Тема :
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.
Цель урока:
Михайловское
«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.
Музей-заповедник «Михайловское»
Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».
Игра «Это правда, это неправда».
Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.
(Это неправда. Указ.)
Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.
Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.
( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)
Над лебедью носился в море орел.
( Это неправда. Коршун)
Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.
(Это неправда. Буян.)
Гвидон сам построил город на острове.
(Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
Гвидон трижды летал к царю Салтану .
Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.
Самостоятельная работа
Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.
1 вариант
2 вариант
заботливый
добрый
справедливый
милосердный
энергичный
пассивный
вспыльчивый
любящий
сильный
гостеприимный
Князь Гвидон
Царь Салтан
Проверим работу
добрый справедливый милосердный
пассивный вспыльчивый любящий
гостеприимный
заботливый добрый справедливый
энергичный любящий сильный
гостеприимный
Что объединяет отца и сына?
доброта, любовь, гостеприимство.
Каковы основные отличительные особенности характеров героев?
Царь пассивный, а сын его активный
Какой герой вам нравится больше? А автору?
Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?
А сватья баба Бабариха?
Назовите всех герое сказки
князь Гвидон
повариха
коршун
царь Салтан
ткачиха
гонцы
царевна Лебедь
корабельщики
Бабариха
царица
Самостоятельная работа
гонцы
царь Салтан
коршун
ткачиха
Бабариха
царевна Лебедь
корабельщики
царица
князь Гвидон
повариха
Проверим работу
положительные
отрицательные
нейтральные
царь Салтан
князь Гвидон
царица
царевна Лебедь
ткачиха
повариха
Бабариха
коршун
гонцы
корабельщики
Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?
Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.
Игра «Угадайка»
злость, зависть, обман
смелость, уважительность, бескорыстие
ловкость
доброта, любовь, сострадание
милосердие
пассивность
вспыльчивость
материнство
любовь
забота
Работа в группах
К какому герою из сказки можно отнести пословицу
1ряд
1. Где гнев, там и милость.
2. Долг платежом красен.
3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
4. Повинную голову и меч не сечёт.
5. Что посеешь, то и пожнёшь.
6. Шила в мешке не утаишь.
2ряд
3ряд
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
1
2
5
3
4
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
1
2
3
4
и
ч
к
о
с
а
з
н
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
с
2
к
т
а
р
з
а
3
о
т
ч
4
о
р
н
и
к
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
т
с
т
к
к
р
а
а
3
ч
з
о
и
т
ч
х
4
о
р
н
а
и
к
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
т
с
т
к
к
р
а
а
з
з
ч
т
и
о
а
4
х
о
ч
и
н
р
а
н
и
к
По горизонтали:
5.Как называют писателя, который пишет сказки?
По вертикали:
1.Кто такой И. Билибин?
2.Одна из отрицательных героинь сказки.
3.Как называется начало сказки?
4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
и
л
л
ю
т
с
т
к
к
р
а
а
з
з
ч
а
и
т
о
х
г
о
ч
н
р
и
в
а
н
и
к
д
о
н
Домашнее задание
1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.
2. Нарисовать иллюстрацию
3. творческое задание.
Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.
И одной из жемчужин русской литературы является «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Откуда же черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин, создавая это произведение, в котором фольклорные мотивы причудливо переплелись с его собственной авторской фантазией?
Сюжет
«Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1831 году. Считается, что сюжет был почерпнут им из сказок, которые рассказывала нянюшка Арина Родионовна. Действительно, Арина Родионова (именно так, поскольку по отчеству, Родионовной, няню называли домашние) — крепостная семьи Ганнибал, происходила из северных русских земель, сохранивших в своем фольклоре немало старинных сюжетов и имен. По некоторым сведениям она была ижоркой по происхождению. Но даже если и так, то это не слишком важно, поскольку ощущала себя она, по-видимому, русской. Именно речь няни, ее сказки и прибаутки стали для Пушкина неистощимым кладезем русской национальной поэзии. Это она рассказала Александру Сергеевичу сказки «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица говорунья», а так же «Сказку о трех королевнах, родных сестрах». Названия здесь приведены по сборникам русских сказок, сделанных Афанасьевым и Ончуковым. А как называла эти истории Арина Родионовна нам, конечно же, неизвестно. В этих сказках Пушкин почерпнул основные мотивы будущего шедевра: разговор трех сестер, подслушанный царем, рождение чудесного младенца, наговор завистниц, в результате которого царицу и ее дитя бросают в бочке в воду, чудесные диковины далекого морского острова, 30 витязей, охраняющих этот остров и т.п. Однако, одним лишь русским фольклором источники Пушкина не исчерпываются. Сюжет об оклеветанной матери и чудесных детях очень популярен и встречается в сказках всего мира. Зачастую эти мотивы получали литературную обработку. Так, Пушкин был, безусловно, знаком со сказкой французской баронессы д’Онуа «Принцесса Бель-Этуаль», в которой повествуется о чудесной деве со звездой, а так же с «Повествованием законника» из «Кентерберийских рассказов», где речь идет об оклеветанной дочери императора, отправленной в ладье на волю волн.
Имена
Собственных имен в сказке немного. Это Салтан, Гвидон, царевна Лебедь и сватья баба Бабариха. Остальных персонажей Пушкин называет просто царицей, ткачихой, поварихой и т.п. Каково же происхождение имен?
Салтан — это, очевидно, лубочный «царь-султан», персонаж хорошо известный русскому народу со времен бесконечных войн с турками. Все знали, что где-то далеко есть могучее царство, которым управляет «царь Салтан».
Гвидон — имя, заимствованное из лубочного цикла «О Бове-королевиче», который является переработкой европейского рыцарского романа. Гвидоном в этом цикле зовут отца Бовы. По всей видимости, Гвидон — это производное от итальянского имени Гвидо. Специалисты усматривают в этой паре «Салтан — Гвидон» противопоставление «восток — запад».
Царевна Лебедь — это всецело дитя авторской фантазии Пушкина. Ни в одном из вариантов сказок об оклеветанной супруге и ее чудесном ребенке нет ни слова о прекрасной деве-оборотне. По всей видимости, образ царевны Лебеди родился под влиянием таких персонажей, как Василиса Премудрая или Софья Премудрая и французской принцессы Бель-Этуаль.
Баба Бабариха. Этот персонаж взят поэтом, вероятно, из русских заговоров, в которых присутствует некая Бабариха, «коя на камне на синем море сидит, калену сковороду держит недуги жечь-палить».
География
«Царство славного Салтана» не имеет какой-либо географической привязки. Зато остров, на котором оказываются царица и князь Гвидон, имеет название — Буян. И относительно его происхождения у специалистов имеются несколько версий.
Во-первых, остров Буян имеет общие черты с чудесным царством, расположенным где-то за морем, которое встречается в фольклоре едва ли не всех европейских народов.
Во-вторых, остров Буян иногда связывают с Соловецкими островами. Дело в том, что знаменитый Соловецкий монастырь возник на острове не в одну ночь, конечно же, но достаточно быстро. И стал, как считают исследователи, причиной немалого удивления мореходов. Плавали-плавали мимо пустынного острова, и вдруг видят на нем «Новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами».
И, наконец, наиболее популярная версия связывает фольклорный остров Буян с островом Рюген в Балтийском море. Там, на Рюгене, на мысе Аркона в древности располагалось святилище славянского языческого божества Свентовита (Святовита). Населяли Рюген славяне, и этот остов был, вероятно, важным духовным, сакральным центром славянского мира. Были на Рюгене в изобилии и меловые камни, отсюда, видимо, и образ камня Алатырь в народных поверьях. Многие заговоры начинаются словами: «На море-окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь…». Пушкин, конечно же, слышал от няни сказки и заговоры, в которых поминается остров Буян.