Сказка о царе салтане краткое содержание для 1 класса читательский дневник

Учитель: чекалина наталья анатольевна. этапы урока деятельность учителя деятельность учащихся ууд 1.организационный момент 3 мин цель: - мотивировать учащихся к

Учитель: Чекалина Наталья
Анатольевна.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент (3 мин)

Цель:

— мотивировать
учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной
обстановки;

— Встали красиво,
выровнялись. Садитесь.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют,
для чего нужно выполнять эти правила.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализация знаний (5 мин)

Цель:


актуализировать мыслительные операции
необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения,
сравнения, аналогии;

Технология верю/не верю:

Ребята, верите ли Вы,
что сказки могут иметь рифму?

Предположение детей и запись на полях тетради да/нет

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи

(4 мин)

Цель:       

— постановка
учащимися цели урока, выхода из затруднения;

— уточнение и
согласование темы урока;

— Ребята, вы любите путешествовать? А
читать сказки?

— Сегодня на уроке мы совершим необычное
путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой,
которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Фронтальная беседе (интервью)

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе
соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности
промежуточных целей).

Прогнозирование.

4. «Открытие» нового знания

(10 мин)

Цель:

— реализация
построенного проекта в соответствии с планом;

— фиксация нового
способа действия в речи;

— фиксация
преодоления затруднения;

— уточнение общего
характера нового знания;

— В тексте сказки много слов, которые мы
сейчас не употребляем в нашей речи.

— Как они называются? (Устаревшие)

— На какие две группы, можно разделить
эти слова? (Историзмы и архаизмы)

— В чём их различие? Приведите примеры
слов.

Слова из первого
отрывка сказки.

Молвить (говорить)

Красная девица (красивая)

— Почему слово «красный»
обозначало «красивый»? На этот вопрос нам поможет ответить
этимологический словарь.

Слова из второго
отрывка сказки.

Аршин (см. учебник)

Гонец (см. словарь Ожегова)

Слова из третьего
отрывка.

Сума (см. словарь устаревших слов)

Бояре (см. учебник)

— Ребята, как вы думаете, зачем
художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить
то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).

— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по
содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.

Беседа по содержанию
сказки

  • Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так
    считаете?
  • Что заставило Гвидона превратиться в комары?
  • Как наказал свою тетку Гвидон?
  • Осуждает ли автор своего героя?
  • Почему так захотелось Гвидону иметь
    чудо-белочку?
  • В каком облике отправился во второй раз князь
    Гвидон к отцу?
  • О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
  • Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
  • О каком чуде рассказала повариха?
  • О каком чуде рассказала ткачиха?

Работа с устаревшими
словами

Работа со словарями

Чтение первого отрывка

Чтение второго отрывка

Чтение третьего отрывка

Ответы на вопросы и
рассматривание иллюстраций к сказке

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.

5. Физ. минутка.

(2 мин)

6. Первичное закрепление

(5 мин)

Цель:

—  организовать
закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы;

1. Какие  выражения встречаются в сказке?

2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.

3. Простил
ли их автор?
А вы
бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?

Характеристика основных
героев сказки

— Как относится автор к царю?

-Повариха,
ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение
автора)

Характеристика основных
героев сказки

Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона)

7. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

(6 мин)

Цель:

— фиксация нового содержания, изученного
на уроке;
                                             

оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке;

Рефлексия

Технология»
Знаю-Хочу-Узнал» (ЗХУ)

Посмотрим на экран и заполним устно таблицу:

З-что мы знаем

Х-что мы хотим узнать

У-что мы узнали и что нам осталось
узнать

— Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и
выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя
в работе словари.

— Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

Организация фиксирования нового знания

Запись домашнего задания

Выставление оценок

РегулятивныеУУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным
эталоном).

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества
и уровня усвоения)

На чтение 13 мин. Просмотров 11 Опубликовано

Старик-рыбак тридцать три года прожил со своей женой-пряхой в землянке на берегу синего моря. Однажды он закидывал по обыкновению свой невод в воду – и на третий раз увидел в нем золотую рыбку. Человеческим голосом рыбка взмолилась, чтобы «старче» ее отпустил. А взамен предложила исполнить любое его желание. Изумленный старик отвечает говорящей рыбе, что отпустит ее просто так, без «откупа».

Дома старик поведал про «великое чудо» жене. Старуха его выбранила: мог попросить хотя бы крепкое корыто взамен прохудившегося. Покладистый старик возвращается к морю и зовет «государыню рыбку». Рыбка обещает исполнить его просьбу. У старухи появляется новое корыто, однако пуще прежнего она ругает мужа. Оказывается, он продешевил, и надо было просить избу вместо землянки. В этот раз море пошло рябью, угрожающе «помутилось», но рыбка соглашается исполнить и это прошенье.

И добротный дом старуху не устроил: захотелось ей выбиться в люди, из крестьянки стать дворянкой. Две недели старуха в новом тереме упивалась богатством и властью, а потом вновь послала за мужем – он служил у нее конюхом. Теперь желает вздорная старуха стать царицей. Тут уж даже старик не вытерпел, стал ее стыдить. Но пришлось вновь ему идти к морю с просьбой. Рыбка выручила старика и в этот раз. Только вот старуха-царица знаться с ним больше не хочет и велит прогнать со двора.

И опять всего две недели «проклятая баба» была довольна. Привели к ней старого мужа. Потянуло старуху в море, стать владычицей на просторе, чтоб сама золотая рыбка день и ночь ей прислуживала. Побрел старик к разбушевавшемуся морю и в этот раз, еле вымолвил дерзкую просьбу. Но в ответ рыбка промолчала – и ушла на глубину. Пришлось старику вернуться к старухе ни с чем. Глядь: вместо царских палат – знакомая землянка и родная старуха над разбитым корытом.

Читательский дневник «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина

Сюжет

Старый рыбак выловил неводом волшебную золотую рыбку. Та попросила отпустить ее за вознаграждение. Но добрый рыбак выпустил чудо-рыбку просто так. Дома жена на него напустилась: иди, требуй хотя бы прочное корыто. Рыбка эту просьбу исполнила. Как и следующие: получила старуха избу вместо землянки, затем стала дворянкой, после царицей. Последнее ее желание: властвовать в море над самой золотой рыбкой. Услыхав такое, уплыла без ответа рыбка. Старик побрел домой – и увидел все ту же землянку и старуху свою над расколотым корытом.

Отзыв

Сказка учит быть справедливым, не жадничать. Народная мудрость гласит: лучше синица в руках, чем журавль в небе, за большим погонишься – и малое потеряешь. Судьба редко преподносит подарки – принимать их нужно с благодарностью и не требовать большего. Доброе дело никогда не пропадет. Однако не стоит требовать за него благодарности. Внезапным богатством нужно распорядиться с умом, не испортить отношения между близкими людьми.

«Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина была написана в 1833 году. В ее основе лежит простонародный сюжет, который автор облачил в стихотворную форму. Это история о том, до чего может довести человеческая жадность и потакание собственным прихотям.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказки о рыбаке и рыбке», которое пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Старикдобрый, слабовольный старик, рыбак.

Старухажена старика, жадная, сварливая женщина.

Другие персонажи

Золотая рыбка волшебная рыбка, морская владычица.

Краткое содержание

«У самого синего моря» в ветхой землянке жил старик со своей старухой. Вместе они прожили долгую жизнь – ровно «тридцать лет и три года». Старик промышлял рыбной ловлей, а старуха пряла пряжу – тем и жили.

Однажды старик отправился к морю ловить рыбу. Дважды он закидывал невод, но вытаскивал лишь тину да траву морскую. На третий раз в неводе оказалась рыбка, но не простая, а золотая.

Рыбка принялась умолять старика отпустить ее обратно в море. Взамен же она обещала выполнить любое его желание. Старик не на шутку испугался: он рыбачил много лет, но никогда «не слыхивал, чтоб рыба говорила». Сжалившись над рыбкой, он отпустил ее в синее море без откупа.

Старик рассказал о великом чуде своей старухе, и та принялась его что есть силы бранить: их старое корыто раскололось, а он даже не подумал попросить у рыбки новое.

Отправился старик на берег и увидел, как «море слегка разыгралось». Он принялся «кликать золотую рыбку», и та явилась на его зов. Старик попросил у нее новое корыто для старухи, и она согласилась выполнить его просьбу. Но, получив корыто, жадная старуха еще сильнее принялась ругать своего мужа-простофилю, который не догадался попросить у волшебной рыбки новую избу.

Делать нечего, вновь побрел старик к синему морю, которое еще более помутилось. Он позвал золотую рыбку, поклонился ей в пояс и передал просьбу жены. Та согласилась выполнить и это желание.

Вернулся старик и вместо старой землянки увидел прекрасную новую избу. Но и этого было мало сварливой старухе. Едва увидев мужа, она тут же погнала его назад, к морю: «Не хочу быть чёрной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!».

Отправился старик опять звать рыбку. Та спокойно выслушала новую просьбу старухи и пообещала выполнить ее. Старик был немало удивлен, когда увидел вместо избы прекрасные хоромы, в которых восседала его жена «в дорогой собольей душегрейке» и командовала многочисленными слугами. Увидев мужа, старуха прикрикнула на него и «на конюшне служить его послала».

Но и этого оказалось мало жадной и завистливой женщине. Спустя время она вновь послала старика к синему морю передать рыбке новое свое желание: «Воротись, поклонися рыбке: не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей». Старик испугался, просил супругу одуматься, но та и слышать ничего не хотела. Пошел он к потемневшему морю на поклон рыбке. Она пожалела старика и пообещала сделать старуху царицей.

Вернувшись обратно, старик с удивлением увидел вместо боярского терема царские хоромы. Старуха в роскошных одеждах восседала на троне, возле нее стояли грозные стражники, а прислуживали ей «бояре да дворяне». На старика она даже «не взглянула, лишь с очей прогнать его велела».

Прошло время, «ещё пуще старуха вздурилась». Послала она слуг за мужем, и приказала немедленно передать рыбке, чтобы та сделала ее «владычицей морскою». Узнав, что старуха возжелала стать ее царицей, рыбка ничего не ответила, «лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море».

Старик еще долго стоял на берегу, дожидаясь ответа. Когда же он вернулся обратно, то увидел свою старую землянку, а на пороге – старуху с разбитым корытом…

Заключение

Сказка учит добру и справедливости. За хорошие поступки человек всегда получает вознаграждение, в то время как жадность, коварство и зависть способны разрушить его жизнь.

После ознакомления с пересказом «Сказки о рыбаке и рыбке» рекомендуем прочесть ее полностью.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Сказка о рыбаке и рыбке»?</h3>

    • <label>Петр Ершов</label>
    • <label>Николай Гоголь</label>
    • <label>Александр Пушкин</label>
    • <label>Юрий Лермонтов</label>

(новая вкладка)

Очень кратко:Старик-рыбак ловит волшебную золотую рыбку и отпускает её. Его жадная старуха-жена заставляет старика ходить к морю и просить, чтобы рыбка выполнила её желания, требует слишком много и остаётся ни с чем.

Оригинал этого произведения читается всего за 9 минут. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

В ветхой землянке на берегу моря жили старик со старухой. Жили они вместе 33 года, старик рыбачил, а старуха «пряла свою пряжу». Однажды старик отправился ловить рыбу. Два раза он закидывал невод, но вытаскивал лишь тину. В третий раз в невод попалась одна рыбка, но не простая, а золотая.

Заговорила рыбка со стариком, попросила отпустить её, обещала откупиться «дорогой ценою». Испуганный и удивлённый старик отказался от откупа и отпустил золотую рыбку. Вернувшись домой, старик рассказал об этом чуде своей старухе-жене. Вздорная старуха обругала мужа и отправила его обратно, чтобы он выпросил у рыбки новое корыто — старое совсем развалилось.

Продолжение после рекламы:

Пришёл старик к морю, которое «слегка разыгралось», и попросил у рыбки новое корыто. Получив корыто, старуха ещё больше разбранилась и послала старика к рыбке за новой избой. Синее море помутилось, но рыбка приплыла и пообещала выполнить желание старухи.

Вернулся старик домой и вместо ветхой землянки увидел новую, красивую избу. Но жадной старухе этого было мало — она захотела стать «столбовою дворянкой» и снова отправила мужа к морю. Рыбка выплыла из неспокойного моря и выполнила старухин каприз.

Вернувшись, старик увидел вместо избы «высокий терем».

Спросил старик, довольна ли теперь её душенька, но старуха прикрикнула на мужа, «на конюшне служить его послала».

Через несколько недель старуха пожелала быть «вольною царицей» и снова отправила старика к золотой рыбке. Тот испугался, но перечить жене не посмел. Пришёл он к почерневшему морю, поклонился рыбке, и она сжалилась над стариком — пообещала сделать старуху царицей.

Вернулся старик и увидел вместо терема царские палаты, старуха сидит в них царицей, её окружает грозная стража, а прислуживают ей «бояре да дворяне». Поклонился ей старик, заговорил, но старуха велела прогнать мужа, даже не взглянув на него. Дворяне и бояре вытолкали старика из палат, а стража чуть топориками не зарубила.

Брифли существует благодаря рекламе:

Несколько недель спустя вздорная старуха послала за мужем царедворцев.

Не осмелившись «поперёк слова молвить», старик отправился к морю, на котором разыгралась «чёрная буря». Позвал он золотую рыбку и рассказал ей о новом желании «проклятой бабы». Ничего не ответила рыбка, «лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море».

Так и не дождался старик ответа, вернулся домой и увидел ветхую землянку, на её пороге — свою старуху, а перед ней — разбитое корыто.

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизации ?

Аудиокниги

50355924.jpg

Сказка о рыбаке и рыбке (сборник)Аудиокнига. 1 ч 13 мин. Читает Вениамин Смехов. Бесплатный отрывок:50355924.jpgВениамин Смехов1 ч 13 минСказка о Рыбаке и рыбкеАудиокнига. 12 мин. Читает Клара Новикова. Бесплатный отрывок:Клара Новикова12 мин

Читайте также

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Год написания: 1833

Жанр: сказка

Главные герои:рыбка, старик и его жена

Краткое содержание сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника расскажет поучительную историю о добром, но бесхарактерном человеке и его сварливой хозяйке.

Сюжет

Старый рыбак умудрился поймать волшебную рыбку, та стала просить его отпустить ее на волю. Рыбак был добрым человеком и выпустил рыбку. Но когда он рассказал об этом своей жене, та страшно рассердилась и сказала, что нужно было попросить хотя бы другое корыто. Рыбак попросил у рыбки деревянное корыто, но вслед за корытом бабке понадобилась изба, потом она захотела барствовать, затем быть правительницей, и, наконец, владычицей всех морских глубин и чтобы рыбка ей подчинялась. Когда рыбка услышала последнюю просьбу, то молча вернулась в море. А старик увидел старуху перед жалкой избенкой и с разбитым корытом.

Вывод (мое мнение)

Правильно говорят, что жадность человеческая не знает предела. А добрый старик подчинялся жадной и злой старухе, которая его совершенно не ценила. Если добро будет подчиняться злу, то подобное добро страшнее всякого зла.

Добавить в избранноеА. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Жанр: волшебная авторская сказка в стихах Читайте также: Братья Гримм «О рыбаке и его жене»Главные герои «Сказки о рыбаке и рыбке»

  1. Старик, тридцать три года он ловил рыбу на берегу моря, но однажды в его невод попала рыбка не простая, а золотая. Отпустил добрый старик эту рыбку и тогда началось…
  2. Старуха, верная спутница жизни старика, но когда получила возможность исполнения желаний, сразу стала жадной и грозной. Много бед причинила она старику, но осталась опять у корыта своего разбитого.
  3. Золотая рыбка, морская царица, могла любые желания исполнять, была благодарна старику, но не стерпела жадности старухи.

План для пересказа «Сказки о рыбаке и рыбке»

  1. Старик и море
  2. Золотая рыбка
  3. Старуха и корыто
  4. Старуха и столбовое дворянство
  5. Старуха и вольная царица
  6. Старуха и владычица морская
  7. Разбитое корыто.

Кратчайшее содержание «Сказки о рыбаке и рыбке» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Старик поймал в сети золотую рыбку, но отпустил ее без выкупа
  2. Старуха отправляет старика к рыбке за новым корытом
  3. Старуха требует новый дом
  4. Старуха хочет стать дворянкой, а потом царицей
  5. Старуха просит рыбку сделать ее морской владычицей
  6. Старик видит старый дом и разбитое корыто

Главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» Жадность одних приносит беды не только им, но и тем, кто находится рядом с ними.Чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» Эта сказка учит нас знать меру в своих желания, но также учит не быть простофилями и не слушать тех, кто говорит глупости.Отзыв на «Сказку о рыбаке и рыбке» Эта сказка Пушкина мне очень понравилась. У нее увлекательный и забавный сюжет, она наполнена глубоким внутренним смыслом. Автор показывает, как легко может попасть человек в зависимость от своих желаний, если его ничто не ограничивает. Поэт показал превращение доброй и любящей старухи в злую и заносчивую жадину. Но также поэт высмеял и старика, который не мог образумить свою супругу.Пословицы к «Сказке о рыбаке и рыбке»

  1. Не в свои сани не садись (используется в тексте сказки)
  2. Жадность последнего ума лишает
  3. Съесть не могу, а оставить жаль
  4. Жадность всякому горю начало.
  5. За большим погонишься — малое потеряешь.

Краткое содержание, краткий пересказ «Сказки о рыбаке и рыбке» Через неделю вновь посылает старуха старика к почерневшему синему морю за царским титулом. Стала старуха вольной царицей, прогнала она старика — не садись не в свои сани. Иллюстрации и рисункик «Сказке о рыбаке и рыбке»

Используемые источники:

  • https://kratko.rustih.ru/aleksandr-pushkin-skazka-o-rybake-i-rybke/
  • https://obrazovaka.ru/books/pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke
  • https://briefly.ru/pushkin/skazka_o_rybake_i_rybke/
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1716-skazka-o-rybake-i-rybke.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/01/blog-post_30.html

На чтение 20 мин. Просмотров 9 Опубликовано

«Русалочка» – очень трогательная сказка о безответной любви нежной, трепетной Русалочки к прекрасному Принцу. Это история о том, на какие жертвы можно пойти ради настоящей любви.

chitatelskiy-dnevnik-rusalochka-64123.jpg

Краткое содержание «Русалочка» для читательского дневника

ФИО автора: Ханс Кристиан Андерсен

Название: Русалочка

Число страниц: 48. Х. Г. Андерсен. «Русалочка». Издательство «РОСМЭН», 2012 год.

Жанр: Сказка

Год написания: 1836 год

Главные герои

Русалочка – самая младшая дочь морского царя, добрая, отзывчивая, любящая.

Принц – красивый молодой человек, честный, порядочный.

Морская ведьма – злая, коварная колдунья, отнявшая у Русалочки ее чудный голос.

Принцесса – милая девушка, которую Принц по ошибке принял за свою спасительницу.

Сестры Русалочки – добрые, любящие сестры, которые пытались уберечь Русалочку от необдуманных поступков.

Сюжет

На самом дне глубокого синего моря стоял прекрасный дворец, в котором жил Морской Царь со своей матерью и шестью дочерьми русалочками. По старой традиции, когда русалочке исполнялось пятнадцать лет, она получала возможность подниматься на поверхность моря. Каждый раз, когда кто-то из старших сестер достигал пятнадцатилетия, самая младшая Русалочка, затаив дыхание, слушала рассказы об удивительно красивых закатах и восходах, золотом песке и искрящихся льдинах.

Когда Русалочке, наконец, исполнилось пятнадцать лет, она поднялась на поверхность моря и увидела огромный корабль, на котором играла музыка. Но больше всего поразил воображение Русалочки прекрасный Принц, в которого она тут же влюбилась. Неожиданно разыгралась сильная буря, и королевский корабль пошел ко дну. Русалочка спасла Принца от верной смерти, вытащив его бесчувственного на берег.

Русалочка так хотела оказаться среди людей и быть ближе к Принцу, что отважилась на визит к Морской ведьме. Та согласилась превратить ее рыбий хвост в человеческие ножки, но взамен Русалочка должна была отдать ей свой чудесный голос. Кроме того, каждый шаг по земле будет причинять ей сильную боль, как будто она ступает по острым кинжалам. Если Принц женится на другой девушке, Русалочка тут же превратится в морскую пену.

Русалочка без раздумий согласилась на все условия Морской ведьмы. Она выпила волшебный напиток и очутилась без сознания на морском берегу, где ее нашел Принц. Он очень привязался к милой безголосой девушке с летящей походкой. Однако вскоре Принц должен был жениться на Принцессе из соседней страны. Впервые увидев ее, он не сомневался, что это именно она спасла его в ту страшную бурю.

В тот же вечер к Русалочке приплыли ее сестры. Они протянули ей нож, который обменяли у Морской ведьмы на свои чудесные косы. Этим ножом нужно было убить Принца, чтобы вновь стать русалочкой и вернуться во дворец. Однако Русалочка не смогла совершить убийство любимого человека. На рассвете она должна была превратиться в морскую пену, но тут появились Дочери воздуха, которые забрали Русалочку с собой.

План пересказа

  1. Жизнь в Морском дворце.
  2. Русалочка впервые всплывает на поверхность моря.
  3. Спасение Принца.
  4. Договор с Морской ведьмой.
  5. Русалочка превращается в человека.
  6. Знакомство с Принцем.
  7. Свадьба Принца и Принцессы.
  8. Русалочка становится Дочерью воздуха.

Главная мысль

За любовь нужно платить, порой, очень высокую цену.

Чему учит

Сказка учит любить и жертвовать собственными интересами ради счастья любимых людей, учит никогда не предавать своих близких.

Отзыв

Русалочка не жалко было отдать самое дорогое, что она имела – чудесный голос, чтобы иметь возможность находиться рядом с любимым человеком, даже не надеясь на взаимность.

chitatelskiy-dnevnik-64123-risunok-illyustraciya-k-skazke-rusalochka.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Русалочка.

Пословицы

  • Насильно мил не будешь.
  • Любовь – большая мука.
  • Одно сердце страдает, а другое не знает.
  • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Что понравилось

Конец сказки очень печальный. Хотелось бы, чтобы Русалочка, которой довелось пройти столько испытаний, смогла обрести свое счастье с Принцем, но этому не суждено было сбыться.

Сказка Г-Х Андерсена «Русалочка» Жанр: авторская волшебная сказкаГлавные герои сказки «Русалочка» и их характеристики

  1. Русалочка, самая младшая дочь морского царя, которая влюбилась в прекрасного Принца и отдала за возможность видеть его и быть с ним рядом свой голос.
  2. Принц, которого Русалочка спасла от гибели, и в которого влюбилась. Красивый и честный молодой человек, который полюбил другую.
  3. Морская ведьма, страшное чудовище, которое дало Русалочке возможность быть человеком, но отняла у нее голос.
  4. Принцесса, милое создание, которое принц принял за свою спасительницу
  5. Бабушка Русалочки, мудрая и опытная женщина
  6. Сестры Русалочки, пять прекрасных дочерей Морского царя.
  7. Дочери воздуха, волшебные существа.

План пересказа сказки «Русалочка»

  1. Морской дворец
  2. Шесть сестер русалочек
  3. Статуя мальчика
  4. Сестры посещают поверхность моря.
  5. Русалочке исполняется пятнадцать лет
  6. Русалочка спасает принца
  7. Русалочка идет к морской ведьме
  8. Русалочка превращается в человека
  9. Принц встречает принцессу
  10. Русалочка не может убить принца
  11. Дочери воздуха.

Кратчайшее содержание сказки «Русалочка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Русалочка играет в своем саду и ждет пятнадцатилетия, чтоб всплыть на поверхность
  2. Русалочка видит корабль и спасает принца после шторма
  3. Русалочка отдает свой голос морской ведьме за ноги
  4. Принц находит русалочку и относится к ней как к сестре
  5. Принц женится на принцессе соседнего королевства
  6. Русалочка прощается с принцем и становится дочерью воздуха

Главная мысль сказки «Русалочка» За свою любовь, за своих любимых и за их счастье, человек готов отдать все самое дороге, даже свою жизнь.Чему учит сказка «Русалочка» Эта сказка учит нас любить и никогда не предавать любимых. Учит жертвовать своими интересами ради счастья тех, кого мы любим. Учит тому, что даже самый печальный конец оставляет нам надежду на лучшее.Отзыв на сказку «Русалочка» Сказка «Русалочка» рассказывает о великом чувстве, которое пробудилось в груди маленькой Русалочки. О том, как много она отдала просто за возможность быть рядом со тем, кого полюбила. Это прекрасная и трогательная история, которая мне очень понравилась. У этой истории трагичный конец, но последние слова сказки оставляют нам надежду на то, что Русалочка еще будет счастлива.Пословица к сказке «Русалочка». Одно сердце страдает, а другое не знает. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Насильно мил не будешь. Любовь — большая мука. Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Русалочка» Глубоко под водой стоял прекрасный дворец Морского царя, в котором жил сам Царь, его мать и шесть сестер русалочек. Самая младшая Русалочка была самой красивой, она  любила статую мраморного мальчика, которую поставила в саду. Когда русалочкам исполнялось пятнадцать лет, они получали право подняться на поверхность моря. Каждая из русалок оставалась очень довольна этим событием. Они рассказывали о чудесном песке, закате, широкой реке, льдах, и Русалочка с нетерпением ждала того момента, когда и ей можно будет подняться на поверхность. И вот Русалочке исполнилось пятнадцать лет. Она увидела огромный корабль, на котором играла музыка. И увидела прекрасного принца, который был похож на ее мраморного мальчика. К вечеру разразилась буря и корабль пошел ко дну. Русалочка спасла принца и вытащила его на берег. Русалочка грустила и рассказала обо всем сестрам. Те показали ей дворец принца и Русалочка стала часто приплывать туда, чтобы посмотреть на принца. Русалочка очень полюбила людей и жалела, что у нее нет бессмертной души. Когда во дворце играли бал, Русалочка тайком отправилась к Морской ведьме. Путь к ведьме был опасен и страшен, но Русалочка добралась до Ведьмы. Ведьма знала что нужно Русалочке. Она согласилась сделать Русалочку человеком, но предупредила, что ей придется отдать голос, а ступать она будет как по ножам. И если принц женится на другой, то Русалочка станет морской пеной. Русалочка на все согласилась и ведьма отрезала ей язык и вручила волшебный напиток. Русалочка выпила напиток и потеряла сознание на берегу. Там ее и нашел Принц. Принц очень полюбил Русалочку, а все вокруг радовались ее милому личику и скользящей походке. Принц называл Русалочку «Найденышем». Но принц должен был жениться на принцессе из соседней страны и вот однажды он отправился к невесте на корабле, взяв с собой Русалочку. Принцесса оказалась очень красивой, а Принц принял ее за девушку, которая спасла его в бурю. Жених и невеста поплыли назад. Вечером к Русалочке приплыли сестры и протянули ей нож, взятый у морской ведьмы. За этот нож они отдали свои косы. Если бы Русалочка убила принца, она снова бы превратилась в Русалочку. Но Русалочка не смогла убить принца и бросилась в море. Тело Русалочки расплылось пеной. И тут появились странные воздушные создания — Дочери воздуха, которые взяли Русалочку к себе. Теперь у Русалочки не было тела и не было души, но она могла приобрести ее добрыми делами.Иллюстрации и рисунки к сказке «Русалочка»

Год: 1836     Жанр: сказка

Главные герои: Русалка — младшая дочь морского царя, Принц — ее возлюбленный

Морской царь живёт со своей матерью и шестью дочерьми. Когда самой младшей из них исполняется пятнадцать, ей разрешается всплыть на поверхность, и она влюбляется в принца, празднующего день рождения на корабле. Судно попадает в сильный шторм, и русалочка спасает тонущего принца, оставив его на берегу около женского монастыря.

Она тоскует по возлюбленному и решается на сделку с ведьмой: хвост девушки превращается в ноги, но ходьба доставляет ей нестерпимую боль, она лишается голоса, навсегда расстаётся с родными и обречена умереть, если принц женится на другой. Во время сватовства в соседнем королевстве он находит девушку, которая, как он считает, спасла его тогда на берегу, и берёт её в жёны. Сёстры предлагают ей убить принца, чтобы снять заклятие, но ей не хватает сил и она бросается в пучину, но не умирает, а становится дочерью воздуха.

Главная мысль. Сказка учит нас любви и самопожертвованию. Она показывает, как важно верить в свою мечту – именно благодаря ней русалочка не погибла, а обрела новую жизнь.

Читать краткое содержание Андерсен Русалочка

Лишь с пятнадцати лет им дозволялось подниматься наверх, но никому этого не хотелось так, как самой младшей. Год за годом сёстры всплывали и возвращались с восхищёнными рассказами. Наконец и русалочке довелось подняться над водой. Она оказалась рядом с кораблём, с палубы которого доносились пение и музыка. Люди были одеты нарядно, но прекраснее всех ей показался молодой принц. Она долго не могла оторвать от него взгляд.

Начался шторм, корабль бросало по волнам. Волны захлестнули судно и положили его на бок. Стало темно, но когда блеснула молния, русалочка увидела, как принц упал в море. Она спасла его, доставив на берег, где стоял монастырь. Вскоре из здания выбежали девушки, и одна из них нашла принца. Он улыбнулся девушке, и русалочке стало грустно, ведь он даже не подозревал о её существовании. Однажды она рассказала обо всём своей сестре, и вскоре все сёстры уже всё знали. Одна из них привела её к замку принца. Русалочка хотела добиться любви юноши.

Однажды, покинув бал, она отправилась к ведьме. Колдунья была согласна изготовить для неё зелье, которое превратило бы рыбий хвост в пару стройных ног. Её походка была бы грациозна, но каждый шаг доставлял бы невыносимую боль. При этом она никогда не смогла бы вернуться к своим родным, а если принц женился бы на другой, русалочка превратилась в морскую пену. Принцесса согласилась, и в обмен на услугу ведьма отрезала её язык.

Приплыв ночью к дворцу, русалочка выпила зелье и потеряла сознание. Принц нашёл девушку и привёл к себе во дворец. Она танцевала так великолепно, что все восхищались ею и аплодировали. Со временем он всё больше привязывался к ней, но всё же относился к ней как к маленькому милому ребёнку, не собираясь брать её в жены. Он признался, что его сердце занято той, что спасла его давно на берегу. Русалочка переживала, что не могла открыть ему правду.

Ганс Христиан Андерсен сказка Русалочка

Оцените произведение: Голосов: 393

Читать краткое содержание Русалочка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Андерсен. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Русалочка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Куприн Анафема

    Утром в воскресенье отец Олимпий готовился к службе. Он полоскал горло борной кислотой, дышал над паром. Жена дьякона, худая невзрачная женщина, принесла ему стакан водки в честь выходного дня

  • Краткое содержание Шукшин Осенью

    Филипп Тюрин с самой войны работал паромщиком. Однажды в бою его ранило, и тяжелую работу он выполнять больше не мог. Тюрин увлекался политикой. И даже по пути от дома до парома и обратно он обдумывал разные новости

  • Краткое содержание Повесть непогашенной луны Пильняка

    Приняв рапорты от служащих, командарм Николай Гаврилов беседует со своим близким другом Алексеем Поповым, которому еле удалось пробраться к нему в вагон. В утренних газетах пишут

  • Краткое содержание Чехов Невеста

    Надя собирается замуж за сына местного протоиерея, Андрея Андреевича. Родственники Нади, властная бабушка и мать заняты приготовлением к свадьбе. В доме гостит дальний родственник семьи Саша, он болен чахоткой.

  • Краткое содержание Старшая Эдда

    Сборник состоит из более чем 35 песен, в поэтической форме раскрывающих представления древних скандинавов о сотворении и устройстве мира, и структурно разделенных на три части:

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Русалочка

Автор: Ганс Христиан Андерсен

Год написания: 1836

Жанр: сказка

Главные герои: младшая дочь царя морского, ее возлюбленный — принц

Краткое содержание сказки «Русалочка» для читательского дневника поведает удивительную историю настоящей любви, способной на высокое самопожертвование.

Сюжет

Самая младшая Русалочка полюбила принца. Чтобы иметь возможность быть рядом с возлюбленным, она поменяла свой изумительный голос на пару стройных ножек. Принц обнаружил девушку на берегу и привел в свой дворец, но полюбил ее только как друга и сестру. Вскоре в его жизнь вошла любовь – к иноземной принцессе и он женился на ней.

Сестры Русалочки отдали свои прекрасные кудри ведьме, чтобы спасли жизнь глупой малышки, которая после свадьбы своего возлюбленного по предсказанию ведьмы, должна исчезнуть. Сестры приказали Русалочке убить принца, его кровь, попав на ноги, вновь возвратила бы ей рыбий хвост и долгую жизнь в море. Но девушка не стала убивать любимого, она превратилась в дочь воздуха и полетела в небо. Так Высшие силы наградили ее за самоотверженную любовь и преданность.

Вывод (мое мнение)

Настоящая любовь никогда не толкнет человека на подлые поступки, он не сможет причинить зло своему любимому. Русалочка настолько любила принца, что готова была на любые испытания, чтобы только быть рядом. Она готова была умереть сама, но только не убивать возлюбленного. В этом и есть высший смысл настоящей любви – уметь принести все в жертву, но не причинить боли тем, кого любишь.

Добавить в избранноеСодержание:

Для читательского дневника понадобится информация об истории создания произведения и характеристика главных персонажей. Существует несколько вариантов концовки романтической сказки.

Основные персонажи

В 1837 году была впервые опубликована сказка «Русалочка», написанная Гансом Христианом Андерсеном. Множество раз ее адаптировали, снимали по ней анимационные и художественные фильмы, ставили спектакли и мюзиклы. При переводе на русский язык было изменено название произведения.

С датского оно означало «Маленькая морская госпожа», никакого отношения к русалкам главная героиня не имела.

Основные герои «Русалочки»:

  • Ариэль — младшая дочь морского царя;
  • принц;
  • сестры Русалочки;
  • бабушка Ариэль;
  • морская ведьма;
  • принцесса;
  • дочери воздуха.

Дочь морского царя полюбила красивого молодого принца и решила пожертвовать своим голосом ради обретения ног. Она и есть главный персонаж всего текста. Русалочка спасла молодого человека от гибели, но он полюбил другую. Принц описан как честный и благородный юноша.

У Ариэль есть еще пять сестер, все они проживают в подводном мире. За советами Русалочка обращается к своей мудрой бабушке. Она пытается учить внучку быть доброй и внимательной. Страшная морская ведьма помогла Ариэль обрести ноги, но принудила ее взамен отдать голос. Принцесса — это милая девушка, которую полюбил принц.

Он подумал, что это милое создание спасло его от гибели. В конце книги появляются дочери воздуха — волшебные существа, забравшие душу Ариэль.

Главная мысль

Любой текст в жанре сказки несет поучительную мысль или мораль. Не стала исключением и книга Андерсена. Она учит читателя не предавать любимых и отдаваться чувствам полностью. Сказка повествует о способностях приносить жертвы ради счастья близких. Хотя сюжет закончился печально, автор дает надежду на лучшее.

И в самых печальных событиях может быть что-то хорошее.

Заключается главная мысль сказки «Русалочка» в возможности самопожертвования ради любви. Даже в аннотации сказано о трагической судьбе Ариэль, которая отдала очень много за возможность быть рядом с принцем.

Для читательского дневника можно составить короткий план произведения:

  1. Русалочка ожидает своего пятнадцатилетия.
  2. Ариэль спасает принца во время шторма.
  3. Влюбленная отдает свой голос взамен ног.
  4. Принц находит Русалочку и называет ее сестрой.
  5. Юноша женится на девушке из соседнего королевства.
  6. Ариэль становится одной из дочерей воздуха.

Сказку легко читать, она написано простым для восприятия языком. Тема любви и самопожертвования в ней полностью раскрыта. Даже при трагической развязке автор сделал так, чтобы у читателя осталась надежда на лучшее.

Краткое содержание

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» начинается с описания семьи главной героини. Дворец морского царя находился в самом глубоком месте под водой. Жена властителя давно умерла, и ему пришлось воспитывать шестерых дочерей только с помощью своей матери. Каждый день юные русалки играли в саду, но младшая отличалась задумчивостью и тихим нравом.

Ариэль много времени проводила на своей клумбе и рядом с упавшей в море статуей мальчика.

А также она любила слушать истории, которые ей рассказывала бабушка.

Подниматься на поверхность русалкам разрешали только с пятнадцатилетнего возраста.

Младшая из сестер ждала своего дня рождения с большим нетерпением. Каждый год она слушала словесные описания внешнего мира.

Наконец и ей удалось подняться на поверхность моря. Она увидела корабль, с которого доносились музыка и пение. Все были нарядно одеты, но внешность принца привлекла Русалочку с первого взгляда. Но вдруг начался шторм, и судно опрокинули сильные волны. Юноша упал в море, Ариэль спасла его и вытащила на берег, оставив около монастыря. Одна из воспитанниц нашла принца.

Русалочка рассказала о своем приключении сестрам, и те отвели ее к замку возлюбленного. Ариэль захотела добиться его любви. Однажды она сбежала с бала и отправилась к ведьме, которая согласилась превратить ее хвост в стройные длинные ноги. Но колдунья поставила несколько условий. При каждом шаге Ариэль будет ощущать сильную боль, а в обмен за услугу ведьма отрезала ей язык. Если же принц женится на другой, то Русалочка превратится в морскую пену.

Она дала свое согласие и забрала зелье. Ночью перед дворцом принца Ариэль выпила жидкость и потеряла сознание. Юноша забрал ее к себе и восхищался ее грацией. Но он ласково относился к Русалочке, как к сестре или ребенку. Позже он признался, что его сердце принадлежит девушке, которая его спасла во время шторма, как он считал. Рассказать ему правду Ариэль не могла. Принц уехал в соседнее королевство, где познакомился со своей невестой. Она и оказалась той девушкой, что встретила его на берегу.

У Ариэль осталась только одна ночь с принцем. Но к ней явились сестры. Они отдали колдунье свои волосы взамен на нож, который нужно было убить юношу и окропить его кровью ноги Русалочки. Тогда они превратились бы в хвост. Но Ариэль не смогла причинить вред любимому, она выбросила нож в море и бросилась в воду сама. Перед ней появились дочери воздуха, которые забрали ее с собой.

Варианты окончания

До сих пор ведутся споры по поводу концовки сказки. В оригинале тело Ариэль превратилось в морскую пену после того, как она бросилась в воду. Но вместо смерти она почувствовала тепло солнечных лучей и превратилась в дочь воздуха. Другие волшебные существа объяснили ей, что она не умерла, так как всю жизнь пыталась обрести вечную душу своими благими намерениями. Когда Ариэль совершит достаточно добрых дел, она станет бессмертной.

Но некоторые критики не согласны с такой развязкой. Они считают, что вся сказка вела к трагическому концу, а связь Русалочки с дочерями воздуха можно считать положительным финалом. На самом деле первое издание автора имело другое окончание. Ариэль должна была просто погибнуть в море. Но позже при анализе сказки «Русалочка» Андерсен решил добавить добрых существ, которые ее спасли.

У дочерей воздуха также есть условия для обретения души. Нужно в течение трехсот лет совершать только добрые дела. Писатель добавил и другие требования к Ариэль. Все зависит от того, как она себя будет вести. Каждое хорошее дело сокращает трехсотлетний срок на один год. А плохие поступки заставляют дочерей воздуха плакать. Слезинка продлевает срок службы на один день.

Критики посчитали такие условия более страшными, чем просто смерть главной героини. Они отнесли сказку к циклу викторианских моральных рассказов.

В подобных произведениях всегда были притчи и поучения, заставляющие детей хорошо себя вести и не совершать злых поступков.

Мифологическая подоплека

В основе создания сказки лежит миф о сиренах — морских девах, которые умели звать и привлекать к себе мужчин с помощью красивого мелодичного голоса. Такой же была и Ариэль, маленькая морская госпожа. В русском языке произошло сокращение и адаптация названия произведения.

Если углубиться в мифологию, то станет понятно, что главную героиню нельзя считать русалкой. Она была дочерью морского царя, то есть родилась и выросла под водой. А согласно славянским легендам, русалками становились девушки-утопленницы. После превращения они были недружелюбными, мстительными, заманивали и убивали мужчин. Морские девы или сирены происходят от богов, но у них нет души.

В Западной Европе есть легенда о дочери морского царя, которая решила обрести бессмертие. Для этого она каждый день приходила к монаху в храм и молилась вместе с ним. Русалочка в сказке хотела получить душу с помощью любви к земному мужчине. Только через поцелуй влюбленного она могла захватить частичку его бессмертия.

Автор сделал своего персонажа особенным, отличающимся от остальных. Сестры Ариэль во время кораблекрушений пели морякам о том, как хорошо им живется на дне, уговаривали спуститься вместе с ними. Ариэль же спасла принца вместо того, чтобы убить его.

А позже ей пришлось пожертвовать собой ради его счастья. За это и другие страдания Русалочку наградили бессмертной душой.

Отзывы читателей

Сказки Андерсена некоторые критики называют жестокими, полными негативного и даже пугающего смысла. Но автор описывал действительность, ведь в реальной жизни редко встречается справедливость. А жертвы во имя любви совершают многие. И не важны возраст, пол, принадлежность к определенным классам или расе — каждый человек испытывает чувства к другим, и ради этих эмоций и счастья близких люди готовы на многое.

Можно также ознакомиться с отзывами тех, кто уже прочитал сказку.

Я выросла на сказках Андерсена, теперь читаю их дочке. Самая любимая у нас обеих это «Русалочка». Смелости и отваге Ариэль можно позавидовать, ведь не каждая девушка решится на такие жертвы ради любимого парня.

А я до сих пор сказки читаю и верю в такую искреннюю и чистую любовь. В мире также много тех, кто может пожертвовать собой ради счастья любимого.

Я считаю, что сегодня слишком мало осталось таких добрых людей, как Ариэль. Большинство проявляет только ревность и эгоизм. А юная Русалочка смогла оставить принца жить вместе с его женой, отказалась от своей любви ради его счастья.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/rusalochka.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/andersen/rusalochka
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/2-klass/1596-rusalochka.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rusalochka.html

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

На чтение 16 мин. Просмотров 74 Опубликовано

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки «Гуси-лебеди» и их характеристика

  1. Дочка, веселая и капризная девочка, которая очень любила играть, а потому забыла про своего братика.
  2. Гуси-лебеди, коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.
  3. Печка, Яблоня, Речка, не помогали капризной девочке, но помогли когда она исправилась.

План пересказа сказки «Гуси-лебеди»

  1. Наказ родителей
  2. Забывчивость девочки
  3. Гуси-похитители
  4. Погоня и Печка
  5. Погоня и Яблоня
  6. Погоня и Речка
  7. Еж
  8. Домик бабы-Яги
  9. Обратный путь.
  10. Возвращение.

Кратчайшее содержание сказки «Гуси-лебеди»для читательского дневника в 6 предложений

  1. Уходя на работу родители наказали дочери следить за маленьким братом.
  2. Девочка заигралась и братца унесли Гуси-Лебеди.
  3. Девочка побежала в погоню, но не стала есть пирожок, яблоко и кисель.
  4. Путь ей указывает Еж.
  5. Девочка находит братца и схватив его, бежит домой.
  6. Гуси-лебеди преследуют ее, но девочку прячут речка, яблоня и печка, и она возвращается домой.

Главная мысль сказки «Гуси-лебеди» Не откажи другому в просьбе и он тоже поможет тебе.Чему учит сказка «Гуси-лебеди» Эта сказка учит слушать родителей, помогать им по дому, не бросать маленьких детей, которых тебе доверили. Эта сказка учит не быть чванливым, не относится с пренебрежением к просьбам. Учит решительности и смелости.Отзыв на сказку «Гуси-лебеди» Это очень хорошая сказка, которая мне очень понравилась. В ней девочка сперва воротила нос от простых угощений, но когда ее припекло, она перестала капризничать и только поэтому спаслась.Пословицы к сказке «Гуси-лебеди» Нужда научит калачи есть. Не дорого начало, похвален конец. Глаза боятся, а руки делают.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Гуси-лебеди» Жили старик со старушкой и были у них дочка и маленький сынок. Пошли старики на работу и девочке строго наказывают, чтобы за братцем следила, со двора не уходила. Ушли старики, а дочка заигралась, посадила братца на травку, да и забыла про него. Тут налетели Гуси-лебеди и унесли братца. Вернулась девочка, а братца и нет нигде. Поискала она, покричала, да вдали гусей увидела. Поняла девочка, кто ее братца похитил и в погоню бросилась. Бежит, а тут и печка стоит, ржаного пирожка съесть просит. Не стала дочка есть пирожок, дальше бежит. Яблоня стоит, лесным яблочком угощает. Не стала девочка яблоко есть, дальше бежит. Тут речка молочная с кисельными берегами, просит молочка выпить. Не стала девочка пить молоко. Встретился ей Еж, дорогу указал, куда гуси-лебеди полетели. Добежала дочка до домика бабы-Яги, а там и братца увидела. Схватила братца, назад бросилась. А Гуси-лебеди за ней гонятся. Добегает девочка до речки, спрятать просит. А то ей про кисель напоминает. Поела девочка киселя, спрятала ее речка. Дальше бежит, а навстречу снова Гуси-лебеди летят. Тут и яблочком не побрезговала. Спрятала девочку яблоня. Дальше дочка бежит, братца несет. И снова Гуси-лебеди летят. Пришлось девочке и ржаного пирожка попробовать. Спрятала ее печка. Так и добежала до дома. А там и родители вернулись.Рисунки и иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»

«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.

gusi-lebedi-chitatelskiy-dnevnik-64081.jpg

Краткое содержание “Гуси-лебеди” для читательского дневника

ФИО автора: Афанасьев Александр Николаевич

Название: «Гуси-лебеди»

Число страниц: 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1855-1863 гг.

Главные герои

Дочка – веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.

Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ежик – помощники девочки.

Сюжет

Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

План пересказа

  1. Родительский наказ.
  2. Забывчивость девочки.
  3. Похищение братца.
  4. Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  5. Девочка находит братца и бежит домой.
  6. Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  7. Возвращение домой.

Главная мысль

Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.

Чему учит

Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

gusi-lebedi-e1560992160157.png

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Пословицы

  • Нужда научит калачи есть.
  • Не дорого начало, похвален конец.
  • Глаза боятся, а руки делают.

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Народ русский

Год написания: неизвестно

Жанр произведения: сказка

Главные герои:Девочка — дочка, Мальчик — младший брат, Гуси — лебеди — помощники Бабы — Яги.

Краткое содержание сказки «Гуси — лебеди» для читательского дневника показывает, как невнимательность девочки едва не привела к катастрофе.

Сюжет

Старик и старушка уходили на работу. Они дали указание своей дочке беречь младшего брата, и не уходить со двора. За послушание девочку ждала награда — булочка, новое платьице и платок. Девочка забыла указания, и заигравшись и вышла на улицу. Гуси — лебеди тут как тут — похитили братца. Девочка плача звала мальчика. Потом поняла, что его украли. Бежав спрашивала у печки, яблони, и реки с кисельными берегами куда полетели вредители. Для ответа нужно было съесть пирожок, яблоко, или кисель. Она отказалась. Путь указал еж. Найдя мальчика у Бабы Яги, девочка забрала его. За ними погнались гуси — лебеди. Тогда девочка съела, что предлагали и воспользовалась укрытием. Успела прибыть до прихода родителей.

Вывод (мое мнение)

Нужно быть ответственным и внимательным. Слушаясь родителей можно избежать трудностей. Чтобы получить чью-то помощь, нужно делать, что говорят. Отданное добро возвращается.

Добавить в избранное

Очень кратко:Разведчик-партизан пропал без вести, его возлюбленная отправилась его искать и тоже пропала. После войны выживший разведчик услышал от постороннего историю своей любви и понял, что любимая жива.

Глава 1

Ранней осенью, «на третьем году войны» группа разведчиков большого партизанского отряда наткнулась на засаду. Единственный выживший, смертельно раненый, сумел добраться до отряда и сообщить обо всём командиру.

У погибшего командира разведчиков Сергея Марьянова в отряде была возлюбленная, радистка Таня Лебедева. Тел разведчиков не нашли, поэтому она не поверила, что Марьянов погиб, и потребовала у командира отряда спасти его. Командир отказался — даже если разведчики живы, их наверняка отвезли в город, занятый двумя полками немцев. Двести одиннадцать партизан не могли «разгромить двухтысячный гарнизон немцев», а командир не имел права посылать своих людей на верную смерть.

Продолжение после рекламы:

Тане отдали личные вещи Марьянова, среди которых была тетрадь с его стихами. Последние его стихи были о любимой. Ночью Таня ушла, захватив с собой две французские гранаты.

…никогда не погибнет тот, кто твёрдо верит, что будет жив.

Командир послал за ней двух партизан, а сам повёл отряд на новую базу. На рассвете отряд встретил пропавшую группу разведчиков во главе с Марьяновым. Оказалось, они столкнулись с отрядом немецкой полевой жандармерии. Бой был неравным, разведчикам пришлось отступить в болота и несколько дней прятаться среди трясин.

С этого дня Марьянов всех добытых им «языков» расспрашивал о русской девушке Тане и двух партизанах, но о них никто ничего не знал. Поздней осенью партизанский отряд ушёл на юго-восток, где соединился с частями советской армии.

Глава 2

После войны Марьянов отправился к отцу Тани, которому слал письма из госпиталя — там ему ампутировали руку. Оказалось, что тот умер. Соседка, ухаживавшая за стариком, пустила Марьянова в дом, где он нашёл свои нераспе­чатанные письма и снял со стены Танин портрет.

Затем Марьянов вернулся в полураз­рушенный город, откуда приехал и где лежал в госпитале. Людей не хватало, и его сразу назначили директором кирпичного завода.

Брифли существует благодаря рекламе:

Глава 3

До войны Марьянов писал стихи. Два его стихотворения даже опубликовали в журнале, при этом сильно раскритиковав. После войны он начал писать повесть об их с Таней любви, но за год так и не закончил её.

Марьянову не давалась концовка — он понимал, что Таня погибла, но не мог «убить» её на страницах своей повести.

Непреложность факта её гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.

Было несколько вариантов финала, и во всех Таня оставалась в живых. Повесть осталась незаконченной.

Глава 4

Осенью Марьянова потянуло на родину. Он подал заявление на отпуск, зашёл к секретарю горкома и рассказал ему, что родителей не помнит — их расстреляли белые, когда ему было полтора года. Односельчане кормили его из милости и не любили за упрямство и озорные выходки. В двенадцать лет Марьянов ушёл в город, некоторое время был беспризорником, «потом всё шло как положено». Война застала его на третьем курсе пединститута.

Затем Марьянов рассказал о том, как воевал, о своей любви к Тане и предупредил секретаря, что, скорее всего, не вернётся. Секретарь улыбнулся, попросил вернуться и привезти ему литр мёда.

Продолжение после рекламы:

Глава 5

В районный центр Марььянов приехал вечером и до родного села решил дойти пешком. Когда стемнело, он увидел вдалеке от дороги костёр и подошёл к нему. У костра сидели старик в полушубке и молодой человек в промасленной кепке. Марьянов решил, что это сторож и тракторист.

Марьянов попросился к костру, его пустили, и тракторист продолжил свой рассказ. Он рассказывал о своём деде-лесничем, жившем у озера, на которое каждый год прилетали лебеди. Бабушка просила его не трогать птиц, но однажды дед не утерпел и подстрелил лебедя.

С тех пор не стало им жизни — на заре прилетала лебёдушка и стонала, горюя об убитом лебеде. Дед не выдержал и попытался пристрелить её, но не попал, и тогда лебёдушка сложила крылья и камнем рухнула на деда.

Глава 6

Лесничий, конечно, добил птицу и сделал два чучела. Тракторист верил, что «лебеди не живут друг без друга». Сторож считал, что это неправда — «люди и те живут после гибели любимого человека, а то — вольная птица». Но и у людей любовь тоже разная бывает.

…настоящая любовь… она — будто всё время в весне ты живёшь, в саду… А сад тот цветёт и цветёт, и ни ему нет конца, ни твоей радости края…

И сторож начал рассказывать историю про настоящую русскую любовь. Марьянов с изумлением понял, что сторож рассказывает о нём и Тане.

Брифли существует благодаря рекламе:

Он узнал, что Таня долго искала его в городе. Она не верила, что он мог попасть в плен к немцам, поэтому мстить не стала, но и к партизанам не вернулась, а решила перейти линию фронта и добраться до позиций советский армии.

У Тани это почти получилось, но на подходе к позициям вздумалось её одежду постирать. Здесь её и нашли немцы. Она швырнула в них гранату. Немцев убило, а Таню ранило осколком. Девушка доползла до ближайшего хутора, где её выходили.

После войны Таня стала работать учительницей младших классов, а сторож в то время был истопником в школе. Она долго искала Марьянова, писала запросы, но он значился в списках без вести пропавших. Командира партизан Таня искать побоялась, ведь она ушла из отряда без разрешения, почти дезертировала. Она знала, что кто-то приходил в дом её отца, забрал её фотографию, но думала, что её разыскивают, чтобы наказать.

Марьянов слушал со слезами на глазах, смотрел на звёздное небо, «и в душе рождалась новая и большая вера в красоту бытия под этим небом».

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Автор: Народ русский

Год написания: неизвестно

Жанр произведения: сказка

Главные герои:Девочка — дочка, Мальчик — младший брат, Гуси — лебеди — помощники Бабы — Яги.

Краткое содержание сказки «Гуси — лебеди» для читательского дневника показывает, как невнимательность девочки едва не привела к катастрофе.

Сказка Гуси-лебеди краткое содержание

Старшей сестричке доверили присматривать за братиком, но она загулялась и не увидела, как мальчика забрали гуси-лебеди. Девочка отправилась искать братца, а помогают ей яблонька, печка и речка. В сказке показано, как важно слушаться родителей и быть ответственными.

Сказка Гуси-лебеди скачать: 

Сказка Гуси-лебеди. Картинка к рассказу

skazka-gusi-lebedi.jpg

«Гуси лебеди» краткое содержание сказки

Муж и жена уехали на работу и оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом («не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек»), загулялась-заигралась и оставила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди на крылышках. Сестра бежит догонять гусей-лебедей.

По дороге она встречает печку, яблоню, молочную речку — кисельные берега. У них девочка спрашивает о братце, но печка просит ее отведать пирожка, яблоня — яблочка, речка — киселька с молоком. Привередливая девочка не соглашается принимать угощении и они ей ни говорят куда гуси улетели с ее братом.

Бежит девочка по темному лесу, плачет о братце. Наткнулась она на избушку на курьих ножках. Заглянула девочка в окно: а там сидит баба Яга с веретеном в руках. В округе знали, что гуси-лебеди у старухи на службе, детей для неё уносят из дома.

Девочка с братом убегает, но Баба Яга посылает гусей за ними в погоню.

Девочка просит речку спрятать ее и соглашается поесть киселька. Потом девочка ест лесное яблочко, а яблоня укрыла её с братцем своими густыми ветками. Да так надёжно укрыла, что гуси не заметили. Затем дети прячутся в печке и девочка ест ржаной пирожок. Гуси не видят ее и улетают ни с чем.

Девочка с братцем прибегают домой, только зашли на родной порог, а тут и отец с матерью вернулись с работы. Навезли детям гостинцев, обнимают, целуют. Хвалят дочь за то, что за братцем хорошо смотрела.

А девочка ничего им не рассказала.И братца никогда одного не оставляла.

Главные герои

Дочка – веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.

Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ежик – помощники девочки.

Краткое содержание «Гуси — лебеди» для читательского дневника:

Родители Аленушки поручили ей присматривать за братом.

Девочка не уследила, и мальчика унесли гуси-лебеди.

Но благодаря целеустремленности и помощникам, Аленушка спасла брата.

И они вернулись домой как раз к приходу родителей.

План произведения для пересказа:

1. Поручение родителей

2. Брат без присмотра

3. Кража

4. Поиски брата

5. Побег

6. Дома

План пересказа

  1. Родительский наказ.
  2. Забывчивость девочки.
  3. Похищение братца.
  4. Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  5. Девочка находит братца и бежит домой.
  6. Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  7. Возвращение домой.

Синквейн:

Девочка.

Смелая, целеустремленная.

Не уследила, отыскала, спасла.

Осознала важность дружеской поддержки.

Взаимопомощь.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

gusi-lebedi-e1560992160157.png

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Краткий отзыв по произведению «Гуси — лебеди» для читательского дневника:

Эта народная сказка очень увлекательная, интересная и поучительная.

Из-за своей ошибки девочке пришлось преодолеть много препятствий.

Но она не опустила руки, осознала важность дружеской взаимопомощи и достигла своей цели.

Я советую всем прочитать эту сказку, ведь она несет в себе много ценной морали.

Пословицы к произведению:

Ищешь помощи — сам помогай.

Кто заварил, тот и расхлебывает.

Готовый читательский дневник 2 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Оставить 6 человек (а).

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 4728Количество использованных доноров: 6Информация по каждому донору:

  1. https://aababy.ru/skazki/narodnye-skazki/russkie-narodnye-skazki/gusi-lebedi: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 333 (7%)
  2. https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/gusi-lebedi.html: использовано 4 блоков из 10, кол-во символов 862 (18%)
  3. https://kratkoe.com/gusi-lebedi-kratkoe-soderzhanie/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1505 (32%)
  4. https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1854-gusi-lebedi.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 494 (10%)
  5. https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-2-klass/russkaia-narodnaia-skazka-gusi-lebedi: использовано 5 блоков из 9, кол-во символов 1474 (31%)
  6. https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/skazka-gusi-lebedi: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 60 (1%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_7.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/gusi-lebedi.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1854-gusi-lebedi.html
  • https://briefly.ru/vorobiev/gusi_lebedi/
  • https://school1208.ru/raznoe/gusi-lebedi-chitatel-skiy-dnevnik.html

  • Сказка о царе салтане краткий пересказ для 3 класса по литературному чтению
  • Сказка о царе салтане краткий рассказ
  • Сказка о царе салтане краткое содержание 3 класс своими словами
  • Сказка о царе салтане краткая запись в читательский дневник
  • Сказка о царе салтане краткое содержание слушать