний в знакомой и измененной ситуации и творческое применение знаний в новой ситуации, гармонично сплелись. При сравнении авторской и народной сказки дети учились самостоятельно выделять существенные жанровые черты произведений, анализировать, сравнивать и делать собственные умозаключения. Новой для ребят была ситуация научно-исследовательской работы, но мягкий переход от одного этапа урока к другому позволил детям почувствовать себя полноценными исследователями.

В начальной школе работа над жанровыми особенностями произведений, как правило, дается нелегко. Подобный выбор форм работы с детьми позволил ребятам в непринужденной обстановке каждому показать свою компетентность.

Динамическая пауза

Здоровьесберегающий компонент урока. Восстановление работоспособности детей.

Применение знаний в новой обстановке. Нетрадиционный подход к изучаемому произведению.

Для динамической паузы был выбран отрывок из сказки, чтобы дать возможность ребятам не только отдохнуть, но и почувствовать себя в некоторой степени актерами, играющими сказку.

И. Я. Билибин- русский художник- иллюстратор

Познакомить учащихся с творчеством И. Я. Билибина, воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную задачу. Адекватно воспринимают информацию.

Желание подготовить дополнительный материал выразил сам ребенок. Была проведена работа по корректировке презентации, принесенной ученицей и адаптацией текста для пересказа. На данном этапе была проведена индивидуальная работа с сильным ребенком, что имело целью заинтересовать и дать возможность поделиться собственными знаниями со всем классом.

Грамотно подобранный и адаптированный текст, а также связный рассказ позволили провести патриотическую беседу с детьми.

На данном этапе можно проследить связь с воспитательной деятельностью, уроками окружающего мира и изобразительного искусства.

VIII.

Итог урока

Рефлексия

Подведение итогов урока. Самооценка деятельности.

Осуществление самоанализа учебной деятельности. Самооценка.

Подведение итогов урока выразилось к короткой беседе с учащимися на тему «Что нужно для того, чтобы быть хорошим русским писателем, художником и просто человеком?» Данная форма работы позволила ребятам почувствовать единство друг с другом, чувство гордости за родную страну и соотечественников.

Считаю, что чувство патриотизма необходимо воспитывать у детей, поэтому данная форма работы является наиболее приемлемой.

Рефлексия проявилась в разукрашивании смайликов в цвета собственного настроения.

VII

.
Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему: «Чему учат сказки Пушкина»

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Написание мини-сочинения, по моему мнению, является логическим завершением научно-исследовательской работы детей. Это позволит им почувствовать себя писателями и проявить свои способности.

Вывод:

На всех этапах урока использовала смену деятельности, проявившуюся в компьютерной презентации, работе с доской и тетрадями. Это позволило охватить всех учащихся, осуществить индивидуальный подход с учетом психологических особенностей детей и прививать интерес к предмету.

В ходе подготовки к уроку была проведена индивидуальная работа с двумя учащимися, подготовившими выступление по теме. Это дало возможность самим ребятам проявить свои ораторские способности и стимулировало весь класс последовать их примеру.

В течение урока все ответы контролировались с учетом их правильности, полноты, допущенные ошибки исправлялись. Воспитывала культуру слушания и слышания ответов одноклассников. Обращала внимание на умение анализировать и делать выводы. Свой урок старалась построить так, чтобы как можно больше выводов делали сами дети, формулировали свои мысли логично.

На протяжении всего урока использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении.

На данном уроке использованы следующие методы:

  • Частично — поисковый (перенос общих признаков известного на новое, выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на изученное правило.
  • Коучинг – наставничество (при подготовке дополнительных презентаций);
  • Метод рефлексии

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Для получения обратной связи использовалось словесное общение с учащимися, визуальный контакт.

Благодаря использованию системно – деятельностного подхода, учащиеся показали хорошую степень активности и работоспособности практически на всех этапах урока. Интерес к содержанию урока был ярко выражен. Учащиеся на уроке были активны, внимательны. Каждому ребёнку на уроке было комфортно, подтверждением была проведённая рефлексия.

В течение всего урока знания не давались в готовом виде, ребята получали их самостоятельно, путем исследовательской работы. На уроке формировались коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Считаю, что возможности учебного кабинета, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах стимулировали познавательные интересы детей.

За урок удалось сделать все запланированное, благодаря слаженной работе детей и точным ответам. По этому фактору можно судить о качестве усвоенных детьми знаний. Практически все дети работали в меру своих сил и способностей.

Считаю, что данный урок цели достиг. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали. На протяжении всего урока удалось удерживать внимание учащихся. Целью данного урока было дать сравнительную характеристику авторской и народной сказки и доказать, что сказки Пушкина перекликаются с народными сказками. Эта цель преследовалась на протяжении всего урока, все учащиеся были вовлечены в научно-исследовательскую работу и проявляли живой интерес.

Психологическая атмосфера урока была комфортной и для учащихся и для учителя.

  • Сказка о царе салтане поделка в сад
  • Сказка о царе салтане одноклассники
  • Сказка о царе салтане мультфильм ссср
  • Сказка о царе салтане написать план 3 класс
  • Сказка о царе салтане на французском языке