Сказка о царе салтане какая сказка народная или литературная

Использована рабочая тетрадь литературное чтение 3 класс, бойкина, виноградская, страницы 45-50.укм школа россииответы на вопросы раздела литературные сказки1. запиши названия

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 45-50.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Литературные сказки»

1. Запиши названия сказок, которые можно поместить на выставку раздела «Литературные сказки»

На эту выставку мы можем поместить книги:

А.С. Пушкин «Сказки»

Оскар Уайльд » Сказки»

П. Ершов «Конёк-Горбунок»

2. Составь список литературных сказок, которые ты прочитал. Какая из них тебе больше всего понравилась? Напиши отзыв.

Список литературных сказок, прочитанных во 2 и 3 классе.

  1. Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. Бианки В. «Сова»
  3. Успенский Э. «Чебурашка»
  4. Остер Г. «Будем знакомы»
  5. Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка»
  6. Андерсен Г. «Принцесса на горошине»
  7. Хогарт Э. «Мафин и паук»
  8. Пушкин А. «Сказка о царе Салтане»
  9. Мамин-Сибиряк Д. «Сказка про храброго зайца»
  10. Одоевский В. «Мороз Иванович»
  11. Гаршин В. «Лягушка-путешественница»

Мне очень понравилась сказка «Лягушка-путешественница»

Отзыв на сказку «Лягушка-путешественница» для 3 класса.

Эту замечательную сказку написал писатель Всеволод Гаршин. В ней рассказывается о хвастливой лягушке, которая мечтала попасть на юг.

Главными героями сказки являются предприимчивая, хитрая, но хвастливая лягушка, и утки, добрые и отзывчивые.

Утки рассказали лягушке про тёплый юг, и лягушка упросила уток взять её с собой. Для этого утки несли в клювах прутик, за который цеплялась лягушка.

Но лягушке очень хотелось, чтобы люди узнали о том, что это она придумала такой способ полёта. Она стала хвастать и упала.

Главная мысль этой сказки в том, что человек должен быть скромным, ведь хвастовство до добра не доводит.

Мне очень понравилась эта сказка и я сочувствую лягушке. Пусть она хвастливая, но она милая, находчивая и умная. Мне хотелось бы, чтобы она долетела до юга и насладилась тёплыми болотами и тучами комаров.

3. Придумай смешную историю, основная мысль которой заключается в поговорке «Хвастовство само себя наказывает».

Пример смешной истории по этой пословице можно посмотреть, перейдя по ссылке.

4. Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова:

Рукодельница и Ленивица были двумя девочками с очень разными характерами.

Рукодельница была трудолюбивой, она целыми днями работала и не отказывалась ни от какой работы. Она была заботливой, доброй и ласковой. Если её просили помочь, она всегда спешила на помощь. Она была очень отзывчивой девочкой, которую все любили и уважали. Рукодельница была очень скромной и сама ни за что не попросила бы подарок от Мороза Ивановича.

Ленивица же была ленивой и капризной. Она ничего не хотела делать, никому не хотела помогать. Она была невнимательной и неблагодарной, но при этом очень самонадеянной. Она ничего не сделала для Мороза Ивановича, но требовала от него подарки, как будто имела на это право.

5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом.

Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.

Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.

6. Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их, запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.

Пример составления плана из пяти частей и пересказ этой сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

7. Чем отличается народная сказка от литературной. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить сказки.

Сравнение народной и литературной сказок.

Народную сочинял народ, литературную написал автор.

Герои в сказках могут быть одинаковыми, но в литературной героями могут стать обычные люди.

Герои в сказках добрые и честные, они борются со злом, они трудолюбивые и отзывчивые.

События в сказках народной и литературной могут быть одинаковыми.

В концовке сказок зло обязательно оказывается наказанным.

Народные сказки написаны простым народным языком, а литературные — литературным. Но и литературная сказка может быть написана народным языком, например, сказки Пушкина.

Вывод: основным отличием литературной сказки от народной является наличие у неё автора.

8. Запиши чем литературная сказка похожа на народную.

Литературная сказка похожа на народную героями и их характеристиками, событиями, концовкой, а также может быть похожа языком.

9. Запиши чем народная и литературная сказка различаются.

Эти сказки различаются наличием у литературной сказки автора. Могут различаться героями и языком.

10. Объясни, как ты будешь искать в библиотеке книги с литературными и народными сказками.

Книгу с литературными сказками я буду искать в алфавитном каталоге авторов. Например, найду Пушкина на букву П и найду среди его книг сборник сказок.

Книгу с народными сказками я буду искать в тематическом каталоге на букву С — сказки.

11. Вспомни произведение Пушкина «Сказка о мёртвой царевне». Выбери правильный ответ.

Это сказка волшебная.

В ней можно обнаружить следующие черты народной сказки:

Волшебные числа: семь богатырей, троекратные повторы.

Свадьба — традиционный конец.

Заклички, с помощью которых вершится волшебство: «Свет мой, зеркальце, скажи».

12. Составь с другом диалог на тему «Сказка ложь, да в неё намёк».

Диалог на тему «Сказка ложь, да в ней намёк»

А: Витя, как ты думаешь, почему про сказку говорят, что она ложь?

В: Алина, я думаю это потому, что события в сказке выдуманные. Они не могут произойти в реальной жизни.

А: Но почему тогда говорят, что в сказках содержится намёк?

В: Хоть сказки и придуманы, ситуации, в них описанные, могут случиться. И тогда сказка подскажет, как правильно себя вести.

А: Ты имеешь ввиду, что нужно быть добрыми, отзывчивыми, дружными и не лениться?

В: Да, это тот самый урок, который должны вынести из сказок добрые молодцы и девицы.

13. Ты прочитал много литературных сказок, знаешь писателей, которые обрабатывали народные сказки или создавали свои. Чтобы тебе ещё хотелось узнать об особенностях литературной сказки? Запиши.

Мне хотелось бы узнать, почему многие литературные сказки оказываются похожими. И почему у многих сказок появляются продолжения.

1

Базовый учебник и рабочая тетрадь: Литературное
чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А.
Виноградская. Учебник. 3 класс. Часть 1, 2.
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.

Цель  урока: Познакомить с
содержанием «Сказки о царе Салтане»;
раскрыть идейно-художественное своеобразие
пушкинской сказки. Провести сопоставительный
анализ литературной сказки Пушкина с народной.

Задачи:

  • Обучающая: познакомить с понятием
    литературная сказка; сравнить сказку Пушкина и
    русскую народную сказку «По колено ноги в
    золоте»; показать детям, что «Пушкинская сказка
    – прямая наследница сказки народной» (Самуил
    Яковлевич Маршак). 
  • Развивающая: развивать навыки
    выразительного чтения (определять задачу чтения,
    выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за
    употреблением знаков препинания, указывать
    паузы и выделять логические ударения)
  • Воспитательная: воспитывать непримиримое
    отношение к зависти, хитрости, злобе.
    Способствовать воспитанию чувства любви к
    ближнему, незлобливости, добросердечности и
    умению прощать.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная.

Необходимое техническое оборудование Книга
«Русские народные сказки», Сказки русских
писателей. Текст  сказки А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане…», портрет А.С. Пушкина, выставка
книг А.С.Пушкина, рисунки учащихся с любимыми
героями сказок А.С. Пушкина

Подготовительная работа: Чтение
сказок А.С. Пушкина; знакомство с отдельными
моментами жизни поэта; конкурсы рисунков:
«Остров Буян», «Чудеса князя Гвидона»;

Оформление доски:

img1

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Прозвенел звонок. Встали красиво,  спинки
прямые, с хорошим настроением начнём  наш 
урок. Жалею вам удачи.

2. Объявление темы урока

Учитель: Ребята, мы с вами прочитали
«Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я
предлагаю провести исследование,  то есть
научную работу. В любом исследовании  есть гипотеза
 
(слово ГИПОТЕЗА на доске)

3.  Словарная работа

– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза
– предположение)

– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что 
сказал Самуил Яковлевич Маршак. 

Прочитайте

На доске:«Пушкинская сказка – прямая
наследница сказки народной».

4. Постановка цели  урока

– Нам с вами нужно будет доказать , что это так,
или опровергнуть, то есть доказать, что это
высказывание не верно.

5. Основная часть урока

Учитель: Ни в одной стране мира за
столь короткий период времени не возникло такое
ярчайшее созвездие блистательных имён, как в
русской литературе 19 века. Но именно А.С. Пушкина
мы по праву считаем родоначальником нашей
классической литературы.

Докладчик выйдет к доске,  и расскажет нам
немного о замечательнейшем поэте.
Прослушивание мини доклада о жизни Пушкина

Вывешиваю на доску  портрет Пушкина и
табличку с датами жизни

Александр Сергеевич Пушкин – русский
поэт, родоначальник русской литературы

Родился  6 июня 1799 года в Москве. Здесь  он
жил с отцом, Сергеем Львовичем, и матерью,
Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией
Алексеевной, и няней Ариной Родионовной, до того
времени, пока его не определили в 
Царскосельский лицей в Петербурге. Будучи уже
известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи
против царского самодержавия  ссылался в
Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое
имение Пушкиных.  В ссылке в Михайловском жил
вместе с няней. Много писал, по вечерам слушал
нянины сказки.
Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37
лет. Он был убит на дуэли французом Дантесом.
Похоронили поэта в Святогорском монастыре
Псковской  губернии, недалеко от
Михайловского.

Учитель: Пушкин был настолько
многогранным, что, практически во всех
существующих литературных  жанрах  сумел
создать замечательные классические
произведения,  а в некоторых настоящие шедевры
(обращение к выставке книг.)

 К которым мы по праву относим его сказки

– Сколько сказок написал Пушкин ?    ( (5)

– Давайте перечислим их.

Дети:

  • 1830 г.      «Сказка о попе и работнике
    его Балде»
  • 1831 г.      «Сказка о царе Салтане, о
    сыне его славном и могучем богатыре князе
    Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»
  • 1833 г.      «Сказка о мертвой царевне
    и о семи богатырях»
  • 1833 г.      «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • 1834 г.      «Сказка о золотом
    петушке».

Учитель:Кстати сказать, «Сказка о Попе
и работнике его Балде» в этом году  отметила
юбилей так как была написана  ( 1830 году) С
момента написания прошло 180 лет!
Пушкин создал мир сказки, подобный существовал
на Руси лишь в устном народном творчестве.
– А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете 
сказки Пушкина.

Викторина

1. Сколько лет жил старик со своею старухой?   (
33 года).

2. О ком написан отрывок?

«Что и  жить в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу». (О царе Дадоне  «Сказка
о Золотом петушке»)

3. Кого испугался герой сказки Пушкина?

«Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказать про такую беседу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк…»

 (Балду.   Из «Сказки о попе и
работнике его Балде»)

4. Послушайте отрывок  и сказки:

« В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».

– О ком идёт речь?  Из какой сказки?
Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)

5. Посмотрите на этот предмет и скажите,  из
какой сказки? (Яблоко  из  «Сказки  о
мёртвой царевне и семи богатырях)

6. Что грызла белочка под высокой елью? И  в
какой сказке это происходило? (Золотой орех в
«Сказке о царе Салтане)

7. Рисунки КОМАРА, МУХИ, ШМЕЛЯ. Кто это? С какой
сказкой и как их можно соотнести? (Князь
Гвидон  в «Сказке о царе Салтане…»
превращается в комара, муху, шмеля)

Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы
знаете хорошо. А теперь начнём нашу исследовательскую
работу.
Но прежде чем мы начнём говорить о
народных сказках, ответьте

– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)
– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина
Родионовна) 

(Портрет появляется на доске)

– Любимая  нянюшка – Арина Родионовна.
 Простой русской женщине  посвятил Пушкин
такие строки

Ученица рассказывает отрывок.

               НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…

                                                                          
А.С. Пушкин

Учитель: Она знала великое множество
русских народных песен,  сказок и была
замечательной рассказчицей. Именно от няни
Пушкин услышал много сказок. 
Мы с вами говорили о русских народных сказках.

– Что характерно для них?

Троекратные
повторы                 
на доске

– Какие повторы встречаются в народных
сказках? (Три сына,  дочери,  три задания,
 три чуда)

Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях
 в народных сказках  говорят одними и теми
же словами.

  • «Колобок» песенка всегда начинается одинаково,
  • «Сивка Бурка»  заклинание тоже повторяется
  • Емеля  «По щучьему велению, по моему
    хотению»…

Учитель: Итак, для русской народной
сказки характерны всевозможные повторы. А ещё из
сказки в сказку повторяются устойчивые
выражения, помните

Устойчивые выражения                
   на доске

– Что такое устойчивые выражения ? (Это
выражения, которые встречаются ,  повторяются
во многих сказках)

  • Близко ли, далёко ли
  • Долго ли коротко
  • Я там пил, мёд пиво пил
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
    делается
  • И стали они жить поживать да добра наживать

– Зачем   использовались в сказках 
устойчивые выражения? (Чтобы было лучше
запомнить текст сказки)

Учитель: В  русских народных
сказках встречаются  устойчивые эпитеты

Устойчивые
эпитеты             
на доске

– Ответьте, что такое эпитеты? (Ответы детей)

Эпитеты – это образные 
художественные определения, чаще всего
выраженные прилагательными.

– Приведите примеры эпитетов  из сказок
русских народных

Учащиеся приводят примеры

  • Терем высокий
  • Сети шелковы
  • Буйна голова
  • Земля сыра

и т.д.

Учитель: А теперь будем работать со
сказкой  Пушкина. Давайте прочитаем, каким
словами начинается сказка А.С. Пушкина.

(Дети читают)

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица

– Смотрите, как и в  русских народных
сказках:  «три девицы», «кабы я была царица».
 Давайте сравним.  Какие слова говорят
сестрицы в русской народной сказке «По колено в
золоте» (Дети читают)

«…Взял бы меня царь замуж, я бы весь мир
накормила одним караваем
А вторая говорит:
А меня бы царь замуж взял, я бы всё войско его
одним куском холста одела…»

– Похожи эти две сказки?
–  Которая на ваш взгляд интереснее?
– Почему?
– А в сказке Пушкина  есть повторы? Найдите.
– Гвидон три раза превращается в насекомое,
найдите это в тексте.
– В кого первый раз?  (Комар)
– Второй раз (Муха)
– Третий раз (Шмель)
– Сто ещё неоднократно повторяется? (Царевна
Лебедь выполняет три раза по просьбе Гвидона
чудеса)

– Найдите и прочитайте.

Выборочное чтение.

1. Сначала появляется на острове белка

Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.

2. В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»

3. Третье  чудо, когда лебедь превращается в
царевну.

«Встрепенулась, отряхнулась
и царевной обернулась,

Учитель: В народных сказках о сходных
ситуациях рассказывается одними и теми же
словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке
Пушкина (троекратные повторы у
Пушкина)

– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем
это.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит,
И ответ держать велит»

– Да, одними и теми же  словами Пушкин пишет о
прибытии корабельщиков, а ещё когда корабельщики
плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются
одинаково.
– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом , что
он  говорит Лебеди? Найдите и прочитайте.
(Выборочное чтение)

Грусть, тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»

– Как вы думаете, почему же  царевич Гвидон
попросил Лебедь исполнить все три чуда? (Он
хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.)

– Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а
так  царевичу приходится превращаться то в
комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно
не узнал бы  его и не поверил, что это его сын.
Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите
и прочитайте  (Выборочное чтение)

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.

– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него
есть сын.

Нет, он хотел, чтобы мама
Его была счастлива.

Учитель:  А теперь я предлагаю вам
ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей
сказке устойчивые  эпитеты. (Да)
– Приведите примеры. (Красная девица,
голубушка сестрица, царь-отец, князь прекрасный,
лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)

Учитель: Пушкин использует в своей
сказке, троерактные повторы, устойчивые
выражения, эпитеты, так же как и народные
сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку народную
речь.

Выборочное чтение в книге, когда дети
зачитывают на доске появляются записи.

На доске:

  • Наступает срок родин
  • В гневе начал он чудесить
  •  Глядь по верх текучих вод
  • Лебедь белая плывёт

– Как вы понимаете смысл этих выражений

  • Срок родин – значит, что царица должна
    родить ребёнка.
  • Начал чудесить – разозлился,
    разгневался
  • Плывёт по воде, а в народе говорили раньше «поверх
    текучих вод»

– Приведите  свои примеры простонародных
выражений:

1.«За морем житью не худо»
2.« Здравствуй, красная девица»
3.«И пустили в окиян»

Учитель: Народная сказка не знает
подробностей, она рисует всё общим планом. В
народной сказке обычно царевна такой красоты…

Что ни в сказке сказать.
Ни пером описать

– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь?
 (Ответы детей)

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава…

– И он подробно описывает город, который
принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем
(выборочное чтение)

Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

– Давайте вспомним, чем похожи сказки 
Пушкина и русская народная «По колено ноги в
золоте»

1. Три сестры
2.Третью взял в жёны царь
3. Первые две стали завидовать
4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую
засмолили.
5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с
третьим сыном, который тоже рос не по годам, а по
часам.
6. Есть корабельщики
7. Есть три чуда и т.д.

Учитель: А какая сказка вам
понравилась больше? (Ответы детей)
– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее,
глубже народной сказки, подробнее описания.
Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)

– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным,
внимательным
. Он очень любил своих
родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым,
придумал, как сделать так, чтобы отец приехал. Он
даже маме не говорил, что видел отца, что тот
скоро приедет.

Князь Гвидон гостеприимный.)

– А царевна лебедь ? (Она добрая, нежная,
отзывчивая
. Она скромная, только в
последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь –
царевна, а  не птица. Хоть она и сказочная
птица, она этим не гордится. Не показывает своего
превосходства над князем и его матушкой. Князь
Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на
которых стремились быть похожими люди.)

На доске: Сказка ложь, да в ней намёк –
добрым молодцам урок.

– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как
себя вести и общаться с другими людьми.)

6. Итог урока

– Мы с вами провели большую исследовательскую
работу. К какому же выводу мы пришли? Мы
высказывали ГИПОТИЗУ

Дети сами формулируют вывод.

Вывод: Так как в сказке Пушкин
 использует формы народного песенного стиха,
использует в сказке зачин, концовку, а также
элементы народного поэтического языка – 
повторы, постоянные эпитеты, народную
разговорную лексику.
Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина –
прямая наследница сказки народной.

Учитель: Вы согласны с высказыванием
Самуила Яковлевича Маршака? .

Дети высказывают своё мнение

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

– Если хотите, перечитайте сказку ещё раз. А я
предлагаю написать вам  в тетради небольшое
сочинение, которым вы попытаетесь ответить на
вопрос:

  • Чему нас учит князь Гвидон?
  • Чему нас учит царевна Лебедь?

Или выучить наизусть понравившийся отрывок
сказки,

9. Рефлексия

– Ребята по кругу высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы из
ниже перечисленных:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

– Спасибо всем за работу! Молодцы!

Конспект урока по литературному чтению № 23

(подготовила: учитель начальных классов: Шинкарук Ольга Николаевна)

Дата: 23.10.2020 г.

Класс: 3-Б

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сравнение народной и литературной сказки Особенности волшебной сказки

Цели:  провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной; совершенствовать навыки чтения; развивать умение анализировать художественное произведение; развивать чувства прекрасного посредством художественного слова; воспитание милосердия, ответственности, доброты, правдивости.

Планируемы результаты:  

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; развивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать текст.

Личностные УУД: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Тип урока: Урок систематизации знаний

Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Школа России, интерактивный комплекс, презентация, карточки.

Ход урока

    1. Организационный момент. Приветствие

    2. Мотивация к деятельности 

    Ну, ребята, подтянитесь!
    И тихонечко садитесь!
    Улыбнитесь! Не ленитесь!
    За работу все возьмитесь!

    3. Актуализация знаний

    — Для начала проведём речевую разминку:

    Шесть мышат в шалаше шуршат.

    Прочитайте:

    а) про себя;

    б) вслух громко, прохлопывая ритм;

    в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слова;

    г) постепенно увеличивая темп;

    д) кто быстрее прочитает?

    — О чем-то скрипит половица,

      И спице опять не спится,

    Присев на кровати, подушки

    Уже навострили ушки.

    И сразу меняются лица,

    Меняются звуки и краски…

    Тихонько скрипит половица,

    К нам снова приходит сказка.

    — Ребята, сегодня мы снова будем говорить о сказке. Ребята, а какую сказку мы с вами изучаем? (Ответы детей)

    — На прошлом уроке мы дочитали сказку до конца, узнали историю создания сказки. Давайте вспомним, сюжеты каких сказок были задействованы Пушкиным для создания своей «Сказки о царе Салтане…»? ( «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица-говорунья») — Давайте вспомним сюжет сказки. (Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)

    • Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.

    • Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.

    •  Обман царя.

    •  Спасение матери с младенцем.

    •  Спасение Лебеди от злого коршуна.

    • Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.

    •  Князь Гвидон узнал о втором чуде.

    •  Третье чудо князя Гвидона.

    • Царевна Лебедь – четвертое чудо.

    •  Встреча с отцом.)

    — Какая это сказка: народная или литературная? (Литературная, т. к. имеет автора).

    4. Принятие учебной задачи учащимися

    — А какие жанры бывают у народных сказок? (Волшебные, бытовые, о животных). Какой жанр у Сказки Пушкина? (Ответы детей).

    — Есть сходства «Сказки о царе Салтане…» с народными сказками? (Есть) А различия? (тоже есть)

    — Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Находить сходства и различия народной сказки со сказкой Пушкина)

    — Какие задачи себе поставим? ( Научиться сравнивать народную сказку и литературную)

    5. Совместное открытие знаний учащимися

    — Имеет ли русская народная сказка автора? (Нет, не имеет) А литературная? (Имеет)

    — В какой форме (письменной или устной) существуют народные сказки? (В устной) А литературные? (В письменной)

    — Может ли народная сказка иметь несколько вариантов? (Может. Каждый рассказчик рассказывает её по-разному) А литературная сказка? (Нет. Существует в одном варианте)

    — Дети, давайте вспомним, какую структуру имеет народная сказка? (Зачин, основная часть и концовка)

    — Известен ли год написания народной сказки? (Нет) А литературной? (Да)

    — Есть ли зачин у сказки Пушкина? (Нет. Она начинается так, будто все события происходят близко, в любом из мест нашего края) Зачитайте начало сказки Пушкина. (находят, зачитывают) Имеется ли основная часть, концовка? (Да, имеются)

    — Давайте определим жанр «Сказки о царе Салтане»? (Скорей всего волшебная, т. к. в ней есть волшебство)

    — Какое волшебство присутствует в сказке Пушкина? (Путешествие царицы с ребёнком в бочке к острову. Взросление новорожденного Гвидона в бочке не по дням, а по часам; умение прекрасно говорить. Чудесная сила Гвидона, выдавившего с лёгкостью дно у бочки. Спасение Царевны-Лебеди Гвидоном от Коршуна. Обе птицы — заколдованные люди. Появление на острове города, в котором Гвидона делают Князем, — волшебство Царевны-Лебеди. Путешествие Гвидона к отцу Салтану в образе комара, мухи, шмеля, — тройное волшебство. Чудесная белка, 33 богатыря и царевна-Лебедь — тройное чудо).

    — В волшебных русских народных сказках есть чудеса? (Да, есть) А кто ещё есть в народных сказках? (Сказочные герои)

    — В литературной сказке Пушкина есть сказочные герой? (Да, есть. Коршун-чародей, Царица-Лебедь, Белка, 33 богатыря и дядька Черномор)

    — Назовите оставшихся героев сказки и почему мы не причисляем их к сказочным героям? (Царь Салтан, Царица, князь Гвидон, Ткачиха, повариха, сватья Баба-Бабариха, корабельщики. Они могли существовать на самом деле, так же они не наделены волшебным умением)

    6. Физкультминутка

    Физзарядкой белочке не лень
     Заниматься целый день.
     С одной ветки, прыгнув влево,
     На сучке она присела.
     Вправо прыгнула потом,
     Покружилась над дуплом.
     Влево-вправо целый день
     Прыгать белочке не лень.

    Продолжение работы по теме урока.

    -Ребята, что ещё характерно для народной сказки и встречается в сказке Пушкина? (Троекратный повтор)

    — Что троекратно повторяется в литературной сказке? (Ответы детей)

    — Совершенно верно. Пушкин А. С. следует в своей сказке традициям русского фольклора. В русских народных сказках используются повторы, придающие рассказыванию особый ритм и напевность. Таких повторов в сказке много. В самом начале сказки в диалоге трех девиц повторяется строчка: «Кабы я была царица..»; в путешествиях купцов и князя используются как связующее звено частей сюжета сказки повторяющиеся строчки:»Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят… Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?» — Корабельщики в ответ…»;»Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовет их в гости…Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо?»..Корабельщики в ответ:»Мы объехали весь свет». В некоторых повторах меняются одно-два слова, наверное, для разнообразия, чтобы не наскучить:»Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых (раздутых) парусах». Повторы обычно достигают магического числа «три»: три раза князь превращается в насекомых, три раза ткачиха и повариха и Бабариха придумывают чудеса, и их кусает князь и т.д. Магическое число 3 характерно для русских народных сказок.

    В русских народных сказках используются также постоянные эпитеты, и Пушкин А. С. следует этой традиции, его эпитеты похожи на постоянные или заимствованы из фольклора:» дуб зеленый; море, небо синее; лебедь белая; царица молодая; красная девица; добрый ужин; честные гости; город златоглавый; авторские эпитеты: «могучий избавитель, оглушительный трезвон, скорлупки золотые, дом хрустальный, желанная страна, с грустной думой и т.д. В  народной  сказке  ведётся  повествование  без  отношения  к  героям  и  событиям.  В  литературном  произведении  присутствует  оценка  героев  и  их  поступков. Мы видим, что автор наделяет своих персонажей характерами.

    Что ещё интересного можно сказать о сказке Пушкина? Мы обращали на это внимание на прошлом уроке. (В «Сказке о царе Салтане…» Есть только одно слово на эф – это слово Флот)

    — В русских народных сказках добро всегда побеждает зло. Как заканчивается сказка у Пушкина? (Ответы детей)

    — В течение  всего  повествования  мы  ждём,  когда  же  восторжествует  справедливость,  зло  будет  наказано  в  литературной  сказке.  В  сказке  А.С.  Пушкина  князь  Гвидон  ранит  коршуна  в  шею,  превратившись  в  комара,  муху,  шмеля,  укусил  и  ужалил  ткачиху,  повариху,  сватью  бабу  Бабариху – этим литературная сказка схожа с народной.   Но  интересно  то,  что  царь  Салтан  помиловал  повариху,  ткачиху  и  сватью  бабу  Бабариху.  Он  не  стал  их  наказывать,  как  бы  не  хотелось  этого  читателю,  переживающему  вместе  с  Гвидоном.

    Работая  над  этой  темой,  мы  сделали  открытие.  Русская  народная  сказка  учит  нас  что,  хорошо  и  что  плохо,  что  человеку  воздастся  за  его  доброту,  героизм,  милосердие,  прощение, а зло будет наказано.

    Приведём  примеры.  Описание  пейзажа  поэтом:  «В  синем  небе  звёзды  блещут,  в  синем  море  волны  хлещут…».  А  как  Гвидон  делал  лук  для  охоты?  Всё  реально,  даже  шнурок  берётся  не  из  ниоткуда,  а  с  креста  на  шее.  Конечно,  князю  Гвидону  помогает  Царевна  Лебедь  за  своё  освобождение,  но  счастливая  развязка  в  сказке  происходит  благодаря  личным  качествам  главного  героя,  его  широте  души,  любви.

    Вот  как  завершается  повествование  у  А.С.  Пушкина:  «Я  там  был;  мёд,  пиво  пил  —  и  усы  лишь  обмочил».  И  это,  несомненно,  возвращает  нас  из  мира  сказки  в  реальный  мир.

    Итак,  анализ  сравнения  «Сказки  о  царе  Салтане…»  А.С.  Пушкина  и  волшебных  народных  сказок  показал,  что  много  схожих  черт,  но  и  много  различий.  Мы  ещё  раз  убеждаемся  в  уникальности  творчества  великого  русского  поэта.

    7. Первичное закрепление знаний.

    Давайте вспомним всё, о чём сегодня говорили и рассмотрим таблички, которые вы получили.

    Русская народная сказка

    Литературная сказка

    • Не видно отношения автора к персонажам.

    Постоянные эпитеты.

    • Видно отношение автора к персонажам.

    • Существует в устной форме

    • Создаётся в письменной форме.

    • Каждая сказка существует

    в нескольких вариантах.

    (Рассказчик может вносить изменения.)

    • Внесение изменений не допускается.

    • Время создания определить невозможно

    • Время создания сказки известно.

    • Народная сказка ограничивается определённым жанром:

    — волшебная,

    — бытовая,

    — о животных

    • Не ограничивается определённым жанром,

    включает в себя черты

    бытовой сказки, и волшебной,

    и сказки о животных,

    и даже фантастику.

    8. Рефлексия

    — Оцените свою работу. Если вам понравился урок, похлопайте себе.

    — Если урок не понравился, потопайте ножками.

    9. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе Салтане»

    10. Итог урока

    — Чем занимались на уроке?
    — Решили мы те задачи, которые ставили?
    — Что нового узнали на уроке?

    Урок окончен! Спасибо за работу!

    И одной из жемчужин русской литературы является «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Откуда же черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин, создавая это произведение, в котором фольклорные мотивы причудливо переплелись с его собственной авторской фантазией?

    Сюжет

    «Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1831 году. Считается, что сюжет был почерпнут им из сказок, которые рассказывала нянюшка Арина Родионовна. Действительно, Арина Родионова (именно так, поскольку по отчеству, Родионовной, няню называли домашние) — крепостная семьи Ганнибал, происходила из северных русских земель, сохранивших в своем фольклоре немало старинных сюжетов и имен. По некоторым сведениям она была ижоркой по происхождению. Но даже если и так, то это не слишком важно, поскольку ощущала себя она, по-видимому, русской. Именно речь няни, ее сказки и прибаутки стали для Пушкина неистощимым кладезем русской национальной поэзии. Это она рассказала Александру Сергеевичу сказки «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица говорунья», а так же «Сказку о трех королевнах, родных сестрах». Названия здесь приведены по сборникам русских сказок, сделанных Афанасьевым и Ончуковым. А как называла эти истории Арина Родионовна нам, конечно же, неизвестно. В этих сказках Пушкин почерпнул основные мотивы будущего шедевра: разговор трех сестер, подслушанный царем, рождение чудесного младенца, наговор завистниц, в результате которого царицу и ее дитя бросают в бочке в воду, чудесные диковины далекого морского острова, 30 витязей, охраняющих этот остров и т.п. Однако, одним лишь русским фольклором источники Пушкина не исчерпываются. Сюжет об оклеветанной матери и чудесных детях очень популярен и встречается в сказках всего мира. Зачастую эти мотивы получали литературную обработку. Так, Пушкин был, безусловно, знаком со сказкой французской баронессы д’Онуа «Принцесса Бель-Этуаль», в которой повествуется о чудесной деве со звездой, а так же с «Повествованием законника» из «Кентерберийских рассказов», где речь идет об оклеветанной дочери императора, отправленной в ладье на волю волн.

    Имена

    Собственных имен в сказке немного. Это Салтан, Гвидон, царевна Лебедь и сватья баба Бабариха. Остальных персонажей Пушкин называет просто царицей, ткачихой, поварихой и т.п. Каково же происхождение имен?

    Салтан — это, очевидно, лубочный «царь-султан», персонаж хорошо известный русскому народу со времен бесконечных войн с турками. Все знали, что где-то далеко есть могучее царство, которым управляет «царь Салтан».

    Гвидон — имя, заимствованное из лубочного цикла «О Бове-королевиче», который является переработкой европейского рыцарского романа. Гвидоном в этом цикле зовут отца Бовы. По всей видимости, Гвидон — это производное от итальянского имени Гвидо. Специалисты усматривают в этой паре «Салтан — Гвидон» противопоставление «восток — запад».

    Царевна Лебедь — это всецело дитя авторской фантазии Пушкина. Ни в одном из вариантов сказок об оклеветанной супруге и ее чудесном ребенке нет ни слова о прекрасной деве-оборотне. По всей видимости, образ царевны Лебеди родился под влиянием таких персонажей, как Василиса Премудрая или Софья Премудрая и французской принцессы Бель-Этуаль.

    Баба Бабариха. Этот персонаж взят поэтом, вероятно, из русских заговоров, в которых присутствует некая Бабариха, «коя на камне на синем море сидит, калену сковороду держит недуги жечь-палить».

    География

    «Царство славного Салтана» не имеет какой-либо географической привязки. Зато остров, на котором оказываются царица и князь Гвидон, имеет название — Буян. И относительно его происхождения у специалистов имеются несколько версий.

    Во-первых, остров Буян имеет общие черты с чудесным царством, расположенным где-то за морем, которое встречается в фольклоре едва ли не всех европейских народов.

    Во-вторых, остров Буян иногда связывают с Соловецкими островами. Дело в том, что знаменитый Соловецкий монастырь возник на острове не в одну ночь, конечно же, но достаточно быстро. И стал, как считают исследователи, причиной немалого удивления мореходов. Плавали-плавали мимо пустынного острова, и вдруг видят на нем «Новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами».

    И, наконец, наиболее популярная версия связывает фольклорный остров Буян с островом Рюген в Балтийском море. Там, на Рюгене, на мысе Аркона в древности располагалось святилище славянского языческого божества Свентовита (Святовита). Населяли Рюген славяне, и этот остов был, вероятно, важным духовным, сакральным центром славянского мира. Были на Рюгене в изобилии и меловые камни, отсюда, видимо, и образ камня Алатырь в народных поверьях. Многие заговоры начинаются словами: «На море-окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь…». Пушкин, конечно же, слышал от няни сказки и заговоры, в которых поминается остров Буян.

    Ответ от Елена Конюхова[гуру]
    1. Народная сказка — творение коллективное. она создаётся народом. Литературная сказка всегда имеет конкретного автора.
    2. В народной сказке поднимается общечеловеческая проблема, значимая для всех. В авторской сказке проблема может быть и узкой, важной для конкретного автора или героя.
    3. Идея народной сказки заключается в нравоучении, народной мудрости. Идея литературной сказки — выявление авторской позиции, его отношение к поставленным проблемам.
    4. Сказочные приёмы (троекратные повторы, магические числа, нарушение запрета…) в рамках народной сказки обязательны. В литературной сказке их присутствие или отсутствие решается автором.
    5. В народной сказке язык (эпитеты, сравнения, устаревшие и диалектные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами) встречаются постоянно, так как отражают народную речь. В авторской сказке их использование является авторским средством придания произведению сказочной формы. Наряду с ними присутствуют оценочные эпитеты, метафоры, описания природы, внешности и т. д.
    6. В народной сказке всегда есть присказка, зачин, конец. В литературной сказке один или несколько компонентов могут отсутствовать.
    7. Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени. Народная сказка — это жанр устного народного творчества, поэтому она может изменяться по мере передачи её из уст в уста.
    8. В народных сказках добро всегда побеждает зло. В авторской сказке конец может быть менее оптимистичным.

    Ответ от Камилла Луговина
    [новичек]
    фууууу

    Ответ от Ёергей Мезенцев
    [новичек]
    вопщета это всё правильно

    Ответ от AIMEKEN ®
    [новичек]
    ты себе сам отвечаешь своими вопросами,

    Ответ от 3 ответа
    [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое авторская сказка? чем она отличается от народной сказки?

    Сказка — любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. Сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные писатели. В этой статье мы разберемся, чем отличается народная сказка от литературной.

    Особенности жанра

    Сказка — самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов.

    По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций. В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору?

    Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь.

    Особенности народного творчества

    Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Для начала разберемся с тем, что принято называть «народной сказкой». Начнем с того, что этот жанр считается одним из древнейших и признан культурным наследием, сохранившим представления наших предков об устройстве мира и о взаимодействии человека с ним.

    В таких произведениях отразились нравственные ценности людей прошлого, проявившиеся в четком делении героев на добрых и злых, национальные черты характера, особенности верований и быта.

    1668468

    Народные сказки принято разделять на три вида в зависимости от сюжета и героев: волшебные, о животных и бытовые.

    Авторское прочтение

    Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней. В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно — только в 18 веке. Связано это было с развитием просветительских идей в Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать.

    Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Они брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, часто вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт.

    Главные отличия

    1668438

    Теперь перейдем к тому, чем отличается народная сказка от литературной. Перечислим основные черты:

    • Начнем с того, что авторское произведение всегда имеет один и тот же неизменяемый сюжет, в то время как народная видоизменяется и трансформируется все время своего существования, так как меняется окружающая действительность и мировоззрение людей. Кроме того, обычно литературный вариант крупнее по объему.
    • В авторской сказке ярче выражена изобразительность. В ней больше деталей, подробностей, красочных описаний действий и персонажей. Народная версия очень примерно описывает место действия, самих персонажей и события.
    • Литературная сказка обладает психологизмом, который несвойственен фольклору. То есть автор много внимания уделяет исследованию внутреннего мира персонажа, его переживаниям и чувствам. Народное творчество никогда так подробно не углубляется в тему.
    • Главными героями народных сказок являются маски-типажи, обобщенные образы. Авторы же наделяют своих персонажей индивидуальностью, делают их характеры сложнее, противоречивее, а поступки мотивированнее.
    • В литературном произведении всегда присутствует ярко выраженная позиция автора. Он высказывает свое отношение к происходящему, дает оценку событиям и персонажам, эмоционально окрашивает происходящее.

    Чем отличается литературная сказка от народной: примеры

    Теперь попробуем применить теорию на практике. Для примера возьмем сказки А. С. Пушкина.

    1668456

    Итак, для того чтобы показать приемы изобразительности, возьмем «Сказку о мертвой царевне». Автор очень детально и красочно описывает обстановку и убранство: «в светлой горнице… лавки, крытые ковром», печь «с изразцовой лежанкой».

    Психологизм героев отлично демонстрирует «Сказка о царе Салтане», Пушкин с большим вниманием относится к чувствам своего героя: «забилось ретивое… слезами залился… дух в нем занялся».

    Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя. Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь».

    Что касается эмоциональной окраски, то, например, «Сказка о Балде» — балагурная и насмешливая; «Сказка о Золотой Рыбке» — ироничная и немного печальная; «Сказка о мертвой царевне» — печальная, грустная и нежная.

    Заключение

    1668474

    Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда отражает мировоззрение писателя, его взгляд на мир и отношение к нему. Это мнение может частично совпадать с народным, но никогда не будет ему тождественно. За литературной сказкой всегда проступает личность автора.

    Кроме того, записанные сказки всегда привязаны к определенному времени и месту. Например, сюжеты народных сказок часто кочуют и встречаются в различных местностях, поэтому датировать их происхождение практически невозможно. А время написания литературного произведение легко определить, несмотря на стилизацию под фольклор.

    Если в литературном произведении повествование ведется от первого лица, это не значит, что рассказчиком является сам автор. Образ рассказчика – авторский вымысел для реализации пределенной авторской цели, и его роль в художественной организации текста не менее важна, чем само действие, о котором повествует автор.

    Определение

    Рассказчик
    – вымышленный персонаж, от имени которого ведется повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.

    Сравнение

    Персонажи всегда получают прямую или косвенную авторскую оценку, важную для раскрытия идейного содержания произведения. В некоторых жанрах для этой цели вводится рассказчик – лицо, условно наделенное собственным суждением о событиях и героях, вокруг которых разворачивается сюжетное действие.

    Образ рассказчика нейтрален. Читатель почти ничего не узнает о его характере, образе мыслей, судьбе. Рассказчик интересен только тем, что от его имени ведется повествование. Со слов рассказчика мы узнаем о привычках и странностях Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; пушкинский цикл «Повестей Белкина» тоже передан вымышленным рассказчиком.

    Повествование от первого лица – распространенный прием в европейской литературе XVIII – XIX веков. Рассказчику редко отводилась роль бесстрастного наблюдателя за событиями и хронолога: в его уста вкладывалась портретная характеристика главных героев произведения, оценка их поступков, прогнозы и предупреждения о последствиях необдуманных действий.

    Часто рассказчик необходим для выражения авторской позиции. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» образ рассказчика почти тождественен самому автору. Однако это все-таки образ, в котором только частично отразилось авторское мироощущение.

    Введение фигуры рассказчика в сюжет произведения усложняет композицию, придает ей многоплановость и в то же время четко структурирует повествование. Автор при этом остается творцом и создателем, главным режиссером действия, а не его участником.

    Выводы сайт

    1. Автор – создатель литературного произведения. Рассказчик – один из его персонажей.
    2. Автор выстраивает сюжет и описывает события, рассказывать о которых должен вымышленный герой – рассказчик.
    3. Благодаря образу рассказчика может быть выражена авторская позиция по отношению к описываемым событиям.
    4. В оценочных суждениях рассказчика частично проявляется мировоззрение автора.

    Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.

    Народные сказки

    Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка — это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:

    • Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
    • Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
    • Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
    • Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
    • Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).

    Отдельную нишу в представленной классификации занимают которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.

    658622

    Литературные сказки

    Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм — признанные классики жанра.

    Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, и Л. Кэрролла.

    Общее. Фольклорные традиции

    Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:

    • Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
    • По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
    • В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, и т. д.
    • Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

    Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.

    658621

    Отличия

    Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:

    • В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
    • В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
    • Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
    • Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» — чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» — балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» — ироничная, но печальная.

    Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.

    659103

    Коротко о главном

    Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание — это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное — это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.

    658618

    Любимый литературный жанр малышей

    Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.

  • Сказка о царе салтане какие чудеса происходили в сказке
  • Сказка о царе салтане какая пословица подходит к сказке
  • Сказка о царе салтане испытания в сказке
  • Сказка о царе салтане итоговый урок презентация
  • Сказка о царе салтане имя героя его место жительства