Сказка о царе салтане показать

Главные героицарь салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. но

Главные герои

Царь Салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. Когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. Но завистники молодой царицы меняют письмо. Они хотят извести царицу и её ребенка. Они злые и хитрые. Но автор изобразил их не страшными, а смешными. Тем более, когда они были укушены перевоплощенным князем Гвидоном в комара, муху и шмеля.

Князь Гвидон, сын царя, представлен настоящим русским богатырем. Он вступается за слабых. Спасает царевну Лебедь от злого коршуна. Волшебница-лебедь отблагодарила его выполнением всех его желаний. Князь правит на острове слава о котором разнеслась по всему свету.

Он мудрый правитель своего острова, гостеприимный хозяин, тепло встречающий купцов. За свою мудрость получает волшебную белку, морскую стражу и жену – красавицу и волшебницу.

Царевна-Лебедь, спасенная Гвидоном от злого колдуна, стала его верной помощницей, а потом и женой. За своё спасения она дарит ему красивый город на острове. Где он стал правителем. Помогает Гвидону побывать у отца в образе комара, мухи, шмеля Она умная, добрая. Она как Василиса премудрая в русских сказках умная, красивая, а еще и волшебница.

Царица она появляется на первых строках сказки. Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после оговора нашла в себе силы простить своих сестер.

Ткачиха, первая сестра Царицы и поварихи. Она злая, завистливая, обидчива и мстительна. Из – за обиды на сестру и оговорила её.

Повариха, ещё одна сестра Царицы. Она завистлива, злопамятна, коварна и эгоистична. Не чем не лучше ткачихи, своей сестры.

Сватья баба Бабриха мать всех трех девиц. Она тоже жестока и мстительна. Она вместе с двумя старшими дочерьми оговаривает Царицу и младенца, избавились от них. Но после этого страшного поступка, они, не стали счастливыми, наоборот их наказали.

Описание героя

По сюжету князь Гвидон является сыном царя Салтана. Когда будущий отец уехал на войну, царица родила мальчика. Его вместе с матерью решили извести завистливые родственники, заколотив в бочку и выкинув в открытое море. По воле судьбы волна выбросила бочку на пустынный остров Буян. Ребенок за время плавания вырос и превратился в прекрасного юношу. Описывая внешность молодого князя, Пушкин не забыл подчеркнуть и его внутреннюю красоту.

В трактовке автора характеристика князя Гвидона выглядит следующим образом:

  • красивый;
  • имеет высокий рост;
  • ловкий и сильный;
  • необычайно отзывчивый и добрый к людям;
  • человек, способный заниматься государственными делами;
  • хорошо воспитанный, умный.

Все эти черты говорят, что из Гвидона выйдет хороший правитель. Будущий царь обладает чудесным даром общаться с морем, ветром и другими природными явлениями. Конечно, это сказка, поэтому вымысел здесь уместен, но такие качества, как коммуникабельность и способность договариваться, высоко ценятся и в современном мире.

Второстепенные герои

Гонец, который ездил к царю отвозил ему письмо от царицы и привозил обратно. Его споили и поменяли послание, из – за которого страдает царица и её сын.

Волна, в сказке представлена, как одушевленная, Гвидон её просит о помощи, и она выполнила его просьбу, вынесла на берег, подарив им жизнь.

Коршун, который нападал на лебедь, стремясь её убить. Но когда Гвидон его убил стрелой выпущенной из лука, оказался злым чародеем.

Белочка является одним из чудес подаренных князю царевной – лебедь. Она жила в домике под елочкой, грызла золотые орехи и пела песенки.

Тридцать три богатыря и дядька Черномор были родными братьями царевны Лебеди. И по её просьбе стали охранять остров, потому что они жили в море.

Корабельщики – это купцы, которые плавали на кораблях между странами и торговали разными товарами. Которые и принесли весть о новом граде на острове Буяне.

Сказка заканчивается хорошо для всех героев: царь Салтан вновь обретает жену и сына и на радости прощает злых сестёр и Бабариху.

Герои сказки о царе Салтане

К группе положительных героев сказки о царе Cалтане

можно отнести:

  • Салтан,
  • его сын Гвидон,
  • девица под окном будущая Царица, Царевна-лебедь.

А к отрицательной группе героев относятся:

  • повариха,
  • ткачиха,
  • сватья баба Бабариха,
  • Коршун.

Можно определить ещё, так называемую, «нейтральную» группу героев знаменитой сказки Пушкина:

  • белка,
  • заморские гости,
  • ветер,
  • волна,
  • дядька Черномор и 33 богатыря,
  • а ещё комар и шмель, в которых превращался князь Гвидон.

Вот, пожалуй, все имена героев сказки о царе Cалтане, разделённых на группы по типу характера.

Прежде всего, хочется сказать о двух сёстрах Царицы – поварихе и ткачихе, а также их матери – сватье бабе Бабарихе. Это, без сомнения, отрицательные персонажи.

Из-за мстительности, злопамятности, зависти и обидчивости они совершили преступление. В письме к царю Салтану — оклеветали Царевну и младенца-Царевича, добившись указа царя, посадить их в бочку и бросить в море.

Совершив этот страшный поступок, они, конечно же, не стали счастливыми, а наоборот – были наказаны!

Другие главные герои сказки о царе Cалтане,

которых смело можно отнести к положительным героям. Во-первых, это князь Гвидон – сын царя Салтана. Его смелость и стремление к цели, отважность и гостеприимство располагают к нему любого читателя этой сказки.

Вторая главная героиня, сделанная поэтом центральным художественном образом произведения, — царевна-Лебедь, которую спас Гвидон от злого колдуна-Коршуна. Её характеру присущи такие качества, как благородство и мудрость.

Её образ в сказке заключал в себе черты русской Василисы Премудрой, наделённой удивительной красотой и волшебством. К слову, 33 морских богатыря были её братья родные.

Следующий главный герой сказки — добрый и мягкий царь Салтан – справедливый и незлопамятный, доверчивый и простоватый.

Порой он кажется даже немного безвольным, но это не так: просто широта и доброта русских царей делала их безоружными перед коварством и вероломством. Поначалу он разгневался на ткачиху, повариху и сватью, но потом великодушно простил завистниц и отпустил их домой.

В заключении «подведём черту»: в сказках, и не только в Пушкинских, злоба, зависть и ненависть обречены на позорное уничтожение, потому что в жизни людей первоначальны Любовь и Добро. В этом вся гармония и красота русских сказок!

Люди, творите всегда добро!

Автор статьи: Игорь Смирнов

Дети, молодые, взрослые и пожилые – большинство из нас знают множество произведений Александра Сергеевича Пушкина. Одно из наиболее известных, любимых и увлекательных произведений Пушкина является . Сюжет данного стиха довольно прост для понимания, но очень увлекает. Ребёнок и взрослый, читая это произведение, представляют яркую картинку, где по-своему преображаются действия, по-своему вырисовывается внешность персонажа. Но абсолютно каждый выделяет для себя поступки злые и добрые и, следовательно, плохого и положительного персонажа.

К позитивным героям относятся:

Царь Салтан

– государь своего царства. С одной стороны, царь – настоящий воин, мужественный и сильный, который готов сражаться за своё государство. С другой – это добрый персонаж, который имеет мягкий характер. По действиям, которые совершает этот герой, становится понятно, что он незлопамятный и даже простой, наивный персонаж и из-за этого, некоторые читатели могут подумать, что он безвольный царь. На самом же деле, это совершенно не так. Просто из-за своей добродушности, он никак не наказал злобных и коварных сестриц, а наоборот, простил их.

Князь Гвидон

– сын царицы и царя Салтана. На протяжении всего стиха проявляет себя как смелого и сильного героя. Свой мужественный характер этот персонаж предпочитает доказывать поступками, а не действиями. Помимо смелости, силы и мужественности он проявляет гостеприимство и целеустремлённость, что очень нравится читателям.

Царевна-лебедь

– рассудительная и прекрасная волшебница, сестра 33 морских богатырей и в конце сказки становится женой князя Гвидона. Будучи одним из главных героев, также относится к добрым персонажам, ведь она олицетворяет великодушие, мудрость и честность.

Царица

– это одна из первых девиц, с которыми встречается читатель в первых строках сказки. В будущем становиться царицей и матерью прекрасного богатыря. Как и сам царь, она является очень позитивным персонажем, ведь она добрая, честная, терпеливая и добросердечная. Благодаря этим качествам, царица симпатизирует многим читателям.

Негативные герои:

Ткачиха

– сестра Царицы и поварихи. Её поступки говорят, что это очень завистливый, злой и негативный персонаж. Помимо этого, она очень обидчива и мстительна, из-за чего и проворачивает коварные действия.

Повариха

– сестра ткачихи и Царицы. Как и ткачиха, повариха является плохим персонажем, ведь имеет такие качества, как зависть, злопамятность, коварство и эгоизм.

Сватья баба Бабриха

– относится к негативным персонажем, так как имеет такие отрицательные черты характера как ненависть, жесткость и мстительность. Из-за этих качеств, многие читатели её недолюбливают.

Действия, которые совершают положительные и негативные персонажи помогают разобраться читателю в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!

А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре — «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Сюжет

Повествование рассказывает о нескольких персонажах. Главными действующими лицами становятся царь Салтан, царица и князь Гвидон. Характеристика героев проста и понятна.


Царь Салтан и царица

Государь по имени Салтан – мужественный и отважный воин, способный вступиться за свои земли. Он обладает покладистым, спокойным нравом, отличается простотой, не держит зла на обидчиков и проявляет некую наивность. Добродушие героя не дает наказать сестриц, наговоривших на царицу и чуть не погубивших ее и сына – князя Гвидона.


Царица и маленький Гвидон

Мудрая царица – первая девица в государстве и первая, с кем встречается читатель, знакомясь со сказкой. Она – положительный персонаж, честная, добрая и верная женщина, неспособная на предательство и обман.

Гвидон – сын царицы и Салтана. Его отчество не зря подчеркивается в названии сказки, потому что с малых лет герой, как и отец, проявляет отвагу и смелость. Для него особую важность имеют поступки, а не слова.


Князь Гвидон

Гостеприимный амбициозный правитель получает титул князя неспроста. Якобы по велению царя Салтана, а на самом деле из-за интриг сестер царицы, младенца с матерью заточили в бочку. Странное судно, ставшее последним пристанищем, опустили в морскую пучину. В нем промелькнули детство и отрочество юноши, и вскоре он превратился в настоящего богатыря, которому суждено спасти от коршуна царевну Лебедь и заполучить под покровительство невиданные земли – остров Буян. Остров князя стал пунктом паломничества купцов, жаждущих выгодного сотрудничества. Это место, где живет белка, грызущая волшебные орешки, а также фантастические воины – тридцать три богатыря.


Царевна Лебедь

Гвидон – основной персонаж сказки. Царевна Лебедь, ставшая позже его избранницей, – олицетворение волшебства в поэме. Она одаряет возлюбленного не только чудесными диковинами (белкой и богатырями), но и магическими силами, благодаря которым Гвидон может стать комаром. В таком образе князь попадает на корабль и прибывает на родину – повидать отца.

Второй раз Гвидон осуществляет визит в образе мухи, а в третий – в качестве шмеля. В каждое посещение он, пусть и невольно, мстит ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе. Завершается все воссоединением царского семейства и пышным свадебным торжеством.

Интересные факты

Светило русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин, умело обращавшийся со стихотворным слогом и прославляющий богатство русского языка, использовал в «Сказке о царе Салтане» только одно слово с буквой «ф» – флот. В пушкинскую эпоху слова с этой буквой считались заимствованными из других языков.


Город Свияжск — прообраз острова Буяна

Однажды, путешествуя, Пушкин попал в город Свияжск. Поэт восхищался красотой этого места и признавался, что так представлял описанный населенный пункт на сказочном Буяне:

«В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами С теремами да садами…»

Некоторые исследователи считают, что прототипом острова является Руян, расположившийся в Балтийском море.


Богиня Умай и царевна Лебедь

Сказка сплетена из фольклорных сюжетов и нюансов, придуманных поэтом. Примечательно, что прообразом царевны Лебедь стало языческое божество Умай. Ее воспевали в монгольских и кыпчакских племенах как женщину в образе лебедя, ходящую по земле и воде. В произведении описание царевны не менее привлекательно, чем в легендах древних народов:

«Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает. Ночью землю освещает — Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит».

История персонажа

«Сказка о царе Салтане» – предназначенное для детей знаменитое произведение из наследия, оставленного миру Александром Сергеевичем Пушкиным. Полное название поэмы звучит так: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Оно было придумано на манер лубочных сказаний, популярных в простонародье. Использованный сюжет пересказывался на Руси из уст в уста. До наших дней легенда дошла в вольной интерпретации. Пушкинисты, исследующие творчество русского поэта, свидетельствуют, что лейтмотив произведения не был уникальным. Гораздо раньше его использовали в своих сказках Чосер и Гоцци.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

Разработка урока ИЗО.

6 класс.

Тема урока: «Иллюстрирование отрывка

литературного произведения

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)».

2020 – 2021 учебный год.

Дата проведения: 09.03.2021 г.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: тематическое рисование.

Тема урока: «Иллюстрирование отрывка литературного произведения (А.С.. Пушкин «Сказки о царе Салтане»)».

Цель урока: научить использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета.

Задачи урока:

— образовательная: продолжить формирование понятий «иллюстрация», «художники-иллюстраторы»; формирование умений простейшими изобразительными средствами передавать основные события в произведении;

— коррекционно – развивающие: коррекция и развитие зрительного восприятия, наблюдательности, внимания, образного и логического мышления; развитие композиционных навыков, совершенствование умений выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы; развитие устной речи обучающихся;

развивать умение сопереживать героям литературного произведения;

— воспитательная: воспитание интереса обучающихся к работе художника — иллюстратора; воспитание качеств – усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручка, аккуратность, старательность.

Методы, используемые на уроке:

— словесный (беседа, рассказ);

— наглядный (демонстрация презентации, работа с иллюстрациями);

— практический (выполнение практической работы- рисунок);

— проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера);

— стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуации успеха);

— самоконтроля и самооценки (самопроверка при выполнении практической работы и самооценка знаний).

Используемые технологии на уроке:

— разноуровневого и дифференцированного подхода;

— здоровьесберегающие;

— личностно-ориентированные;

— информационно-коммуникативные.

Формы организации деятельности на уроке:

— фронтальная;

— индивидуальная;

Оборудование:

— для учителя: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина; презентация с иллюстрациями И. Я. Билибина; отрывки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина; иллюстрации картин А.Бубнова «Утро на Куликовом поле» и В. М. Васнецова «Богатыри»; музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане»; раздаточный материал – шаблон – палитра; лист А2, кисть, гуашь, баночка для воды;

— для обучающихся: альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисть, баночка для воды, салфетка, цветные карандаши, дневник.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Цель этапа: подготовить обучающихся к восприятию нового материала и к работе на уроке.

— Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно открывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Приветствие учащихся.

 Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: выявить уровень усвоения знаний обучающихся и повторить пройденный материал.

— Ребята мы с вами на прошлых уроках знакомились с иллюстрациями к литературным произведениям на примере картин известных художников.

— Что такое иллюстрация?

— Словарное слово «иллюстрация» – рисунок к тексту.

— А кто рисует иллюстации?

— Словарное слово «художники – иллюстраторы» .

Напечатанные словарные слова «иллюстрация», «художник – иллюстратор» размещаются на лоске.

— Рассмотрите иллюстрации картин, представленных на доске.

А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле».

В. М. Васнецов «Богатыри».

— Как называются иллюстрации картин? Кто автор?

— На доске представлена иллюстрация художника Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле» (к произведению «Слово о полку Игореве»).

— На доске представлены иллюстрация художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».

— Кто эти три богатыря?

— Это Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин).

— Для чего нужны иллюстрации?

— Иллюстрации обычно размещаются в книжках, чтобы по ним лучше представить содержание текста.

3. Сообщение темы и цели урока.

Цель этапа: привлечь внимание обучающихся и вызвать интерес к изучению новой темы.

— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с иллюстрациями и с художниками – иллюстраторами. Я не зря начала урок со стихотворения, в котором говорилось про сказку. Мы отправимся в путешествие и познакомимся со сказкой. А вот как сказка называется, угадайте?

Звучит музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане».

-Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
— Кто догадался, строки, из какой сказки? — Вам поможет иллюстрация, представленная на слайде (слайд № 1,2)

— Это «Сказка о царе Салтане». Полное название этого произведения «Сказка о царе Салттане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» (слайд № 2).

— А кто автор этой сказки?

— Александр Сергеевич Пушкин (слайд № 3).

— А музыка звучала из оперы Николая Андреевича Римского –Корсакова ««Сказка о царе Салтане» (слайд № 4).

 Тема нашего урока «Иллюстрирование литературного произведения». Сегодня именно о литературном произведении «Сказка о царе Салтане» мы будем вести речь (слайд № 5).

— Мы познакомимся с художником – иллюстратором, который выполнил иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане». И сами побываем в роли художников – иллюстраторов — выполним иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: дать обучающимся конкретное представление об иллюстрации как о выразительном средстве для композиции сюжета.

Обучающиеся предварительно самостоятельно знакомятся с произведением А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане».

Иллюстрации в книге являются произведениями изобразительного искусства. Художник-иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. В иллюстрации, как и в любом другом произведении искусства, нет ничего случайного. Художник, прежде всего, обязательно обдумывает замысел иллюстрации, выполняет эскизы и макет будущей книги. Он выбирает формат, решает, кто будет главным героем и какими средствами это будет показано, как расположить персонажей, чтобы правильно передать смысловую связь между ними; каким цветом отличить главного героя.

-Ребята, в детстве, когда вы еще не умели читать, вам читали сказки, а вы в своем воображении представляли сюжеты сказок, героев. Вы в своем воображении рисовали иллюстрации к сказкам. Сказка, однажды вошедшая в жизнь, прочно занимает свое особое место.

— Многие художники считали за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина, потому что в них можно найти мудрость, доброту, нравственную красоту.

— Одним из художников, который иллюстрировал произведение «Сказка о царе Салтане» является Иван Яковлевич Билибин, сын военно – морского врача, собирался стать юристом, но стал известным художником – иллюстратором (слайд № 6).

— В 1900 году русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков пишет оперу «Сказка о царе Салтане».

— В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане», иллюстрированная И.Я. Билибиным (слайд № 7,8).

А) Беседа по иллюстрациям И.Я.Билибина к произведению «Сказка о царе Салтане».

— В своих иллюстрациях И.Я.Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки.

— Я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы представьте себе иллюстрацию этого сюжета.

Обучающие слушают текст.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

— Что вам представилось? Какое в это время море, небо?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сюжет с бочкой И.Я.Билибин (слайд № 9).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Одна из лучших иллюстраций И.Я.Билибина – сказочный город. 

— Я прочитаю отрывок из сказки, а вы, ребята, закройте глаза и представьте картинку иллюстрации к этому сюжету.

Обучающиеся слушают текст.

— Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сказочный город И.Я.Билибин (слайд № 10).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— На иллюстрации изображены князь Гвидон и его мать. А город, действительно, сказочно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть гористом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой. Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать: в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями. Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом – радостная, чудесная. По нижнему краю листа идет орнамент, мотив которого напоминает или резьбу по дереву, или старинные кружева.

— Ребята, вспомните, о каких трех чудесах рассказывается в сказке?

— Чудеса в сказке – белка, тридцать три богатыря и царевна Лебедь.

— Послушайте, как первое чудо – белочка описывается в сказке.

Обучающиеся слушают текст.

— Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…

— А вот белочка уже в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Белка»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.

— Поэт создает образ при помощи слов, художник при помощи кисти и красок, а композитор создает музыкальные образы при помощи различных музыкальных инструментов.

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации белочку И.Я.Билибин (слайд № 11,12).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Белочка в хрустальном домике грызет орешки. Белочка веселая, жизнерадостная и краски, используемые в иллюстрации, такие же.

— Предлагаю вам небольшую паузу — пусть наши глазки немного отдохнут. Давайте выполним гимнастику для глаз. В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон превращался в разных насекомых. В каких насекомых?

— В комара, муху и шмеля.

— Я предлагаю вам проследить за полетом шмеля. Внимание на слайд – следим глазками за передвижением шмеля. А музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») поможет вам задать ритм движения шмеля (слайд № 13).

Физминутка «Гимнастика для глаз».

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») и выполняют гимнастику для глаз.

— Чудо второе – богатыри. Я читаю, а вы слушаете.

Обучающиеся слушают текст.

Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит…

— А вот тридцать три богатыря в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.

— Какими изобразил художник богатырей? Во что богатыри одеты?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации богатырей И.Я. Билибин (слайд № 14,15).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— Наиболее выразительно художник рисует море. Из моря поднимается отряд богатырей. Во главе их самый старший – дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены, как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчеркивают могущество отряда. Море с крутыми вздыбившимися волнами «расплескалось в шумном беге». При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря. В мелодии слышится мощь богатырей, мелодия быстрая и громкая.

— Чудо третье – царевна-лебедь. Какой ее представил А.С.Пушкин?

Обучающиеся слушают текст.

Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

— А вот царевна Лебедь в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).

Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).

— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.

— Какая музыка звучала?

— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации царевну Лебедь И.Я. Билибин. Кажется, что она вот – вот сойдет с картины и окажется среди нас (слайд № 16).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.

— На иллюстрации изображена сказочная волшебница, скорее лебедь, чем человек. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом. Весь тон картины – голубовато-серебристый (слайд № 17,18).

— Ребята, мы с вами рассматривали иллюстрации художника И.Я.Билибина. А кто мне скажет, что самое главное во всех этих иллюстрациях?

— Самое главное во всех этих иллюстрациях, что главные персонажи сказки изображены в центре и крупно. С помощью цветовых оттенков можно выделить главных героев.

— Сейчас мы с вами научимся, как правильно нужно смешивать краски, чтобы получились цветовые оттенки. Давайте разомнем кисти рук для предстоящей работы с кистью и карандашом.

Физминутка «Пальчиковая гимнастика».

1.

Домик . Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

2.

Очки бабушка надела и внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

3.

Флажок. Я в руке — флажок держу и ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

4.

Лодка. Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Пароход. Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

5.

Стул, ножки, спинка и сиденье — вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

6.

Грабли. Листья падают в саду, я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

7.

Скворечник. Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет. Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

8.

Цепочка. Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

9.

Лошадка. У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

10.

Птичка. Пальчики — головка, крылышки — ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими.

— Руки на живот. Дыхательные упражнения: глубокий вдох через носовую полость, выдох через ротовую полость.

Обучающиеся выполняют упражнения для развития мелкой моторики рук,

а также дыхательные упражнения.

Б) Графические упражнения «Цвета радуги».

— Сейчас мы выполним упражнения на смешивании основных красок для получения более «холодного» и «теплого» оттенков.

— У вас на рабочих столах шаблоны в виде палитры.

Словарное слово: палитра — небольшая тонкая и лёгкая доска  четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает во время работы краски для получения необходимых цветов (слайд № 19).

Словарное слово напечатанное размещается на доске.

Обучающиеся проговаривают словарное слово.

— У нас палитра – это альбомный лист, на котором 5 кружков.

— В каждом из них мы будем смешивать краски, получая оттенки красок, добавляя в каждый из нужных цветов «теплый» или «холодный»  цвет,  можно  получить  цвета  более  «теплого»  или  «холодного» оттенков. Обязательно соблюдаем правила работы с красками.

— Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем первый кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получается?

— Оранжевый цвет, теплый оттенок.

— Следующий кружок. Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем второй кружок. Добавляем голубой цвет краски. Какой цвет краски получился?

— Зеленый цвет, холодный оттенок.

— Третий кружок. Берем на кисть красный цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?

— Коричневый цвет, теплый оттенок.

— Четвертый кружок. Берем на кисть оранжевый цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получился?

— Пурпурный цвет, теплый оттенок.

— Пятый кружок. Берем на кисть синий цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?

— Цвет станет сине-зеленым, а значит, «холодным».

Показ смешивания цветов на доске.

Обучающиеся на палитре смешивают цвета красок, получая новые оттенки цветов.

— С помощью оттенков цветов можно выделить наиболее интересное, впечатляющее в сюжете, главное, а также цветом подчеркнуть контурные линии.

5. Практическая работа.

Цель этапа: закрепить знания, полученные обучающимися, научить применять полученные знания.

— Предлагаю вам, ребята, на время стать художниками-иллюстраторами и нарисовать свою иллюстрацию к произведению «Сказка о царе Салтане». Вы должны выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка, как будут располагаться предметы на листе. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание.

— Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку иллюстрации. Обдумывание композиции поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.

— Вы можете нарисовать рисунок любого из понравившегося вам эпизода. Постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.

— Напоминаю вам порядок выполнения рисунка – иллюстрации.

Порядок работы над выполнением иллюстрации:

1). Сначала определяем сюжет.

2). Как правильно расположить лист? (вертикально, горизонтально)

3). Выбор главного персонажа иллюстрации (главный герой располагается в центре).

4).Место расположения персонажей (предметов).

5). Детальная проработка иллюстрации.

Напечатанный порядок работы размещен на доске.

— Помните, чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.

После выбора сюжета для иллюстрирования сказки учащиеся приступают к рисованию. Вначале решается общая схема задуманной композиции. Тонкими линиями намечаются герои сказки. После эскизного построения композиционной схемы, прорисовываются детали. Уточняется линейное построение рисунка иллюстрации.

— А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы все справитесь с этим заданием.

— Вначале ребята выполняем рисунок в простом карандаше. Затем рисунок в цвете выполняете акварельными красками. Не торопитесь, рисунок должен быть аккуратно выполнен. Не переживайте, если вы на уроке не успеете выполнить работу в цвете, вы можете это сделать дома – это будет вашим домашнем заданием.

— Ребята, у вас есть подсказка. Если у вас возникли трудности в выборе сюжета, на доске размещены иллюстрации сюжетов к произведению «Сказка о царе Салтане», можете какой – либо сюжет взять за образец рисунка.

— Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Звучит музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

(«Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).

Простым карандашом учащиеся намечают композицию рисунка иллюстрации.

Индивидуальная работа:

— обучающиеся 3 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (с помощью шаблона прорисовывается лебедь и детали сюжета).

Оказывается дозированная помощь. Во время рисования, обучающиеся постоянно сравнивают свой рисунок с образцом.

Образец рисунка для обучающихся 3 группы.

— обучающиеся 4 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (обводят лебедь по пунктирным линиям).

Оказывается дозированная помощь. Рисунок в цвете выполняют с помощью цветных карандашей.

Образец рисунка для обучающихся 4 группы.

Во время творческой работы наблюдается, чтобы обучающиеся располагали листы альбома и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами.

Выполняя рисунок в цвете обучающимся напоминается:

— последовательность заполнения листа цветом: от закрашивания больших плоскостей неба, земли, объектов фона; от больших пятен основного цвета героев сказки и их костюмов к проработке деталей;

— необходимо выбирать нужные цвета для изображения сюжета, не забывая про палитру;

— цвета должны быть яркими и чистыми, поэтому после каждого обмакивания в краску нужно мыть кисть и протирать салфеткой;

— стараться закрашивать элементы рисунка, не выходя за контур.

Обучающиеся выполняют рисунок в цвете акварельными красками.

6. Подведение итога урока.

Цель этапа: сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу обучающихся, выяснить, что нового узнали обучающиеся на уроке.

— Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.

— Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?

— Как называются рисунки в книгах?

— Кто рисует иллюстрации в книгах?

— Для чего нужны книжные иллюстрации?

— О каком произведении сегодня шла речь на уроке?

— Кто автор произведения «Сказка о царе Салтане»?

— С иллюстрациями, каких художников к этому произведению вы сегодня познакомились?

— Ребята, а теперь давайте посмотрим на ваши работы.

Выставка работ обучающихся. Анализ рисунков и выставление оценок.

Каждая работа обучающихся комментируется и оценивается (работы красивые по цвету; работы, в которых грамотно продумана цветовая гамма; работы аккуратно выполненные; работы, в которых выделено самое интересное в сюжете).

— Всем вашим работам можно дать такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.

Домашнее задание: закончить рисунок в цвете (обучающимся 1,2 группы — придумать название к своей работе или подобрать к ней соответствующие строчки из сказки).

— Я довольна вашей работой, каждый из вас проявил фантазию, у вас получились замечательные рисунки – иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане» (слайд № 20).

— Сказка ложь, да в ней намек-

Добрым молодцам урок!

— Каждая сказка чему-нибудь нас учит: добру, состраданию, что зло всегда будет наказано. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже научились только хорошему.

На этом наш урок закончен. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.

In English
Личный кабинет
Поиск

youtube 3
facebook
vk 2
twitter
instagram

О нас Афиша Репертуар Люди театра Сказка о царе салтане показать Визит в театр Музей Магазин Партнеры

06 января
четверг

Щелкунчик

Балет в двух действиях 6+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
12:00
Загрузка данных…
Путеводитель по оркестру. Карнавал животных

Театрализованный концерт 6+
Участвует в программе «Пушкинская карта»
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
12:00
Загрузка данных…

Щелкунчик

Балет в двух действиях 6+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…
Сказка о царе Салтане

Опера в четырех действиях с прологом 12+
Участвует в программе «Пушкинская карта»
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
19:00
Загрузка данных…

07 января
пятница

Сказка о царе Салтане

Опера в четырех действиях с прологом 12+
Участвует в программе «Пушкинская карта»
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
19:00
Загрузка данных…
Ростовское действо

Музыкальное представление в двух действиях с прологом и эпилогом 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Камерная сцена им. Б.А. Покровского
(ул. Никольская, д. 17/1)
19:00
Загрузка данных…

08 января
суббота

Рождественский концерт Детского хора и Молодежной оперной программы

6+
Вход по цифровому сертификату (QR-коду)

Историческая сцена
12:00
Загрузка данных…
Сказка о царе Салтане

Опера в четырех действиях с прологом 12+
Участвует в программе «Пушкинская карта»
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
12:00
Загрузка данных…

Сказка о царе Салтане

Опера в четырех действиях с прологом 12+
Участвует в программе «Пушкинская карта»
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
19:00
Загрузка данных…
Ростовское действо

Музыкальное представление в двух действиях с прологом и эпилогом 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Камерная сцена им. Б.А. Покровского
(ул. Никольская, д. 17/1)
19:00
Загрузка данных…

09 января
воскресенье

Путеводитель по оркестру. Карнавал животных

Театрализованный концерт 6+
Участвует в программе «Пушкинская карта»
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
12:00
Загрузка данных…

Спартак

Балет в трех действиях
12+
Начиная с 28 октября 2021 г.  вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…
Сказка о царе Салтане

Опера в четырех действиях с прологом 12+
Участвует в программе «Пушкинская карта»
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
19:00
Загрузка данных…

10 января
понедельник

Раймонда

Балет в трех действиях 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…

11 января
вторник

Раймонда

Балет в трех действиях 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…
Postscript

Вечер современной хореографии 12+
Вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
19:00
Загрузка данных…
Сорочинская ярмарка

Опера в трех действиях 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Камерная сцена им. Б.А. Покровского
(ул. Никольская, д. 17/1)
19:00
Загрузка данных…

12 января
среда

Postscript

Вечер современной хореографии 12+
Вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
19:00
Загрузка данных…

13 января
четверг

Пласидо Доминго приглашает…

Новогодний гала-концерт 12+
Вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…
Postscript

Вечер современной хореографии 12+
Вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
19:00
Загрузка данных…
Директор театра,
Пимпиноне
Камерная сцена им. Б.А. Покровского
(ул. Никольская, д. 17/1)
19:00
Загрузка данных…

14 января
пятница

Лебединое озеро

Балет в двух действиях 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…

15 января
суббота

История Кая и Герды

Опера в двух действиях 6+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
12:00
Загрузка данных…

Лебединое озеро

Балет в двух действиях 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…
Юлий Цезарь и Клеопатра

Опера в двух действиях 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Камерная сцена им. Б.А. Покровского
(ул. Никольская, д. 17/1)
19:00
Загрузка данных…

16 января
воскресенье

История Кая и Герды

Опера в двух действиях 6+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
14:00
Загрузка данных…

Лебединое озеро

Балет в двух действиях 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…

17 января
понедельник

Открытие II Международного музыкального фестиваля Валерия Халилова

Концерт 12+
Вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…

18 января
вторник

Лебединое озеро

Балет в двух действиях 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…
Дон Жуан, или Наказанный развратник

Веселая драма в двух действиях 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Камерная сцена им. Б.А. Покровского
(ул. Никольская, д. 17/1)
19:00
Загрузка данных…

Архитектоника вечности

Концерт артистов оркестра Большого театра 12+
Вход по цифровому сертификату (QR-коду)

Бетховенский зал
19:30
Загрузка данных…

19 января
среда

Идиот

Опера в четырех действиях 16+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
19:00
Загрузка данных…

20 января
четверг

Драгоценности

Балет Джорджа Баланчина в трех частях 6+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…
Идиот

Опера в четырех действиях 16+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
19:00
Загрузка данных…

Вечер камерной музыки

Концерт артистов оркестра Большого театра 12+

Вход по цифровому сертификату (QR-коду)

Бетховенский зал
19:30
Загрузка данных…

21 января
пятница

Драгоценности

Балет Джорджа Баланчина в трех частях 6+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…

22 января
суббота

Иоланта

Опера в одном действии 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
12:00
Загрузка данных…

Драгоценности

Балет Джорджа Баланчина в трех частях 6+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…
Иоланта

Опера в одном действии 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
19:00
Загрузка данных…
Приношение великому мастеру

На Камерной сцене – студенты музыкальных вузов России
Вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Камерная сцена им. Б.А. Покровского
(ул. Никольская, д. 17/1)
19:00
Загрузка данных…

23 января
воскресенье

Иоланта

Опера в одном действии 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
14:00
Загрузка данных…

Драгоценности

Балет Джорджа Баланчина в трех частях 6+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
18:00
Загрузка данных…

Нос

Опера в двух действиях 12+
Участвует в программе «Пушкинская карта»
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Камерная сцена им. Б.А. Покровского
(ул. Никольская, д. 17/1)
19:00
Загрузка данных…

25 января
вторник

Орландо

Балет Кристиана Шпука в двух действиях 18+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
19:00
Загрузка данных…

26 января
среда

Борис Годунов

Опера в четырех действиях 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…
Орландо

Балет Кристиана Шпука в двух действиях 18+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
19:00
Загрузка данных…

27 января
четверг

Борис Годунов

Опера в четырех действиях 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…
Орландо

Балет Кристиана Шпука в двух действиях 18+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Новая сцена
19:00
Загрузка данных…

28 января
пятница

Царская невеста

Опера в четырех действиях 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…

29 января
суббота

Кармен-сюита,
Симфония до мажор
Новая сцена
12:00
Загрузка данных…

Царская невеста

Опера в четырех действиях 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
19:00
Загрузка данных…
Кармен-сюита,
Этюды
Новая сцена
19:00
Загрузка данных…
Актёры и роли

Гала-концерт артистов Камерной сцены им. Б.А. Покровского

Вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Камерная сцена им. Б.А. Покровского
(ул. Никольская, д. 17/1)
19:00
Загрузка данных…

30 января
воскресенье

Царская невеста

Опера в четырех действиях 12+
Начиная с 28 октября 2021 г. вход по цифровому сертификату (QR-коду).

Историческая сцена
14:00
Загрузка данных…
Кармен-сюита,
Этюды,
Симфония до мажор
Новая сцена
14:00
Загрузка данных…

  • 2022
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Ретроспектива

Билеты online

base

AP logo

whole site ru

О нас Репертуар Люди театра Визит в театр Музей Магазин Партнеры
  • История
  • Пресс-служба
  • Фото для прессы
  • Трансляции
  • Молодежная оперная программа
  • Как доехать
  • Афиша
  • Опера
  • Балет
  • Концерт
  • Камерные концерты
  • Гастроли на сцене Большого театра
  • Гастроли Большого театра
  • Оперная труппа
  • Балетная труппа
  • Оркестр
  • Руководство
  • Схемы залов
  • Театральный этикет
  • Купить электронный билет
  • Продажа билетов
  • Стоимость билетов
  • Экскурсии
  • История
  • Виртуальные выставки Google
  • Электронный архив
  • Контакты
  • Каталог
  • Доставка и оплата
  • Адреса и контакты
  • Спонсоры
  • Попечительский совет
  • Фонд Большого театра
  • Стать партнером

© 2011–2022
Государственный академический Большой театр России
125009, Москва, Театральная пл., 1. ИНН 7707079537/ ОГРН 1027739856539

Пресс-служба: pr@bolshoi.ru

Кассы Большого театра: +7 (495) 455-5555, sales@bolshoi.ru
Как добраться

Противодействие коррупции Документы Оценка услуг

Сделано в Сказка о царе салтане показатьСтудии Артемия Лебедева
Информация о сайте

Кроме примитивных типов в JavaScript существуют и сложные — например, объект.

Объект (object) — это набор свойств. Каждое свойство состоит из названия и значения. Название может быть строкой или символом, а значение может быть любым.

Объекты в JavaScript используются повсюду, особенно для хранения данных. Для уверенной работы с объектами необходимо знать, как создавать объект, как его изменять и как читать значения свойств.

Чаще всего объекты создают с помощью литеральной записи.

Пустой объект без свойств можно создать парой фигурных скобок:

        
          
          const cat = {}
          const cat = {}

        
        
          
        
      

Когда нужно создать объект со свойствами, то их описывают внутри фигурных скобок. Свойства указываются в формате имяСвойства : значение, между свойствами ставится запятая:

        
          
          const book = {  title: 'Война и мир',  author: 'Лев Толстой',  pages: 1274,  isFinished: true}
          const book = {
  title: 'Война и мир',
  author: 'Лев Толстой',
  pages: 1274,
  isFinished: true
}

        
        
          
        
      

Значением может быть другой объект или массив:

        
          
          const cat = {  kittens: ['Беляш', 'Михаил', 'Чарли'],  favoriteToy: {    name: 'мячик',    size: 'маленький',  },}
          const cat = {
  kittens: ['Беляш', 'Михаил', 'Чарли'],
  favoriteToy: {
    name: 'мячик',
    size: 'маленький',
  },
}

        
        
          
        
      

Или даже функция:

        
          
          const cat = {  name: 'Том',  meow: function () {    console.log('мяу мяу')  },}cat.meow()// мяу мяу
          const cat = {
  name: 'Том',
  meow: function () {
    console.log('мяу мяу')
  },
}

cat.meow()


        
        
          
        
      

Свойства можно добавлять и после создания объекта:

        
          
          const cat = {}cat.name = 'Simon'cat.gender = 'male'cat.color = 'brown'cat.age = 2cat.adorable = true
          const cat = {}
cat.name = 'Simon'
cat.gender = 'male'
cat.color = 'brown'
cat.age = 2
cat.adorable = true

        
        
          
        
      

Создать объект также можно с помощью конструктора Object. Это объектно-ориентированный стиль программирования:

        
          
          const book = new Object({ title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой' })
          const book = new Object({ title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой' })

        
        
          
        
      

Объекты, созданные через фигурные скобки и через new Object совершенно идентичны.

Существует два вида синтаксиса для обращения к значению свойства объекта, в обоих случаях используется имя свойства.

Самый распространённый способ — с помощью точки:

        
          
          console.log(`На полке стоит «${book.title}»`)// На полке стоит «Война и мир»const pagesPerDay = book.pages / 365console.log(`Чтобы прочитать её за год, читайте ${pagesPerDay.toFixed(1)} страницы в день`)// Чтобы прочитать её за год, читайте 3.5 страницы в день
          console.log(`На полке стоит «${book.title}»`)


const pagesPerDay = book.pages / 365
console.log(`Чтобы прочитать её за год, читайте ${pagesPerDay.toFixed(1)} страницы в день`)


        
        
          
        
      

Альтернативно для чтения можно использовать квадратные скобки:

        
          
          console.log(`На полке стоит «${book['title']}»`)const pagesPerDay = book['pages'] / 365console.log(`Чтобы прочитать её за год, читайте ${pagesPerDay.toFixed(1)} страницы в день`)
          console.log(`На полке стоит «${book['title']}»`)

const pagesPerDay = book['pages'] / 365
console.log(`Чтобы прочитать её за год, читайте ${pagesPerDay.toFixed(1)} страницы в день`)

        
        
          
        
      

Если прочитать свойство, которого нет у объекта, то вернётся undefined:

        
          
          const signature = book.signatureconsole.log(signature)// undefined
          const signature = book.signature

console.log(signature)


        
        
          
        
      

Созданный объект можно изменять — добавлять, изменять и удалять свойства.

Для добавления и изменения свойств используется одинаковый синтаксис. Нужно обратиться к свойству и присвоить в него значение с помощью стандартного оператора присваивания =. Если свойство не существует, оно будет создано:

        
          
          const book = {  title: 'Капитанская дочка'}// добавляем новое свойствоbook.author = 'А.С.Пушкин'// изменяем существующееbook.title = 'Сказка о царе Салтане'console.log(book)// { title: 'Сказка о царе Салтане', author: 'А.С.Пушкин'}
          const book = {
  title: 'Капитанская дочка'
}


book.author = 'А.С.Пушкин'


book.title = 'Сказка о царе Салтане'

console.log(book)


        
        
          
        
      

Синтаксис с квадратными скобками работает и здесь:

        
          
          const book = {  title: 'Капитанская дочка'}// добавляем новое свойствоbook['author'] = 'А.С.Пушкин'// изменяем существующееbook['title'] = 'Сказка о царе Салтане'console.log(book)// { title: 'Сказка о царе Салтане', author: 'А.С.Пушкин'}
          const book = {
  title: 'Капитанская дочка'
}


book['author'] = 'А.С.Пушкин'


book['title'] = 'Сказка о царе Салтане'

console.log(book)


        
        
          
        
      

Для удаления свойств используют оператор delete:

        
          
          const book = {  title: 'Война и мир',  author: 'Лев Толстой',  pages: 1274,  isFinished: true,  usersReading: [1946, 1293, 7743]}delete book.usersReadingdelete book['isFinished']console.log(book)// { title: 'Война и мир', author: 'Лев Толстой', pages: 1274 }
          const book = {
  title: 'Война и мир',
  author: 'Лев Толстой',
  pages: 1274,
  isFinished: true,
  usersReading: [1946, 1293, 7743]
}

delete book.usersReading
delete book['isFinished']

console.log(book)


        
        
          
        
      

Чаще всего свойства не удаляют, а сбрасывают значение, устанавливая undefined или подходящее по смыслу:

        
          
          const book = {  title: 'Война и мир',  author: 'Лев Толстой',  pages: 1274,  isFinished: true,  usersReading: [1946, 1293, 7743]}book.usersReading = undefinedbook['isFinished'] = undefined// {//    title: 'Война и мир',//    author: 'Лев Толстой',//    pages: 1274//    isFinished: undefined,//    usersReading: undefined// }
          const book = {
  title: 'Война и мир',
  author: 'Лев Толстой',
  pages: 1274,
  isFinished: true,
  usersReading: [1946, 1293, 7743]
}

book.usersReading = undefined
book['isFinished'] = undefined








        
        
          
        
      

Имена свойств (иногда их называют ключи) могут быть либо строками, либо символами. Если использовать в качестве ключа другой тип данных, то он будет приведён к строке с помощью вызова метода toString:

        
          
          const obj = {}const key = {}obj[key] = 'value for the object key'console.log(obj)// { "[object Object]": "value for the object key" }
          const obj = {}
const key = {}
obj[key] = 'value for the object key'

console.log(obj)


        
        
          
        
      

Если ключ содержит пробел, то обращаться к нему возможно только через синтаксис квадратных скобок:

        
          
          const obj = {  'the answer': 42}console.log(obj['the answer'])// 42
          const obj = {
  'the answer': 42
}

console.log(obj['the answer'])


        
        
          
        
      

Объекты — ссылочный тип данных. Сравнению по ссылке посвящена отдельная статья.

При сравнении двух объектов JavaScript сравнивает не значения свойств этих объектов, а адреса в памяти, по которым эти объекты хранятся. Поэтому любое сравнение двух объектов будет возвращать false, даже если они выглядят одинаково:

        
          
          // создаётся один объектconst book = { title: 'Дюна' }// создаётся другой объектconst anotherBook = { title: 'Дюна' }console.log(book === anotherBook)// false
          
const book = { title: 'Дюна' }

const anotherBook = { title: 'Дюна' }

console.log(book === anotherBook)


        
        
          
        
      

Сравнение будет возвращать true, только если мы сравниваем переменные, указывающие на один и тот же объект:

        
          
          // создаётся один объектconst book = { title: 'Дюна' }// в anotherBook записывается ссылка на объектconst anotherBook = bookconsole.log(book === anotherBook)// true
          
const book = { title: 'Дюна' }

const anotherBook = book

console.log(book === anotherBook)


        
        
          
        
      

? Современные версии JavaScript содержат много упрощений синтаксиса.

Например, методы объявлять по-старому:

        
          
          const cat = {  name: 'Том',  meow: function () {    console.log('мяу мяу')  },}
          const cat = {
  name: 'Том',
  meow: function () {
    console.log('мяу мяу')
  },
}

        
        
          
        
      

А можно использовать короткий синтаксис:

        
          
          const cat = {  name: 'Том',  meow() {    console.log('мяу мяу')  },}
          const cat = {
  name: 'Том',
  meow() {
    console.log('мяу мяу')
  },
}

        
        
          
        
      

Если у вас есть переменная со значением, и вы хотите создать свойство с тем же именем, то вместо старого подхода:

        
          
          const firstName = 'Иван'const username = 'Killer3000'const user = {  firstName: firstName,  username: username}console.log(user)// { firstName: 'Иван', username: 'Killer3000' }
          const firstName = 'Иван'
const username = 'Killer3000'

const user = {
  firstName: firstName,
  username: username
}

console.log(user)


        
        
          
        
      

Можно сократить запись:

        
          
          const firstName = 'Иван'const username = 'Killer3000'const user = {  firstName,  username}console.log(user)// { firstName: 'Иван', username: 'Killer3000' }
          const firstName = 'Иван'
const username = 'Killer3000'

const user = {
  firstName,
  username
}

console.log(user)


        
        
          
        
      

? Если называние свойства хранится в переменной, его значение можно прочитать через синтаксис квадратных скобок:

        
          
          const user = {  firstName: 'Марина',  username: 'zloyDuh'}const prop = 'firstName'console.log(user[prop])// Марина
          const user = {
  firstName: 'Марина',
  username: 'zloyDuh'
}

const prop = 'firstName'
console.log(user[prop])


        
        
          
        
      

? Для проверки, есть ли свойство у объекта, используйте оператор in:

        
          
          const user = {  firstName: 'Марина',  username: 'zloyDuh'}console.log('firstName' in user)// trueconsole.log('age' in user)// false
          const user = {
  firstName: 'Марина',
  username: 'zloyDuh'
}

console.log('firstName' in user)

console.log('age' in user)


        
        
          
        
      

? Чтобы обойти все ключи объекта, используют цикл for...in

? Для копирования объектов используется спред-синтаксис:

        
          
          const user = {  firstName: 'Марина',  username: 'zloyDuh'}const copy = { ...user }console.log(copy)// { firstName: 'Марина', username: 'zloyDuh'}
          const user = {
  firstName: 'Марина',
  username: 'zloyDuh'
}

const copy = { ...user }
console.log(copy)


        
        
          
        
      

При этом происходит поверхностное копирование — полностью копируются только свойства первого уровня вложенности. Подробнее об этом читайте статью «Поверхностное и глубокое копирование».

  • Сказка о царе салтане план по частям для 3 класса
  • Сказка о царе салтане посмотреть мультик
  • Сказка о царе салтане полное название мультфильм
  • Сказка о царе салтане поделить на части и озаглавить каждую часть 3 класс
  • Сказка о царе салтане план 3 класс по частям с заголовками