Сказка о царе салтане положительные и отрицательные герои список

царь никита и сорок его дочерей шуточная нескромная, срамная сказка в стихах александра пушкина, написанная в 1822 году и

«Царь Никита и сорок его дочерей» — шуточная (нескромная, срамная) сказка в стихах Александра Пушкина, написанная в 1822 году и долгое время известная лишь по рукописным спискам. Полного автографа сказки не сохранилось, за исключением черновика первых 26 стихов, остальные листы были вырваны из тетради. Полный текст сказки был восстановлен по памяти братом поэта Львом Пушкиным.

Сюжет[править | править код]

У царя Никиты подрастают сорок дочерей, прижитых им от разных матерей. Царевны обладают множеством прекрасных качеств, но не сознают, что лишены важной части тела, которую рассказчик не смеет назвать напрямую. Царь, под угрозой женщинам отрезать языки, «а мужчинам нечто хуже», запрещает подданным упоминать об этом недостатке в присутствие дочерей. Но царевны подрастают и Никита собирает совет для поиска решения проблемы. Один из советников упомянул о ведьме, лечившей различные недуги, по всему свету в её поисках отправлены гонцы. Один из гонцов в тёмном лесу находит избушку ведьмы и сообщает ей о проблеме дочерей царя Никиты. Проколдовав три дня, та добилась от беса ларца с искомыми «грешными вещами всех размеров, всех цветов». Ведьма отобрала сорок лучших из них и передала их в запертом ларце гонцу. Гонец на привале не удержался от любопытства взглянуть на содержимое ларца:

Но лишь отпер он ларец,
Птички — порх и улетели,
И кругом на сучьях сели
И хвостами завертели.

Гонец безуспешно пытается приманить их обратно, но заветные предметы не желают вновь быть запертыми в ларце. Посланник обращается за помощью к встреченной старухе с клюкой и та советует ему, что этих «птичек» можно приманить лишь одним, впрямую не называемым средством:

Ты им только покажи —
Сами все слетят наверно.
«Ну, спасибо!» он сказал…
И лишь только показал —
Птички вмиг к нему слетели…

Заветные «птички» доставлены царевнам, а царь Никита на радостях задал пир, не забыв наградить ведьму и гонца:

Из кунсткамеры в подарок
Ей послал в спирту огарок,
(Тот, который всех дивил),
Две ехидны, два скелета
Из того же кабинета…
Награжден был и гонец.
Вот и сказочки конец.

Особенностью пушкинской сказки является смешение основных сказочных жанров в её сюжете — волшебной сказки и сказки общественно-бытовой. Все составляющие волшебной сказки — архетипическое число царевен (число сорок часто встречается в сказках многих народов — 40 визирей султана, 40 разбойников Али-Бабы, 40-дневные пиры и прочее), кольцевая композиция с путешествием в лес, ведьма Яга, волшебное средство, — обрамляют шуточный эротический сюжет. Пушкин сделал героями традиционных действующих лиц волшебных сказок — царя, царевен, добра молодца и колдунью, в отличие от большинства эротических, «заветных» сказок, где действующими лицами чаще являются персонажи бытовые — помещики, приказчики, попы, солдаты, крестьяне. Пушкин также усиливает сатирический аспект добавлением современных читателю деталей — подаренным ведьме в награду экспонатом Кунсткамеры, мечтами гонца о пожаловании ему графского достоинства, угрозы ссылкой в Сибирь и прочим. Отличием «Царя Никиты…» от известных ранее «срамных», заветных сказок является отсутствие порнографических описаний и смакования физиологических подробностей, эротические эпизоды поданы кратко, но ясно, без символических, зашифрованных описаний[1].

История создания[править | править код]

Сказка была написана ссыльным Пушкиным в Бессарабии, согласно изысканиям известных пушкиноведов Томашевского и Цявловского — в 20-х числах марта 1822 года. Несколько лет Пушкин хранил в своих бумагах беловой вариант рукописи «Царя Никиты…». В письме к Плетнёву 15 марта 1825 года, обсуждая свой первый сборник стихотворений, готовящихся к печати, Пушкин писал: «60 пиэс! довольно ли будет для I тома? не прислать ли вам для выполнения и „Царя Никиту и сорок его дочерей“». Возможно, что четверостишие, которым заканчивались многие рукописные варианты сказки, ходившие по рукам, было дописано в том же 1825 году[2]:

Многие меня поносят
И теперь пожалуй спросят:
Глупо так зачем шучу?
Что за дело им? Хочу.

После 1825 года поэт никогда не упоминал эту сказку; тогда же он отказался от авторства других «срамных» стихов наподобие «Гаврилиады». Из хранившейся в архиве Пушкина рукописи были вырваны листы с большей частью сказки, сохранились лишь первые 26 стихов. Большинство позднейших известных вариантов сказки опираются на текст, восстановленный братом поэта Львом Пушкиным по памяти[3][4].

Впрочем, полной уверенности в принадлежности полного текста сказки Александру Пушкину, у пушкиноведов нет. Литераторы, готовившие первые публикации фрагментов сказки со слов Льва Пушкина, в частности — С. А. Соболевский, M. Н. Лонгинов, В. Е. Якушкин, писали в примечаниях к тексту, что сказка не была никогда закончена Александром Пушкиным, оставаясь вплоть до уничтожения лишь в виде множества черновых и не сведённых к единому варианту фрагментов. К настоящему времени пушкиноведы склоняются к тому, что, включая безусловно пушкинские первые 26 стихов из сохранившегося автографа, авторство 76 начальных стихов не подлежит сомнению и подтверждается различными прижизненными списками или устными свидетельствами современников поэта. М. А. Цявловский на полях женевского издания «Царя Никиты…» 1896 года записал после 76 строки: «До сих пор Пушкин. С этой строки запись со слов брата поэта Льва, читавшего наизусть». Другой известный пушкинист С. М. Бонди признавал, что «остальная часть» [не имеющая автографа] сохранилась «в не очень надежных копиях». Но Б. В. Томашевский, готовивший издание сказки в 1918—1922 годах, рассматривал ее целиком как пушкинскую. Очевидно, что в ходе подготовки советского полного академического собрания Цявловский в итоге пришёл к тому же мнению: что, учитывая совокупность всех найденных к 1930-м годам списков поэмы, подлинный пушкинский текст сказки может быть восстановлен по ним с достаточной достоверностью[4][5].

Вероятные источники[править | править код]

В отличие от большинства более поздних сказок Пушкина, сюжет «Царя Никиты…» не имеет прямого источника ни среди народных, ни среди литературных сказок. Среди возможных источников отдельных деталей и мотивов сюжета «Царя Никиты…» пушкиноведы называли как литературные произведения — французские и русские, так и народные — обрядовые песни и славянские народные сказки[6].

В качестве возможных параллелей отдельных деталей сюжета сказки литературоведы называют балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев» (там главный герой за время развратной жизни нажил 12 дочерей). В отличие от героя Жуковского, у царя Никиты 40 дочерей, число которых перекликаются также с 40 сыновьями библейского судьи Израиля Авдона и с церковным праздником 40 мучеников, празднуемым в православии 9 марта (пушкиноведы датируют написание пушкинской сказки 20-ми числами марта 1822 года)[7].

Известный пушкинист Томашевский указывал на сказку аббата Вуазенона, стилизованную под арабскую, «Султан Мизапуф и принцесса Гриземина», в которой у двух принцесс пропали их «кольца». Султан в сопровождении священника отправился на поиски, встретившаяся старуха-фея провела путников в «храм колец», где искомые предметы во множестве были развешаны на стенах. Энтони Кросс, профессор Кембриджа, назвал в качестве возможного источника сюжета роман К. Кребийона «Танзаи и Неадарне», в котором главные герои теряют свои половые органы накануне первой брачной ночи. Отец принца Танзаи, подобно царю Никите, собирает совет, а помощь в поисках герою оказывает встреченная в лесу старуха. Ещё одним из потенциально известных Пушкину источников сюжетных ходов сказки является роман Дени Дидро «Нескромные сокровища», в котором султан Мангогул благодаря волшебному перстню получает власть и способность говорить с женскими половыми органами. В одной из глав султан встречает девушку, потерявшую своё «сокровище». Среди российских произведений Левинтон и Охотин называют стихотворения Державина «Шуточное желание» и «Птицелов», в которых присутствуют рассевшиеся по ветвям «птички» и мотив их приманивания[6].

В архиве Пушкина сохранилось множество записей народных песен, из которых большая часть относится к свадебным. В различных вариантах свадебной песни «Чуманиха» присутствует сюжетный ход с выманиванием женского полового органа, спрятавшегося в дупле дерева, схожий с мотивом поимки «птичек» в пушкинской сказке. В целом ряде славянских народных сказок — украинских, сербских, трансильванских цыган — встречаются сюжетные мотивы с поисками героем женских половых органов для семи своих дочерей, с побегом такого органа на ветку дерева из ларца, в котором он был спрятан (распространённый в сказках мотив запрета на проявление любопытства). Доказательств, что Пушкин использовал для «Царя Никиты…» готовый сказочный сюжет, нет, но известно, что в кишинёвский период он активно интересовался южнославянскими фольклорными произведениями[6].

Первые издания[править | править код]

Впервые отдельные строфы из сказки были напечатаны в России С. А. Соболевским в 1858 году, в журнале «Библиографические записки». В том же 1858 году первые 69 строф «Царя Никиты…» были изданы в Лейпциге в сборнике «Собрание стихотворений Пушкина, Рылеева, Лермонтова и других лучших авторов». Близкий к полному пушкинскому оригиналу текст сказки вышел в 1861 году в Лондоне, в сборнике «Русская потаённая литература XIX столетия», предисловие к которому написал Николай Огарёв[8].

Выверенный и снабжённый научным текстологическим комментарием текст сказки впервые вышел во 2-м томе Полного собрания сочинений Пушкина Академии наук СССР в 1949 году[4].

Примечания[править | править код]

  1. Никольский, 2019.
  2. Жаворонков, 1956, с. 102—103.
  3. Жаворонков, 1956, с. 103.
  4. 1 2 3 Домгер, 1987, с. 304—305.
  5. Строганов, 2003, с. 19—20.
  6. 1 2 3 Левинтон, Охотин, 1991.
  7. Левинтон, Охотин, 1991, с. 28.
  8. Бессмертных, 1994, с. 289—290.

Литература[править | править код]

  • Бессмертных Л. В. О некоторых изданиях эротических произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова // Новое литературное обозрение. — 1994. — № 6. — С. 296—305.
  • Домгерр Л. Л. Из истории советского академического издания полного собрания сочинений Пушкина 1937—1949 (материалы и комментарии) // Записки Русской Академической группы в США. — New York: Monastery Press, 1987. — Т. XX. — С. 304—305.
  • Жаворонков А. З. Анекдотическая сказка А. С. Пушкина // Ученые записки Новгородского педагогического института. — Новгород, 1956. — Т. 1, № Выпуск 1. — С. 101—118.
  • Левинтон Г. А., Охотин Н. Г. «Что за дело им — хочу…»: О литературных и фольклорных источниках сказки А. С. Пушкина «Царь Никита и 40 его дочерей» // Литературное обозрение. — 1991. — № 11. — С. 28–35.
  • Никольский Е. В. Жанровое своеобразие и связь с народной прозой сказки А. С. Пушкина «Царь Никита и его сорок дочерей» // Studia Humanitatis. — 2019. — № 4. — ISSN 2308-8079.
  • Строганов М. В. Из комментария к сказке Пушкина «Царь Никита и 40 его дочерей» // III Славянские чтения. — Даугавпилс–Резекне: Даугавпилсский Университет, 2003. — С. 12–22.
Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»  

Текст слайда:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по
адаптированным основным образовательным программам»
 

Познавательно-творческий проект
«Сказка ложь, да в ней намёк! …по сказкам А.С. Пушкина.
для обучающихся 6 б класса

Руководитель проекта: Новикова Елена Александровна учитель русского языка первой
квалификационной категории
 


Слайд 2

Содержание:Введение (актуальность выбранного проекта)Основная часть (цель, задачи, краткое описание хода работы и полученных результатов)Заключение (анализ процесса работы

Текст слайда:

Содержание:
Введение (актуальность выбранного проекта)

Основная часть (цель, задачи, краткое описание хода работы и полученных результатов)

Заключение (анализ процесса работы и результатов работы)

Приложение.


Слайд 3

Введение. Актуальность. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является  Александр Сергеевич Пушкин. 

Текст слайда:

Введение. Актуальность.
Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является  Александр Сергеевич Пушкин. 
Сказки Пушкина – это первые наши книги. Сказка – это рассказ о заведомо невозможном, здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», урок нравственности, доброты, честности, ума и хитроумия.
Со сказок Александра Сергеевича Пушкина начинается любовь ко всей русской поэзии. Пушкин писал не только сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно. Все без исключения положительные герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка либо славит находчивость и смелость, либо высмеивает глупость и лень, трусость и жадность является настоящим литературным шедевром! На детей сказки Пушкина оказывают огромное воспитательное воздействие. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка.
Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.
Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством великого поэта как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира растущего человека. 

 
 
 


Слайд 4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ . Цель: - обобщить знания по сказкам А.С.Пушкина; - сформировать интерес к произведениям русского писателя;

Текст слайда:

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .
Цель:
— обобщить знания по сказкам А.С.Пушкина;
— сформировать интерес к произведениям русского писателя;
— обсудить разнообразие сказок в творчестве А. С. Пушкина, привить любовь к литературе,
— сформировать умение анализировать сказку;
 — изучить, всегда ли добро побеждает зло и чему учат сказки на примере сказок А.С. Пушкина.
Задачи:

— способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
— воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
—  обогащать и расширять словарный запас обучающихся;
—  формировать умение выразительно читать стихи, сказки по ролям;
—   развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, умение сравнивать, обобщать, анализировать;
—   познакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина;
— развивать поисково- познавательную деятельность, монологическою речь обучающихся.


Слайд 5

Методы исследования:теоретический (изучение и анализ литературы, интернет-источников);сравнительный;метод обобщения и анализаПрактическая значимость: данная проектно-исследовательская работа может быть использована

Текст слайда:

Методы исследования:
теоретический (изучение и анализ литературы, интернет-источников);
сравнительный;
метод обобщения и анализа

Практическая значимость:
данная проектно-исследовательская работа может быть использована учителями и обучающимися на уроках чтения при изучении сказок А.С. Пушкина


Слайд 6

Этапы работы над проектом: I этап - подготовительный: Анкетирование с целью выяснения отношения обучающихся к сказкам

Текст слайда:

Этапы работы над проектом:
I этап — подготовительный:
Анкетирование с целью выяснения отношения обучающихся к сказкам А.С. Пушкина.
Определение темы проблемы проекта «Чему учат сказки?».
Формулирование темы проекта его целей, задач.
Знакомство со стартовой презентацией: в стартовой презентации обучающиеся узнают тему проекта, формулируют основные вопросы проекта, в форме фронтальной беседы выявляются начальные знания и умения обучающихся.
Поиск информации:
1)подбор  методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального  материала. Прослушивание музыкальных произведений Н.А. Римского- Корсакова: «Полет шмеля», «Три чуда…» (импровизация полета шмеля) по теме проекта.
2)подбор  материала для изобразительной и продуктивной деятельности (чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам, знакомство с различными формами фольклора, приобщение к традициям народного творчества;
II этап — формирующий (практический)
Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
Формирование групп и распределение задач между членами группы.
Составление плана работы в группах.
Самостоятельные исследования обучающихся в рамках проекта:
-чтение сказок;
-изучение обычаев и традиций русского народа;
-связь сказки с бытом русского народа;
-словарная работа со старорусскими словами.
-рассматривание и сравнение  иллюстраций в детских книгах различных изданий.
-изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски)
III этап —  Итоговый,  презентация проекта.
— литературная викторина
—  выставка рисунков по сказкам писателя;
— выставка книг по произведениям А.С.Пушкина.


Слайд 7

Анкета1. Какие сказки Пушкины ты читал(а)?

Текст слайда:

Анкета

1. Какие сказки Пушкины ты читал(а)?
_______________________________________________________________.
 _______________________________________________________________
2. Каких героев сказок А. С. Пушкина ты знаешь? Распредели их на две группы.
Положительные Отрицательные
_______________________ ________________________
_______________________ ________________________
4. Твой любимый герой сказок Пушкина?
_______________________________________________________________.


Слайд 8

Сказка о царе салтане положительные и отрицательные герои список

Текст слайда:

Список героев сказок А.С.Пушкина и их классификация.


Слайд 9

Заключение. Подводя итоги проекта «Сказка ложь ,да в ней намёк… по сказкам А.С. Пушкина», нужно отметить, что

Текст слайда:

Заключение.
Подводя итоги проекта «Сказка ложь ,да в ней намёк… по сказкам А.С. Пушкина», нужно отметить, что поставленная цель и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим, ярким. Обучающиеся продолжили знакомство с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, узнали много нового и интересного о нём, у них появился интерес к чтению его произведений: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и многим другим. Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. В результате совместной деятельности обучающихся и педагога , дети приобщились к высокохудожественной литературе, к музыкальным произведениям Н.А.Римского- Корсакова, расширили кругозор о персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать литературные произведения. Возросло желание продолжить чтение других произведений А. Пушкина —  не только сказок, но и  стихов. Расширилось представление детей о народном искусстве, фольклоре, музыке. Анализируя результаты, хочется отметить, что работы детей получились яркие, необычные и оригинальные по способу выполнения. Дети выполняли работу с большим интересом и старанием. Обучающиеся овладели умением исследовать, изучать, обогащать свой практический опыт, тем самым расширяя свой кругозор, обогащая эстетическое чувство, развивая способность находить оригинальные решения, при выполнении творческих задач.  

Литература.
1. А.С.Пушкин «Стихи и сказки», изд. Детская литература, М.,1974г.
2. А. Самарцев. «А.С.Пушкин», изд. Белый город. М., 2003г.
3. Февчук « Портреты и судьбы», Лениздат, 1984 г.
4. С.Т.Овчинникова. «Пушкин в Москве», изд. Советская Россия, 1984 г.
5. А.М.Гордин «Пушкин в Михайловском», Лениздат, 1989г.
6. И.Токмакова « Поговорим с тобой о Пушкине», Дошкольное воспитание №1.1999 г.
8. К.Степанов «Пушкин: истоки творчества», Начальная школа №2 2000г.
9. Н.И.Попова «Музей-квартира А.С.Пушкина», Лениздат, 1989г.


Слайд 10

ПриложениеОбучающиеся узнают тему проекта , формируют основные вопросы проекта.В форме фронтальной беседы выявляются начальные знания и умения

Текст слайда:

Приложение

Обучающиеся узнают тему проекта , формируют основные вопросы проекта.
В форме фронтальной беседы выявляются начальные знания и умения обучающиеся

Формирование групп и распределение задач между членами группы. Составление плана работы в группах.


Слайд 11

РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. Чтение сказок, беседа по разделам. - изучение обычаев и традиций русского народа.-связь сказки

Текст слайда:

РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Чтение сказок, беседа по разделам.
— изучение обычаев и традиций русского народа.
-связь сказки с бытом русского народа.
— рассматривание и сравнение иллюстраций в книгах различных изданий.

Изобразительная деятельность по сказкам ( рисование, раскраски)


Слайд 12

Работа по реализации проектаЗаучивание отрывка из сказок.

Текст слайда:

Работа по реализации проекта

Заучивание отрывка из сказок.


Слайд 13

Выставка книг.Выставка рисунков к сказкам.

Текст слайда:

Выставка книг.

Выставка рисунков к сказкам.


Слайд 14

Просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам.

Текст слайда:

Просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам.


Главные герои

Царь Салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. Когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. Но завистники молодой царицы меняют письмо. Они хотят извести царицу и её ребенка. Они злые и хитрые. Но автор изобразил их не страшными, а смешными. Тем более, когда они были укушены перевоплощенным князем Гвидоном в комара, муху и шмеля.

Князь Гвидон, сын царя, представлен настоящим русским богатырем. Он вступается за слабых. Спасает царевну Лебедь от злого коршуна. Волшебница-лебедь отблагодарила его выполнением всех его желаний. Князь правит на острове слава о котором разнеслась по всему свету.

Он мудрый правитель своего острова, гостеприимный хозяин, тепло встречающий купцов. За свою мудрость получает волшебную белку, морскую стражу и жену – красавицу и волшебницу.

Царевна-Лебедь, спасенная Гвидоном от злого колдуна, стала его верной помощницей, а потом и женой. За своё спасения она дарит ему красивый город на острове. Где он стал правителем. Помогает Гвидону побывать у отца в образе комара, мухи, шмеля Она умная, добрая. Она как Василиса премудрая в русских сказках умная, красивая, а еще и волшебница.

Царица она появляется на первых строках сказки. Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после оговора нашла в себе силы простить своих сестер.

Ткачиха, первая сестра Царицы и поварихи. Она злая, завистливая, обидчива и мстительна. Из – за обиды на сестру и оговорила её.

Повариха, ещё одна сестра Царицы. Она завистлива, злопамятна, коварна и эгоистична. Не чем не лучше ткачихи, своей сестры.

Сватья баба Бабриха мать всех трех девиц. Она тоже жестока и мстительна. Она вместе с двумя старшими дочерьми оговаривает Царицу и младенца, избавились от них. Но после этого страшного поступка, они, не стали счастливыми, наоборот их наказали.

Описание героя

По сюжету князь Гвидон является сыном царя Салтана. Когда будущий отец уехал на войну, царица родила мальчика. Его вместе с матерью решили извести завистливые родственники, заколотив в бочку и выкинув в открытое море. По воле судьбы волна выбросила бочку на пустынный остров Буян. Ребенок за время плавания вырос и превратился в прекрасного юношу. Описывая внешность молодого князя, Пушкин не забыл подчеркнуть и его внутреннюю красоту.

В трактовке автора характеристика князя Гвидона выглядит следующим образом:

  • красивый;
  • имеет высокий рост;
  • ловкий и сильный;
  • необычайно отзывчивый и добрый к людям;
  • человек, способный заниматься государственными делами;
  • хорошо воспитанный, умный.

Все эти черты говорят, что из Гвидона выйдет хороший правитель. Будущий царь обладает чудесным даром общаться с морем, ветром и другими природными явлениями. Конечно, это сказка, поэтому вымысел здесь уместен, но такие качества, как коммуникабельность и способность договариваться, высоко ценятся и в современном мире.

Второстепенные герои

Гонец, который ездил к царю отвозил ему письмо от царицы и привозил обратно. Его споили и поменяли послание, из – за которого страдает царица и её сын.

Волна, в сказке представлена, как одушевленная, Гвидон её просит о помощи, и она выполнила его просьбу, вынесла на берег, подарив им жизнь.

Коршун, который нападал на лебедь, стремясь её убить. Но когда Гвидон его убил стрелой выпущенной из лука, оказался злым чародеем.

Белочка является одним из чудес подаренных князю царевной – лебедь. Она жила в домике под елочкой, грызла золотые орехи и пела песенки.

Тридцать три богатыря и дядька Черномор были родными братьями царевны Лебеди. И по её просьбе стали охранять остров, потому что они жили в море.

Корабельщики – это купцы, которые плавали на кораблях между странами и торговали разными товарами. Которые и принесли весть о новом граде на острове Буяне.

Сказка заканчивается хорошо для всех героев: царь Салтан вновь обретает жену и сына и на радости прощает злых сестёр и Бабариху.

Герои сказки о царе Салтане

К группе положительных героев сказки о царе Cалтане

можно отнести:

  • Салтан,
  • его сын Гвидон,
  • девица под окном будущая Царица, Царевна-лебедь.

А к отрицательной группе героев относятся:

  • повариха,
  • ткачиха,
  • сватья баба Бабариха,
  • Коршун.

Можно определить ещё, так называемую, «нейтральную» группу героев знаменитой сказки Пушкина:

  • белка,
  • заморские гости,
  • ветер,
  • волна,
  • дядька Черномор и 33 богатыря,
  • а ещё комар и шмель, в которых превращался князь Гвидон.

Вот, пожалуй, все имена героев сказки о царе Cалтане, разделённых на группы по типу характера.

Прежде всего, хочется сказать о двух сёстрах Царицы – поварихе и ткачихе, а также их матери – сватье бабе Бабарихе. Это, без сомнения, отрицательные персонажи.

Из-за мстительности, злопамятности, зависти и обидчивости они совершили преступление. В письме к царю Салтану — оклеветали Царевну и младенца-Царевича, добившись указа царя, посадить их в бочку и бросить в море.

Совершив этот страшный поступок, они, конечно же, не стали счастливыми, а наоборот – были наказаны!

Другие главные герои сказки о царе Cалтане,

которых смело можно отнести к положительным героям. Во-первых, это князь Гвидон – сын царя Салтана. Его смелость и стремление к цели, отважность и гостеприимство располагают к нему любого читателя этой сказки.

Вторая главная героиня, сделанная поэтом центральным художественном образом произведения, — царевна-Лебедь, которую спас Гвидон от злого колдуна-Коршуна. Её характеру присущи такие качества, как благородство и мудрость.

Её образ в сказке заключал в себе черты русской Василисы Премудрой, наделённой удивительной красотой и волшебством. К слову, 33 морских богатыря были её братья родные.

Следующий главный герой сказки — добрый и мягкий царь Салтан – справедливый и незлопамятный, доверчивый и простоватый.

Порой он кажется даже немного безвольным, но это не так: просто широта и доброта русских царей делала их безоружными перед коварством и вероломством. Поначалу он разгневался на ткачиху, повариху и сватью, но потом великодушно простил завистниц и отпустил их домой.

В заключении «подведём черту»: в сказках, и не только в Пушкинских, злоба, зависть и ненависть обречены на позорное уничтожение, потому что в жизни людей первоначальны Любовь и Добро. В этом вся гармония и красота русских сказок!

Люди, творите всегда добро!

Автор статьи: Игорь Смирнов

Дети, молодые, взрослые и пожилые – большинство из нас знают множество произведений Александра Сергеевича Пушкина. Одно из наиболее известных, любимых и увлекательных произведений Пушкина является . Сюжет данного стиха довольно прост для понимания, но очень увлекает. Ребёнок и взрослый, читая это произведение, представляют яркую картинку, где по-своему преображаются действия, по-своему вырисовывается внешность персонажа. Но абсолютно каждый выделяет для себя поступки злые и добрые и, следовательно, плохого и положительного персонажа.

К позитивным героям относятся:

Царь Салтан

– государь своего царства. С одной стороны, царь – настоящий воин, мужественный и сильный, который готов сражаться за своё государство. С другой – это добрый персонаж, который имеет мягкий характер. По действиям, которые совершает этот герой, становится понятно, что он незлопамятный и даже простой, наивный персонаж и из-за этого, некоторые читатели могут подумать, что он безвольный царь. На самом же деле, это совершенно не так. Просто из-за своей добродушности, он никак не наказал злобных и коварных сестриц, а наоборот, простил их.

Князь Гвидон

– сын царицы и царя Салтана. На протяжении всего стиха проявляет себя как смелого и сильного героя. Свой мужественный характер этот персонаж предпочитает доказывать поступками, а не действиями. Помимо смелости, силы и мужественности он проявляет гостеприимство и целеустремлённость, что очень нравится читателям.

Царевна-лебедь

– рассудительная и прекрасная волшебница, сестра 33 морских богатырей и в конце сказки становится женой князя Гвидона. Будучи одним из главных героев, также относится к добрым персонажам, ведь она олицетворяет великодушие, мудрость и честность.

Царица

– это одна из первых девиц, с которыми встречается читатель в первых строках сказки. В будущем становиться царицей и матерью прекрасного богатыря. Как и сам царь, она является очень позитивным персонажем, ведь она добрая, честная, терпеливая и добросердечная. Благодаря этим качествам, царица симпатизирует многим читателям.

Негативные герои:

Ткачиха

– сестра Царицы и поварихи. Её поступки говорят, что это очень завистливый, злой и негативный персонаж. Помимо этого, она очень обидчива и мстительна, из-за чего и проворачивает коварные действия.

Повариха

– сестра ткачихи и Царицы. Как и ткачиха, повариха является плохим персонажем, ведь имеет такие качества, как зависть, злопамятность, коварство и эгоизм.

Сватья баба Бабриха

– относится к негативным персонажем, так как имеет такие отрицательные черты характера как ненависть, жесткость и мстительность. Из-за этих качеств, многие читатели её недолюбливают.

Действия, которые совершают положительные и негативные персонажи помогают разобраться читателю в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!

А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре — «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Сюжет

Повествование рассказывает о нескольких персонажах. Главными действующими лицами становятся царь Салтан, царица и князь Гвидон. Характеристика героев проста и понятна.


Царь Салтан и царица

Государь по имени Салтан – мужественный и отважный воин, способный вступиться за свои земли. Он обладает покладистым, спокойным нравом, отличается простотой, не держит зла на обидчиков и проявляет некую наивность. Добродушие героя не дает наказать сестриц, наговоривших на царицу и чуть не погубивших ее и сына – князя Гвидона.


Царица и маленький Гвидон

Мудрая царица – первая девица в государстве и первая, с кем встречается читатель, знакомясь со сказкой. Она – положительный персонаж, честная, добрая и верная женщина, неспособная на предательство и обман.

Гвидон – сын царицы и Салтана. Его отчество не зря подчеркивается в названии сказки, потому что с малых лет герой, как и отец, проявляет отвагу и смелость. Для него особую важность имеют поступки, а не слова.


Князь Гвидон

Гостеприимный амбициозный правитель получает титул князя неспроста. Якобы по велению царя Салтана, а на самом деле из-за интриг сестер царицы, младенца с матерью заточили в бочку. Странное судно, ставшее последним пристанищем, опустили в морскую пучину. В нем промелькнули детство и отрочество юноши, и вскоре он превратился в настоящего богатыря, которому суждено спасти от коршуна царевну Лебедь и заполучить под покровительство невиданные земли – остров Буян. Остров князя стал пунктом паломничества купцов, жаждущих выгодного сотрудничества. Это место, где живет белка, грызущая волшебные орешки, а также фантастические воины – тридцать три богатыря.


Царевна Лебедь

Гвидон – основной персонаж сказки. Царевна Лебедь, ставшая позже его избранницей, – олицетворение волшебства в поэме. Она одаряет возлюбленного не только чудесными диковинами (белкой и богатырями), но и магическими силами, благодаря которым Гвидон может стать комаром. В таком образе князь попадает на корабль и прибывает на родину – повидать отца.

Второй раз Гвидон осуществляет визит в образе мухи, а в третий – в качестве шмеля. В каждое посещение он, пусть и невольно, мстит ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе. Завершается все воссоединением царского семейства и пышным свадебным торжеством.

Интересные факты

Светило русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин, умело обращавшийся со стихотворным слогом и прославляющий богатство русского языка, использовал в «Сказке о царе Салтане» только одно слово с буквой «ф» – флот. В пушкинскую эпоху слова с этой буквой считались заимствованными из других языков.


Город Свияжск — прообраз острова Буяна

Однажды, путешествуя, Пушкин попал в город Свияжск. Поэт восхищался красотой этого места и признавался, что так представлял описанный населенный пункт на сказочном Буяне:

«В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами С теремами да садами…»

Некоторые исследователи считают, что прототипом острова является Руян, расположившийся в Балтийском море.


Богиня Умай и царевна Лебедь

Сказка сплетена из фольклорных сюжетов и нюансов, придуманных поэтом. Примечательно, что прообразом царевны Лебедь стало языческое божество Умай. Ее воспевали в монгольских и кыпчакских племенах как женщину в образе лебедя, ходящую по земле и воде. В произведении описание царевны не менее привлекательно, чем в легендах древних народов:

«Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает. Ночью землю освещает — Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит».

История персонажа

«Сказка о царе Салтане» – предназначенное для детей знаменитое произведение из наследия, оставленного миру Александром Сергеевичем Пушкиным. Полное название поэмы звучит так: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Оно было придумано на манер лубочных сказаний, популярных в простонародье. Использованный сюжет пересказывался на Руси из уст в уста. До наших дней легенда дошла в вольной интерпретации. Пушкинисты, исследующие творчество русского поэта, свидетельствуют, что лейтмотив произведения не был уникальным. Гораздо раньше его использовали в своих сказках Чосер и Гоцци.


Тема : А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям. Цель урока:

Тема :

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.

Цель урока:


Михайловское «…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года. Музей-заповедник «Михайловское» Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».

Михайловское

«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.

Музей-заповедник «Михайловское»

Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».


Игра «Это правда, это неправда». Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.) Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна. Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону. ( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки) Над лебедью носился в море орел. ( Это неправда. Коршун) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.) Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.) Гвидон трижды летал к царю Салтану .

Игра «Это правда, это неправда».

Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.

(Это неправда. Указ.)

Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.

Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.

( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)

Над лебедью носился в море орел.

( Это неправда. Коршун)

Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.

(Это неправда. Буян.)

Гвидон сам построил город на острове.

(Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)

Гвидон трижды летал к царю Салтану .


Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.

Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.


Самостоятельная работа Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону. 1 вариант 2 вариант заботливый добрый справедливый милосердный энергичный пассивный вспыльчивый любящий сильный гостеприимный Князь Гвидон Царь Салтан

Самостоятельная работа

Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.

1 вариант

2 вариант

заботливый

добрый

справедливый

милосердный

энергичный

пассивный

вспыльчивый

любящий

сильный

гостеприимный

Князь Гвидон

Царь Салтан


Проверим работу добрый справедливый милосердный пассивный вспыльчивый любящий гостеприимный заботливый добрый справедливый энергичный любящий сильный гостеприимный

Проверим работу

добрый справедливый милосердный

пассивный вспыльчивый любящий

гостеприимный

заботливый добрый справедливый

энергичный любящий сильный

гостеприимный


Что объединяет отца и сына? доброта, любовь, гостеприимство. Каковы основные отличительные особенности характеров героев? Царь пассивный, а сын его активный Какой герой вам нравится больше? А автору?

Что объединяет отца и сына?

доброта, любовь, гостеприимство.

Каковы основные отличительные особенности характеров героев?

Царь пассивный, а сын его активный

Какой герой вам нравится больше? А автору?


Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? А сватья баба Бабариха?

Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?

А сватья баба Бабариха?


Назовите всех герое сказки князь Гвидон повариха коршун царь Салтан ткачиха гонцы царевна Лебедь корабельщики Бабариха царица

Назовите всех герое сказки

князь Гвидон

повариха

коршун

царь Салтан

ткачиха

гонцы

царевна Лебедь

корабельщики

Бабариха

царица


Самостоятельная работа гонцы царь Салтан коршун ткачиха Бабариха царевна Лебедь корабельщики царица князь Гвидон повариха

Самостоятельная работа

гонцы

царь Салтан

коршун

ткачиха

Бабариха

царевна Лебедь

корабельщики

царица

князь Гвидон

повариха


Проверим работу положительные отрицательные нейтральные царь Салтан князь Гвидон царица царевна Лебедь ткачиха повариха Бабариха коршун гонцы корабельщики

Проверим работу

положительные

отрицательные

нейтральные

царь Салтан

князь Гвидон

царица

царевна Лебедь

ткачиха

повариха

Бабариха

коршун

гонцы

корабельщики


Зачем автор создает положительных и отрицательных героев? Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.

Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?

Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.


Игра «Угадайка» злость, зависть, обман смелость, уважительность, бескорыстие ловкость доброта, любовь, сострадание милосердие пассивность вспыльчивость материнство любовь забота

Игра «Угадайка»

злость, зависть, обман

смелость, уважительность, бескорыстие

ловкость

доброта, любовь, сострадание

милосердие

пассивность

вспыльчивость

материнство

любовь

забота


Работа в группах К какому герою из сказки можно отнести пословицу 1ряд 1. Где гнев, там и милость. 2. Долг платежом красен. 3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 4. Повинную голову и меч не сечёт. 5. Что посеешь, то и пожнёшь. 6. Шила в мешке не утаишь. 2ряд 3ряд

Работа в группах

К какому герою из сказки можно отнести пословицу

1ряд

1. Где гнев, там и милость.

2. Долг платежом красен.

3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

4. Повинную голову и меч не сечёт.

5. Что посеешь, то и пожнёшь.

6. Шила в мешке не утаишь.

2ряд

3ряд


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1       2 5       3         4                  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

5

3

4


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1     2         3         4                   и ч к о с а з н

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

3

4

и

ч

к

о

с

а

з

н


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю с   2 к т а     р   з а 3   о т       ч 4 о     р н       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

с

2

к

т

а

р

з

а

3

о

т

ч

4

о

р

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю т с   т к к   р     а а 3 ч з     о и   т ч   х 4 о р     н а       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

3

ч

з

о

и

т

ч

х

4

о

р

н

а

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю   т с т к к       р а а з з ч     т и о а     4 х о ч   и н   р а       н и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

т

и

о

а

4

х

о

ч

и

н

р

а

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и   л л   ю т с   т к к     р   а а з з ч   а     и т о х г о ч   н р     и в а     н   и к     д о   н  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

а

и

т

о

х

г

о

ч

н

р

и

в

а

н

и

к

д

о

н


Домашнее задание 1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию 3. творческое задание. Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Домашнее задание

1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.

2. Нарисовать иллюстрацию

3. творческое задание.

Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Литературное чтение 3 класс Сказка о царе Салтане Ответы к рабочей тетради Кутявина-как писать?

Ответы к стр. 28 — 30

9 Прочитай полное название сказки. Что ты из него можешь узнать?

10 Докажи, что это сказка. Найди в ней признаки сказки. Напиши.

11 В этой сказке отсутствует зачин. Как ты думаешь, почему? Допиши.

12 По ходу работы над сказкой составь два списка героев.

13 Перечисли героев сказки, которых можно назвать нейтральными (то есть не положительными и не отрицательными).

14 Выбери героя сказки и дай ему характеристику по следующему плану.

1 Имя героя и кем он является.

2 Где живёт этот герой.

3 Внешность и характер героя.

4 Поступки героя и их оценка.

5 Отношение автора к герою.

6 Твоё отношение к герою.

15 Прочитай русские пословицы. Объясни их смысл.

Зависть прежде нас родилась.

Завистливый злее волка голодного.

Где несчастье, там зависти нет.

Где счастье плодится, там и зависть родится.

16 Как ты понимаешь эти выражения? Объясни.

Чёрная зависть —

Белая зависть —

17 Какую роль сыграла зависть в сказке? Напиши.

18 Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

Ответы по литературному чтению. 3 класс. Тетрадь по литературному чтению. Кутявина

Corelpainter

Ответы (10):

Share

4

С этой сказкой знакомы многие. Сказка очень интересная, но на самом деле, не все знают полное название сказки, которое звучит так:

Сказка о царе салтане положительные и отрицательные герои список

Ответим на вопросы в задании.

  • В сказке отсутствует зачин, так как сказка авторская, её написал автор, она не народная.

Главными героями сказки являются царь Салтан и его сын князь Гвидон. К главным героям сказки так же можно отнести Царевну Лебедь.

  • Данное произведение является сказкой, ведь в ней есть сказочные, волшебные персонажи, к примеру Царевна Лебедь и белка. В сказке присутствует волшебное превращение, богатыри выходят из воды. Всё это свидетельствует о том, что это сказка.

  • Рассмотрим героев сказки, поделим их на группу положительные и отрицательные герои.

Сказка о царе салтане положительные и отрицательные герои список

  • Есть в сказке и нейтральные герои, к которым можно отнести гонца и корабельщика.

  • Характеристика Гвидона.

Князь Гвидон сильный, умный, мужественный. Князь смелый, честный и справедливый. Он не боится работы, не боится чего-то гнева. Для Гвидона важнее всего справедливость, а так же семья.

Сказка о царе салтане положительные и отрицательные герои список

  • Рассмотрим пословицы и объясним их смысл.

Первая пословица «Зависть прежде нас родилась» говорит о том, что это нехорошее качество было, есть и будет. Именно оно часто управляет людьми, является движемой силой.

Вторая пословица «Завистливый злее волка голодного», так же посвящена человеческой зависти. Нет ничего хуже завистливых людей, они способны на самые страшные поступки.

«Где несчастье, там зависти нет» — данная пословица свидетельствует о том, что людская зависть порождается тогда, когда есть чему завидовать.

Данная пословица «Где счастье плодится, там и зависть родится» является противоположной по смыслу предыдущей пословице.

  • Объясним значение данных выражений.

«Чёрная зависть» — человек завидует по плохому, желает чего-то плохого.

«Белая зависть» — хорошая зависит, человек не желает зла.

  • Именно зависть послужила развитию сюжета сказки. В результате чего, князь Гвидон оказался в бочке со своей мамой.

1) Женитьба царя Салтана.

2) Подмена письма.

3) Бочка в море с наследником.

4) Бочка причалила к берегу.

5) Спасение царевну Лебедь.

6) Превращение Гвидона, он навещает царя Салтана.

7) Воссоединение семьи.

Share

15

Отвечаем на задания к страницам 28-30. Нумерация заданий соответствует:

9 Название сказки говорит само за себя. Полное название сказки очень длинное и звучит так:

be8c7f26b5f6dd3ae098c1d1e21b92f9

В названии перечислены сразу три героя сказки — это царь Салтан — властитель большого царства, его сын князь Гвидон, который уже в названии сказки представлен, как очень сильный богатырь и как славный князь, что означает справедливый, а так же в названии мы видим ещё Лебедь — необыкновенной красоты царевну.

10 Докажем что перед нами сказка:

74133002c77758f7f71d5c99c2a25112

11 Объясним отсутствие зачина:

3dfd5cc2cacf19430a73a80c5d59e0aa

12 Разделим героев на два списка, как показано в таблице. К положительным героям я бы ещё отнесла тридцать трёх богатырей и дядьку Черномора, ведь они охраняли град князя Гвидона — помогали князю Гвидону — значит выполняли доброе и полезное дело. И даже Белка, которая грызла золотые орешки, совершала доброе дело, ведь она пополняла казну князя Гвидона золотом и изумрудами, поэтому и белку я бы тоже отнесла к положительным героям.

Сказка о царе салтане положительные и отрицательные герои список

13 Перечислим нейтральных героев — это корабельщики, которые приезжали в гости то к царю Салтану, то к князю Гвидону, а так же гонец, который принёс плохую весть царю Салтану.

14 Дадим характеристику Гвидону по плану:

Сказка о царе салтане положительные и отрицательные герои список

dec078132382c541728a50d232edd74e

Сказка о царе салтане положительные и отрицательные герои список

Share

3

Полное название сказки звучит так:

8d2bf419da89a367fdcd1ddb3634a291

Из названия сказки мы узнаем главных персонажей.

Признаки сказки обычно — это волшебство, волшебные предметы и превращения. Этого в сказке о царе Салтане много. Гвидон превращается в комара, шмеля, он летит к отцу, понимает человеческую речь. Царевна Лебедь превращается в девушку. В этой сказке добро побеждает зло и есть троекратные повторы.

Отсутствие зачина говорит о том, что все происходит в сказке происходит здесь и сейчас, на нашей земле.

В сказке есть положительные и отрицательные герои.

Положительные — Салтан, Гвидон, Царица, царевна Лебедь. Отрицательные — те которые оболгали царицу, подменили царский указ — повариха, сватья баба Бабариха и ткачиха. Также бояре и коршун чародей.

Ни положительные и не отрицательные герои — корабельщики, гонец.

Характеристика Гвидона:

Сказка о царе салтане положительные и отрицательные герои список

Зависть прежде нас родилась. Смысл пословицы, что зависть была всегда. она была до нас, она будет после нас. Это нехорошее чувство неистребимо.

Завистливый злее волка голодного. Это означает, что завистливый человек может совершить любую подлость и своей завистью может погубить человека.

Где несчастье, там зависти нет. Бедным и несчастным не завидуют.

Где счастье плодится, там и зависть родится. Стоит человеку стать счастливым и богатым, то сразу найдутся завистники.

Черная зависть — ужасное чувство, оно съедает того кто завидует. Этот человек не живет, не радуется жизни, а мрачнеет от зависти к другим успехам и богатству.

Белая зависть — это доброе качество, оно сродни радости за успехи других, оно не уничтожает душу и не допускает плохих поступков, оговоров.

Зависть в сказке о царе Салтане сыграла ключевую роль. Царевне позавидовали, ее оболгали Салтану, который был далеко и не мог заступиться за свою супругу и ребенка. Царицу и маленького Гвидона закатали в бочку и кинули в океан.

Последовательность событий сказки:

  • Царь Салтан женится на одной из сестер, которая обещает родить сына.
  • Царицу оболгали.
  • Царицу с младенцем закатали в бочку и пустили в море.
  • Царица и Гвидон оказались на острове, Гвидон встречает царевну Лебедь.
  • Гвидон с помощью превращений видит отца.
  • Воссоединение семьи.

Share

3

Ответы на вопросы.

  1. Название

89982efdcb56f6c703777f4ed2dbab06

Из названия понятно, что это сказка и она в стихах.

7799f9aeba4ccfe50571ab5635bd7205

  1. Уже из названия понятно, что это именно сказка. В ней много сказочного, начиная от того, что князь Гвидон превращается в разных насекомых, царевна тоже превращается в девушку, в сказке происходит победа добра над злом и есть троекратные повторения.
  2. В этой сказке нет зачина, потому что все действие происходит в данный момент и на Русской земле.
  3. Как и в каждой сказке, в этой есть герои положительные и отрицательные. Положительные перечислены в названии, это

8ea8501e00413cae1391eba897fc67a5

Отрицательные безусловно

48a4d294788c9763ddd15f7eba32e6f2

  1. Были и нейтральные герои

a623f203c30d4d27d0a43bcf779cceb9

  1. Гвидон — князь. Несмотря на княжеский титул он не утратил человечности и не стал просиживать просто в палатах.

b82bc3bf2b6ae1375f775d77af4395dc

  1. Ответы на пословицы о зависти.

Завистливый человек ненасытен, ему все мало. Все время смотрит он что есть у других и завидует, что у него этого нет. Завистнику всегда кажется, что у кого-то лучше, чем у него.

  1. Черная зависть — это когда не просто завидует тому, что другой имеет, а когда желают этому другому зла, хотят, чтобы он потерял то дорогое, что у него есть, а завистник получил бы это.

Белая зависть — это когда человек по доброму завидует. Вроде и завидует, но радуется за другого, что у него есть что-то и радуется что тот другой счастлив.

  1. Можно сказать, что зависть — главный мотив этой сказки, ее красная нить. Если бы не было зависти, то и сказку сказывать было бы не о чем.

  2. План

60ac8fc93dd164fc017d50baf1024fa8

Share

2

Ответы:

9) Я могу из названия узнать, что в ней будут главные герои: царь Салтан, князь Гвидон и царевна лебедь.

10) Главной особенностью сказки являются чудеса и превращения, в этой сказке много превращений: лебедь в царевну, князь Гвидон в комара, муху и шмеля. Есть и чудеса: 33 богатыря из воды выходят и т.д.

11) Нет зачина, потому что это авторская сказка, а не народная.

12) Можно предложить два списка героев, это положительные и отрицательные герои, главные и второстепенные герои. Положительные: князь Гвидон, царевна Лебедь, отрицательные: сестры повариха и ткачиха, сватья баба Бабариха.

13) К нейтральным я бы отнесла самого царя Салтана.

14) Характеристику героя можно посмотреть в этом вопросе.

Вот пример характеристики Гвидона:

5585e2e500b1f2c9627dfc4cc02fd57e

15) Зависть прежде нас родилась — говорит о том, что завистливых людей всегда будет много.

Завистливый злее волка голодного — завистливые люди очень коварны и пойдут на любую подлость.

Где несчастье, там зависти нет — люди завидуют счастью другим, а если несчастье, то и не завидуют.

Где счастье плодится, там и зависть родится — — люди завидуют счастью другим, а если несчастье, то и не завидуют.

16) Белая зависть — зависть, но желание добиться того же или лучше. Черная зависть — зависть, но желание навредить.

17) Зависть сыграла важную роль. Две сестрицы позавидовали третьей и решили ее сгубить.

18) Последовательность:

  • женитьба царя и рождение сына;
  • сестры оболгали царицу;
  • царицу и сына заточают в бочку и бросают в воду;
  • царица и Гвидон на острове;
  • Гвидон спасает лебедя;
  • появление чудес на острове;
  • воссоединение семьи.

Share

1

Ответы к рабочей тетради Кутявина (Сказка о царе Салтане):

9) Полное название сказки:

a2585b955f46d699aaed717adef4ee89

Из этого название мы узнаем трех главных героев: царя Салтана, князя Гвидона, Царевну Лебедь. А так же нам становятся известны некоторые характеристики героев.

10) Произведение является сказкой. В ней происходят вещи, которые невозможны в действительности. Например, князь превращается в различных насекомых, царевна Лебедь воздвигает город за одну ночь, князь Гвидон смог вырасти в бочке. Кроме этого, у сказок хороший конец как и в данном произведении.

11) Зачин — это определенное вступление или окончание, сказки, былины и других народных произведений. Здесь его нет, потому, что эта не народная сказка, а авторская.

12) Составим два списка героев, одни положительные, другие отрицательные:

  • положительные герои: Царь Салтан, Князь Гвидон, царевна Лебедь, мать князя Гвидона.
  • отрицательные герои: ткачиха, портниха, сватья баба Бабариха, чародей в обличии коршуна.

13) К нейтральным героям можно отнести второстепенные персонажи: корабельщики и гонец, принесший дурную весть царю.

14) Характеристика Царевны Лебедь из сказки «О царе Салтане»:

80b4f80247deca36ab4dac65c498943e

15) Объясним смысл пословиц:

  • Зависть прежде нас родилась. Так говорят про тех людей, которые очень много завидуют, настолько, что зависть стала виднее, чем они сами;
  • Завистливый злее волка голодного — человек, который завидует по злобе сравнивается с волком, потому, что он очень злой, как и это животное;
  • Где несчастье, там зависти нет. Пословица говорит о том, что несчастным не завидуют, никто не желает разделить их участь;
  • Где счастье плодится, там и зависть родится. Счастливым завидуют, у них есть то, чего хотелось бы другим.

16) Объясним понятия:

Черная зависть — злая зависть. Завидующий желает, чтобы человек лишился всего и ему было плохо;

Белая зависть — завидующий хочет того же, что есть у человека, но не хочет, чтобы он сам это лишался.

17) Зависть сыграла в сказе ключевую роль. Благодаря ей последовало дальнейшее развитие событий: из звисити князя Гвинона с его матерью скинули в бочке в море.

18) События в сказке о «Царе Салтане»:

  • Царь Салтан жениться на одной из трех девиц у него появляется сын;
  • Царя извещают о появлении ребенка подменным письмом;
  • Царицу и ее ребенка в бочке пускают плыть по морю;
  • Бочку выбрасывает на берег и юный князь спасает царевну Лебедь;
  • Она воздвигает для него город где он правит;
  • Князь несколько раз в обличии насекомых летает к отцу;
  • Отец приезжает к князю и обман раскрывается.

Сказка о царе салтане положительные и отрицательные герои список

Share

1

Ответы на вопросы:

Полное название сказки длинное и оно звучит так:

Сказка о царе салтане положительные и отрицательные герои список

В самом названии есть слово сказка, сказка начинается именно со слова сказка, ну а далее идет перечисление героев. В сказке есть такие сказочные персонажи, как белка, которая грызет орехи (да орехи непростые, все скорлупки золотые). Также есть такой сказочный персонаж, как царевна Лебедь, которая в конце сказки превращается в прекрасную девушку.

В сказке нет зачина, объясняется это тем, что действия происходят на Руси. Начать можно так: «Давно это было, сколько лет прошло с тех пор никто не знает».

В сказке есть положительные и отрицательные герои. К положительным относятся — Гвидон, его мать, царевна Лебедь. Негативные персонажи — ткачиха, повариха и Бабариха.

К нейтральным героям можно отнести царя Салтана, 33 богатыря.

Характеристика героя Гвидона:

Сказка о царе салтане положительные и отрицательные герои список

Объясним смысл пословиц:

Зависть прежде нас родилась — это означает, что зависть всегда была присуща человеку, с самого сотворения мира уже существовало это чувство.

Завистливый злее волка голодного — завистливый человек очень злой, у него одно на уме, как сделать гадость тому человеку, которому он завидует.

Где несчастье, там зависти нет — тут все понятно, никто не завидует человеку, когда у него все плохо, завидуют, когда все хорошо.

Где счастье плодится, там и зависть родится — завистники завидуют тому человеку, который счастлив, ведь они по сути своей несчастные люди.

Чёрная зависть — это такая зависть, когда человек готов на все, ради того, чтобы досадить другому человеку, он делает гадости и радуется когда человеку плохо.

Белая зависть — это легкая степень зависти, человек просто завидует, при этом не желая зла своему ближнему.

Зависть в сказке сыграла главную роль. Ткачиха и повариха очень завидовали царевне и поэтому ее оболгали.

Царь женится. Царица рожает ему сына, но ее оболгали. Царицу с сыном садят в бочку и кидают в море. Царица с Гвидоном живут на острове. Семья снова вместе.

Share

1

Ответы к заданиям:

вопрос 9: Название у сказки большое. Из него мы можем узнать основных героев: царь Салтан, царь Гвидон, Царевна Лебедь.

вопрос 10: Это сказка, признаки такие: есть волшебство (33 богатыря выходят из моря, белка, которая поет песенки, лебедь, который превращается в царевну), присутствует цифра три, которая характерна для сказок: три сестры, три раза Гвидон летал к царю Салтану. В конце добро побеждает зло.

вопрос 11: Зачин — это начало сказки. Как правило, сказка начинается с таких слов как «в некотором царстве …». В этой сказке отсутствует зачин, так как автор хочет показать, что действие происходит ни где-то, а на Руси.

вопрос 12: всех героев сказки можно разделить на положительных (царь Гвидон, царь Салтан, царица, царевна Лебедь) и отрицательных (Ткачиха, Повариха, Бабариха).

вопрос 13: к таким героям относятся: корабельщики, которые привозили вести, 33 богатыря.

вопрос 14: 1.белка, 2. живет в клетке, 3. веселая и озорная, поет песенки, 4. веселит народ, одно из чудес, которым заинтересовался царь Салтан. 5. автор положительно относится к этому персонажу, при ее описании использует эпитеты непростые, золотые.

вопрос 15: смысл пословиц в том, что зависть — это отрицательное чувство, она может появиться внезапно. Нужно быть осторожным, когда ты чего-то достигаешь. Другие люди могут тебе завидовать и строить козни.

вопрос 16: белая зависть — это когда ты завидуешь другому человеку, но ты рад за него, и сам стремишься добиться таких же успехов. Черная зависть — это когда ты завидуешь так, что хочешь насолить другому человеку только из-за того, что он более успешен.

вопрос 17: именно из-за людской зависти главные герои оказались в беде. Сестры позавидовали младшей и решили ей отомстить.

вопрос 18:

  • царь женится на младшей дочери,
  • зависть старших сестер,
  • царица и сын в опасности,
  • неизвестный остров,
  • волшебные превращения царя Гвидона,
  • встреча отца и сына.
  • счастливый конец.

Share

1

Ответы у меня получились такие:

9.) В заголовке мы видим имена большинства самых главных героев сказки, полное ее название такое:

74f969b90fb8fa5026bf3c23de2c7ac8

10.) Мы видим в этой сказке троекратные повторы, в ней много чудес, герои превращаются, есть волшебные предметы и персонажи, волшебный город, в итоге, как и в большинстве сказок, добро победило зло.

11.) В зачине обычно описывается место, где происходит действие сказки, например, в тридевятом государстве, но в сказке Пушкина действие происходит на Русской земле, поэтому у автора нет зачина.

12.)

Сказка о царе салтане положительные и отрицательные герои список

13.) Можно назвать следующих подобных героев:

c762bdb882d26611270ab96346dc1084

14.) Я уже давала ответ на этот вопрос в другом вопросе нашего сайта, я даю характеристику князя Гвидона, размещу ее и здесь в формате цитаты:

bacef491298ddcd6b82d80bb35499e42

15.) Дается несколько пословиц, объяснить их смысл можно вот так:

f7c10675173709761eb7eee10f66f18a

Зависть всегда была, до нас, и после нас будет, практически нет людей, которые никогда никому не завидовали, и кому никто не завидовал.

5682ca9f74594519cf7cff805ceba02a

Зло и зависть всегда идут рука об руку, завидуя, человек становится очень злым, поэтому нужно быть аккуратным, стараясь никого не провоцировать на зависть. В то же время надо стараться не общаться с завистливыми людьми.

702a8b5a3028231ada7aeca01e66080c

Завидуют только счастливым, несчастливому человеку сложно завидовать.

90a09ca3bcd87a384aa3f96090941487

Около счастливого человека всегда найдутся завистливые люди.

16.) Чёрная зависть – это когда завидуешь и желаешь зла человеку, которому завидуешь, желаешь завладеть предметом зависти. А белая зависть, это когда просто хочешь того же самого себе, не испытывая при этом злых чувств.

17.) Зависть сыграла ключевую роль, завистливые женщины решили погубить царевну, и причинили много зла ей и ее сыну.

18.) В сказке происходят следующие события:

8d6b05c252963fa2633fd99f9f2a4a83

Share

1

Ответим на вопросы.

Полное название сказки звучит так:

40883b39aafc8a093dab100318e7670b

Из названия сказки видно о том, какие герои в сказке, о ком именно нам предстоит узнать.


Безусловно это сказка, так как в ней присутствует устойчивые эпитеты, чудеса и чудесные превращения. Ну и, конечно, что характерно сказке, мы видим, что добро побеждает зло в конце.


Отсутствие зачина — действия происходят на Руси.


Положительные герои сказки:

ed2d3aea5ab62f1c563d268daa503cac

Отрицательные:

a5804b8f721266fe7bffe54c154da68c


Нейтральные герои сказки

7ea5595a3802cfeef3622ce4de74d712


Пословица —

f7c10675173709761eb7eee10f66f18a

Говорит о том, что зависть всегда будет, найдутся такие люди, которые будут кому-то завидовать, а значит и будет место зависти.

5682ca9f74594519cf7cff805ceba02a

Завистливые люди сравниваются с волками, как злые и беспощадные люди.

702a8b5a3028231ada7aeca01e66080c

Люди могут завидовать только человеческому счастью и благополучию, а горе и несчастье не является предметом зависити.

90a09ca3bcd87a384aa3f96090941487

Эта пословица является противоположной по смыслу от предыдущей. Именно счастья людское и является предметом зависити.


ff6cb498f5033e39cc32c1ae698f6622

Это та зависть, когда человек завидует и злится, негодует на другого человека, желает ему плохого.

Примерами такой зависти могут служить ткачихи, поварихи с сватьей бабой Бабарихой.

5da8639f8724bd45efd213cf6025a780

При такой зависти, человек хоть и завидует кому-то, но при это не ждала и зла и даже рад за человека.


Зависть в сказке играет ключевую роль, ведь именно из-за неё и разворачивается сюжет, когда царевна оказывается в бочке посредине моря.


  • Выбор жены царём Салтаном.
  • Ложное письмо царю.
  • Царица и Гвидон оказались в бочке посередине моря.
  • Превращения Гвидона.
  • Салтан воссоединяется с семьёй.

  • Сказка о царе салтане показать
  • Сказка о царе салтане план по частям для 3 класса
  • Сказка о царе салтане посмотреть мультик
  • Сказка о царе салтане полное название мультфильм
  • Сказка о царе салтане поделить на части и озаглавить каждую часть 3 класс