| Смешные переделанные стихи Пушкина для взрослых Три сестрицы под окном — переделанный отрывок из сказки «О царе Салтане…2 Три девицы под окном размечтались вечерком: *** Родила царица в ночь *** Работник: Директор: *** Одна в глуши лесов сосновых 1827
У Лукоморья пень огромный Спилили дуб, однажды утром А цепь златую за валюту Русалку быстро окрутили Блестят на море пятна нефти Куда ни глянь, витало чудо Яга за вход, в кооптуалете *** Пушкин — Наша Таня громко плачет Татьяна, милая Татьяна! О, как ты этот мяч любила! *** Я помню чудное мгновенье… Я помню телевизор, кресло, Сидел, скучая, за футболом, Я каждый день садился в кресло, Тебя, фарфоровая дива, Но вдруг в пустой моей квартире Так это же мой кореш Паша! *** У Лукоморья дуб спилили, *** «Мой дядя — адвокат известный, *** Переделанный пародия на стих Пушкина У Лукоморья дуб срубили 1 Смешные переделанные детские стихи для взрослых Самые смешные Басни Прикольные стихи для взрослых
|
|
Актуализация
знаний.
-Какие книги вы любите читать больше всего?
— Что вы себе представляете, когда слышите слово « сказка»?
Беседа – рассказ.
— Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве.
Волшебные, веселые, страшные – сказки всегда интересные. Читаешь, слушаешь –
дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечения есть сказках.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок, но урок очень мягкий,
добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла,
хорошее от плохого. Сказки бывают разные: народные, современные, авторские.
Написать сказку может настоящий поэт, художник в душе и великий мастер.
— Кого вы видите на этом портрете?
— В парах подберите слова на первую букву, которые характеризовали
А.С.Пушкина.
— Кто он?
— Каков он?
-Молодцы!
Очень хорошо.
Ответы
детей.
-Поэта
А.С.Пушкина.
П – поэт, прекрасный
У – умный, учёный
Ш – шикарный
К – красивый. классный
И – интересный, интеллектуальный
Н – необычный, необыкновенный
Ф
П
П2
К3
Применение
знаний.
Работа с текстом сказки.
Работа с текстом до чтения.
1) Обсуждение названия сказки (см. тетрадь, урок 38,
задание I.1).
– Сравните названия сказок Пушкина с названиями русских
народных сказок («Царь-девица», «Хаврошечка»). В чём разница?
– Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает слово сказка, напоминая нам, что это вымысел?
– Что ещё необычного в названии сказки?
– Обратите внимание на имена героев. Какие они –
сказочные или реальные? Какими вы представляете героев с такими именами?
– У кого из героев нет имени?
2) Выполнение задания в тетради (I.2).
(Т) Задание I.2.
Это задание поможет учащимся обобщить
ранее прочитанные сказки А.С. Пушкина и подготовиться к чтению «Сказки о царе
Салтане…».
Самая печальная и безысходная –
известная всем «Сказка о рыбаке и рыбке». Самая насмешливая – «Сказка о попе
и о работнике его Балде». Самая лиричная – «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях».
Самая непонятная – «Сказка о золотом
петушке». Значит, «Сказка о царе Салтане…» – самая добрая и просторная.
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение учащимися
начала сказки (с. 118–122 до слов «Мать и сын теперь на воле»).
– Какая это сказка, по-вашему?
– На что обратили внимание при первом чтении?
– Какой эпизод особенно взволновал?
2) Деление текста на смысловые части
(составление плана).
– На сколько частей можно разделить прочитанную
часть сказки? О чём они?
– Приведите пример зачина. Зачин — вступление к былине при помощи
какой-либо традиционной формулы, отчасти связанной с повествованием.
– Кто помнит, как начинаются другие сказки Пушкина?
– О чём говорит отсутствие зачина?
– Что ещё необычного в начале сказки? С чего
начинается действие?
– С торгов начинаются и другие сказки Пушкина.
Приведите пример. (Балда с попом на базаре, старуха с золотой рыбкой. Эту
национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное
начало сказки ещё больше приближает слушателя, читателя к её героям.
– В чём необычность царя Салтана (с. 119)? Похож ли
он на царя в нашем представлении?
3) Комментированное чтение 2-й части.
– Каков Салтан? Можно ли его привычно отнести к
добрым или злым героям?
По ходу чтения обращаем внимание на эти
особенности царя Салтана.
– Итак, царь Салтан не похож на традиционных героев
сказки, зато похож на многих из нас.
4) Выборочное чтение 3-й части.
– Вернёмся к другим героям сказки, поневоле
отправившимся в путешествие. Вспомните, как народные сказки рассказывают о
путешествии героя.
– Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли
в бочке по морю. Как эти строки надо читать? ( )
– Перечитайте начало части и докажите, что у Пушкина
в этих строках есть и пейзаж, и разговор, и чувства, и действия.
– Как же спасаются герои сказки?
Работа с текстом после чтения.
1) Беседа по тексту:
– Почувствовали ли вы отношение автора к своим
героям? Какое оно?
– Настроение этой сказки тоже задаётся в самом
начале. Какое оно?
Можно ли его считать трагическим, несмотря на
события в жизни царицы и её сына?
– Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что
они являются воплощением зла (добра)? Почему?
2) Творческое задание в «Тетради по
литературному чтению» (III.3 – нарисовать кадры – иллюстрации к каждой части
текста).
Ответы
детей.
-Наверное,
он хочет сказать нам, читателям, больше, чем обычно говорит сказка. Слушай,
читай, но не забывай, что это сказка!
-Герои
не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к
ним автора.
-Реальное.
Читают
сказку.
-Волшебная.
Высказывают
свое мнение.
1-я часть – выбор невесты;
2-я часть – обман царя;
3-я часть – чудесное
спасение.
-Жили-были.
-И
герои, и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом
с нами, на Русской земле.
-Три
девицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…».
-Ведёт
себя он необычно, подслушивает(!) под окном, стоя «позадь забора»; один на
улице, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер.
—Он разный: добрый, доверчивый, любит
жену, царь-отец, но бывает несправедливый, гневный: В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить,
Но, смягчившись на сей раз…
Не зря распоряжение «и царицу и приплод тайно
бросить в бездну вод» не удивило бояр.)
-Учащиеся
не просто находят подтверждение, но и обсуждают, какие пейзаж, разговор,
чувства и действия в сказке Пушкина – реальные или сказочные? Делается вывод
о реальности происходящих событий, чувств, силе и мощи пейзажа.)
-Доброе,
с улыбкой.
Ф
П1
П2
К1
Пр2
П1
Пр1
П2
К2
Л1
Л2
К2
Кроме примитивных типов в JavaScript существуют и сложные — например, объект.
Объект (object) — это набор свойств. Каждое свойство состоит из названия и значения. Название может быть строкой или символом, а значение может быть любым.
Объекты в JavaScript используются повсюду, особенно для хранения данных. Для уверенной работы с объектами необходимо знать, как создавать объект, как его изменять и как читать значения свойств.
Чаще всего объекты создают с помощью литеральной записи.
Пустой объект без свойств можно создать парой фигурных скобок:
const cat = {}
const cat = {}
Когда нужно создать объект со свойствами, то их описывают внутри фигурных скобок. Свойства указываются в формате имяСвойства : значение
, между свойствами ставится запятая:
const book = { title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой', pages: 1274, isFinished: true}
const book = { title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой', pages: 1274, isFinished: true }
Значением может быть другой объект или массив:
const cat = { kittens: ['Беляш', 'Михаил', 'Чарли'], favoriteToy: { name: 'мячик', size: 'маленький', },}
const cat = { kittens: ['Беляш', 'Михаил', 'Чарли'], favoriteToy: { name: 'мячик', size: 'маленький', }, }
Или даже функция:
const cat = { name: 'Том', meow: function () { console.log('мяу мяу') },}cat.meow()// мяу мяу
const cat = { name: 'Том', meow: function () { console.log('мяу мяу') }, } cat.meow()
Свойства можно добавлять и после создания объекта:
const cat = {}cat.name = 'Simon'cat.gender = 'male'cat.color = 'brown'cat.age = 2cat.adorable = true
const cat = {} cat.name = 'Simon' cat.gender = 'male' cat.color = 'brown' cat.age = 2 cat.adorable = true
Создать объект также можно с помощью конструктора Object
. Это объектно-ориентированный стиль программирования:
const book = new Object({ title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой' })
const book = new Object({ title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой' })
Объекты, созданные через фигурные скобки и через new Object
совершенно идентичны.
Существует два вида синтаксиса для обращения к значению свойства объекта, в обоих случаях используется имя свойства.
Самый распространённый способ — с помощью точки:
console.log(`На полке стоит «${book.title}»`)// На полке стоит «Война и мир»const pagesPerDay = book.pages / 365console.log(`Чтобы прочитать её за год, читайте ${pagesPerDay.toFixed(1)} страницы в день`)// Чтобы прочитать её за год, читайте 3.5 страницы в день
console.log(`На полке стоит «${book.title}»`) const pagesPerDay = book.pages / 365 console.log(`Чтобы прочитать её за год, читайте ${pagesPerDay.toFixed(1)} страницы в день`)
Альтернативно для чтения можно использовать квадратные скобки:
console.log(`На полке стоит «${book['title']}»`)const pagesPerDay = book['pages'] / 365console.log(`Чтобы прочитать её за год, читайте ${pagesPerDay.toFixed(1)} страницы в день`)
console.log(`На полке стоит «${book['title']}»`) const pagesPerDay = book['pages'] / 365 console.log(`Чтобы прочитать её за год, читайте ${pagesPerDay.toFixed(1)} страницы в день`)
Если прочитать свойство, которого нет у объекта, то вернётся undefined
:
const signature = book.signatureconsole.log(signature)// undefined
const signature = book.signature console.log(signature)
Созданный объект можно изменять — добавлять, изменять и удалять свойства.
Для добавления и изменения свойств используется одинаковый синтаксис. Нужно обратиться к свойству и присвоить в него значение с помощью стандартного оператора присваивания =
. Если свойство не существует, оно будет создано:
const book = { title: 'Капитанская дочка'}// добавляем новое свойствоbook.author = 'А.С.Пушкин'// изменяем существующееbook.title = 'Сказка о царе Салтане'console.log(book)// { title: 'Сказка о царе Салтане', author: 'А.С.Пушкин'}
const book = { title: 'Капитанская дочка' } book.author = 'А.С.Пушкин' book.title = 'Сказка о царе Салтане' console.log(book)
Синтаксис с квадратными скобками работает и здесь:
const book = { title: 'Капитанская дочка'}// добавляем новое свойствоbook['author'] = 'А.С.Пушкин'// изменяем существующееbook['title'] = 'Сказка о царе Салтане'console.log(book)// { title: 'Сказка о царе Салтане', author: 'А.С.Пушкин'}
const book = { title: 'Капитанская дочка' } book['author'] = 'А.С.Пушкин' book['title'] = 'Сказка о царе Салтане' console.log(book)
Для удаления свойств используют оператор delete
:
const book = { title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой', pages: 1274, isFinished: true, usersReading: [1946, 1293, 7743]}delete book.usersReadingdelete book['isFinished']console.log(book)// { title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой', pages: 1274 }
const book = { title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой', pages: 1274, isFinished: true, usersReading: [1946, 1293, 7743] } delete book.usersReading delete book['isFinished'] console.log(book)
Чаще всего свойства не удаляют, а сбрасывают значение, устанавливая undefined
или подходящее по смыслу:
const book = { title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой', pages: 1274, isFinished: true, usersReading: [1946, 1293, 7743]}book.usersReading = undefinedbook['isFinished'] = undefined// {// title: 'Война и мир',// author: 'Лев Толстой',// pages: 1274// isFinished: undefined,// usersReading: undefined// }
const book = { title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой', pages: 1274, isFinished: true, usersReading: [1946, 1293, 7743] } book.usersReading = undefined book['isFinished'] = undefined
Имена свойств (иногда их называют ключи) могут быть либо строками, либо символами. Если использовать в качестве ключа другой тип данных, то он будет приведён к строке с помощью вызова метода toString
:
const obj = {}const key = {}obj[key] = 'value for the object key'console.log(obj)// { "[object Object]": "value for the object key" }
const obj = {} const key = {} obj[key] = 'value for the object key' console.log(obj)
Если ключ содержит пробел, то обращаться к нему возможно только через синтаксис квадратных скобок:
const obj = { 'the answer': 42}console.log(obj['the answer'])// 42
const obj = { 'the answer': 42 } console.log(obj['the answer'])
Объекты — ссылочный тип данных. Сравнению по ссылке посвящена отдельная статья.
При сравнении двух объектов JavaScript сравнивает не значения свойств этих объектов, а адреса в памяти, по которым эти объекты хранятся. Поэтому любое сравнение двух объектов будет возвращать false
, даже если они выглядят одинаково:
// создаётся один объектconst book = { title: 'Дюна' }// создаётся другой объектconst anotherBook = { title: 'Дюна' }console.log(book === anotherBook)// false
const book = { title: 'Дюна' } const anotherBook = { title: 'Дюна' } console.log(book === anotherBook)
Сравнение будет возвращать true
, только если мы сравниваем переменные, указывающие на один и тот же объект:
// создаётся один объектconst book = { title: 'Дюна' }// в anotherBook записывается ссылка на объектconst anotherBook = bookconsole.log(book === anotherBook)// true
const book = { title: 'Дюна' } const anotherBook = book console.log(book === anotherBook)
? Современные версии JavaScript содержат много упрощений синтаксиса.
Например, методы объявлять по-старому:
const cat = { name: 'Том', meow: function () { console.log('мяу мяу') },}
const cat = { name: 'Том', meow: function () { console.log('мяу мяу') }, }
А можно использовать короткий синтаксис:
const cat = { name: 'Том', meow() { console.log('мяу мяу') },}
const cat = { name: 'Том', meow() { console.log('мяу мяу') }, }
Если у вас есть переменная со значением, и вы хотите создать свойство с тем же именем, то вместо старого подхода:
const firstName = 'Иван'const username = 'Killer3000'const user = { firstName: firstName, username: username}console.log(user)// { firstName: 'Иван', username: 'Killer3000' }
const firstName = 'Иван' const username = 'Killer3000' const user = { firstName: firstName, username: username } console.log(user)
Можно сократить запись:
const firstName = 'Иван'const username = 'Killer3000'const user = { firstName, username}console.log(user)// { firstName: 'Иван', username: 'Killer3000' }
const firstName = 'Иван' const username = 'Killer3000' const user = { firstName, username } console.log(user)
? Если называние свойства хранится в переменной, его значение можно прочитать через синтаксис квадратных скобок:
const user = { firstName: 'Марина', username: 'zloyDuh'}const prop = 'firstName'console.log(user[prop])// Марина
const user = { firstName: 'Марина', username: 'zloyDuh' } const prop = 'firstName' console.log(user[prop])
? Для проверки, есть ли свойство у объекта, используйте оператор in
:
const user = { firstName: 'Марина', username: 'zloyDuh'}console.log('firstName' in user)// trueconsole.log('age' in user)// false
const user = { firstName: 'Марина', username: 'zloyDuh' } console.log('firstName' in user) console.log('age' in user)
? Чтобы обойти все ключи объекта, используют цикл for...in
? Для копирования объектов используется спред-синтаксис:
const user = { firstName: 'Марина', username: 'zloyDuh'}const copy = { ...user }console.log(copy)// { firstName: 'Марина', username: 'zloyDuh'}
const user = { firstName: 'Марина', username: 'zloyDuh' } const copy = { ...user } console.log(copy)
При этом происходит поверхностное копирование — полностью копируются только свойства первого уровня вложенности. Подробнее об этом читайте статью «Поверхностное и глубокое копирование».
А Достоевского когда обсудим))?
26.12.2021 16:03:19, Зимняя (р.пианистка)
[ссылка-1]
Вот здесь. Тема вниз уже убежала. Можете новую начать, если есть еще интересные идеи для обсуждения.
26.12.2021 16:19:18, Cat-S
так она была же анонсирована неоднократно. и традиционно была открыта в 11 часов в субботу
26.12.2021 17:26:53, ALora
А суббота разве 25-е? Ну я там написала, а вообще пас, как-то непонятно кто пишет когда пишет зачем написали вперёд Cat-s
26.12.2021 17:34:59, Зимняя (р.пианистка)
Это было объявление
[ссылка-1]..
Суббота — 25, сегодня 26, воскресенье
26.12.2021 17:37:57, Cat-S
Ничего абсолютно страшного.
Кмк, можно смело вторую тему заводить. Несколько человек поздно пришли. Не только Вы.
26.12.2021 17:40:50, Cat-S
Не надо было анонсировать, кмк.))
«а то мы сегодня все переделаем, а на завтра ничего не останется.» («Девчата»)
26.12.2021 15:11:58, oks024240
Всегда анонсируется, а то большинство уже забыло. Что читать то надо. И ссылки — очень удобно — искать специально не надо.
26.12.2021 15:30:22, Mary M.
Ссылки — это очень полезно. ))
Особенное спасибо ТС за Марецкую.
26.12.2021 15:35:15, oks024240
Что это, не анонсировать? Неделя предпраздничные, окончание года, надо выкроить время на чтение.
26.12.2021 15:25:32, Etagerka
Это да, проблема. Тогда может тему надо было «зажать», никто же не помнит за что конкретно голосовал.
26.12.2021 15:28:38, oks024240
Она за 10 минут читается.
26.12.2021 15:28:20, Mary M.
А вдумчиво?
26.12.2021 16:04:35, Etagerka
Я вдумчиво читала)
26.12.2021 16:08:20, Mary M.
Я понимаю, что уже поздно. Не ругайтесь:) но меня в этой сказке все время очень удивляло навязчивое желание сына напомнить о себе папаше. Казалось бы, все есть, зачем ещё комаром оборачиваться. В общем, для меня это скорее сказка про незакрытые гештальты…
Жду обсуждения 2 январч
26.12.2021 14:13:44, Катятян
как раз не удивило. приемные-то очень нередко стараются разыскать своих чертичто родителей, а тут настоящий биоотец, по повелению которого мать с младенцем засунули в бочку и кинули в пучину волн. Хотелось посмотреть такому в глаза:) и сделать ему пакость. Но комар разобрался в ситуации
26.12.2021 15:08:37, ALora
Я бы поспорила о реализации этого желания. Но сейчас не время? Главное, до 2 января не остыть :)))
26.12.2021 18:08:30, Катятян
Скорее рано, чем поздно.
Обсуждение всегда выходит на ту тему, на которую выходит.
26.12.2021 14:44:18, Cat-S
Как же поздно, если обсуждать будем через неделю?))
26.12.2021 14:15:23, Etagerka
Поздно тему обсуждения предлагать поменять
26.12.2021 18:08:59, Катятян
В процессе обсуждения обычно начинают затрагиваться и другие темы, затронутые в произведении. Если другим участникам есть что сказать — идёт развитие в ту сторону. Вроде, не проблема. ))
В ветке по Достоевскому, к примеру, обсудили тему антисемитизма. )
26.12.2021 20:06:01, Mops
Спасибо! Фильм никогда не видела, надо посмотреть.
26.12.2021 12:48:28, Mary M.
фильм красивый
26.12.2021 14:33:33, ALora
спасибо)
26.12.2021 12:41:06, =^..^=
Не поняла тему, но постараюсь)))
26.12.2021 12:38:37, Шиповник (экс-Василиса)
Разверну тему.
Три девицы высказали свои желания. Одна сказала то, что желала искренне, другие — ну, неизвестно, что ими двигало, это предмет обсуждения.
Сбылось все и у всех. Одной принесло ее желание счастье, две других были крайне не довольны.
26.12.2021 12:43:40, Cat-S
а зачем царю женщины,которые не смогут исполнять супружеские обязанности?:) На весь мир закатить пир и наткать,это затратно слишком для царя во всех отношениях. И жену не увидит, и наследника, и казна отощает. Третья мыслила реально
26.12.2021 19:46:46, Шрайбикус
Прочитаем, конечно, свежим взрослым взглядом, именно себе, а не детям. Но с темой тоже не согласна. Если только поискать там конспирологическую составляющую. Возможно, как раз две высказались искренне, от души и не подумав, а вот третья ..))
26.12.2021 14:12:00, Etagerka
Все высказывались совершенно искренне, исходя из того, что это просто поболтать. Но когда мечты стали реальностью, двум девушкам из трех стало завидно, что они не попросили бОльшего.
26.12.2021 13:49:44, читаю иногда с осени 2012
Давайте подождём 2-ого числа, а то всё обсудим заранее
26.12.2021 14:02:07, VarNa
Давайте, но мне это будет непросто
26.12.2021 15:03:10, читаю иногда с осени 2012
Ну, в общем, тема вокруг этого. А там каждый понимает по-своему.
26.12.2021 13:52:25, Cat-S
Вообще мне всегда казалось, что они не желания высказывал, а просто фантазировали. Типа «кабы я была царица…», «кабы я была волшебница…», «кабы я была президентом, я бы…».
26.12.2021 13:21:13, УникаЛьнаЯ
Кабы у меня было много денег! — тема из недавних местных обсуждений
26.12.2021 14:08:05, Катятян
Когда фантазии удачно исполняются в реальности, их легко для себя перевести в разряд искренних желаний. А исполнение — в заслуженное. ;))
26.12.2021 13:25:04, Mops
И мне тоже. Но я подожду обсуждения, если время будет.
26.12.2021 13:23:56, Birke
Более того, мне всегда казалось, что первые две хоть что-то умели и хотели пользу приносить, трудиться, а третья… ну, как бы ничего делать и не планировала, окромя «за себя полежать»
Так что с моей точки зрения заявленной темы для обсуждения просто нет.
26.12.2021 13:29:01, УникаЛьнаЯ
Вторая обрела типа счастье по умолчанию?. В силу врождённого характера . «По вере». Будь кроткой, доброй, честной и пр-и тебе будет счастье. За греховные помыслы и жлобство -тоже получи соответственно. Христианские ценности во главе угла. Как и положено в древней Руси
26.12.2021 14:11:13, XXL
на опережение идете, нехорошо-с:)
26.12.2021 14:34:49, ALora
Не утерпела. Извините
26.12.2021 18:29:38, XXL
Но решал то царь! Ему пофиг на пир на весь крещеный пир. Ему сына богатыря хотелось. Жаль, что сегодня не 2 января:)
26.12.2021 14:09:15, Катятян
является ли ваше желание вступить в брак искренним свободным :))
26.12.2021 12:40:47, =^..^=
Интегрированный урок: музыка и литература
5 класс
тема:
«Музыка и сказки А.С. Пушкина»
Подготовила:
Учитель музыки
БОРИСЕНКО
ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА
2020-2021 учебный год.
Цель урока: Показать, что музыка и литература взаимно обогащают и
дополняют друг друга
на примере сказок А.С. Пушкина и музыки великих русских композиторов М.И.
Глинки и Н.А. Римского-Корсакова. Задачи
урока:
1.Углубить и расширить на новом этапе знания учащихся о жизни поэта и
композиторов, какое влияние оказал А.С. Пушкин на творчество русских
композиторов, художников,
кинематографов. 2.Развитие
системного и диалектического мышления, гибкости ума, познавательной активности
и интересов учащихся. 3.Воспитание
гуманистического мировоззрения, отвечающего идеалам современности, любви к
шедеврам русского поэтического и музыкального искусства.
Материал
урока:
А.С. Пушкин: поэма «Руслан и
Людмила»; «Сказка о царе Салтане»; «Сказка о золотом петушке» — работа над текстом.
М.И. Глинка: Увертюра к опере «Руслан и
Людмила». Н.А.
Римский-Корсаков: опера «Сказка о царе Салтане», фрагменты оперы: «Три чуда»,
«Ария царевны Лебедь», «Полёт шмеля»; опера «Золотой петушок», темы царя
Дадона, золотого петушка, «Ария Шемаханской царицы» — слушание,
анализ.
Р.Н.П. «На море утушка купалася» —
разучивание.
Попевка «У лукоморья дуб зелёный» —
распевание. Энтин
«Дорога добра» — исполнение.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация «Сказки А.С. Пушкина и музыка»:
Фрагменты из художественного кинофильма «Руслан и Людмила»,
Фотография действующих лиц оперы;
Фрагменты из мультфильмов «Сказка о царе Салтане»: (белочка); и
«Золотой петушок»;
Фрагменты из художественного фильма «Сказка о царе Салтане»:
(превращение Лебедь в царевну);
репродукции: «Тридцать три богатыря», «Полёт шмеля»;
портреты А.С.
Пушкина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого
Звучит фрагмент Увертюры из оперы «Руслан и Людмила»
М.И. Глинки.
—
Что это прозвучало?
—
Кто написал поэму
«Руслан и Людмила»?
—
На доске – иллюстрации к
сказкам Пушкина.
А теперь посмотрите
на доску
—
Что вы там видите?
( иллюстрации к сказкам Пушкина).
—
Назовите эти сказки.
—
Какие вы читали сами?
—
Какие вы услышали от
родителей?
—
Как вы думаете, какова же
тема нашего урока, где объединятся воедино и литература, и музыка и мы
посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литература тоже нужна музыке?
« Музыка и
сказки А.С. Пушкина».
—
А почему именно Пушкин?
( т.к. его поэзия, и в частности сказки, необычайно музыкальны).
А.С. Пушкин высоко
ценил и глубоко интересовался русским народным творчеством. Ведь в песнях
народа, былинах, преданиях, сказках получили непосредственное отражение его
быт, страдания и радости, мужество и героизм, необычайно богатый духовный мир.
—
А как вы думаете, кто
привил Пушкину живой интерес к творчеству своего народа, который постепенно
перерос в горячую и преданную любовь?
Конечно
же, его няня Арина Радионовна.
И
Пушкин всю свою жизнь собирал, записывал и изучал песни и обряды, сказки,
былины, легенды. И сюжеты, подсказанные народом, нередко ложились в основу
собственных сочинений.
—
Вспомните, какими словами
Пушкин начинает поэму «Руслан и Людмила»?
(
На экране слайд: Крамской «Пушкин у лукоморья»)
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью кот учёный
Всё бродит по цепи кругом,
Идёт направо — песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Истинно
русские слова, словно былинная песнь гусляра.
Именно
так подчеркнул Пушкин близость песни
(музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.
Распевание: попевка «У лукоморья дуб
зелёный».
—
А кто главные действующие
лица в этой поэме – сказке?
(На экране слайд с участниками
оперы «Руслан и Людмила»).
Наш
урок начался с «Увертюры» Глинки к опере «Руслан и Людмила».
—
А что такое увертюра?
(вступление к опере, где показаны характеристики
главных героев и общий настрой всего произведения). (Слушание увертюры).
—
Так что мы услышали в
увертюре?
(тема Руслана – мужественная, стремительная, бодрая,
гордая;
тема Людмилы – песенно-танцевального характера,
легко, напевно, жизнерадостно;
эти две темы прерываются грозными аккордами в низком
регистре и звучанием барабана, говорящие о том, что главным героям предстоят
серьёзные испытания;
—
А как
закончится опера? Как мы об этом узнали?
Конечно же по радостному, жизнеутверждающему
характеру финала увертюры).
—
А как же это всё
происходило?
Учитель русского языка и литературы:
(Беседа по тексту с использованием видеофрагментов: похищение Людмилы;
Руслан и Черномор).
С появлением поэмы Пушкина «Руслан
и Людмила» в 1820 году связано одно событие.
В.А.Жуковский (Что вы знаете о нём?) подарил Пушкину свой портрет с
надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя, в тот
высоко-торжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».
Дома вы познакомились с героями
этого произведения.
—
Каково ваше мнение?
—
Какую речь использует
автор? (стихотворную).
—
Что такое стихотворная
речь?
—
Что такое ритм?
—
Что такое рифма?
—
Вспомните виды рифм.
а а а
б а б
а б б
б б а
Перекрёстная, парная, опоясывающая (запись в тетрадь).
Сейчас вы получите задание по тексту поэмы (разрезанные по строкам
четверостишья;
4 человека 3 минуты на подготовку,
1 человек от группы отвечает):
1.
Собрать
строки в нужном порядке.
2.
Выразительно
прочитать отрывок.
3.
Определить
вид рифмы.
Пример ответа (учитель).
Отрывок из первой части поэмы:
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу – прелесть и
Руслана
И Лелем свитый им венец.
Рифма перекрёстная: «Баяна –
Руслана
Певец – венец».
—
Всем понятно задание? (работа по группам).
Видеофрагмент «Похищение Людмилы».
—
Чей отрывок соответствует
фрагменту?
Ответ ученика:
Гром грянул, свет блеснул в
тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё
дрожит,
И
замерла душа в Руслане (опоясывающая)
Ответ №2, 3, 4. №2
Все четверо выходят вместе,
Руслан уныньем как убит,
Мысль о потерянной невесте
Его терзает и мертвит. (перекрёстная)
№3
И всё мне дико, мрачно
стало,
Родная пуща, тень дубов
Весёлы игры пастухов
Ничто тоски не утешало (опоясывающая).
№4
Узнай, Руслан: твой
оскорбитель
Волшебник страшный
Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор (перекрёстный).
Видеофрагмент «Руслан и Людмила».
—
Чей отрывок соответствует?
№5
В досаде, в горести немой,
Напрпсно длинной бородой
Усталый Карла потрясает:
Руслан её не выпускает…(парная)
№6
Мужайся, князь! В обратный
путь
Ступай со спящею Людмилой,
Наполни сердце новой силой,
Любви и чести верен
будь(опояс.)
№7
Тогда Руслан одной рукой
Взял меч сражённой головы
И, бороду схватив другою,
Отсёк её как горсть травы(перекр.)
№8
…Пуская тяжкий, слабый
стон,
С усильем приподнялся он,
Взглянул, поник главою
бранной-
И пал недвижный,
бездыханный (пар.)
Стихотворная речь в поэме Пушкина рождает в нашем
воображении живые, яркие картины. И современников Пушкина, и нас восхищает
богатство и разнообразие содержания, блеск и поэтичность языка.
Учитель музыки:
Поистине Пушкина можно назвать великим русским
поэтом – сказочником.
—
А кого из русских
музыкантов называют композитором – сказочником?
(Н.А.
Римского-Корсакова)
—
Почему?
(у него 15 опер, большинство из которых написаны на
сказочный сюжет).
Назовите оперы-сказки, которые вы знаете!
(Садко, Сказка о царе Салтане, Сказка о золотом
петушке, Снегурочка).
— А
какие из них написаны по сказкам Пушкина?
—
А сказка вся полностью
используется в опере?
—
А что лежит в основе любой
оперы?
(либретто).
—
Что такое либретто?
(краткое, переработанное содержание литературного
произведения).
По
сказкам Пушкина либретто были написаны под руководством самого
Римского-Корсакова. Первую из них, «Сказку о царе Салтане» он написал к
100-летию А. Пушкина.
— Когда это
было?
(1899).
А
сам Пушкин написал свою сказку в 1831г. в Царском селе. Помните, мы говорили в
начале урока, что сюжеты, «подсказанные» народом нередко ложились в основу
собственных сочинений поэта? Так было и со «Сказкой о царе Салтане», которую
составили подлинные мотивы русского народного повествования о царице, которую
по злому навету завистливых сестёр, царь сам, лично приказал посадить в бочку и
бросить в море.
—
А у Пушкина в его сказке
так же было на самом деле?
(нет,
царь не приказывал посадить в бочку и «бросить в бездну вод и царицу и
приплод», а всё это подстроили завистливые сёстры — ткачиха, повариха вместе со
сватьей бабой Бобарихой).
Учитель литературы:
А.С.
Пушкин в этом произведении отработал народную сказку, написанную им в двух
вариантах.
—
Как мы назовём в отличие
от народной сказку Пушкина?
—
Прочитайте полное название
пушкинской сказки.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
— Что обычно отражено в заглавии? (главная мысль)
— Как вы думаете, почему эту сказку так назвал Пушкин?
С
названием всегда связаны тема и идея произведения.
—
Вспомните, что такое тема
произведения?
—
Что такое идея?
—
Какую же тему помогает
понять образ царя Салтана?
(тема оклеветанной жены и благополучное разрешение
этой судьбы).
—
Какие мысли рождает у нас
образ «сына его славного и могучего богатыря князя Гвидона Салтановича»?
(идеальное, счастливое государство)
Задание для всего
класса:
1.
Найти в тексте описание
морского государства Гвидона.
2.
Подготовить выразительное
чтение по ролям.
3.
Объяснить, почему
государство Гвидона является идеальным, счастливым.
(Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты…
«И той стражи нет надёжней,
Ни храбрее, ни прилежней»;
«Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит».
Ответы
учащихся. Выразительное чтение по ролям (последний визит корабельщиков со слов
«ветер весело шумит…». Роли: автор, царь Салтан, корабельщики).
— Какая тема
связана с царевной — Лебедь? (волшебство).
Царевна
– одна из главных героинь и оперы Римского-Корсакова.
Учитель музыки:
Опера
оказалась поистине пушкинской. Римскому-Корсакову удалось сохранить
своеобразные черты поэтического произведения: наивность, добродушный юмор,
народный колорит. Подчас бывает трудно отличить в опере тему, созданную
композитором от подлинно-народных песен. И самих народных песен в опере
немало. Одна из них – свадебная песня «На море утушка купалася».
—
Послушайте, как звучит эта
песня?
(немного грустно, напевно,
медленно).
Разучивание.
—
А характер песни ближе
всего к облику какой героини сказки?
Но
в опере песня приобретает совершенно новые черты.
—
Послушайте, как она
изменилась?
Звучит ария
Царевны-лебедь.
( радостно, празднично)
—
Почему?
(передаёт счастливое состояние героини, которую
Гвидон спас от злого коршуна)
В свою очередь Лебедь
тоже помогает царевичу.
—
Каким образом она это
делала?
Сначала она
превратила его в шмеля.
—
А для чего?
Да, очень хотелось Гвидону
взглянуть на своего отца и при этом остаться незамеченным. Его появление в
царстве салтановом вызвало переполох. Досталось и сёстрам, и бабе
Ббарихе. Видеофрагмент: Яковлев
«Полёт шмеля» и музыка Р-К.
—
Послушайте, как звучит
музыка?
(быстро, стремительно, весело).
—
Почему?
(радость увидеть отца).
—
А как композитор
изобразил гудение шмеля?
(тембр виолончели, вращательные
движения)
—
В чём Лебедь ещё
помогла Гвидону?
Конечно, чтобы на острове Гвидона появились три чуда, о которых молвил
народ.
—
Так какое первое чудо?
Видеофрагмент «Белочка»
—
Какую белочку вы увидели?
—
Какую песню она поёт? ( р.н.п. «Во саду ли в огороде»)
А вот как представил её Римский-Корсаков. Послушайте и скажите
—
Как звучала музыка?
(лёгкая, изящная, прозрачная, хрупкая)
—
А почему она звучит
именно так?
(т.к. рисует волшебную белочку, грызущую золотые орехи).
А вот второе чудо:
«33 богатыря»
(иллюстрация)
—
Если вы были бы
композиторами, какую бы написали музыку для них?
(маршеобразную, воинственную, твёрдую)
—
Совпали ли наши мысли с
мыслями композитора Римского-Корсакова?
(да, + ещё показал в музыке и пушкинские строки:
Море вздуется бурливо
Закипит, поднимет вой
Хлынет на берег пустой).
И, наконец, самое главное чудо
—
Какое?
Конечно же, невиданной красоты Царевна-Лебедь.
Видеофрагмент
из художественного фильма — сказки.
А теперь
прозвучит музыка Римского-Корсакова.
— Поделитесь
о ней вашими впечатлениями!
(то прихотливо — узорчато, то просто и напевно)
—
Какая знакомая вам уже
русская народная песня лежит в её основе?
(«На море утушка купалася»).
—
Каков же финал сказки-оперы
о царе Салтане? (замечательно,
что все нашли своё счастье: и Гвидон с Царевной — Лебедь, и царица с Салтаном).
—
А каким предстаёт перед
нами в этих строках царь Салтан?
( добрым и
доверчивым, любящим свою жену и детей; великодушным, т.к. отпустил трёх злодеек
домой и даже не наказал их).
А вот царь из
другой пушкинской сказки и оперы Римского-Корсакова – Дадон, совершенная ему
противоположность.
—
О какой сказке-опере идёт
речь?
(«Сказка о золотом петушке»)
Посмотрите на рисунок Зотов «Царь Дадон» и эскиз костюма к
опере
Римского-Корсакова
—
Что вы можете о нём
сказать?
( напыщенный,
а внутренне пустой, примитивный, ленивый, глупый, трусливый, но претендующий на
большой ум и величие).
—
А какую музыку вы написали
бы для него?
(грубую, шутливую, резкую, отрывистую).
Послушаем, как это сделал композитор.
—
Совпали ли наши ощущения?
(да, короткий маршевый мотив, напоминающий тупую,
бессмысленную долбёжку, как будто он лишён простого человеческого чувства, т.к.
интонации просты, грубы, отрывисты).
«Сказкой о золотом петушке» композитор критиковал
русское самодержавие. Опера была написана в 1905 году.
—
Вспомните, что произошло в
это время в России?
(«Кровавое
воскресенье», где погибло огромное количество простых русских людей, слепо
верящих царю в том, что он поможет им и жизнь станет легче. Но народ не
допустили к царю, а просто расстреляли. В стране началась первая русская
революция: стачки, забастовки, аресты и гонения).
Имя Римского-Корсакова тоже было на учёте в полиции
и в первую очередь из-за оперы «Сказка о золотом петушке».
—
Как вы думаете, что не
понравилось властям в его опере?
( конечно смелость и дерзость; ведь в образе царя
Дадона все увидели пародию на царствующего в то время Николая 11).
Даже
подзаголовок оперы «Небылица в лицах» не могла прикрыть остроту содержания
сказочным сюжетом.
—
А каков же сюжет этой
сказки?
Учитель литературы:
Эта последняя пушкинская сказка была написана в 1834
году и представляет собой единственный случай у Пушкина. Когда в основу сюжета
русской народной сказки положен чисто литературный источник: шутливая новелла
американского писателя В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте»
-Давайте сравним эту сказку с народной.
—
Какие элементы народной
сказки присутствуют в «Сказке о золотом петушке»?
(Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон»
«Сказка ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок»
—
трёхкратное
повторение (3 подхода)
—
лексика:
глядь, инда, бывало, петушок мой золотой, беды незваной и т.д.)
Теперь поработаем с цитатным планом.
—
Вспомните, какой план
называется цитатным?
(с использованием цитат – точных выдержек из
какого-нибудь текста).
—
Как оформляется цитата?
—
Составьте цитатный план к
следующим эпизодам:
1 ряд – начало сказки
2 ряд – военные походы
3 ряд – встреча Дадона с Шамаханской царицей
(самостоятельная работа учащихся, ответы по рядам)
Финал мультфильма « Сказка о
золотом петушке».
Учитель музыки:
—
Так за что петушок убивает
Дадона?
(за ложь, за преступление, за неумение думать о
своей земле и народе).
Совсем не типичный
финал для сказки. А как обычно заканчиваются сказки?
(счастливо и хорошо,
но «сказка – ложь, да в ней намёк
добрым молодцам урок»).
Итог урока: Так какой урок мы получили сегодня?
—
Как связаны между собой
музыка и литература?
—
Что они призваны дарить
людям?
Конечно — же любовь, дружбу, доброту. Исполнение песни «Дорога
добра». (выставление оценок,
домашнее задание).
Список литературы:
1.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
2. «Сказка о царе Салтане»
3. «Золотой петушок»
4.А. Соловцов «Римский-Корсаков Издательство:
«Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ)» (1960)
5.И. Кунин: Римский-Корсаков
Издательство: Молодая гвардия
Серия: Жизнь замечательных людей
Год: 1964