Сказка о царе салтане краткая запись в читательский дневник

Родился 6 июня в 1799 году в москве. все свое детство, лето проводил у бабушки, марии алексеевны в селе захарове.

Родился 6 июня в 1799 году в Москве. Все свое детство, лето проводил у бабушки, Марии Алексеевны в селе Захарове. Что в последствии будет описываться в его лицейских поэмах.

Учился Пушкин в лицее, выпустился в 1818 году в виде секретаря и был принят в комитет иностранных дел. Был частым посетителем театров, вступил в общество «Зеленая лампа».

В 1830 году посватался к Наталье Гончаровой. Молодой девице и отправился в поместье своего отца, для вступления в наследство. Подаренное отцом, в деревне Кистенко.

После чего был схвачен на три месяца. В это время были написаны, его лучшие творения.

В 1831 году, Пушкин повенчался с Гончаровой. И они на лето, а там и на несколько лет переезжают в деревню Царское село. Где Пушкин пишет знаменитую поэму «Письмо Онегину» и продолжает выпускать свои лучшие творения.

В 1837 году, Дантесом было обижено достоинство Пушкина. Было прислано анонимное письмо, в котором говорилось о Н.Н. Пушкиной. Это письмо и послужило разгаром вражды между Дантесом и Пушкиным. Обида вскоре привила к дуэли, в которой Пушкин был подстрелен 26 января. И  29 января Пушкин умер. Был похоронен на кладбище при монастыре Светогорском в губернии.

Пушкина любят читатели во всем мире.

Творчество и жизнь Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве.

Отец его, был майором и относился к дворянскому роду, а мама внучка, Арапа Петра Великого” В раннем малолетстве поэт был неразговорчивым и неактивным ребенком. Изначально Пушкин обучался на домашнем обучении. Воспитание его было подобным таким же как и других шляхетских ребят в те времена. Занятие поддавались Пушкину нелегко, а иностранные преподаватели, которых брали на найм ему родители, говорили, что он совершенно ни на что не годиться. Впрочем, скоро мальчик раскрыл для себя мир книг.

Вскорости Пушкин поступил в лицей. Учеба в учреждении выковала мироощущение, политические взоры Пушкина. Во время обучения стихотворец сочинил больше 100 произведений. Со слов В. Белинского, уже в юношеских произведениях видан «будущий общенациональный поэт». Первый приличный успех подстерегал Пушкина в 1815 году во время трансфертного экзамена — воспитанник прочел свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». На экзамене находился Гавриил Державин, он был потрясен творением юного поэта.

Затем, после окончания учебы, Александр был принят в коллегию чужеземных дел, после чего и завязалась активная деятельность новобрачного писателя В конце 1817 г. он пишет прославленную оду «Вольность». Пушкин становился всё известнее, особенно немалым спросом пользовались его стихотворения, где Пушкин оживленно выражал свою политическую позицию. Вскоре это донеслось и до правителя, разъярённый Александр I принимает решение отправить творца таковых отважных действий в Сибирь

Спустя лета Пушкин был влюблён в Наталию Гончарову, пара не смогла повенчаться сразу, так как Наталии было всего 16 лет, в то время как Пушкину практически 30,родители несовершеннолетней девицы не дали согласия. Позже стихотворец был в отъезде около года, после чего возвратился в столицу и повторно сделал Гончаровой предложение, в сей раз мать и отец всё же дали добро

В 1830-х двое проживали в Петербурге. Мгновенно Александр и Наталия поблуждали в путы неосновательной напраслины и сплетен, особенно в сторону Натальи. Супружеской паре приходило множество посланий от неизвестных, в которых жену буквально поливали грязью, Пушкин уже не в силах оставаться равнодушным к таким деяниям, вызывает Дантеса, иммигранта из Франции, что и был инициатором случающегося на дуэль. В 1837 произошло борение меж молодыми. Пушкин после дуэли был сильно ранен и всё же, после длинных непереносимых мучений умер 29 января. Вскоре был похоронен вместе с матерью.

После смерти стихотворца определили 50-тилетний срок на присвоение богатства Пушкина, в частности его произведений. Никто так и не присвоил их себе в те времена и вскоре они были доступны любому публикатору. Книги выставлялись на продажу, люди дословно разрушали прилавки, чтобы приобрести стихотворения замечательного творца

3 класс, 5 класс, 6 класс. 9, 7 класс.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Александр Порфирьевич Бородин

    Александр Порфирьевич Бородин, человек неординарный, сделавший много для русской культуры и науки, родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге.

  • Островский Александр Николаевич

    Островский Александр Николаевич появился на свет 31 марта 1823 года. В большом городе — Москва. В купеческой семье. В возрасте 8 лет умирает его мать. Мечтой его отца было видеть сына юристом, однако он начал проявлять интерес к литературе.

  • Антон Иванович Деникин

    Антон Деникин вошёл в историю как «вождь белого движения». Но, помимо всего прочего он занимался военной журналистикой и писал мемуары. Деникин родился под Варшавой (Польша), которая входила в состав Российской империи

  • Юлий Ким

    Юлий родился в 1936 году. Свою фамилию он получил от папы, который по национальности являлся корейцем и работал переводчиком с корейского на русский. Мама Юлия была русской и работала учителем русского языка в русской школе.

  • Иннокентий Анненский

    Иннокентий Федорович Анненский – педагог, переводчик, поэт, критик и драматург.

Автор: Пушкин Александр Сергеевич, родился в 1799г, умер в 1837г. Великий русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, публицист. Литературная гордость России, основоположник современного русского литературного языка. Наиболее известные произведения – «Евгений Онегин», «Дубровский», «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Сказка о царе Салтане» и множество других.

Название: «Барышня-крестьянка»

Жанр произведения: повесть.

Тема произведения: Любовь и интрига

Число страниц: 22

Год написания повести «Барышня-крестьянка» — 1830. Повесть входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанный в период, который исследователи Пушкина называют «Болдинская осень». Осень 1830 года поэт провел в имении Большое Болдино из-за вспышки холеры. Этот период стал одним из самых творчески продуктивных в его жизни. У власти император Николай I.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Иван Петрович Берестов – вдовец, отставной военный. Крепкий хозяин, сам выстроил дом. За рачительность в ведении хозяйства пользуется уважением соседей. Осуждает соседа Муромского за его долги и англоманию. Консервативный, патриархальный, властный. «Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение, как бог свят! продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю. Даю тебе три дня на размышление, а покамест не смей на глаза мне показаться».  
  2. Григорий Иванович Муромский – вдовец, русский барин.  Любит жить широко, поклонник всего английского. Человек неглупый, открытый всему новому. В молодости промотал большую часть имения, и в зрелости его материальное положение не упрочилось. Хорошо знает о неприязни соседа, называет его медведем и провинциалом. Нежно любит дочь. «Опять какие-нибудь проказы! — сказал смеясь Григорий Иванович. — Ну, хорошо, хорошо; согласен, делай, что хочешь, черноглазая моя шалунья».
  3. Алексей Берестов – сын Берестова. Планирует стать военным, но отец видит его чиновником. Поэтому пока живет в имении отца в ожидании окончательного решения. Умный, воспитанный, привлекательный. Принципиальный, готов отстаивать свое мнение, честный с собой и с людьми. «Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности».
  4. Лиза Муромская – дочь Муромского. Отец называет ее на английский манер Бетси. Романтическая девушка, выросшая в любви и внимании. Добрая, склонная к девичьим проказам. Охотно включается в роль крестьянки, выдумщица. «Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне всё же нельзя будет с ним познакомиться… Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!»

Фактически в повести «Барышня-крестьянка» нет отрицательных персонажей, повесть легкая, добрая.

Время и место действия повести «Барышня-крестьянка» — Россия, первая половина XIX века, провинция, имения Берестова и Муромского.

Краткое содержание повести «Барышня-крестьянка»

  1. Вдовцы – помещики Иван Берестов и Григорий Муромский недолюбливают друг друга. Их застарелая неприязнь хорошо известна окружающим. С Берестовым живет сын Алексей, с Муромским – дочь Лиза.
  2. Лиза, наслышанная о красоте и стати молодого Берестова, замышляет познакомиться с ним. Чтобы скрыть свое происхождение она одевается крестьянкой. Барину она представляется Акулиной, дочерью кузнеца.
  3. Молодые люди начинают встречаться, между ними зарождается чувство. Но Алексей уверен, что у них разное социальное положение, а Лиза опасается вражды отцов.
  4.  Во время охоты Муромский и Берестов неожиданно помирились и решили прекратить давнюю вражду. Муромский приглашает Берестова с сыном на обед. Лиза, опасаясь разоблачения, густо красится, надевает множество украшений, говорит жеманно и только по-французски. Алексей не узнает ее.
  5. Старший Берестов решает, что дочь Муромского будет отличной партией его сыну. Алексей категорически отвергает эту идею и едет к Муромским, чтобы твердо отказаться от женитьбы. Но в доме Муромского он встречает свою «Акулину» и узнает о розыгрыше. Отец девушки благословляет молодых

Главная мысль повести «Барышня-крестьянка».

Любовь выше сословных предрассудков. Настоящее чувство может зародиться даже при социальном неравенстве, и нужно отстаивать свою любовь, не обманывать свое сердце.

Отзыв о повести «Барышня-крестьянка».

«Барышня-крестьянка» — милое, легкое в чтении произведении, наполненное духом свежести, молодости, игры. Переодевания – типичный прием водевиля, всегда порождающий казусы и курьезы. Действие разворачивается на фоне лета, природы, красоты среднерусских лесов. Повесть полна юмора, автор с иронией относится к враждующим отцам, каждый из которых, по своей сути – добрый человек. Хотя знакомство Лизы и Алексея началось с обмана, это не корыстный обман, а скорее шалость, игра. Поэтому закономерно предположить, что дальше героев ждет свадьба, большое семейное гуляние, на котором Муромский и Берестов окончательно породнятся и будут с нетерпением ждать внуков.  

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне понравится эпизод, когда Лиза готовится к первой встрече с Алексеем. Она, словно настоящий режиссер, продумывает каждую деталь этой постановки, отдается подготовке со всей молодой энергией.  Она и скроила себе рубашку, и организовала дворовых на шитье наряда, позаботилась о пуговицах и даже лаптях (нежные ножки барышни не так привычны к хождению босиком, как крестьянские). Видно, что эти приготовления сами по себе доставили девушке огромное удовольствие. Она примеряла на себя роль, подбирала слова, входила в образ. Этот эпизод очень светлый и добрый. «Лиза примерила обнову и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась».

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Вершок – мера длины, 4,4 см
  • Дрожки – легкий экипаж
  • Ключник – в имении тот, кто следит за продовольственными запасами, хранитель ключей.
  • Полушка – медная монета в четверть копейки
  • Сюртук – длинный двубортный пиджак
  • Шандал – подсвечник для нескольких свечей.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Во всех ты, Душенька, нарядах хороша. (Эпиграф)
  • Куда нам по-английски разоряться! Были бы мы по-русски хоть сыты (Берестов)
  • — Не твое горе — ее счастие. (Берестов)
  • Боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть (Автор)
  • Алексей знал, что если отец заберет что себе в голову, то уж того, по выражению Тараса Скотинина, у него и гвоздем не вышибешь (автор)

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

  • Краткие содержания
  • Жуковский
  • Сказка о царе Берендее

Сказка о царе Берендее, у которого была борода до колен. Жил он с женой несколько лет, но не было у них детей.

Однажды пришлось царю отлучиться и осмотреть территорию государства. Простившись с женой, царь уехал на восемь месяцев. Ехал Берендей домой и очень захотелось ему пить. Увидел колодец, на поверхности воды плавал золотой ковш. Царь попытался его взять, но ковшик то вправо, то влево. Решил царь наклониться и так напиться, а его борода вся под воду ушла.

Схватил кто-то под водой Берендея за бороду и не отдает. Увидел царь в глубине воды страшное лицо. И голос из воды ему сказал, чтобы царь пообещал отдать то, о чем он не знает, тогда отпустит бороду. Берендей дал свое согласие.

Приехав в столицу, увидел царь, что у него сын родился. Заплакал Берендей, и задумался о том, как же ему не отдать сына чудовищу водяному. Царь грустный ходил. Прошло время. Вырос царевич Иван настоящим красавцем.

Однажды поехал царевич на охоту. В дупле увидел странного старика с бородой зеленого цвета. Старик сообщил Ивану, что пора его отцу отдавать обещанный долг.

Рассказал царь своему сыну, что с ним в прошлом случилось, и какое обещание он дал. Иван собрался в путь.

Долго скакал на коне царевич, и увидел озеро с утками. Все улетели, а одна осталась. Вышла она на берег, встрепенулась и красивую девушку превратилась. Сказала девушка царевичу, что она дочь Кощея, Марья-царевна. Рассказала, что ее отец давно Ивана ждет, и когда придет он к Кощею, чтобы сразу ему в ноги упал и ничего не боялся.

Пришел Иван в царство кощея, упал к нему в ноги. Засмеялся Кощей. И сказал он Ивану, что тот должен ему сослужить три службы.

Утром Кощей позвал Ивана и приказал возвести за ночь дворец из мрамора с крышей золотой, окнами из хрусталя. Вокруг дворца сделать сад с прудами и окунями.

Закручинился Иван и тут в окно пчела влетела, оказалось, что это царевна. Сказала она царевичу, чтобы спать ложился. Будет к утру построен дворец из мрамора. Понравился Кощею дворец.

Назначил он второе испытание. Найти из тридцати девушек его самую любимую дочь Марью. Предупредила девушка Ивана, что у нее мошка будет на щеке. И с этим испытанием справился царевич.

В третий раз Кощей приказал сшить сапоги с оторочкой за время, пока соломинка горит. Отказался Иван сапоги шить. Тогда Марья-царевна сказала, что им бежать надо.

Сели они на верного коня и пустились галопом. Кощей отправил вслед погоню. Царевна превратилась в реку, а царевич в мостик. Возвратились слуги Кощея ни с чем. Сам Кощей поехал за своей дочерью. Марья стала церковью, Иван – монахом, конь – колокольней. Не нашел их Кощей.

По дороге захотел царевич в красивый город заехать. Марья предупредила его, чтобы не целовал младенца, сама камнем обернулась. Не послушал Иван ее и поцеловал младенца, тут же память потерял.

Узнала Марья у старика, что Иван женится. Испекла пирог и в город пошла. Отрезал царевич кусок пирога. Там были два голубя. Голубка сказала голубю, чтобы не уходил, а то забудет ее, как Иван Марью. Тут царевич все вспомнил.

Приехали царевич с царевной к Берендею и его жене. Обрадовались отец и мать, сразу веселую свадьбу сыграли. Стали вместе счастливо жить.

Сказка учит добру и справедливости.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

“Сказка о царе Берендее”

Жуковский В. сказка “Сказка о царе Берендее”
Жанр: литературная волшебная сказка в стихах

Главные герои сказки “Сказка о царе Берендее” и их характеристика

  1. Царь Берендей. Легкомысленно пообещал отдать то, про что не знал
  2. Кощей Бессметный, злой, коварный, яростный, хитрый.
  3. Иван-царевич. Легкомысленный красавец, игривый, ленивый.
  4. Марья-царевна. Умная, верная, добрая и красивая.
  5. Старик. Добрый и заботливый.

План пересказа сказки “Сказка о царе Берендее”

  1. Бездетный царь Берендей
  2. Долгое отсутствие
  3. Колодец
  4. Обещание Берендея
  5. Новорожденный сын
  6. Иван-царевич на охоте
  7. Таинственный старик
  8. Раскрытая тайна
  9. Озеро и уточки
  10. Сорочка
  11. Марья-царевна
  12. К Кощею на карачках
  13. Дворец из мрамора
  14. Помощь пчелки
  15. Мушка на щеке
  16. Слюнки на страже
  17. Мост и река
  18. Лес дремучий
  19. Церковь и поп
  20. Красивый младенец
  21. Лазоревый цвет
  22. Чудеса в доме
  23. Платок ворожеи
  24. Пирог для Ивана
  25. Голубки
  26. Возвращение и свадьба.

Кратчайшее содержание сказки “Сказка о царе Берендее” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Обещал царь Берендей отдать за освобождение то, о чем не знает, а то оказался его новорожденный сын
  2. Вырос Иван-царевич, встретил в лесу старичка и узнал о клятве отца
  3. Встретил Иван-царевич Марью-царевну и провела она его в царство Кощея.
  4. Помогла Марья Ивану выполнить три задания Кощея и от погони его спасла.
  5. Пошел Иван-царевич в город, поцеловал младенца и забыл Марью-царевну
  6. Испекла Марья пирог и вспомнил ее Иван-царевич, вернулись они к Берендею и свадьбу сыграли.

Главная мысль сказки “Сказка о царе Берендее”

Путь к настоящему счастью бывает долог и тернист, но результат того стоит.

Чему учит сказка “Сказка о царе Берендее”

Эта сказка учит не давать поспешных обещаний, но если уж дал, то выполнять. Учит быть благодарным, учит помогать друг другу. Учит слушать мудрых советов. Учит не боятся трудностей. Учит честности и смелости. Учит бороться за свое счастье до конца.

Отзыв на сказку “Сказка о царе Берендее”

Это очень красивая история, которая мне сильно понравилась. Конечно же больше всего мне понравилась Марья-царевна, которая была не только красавицей, но и мастерицей на все руки. Владела волшебством и по сути именно она спасла свое счастье, ведь роль Ивана в победе над Кощеем была минимальна.

Пословицы к сказке “Сказка о царе Берендее”

Давши слово держись, а не давши крепись. Всякая помощь хороша вовремя. С любовью везде просто, со злобой везде теснота. Кланяйся своим, да не забывай наших. Конец – делу венец. Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Сказка о царе Берендее”

Три года был женат царь Берендей, но детей им с супругой бог не давал. И вот как-то поехал царь земли свои проведать.

Ровно восемь месяцев отсутствовал, а на обратном пути остановился посреди знойного поля. Захотелось Берендею пить, мочи нет, Поехал он ключ какой искать. Видит колодец, полный воды, а на поверхности ковшик золотой плавает. Хотел Берендей ковшик схватить, а тот в руки не дается. Осерчал Берендей, прильнул губами к воде, а борода в воду ушла.

Напился, подниматься, а кто-то бороду держит, не пускает. Видит Берендей на него из воды образина страшная смотрит и говорит, что отпустит бороду, только если пообещает царь отдать то, о чем не знает. Согласился царь, домой поехал. Приезжает, а его жена с младенцем царя встречает.

Понял тут Берендей, под что подписался, загрустил, но тайну свою никому не открыл, а со временем и вовсе про нее забыл. Вырос Иван-царевич, красавцем стал. И вот поехал раз молодой царевич на охоту. Заехал в чащу, остановился на полянке. а из дупла старичок странный вылазит и здоровается. Велит напомнить царю про уговор и исчезает.

Возвращается Иван-царевич, рассказывает отцу, а тот в слезы. Открыл сыну тайну великую. Иван-царевич его утешает, говорит, что невелика беда, отправится он в путь, а вот если через год не вернется, значит нет его на свете. Снарядил Берендей сына, отправил в путь. Едет Иван-царевич видит, озеро, а на озере тридцать уточек плавают. А на берегу тридцать сорочек лежат.

Взял Иван-царевич одну сорочку и спрятался. Двадцать девять уточек вышли на берег, сорочки накинули, в девиц превратились и исчезли. А последняя не выходит, у берега в отчаянии бьется. Пожалел ее Иван-царевич, вышел на берег. Просит уточка сорочку отдать. Положил Иван-царевич сорочку, сам в сторонку отошел. Вышла уточка, сорочку накинула, стала красавицей.

Говорит, что зовут ее Марья, и что дочь она Кощея Бессмертного. Рассказала Марья Ивану, что делать дальше. Что прийти ему надо к Кощею и на коленях подползти. Топнула Марья-царевна ножкой, земля расступилась и оказались они в царстве Кощея. Входит Иван к Кощею, на карачки встает и ползет. Кощей сердился, топал, но не выдержал засмеялся.

Простил Ивана, но сказал, что должен тот ему три службы. И велел на следующий день приходить. На следующее утро приходит Иван, а Кощей ему задание дает – за ночь дворец поставить из мрамора с золотой кровлей. Вернулся в шатер Иван грустный, не знает что делать. Тут пчелка в окно бьется, пустить просится. Пустил пчелку Иван, а та Марьей-царевной стала.

Узнала о том, какую службу Кощей потребовал, засмеялась, говорит, будет дворец, а ты только утром пораньше встань, да ходи по стенкам молоточком постукивай. И точно, на следующее утро стоит дворец, точно как Кощей заказал. Удивился Кощей, новую службу требует. Узнать должен Иван-царевич младшую дочь Марью среди тридцати дочерей. Вернулся Иван довольный, думает, эта служба простая.

Но пчелка его предупредила, что все дочери на одно лицо, и узнать ее можно будет только по мушке на щеке. На следующий день пошел Иван вдоль дочерей и видит, точно все на одно лицо. Два раза прошел – нет мушки. В третий раз идет, видит по щеке мушка ползет. Нашел Иван-царевич Марью. Возмутился Кощей, нечистое тут дело, говорит. Третью службу придумывает.

Пока горит лучина должен Иван-царевич сапоги ему сшить не сходя с места. Вернулся Иван злой, сапоги шить наотрез отказывается – царевич он, а не сапожник. А Марья ему и говорит, что бежать тогда надо, а то голову Ивану-царевичу снимут. Плюнула Марья на стекло и слюнки к стеклу прилипли. А Иван с Марьей враз на берегу озера очутились, на коня сели и в бега пустились.

Утром посылает Кощей слуг за Иваном, а слюнки отвечают, что он сейчас будет. Второй раз посылает Кощей слуг, опять слюнки тоже отвечают. Рассердился Кощей, в третий раз слуг гонит, те двери выломали, а там только слюнки смеются. Пришел Кощей в ярость, послал слуг в погоню. Услышала Марья погоню, превратилась в речку, Ивана в мостик превратила, а дорогу на три стороны пустила.

Прискакали слуги, след потеряли, вернулись. Обругал их Кощей, сказал, что речка и мостик беглецами и были. Снова в погоню отправил. Опять услышала погоню Марья. Превратила себя и Ивана в лес дремучий, а по тропинке коня с двумя седоками пустила – морок. Гнались за ним слуги, назад до Кощеева царства доехали. Как собака обозлился Кощей, сам в погоню кинулся.

Узнала о том Марья, сказала, что у первой церкви власть Кощеева кончается и попросила крестик у Ивана. Дал тот свой крест, а Марья сразу в церковь превратилась, а Ивана монахом сделала. Подскакал Кощей к церкви, спрашивает у монаха про беглецов. А монах и отвечает, что были, в церковь зашли, свечки поставили, благословение получили. Вернулся Кошей домой, всех слуг высек со злости.

А Иван и Марья дальше поехали. Видят город перед ними красивый. Решил Иван в город заехать, а Марья его отговаривает. Но Ивану хочется в город и Марья решает его ждать у дороги, в камень обернувшись. И наказывает, когда выйдут навстречу Ивану царь с царицей, младенца на руках не целовать. Поехал Иван в город, да забыл наказ Марьи, поцеловал младенца.

Языковые особенности

В области языковой поэт тоже нарушает привычные каноны. Наряду с традиционными сказочными устойчивыми выражениями («ни в сказке сказать, ни пером описать», «двух смертей не бывать, а одну не минуешь», «ни свет ни заря», «видом не видано, слыхом не слыхано», «по усам текло, а в рот не попало» и многих других), постоянными эпитетами («красная девица», «дремучий лес», «белый камень» и др.) Жуковский вводит совершенно нетипичные для фольклора сравнения («голосом звонким, как струны», «голосом сладким, как флейта», «вскочил как безумный», «царь отряхнулся, как гоголь» и т. п.). В «Сказке о царе Берендее» нет характерных для устного народного творчества повторов. Поэт ограничивается лаконичными замечаниями: «все рассказал», «страшную тайну открыл» и т. п. Все нововведения Жуковского, конечно же, отдаляют его сказку от народной, но делают ее более поэтичной, красивой, увлекательной.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004

«Сказка о царе Берендее» Жуковского в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил.

Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь. На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик — ковшик прочь от руки. Решил, что напьется без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает. Согласился.

Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын.

Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зеленой. Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать.

Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал. Иван поехал.

Едет день, другой и третий; в исходе четвертого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял.

Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели. Осталась одна. Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей.

Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти.

Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно. Сказал, что Иван должен отслужить три службы. Царевич лег спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями.

Вернулся к себе, блестящая пчелка подлетела к окошку, впустил её, она обернулась Марьей-царевной. Сказала ложиться спать, а завтра поранее встать; дворец будет построен.

Следующее задание: выбрать из тридцати дочерей младщую, Марью-царевну. Царевна сказала, что у нее на щеке будет Мошка. Выбрал правильно.

Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили с Марьей бежать. Послали погоню. Марья сделалась речкой, Иван — железным мостиком. Погоня возвратилась.

Опять посылает их Кощей. Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конем дремучим сделались лесом. Поскакал сам Кощей в погоню. Она обратилась в церковь, он — в монаха, а конь — в колокольню.

Кощей поскакал домой.

Поехали дальше. Царевичу захотелось в город прекрасный заехать. Царевна предостерегала, сказала не целовать младенца и осталась белым камнем. Но он поцеловал и забыл все.

Обратилась царевна цветком, старик его вырыл, посадил в избушке. Проснется старик — в избушке прибрано, в полдень обед состряпан. Старушка посоветовала встать до зари и накрыть платком то, что будет двигаться. Так и сделал, явилась Марья. Старик сказал, что Иван женится.

В город крестьянкой пошла. Испекла пирог для Ивана. Иван отрезал верхушку, там два голубя, один говорил, чтобы другой не убегал, а то забудет, как Иван забыл Марью-царевну. Вспомнил все, поехали они дальше с Марьей. Приехали, царь и царица приняли их с весельем.

Сказку Жуковского о царе Берендее читать полностью или кратко

Автор: Василий Жуковский

Год издания книги: 1831

«Сказка о царе Берендее» Жуковского впервые увидела свет в 1831 году в одном из санкт-петербургских альманахов. Сюжет работы навеян сказкой немецких писателей братьев Гримм, а также знакомство Жуковского с Александром Пушкиным.

Произведение писателя имело такое полное название: «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного, и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» и быстро завоевало популярность среди читателей.

«Сказки о царе Берендее» краткое содержание

Царь Берендей жил в браке уже около трех лет. Однако за все это время детей у него супругой так и не появилось. Как-то раз царь решил выехать из дворца для того, чтобы осмотреть свое владение. Он попрощался с царицей, и на протяжении восьми месяцев ездил по царству.

К концу девятого месяца Берендей уже подъезжал к своему дворцу, как тут заметил на дороге колодец. В нём на поверхности воды из стороны в сторону плавал большой ковш. Царь хотел схватить его для того, чтобы напиться воды, однако ковшик стремительно убежал из его рук.

Вот Берендей взял, да и решил напиться из колодца просто так. Сунул он голову в воду, как тут его за бороду схватила какая-то неизвестная сила. Голос из колодца заявил, что за то, что Берендей выпил воды, он должен будет принести в жертву то, что ему принадлежит, однако о чём он сам ещё не знает.

Берендею ничего не оставалось делать, как согласиться, после чего он отправился обратно во дворец.

Далее в сказке о Берендее автор рассказывает, что, как оказалось, за всё то время, что его не было, его жена родила ему наследника. Прошло время, и царь совершенно забыл о том, что когда-то обещал голосу из колодца. Он проводил время со своей семьей и не мог насмотреться на то, каким смышленым растёт юный царевич Иван. Однако как-то раз сын Берендея заехал в дремучий лес.

Вдруг из какого-то дерева послышался странный шум. Из дупла вылез странный старик, который сказал Ивану, чтобы тот передал своему отцу, что ему пора платить долг. Прибыл молодой человек во дворец и рассказал всё Берендею. Испугался царь, вспомнив об обещании, данном несколько лет назад, и поведал обо всём Ивану.

Тогда царевич принял решение отправиться во дворец к неизвестному старику.

После этого в «Сказке о царе Берендее» краткое содержание рассказывает, что ехал Царевич немного-немало – три дня. И вот добрался он до прекрасного озера, в котором плавало много маленьких уточек.

Как в сказке «Дикие лебеди» Андерсена на берегу же лежало тридцать белых сорочек. Иван незаметно подошел и смог взять одну рубашку. Как только утки вышли из воды, они обернулись в красивых девиц, оделись и полетели прочь. И только одна девушка осталась возле озера.

Она просила царевича отдать ее сорочку, взамен на что сказала, что еще пригодится молодому человеку. Девушка призналась, что она является дочерью Кощея Бессмертного, к которому и направляется Иван. Зовут красавицу Марья-царевна.

Перед тем, как вместе с Иваном пойти к Кощею, девушка дала новому знакомому несколько советов по поводу того, как вести себя с ее отцом.

Если читать «Сказку о царе Берендее» кратко, то узнаем, что, добравшись до царства Кощея, молодые люди спустились вниз. Старик сказал Ивану, что как в сказке Ершова «Конек-Горбунок» тот должен выполнить три его поручения. Однако перед тем царевичу необходимо хорошо выспаться и отдохнуть с дороги.

На следующее утро Кощей Бессмертный приказал, чтобы царевич за одну ночь соорудил красивый дворец с золотой крышей стенами, выполненными из мрамора, и огромными с хрустальными окнами. Вокруг дворца необходимо было расположить большой сад, а в саду – водоемы, в которых плавали бы рыбы.

Вернувшись в комнату, Иван заметил, что к нему в окно стучится маленькая пчелка. Оказалось, что это Марья-царевна. Девушка сказала Ивану, чтобы он не переживал ни о чём и шёл отдыхать, а утром встал раньше всех.

Она пообещала ему, что до того времени всё, о чём его попросил Кощей Бессмертный, будет выполнено. Так и случилось.

Но в произведении Жуковского «Сказка о Берендее» читать можем о том, что на этом старик не остановился. Он приказал Ивану выбрать и всех его дочерей самую младшую – Марью. А, как оказалось, все тридцать сестер очень похожи между собой.

Перед тем, как царевич должен был сделать свой выбор, к нему подошла Марья и сказала, что для того, чтобы ему было легче ее узнать, у неё на щеке будет сидеть небольшая мушка. После этого Иван вернулся в комнату и сделал свой выбор правильно.

Третьим заданием, которое Кощей Бессмертный приготовил Ивану, был пошив сапогов. В произведении «Сказка о царе Берендее» Жуковского читать можем, что смастерить обувь Иван должен был за время, пока будет гореть одна тонкая соломинка. В тот момент Царевич и Мария решают сбежать из дворца. Узнав об этом, старик послал за ними погоню.

Их практически удалось поймать, как вдруг девушка превратилась в большую реку, а Ивана обратила в мост. Долго погоня пыталась найти беглецов, однако это не увенчалось успехом. Пришлось им вернуться назад во дворец. Через какое-то время Кощей Бессмертный снова отправил свои войска для того, чтобы найти свою дочь и своего пленника.

В это раз девушка смогла обернуть себя и Ивана на один большой дремучий лес. Таким образом снова никто не смог их отыскать. Теперь уже сам Кощей решил взяться за это дело. Он пустился в погоню, но Марья превратилась в церковь, сделав царевича монахом в ней.

Кощей прошел мимо, так и не узнав свою дочь, и после долгих поисков всё-таки вернулся домой ни с чем.

Молодые люди подошли к большому и красивому городу. Иван хотел войти внутрь, но перед этим Марья-царевна дала ему несколько указаний. Самым главным из них было не целовать младенца, которого он встретит в этом городе. Царевич согласился, однако так и не смог выполнить данное обещание и поцеловал одного из детей.

В ту же секунду он забыл обо всём, что с ним приключилось, в том числе и о Марье-царевне. Тогда девушка превратилась в красивый цветок. Проходивший мимо старик, не смог не обратить внимание на растение, выкопал его и забрал к себе. С тех пор в его семье начали происходить странные вещи.

Например, к утру в доме было уже давно всё убрано, а как только наступал полдень, на столе появлялся вкусный обед. Тогда старуха решила, что для того, чтобы узнать, тоже всем этим занимается, нужно встать ещё до восхода солнца. Только тогда будет видно, что именно в доме передвигается. Таким образом можно накинуть платок и поймать того, кто убирает и готовит обед.

На следующее утро старик выполнил всё, о чём говорила старуха, и перед ним появился образ Марьи-царевны. В сказке «Царь Берендей» далее можем прочитать, что девушка спросила про своего возлюбленного и узнала, что Иван сегодня женится. Тогда Марья решает превратиться в обыкновенную крестьянку и принести пирог в качестве подарка на свадьбу.

Как только Иван разрезал пирог, из него вылетели два больших голубя. Одна из птиц сказала другой, чтобы та не уходила далеко, иначе из ее памяти сотрется всё, что с ней было до этого, так же, как и из памяти Ивана стерлись все воспоминания о Марье-царевне. Тут-то Иван и вспомнил всё, что он пережил с девушкой, взял ее за руку и покинул город.

Вера берендеев

Они были язычниками и одухотворяли всю окружавшую их природу. Каждый камешек, особенно большой валун, каждое дерево и любой кустик и листочек имели душу. Им, как и всем, хотелось знать свое будущее. Гадание берендеев заключалось в том, что они смотрели на листики, которые упали им под ноги.

Так их покровительница, природа, подавала им знаки. Если и сегодня захочется погадать на любовь, то можно на листике написать имя возлюбленного, потом подбросить вверх:

  • Если он поднялся высоко, то всё идёт радостно и взаимно. Если он при этом ещё крутится в воздухе, значит отношения будут счастливыми и долгими.
  • Если он полетел в сторону или низко, то могут произойти ссоры.
  • Если листик упал, то ждите конфликтов.

Гадание на цветах.

Надо собрать букет полевых цветов и поставить в вазочку или банку. Потом загадать желание и заметить ваш цветок. Если он за ночь увянет, то желание не сбудется. На букете можно погадать всей семьёй. Только каждый должен выбрать себе отдельный цветочек.

Гадание на осенних листьях.

Собираются 9 опавших листьев: три красных, три зеленых, три желтых. Их собирают в произвольную стопку, а затем вынимают из неё три листочка. По сочетаниям их цветов идет расшифровка значения:

  • Собралось 3 красных листика — вас ждут свершения, если вы проявите ловкость и смекалку.
  • 2 красных и жёлтый — откроются неожиданные таланты.
  • 2 красных и зеленый — ждите удачу, если будете решительны.
  • 2 жёлтых и красный означают романтическую встречу и любовь или встречу, которая изменит жизнь в лучшую сторону.
  • 2 жёлтых и зеленый — мелкие хлопоты.
  • 3 желтых — придёт удача.
  • 2 зелёных и жёлтый — пройдёт очарование любви.
  • 2 зелёных и красный — действуйте активно и прогоняйте хандру.
  • 3 зелёных — займитесь анализом и самосовершенствованием.

Гадание на разных листьях деревьев

  • Прямой лист шиповника скажет, что отношения могут измениться в худшую сторону.
  • Перевернутый листик ивы означает, что желаемое сбудется очень не скоро. Даже если кажется, что все рухнуло, то всё равно будьте уверены, что всё наладится даже лучше, чем вы предполагали.
  • Прямой лист дуба говорит об успешном карьерном росте.
  • Лист липы предупреждает о несчастных случаях или о чьей-то зависти. Опасайтесь врагов.
  • Перевёрнутый лист папоротника означает непредсказуемую ситуацию.
  • Прямой лист клёна — это успех в делах.
  • Прямой лист малины — ждите счастье и благополучие на пороге.
  • Перевернутый лист калины — опасайтесь депрессии. Надо стремится к счастью.
  • Прямой лист осины — верьте снам. Они вещие.

Так по сей день гадают по берендеевским тайнам. Не стоит им придавать слишком большое значение, гораздо лучше смотреть внимательно на свои поступки и действия окружающих.

Класс:

8

Урок 1. Весенняя сказка А.Н.Островского

Форма урока:

эвристическая беседа.

Диагностические цели урока:

  1. познакомиться со сказкой А.Н.Островского, определить жанр произведения;
  2. выстроить систему образов;
  3. в выразительном чтении передать авторское отношение к персонажам;
  4. написать синквейн по произведению.

Ход урока

Начинаем урок с просмотра иллюстраций к произведению (слайд-шоу):

  1. Стеллецкий. Пролог. Эскиз декорации к опере.
  2. Палаты царя Берендея. Эскиз декорации. Васнецов, 1885 г.
  3. Васнецов. Весна. Эскиз костюма, 1882 г.
  4. Брусила и берендеи – робята. Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.
  5. Снегурочка и Лель. Эскизы костюмов, 1885 – 1886 гг.

Примечание: показ слайдов идёт на фоне музыки П.И.Чайковского к пьесе «Снегурочка». Интродукция.

Вопросы на читательское восприятие:

  1. Какие чувства вы испытывали, просматривая иллюстрации и слушая музыку?
  2. Царство Берендея. Каким вы его увидели?
  3. Какой эпизод вам запомнился? К какому эпизоду захотелось нарисовать иллюстрацию?
  4. Какой вы себе представляете Снегурочку?
  5. Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями русских народных сказок (см. Приложение 1).
  6. Какие чувства у вас остались после прочтения?

Анализ произведения:

  1. Знакомство с теорией. Запись на доске:

    Драма – Пьеса – Сказка – Конфликт –
    Учитель обязательно должен дать толкование незнакомых слов, встречающихся в пьесе (см. Приложение 2).

  2. Знакомство с афишей.
  3. Беседа.

    – Где происходит действие пьесы? Как вы узнали? – Кто герои пьесы? Опишите их. – Какую роль играет описание природы? – Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте. – Где проходит детство Снегурочки? – Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать? – В чём суть конфликта между Весной и Морозом? – Мороз с радостью отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку? – Как Островский рисует картины народной жизни? – Расскажите о масленице (см. Приложение 3). – Как берендеи воспринимают появление Снегурочки? – Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки? – Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку? – Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам? – Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии? – Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой? – Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы?

  4. Составление синквейна (творческая учебная задача).

Синквейн – один из приёмов, развивающих критическое мышление. Это пятистрочная строфа:

  1. одно ключевое слово (существительное);
  2. два прилагательных, характеризующих слово в первой строке;
  3. три глагола;
  4. короткая фраза, умозаключение, в которых показано отношение к проблеме;
  5. одно существительное (синоним к первой строке).

Домашнее задание.

  1. Составить устный рассказ об одном герое, используя примеры из текста.
  2. Выбрать материал о Берендее, его отношении к народу.
  3. Ответить на вопрос: почему гибнет Снегурочка?

Урок 2. Снегурочка и Берендеево царство

В центре нашего внимания – устройство Берендеева царства, нравы, быт берендеев, жизненные ценности. Отношения между Снегурочкой и берендеями. В чем суть конфликта?

Диагностические цели урока.

  1. Объяснить, в чем состоит конфликт между Снегурочкой и берендеями, морозом и ярилой, богатством и бедностью;
  2. Формировать умение давать характеристику героям;
  3. Учащиеся смогут рассказать о герое;
  4. В результате ученики смогут ответить на вопросы: почему погибает Снегурочка? О чём меня задуматься пьеса Островского?
  5. Учащиеся смогут сравнить сказку Островского и русские народные сказки. Форма урока: беседа чтение, прослушивание отрывков из аудиокниги.

Беседа

.

  1. Что мы узнали о героях на прошлом уроке? (Рассказы учащихся, домашнее задание)
  2. Расскажите о берендеях. По каким законам они живут? Подтвердите примерами из текста.
  3. Каким вы представляете царя Берендея?
  4. Как он относится к своим подданным?
  5. Почему берендеи не приняли Снегурочку?
  6. В чем суть конфликта? (Рисуем на доске)

– С какой целью Снег идет к весне? – Как меняется Снегурочка? – Какое наказание царь Берендей выносит Мизгирю? – Любит ли Мизгирь Снегурочку? Почему не слушается её? – Почему гибнет Снегурочка? – Кто виноват в её смерти? – Почему? – Островский позаимствовал сюжет из русских народных сказок.

Зачитываем отрывки.

– Что изменил драматург? Почему?

Домашнее задание:

разделить класс на 4 группы:

  1. «Декораторы»: создают эскизы декораций.
  2. «Костюмеры»: разрабатывают модели.
  3. «Режиссёры»: продумывают сценарий (вместе с учителем), выбирают эпизоды.
  4. «Актёры»: инсценируют выбранные эпизоды.

Урок 3. «Снегурочки чудесной появленье»

Форма урока:

урок – театрализованное представление.

Цели:

  1. Прививать интерес к литературе.
  2. Учащиеся смогут в театрализованной игре передать характеры героев.

Ход урока.

Слово учителя.

В 1881 году на текст сказки А.Н.Островского была написана опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Любопытно, но сначала пьеса показалась композитору «странной». При повторном чтении мнение изменилось.

«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку», — писал Н.А.Римский-Корсаков, — и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского» .

Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент. «Кажется, в нём звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства» .

(Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»).

На фоне музыки учитель читает: «Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне» .

Какими же мы представляем себе героев пьесы А.Н.Островского?

Выступления учащихся.

Обсуждение.

  1. Удалось ли наше представление?
  2. Кто из ребят сыграл лучше всех? Почему?
  3. Если бы вам предложили сыграть в спектакле ещё раз, какую бы роль выбрали?

Вот и закончилась наша встреча со «Снегурочкой А.Н.Островского.

Что же привлекает нас в «весенней сказке»? Конечно же, Снегурочка – наивное дитя природы, страдающее от желания быть ближе к людям.

«Снегурочка – воплощение хрупкой, преходящей красоты и чуткой скорби, весенней скорби о неминуемой гибели» .

Реальное и фантастическое здесь тесно переплетено: сказочные существа общаются с реальными людьми. Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена» .

  1. Почему сказка относится к «вечным» темам искусства?
  2. О чём заставляет задуматься сказка А.Н.Островского? (Выступления учащихся)

Автор: Пушкин Александр Сергеевич, родился в 1799г, умер в 1837г. Великий русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, публицист. Литературная гордость России, основоположник современного русского литературного языка. Наиболее известные произведения – «Евгений Онегин», «Дубровский», «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Сказка о царе Салтане» и множество других.

Название: «Капитанская дочка»

Жанр произведения: Точно не определен. Некоторые исследователи определяют его как повесть, другие – как роман.

Тема произведения: Восстание Емельяна Пугачева

Число страниц: 130

Годы написания романа «Капитанская дочка» — ориентировочно 1835-1836. Первая публикация без указания имени автора, под видом записок покойного Петра Гринева – журнал «Современник», конец 1836 года.В России правит император Николай I. В период с 1830 года в России прошла волна бунтов в военных поселениях и холерных волнений. Близка угроза новой крестьянской войны, часто вспоминается восстание Пугачева (1773-1775 гг.).

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Петр Гринев – 16-летний дворянин, русский офицер. На протяжении развития сюжета проходит путь от беззаботного юноши до сильного духом, благородного воина.  «Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону»
  2. Маша Миронова – дочь капитана Миронова.  Возлюбленная Петра Гринева. Робкая и скромная девушка, но с сильным, смелым, благородным характером. «Прощайте, Петр Андреич! — сказала она тихим голосом.— Придется ли нам увидаться или нет, бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце…»
  3. Емельян Пугачев – народный предводитель. Реальная историческая личность. Волевой, смелый, но жестокий человек, готовый на все для достижения цели. «Присоветуй им встретить меня с детской любовию и послушанием; не то не избежать им лютой казни».
  4. Швабрин – молодой офицер. Антагонист Петра Гринева. Мстительный, беспринципный, эгоистичный, жестокий. Прекрасно образован, дворянин. Сослан в Белогорскую крепость за дуэль со смертельным исходом. «Швабрин виноватый, — отвечал я. — Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней жениться».

Положительные герои романа «Капитанская дочка»:

  • Гринев
  • Савельич
  • Маша
  • Капитан Миронов
  • Капитанша Василиса Егоровна
  • Иван Игнатьич
  • Родители Гринева
  • Екатерина II

Отрицательные герои романа «Капитанская дочка»:

  • Пугачев
  • Швабрин

Время и место действия романа «Капитанская дочка» — Россия, вторая половина XVIII века, период восстания Емельяна Пугачева. Написано в форме дневниковых записей Петра Гринева.

Краткое содержание романа «Капитанская дочка»

  1. 16-летний  Петр Гринев отправлен отцом на военную службу в провинциальную крепость, вместе с ним едет его слуга Савельич. В дороге их настигает буран, путников спасает мужик Емельян Пугачев, за что получает от Гринева заячий тулуп.
  2. В крепости Петр Гринев влюбляется в Марью Миронову, дочь коменданта. Его соперник – офицер Швабрин, которому отказала Маша. Он всячески пытается оскорбить ее и Гринева. 
  3. «Разбойник» Пугачёв захватывает крепость и казнит родителей Маши. Швабрин переходит на его сторону, Гринев – нет. Пугачев хочет казнить его, но узнает в нем того путника и отпускает. Гринев уезжает в Оренбург, Маша тяжело больна после смерти родителей и остается в крепости.
  4. Маша пишет Гриневу, что Швабрин принуждает ее к замужеству. Петр и Пугачев выручают измученную девушку и вместе с Гриневым она уезжает. На пути Гринев встречает товарища по службе и остается в войске императрицы, а Машу отправляет к родителям.
  5. Собираясь в отпуск домой, Гринев узнает, что должен быть арестован. Швабрин оклеветал его. Маша едет в столицу, чтобы спасти возлюбленного и рассказывает случайной знакомой свою историю. Это оказывается Екатерина II.
  6. Освобожденный Гринев присутствует при казни Пугачева. С Машей они создают крепкую семью.

Главная мысль романа «Капитанская дочка».

Долг, честь и благородство – превыше всего. Если человек порядочен и честен, то он останется таким в любых испытаниях. Верность Родине сопоставляется с верностью любимой женщине, низкий и подлый человек легко предаст и свои идеалы, и зависимую от него женщину.

Отзыв о романе «Капитанская дочка».

Роман основан на реальных исторических событиях, но его драматургия – общечеловеческая. Эпиграф «Береги честь смолоду» очень точно отражает главную мысль романа. Петр Гринев  мужает, формируется, становится личностью – в конце он уже не восторженный наивный юноша, а будущий муж, смелый воин, прошедший бедствия и испытания. Духовно растет и Маша, она уже не жертва обстоятельств, а верная подруга Гринева. Обоим довелось спасти любимого человека: Гринев спас Машу от Швабрина, а она спасла Петра от тюрьмы и каторги. Благодаря живому, сочному языку, роман воспринимается современным, помыслы и мотивы героев доступны и понятны читателю и в XXI веке.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего в романе «Капитанская дочка» мне запомнилась встреча Маши с императрицей Екатериной. Незнакомка, встреченная Машей в саду Царского села, описана с приязнью и симпатией, а их диалог исполнен взаимного уважения. Очевидно, что Екатерину, как женщину, тронула любовь и преданность Маши, ее вера в невиновность Гринева. Этот отрывок отлично передаёт эмоциональное состояние человека, решившегося на дерзновенный шаг, который и верит в свои силы, и боится отчаяться окончательно. Можно представить, какое облегчение испытала Маша, узнав, что императрица, которой она так страшилась, и есть та приятная незнакомка. Этот эпизод снова высвечивает мысль романа: важность долга и чести. Екатерина говорит: «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». Собственноручное письмо императрицы хранится в доме Гриневых как реликвия.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Алтын – русская монета достоинством в 3 копейки.
  • Вахмистр – старший унтер-офицер в кавалерийском эскадроне.
  • Вёдро – ясная, тихая погода.
  • Горница – комната в верхнем этаже дома.
  • Келья – комната монаха, уединенная комната.
  • Кивот – застеклённый небольшой шкаф или ящик для икон.
  • Супостат – противник, враг.
  • Штоф – стеклянный четырехугольный сосуд с коротким горлом; мера, содержащая в себе кружку, или восьмую часть ведра.
  • Элегия – грустное, печальное стихотворения, настроение.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • «…Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!..» (Гринёв)
  • «…Стерпится, слюбится…» (Василиса Егоровна)
  • «…береги платье снову, а честь смолоду…» (Андрей Петрович Гринев)
  • «…худой мир лучше доброй ссоры…» (Иван Игнатьич)
  • «Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов». (Пугачев)
  • «Человек пьющий ни на что не годен». (Савельич)
  • «… конь и о четырех ногах, да спотыкается…» (Савельич)
  • «…Незваный гость хуже татарина…» (эпиграф автора)

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

На чтение 5 мин Обновлено

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и то о чём сказка и кто главные герои, чему учит. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению .

«Сказка о мертвой царевне» читательский дневник (анализ)

Австор — Пушкин А.С.

Год написания — 1833

Сколько страниц — 13

Жанр: волшебная сказка

Признаки волшебной сказки: говорящее зеркальце, так же говорящие солнце, месяц и ветер, превращение мачехи в нищенку, оживление Царевны, добро побеждает зло..

Герои сказки о мертвой царевне

  • Царевна — дочь царя. Внешне очень красивая, а по характеру добрая, застенчивая, честная и трудолюбивая. Любила королевича Елисея
  • Царь — погоревав о смерти своей жены женился на другой красавице ставшей мачехой царевне.
  • Царица — мачеха — красивая женщина, но злая и завистливая и к тому же очень коварная.
  • Королевич Елисей —  искал свою невесту не жалея сил везде где только мог: спрашивал о ней и у солнца, и у месяца, и у ветра.
  • Чернавка — служанка царицы. Она исполнила её приказ: отвела царевну в лес, чтобы её съели волки. Но пожалела девушку и отпустила ее.
  • Семь богатырей — витязи, которые полюбили царевну за её красоту кротость и трудолюбие. Семь богатырей были сильными, смелыми, честными и справедливыми.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» главная мысль

 Такие человеческие пороки как зависть и гордыня совсем не красят человека, а порой даже приводят к смерти. Основная мысль сказки в том, что добро побеждает зло, а истинная любовь не знает никаких преград.

План сказки о мертвой царевне

1) Рождение царевны
2) Смерть любимой жены и новая женитьба.
3) Диалог Царицы с чудо-зеркалом.
4) Зависть Царицы.
5) Приказ Чернавке.
6) Царевна знакомится с богатырями.
7) Царица дарит яблоко
8)  Отравление Царевны.
9) Хрустальный гроб
10) Елисей находит гроб и целует любимую.
11) Смерть царицы
12) Свадьба.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» краткое содержание для читательского дневника

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях кратко1) После рождения дочери царица умирает, а царь женится вновь, но царица оказалось злой и завистливой.

2) Царица не может пережить, что молодая царевна краше ее, поэтому отправляет свою служанку Чернавку, чтобы та отвела царевну в лес и связала.

3) Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей и живет у них как сестра.

4) Узнав, что царевна жива, царица отправляет Чернавку в виде старухи-странницы убить царевну с помощью отравленного яблока и царевна, откусив от него умирает.

5) Богатыри хоронят царевну, но Елисей находит ее по совету ветра в хрустальном гробу в горе. Елисей разбивает гроб и царевна оживает

6) Мачеха-царица с тоски умирает,  а королевич Елисей женится на ожившей царевне.

Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

 Сказка учит быть добрым и справедливым и никому не завидовать. Внутренняя красота гораздо важнее внешней.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» отзыв

Эта сказка Пушкина мне очень понравилась, у нее интересный и захватывающий сюжет. Не смотря на то, что она написана в стихотворной форме, ее очень легко читать.  Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» пословицы

  • Добрая слава злому ненавистна.
  • Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит.
  • Завистливый по чужому счастью сохнет
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» о чем сказка?

Мертвая царевна и семь богатырей план сказкиЦарица рожает дочь и вскоре после этого умирает. Скоро Царь жениться снова и у царевны появляется мачеха. Мачеха своенравная и горделивая женщина, у неё в приданном лишь одно волшебное зеркальце, оно ей говорит, кто на свете всех краше. Однажды зеркальце говорит, что царевна краше и милее царицы. Разгневанная царица повелевает Чернавке свести царевну в лес и привязать к дереву. Та выполняет её веление, но, пожалев, царевну отпускает.

Бродя по лесу, царица видит на терем. Там она прибралась и легла отдыхать. Возвратясь домой, семь богатырей обрадовались гостье, и предложили её жить с ними, назвали ее своей сестрой. Богатыри полюбили девушку, даже попросили стать для одного из них женой. Но та отказывает, признаваясь, что у неё уже есть жених.

Тем временем царице зеркальце говорит, что царевна жива и она ещё краше. Злая царевна снова отправляет Чернавку, убить царевну. Переодетая в старуху Чернавка даёт волшебное яблоко царевне. Царевна откусывает яблоко и засыпает мёртвым сном. Богатыри положили царевну в стеклянный гроб, который подвесили на высоких столбах.

Королевич Елисей, ища царевну, спрашивает у солнца и месяца, где ему найти любимую, и только ветер указывает ему дорогу. Королевич Елисей разбивает гроб, целует ее и царевна оживает.

Возвратясь домой, они встречают царицу. Которая, как только завидев царевну, умирает от тоски. Королевич и царевна закатывают пир в честь своего венчания.

  • Сказка о царе салтане краткое содержание слушать
  • Сказка о царе салтане картинки для срисовки фрагмента из сказки легкие
  • Сказка о царе салтане картинка книги
  • Сказка о царе салтане картинка для читательского дневника
  • Сказка о царе салтане картинки для срисовки несложные