Сказка о царе салтане место действия

Ответ от елена конюховагуру1. народная сказка - творение коллективное. она создатся народом. литературная сказка всегда имеет конкретного автора.2. в народной

Ответ от Елена Конюхова[гуру]
1. Народная сказка — творение коллективное. она создаётся народом. Литературная сказка всегда имеет конкретного автора.
2. В народной сказке поднимается общечеловеческая проблема, значимая для всех. В авторской сказке проблема может быть и узкой, важной для конкретного автора или героя.
3. Идея народной сказки заключается в нравоучении, народной мудрости. Идея литературной сказки — выявление авторской позиции, его отношение к поставленным проблемам.
4. Сказочные приёмы (троекратные повторы, магические числа, нарушение запрета…) в рамках народной сказки обязательны. В литературной сказке их присутствие или отсутствие решается автором.
5. В народной сказке язык (эпитеты, сравнения, устаревшие и диалектные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами) встречаются постоянно, так как отражают народную речь. В авторской сказке их использование является авторским средством придания произведению сказочной формы. Наряду с ними присутствуют оценочные эпитеты, метафоры, описания природы, внешности и т. д.
6. В народной сказке всегда есть присказка, зачин, конец. В литературной сказке один или несколько компонентов могут отсутствовать.
7. Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени. Народная сказка — это жанр устного народного творчества, поэтому она может изменяться по мере передачи её из уст в уста.
8. В народных сказках добро всегда побеждает зло. В авторской сказке конец может быть менее оптимистичным.

Ответ от Камилла Луговина
[новичек]
фууууу

Ответ от Ёергей Мезенцев
[новичек]
вопщета это всё правильно

Ответ от AIMEKEN ®
[новичек]
ты себе сам отвечаешь своими вопросами,

Ответ от 3 ответа
[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое авторская сказка? чем она отличается от народной сказки?

Сказка — любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. Сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные писатели. В этой статье мы разберемся, чем отличается народная сказка от литературной.

Особенности жанра

Сказка — самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов.

По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций. В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору?

Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь.

Особенности народного творчества

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Для начала разберемся с тем, что принято называть «народной сказкой». Начнем с того, что этот жанр считается одним из древнейших и признан культурным наследием, сохранившим представления наших предков об устройстве мира и о взаимодействии человека с ним.

В таких произведениях отразились нравственные ценности людей прошлого, проявившиеся в четком делении героев на добрых и злых, национальные черты характера, особенности верований и быта.

1668468

Народные сказки принято разделять на три вида в зависимости от сюжета и героев: волшебные, о животных и бытовые.

Авторское прочтение

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней. В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно — только в 18 веке. Связано это было с развитием просветительских идей в Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать.

Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Они брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, часто вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт.

Главные отличия

1668438

Теперь перейдем к тому, чем отличается народная сказка от литературной. Перечислим основные черты:

  • Начнем с того, что авторское произведение всегда имеет один и тот же неизменяемый сюжет, в то время как народная видоизменяется и трансформируется все время своего существования, так как меняется окружающая действительность и мировоззрение людей. Кроме того, обычно литературный вариант крупнее по объему.
  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность. В ней больше деталей, подробностей, красочных описаний действий и персонажей. Народная версия очень примерно описывает место действия, самих персонажей и события.
  • Литературная сказка обладает психологизмом, который несвойственен фольклору. То есть автор много внимания уделяет исследованию внутреннего мира персонажа, его переживаниям и чувствам. Народное творчество никогда так подробно не углубляется в тему.
  • Главными героями народных сказок являются маски-типажи, обобщенные образы. Авторы же наделяют своих персонажей индивидуальностью, делают их характеры сложнее, противоречивее, а поступки мотивированнее.
  • В литературном произведении всегда присутствует ярко выраженная позиция автора. Он высказывает свое отношение к происходящему, дает оценку событиям и персонажам, эмоционально окрашивает происходящее.

Чем отличается литературная сказка от народной: примеры

Теперь попробуем применить теорию на практике. Для примера возьмем сказки А. С. Пушкина.

1668456

Итак, для того чтобы показать приемы изобразительности, возьмем «Сказку о мертвой царевне». Автор очень детально и красочно описывает обстановку и убранство: «в светлой горнице… лавки, крытые ковром», печь «с изразцовой лежанкой».

Психологизм героев отлично демонстрирует «Сказка о царе Салтане», Пушкин с большим вниманием относится к чувствам своего героя: «забилось ретивое… слезами залился… дух в нем занялся».

Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя. Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь».

Что касается эмоциональной окраски, то, например, «Сказка о Балде» — балагурная и насмешливая; «Сказка о Золотой Рыбке» — ироничная и немного печальная; «Сказка о мертвой царевне» — печальная, грустная и нежная.

Заключение

1668474

Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда отражает мировоззрение писателя, его взгляд на мир и отношение к нему. Это мнение может частично совпадать с народным, но никогда не будет ему тождественно. За литературной сказкой всегда проступает личность автора.

Кроме того, записанные сказки всегда привязаны к определенному времени и месту. Например, сюжеты народных сказок часто кочуют и встречаются в различных местностях, поэтому датировать их происхождение практически невозможно. А время написания литературного произведение легко определить, несмотря на стилизацию под фольклор.

Если в литературном произведении повествование ведется от первого лица, это не значит, что рассказчиком является сам автор. Образ рассказчика – авторский вымысел для реализации пределенной авторской цели, и его роль в художественной организации текста не менее важна, чем само действие, о котором повествует автор.

Определение

Рассказчик
– вымышленный персонаж, от имени которого ведется повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.

Сравнение

Персонажи всегда получают прямую или косвенную авторскую оценку, важную для раскрытия идейного содержания произведения. В некоторых жанрах для этой цели вводится рассказчик – лицо, условно наделенное собственным суждением о событиях и героях, вокруг которых разворачивается сюжетное действие.

Образ рассказчика нейтрален. Читатель почти ничего не узнает о его характере, образе мыслей, судьбе. Рассказчик интересен только тем, что от его имени ведется повествование. Со слов рассказчика мы узнаем о привычках и странностях Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; пушкинский цикл «Повестей Белкина» тоже передан вымышленным рассказчиком.

Повествование от первого лица – распространенный прием в европейской литературе XVIII – XIX веков. Рассказчику редко отводилась роль бесстрастного наблюдателя за событиями и хронолога: в его уста вкладывалась портретная характеристика главных героев произведения, оценка их поступков, прогнозы и предупреждения о последствиях необдуманных действий.

Часто рассказчик необходим для выражения авторской позиции. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» образ рассказчика почти тождественен самому автору. Однако это все-таки образ, в котором только частично отразилось авторское мироощущение.

Введение фигуры рассказчика в сюжет произведения усложняет композицию, придает ей многоплановость и в то же время четко структурирует повествование. Автор при этом остается творцом и создателем, главным режиссером действия, а не его участником.

Выводы сайт

  1. Автор – создатель литературного произведения. Рассказчик – один из его персонажей.
  2. Автор выстраивает сюжет и описывает события, рассказывать о которых должен вымышленный герой – рассказчик.
  3. Благодаря образу рассказчика может быть выражена авторская позиция по отношению к описываемым событиям.
  4. В оценочных суждениях рассказчика частично проявляется мировоззрение автора.

Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.

Народные сказки

Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка — это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:

  • Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
  • Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
  • Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
  • Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
  • Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).

Отдельную нишу в представленной классификации занимают которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.

658622

Литературные сказки

Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм — признанные классики жанра.

Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, и Л. Кэрролла.

Общее. Фольклорные традиции

Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:

  • Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
  • По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
  • В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, и т. д.
  • Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.

658621

Отличия

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:

  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
  • В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
  • Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
  • Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» — чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» — балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» — ироничная, но печальная.

Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.

659103

Коротко о главном

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание — это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное — это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.

658618

Любимый литературный жанр малышей

Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.

Слайд 1

Александр сергеевич пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Истоки рождения сюжета.

Текст слайда:

Александр сергеевич
пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Истоки рождения сюжета.
Знакомство с содержанием.


Слайд 2

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А.С.Пушкин

Текст слайда:

«Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!»

А.С.Пушкин


Слайд 3

Путешествие в волшебную страну литературной сказки

Текст слайда:

Путешествие в волшебную страну литературной сказки


Слайд 4

Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Виды сказок:сказки о животных,волшебные бытовые

Текст слайда:

Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Виды сказок:
сказки о животных,
волшебные
бытовые


Слайд 5

Волшебная сказка В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий при помощи

Текст слайда:

Волшебная сказка

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий при помощи чудесных средств или волшебных помощников


Слайд 6

Какими признаками обладает народная волшебная сказка? сказочное место действия (тридевятое царство, подводное государство); фантастические персонажи ( леший,

Текст слайда:

Какими признаками обладает народная волшебная сказка?

сказочное место действия (тридевятое царство, подводное государство);
фантастические персонажи ( леший, Баба-Яга, Кащей);
случаются превращения (герои оживают, превращаются в предметы, животных)
героям помогают волшебные предметы или волшебные слова


Слайд 7

Что же такое литературная сказка? Литературная сказка — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в

Текст слайда:

Что же такое литературная сказка?

Литературная сказка — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору


Слайд 8

Писатели- сказочники

Текст слайда:

Писатели- сказочники


Слайд 9

Петр Павлович Ершов (1815-1869)

Текст слайда:

Петр Павлович Ершов
(1815-1869)


Слайд 10

Владимир Одоевский (1803 – 1869)

Текст слайда:

Владимир Одоевский
(1803 – 1869)


Слайд 11

Павел Петрович Бажов (1879 – 1950)

Текст слайда:

Павел Петрович Бажов
(1879 – 1950)


Слайд 12

Корней Иванович Чуковский1882 г. – 1969 г.

Текст слайда:

Корней Иванович
Чуковский

1882 г. – 1969 г.


Слайд 13

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Текст слайда:

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)


Слайд 14

Шарль Перро1628 г. – 1703 г.

Текст слайда:

Шарль Перро

1628 г. – 1703 г.


Слайд 15

Ганс Христиан Андерсен1805 г. – 1875 г.

Текст слайда:

Ганс Христиан Андерсен

1805 г. – 1875 г.


Слайд 16

Сергей Владимирович Михалков1913 г. – 2009 г.

Текст слайда:

Сергей Владимирович
Михалков

1913 г. – 2009 г.


Слайд 17

Эдуард Николаевич Успенский22 декабря 1937 г.

Текст слайда:

Эдуард Николаевич
Успенский

22 декабря 1937 г.


Слайд 18

Александр сергеевич пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Истоки рождения сюжета.

Текст слайда:

Александр сергеевич
пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Истоки рождения сюжета.
Знакомство с содержанием.


Слайд 19

С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества:

Текст слайда:

С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывала Арина Родионовна — няня поэта.


Слайд 20

Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.   Мастерица ведь была И откуда

Текст слайда:

Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.
 
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы и былины
Православной старины,— вспоминал о ней поэт.


Слайд 21

Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицает: «Вечером слушаю сказки – и

Текст слайда:

Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицает:
«Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»


Слайд 22

Великолепные пушкинские сказки появились в 30-е годы. В них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат

Текст слайда:

Великолепные пушкинские сказки появились в 30-е годы. В них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра и справедливости.


Слайд 23

С о слов Арины Родионовны А.С. Пушкин сделал запись : «Царевна заблудилась в лесу . Находит дом

Текст слайда:

С о слов Арины Родионовны А.С. Пушкин сделал запись : «Царевна заблудилась в лесу . Находит дом пустой- убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах,- говорят,- тут был кто-то- али мужчина , али женщина ; коли мужчина, будь нам отец родной или брат названный ; коли женщина , будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими 12 богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровью нальются , то не жди нас».- Первый раз -12 дней, второй- 24, третий -31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель и проч. Мачеха приходит в лес под видом нищенки- собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп …»
Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»


Слайд 24

В 1831 году на даче в Царском Селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший

Текст слайда:

В 1831 году на даче в Царском Селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший пересказ народной сказки. Н. В. Гоголь «судил» состязание. Жуковский тогда написал «Спящую царевну» и «Сказку о царе Берендее» , а Пушкин — «Сказку о царе Салтане…»


Слайд 26

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана осенью 1833 года в Болдино ( в родовом поместье

Текст слайда:

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана осенью 1833 года в Болдино ( в родовом поместье Пушкиных)


Слайд 27

Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Оба поэта использовали сюжеты немецкой сказки братьев

Текст слайда:

Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна».
Оба поэта использовали сюжеты немецкой сказки
братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»


Слайд 28

Проверочная работа по содержанию «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» 1. Разместите эпизоды

Текст слайда:

Проверочная работа по содержанию
«Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

1. Разместите эпизоды сказки в хронологическом порядке

1) «…вот Чернавка в лес пошла…»
2) «А царевна всё ж милее…»
3) «Но царевна молодая… между тем росла…»
4) «Царь женился на другой…»
5) Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы.
6) «Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»
7) «В руки яблочко взяла…»
8) «…нищая черница ходит по
9) «Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить».
10) «Будь нам милая сестрица».
11) «Лишь её похоронили, свадьбу тотчас учинили».
12) «Гроб разбился. Дева вдруг ожила…»
13) «За невестою своей королевич Елисей между тем по свету скачет…»


Слайд 29

2. Чей это портрет? А) Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.  

Текст слайда:

2. Чей это портрет?

А) Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
 

Б) Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.


Слайд 30

2. - Кто и к кому обращается со следующими словами? а)Жизнь моя! В чём, скажи, виновна

Текст слайда:

2. — Кто и к кому обращается со следующими словами?

а)Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя.
 
б) Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
 
в) Не видал я девы красной,
На стороже я стою
Только в очередь мою.


Слайд 31

3. Сколько месяцев ждала царица царя? 4. Когда ( в какой праздник) родилась у царицы дочь?

Текст слайда:

3. Сколько месяцев ждала царица царя?

4. Когда ( в какой праздник) родилась у царицы дочь?

5. Через сколько времени «царь женился на другой»?

6. почему , по мнению мачехи, царевна такая белолицая?

7. Какое приданое давал царь за дочь?

8. Как звали пса?

9. Чем занималась царевна , когда явилась черница с отравленным яблоком?


Слайд 32

10. Кто такая черница? 11. Почему братья-богатыри раздумали царевну хоронить , а положили в гроб хрустальный?

Текст слайда:

10. Кто такая черница?

11. Почему братья-богатыри раздумали царевну хоронить , а положили в гроб хрустальный?

12. После чего царевна проснулась?

13. Выделенные слова замените такими, которые употребляются в современном литературном языке.

А) .Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился,
И царица у окна села ждать его одна.
 
Б) .Рано утром гость желанный, день и ночь так долго жданный,
Издалече наконец воротился царь-отец.
 
И) Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…
 


Конспект урока по литературе в 5-м классе

на тему: «А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События в сказке и герои.»

Предмет: литература.

Дата:

Тема урока: «А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События в сказке и герои.»

Тип урока:  урок усвоения новых знаний .

Цель: знакомство с жизнью и творческим наследием А.С. Пушкина на примере

«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся..

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Предметные: знать: сюжет и содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»; уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа с учебником.

Оборудование: рабочая тетрадь, учебник.

Класс: 5, учебник под редакцией В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин.

Место данного урока в системе уроков по теме: девятый урок по теме «Из литературы XIX века».

Ход урока

I. Организационный момент

  • Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений ? Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне — улыбнёмся друг другу.

Молодцы! Я уверена, что ваши улыбки помогут нам сегодня в работе. Можете садиться на места.

II. Актуализация знаний

Учитель: Мы продолжаем работу по изучению произведений А.С. Пушкина. И мне нужна ваша помощь.

  • Кто может продолжить вот эти строки….

Пошёл старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать …(золотую рыбку.)

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

  • Как называется это произведение? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Учитель: Правильно! Молодец!

  • Предположите, с каким литературным материалом мы будем работать на уроке литературы? (со сказками)

Учитель: Одну сказку вы уже отгадали. Вы читали другие сказки А.С.Пушкина ?

  • Проверим, хорошо ли вы их знаете!

1. Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой.(«Сказка о золотом петушке»)

3. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир». («Сказка о царе Салтане»)

Учитель: Молодцы! Доказали, что читали замечательные сказки А.С.Пушкина

III. Мотивация деятельности уч-ся.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать ещё с одной сказкой А.С.Пушкина, которую вы прочитали самостоятельно. Как эта сказка называется?

Уч-ся отвечают. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События в сказке и герои.

Учитель: А знаете, у неё очень интересная история. Пушкин записывал сказки со слов своей няни Арины Родионовны.

ПОРТРЕТ Няня и поэт

В основе этой сказки тоже лежит народная сказка, рассказанная няней. Вот одна из его записей: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой, убирает его. 12 братьев приезжают: «Ах, — говорят, — тут был кто-то, али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра…»

…Мачеха её приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне красивую рубашку, которую та, надев, умирает…»

  • Сюжет этот стал «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях».

  • Понравилась вам сказка? Вы помните её содержание? Это очень важно.

  • Учитель: Какая цель нашего урока ? будем работать над содержанием сказки, определять её героев

Учитель: определить героев сказки, разделить их на группы. Поможет нам в работе таблица.

Герои бывают главные и второстепенные. Положительные и отрицательные.

Главные — без которых не было бы всех описанных событий.

Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими лицами, помогают свершению действий и событий.

Главные герои

Второстепенные персонажи

положительные

отрицательные

Царь + —

Царевна

Царица-мачеха

Зеркальце+

Семь богатырей

Солнце+

Королевич Елисей

Ветер+

Месяц+

Собака Соколко+

Чернавка — +

IV. Работа над темой урока

Учитель: Итак, начнём работу! Работать будем в табличках, которые лежат перед вами на партах. Определять героев будем в форме разминки для ума.

1. Чтобы расшифровать имя первого героя сказки, надо прочитать только русские буквы.

R L w ц g а Y l р J и L Z i ц v Y а

Учитель: У нас появилось имя первого героя сказки. Царица

  • Как же царица-мачеха появилась в сказке? (У царя умерла жена и царь женился на другой.)

  • Давайте подтвердим ваши высказывания словами из сказки стр.103

Уч-ся читают отрывок: стр.

Учитель: В отрывке прозвучали имена ещё двух героев. Каких? (Царь, зеркальце.)

– В какую группу отнесёте Царя? Он главный герой или второстепенный ?

Царь виноват в том, что случилось?( Нет, он не знал, что царица злая)

– А автор осуждает царя за это? (Скорее сочувствует.)

– Давайте найдём строки, подтверждающие ваши слова. 

2. Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.)

  • Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)

Какой герой ЗЕРКАЛО? Второстепенный положительный

– А всегда ли нужно говорить правду? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

– В сказке есть такие строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная зависть»?

  • К чему привела чёрная зависть в сказке?(царица решила погубить царевну)

  • Почему царица решила погубить царевну? (Завидовала её красоте.)

  • Куда поместим Царицу за её дела? Главный отрицательный

3. Чтобы определить имя след. героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы.

Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра царевна

– Найдём в тексте, как говорит поэт о царевне. Стр.

С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком, с ромашкой, так как нежная, а с розой можно сравнить царевну, такую же красивую, но с шипами?)

Определим её место в табличке. Главный положительный

  • Вы помните, что случилось с царевной? (царица приказала отвести её в лес и оставить там на съедение волкам)

  • Кто помог царевне, кто приютил её в своём тереме?(семь богатырей)

Их место в таблице? Главный положительный

– Угадайте, где зашифровано это слово и по какому принципу его надо прочесть?

1 3 5 7 2 4 6 8 10 12 14 16 18

Срелмгь рбдощгтадтгыоргежй

(Первое слово— читаем нечетные буквы, а во втором слове все чётные.)

  • Следующий герой сказки. По какому принципу надо прочитать его имя?

Ко-Е-ро-ли-ле-сей-вич

(Сначала нечетные слоги, а затем чётные.)

  • В чём заслуга этого героя? (спас царевну, разрушил злые чары царевны-мачехи)

  • Его куда поместим? Главный положительный

IV. Физкультминутка

Учитель: Молодцы! Проведём физкультминутку, заодно вспомним тех персонажей, которые не являются героями. Но без них сказка была бы не такая интересная.

IV. Физкультминутка

Дети повторяют движения за учителем

Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)

Садятся

  • Учитель показывает картинки:

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь. А больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт. (Солнце.)

Ночью над домом, над дорожкой
Висит пол-лепёшки. (Месяц.)

  • Как эти слова-отгадки связаны со сказкой? (Они помогли найти королевичу невесту, они помощники.)

  • Куда их поместим в табличке? Второстепенные положительные

  • А какие герои сказки остались неназванными? 

(Чернавка, собака Соколко

Их куда поместим? Собака- второстепенные +;Чернавка –второстепенные+и-

V. Обобщение

Учитель: Итак, табличка заполнена? Мы разделили героев сказки на группы.

1. Главные и второстепенные герои.

Главные: Царица, Царевна, семь богатырей, Царевич Елисей.

Положительные герои и отрицательные: Царица – отрицательный герой, а остальные положительные.

2.Второстепенные герои – положительные :солнце, ветер, месяц, собака Соколко.

Царь и Чернавка- наделены и положительными чертами, и отрицательными.

  • По какому принципу произвели распределение?

По делам и поступкам

Учитель: Чтобы определить героев мы работали над содержанием сказки?

Уч-ся: работали

Учитель: Цели, которые мы поставили в начале урока, выполнили?

Уч-ся: Да, выполнили

VII.Рефлексия

Учитель: Оцените свою работу на уроке.

1. На уроке я работал достаточно …активно/неактивно

2. Своей работой на уроке я… довольна/недовольна

3.На уроке я не устал/устал

4.Моё настроение /стало лучше/хуже.

Учитель: Молодцы. Спасибо за работу

  • Выставление отметок.

Домашнее задание: сравнительная характеристика героев

3

Актуализация

знаний

— Сегодня мы
отправимся с вами на экскурсию.

Куда?

Вам подскажут первые
звуки слов предметов, изображенных на этих картинках.

СЛАЙД

ЗООПАРК

ЗООПАРК 
— научно-просветительное учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках,
вольерах) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с
целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства.

Умение слушать и слышать,

умение быть внимательным,

умение правильно отвечать
на уроке,

 умение работать в группе,

 знание букв.

Готовность
слушать собеседника

Излагать
своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий.

Определять цель учебного задания,

4

5

6

Постановка темы и цели
урока.

(формулирование учащимися
темы и цели урока)

Постановка проблемы.

Формулирование учащимися темы и
задач урока.

Знакомство с новыми
звуками.

Распознавать в словах новый звук.

Физминутка

Ознакомление с
буквами Б,б.

Выделение нового звука и
обозначение  буквой.

— Догадайтесь, что предстоит нам
узнать сегодня на уроке.


Послушайте загадку и отгадайте:

Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки.

 ЗЕБРА

Многозначность
слова.

·        
Произнесите слово по слогам.

·        
Сколько слогов в слове? Почему?

·        
Произнесите первый слог. Из
каких звуков он состоит?

·        
Назовите второй слог. Из каких
звуков состоит этот слог?

·        
Произнесите первый слог и
выделите голосом последний звук..

·        
Произнесите звук [б]. Какой он,
гласный или согласный? Почему?

·        
[б] , твердый или мягкий?

·        
Закройте ушки и произнесите звук
[б]. Какой звук, звонкий или глухой?

Подведем
итог:
расскажите, что вы узнали о
звуке [б].

На ветке не птичка –

Зверёк-невеличка,

Мех тёплый, как
грелка.

Кто же это? 

БЕЛКА

·       
Назовите первый звук в слове белка. (Это звук {б”}).

·       
Произнесите звук {б”} несколько раз, дайте его характеристику.

(Звук { б “} согласный,
звонкий, мягкий)

·       
Составьте звуковую схему слова

·       
Дайте характеристику нового звука.

Ø 
Согласные звуки [б], [б`], обозначаются буквой бэ. 

Ø  Какие звуки мы учились находить в словах?  [б]   
[б’]

Ø  Что можем рассказать об этих звуках? (согласные,
звонкие) 

Ø  Эти звуки обозначаются буквами Б,б.

Ø  Почему 2 буквы? (заглавная и строчная)

Ø  Сформулируйте тему нашего урока.

“Звуки [б], [б’] и буква, которая их обозначает”

5c7136f5ea3536f63d7db6e2f6faeb32d5

Ø Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего
урока.

Цель нашего урока — познакомиться со звуками {б}и {б “}и
буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки {б }и {б”} от других
звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.

d956131d1dcdf04a203dab658b8f55b03f

f690e7a292896ad41daf8abea8753679a4

aeda20a532fd3795b2154de950fc14c4b0

— Для обозначения звуков [б,]
и [б] служит буква Б, б.

— Если посмотреть вокруг,
то многие предметы могут напоминать по своей форме букву Б.

— Послушаем стихи и узнаем,
на что похожа эта буква.

188e76396f28eb6cd0c831e11d5e5d0c69010e5c8f161a4664b4d5eef7bb49f6e4e4

Ø 
В какой квадратик “ленты букв мы
поместим букву Б и почему?

(Букву Б мы поместим в
синий квадратик, так как звук  согласный.

На верхний этаж, так как звонкий)

Принимать учебную задачу урока.

 Осуществлять решение учебной

задачи
под руководством учителя.

Выделяет звуки [б] и [б’] из слов,

характеризует их, сравнивает, обозначает буквой,

распознает в словах новые звуки, читает слоги и слова с
изученной буквой.

Контролировать свои действия в

процессе выполнения,

оценивать правильность

выполнения,

обнаруживать
и исправлять ошибки

Учащиеся формулируют цель урока.

7.

Чтение слогов, слов с
буквой Б.

1. Чтение слогов.

— Прочитаем получившиеся
слоги-слияния.

82543ba71ce795a0e37c12c6c8fc6565a0

— Прочитайте слияния, в
которых буква Б обозначает мягкий звук.

7441ef92cbb0e6840ad4ebc0c9e87e7764

— Вот мы побывали в гостях
у всех жителей зоопарка.

2. Чтение слов.

— Прочитайте слова друг
другу шепотом.

— Читаем слова: 1 слово  —
мальчики, 2 слово девочки.

— Назовите слова, которые
употреблены во множественном числе (называют несколько предметов).

3. Ребус.

186a4de68deeb48b4b167d5ebb71c2c5aa

4. Животные в сказках.

— Животные часто становятся
героями сказок.

— Какими качествам наделяют
их авторы?


Какая в сказках лиса? (хитрая, коварная, плутовка)

— 
Какой медведь? (неуклюжий, косолапый)

— 
Какой заяц? (трусливый, смекалистый)

— 
Какой волк? (глупый, злой)

Соотносить все изученные буквы

со звуками.

Читать про себя с постепенным переходом на чтение вслух.

Рассматривать
иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием слов

7.

 Работа с текстом

1. Чтение текста

АЗБУКА: с.98

— Рассмотрите иллюстрацию
на странице.

—  фрагмент какой сказки
изображен на ней?

«Сказка о царе Салтане»
А.С. Пушкина.

— Прочитаем, что как
описывает белку поэт.

***

2. Чтение текста.

АЗБУКА: с. 99

—  Множество разнообразных 
животных мы можем увидеть в зоопарке.

Но привычная среда обитания
для них – природа.

Прочитаем, кого можно
встретить, прогуливаясь по парку.

— Прочитайте рассказ.

Вопросы.

— Отвечайте чтением
предложений из текста.


Где были дети?


Какие деревья росли в парке?


Кто скакал с ветки на ветку?


Что вас удивило в тексте?

Ориентироваться в учебнике.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Осуществлять
взаимный контроль в совместной
деятельности

Осуществлять самоконтроль.

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.

Цель:

1)   
а) показать элементы
анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые
особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
народной;

2)   
работать над навыками
выразительной речи;

3)   
учить работе с текстом;

4)   
закрепить литературные
термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина,
рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…»
,компьютер, интерактивная доска

Планируемые результаты

       Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне;

-регулирование поведения в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;                                                               

-эмпатия, понимание чувств других
людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое
чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

расширять знания учащихся о
жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы
и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать
её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка
проблемного вопроса.

Сегодня займемся
анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок  (см.план)

1.    
Есть волшебство

2.    
Странствия,
приключения героев

3.    
Кто-то мешает или
помогает

4.    
Герой воюет с
нечистой силой

5.    
Эпизоды повторяются
по 3раза

6.    
Есть зачин,
концовка

7.    
Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

1.    
Повторы

2.    
Общие места

3.    
Строй сказки
плавный, напевный

4.    
Сказочник рисует
словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите
памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается
понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид
литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» —
литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры
своим героям, побуждения, поступки

В кухне злится
повариха (злость)

Плачет у станка
ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене
(зависть)

С ободренною душой
князь пошел к себе домой (спокойный)

          Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

          Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

1.    
Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

          Приведите
примеры

Кабы я была
царица, —

Говорит одна
девица, —

То на весь
крещенный мир

Приготовила б я
пир…

Кабы я была
царица, —

Третья молвила
сестрица, —

Я б для батюшки
царя

Родила б богатыря

Любовь, ненависть, зависть, печаль,
благодарность…

          А теперь
определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)

 (Отметить на листе
под цифрой 2 — письменно)

          Век тебя я
не забуду:

          Отплачу
тебе добром,

          Сослужу
тебе потом!

2.    
Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

          Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц
подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку
бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила
Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился
на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.

          Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин
некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором
из русских народных сказок?

Имена (Бабариха,
царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе,
как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

          Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД)
и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

          Весь сияя в
злате он сидит в палате на престоле и в венце

3.    
Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из
народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю
плывет…

А ткачиха с поварихой,
с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

          Как вы понимаете эту шутку?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил
Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится,
злится

И впился комар как
раз

Тетке прямо в
правый глаз.

Повариха
побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как
раз

Тетке сел на левый
глаз,

И ткачиха
побледнела:

«Ай!» — и тут же
окривела.

          Мы не
случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

          Что вы
можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные
времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана,
город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не
худо…

          Что общим
является для сказки литературной и народной?

Мораль

          Какую
мораль можно извлечь из этих слов?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

          Разбежались
по углам:

          Их нашли
насилу там.

          Тут они во
всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не
надо завидовать

Царь для радости
такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда
кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун.
Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по
дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет

          Помогаем
приводить примеры

Гвидон летает к
царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея,
мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается
счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

          III.
Рассмотрим план под названием «Композиция
».

Что такое композиция?

Композиция – это
построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под
окном

Пряли поздно
вечерком…

          В сказке
есть концовка:

Я там был, мед,
пиво пил

Да усы лишь
обмочил.

          В сказке эпизоды
повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

          Цифра 3
волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон
превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за
помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился
чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они
рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

IV.Физкультминутка. (Аудиозапись)     Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи.       Учащиеся проговаривают слова и
выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки
.

Перечислим их
(см.план на ИД)

1.    
Синонимы

2.    
Сравнения

3.    
Эпитеты

4.    
Противопоставления

5.    
Ондокоренные слова

6.    
Сложные слова

7.    
Славянизмы

8.    
Определение после
определяемого слова стоит

9.    
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы

10.
Усилительные
частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька
журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да
за пояс не заткнешь

          Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

          Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!

          Бог вас,
дети, наградит

Обращение

          Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

          Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

          Найдите в
тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук,
добрый путь

          На листке
поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам
он в гости собирался, а доселе не собрался»

5.    
Противопоставление

VI. Давайте проведем маленькую викторину по
знанию текста( викторина  на ИД)

1. Почему Салтан
расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в
ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому
зверушку

3. Царь велит своим
боярам,

Времени не тратя
даром,

И царицу, и приплод
… (что сделать?)

Тайно бросить в
бездну вод

4. Какую песенку
пела белка?

Во саду ли, в
огороде

5.Разом  пушки
запалили,

В колокольнях
зазвонили,

К морю сам идет
Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал
сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с
Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

          Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.

          А теперь
подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между
собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность
событий. Построение произведения

          На этом
урок закончен

  • Сказка о царе салтане метафоры в сказке
  • Сказка о царе салтане матом слушать полностью
  • Сказка о царе салтане мр3
  • Сказка о царе салтане либретто оперы краткое содержание
  • Сказка о царе салтане кто написал музыку к опере