Сказка о царе салтане предложения с прямой речью

Конспект занятия по развитию речи в старшей группелитературный калейдоскопцель: выяснение у детей, какие литературные произведения они помнят.задачи: закрепить знание сказок;

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Цель: Выяснение у детей, какие литературные произведения они помнят.

Задачи: Закрепить знание сказок; Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление; Воспитывать умение слушать своего товарища. Активизировать речь по теме.

        Дети сидят на стульчиках.

        Загадать детям загадку:

«Не дерево, а с листами,

Не рубашка, а сшита,

Без языка, а рассказывает!» (ответы детей)

        Правильно, это — книга.

        Ребята! Наша группа сегодня необычна. Она сегодня очень напоминает… Что она напоминает? Как называется удивительный дом, в котором живут ваши друзья- книги. Как называется этот дом? Правильно, библиотека. Кто может сказать, что такое библиотека? (ответы детей)

        В библиотеке много интересных книг. Молчаливые, они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих читателей. Подойдёт читатель к полке, возьмёт книгу в руки, откроет первую страницу, и начнёт книга рассказывать…

        Говорят, книга-это наш друг. А почему?

        -Правильно, потому что с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас, учат и помогают разобраться в самых разных вопросах.

        В библиотеке много книг и все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги. Взгляните на эти книги. (Показывает детям книги). Что в этих книгах?

        Дети: сказки. Почему же мы любим читать и слушать сказки? Сказка-это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу. Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо.

        А кто скажет, какие бывают сказки? Правильно, сказки бывают народные, сказки о животных и авторские сказки.

        А почему сказки называются народными?

        Правильно, потому что их придумал народ. Один человек придумывал сказку, рассказывал другому, тот человек, что-то добавлял от себя, пересказывал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть «народная».

        Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей.)

        Вокруг нас там и тут сказки разные живут.

На полянке есть загадки.

Отгадайте без подсказки.

Назовите посмелей этих сказочных друзей!

        Загадываю загадки, а дети отгадывают.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна лягушка.)

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

(Гуси – лебеди).

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живёт старушка.

Метлой она не пол метёт,

Метла – старушкин самолёт.

(Баба Яга.)

Это герои народных сказок.

        Показываю детям книги о животных.

        Кто нарисован на обложках? (Звери: кот, лиса, заяц,петух).

        Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие? (Сказочные: они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.)

        В сказках о животных, животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими – либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью. Недаром говорится (называю начало фразеологизма, делаю паузу, дети называют хором концовку):

        Хитёр как….(лиса).

        Голоден как (волк).

        Труслив как… (заяц).

        Болтлив как… (сорока).

        Беру с полки книгу и начинаю читать: «Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая…. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку….» Вы догадались, ребята, какую книгу мы раскрыли? А знаете, кто её написал? (Шарль Перро.)

        Это сказка уже не народная. А почему? Да потому, что у неё есть автор. Сказки, которые написал один человек, и нам известно его имя, называются авторскими или литературными. Литературные сказки писали многие русские и зарубежные писатели. У вас есть, наверное, любимые книжки и любимые писатели. Назовите их. Ответы детей.

        Многие писатели и поэты пишут сказки в стихах. А что такое стихотворение? Кто знает? Стихотворение – небольшой рассказ, который написан в рифму.

        Вы уже слышали сказку о добром докторе Айболите, но не все, наверное, знают, что написал её очень хороший детский писатель К. И. Чуковский.

Муха, муха, цокотуха

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

        Из какой это сказки? А написал её кто?

        А теперь давайте поиграем. Я буду читать небольшие отрывки из сказок, а вы будите говорить название сказки и кто её написал.

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по морю идёт,

Бочка по морю плывёт.

(А. С. ПУШКИН «Сказка о царе Салтане»).

Посуду никогда не мыла,

Совсем не подметала пол,

И вся посуда убежала –

Тарелки, ложки, чашки, стол.

(К. И. ЧУКОВСКИЙ «Федорино горе»).

Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

— Оказалось, это брюки…

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

        Кто это такой? Правильно – это Рассеянный с улицы Бассейной. А написал это произведение С. Я. Маршак. Многие дети очень любят стихотворения Маршака. Он много написал сказок, песен, загадок. А какие ещё произведения Маршака вы знаете? («Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный»).

        Это мы с вами говорили о жанре авторских сказок, написанных в стихах.

        Беру с полки книгу А. Л. Барто «Игрушки» (читаю загадку).

Я мячик в речку уроню,

Я шерстку причешу коню;

Качаясь по доске пройду,

А я… я заблужусь в саду.

В любимой книжке мы живём,

Но мы её не назовём!

Ответьте нам, друзья – подружки,

Как книжку эту звать?.

(«Игрушки»)

        Кто написал эту книгу? Да, верно, детская поэтесса Агния Львовна Барто. Это её короткие стихи об игрушках стали вашими первыми стихами, которые вы читали наизусть, порой, ещё не умея выговаривать звуки. Давайте их вспомним. Кто хочет прочитать эти стихи?

        Дети по желанию читают стихи А. Л. Барто.

        У зарубежных поэтов есть тоже интересные и весёлые стихи.

        А теперь давайте поиграем в замечательную народную игру «Птички и птицелов».

        Но прежде, чем начать игру нам нужно выбрать водящего. А как это сделать? Правильно, нам надо произнести считалку, то есть, посчитаться. Считалка является одним из жанров устного творчества народа. Считалка помогает распределять роли в играх.

        Предложить кому – либо из детей выбрать водящего.

        Ну, вот мы с вами поиграли, а теперь давайте продолжим наше путешествие по другим литературным жанрам.

        В нашей библиотеке есть несколько сборников пословиц и поговорок. И поверьте, читать эти книги очень интересно. Пословицы и поговорки несут в себе накопленный поколениями опыт, а также украшают нашу речь и делают её более выразительной. Вспомним пословицы!

        Дети рассказывают пословицы и поговорки, знакомые им.

        А есть ещё один литературный жанр – загадки. Загадка – краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки. Все ребята любят загадки. Послушайте и постарайтесь отгадать загадки. Загадываю загадки, а дети отгадывают.

        У нас сегодня с вами получился целый литературный калейдоскоп. Как узоры сменяются в калейдоскопе, так литературные жанры сменялись один за другим на нашем занятии. Какие литературные жанры мы сегодня вспоминали? (ответы детей)

        А теперь, ребята, наше путешествие по литературным жанрам закончилось. Мне было очень приятно с вами путешествовать. Я хочу, чтобы вы запомнили: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». На память о нашем путешествии я хочу подарить вам книги сказок. Стоит вам открыть их, и вы вновь окажетесь в стране добра и мудрости.

        В заключении прочитать стихотворение Ю. Энтина «Слово про слово».

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают,что значит поэт.

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна – недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Похороны Петра Столыпина в Киеве, 5 (18) сентября 1911 года

© Public Domain/Wikimedia Commons

Киев, 1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1911 года. Опера «Сказка о царе Салтане». Император просил дать именно ее. Антракт. Два выстрела, второй — в живот. Спустя 110 лет родственница присутствовавшей в тот вечер в театре женщины обнаружила и передала нам письмо своей прабабушки, в котором она подробно описывает последнее покушение на большого политика

Личный архив писем Наталии Оржевской (урожденной княжны Шаховской) до 1919 года не сохранился — ее имение находилось недалеко от Житомира, бесконечно переходившего из рук в руки во время гражданской войны. Кто именно похозяйничал в имении — неизвестно, но погибло все, даже годами ревностно оберегаемая шкатулка с самой ценной корреспонденцией и воспоминаниями. А вспоминать было что: годы в фрейлинах сначала у императрицы Марии Александровны, затем — у Марии Федоровны. Балы и светские развлечения. Работа сестрой милосердия в одном из госпиталей во время войны 1876-1877 года, создание на собственные средства амбулатории, госпиталя и больницы, руководство отделением Красного Креста…

На протяжении многих лет ее постоянным корреспондентом был Иван Балашов — известный благотворитель и покровитель искусств. Он не раз просил ее описывать крупные политические и светские события, свидетельницей которых она становилась в силу высокого положения. Попросил он рассказать и о последнем покушении на Петра Столыпина.

Наталия Оржевская Личный архив Елены Старостенковой

Письмо правнучатая племянница Оржевской Елена Старостенкова обнаружила почти случайно. Прочитать его было непросто, два года ушли только на расшифровку — почерк очень неразборчив. Но труд не напрасен — письмо об убийстве Петра Столыпина, переписывавшееся в высшем обществе и передававшееся из рук в руки столетие назад, теперь можно прочитать и нам.

Знала ли автор письма Столыпина лично — неизвестно (хотя ее брат точно был с ним знаком). Но о поступках и решениях этого человека в то время знала вся Россия.

Взлеты

Дорогой Иван Петрович, Совесть жестоко корит меня в неисполнении моего обещания описать Вам, насколько возможно подробно и точно мои личные впечатления о горестном событии 1-го сентября 1911 года в Киеве, но жизнь моя так всегда складывается, что не только мне самой, но и мысли моей приходится подчиняться окружающим меня людям и обстоятельствам. К тому же, по возвращении моем из Петербурга я заболела сильной инфлюэнцией, которую перенесла хотя и на ногах, но с тем  очень неприятным самочувствием, когда каждое усилие — мука, а и каждое движение болевое ощущение

из письма Наталии Оржевской

Столыпин — человек, чья карьера складывалась действительно блестяще с самого начала. Естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Специальность — агрономия. Выбор для дворянина весьма небанальный. Выпустился сразу кандидатом и получил небывало высокий для выпускника чин коллежского секретаря — X класс в табели о рангах. За следующие три года поднялся до V класса.

После 13 лет работы в литовском Ковно Столыпина назначили губернатором Гродно, где он распоряжался о подавлении восстаний, развивал сельское хозяйство и заботился об образовании крестьян. Первая русская революция застала его в Саратове — одном из центров подполья, бунтовавшего страшно и кроваво. В 1906 году произошел очередной невероятный карьерный скачок.

Петр Столыпин в 1906 году Карл Булла/Public Domain/Wikimedia Commons

«Следует отметить уникальность бюрократической карьеры Столыпина. Существовали в Российской империи довольно жесткие правила службы. Человек определенное количество лет находился на определенной должности и в определенном чине. По бюрократической традиции, негласным правилам было принято делать так: перспективный чиновник — губернатор или вице-губернатор, претендующий, скажем, на должность министра в будущем, после губернии какое-то время служил в должности главы какого-нибудь ключевого департамента в Петербурге или на должности товарища (то есть заместителя) министра. Столыпин эту службу в Петербурге минует, сразу назначается министром внутренних дел», — рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России с древнейших времен до XX века СПбГУ Денис Янченко.

Сам Столыпин замечал, что его быстрое продвижение по службе вызывало недовольство и кривотолки, поскольку карьерный этап, который ему удалось перескочить, у многих занимал десятилетие.

В  том же году он был назначен на пост председателя Совета министров, на котором находился до конца жизни.

Слово и дело

Я размышляла о неудачном выборе пьесы, хотя мне объясняли перед тем, что сам Государь пожелал, чтобы была поставлена опера «Царь Салтан», сюжет ее совершенно не подходил к торжественному спектаклю, во время которого все чувствовали себя в каком-то особенно приподнятом и радостном настроении, все дни прошли так прекрасно, все страхи оказались напрасными, а любовь к Царю Его народа выразилась так наглядно и восторженно. Вдруг послышались два сухих удара, похожие на щелчки. Я поняла, что это выстрелы, но они были до того глухи, что я была уверена, что стреляют на сцене и сейчас подымется занавес: «Как глупо», подумала я, но в ту же минуту услыхала пронзительный крик: «Убили»!

из письма Наталии Оржевской

В отличие от большинства других, даже очень успешных чиновников того времени, Столыпин действительно умел выступать на публике и удерживать внимание толпы. 

«Столыпин стал первым нашим политиком, о котором точно известно, что он использовал спичрайтеров. Грамотная речь и умение держать аудиторию — это не все. Необходимо еще подготовить документ, который произведет впечатление, тем более что Столыпин часто зачитывал текст. Делал он это очень умело. Спичрайтеров и редакторов было несколько, но один из самых известных — иудей по происхождению Илья Яковлевич Гурлянд, профессор Демидовского лицея в Ярославле, дослужившийся благодаря министерской работе до действительного статского советника, то есть «гражданского генерала», — рассказывает Денис Янченко. Именно этому помощнику приписывают некоторые знаменитые цитаты из выступлений Столыпина, например «Не запугаете!» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Речь Столыпина — в интервью или за трибуной — в принципе изобиловала яркими и запоминающимися фразами.

Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России

Столыпин серьезно воспринимал свою роль публичного политика. В противовес оппозиционным партиям он опубликовал программу действий правительства, следил и корректировал работу ежедневной газеты «Россия», пытаясь (не всегда успешно) с ее помощью повлиять на общественное мнение.

«Столыпин — фигура, во многом созданная пиаром. Сейчас это показалось бы очевидным, но тогда было непривычно русскому обществу, — объясняет Денис Янченко. — Среди бюрократии людей, умевших общаться с большой аудиторией, с толпой, с обыкновенными крестьянами, а не только с представителями интеллектуальной элиты, практически не было. Столыпин же неоднократно демонстрировал этот редкий для чиновника навык и при работе в Ковно, и при работе в Гродно в качестве губернатора, и особенно в Саратове в годы революции».

Петр Столыпин (в центре) в Киеве, 1910 год ТАСС

Петр Столыпин (в центре) в Киеве, 1910 год

© ТАСС

Столыпинская эпоха началась с издания закона о военно-полевых судах, который должен был противостоять революционному террору. Глава Совета министров провел целый перечень законопроектов, которые позже получили название Столыпинской аграрной реформы, формируя новый слой богатых крестьян-фермеров и уничтожая сельскую общину. Многие проведенные им реформы, как, например, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, готовились за долгие годы до прихода Столыпина и были в некотором смысле неизбежными, но именно его яркая фигура стала для огромного количества людей символом изменений и объектом ненависти или восторженного поклонения.

Монарх

Первые ряды кресел были почти пусты, и я увидела высокую мощную фигуру Столыпина. Он стоял ко мне спиной, с него уже сняли сюртук, но лицо его было обращено к царской ложе, и я ясно видела его профиль. Он был очень бледен, но в выражении его было столько восторга, что я решила: «Убийца промахнулся». Государь стоял, свесившись над перилами ложи, и две эти фигуры составляли, для меня, по крайней мере, как бы один центр, на котором было сосредоточено все мое внимание. Я видела, как Столыпин левой рукой стал делать какие-то знаки, как бы желая успокоить Государя, и прося его удалиться, и когда Государь действительно углубился в ложу, Столыпин два раза левой рукой сделал ему вслед широкое крестное знамение, затем он обессилел, опустился в кресло и его вынесли из театра

из письма Наталии Оржевской

«Единственное, на что Столыпин мог всерьез опираться, — доверие монарха. Сам Николай строил свои отношения с министрами таким образом, чтобы обеспечить себе их лояльность, что, впрочем, ему удавалось далеко не всегда. Для Николая самым страшным кошмаром было не столько появление Думы с законодательными правами, сколько возможность объединенной оппозиции со стороны министров. <…> Система власти, управления страной даже после 1906 года строилась на индивидуальных докладах отдельных министров императору и его личных решениях», — рассказывает Денис Янченко.

На протяжении практически всего срока своей службы Столыпин пользовался расположением и доверием Николая II, получая от него множество привилегий, начиная с придворных чинов, финансовой помощи и государственных наград и заканчивая разрешением использовать один из императорских дворцов в качестве резиденции. 

«Столыпинские реформы были невозможны без одобрения Николая II. Царь не мог открыто высказать все, что он думал о революции и вынужденных государственных преобразованиях… Так же, как современные монархи, Николай уже во многом являлся заложником своего положения, обязанностей, придворного церемониала. В этом смысле председатель Совета министров Столыпин находился на острие атаки, под ударом со стороны думской оппозиции, со стороны революционеров, всех, кто открыто выступал против монархии. Важная и неблагодарная задача, — говорит Денис Янченко. — Безусловно, Николай II и Александра Федоровна это осознавали, и он был полезен для них. В 1909 году Столыпин серьезно заболел гриппом, что вызвало озабоченность царя. Он беспокоился не только из сочувствия, безусловно, ему присущего, но и из чисто прагматических государственных соображений, конечно. Заменить-то некем! Не было человека, настолько глубоко погруженного в государственные дела». 

Николай многократно отказывался утвердить прошения Столыпина об отставке. Отчасти, вероятно, потому, что был убежден, что отправлять людей в отставку должен был он по собственному желанию, отчасти потому, что не мог придумать Столыпину замены. А причины просить об отставке были серьезнейшие: десять неудачных покушений на убийство, самое известное из которых вошло в историю под названием «Взрыв на Аптекарском острове», унесло жизни 24 человек и едва не привело к ампутации ног дочери политика; серьезные проблемы со здоровьем, поправить которые, учитывая темп жизни председателя Совета министров, было невозможно.

Опасность

Говорят, что Государь сам хотел идти к Столыпину, но его удержали дочери, они, уцепившись за него, не пускали его. Наполнившая к этому времени театр публика стала шумно требовать «Гимна». Занавес взвился; ничего подобного я никогда не видала. Актеры стали на коленях, не пели, а положительно кричали: «Боже, Царя храни», зрители пели, многие плакали, но мне было жалко Государя. Он стоял бледный, хотя очень спокойный и кланялся, но мне казалось, что ему это ликование должно быть очень тяжело, ведь думал же он, наверное, что жизнь его была спасена ценой другой, тоже драгоценной для России жизни и эти восторженные «ура», видимо резали ему слух и сердце. После второго повторения гимна Государь удалился и тут кто-то вдруг запел молитву <…> «Спаси, Господи, люди Твоя»! Все мигом подхватили эту молитву, которая одна соответствовала и настроению минуты, и потребностям души каждого из присутствующих

из письма Наталии Оржевской

«Чиновничья карьера Столыпина, учитывая многочисленные награды и пожалования, была блестящей, но сохранялись и риски. Существовало несколько должностей, что называется, «расстрельных». На бюрократов, их занимавших, регулярно совершали покушения. В правительстве это должности министра внутренних дел, министра народного просвещения, потому что образовательная политика касалась очень многих людей и многих национальностей. В 1911 году, когда было уже известно, что что-то готовится в Киеве, какое-то покушение, предполагали, что его целями могут стать либо Петр Аркадьевич Столыпин, либо крайне непопулярный министр народного просвещения Лев Аристидович Кассо», — рассказывает историк.

Опасной была не только должность Столыпина, но и время, в которое он ее получил. В 1905–1907 годах жертвами различных террористических акций стали около 9 тыс. человек. На протяжении всей своей карьеры Столыпин принимал жесткие меры для подавления революционных настроений.

Место покушения на Петра Столыпина на Аптекарском острове. Санкт-Петербург, 25 августа 1906 года Bundesarchiv/CC BY-SA 3.0 de/Wikimedia Commons

Место покушения на Петра Столыпина на Аптекарском острове. Санкт-Петербург, 25 августа 1906 года

© Bundesarchiv/CC BY-SA 3.0 de/Wikimedia Commons

Самой известной такой мерой стало введение на восемь месяцев закона о военно-полевых судах, в рамках которого человека, совершившего тяжкое преступление, могли казнить после двух дней, отведенных на разбирательства. В языке надолго закрепилось выражение «столыпинский галстук», означающее веревку висельника. Одни называли министра палачом, другие благодарили, третьи считали, что делается недостаточно. Столыпинские военно-полевые суды вынесли около 1100 приговоров, привели в исполнение не меньше тысячи. Это несопоставимо с масштабами советского Большого террора, но для общества начала XX века стало шоком.

На эту тему

Мать-основательница советского образования:

«В условиях свободы слова и открытой прессы каждая казнь, тюремные заключения обсуждались вплоть до Думы, что еще больше нагнетало обстановку. Концепция обуздания революции, которую провозгласил Столыпин: «Сначала успокоение, потом реформы», была в первые годы его «министерства» поддержана деятелями консервативного направления и ультраправого радикального движения. В дальнейшем он взял курс на их раздробление, строительство доминирующей «центристской» силы в Государственной думе, полностью лояльной правительству, чем заработал себе непримиримых врагов. Они впоследствии наряду с революционерами крайне негативно оценивали всю эпоху Столыпина. Для левых он однозначно сатрап и палач», — рассказывает Денис Янченко.

Столыпина критиковали за то, что он слишком уж стремился к личной власти — совмещал пост министра внутренних дел и председателя Совета министров, ограничивал полномочия губернаторов, прежде обладавших даже правом заключать предварительные международные договоры, проводя бюрократическую централизацию вопреки интересам местных властей и, что важнее, местных жителей. Одним из последствий этой позиции стало, к примеру, Среднеазиатское восстание 1916 года. В любом случае, настроения в обществе начинали меняться, и дальнейшие события не привели к успокоению.

«Идет Первая русская революция. Даже в художественной литературе описано, как сложно найти палача, практически невозможно, отношение крайне негативное и в народе, и у образованных слоев общества. Проходит всего десять лет, и в 1917 году это вообще не задача — выйди на улицу, и найдешь. То есть за годы Первой мировой люди очень сильно ожесточились».

Смерть

Это ужасное преступление, омрачившее счастливые дни пребывания Царской семьи в Киеве все же оставило в воспоминаниях моих, несмотря на всю скорбь им вызванную, какой-то светлый луч веры в человечество и уважения к людям. Я положительно утверждаю, что не только сам Столыпин вел себя как истинный русский витязь, но мне кажется, что ни один человек в театре не думал в эту минуту «о себе», все были вырваны из узкого круга самолюбивых и себялюбивых чувств; все сердца трепетали одним чувством ужаса и восторга, и даже злоба, проявленная многими к убийце, носила какой-то благородный порыв самозабвения и бесстрашия

из письма Наталии Оржевской

В 1911 году Николай II с семьей и приближенными отправился в Киев, чтобы побывать на открытии памятника Александру II. 1 сентября в киевском городском театре в антракте оперы «Сказка о царе Салтане» секретный осведомитель охранного отделения Дмитрий Богров дважды выстрелил в Столыпина. Рана оказалась смертельной.

Петр Столыпин встречает членов императорской семьи в Киеве, 1911 год ТАСС

Петр Столыпин встречает членов императорской семьи в Киеве, 1911 год

© ТАСС

Столыпин повернулся ко мне и благословил воздух левой рукой. Тут только я заметил, что у него на кителе кровь. Ольга и Татьяна увидели все, что произошло… На Татьяну произвело сильное впечатление, она много плакала, и обе плохо спали

В результате расследования, длившегося около полутора лет, виновными в «преступной халатности», благодаря которой 11-е покушение на жизнь Столыпина стало успешным, ответственные сенаторы назвали четырех высокопоставленных чиновников, отвечавших за безопасность политика. Среди них был Павел Курлов — правая рука Столыпина.

Киев оказался не готов к тому, чтобы одновременно принимать императорскую семью и важнейших политических сановников. Денис Янченко рассказывает о череде недочетов, приведших к трагическому финалу. Не были продуманы маршруты передвижения по городу. В Киеве не было людей, обычно отвечавших за охрану председателя Совета министров и практически не расстававшихся с ним. Но самое главное — Богров смог пройти в театр несмотря на то, что осведомителей не должны были подпускать к охраняемым государственным лицам.

Похороны Петра Столыпина в Киево-Печерской Лавре, 9 (22) сентября 1911 года ТАСС

Похороны Петра Столыпина в Киево-Печерской Лавре, 9 (22) сентября 1911 года

© ТАСС

Была ли это цепь роковых случайностей или преступный умысел — так и осталось неизвестным. Николай II отказался от открытого процесса по делу, что стало причиной сплетен о возможном заговоре.

Петр Столыпин завещал похоронить его там, где его убьют, что и было сделано. Его могила находится в Киево-Печерской лавре, недалеко от сподвижников Петра I — Искры и Кочубея.

Дорогой Иван Петрович, Совесть жестоко корит меня в неисполнении моего обещания описать Вам, насколько возможно подробно и точно мои личные впечатления о горестном событии 1-го сентября 1911 года в Киеве, но жизнь моя так всегда складывается, что не только мне самой, но и мысли моей приходится подчиняться окружающим меня людям и обстоятельствам. К тому же, по возвращении моем из Петербурга я заболела сильной инфлюэнцией, которую перенесла хотя и на ногах, но с тем очень неприятным самочувствием, когда каждое усилие — мука, а и каждое движение болевое ощущение. А нужно было еще подбадривать других и выслушивать многих и помогать, кому возможно.….. Третьего дня только уехала моя двоюродная сестра Челищева с ее прелестными детьми, а сегодня я должна ехать в Киев по разным делам. Пользуюсь маленьким затишьем в своем домострое перед отъездом, чтобы, наконец, исполнить Ваше желание, ставшее и моею мечтой. Для этого, прежде всего, переношусь почти за восемь месяцев назад и вспоминаю себя сидящей во время антракта в глубине ложи, находящейся как раз напротив той, где сидел Государь с двумя Великими Княжнами, Царевичем Болгарским и, кажется, нашими Великими князьями. 

Я размышляла о неудачном выборе пьесы, хотя мне объясняли перед тем, что сам Государь пожелал, чтобы была поставлена опера «Царь Салтан», сюжет ее совершенно не подходил к торжественному спектаклю, во время которого все чувствовали себя в каком-то особенно приподнятом и радостном настроении, все дни прошли так прекрасно, все страхи оказались напрасными, а любовь к Царю Его народа выразилась так наглядно и восторженно. Вдруг послышались два сухих удара, похожие на щелчки. Я поняла, что это выстрелы, но они были до того глухи, что я была уверена, что стреляют на сцене и сейчас подымется занавес: «Как глупо», подумала я, но в ту же минуту услыхала пронзительный крик: «Убили»! 

Я бросилась к барьеру ложи и с ужасом искала глазами Царя. Он тоже быстрыми шагами направлялся к барьеру своей ложи. Успокоившись на его счет, я взглянула в залу, там происходило большое смятение. Все оставшиеся во время антракта зрители и многие вбежавшие на выстрелы и крики были в страшном возбуждении. Дамы кричали и махали руками. Я опять услыхала крики: «Убить его, убить его». Мужчины некоторые перелезали через рампу ложи, стоявшие в партере все стремились к одному месту, офицеры обнажали сабли, а у одного из выходов бледного, с выражением ужаса на лице я видела какого-то человека, которого держали другие, затем его повалили, стали бить… топтать. Я с отвращением отвернулась от этого зрелища и стала искать, кого же собственно «убили». 

Первые ряды кресел были почти пусты, и я увидела высокую мощную фигуру Столыпина. Он стоял ко мне спиной, с него уже сняли сюртук, но лицо его было обращено к царской ложе, и я ясно видела его профиль. Он был очень бледен, но в выражении его было столько восторга, что я решила: «Убийца промахнулся». Государь стоял, свесившись над перилами ложи, и две эти фигуры составляли, для меня, по крайней мере, как бы один центр, на котором было сосредоточено все мое внимание. Я видела, как Столыпин левой рукой стал делать какие-то знаки, как бы желая успокоить Государя, и прося его удалиться, и когда Государь действительно углубился в ложу, Столыпин два раза левой рукой сделал ему вслед широкое крестное знамение, затем он обессилел, опустился в кресло и его вынесли из театра. Я видела, как Дедюлин перелез через царскую ложу в оркестр.

Говорят, что Государь сам хотел идти к Столыпину, но его удержали дочери, они, уцепившись за него, не пускали его. Наполнившая к этому времени театр публика стала шумно требовать «Гимна». Занавес взвился; ничего подобного я никогда не видала. Актеры стали на коленях, не пели, а положительно кричали: «Боже, Царя храни», зрители пели, многие плакали, но мне было жалко Государя. Он стоял бледный, хотя очень спокойный и кланялся, но мне казалось, что ему это ликование должно быть очень тяжело, ведь думал же он, наверное, что жизнь его была спасена ценой другой, тоже драгоценной для России жизни и эти восторженные «ура», видимо резали ему слух и сердце. После второго повторения гимна Государь удалился и тут кто-то вдруг запел молитву <одно слово неразборчиво> «Спаси, Господи, люди Твоя»! Все мигом подхватили эту молитву, которая одна соответствовала и настроению минуты, и потребностям души каждого из присутствующих. Долго, долго еще раздавались звуки молитвы, и никто не двигался с места. 

Наконец стали, однако, разъезжаться, мы вернулись в гостиницу, и все обступили Иосифа Потоцкого, который стоял рядом со Столыпиным во время убийства его и только что разговаривал с ним в то время, когда подошел Богров. До поздней ночи оставались мы в общей зале, все в надежде узнать какие-нибудь новые подробности. Все уже знали, что Столыпин ранен в руку и в бок, что он очень слаб, но врачи не считали его положение окончательно безнадежным. 

Это ужасное преступление, омрачившее счастливые дни пребывания Царской семьи в Киеве все же оставило в воспоминаниях моих, несмотря на всю скорбь им вызванную, какой-то светлый луч веры в человечество и уважения к людям. Я положительно утверждаю, что не только сам Столыпин вел себя как истинный русский витязь, но мне кажется, что ни один человек в театре не думал в эту минуту «о себе», все были вырваны из узкого круга самолюбивых и себялюбивых чувств; все сердца трепетали одним чувством ужаса и восторга, и даже злоба, проявленная многими к убийце, носила какой-то благородный порыв самозабвения и бесстрашия. 

Первые дни мы все еще жили в надежде на выздоровление Петра Аркадьевича, и чувствовалось, что страданиями своими он служит еще Царю и России, также как служил в расцвете своих сил и успеха. Тяжелая весть об ухудшении положения больного сковывала всех, пока трагическая и быстрая развязка не развязала опять замолкшие на время чувства: негодования, скорби и даже отмщения. 

Вот, дорогой Иван Петрович, как мне помнится событие 1-го Сентября, все остальное и больше того, что я могла рассказать Вам, Вы знаете из газет и рассказов других очевидцев. Я не успею перечитать это наскоро написанное письмо, но, пожалуйста, исправьте сами ошибки и поставьте знаки препинания. Мне очень, очень жалко, что я не могу приехать теперь в Москву. Тесно связана тоже в моих ранних воспоминаниях Москва с коронованием Имп. Александра III, освящением Храма Спасителя. И освящение его памятника, как бы завершило всю эту цепь воспоминаний. Хотелось бы тоже хоть издали видеть Имп. Марию Федоровну в эти дни и душой переживать с ней картины прошлого. 30-го Мая я уже буду обратно в Чартории, надеюсь. 

Дай Бог, чтобы у Вас прошло все благополучно и насколько возможно радостно, дружески, приятно. До свидания, надеюсь. Н. Оржевская

Продолжение

Благодарим за помощь в подготовке материала Елену Старостенкову

Алена Фокеева

Многомудрый Литрекон как никто другой знает, как написать самое выразительное произведение. Часами и днями напролет он анализирует лирические и прозаические  тексты, где авторы используют самые изысканные средства художественной выразительности. Знание всех этих приемов поможет Вам разнообразить и украсить свою речь, а ведь именно она позволяет нам добиваться намеченных целей и находить общий язык с людьми. Также тропы фигурируют в ЕГЭ по русскому языку и литературе. Даже технарю важно знать, чем эпитет отличается от метафоры. Специально для Вас Многомудрый Литрекон составил список языковых средств выразительности, в котором Вы найдете известные примеры из литературы и понятные определения тропов.  В финале Вас ждет таблица, где будет обобщение всего сказанного. Приятного просвещения!

Фонетические средства выразительности 

Данные языковые средства отличает принцип выразительности — они красивы по звучанию, а не по контексту. Поэтому чаще всего фонетические средства выразительности используются в поэзии. Современный слушатель постоянно находит их в рэпе: чем выше мастерство автора, тем интереснее и благозвучнее звучит его куплет. Научно доказано, что человек выделяет для себя приятные и неприятные акустические явления. В русском языке особенно много приятных. И это не пустые слова. Если сравнить звучание, например, финского и русского языка, то Вы сами поймете, что последний сравнительно благозвучен и легок в произношении. Поэтому в нашей речи много фонетических средств художественной выразительности. Рассмотрим каждое из них.

Аллитерация

Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных звуков в тексте, чаще всего поэтическом:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн. (К. Бальмонт)

Вот более современный пример из песни Оксимирона:

Где нас нет, услышь меня и вытащи из омута
Веди в мой вымышленный город, вымощенный золотом

Менее распространена скандинавская аллитерация. Этот прием заключается в том, что каждое новое слово начинается с одной и той же буквы. Например, в серии романов о Гарри Поттере мы неспроста встречаем Салазара Слизерина и Минерву Макгонагал.

Ассонанс

Ассонанс – это повторение одинаковых гласных звуков (не букв!) в тексте. Такие звуковые эффекты делают поэтическое произведение более выразительным и изящным.

У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут. (М. Лермонтов)

Звукоподражание

Звукоподражание — это описание какого-либо явления имитацией звуков, характеризующих его. Например, Вы хотите описать шум ветра, поэтому используете как можно больше звуков, напоминающих этот шум. Вот Сергей Есенин вышел из положения следующим образом:

Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума…

В этих строках много шелестящих звуков, как будто между ними действительно ветрено и шумно.

Лексические средства выразительности

В отличие от фонетических, лексические языковые средства выразительности опираются не на красоту звучания, а на значение слов. Наиболее распространенный тип — тропы. Это слова, которые употребляются в переносном значении. «Ну ты вообще красавчик!» — говорим мы и тут же добавляем: «В переносном смысле, конечно же». Такие слова встречаются сплошь и рядом, из них состоит образная и богатая речь развитого человека. Также в этот обширный раздел входят средства выразительности, для которых определяющими являются контекст и окружение из слов. Например, оксюморон не может состоять из одного слова. Чтобы он проявился, нужно хотя бы два. Все многообразие лексических средств выразительности отражено в этом списке.

Неологизм

Авторский (индивидуальный) неологизм (окказионализм) – новое слово, придуманное автором в соответствии с законами словообразования данного языка. Неологизмами пестрит поэзия футуристов, ведь они жаждали сделать что-то новое в литературе. Сейчас словотворчеством может заняться любой желающий, а некоторые самые удачные выражения находят свое место в словарях и народной памяти. Например, слово «скомуниздил» — это весьма удачная замена нецензурной лексики, образованная от слова «коммунизм». Еще более современный пример — название песни исполнителя RAM «Технокамикадзе». Это неологизм чистой воды.

Арфеет ветер, далеет Нарва,
Синеет море, златеет тишь. (И. Северянин)

Диалектизм

Диалектизмы – слова из разных диалектов. В языке художественной литературы используются со стилистической целью, например, для создания местного колорита, речевой характеристики персонажа и т.п.: дивчина, векша, гутарить и др. Многообразие диалектизмов мы можем встретить в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон». 

Фразеологизм

Фразеологизм – устойчивое выражение, воспроизводимое в речи в качестве целой лексической единицы: кривить душой, ход конём, сесть в лужу и др. Крылатые фразы и выражения мы часто встречаем в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Их же используют современные исполнители. Например, тот же Оксимирон написал: «Мэр – лишь серый кардинал». Это тоже фразеологизм.

Эпитет

Эпитет – образное определение предмета, явления или действия. Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные (тяжёлый взгляд, тихая старость), реже – наречия:

«Гордо веет буревестник» (М. Горький «Песня о буревестнике»).

«Люто хочется весны» (Оксимирон, «Все переплетено»).

Главное отличие эпитета от простого прилагательного — это именно переносное значение слова. Трава зеленая, это ее прямая характеристика. Но она же изумрудная — это уже эпитет, ведь трава не состоит из драгоценных камней, а лишь имеет похожий цвет и блеск.

Сравнение

Сравнение – сопоставление предметов или явлений по какому-либо общему для них признаку. «Эта девка просто пуля» — вот классический сравнительный оборот в известной песне ЛСП. Сравнение может выражаться следующими способами:

  1. Сравнительный оборот с союзами как, точно, словно, будто, как будто. «Дни бегут надо мной, словно тучи над лесом…» (И. Бродский).
  2. Форма творительного падежа. «Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе» (Б. Пастернак).
  3. Сравнительная степень имени прилагательного. «Но когда замираю, смирённая, На груди твоей снега белей…» (А. Ахматова).

Метафора

Метафора – скрытое сравнение, заключающееся в перенесении свойств одного предмета на другой на основании сходства или общих признаков. Именно такие игры с речью позволяют сделать речь образной и нетривиальной. Метафоры — это визитная карточка каждого произведения. Поэтому критики часто оценивают «метафоричность» текста.

Простая метафора строится на сближении двух предметов по одному признаку:

Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин)

Такие приемы мы часто встречаем в текстах современных исполнителей. «Она вышла из пены» — пишет Оксимирон, сравнивая лирическую героиню с богиней красоты Афродитой, которая, как известно, произошла из пены морской (трек «Накануне»). 

Развёрнутая метафора основана на нескольких ассоциациях по сходству и включает более двух слов:

На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелья
И чётки мудрости златой. (А. Пушкин)

А вот этот пример развернутой метафоры будет более знаком молодому читателю:

«Ваша картина мира – сетка
Полотно, текстильная салфетка
Будто работала ткачиха или швейка
Но все переплетено, само собою, чёрт-те с чем, наискосок» (Оксимирон, «Все переплетено»)

Олицетворение

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы. В общении друг с другом мы всегда используем этот прием, даже не замечая его. «Оскорбительно намекая на её тяжесть, этот лифт часто бастовал» (В. Набоков). А вот такой пример олицетворения мы нашли в песне группы Грот «Неповторимым»:

И та сила, что через тебя работает
Всегда способна отыскать себе еще кого-то.

Сила наделяется способностями выбирать людей, то есть приобретает человеческие свойства.

В прекрасном яростном мире
Где ходят за руку жизнь и смерть…

В этом примере живыми становятся такие абстрактные понятия, как жизнь и смерть. «Живая смерть» — это, кстати, уже оксюморон.

Оксюморон

Оксюморон – объединение противоречащих понятий в одно целое: живой труп, горячий снег и др. В песне Оксимирона «Накануне» мы тоже видим подобный пример:

«Завтра злой и весёлый восход».

Метонимия

Метонимия – перенос свойств предмета или названия на другой на основании их смежности: «Я три тарелки съел» (И. Крылов). Несмотря на громоздкое и сложное название, этот прием часто используется нами в повседневной жизни. И мы даже не задумываемся об этом, говоря, что «зимой речка блестит». Но блестит не речка, а лед на ней, значит, перед нами метонимия. «Лес чернеет вдалеке» — это не лес, а конкретные деревья чернеют вдалеке, ведь весь лес мы не видим.

Метонимия более занудна и конкретна, чем та же метафора. Она основывается на реально существующей связи. Например, спортсмены получили золото. Не золото они получили, а медаль из золота, значит, комментатор употребил метонимию: заменил предмет на материал, из которого предмет создан.

Синекдоха

Синекдоха – это разновидность метонимии, замена множественного числа на единственное, употребление названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот: «Зайкин прощается с рыжими панталонами [попутчиком] и идет к себе на дачу» (А. Чехов). Вспомним и песню Луперкаля «Гонзо»:

«Встретились на кольцевой, а разошлись на радиальной» (ветке метро).

«Встретимся на Горшина 1 через час» — вот и бытовой пример синекдохи. Чтобы сократить послание, мы часто прибегаем к этому приему.

Гипербола

Гипербола – преувеличение свойств или значения какого-либо предмета или явления: «шаровары шириной в Чёрное море» (Н. Гоголь). Когда человек что-либо преувеличивает, это смело можно отнести к гиперболе. Очень часто гипербола встречается в творчестве Маяковского. Этот прием стал частью его мышления, как будто поэт смотрит на мир через лупу: 

Солнце
Померкло б,
Увидев
Наших душ золотые россыпи. («Облако в штанах»)

Здесь же стоит упомянуть гротеск — это прием, создающий фантастическое преувеличение, невозможное в реальной жизни и несущее сатирический смысл. Гротеск — это не одно слово или выражение, это целый текст. Например, на основе гротеска Гофман написал сказку «Крошка Цахес», а Салтыков-Щедрин — сказку «Дикий помещик».

Литота

Литота – преуменьшение свойств или значения какого-либо предмета: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка» (А. Грибоедов). А вот и снова пример литоты из репертуара Маяковского:

Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.

Книжная лексика

Книжная лексика – слова, которые употребляются преимущественно в книжной речи: поприще, поработитель, возликовать, низвергнуть и др. Прислушайтесь к своим собеседникам: чтобы подчеркнуть значение сказанного или, напротив, пошутить, люди используют книжные слова. «И так ли уж нужны теперь тиары, кубки, горы денег?» — вопрошает Хорус в песне «Убить дракона». В данном случае книжные слова погружают слушателя в атмосферу древней героической поэмы.

Разговорная лексика

Разговорная лексика – слова, которые употребляются преимущественно в разговорной речи: красотка, неказистый, присобачить, попугайничать и др. «Тут уж сам решай — в пятках ли душа» — это цитата из песни Хоруса и Ка-тета «Убить дракона», демонстрирующая преимущества разговорной лексики в художественном произведении. Она делает посыл понятным для аудитории, сближает читателя и автора.

Просторечия

Просторечные слова – слова, не являющиеся нормой литературного языка, но употребляющиеся в обиходной речи. В художественной речи используются как стилистическое средство для придания произведению шутливого, иронического, пренебрежительного, грубого и т.п. оттенка: враньё, рожа, обалдеть, дрыхнуть и др. В той же песне «Убить дракона» мы видим и просторечные выражения: 

«Ну, валяй, герой
Докажи, что не холуй».

В данном случае автор хочет снизить значимость героя, показать его уязвимость.

Перифраз

Перифраз — образное описательное высказывание, которое заменяет прямое название предмета или явления. Например, в песне Окссимирона «Накануне» город заменяется «муравейником» и приобретает враждебный смысл:

Там, под нами, копошась, муравейник разевает пасть, как ротвейлер.

Представители власти в этой же песне именуются так: «Те, кто наверху». Этот прием сразу же отделяет обычного человека от того, кто им управляет, разделяя город на уровни.

Любил перифразы и А.С. Пушкин. В «Медном всаднике» он называет морской путь в Европу «окном», подчеркивая главные функции нового порта (наблюдение за границами России и их неприкосновенностью, а также возможность увидеть инновации западного мира). Город он часто называет «младшею столицей», «Петра творением» и т.д., чтобы обогатить свою речь и не повторяться. 

В серии книг о Гарри Поттере перифраз и вовсе спас жителей волшебного мира. «Того, кого нельзя называть» действительно нельзя было назвать иначе.

Ирония

Ирония — это прием на основе отождествления предметов или явлений по контрасту. Когда мы хотим высмеять глупого человека, мы саркастически отвечаем ему: «Ну это, конечно, очень умно, никто так еще не делал!». Мы отождествили явления на основе полной их несхожести: глупого назвали умным. Один из самых ярких образцов этого приема — песня «Гоша Рубчинский» Славы КПСС, Монеточки, СД, Замая и других резидентов «Антихайп». «Сам Троцкий носил пару его макасин» — эта фраза высмеивает устаревший стиль дизайнера и его попытку получить известность за счет громких имен. А вот классический пример, ставший уже народным:

А может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?! (И. Ильф и Е. Петров);

Лексический повтор

Лексический повтор — это повторение слов с целью усиления эффекта и художественной выразительности. Это очень тонкая грань: бездумное повторение от недостатка словарного запаса — это ошибка — тавтология, а намеренное повторение с целью подчеркнуть сказанное, расставить смысловые акценты — это лексический повтор. 

Пример: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин С. А. Не напрасно дули ветры)

Так автор нагнетает обстановку, акцентирует внимание на том, что все непроста, чтобы подогреть интерес читателя.

Плеоназм

Плеоназм — это ошибка, когда человек дублирует смысл сказанного в другом слове: окружен со всех сторон, мертвый труп и т.д. Но иногда авторы намеренно используют этот прием для передачи характера персонажа или для усиления эмоционального эффекта. Часто такое явление встречается в сказках: «скоро сказка сказывается, не скоро дело делается», «жизнь прожить – не поле перейти» и пр. Нередко сказовой манере повествования подражал А.С. Пушкин:

«Грусть-тоска меня снедает» (Сказка о царе Салтане).

Аллегория

Аллегория — это попытка представить отвлеченную идею в конкретном художественном образе. Этот пример наиболее часто встречается в рекламе, так как позволяет сократить сообщение до минимума и сделать его понятным для всех. В нашей культуре уже сформировался язык аллегорий. Например, все знают, что голубь — это аллегория мира во всем мире, старуха с косой — это смерть, а туманный Альбион — это Лондон. Более того, басни и притчи — это жанры, построенные целиком и полностью на аллегории. Примеров в русской литературе очень много. Так, в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» за рыбкой скрывается умеренный либерал, который ничего не способен поменять в мире, потому что всего боится. Не менее аллегорична песня Хоруса и Ка-тета «Убить дракона». «Что ты скажешь дракону, оказавшись перед ним» — это явная отсылка к знаменитому вопросу Юрия Дудя на интервью: «Что ты скажешь президенту, оказавшись перед ним?». Образ дракона во многих деталях напоминает нынешнюю власть, а рыцарь — это несостоятельный оппозиционер, который «не хочет сжимать рукоять», то есть не хочет прилагать усилий для решения проблем в стране. Есть одна литературная закономерность: чем строже цензура, тем больше в литературе появляется аллегорий.

Символ

Символ — слово, условно отражающее суть явления или предмета. В отличие от метафоры, он совсем не очевиден и очень многогранен. Далеко не все люди различат значение символа. Например, в стихотворении Шарля Бодлера «Падаль» за мертвой лошадью скрывается главный закон мироздания: плоть бренна, и каждому живому существу придет свой черед. Но и труп становится средой для новой жизни, и получается, что энергия перетекает из одной формы в другую. Но есть и простые, всем уже знакомые образы. Например, Береза — это устоявшийся символ Родины. Читатель часто встречает его в поэзии С.А. Есенина:

Злой октябрь осыпает перстни
С коричневых рук берез
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез
Взбрезжи, полночь. Луны кувшин
Зачерпнуть молока берез

Синтаксические средства выразительности 

Синтаксические средства выразительности проявляются только в масштабе целого предложения. Главное орудие для создания эффекта — порядок слов в предложении. Нарушая его сознательно, автор добивается своей цели — делает текст более эмоциональным и выразительным, расставляет правильные акценты и придает стиху форму. Самые заметные языковые средства этого типа употребляются в лирике.

Антитеза

Антитеза – это противопоставление противоположных понятий. «Я люблю Сашу, а не Лену» — простенький пример из нашего быта. Данный прием используется повсеместно и, конечно, находит свое отражение в поэзии.

«Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!» (В. Маяковский»)

Более сложную антитезу мы можем заметить в стихотворении Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда»: рождение Младенца – кладбище, волхвы – сброд.

Более современный пример мы находим в песне Оксимирона «Накануне»:

«Либо трон, либо яма с дерьмом, либо принц, либо раб…».

Инверсия

Инверсия – намеренное изменение прямого порядка слов: «Белеет парус одинокий…»(М. Лермонтов). Конечно, наиболее широкая сфера применения этого средства — поэзия. Ритм и размер требуют такой перестановки. В прозе инверсия требуется для того, чтобы правильно расставить акценты в речи.

«А для рабов не поёт золотистый восход, не зовёт серебристый закат» (Оксимирон, «Накануне»).

Эллипсис

Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения, обычно сказуемого: «Татьяна в лес; медведь за нею» (А. Пушкин). Этот прием позволяет сократить предложение и сделать текст более динамичным. Например, в песне Оксимирона «Слово мэра» есть такие строки:

Гора как на ладони под нами, смог с дымом над ней.
Может вина? У меня вполне сносный виноградник.

Как видите, на три предложения нет ни одного сказуемого. Это позволяет сделать текст менее формальным и более похожим на исповедь героя. Кроме того, ускорен темп речи, чтобы слушатель все время находился в напряжении.

Риторические фигуры

Вопросительное предложение – синтаксическая организация текста, имитирующая диалог: «Как заработать миллион?». Она встречается сплошь и рядом. Но есть особая форма вопросительного предложения, которая нередко украшает художественные тексты и помогает автору поставить важные вопросы перед читателем. Итак, риторический вопрос – это утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:

«Какой же русский не любит быстрой езды?» (Н. Гоголь).

В том же «Слове мэра» мы видим такие примеры, которые позволяют автору передать живую речь своего героя:

Допустим всё так, но что будет, если уйду?

Риторическое обращение – обращение к неодушевлённым предметам или к отвлечённым понятиям: «Не шуми, осина, не пыли, дорога» (С. Есенин). Оно помогает автору выразить сокровенное чувство или глубокую мысль. На риторическом обращении построен знаменитый монолог Гамлета в одноименной пьесе Шекспира.

Синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм – одинаковое или сходное построение соседних предложений: 

«Я звал тебя, но ты не оглянулась. Я слёзы лил, но ты не снизошла» (А. Блок). 

Интересный пример встречается в песне Оксимирона «Колыбельная»: «Дивиться нечему, делиться нечем». 

Этот прием в поэзии способствует усилению накала и упрощает расстановку важных смысловых акцентов. Например, А.С. Пушкин употребил синтаксический параллелизм в сказке «Руслан и Людмила», когда Наина неизменно отвечала Финну фразами: «Пастух, я не люблю тебя!»; «Герой, я не люблю тебя». Эти однотипные ответы подчеркивают безразличие Наины к кавалеру.

Градация

Градация – расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, по степени нарастания или ослабления признака: 

«Все грани чувств, все грани правды стерты: В мирах, в годах, в часах» (А. Белый). 

Есть еще более известный пример — сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Возрастающие требования старухи к рыбке — это и есть градация в чистом виде. Сначала старуха хочет стать дворянкой, затем — царицей, а потом и владычицей морскою.

Анафора

Анафора – единоначатие, когда несколько смежных ритмических рядов начинаются одинаково: 

«Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке» (М. Цветаева).

Чаще всего анафора находит приют в стихах, но бывают и прозаические примеры:

Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света. (Л.Толстой)

Как видите, именно анафора позволяет Толстому расставить смысловые акценты и выделить те части, которые наиболее убедительны. Он подчеркнул универсальность своего высказывания, его применимость ко всему.

Эпифора

Эпифора – это одинаковое завершение нескольких смежных ритмических рядов: 

«Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат…» (М. Шолохов)

Вот более современный пример из песни Хоруса и Ка-тета «Убить дракона»:

«…Ну а дураков не жаль.
Мудрецов не жаль.
Никого не жаль»

Повторение наречия и отрицательной частицы позволяет сделать из трех строк приговор. В данном случае эпифора служит для усиления эмоционального эффекта.

Парцелляция

Парцелляция – намеренное расчленение целостного предложения на отдельные части, обособленные с помощью пунктуации и интонации: 

«Флёров – всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже» (М. Горький).

Известный многим из нас пример парцелляции можно найти в стихотворении Б.Л. Пастернака:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.»

Данный прием помог автору выделить самые важные части стихотворения и ярко обозначить свою позицию.

Таблица

Многомудрый Литрекон объединил все языковые средства художественной выразительности в таблицу:

Название Пример Простое определение
Фонетические:
Аллитерация Выходила к ним горилла,

Им горилла говорила,

Говорила им горилла,

Приговаривала. (К. Чуковский)

Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении.
Ассонанс  У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. (М. Лермонтов) Повторение однородных гласных звуков в стихотворении.
Звукоподражение Волны скачут лата-тах!

Волны скачут а-ца-ца!

(В. Хлебников)

Имитация акустических эффектов звуками.
Лексические:
Метафора Сонное озеро города (А.Блок).  Переносное значение слова, основанное на сходстве.
Синекдоха «Отсель грозить мы будем шведу» (А. Пушкин) — не одному шведу, а всем шведам — то есть замена множественного числа на единственное. Замена количественных и материальных отношений, использование единственного числа вместо множественного, материала изготовления вместо предмета и т.д.
Метонимия Сюда по новым им волнам 

Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин) Представители всех стран приравнены к флагам по принципу смежности этих понятий — представительской функции.

Перенос значения по принципу смежности.
Эпитет «Весна золотая» (Н. Некрасов) Образное определение, характеризующее свойство предмета.
Олицетворение «Отговорила роща золотая» (С. Есенин) Перенесение человеческих свойств на неодушевленный предмет или явление
Сравнение Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак) Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, по общему признаку.
Гипербола И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам) Художественное преувеличение.
Оксюморон Туристы в родном городе. (Тэффи) Сочетание противоположных по значению слов.
Литота «Мальчик с пальчик» (Г. Андерсен) Художественное преуменьшение
Перифраз «Люблю тебя, Петра творенье!» (А. Пушкин) Замена слова описательным оборотом.
Аллегория «Вагоны шли

привычной линией,

Вздрагивали и скрипели;

Молчали жёлтые и синие,

В зелёных плакали и пели». (А. Блок)

Описание отвлеченной идеи через конкретный образ.
Фразеологизм Дама приятная во всех отношениях (Н. Гоголь) Устойчивый оборот в речи.
Ирония «Ты все пела? Это — дело…» (И. Крылов) Скрытая насмешка, когда слова употребляются в противоположном значении.
Символ Не осенний частый дождичек

Брызжет, брызжет сквозь туман:

То слезы горькие

льет молодец

На свой бархатный кафтан. (А.Дельвиг)

Слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Синтаксические:
Анафора Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел… (А. Пушкин)

Повторение сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов.
Эпифора «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.» (Н. Гоголь) Повторение сходных звуковых элементов в конце смежных ритмических рядов.
Инверсия «стояла зима», «дул ветер из степи» (Б. Пастернак) Нарушение обычного порядка слов в предложении.
Градация «Она пламенела, как стог, в стороне

От неба и Бога,

Как отблеск поджога,

Как хутор в огне и пожар на гумне.» (Б. Пастернак)

Стилистический прием с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим.
Парцелляция «Пришли соседи…Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает» (С. Есенин). Разделение одного предложения на несколько самостоятельных с целью усиления выразительности текста.
Синтаксический параллелизм «Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?» (М. Лермонтов)

Сходное построение смежных фраз.
Эллипсис «нам вехой — наша тень», «уходим. За спиной — стеною лес недвижный» (Б. Пастернак) Намеренный пропуск слов.
Риторический вопрос «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь оставит дом» (С. Есенин). Вопрос-утверждение, не требующий ответа.
Риторическое обращение Meчты, мeчты! Гдe вaшa cлaдocть? (Пyшкин). Высказывание в адрес неодушевленного предмета.

На чтение 9 мин. Просмотров 155 Опубликовано

В школьной практике часто составляют планы или цитатные планы. В чем их различия, что такое цитатный план – об этом вы узнаете в данной статье.

citatnyy-plan.jpg

Понятие

Цитатный план – это последовательность сюжета произведения, которая оформлена в виде цитат из самого художественного произведения.

Цитатный план отличается от обычного плана тем, что в его композицию входят фразы, употребленные писателем в произведении.

Собственные мысли и рассуждения по поводу происходящего в произведении отсутствуют.

Зачем нужен цитатный план

С помощью цитатного плана можно передать краткое содержание произведения. Помимо этого, с помощью цитат можно раскрыть авторский язык, следовательно, и авторское отношение к описываемому.

Цитатный план подразумевает прямое цитирование текста, фрагменты которого наиболее точно и ярко выражают основную мысль всего произведения или отдельного эпизода.

Отсутствие мыслей пишущего цитатный план по поводу описываемого в произведении позволяет передать краткое содержание без прикрас, не выражая собственного отношения к действиям героев и происходящему в целом.

Как составить цитатный план

Чтобы составить цитатный план, необходимо внимательно прочитать полный текст художественного произведения. Во время чтения необходимо выделять фразы, которые передают основную мысль произведения, а также сюжетно значимые моменты.

sostavlenie-tsitatnogo-plana-e1578555408394.jpg

Рис. 1. Составление цитатного плана

Цитаты должны идти в той последовательности, в которой они идут в самом тексте художественного произведения. Так можно проследить сюжет.

В цитатный план по литературе может входить как одно слово или словосочетание, так и целое предложение. Реже используется фрагмент текста.

Чаще всего используются словосочетания и предложения.

Что мы узнали?

Цитатный план – это план произведения, оформленный в виде цитат из самого произведения. Рассуждения человека, составляющего цитатный план, отсутствуют, наблюдается констатация фактов и действий, которые происходили в произведении. С помощью цитатного плана передается краткое содержание, а также авторский язык и авторское отношение. Цитаты, расположенные в той последовательности, в которой они встречаются в оригинальном произведении, помогают выразить основную мысль произведения. Цитаты могут быть в виде слов, словосочетаний, предложений, фрагментов текста.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    В чем заключается особенность цитатного плана?</h3>

    • <label>Цитаты используются в плане наравне с обычными фразами</label>
    • <label>Используются только цитаты из конкретного произведения</label>
    • <label>В плане отсутствуют какие-либо цитаты</label>
    • <label>Первый пункт плана построен в виде цитаты, остальные – по желанию</label>

(новая вкладка)

Вы знаете, что такое цитатный план по литературе? Всем известно, что без плана очень сложно что-либо сделать, а в частности – составить пересказ или написать сочинение. Планов существует множество. 

В этой статье речь пойдёт об одной из разновидностей этого «семейства» — цитатном плане.

Что такое цитатный план и чем он отличается от обычного

План составляют для того, чтобы вкратце отразить последовательность действий в произведении. В обычном плане составителю приходится самостоятельно придумывать названия пунктов. 

У цитатного же имеется несколько особенностей:

  1. Во-первых, нет необходимости самому формулировать и подбирать слова.

  2. Во-вторых, цитаты можно использовать в сочинении. Это поднимет оценку на более высокий уровень и поможет развитию образной речи.

Как составить цитатный план по литературе

Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:

  1. Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.

  2. Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.

  3. Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.

  4. Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.

Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:

  • что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;

  • если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;

  • в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;

  • пропущенные слова заменяются многоточием.

Пример готового цитатного плана

В качестве образца можно использовать план, составленный по произведению П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»:

  1. «Глядит молодой, а перед ним на горке руды… женщина какая-то сидит».

  2. «Была не была, сделаю, как она велела».

  3. «…приковали Степана на … цепь…».

  4. «Ну, … пойдём смотреть моё приданое».

  5. «…я человек рабочий, простой».

  6. «Не иначе… Степан душу нечистой силе продал».

  7. «Сперва вольную пиши, потом стараться буду…».

  8. «Что ему, коли … сама Хозяйка ему пособляла».

  9. «… Степан на волю вышел, а в Гумешках после того все богатство ровно пропало».

  10. «А он … на руднике у высокого камня мертвый лежит…».

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Скачать презентацию Что такое цитата? Примеры цитатного плана к рассказу

chto_takoe_citata_i_primery_citatnogo_plana_po_literature.pptx

  • Размер: 513.2 Кб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 8

Описание презентации Что такое цитата? Примеры цитатного плана к рассказу по слайдам

Что такое цитата? Примеры цитатного плана к рассказу И. А. Бунина «В деревне»

Цитата (от латинского «zito» – «призываю в свидетели» ) – это точная дословная выдержка из какого-либо текста или высказывания, от словосочетания или простого предложения до внушительного отрывка текста.

В текстах цитата оформляется как прямая или косвенная речь. Используя прямое цитирование, необходимо указать автора, произведение и, непосредственно, высказывание в кавычках. Косвенное цитирование не предполагает указание автора, цитата вводится в текст с помощью вводных слов или вставных конструкций. Очевидно, что прямая речь является более выразительной и убедительной. Для чего мы используем цитаты в своей речи, письме? Для подтверждения своих мыслей, для разъяснения какого-либо вопроса или для того, чтобы блеснуть в обществе? Здесь будет уместно изречение Мишеля де Монтеня : «Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль» .

Цитатный план к рассказу И. А. Бунина «В деревне» Примерный цитатный план первой части: 1. «Когда я был маленьким, мне всегда казалось, что вместе с рождественскими праздниками начинается весна» . 2. «Я с нетерпением ждал Святок» . 3. «И мне казалось, что только в деревне можно заметить, как начинается весна» . 4. «И вот наконец наступил давно желанный, радостный день» . 5. «…это было весёлое путешествие!» 6. «Но вот и одинокая, знакомая станция среди пустынных полей» . 7. «А между тем уже догорает короткий день» . 8. «А кругом всё темнеет и темнеет…» 9. «И чувство глубокого довольства и покоя наполняет душу…»

Цитатный план к рассказу И. А. Бунина «В деревне» Примерный цитатный план второй части: 1. «А разве не весеннее радостное чувство наполняло душу за весь этот весёлый, солнечный день нашего путешествия в деревню? » 2. «Резкий, морозный воздух так и охватил всего…. » 3. «К обеду солнечный день окончательно разыгрался» . 4. «И весь день не хочется уходить со двора!» 5. «И весь праздник проходил у меня в этом очаровании солнечными днями…»

Цитатный план к рассказу И. А. Бунина «В деревне» Примерный цитатный план третьей части: 1. «Мне грустно стало покидать родной дом…» 2. «Когда ты вырастешь, ты поймёшь, что человек должен жить ближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо…» 3. «…и я спешу наглядеться на всё деревенское» . 4. «В кирпичных избах у богатых мужиков всегда сыро…. » 5. «Мы опять едем мимо чёрных изб…» 6. «Впереди только поле, белая пелена пушистого снега» . 7. «Но всё-таки весна близко!»

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/literatura/citatnyy-plan-kak-sostavit.html
  • https://nauka.club/literatura/tsitatnyy-plan.html
  • https://present5.com/chto-takoe-citata-primery-citatnogo-plana-k-rasskazu/

  • Сказка о царе салтане пошлая
  • Сказка о царе салтане положительные и отрицательные герои список
  • Сказка о царе салтане показать
  • Сказка о царе салтане план по частям для 3 класса
  • Сказка о царе салтане посмотреть мультик